ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

суббота, 5 октября 2019 г.

Где армянские монеты?

http://kavkazplus.com/news.php?id=26598&fbclid=IwAR1bUTUK744aKfIXtHVoUErWzlVRufDllQ_9AV7Nu0ql0xzeNgrdY0ZgU-Y#.XZe2nUYzaUl


Где армянские монеты?

04.10.19 19:00

Нумизматика или наука о монетах, по сути, является подтверждением истории любого государства. При чем чеканили монеты не только полностью суверенные государства и империи, но и государственные образования, имевшие ограниченный суверенитет, находившихся в вассальных и даннических отношениями с более крупными империями и государственными объединениями.

Тем не менее, именно наличие собственных монет как правило является доказательством существования подлинной государственности. У многих народов имеется настоящие «нумизматические летописи» с десятками, а то и сотнями видов монет и денежных единиц, относящихся к различным эпохам и различным правителям. Причем более древний народ, тем больше от него остаётся различных монет, которые занимают целые залы в музеях.

Казалось бы, если как утверждают армянские историки, Армения такая «древняя» и у армян были такие «великие государства» и «такие могущественные цари», раз у них такие занимательные «исторические сюжеты», то от истории армянских государства должно остаться множество нумизматических артефактов. Должны быть целые коллекции различных уникальных «армянских» монет различных эпох с различными армянскими надписями и с именами и изображение различных армянских царей.

Однако, здесь независимых историков ждет полное разочарование. Целые эпохи «древней истории Армении» так красочно расписанной армянской историками не оставили от себя ни одной монеты.

Доподлинно известны лишь монеты Тиграна Великого, когда действительно, примерно два десятилетия (95-56 гг. до н.э.) существовало государство под названием «Армения». Но сам Тигран никакого отношения к хайскому этносу не имел, а надписи на монете сделаны на греческом, который в то время был языком «международного общения» на Ближнем Востоке.

В 4 веке, если верить мифу о Месропе Маштоце, у армян появилась своя письменность. Но с этого периода вплоть до конца 11 века нашей эра не найдено ни одной (!) армянской монеты. Хотя армянские историки назовут множество армянских «царств» и «царей».

Т.е. получается, что 7 с лишним веков существовали армянские «государства» ни одно из которых не чеканило своей монеты. Но такого быть не может! Т.е. получается никакой государственности, даже «в урезанном виде» у армян в это время не было.

Лишь концом 11 столетия датируется единственная найденная и признанная подлинной небольшая медная монета с надписью на армянском языке. Она отчеканена Ташир-Дзорагестким правителем Кюрике ІІ, который с помощью турок-сельджуков (чьим вассалом он был) пришел к власти на части территорий грузинских Квемо Картли и Лоре.

Кюрике ІІ и его сыновья Абас и Давид II с помощью военной силы турок-сельджуков пытались насадить в Ташир-Дзорагете чуждое большинству коренного православного грузинского и тюркского населения армяно-григорианское вероисповедание (отсюда и армянская надпись). Этим попыткам положил решительный конец царь Давид Амашенебели, который с помощью кыпчаков присоединил эти земли к единому Грузинскому царству.

Т.е. единственная монета с армянской надписью связана с грузинскими землями и с попыткой армян захватить на них власть.

Все! Больше никаких армянских монет на турецких, грузинских и азербайджанских землях, которые армянские националисты включают в свою мифическую «великую Армению» не найдено. Т.е армянской государственности даже в урезанном виде там просто не было.

Лишь в Киликии, где армяне смогли укрепиться с помощью крестоносцев, у которых была масса своих чеканивших монеты мелких «государств», попадаются монеты служивших крестоносцам местных армянских предводителей, которые рассматриваются серьезными историками лишь в рамках изучения недолговечных «государств крестоносцев».

Тем не менее, армянские фальсификаторы выдают за «армянские» монеты тюркских государств. Таких, как Кара-Коюнлу и Ак Коюнлу только на том основании, что они чеканились на территориях, которые армянские историки относят к мифической «великой Армении». Тем не менее эти тюркские монеты армянские фальсификаторы пытаются себе приписать:

«Известны выпуски мелких серебряных монет, найденные в Армении и на прилегающих территориях, чеканенные правителями династии Джалаиридов, Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Маленькая серебряная монета династии Ак-Коюнлу, содержащая арабские надписи и отчеканенная в городе Ани.» ( http://www.panarmenian.net/rus/news/244324/).

Кстати здесь армянские фальсификаторы противоречат сами себе. Если их послушать – то еще в 11 веке город Ани был разрушен «турецкими захватчиками». Именно на этом мифическом «историческом факте» во многом базируется их дикая тюркофобия. Потом, дескать город был «окончательно покинут» после землетрясения 1319 года. А тут оказывается тюркские правители Ак Коюнлу в Ани спокойно чеканили свою монету в 15 столетии. Значит, город не был разрушен и покинут, он существовал и был преимущественно тюркским.

Особенно же дико выглядит попытка армянских фальсификаторов присвоить себе монеты азербайджанских государств, которые называются «Ханствами Восточной Армении». Само такое словосочетание звучит нонсенсом. Как известно, что армян последние десятилетие вообще не было государственности и своих правителей, а тем более ханов, поскольку это чисто тюркский титул. Тем не менее, попытки присвоить себе монеты других стран и народов, прежде всего тюрок и выдать их за «армянские» не прекращаются. Недавно армянские фальсификаторы даже пытались организовать такую «презентацию присвоенных монет» в петербуржском Эрмитаже.

