ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 6 февраля 2019 г.

Организация Amnesty International назвала Синьцзян тюрьмой под открытым небом

https://www.idelreal.org/a/29752667.html?fbclid=IwAR0yk93btF03B2dp1gCct26T2IDHXn2lJxV_v7dhkYiP2_M2cCK2A3_uEzk

Организация Amnesty International назвала Синьцзян тюрьмой под открытым небом

Архивное фото


Правозащитники призвали страны Европы и исламского мира поднять уйгурский вопрос в рамках ООН.
Европейские страны и государства с преимущественно мусульманским населением должны взять на себя инициативу в организации расследования ООН по уйгурскому вопросу в Китае, цитирует правозащитников издание INDEPENDENT.
Ведущие правозащитные организации, включая Amnesty International и Human Rights Watch, призвали направить в Синьцзян международную миссию по установлению фактов нарушения прав человека в лагерях по перевоспитанию мусульман.
Они хотят, чтобы Совет ООН по правам человека принял резолюцию по этому вопросу. Такая возможность у него появится 25 февраля, когда структура ООН откроет свою основную ежегодную сессию.
Напомним, Китай сначала отрицал существование лагерей, а затем назвал их добровольными "центрами профессиональной подготовки". Официальный Пекин утверждает, что шаги китайских властей в Синьцзяне направлены на борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом.
Бывшие заключенные сообщают, что мусульманам отказывают в контактах с членами семьи, принуждают к осуждению ислама и лояльности Коммунистической партии, а в некоторых случаях подвергают пыткам.
"Злоупотребления в Синьцзяне сегодня настолько серьезны, что требуют международных действий, — заявил Кеннет Рот, исполнительный директор Human Rights Watch. — Людей удерживают в лагерях с целью — стереть этническую и религиозную идентичность тюрко-мусульманских народов и обеспечить их лояльность только китайским властям, Коммунистической партии и лидеру Си Цзиньпину, который, вероятно, намерен возглавлять страну до конца своих дней".
Рот отметил, что ситуация требует кооперации между Европейским Союзом и Организацией исламского сотрудничества, которые уже совместно организовывали расследование ООН преступлений против рохинджа в Мьянме в сентябре прошлого года.
— На наш взгляд, Синьцзян требует аналогичной реакции, — добавил он.
Куми Найду, генеральный секретарь Amnesty International, заявил, что государств-членов ООН не должно останавливать экономическое и политическое влияние Китая.
— Синьцзян стал тюрьмой под открытым небом, — заявил он.
Майкл Инайхен из Международной службы по правам человека (ISCR) также поддержал призыв.
— Это, действительно, испытание авторитета Совета по правам человека ООН. Мы считаем, что настало время тщательного анализа и членского состава структуры ООН, — подытожил Инайхен.
"Idel.Реалии" ранее писали о том, что в Китае созданы лагеря по перевоспитанию мусульман. Через эти учреждения, которые активисты называют тюрьмами, прошли уже свыше миллиона человек.
По мнению двух американских конгрессменов Марко Рубио и Криса Смита, от 500 тысяч до 1 млн человек либо прошли, либо проходят "перевоспитание" в подобных лагерях. "Обучение" в лагерях законодатели назвали самым массовым на сегодняшний день случаем лишения свободы представителей национальных меньшинств.
В КНР проживает около 8000 татар. В основном, это потомки татарских предпринимателей, обосновавшихся в районе Урумчи в конце XIX - начале ХХ века. Большинство из них хорошо владеют родным татарским языком. В 2000-х годах при помощи Всемирного конгресса татар несколько десятков татарских студентов были приняты в казанские вузы. По окончании учебы многие пытались остаться в Татарстане, однако получить российское гражданство смогли далеко не все. В результате они были вынуждены вернуться в Китай.
Рамазан Алпаут
alpautovr@rferl.org

Госархив РТ получил от Ирана копии документов X—XIV веков об истории татарского народа

https://realnoevremya.ru/news/127945-gosarhiv-rt-poluchil-ot-irana-kopii-dokumentov-xxiv-vekov-ob-istorii-tatarskogo-naroda?fbclid=IwAR3DffReONdfydwhyXP4t-wJo3J9sJAcl2GGcTyq0XwQ7Wf08Xdh9oce0Rw
Госархив РТ получил от Ирана копии документов X—XIV веков об истории татарского народа

Госархив РТ получил от Ирана копии документов X—XIV веков об истории татарского народа
Делегация архивистов и историков Татарстана после поездки в Иран в прошлом году привезла оттуда оцифрованные копии трех ценных старинных рукописей. Об этом сообщила сегодня председатель Госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова на заседании итоговой коллегии ведомства.
В Госархив были доставлены копии знаменитых путевых записок Ахмеда ибн Фадлана — секретаря, посетившего Волжскую Булгарию в 921—922 годах посольства багдадского халифа, рукописи писателя XII века Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини и тафсир (толкование Корана) на тюркском языке, передает ИА «Татар-информ».
Также Габдрахманова рассказала, что Государственный архив Татарстана намерен собрать документы, касающиеся истории татарского народа, со всего мира. Для этого в 2019 году ведомство планирует провести стажировки в архивах Великобритании, Франции, США, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, Турции и Китая.
Напомним, что в прошлом году в «День дарения» Госархив Татарстана получил более 800 документов из личного фонда первого секретаря Татарского обкома КПСС в 1960—1979 годах Фикрята Табеева.
Источник : https://realnoevremya.ru/news/127945-gosarhiv-rt-poluchil-ot-irana-kopii-dokumentov-xxiv-vekov-ob-istorii-tatarskogo-naroda?fbclid=IwAR3DffReONdfydwhyXP4t-wJo3J9sJAcl2GGcTyq0XwQ7Wf08Xdh9oce0Rw

Язык подвел. Дильмухаметову указали на заблуждение

https://www.idelreal.org/a/29750282.html?fbclid=IwAR3APsiuaJJcaDcWUcBkrFsS2iGzIO1kofbZ-UXDq7bJJgPMP4qWxzmzauk

Язык подвел. Дильмухаметову указали на заблуждение




После интервью "Idel.Реалии" башкирский активист Айрат Дильмухаметов опубликовал видео, в котором заявил, что наша редакция подняла всеми уже забытую проблему статуса татарского языка в Башкортостане. По словам Дильмухаметова, после написанной им в 2003 году статьи о языковом вопросе, где он якобы разрешил это извечное и довольно принципиальное противоречие в Башкортостане, "ни один вменяемый татарин к этому вопросу не возвращался". "Idel.Реалии" изучили, так ли это. Ветеран общественного движения татар Башкортостана Карим Яушев в корне не согласен с Айратом Дильмухаметовым. Он считает, что вопрос статуса татарского языка в РБ не переставал и в обозримом будущем не перестанет быть актуальным.
— Для татарской части населения республики госстатус татарского языка — это не предмет гордости или какого-то тщеславия, а механизм достижения некоего равноправия. Пока именно в этом вопросы татары ущемлены в свиох правах, — говорит общественник.
С другой стороны, Яушев хорошо понимает, почему Дильмухаметов сказал то, что он сказал — любой общественный деятель из башкир, который хочет найти понимание среди своих, не может высказываться в другом ключе, иначе его просто отторгнут.
Своим высказыванием Дильмухаметов поставил себя вне избирательного процесса
— Если кто-то из башкирских деятелей начнет говорить, что, придя во власть, он сделает татарский государственным, то он перестанет быть лидером среди башкир, — уверяет общественник.
Как отмечает Яушев, Дильмухаметов играет ту роль, рамки которой определены башкирским движением давно.
— В наших условиях эта роль носит в основном антитатарский характер. Это одно из проявлений крайнего башкирского национализма и в определенной степени башкирского патриотизма, — утверждает Яушев.
На вопрос корреспондента "Idel.Реалии" о том, не ограничит ли шансы Дильмухаметова в борьбе за высший пост в республике опора исключительно на башкирский электорат, Яушев иронично отвечает:
"Тут я даже не буду смеяться. В нашей стране, если кто-то говорит, что придет во власть не по воле московского Кремля, это может вызывать только улыбку". Между тем Дильмухаметову приходится рассчитывать на поддержку далеко не всей башкирской общины республики. Хотя и причины этого имеют разную почву. Ведь он выступает за необязательность изучения башкирского небашкирами, при том, что этот язык будет иметь статус государственного.
Так, сами башкирские активисты с того самого 2003 года оппонируют Дильмухаметову в этом вопросе. Один из них, Ишбулды Абзелилов еще в 2012 году публиковал открытое письмо в адрес Айрата Дильмухаметова. Абзелилов не понимает, как государственный язык может быть необязательным для кого-то. И Абзелилов совсем не одинок, это позиция как раз того самого ядра башкирского национального движения.
С прошлого года башкирская общественность активно противостоит принятым Москвой поправкам в закон об образовании, по которому госязыки республик перестали быть обязательными для изучения всеми жителями республик. Со смелым заявлением Дильмухаметова "о решенности им вопроса с татарским языком" не согласен и Ильнар Гарифуллин, историк и эксперт по истории татар Башкортостана. Он считает, что вопрос никогда не выходил из информационной повестки дня, и приводит неполный список мероприятий, доказывающий свое утверждение.
Необходимо говорить не о наделении, а о возвращении татарскому языку статуса государственного, которым он де-факто обладал до декабря 1978 года
— Этот вопрос постоянно поднимался. И на учредительном съезде Региональной национально-культурной автономии татар РБ в Москве в 2004 году и на втором съезде РНКАТ в 2009 и на III конференции РНКАТ в 2012 году. Везде в резолюциях этот пункт имеется. Кроме этого неоднократно анонсировались и референдумы по этому поводу, — вспоминает Гарифуллин.
Более того необходимость придания татарскому языку статуса государственного, по его словам, требовали даже татароязычные башкиры.
— К примеру, Курултай западных (татароязычных) башкир РБ на своем съезде осенью 2005 года отразил это в своих программных документах. В то же время необходимо говорить не о наделении, а о возвращении татарскому языку статуса государственного, которым он де-факто обладал до декабря 1978 года. Весь татарский вопрос в Башкортостане целиком и полностью связан со статусом татарского языка. Без возвращения татарскому языку статуса официального (государственного) говорить о соблюдении прав около 1/3 населения республики не приходится. Все прочие проблемы — в сфере образования, культуры, отсутствие татарской редакции на республиканском ТВ и т.д. напрямую связаны с вопросом о статусе татарского языка. И также наличие или отсутствие такого статуса напрямую отражает политическое положение самого татарского народа, его субъектность, — настаивает эксперт.
— Ну, а что касается будущего, возвращение татарскому языку государственного статуса полностью ложится в общепринятую мировую практику по решению подобных вопросов. Ничего уникального здесь нет, — резюмирует историк, намекая на то, что любые попытки не видеть эту проблему, делать вид, что ее не существует, неконструктивны по определению. Председатель Курултая западных (татароязычных) башкир, доктор экономических наук, профессор Ринат Гатауллин, который знает Дильмухаметова с ранних лет, также отмечает, что вопрос статуса татарского языка в РБ не терял актуальности никогда и обвиняет политика в игнорировании интересов значительной части населения.
Татары и татароязычные башкиры сегодня — около 50% населения республики
— Айрат Дильмухаметов, конечно, не состоялся как руководитель. У него нет следа ни в экономике, ни в социальной сфере. Его претензии на высший пост в Башкортостане не могут рассматриваться как серьезные, и он все это понимает. Он живет в выдуманном мире. Его высказывания не имеют политического содержания. Ни один нормальный политик не стал бы произносить такие слова, что при демократических выборах он может игнорировать самую важную проблему почти половины населения республики. Татары и татароязычные башкиры сегодня — около 50% населения республики. Своим высказыванием Дильмухаметов поставил себя вне избирательного процесса, — заявил Гатуллин.
И по его словам, ни татары, ни татароязычные башкиры никогда не снимали с повестки дня вопрос необходимости придания татарскому государственного статуса в РБ, о чем так уверенно заявлял Айрат Дильмухаметов в своем последнем видеообращении к своим сторонникам. ​
Рамазан Алпаут
alpautovr@rferl.org

