ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 10 февраля 2020 г.

Валерий ХАТАЖУКОВ: Для решения проблем, связанных с сохранением родных языков, государственное образование Кабардино-Балкария должно функционировать по своему прямому назначению.


Валерий ХАТАЖУКОВ: Для решения проблем,  связанных с сохранением родных языков,  государственное образование Кабардино-Балкария  должно функционировать по своему прямому назначению.
Самосожжение известного ученого, философа и общественного деятеля Альберта Разина осталось практически незамеченным широкой российской общественностью, и даже её демократической, либеральной частью, которая, казалось бы, должна была бить в набат по этому поводу. Трагедия произошла в Удмуртии в знак протеста против ущемления родного языка.
Это событие по вполне понятным причинам вызвала огромный резонанс в республиках, входящих в состав РФ, и инициировала бурную дискуссию. Это не является неожиданным. Проблемы, связанные с сохранением родных языков и культурной идентичности, остро стоят перед всеми народами, проживающими в России. Они ещё больше обострились после принятия год назад Государственной Думой новой редакции федерального «Закона об образовании», в результате которого обучение родным языкам стало фактически необязательным.
Разумеется, произошедшее в Удмуртии не осталось без внимания и у нас в Кабардино-Балкарий и широко обсуждается в самых различных кругах.
В этом контексте я хотел бы еще раз поговорить о проблемах обучения родным языкам и роли органов власти республики в решении этой проблемы.
Для начала я хочу напомнить, почему наша республика называется Кабардино-Балкарией, а не как-нибудь по-другому. Она так называется именно потому, что является формой самоопределения кабардинского и балкарского народов, и это государственное образование призвано решать вопросы, связанные с сохранением и развитием языка и культуры этих народов и защитой их национальных интересов. Сразу хочу оговориться, что субъектами самоопределения должны быть все жители республики, к какой бы национальности они не принадлежали. Это значит, что у всех  должны быть абсолютно равные политические, гражданские и иные права, гарантированные Конституциями РФ и КБР. Одним из главнейших направлений деятельности государственного образования Кабардино-Балкария должно быть решение тех задач, о которых я говорил выше. Если республика отказывается от этих функций, то она не нужна, её попросту нужно ликвидировать.
Теперь давайте посмотрим, как органы власти Кабардино-Балкарии пытаются на деле решать вопросы, связанные с сохранением культурной идентичности кабардинского и балкарского народов.
Поправки, которые были приняты к федеральному Закону об образовании, грубо противоречат Российской Конституции и Конституциям республик, входящих в состав РФ, известным решениям Конституционного и Верховного судов. Согласно Конституциям РФ и КБР кабардинский и балкарский языки являются на территории республики государственными и, разумеется, обучение родным языкам должно быть обязательным. Обо всем этом нами было сказано и написано очень много, поэтому я не буду сейчас подробно повторять все эти аргументы.
Давайте посмотрим, как повело себя политическое руководство КБР после принятия этих скандальных поправок к Закону об образовании. Казалось бы, оно должно было выступить жестко и принципиально, и указать федеральному центру на недопустимость принятия подобного закона, противоречащего конституционным нормам как фактора, ущемляющего права кабардинцев и балкарцев на сохранение и развитие их языка и культуры. Но на самом деле никаких значимых принципиальных оценок, заявлений, комментариев со стороны властных структур КБР не последовало. Более того, представители КБР в Государственной Думе единодушно поддержали принятие этого закона. 
С каждым годом в республике сужается сфера применения родных языков, катастрофически падают тиражи книг, журналов, выпускаемых на родных языках. С прошлого года единственные еженедельные газеты на кабардинском и балкарском языках выходят только три раза в неделю. За последние десять лет ровно на половину сократилось время, выделяемое на обучение родным языкам в школах. Закрылось обучение на родных языках в начальных классах. Ровно в пять раз сократилось число абитуриентов, принимаемых в КБГУ на отделения по подготовке преподавателей кабардинского и балкарского языков. В педагогическом колледже закрыто отделение, готовившее преподавателей родных языков. Все эти процессы происходят с молчаливого согласия или по инициативе республиканских органов власти.
После внесения в Государственную Думу поправок в Закон об образовании в республике возникло широкое общественное движение против их принятия, куда вошли известные и уважаемые люди, представители творческой и научной интеллигенции. Они неоднократно обращались в местные и федеральные органы власти с требованием не принимать этот закон. Но их голос никто не услышал. Более того, республиканские власти демонстративно отказались от диалога с ними.
