ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Новый клип Саиды Мухаметзяновой на песню "Су буйлап" | HD 1080p

Трамп решил положить конец российской поддержке сирийского диктатора Асада











Трамп решил положить конец российской поддержке сирийского диктатора Асада


https://www.turantoday.com/2020/02/trump-end-russian-support-assad-regime.html

Россия должна прекратить поддерживать действия сирийских правительственных сил в Идлибе, заявил президент США Дональд Трамп в беседе с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.

"Трамп выразил желание США положить конец поддержке Россией зверств режима Асада", - сообщил представитель Белого дома Джадд Дир.

Американский лидер выразил обеспокоенность по поводу происходящего на севере Сирии насилия и высказался за политическое урегулирование ситуации, а также поблагодарил Эрдогана за усилия по предотвращению гуманитарной катастрофы.

Разговор между двумя лидерами состоялся 15 февраля, сообщает The Hill.

В январе сирийская правительственная армия, несмотря на договоренности между Россией и Турцией о зоне деэскалации, активизировала действия по восстановлению контроля над Идлибом, последним регионом Сирии, подконтрольным вооруженной оппозиции - группировкам повстанцев, противодействующим Асаду. О создании здесь "зоны деэскалации" в сентябре 2017 года на переговорах в Астане договорились Россия, Иран и Турция. Анкара старается не допустить боевых действий в Идлибе, ибо бои в провинции означали бы не только новый поток беженцев в Турцию, но и просачивание через границу радикальных элементов. Поэтому Турция до последнего стремилась убедить Москву отговорить ее союзника - Башара Асада от боевых действий в этом регионе. В феврале силы Асада подвергли нескольким ударам позиции турецкой армии, которая в общей сложности потеряла убитыми 12 военнослужащих и одного гражданского специалиста. В ответ были нанесены удары по более чем ста целям, также повстанцами были сбиты два сирийских вертолета в небе над Идлибом. Президент Турции Эрдоган заявил, что в случае новой агрессии в отношении турецких войск Анкара начнет полномасштабные бомбардировки сирийских сил, и пригрозил уничтожать любую авиацию в небе над провинцией.

Учебник по общетюркской истории введен в школах Азербайджана, Казахстана и Турции


Учебник по общетюркской истории введен в школах Азербайджана, Казахстана и Турции




Разработанный решением Тюркского совета учебник по общетюркской истории введен в школах Азербайджана, Казахстана и Турции.

В этом году предмет "Общетюркская история" в качестве факультатива выбрали 30 тысяч учащихся в Турции, 15 тысяч - в Казахстане и 10 тысяч - в Азербайджане, сообщает турецкое новостное агентство Anadolu.

Учебник охватывает эпоху с древнейших времен по XV столетие и в хронологическом порядке освещает историю сакских племен, гуннов, Гёк-Тюркского, Аварского, Хазарского, Тюргешского, Уйгурского и Кыргызского каганатов, карлуков, огузов, караханидов, газневидов, сельджуков, Атабеков Азербайджана, Хорезмшахов, Золотой Орды, государств, созданных ильханидами, мамлюками, османами, тимуридами и др.

В пособии также отражена история возникновения общетюркских эпосов, общих традиций и национальных игр.

Тюркский совет (Совет сотрудничества тюркоязычных государств) - основанная в 2009 году международная политико-экономическая организация, официально объединяющая на данный момент пять (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турцию и Узбекистан) из семи ныне независимых тюркских государств. Цель Тюркского совета развивать связи между братскими странами на основе добровольности, взаимного уважения и консенсуса. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.

«Зафар-наме» — историческое сочинение персидского историка Шарафаддина Язди, описывающее биографию Тамерлана.


https://www.facebook.com/tashkentvsedaokolouz/photos/a.462821290733047/1080513258963844/?type=3&theater

На изображении может находиться: 1 человек

Ташкент I vsedaokolo.uz
16 ч.
.. миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я.
Великий Амир Темур
_
«Зафар-наме» — историческое сочинение персидского историка Шарафаддина Язди, описывающее биографию Тамерлана. Написано на персидском языке (фарси) по заказу внука Тамерлана в середине XV века (1425 год).
Первая попытка написать биографию Тамерлана была предпринята ещё при жизни полководца Низам ад-Дином (Низамеддином) Абд ал-Васи Шами и также называлась «Зафар-наме».
Именно этого экземпляра «Зафар-наме» в 1519 году Мухаммад Али ибн Дарвеш Али Бухари делает перевод от персидского на тюрки.
В тексте Тамерлан именуется Сахибкираном и повествование начинается с описания его рождения. Летоисчисление ведётся по исламскому календарю в сопоставлении с китайским гороскопом (Тамерлан родился в год Мыши). Успехи Тамерлана Язди объясняет счастливым расположением звезд, попечением Всевышнего и набожностью будущего полководца. Когда Тамерлан родился, Чагатайским улусом правил мятежный, но праведный Казаган.
Ко времени совершеннолетия Тамерлана Чагатайский улус окончательно распался на ряд враждующих княжеств: Самарканд, Бухара, Кеш, Балх, Баглан, Шиберган, Бадахшан, Ходжент, Хатлон. Как пишет Язди, «страна была расстроена, а народ был в замешательстве». Когда улус попытался объединить Тоглук-Тимур (падишах из области Джете), то 24-летний Тамерлан присягнул новому владыке в качестве коменданта (даруги) родного города Кеш, прежний правитель которого бежал в Хорасан. Однако вскоре новым правителем Чагатайского улуса стал малолетний Ильяс-Ходжа, при котором умножились смуты.
Тамерлан начинает действовать совместно с эмиром Хусейном. Грязевая битва 1365 года приводит к тактическому поражению Тамерлана, однако он начинает играть всё более самостоятельную роль. Свою власть Тамерлан легитимирует на курултае 1370 года. После этого Тамерлан принялся укреплять единство страны, покоряя Джете, Шиберган, Хорезм.
Первой внешней войной Тамерлана была война с улусом Джучи, где правили Урус-хан и Тохтамыш. Язди подробно описывает Войну Тимура с Тохтамышем. В ходе этой войны Тамерлан дважды разбил Тохтамыша на Волге и Тереке, а затем вторгся на Русь и даже разорил Москву (что оспаривается современными историками).
Другим направлением экспансии Тамерлана был Иран (Фарс, Азербайджан, Герат, Сеистан, Хорасан и Мазандаран). Первоначально в Иране Тамерлан покровительствует присягнувшим ему Музаффаридам, но потом отдаёт власть своим наместникам. В 1393 году (год Курицы) Тамерлан овладевает Багдадом и Тикритом.
Третьим направлением походов Тамерлана был Индостан. Поход в этом направлении был предпринят в 1398 году. В ходе этого похода войска Тамерлана нанесли поражение Делийскому султанату и достигли берегов Ганга.
Следующим направлением экспансии Тамерлана стала страна Рум. Там правил Баязид I, которого Язди называет сыном туркмена-лодочника. Первой крепостью пал Сивас. Затем войско прошло Абулистан, но потом повернулось в Сирию и 30 октября 1400 года захватило Халеб, который до этого принадлежал царям Египта. Затем пали Хама, Баальбек и Дамаск. Весной 1401 года Тамерлан был уже в Мосуле, а летом вновь разорил Багдад. Из-за того, что Баязид I укрыл Кара Юсуфа, Тамерлан возобновил свои действия против Рума, кульминацией которых стала Ангорская битва. Далее Тамерлан грабит столицу Рума Бурсу и завоевывает Измир, принадлежавший «неверным франкам».
«Из голов неверных воздвигли башни», повествует Шарафаддин Язди, а часть отрубленных голов зарядили в пушки и выстрелили ими в сторону кораблей европейцев. После Рума настала очередь Гурджистана (1403). Чтобы уравновесить свои разрушения Тамерлан заложил город Бейлаган, который располагался в области Карабаг. После завершения похода, Тамерлан начал готовиться к завоеванию Китая. Однако этим планам не суждено было сбыться, и завоеватель умер в Отраре.
Язди описывает Тамерлана как правоверного, удачливого, находчивого, милосердного к простому народу и сурового к предателям правителя.
При этом Тамерлан изображается как ревностный мусульманин, который воюет с неверными, судит на основании шариата, раздает милостыню нищим, строит мечети, чтит Коран и регулярно совершает намаз. Однако во время пиров Тамерлана употребляется вино и упоминаются виночерпии, а также он совершает поклонение на могилах шейхов. Кроме того, он активно пользуется услугами астрологов.
Тамерлан бывает необычайно жесток, однако эта жестокость и насилие преподносится как суровая, но справедливая кара за вероломство. Язди ценит в Тамерлане удачливость, набожность, мужество, щедрость и верность своему слову.