Последнее сражение, или Кто завоевал Сибирь? Исторический очерк.

Последнее сражение FAUZIYA BAYRAMOVA·ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 МАЯ 2017 Г.

 Последнее сражение, или Кто завоевал Сибирь? 

 Исторический очерк.




 В данной статье речь пойдет о последнем большом сражении за Сибирь Кучем хана с русским войском, также остановимся и на вопросе о том, кто завоевал Сибирь. Это кровавое событие произошло 20 августа 1598 года в Барабинской степи, где река Ирмень впадает в Обь. Во всех официальных документах, энциклопедиях эта дата указывается как “время присоединения” Сибири к России. То есть для России большой победой и покорением Сибири считается не время вторжения разбойника Ермака в Сибирь в 1582 году, а уничтожение русской регулярной армией войска Кучем хана через 15 лет после этого события. Безусловно, оставшиеся здесь сыновья и внуки Кучем хана и после этого еще долго воевали за Сибирь, но с исчезновением великого правителя с арены борьбы, татарское государство под названием Сибирское ханство прекратило свое существование. Но почему же последнее сражение произошло в столь отдаленных Барабинских степях, когда Сибирь уже была почти целиком завоевана русскими? Ведь Приирменье расположено за многие тысячи километров от превратившейся в центральные военные базы русских Тобольска иТары! Или же к этому времени русские еще не успели добраться до Барабинских степей? И Кучем хан до сих пор удерживал восточную сторону своего государства, раскинутых до Алтайских гор? И участвовал ли сам Кучем хан в этом последнем сражении, и как сложилась его дальнейшая судьба? История ставит перед нами множество вопросов, и разные ученые отвечают на них по-разному. И у меня, как у человека, посвятившего долгие годы изучению данной темы, на эти вопросы имеются свои ответы. Многое стало ясно особенно после посещения места впадения Ирмени в Обь в Ордынском районе Новосибирской области, где произошло последнее сражение Кучем хана с русской регулярной армией. Правда, пишут, что часть места сражения осталась под Обским водохранилищем, но если сегодня русские казаки на лесной поляне в устье Ирмени установили закладной камень в честь победы над Кучем ханом, значит, они признают эту землю местом последнего сражения. Закладной камень установлен 20 августа 1998 года новосибирскими русскими казаками по случаю 400-летия присоединения Сибири к России, на котором выгравированы следующие слова: “Остановись, русский человек! Склони голову и почти светлую память великих предков своих – славных воинов – русичей. 20 августа 1598 года отважные казаки под предводительством Андрея Матвеевича Воейкова, совершив дерзкий бросок с Иртыша на Обь, в устье р. Ирмень, окончательно разгромили войска Хана Кучума. Именно здесь, на полях Ирменского сражения, было довершено великое дело казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Вечная слава русским казакам – первопроходцам Сибири! Сей закладной камень установлен благодарными потомками в ознаменование 400-летнего юбилея великой победы русского воинства. 20 августа 1998 года». И вот я стою на земле, где произошло это бойня -резня… С одной стороны течет полноводная река Ирмень, вокруг шумит смешанный лес… После проливных дождей земля превратилась в болото, даже под солнцем нет покоя от мошкары… И 418 лет назад было так и сегодня так же… Темные леса, лесо-степи, многоводные реки, на холмах у берегов красовались татарские города и села... Земли Сибирского ханства были необъятными и простирались между двумя великими океанами... Земли былы огромные, а народу – мало, кроме сибирских татар, здесь, особенно в северных владениях, проживали финно-угорские племена, на юге - тюркские народы. Так было тысячелетиями... И никто не думал, что эти огромные земли могут быть когда-то завоеваны чужими племенами. До той эпохи смута, споры за раздел территории, государства, трона происходили между самими тюрками, они временами воевали между собой, иногда вели захватнические войны. Но, как бы там ни было, эти столкновения происходили между родственно-язычными и единоверцами, татары-уйгуры-ногайцы-киргиз-кайсаки, узбеки и казахи сменяли друг друга на степном троне... За этими бесконечными междоусобицами с востока наблюдали чин-китайцы, с запада – русские, и каждый ждал своего часа... В Сибири русские встречались и до Ермака, но они прибывали туда не с войной, а торговлей. Никто не осмеливался приходить на Родину Чингисхана с войной. Однако в середине XVI века, после падения Казани и Астрахани, когда русские с захватническими войнами приблизились к Уралу, недолеко оставалось и до Сибирских ворот. Правда, напуганный событиями в Казани, Сибирский бек Ядегер, еще в 1555 году выразил повиновение Ивану Грозному, начал платить ему ясак, он пошел на этот шаг и от нежелания уступить трон Шейбанидам. Но сибирские татары восстали против этого позорного соглашения, в итоге на Сибирский трон сел потомок рода Чингисхана – Кучем хан. Таким образом, Сибирские ворота, оглашенные как в русских руках, перед ними снова были закрыты, стало очевидным, что эту страну и ее неуступчивых татар можно покорить только войной. Первый раз в Сибирь против татар войной приходят разбойник Ермак и его около тысячи казаков-головорезов с огнестрельным оружием, это произошло осенью 1582 года. Существуют и версии, что за Ермаком стоял сам Иван Грозный, или идти на Сибирь против татар его подстрекали уральские помещики Строгоновы. Возможно и в этих словах есть правда, однако Ермак находился в конфликте и с Иваном Грозным, и со Строгоновыми, ему было некуда приткнуться, он направился в Сибирь с расчетом на смерть или на победу. Но Ермак не смог завоевать Сибирь, он лишь побывал в ее столице Искере, и то оставленной Кучем ханом временно, чтобы избежать гибели своего народа. В Сибири Ермак пребывал всего лишь около трех лет, чтобы выжить, он грабил окрестные села и города, убивал, насильно крестил народ. Между тем он через своих казаков в Москву, Ивану Грозному отправил лживую весть: “Сибирь завоевал, Сибирь твоя !”. Это произошло весной 1583 года. Поверив этой вести, Иван IV отправил свое войско на помощь Ермаку, к ним присоединилось и православное церковное духовенство. Войсковая группа около 500 человек под руководством князя Семеона Болхонского и воеводы Глухова прибыла в Сибирь, к ним присоединились и сотни казаков Строгоновых. Это было первое регулярное войско, посланное Москвой против Сибирского ханства, однако большинство воинов и духовенство, оказавшись в окружении в городах Искер и Карача, в ту же зиму погибло от голода, об этом есть свидетельство и в русских летописях. А Ермак нашел свою смерть в августе 1585 года в устье реки Вагай, во время поиска путей для бегства из Сибири водным путем он был обнаружен воинами Кучем хана, преследовавшими его, и был уничтожен. Оставшиеся в Искере русские военные, получив тревожную весть, погрузились в лодки и убежали из Сибири водным путем. 15 августа 1585 года Кучем хан вновь воссел в Искере, в дальнешем сам стал править Сибирским ханством. По причине того,что весть о смерти Ермака еще не дошла до Москвы, из столицы в Сибирь ему на помощь были направлены тысячи русских военных и казаков под руководством воеводы Ивана Мансурова. Однако татары не пустили их в Сибирь, русские были вынуждены перезимовать в северных улусах. Услышавший об этом Кучем хан, направив туда своих воинов, прогнал русские войска из Сибири, это событие произошло весной 1586 года. Если разбойник Ермак, напавший на Сибирь нашел тут свою смерть, малочисленное царское войско и казаки отсюда убежали, а Кучем хан снова воссел в своей столице, тогда каким же образом Сибирь перешла в руки русских? Вот это - самый тяжелый и душераздирающий вопрос. И ему надо дать ответ. Конечно, Сибирь завоевал не Ермак, завоевало регуляное войско Московии (России), однако Ермак остается наводчиком, показавшим путь в Сибирь. Поверив его бахвальству, Иван Грозный объявил Cибирь своим владением, стал отправлять туда войско за войском. В это время тюркским племенам надо было, объединившись, посоветовавшись, оказать против русских сильное сопротивление, а они, пользуясь случаем, вновь начали мстить друг другу. Казахский хан Таваккал направил сюда большое войско с целью посадить на трон тайбугида Сайтака, отбив Искер у сибирских татар, это произошло в 1586 году. Кучем хан в это время находился в краях Тара, Бараба, оставшийся в Искере его старший сын Али султан, послушавшись отца, не стал поднимать оружие против тюрко-мусульманских сородичей, сдал им столицу без боя. Но Сайтак там не смог долго сидеть - в 1588 году он вместе с везирами и воинами попал русским в плен, Искер снова оказался в руках у русских. Каким же образом русские вновь появились здесь, ведь Кучем хан их прогнал отсюда? Дело в том, что, когда до Москвы дошли вести о смерти Ермака и побеге русских военных из Сибири, здесь начали строить новые планы завоевания Сибири и претворять его в жизнь. В начале 1586 года в Москве, сколотив войско из трех сот человек, снова направили в Сибирь под руководством Данилы Чулкова, воеводами были назначены Василий Сукин и Иван Мясной. В то время, когда в Сибири тайбугид Сайтак воевал против Кучем хана, в Сибирь прибыло новое войско русских, которое на побережье реки Тура, на месте древней татарской столицы Чимги-Тура, воздвигло свою крепость. Вероятно, русские решили не тратить силы на сражения с татарами, думали, окружив их своими крепостями-городами, сосредоточить здесь всю военную мощь. Так и сделали. Таким образом, в течение одного года в Сибири возникли три вида силы, три вида власти – Кучем хан, которому принадлежала большая часть Сибири, тайбугид Сайтак, правивший Искером и прилегающими к нему городищами и селами, также русское войско, пустившее корни в Чимги-Туре. Каждый из них собирал ясак в своих владениях, заставлял местное население присягнуть себе в верности. Поскольку русские военные, ушедшие в Сибирь, обратно не вернулись, а обосновались у берегов Туры, Москва направило еще войско им в помощь. Данила Чулков, правивший в Чимги-Туре, в 1587 году захватил Тобольск и разместил там свое войско. Потом в Искер, находящийся на расстоянии вытянутой руки, он добрался быстро, как уже писалось выше, в начале 1588 года выбил оттуда Сайтака, взяв в плен всех их, отправил в Москву. Таким образом, центр Сибирского ханства Искер,Тубыл (Тобольск) и нынешние Тюменские