ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

вторник, 17 сентября 2019 г.

"Чтобы удмурты понимали, что они не малый народ"

https://www.idelreal.org/a/30160455.html?fbclid=IwAR1Q_oTyE7UqpLfsu4b_zHYzuemZOAWtQ6kztU8DCE6Ik-pYZp0aoOnfWEA

"Чтобы удмурты понимали, что они не малый народ"



Сегодня в Ижевске состоялась церемония прощания с удмуртским ученым Альбертом Разиным, погибшем после акта самосожжения в Ижевске 10 сентября. Официальные лица сдержанно выразили соболезнования, а удмуртские активисты признались, что с Разиным ушла "частичка их души".
В Удмуртском государственном театре в Ижевске сегодня собрались представители удмуртского национального движения, а также члены организации "Удмурт кенеш". Из официальных лиц на церемонии прощания с удмуртским ученым Альбертом Разиным присутствовали министр культуры Владимир Соловьев, министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова, председатель гордумы Ижевска Олег Гарин.
Андрей Перевозчиков, активист, который стоял в пикете вместе с Альбертом Разиным 10 сентября, не мог сдержать слез.
— В момент акции я находился рядом с ним, он не вымолвил ни слова, как настоящий герой. Я представляю, что он испытывал. Пусть это станет отправной точкой для всех нас. Мы заново посмотрели на свою жизнь, пересмотрели наши позиции в отношении нашего народа. Вместе с ним ушла частичка моей души", — сказал Перевозчиков.
Роза Ахмедшина, сопредседатель комитета "Нет заводу смерти в Камбарке", призвала не называть удмуртский народ "малым".
— Тот поступок, который он [Разин] совершил, конечно же сейчас сплотит удмуртский народ. Просто хотелось бы, чтобы этот поступок имел значение и в глазах властных структур. Если даже речь не пойдет об обучении удмуртскому языку во всех школах, но чтобы хотя бы в тех школах, где учатся в основном удмурты, все сельские школы — чтобы они сохранили этот язык, чтобы мы сохранили Удмуртский государственный университет, чтобы мы сохранили Сельскохозяйственную академию, которая является лифтом для большинства сельского населения. Он [Разин] радел именно за то, чтобы удмурты понимали, что они нация, что за ними стоит великая культура. Чтобы мы не называли эти народы "малыми". Они не малые. Значение каждого народа уникально, и оно не определяется количеством лиц населения конкретного народа", — сказала Ахмедшина для "Idel.Реалии".
По словам активиста, это не только проблема Удмуртии.
— Это проблема всех субъектов Российской Федерации, когда национальные языки становятся чем-то необязательным. Никто не говорит, что русский язык должен быть заменен на удмуртский, татарский или марийский. Речь идет совсем о другом. О том, что та культура, которая должна в каждом субъекте России развиваться и пестоваться, с ней такого не происходит. Выступивший на прощании с Разиным представитель УдГУ пообещал сохранить Удмуртский государственный университет "центром развития удмуртского языка".
— Могу сегодня заверить от имени Университета, что Удмуртский государственный университет есть и будет одним из существенных центров сохранения и развития и удмуртского языка, и удмуртской литературы, и удмуртской культуры. Это как раз будет способствовать тому, ради чего пожертвовал жизнью Альберт Алексеевич [Разин]. Это будет осуществляться. Пусть земля ему будет пухом. Альберт Разин завещал развеять его прах на родной земле в Алнашском районе Удмуртии. По словам его соратника Андрей Перевозчикова, Разин оставил дома предсмертную записку, в которой написал, как поступить после его смерти. Тело Альберта Разина будет увезено в крематорий Екатеринбурга.
Совет Чувашских старейшин, организация "Башкорт" направили удмуртскому народу письма соболезнования. Янне Сааркиви, профессор по финно-угорским языкам Хельсинского Университета сказал "Idel.Реалии", что не сомневается в политических мотивах акта Разина. Старейшины общин коренного коми народа и Коми общественное объединение "Доръям асьнымöc" ( Защитим себя) призвали "все нерусские нации России объединить свои силы в борьбе за будущее наших народов, за нашу культуру, за наши языки". 10 сентября заслуженный деятель науки и активист удмуртского национального движения Альберт Разин совершил акт самосожжения у Госсовета УР в Ижевске. От полученных ожогов он скончался в больнице. Перед тем, как решиться на отчаянный шаг, Разин стоял в пикете в защиту родного языка с плакатами "Есть ли у меня отечество?" и "И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть". За 8 лет (между 2002 и 2010 годами) количество удмуртов, владеющих удмуртским языком сократилось на 30%.
В архиве "Idel.Реалии" сохранилось видео, где Альберт Разин в 2017 году провел древний обряд моления в Березовой роще в Ижевске. Напомним, после заявления президента России Владимира Путина в 2017 году о недопустимости принуждения изучать неродные языки государственные языки национальных республик федерации, кроме русского, перестали быть частью обязательной школьной программы. Это вызвало волнения в ряде республик Поволжья: например, представители татарской, башкирской, чувашской общественности требовали отстоять обязательное преподавание их языков, т.к. в противном случае, по их мнению, исчезновение языков народов РФ может ускориться. Результаты Всероссийских переписей 2002 и 2010 годов показали, что за 8 лет количество людей, владеющих удмуртским, сократилось на 30%: от 463-х тыс. человек до 324-х тыс. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими языками: к примеру, число татароговорящих россиян за те же 8 лет уменьшилось на 1 млн человек.

