ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 16 января 2019 г.

11 01 2019 Пятничный намаз Нафигуллы хазрата Аширова

Москва не разделяет позицию, что латинский алфавит более подходит для тюркских и финно-угорских языков

https://www.idelreal.org/a/29713084.html?fbclid=IwAR2aZ2DZD4KGPcakM5Y0bKcZCMB8l-QpKJoX7jeCjOkttjLxLcVWlLbCcP8

Москва не разделяет позицию, что латинский алфавит более подходит для тюркских и финно-угорских языков

Три графики татарского языка: арабская вязь, латиница и кириллица

Российские власти отреагировали на доклад Консультативного комитета рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы.
Российские власти считают, что ст. 10 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств не содержит требования по выбору алфавита.
— Ученые и лингвисты доказали, что выбор графики не имеет ничего общего с самим языком, и никак не мешает, но и не облегчает использование языка, — говорится в английской версии реакции российских властей на доклад.
В документе также написано, что российское правительство не разделяет мнение, что латинская графика более подходит для тюркских и финно-угорских языков. По мнению чиновников, введение латинской графики будет способствовать использованию значительного числа диакритических знаков и комбинаций букв, что замедлит, а не облегчит, транслитерацию речи.
— Если говорить о татарском языке, то латинская графика в нем использовалась с 1927 г. по 1930 г. Применение латинской графики на протяжении 12 лет не может считаться свидетельством традиционности этой графики для этого языка, — написано в ответе российских властей.
Напомним, в своем докладе Консультативный комитет отметил, что большинство языков национальных меньшинств в Российской Федерации используют кириллицу.
— Согласно Закону о языках, это является обязательным для вторых официальных языков субъектов Российской Федерации. Хотя закон также предусматривает возможность исключений, на практике они еще не реализованы. Это затрагивает, в частности, карельский язык, для которого используется латинский алфавит, и поэтому не может стать вторым официальным языком Республики Карелия. Консультативный комитет напоминает, что алфавит является неотъемлемой частью языка, и государства не должны проводить различие между этими двумя понятиями и не создавать отдельные правила. Он вновь напоминает, что выбор алфавита связан со свободой выбора своего языка, закрепленной в статье 10, — написали эксперты.
Консультативный комитет призывал властей России принять федеральный закон, предусматривающий исключения из положения об использовании вторыми официальными языками кириллицы.
Консультативный комитет выпустил доклад о положении дел национальных меньшинств России. Выводы в нем основаны на информации, содержащейся в докладе, представленном российскими властями 20 декабря 2016 года, на других письменных источниках, а также информации, полученной Комитетом на встречах правительственного и неправительственного уровня, во время контактов с властями Москвы, Московской, Мурманской и Тюменской областей, Республики Татарстан и Краснодарского края в период с 16 по 24 октября 2017 года.
Рамазан Aлпаут
alpautovr@rferl.org

«Золотая Орда — это цивилизация, а не бандитское государство, которое кого-то грабило»

https://realnoevremya.ru/articles/123501-rafael-hakimov-o-750-letii-zolotoy-ordy?fbclid=IwAR2Dad3htbx2-R-cDThFlpsz-tiAAdcgE12hmd3nII98tDE06V9Rwe_QDRE

«Золотая Орда — это цивилизация, а не бандитское государство, которое кого-то грабило»

Интервью главы Института истории им. Марджани АН РТ Рафаэля Хакимова о 750-летии с основания Золотой Орды
«Золотая Орда — это цивилизация, а не бандитское государство, которое кого-то грабило»Фото: Максим Платонов
Ученые Татарстана готовятся к проведению Международного форума, посвященного 750-летию Золотой Орды. «Реальное время» связалось с директором Института истории им. Ш. Марджани Рафаэлем Хакимовым, который рассказал о самом мероприятии, запланированном на 2019-й год, а также о значимости грядущей даты и роли Золотой Орды в мировой истории.