земли перешли к русским. Правда, Кучем хан несколько раз предпринимал нападения с целю взять эти города, однако, татарские луки и стрелы уже не могли одолеть русское войско, воруженное до зубов огнестрельным оружием, пищалями и пушками, в случае возникновения опасности запирающееся в крепостях и острогах, построенных ими. Как перед взятием Казани в кратчайищие сроки на реке Свияге соорудили русскую крепость, в Сибири повторилось то же самое. На протяжении нескольких лет русские военные построили десятки укреплений - крепостей у берегов рек Иртыш и Обь, защищая их пищалями и пушками. В 1590 году – на берегу реки Лозьва городище Лозьва, в 1592-1593 на реке Тауды – город Пелым, в 1593 году – на месте вогульского городища Сургут на северном улусе - одноименная русская крепость, в том же году у реки Сосьва – городок-острог Березов, в 1594 году знаменитый городок Тара - возле реки Иртыш, в том же году – в нижнем течении Оби крепость Обдорск, в 1596 году – у берегов той же Оби крепость Кет, в 1596-1597 годы у берегов реки Кет - город Нарым... Нападения на татар русские военные осуществляли именно с этих крепостей-острогов – завоевывали татарские города и села, подчиняя себе, в погоне за ханским войском через темные леса, бездонные болота они добрались до Барабинских степей. В полном завоевании Сибири роль вышеназванных военных крепостей была очень большой, среди них особое место занимают Тобольский военный гарнизон и Тарский острог. Оба городища, бывшие в прошлом татарскими, после завоевания русскими там были построены военные форпосты для дальнешего завоевания всей Сибири. “1593-1594 гг. “...итти города ставить вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить, и соль устроить” (Наказ царя и Великого князя Федора Иоановича князю Андрею Елецкому со товарищами, отправленными в Сибирь для построения города на реке Таре) . (Анатолий Юрьев. Тара: годы, события, люди. – Омск, 2005, стр.8.) Именованный русскими Тарой этот город до русских являлся одним из станов Кучем хана и назывался Ялым-Тура. Как свидетельствуют исторические источники, московский царь издал указ об основании нового русского городища у реки Тары, а его построили у Иртыша, т.е. заняли уже существующий город, оставшийся от татар, построив там крепость-укрепление. В завоевании восточной части Сибири, Барабинских степей главную роль играл именно Тарский военный гарнизон. “Да, Тарская крепость в течении XVII в. с честью выдержала экзамен на зрелость, - пишут об этом местные краеведы. – Разгром Кучума Тарским отрядом сыграл большую политическую роль в Российском государстве. Далеко не каждый город Российской державы смог получить такую оценку, какую дал Таре знаменитый российский историк Николай Михайлович Карамзин в своей “Истории Государства Российского”: “Град Тарский служил неодолимой твердыней от всяких бывших кучумовских гнусников”. (Анатолий Юрьев, указанный труд, 4 стр.). Да, и после завоевания города русскими, бои за него продолжались долго, даже в 1626 году сыновья и внуки Кучем хана вели жестокие бои за возврат Тарска. (РГАДА. Ф. 214. Кн. II. Л. 324-330; Тарская мозаика. – Омск, 1994, стр.11.). Да, город Тара занимает особое место как в судьбе Кучем хана, в истории татарского народа, даже в судьбе России. Да, в поздравлении Президента России Бориса Ельцина, посвященном 400-летнему юбилею Тары (Омская область), содержатся следующие строки: «Дорогие тарчане! От всей души поздравляю вас с замечательным юбилеем вашего старинного города Тары. Сама история предначертала ему роль одного из старейших поселений огромного региона. Долгие годы Тара была форпостом русских владений в Сибири. Велико его значение в освоении восточных территорий Российской державы». (Анатолий Юрьев, указанный труд, 5 стр.) И последнее большое сражение за Сибирь осуществили русские военные, сосредоточенные именно в Таре, они, пройдя тысячи километров, преследуя Кучем хана, разгромили его войско в Барабинских степях. Впрочем, и до этого воинам Кучем хана приходилось, встречаясь, сражаться с русскими войсками. Следует отметить и то, что в ту эпоху границы российского государства в Сибири проходили по реке Омь, а Барабинские степи являлись владениями Кучем хана. Конечно, Кучем хан в это время тоже не отсиживался только в Барабинских степях, он несколько раз предпринимал попытки завладеть Тобольской крепостью, в 1590 году шли кровопролитные бои за Тобольск. С целью возвращения татарских улусов и возрождения государства, Кучем хан также вел войну между Тобольском и Тарой, в Прииртышье, однако одолеть огнестрельное оружие русских ему так и не удалось. Правда, Кучем хану из Москвы несколько раз поступили письма-обращения предложением сдаться, дабы “дни старчества провести в заслуженном плену”, но Кучем хан им отвечал: “Я не отдал своей страны по своей воле, и свободу по воле своей не отдам”. Таким образом, война до конца была неизбежна, в Москве хорошо понимали, что лишь устранив Кучем хана, можно будет покорить Сибирь полностью. Для уточнения места нахождения Кучем хана и его войска из Тары в Барабинские степи отправили сыщиков. В декабре 1594 года они, поймав рыбаков татар на озере и, подвергнув их жестоким пыткам, заставили назвать место нахождения Кучем хана. “1594 год. Декабрь. Тарский воевода князь Андрей Елецкий отправляет вверх по Иртышу отряд в 90 чел. из тобольских, тюменских и пелымских казаков и тобольских татар во главе с Григорием Ясырем, итог похода – 28 чел. пленных аялинских татар и благополучное возвращение в град Тарский”, пишут местные краеведы. (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.) Уже в начале 1595 года конный отряд из 276 воинов во главе с русским воеводой Борисом Доможировым, вторглось в Барабинские степи. По полученной информации от пленных татарских рыбаков они точно знали, куда следовать, в течение недели добрались до зимнего стана Кучем хана Кара-Атау. Русское войско совершило атаку на татар неожиданно, ночью, для того, чтобы перекрыть беженцам пути выхода из города, подожгли его со всех сторон, а выбегавших из своих домов людей сражали из огнестрельного оружия. Татарские воины до последнего человека сражались против русских, но силы были неравны, огнестрельное оружие уничтожило их довольно быстро. В этом сражении русским не удалось пленить Кучем хана и его старшего сына Али султана, а знаменитые Мамык и Саиткул мурзы, так же Илгулай и Кулкильде с сыновьями и еще шестьдесят татар попали в плен. Остальных уничтожили на месте, со стороны русских обошлось без потерь. “1595 год. Зима. Тарский воевода князь Андрей Елецкий организовал отряд из 276 чел. во главе с письменным головой Борисом Доможировым. После взятия Черного городка и большего количества пленных он возвратился в Тару, не потеряв ни одного человека.” (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.) Но воевода Борис Доможиров не удовлетворился исходом битвы, так как не смог пленить Кучем хана и его сына Али султана, более того, после этой битвы они сами совершали нападения на русские крепости, даже предприняли попытку осады город Тару. Русские, боясь остаться в татарском окружении посреди лесо-степи, обратились за помощью в Тобольск. Тобольский воевода Ростовский срочно в помощ русскому войску в Таре направил 239 солдат и большое количество оружия. Таким образом, весной 1595 года царское войско из 500 человек пустилось преследовать по степи Кучем хана. Они не только преследовали Кучем хана, а поставили перед собой цель покорить все татарские села, встречающиеся на пути и обложить их ясаком. Народ оказывал сильное сопротивление этому действию, в итоге, улусы Чангула, Лугай, Килем, Лиуба, Тораш были уничтожены русскими, а население истреблено. После страшной резни, которое царское войско устроило с населением в городе Тунус, жители остальных татарских сел Сибири ужаснулись, население улусов Тораш, Кирпек, выйдя на встречу русским воеводам, выразили согласие покориться Московии (России). “1595 год. Весна. Весной против Кучума был организован последний поход отрядом в количестве 483 чел. во главе с письменным головой Борисом Доможировым. Но цели поход не достиг, препятствием послужило таяние снегов, вскрытие рек. В Тару все вернулись целыми и невредимыми». (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.) Вторжение русских войск в Барабинские степи было высоко оценено Москвой, русский царь направил воеводам Тары много золотых монет и им в помощь - большое войско. «Победа Бориса Доможирова и его спутников, реальная и ощутимая, благосклонно воспринимается на Москве, - пишут историки. – Царь Федор Иоанович, грамотой от 26 июня 1595 года, выразил свое одобрение и пожаловал Борису Доможирову и сотникам стрелецким и литве и казакам наше жалованье за их службу золотые и деньги.” (Архив ЛОРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 15. Л. 161. об.; Тарская мозаика. – Омск, 1994, стр.9.) 16 августа 1596 года воеводе Тары русский царь послал похвальный ярлык, в котором выразил благодарность всем, кто воевал против Кучем хана, и обещал помогать им и в будущем. “...Ввиду того, чтобы Кучем царь и ногайцы не вступили в город и не смогли нанести вред, каждую весть следует тщательно проверять, - такое распоряжение дал российский царь. – Ежели найдутся улусы, не подчиняющиеся нашей воле, вы приложите все усилия для их завоевания и повиновения”. Таким образом, перед русским войском была поставлена цель полного завоевания Сибири. В 1596-1597 годы – за Сибирь, уже за Барабинские степи между Кучем ханом и русским войском были большие сражения. В 1596 году Кучем хан разгромил калмыков у озера Ик, а в 1597 году он отвоевал у русских Лугуйские улусы берегах рек Омь и Терень, расположенных по среднему течению Иртыша. В том же году, собрав войско из местного населения, Кучем хан совершил нападение на Тару. Несмотря на то, что ему не удалось отвоевать город, все же проживающие в окресности татары, освободившись из подчинения русских, стали служить своему хану. Испугавшись успехами Кучем хана, русские вновь обратились за помощью в Москву. Русский царь, убежденный в невозможности победить Кучем хана войной, вновь встал на путь хитрости и коварства - посылал ему письма от себя лично и от имени находящихся в московском плену сыновей и родственников хана. Якобы, Сибирь уже давно у русских, а Кучем хан воюет с ними зря, если бы он стал другом Москвы, по своей воле нанимался на службу им, будто бы Кучем хан и его дети зажили бы благополучно. “...