Так 26-29 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге в Эрмитаже прошла Вторая международная нумизматическая конференция «İCON II» на тему «Восточная нумизматика». В очередной раз армяне хотели исказить историю Азербайджана, присвоив себе такие Азербайджанские ханства как Карабахское, Гянджинское, Нахичеванское и Иреванское.

Армянский «ученый» Александр Акопян, в соавторстве с П.Н.Петровым в докладе «Монетное дело ханств Восточной Армении (Иреванского, Нахичеванского, Гянджинского и Карабахского) в 1747- 1827 гг.» фальсифицируя историю, хотели представить ханства Азербайджана как «армянские». Для этого на конференцию в Государственном Эрмитаже России не были приглашены представители Азербайджана.
Однако в результате оперативной работы МИД Азербайджана азербайджанские специалисты приняли участие в конференции и рассказывали правду о нумизматике в азербайджанских ханствах, обличив армянские попытки присвоения чужих монет и чужой государственности.

Отсутствие собственных монет у народа, который вообще-то только и занимался финансово торговыми операциями красноречивее всего говорит о том, что армянская государственность - это миф и выдумка. В лучшем случае это были самоуправляющиеся религиозные общины армяно-гигорианского вероисповедания под властью тюркских правителей. При чем они состояли не только из представителей хайского этноса, а из лиц разного происхождения, в том числе и тюркского (армяно-кыпчаки). Как известно тюркские государства всегда отличались веротерпимостью. Сейчас в той же Турции живет многочисленная армянская община (преимущественно в Стамбуле). Однако никто ее лидеров не называет «армянскими царями» и тем более не дает прав печатать свои деньги.

Так называемые армянские мелики никогда не были суверенными правителями. Это были всего лишь общинные лидеры, и их власть ограничивалась лишь членами армяно-григорянской общины. Мелики не имели даже прав на земли, которая, как правило, находилась под управление тюркских государства. Им просто разрешали жить на этой земле. Тем не менее, пользуясь покровительством тюркских правителей, армяне накапливали огромные богатства и огромные капиталы. У них в собственности масса монет разных государств. Но собственно армянских монет у них не было.

В этом, кстати, разительное отличие истории армян от грузинской истории поскольку грузинские цари чеканили собственные монеты на протяжении столетий. Причем чеканка собственных монет в Грузии продолжалась даже после того как она вошла в состав Российской империи!

Напомним, что когда Грузия были раздроблена отдельные грузинские государства на правах автономии входили в состав других империй – Османской и Сефевидской – у них было право чеканки монет. Это самое яркое подтверждение, что грузинская государственность существовала.

В частности при Сефевидах в Восточной Грузии чеканилась монета под названием абази или аббаси в честь шаха Аббаса I. Надписи на этих грузинских монетах выполнялись как на фарси, так на части монет были двойные надписи – на грузинском и фарси. Дата проставлялась по хиджре, и на каждой монете размещалось имя шаха.

После объединения Восточной Грузии в Картли-Кахетинское царство и заключения Георгиевского трактата Екатерина II предоставила право царю Ираклию II чеканить монеты с его портретом, а также с гербами Картли, Кахетии и России.

В то же время в Грузии производилась чеканка монет с российским двуглавым орлом и с одноглавым орлом. Есть несколько версий объяснения этого факта. По одной из них, Ираклий II, разочарованный неспособностью России защитить Грузию в соответствии с Георгиевским трактатом от нападения Ага Мохаммед Шах Каджара, решил изменить российский герб. По другой версии, Ираклий II был вынужден видоизменить российский герб под давлением тех же Каджаров требовавшей разрыва союзнических отношений с Россией. Также была выдвинута версия о том, что это была просто ошибка резчика штемпелей, что в то время было довольно частым явлением.

После окончательного присоединения Грузии к России чеканка монет в Тифлисе продолжилась. Монетный двор был устроен в бывших каменных царских банях.

Т.е. после того как в 1801 г. восточно-грузинское государство перестало существовать войдя в состав Российской империи чеканка грузинских монет с грузинскими надписями «по инерции» продолжалась еще 34 года!

Если бы у армянских историков-фальсификаторов была хотя бы десятая часть тех нумизматических артефактов, которые доказывают существование грузинских государств, то можно бы только представить какими бы были их исторические фантазии. Но монет нет!

При этом серьезные историки всегда могут остановить армянские мифы одним простым вопросом: «Покажите, пожалуйста, монеты этого вашего «великого армянского государства» и «великого царя»?