«Есть историографическая традиция — чернить татар»

— Рафаэль Сибгатович, в чем значимость этой даты? Почему это важно?
— Видите ли, речь идет о распаде Монгольской империи. Конечно, фактически этот процесс начался гораздо раньше: определенные проблемы возникли между наследниками Чингисхана уже при Бату — возник спор о том, кто должен быть главным ханом. Все закончилось тем, что Бату-Хан несколько охладел к Монгольской империи и начал довольно самостоятельно вести свою политику, хотя он признавал великого хана и даже чеканил монеты от его имени.
Фактически распад на четыре улуса назрел еще тогда. Тем более, уже при золотоордынском Узбек-Хане ислам приняли в качестве официальной религии, то есть произошел отход от «Ясы» (законов) Чингисхана, согласно которым все религии равны. Помимо этого, на границе возникали войны между Чагатайским улусом, Золотой Ордой и Хулагуидами. С тем, чтобы урегулировать эти пограничные вопросы и договориться о мире и спокойствии, в Таласской долине собрались представители трех ветвей: царевичи от Золотой Орды, Чагатайского улуса, Хулагуидов и государства Юань. Был заключен мирный договор и определены границы. То есть формально закрепили самостоятельность этих трех (фактически — четырех) государств.
— Можно по-разному относиться к Золотой Орде, а как вы лично видите ее в историческом контексте?
— Во-первых, необходимо сказать, что это было. Историки подходят к подобным вопросам с такой позиции. Оценка — это тоже не последнее дело, но историки, прежде всего, говорят о том, что существовало какое-то государство с конкретными характеристиками, и его историю надо изложить такой, какой она была на самом деле. Не предвзято.
Если сравнивать Золотую Орду с другими государствами, то, на мой взгляд, ее сложно с кем-то близко сопоставить. Кого еще можно поставить рядом по развитости экономики, инфраструктуры, финансовой системы, военной мощи? В тот период Золотая Орда была самой развитой цивилизацией, нравится это кому-то или нет.
Что касается русских княжеств, то они просто уничтожали друг друга, а Золотая Орда помогла им прекратить эти междоусобицы и наконец объединиться. Европа тогда находилась в бедственном положении (здесь свою роль также сыграла чума). Там не было даже дорог, были просто мелкие княжества, воевавшие друг с другом. Неудивительно, что, когда Бату-Хан напал на Венгрию, он легко разбил объединенную европейскую армию. Он без особых проблем продвинулся до Сербии и остановился там только потому, что в Монголии умер великий хан и надо было ехать на выборы. Так что Золотую Орду не с кем сравнить по уровню развития.
Если сравнивать Золотую Орду с другими государствами, то, на мой взгляд, ее сложно с кем-то близко сопоставить. Кого еще можно поставить рядом по развитости экономики, инфраструктуры, финансовой системы, военной мощи? В тот период Золотая Орда была самой развитой цивилизацией, нравится это кому-то или нет
Могу сказать, что по отношению к русскому государству есть историографическая традиция — чернить татар. Гумилев называл это «черной легендой». В Золотой Орде у русских начался расцвет. Русские никогда не воевали против татар. Конечно, никому не может нравиться нашествие, но Бату-Хан в основном просто хотел пройти через какие-то земли — он гнал кыпчаков, которые шли в Венгрию. Да, пожгли некоторые города, но их было не так много. Воевать там было не с кем, поэтому это несколько преувеличенное сопротивление. В основном города просто давали проход — хан предупреждал, где пройдет, чтобы было меньше потерь. Конечно, он отнимал продовольствие, как и все армии во время войны, но не стоит забывать, что позже он освободил русские земли от налогов с тем, чтобы побыстрее восстановить экономику. Он был заинтересован в этом, поскольку собирал с них дань — если они развивались, дань, соответственно, становилась больше.
Помимо этого, на время Золотой Орды пришелся расцвет православия — об этом пишут сами православные. В этот период появились многочисленные монастыри, поскольку они полностью освобождались от налогов. Кстати, русские князья прятали там свое имущество.
— К слову о разных взглядах. На днях я встретила занимательную колонку, посвященную празднованию 750-летия основания Золотой Орды, автор которой пишет: «Анонсы нынешнего юбилейного мероприятия, где есть слова о «синкретическом характере Золотой Орды», просто камуфлируют эпоху национального унижения русского народа, насаждения рабства и преграды прогресса». Также он сравнивает Золотую Орду с Третьим рейхом. Что вы можете ответить на этот выпад?
— Во-первых, мы находимся на своей территории — Татарстан расположен не на русской земле. Ордынскую Русь не оккупировали — там никогда не было никаких гарнизонов. Да, собирали дань в размере 10%, но взамен обеспечивали безопасность, дороги и устойчивость финансовой системы. Да, была государственная зависимость — вертикаль власти, в которую в том числе входило назначение князей. Русские платили налог, а также были военнообязанными. Все это вписывается в обычную государственную структуру.
Насколько это жестоко? Средневековье вообще было жестоким временем. Унижать русских никто не собирался, потому что незачем было этого делать. По «Ясе» Чингисхана, все народы и культуры были равны. Узбек-хан поменял уложение, но не распространил это на русских. Замечу, что не было ни одного восстания против татар. Русские восставали против своих князей, которые добавляли к татарской дани свою дань.
Вообще, это довольно распространенный стереотип — «черная легенда». Людям вдалбливали эту позицию еще в школе, об этом писала пресса, а при Сталине вообще запретили любые исследования Золотой Орды (с чего бы это, интересно, во время войны понадобилось идти на такой шаг) — в такой ситуации это быстро не вытравить из умов. Вместе с тем есть определенный шовинизм, желание найти врага внутри страны. Всегда был симбиоз русских и татар, но его пытаются разрушить.
На время Золотой Орды пришелся расцвет православия — об этом пишут сами православные. В этот период появились многочисленные монастыри, поскольку они полностью освобождались от налогов. Кстати, русские князья прятали там свое имущество