Несмотря на твои прежние поступки и неповиновение, мы приглашаем тебя, царь Кучум, вместе с сыновьями и призываем служить нам! Ты будешь перед нашими глазами, как другим ханам и ханзаде, выплачивали бы жалование! Ежели возжелаешь остаться в Сибирском юрте, будешь там ханом и, подчинившись нам, будешь получать соответствующую оплату” – пишет русский царь. Кучем хан, конечно, не верил этим словам и продолжал борьбу за свое государство Сибирь, родную землю, язык и веру . По словам чудом спасшихся из русского плена ногай-татар, сибирских мурз в Московии держали только для войны, при возникновении столкновения с кем- либо посылали на смерть именно этих татар. Кучем хану было известно и об использовании этих пленных татар для войны против мусульман. При повиновении русским и хана, и его потомков ждала та же трагическая участь, а народ – рабство. Кучем хан думает о возвращени Тобольска и Тары, мечтает выгнать русских из Сибири, ждет поддержки в этом деле от других тюркских племен. Однако ни киргиз-кайсак-казах-узбеки, ни Турция, являвшийся центром халифата, не пришли на помощь утопающим в крови сибирским татарам и Кучем хану, сражающемуся в одиночестве со злом среди лесов и степей. В это время ему было уже 80 лет, хан наполовину ослеп, но с оружием в руках продолжал бороться против своего врага. Рядом с ним были преданные воины, сыновья и внуки. В 1598 году российский престол занял новый царь – Борис Годунов, и он дал приказ уничтожить Кучем хана. Этот приказ Бориса Годунова 1 августа дошел до Тары, а уже 4 августа царское войско вышло в последний поход против Кучем хана. Проводив предварительную разведку в степи, выяснили местонахождение Кучем хана и и конное тысячное войско во главе с воеводой Андреем Воейковым помчалось к озеру Уба. Часть войска состояло из военных, часть из казаков а часть состояла из наемных татар-башкир. Но они у озера Уба не смогли найти Кучем хана, пытая местное население старались выявить местонахождение хана, некоторые говорили, может он находиться у Карасу, а другие указывали в начале реки Обь. После двух недель безуспешного скитания по лесам и степям, отряд начал поиск Кучем хана, разделившись на две группы. Войско Воейкова по дороге поймал воинов Кучем хана, избивая и истязая их, выбили необходимую себе информацию. Летний стан хана вместе с большой семьей, потомками, дворецкими должен находиться у огромного подобного морю озера Чан. Но в действительности семья Кучем хана располагалась дальше пути нескольких дней от озера Чан, которое русское конное войско проскакало и встало перед рассветом перед ханским станом... “1598 год. 20 августа. Тарский отряд в количестве 1000 чел. (700 русских и 300 татар) под руководством второго воеводы Андрея Воейкова выступил в поход, который сыграл решающую роль в разгроме хана Кучума. Отряд разгромил хана Кучума на реке Ирмени (левый приток Оби). Так тарский отряд положил конец разрушительным набегам Кучума», - пишут местные историки. (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.) Хотя местный историк написал об этом так легко, событие последнего сражения завершилось трагически и для народа, и для семиьи Кучем хана. Поэтому хотим остановиться отдельно и подробнее на этих событиях. В начале хочется подчеркнуть, что в истории информация об Ирменском сражении очень скудна и противоречива. Начнем с русских летописей. Вот в наших руках летопись под названием “Румянцевский летописец”, составленная в XVII веке. В ней имеется краткая инфомация о последнем сражении за Сибирь: “Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромное богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял…» (Летописи Сибирские. – Новосибирск, 1991, стр.25.) Конечно, в этой летописи нет особой новости и информации, но в примечании к абзацу “Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить”, содержится довольно полная информация: ”Кучум с небольшими отрядами неоднократно нападал на селения вокруг Тобольска, причем жертвами его набегов чаще всего становились татары, платившие русским ясак. После одного из таких нападений в 1591 г. воевода В.В.Кольцов-Масальский, сменивший Д.Чулкова на тобольском воеводстве, снарядил за Кучумом погоню. Кучум был настигнут 1 августа на р. Ишиме, у озера Чиликуль; в этом бою отряд Кучума был разгромлен, взяты в плен царевич Аблегирим и две жены Кучума, а оставшиеся в живых бежали. Но и после этого Кучум продолжал нападать на жителей различных селений; необходимостью обороны от этих набегов, в частности, было вызвано строительство Тары. Этот город стал отправным пунктом целой серии походов против Кучума – в 1594, 1595, 1597 гг. В походе, начавшемся из Тары 9 мая 1598 г. под началом воеводы князя Ивана Масальского, отряд Кучума был полностью разгромлен 20 августа на р. Оби – в бою пали 6 князей, 10 мурз, 150 воинов; 100 человек утонуло в Оби, 50 взята в плен. Кроме того, в плен были взяты сыновья Кучума царевичи Шаим, Асманак, Бибадша, Кумыш, Молла (в возрасте от 5 до 20 лет), восемь цариц – жен Кучума, жены старших сыновей Кучума, восемь царевен – его дочерей. Есть свидетельства о гибели в этой битве самого Кучума.” (Летописи Сибирские ..., стр.33-34.) Это примечание к книге написала Е.И.Дергачова-Скоп, но не указала источник информации. Разумеется, Кучем хан не грабил татарские села, как написано в ней, а напрямую нападал на Тобольск и Тару, стремился прогнать русских из Сибири и восстановить свое государство. Начало Тарского похода против Кучем хана в разных источниках указана по-разному - кто-то пишет 9 мая, кто-то указывает начало августа. Так же руководителями военной операции одни называют Ивана Масальского, а другие - воеводу Андрея Воейкова. Одни источники пишут, что в летнем стане Кучем хана было 200 человек, а в вышеприведенном примечании приводится цифра более трехсот. И самое главное – в вышеуказанном примечании автор пишет о смерти Кучем хана в этом сражении, но доказательств не приводит. К вопросу об участии или неучастии Кучем хана на этом сражении мы еще вернемся, а сейчас обратимся к другим источникам. «По указу царя Бориса Федоровича, в Сибири, из Тарского города ходиша воеводы за царем Кучумом и нашли на станах его, побиша и взяша у него осемь цариц, да три царевича и многой полон. Царь же Кучум утече со не многими людьми, цариц же и царевичев послаша в Москву.» (Сибирский летописец. – Тобольские губернские ведомости. 1892. № 10. 7 марта; Тарская мозаика…, стр.9.) И здесь информации не много, но проясняется то, что при нападении русского войска Кучем хан там был, но, сказано, успел скрыться с немногочисленными людьми. Якобы восемь жен и трое сыновей Кучем хана были схвачены и отправлены в Москву. Этим сведениям тоже не очень вериться, здесь не сводятся концы с концами. И Г.Ф.Миллер, долгое время изучавший историю Сибири, в этом вопросе тоже недалеко ушел от русских летописей – материал скуден и противоречив. “… Бутурлином (воевода. – Ф.Б.) и князем Мосальским был получен царский указ собрать достаточное количество людей и всеми силами напасть на хана там, где он будет найден. Для этого в Тобольске и Таре поспешно вооружили 700 русских и 300 татар, с которыми князь Мосальский 9 мая 7106 (1598) г. выступил из Тары в поход. Точно не известны ни место, где русские встретили хана, ни время, когда именно он потерпел поражение. Большая продолжительность похода дает основание думать, что он был совершен куда-то далеко от Тары. Конец же этого дела был следующий: русские напали на хана в его становище, убили множество татар, взяли в плен шесть его жен с тремя сыновьями и двумя дочерьми и много знатных и простых татар, захватили все имущество ханского становища и весь скот и вернулись благополучно 23 августа в Тару, причем со стороны русских не было потеряно ни одного человека... Несмотря на успех описанного похода, победа была еще неполная, потому что не захватили самого хана и других его сыновей.” (Г.Ф.Миллер. История Сибири. Том I. – Москва, 1999, стр.292.) Противоречия у Миллера – он отмечает, что последнее сражение началось 9 мая, а у других эта дата начало августа. По Миллеру – русским войском руководил Мосальский, у других – воевода Воейков. Откуда автор взял данные о трехстах татарах в составе русского войска, шедших войной против Кучем хана – тоже неизвестно, это количество очень много и сомнительно. Еще более удивляет незнание Миллером точного места и времени сражения. Его описание: «Кучем хана поймать не смогли» свидетельствуют об участии Кучем хана в этом сражении, однако оставшемся живым. В то же время, в том же труде он поместил Грамоту русского царя Михаила Федоровича, врученную 23 февраля 1623 года тюменским воеводам, в ней указано о назначении Гаврилы Иванова атаманом тюменских конных казаков. Как видно из царской Грамоты, именно этот Гаврила Иванов рассказал автору о своем завоевании Сибири, о войне против Кучем хана. “… И как с Ермаком Сибирь взяли, и Кучюма царя с курени збили, а царство Сибирское нам взяли, и мурз и татар разорили, и он де был посылан с Ондреем с Воейковым на нашу службу на тово же Кучюма царя, и божиею де милостию и нашим счастием тово царя Кучюма на Оби реке погромили и его убили, и жены его и дети взяли». (Г.Ф.Миллер, указанный труд, 447 стр.) По словам этого казачьего атамана и по повторению его русским царем, Кучем хан был убит в сражении у реки Обь. Но если бы был убит Великий Хан, было бы его тело, а русские воеводы, сильно радуясь, сообщили бы об этом, куда нужно! Некоторые русские историки опровергают эту версию. “15 августа 1598 года новый отряд русских и татар тарского воеводы Андрея Воейкова после долгих поисков и блуждений встретился с войсками Кучума в Барабинской степи, - пишут они. – Долго длился бой, «царь Сибири» с ближними людьми бежал, чтобы вскоре погибнуть при неясных обстоятельствах. … Удалось избежать гибели и плена нескольким сыновьям Кучума, возобновившим борьбу с российскими людьми через несколько лет в союзе с калмыцкими тайшами». (Тарская мозаика…, стр.9.) Доктор исторических наук Габделбар Файзрахманов, основательно изучивший историю Сибири, это событие оценивает несколько иначе. Он сообщает о выходе отряда Воейкова из Тары в начале августа, о составе отряда из 600 казаков и татар. По сведениям шпионов, сначала Кучем хан с семьей находился у озера Ик, затем перебрался ближе к реке Обь, вместе с ним было 500 приближенных и 50 бухарских торговцев. Как уже было сказано, 20 августа на рассвете, русское войско открыло огонь по спящим людям стана Кучем хана. Войлочные юрты быстро загорелись, а выбегавщих из них людей русские расстреливали в упор из ружей. Это была не война, а бойня, вооруженных лишь луком и стрелами татарских мужчин, выбегающих женщин, стариков и детей в одних легких одеждах расстрелу. Людей, прыгавших в воду, расстреливали в воде, убежавших в лес достигали пули и там... “На рассвете 20 августа 1598 г. Воейков с частью своих войск напал на Кучума, - пишет историк Габделбар Файзрахманов. – Началось ожесточенное сражение. Слабая вооруженность воинов Кучума привела к его поражению. Потери Кучума были огромны. Погибли его брат Алтын, сын Канай, 2 сына царевича Али, 6 беков, 10 мурз, 5 атаманов, 150 воинов, 100 человек при попытке переплыть Обь были расстреляны русскими. 