ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 11 сентября 2019 г.

"Свободный Идель-Урал": "Наши культуры уничтожает Москва"

https://www.idelreal.org/a/30158268.html?fbclid=IwAR0vaOm0rL3ojNIcXuTFziMsqvwslmhn_9nlM2vecYsuCbVM4tbNJ2h98eY

"Свободный Идель-Урал": "Наши культуры уничтожает Москва"




Сыресь Боляень, сопредседатель общественной платформы "Свободный Идель-Урал"

В общественной платформе отреагировали на акт самосожжения ученого из Удмуртии Альберта Разина.
— Альберт Разин — авторитетный ученый, известный удмуртский деятель. Он был по приглашению эрзян на Раськень Озкс (родовые моления эрзянского народа — примечание редакции) в 2016 году. Его самосожжение — это акт отчаяния, попытка привлечь внимание уже не удмуртов, а международного сообщества: наши культуры уничтожает Москва. Именно уничтожает, целенаправленно и настойчиво. Необходимо международное давление на Россию. Мы имеем право на создание полного образовательного цикла на наших языках за бюджетные средства, на сдачу Единого государственного экзамена на наших языках. Самосожжение Разина не должно остаться просто ужасной новостью. Россия должна или изменить свою имперскую шовинистическую политику или понести ответственность! — прокомментировал сопредседатель общественной платформы "Свободный Идель-Урал" Сыресь Боляень.
Общественник обвиняет Москву в целенаправленной политике ассимиляции.
— Удмуртский язык, как и мой родной эрзянский, находится в критическом состоянии. Причина в целенаправленной политике, реализуемой Кремлем: в государственном управлении, образовании, армии, шоу-бизнесе есть место только для русского. Москва, издеваясь говорит нам: развивайте свои языки дома, в семейном кругу. То есть Российская Федерация сняла с себя обязанность развивать наши языки. Она развивает и утверждает лишь один язык и культуру — русские, — отмечает он.
Напомним, вчера член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин не увидел повода для суицида ученого из Удмуртии.
Он также добавил, что в Удмуртии действует закон о двух государственных языках, на днях новые учебники удмуртского включены в федеральный перечень, а кружки по изучению удмуртского языка существуют практически во всех регионах, в том числе в Москве. По его словам, в Удмуртии растет авторитет родного языка и желание его изучать.
79-летний кандидат философских наук, доцент, автор научных трудов по удмуртскому языку и обычаям Альберт Разин умер в больнице в Ижевске через несколько часов после самосожжения на площади перед Госсоветом Удмуртии.
До этого он стоял в пикете с плакатами, на одном из которых были написаны строки Расула Гамзатова: "И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть".
После заявления президента России Владимира Путина о недопустимости принуждения изучать неродные языки государственные языки национальных республик федерации, кроме русского, перестали быть частью обязательной школьной программы. Это вызвало волнения в ряде республик Поволжья: например, представители татарской, башкирской, чувашской общественности требовали отстоять обязательное преподавание их языков, т.к. в противном случае, по их мнению, исчезновение языков народов РФ может ускориться. Результаты Всероссийских переписей 2002 и 2010 годов показали, что за 8 лет количество людей, владеющих удмуртским, сократилось на 30%: от 463-х тыс. человек до 324-х тыс. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими языками: к примеру, число татароговорящих россиян за те же 8 лет уменьшилось на 1 млн человек.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
  • 16x9 Image

    рамазан алпаут

    Журналист "Idel.Реалии". Пишет о Поволжье сквозь призму федеральной и международной повестки, освещает межрегиональные связи субъектов ПФО с другими регионами России. Один из ведущих видеопроекта "Реальные люди 2.0".

