ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

пятница, 25 октября 2019 г.

"Еще жарче будет разгораться тема сохранения национальной культуры"

https://www.idelreal.org/a/30227558.html?fbclid=IwAR10wHJYLvpToSnREYlDYZQvKTdp393zJ-atpjPtDOXm-hpsDDqoIUA_VKA

"Еще жарче будет разгораться тема сохранения национальной культуры"

Альберт Разин, директор Института человека Удмуртского государственного университета, который совершил самосожжение, защищая удмуртский язык от русификации

Альберт Разин, директор Института человека Удмуртского государственного университета, который совершил самосожжение, защищая удмуртский язык от русификации

Поездки Альберта Разина в Чебоксары в основном были связаны с праздниками народной веры "Тура". Разин участвовал в совместных чувашских обрядах, был одним из участков консилиума жрецов и основателей союза в области народных вер четырех народов: чувашей, мари, удмуртов и эрзя. Удмуртский ученый был постоянным гостем различных культурных делегаций.
Друг Альберта Разина, кандидат искусствоведения Дмитрий Мадуров в интервью "Idel.Реалии" рассказал, чему чувашские ученые учились у коллеги из Удмуртии.
— Чебоксары в целом ему нравились, удачное месторасположение города, относительная чистота, слаженность движения общественного транспорта, — вспоминает Дмитрий Мадуров. — Конечно, вызвали недоумение памятники города. Он говорил, что они слабые и, зачастую, антинациональной направленности. Не понравилась Разину экспозиция Национального музея своей слабой научной наполненностью, а, зачастую, и дезинформацией. Нравилось, что в городе двуязычные надписи улиц и остановок. И приезжал в Чувашию Альберт Алексеевич с удовольствием.
Разин участвует в обряде народной чувашской веры во время приезда в Чувашию (третий справа) Фото из личного архива Дмитрия Мадурова
Разин участвует в обряде народной чувашской веры во время приезда в Чувашию (третий справа) Фото из личного архива Дмитрия Мадурова
— Вы лично были знакомы с Альбертом Разиным. Расскажите о нем.
— Альберт Алексеевич был живым и очень порядочным человеком, вдумчивым, несколько строгим, но с мягким характером и очень большой силой воли. Но у него мы многому научились, так, например, раньше никак не приходило понимание о разнице понятий веры и религии, "развития культуры" и "консервативного отношения к культуре" и Альберт Алексеевич сумел объяснить природу этих явлений. Мы подружились. Альберта Алексеевича нам представили удмуртские жрецы, как своего духовного лидера – верховного жреца. Так уж сошлось, что и мой отец, Федор Мадуров, также официально является верховным жрецом чувашей. Официально закрепили союз народных вер удмуртов, мари, эрзя и чувашей. Позже познакомился с его семьей: добрейшая его жена Юлия, кстати, удмуртская поэтесса, и прелестная своей девичьей непосредственностью дочь Софи. Софи человек творческий, с большими задатками в сфере изобразительного искусства.  — Как вы познакомились с Разиным?
— Мы познакомились лет десять назад на культурологическом конгрессе в Москве. Понравился его доклад в поддержку национальных культур мы пообщались на общие темы. Тревога за развитие ситуации в области культуры России у нас была общая, как, в общем, и у большинства культурологов и философов. Проявлялась тенденция подмены понятий "культура" на понятия "светское искусство" или "религия", субкультура, используемая государством. В то время была еще какая-то вера, что наука может повлиять на решения власти, и ученые пытались выявить тенденции, механизмы и причины. Но, после 2008 года произошел какой-то надлом.
— Как вы говорите, "произошел какой-то надлом", в чем это проявлялось?
— Стали закрываться один за другим научные учреждения, началась оптимизация научной отрасли, то же происходило в ВУЗах и здравоохранении. Исчезли социальные лифты для гражданского населения, молодежи, власть замкнулась в себе, стала глуха к каким-либо письмам, требованиям, предложениям, начался очередной период застоя. Сегодня все мы видим, как это десятилетие пагубно отразилось на развитии России, но каково это было переживать и чувствовать эту тенденцию ежедневно. 2019-й год объявлен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом языков коренных народов. Если честно, наверно становлюсь суеверным. Все они лишь декларативны, а в год литературы у нас сгорела крупнейшая библиотека в стране.
— Возвращаясь к Альберту Разину, скажите, как давно он стал заниматься общественной деятельностью, отстаивая свой родной язык, свою культуру?
— Вы знаете, это было делом всей его жизни. Конечно, к такому пониманию приходишь не сразу. Необходимо много знать о своем народе, уметь прогнозировать и анализировать. Без научных знаний тут не обойтись, хотя многие приходят к этому пониманию интуитивно или по традиции. Необходимо жертвовать собой и своим благополучием, так как ты идешь против течения, борешься с проявлениями шовинизма и даже фашистских тенденций. Альберт Алексеевич явно не жалел себя, а потому был впереди национального движения удмуртов. Он консолидировал людей, создавал организации, разочаровывался, покидал опрофанившиеся сообщества из-за подставных фигур (яркий пример — общество "Удмурт Кенеш" в Удмуртии) и вновь инициировал новые проекты. Был на пути к официальной регистрации национальной веры удмуртов, но на все сил не хватило… — Почему Разин занимался возрождением языческой веры?
— Термин "языческий" не научный, он восходит к старославянскому слову языцы "народ", а борьба церкви с язычеством — это борьба с любым проявлением национальной культуры: песни, танцы, костюмы, обряды и т.п. Не случайно в первой половине XIX века миссионеры в штыки встретили идею русского филолога Николая Ильминского и чувашского языковеда Николая Золотницкого о преподавания христианских основ на национальных языках, потому как возникала опасность сохранения через национальный язык и культуры народа. Но, по-видимому, в то время другого выхода не было, да и история Киевской Руси показала, что славянский язык не смог сохранить древлян, радимичей, полян, северов от исчезновения после христианизации, процесса подмены традиционной культуры религиозной субкультурой. Но именно в этой подмене и кроется корень разрушения, субкультура никогда не будет равна по качеству культуре. Деятель культуры, ученый не может быть в стороне, наблюдая искусственно вызываемые процессы разрушения национальных культур, иначе он не имеет права называться деятелем культуры.
— Сравнивая положение родного языка в Удмуртии, как вы оцениваете ситуацию с чувашским языком в своей республике?
— Раньше, в Чувашии благодаря сельскому населению национальный язык еще как-то поддерживался и восполнялся. В городах еще в 1968 было отменено преподавание на национальных языках в городах. Да, выдающуюся роль в деле сохранения культуры России, основой которой является разнообразие национальных культур, внес Владимир Ленин, создавший СССР по принципу национальных республик. Но, очень быстро этот фактор стал играть свою противоположную роль. При советской власти национальная культурная политика носила лишь декоративный характер. Дошло до того, что к 90-м годам прошлого столетия люди стеснялись и опасались говорить на родном языке в городе. Один лишь факт для примера, национальная культура чувашей сохранилась лучше только за пределами Чувашской республики. Туда сегодня едут этнографы изучать национальную культуру народа. — Вы говорите про советский период, а как сейчас ситуация с родным языком?
— Сейчас мало что изменилось в сфере отношений власть — народ. У центра с его ставленниками "эффективным менеджерам" в глубинке, чисто потребительское интересы, культура и наука, как таковая, их не интересует. Но и в этих условиях для народов России появилась новая отдушина, появилась возможность официально исповедовать родную веру. Сегодня наблюдается процесс обрушения, в деревнях идет интенсивный процесс потери национальных язык, этнической маргинализации. У маргиналов нет никаких прав и это выгодно управленцам. "Вам никто не запрещает сохранять свой язык и культуру. Вам запрещают навязывать это остальным гражданам России" — этот лейтмотив стал поводом к демонтажу системы преподавания национальных языков в России. В Удмуртии второй государственный язык никогда не преподавался в обязательном порядке. Он есть только в нескольких школах и то в качестве факультатива — последним уроком, нужны современные толковые программы и учебники. На их разработку нужны деньги, а их нет. В столице национальной республики вы не найдете ни одной вывески на втором государственном языке. Ситуация удручающая и будущее удмуртского народа туманно.
— Знать свой родной язык — это дело государства или выбор человека?
— Если честно, мало кого интересует, знает тот или иной этнический маргинал язык народа, среди которого он живет. Это вопрос культуры и воспитания человека, а в нынешних условиях чего-либо требовать просто не возможно. Проблема совсем в другой плоскости, нет выхода тем, кто хотел бы, чтоб его дети знали национальный язык и были уверены, что его ребенок не будет ущемлен в правах на высшее образование.
— Известно, что Альберт Алексеевич вел переписку с властями о сохранении удмуртского языка и культуры. О чем писал и чего добивался Альберт Разин?
— Под видом угрозы перспективы "волны сепаратизма" проводится политика удушения национальных культур, навязывания откровенно шовинистических взглядов. Абсолютное доминирование силовиков во властных структурах порождает казарменное положение и подавленное состояние общества. Какое уж тут развитие, экономики, науки или культуры. Больше всего жаль молодежь, для них не стало перспектив, репрессивные методы ломают жизнь людям. Стремятся вырваться, уехать, а некуда. К сожалению, в буднях дел, служащие перестают замечать свою спесь при общении с трудовыми мигрантами и инородцами. А ведь такие моменты нужно пресекать, они позорят не только свой мундир, но и нашу страну. — Есть мнение, что проблемы с изучением национальных языков в России надуманны.
— Проблемы с изучением родного языка не надуманна, она вполне реальна в России и касается всех ее народов. Сейчас идет волна публикация по России в связи со сложившейся ситуацией. Со стороны власти мы, к сожалению, видим лишь попытку замолчать эту проблему. Но чем дольше будет отмалчиваться власть, тем жарче будет разгораться тема сохранения национальной культуры. Власть выбрала явно не правильную позицию. Сегодня нет той стены, которая позволяла десятилетиями создавать искусственный вакуум в прессе. Мир изменился, и если человек видит, что по телевизору ему говорят об ущемлении прав русскоязычного населения за рубежом, он, тут же, задастся вопросом, а какова ситуация в этой сфере в самой России и не лицемерие ли это все.
— Как сейчас семья Альберта Разина, вы поддерживаете связь из Чувашии?
— Не могу ничего сказать по поводу жены Альберта Разина Юлии, просто страшно ее даже беспокоить. Вижу только фото и статьи. Но дочь, Софи, пытаюсь поддержать, для нее это шок, потерять любимого отца. Конечно, они переживают и негодуют по поводу той черной клеветы, что обрушивается время от времени. Идет следствие, ищут "подстрекателей", их держат в качестве свидетелей.
— Наблюдали за тем, как к ситуации отнеслись в Удмуртии — считают ли там Альберта Разина героем?
— Что мы видим после случившегося, попытки замалчивания, безжалостный троллинг в интернете. Та же ситуация в Удмуртии. Тут уж совет, если пытаетесь троллить, то хоть это делайте с умом. Но, невольно возникает мысль, и мы что тот ждем от этой власти в плане развития национальных республиках?
— Как оцениваете то, что следствие сейчас рассматривает версию трагедии "доведения до самоубийства" и ищет виновных, в том числе среди близких друзей Разина?
10 сентября отныне будет днем памяти Альбера Разина