«Перед нами стоит вопрос: «Откуда вышла Россия?»

— Рафаэль Сибгатович, хотелось бы перейти непосредственно к форуму. Он проходит каждые два года, но что нас ожидает в 2019-м? Чем он будет отличаться от предыдущих?
— Наверное, масштабностью. Плюс нам в какой-то мере тоже нужен свой «таласский договор», поскольку казахи также проводят празднование 750-летия и заявляют о том, что они являются наследниками Золотой Орды.
— Кстати, вы с ними как-то взаимодействуете по этому поводу?
— На государственном уровне — нет. Но мы работаем с казахстанскими учеными и пока договариваемся о том, чтобы они приехали сюда для подписания ряда соглашений. Мы также приглашаем киргизов и множество других ученых-золотоордынцев. Мы хотим посмотреть и оценить, что сейчас происходит в этом золотоордынском мире ученых в целом.
— А много ли вообще сейчас ученых, занятых золотоордынской проблематикой?
— Очень много. В последние годы интерес к этой теме просто огромный. Могу сказать, что некоторые даже опережают нас по части защиты докторских диссертаций. В Москве и Петербурге просто великолепная школа. Также, наряду с уже известными именами, появляется много молодых докторов. Эта тема сейчас действительно очень востребована.
Дело в том, что перед нами стоит вопрос: «Откуда вышла Россия?». В общей сложности было две версии: происхождение из Киевской Руси и Норманская теория. Как вы понимаете, сегодня уже не с руки говорить о том, что Россия вышла из Киева, плюс сами украинцы говорят о том, что Русь вообще-то находилась в Великом княжестве Литовском. А Норманская теория не проходит, поскольку очень трудно объяснить, как империя возникла из небольшого Новгорода с населением примерно в 14 тыс. человек. Остается Золотая Орда как основа.
Вначале было очень много татар, уехавших по разным причинам в Москву (к примеру, во время исламизации при Узбек-хане), а сам город вообще возник при Менгу-Тимуре — он отвел Даниилу удел из Суздальского княжества. То есть Москва всегда была полу-татарской. Активные люди, которые не могли найти себе места в Орде, ехали туда — в русские княжества.
Вспомните татарина Бориса Годунова, касимовского хана Семиона Бекбулатовича, сидевшего царем при Иване Грозном… Огромное количество татар занимало высокие посты, в том числе в армии и флоте. Кстати, в любом государстве, во все времена, вся конница всегда была татарской: польские уланы, литовские ратные люди и так далее. Посмотрите и на русский язык — сколько в нем татарских слов. Российская Империя возникла как симбиоз русских и татар, но с Екатерины начались западнические веяния — она начала переписывать историю. Затем Карамзин, Ключевский, Соловьев дали истории совершенно другую трактовку, а летописи куда-то благополучно исчезли еще при Екатерине (злые языки говорят, что их сожгли).
— Возвращаясь к форуму: ученые из каких стран должны приехать в Казань?
— Прежде всего это такие города, как Москва и Петербург. Если говорить по странам, то это Венгрия, Польша, Румыния, Сербия, Великобритания, США, Монголия, Япония, Иран — никто не будет упущен.
Среди современных политиков есть устойчивый стереотип: татары — сепаратисты, но вся история показывает, что татары — государственники. В истории не было периода, чтобы татары не создавали какое-то государство. Поэтому и в России они ведут себя как государственники, а не разрушители
— Резюмируя нашу беседу, хочу попросить вас выделить наиболее значимые открытия и достижения по этой теме за последние годы.
— Я бы выделил саму тему и то, что она, наконец, уверенно зазвучала. Когда мы приехали в Оксфорд на презентацию тома «Золотая Орда в мировой истории», многие историки признавались, что впервые слышат о существовании такого государства. Такая тематика у них никогда не изучалась специально — они занимались монголами, Востоком, но о татарах не слышали. В остальных странах ситуация тоже была не очень (во Франции еще более-менее, как и в Венгрии, и Болгарии). А сейчас эта тема становится очень важной для многих, поскольку мировую историю без Золотой Орды не понять.
Многие это скрывают и говорят о Монгольской империи, но она была монгольской по названию династии ханов. Найти там этнических монголов (халха, ойратов и т. д.) очень трудно. Согласно традиционной историографии, в Золотой Орде было два государственных языка: монгольский и «какой-то тюркский» (разные авторы указывают различные варианты, стесняясь назвать татарский). Хорошо, раз есть монгольский, то дайте мне какой-нибудь документ на этом языке. Но такого документа нет. В Золотой Орде не писали на монгольском языке. На татарском — пожалуйста. Вместе с тем, если сюда пришли править монголы, то где их потомки? Мы проводим генетический анализ среди татар (обследовано уже больше тысячи человек) и очень редко встречаем их гаплогруппу «С». Здесь правили чингизиды — несколько поколений — у ханов было множество жен, но где же их следы?
Это было мощнейшее государство с устойчивой финансовой системой, великолепными дорогами, охраной границ, законодательством и так далее. Это была цивилизация, а не какое-то бандитское государство, которое кого-то грабило. Также среди современных политиков есть устойчивый стереотип: татары — сепаратисты, но вся история показывает, что татары — государственники. В истории не было периода, чтобы татары не создавали какое-то государство. Поэтому и в России они ведут себя как государственники, а не разрушители. К слову, СССР разрушили в Москве, и далеко не татары были инициаторами случившегося. Могу сказать, что сегодня в этой части ничего не поменялось. Некоторые журналисты, особенно московские, говорят мне: «Вы — сепаратисты, думаете, как отделиться», а у меня остается последний аргумент: «Зачем же нам отделяться от Золотой Орды? Это — наша родина, а Россия — наследница Золотой Орды».

