ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 2 сентября 2019 г.

ЗАЧЕМ НУЖНО «ИГО» И КОМУ МЕШАЕТ ИСТОРИЯ ТАТАР?

https://zamanabiz.blogspot.com/p/2019.html?fbclid=IwAR0BYMn-RcpEe2aeGkz7wcncdcsVTeJznY0UO4ug5ARkyHx0NgVqcZYXRo4
ЗАЧЕМ НУЖНО «ИГО» И КОМУ МЕШАЕТ ИСТОРИЯ ТАТАР? 


 Лето 2019 заканчивается новой компанией по переписыванию историю: попытками реабилитировать и возвеличить одиозных тиранов далёкого прошлого, возвысить спорные исторические события, а с другой стороны запретить, ограничить информацию по неудобным фактам ,истории России, особенно касающиеся угнетения народов империи и национально-освободительной борьбы. То в одном городе, то в другом пытаются установить памятники Ивану Грозному, которому не ставили памятники даже в имперской России до революции 1917 года, помня совершённых им и его людьми злодеяниях… В Госдуму внесён законопроект о внесении в перечень общероссийских праздников и памятных дат дня окончания «стояния на Урге» в 1480 году, как «дня освобождения российского государства от ордынского ига». Тут само историческое событие является чисто символическим, а на первый план выходит его внутреннее идейное содержание. Принятие законопроекта в перспективе способно обострить противоречия и скрытую неприязнь между народами РФ, и не совместимо с принципами многонационального федеративного государства. В Верховном суде Татарстана будет рассматриваться иск о признании экстремистской книги Вахита Имамова «Запретная история татар», вышедшей ещё более 25 лет назад, книги о национально-освободительной борьбе татар и других народов Поволжья 16-18 веков. И это лишь часть фактов, с одной стороны возвеличивания имперского прошлого, с другой - попыток ограничить народы России в выражении собственных взглядов на свою историю. Эта компания является естественным продолжением активного возрождения и продвижения имперской идеологии в России в последние годы. Один из главных её принципов – оценивать исторические факты и личности в основном с точки зрения неких мнимых интересов государства, его укрепления и централизации, а не с точки зрения нравственных норм, интересов народов и большинства людей. Государство - как высшая ценность; расширение государства (а не его внутренне развитие и улучшение жизни народа) – как главная заслуга исторических фигур. Официальная история признает только один единственный корень российского государства, с центром в Москве, не желает признавать существование в пршлом развитых государств у других народо России, кроме русского, не признаёт колониальную, захватническую суть Российской империи. Зачем акцентируют внимание на «иге? В официальной трактовке истории России, которая отражается в учебниках и большинстве исторических книг, – зависимость русских княжеств от Золотой Орды, называемая «монголо-татарское иго» («татарское иго», «ордынское иго»), – считается самой «тёмной» страницей истории страны, причиной задержки её развития и многовековой социально-экономической отсталости от Европы, деспотизма, рабской психологии народа... Многие факты говорят о другом – разгар «ига» -период наиболее быстрого развития русских земель (особенно ближайших к Москве), а к концу «ига» Московское государство стало одним из крупнейших и сильнейших в Европе. Крепостное рабство сформировалось лишь примерно через полтора века после «ига». Разгар «ига» - с конца 13 – до последней четверти 14 века – был одним из самых мирных периодов в русской истории. Созданный трудами многих историков и писателей альтернативный «евразийский» взгляд на историю отношению Руси с Золотой Ордой считает взаимовыгодным союзом. Интересный факт: Законопроект о памятной дате в честь окончания «монголо-татарского ига» внесён депутатом из Калужской области и активно поддерживается его губернатором. Изучил список исторических городов Калужской области (по версии 2002 г). Оказалось, что: 8 из 10 исторических городов, или 9 из 22 всех городов области основаны в период «монголо-татарского нашествия» и «ига»! В Московской области в период ига основаны 10 из 22 исторических городов. После распада Советского Союза, когда Россия на десятилетие стала реальной федерацией, а роль Татарстана в ней многократно возросла, оценки «монголо-татарского ига» были значительно смягчены, государство стало активно поддерживать «евразийский» подход к истории, из многих учебников понятие «иго» исчезло. Так зачем же сейчас понадобилось не только усиливать внимание к «игу», но и впервые в истории установить для этого отдельный праздник? В чём же значение ига для русской истории? Казалось бы, отказ от понятия «монголо-татарское иго» в интересах русских. Традиционные представление об «иге» - что предки русских в течении почти трёх веков находились под властью диких жестоких кочевников, сносили унижения, грабёж и насилие – унизительны в первую очередь для самих русских. Почему же тогда наоборот акцентировать внимание на «иге», вместо отказа от него. Здесь интересы русских как нации вступают в противоречие с интересами