— Следственный комитет, занимающаяся делом Альберта Разина в Удмуртии, рассматривает варианты "доведения до самоубийства" среди ближайшего круга его друзей, но сейчас выясняются совсем новые обстоятельства. Затребовав медицинскую карту ученого, неожиданно обнаруживают, что Альберта Алексеевича дважды в начале 90-х годов и даже в 2018 году избивали за деятельность по защите удмуртской культуры, о чем красноречиво свидетельствуют показания в медицинской карте и МРТ. Знакомые пояснили, что это были нанятые люди, но сами они об этих инцидентах молчали.
— Как вы считаете, что-то изменится после трагедии с Альбертом Разиным ?
— В нынешней политике ждать каких-то перемен не следует. Альберт Разин стал тем разломом, который разделил власть в нынешнем ее состоянии и национальное движение России. Увы, иллюзий больше нет. Нездоровая ситуация в сфере поддержки межнационального согласия рано или поздно начнет актуализировать совсем другие процессы. Вот увидите, 10 сентября отныне будет днем памяти Альбера Разина у многих народов России и удмурты его не забудут.
— Известно, что в Удмуртии активисты просят поставить памятник Альберту Разину.
— Сомневаюсь, что власти позволят поставить ему памятник, хотя с таким предложением к правительству Удмуртии уже вышли активисты. Скорей всего это состоится позже. Да, Альберт Разин стал героем, положившим свою жизнь во имя сохранения всех национальных культур России. И все это понимают уже без слов. Данко нашего времени. Таким его запомнят и в Чувашии. Удмуртский ученый Альберт Разин 10 сентября сжег себя у здания Госсовета республики. Рядом с ним обнаружены транспаранты, надписи на которых призывали спасти родные языки. Ученый долгое время выступал за сохранение и развитие родного удмуртского языка. В частности, известно, что Разин долгое время вел переписку об этом с властями. Супруга погибшего ученого Юлия Разина призналась, что письма ученого оставались без ответа.
Тау, эшъёс!
Вчера на кафедре финно-угристики Университета им. Ётвеша Лоранда (Будапешт, Венгрия) почтили память Альберта Разина.
Вечер открыл Самса Холопайнен, затем продолжила Эрика Асталош, которая была лично знакома с философом (Эрика была лектором венгерского языка в Удмуртском Государственном Университете). Вечер памяти плавно перерос в круглый стол-обсуждение реакции на событие в Удмуртии и России, положения удмуртского языка, языков народов России и их будущего.
Столь печальный вечер немного скрасила докторант Университета Юлия Спешилова и ее маленькая дочь. Юлия, живя в Венгрии, обучила свою дочь родному языку.
Вечер закончился минутой молчания и совместной песней, удмуртской народной песней, столь ярко характеризующей удмуртов «И камень, и земля трескаются, но человеку надо терпеть» /Из но, му но пилиське но, адямилы чидано.

В Казани появится памятник татарской царице Соембике

http://www.muslim-info.com/v-kazani-poyavitsya-pamyatnik-tatarskoy-tsaritse-soembike.html?fbclid=IwAR21E_qIxF0UDkH5YDEf0VQWlYV6SdBakKzpBykViaP3ZAQ9Dz90zOuqeUg

В Казани появится памятник татарской царице Соембике


В Казани появится памятник татарской царице Соембике
Представитель казанского Кремля Лилия Галимова рассказала, что вопрос о размещении памятника царице Сөембике пока не обсуждался на уровне руководства республики. В настоящее время варианты размещения прорабатывает Министерство культуры Татарстана.
«Вопрос на уровне руководства республики не обсуждался, он обсуждается пока на уровне Министерства культуры. Они разрабатывают разные варианты предложений. Я так понимаю, когда у них будет более конкретное понимание по тем или иным точкам, где его можно будет разместить, они обратятся и сформулируют», — сказала она.
Напомним, о том, что в Казани установят памятник Сөембике стало известно в апреле. Об этом рассказал скульптор Камиль Мулдашев. Скульптура будет установлена в 2020 году, к столетию ТАССР. В качестве места были предложены три площадки, в том числе перед башней Сөембике, перед Президентским дворцом и перед зданием цирка на площади Тысячелетия.
Сөембикә
Она правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533—1535), Сафа-Гирея, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея.
Первый муж Соембике Жан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованным решением промосковски настроенного правительства во главе с князем Булат Ширином и Московского князя Василия III. Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат. Она же устроила брак Жан-Али с Соембике (ей в то время было всего 12 лет), что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему. Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась через этот брак приблизить ногайского бия Юсуфа и создать определенный противовес свергнутому хану из крымской династии Сафа-Гирею, который находился у своего тестя, ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей.
Жан-Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства. В 1535 году при участии Булат Ширина и царевны Ковгоршат был совершен переворот, Жан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа-Гирея. Соембике стала его пятой женой. После смерти Сафа-Гирея правила Казанским ханством в 1549—1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына.
В 1551 году она была выдана в плен продажными мурзами московскому царю Ивану IV Грозному вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной.
Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, продавшемуся москвичам. Утямыш-Гирей был насильно отобран Иваном Грозном и насильственно крещен в православие. Последние годы она жила в Касимове, где и умерла. Могила неизвестна.