«Удмуртский этнос исчезает»: философ Альберт Разин сжег себя у стен парламента

https://m.business-gazeta.ru/article/438264

«Удмуртский этнос исчезает»: философ Альберт Разин сжег себя у стен парламента

Заслуженный деятель науки протестовал против языковой реформы и призывал перенимать опыт Татарстана
Настоящая трагедия среди бела дня случилась сегодня в Ижевске. Акт самосожжения у здания Госсовета Удмуртии за час до начала парламентской сессии совершил ученый, экс-сотрудник местного госуниверситета Альберт Разин. Сначала он раздавал прохожим листовки с призывами остановить вымирание удмуртского языка, потом поджег себя, после чего скончался в больнице. «БИЗНЕС Online» выяснил подробности его биографии, а также узнал о том, как случившееся восприняли защитники родных языков в Татарстане. 

«ЕСЛИ ЗАВТРА МОЙ ЯЗЫК ЗАБУДУТ, Я ГОТОВ СЕГОДНЯ УМЕРЕТЬ»

«Учитель и социолог, кандидат философских наук. Человековед и крестьяновед. Толстовец», — такую краткую характеристику дал себе на странице в «Фейсбуке» Альберт Разин, председатель общественного объединения удмуртских ученых «Тодосчи». Утром он, держа в руках плакат «Если завтра мой язык забудут, я готов сегодня умереть», устроил акт самосожжения у здания Госсовета Удмуртии за час до начала парламентской сессии. Пламя потушили, Разина увезли в больницу. Как рассказывал Udm-Info заместитель главврача первой республиканской клинической больницы Олег Швецов, мужчина получил более 90% ожогов тела. Через несколько часов пострадавший скончался, не приходя в сознание. Из-за случившегося в Госсовете Удмуртии решили перенести сессию на 24 сентября, а управление СКР проводит проверку.
К зданию Госсовета Разин пришел не только с плакатом, но и двумя письмами. Одно из них, адресованное депутатам Госсовета Удмуртии, он и его помощники раздавали на улице. «Удмуртский этнос исчезает. В ваших силах спасти его», — такой призыв проходит лейтмотивом через все 8 страниц печатного текста. В письме ученый вспоминает, что, согласно переписи 1929 года, все удмурты владели родным языком, на котором велась не только документация, но и преподавались предметы в школах. «Такова была ленинская национальная политика. Но Сталин отошел от нее и пошел по пути русификации, удмуртский перешел в разряд „кухонных“, „второстепенных“ языков», — пишет он. Далее Разин утверждает, что сейчас эта пагубная политика продолжается, а в результате только треть удмуртов владеют родным языком. Ученый категорически не соглашается (и надеется, что любой здравомыслящий человек его поддержит) с изменениями в законе «Об образовании», которые сделали изучение национальных языков необязательным. С его точки зрения, такой шаг противоречит Конституции РФ. «Этих аргументов уже достаточно, чтобы сказать: стоп! Чтобы не допустить правового нигилизма, произвола», — подчеркивает Разин.
Что же делать? На этот вопрос Разин также сам отвечает. Например, предлагает вернуть обязательное изучения удмуртского языка в школах и детсадах, а при поступлении в вузы разрешить вместо экзамена по русскому и литературе выбирать изложение на удмуртском языке. Помимо этого, советует перенимать опыт Татарстана и Башкортостана и ввести круглосуточное теле- и радиовещание на удмуртском языке, а также дублировать на нем вывески с названиями улиц. Также среди предложений ученого — прекратить выставлять лапти в качестве удмуртского бренда, поскольку «древние удмурты жили богато, в лаптях не ходили», а заодно возрождать деревню, в Москву направлять лишь треть налогов. К слову, о налогах. В этом пункте Разин приводит в пример Волжскую Булгарию, которой «удмурты платили дань в размере 10 процентов от дохода». Схожее положение было и при Золотой Орде.
азин предлагает вернуть обязательное изучения удмуртского языка в школах и детсадах, а при поступлении в вузы разрешить вместо экзамена по русскому и литературе выбирать изложение на удмуртском языке
Второе письмо Разин адресовал депутатам Госдумы от Удмуртии и председателю Госсовета УР Алексею Прасолову, в котором задается вопросом: «Есть ли у меня Отечество?» В нем он решает просветить парламентариев, кто же такие удмурты и чем они отличились от других этносов. Далее следует блок с претензиями к каждому из депутатов. Например, Игорю Сапко Разин припоминает случай, когда тот в бытность мэром Перми предлагал присоединить к краю Удмуртию, а Прасолова упрекает в том, что не принял и не дал высказаться. В письме ученый предрекает, что все империи обречены на распад, и призывает элиту России и Удмуртии присмотреться к опыту решения национального вопроса в Финляндии, Швейцарии и других странах.
Разин был одним из тех ученых, кто в июне прошлого года обращался к Госсовету Удмуртии, требуя не поддерживать законопроект о добровольном изучении родных языков в школах. «Это прямой путь к исчезновению родного языка, снижению этнического самосознания и ликвидации этнокультуры. Появление данного законопроекта свидетельствует о негативных симптомах в национальной политике нашего государства, о возрождении имперского менталитета», — писали тогда ученые клуба «Тодосчи».