государства, а точнее государственной идеологии. Отказ от понятия ига подорвёт основы имперской идеологии… Что тогда, кто окажется виноватым во всех бедах которые приписывают «монголо-татарам», как объяснить что построение огромного русского государства, лишь ухудшило положение русских? Понятие «иго» прикрывает реальные причины многовековой социально-экономической отсталости России - бесконечные войны для завоевания и удержания новых территории, разрушительное действие централизации русских земель (особенно при Иване Грозном), крайнюю неэффективность государства из-за отсутствия самоуправления огромных территорий и др. Почему же под протекторатом ордынских ханов Русь развивалась, а став громадной Российской империей была вынуждена постоянно пытаться догнать Европу, ценой огромного напряжения, рабского труда людей и огромных жертв? Это достаточно легко объяснить. Выплачивая сравнительно небольшую по нынешним меркам дань ( федеральные налоги по-современному) русские княжества могли все оставшиеся средства тратить на развитие своих городов и деревень, а не на войны, содержание царя и вельмож, освоение завоеванных территорий… Одни из основных идей государственной идеологии, которые из имперской эпохи перешли советскую, а затем и в постсоветскую – стремление обосновать жизненную необходимости централизации и концентрации власти; сакрализация верховной власти и роли столицы. В результате мы имеем одну из самых централизованных и самых неэффективных государств мира... Кому мешает история татар? Самым вопиющим, возмутительным фактом неприкрытой компании за ограничение истории татарского народа, является попытка запрета книги Вахита Имамова «Запрятанная история татар», иск о признании которой экстремистской, будет рассматривать Верховный суд РТ в ближайшие дни. Хотя иск подан от имени частного лица, цепочка событий последних недель не оставляет сомнений, что это скоординированная акция… Это одна из первых в постсоветский период исторических книг, которую пытаются запретить, грубо нарушая право народов иметь собственный взгляд на исторические события. Книга рассказывает о национально-освободительной борьбе татар и других народов Поволжья и Урала . Татары , башкиры, марийцы и другие народы в разные периоды с середины 16 до почти конца 18 века вели жестокую войну против русских царей - за восстановление независимости от Москвы, против национального гнёта, захвата и колонизации земель, насильственного крещения, непосильных налогов, поборов, тяжелейшего принудительного труда в пользу государства. За это время произошли около десятка крупных и множество небольших восстаний и бунтов. В этой войне погибли сотни тысяч людей, войсками были сожжены тысячи деревень. Она закончилась лишь когда после Пугачёвского восстания, большую часть участников которого составляли коренные народы Поволжья и Урала, когда имперская власть окончательно поняла что замирить народы Поволжья можно дав им минимальные права жить на своей земле по своим традициям, сохранять свою веру. Эту истину похоже многие не понимают даже в 21 веке. Национально освободительная борьба ослабла и приостановилась после провозглашение свободы вероисповедания, ограниченной национально-религиозной автономии мусульман, перевод башкир, части других народов в военное сословие, прекращения насильственных захватов земель, отмены многих ограничений по национальному признаку. Попытки представить книгу, жесткую оценку исторических событий как возбуждение ненависти против русских являются ложью. Борьба за свободу против Российской империи, несмотря на крайнюю жестокость подавления многих восстаний, ненависть к колонизаторам, для народов Поволжья не стала в полной мере войной с русскими, т.к. большинство русских сами были в положении рабов в этой империи. И народы Поволжья много раз объединялись с казаками, русскими крестьянами и рабочими в борьбе за свободу и против произвола имперской власти. Все должны это знать со школьных лет. Даже Карамзин старался правдиво описывать жестокие факты российской истории. А самым известным и уважаемым татарами автором по истории Казанского ханства является русский историк и этнограф Михаил Худяков. Из-за симпатии к татарам и другим поволжским народам В 20-30-х годах он обвинялся в тюркском национализме, и в период репрессий был расстрелян. Несомненно, действия по запрету и переписыванию истории выражают позицию правящей в России политической группировки - неприятие альтернативных взглядов, любых форм национально-освободительного движения, оправдание любых завоеваний и политики тиранов… Их возможная реализация приведёт к дальнейшей деградации политической системы России, сужению её политической и идеологической базы, ужесточению режима. Эти казалось бы далёкие от повседневности акты покушаются на фундаментальные ценности без которых невозможно развитие государства - демократию, федерализм, соблюдение гражданских прав и прав народов. И это коснётся не только татар и других коренных народов , но и всех граждан страны. 