Kavkazplus

В Стамбуле проходит митинг в поддержку Дагира Хасавова


https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2359928897654742&set=pcb.2359932810987684&type=3&ifg=1&__tn__=HH-R&eid=ARAuAYpHF7ltMnWbV_nczO8d_jeYcVOHRZ6F9f2mFa_BAqfu2sF2ntcBTPiAasI0rrScbP0Zku7gNyTw

Дагир Хасавов с Cihad 'Gökdemir.
В Стамбуле проходит митинг в поддержку Дагира Хасавова
На изображении может находиться: 18 человек, люди стоят, толпа и на улице
На изображении может находиться: 12 человек
В эти минуты у здания Генконсульства России в Стамбуле проходит митинг с требованием немедленного освобождения из-под стражи адвоката Дагира Хасавова.
В распространенном накануне заявлении организаторы митинга - ведущие адвокатские образования и правозащитные организации Турции сообщают, что «Дагир Хасавов является членом Международного Союза Юристов и столкнулся лицом к лицу с беззаконием».
«Пока Дагир Хасавов не будет освобождён из под стражи, мы не остановим наших усилий», - в частности, заявили они.
По словам организаторов митинга, в настоящий момент формируется представительная делегация из турецких адвокатов, которая в ближайшее время прибудет в Россию для поддержки защиты Дагира Хасавова.
Напомним, что Дагир Хасавов обвиняется в «воспрепятствование правосудию» в деле по защите высокопоставленных чиновников из Дагестана. Свою вину Хасавов не признает и связывает свой арест с местью следствия за успешную защиту своих доверителей по резонансным уголовным делам.

"Мишки" на Севере. Был ли российский спецназ на Шпицбергене

https://www.svoboda.org/a/30195704.html?fbclid=IwAR3ZqMiAzpdR7whQzs9m7aIXFXGIl3sljNkGgO3KuGChnAqPxc_XNEdukJY

"Мишки" на Севере. Был ли российский спецназ на Шпицбергене



Норвежская независимая интернет-газета AldriMer ("Никогда больше"), публикующая критические статьи о состоянии вооруженных сил, обороне и политике безопасности страны, сообщила о тайной нелегальной миссии российского спецназа, так называемого "Летучего отряда Кадырова", на островах Шпицберген. Российский МИД назвал эту статью грубой провокацией. Однако вслед за норвежскими журналистами эту же версию событий изложила российская "Новая газета".
На прошлой неделе издание AldriMer опубликовало расследование, в котором заявило, что недавно Шпицберген тайно и вопреки всем действующим соглашениям посетили российские военные. Они якобы приплыли на норвежский архипелаг на специальной российской мини-субмарине П-750Б, построенной для скрытной переброски морских диверсионных подразделений. Это было сделано, чтобы замести следы – единственный на островах аэропорт Свальбард, расположенный в крупнейшем населенном пункте и административном центре Лонгйир, принадлежит и обслуживается Норвегией, и появление там российских военнослужащих с оружием могло бы вызвать международный скандал.
Интернет-издание AldriMer, ссылаясь сразу на несколько источников информации в четырех государствах НАТО, в том числе на спецслужбы и военную разведку США, пишет, что россияне в гражданской одежде, но вооруженные и оснащенные техникой по армейским стандартам, десантировались с моря для проведения "разведывательных мероприятий" в те дни не только на Шпицбергене, но и на севере самой Норвегии, в ее континентальной части.
Российский вертолет МИ-8 на Шпицбергене
Российский вертолет МИ-8 на Шпицбергене
Из полученных AldriMer материалов (как указывает издание, от "военных аналитиков союзных Норвегии стран") следует, что в этой российской операции участвовали не одни лишь кадровые офицеры, но и наемники из некой ЧВК, "хорошо известные спецслужбам НАТО из-за событий в Крыму". Кроме того, как утверждает AldriMer, власти в Осло и военные Норвегии знали о появлении вооруженных россиян на своей территории и связывали происходящее с недавними учениями в Арктике Северного флота РФ, но опасались что-либо предпринимать.
В настоящее время на архипелаге Шпицберген, являющемся демилитаризованной зоной, как и окружающие его воды, согласно Шпицбергенскому трактату, подписанному в 1920 году и определившему международно-правовой статус этой группы островов в Арктике, поддерживают свое присутствие Норвегия и Россия. Этот документ определил, что над архипелагом, ранее считавшимся свободной территорией, устанавливался суверенитет Норвегии. Однако государствам – участникам договора предоставлялось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. В 1925 году Норвегия официально объявила Шпицберген частью королевства, а в 1947 году признала, что СССР (а впоследствии и Россия, как его преемница) является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на архипелаге.