«НАОБОРОТ, У НАС В РЕСПУБЛИКЕ СИТУАЦИЯ СПОКОЙНАЯ»

Альберт Разин родился 12 июня 1940 года, имеет звание заслуженного деятеля науки Удмуртии. Его кандидатская диссертация была посвящена проблеме формирования личности сельского труженика. «Ученый, который занимался изучением человека, был сторонником консервативных методов развития человека через уважение к природе, экологичности, здоровому питанию», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» общественник Леонид Гонин. По его словам, Разин одним из первых выступил за проведение национального удмуртского праздника Гербер (то же, что для татар Сабантуй). Кроме того, ученый интересовался сельским хозяйством, изучал развитие общин, особенно его привлекал опыт израильских кибуцев. «Его мечтой было съездить в Израиль и изучить, как функционирует и работает кибуц. Можно сказать, что он был деревенщиком», — отметил Гонин.
Кроме того, он занимался историей удмуртов, считал их потомками древней цивилизации, а к тем, кто имел удмуртское происхождение, относил, например, Габдуллу Тукая: «Речь идет о современном городе Арске, одном из центров княжества древних удмуртов. Часть удмуртов Арского княжества отатарились. Происхождением оттуда выдающийся народный поэт Татарстана Габдулла Тукай. Писал он на татарском языке, но по происхождению — удмурт из рода Тукай. (Кстати, за всю историю не было ни одного татарина по имени Тукай, а среди удмуртов — есть. Примечательно, что на территории Республики Татарстан расположено несколько деревень с названием Тукай, а рядом с Набережными Челнами находится даже Тукаевский район.) Казанские татары сегодня уже признают, что Габдулла Тукай — общая национальная гордость удмуртов и татар».
Также, как пишет Udm-Info, Разин стоял у истоков лаборатории национальных отношений Удмуртского государственного университета, а в 1992 году создавал институт человека, директором которого оставался вплоть до практически полного сокращения штата сотрудников. «Последние годы он был на пенсии, занимался в основном общественной деятельностью. Долгое время занимался научной работой в местном университете, в частности проблематикой религиозного, национального, культурного развития», — рассказал нашему изданию член Общественной палаты РФ, вице-президент «Удмурт Кенеш» Владимир Байметов. «Открытые медиа» со ссылкой на представителя руководства УдГУ сообщили, что Разин долгое время в вузе не появлялся. «Он уже давно не связан с университетом, мы его не видели, с ним очень давно не общаемся», — прокомментировал собеседник.
Также, по словам Гонина, Разин был одним из лидеров национального движения и стоял у истоков создания ассоциации «Удмурт Кенеш», которая зародилась из удмуртского клуба в 1980-е годы. Вице-президент «Удмурт Кенеш» Байметов пообещал случившееся обсудить в ближайшее время: «Альберт Алексеевич был заметной фигурой в движении, свое мнение выскажем». При этом телеграм-канал «Очки Бречалова» утверждает, что «Разин в последние годы стал объектом травли этого же „Удмурт Кенеша“, поскольку пытался создать и альтернативу „Кенешу“, и расшевелить сам „Кенеш“». 