Скончался легендарный татарский певец Ильгам Шакиров

 https://www.tatar-inform.ru/news/2019/01/16/639271/?fbclid=IwAR1MFgH_8emQOpC5uzH0x6Sm3WefzPMcuZC5_oE8BAWU8HDUwBqW6UgbVYE
Скончался легендарный татарский певец Ильгам Шакиров

Создана правительственная комиссия по организации похорон великого певца, которую возглавил вице-премьер РТ Василь Шайхразиев.

(Казань, 16 января, «Татар-информ»). Ушел из жизни татарский исполнитель Ильгам Шакиров. Об этом сообщил источник агентства. 
Легендарный деятель культуры Татарстана скончался на 84 году жизни после продолжительной болезни сегодня, в 16.00, в Республиканской клинической больнице. 
Создана правительственная комиссия по организации похорон певца, которую возглавил вице-премьер Татарстана, председатель национального совета «Милли шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев. Первое ее заседание состоится сегодня в 18.00, сообщил агентству сам вице-премьер. 
 Ильгам Шакиров родился 15 февраля 1935 года в деревне Новый Буляк Сармановского района Татарской АССР.

Поступил в Казанское музыкальное училище, но проучился недолго: на следующий год, по ходатайству педагогов, был зачислен на вокальный факультет Казанской государственной консерватории. Уже тогда он выступал, уже тогда его голос был знаком всему Татарстану. После окончания консерватории в 1960 году Шакиров становится ведущим солистом-вокалистом Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая.
Его называли татарским соловьем и золотым голосом татарской сцены. Обладая народной манерой исполнения, он пел не только фольклор, но и классические произведения, а также произведения татарских композиторов и «эстраду». Наиболее известными являются песни «Хуш авылым», «Сандугач», «Оченче кон тоташ кар ява», «Яшлегемэ йогереп кайтыр идем», «Син сазынны уйнадын», а также ария «Адриатическое море» из музыкальной драмы Т.Гиззата «Настоящая любовь» (на русском языке эту арию спел Георг Отс).
В репертуаре певца были песни казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского и башкирского народов.
Был удостоен звания народного артиста Республики Татарстан и Российской Федерации, является лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Обладатель награды «Золотой Аполлон».
Прощальный концерт Ильгама Шакирова прошел 15 февраля 2010 года.