Норвежский поселок Лонгйир
Норвежский поселок Лонгйир
Так как Советский Союз, а затем и Российская Федерация, являлся единственной страной, поддерживающей заметное присутствие на островах (до 1995 года численность советских, а затем и российских граждан на архипелаге превышала число норвежцев), за исключением самой Норвегии, отношения между двумя странами из-за Шпицбергена десятилетиями были довольно напряженными. Есть мнение, что именно сложившаяся ситуация во многом привела к тому, что Норвегия стала членом НАТО.
Когда в декабре 2011 года правительство России утвердило новую стратегию развития российского присутствия на Шпицбергене, включая строительство нескольких объектов в городе Баренцбург, это вызвало протест норвежской стороны. 18 апреля 2015 года Шпицберген посетил вице-премьер Дмитрий Рогозин, что привело к новым протестам Осло, так как Рогозин внесен в санкционные списки ЕС и Норвегии. Однако Москва обвинения в неуместности этого визита отвергла, ссылаясь на то, что российским гражданам для посещения Шпицбергена виза не требуется. На этой неделе российская "Новая газета" опубликовала собственное расследование, связанное с публикацией в AldriMer. Как считают журналисты "Новой газеты", российские военные и наемники, в форме без опознавательных знаков, тайно десантируются на Шпицбергене не впервые. Причем многие из них, подчеркивается в статье, якобы выкладывают собственные фотографии, сделанные там с указанием геотегов, в социальных сетях. Например, журналисты "Новой газеты" уверены, что сумели обнаружить следы пребывания на Шпицбергене с 2016 года чеченского так называемого "Летучего отряда Кадырова".
Утром 3 октября все эти фото и посты из социальных сетей исчезли, но в сети легко находятся их скриншоты:
"Новая газета" подчеркивает, что бойцы Росгвардии, в состав которой формально входит чеченский спецназ, не имеют права посещать все до единого государства Союза НАТО даже как частные лица, например, в туристических поездках. Так что речь, по мнению авторов статьи, идет явно о выполнении приказа.
В чеченском городе Гудермес расположен единственный в России частный так называемый "Российский университет спецназа", где и обучают подчиненных Рамзана Кадырова, в том числе из пресловутого "Летучего отряда". В 2018 году глава Чечни сам рассказал о том, что его бойцы провели учения в Арктике, на Северном полюсе и на российской Земле Франца-Иосифа. Этой операции даже посвящен специальный раздел на сайте названного вуза. Однако ни о какой тайной миссии в Норвегии Кадыров не говорил.
Вероятно, фотографии чеченских военнослужащих на Шпицбергене были сделаны официально – их самолет действительно приземлялся там на дозаправку. На Северном полюсе нет интернета, поэтому геотеги с указанием Шпицбергена на указанных выше фотографиях могли появиться всего лишь потому, что у участников операции там впервые появился доступ к сети. На наличии данных геотегов в общем и строятся все выводы "Новой газеты". Однако тот факт, что эти фото потом были быстро удалены из всех доступных мест, добавляет правдивости и версии изданий AldiMer и "Новой газеты".
Важно, что на эти публикации оперативно отреагировал российский МИД, назвавший их "частью системной работы по насаждению образа врага в лице России", грубой провокацией и фейком.
В октябре – ноябре 2018 года, когда в Норвегии, в Балтийском море и Северной Атлантике проходили при участии (впервые) Швеции и Финляндии крупнейшие с 2002 года учения НАТО Trident Juncture, в которых были задействованы около 50 тысяч военнослужащих, 65 кораблей и около 250 самолетов, норвежское министерство обороны обвинило Москву в сбое использовавшихся в это время систем GPS, которые могли привести к авиакатастрофам. Позже МИД Финляндии заявил о наличии доказательств вмешательства России, потребовав, чтобы Москва отказалась от дальнейших подобных действий, которые могли бы привести к "нежелательным инцидентам".
  • 16x9 Image