Мосгорсуд оставил в СИЗО известного адвоката Дагира Хасавова


https://whitenews.press/?p=8682&fbclid=IwAR1_U77iVryjBwwKOBW5T4bi2FMkZPyO7UyUaUdR1z6enUaxasUWNX0W-VU

Мосгорсуд оставил в СИЗО известного адвоката Дагира Хасавова




Таким образом, вышестоящая инстанция признала законным решение Басманного районного суда Москвы, заключившего юриста под стражу на два месяца, отклонив 23 апелляционные жалобы стороны защиты. 
У зала, где должно было проходить заседание по делу Дагира Хасавова, практически не было свободного места. Поддержать адвоката в нелегкий период его жизни пришли коллеги, родственники и журналисты. Однако заседание началось почти на два часа позже назначенного времени. Зал суда едва уместил всех защитников – их набралось 25 человек. Что интересно, одну из скамеек заняли четверо сотрудников ФСБ. На оставшихся местах разместились родственники Хасавова и представители ведущих СМИ. Поскольку не все желающие попали в зал, пресс-служба Мосгорсуда организовала трансляцию процесса. Несмотря на то, что в нижестоящей инстанции заседание по избранию меры пресечения Хасавову проходило в закрытом режиме, Мосгорсуд решил провести разбирательство публично.
Обвиняемый Дагир Хасавов участвовал в заседании по видео-конференц-связи из СИЗО «Медведь». Однако с видеосвязью были проблемы. Почти каждые 10 минут картинка зависала и помощнику судьи Людмилы Смолкиной приходилось перезагружать компьютер. 
— Сегодня плохая связь с изоляторами, – посетовала председательствующая. 
Из-за этого процесс все никак не мог начаться. Почти за час слушания адвокат Хасавов успел только назвать свои личностные данные, из которых стало известно, что он родился в 1959 году на территории Чечено-Ингушской ССР. 
Следователь СКР Алексей Донской и прокурор Васильев заявили, что у них нет отвода судье и участникам процесса. 
После этого адвокат Максим Ижиков сказал, что защитники подготовили документы, характеризующие Хасавова, чтобы их приобщить к материалам дела, так как в Басманном суде это не было сделано. 
— Мы не успели собрать все характеризующие данные на известного адвоката Дагира Хасавова. Он является ликвидатором Чернобыльской АЭС, получил дозу облучения. Его жена нуждается в уходе. Вот медицинские документы. Хасавов законопослушный и трудящийся человек. То как он предстал перед Басманным судом, находясь в клетке, дискредитирует человека, – говорил Ижиков. 
Он рассказал, что представитель потерпевшего по делу бывшего премьер-министра Дагестана Абдусамада Гамидова и его заместителя Раюдина Юсуфова, которого защищал Хасавов, отказался от показаний, данных во время следствия. Поэтому начальник управления Генпрокуратуры РФ Сергей Бочкарёв направил три письма в Дагестан с требованием прислать другого представителя потерпевшего. 
— Генерал Бочкарёв стал инициатором моего ареста. Он не был участником процесса по делу Гамидова и Юсуфова и не был гособвинителем по делу. Меня обвиняют в противодействии правосудию и попытке изменить показания представителя потерпевшего Альберта Хавчаева, – пояснил сам Хасавов.
— Бочкарёв отправил три письма в правительство Дагестана с требованием прислать другого представителя потерпевшего. Он вмешался в судебное разбирательство. Я не давал фальсифицировать материалы дела, – отметил Хасавов. 
Напомним, по версии следствия, в 2015–2016 годах Гамидов и Юсуфов похитили 41 млн ₽ при возведении спецприемника для временного содержания иностранных граждан, который сейчас функционирует. 
По данным «Кавказского узла», 9 июля в суде выступил брат бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова Раджаб Абдулатипов, который не подтвердил факт хищения на объекте ИВС в Махачкале и положительно охарактеризовавший подсудимых. 
По словам адвоката Хасавова, Генеральная прокуратура в лице Бочкарёва противодействует правосудию. 
— Меня обвинили непонятно в чем. Я не ставлю вопрос вины, ставлю вопрос причастности, – подчеркнул Хасавов. 
Следователь Донской просил отказать в приобщении писем Бочкарёва. Прокурор согласился. В итоге судья отказала в приобщении данных документов к материалам дела, хотя защитники убеждали суд, что они имеют непосредственное отношение к обвинению Хасавова.
В свою очередь следователь предоставил суду протоколы допроса Хасавова и его жены от 2012 года. После которого, по его словам, адвокат на длительное время покинул пределы Российской Федерации. Напомним, это происходило после скандального интервью Хасавова каналу РЕН ТВ, в котором он якобы хотел легализовать в Москве суды шариата – иначе столица зальется кровью. Адвокат тогда заявил, что его слова были вырваны из контекста. 
— На Хасавова было возбуждено дело по части 1 статьи 282 УК РФ, но прекращено по истечению сроков давности, – сообщил следователь. 
Это вызвало бурю возмущения Хасавова и его защитников. 
— Мне тогда поступали угрозы, и я уехал до возбуждения дела. Я даже не знал, что оно было возбуждено. Я не давал согласия на прекращение уголовного дела. В 2012 году уничтожили мое адвокатское бюро, я его воссоздал заново, – парировал обвиняемый.
Следователь ответил, что этим документом хотел подтвердить свой довод о том, что Хасавов может скрыться от следствия и суда.
— После 2012 года я много раз выезжал за границу, участвовал в многочисленных конференциях ОБСЕ, меня не лишали статуса адвоката, – продолжал Хасавов.
Адвокат Равиль Тугушев заявил, что протоколы, предоставленные следователем, не относятся к данному делу. 
— Следователь не является участником процесса и не может заявлять ходатайства, – отметил защитник. 
Адвокат Ижиков поддержал коллегу.
— Сложилось такое впечатление, что нам оппонируют не сотрудники следствия и прокуратуры, а желтых СМИ, – сказал он. Также Ижиков пояснил, что в 2012 году Хасавову не был запрещен выезд за границу, дело не было возбуждено. 
В результате судья отклонила протоколы допроса Хасавова и его супруги как не относящиеся к делу. 
После этого Смолкина заявила, что в суд поступило 23 апелляционные жалобы от обвиняемого и его защитников, в том числе пять – от адвокатов из Республики Крым. На чтение жалоб у судьи ушло два часа. Все адвокаты требовали отменить решение Басманного суда, который санкционировал арест Хасавова, как незаконное и необоснованное. Защитники обращали внимание на многочисленные процессуальные нарушения в деле. 
— Просим отменить решение Басманного районного суда и избрать любую меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, – писали защитники в жалобах. 
По их мнению, к Хасавову применили жесткую меру пресечения при отсутствии каких-либо доказательств его причастности к инкриминируемым преступлениям.
Следователь тоже подготовился к заседанию. Он раздал свои возражения на апелляционные жалобы защитников, в которых потребовал оставить их без удовлетворения. По его мнению, вина Хасавова подтверждается собранными по делу доказательствами. По версии следствия, Хасавов вступил в сговор с другими лицами с целью оказания давления на потерпевшего – он отправлял на телефон аудиосообщения.
Слушание по жалобам защиты Хасавова заняло почти 8 часов. Глубоким вечером судья огласила решение, извинившись за неправильное ударение в фамилии обвиняемого. 
В итоге Мосгорсуд оставил в силе решение Басманного районного суда об аресте Дагира Хасавова.
После заседания адвокат Равиль Тугушев высказал свое мнение о процессе. 
— С каких пор следователь стал полноправным участником судебного процесса? С каких это пор он вдруг начинает в суде подавать возражения на апелляционные жалобы? Участвовать наравне с прокурором в прениях? С каких пор суд начал заслушивать его мнение по заявленным адвокатами ходатайствам? Несколько раз поднимали этот вопрос в судебном заседании. Но суд никак не отреагировал, – заключил защитник.

В казанском Кремле ответили на слова Улицкой об обиженных татарах

https://www.business-gazeta.ru/news/443748?fbclid=IwAR0Gwuizag3-DxmfqbpEbfsPkEZOKVuqsU8maQHQCE4Zw9Nhb8duFOnPoVk

В казанском Кремле ответили на слова Улицкой об обиженных татарах

Людям, которые делают предположения о положении дел в Татарстане, следует посетить республику и лично ознакомиться с ситуацией. Об этом заявила на брифинге в кабмине РТ заместитель руководителя пресс-службы президента республики Лилия Галимова.
В ходе брифинга корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Галимову прокомментировать слова писательницы Людмилы Улицкой. Ранее та заявила, что «татары чувствуют себя обиженными» и в республике «зреют какие-то новые ситуации». «Вот вы житель Татарстана, вы чувствуете такие настроения? Обиженными себя чувствуете? Ну тогда давайте исходить из того, что, наверное, здесь можно посоветовать только одно. Нужно пригласить людей, которые говорят о своем представлении о том, что происходит в республике, посетить все-таки Татарстан и посмотреть, как мы здесь живем, для того, чтобы объективно оценивать ситуацию», — сказала официальный представитель казанского Кремля.
«Лично я пригласить не могу в данной ситуации. Если есть такой интерес, они могут приехать и посмотреть на Татарстан, Казань в частности», — добавила Галимова.