Наил Гыйлман. Август 2019 г.

ВТОЦ пригласил Минниханова на митинг, посвященный принятию декларации о суверенитете

ВТОЦ пригласил Минниханова на митинг, посвященный принятию декларации о суверенитете
На изображении может находиться: 3 человека, люди стоят, костюм и на улице
Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) запланировал проведение праздничного митинга, посвященного 29-летию принятия декларации о государственном суверенитете Татарстана. Со слов председателя президиума организации Фарит Закиев акция получила согласование местных властей.
Также он добавил, что ВТОЦ пригласил на митинг президента Татарстана Рустама Минниханова, спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, мэра Казани Ильсура Метшина. В обращении говорится, что «состоится разговор о нерешенных экономических, политических, национальных, экологических проблемах в Татарстане».
Напомним, что Декларация о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики была принята в августе 1990 года. Сейчас 30 августа отмечается День Республики. В регионе этот день объявлен праздничным нерабочим днем.
Однако в пресс-службе президента Татарстана Рустама Минниханова и спикера Госсовета республики Фарида Мухаметшина отказались комментировать приглашение Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) на митинг, посвященный 29-летию принятия декларации о государственном суверенитете РТ.
Историки отмечают, что данное понятие “суверенитет” оказалось приманкой и обманом для населения региона, которое по сути уже в течении более чем 4-х столетий находится в колонизированном положении.

"Дәүләт бәйсезлеге милли рух бәйсезлегеннән башлана"

https://www.azatliq.org/a/30138403.html?fbclid=IwAR2zbSsnFROhoNZpRUn04AS5fCCjP_8RI4JrQOJa65yWcyRkHuUfgslZ_dg

"Дәүләт бәйсезлеге милли рух бәйсезлегеннән башлана"

Видео https://rferl-vh.akamaihd.net/i/Pangeavideo/2019/08/0/01/011a5a9c-19fa-4e71-a855-c6f1a9b74710,_mobile,,_hq,_fullhd,.mp4.csmil/master.m3u8