Дагир Хасавов ограничения наложенные судом Махмуду Велитову на посещение мечетей ложь!

Почему информация распространяемая СМИ,что Шейху Махмуду Велитову, якобы запрещено посещать мечети является недостоверной?
Публикуемое мной ниже предписание выданное имаму при освобождении опровергает это утверждение!
Ему нельзя быть там,где и так он не бывал, но Мечеть-Дом Бога,а ни место развлечений и запрещать разрешённое Конституцией РФ было бы незаконно и глупо.
При этом я не исключаю,что уважаемому Шейху Махмуду Велитову,несправедливо осуждённому за преданность Исламу и отбывшему срок наказания, поступят предложения быть ни только имамом,что вполне объяснимо. Более того, лично я полагаю,что духовный центр истинных аскетов веры, ИншаАллах, отныне в столице переместиться туда,где будет читать худобы Шейх Махмуд Велитов! Это не значит,что он вернётся туда,где его предали и обвинили,Альхамдулиллах,будут для Шейха более достойные предложения и варианты,но пока ему надо поправить здоровье, подпорченное в местах лишения свободы.

ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2019 г.) И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2019 г.)
И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Более конкретно здесь будет идти речь о школьной политике России в отношении нерусских народов и школьной политике Третьего Рейха в отношении оккупированных народов.
По российским законам об образовании все нерусские народы могут организовывать свои школы на родных языках лишь в системе «Основного общего образования», которое позволяет им создавать школы лишь до 9-го класса включительно. Но 9 классов не позволяют выпускникам этих школ поступать в ВУЗы. Для поступления в ВУЗ они после 9 класса вынуждены поступать в русские школы и заканчивать 10 и 11 классы со сдачей ЕГЭ на русском языке (1).
Для русского же населения существуют 11- летние школы в системе «Среднего общего образования», окончание которых дает право поступления в ВУЗ ы.
А теперь посмотрим, как обстояли дела со школьной политикой Третьего Рейха на оккупированных территориях СССР.
«Поначалу планы гитлеровского руководства Германии, изложенные им в генеральном плане «Ост»,…предусматривали уничтожение всякого образования на территории СССР за исключением начального…
Однако практическая необходимость вынуждала оккупантов сохранить систему образования в приемлемом для условий оккупации объеме. Объяснение этому дано в записке главного квартирмейстера группы армий «Север», подготовленной 3 мая 1943 г., в которой обобщается опыт работы с русским населением за предшествующие полтора года войны: «Поскольку трудовая повинность начинается только с 14-летнего возраста, молодые люди в городах в возрасте от 12 до 14 лет практически предоставлены сами себе, бездельничают, спекулируют или убивают время другими способами. Такое состояние является совершенно недопустимым. Оно дает возможность русским, избалованным очень дифференцированной советской школьной системой, говорить о разрушительной политике немцев в области культуры и способно создать прямую угрозу общественному порядку». (2)
Приведем конкретные задачи, которые требовалось выполнять на оккупированных территориях и некоторые конкретные примеры. «Основной задачей «народных» школ (на местных языках) было семилетнее и десятилетнее среднее образование в городах. Высшее образование для русских не предусматривалось… В школах Ставропольского края за обучение детей с 8 по 10 класс с родителей брали по 300 рублей в год…