    Александр Гостев

    Редактор информационной службы РС, международный обозреватель, автор и редактор рубрики и программы "Атлас мира".

Төрки-татар иҗатчылары һәм әдәби ядкярләр: "Сәйф Сараиның Алтын Урда ханы сараенда хезмәт иткән булуы ихтимал” Бу хакта тулырак



Төрки-татар иҗатчылары һәм әдәби ядкярләр: "Сәйф Сараиның Алтын Урда ханы сараенда хезмәт иткән булуы ихтимал”


Автор: Зилә МӨБӘРӘКШИНА
Фото: Светлана Щеглова
Алтын Урда чорында яшәп иҗат иткән әдипләр арасында Сәйф Сараи дип аталган шагыйрь гаҗәеп зур урын алып тора. Аның ике җыентыгы билгеле: “Гөлестан бит-Төрки” һәм “Ядгярнамә”. Соңгысында әдипнең берничә робагые һәм “Сөһәйл вә Гөлдерсен” дастаныннан өзекләр урын алган. Әдипнең тормышы, шәхесе, кайда туып-үсүе турында мәгълүматлар, кызганыч, бик аз. Сәйф Сараи иҗаты турында “Татар-информ” хәбәрчесенә Галимҗан Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать институты әдәбият белеме бүлеге мөдире, филология фәннәре докторы Әлфәт Закирҗанов сөйләде.
  • Сәйф Сараи (Сәйф Сарай,1321 ел—1396 ел арасында) — Алтын Урда чоры әдибе. "Гөлестан бит-төрки" һәм "Ядкәр-намә" авторы.
Сәйф Сараинең туган җире – Волгоград өлкәсендә урнашкан Камышин шәһәре булырга мөмкин
– Сәйф Сараи үзенең “Камышлы йорт”та тууын әйтә, Сарайга килүе турында да яза. Бүгенге көндә галимнәр аның кайда туганын ачыклый алдымы? Ни өчен әдипне “Сараи” дип йөртәләр?
– Татар әдәбияты тарихында “Алтын Урда чоры” дип аталган дәвер бар. Ул гаҗәеп кызыклы, гыйбрәтле булып, әдәбиятыбыз тарихында үзгә урын алып тора. Татар әдәбияты үсеш-үзгәрешендә без бүген өч Яңарыш дәверен аерып чыгарабыз, аның берсе нәкъ менә урта гасырларга карый.
Урта гасырлардагы яңарышыбызның башлангычы Болгар дәүләте белән башлана: ислам динен кабул итеп, шәрык дөньясы белән тыгыз бәйләнеш урнаштырганнан соң, бу дәүләт мәдәни, икътисади, сәяси яктан үсеш ала. Алтын Урда чорында һәм Алтын Урда дәүләте таркалганнан соң барлыкка килгән аерым татар ханлыкларында да әлеге яңарыш дәвере бара, Казан ханлыгы рус дәүләте тарафыннан яулап алынганга кадәр дәвам итә.
Алтын Урда дәүләте яшәгән вакытта аның әдәбияты да үсә, кызганыч ки, билгеле сәбәпләр аркасында безнең көннәргә аның бик азы гына килеп җиткән. Гаять зур территорияне иңләгән дәүләтнең әдәби мирасы бүгенге көндә күп төрки халыклар өчен уртак булып санала. Шуңа да анда яшәп иҗат иткән Котб, Сәйф Сараи, Харәзми, Хисам Кятиб, Мәхмүт Болгари кебек шәхесләрне без – татарлар гына түгел, башка төрки халыклар да өйрәнә. Сәйф Сараины өйрәнгән шәхесләр арасында Голландия, Венгрия, Төркия кебек ил вәкилләре дә бар. Үзебезнең Ш.Абилов, Ә.Нәҗип, Х.Госман, Г.Таһирҗанов, З.Максудова, Р.Кадыйров, Х.Миңнегулов, Р.Әмирханов, Ф.Яхин кебек галимнәребезне атый алабыз. Әдип мирасы, “Сәйф Сараи. Гөлестан. Лирика” исеме белән Хатип Миңнегулов тарафыннан әзерләнеп, Казанда 1999 елда басылып чыкты.
Сәйф Сараи турында мәгълүматлар чикле. Әсәрендә Алтын Урда дәүләтендә яшәп, Камышлы төбәгендә туып-үсүе күрсәтелә. Фәндә 1321 елда туган булуы фаразланып, 1396 елда вафат булуы әйтелә. Бүгенге көндә Волгоград өлкәсендә урнашкан Камышин шәһәре Алтын Урда вакытындагы Камышлы шәһәре урынында барлыкка килгән дигән фикер өстенлек итә. 
Алтын Урда ханнарының ике Сарай шәһәре салдыруы билгеле: берсе Әстерхан янында булса, икенчесе Волгоградтан ерак булмаган дип искәртәләр. Сәйф Сараиның тормышына бәйле мәгълүматлар юк диярлек. Әмма аның әлеге Сарай шәһәрендә шагыйрь булып танылуы бәхәс уятмый, билгеле, хан сараенда хезмәт иткән булуы да ихтимал. Шуңа күрә дә төбәгенә бәйле “Сараи”ны үзенә тәхәллүс итеп алган дип санала.
“Гөлстан бит-төрки”нең зур кыйммәте – аның гуманизм идеяләренә таянган булуы”
– Безнең көннәргә аның “Китабе Гөлстан бит-төрки” һәм “Ядгярнамә” (“Истәлек китабы”) дип исемләнгән ике кулъязмасы килеп җиткән. Аларның үзенчәлеге турында сөйләп китә алмассызмы?
– Сәйф Сараи иҗатына киләбез икән, монда беренче җыентыгының исеме үк – “Гөлстан бит-төрки” – аның шәрык дөньясы белән тыгыз бәйләнешен ачык күрсәтеп тора. Ул XIII гасырда фарсы телендә иҗат иткән атаклы Сәгъдигә бәйле булып, аның “Гөлестан”ына нәзыйрә рәвешендә язылган әсәр. Бу фарсы телле әдәбиятның Алтын Урда әдәбиятына үтеп керүе һәм аның киң таралыш алуын да күрсәтә.