Молчание об обязательствах

https://www.idelreal.org/a/30447128.html?fbclid=IwAR17Oeb826gN6Uo9UQ_ezwBqqFQfcFlg5S14qglZeLgzU7TQb2XAa2ZuiCo

Молчание об обязательствах


Совет Европы

Совет Европы

21 февраля отмечается Международный день родного языка. В связи с этим "Idel.Реалии" поговорили с председателем Комитета экспертов Европейской Хартии региональных языков или языков национальных меньшинств Совета Европы Весной Црнич-Гротич​ о том, почему Россия до сих пор не выполняет свои обязательства.  Не могли бы объяснить, в чем преимущества для России ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств?
— Хартия является единственным подобным документом в мире, который направлен на защиту и продвижение традиционных для страны региональных языков и языков национальных меньшинств. Авторы текста Хартии считали, что лучшим способом поддержки регионального языка или языка национального меньшинства в качестве живого языка является продвижение его повседневного использования в частной и публичной жизни. Хартия идет дальше Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 14 которой запрещает дискриминацию на основе языка или ассоциированности с национальным меньшинством: Хартия создает прямое обязательство для государств поощрять использование этих языков в общественной жизни, особенно в сфере образования, средств массовой информации, культуры и управления. Основные цели Хартии лежат в сфере культуры: она призвана защищать и поощрять региональные языки или языки меньшинств как аспект культурного наследия Европы, которому может грозит опасность, и как выражение культурного богатства. Государства, ратифицировавшие Хартию, обязуются устранить любые неоправданные различия, исключения, ограничения или предпочтения, связанные с использованием регионального языка или языка меньшинств и направленные на то, чтобы препятствовать его сохранению или развитию или ставить под угрозу его сохранение или развитие. Уважение, понимание и терпимость в отношении региональных языков и языков меньшинств поощряются на всех уровнях, в том числе в сфере образования и средств массовой информации. Хартия не противопоставляет государственные языки стран ее региональным или языкам ее меньшинств и не исключает использования государственного языка государства в регионах, населенных меньшинствами. Она направлена на обеспечение лучшего понимания и уважения между различными группами населения на основе культуры и языка, а также на взаимное обогащение этих общин. Это помогает носителям языка меньшинства усилить чувство принадлежности к обществу в целом. Это, на наш взгляд, является ключевым преимуществом Хартии для людей на местах. — Россия еще не ратифицировала Хартию, хотя дважды обязалась сделать это. Означает ли это, что Москва не видит преимуществ, которые вы перечислили выше? И предпринимает ли Совет Европы в настоящее время какие-то шаги, чтобы продемонстрировать Москве эти плюсы?
— Нам представляется, что лучше на вопрос о нежелании Москвы ратифицировать Хартию могли бы ответить российские власти.
С 2009 по 2012 гг. Совета Европы предпринимал активные шаги, чтобы продвинуть вопрос ратификации Россией: в сотрудничестве с ЕС и российскими властями была реализована совместная программа "Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, Медиа и гражданского общества". В рамках программы была проведена апробация применения и мониторинга на примере пилотных регионов: Мордовии и Алтайского края. Также была создана совместная рабочая группа, которая обсуждала на экспертном уровне правовой, политический и межэтнический аспекты в контексте ратификации.
России следовало бы возобновить и институционализировать сотрудничество по подготовке ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств
Предложение по проекту документа, определяющего, какие языки будут защищены, в каких областях и в какой степени (так называемый ратификационный иснтрумент) был подготовлен независимыми экспертами и обсуждался на совещаниях совместной рабочей группы в 2011 году. Однако с момента опубликования документа в 2012 году Российская Федерация не обращалась в Совет Европы по поводу предложенного проекта, и работа совместной рабочей группы была приостановлена.
Совет Европы неоднократно выражал надежду на то, что Российская Федерация продолжит свои усилия по ратификации Хартии. России следовало бы возобновить и институционализировать сотрудничество по подготовке ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и продолжить деятельность совместной рабочей группы по содействию ратификации. — Могут ли общественные организации народов России как-то помочь убедить Москву в необходимости ратификации Хартии? Есть ли у Совета Европы какие-то рекомендации для них?
— Ассоциации национальных меньшинств призваны играть важную роль в содействии ратификации Хартии, прежде всего путем оказания помощи властям в более тщательном анализе существующей ситуации и уровня защиты, необходимой для региональных языков или языков меньшинств, а также путем повышения осведомленности о ее положениях внутри самих групп национальных меньшинств. Совет Европы мог бы предложить свои экспертные знания в этом отношении. — Имеются ли какие-то механизмы или процедуры, по которым Россию можно заставить выполнить принятые на себя обязательства? Или Совет Европы неспособен что-либо предпринять в этом вопросе?
Нет никаких правовых инструментов для обеспечения выполнения обязательства ратифицировать Хартию, если страна не осознает, какое впечатление производит невыполнение данного обещания
— Нет никаких правовых инструментов для обеспечения выполнения обязательства ратифицировать Хартию, если страна не осознает, какое впечатление производит невыполнение данного обещания. Единственно возможные инструменты носят политический характер, например, демонстрация выгод, которые принесла ратификация Хартии странам, присоединившимся к ней.
— Есть ли у России формальные возможности лоббирования отказа от ратификации в стенах Совета Европы?
— Надеемся, что Совету Европы удастся убедить Россию в преимуществах ратификации. 