Прокуратура: В ЦДУМ дали показания против мусульманской литературы


Прокуратура: В ЦДУМ дали показания против мусульманской литературы

https://islamnews.ru/news-prokuratura-v-cdum-dali-pokazaniya-protiv-musul-manskoj-literatury?fbclid=IwAR1ODdz9beuw4u0bF3mzjk_UBUBSf-RJlDpO1v4sjtEeIdA2SccA8hNqvCY
Наиль Сулейманов дал показания в качестве эксперта

Наиль Сулейманов дал показания в качестве эксперта



В Центральном духовном управлении мусульман России (председатель муфтий Талгат Таджуддин) поддержали запрет мусульманской литературы, в числе которой переводы и толкования Священного Корана. Об этом говорится в подготовленном для суда прокурорском заявлении за подписью Заместителя прокурора Самарской области А.Ю. Шевцова. Копия документа поступила в распоряжение ИА IslamNews. Речь идет о следующих книгах, запрещения которых добивается надзорное ведомство. «Комментарий к Великому Корану Мухтасар (сокращенный) „Тафсир аль Куран аль-Азым“ Абу-ль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира ад-Димашки» (Махачкала, Издательство «Китаб», 2013−2014, тома 2 и 3). «Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана „Облегчение от Великодушного и Милостивого“: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана ас-Саади: в 3 томах» (перевод с арабского Эльмира Кулиева, Москва: Эксмо: Умма, 2014, (тома 1 и 3). Значение и смысл Корана (SKD Bavaria Verlag & Handel GmbH). Руководство духовного управления Самарской области в составе ЦДУМ Документ ссылается на заключение лингвистического исследования УФСБ России по Самарской области, а также на показания имама-хатыба Самарской соборной мечети Наиля Сулейманова. «Опрошенный ответственный секретарь Регионального Духовного Управления Мусульман Самарской области имам-хатыб Самарской соборной мечети Сулейманов Н.А. показал, что указанная литература направлена на изменение и подмену ценностей читателя, ожесточение и ненависть в отношении представителей иных религиозных конфессий», - говорится в заявлении гособвинителя. Также в нем подчеркивается, что «распространение материалов экстремистского характера подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц, подрывает основы конституционного строя государства и нарушает публичные интересы Российской Федерации». Ранее ИА IslamNews сообщило, что представители мусульманской общественности выступили в защиту толкований Корана.

вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина представила ученым и общественникам эскиз «Стратегии развития татарского народа».


http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/net-slov-o-gosudarstvennosti-tatarstana-federativnosti-budut-li-bolshoy-vopros/?fbclid=IwAR1TJ2WegTU-Kfnytva3_ZYVTMiloW5hcZLVTk7OMrSoNQ4oH-FR0zUrlNM

«Нет слов о государственности Татарстана, федеративности… Будут ли – большой вопрос»

На совещании в здании всемирного конгресса татар вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина представила ученым и общественникам эскиз «Стратегии развития татарского народа». А уже 16 января в Арске пройдут первые общественные слушания по этому документу. О том, из каких разделов состоит первый эскиз, как его авторы обошли политические вопросы и кто сможет принять участие в работе над стратегией.
Василь Шайхразиев накануне представил первый эскиз «Стратегии развития татарского народа», правда, без участия прессы.