Основы вероучения Удмуртов. Альберт Разин.

В то же время Байметов подчеркнул, что акции, подобные той, что совершил Разин, ни в коем случае не могут быть методом решения социальных, политических и экономических проблем.  Он заверил нашего корреспондента, что в Удмуртии ничего негативного в межнациональных отношениях и языковой сфере в последнее время не происходило. «Наоборот, у нас ситуация в республике довольно спокойная. Прошли лицензирование учебники на удмуртском языке для школы. С этого года их издали, они будут в школах на легальных основаниях применяться. Данная проблема постоянно в поле зрения власти на всех уровнях и держится на контроле», — рассказал вице-президент «Удмурт Кенеш». Байметов признался, что не раз дискутировал с Разиным и не со всеми его тезисами был согласен.
Оба наших собеседника — Гонин и Байметов — недоумевают, почему Разин решился на столь радикальный шаг. «В течение последней недели Альберт Алексеевич встречался с людьми, настроен был, насколько я знаю, достаточно позитивно, обсуждал планы на будущее. Поэтому что толкнуло его на этот шаг, достаточно сложно сказать. Мне неизвестно ни о каких обстоятельствах, которые могли его заставить так поступить. Поэтому в чем причина, для меня лично остается загадкой», — заявил Байметов. Например, 4 сентября Разин был на приеме у депутата Госдумы Алексея Загребина. Гонин рассказал, что встреча состоялась в Институте истории языка и литературы. «Он говорил, как съездил с семьей на Аркаим в Челябинскую область, где встретился с учеными. Сказал, что это интересное место, откуда мы могли выйти. Он как ученому и коллеге Зегребину говорил, что надо обратить внимание на Аркаим. Об этом была беседа. Вторая часть разговора касалась березовой рощи в центре города. Он выступал за ее сохранение, чтобы на лоне природы проводить Гербер», — вспоминал общественник.

«В ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛА ЭТА ТРАГЕДИЯ, ВИНОВНЫ НЕ ТОЛЬКО ДЕПУТАТЫ»