рамазан алпаут

Журналист "Idel.Реалии". Пишет о Поволжье сквозь призму федеральной и международной повестки, освещает межрегиональные связи субъектов ПФО с другими регионами России. Один из ведущих видеопроекта "Реальные люди 2.0".

«Сегодня «татарское образование» смешно. Хотя почему смешно? Впору сесть и плакать»


https://m.business-gazeta.ru/article/458552?fbclid=IwAR0xK6hEIAjfX9Dl42UZfb8LUeCgbwI-L9gpDcwZDeAcbg-UIqXsZ1hnZ4E

«Сегодня «татарское образование» смешно. Хотя почему смешно? Впору сесть и плакать»

Национальный вопрос в Госсовете РТ: Тухватуллин и Зайдулла о переписи в Башкортостане и новых прокурорских проверках в школах
«Если и дальше так будет продолжаться, то численность татар вновь уменьшится», — сокрушались сегодня депутаты Госсовета РТ на очередной сессии. Из Москвы не перестают поступать тревожные сообщения об антифедеративных правках в Основной Закон страны, а братский народ с Востока готовится «повторить эксперимент» по переписыванию татар в башкир. Как предлагают держать оборону народные избранники — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГОВОРИТ НЕ В ПОЛЬЗУ ТАТАР»

Довольно громкой национальной кодой завершилось сегодняшнее заседание Госсовета РТ. В разделе «Разное» выступили два уполномоченных столпа татарского языка и культуры при парламенте — народный артист Татарстана Рамиль Тухватуллин и заслуженный деятель искусств РТ, литератор Ркаил Зайдулла.
Тухватуллин выступил с предложением создать к предстоящей переписи населения координационный центр по защите интересов татарского народа и призвал депутатов активнее участвовать в этом процессе. «Мы вошли в год празднования 100-летия ТАССР в период сложных социально-политических изменений, происходящих в России, — предстоящие реформы напрямую повлияют на судьбу нашей республики. Поэтому задача нашего парламента — в этих непростых условиях сохранить социально-политическую, экономическую и общественную стабильность, достигнутую в предыдущие годы», — начал он свое выступление и среди самых важных направлений этой деятельности назвал выборы президента Татарстана и предстоящую перепись населения.  «Данный вопрос должен волновать всех вас. Нужно говорить прямо, это очень щепетильный вопрос», — сказал действующий артист Камаловского театра. Он напомнил, что между 2000 и 2010 годами численность татар на территории РФ уменьшилась на 200 тыс. человек, и отметил, что многие ученые, в том числе и московские эксперты, среди которых научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, признали, что основная причина этого в том, что часть татар, живущих на территории Башкортостана, во время предыдущей переписи была записана башкирами. «По разным оценкам это от 150 до 200 тысяч человек, — отметил Тухватуллин. — И сегодня в Башкортостане отдельные круги, среди которых есть и ученые, и политики, намерены повторить этот эксперимент». Депутат подчеркнул, что в рамках подготовки к переписи в соседней республике язык, на котором разговаривают часть татар, живущих в РБ, объявили западным диалектом башкирского языка и на этой основе пытаются внедрить в школы вместо родного татарского языка родной башкирский: «Ведут очень активную пропаганду в этой области. Если и дальше так будет продолжаться, то численность татар вновь уменьшится. Мало того, и демографическая ситуация говорит не в пользу татар».

«Татарскую общественность эти вопросы очень сильно волнуют, и я считаю, что наш парламент должен взять данную проблему под свой контроль. Депутатам совместно с учеными, общественниками и СМИ необходимо создать координационный центр и начать работу по защите наших интересов», — обратился Тухватуллин к своим коллегам. Напомним, что первый шаг на этом пути уже сделан. В конце января исполком всемирного конгресса татар подписал договор с коллегией адвокатов Sergis, которую основала известный юрист Гульнара Сергеева. Она создает своеобразный татарский правозащитный центр, адвокаты которого будут отвечать на вопросы, возникающие в ходе подготовки к переписи населения, и оказывать помощь татарам по всей России, если у них возникнут какие-либо проблемы, связанные с этой темой.
Кроме этого, в рамках подготовки к переписи Тухватуллин предложил максимально наполнить интернет контентом на татарском языке: «В наших архивах хранятся записи фольклора, рукописей, художественных фильмов, спектаклей, накопленные столетиями, все это нужно оцифровать и выложить в открытый доступ в интернет», — добавил он. Депутат-артист также напомнил, что во время предыдущей переписи, в 2010-м, депутаты Госсовета РТ приняли обращение к татарам, проживающим в РФ, где призывали татарский народ к единению, и выступил с предложением разработать проект подобного обращения и в этом году. Парламентарии встретили такое предложение аплодисментами. 