Татарстан суверенитеты турында декларация кабул ителгән 30 август Казанда митинг-концерт белән дә билгеләп үтелде. Чарада "Халык өчен бу – бәйсезлек көне", "Бу көн – Татарстан дәүләт бәйсезлегенең ике алтын нигезенең берсе", "Инкыйразга дучар булмауның бердәнбер юлы – дәүләтчелекне торгызу", кебек фикерләр яңгырады.
30 август Казанның Тинчурин паркында узган митингта, "1990 елгы декларацияне тормышка ашырырга", "30 август – Татарстан дәүләтенең туган көне", "Максатыбыз  Татарстан дәүләтен торгызу" дигән һәм башка шигарләр күтәрелде.
Йөздән артык кеше катнашкан һәм бу юлы тимер читәннәр куелмаган митинг моннан 29 ел элек кабул ителгән Татарстан суверенитеты декларациясен уку белән ачылып китте.
Татарстан һәм Идел-Урал байраклары җилфердәгән митингта беренче сүз язучы, Татарстан парламентының элекке депутаты Фәүзия Бәйрәмовага бирелде.
Фәүзия Бәйрәмова
Бәйрәмова сүзләренчә, милли хәрәкәтнең тарихта Казан урамнарына чыгып басып торырга тиешле ике көне бар. Аның беренчесе 15 октябрьдәге Хәтер көне булса, икенчесе  30 август  бәйсезлек көне.
"29 ел элек хәл мондый түгел иде. Меңләгән татар Татарстан Югары шурасы бинасын чолгап алган иде. Ул вакытта милли сәясәт, Татарстан язмышы татар милли хәрәкәте кулында иде. Мин моны ул вакытның шаһиты буларак әйтәм. Бу эшләрне татар милли хәрәкәте оештырмаган булса, без декларация дә кабул итә алмас идек, референдум да, Конституция дә булмас иде. Шуңа күрә бу бәйрәм  Татарстан республикасы өчен иң зур бәйрәм. Чөнки бу  дәүләтчелек бәйрәме", дип белдерде ул.
Бәйрәмова чыгышын дәвам итеп, милләт һәм дәүләт бәйсезлеге шушы дәүләткә нигез салган милләтнең рухи бәйсезлеге белән үлчәнергә тиеш дип белдерде.
"Кызганыч, 25 ел элек Шәймиев, без беркайчан да "бәйсезлек" сүзен әйтмәдек диде. Һәм моны горурланып әйтте. Әйе аларга бәйсезлек кирәк түгел иде. Бәйсезлек халыкка, милләткә кирәк иде. Милләт бит моны елый-елый сөенеп кабул итте. Чөнки татар халкы шушы көнгә ирешү өчен меңнәрчә корбан биргән иде. Халык бу көнне бәйсезлек көне дип кабул итте”, диде язучы.
Фәүзия Бәйрәмова сүзләренчә, Татарстан дәүләт бәйсезлегенең дөнья җәмәгатьчелеге алдында ике алтын нигез ташы бар. Боларның берсе  30 августта кабул ителгән мөстәкыйльлек декларациясе, икенчесе – 1992 елның 21 мартында уздырылган референдум нәтиҗәләре.
"Боларны беркем юкка чыгара алмый. Аны бөтен дөнья таныячак. Безнең мөрәҗәгать итүебез генә кирәк. Шуңа күңелне төшермәскә, өч кеше генә калсак та, мәйданга чыгарга кирәк. Без дәүләтләр тоткан милләт. Мескен булмыйк, кеше кулына калмыйк, башкалардан бәйсез булыйк", диде ул.
Бәйрәмова фикеренчә, дәүләт бәйсезлеге милли бәйсезлектән башлана һәм милләт иң башта рухы белән бәйсез булырга тиеш.
“Ягъни, башка милләтнең теленнән, диненнән, тарихыннан, гореф-гадәтләреннән, мәдәниятеннән бәйсез булып, үз телен, динен, тарихын, гореф-гадәтләрен, тормышын торгызган милләт булырга тиеш. Без шундый милләт. Татар халкының әле потенциаль мөмкинлекләре ачылмады. Ул вулкан кебек көтеп тора", дип чыгышын тәмамлады Фәүзия Бәйрәмова.
Фәрит Зәкиев (уңда)
Татарстан дәүләте упкын алдында тора дип сүз башлаган Татар иҗтимагый үзәге рәисе Фәрит Зәкиев республика, Конституция, парламент, тугра, байрак һәм гимнның булуы өметне сүндерми, диде.