БИЗНЕС НА СУДЬБЕ НАЦИИ ( О книге Гузель Яхиной - Зулейха)

https://www.facebook.com/groups/Tatarchaface/permalink/3005602912998551/

БИЗНЕС НА СУДЬБЕ НАЦИИ
Недавно, наконец, прочитал книгу, написанную на русском языке Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», так как она вызвала в татарском обществе большой скандал: Татарстанский официоз, как и полагается ему, его положению в России, принял роман положительно, а большинство татарской интеллигенции и народа было возмущено его содержанием, особенно его идеологической начинкой.
Тем не менее, роман вышел в Москве большим тиражом, переводится на другие языки, по нему снимается телевизионный сериал, который хотят показать по первому каналу ОРТ. Казалось бы, все атрибуты «успеха» романа налицо, Москва его приняла на «ура» и дает ему повсюду зеленый свет. В чем же причина такой раскрутки романа?
Во-первых, он вызвал в обществе скандал, о котором я узнал из газет, интернета и от знакомых. Собственно, поэтому я и прочитал его. Возможно, автор создал содержанием своей книги его искусственно, ведь она ушлая москвичка, учится на сценарном отделении Школы кино. Она знает, что скандалы в России продаются на «ура», как в литературе, так и на телевидении. Скорее всего, и прежде всего, этот роман – не раздумья о судьбе нации, а большой бизнес-проект на ее трагической судьбе.
Надо отдать должное автору за хороший образный русский язык романа, внимание к деталям. Когда читаешь роман, то образы как бы встают перед глазами.
Роман написан в стиле блокбастера, поэтому в нем есть тотально отрицательные и тотально положительные герои. Автор привнес в него некоторые фантазийные сюжеты. Например, морской шторм на Ангаре, встреча Зулейхи с медведем в лесу и его убийство, выживание по летнему одетых переселенцев в зимней тайге, питание всю зиму 22 переселенцев подстреленными комендантом лагеря лесными тетеревами и прочие дешевые киношные приемы.
А теперь перейдем к тому, чем же была возмущена татарская интеллигенция и писатели этим романом? Меня лично этот роман тоже возмутил.
В романе два главных героя: татарская женщина Зулейха из богатенькой (крепкой) крестьянской семьи и русский красный командир, Иван Игнатов, раскулачивший их хозяйство и убивший при раскулачивании мужа Зулейхи. Затем Иван сопровождает поезд с раскулаченными, в том числе и с Зулейхой, до Ангары, где назначается комендантом лагеря, в котором находится Зулейха. Там они пребывают 15 лет (1930 - 1945 гг.).
Татары в этом романе кроме Зулейхи представлены лишь в виде еще двух людей: Муртазы, мужа Зулейхи, и свекрови Упырихи (так ее называла Зулейха). Никаких других татар, ни в деревне, ни в лагере как бы для автора не существует. Хотя их было везде полно.
Жестоких красноармейцев в романе автор называет «ордынцами» (Намек на жестокость татар как таковых).
Откуда это?
Однажды в 70-ые годы ХХ века я спросил у молодой женщины из районного центра русского Нечерноземья (недалеко от Москвы), как они отнесутся к тому, если русская девушка выйдет замуж за татарина? Она сказала, что девушки опасаются это делать, так как татары очень злые, и жестокие люди, будут каждый день избивать жену по вечерам специальной плеткой.
Вот и в романе татары, представленные Муртазой и Упырихой, представлены карикатурно жестокими людьми, в них нет ничего человеческого, сострадательного по отношению к Зулейхе, это просто какие-то фашисты-мучители, а не люди, одна черная краска.
Мне показалось, что здесь автор изливает ненависть к своему народу, но за что? Возможно, в личной жизни из-за какого-то татарина не сложилась личная жизнь. Но скорее всего, она не знает татарского языка, отсюда не знает татарского менталитета во всей его глубине. Она – русифицированная татарка, и получила сведения о своем народе на том же уровне, как и русская девушка из Нечерноземья. Золотая орда для нее, видимо, исчадие ада, а все злые люди носят кличку «ордынец». Эта ложь и возмущает многих татар.
Вспомните слова из песни о войне с Германией: «С фашистской силой темною, с немецкою ордой». Опять ассоциация с Ордой, с татарами.
В связи с этой темой мне вспомнилась одна песня белогвардейских офицеров на Гражданской войне, в которой есть такие слова:
«Поручик Голицын, раздайте патроны,
Корнет Оболенский, седлайте коня.
Красная сволочь топчет Россию,
Даже рюмку вина выпить некогда нам».
Но до 1917 года Россию, а вернее народы Российской империи, топтала белая сволочь. Не зря Россию называли тюрьмой народов. Красные же сволочи, во главе со Сталиным, преобразовали эту тюрьму в концлагерь народов, ссылали многие народы целиком в Сибирь. Ими была создана Красная империя под названием СССР, и красные хотели распространить эту красноту на весь мир, но надорвали пупок, СССР рухнул. Сейчас у власти снова белые, работают более тонко, учитывая прежние ошибки.
Так, может, впредь, плохих и злых людей называть не «ордынцами», а «красной или белой сволочью».
НКВДэшник же Иван Игнатов, несмотря на то, что он из рядов «красной сволочи», показан в романе доброй «сволочью». Он добр по отношению к арестованным, особенно к Зулейхе, не насиловал ее, как это было принято в НКВД в те годы. А просто платонически вздыхал по ней и ждал, когда она сама придет ночью к нему в комендантскую избу, возможно, у него на спине даже выросли ангельские крылышки. Она и пришла и занималась с ним сексом определенное время.
Оказалось, что самая последняя «сволочь» из НКВД добрее крестьянского мужика Муртазы, мужа Зулейхи. Так как эти образы собирательные образы татар и эНКВДешников, то это – вторая ложь в романе, которая возмутила меня.
И вот как татары того времени словами свекрови Упырихи относились к такой «свободной любви». Свекровь говорит: «Фахиша (тат. «проститутка») пахнет блядью. Блядью, что думает по ночам о русском мужике Иване, убийце моего Муртазы. Ты забыла законы Шариата и человеческие законы».
Зулейха же наслаждалась качественным сексом с Иваном, это был божественный секс, от Ивана пахло медом, от него шли медовые волны, у него было красивое тело, Зулейха ощущала себя с ним как в раю. Но в глубине души, разумом она понимала, что так поступать ей было нельзя.
Здесь автор протаскивает в татарское общество, особенно в женское общество, идею о том, что качественный секс превыше всего, ради него можно пренебречь многим, например, национальными традициями и моральными нормами. Эта идеология заключена в русской поговорке «Любовь зла – полюбишь и козла!». То есть идея о том, что сильное сексуальное влечение не остановить, не заменить ничем. Так, что можно полюбить и Гитлера, если он в сексе будет хорош. И, действительно, многие женщины стрелялись из-за него в парках.
Сейчас, когда среди татар смешанных браков около 30 процентов, и татары ассимилируются, автор своим романом пропагандирует среди татарской молодежи создание семей, основанное исключительно на голом сексе. Это тоже возмутило многих татар.
Следующим фактором успеха романа было то, что он своей идеологической начинкой находится в бренде государственной политики России. То есть сейчас идет речь о создании российской нации с главным русским языком. Создание в свое время в составе СССР национальных республик сейчас рассматривается как мина замедленного действия, которая и разрушила СССР. Так что Гузель Яхина во время подсуетилась и государство дало ей зеленый свет.
Что-то я не видел романа, написанного русской писательницей о русской женщине, дико полюбившей и вышедшей замуж за татарского НКВД- ешника, убившего ее русского мужа. Во-первых, такой писательницы и такой героини просто может не найтись, так как у русских национальное самосознание поддерживается государством 20-ью телевизионными каналами, школами, университетами. Но если бы роман с таким сюжетом был бы написан, то его не напечатало бы ни одно издательство, не пропустила бы ни одна редакция, такому произведению был бы поставлен красный свет.
Также непредставимо, чтобы за такого Ивана Игнатова вышла замуж чеченка, у которой он убил мужа.
Появление такого романа говорит о том, что процесс трагедии татарского народа зашел уже слишком далеко. Внутри татарского народа уже сформировалась большая русифицированная не только в языковом плане, но и в духовном, идеологическом планах масса татар. У них уже появляется и своя некая субкультура, свои писатели типа Гузель Яхиной, своя мораль, своя идеология.
А скандал вокруг этой книги как раз и отражает неприятие большинством татар той идеологии и морали, которую и содержит этот роман.
Рафаэль Мухаметдинов.