СЕГОДНЯ «ТАТАРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» САМО ПО СЕБЕ СМЕШНО. ХОТЯ ПОЧЕМУ СМЕШНО? ВПОРУ СЕСТЬ И ПЛАКАТЬ»

Выслушав Тухватуллина, зампредседателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов чуть было не закрыл заседание, но коллеги вовремя напомнили о еще одном докладчике — Зайдулле. Как и прежде, драматург отметился живым выступлением в защиту татарского языка. В этот раз критике подверглась татарстанская прокуратура, затеявшая новую проверку школьных документов на соответствие федеральному законодательству.
«Как я узнал, таких проверок нет ни в одном регионе, кроме нас и Башкортостана», — отметил Зайдулла. Далее он зачитал взятое из интернета письмо одного из учителей татарского языка, адресованное директору школы «СОЛнЦЕ» Павлу Шмакову: «Я 33 года работаю в школе и такого издевательства, наверное, уже не выдержу. На днях нам велели менять рабочие программы, выезжает прокуратура по школам и будет проверять, правильно ли составлены наши документы, которые приняли в августе. Надо переводить и темы, и домашние задания в электронном журнале. Нужно будет переделать образовательную программу, заявление родителей и т. д., и т. п. Мы уже по состоянию здоровья это не выдержим. Теперь предстоит нам огромная работа. Я уже не знаю, к кому обратиться. Как вы считаете, правильно ли это? Неужели никто не может нас защитить хотя бы в этом? Во всех школах Татарстана — хаос. Учителя татарского языка не успевают физически готовиться к урокам, заниматься с детьми, а переписывают рабочие программы, КТП. Как вы считаете, это правильно, законно? Извините, пожалуйста, у вас своих проблем полно. Просто душа разрывается. Никто не хочет слышать и помочь нам. В деревнях в детских садах обязывают три дня из пяти в неделю говорить с детьми только на русском языке (татарским воспитателям с татарскими детьми в татарском селе и садике). Как итог — от маленьких детей в татарском селе не слышно татарской речи, говорят на русском».  Похвалив Шмакова, который, как и два года назад, все еще поднимает голос в защиту татарского языка, Зайдулла привел еще одну цитату, на сей раз руководителя татарского обкома КПСС Семена Игнатьева, известного защитника татарского языка и культуры, которую он сказал 28 апреля 1958 года на посвященном национальном образовании пленуме. «Мне стало страшно. Впервые за время работы в национальных республиках я встретился с таким положением, как здесь: неуважение к родному языку, отсутствие поддержки его, плохая работа по совершенствованию, руководящие кадры стесняются говорить на родном языке, даже когда обязательно надо, — закончил читать драматург, отметив, что в те времена образование на татарском языке получали половина детей республики. — А сегодня употребление словосочетания „татарское образование“ само по себе смешно. Хотя почему смешно? Впору сесть и плакать».
По словам Ркаила Зайдуллы, цель всех нападок на языки понятна: избавиться от национальных республик как таковыхФото: Сергей Елагин

«ДАЖЕ ЕСЛИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕАЛЬНОСТИ НЕТ, В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ОНИ ДОЛЖНЫ ОСТАТЬСЯ»

Далее депутат призвал дать отпор тем, кто сейчас пытается провести в Конституцию поправки против национальных языков и республик, упомянув члена совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдана Безпалько.
По словам Зайдуллы, цель всех нападок на языки понятна: избавиться от национальных республик как таковых. Сейчас принципы федерализма в Москве защищает один Фарид Мухметшин, но, заметил драматург, один в поле не воин. Поэтому и Госсовет должен сказать свое слово против нападок на принципы федерализма. «Даже если этих отношений в реальности почти нет, в Основном Законе они должны остаться», — завершил свое выступление оратор.

Камалтынов пообещал поручить проработку вопроса профильному комитету. Тут слово попросил первый заместитель прокурора РТ Сергей Старостин, который в ответ на недовольство депутата пояснил: школы проверяют на защиту от экстремизма и терроризма. «В прошлом году в некоторых субъектах произошли очень неприятные события, когда школьники проносили оружие и другие предметы, и даже имели место факты захвата заложников», — напомнил Старостин.
«В том числе проверяются и вопросы, так скажем, по языковой тематике, — продолжал зампрокурора, никак не пояснив логический скачок от заложников и металлодетекторов к татарскому языку. — По этому вопросу привлечены специалисты из министерства образования, Рособрнадзора, и до настоящего времени каких-либо обращений о некорректном заявлении или каких-то других вопросах, связанных с указанными проверками, не поступало». Если у депутатов есть конкретные заявления, то Старостин готов их принять в работу. «Но, уважаемые депутаты, я уверяю, что все проверки проводятся крайне корректно», — заверил присутствующих депутатов человек в синем мундире. По его словам, итоги проверки будут подведены уже во вторник.

"Потерять родной язык — потерять наследие целого народа". В Казани вышли на акции в честь Дня родного языка

https://www.idelreal.org/a/30447296.html?fbclid=IwAR38ZTu2TRcz6kNP3rqhHRryr1leqXYdJDLmZAZyBGRU3LRIoFugMcKaGXw

"Потерять родной язык — потерять наследие целого народа". В Казани вышли на акции в честь Дня родного языка 

Рузиля Шарафутдинова

Сегодня, 21 февраля, в Казани активисты Союза татарской молодежи "Азатлык" провели серии одиночных пикетов в центре города, посвященные международному Дню родного языка. Об этом "Idel.Реалии" рассказали участники акции. 
— Мы не согласны и очень обеспокоены сегодняшним тяжелый положением татарского языка, — рассказывает лидер "Азатлык" Наиль Набиуллин. — Мы требуем от правительства Татарстана равноправия в языковой политике, чтобы татарский язык преподавался в школах республики в равных объемах с русским, требуем открытия национального университета, введения ЕГЭ на татарском языке, учреждения федерального канала на татарском языке, так как 70% татар не проживает на территории республики.
В акции приняли участие сам Наиль Набиуллин, его заместитель Фаниль Гилязов и активистка нациального движения Рузиля Шарафутдинова. Они вышли с плакатами: "Мы дошли до того дня, когда нужно писать заявления для изучения татарского языка. Не дойдем ли мы до того, чтобы писать заявление, чтобы родиться татарином?", "Если не будет моего родного языка, то и смысла жизни не остается", "Потерять родной язык — потерять наследие целого народа. Согласиться с этим, значит стать соучастником этого бессовестного деяния".
Также активисты рассказали, что требуют от властей "остановить политику переписывания татар в башкир в Башкортостане" и обеспечить справедливое проведение переписи населения. "Татарский язык сейчас под угрозой исчезновения. Поэтому важно, чтобы власть и госинституты прилагали все усилия для его сохранения", — считают активисты.
Накануне в Казани уже прошли акции в честь Дня родного языка. Международный день родного языка учрежден 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия. По оценкам организации, половина из шести тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения, в России таких языков — 136.
Уроки татарского перестали быть обязательными в школах Татарстана с ноября 2017 года. Тогда Госсовет республики единогласно проголосовал за добровольный статус государственного языка РТ. Теперь, чтобы изучать татарский, родители школьников должны писать заявления.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
  • 16x9 Image