"Әлбәттә бу әйберләр хәзер буш куык. Әмма бу өлгеләрне эчтәлек белән тутыру бездән тора. Иң беренче максатыбыз  чын парламент булдыру. Бүгенге парламент чын парламент түгел, буш куык, декорация. 8 сентябрьдәге сайлауда чын татар парламентын төзү – безнең бурычыбыз. Һәр татарның милли горурлыгы булырга тиеш. Ике миллион татарның милли горурлыгы булса, дәүләт төзү үзеннән-үзе килеп чыгар иде. Безнең инкыйразга дучар булмавыбызның бердәнбер юлы  дәүләтчелекне торгызу", диде Зәкиев.
Илдус Садыйков
Митингта сүз алган татар активисты Илдус Садыйков Татарстанның мөстәкыйльлек декларациясе кануни рәвештә кабул ителде һәм референдум белән ныгытып куелды дип сөйләде.
"Референдумда катнашучыларның 61,4 проценты декларацияне хуплады һәм референдум халыкара комиссия күзәтүендә үтте. Бу – зур тарихи вакыйга булды. Декларацияне беркем дә инкар итә алмый. Ул  халык ихтияры. Бу юридик документ һәрвакыт гамәлдә кала", диде ул.
Раиф Галиев
Татарстанның 1990нчы еллардагы депутаты Раиф Галиев тарихи фактларга тукталып, халык ул вакытта күтәрелмәгән булса, без суверенитетны ала алмаган булыр идек дип сөйләде.
"Ирек мәйданына 50 меңләп кеше чыкты. Бу халыкны күргәч, безгә, милләтчеләргә каршы булган Иван Грачев, Алексей Штанин кебек депутатлар да декларацияне хуплап тавыш бирде. Бары бер кеше генә битараф калды. Җыелган апа-абыйлар без парламентка кергәндә аркабыздан кагып рәхмәтләр әйтеп кертеп җибәрәләр иде. Бу декларация киләсе буыннарга да нигез булып калачак. Без мескен булмыйк, мескеннәр белән исәпләшмиләр. Горур булыйк!", дип 29 ел элекке вакыйгларны искә төшереп үтте ул.
Гөлфәния Җәләлова
Активист Гөлфәния Җәләлова фикеренчә, бүген Татарстан мөстәкыйльлеге бәйрәменең бернәрсәсен дә калдырмадылар.
"30 августта суверенитетны кабул итү империянең азмы-күпме йомшаграк чагына туры килде. Чөнки Русия ул чакта репрессив дәүләт түгел иде. Ә бүген репрессия артканнан арта бара. Безгә үз бәйсезлегебезне яклар өчен Русия империясенең таркалуын көтергә кала. Бу көннәрдә яңадан 1930нчы еллардагы кебек репрессия чоры башланды. Егетләребезне төрле сәбәпләр белән алып утырталар. Икенче яктан, күренекле язучыбыз, тарихчы Вахит Имамовны 1992 елда язган китабы өчен 2 сентябрьдә экстремист дип мәхкәмәдә хөкем итәчәкләр. Әйдәгез, аңа теләктәшлек белдереп шул көнне мәхкәмәгә килик”, дип сүзләрен тәмамлады Җәләлова.
Галишан Нуриәхмәт
ТИҮ активисты Галишан Нуриәхмәт үз чыгышын бүген Татарстанда хакимият бәйсезлек көненә багышланган митингны Тинчурин паркында уздырырга рөхсәт биреп, тарар халкын беткә тиңләвен күрсәтте, чөнки монда бер үк вакытта "бет базары" дип аталган иске китаплар сатыла торган базар булуын әйтүдән башлады.
"Ул вакытта халкыбыз бердәм булып декларацияне кабул итәргә җыелып чыкты. Ләкин җитәкчеләребез кирәкмәгән кешеләр иде һәм шулай булып калдылар да. Татарның һәрвакыт Шаһгалиләре булган. Һәм шундый Шаһгалиләр Татарстан байлыгын кесәләренә салып куеп, безнең бәйсезлекне саттылар. Берсенә каһарман исеме бирделәр, калганнарына Русиянең иң зур тәреләрен тактылар. Чөнки татар милләтен сатып, "кирегә юл юк" диде Путинга безнең җитәкчебез Шәймиев. Ләкин өметсез шайтан гына. Бәлкем җитәкчеләребез акылларына килеп үз халкы турында уйлый башлар әле", диде Галишан Нуриәхмәт.
Татар иҗтимагый үзәге оештырган митинг чыгышлар белән беррәттән шигырь һәм җыр белән үрелеп барды.
Митингка Татарстан дәүләт җитәкчеләре чакырылган булса да, килүче булмады.
Ике сәгать барган чара, митингка килүчеләрнең бергәләп "Туган тел" җырын башкаруы белән тәмамланды.