«Я сам по военной специальности командир стрелкового взвода. Нас учили, что когда идет танк, ложишься в блиндаж, пропускаешь танк через себя, а гранату бросаешь сзади. Думаю, он поторопился, — оценил сегодняшний трагический поступок удмуртского ученого известный татарский историк Дамир Исхаков. — Так быстро ни один язык не исчезает, времена в России тоже поменяются, поэтому нужно было подождать. Рано или поздно здесь, я думаю, нормальная жизнь наступит, тогда найдется возможность развития удмуртского языка тоже. Это не тот метод, при помощи которого можно чего-то добиться». Исхаков сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что никакой реакции на произошедшее ждать не стоит: «Пропустят как эпизод, и все на этом закончится. Революции никакой ждать не стоит».
Эксперты нашей газеты, занятые языковым вопросом, хоть и не были знакомы с Разиным, но знают, что происходит в соседних республиках в этой сфере. «Кстати, слова „И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть“ принадлежат Расулу Гамзатову. То, что совершил Разин, можно понять, но невозможно объяснить. Он хотел привлечь внимание к исчезновению не только удмуртского, но и всех нерусских языков. Как мне кажется, если народ спит, то его ничем, даже сжигая себя, не разбудишь. У удмуртов, марийцев, мордвы положение с языком, его статусом даже хуже, чем у нас, в Татарстане. У нас нет-нет, да и руководство говорит обнадеживающие вещи», — считает известный драматург, без пяти минут депутат Госсовета РТ от «Единой России» Ркаил  Зайдулла. Также он напоминает, что в мусульманской традиции самоубийство осуждается, поэтому в нашей республике поступок философа из Ижевска вряд ли найдет поддержку: «Такое действие называют „мордар китү“ („погибнуть без покаяния“), во имя каких бы оно высоких идеалов ни совершалось. Это не наш путь — за судьбу языка, нации нужно бороться, а не накладывать на себя руки. Я не собираюсь его осуждать, видимо, был уже предел, для нас всех это печальный и сильный сигнал. В том, что произошла такая трагедия, виновны не только депутаты, но и все те, у кого есть совесть: самосожжение было обвинением в нашем равнодушии». «В удмуртских СМИ уже начали появляться сообщения, что мужчина выступил с неадекватными требованиями по удмуртскому языку, мне кажется, прогосударственные СМИ Удмуртии дадут оценку, что он и сам был неадекватным», — уверен еще один историк, заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов. «Лично я, как человек верующий, на такие вещи смотрю отрицательно. Какое бы ни было тяжелое положение, суицид неприемлем, — продолжает он. — Но я считаю, что человека довели. В Удмуртии действительно, если сравнивать с Татарстаном, положение удмуртского языка находится в очень-очень кризисном состоянии. А власти вообще практически не обращают на него внимания. Я отслеживаю ситуацию: в Ижевске, например, поставили новые остановки, и на удмуртском языке там вообще ничего нет. Приезжаешь в Ижевск, и удмуртскость там не ощущается. Хотя носителей удмуртского языка достаточно много, они очень грамотные, ученые люди. Естественно, это вызывает такой диссонанс в их тонкой душе и приводит к подобным актам. Я опасаюсь того, что данный поступок может перекинуться на другие народы».
Поступок Разина, считает Файзрахманов, еще раз привлечет внимание к сохранению родных языков: Я думаю, удмуртские власти хоть как-то, но будут реагировать. Но отложено реагировать. То есть через полгода, через год на проблемную ситуацию будут больше обращать внимания, но не признают, что в результате данного акта, но на самом деле это повлияет». При этом наш собеседник считает проблемой, что у интеллектуальной удмуртской элиты практически нет взаимодействия с нынешними властями республики: «У нас, в Татарстане, все-таки есть академия наук, где сосредоточена национальная интеллигенция, она частично сосредоточена в КФУ, есть большая творческая интеллигенция. Так или иначе они связаны с властями, и те хоть как-то, но слышат их. А там совсем ничего нет». 

САМОСОЖЖЕНИЕ КАК АКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Акт публичного самосожжения начиная со второй половины XX века не раз оказывался в центре общественного внимания, а также становился катализатором серьезных политических катаклизмов.
Одна из самых известных трагических историй случилась в январе 1969 года. Чешский студент Ян Палах вышел на Вацлавскую площадь в Праге, где поджег себя, через три дня он скончался в больнице. Палах протестовал против оккупации Чехословакии войсками СССР и стран-сателлитов. Он стал национальным героем, похороны чешского студента переросли в настоящую демонстрацию.
А годом ранее было зафиксировано, как принято считать, первое «политическое» самосожжение в СССР. На главную улицу Киева — Крещатик — из подъезда дома выбежал горящий украинский активист Василь Макух, который на украинском языке выкрикивал лозунги: «Пусть живет свободная Украина! Долой оккупантов!» Именно с акта самосожжения литовского студента Ромаса Калантаса в центре Каунаса в 1972 году начались массовые волнения, которые называют «Каунасской весной». Он погиб, выкрикивая: «Свободу Литве!» Литовская диаспора, узнав о судьбе Каланты, провела антисоветские акции в разных уголках мира.
При этом еще в 1963 году внимание к такой форме протеста, как самосожжение, привлек случай буддистского монаха Тхитя Куанг Дыка, который поджег себя на одном из оживленных перекрестков Сайгона, чтобы обратить внимание на притеснения буддистов правительством Южного Вьетнама.
С актов публичного самосожжения фактически началась революция в арабских странах, так называемая Арабская весна. В Тунисе таким способом покончил с собой торговец овощами и фруктами Мохаммеда Буазизи. Его поступок вызвал волну массовых выступлений тунисской молодежи, протестовавшей против политики президента Зин эль-Абидина Бен Али, который не боролся с безработицей, это привело к отставке последнего. После смерти Буазизи в больнице от полученных ранений его примеру последовали молодые люди в других арабских странах — Алжире, Египте, Йемене. Так, 17 января 2011 года египетский студент сжег себя перед зданием парламента в Каире.