Группа представителей ряда общественных объединений, куда вхожу и я, уже более трех месяцев пытается встретиться с министром образования Ауесом Кумыковым для обсуждения ситуации, которая складывается в школах республики после принятия новой редакции Закона об образовании. Такие встречи и консультации нужны для проверки периодически поступающей к нам информации о давлении, оказываемом на некоторых учеников и родителей с тем, чтобы они в качестве родного выбрали русский язык. 
Организовать подобную встречу вызвался вице-премьер правительства, курирующий вопросы образования, Грант Мовсисян. Нам неоднократно объявляли, что такая встреча непременно состоится и даже несколько раз обозначалось время встречи. Но теперь нам дали понять, что подобная встреча не состоится ни при каких условиях.
С предложением обсудить весь комплекс проблем, связанных обучением родным языкам и ситуации в гимназии №14 г. Нальчика, мы обращались и к врио Главы КБР Казбеку Кокову, но уже прошло более двух месяцев, но никакого ответа мы не получили. А руководитель администрации Главы республики Мухамед Кодзоков, с кем мы до недавнего времени обсуждали эти проблемы, отказывается от дальнейших контактов с нами.
По поводу гимназии №14, как нам представляется, нужно сказать отдельно потому, что складывающаяся в этом заведении, мягко говоря, неблагоприятная ситуация в отношении родных языков ярко демонстрирует состояние всей системы образования в КБР.
В мае прошлого года к нам обратилась преподаватель кабардинского языка гимназии №14 Марьям Багова, которая в своем заявлении указывала о проведении в гимназии незаконного опроса, в результате которого 215 учеников отказались от обучения родным языкам, уничтожении книг и учебников из школьной библиотеки на кабардинском и балкарском языках, незаконном сокращении преподавателей родных языков, ликвидации кафедры кабардинского языка и т.д.
Вскоре после этого обращения под давлением директора гимназии Риммы Жамборовой, Марьям Багова вынуждена была уволиться. А между тем она является одним из лучших преподавателей кабардинского языка в КБР, почетный работник образования РФ, лауреат многочисленных конкурсов, в том числе, победитель конкурса «Лучшие учителя России», занимается исследовательской работой в области фольклористики, издает книги по этим вопросам. 
Все факты, изложенные в обращении Баговой, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства о защите чести и деловой репутации, инспирированного против меня и Баговой директором гимназии №14 Риммой Жамборовой. Несмотря на вопиющие нарушения ею трудового законодательства, и на то, что она не аттестована, имеет множество различных взысканий, она продолжает работать. 
Изложенные нами факты позволяют констатировать, что государственное образование Кабардино-Балкария и её политическое руководство фактически не выполняют свои прямые конституционные обязанности по сохранению языка и культуры кабардинцев и балкарцев. И у нас нет реальных рычагов для влияния на сложившийся порядок вещей.
Здесь мы сталкиваемся с самой важной и ключевой проблемой - проблемой контроля и участия жителей республики в формировании органов власти. На поверку оказывается, что мы по попросту никакого отношения не имеем к этим процессам. Так, как фактически мы все давно не являемся источником власти. Нас лишили конституционного права избирать и быть избранными.
Как раз сейчас мы имеем возможность наблюдать, как на самом деле идет формирование органов власти. Только что прошли выборы по партийными спискам в республиканский парламент, который должен 3 октября избрать Главу республики. Нам официально объявили, что явка на прошедших выборах составила 67 %, и партия Единая Россия получила 65 % голосов. Ни один здравомыслящий человек в это не поверит. А фактическая явка по оценкам многочисленных общественных активистов и профессиональных экспертов могла составить не более 7%, максимум 10 %.
Таким образом, не может быть и речи о реальной легитимности органов исполнительной власти, которые собирается формировать вновь избранный парламент КБР.
Из всего сказаного можно сделать следующие выводы. Для решения всего комплекса проблем, связанных с сохранением родных языков, государственное образование Кабардино-Балкария должно начать функционировать по своему прямому предназначению. Для этого нужно сформировать ответственные, легитимные органы власти и институты контроля их деятельности со стороны общества.
Для реализации этих задач мы должны создать широкое общественное движение с участием представителей всех национальностей, проживающих на территорий КБР, для борьбы за свои конституционные, гражданские и политические права.
 