Әсәргә якынрак киләбез икән, Сәгъди әсәрендәге кебек үк, ул сигез бүлекчәдән, тагын кереш һәм бетемнән гыйбарәт. Әлеге баб-бүлекчәләрдә дәүләтнең, кеше яшәешенең күптөрле сыйфатларына нисбәтле фикерләр, хәл-күренешләр урнаштырылган. Анда кешеләргә хас булган әдәп-әхлак кагыйдәләрен саклауга, шуларга нигезләнеп гомер кичерүгә яисә хөкемдар булу, ил белән идарә итү кагыйдәләре һ.б. киң урын бирелә. Шуның белән бергә, автор тормыш турында уйланырга, еш кына фәлсәфи фикер йөртергә этәрә. Хәл-вакыйгаларда инсанның рухи матурлыгы мәсьәләсе калкып чыга.
Әсәр, бер яктан, Коръән белән тыгыз бәйле. Изге Китапта урын алган һәм кешедә булырга тиешле бик күп сыйфатлар яклана, үрнәк буларак тәкъдим ителә, гыйбрәт буларак китерелә. Гаделлек, сабырлык макталса, шул ук вакытта хыянәт, мәкер, начар сөйләү, гайбәт тарату кебек кире сыйфатлар тәнкыйтьләнә, алар еш кына гыйбрәтле мисалларда укучыга тәкъдим ителә.
Бу яктан караганда әсәр ул чорда киң таралган үгет-нәсихәт китапларын да хәтерләтә. Аларда әлеге фикерләр киң урын ала. Шулай да, фәндә билгеләп үтелгәнчә, “Гөлстан бит-төрки”нең иң зур кыйммәте – аның гуманизм идеяләренә таянган булуы. Кешене ярату, бу дөньяда ук аны бәхетле итү теләге ачык чагыла. Ул чорда кабул ителгәнчә, кеше яшәеше ике– фани һәм бакый  дөньяга бәйле бирелә. Кеше үзенең фани, ягъни вакытлы дөньяда яшәеше белән бакыйга, димәк, мәңгелеккә барырга әзерләнә. Ләкин фани дөньяда да ул Ходай биргән гомерен матур, бәхетле үткәрергә тиеш. Ә моның өчен кешедән, Коръәндә кабул ителгәнчә, Мөхәммәт пәйгамбәрдән килә торган сыйфатларны үзендә тәрбияләү таләп ителә. Әмма кеше күңелендә, кызганыч ки, шайтан да бар, аны караңгы көч тә саклап тора. Шуңа күрә яшәеш һәрвакыт диярлек капма-каршылыкта булып, яхшылык-начарлык, изгелек-хыянәт һ.б. тартышы, көрәше рәвешендә бирелә.
Чиләбе өлкәсендә урнашкан Тамерлан манарасы Сөһәйл белән Гөлдерсен вафат булган урынмы?
Без бу чор әдәбиятын Яңарыш әдәбияты буларак, гуманистик әдәбият дип, югары бәялибез. Сәйф Сараиның икенче әсәре “Сөһәйл вә Гөлдерсен” мәхәббәт дастаны буларак билгеле. Гаять тә гыйбрәтле, фаҗигале мәхәббәт тарихына нигезләнгән булуы укучыларның игътибарын үз вакытында җәлеп иткән. Минемчә, бүген дә яратып кабул ителә.
Әсәрнең сюжетына салынган вакыйгалар яулап алу сугышлары белән бәйле. Аны Аксак Тимер яуларына бәйләп карыйлар. Хан гаскәре икенче бер дәүләтне басып ала һәм Сөһәйл исемле бер батыр сугышчы әсирлеккә төшә. Яулап алган гаскәр башлыгының кызы Гөлдерсен әлеге егетне күрә һәм гашыйк була, күңелендә мәхәббәт хисе туа. Күрәсең, егет күңелендә дә кызның матур образы саклангандыр. Әсәрдә әйтелгәнчә, Гөлдерсен сакчыны “сатып ала” – ризык белән йоклата торган дару бирә һәм, ул йокыга киткәч, егетне зинданнан азат итә. Алар чүл-сәхрага качып китәргә мәҗбүр булалар. Ач-ялангач, судан тилмереп, бик авыр хәлгә җиткән кыз хәлсезләнеп егыла. Сөһәйл, аны калдырып, су эзләргә китә. Ләкин су таба алмый. Яңадан Гөлдерсен янына килгәндә, кыз инде үлгән була. Шуннан соң, ул тормышын сөйгәненнән башка күз алдына китерми, хәнҗәре белән үз-үзен үтерә.
Автор шушы вакыйганы сурәтләп бирә. Билгеле булганча, Чиләбе өлкәсендә “Тамерлан” тимер юл станциясе булып, шуннан ерак түгел “Тамерлан манарасы” дигән урын бар икән. Халыкта моны нәкъ менә шушы ике яшь кешенең үлгән урыны дип атаган риваять бар. Гәрчә бу очракта инде аның чүл-сахра дигәне белән туры килми. Кайбер текстларда хан гаскәренең яшьләрнең артларыннан кууы һәм сугышта егет һәлак булып, ә кызның үз-үзен үтерүе турында сөйләнелә. Бу очракта “Сөһәйл вә Гөлдерсен” сюжеты үзгәртелгәнлеген дә күрәбез.
“Ислам дине кешенең үз-үзен үтерүен тыя, ләкин ул гөнаһлы адым әдәбиятка килеп кергән...”
– Әсәрнең нигезенә салынган вакыйгалардан чыккан фикер ни өчен бүгенге көндә дә популяр һәм үз вакытында да кызыксынып укылган?
– Беренче сәбәп – яулап алу сугышларының кешеләргә афәт, ачлык-ялангачлык, юк ителүне алып килүне сурәтләве белән автор һәр төр кан коюны кире кага. Әсәрдә үлем сурәтләнә икән, моны укыган кешенең күңелендә сугышка карата нәфрәт туа. Икенче сәбәп – автор җир кешесенә хас булган мәхәббәт хисенең гаҗәеп матур үрнәген бирә. Шулай кабул ителгән ки, мәхәббәт дастаннарында (Йосыф-Зөләйха, Таһир-Зөһрә һ.б.) автор геройларның мәхәббәтенә мәдхия укый. Әлеге хиснең кеше күңелен яулап алуы, аны гаҗәеп һәм көтелмәгән эш-гамәлләргә этәрүе, көч-рух бирүе бик матур итеп сурәтләнә. Алар олы мәхәббәткә лаек кыз һәм егет буларак күз алдына килә. 