Нетаньяху пообещал после выборов аннексировать долину реки Иордан

https://golosislama.com/news.php?id=37169&fbclid=IwAR0KRkKL7moAW7GLEjA3e_l77-xDaI3_H_rfEf7j_FbFm-ObglFQ9I1gxS0
Нетаньяху пообещал после выборов аннексировать долину реки Иордан


Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль аннексирует долину реки Иордан, если он будет переизбран. Это драматическое объявление прозвучало во вторник.
Напомним, что долина реки Иордан является границей между Западным берегом и Израилем на западе и Иорданией на востоке.
«Единственное место, где суверенитет может быть применен сразу после выборов, - это долина реки Иордан. Следующее правительство применит суверенитет Израиля к долине реки Иордан», - сказал он.
Правительства Израиля давно заявляли, что долина реки Иордан является частью страны и что они никогда не откажутся от контроля над ней.
Долина была завоевана Израилем во время войны в 1967 году и с тех пор в основном находилась под его военным и административным контролем.
Израиль всегда утверждал, что не может отказаться от нее по соображениям безопасности.
Однако палестинцы рассматривают ее в качестве неотъемлемой части будущего палестинского государства.
По данным правозащитной группы «Бецелем», север Мертвого моря и долина реки Иордан «составляют почти 30 процентов территории Западного берега. Здесь проживает около 65 000 палестинцев и около 11 000 [израильских] поселенцев».
Несмотря на оккупацию Израилем региона, официальная аннексия привет к полному контролю Израиля над регионом, что означало бы катастрофу для палестинцев, которые в настоящее время там живут, и станет еще одним серьезным ударом по жизнеспособности палестинского государства.
Предвыборное обещание Нетаньяху ожидаемо вызвало негативную реакцию у палестинцев и у более-менее здоровой части международного сообщества.
«Он не только разрушает решение о двух государствах, но и разрушает все шансы на мир», - заявила высокопоставленный чиновник Палестинской администрации Ханан Ашрави.
«Это полное изменение игры».
Саэб Эрекат, главный палестинский переговорщик, заявил, что аннексия будет "явно незаконной".
Он призвал международное сообщество «действовать сейчас, чтобы помешать Нетаньяху и его союзникам уничтожить любые оставшиеся перспективы мира».
«Предвыборное обещание Нетаньяху, который перед выборами дает все виды незаконных и агрессивных сообщений, является расистским государством апартеида», - написал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в своем официальном аккаунте в Twitter на английском и турецком языках.
«Мы будем защищать права и интересы наших палестинских братьев и сестер до конца», - добавил он.
Тем временем Организация Объединенных Наций предупредила Нетаньяху, что его план по аннексии долины реки Иордан не будет иметь «международно-правовой силы».
«Позиция генерального секретаря всегда была ясной: односторонние действия не помогают в мирном процессе», - заявил официальный представитель ООН Стефан Дюжаррик.
«Любое решение Израиля навязать свои законы, юрисдикции и администрацию на оккупированном Западном берегу не имеет никакой международной юридической силы», - добавил представитель ООН.
«Такая перспектива будет разрушительной для потенциала возрождения переговоров, регионального мира и самой сути решения о двух государствах».
АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