Российские силовики с начала года провели 80 обысков в Крыму

https://golosislama.com/news.php?id=37417&fbclid=IwAR3RSPko4flEgoe5VTmROxPQaem7MH8Y2o-r1hkkIkc_W5fEKaUZ7o7U3f8

Российские силовики с начала года провели 80 обысков в Крыму



С начала нынешнего года российские силовики провели в аннексированном Крыму 80 обысков, 126 задержаний и 282 ареста. Об этом на пресс-конференции рассказал член Меджлиса крымскотатарского народа, председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра (КРЦ) Эскендер Бариев, как сообщает издание Крым.Реалии.
КРЦ занес в списки политзаключенных 99 человек, 80 из них – крымские татары. По словам Бариева, 88 из 99 находятся в СИЗО или колонии, 11 – те, что получили условные приговоры или находятся под домашним арестом.
Из 80 обысков 62 проходили в домах крымских татар. Бариев отмечает, что большая часть обысков имеет политический или религиозный подтекст, чаще всего российские силовики их связывают с якобы участием крымчан в запрещенных в России организациях: «Хизб ут-Тахрир» и «Свидетели Иеговы», а также в «незаконных вооруженных формированиях».
По словам менеджера по коммуникациям центра Эльвира Сагирмана, с начала года в оккупированном Крыму 578 раз нарушили право человека на справедливый суд, 408 из этих случаев касались крымских татар.
Крымскотатарский Ресурсный Центр – общественная организация, созданная с целью повышения уровня политической и общественной активности крымских татар, содействия защите прав и свобод крымскотатарского народа, сохранения национальной самобытности крымских татар, продвижения крымскотатарской культуры.
АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ

В Узбекистане посадили блогеров, критиковавших запрет хиджаба

https://golosislama.com/news.php?id=37424&fbclid=IwAR0MLDh-wYuhssaeeZYJp31Q1Oq1ZLMEtnuyAA1AOG8Xgu2yCT9vOxA-2to

В Узбекистане посадили блогеров, критиковавших запрет хиджаба


Ташкентский городской суд по уголовным делам приговорил блогеров Рустамбека Каримова (псевдоним — Рустам Карим) к трем годам лишения свободы, а Тулкуна Астанова — к пяти годам условно и испытательному сроку. Об этом сообщает издание «Газета.uz», со ссылкой на официального представителя Верховного суда Узбекистана Азиза Абидова.
Согласно приговору суда, Рустам Карим был признан виновным в совершении преступления по статье 244-1 Уголовного кодекса Узбекистана («Производство, хранение, распространение или демонстрация материалов, угрожающих общественной безопасности и общественному порядку») и приговорен к 2 годам лишения свободы. Учитывая приговор суда от 16 мая 2019 года, ему назначено в общей сложности 3 года и 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Тулкин Астанов был признан виновным в совершении преступления согласно статьи 244-1 Уголовного кодекса («Производство, хранение, распространение или демонстрация материалов, угрожающих общественной безопасности и общественному порядку»). Он был приговорен к 5 годам лишения свободы с испытательным сроком (условное наказание). Отмечено, что испытательный срок будет исчисляться с даты вынесения приговора.
Уголовное дело в отношении Рустамбека Каримова и Тулкуна Астанова было возбуждено в конце апреля. Следственное управление Службы государственной безопасности выявило в памяти мобильных телефонов блогеров «материалы запрещенных в стране экстремистских организаций и пропагандирующие идеи догматизма». Материалы в СГБ в отношении мужчин в конце апреля предоставило ГУВД Ташкента.
8 апреля блогеры были задержаны у здания Духовного управления мусульман Узбекистана. По данным ГУВД, мужчины требовали организовать им встречу с председателем управления, муфтием Усмонхоном Алимовым, транслируя происходящее в прямом эфире в соцсетях. Целью их визита в ДУМУ было выразить свою позицию по поводу запрета властей на ношение женщинами хиджаба и по вопросу сертификации халяль-продукции.
После того, как блогеры отказались выполнять требования сотрудников правоохранительных органов прекратить «нарушение общественного порядка», на них был составлен административный протокол. Суд по административным делам Алмазарского района признал Рустамбека Каримова и Тулкуна Астанова виновными в мелком хулиганстве и невыполнении законных требований сотрудника органов внутренних дел. Какое решение тогда вынес суд, ГУВД не уточняло.
В общем, узбекская «оттепель», якобы наметившаяся с приходом к власти Шавката Мирзиёева, цветет полным ходом.

АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ

Конец эпохи Нетаньяху и надежда на мир?

https://golosislama.com/news.php?id=37423&fbclid=IwAR0qsHDD36P30Xc_gDcNUJG-7Ni86PRNyf6eK-GRLZxcRQpazWv4SE5IGec
Конец эпохи Нетаньяху и надежда на мир?



Интрига, порожденная результатами израильских выборов, о которой мы писали месяц назад (https://golosislama.com/news.php?id=37229) вчера получила развитие.
Президент Израиля Реувен Ривлин сообщил, что поручил формирование нового правительства страны Бенни Ганцу, лидеру победившей оппозиционной партии Кахоль Лаван, после того, как действующий премьер Беньямин Нетаньяху заявил, что не сумел создать коалицию, необходимую для формирования нового правительства.
Итак, Нетаньяху, в своей политике сделавший ставку на крайний еврейский национализм, был выбит из седла ни кем-то, а такими же еврейскими ультранационалистами. А именно расколом между двумя их крыльями, о котором мы в прошлый раз писали - религиозным, представленным "коренными" израильскими партиями, и воинствующе-светским, представленным "русской" партией "Наш Дом Израиль". По сути, именно лидер последней, воинствующий светский еврейский националист Авигдор Либерман, покинувший правительство Нетаньяху, решил пойти ва-банк, диктовать ему условия и поставить его перед выбором - между "русскими евреями" и религиозными иудеями.
Но что дальше и на что рассчитывает Либерман, своими руками срубивший ультрасионистский сук, на котором годами сидел вместе с Нетаньяху? Теперь перед дилемой оказался уже Ганц. Если он берет в коалицию арабоненавистника Либермана, то автоматически отталкивает Объединенный Арабский Список (https://golosislama.com/news.php?id=37224), который по итогам этих выборов стал третьей по численности мандатов партией израильского Кнессета. Если же он делает ставку на коалицию с израильскими арабами, он может оттолкнуть не только Либермана, но и значительную часть националистически настроенных еврейских политиков и избирателей, которых хватает среди всех партий и их избирателей.
Ясно одно, если это будет первый вариант и Ганц решит создавать чисто еврейское светское правительство, обойдясь без арабов, в Израиле принципиально не изменится ничего кроме ослабления позиций религиозного еврейского лагеря и усиления раскола между двумя частями еврейского общества в довесок к отчуждению арабов. А вот если будет создано объединенное еврейско-арабское правительство, это может стать настоящей революцией, которая покончит с эпохой Нетаньяху и откроет путь к возобновлению похороненного при нем мирного процесса между двумя народами. 
(На фото - Бенни Ганц и Реувен Ривлин)
АВТОР: ИКРАМУТДИН ХАН

"Татар аты — безнең дөньяда хуҗа булу таныклыгы"

https://www.azatliq.org/a/30191136.html?fbclid=IwAR3RiGvBqt6IVsuuFa1LB6YfRnhkKisG10ULMca7zw-b7vvi17gWssZWkPQ

"Татар аты — безнең дөньяда хуҗа булу таныклыгы"

Мәккәгә бару юлында, Рәсүл Ахияретдинов (уңда)