5 человек из пленных были расстреляны или повешены. Была пленена большая часть семейства Кучума, в т.ч. 5 его сыновей – Асманак, Шаим, Бипадишах, Мулла, Кумуш. Были также взяты в плен 6 (по другим источникам 8) жен Кучума, 8 дочерей, пленены жены его сыновей и другие близкие”. (Габдельбар Файзрахманов. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века. – Казань, 2002, стр. 207.) Габдельбар Файзрахманов взял эти сведения из “Сборника Исторических актов”, опубликованного в 1841 году в Санкт-Петербурге. (АИ. Т. II. – СПб., 1841. – С. 401, 402. - № 130.) Эти сведения значительно отличаются от остальных, показывают, что среди татар погибших было намного больше, точнее, кроме части семьи Кучем хана, находившиеся в стане все татары были уничтожены. А где же в это время находился сам Кучем хан? По некоторым сведениям, он в этом сражении погиб, был тяжело ранен, или спасся бегством, или же вообще его здесь не было, разные источники показывают по-разному. Габдельбар Файзрахманов пишет, что Кучем хан спасса бегством. “Кучуму, как всегда, удалось бежать. С ним были сын Али и некоторые из близких. Погоня Воейкова за Кучумом не дала результатов. Воейков пытался дипломатическим путем сломать Кучума и отправил к нему специального посла. Отправленному Воейковым послу Талмухамеду Кучум ответил отказом на примирение с царем». (Габдельбар Файзрахманов, указанный труд, 207 стр.) Эти сведения автора тоже основаны на Исторических актах. Как видно, Кучем хан и на сей раз остался жив, возможно, даже не участвовал, так как есть и такие сведения. В своем историческом романе “Кучем хан” (Казань, 2007, 2011) я тоже написала, что Кучем хан не участвовал в этом сражени, а в степи собирал войско против русских – и такая версия довольно распространена. Отрывок из книги: “... К вечеру кровавая битва уже закончилась, многие были убиты, кому было суждено попасть в плен – были пленены, теперь осталось лишь ждать Кучем хана с челобитной. Так как среди плененных и погибших было много его родственников, по мнению воеводы Воейкова, хан теперь остался в степи один. Всех пленных привели на площадь, построили перед русским князем , Воейков с помощью переводчика приступил к выяснению их личности. Тулмухаммеда саида, считавшегося самым авторитетным из оставшихся в живых татар, вывели в центр площади, заставили назвать каждого члена семьи, внеся их в список. Выяснилось, что среди погибших было триста семьдесят воинов Кучем хана, двое внуков, пятеро воспитателей (аталык) детей ханского рода, шестнадцать мурз, а тридцать человек из ханского рода оказалось в плену. - Это кто такие! – закричал Воейков, посмотрев на стоящих в строю юношей в дорогой одежде. - Сыновья Кучем хана, - ответил Тулмухаммед саид. – Старшие Асманак и Шаим, младшие Бипатша, Молла, Комеш. - Оказывается в наши сети попали благородные птички! – воскликнул воевода. – Раз так, Кучем приползет к нам ползком! А эти женщины кто? - Жены и невестки Кучем хана, - сказал Тулмухаммед саид. - Солтаным бике со своей дочерью Толынбике, Саедиджан бике с дочерьми Дюрерпадишах, Матур и Караджан, Шапшан и Кобыл ханумы, а также жена Джан-Даулета, снохи Актолым с дочерью Гульсафат, Аксоерек с дочерью Акханым, , Шоглали с дочерью Асыфсолтан... Среди них также дочь Кучем хана Кумыс, супруга Али султана Ханзадэ и сын Хансояр, супруга второго сына Кучем хана Каная – Данай и их дочь Наурузбике... - Это хорошо! – произнес воевода Воейков, протирая руки. – Значит, Кучем хан приползет за ними до самой Москвы! - А эти, - продолжил Тулмухаммед саид, - мурзы и беки – Динмухаммед мурза со своей сестрой Ляляй тутаем, Байтирек мурза с супругой, Тука, Исанкилде, Караяулы мурзы и дети зятя Кучем хана, то есть внуки... Чтение списка пленных продолжалось довольно долго, каждого человека зафиксировали соответственно чину и возрасту. Считавшиеся не нужными Москве, были повешены или зарезаны. Последним к кровавой плахе подвели Тулмухаммед саида. - Я могу приказать сейчас же отрубить тебе голову на этой плахе! – сказал воевода Воейков, заставив его встать перед собой на колени. – Но пока не стану этого делать! Получается, ты ханский саид, то есть, по-нашему архиерей, поп. Даю тебе пять дней, найдешь в степи Кучем хана и передашь ему наши слова. Если он по своей воле подчинится русскому царю и станет служить его величеству Борису Годунову, у него сохранится своя жизнь и жизнь семьи!” (Фаузия Байрамова. Кучем хан. – Казань, 2011, 270-271 стр.) Разумеется, и в сюжете этого произведения, и в жизни Кучем хан на колени перед русским царем не вставал. Согласно историческим сведениям , татарские воины предприняли попытку нападения на город Тару, где находилась в плену ханская семья, но освободить их не смогли, в сентябре ханскую семью отправили в Москву. Там их ожидали жизнь в неволе, крещение и русификация... А оставшиеся в Сибири потомки Кучем хана еще на течение 200-лет вели борьбу против завоевателей, стояли во главе всех татаро-башкирских восстаний на Волге-Урале, и выжили как народ на родной земле. А теперь обратимся к судьбе самого Кучем хана. Многие краеведы Новосибирской области и на последнее сражение, и на судьбу Кучем хана дают другую оценку. По их мнению, Кучем хан участвовал в этом сражении, был сильно ранен, его воины на лодке переправили хана в татарское городище на правом берегу Оби. То есть, летний стан Кучем хана и посевные площади располагались на левом берегу, последнее сражение произошло там же, а на правом берегу, на месте нынешнего Новосибирска, находилось зимнее городище татар. Историки изучили это место, зафиксировали его, сейчас оно называется Чатское городище. Чаты – одна из ветвей тех же сибирских татар, название данное учеными. В прошлые века этот чатский город называлось “Чертовое городище”, так как для русских подобное историческое место татар воспринималось городом чертей, и назвали соответственно. В путеводитель 1912 года город внесен именно под таким названием. А в эпоху татар эта крепость была известна как Цаттыр, то есть, “Чатлар”, а сам город назывался Мочигу. “Легенда о крепости Цаттыр. Еще одно наиболее известное древнее поселение находится в центре Новосибирска. Памятник этот тоже многослойный и история его тоже печальна. Поселение принадлежало чатским татарам, союзникам и кыштымам теленгетов. Чаты пришли на берега рек Обь и Чаус из разгромленного Сибирского ханства в конце XVI века. На высоком обрыве реки Каменки, на территории будущего Новосибирска (200-300 метров юго-западнее станции метро «Октябрьская») чаты поставили крепость Цаттыр, известную нам как «Чертово городище». По легенде именно здесь нашел свое последнее прибежище престарелый Кучум - последний сибирский хан. После ухода чатских татар здесь продолжали жить их потомки. На картах конца XIX века еще присутствует тюркское название этого поселения – Мочигу. http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-russko-teleutskaya-voyna. Автор - Голодаев Константин Артемович.) Как пишет автор, последним пристанищем Кучем хана стал именно город Чат-Цаттыр-Мочигу, стало быть, русские не имели возможности близко подойти к нему. Другой автор пишет, что Кучем хан в этом сражении был тяжело ранен и вернулся в Чатское городище: “Побоище длилось недолго: к полудню татары потерпели сокрушительное поражение. Тех, кто вырвался из окружения, догнали уже у деревни Чемы, там, где сейчас расположена ОбьГЭС. Сам Кучум в разгар боя сумел ускользнуть и зализывал свои раны в селении чатских татар – Чертовом городище, то есть на том месте, где теперь стоят Белый Чум – Областной совет депутатов и Внешторгбанк.” (Александр Денисенко. Аргонавты Сибирской земли // Анатолий Садыров. Во славу Россеи... – Новосибирск, 2011, стр.240.) Существуют сведения об участии кучем хана в этом сражении и о его отступлении, затем побеге на лодке, об этом зафиксировано в разделе “История Новосибирской области” сайта “Новосибирский краеведческий портал”: “На самой границе современной Новосибирской области (там, где сейчас проходит автотрасса, уходящая в бор, за которым начинается территория Алтайского края), в районе поселка Кирза, атаман Воейков напал на войско Кучума, стоявшее лагерем, и практически уничтожил его. Кучум в окружении отряда телохранителей бежал, но преследователи настигли его на том месте, где сейчас Новосибирская ГЭС. Произошло решающее сражение, которое закрепило продвижение русских на Восток и окончательно сломило сопротивление Сибирского ханства. Охрана Кучума, прикрывая отход хозяина, полегла в неравной сече, а сам престарелый хан (Кучуму было за 70) смог уйти на лодке вниз по Оби с несколькими приближенными [К сожалению, место, где происходило знаменитое сражение, ныне находится на дне Обского моря] “ (http://kraeved.ngonb.ru/node/1736). По мнению краеведов Новосибирской области, Кучем хан в последнем сражении участвовал, получил тяжелое ранение, воины на лодке переправили его на правое берег Оби - в татарскую крепость. Возможно, это соответствует действительности, если бы он погиб в поле боя, существовала бы об этой событии официальная информация. Раз Воейков отправил Тулмухаммеда саида для передачи Кучем хану своего ультиматума (а этот факт зафиксирован), следовательно, он выжил и находился на недосягаемом для русских месте. Как когда-то Ермак, хвастаясь, донес Ивану Грозному “Я покорил Сибирь, Сибирь наша!”, рапорт Воейкова Борису Годунову “Мы разгромили Кучем хана!” тоже оказалось несколько преждевременным – складывается такое мнение. Потому что Кучем хан в это время еще