Дөрес, ислам динендә кешенең үз-үзен үтерүен тыя, бу гөнаһ, ләкин ул әдәбиятка килеп кергән. Үзара яратышкан геройлар, берсен югалтканнан соң, тормышта яшәүнең мәгънәсен тапмый һәм әлеге гөнаһлы адымга бара. Бу үзе үк әсәрне кызыклы һәм гыйбрәтле итә.
Телисеңме-теләмисеңме, кеше психологиясе шундый: безгә нәкъ әнә шундый гыйбрәтле геройлар ошый. Үзебезгә якынрак булган тарихны алып карыйбыз икән, шул ук Хәлил һәм Галиябану язмышы ни өчен кызыклы? Ә бит ике егетнең бер кыз өчен тартышуы ул вакытта да, хәзер дә бар. Ул гадәти, табигый күренеш. Ләкин Хәлил белән Галиябануга бәйле хәл киң таралып, әдәби әсәргә килеп кергән, чөнки нәкъ менә шушы үлем, фаҗигалелек сыйфаты белән әсәр укучыга тәэсир итә, күңелендә сыкрану, сызлану хисен уятуы белән хәтердә кала, кызыксынып укыла һәм сәхнәдән карала. Шуның кебек үк, Таһир белән Зөһрә дастанында да яшьләрнең үлеме бирелә. Шәрыкнең мәхәббәт тарихы сурәтләнгән атаклы “Ләйлә белән Мәҗнүн”ендә дә нәкъ менә мәхәббәттән юләрләнгән егеткә бәйле вакыйгалар бирелгән. “Сөһәйл вә Гөлдерсен” дастаны да шушы ягы белән кызыклы: автор мәхәббәт хисенең матурлыгын ача һәм әлеге хискә мәдхия укый.
Өченче сәбәп – әсәр үткен сюжет, вакыйгаларның көтелмәгән борылышлар рәвешендә тәкъдим ителүе һәм фаҗигале финалы белән дә укучыны җәлеп итә. Шуңа күрә дә әлеге дастан үз вакытында яратып укылган һәм бүген дә киң катлам укучыларны үзенә җәлеп итә торган әсәрләрнең берсе булып кала.
Төрки әдипләрне аерып карау дөресме яисә бу мәсьәләгә нокта куелганмы?
– Сәйф Сараины һәм башка төрки әдипләрне теге яисә бу халыкныкы дип аерып алып әйтү дөресме? Сезнең моңа карашыгыз нинди?
– Бу күптәннән килгән бәхәс булып, үз вакытында танылган язучылар, галимнәр – Җамал Вәлиди, Галимҗан Нигъмәти, Газиз Гобәйдуллин, соңрак Мөхәммәт Гайнуллин, Ибраһим Нуруллин, Гали Халит, Мансур Хәсәнов, Шакир Абилов һәм башкалар игътибар итә, хезмәтләрендә дә ул фикергә ачыклык кертелә. Гомумән, татар әдәбиятында, әгәр теге яки бу әдип, башка халыкның тормышына, иҗатына, әдәбиятына, рухи дөньясына көчле йогынты ясаган икән, аны уртак әдип итеп карау кабул ителгән. 
Мисал өчен, безнең татар әдәбияты башкорт әдәбияты белән бик тыгыз бәйле. Аерым шагыйрьләрне аерып карау да мөмкин түгел. Безнең фәнни хезмәтләрдә Мәҗит Гафури, Шәехзадә Бабичлар татар һәм башкорт әдәбиятының уртак әдибе буларак кабул ителгән. Әйтик, Мәҗит Гафури бөтен хезмәтләрен, әсәрләрен бары татар телендә язган. Шуңа күрә күршедә яшәүче коллегаларымның аны башкорт әдәбияты вәкиле буларак кына кабул итүләрен аңлап бетерә алмыйм. Минемчә, бу очракта иң уңышлы юл – аны уртак әдип дип карау. Мифтахетдин Акмулла – бүгенге көндә аны татар әдәбияты фәне татар, башкорт һәм казакъ әдәбиятларының уртак шагыйре дип саный. Мин моны кабул итәм.
Шуның кебек үк, Сәйф Сараи һәм урта гасыр әдәбиятының башка вәкилләренә нисбәтле дә әлеге фикер өстенлек итә. Бердән, күбесенең туып үскән урыны төгәл билгеле түгел. Икенчедән, әдипләрнең туган урыны буларак Алтын Урда дәүләте күрсәтелсә дә, байтагы хәзер татар яки төрки халыклар яшәми торган төбәкләр. Шул ук Сембер, Сарытау һ.б. төбәкләрдә төрки халыкларның бик аз санлы булуын беләбез. Шулардан чыгып бу дәвер әдәбиятын уртак төрки әдәбият буларак өйрәнү кабул ителгән. Россиядә яшәүче төрки халыклар, нигездә, әлеге фикерне яклый. Ә инде үз дәүләтләре булган Урта Азия, Казахстан халыкларында исә, аерым хезмәтләрдән күренгәнчә, теге яки бу авторны, әсәрне бер халыкка гына нисбәтле карау күренеше арта бара. 
Мисал өчен, Казахстанда Сөембикә-ханбикәбез турында китап чыкканлыгы билгеле. Чыгышы Ногай ханлыгына бәйле булып (бер өлеше хәзерге Казахстан территориясенә урнашкан була), Сөембикәне казакъ халкының бер вәкиле буларак кабул итәләр. Ә без исә Казан ханлыгының күренекле шәхесе буларак Сөембикәне татар халкы яшәеше, тарихы белән бәйләп карыйбыз. Безгә үз шәхесләребезне, үз тарихыбызны яклау буенча максатчан эш алып бару сорала