Узган елның язында Башкортстан егете Рәсүл Ахияретдинов татар атына атланып Мәккәгә сәфәр китте. Теләге – изге җирләргә барып җитү, хаҗ кылу, татар атын дөньяга таныту. Егет максатына яртылаш кына иреште – атлар Әстерханда калды, Рәсүл үзе, хаҗи булып, туган якларына әйләнеп кайтты.
Азатлык Рәсүл белән очрашып, ни өчен сәфәрнең уйланганча барып чыкмавы, татар атларының киләчәге, татарлар белән башкортларның ат бүлешүләре, Башкортстан татарларының халык саны алу алдыннан кәефләре хакында сорашты.
— Рәсүл, иң беренче чиратта ачыклап китик. Татарстанда татар атлары турында күп сөйли башладылар, китабы да чыкты, аларны Сабантуйларда ярыштыралар, уеннар оештыралар. Яхшымы бу теманың килеп чыгуы, татарларга татар атлары кирәкме?
 Милләтнең аты булуы – ул аның паспорты, документы. Аты аркылы ул үзен "мин – милләт" дип әйтә ала. Тарихны кем өчендер яраклаштырып күчереп язып була, ә генетиканы алдап булмый. Атларның канында шушы тарих сакланган. Бу җирлектә яшәгән кабиләләрнең атлары геннарын бүгенге көнгә кадәр китереп җиткергән. Шуңа күрә татар кешесенә аты булу нык кирәк. Минем уйлавымча, Русиядә татарның үзен бетерү өчен аның атын алырга тырышканнар. Татар "бу – минем атым, бу – минем тарихым, шушы җирләр – минеке", дип әйтә алмасын өчен махсус шулай эшләгәннәр.
— Нинди юл белән юк иткәннәр?
— Токым бары ниндидер юнәлешле тәрбия биргәндә генә саклана. Каядыр авылда, болында, "халык селекциясе" юлы белән токым саклап булмый. Ат заводларын, хуҗалыкларны бетерү токымны югалтуга китерә.
Рәсүл Ахияретдинов
Рәсүл Ахияретдинов
— Нинди юл белән яңадан таптылар татар атын, ул ышанырлык юлмы? "Татар аты" – уйлап чыгарылган нәрсә түгелме?
— Дөресен әйткәндә, Евразия далаларында тарихи төп халыкларның атлары бер-берсенә охшаган. Якут аты да, монгол аты да, казакъ атлары да. Татар атын тарихи язмаларга нигезләнеп ачыклаганнар. Безнең морзаларыбыз нинди атларда йөргән, ул атларның тояклары нинди булган, төсләре, яллары һәм башкалар. Без шушы билгеләргә таянып, бу атта татар каны калганын әйтә алабыз. Ул ничәдер процент кына да булырга мөмкин. Әмма көчле геннар, шушы континентка, табигый шартларга яраклы геннар яши, алар бервакыт килеп чыга һәм генетик тикшерүләр аркылы без бу билгеләрне яңадан туплый алабыз. Башкортостанның Иглин районы Олы Теләк авылында эшмәкәр Хәсән Идиятуллин күп еллар татар атлары белән шөгыльләнә. Аның кулында бер бик көчле документ бар. Аның атларының генетикасын Кембридж университеты галимнәре тикшергән. "Сезнең атлар дөньядагы бер токымга да охшамаган, сезнең атларда борынгы зеброид атлар структурасы һаман да яшәп килә" дигән нәтиҗә чыгарганнар.
Безгә, татарларга, бу атларга ныклап "ябышырга" кирәк. Ни өчен? Чөнки бу документ әлеге атның хуҗасы – бу континентта төп хуҗа дигәнне әйтә. Шуңа күрә, инде бер эләктереп алганбыз икән, Татарстанга, татар халкына бу атны җибәрмәскә кирәк. Күп көч салып, акчалар тотып аны саклап калырга, үстерергә тиешбез, аны югалтсак, документыбызны югалтабыз дигән сүз.
— Татарстан бу атны үрчетү, таныту өчен бөтенесен дә эшлиме?
— Татарстан кулына нәрсә килеп эләккәнен әле аңлап бетерми, минемчә. Әле күп тикшеренүләр уздырырга кирәк. Монда, Татарстанда "татар аты" дип сөйләшеп йөрү бер хәл, тик дөнья күләменә чыксак, без атыбызның чиста токымлы булуына бер тамчы шик калмаслык итеп чыгарга тиешбез.
Икенче мәсьәлә – татар атын үрчетүче эшмәкәрләр арасында килешмәү бар. Һәркайсы "миндә генә татар аты" диләр кебек. Татарстан хәзер татар атын китереп чыгару, үрчетүгә шактый гына акча бирә, акча булган җирдә ызгыш-талаш булмый калмый.
Татар атының кирәклеген халык аңлап та бетерми. Менә дөньяда 5-7 миллион татар, шуның 200-300е ат белән шөгыльләнәдер. Аларның балаларын, туганнарын исәпләсәк, 1000-1500 кешенең атның нинди хәлдә икәнен беләсе килә бүгенге көндә. Ә андый аз күләм кеше кызыксынгач... Дөресен әйткәндә, кемгә кирәк ул? Миңа кайвакыт әйтәләр – ярый, китереп тә чыгарырсыз. Кемгә кирәк ул, аны кем сатып алачак? Ничек казылык булган, шулай казылык булып калачак та. Мин ул очракларда җавап бирәм: дөнья күләменә чыгарсак, бүтән милләтләргә танытсак, кадере, хакы зуррак булачак.
— Мәккәгә татар атына атланып чыгып китүегез шушы дөньяга чыгарырга теләк идеме?
— Нәкъ шулай. Беренчедән, минем хаҗга ата-бабаларыбыз элек ничек барган, шулай барасым килде. Җәяүләп, ат белән. Бу сәфәргә берничә ел әзерләндем. 2018 елның 30 апрелендә Болгардан кузгалып киттек. Нәкъ менә Болгардан, чөнки безнең ата-бабаларыбыздан иң беренче хаҗга киткән кешеләр Болгардан булган. Хәсән Идиятуллиннан ике ат алдык, иң ныклыларын, төс-кыяфәтендә дә татар аты икәнлеге йөзенә чыккан булсын, дидек.
Авыр бардык, кемдер үзе теләп ярдәм итте дип әйтә алмыйм. Иң зур авырлык – Татарстаннан теләктәшлек тә, ярдәм дә күрмәдем. Татар Конгрессына мөрәҗәгать итеп карадым, ярдәм булмады. Алар миңа аңынчы "Болгар-Мәккә атлы маршруты эшләү өчен" дигән документ биргән иделәр, мин чыгып киткәч, ул документның көче беткәнлеген белдерделәр, без бүтәнчә ярдәм кулы суза алмыйбыз диделәр.
— Конгресстан нинди ярдәм сорадыгыз?
— Беренче чиратта, Татарстан авыл хуҗалыгы министрлыгы аша Иранга һәм бүтән илләргә чик аркылы чыгу өчен хат язарга, атларга мал табибыннан халыкара таныклык ясарга ярдәм итүләрен сораган идек.