Демонтируя высшее образование в Европейской части России и сохраняя его на Кавказе и Украине (в оккупированном Киеве работал сельскохозяйственный институт), Розенберг надеялся искусственно снизить культурный уровень русских». (3)
Самое поразительное, когда сравниваешь школьную политику современной России и Третьего Рейха, это то, что немецкие нацисты хотя бы законодательно старались сохранить среднее 10-летнее образование в России и высшее образование на Украине и Кавказе на родных языках оккупированных народов.
А современная же «демократическая» Россия позволяет нерусским народам лишь 9-классное образование на их родных языках.
Отчего такие разные подходы в школьной политике?
Думается, что, с одной стороны, это идет от недалекости мышления российского руководства, которого история ничему не учит, а с другой – от практического знания нацистским руководством законов реальной жизни в оккупированной стране.
Недаром же Юрий Андропов, глава КГБ и председатель Политбюро КПСС, незадолго до развала СССР в узком кругу своих сослуживцев говорил, что «Мы еще совсем не знаем свою страну».
1. Сафиуллин Ф. Ст. Вы живы татары!? Газ. «Звезда Поволжья», № 3 (922), 24 янв. 2019 г.
2. Ермолов И. Г. Ст. Школьное и профессиональное образование на оккупированных территориях РСФСР. Журн. Вопросы истории, № 12, 2009: с. 44-52.
3. Константинов С. Ст. Школьная политика Третьего Рейха (Подробности), журн. «Родина», № 10/2002 г.

Историк: Репутация Золотой Орды как чёрной полосы в истории России во многом несправедлива

https://www.tatar-inform.ru/news/2019/06/26/655079/

Историк: Репутация Золотой Орды как чёрной полосы в истории России во многом несправедлива

В Казани начался международный научный форум, посвящённый 750-летию Золотой Орды.

(Казань, 26 июня, «Татар-информ», Артур Казанцев). Сложившийся стереотип о том, что период Золотой Орды в российской истории – это чёрная полоса, во многом несправедлив. Об этом на начавшемся международном форуме «PaxTatarica: Генезис и наследие государственности Золотой Орды», который посвящён 750-летию Золотой Орды рассказал главный научный сотрудник института истории РАН  Вадим Трепавлов. 
«Репутация Золотой Орды как чёрной полосы в истории России во многом несправедлива – это наследие имперской историографии, во многом это сохряется и сейчас. Если мы посмотрим современные фильмы, то там Золотая Орда показана как варвары, и, конечно, это несправедливо», — затметил собеседник агентства. 
Он отметил, что во время общения с татарстанскими учеными складывается впечатление, что Золотая Орда – это высокоразвитая мусульманская цивилизация, но в общественном мнении ордынцы – скотоводы и кочевники. 
«Нужно понимать, что истина, как всегда, по середине. Примерно 95% населения Золотой Орды действительно жили в степях и пасли скот, а кочевые стоянки практически неуловимы для раскопок, и поэтому трудно восстанавливать жизнь Золотой Орды. Мы много пока не знаем», — подчеркнул историк. 
Трепавлов добавил, что не сохранилось много документов, которые были созданы самими жителями Золотой Орды. 
«О Золотой Орде писали те, кто даже в ней никогда не был и сидел за тысячи километров в Иране или Египте. И поэтому коллективными усилиями историков удаётся немного наметить контур развития этого государства», — подытожил Вадим Трепавлов.
Традиционно золотордынский форум в Казани проходит раз в два года. В этом году в нем принимают участие представители 14 стран. Помимо России, это ученые и исследователи из Болгарии, Великобритании, Венгрии, Египта и др.