    регина хисамова

    Журналист "Idel.Реалии". Пишет о событиях в Татарстане и Удмуртии. Занимается расследованиями, посвященными коррупционным преступлениям.

Саудовская Аравия готовится разорвать нефтяной союз с Россией

https://www.opentown.org/news/280205/?fbclid=IwAR00YBzi1r66WO3utjGQv6waoLk8lzvq2-MS4pKAY-QoUPF5FmwkbkUHn28

Саудовская Аравия готовится разорвать нефтяной союз с Россией

источник: www.finanz.ru

Саудовская Аравия готовится разорвать нефтяной союз с Россией
Идиллия в отношениях крупнейших нефтедобывающих стран мира, включая Россию и Саудовскую Аравию, которые с 2016 года согласованно контролируют добычу, не допуская избытка на рынке и нового обрушения цен, похоже, подходит к концу.
Из-за разногласий с Москвой по поводу реакции на эпидемию коронавируса в Китае ближневосточные члены ОПЕК рассматривают возможность отказаться от нефтяного альянса с РФ, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники в картеле.
Саудовская Аравия и ее партнеры в лице ОАЭ, Кувейта и Омана предлагали сократить добычу нефти еще на 0,5-1 млн баррелей в сутки, чтобы сгладить провал китайского спроса, из-за которого цена Brent рухнула на 18% в феврале.
Но экстренное заседание в Вене 6-9 февраля, которое продолжалось три дня вместо запланированных двух, оказалось безрезультатным. Уговорить Россию присоединиться к новым квотам не удалось. Глава Минэнерго РФ Александр Новак объяснил российскую позицию тем, что эффект от эпидемии еще не ясен, и для его оценки требуется больше времени.
С тех пор прошло две недели, и определенного ответа от Москвы не последовало. В эти дни Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт начали закрытые переговоры о действиях без координации с РФ.
Саудиты и их союзники обсуждают возможность сократить добычу на 300 тысяч баррелей в сутки, говорят источники WSJ. По словам одного из них, Россия по-прежнему отказывается идти на дополнительные меры.
Мотивы России отчасти понятны, констатируют аналитики консалтинговой компании FGE. Точной оценки падения китайского спроса на данный момент нет: по версии Goldman Sachs это гигантские 3 млн баррелей в сутки, по данным нефтетрейдера Vitol - 2,2 млн. Международное энергетическое агентство заявляет о куда более скромном сокращении - на 435 тысяч баррелей в сутки за второй квартал.
Спад спроса частично уравновешивается падением поставок. Практически остановился экспорт нефти из Венесуэлы (из-за санкций) и Ливии, где обострилась гражданская война. Ливийский аргумент на переговорах с ОПЕК приводили российские чиновники, говорит источник WSJ: добыча в стране упала с 1,2 млн до 120 тысяч баррелей в сутки после того, как поддерживаемый Кремлем маршал Халифа Хафтар заблокировал экспортные порты.
Хотя ОПЕК обсуждает сокращение добычи, которое в теории должно поддержать цены, рынок нервничает: сделка ОПЕК+ была ключевым фундаментом под стабильностью барреля, а ее развал может обернуться хаосом , предупреждает сырьевой стратег ING Уоррен Паттерсон.
На новостях о готовности саудитов покончить с нефтяным альянсом цена Brent падает на 2%, до 58,14 доллара за баррель, WTI к 19.41 мск дешевеет на 1,3%, до 53,2 доллара за бочку.
Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Сальман считает ситуацию на нефтяном рынке тлеющим пожаром, который необходимо потушить, пока не поздно, говорит источник WSJ. Последнюю попытку договориться, по всей видимости, он предпринял 18 февраля, когда провел телефонный разговор с Новаком.
Но ответ его вряд ли устроил. Ситуация очень быстро меняется. Вот сейчас какие у нас цены? Все прогнозировали, что все будет падать, а цены вон, видите, - уже 59. Они выросли почти на 10% от нижнего , - радовался росссийский министр 20 февраля. На добывающую промышленность приходится 38% производства в России, напоминает директор аналитического департамента Локо-Инвест Кирилл Тремасов: любое сокращение в секторе ударит по макропоказателям, что вряд ли приемлемо для чиновников, которым уже в следующем году нужно отчитаться о росте ВВП на 3% и выше.

В Госсовете Татарстана предложили противостоять башкиризации татар

https://www.idelreal.org/a/30445364.html?fbclid=IwAR0fx1RnXUeI5iijv0ScdOhImZOxkLm_NHUBwsHTNeJhULmRFRnUuP9aGEU