Йөри торгач, миңа кызык кына сүз әйттеләр: "Барсагыз да, яныгызда Татарстаннан кеше булырга тиеш бит инде". Мин әйтәм, бирегез соң, хет йөз кеше барыйк. Татарлыгыңа без ышанабыз, әмма Башкортстаннан булганыңа күрә, ярдәм итмибез, дигәнрәк фикердә торалар. Башкортстаннан булсам да, мин бит аның 87 процент татар яшәгән Кушнарен районыннан. Ә Татарстан үзеннән чыккан кеше булсын дигәнрәк фикердә тора.
— Белүемчә, сезгә юлда татар оешмалары да ярдәм итмәгән. Татар аты белән Мәккәгә баручы егетләрне кайдадыр кундырып чыгарып, яисә чакырып чәй эчереп булса да, кунакчыллык күрсәтсәләр, яхшы булыр иде кебек. Монда Татарстан шундый мөнәсәбәттә булгангамы, әллә гомумән милләтнең бер сыйфатымы бу, үзебезнекеләрне якын күрмәү?
— Белмим, әйтә алмыйм...
— Татарстаннан шалтыраткан булсалар, ярдәм итәрләр идеме?
— Белмим, шалтырату булмады, әлбәттә. Сарытау өлкәсендә бары бер кеше – ул да булса Мөкаддәс Бибарсов – безне чакырып алды, кызыксынып, сорашып, чәй эчереп чыгарды. Ә гомумән, Самар өлкәсендә безнең мәчетләргә якын да килмәгез, кунмыйсыз да, без сезгә "тыябыз" диделәр. Безгә канун белән проблем кирәкми, кереп йөрмәгез, дип туры әйттеләр.
Шуны әйтәсем килә: Конгресс җыелышларына меңәр кеше җыелабыз, һәр төбәктән диярлек дистәләгән делегат. Барысы да башкалардан узып сәхнәгә үрмәли, әмма эш башкарырга дигәндә, беркем дә атлыгып тормый. Кемнеңдер вакыты юк, кем бөтенләй битараф.
Юлда
Юлда
Волгоградка кадәр кайда урыс, кайда көрдләр ярдәм итте. Төрле милләтләр. Солы, су, атларга урын биреп, озаттылар. Волгоградтан соң шунда күченеп яшәүче дагыстанлылар, авырлык белән яшәүләренә карамастан, безгә кайда солы, кайда азаккы кишерләрен кызганмыйча чыгарып бирделәр. Безнең атлар Әстерханга барып кергәндә төп кебекләр иде. Ашау шулкадәр яхшы! Ике мең чакрым юл үтеп килгән дип әйтмәссең дә!
— Ә татарларда көнләшүме, нәрсә дип уйлыйсыз?
— Ул турыда мәзәк тә бар бит: татарның берсе менә башласа, икенчесе тартып төшерә, дигән. Без менә Татарстанның соңгы илле елын гына алып карыйк. Каһарманнар бармы? Берәр күренекле кешебез бармы? Ә хәзер Дагыстанны карыйк. Күз алдына китерәсезме, Хәбиб Нурмөхәммәтов кем ул? Үзенең аварча сөйләшүе, Дагыстан кешесе булып дөнья күләмендә күренгәне өчен хәзер һәр дагыстанлы "Мин – Дагыстан кешесе" дип сөйләшә. "Син кем?", "Дагыстанлы!", "Синең кемең бар?", "Хәбиб Нурмөхәммәтов бар!", дип әйтә ала. Бүгенге көндә ул – милли каһарман. Мин Мәккәгә барып җиттем, урамда полиция хезмәткәреннән Мина, Мөздәлифә үзәннәренә ничек барырга дип юл сорыйм. Алар миңа: "Син кем?". "Татар" дим. Ә алар: "Кем, Катар?". Ничек тә татарлыгымны аңлата алмыйм тегеләргә. "Русия", димен – "Чеченмы?", диләр. Мин әйтәм, ярый, чечен булсын, күрсәт кая барырга.
Хыялым – атыбызны дөнья күләмендә күрсәтү, таныту
Без татар, безне кем таный ил күләмендә, дөнья күләмендә дип сөйләшеп утырабыз. Шуңа минем уем бар иде, хыялым – атыбызны дөнья күләмендә күрсәтү, таныту. Килсеннәр иде шәехләр, күрсәтегез әле атыгызны, без бәлки сатып алырбыз дип әйтсеннәр иде. Әйдә, бәлки ниндидер ярыш уздырырга да кирәктер. Бәлки артта да калырбыз, ансы мөһим түгел, иң мөһиме – исемебез чыксын, яшьләребез, кызларыбыз "Мин – татар!" дип әйтсеннәр иде. Ниндидер казаныш кылырга кирәк. Ләкин Татарстанга бу хәлне аңлату авыр. Бүгенге көндә аңлаганнардырмы, юкмы, белмим.
— Димәк, сез татар атын милли горурлык итеп күтәрергә телисез, шулаймы?
— Миңа, чыннан да, татарны аты аша күрсәтү мөһим иде. Иранда, башка илләрдә башка атлар алып та булыр иде. Ләкин, болай булса, минем сәфәрнең максатына туры килми. Шуңа да мин бу сәфәрем турында интернетта да бер сүз язмадым, күрсәтмәдем дә. Ярый, мин барып җитәрмен дә, ничек итеп күрсәтим үземне – дини кеше итепме, татар кешесе итепме. Үземә бу кирәк түгел. Миңа атымның барып җитүе кирәк иде. Үзем барып кайттым, хәзер мин – хаҗи, әлһәмдүлиллаһ.
— Интернетта сәфәрегез күпмедер яктыртылды. Аның белән яшьләр кызыксындымы?
Рәсүл Ахияретдинов
Рәсүл Ахияретдинов
— Дөресен әйтик, бүгенге яшьләребездә фикер йөртү Instagram нигезендә, кеше экран аша үз-үзенә карап яши. Бу – начар күренеш. Ләкин без яшьләребезне бу хәлдә ташлап калдыра алмыйбыз, аларны сәхнә кешеләре тәрбиясенә тапшыра алмыйбыз. Без бәләкәй чакта сәхнә ни күрсәтте? Шул Шамкай, Шәрә, Мортазалар сәхнәдән гел сөйләп тордылар – сөяркә, аракы эчү, фәлән литр дип, шушыларны гадәти күренешкә әйләндерделәр. Әле монда Татарстанга килер алдыннан районның мөхтәсибе янына кереп чыккан идем. Районда 87 процент татар. Шушы татарлар хастаханәгә җомга, шимбә, якшәмбе барып яталар. Әйтсәм, шаккатасыз – атна саен 50 аборт. 87 процент татар булган районда атна саен 50 бала төшерү күренеше! Менә шушы кызлар каян белделәр җенси мөнәсәбәтләр, дискотекалар, аракы турында? Әлбәттә, Шамкай, Шәрә, Мортазалар аша.
Салаватлар сәхнәдән шул тәртипсезлекне үрчеттеләр. Бер яклап караганда, сәхнә телне алып бара кебек, кеше ишетә, күрә, сөйләшә кебек, ә икенче яктан, нәтиҗә буларак, бала төшерү очраклары. Башкортстан территориясендә төп татар кешесе яшәгән, төп халкы татар булган 31 район бар. 54 районыннан 31е татар районы дияргә була. Шушыларның берсендә генә дә 50 кеше аборт ясаткач инде, ә 31ендә күпме булырга тиеш? Без бит атна саен мең кеше югалтабыз. Шушы тәртипсезлек, әхлаксызлык, пычраклыкны керттеләр нәкъ менә сәхнә аша.
Бүгенге көндә без татар милләтен бары тәрбия, әхлак аша гына коткара алабыз