был жив. Сначала сам, позднее его сыновья неоднократно нападали на русских , но сражение 1598 года вошло в историю как последнее. “Победа на Оби, несмотря на то, что Кучум потерял все свое богатство, почти всю семью и воинов, для русских была неполной, так как они не смогли покорить самого хана Кучума и его сыновей, - пишет историк Габдельбар Файзрахманов. – Начиная с 1582 г., русские в течении 16 лет вели войну против Кучума, но не смогли захватить его, а у Кучума хватило сил и воли почти два десятилетия воевать против захватчиков. После сражения на Оби Кучум продолжал оказывать сопротивление русским в степях Тобола и около Уральских гор, причинив им много бед.” (Габдельбар Файзрахманов, указанный труд, 207 стр.) Как пишут историки, после обской битвы Кучем хан оказывается у берегов озера Зайсан, его замечали также у Тары и Тобольска. Об обстоятельствах смерти Кучем хана точно не известно, раньше русские, с целью принизить Кучем хана, писали, что он, “скитаясь по степи, умер как шакал”, писали, “что его забили до смерти калмыки или ногайцаы, даже башкиры”. Судя по историческим легендам татарского народа, Кучем хан героически погиб в поле боя, сражаясь за свою землю и страну. И люди признают в нем настоящего героя, и в память татарского народа Кучем хан вошел как героическая личность. Место захоронения Кучем хана до сих пор остается тайной, однако в народе по этому поводу бытуют различные мнения. Одно из преданий гласит, что и после завоевания Тобольска русскими, хан часто бывал в его окрестностях, а однажды захворал. По пути в Яла-Туру он скончался и похоронили его в Золотой гриве, в окрестности села Тубыл-Тура. “…А похоронили его на той стороне Тобола, на высоком холме, носящем название Алтын кыр (Золотая грива). Один старик рассказывал нам, что долгое время родственники Кучума приезжали раз в три года на поминки к нему на могилу, и он сам водил их туда». (Тобольский хронограф. – Омск, 1993, стр.40.) В моем историческом романе «Кучем хан» он похоронен тоже на Золотой гриве, так как в художественном произведении автор имеет право выбрать вариант, близкий к своей идее. Существуют и другие версии относительно могилы Кучем хана. Скажем, казахский писатель Мурат Абдиров писал о его возможном захоронении у слободы Варна Челябинской области, между озерами Большая и Малая Кесене, у мавзолея под названием “Башня Тамерлана” (Мурат Абдиров. Хан Кучум: известный и неизвестный. – Алматы, 1996, стр.133). Он сообщает, что там могут находиться родовое захоронение сибирских ханов Шайбанидов. Мурат Абдиров пишет о получении данной информации у других ученых Казахстана. (Новожилов Г. Архитектурные памятники Казахстана. – Алма-Ата, 1968, стр.11-14; Токтабаев Ахмет. Кесене мазары. – Казакъ әдәбияты, 1988, декабрь.) Летом 2010 года и я была на этом месте. Хотя мавзолей XIV века не имеет связи с Аксак Тимуром, но известно о глубокой древности этих мест. Более того, известно, что это специальное место - некрополь древних скифо-сарматских правителей. Поэтому здесь до сих пор встречаются каменные мавзолеи, пирамиды-курганы, захоронения с золотом и серебром. Чтобы не быть голословной, приведу мнение доктора исторических наук Г. Здановича: “Трудно найти человека в Челябинской области, который бы не видел или не был наслышен о “Башне Кисене”. Однако мало кто знает, что мавзолей построен на древнем погребальном поле. Тот участок ковыльной степи, что сохранился вокруг “Кисене”, служил кладбищем для многих поколений людей в течение почти четырех тысяч лет – от начала II тыс. до н.э. до XVII-XVIII вв. н.э.” (Г.Зданович. “Сохраним для потомков”, ”Челябинский рабочий”, 1982, №93, 7 августа.) Как видно из этой записи, мавзолей Тамерлан – Кисене стоит на четырехтысячи летних древних захоронениях. Автор пишет об их принадлежности к бронзовому веку, скифо-сарматскому периоду, называя эти могильники-курганы пирамидами, он отмечает о наличии здесь каменных статуй и связывает все это с тюркской эпохой. Поэтому вполне возможно, что здесь похоронены ханы Золотой Орды, в том числе династии Шайбанидов и потомок этой династии Кучем хан. Ходят слухи, что тело хана покоится в крепости Чатского городища – на месте центра современного Новосибирска. На это место татарские активисты области установили памятный камень, который стоит и поныне, но историческую надпись кто-то сорвал и зеленой краской написали: “Зеленым – зеленая смерть!” На месте, где когда-то располагалась крепость-укрепление и городище чатских татар, где Кучем хан залечивал свои раны, сегодня возвышается трехголовый крылатый дракон высотой около десяти метров. Внизу, между его ногами, сидит уродливый карлик, похожий на Кучем хана и на Кащея Бессмертного, а рядом лежит открытый сундук с золотыми и серебряными драгоценностями... На кольце карлика выгравирована большая буква “К”... И трехголовый дракон, и карлик можно понять как намек на татар. В добавок, под соусом “Первопроходцы Сибири” намереваются воздвигнуть памятник Ермаку, якобы именно он проложил дорогу в Сибирь... Да, историю пишут победители, и пишут ее в свою пользу. С историей Сибири то же самое - в ней нет места героям-татарам, в захватнической войне русских они изображаются лишь как фон. Как ни жаль, но сибирские татары не смогли подготовить своих специалистов, способных написать свою историю, а казанские историки не смогли пройти дальше Тюмени-Тобольска. Хотя только в той же в Новосибирской области столько нераскрытой татарской истории, спрятанных под землю тайн, ушедшее под воду национальное наследие... Сказали, что здесь среди темных лесов, сохранились каменные тюрко-татарские пирамиды-курганы, они расположены около древних татарских городов и сел. Кто придет и изучит, чьим наследием будет признана эта древняя история, или придут китайцы и напишут все это как свою историю? В начале статьи был поставлен вопрос “Кто завоевал Сибирь?”. Конечно, не головорез Ермак, он здесь нашел свою смерть. Сибирь звоевала Московская-Российская регулярная армиия с помощью огнестрельного оружия в течение десятков лет. То есть это была война не между Ермаком и Кучем ханом, а между двумя государствами – Московией и Сибирским ханством. И этой войне до сих пор не поставлена точка, так как Кучем хан не сдался врагу по своей воле, между странами не заключен мирный договор, формально они находятся в состоянии войны. И эта война не последняя, необъявленная война за Сибирь, нынче ведется китайцами, они претендуют на эти земли, здешнюю древнюю историю они пишут как свою. Поневоле вспоминается китайская пословица “Когда дерутся два льва, заяц достается лисице”. Ограбленная, израненная и превратившаяся в каторгу Сибирь, и русские, отнявшие у татар страну, земли, язык, веру, жизни отнажды могут сами оказаться в положении Кучем хана и повторить судьбу сибирских татар. Тогда уже статью “Последнее сражение, или кто завоевал Сибирь?” будут писать русские ученые, чудом оставшиеся в живых после китайского нашествия... ... Вот я в Сибири, на лесной поляне, стою на месте последнего сражения... Хотя местные историки и пишут, что место сражения осталось под Обским водохранилищем, но это не соответствует действительности, иначе русские казаки Новосибирска здесь не установили бы памятный камень. Скорее всего, ложная весть распространена для того, чтобы другие не посещали это место. И татары никогда здесь не бывали, и не поминали своих усопших, ожидающих от нас молитвы... А ведь эти земли для сибирских татар, подобное месту трагической судьбы Казани! Мы оказались первыми татарами, нашедших среди болот это историческое место. Мударрис Абакиров из мечети “Ихлас” Новосибирска прочитал суру “Ясин” из Корана, совершив намаз нафел, мы помолились за души наших предков, погибших защищая страну, свою землю, веру и народа... Пусть их души будут спокойны, место - в раю! Как уже было сказано, 20 августа 1998 года в честь победы над татарами на Ирменьском лугу, русские казаки Новосибирска установили здесь памятный камень. Эта кровопролитная война-резня была оценена как "Великая победа русских воинов". Резня спавшего народа перед рассветом, оказывается, здесь считается большой победой… По описанию Миллера, в этом сражении со стороны русских не было ни одного убитого, следовательно, спящих татар подожгли и расстреливали в упор из ружей … Я рассказала об этом в Новосибирске, Казани и Тобольска религиозным деятелям и представителям национальных общественных организаций. Далее, мы пришли к единому мнению организовать и провести в ближайшее время, особенно к 420-летию Ирменьского сражения, День памяти сибирских татар, совершить молитву за усопших и установить здесь свой памятный камень. И на научно-практической конференции, прошедшей 5 августа 2016 года в Тобольске, об этом была принята специальная резолюция, там было написано “Провести «Хәтер-көн» (День поминовения) с чтением молитв 20 августа 2018 г. у впадения р. Иримень в Обь”. То есть отныне для сибирских татар 20 августа будет Днем памяти погибших за свое государство, за родную землю и веру. Мы живы, поскольку жива Память, и великая история народа, ее неисчислимые трагедии навечно закодированы в клетки нашей крови... Фаузия Байрамова, писатель, кандидат исторических наук. 2016 год, 23 августа. Использованная литература: Абдиров Мурат. Хан Кучум: известный и неизвестный. – Алматы, 1996. АИ. Т. II. – СПб., 1841. – С. 401, 402. - № 130. Архив ЛОРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 15. Л. 161. об. Бәйрәмова Фәүзия. Күчем хан. Тарихи роман. – Казан, 2011. Бәйрәмова Фәүзия. Ачылмаган татар тарихы. – Казан, 2011. Бәйрәмова Фәүзия. Туран иле. – Казан, 2008. Голодаев К. А. http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-russko-teleutskaya-voyna. Денисенко Александр. Аргонавты Сибирской земли // Анатолий Садыров. Во славу Россеи... – Новосибирск, 2011. Зданович Г. Сохраним для потомков // Челябинский рабочий, 1982, №93, 7 августа. Летописи Сибирские. – Новосибирск, 1991. Миллер Г.Ф. История Сибири. Том I. – Москва, 1999. Новосибирский краеведческий портал. http://kraeved.ngonb.ru/node/1736. РГАДА. Ф. 214. Кн. II. Л. 324-330. Сибирский летописец. – Тобольские губернские ведомости.. 1892. № 10. 7 марта. Тарская мозаика. – Омск, 1994. Тобольский хронограф. – Омск, 1993. Файзрахманов Габдельбар. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века. – Казань, 2002. Юрьев Анатолий. Тара: годы, события, люди. – Омск, 2005.