В Госсовете Татарстана предложили противостоять башкиризации татар




Депутат парламента РТ Рамиль Тухватуллин заявил, что количество татар может уменьшиться еще больше, если Татарстан не будет противостоять политике, проводимой Уфой.
Выступая сегодня, 20 февраля, на седьмом заседании Госсовета Татарстана шестого созыва, депутат Рамиль Тухватуллин заявил, что "150-200 тысяч татар в Башкортостане" во время прошлых переписей населения были записаны башкирами.
"В настоящее время политологи и эксперты соседней республики собираются повторить этот эксперимент. В отдельном регионе республики, а именно на северо-западе замечены попытки пропаганды идеи северо-западного диалекта башкирского языка и внедрение башкирского языка в школах. Если будет так продолжаться, то численность татар станет еще меньше", — отметил он. Видео выступления
Также, по его словам, демографическая ситуация тоже работает не на пользу татар. "Считаю, что наш парламент должен взять ситуацию под контроль и в координации с научными кругами, общественными организациями и СМИ начать движение по защите прав татарского народа. В госархивах нашей республики есть документальные и художественные фильмы, фольклор, спектакли. Важно сейчас выложить их в интернет, это всё должно быть доступно для народа. Среди вас есть опытные депутаты, вы вспомните, что во время переписей населения в 2002 и 2010 годах Госсовет Татарстана принял важное решение, на основе которого парламент обратился ко всем субъектам РФ. Предлагаю профильному комитету разработать такое же решение и снова разослать подобное обращение", — заявил Тухватуллин, имея в виду обращения Госсовета республики, которое было принято накануне последней переписи, прошедшей в 2010 году. В этом обращении говорилось о том, что "у татарского народа много древних этнических корней", но несмотря на это различные группы всё равно ощущают себя частью большого татарского этноса. Согласно переписи населения 2010 года в Башкортостане проживало чуть более 1 млн татар. Татарские активисты, проживающие в республике, заверяют, что количество татар, переписанных в башкиры, при переписях 2002 и 2010 годов, может достигать 200 тысяч человек. Официальная Уфа отрицает эти обвинения. С 2018 года в Башкортостане разрабывается концепция так называемого "северо-западного диалекта" башкирского языка, которая предполагает, что родным языком населения западных районов РБ (преимущественно населенных татарами) является не татарский, а башкирский язык. В 2019 году музыкант и автор песен Альберт Исмаил в эфире государственного телевидения Башкортостана заявил, что не является татарином. Ранее соцсети взорвал скандал вокруг заявления певицы Гузель Уразовой, которая будучи в Уфе сказала, что она — башкирка, а вернувшись в Казань, назвала себя татаркой.
18 февраля 2020 года телеведущая Ксения Собчак, взявшая интервью у российской певицы Алсуназвала родное село её отца — деревню Уяндык, находящуюся в Илишевском районе РБ — башкирской, несмотря на то, что в ней проживают татары. За 8 лет — между 2002 и 2020 годами — количество татар в Российской Федерации сократилось на 203 тысячи человек, количество людей, владеющих татарским — на 1 млн человек. 

Татарстан мөфтие: 2020 елда мөфтиятнең бөтен эшчәнлеге татар телен үстерүгә юнәләчәк

https://www.azatliq.org/a/30447975.html?fbclid=IwAR0qvxKNB0gc4rX2pUMAAU-eJUbEyK8D8FFqdco1FCzGuHcMj-j8bSkwVGk

Татарстан мөфтие: 2020 елда мөфтиятнең бөтен эшчәнлеге татар телен үстерүгә юнәләчәк



Татарстан мөфтие Камил Сәмигуллин

Татарстан мөфтие Камил Сәмигуллин

Халыкара туган телләр көне уңаеннан мөрәҗәгатендә мөфти татар телен сакларга һәм өйрәнергә өнди. Ул мөфтият тарафыннан 2020 елны Туган тел елы дип игълан итүен искә төшерде.
Татарстан мөфтие Камил Сәмигуллин Халыкара туган телләр көне уңаеннан мөрәҗәгать итеп, татар телен сакларга һәм өйрәнергә өндәде. 21 февраль көне Русия халыклары телләрен өйрәнү һәм саклау мәсьәләләренә игътибарны юнәлтүгә мөмкинлек бирә, ди мөфти.
Аның сүзләренчә, татар халкының милли үзенчәлекләрен саклау эшенә Татарстан имамнары да зур өлеш кертә.
"Имамнар башлангычы белән Диния нәзарәте 2020 елны Татарстанда Туган тел елы дип игълан итте. Әнә шулай итеп, мөфтиятнең агымдагы елда бөтен эшчәнлеге мәчетләрдә татар телле мохитне үстерү, татар телен өйрәтү, татар рухи мирасын популярлаштыру, татар мөселманнары арасында милли үзаңны тәрбияләү күзлегеннән чыгып башкарылачак", диелә мөфти мөрәҗәгатендә.
Котлау хәбәрендә Камил Сәмигуллин туган телләрнең Аллаһ тарафыннан бүләк булуын әйтә, моны ул Коръән аятьләре белән дәлилли. "Әллә без Раббыбыз барлыкка китергән һәм безгә әманәт итеп биргән туган тел кебек бәһасез бүләкне җуярга һәм киләчәк буыннарга тапшырмыйча калырга хаклымы?", ди мөфти.
Үз мөрәҗәгатендә Татарстан мөфтие татар телен яратырга, сакларга һәм өйрәнергә өндәде.  Моннан тыш Халыкара туган телләр көне уңаеннан Татарстан мәчетләре имамнары социаль челтәрләрдә флешмоб оештырды. Алар туган телгә багышланган шигырь укып, аны Instagram-да урнаштыралар. Моннан тыш имамнар "Туган тел ул – ..." темасына фикерләрен дә белдерәләр.
21 февраль көнне "Азатлык" татар яшьләре берлеге активистлары Казанның хөкүмәт бинасы каршында һәм Бауман урамында Ана теле көне уңаеннан ялгыз пикетлар оештырды. Моннан тыш Татарстан дәүләт оешмасы Android җиһазлары өчен яңа татар клавиатурасын тәкъдим итте.

«Без бердәм һәм бер халык»: ТНВда татар тарихына багышланган тапшырулар циклы башлана

https://intertat.tatar/news/nationality/22-02-2020/bez-berd-m-m-ber-halyk-tnvda-tatar-tarihyna-bagyshlangan-tapshyrular-tsikly-bashlana-5723788?fbclid=IwAR2en0BDBOIEwQGU7-wg0gpszDq53yVJVAaMcvZPsnMgJ4RtjPr3CCW0hTo

«Без бердәм һәм бер халык»: ТНВда татар тарихына багышланган тапшырулар циклы башлана

«Яңа гасыр» телерадикомпаниясенең «Татарлар» тапшыруында татарларның килеп чыгышына, язмышына багышланган әңгәмәләр сериясе башланды. Татарларның кабиләләре булганмы? Этник бүленеш булырга тиешме? Татар сүзенең башка халыклар өчен тәэсире нинди булган? Беренче тапшыруга килгән галимнәр шул хакта фикер алышты.