Валерий Хатажуков,
председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра

В Правительстве Бурятии обсудили сохранение и развитие бурятского языка

http://asiarussia.ru/news/23210/?fbclid=IwAR12kxEL31C3tSQ4OPNsVZDw4lT8pyq1UtevoOJkavvOMIjBeDKaIExHwP8

В Правительстве Бурятии обсудили сохранение и развитие бурятского языка


В Правительстве Бурятии обсудили сохранение и развитие бурятского языка


На этом совещании министр образования и науки Бурятии Баир Жалсанов доложил о работе, проводимой по развитию бурятского языка. Он отметил, что в 2013-2014 учебном году 67,8 тысяч из 118,4 тысяч учащихся изучали бурятский язык. В нынешнем учебном году общее количество школьников достигло 145,5 тысяч. Стало больше школьников, изучающих бурятский язык – 72,6 тысячи. Прирост составил 6,6 %. - Таким образом, о критическом снижении количества детей, изучающих бурятский язык, говорить нельзя, поскольку в абсолютных цифрах, как видим, наблюдается рост, - отметил министр. В 448 из 472 школ республики созданы условия для изучения бурятского языка. В оставшихся 24 школах города Северобайкальск, школах Северо-Байкальского, Муйского и Баунтовского районов такие условия будут созданы до конца 2020 года. Помимо школ, бурятский язык изучается в 190 из 345 детских садов республики. По поручению Алексея Цыденова создано 109 групп в детских садах, где малыши воспитываются на бурятском языке. Их педагогам предусмотрена 15% надбавка к окладу. В рамках госпрограммы «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» в 2015 году созданы аудиобиблиотека бурятской литературы и лексический минимум по бурятскому языку. С 2016 года проводятся научно-социологические исследования: ученые вместе с педагогами изучают уровень владения бурятским языком детьми-бурятами. С 2017 года по госпрограмме выделяются средства на целевую подготовку учителей бурятского языка. В этом же году началась работа по переводу мультфильмов на бурятский язык. В 2018 году подписано трехстороннее соглашение между министерствами образования Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края по сохранению и развитию бурятского языка, созданию единого образовательного пространства. - Значимые результаты есть и по прошлому году. В 2019 году вышел первый номер детского журнала «Бэрхэшүүл» («Молодцы»). Нужно сказать, что детский журнал вышел после многолетнего перерыва. И это стало возможным благодаря нашей госпрограмме, - сказал министр Баир Жалсанов. Также в прошлом году на заседании Правительства Бурятии была утверждена стратегия развития бурятского языка на период до 2030 года. Для ее реализации разработана концепция новой государственной программы развития бурятского языка, которая будет действовать 2021-2030 годы. В ней учтены основные проблемы развития бурятского языка, пути их решения. Предполагается, что новая госпрограмма будет состоять из 7 проектов: «Сохранение и развитие активной языковой среды бурятского языка», «Развитие цифровых образовательных ресурсов на бурятском языке», «Международное и межрегиональное сотрудничество в сфере развития бурятского языка», «Создание Единого образовательного пространства бурятского языка в Байкальском регионе», «Научное и методическое обеспечение развития бурятского языка», «Кадровое обеспечение развития бурятского языка» и «Совершенствование обучения бурятскому языку». Следующее заседание Комиссии пройдет через месяц. На нём обсудят предложения по конкретным мероприятиям новой Госпрограммы, объёмы финансирования и сроки их реализации. Фото:egov-buryatia.ru Источник:egov-buryatia.ru

Адвокату Хасавову смягчили обвинение


Адвокату Хасавову смягчили обвинение
 ИА IslamNews:https://islamnews.ru/news-advokatu-khasavovu-smyagchili-obvinenie/?fbclid=IwAR3Cv8GgRirJEa_L02r3cgnvT8VzLVLmWWPL0h7-fNPV8n1HCZBWYsRyn7A
Дагир Хасавов в суде

Дагир Хасавов в суде

Следственный комитет РФ предъявил адвокату Дагиру Хасавову обвинение в окончательной редакции, немного смягчив его путём исключения одной из двух ранее инкриминированных статей УК, передаёт ТАСС со ссылкой на адвоката Сергея Беляка. Исключенная 294 статья  («Воспрепятствование осуществлению правосудия») является менее тяжкой по сравнению с оставшейся ч.4 ст.309 о принуждении к даче показаний, предусматривающем до семи лет тюрьмы.