 










Fauziya Bayramova Татар стратегиясе кемнәр кулында?

Fauziya Bayramova
Татар стратегиясе кемнәр кулында?
Бу көннәрдә интернетта татар стратегиясен эшләүче яки киңәшче-консультантларның яңа исемлеге басылып чыкты. Вахит Имамов, Руслан Айсин, Фәндәс Сафиуллин кебек милләтпәрвәрләрнең кертелүенә сөендек, элек алар исемлектә юк иде. Ә менә кайбер кешеләрнең бу исемлектә булуына гаҗәпләндек. Әйтик, Татарстан Мәдәният министрлыгының традицион мәдәниятләрне үстерү бүлеге мөдире Фәнзилә Җәүһәрова. Моннан ун ел элек бу ханым татар мәктәпләрен наданлыкта гаепләгән иде. Бу хакта "Татарские новости" газетасының "Миллият" кушымтасы "Татар теле кемгә кирәк?" дигән мәкаләсендә язып чыкты. "Түгәрәк өстәл" сөйләшүендә Фәнзилә Җәүһәрова менә нәрсә дигән:
"20 гасыр башында мәдрәсә-мәктәпләр тотып, татар үзенең интеллектуаль потенциалын үстерү чарасын тапты. Ләкин бүген татар теле интеллектуаль кешеләрнең ихтыяҗларын канәгатьләндерә алмый. Минем ике балам да урыс гимназиясендә укый, өйдә без татарча сөйләшәбез. Мин аларның интеллектларын үстерергә телим, ә бу татар мәктәпләрендә әллә ни югары куелмаган."
Ягъни, бу хатын фикеренчә, акылыңны үстерәсең килсә, урыс мәктәбендә укы, ә татар мәктәбе надан калдыра, булып чыга инде?! Мин шунда ук моңа каршы газетага үз язмамны җибәрдем, әмма алар аны бастырмадылар. Ул мәкаләм, бераз өстәлеп, "Милләт һәм дәүләт" дип аталган китабымда, "Нишлисең син, милләт?!" исеме астында басылып чыкты. (Казан, 2009, 227-232 битләр.)
Ничектер стратегиягә үтеп кергән икенче бер кеше - Нияз Игъламов. Күптән түгел “Бизнес-онлайн” сайтына биргән интервьюсында ул болай дигән иде: “Если татарин татарина не затоптал в грязь, то день не день, жизнь не жизнь.” Ягъни, «Татар татарны пычракка салып таптамаса, аның көне көн, тормышы тормыш түгел”. Бу бит бөтен милләткә карата әйтелә, рус телендә әйтелә! Шушындый начар бәядән соң милләт балаларының татар буласы килерме? Игъламов фәлсәфәсе буенча, һәр татарны шушы пычрак хәлләр көтә бит! Казаннан ары татар дөньясын күрмәгән, милләтен белмәгән, ул гына да түгел, башка халыклар алдында аннан ихахайлап көлгән шушы тәти җегет тә безгә стратегия язарга алынган! Югыйсә, татар театрыннан Әзһәр Шакиров кебек милләтпәрвәрләрне дә киңәшче итеп алырга була иде бит!
Стратегиядән Туктамышев кебек төгәл фән галимнәре дә читтә калган, югыйсә, 90-нчы елларда алар физика-математикалар, химия-биология кебек фәннәрдән татарча дәреслекләр язган һәм шулар буенча укытып йөргән шәхесләр иде бит!
Стратегия эшләүгә миллион ярым татар яшәгән Башкортстаннан бер генә кеше дә кертелмәгән, монысы, гомумән, аңлашылмый! Алар үз хәлләрен үзләре генә белә, андагы татар менә инде ярты гасыр башкортлаштыруга каршы көрәшә, ни Татарстан, ни Башкортстан аларга ярдәм итми, инде киләчәк юлкүрсәткечтә дә аларга урын юк икән...
Себер хәтле Себердән нибары бер кеше – Тубылдан Зәйтүнә Тычинских кертелгән, әмма ул себер татарлары буенча стратегиягә киңәш бирерлек милли сәясәтче түгел шул! Тычинских. Шуның белән барысы да әйтелгән. Бәлки шушы игътибарсызлыкка җавап итептер, себер татарлары хәзер үз стратегияләрен язып яталар. Ә анда бөтенләй башка тормыш, башка проблемалар бит! Себердә татарлар җан саклау өчен тырмашалар, алар Казанның җыр-биюле ялтыравык тормышыннан бик ерак...
Стратегия эшләүчеләр исемлегендә Мәскәүдән дә татарлар юк, югыйсә, Назиф Мирихановта гына да ун стратегиялек милли идея-фикерләр бар иде бит! Татар теленә иң зур авырлыклар килгәндә империя амбразурасына күкрәге белән капланган, Мәскәүләргә барып милләтебезне яклаган Марат Лотфуллин кайда?! Ник аны стратегия эшендә катнаштырмыйлар, югыйсә, милли мәгариф проблемаларын аннан да яхшы белүче юк бит!
Татарның хокук яклаучылары кайда? Стратегия дип авыз ачканчы, башта милләтнең һәм һәр татарның хокукларын яклый алучы юристлар да булырга тиеш иде бу исемлектә! Мәскәү судларында мөселманнарның хокукларын яклап йөргән татар адвокатлары ник тартылмаган бу эшкә?
Татар милли хәрәкәтеннән бер кешенең дә бу стратегияне эшләүгә тартылмавы да бик гаҗәп! Югыйсә, кар-бураннарда, мәхкәмә-судларда милләтне яклап алар йөри бит, үз вакытында иң кирәкле сүзне дә алар әйтә!
Стратегия тирәсендә кайнашулар чираттагы Сабантуйны хәтерләтә башлады. Кайберәүләр образга керде һәм инде аннан чыга алмый... Аны язу белән генә түгел, тормышка ашырырга да кирәк бит әле, стратегия милләт өчен языла, ә халык аны ачып та карамаячак! Коръән хәтле Коръәне ачып карамаган халык стратегия укып утырамы соң инде?! Халыкка аны җентекләп аңлатып бирергә туры киләчәк әле, ягъни, “чәйнәп каптырырга”. Әле анда да йотарга теләмичә төкереп чыгарырга мөмкин. Милләт үзе аңлап һәм теләп үтәмәсә, бу стратегия дигәннәре дә кәгазьдә генә калачак. Кемнәр аңлатыр боларны милләткә? Хакимият тирәсендә ышкылып йөреп, каешланып беткән татар түрәләреме? Халык аларны тыңламаячак. Урыс телле елгыр егетләрме? Алар да милләт йөрәгенә барып җитә алмаячак. Үз милләтенә түбәнсетеп караган бәндәләрме татарны күтәререгә тырышачак? Юк, алар өчен татар – тема гына, ә язмыш түгел... Һәм милләт империя балтасы астында калганда, бу “бөек стратеглар” берсе дә аның янында булмаячак, татар өчен әзерләнгән бүкәнгә үз башын салмаячак. Милләт янында бары тик аны өзелеп яраткан һәм кызганган, үз йөрәген аның аяк астына куеп, югары күтәрергә тырышкан, аның бәхете һәм бәйсезлеге өчен янган утларга да керергә әзер булган, халкын азатлык юлыннан алып барган шәхесләр генә калачак. Без калачакбыз, ин ша Аллаһ!
Фәүзия Бәйрәмова
2019 ел, 4 февраль.