— Борынгы тарихны, этногенезны язу бер дә җиңел эш түгел. Анда концепция дә булырга тиеш. Элекке болгарчылык концепциясеннән китеп, хәзер татарчалык концепциясенә нигез салынды. Дәреслекләрдә ватан тарихын язганда, монгол-татар дигән төшенчәсе хәзер юкка чыкты, урдалылар төшенчәсе бирелә. Татар дигән халык, һичшиксез, Алтын Урда эчендә формалашкан, төрле кабиләләрдән торган, — диде тарих фәннәре докторы, этнолог Дамир Исхаков.
Аның сүзләренчә, казахлар, ногайлардан еш кына «сездә кабилә, ырулар юк» дигән сүзләр ишетергә туры килсә дә, татарларда алар булган, ләкин утрак тормышка күчкәч, кабиләләр беткән. Шулай да галим аларның булуын раслый торган эзләр бар икәнен әйтте.
— Аерым халык кына кабиләгә ия булып, бездә булмаган дигән сүз дөрес түгел. Без тарихны язганда боларны чамаларга тиешбез, — диде.
Сәясәт белгече Руслан Айсин татарның электән дәүләтле, телле, динле, мәгърифәтле халык булуын билгеләп узды. Шуңа күрә кабиләләр тарихы да бик үк сакланмаганын аңлатты.
— Безнең милли аң, сәяси үзаң бар. Кайбер зур халыкларның сәяси үзаңнары юк. Бу аларның тарихлары бай булмаган дигән сүз. Милләт төшенчәсе Коръәндә — ул җәмәгать, мәхәллә, шул ук вакытта этник, дин төшенчәсе дә, симбиоз булып берләшкән. Шуңа күрә цивилизацион дәрәҗәдә югарырак менгәнбез. Европа милләтләре 19-20 гасырларда формалаша башлый. Французлар, соңрак алманнар, алар башта прусаклар, бисмарклар булган. Бездә бит ул процесс иртәрәк башланган. Татарлар - күпкә иртәрәк килеп чыккан төшенчә. Шуңа күрә без Европа белән чагыштырганда да алда булганбыз, шунлыктан кабиләләр тарихын белмәгәнбез икән, бу начар әйбер түгел, — диде.
Салават Камалетдинов
Руслан Айсин үзенә генетик тикшеренү ясаганын әйтте.
— Мин ардун кабиләсеннән, 750 ел элек Алтайдан чыкканбыз, аннан Касыйм ханлыгында тупланганнар. Ардун булсам да, татар бит.
Дамир Исхаков ардун кабиләсе Туктамыш ханның кабиләләренең берсе булуын әйтте.
— Аларны без тарихи мәгълүматлар нигезендә раслый алабыз. Син 100 процент татар булып чыгасың, мишәр булуыңа карамастан, — дип шаяртты Дамир Исхаков.

Этник бүленеш

Белгечләр этник бүленеш мәсьәләсе турында сөйләштеләр. Дамир Исхаков Казан, Касыйм, Әстерхан, Кырым, Себер татарларының нигезе татар булуын, беренче сүзе шушы ханлыкларның башкала атамасы гына булуын искәртте.
Салават Камалетдинов
— Аермалыклар бар, ләкин тел уртак. Без аңларга тиешбез: безнең халык формалашу ягыннан бердәм. Татар теле бер тел, аның диалекталь вариантлары гына бар. Татарны ясалма этнос дип сөйләүчеләр дә бар, ләкин без зур җирлектә яшәсәк тә, бердәмлек саклаганбыз, — диде.
Руслан Айсин да аның фикерен җөпләде.
— Әстерхан, Себер татарлары дип аеру чыннан да территориаль бүленеш, ул берничек тә этник бүленешләргә тәңгәл килми. Кайбер надан кешеләр «без мишәрләр, без тегендә яшибез…» ди. Руслар бит, мин Камчаткада яшәүче, дип аерып алып әйтми. Шуны истә тотарга кирәк: без бердәм һәм бер халык. Шул позициядән фикер йөртергә кирәк, — диде Руслан Айсин.

«Татар — элита билгесе»

Белгечләр татар исеменең башка халыклар өчен әһәмиятенә тукталды.
— Кавказ төркиләре дә үзләрен татар дип атаганнар, чөнки татар сыйфат, элита билгесе булган, дәүләт дигәнне аңлаткан. Ул әйбер безне сәяси, менталь яктан да берләштергән. Чыннан да, татарның этногенезы катлаулы, угырлар, башкалар бар, шул ук вакытта үзбилгеләнеше "татар" булган. Татарның мәдәни һәм цивилизацион йогынтысы шуның кадәр көчле булган ки, хәтта башка халыклар да үзләрен татар дип йөрткән, — диде Дамир Исхаков.
Тарихчы кытайларның да монголларны татар дип йөрткәнен әйтте.
— Бу татарның әһәмиятеннән килеп чыккан әйбер. Мәсәлән, казахны, үзбәкне бит татар димәгәннәр. Кемнең эченә кыпчаклар күбрәк кергән, шуларны татар дип атаганнар. Казахларның Чагатай олысыннан чыккан төркеме бар, шуңа күрә казахны татар дип атамаганнар. Кыпчак компоненты бездә һаман бәяләп бетерелмәгән. Ул читтәрәк калып килде, — дип саный этнолог.
Дамир Исхаков әйтүенчә, Монголиядәге тарихи хезмәтләрдә татарларны монгол кабиләсе дип язучылар да булган.
— Монгол татарлары төшенчәсе астында нәрсә ятканын уйлаучылар аз. Татар кабиләләре башта Үзәк Азиядәге кабиләләр белән бәйле булган. Татарлар әһәмиятле урын тоткан. Кимәк каһанлыгы оешкач, аның элитасы татарлардан торган. Жучи улусына татарлар күпләп кыпчаклар аркылы кергәннәр, — ди ул.
Аның сүзләренчә, монгол татарлары дигәндә, Алтын Урда оешканда монгол элитасы күпсанлы булмавын, төп халык кыпчак татарлардан торганын аңлау кирәк.
— Уйлап караганым бар: ни өчен азәрбайҗаннарны кавказ татарлары дигәннәр. Азәрбайҗан теле чынлыкта рус теле, ләкин җирле сөйләшләр арасында кыпчак теллеләр дә бар, димәк, монда кыпчаклар кергән. Тел иске рус теленнән бераз кыпчаклар ягына күченгән. Читтән караган кешеләргә шуңа күрә алар татар булып күренгәннәр. Әзәрбайҗан татарлары, Кавказ татарлары, тау татарлары дигән сүз бар. Алтайлыларны, хакасларны татар дип әйткәннәр, — диде Дамир Исхаков.
Галим карачай-балкар теле безгә якын булуы аның тарих башында кыпчак теле ятуына бәйле икәнен аңлатты.