Кому и зачем нужно второе взятие Казани?

https://golosislama.com/news.php?id=37315&fbclid=IwAR0qqTJdbso4gWItoy4A5RtF0RbpItXVQvHRuV8RpP0SFeeKBaax0MSTNRs
Кому и зачем нужно второе взятие Казани?


На этой неделе причастные стороны так или иначе отметили очередную годовщину захвата войсками Московского государства Казани - столицы одноименного ханства, с последующими резней его населения, геноцидом, веками колонизации и принудительной христианизации.
Событие это поворотное и без преувеличения трагическое и для татарского народа, и для всей тюрко-исламской Евразии, память о котором сегодня служит прежде всего главной цели - мобилизации татар перед угрозой ассимиляции и полного исчезновения как этноса в ближайшие несколько поколений. Да, именно таким образом вопрос стоит перед татарами - полное слияние с "русским миром" угрожает им исчезновением как этносу, а потому возведение своих корней к захваченному Казанскому ханству и его защитникам служит для антидотом от этой болезни.
Что касается русского этноса, то сегодня его присутствие в Поволжье это факт, который, находясь в здравом уме, мало кто будет оспаривать. Не делало это и руководство Республики Татарстан, которое начиная с ее первого президента Минтимера Шаймиева пыталось вести сбалансированную национальную политику и учитывать интересы всех основных групп, которые мирно в ней жили и пользовались плодами ее развития.
Как рассматривать историю этих народов и их статус сегодня - вот вопрос.
Если с отношением к тем событиям любого уважающего себя татарина все ясно, то у русских в пику этому может возникнуть понятное желание рассматривать ту победу Московского государства как то, благодаря чему они сегодня могут жить в Татарстане, который для многих из них является родиной уже не в первом поколении. Тут, правда, надо помнить, что история присутствия в этих краях предков как татар, так и русских - а это и булгары, и скандинавы, и фино-угры, уходит вглубь веков еще до этих событий. И предков русских представляло необязательно Московское государство, а например и Новгородская республика, которая была уничтожена и подвергнута колонизации тем же самым Иваном Грозным, который захватил и Казань. Равно как не все татары в тех событиях защищали Казанское ханство - было немало тех, кто помогал его завоевывать Московии.
Так что, с кем сегодня себя ассоциировать как татарам, так и русским, это во многом вопрос идейного выбора. Но еще в большей степени он касается того, как это делать и зачем. Потому что для татар, повторимся, память о тех событиях в траурном ключе - это вопрос выживания как этноса. Что касается русских, то в сопоставлении с татарами у них такой проблемы нет. И в принципе никто от русских не ожидает посыпания головы пеплом за те события, но надо понимать, что с тех пор прошел уже не один век, и после завоевания Казани и создания Казанской губернии были не только многочисленные восстания мусульман, но и революция 1917 года, по результатам которой была создана Татарская АССР, а потом и парад суверенитетов, в ходе которого была создана Республика Татарстан. То есть, установился некий балланс, в результате чего татары частично получили компенсацию за утрату своей полноценной государственности в виде автономной и договорной государственности, а русские остались жить в республике в составе Российской Федерации в качестве весомого фактора.
В такой ситуации в пику татарам инициировать празднование завоевания Казани войсками Московского государства - затея провокационная и могущая иметь далеко идущие последствия для межнационального баланса. Впрочем, как и все, что инициируется в последние годы этими кругами - речь, естественно, идет о поборниках "русского мира" во главе с агрессивной частью РПЦ МП, захватившей над ней власть.  
Так, глава РПЦ МП в Татарстане митрополит Феофан, о котором мы не раз писали, 12 октября собирается провести богослужение по православным воинам, погибшим при захвате Казани - в посвященном им храме-памятнике. В принципе, понятно, что православные могут поминать своих единоверцев - это их внутреннее дело. Однако с учетом того, что этот храм-памятник был восстановлен на средства Татарстана демонстративное выделение именно воинов, погибших при захвате Казани выглядит как явно политическое послание. А с учетом того, что это делает церковный иерарх, сходу объявивший Казань русским городом и начавший стягивать в Татарстан под разными предлогами всякие "казачьи" формирования, тут все складывается один к одному.
При этом никаких поминальных мероприятий в честь шахидов - защитников Казани не проводят ни власти республики, ни муфтият. И понятно почему - после отказа от борьбы за продление двухстороннего договора с Россией и борьбы за обеспечение реального статуса татарского как одного из двух государственных языков в республике, татарский истеблишмент, как говорят в таких случаях знатоки бокса - "пробитый боксер". Сдав главное, теперь он идет на все новые уступки, надеясь таким образом остаться на прибыльном хозяйстве.
В принципе, понятно, что коммерсантам нет разницы, чем управлять - Республикой Татарстан или Казанской губернией, лишь бы в распоряжении оставили дойную корову. Но напрасно те, кто затеивают сейчас второе взятие Казани, думают, что в чем из них жить нет и не будет разницы для всех остальных. Та политика повсеместного насаждения "русского мира", которую проводят власть и РПЦ, не оставляет сомнений в том, что сохранение хотя бы куцей республики, в которой татары имеют статус не "инородцев" как до революции, а самоопределяющейся нации - необходимая мера для выживания народа. При этом сохранению в ней русского этноса никто не угрожает, о чем наглядно свидетельствует миграция в нее из соседних русских областей.
Так кому же нужно давать татарам понять, что они снова живут не в Татарстане, а в Казанской губернии, созданной на месте Казанского ханства, а русских преподносить как захватчиков и оккупантов?
АВТОР: ИКРАМУТДИН ХАН