Адвокат подчеркнул, что его коллега Хасавов отвергает все обвинения, подчёркивая, что общался исключительно с одним сыном бывшего клиента и воздерживался от каких-либо оскорблений в его адрес. Хасавов защищал в суде бывшего вице-премьера правительства Дагестана Раюдина Юсуфова, сын которого дал на адвоката показания. Хасавова задержали 17 сентября прошлого года перед очередным судебным заседанием.

"У нас есть альтернативный план для Сирии" - министр обороны Турции

https://golosislama.com/news.php?id=38041&fbclid=IwAR1hdiIfLFsru8XtT9dbkHX4rJZCKCWsQ8Fyzi47kPbft7W8-XBg17y-_wI
"У нас есть альтернативный план для Сирии" - министр обороны Турции


Министр обороны Турции предупредил, что Анкара изменит свой план действий на северо-западе Сирии, если соглашения о деэскалации в Идлибе продолжат нарушаться.
«Если соглашение продолжало нарушаться, у нас есть план B и план C», - заявил министр обороны Хулуси Акар в интервью, опубликованном Hurriyet в воскресенье.
«Мы в каждом случае говорим «не вынуждайте нас, иначе наши План B и План C готовы»».
Он не рассказал подробностей, но сослался на военные кампании Анкары в Сирии с 2016 года.
«Наши наблюдательные посты останутся там на месте в рамках соглашения», - сказал Акар. «Несмотря на это, если есть какое-либо препятствие, мы четко заявили, что будем делать то, что необходимо».
Напомним, что в рамках соглашения 2018 года с Россией Турция создала 12 наблюдательных постов в Идлибе. Турецкие источники сообщили, что на прошлой неделе три из них были окружены силами режима.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал Дамаску срок до конца месяца, чтобы отойти от аванпостов, предупредив, что если они этого не сделают, Анкара отбросит их назад. Он также призвал Москву убедить режим прекратить продолжающееся наступление.
Потенциал для противостояния увеличивается
Начиная с декабря поддерживаемая Россией армия режима начала мощное наступление на Идлиб, отбирая город за городом у своих противников.
По данным ООН, в результате насилия погибло более 300 мирных жителей и около 586 000 человек бежало к турецкой границе, что грозит новым гуманитарным кризисом.
Турция, которая уже принимает 3,6 миллиона сирийских беженцев, заявляет, что не может принять больше. В последние дни она развернула большие колонны автомобилей с коммандос, танками и гаубицами, чтобы укрепить свои военные посты в Идлибе.
В субботу асадитские СМИ сообщили, что силы режима захватили город Саракиб, расположенный на пересечении стратегической автомагистрали M5. Автомагистраль связывает Алеппо, некогда экономический центр Сирии, с Дамаском и продолжается на юг до границы с Иорданией.
После захвата Саракиба лишь чуть более половины провинции Идлиб остается в руках повстанцев, вместе с осколками в соседних провинциях Алеппо и Латакия.
Войска режима также захватили стратегические деревни в южной и северо-западной частях Алеппо, включая районы на вершине холма. Предполгается, что это может дать армии Асада преимущество в контроле, наблюдении и обстреле позиций повстанцев в Идлибе.
По словам наблюдателей, последние успехи армии режима увеличивает потенциал военной конфронтации между турецкой армией и войсками режима.
Между тем высокопоставленный турецкий чиновник предупредил в воскресенье, что «все варианты на столе».
«В последние недели в регион Идлиб в Сирии была направлена ​​серьезная поддержка в виде солдат и военной техники», - заявил агентству Reuters чиновник, выступавший на условиях анонимности.
По его словам, в субботу в Идлиб вошли 300 автомобилей, в результате чего их общее количество достигло 1000 в этом месяце.
Он отказался сказать точно, сколько новых солдат было развернуто, но назвал это «значительным количеством».
«Наблюдательные пункты полностью укреплены», - сказал чиновник. «Фронт Идлиба был усилен».
Идлиб долгое время был местом сборки для мирных жителей и повстанцев, которые были либо перемещены, либо бежали от наступления режима в других районах Сирии.
Для Анкары критически важно сохранить Идлиб вне контроля режима, потому что без него все территории под контролем Турции в Сирии просто не смогут вместить миллионы беженцев.
АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ

От «Собакам и татарам вход воспрещен» до «Жаль, что сейчас не 37-й год»

https://echo.msk.ru/blog/pshmakov/2243888-echo/
От «Собакам и татарам вход воспрещен» до «Жаль, что сейчас не 37-й год»
АВТОРПавел Шмаковроссийский и финский педагог, создатель и директор школы СОлНЦе (Казань)

Годовщина. 20 июля 2017 в Йошкар-Оле Президент России сказал о своей боли за русский язык. Мало кто поверил тогда, что ястребы начнут войну против инородцев. Но в сентябре прокуроры Татарстана решили, что уже пора. Их приказ был выполнен всеми, кроме школы СОлНЦе. Мы отказались ссорить русских с татарами. Отказались увольнять учителей татарского.
Мы считаем безнравственным именно в этот момент награждать Прокурора РТ орденом.  Орденом за борьбу со своим народом? Прокуроры приходили в нашу школу, допрашивали маленьких детей без согласия родителей, заходили без стука в туалеты и без санкции суда в жилые комнаты интерната. Мы обратились в суд. Пришедших поддержать не пускали в залы судебных заседаний. Не раз и не два меняли судей, не очень-то желавших стать крайними в этих неочевидных процессах.
Директора школы штрафовали как за преподавание татарского языка, так и другим поводам, моментально нашедшимся. 29 ноября прокурор республики рассказал об единственной школе РТ, отказавшейся выполнять предписания прокуратуры республики.
Ольга Артеменко, идеолог национальной реформы, 12 июня аккуратно сказала о нашей позиции. Мы согласны с федеральным чиновником в том, что порочно, когда одним можно, а другим нельзя. Международная школа Казани является красивым анти-примером. Согласно учебному плану этой школы, в начальных классах татарский язык изучается 1 час в неделю, с 5-го класса изучение этого предмета вообще не предусмотрено. К лету 2018, не уволив ни одного учителя татарского языка, не поссорившись ни с родителями-татарами, ни с родителями-русскими, мы сохранили мир в школе.
При этом продолжается цивилизованное рассмотрение вопросов, поставленных нами. 24 июля – очередное заседание Верховного Суда Татарстана по вопросу, по которому райсуд одновременно установил и опровергнул факт прокурорской проверки, придя к противоречивым выводам: прокуратура проверяла школу без официального решения о начале проверки, но изучала только учебный план на сайте, поэтому не могла нарушить права школы.
При этом суд не оценивал подложный рапорт об изучении утвержденного учебного плана (который на сайте отсутствовал, так как в Исполкоме Казани его не согласовали). Районный суд поиграл словами: «проверка размещенных на сайте документов» и «проверка непосредственно школы». Как будто от объема проверки (непосредственно или опосредованно) зависит, принимать ли об этом решение, доводить ли до сведения проверяемых, признавать ли факт проверки. Но в законодательстве такое разделение проверок не предусмотрено!
При некотором минимуме обязательных для всех занятий, мы сумели убедить детей, а потом и родителей, в ценности уважения к иной культуре. И на добровольные занятия, без домашних заданий, с пением песен, с посещением музеев, приходят очень многие школьники без деления по национальному признаку.

Сегодня – ровно год с момента, когда ксенофобам показалось, что уже можно.  Некоторые из них вспомнили давние таблички «Собакам и татарам вход воспрещен».  Куда нас ведет эта дорога? На днях полицейский, допрашивавший участников Pussy Riot, пожалел, что в России прекращены репрессии. Эта ли дорога ведет к Храму?