В Арбитражном суде Москвы открыто дело о возвращении Дома Асадуллаева законному владельцу - Администрации Президента РФ

http://mtss.ru/?page=%2Favt%2Ftuchi&fbclid=IwAR35b4PhzJD2if_YFo_rONFCfSg5AT3XLdYiPW97OZAI9LVsYctbKOXtubk

В Арбитражном суде Москвы открыто дело о возвращении
Дома Асадуллаева законному владельцу - Администрации Президента РФ

Пришла горестная весть: на сайте Арбитражного суда опубликованы документы, касающиеся судьбы нашего татарского Дома:.
Оказывается, дело было заведено еще в прошлом году - 27 декабря 2018 г., а мы узнали о нем только недавно.
Договор Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) с Управлением делами Президента РФ о безвозмездном пользовании нежилым зданием (Домом Асадуллаева) от 13 июля 2009 г. был заключен на 49 лет. Сейчас прошло менее 10 лет. Нам остается догадываться, что могло послужить причиной досрочного расторжения этого соглашения. В упомянутом договоре сказано:
Наиболее вероятной причиной может быть "использование Здания не в соответствии с Договором" (п.4.1). Давайте посмотрим, что обязан делать ссудополучатель - РТНКА:
Здесь наиболее вероятным является п.2.2.5., так как руководство РТНКА в лице Ф.Ф.Фарисова и А.У.Хусаинова наряду с другими неблаговидными делами систематически сдавало помещения в аренду посторонним лицам, о чем общественность кричала в течение многих лет, но к голосу которой никто не прислушивался.
Доигрались, одним словом!
Такова наша версия. Посмотрим, что будет на самом деле.
Продолжение следует. 

Татар Уян · подумалось. О глумлении над татарским народом

подумалось...
На данном изображении может находиться: 5 человек
Многим недалеким татарам кажется смешной фраза "Казань брал, Астрахань брал..." из пошлого фильма Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”
...а ведь в этой фразе, оброненной в комедии, все глумливое отношение большевистских историков к одной из самых трагических событий в истории татарского народа- потери государственности...
23 августа 1552 года под ударами русско-мишарских войск пала Казань
1556 году перестало существовать татарского государство - Астраханское ханство.
А 1580 году полчища разбойника Ермака разорили и уничтожали татарское Сибирское ханство...
До основания были разрушены сотни городов, счет сожженных деревень никто и не знает...были сожжены библиотеки и татары навсегда потерял многовековой плат культурного и литературного наследия...татары подвергались принудительному крещению...сотни тысяч татар были изгнаны из родных мест в болота непригодные для жилья...
В следствии этих событий татарский народ был отброшен на сотни лет в своем развитии...над татарами спустилась мгла
Да , потом. после после большевистского переворота кинули подачку в виде автономии маленькой части татар- теперешний Татарстан . Правда, где условия для сохранения (не говоря уж об развитии) у татар меньше, чем даже у индейцев в резервациях в Америке.
Может у кого-то из татар все это вызывает приступы смеха, а у меня только грусть...
Вам не кажется, что смеяться надо национальной трагедий любого народа и тем более своего это подлость и низость..
Вы можете представить, что бы холокост для евреев был темой для шуток? Для украинцев и казахов голодомор 20-30х годов? Или потери русского народа во время Второй Мировой вызывало бы хихиканье у русского человека?
Дык, вы то, татары, что ржете над этой фразой "Казань брал, Астрахань брал..."?
Как можно смеяться над болью и смертью родственников пусть и дальних?
Иль вы совсем потеряли человеческое все?
Может пора думать прежде чем ржать?
Алмаз Нуретдинов