«Кечкенә генә Пермь төбәгендә әллә ничә төрки кабилә булган»

Тарих фәннәре докторы Фәйзелхак Ислаев үзе туып үскән Пермь якларында Алтай эзләре атамаларда сакланганын әйтте.
gossov.tatarstan.ru
— Мин Пермь татары, безнең тел әдәби татар теленнән аерыла, үзенчәлекле. Бездә Алтай эзләре шулкадәр кызыклы итеп, елга атамаларында сакланган. Иң билгеле төрки кабиләләрнең берсе — Талас кабиләләре. Безнең Пермь ягында Талас дигән ике елга бар. Бабалар шунда яшәгән, хәзер дә яшәп яталар. 3-4 гасырда ук бабаларыбыз шушы җирләргә килеп урнашкан. Ничек булса да, буыннан буынга, юкка чыкмыйча сакланганнар, — диде.
Руслан Айсин, Талас елгасы тарихка кергәнен искәртте. Талас сугышы булган. 751 елда гарәп хәлифәте кытайлар белән сугышканын, хәлифәтнең чиге Талас елгасы белән бәйләнгәнен билгеләп үтте.
Фәйзелхак Ислаев Алтынный дигән зур рус авылы булганын әйтте.
— Ә элекке заманда бит Алтайны Алтын ай дип әйткәннәр. Талас елгасы шушы ук авылның кырыеннан башланып китә. Әгәр тарихны карасак, тамырларыбыз шулкадәр тирән. Анда керсәң, чыгып булмый. Бездә кыпчаклар эзе дә бар. Кыпчакларның бер төркемен «сарын» дип атаганнар. Зәңгәр күзле, сары чәчле булганнар. Сарыз дигән елга да бар бездә. Кечкенә генә Пермь төбәгендә әллә ничә төрки кабилә булган, — диде.

Нугайлар турында берничә сүз

Нугайлар аерым төрки халыкмы, юкмы? Белгечләр кыскача шушы юнәлешкә дә керде.
— Миңа калса, нугайлар арасында татарларга хас кабиләләр булган. Бәлки, идарә итүче мангыт кабиләләре күбрәк булгандыр. Икенче яктан караганда, мангытлар татарлар арасында да бар бит. Мисал өчен, морзалар заты Мангушевлар мангыттан чыккан фамилия. Аерым нугай халкы түгел ул, шулай ук татарлар, — ди Фәйзелхак Ислаев.
Дамир Исхаков сүзгә кушылып, мангыт кабиләсенең эзе безнең якта бик калмаган кебек тоела, диде.
— Уфа ягында мең кабиләсе бар. Безнең якта Мәңгәр дигән авыллар бар. Уйлап караганым бар: ул шул мангыт дигәннең этноним варианты түгелме икән дип. «Ыт, ет» кушымчасы күпчелекне белдерә, ә тамыр шул ук бит, мәң, мең, миң… Башка төрле фикерләр килә. Урал буйларында утырып калган төркемнәр башкортмы икән, нугайдан чыкмаганмы икән дигәне дә…
"Татар-информ" архивы

«Татарлар турында гади халыкка үтемле хезмәтләр юк»

Дамир Исхаков «Татар-информ» хәбәрчесенә шушы әңгәмәләрдә генетик тикшеренүләр мәсьәләсе күтәреләчәген әйтте.
— Һичшиксез, генетик тикшеренүләр мәсьәләсен карарга кирәк. Күп кенә Мәскәү галимнәре генетика белән шөгыльләнә башлады. «Татарларның генетикалары төрле» дип яза башладылар. Шул мәсьәләне тикшерергә кирәк — кайда дөреслек, ничек аңлатырга. Генетика мәсьәләсе буенча фашизм идеологиясе дә килеп чыгарга мөмкин бит, әгәр биологик юл белән китсәң. Милләт бит ул биологик масса түгел, без мәдәни масса, — диде этнолог.
Дамир Исхаков тапшыруларда җанисәп вакытында халыкларның ничек язылуы мәсьәләләре турында да сөйләячәк.
— Себер татарлары, Әстерхан татарлары кемнәр алар? Ни өчен Әстерхан татарлары арасында бер өлеше нугай дип язылырга уйлый? Ни өчен себер татарлары арасында аерым халык булырга теләүчеләр бар? Керәшеннәр мәсьәләсенә дә тукталабыз. Барысын да сөйләргә кирәк. Бер сөйләшү Урал буендагы татарлар проблемасына багышланачак, аны төрле яктан карарга кирәк. Шундагы халыкның формалашу мәсьәләсеннән чыгып, чөнки аны хәзер бит каты бутадылар, — диде.
Этнолог фикеренчә, бу мәсьәлә буенча галимнәрнең дә әле әйтелмәгән сүзләре күп.
— Тарих институтында Урал буе татарларының беренче томы чыкты, тагын ике томы чыкмаган. Үзебез дә әйтәсе сүзне әйтмәдек. Чыганакларга кереп карасак, андагы халыкның формалашуы бөтенләй башка төрле була. Хәзерге Башкортстанда язылганнан нык аерыла ул. Без шул әйберләрне эшләргә тиеш, — диде.
Галим сүзләренчә, әңгәмәләр сериясенә башка төбәкләрдәге галимнәрне дә чакыру ниятләнә.
— Аларның карашлары башка төрле булса да, шәхсән мин башка караштан курыкмыйм. Сөйләтергә кирәк. Себер татарлары арасында үз галимнәре бар, аларны да тыңларбыз.
Зыялылар катламы эшләп җиткерми. Мәсәлән, язучылар тарихи романнарга тотына, белемнәре җитми, ә галимнәрнең популяр язмалары шулай ук юк. Күпме карыйсың: татарлар турында гади халыкка да барып җитәрлек юкарак китаплар юк. Үземнең 20 ел элек чыккан китаптан башка татар этногенезы буенча хезмәт таба алмадым. Тарих институты нишли икән дим. Китапларны эшләргә кирәк бит. Популяр әйбер язу — бөтенебезнең эше, — диде ул.