Ни өчен ат, ни өчен хаҗ, ни өчен гамәл, ниндидер адым? Бүгенге көндә без татар милләтен бары тәрбия, әхлак аша гына коткара алабыз. Тәртип, гаилә, яулыклы кызлар, безнең көчле егетләр, үзенең гаиләсен яклый торган, корал тотып түгел, ә нәкъ менә шушы тәртипсезлектән яклый торган, маркетингтан яклый торган, балаларына дөрес төгәл акыл, белем биреп, алардан матур итеп адәм ясап дөньяга чыгарып җибәрерлек ир-атларыбыз кирәк.
— Татар атында хаҗга бару теләгеннән баш тарттыгызмы, әллә кайчан да булса моны кабатларга җыенасызмы?
— Минем барып җитмәвем шулай тиеш булгандыр, чөнки без шушы барып җитмәү аша татар халкының торышы, татарларның бер-берсенә мөнәсәбәте турында аңлаганбыздыр. Ә нигә әле без төрки халыклар буларак бармаска тиеш? Татарстан төрки халыклар яшәгән республикаларны – Казакъстан, Төркмәнстан, Үзбәкстан – берләштереп, бергә Мәккәгә барып, атларыбызны куеп, бергә матур итеп намаз кылсак, бу да әйбәт булыр иде.
Рәсүл Ахияретдинов
Рәсүл Ахияретдинов
Гарәп илләренә “кабул итегез әле безне” дип баш иеп түгел, ә “без килдек, безнең әйтәсе сүзебез бар, тыңлагыз безне” дип. Минем үземә килгәндә, мин хәзер финансирование эзлим, кузгалырга уйласак, җиде-сигез ай вакытыбыз калды, шул вакытта безгә укып та кайтырга кирәк, физик яктан ныгырга, документларыбызны әзерләргә, һәм башкалар. Әгәр барырга җыенсак, икенче елга барырга бәлки булыр. Татарларны күренекле кешеләренә мөрәҗәгать итсәм дә, шундый ук җавап булыр микән, дигән уем бар. Әллә бүтән илләргә мөрәҗәгать итәргә кирәк микән, дип тә уйлыйм. Татарыбыз безне аңламаса, димен. Аллаһ тәгалә әйтә – мин сезне бер берегез өчен сынау иттердем, ди. Бу – сынау, ул минем рухи көчемне сынаудыр бәлки. Шул ук вакытта мин үземнең шушы идеям белән бөтен татарларга, Татарстан җитәкчеләренә, күренекле кешеләренә, эшмәкәрләргә, татарның яшәеше белән кызыксынган һәркемгә сынау булып торам. Әгәр татар халкы үзен дөнья күләмендә күрсәтәсе килә икән, безгә бу юлны үтәргә кирәк. Безне күп халык карап утырды. Дагыстаннар, чеченнар, үзбәкләр, таҗиклар, Әфганстанга хәтле. Интернет аша белешеп тордылар, күзәттеләр. Күңелләрендә шундый уй калды. Әгәр без бу юлны үтеп бетәлмибез икән, димәк татарларның кулыннан килмәде дигән тәэсир калдырабыз. Шуңа күрә бу юлны ерып чыгарга кирәк. Татарга нинди генә авырлыклар килмәсен, үз-үзен кулына ала , берләшергә мөмкин, нинди генә сорау тумасын, ул аны чишеп чыга ала дигән тәэсир калдырырга кирәк.
Кайчандыр граф Орлов Гарәбстаннан Сметанка дигән атны алып кайта, үз аягы белән йөртеп. Шул аттан Орлов чабышкылары дигән токым китә. Бу ат шушы юлны узып, дан казанган. Әгәр дә безнең татар аты анда барып җитәлсә – без гарәпләргә әйтә алабыз: сезнең атыгыз бар, ярар. Менә карагыз, безнең дә атыбыз бар. Сезнең атыгыз безгә кайтып җиткәнме? Безнеке сезгә барып җитте. Без сездән ниебез белән ким? Хакыбыз бар.
— Рәсүл, сәфәрегез вакытында сез татар атларын сынап карый алдыгыз. Безнең атларның көчле ягы аларны чабышкы булуларында түгел, ә ерак араларны уза алуында дип әйтәләр. Бу чыннан да шулаймы?
Рәсүл Ахияретдинов
Рәсүл Ахияретдинов
— Татар атларының чабышкы сыйфатлары чыннан да азрак. Аларның иң мөһим, көчле сыйфаты: бу атлар аяк астында ни бар, шуны ашап кына да тиз рәвештә үзләренең көчләрен яңадан җыя һәм ерак араны уза. Нинди атны алсаң да аның үзенчәлеге бар. Британиянең чиста токымлы атын, мәсәлән, бала-чага урынына карарга кирәк. Тояклары зәгыйфь, ашказанына тегесе яки монысы ярамый. Әз генә арыш эләксә, эче авырта, бара алмый. Гарәп аты арлы-бирле сикерә, сугыша, гомумән холыксыз. Мин шуңа күрә әйтәм: безнең атлар бәлки нәрсәдәдер калышадыр да, әмма шул яклары бар – алар яугир кебек, унны тезеп куй – баралар да баралар. Аннары, ул үз-үзен саклый торган ат. Инстинкт ярдәмендә үзләрен саклыйлар. Әгәр арганын, ашарга җитмәгәнен чамалый икән – ул хәзер аксарга тотына, хәйләли башлый, баребер үзен саклый. Тояклары да, буыннар да көчле. Ташлы юлдан теләсә нинди тояк белән барып та булмый. Хаҗга 34 көн бардык, барлыгы ике мең чакрым.Без биш мең чакрым барырга туры килер дип уйлаган идек. Шуны әйтәсе килә – теләсә нәрсә ашап, күп кенә көч чыгарып бара торган ат ул. Төрле табигый шартларга тиз яраша. Әстерханга барып кергәндә бик эссе булды, атларыбыз бара алмый башлаган иде. Ике-өч көн үтте – өйрәнделәр.
— Татарларның татар аты булдыруларын башкортлар бик өнәп бетерми, диләр. Ни өчен?
— Минемчә, сәясәттән, милләт мәсьәләләреннән читтә торган гади башкорт кешеләре татарның аты булганга сөенә генә. Ниндидер каршы сүз сөйләп йөрүчеләр шушы ызгыш аша үзләренә исем ясарга маташучылар ул. Кемдер, имеш, тоттыгыз да Башкортстандагы атларны татар атлары иттегез, диләр. Башкорстанда ат калмаган мени? Татарстанда ул атлар булмаган мени?
— Башкортлар үз атларын булдыру эшен башкарамы?
Юлда
Юлда
— Миндә ике китап та бар – “Татар аты”, “Башкорт аты”. Башкорт аты турында: “Атларның башкорт токымы халык селекциясе юлы белән китереп чыгарылган”, дип язылган. Бәлки алай да буладыр, тик алайга китсә, бакча артында йөргән атларны җыеп, минеке дигән төсле була. Татарстанның уе бу яклап дөресрәк. Татарстан иң беренче чиратта нәсел башында торган атны ачыклады, аның балалары кайда, аларны тамгалап, төгәл исәпләп баралар, токым эше алып барыла. Еллар узгач нәтиҗәсен күрәбез. Башкортстанның “нәсел китабы” дигән әйбере юк. Форумнар булды, башкортлар татарлар бер-берсе белән бу минем ат, бусы минеке дип бәхәсләште. Мин татар буларак кайсы якка авасым билгеле. Бирегез миңа чиста нәселле башкорт айгырын, мин аны 2 миллион сумга сатып алам дидем. Беркем беркайчан да китереп тапшыра алмаячак, чөнки нәсел исәбен алып бара торган кенәгәләре дә юк.
Башкорт халкы үз атларын, “нәсел китап”ларын булдырсыннар, үз юнәлешләрен алып барсыннар дип телим. Без бит бер сүз дә әйтмибез.
— Бер яктан караганда, татарлар да, башкортлар да Алтын Урда чорларында бер халык булып, татар атамасы белән йөргән, ди галимнәр. Димәк, атыбыз да уртак була аламы?
— Шулай килеп чыга. Чынлыкта, менә без татар атын фотога төшереп китапка куйдык. Ләкин казакъ атына карасак, анда да шул ук билгеләрне күрербез.
— Безнең атыбыз канун ягыннан якланганмы? Аны үзләштерү куркынычы бармы?
— Без “Татар аты” дигән таныклык алдык. Татар үзен татар дип әйтә башлады, шушы ат аркылы, шөкер. Ләкин эшлисе эш күп әле. Аның генетик структурасын ахыргача җиткереп төзергә кирәк. Күп кенә колыннар аласы, аларны тикшереп, токымны чистартасы бар. Татарстанда биш-алты хуҗалык татар аты белән шөгылләнә. Алар бер-берсе белән дуслашса, тәҗрибә алышса, ярдәм итешсә,бик әйбәт булыр иде . Колыннар алышып, иң яхшы айгырларын бер-берсенә биреп тору да мөһим. Әкертен-әкертен генә бер көтү чын татар атлары чыгарырга тиеш әле без.
— Исемнән кала, бу акча китерә торган бизнес була аламы? Нәселле атларны зур акчаларга сатып алалар, татар атлары белән дә кызыксынучы булырга мөмкинме?
— Булырга мөмкин, әгәр шушы атлар белән үзебезнең милләт арасыннан да кызыксынучылар булса. Гарәп аты бүгенге көндә гарәптән башка кемгә кирәк? Ләкин гарәп атын урыс та, башкалар да сатып ала, чөнки аның исеме бар. Аның исеме кыйммәт. Безгә шушы эшне алып барырга кирәк, аның исемен эчтәлек белән турырга, аның дәрәҗәсе дә булсын. — Казанга килгән туристларга татар атын күрергә, аңа атланып карарга мөмкинлек бармы?
— Конгресска мөрәҗәгать итсәләр, кайсы хуҗалыкка барырга икәнен күрсәтерләр. Лениногорскидан Фәрит Нәбиуллин татар атлары белән шөгыльләнә.
— Казанга якынрак җирдә юк, димәк?
— Казанны чыккач та Сәгыйть абый хуҗалыгы бар, анда да булуы ихтимал. Татар атлары туристларга кызык, әмма хаҗдан кайткан ат та булса, ул тагын да әйбәтрәк булыр иде. Киләләр гарәп илләреннән зур кешеләр, аларга хаҗга барып кайткан татар атыбызны күрсәтергә була. Бу бөтенләй икенче әйбер.
— Рәсүл, 2020 нче елда Русиядә халык санын алу узачак. Башкортостан татарлары моңа әзерләнәме? Татарларны башкорт дип яздыруга үгетләүләр алып барыламы?
Рәсүл Ахияретдинов
Рәсүл Ахияретдинов
— Әйдәгез, дөресен сөйлик. Бу сайлаулар белән халык бернигә дә ышанмый хәзер. Кешеләрнең күз алдында ялган бюллетеннәр ташлыйлар, бөтен җирдә алдашу. Кемгә генә аңлатып җиткереп була икән бүген, барыгыз әле, җанисәп бара бит, үзегезне болай күрсәтегез, тегеләй күрсәтегез, дип. Нәрсә генә язсаң да, баребер үзенчә язалар да чыгалар бит инде. Шуңа күрә бу сорау галәмәт четрекле. Әгәр дә республикада кемдер башкортларны күбрәк күрсәтергә тырышса, алай дип язырга да мөмкиннәр, татарларны күрсәтәселәре килсә, татарларны күбәйтеп. Тик алдап ерак китеп булмый, Татарны күп итеп яздың ни дә, урысны – баребер шул ук абортлар. Сыйфат турында кайгыртырга кирәк. Менә советлар вакытында шушы Кушнарен районында 87 процент татар булган. Рәхимов килде – 40-50 гә генә калды. Әй, башкортлар артты монда. Шуннан соң Рәхимов киткән иде, яңадан 68-70 процентка күтәрелде. Һәр кеше үзенә кирәкчә тартып карый, тик аңардан бит татар исәбе артмый. Башкорт исәбе дә артмый. Ярый, алдыйк, тагын бер 15 ел алдап карыйк, хәзер Кытай килеп керә монда. Безгә бүген уянырга кирәк, бүген милләтне, үзебезнең төрки асылыбызны алып барырга кирәк, башкортмы-татармы, анысы бик мөһим дә түгел. Безгә үзебезнең санны арттырырга кирәк, балаларны саклап калырга кирәк, безгә шушы үзебезнең чикләрне сакларлык халык кирәк.
* * *
Рәсүл Ахияретдинов Кушнарен районы Байтал авылыннан. 2008 нче елда Башкортостанның Аграр университетын тәмамлый. Туган районында төрле елларда хуҗалык җитәкчесе, юл хезмәте автопаркы, машина-трактор станциясе җитәкчесе була. 2014-2016 нчы елларда “Ато жолы” сектасы белән көрәшә, хокук саклау органнары белән берлектә Русиядә 90нан артык төркемне тар-мар итеп, җаваплылыкка тартуга ирешә. 2015 нче елда атлар белән ныклап кызыксына башлый, шул ук еллардан бирле атта хаҗга бару теләге белән яна.