«ВАСИЛЬ ГАЯЗОВИЧ ПРИЗВАЛ НЕ РУГАТЬСЯ»

«Документ включает в себя основные принципы: генерация — создание единого этнокультурного пространства (до 2020 года), адаптация татарской жизни (до 2030 года), стабильное развитие татарского народа (до 2050 года)», — так на сайте всемирного конгресса татар (ВКТ) описывают первый эскиз «Стратегии развития татарского народа», представленный накануне командой Василя Шайхразиева ученым и общественникам, правда, без участия прессы.
В любом случае наконец-то тема создания стратегии, которую глава нацсовета «Милли шура», напомним, обещал принять к ближайшему Дню республики (30 августа), сдвинулась от разговоров к появлению конкретного текста, о содержании которого можно будет поспорить уже в ближайшее время. 16 января ожидаются первые общественные слушания по стратегии, они пройдут на базе Арского педагогического колледжа, в этот же день в 12:00 с эскизом обещают познакомить на официальном сайте ВКТ.
Кроме того, судя по всему, Шайхразиев определился и с теми, кто будет создавать важнейший для татарской нации документ. Напомним, что до того вице-премьер РТ и руководитель нацсовета «Милли шура» не раз собирал на различных площадках представителей национальной интеллигенции, которые делились собственными идеями. Теперь же решено: «Создание стратегии передали Академии наук. Ее представители просто собрали все, что у них есть», — сообщил «БИЗНЕС Online» один из участников вчерашней встречи. Кстати, представляла эскиз — пока в виде слайд-шоу — вице-президент Академии наук Республики Татарстан Дания Загидуллина. Возможно, она и будет курировать весь проект. Впрочем, сегодня Загидуллина отказалась от комментариев нашей газете, посоветовав обратиться в ВКТ и лично к Шайхразиеву.
Возможно, Дания Загидуллина будет курировать весь проект. Впрочем, пока она отказалась от комментариев.
По официальной информации, первый документ был разработан учеными Института истории им. Марджани, ИЯЛИ им. Ибрагимова, Института Татарской энциклопедии, Института археологии им. Халикова АН РТ и КФУ. При этом, что любопытно, еще один из участников встречи называет основными авторами эскиза двух ученых мужей из Института археологии академии наук — директора Айрата Ситдикова и главного научного сотрудника Искандера Измайлова. Однако точного списка участников рабочей группы никто из наших собеседников там и не видел. Но в любом случае над стратегией «колдуют» сейчас официальные структуры без участия, например, «группы Дамира Исхакова».
Так или иначе, авторы сами признают, что эскиз пока сырой и требует дальнейшей проработки. «Василь Гаязович призвал не ругаться, создать документ, который отвечал бы требованиям всего народа, поехать в Арск и выслушать мнение народа. В Арске пройдет презентация. Сейчас ВКТ представил эскизы экспертам, потом покажет аппарату президента, потом — в Арске, далее — в Нурлате, а в феврале — в других регионах», — говорит один из участников вчерашнего совещания во всемирном конгрессе татар.
«Документ включает в себя основные принципы: генерация — создание единого этнокультурного пространства (до 2020 года), адаптация татарской жизни (до 2030 года), стабильное развитие татарского народа (до 2050 года)»

«НА МОЙ ВЗГЛЯД, АКЦЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕФОРМАЛИЗОВАННУЮ»

Как передает пресс-служба ВКТ, документ будет состоять из нескольких разделов: «Точки опоры» («Таяну нокталары»), «Объединение» («Берләшү»), «Направления роста самосознания татар» («Татар үзаңын үстерү юнәлешләре»), «Жизнь татар» («Татар тормышы»), «Дорожная карта» («Юл картасы»), «Образование» («Мәгариф»), «Культура» («Мәдәният»), «Информационное поле» («Мәгълүмати мохит») и «Пути реализации стратегии развития татарского народа» («Татар халкының үсеш стратегиясен тормышка ашыру юллары»).
«Презентация весьма обобщенная, максимально позитивная, направления — культура, образование, язык, самосознание. Структурно они так поделили. Цель — объединение татарского народа и поднятие самосознания татар. По словам Шайхразиева и Загидуллиной, это пока еще только скелет, который нужно наращивать, это лишь структура, с которой нужно работать. В принципе, она достаточно логичная, ее действительно нужно дополнять, расширять», — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя всемирного форума татарской молодежи Айдар Файзрахманов.
«По тем направлениям, что были озвучены в презентации, будут формироваться рабочие группы. Кто войдет туда? Они объявили, что это будет открыто, можете записываться в эти группы, например в рабочую группу по культуре, по языку и так далее, и там оставлять свои предложения. Пока достаточно открытая работа, но для меня было неожиданностью, что уже есть эскиз и он сделан только официальными институтами — АН и КФУ. Мне кажется, что нужно было предварительно научной общественности несколько раз собраться и только потом выносить это на такое более широкое собрание, — продолжает Файзрахманов. — Но вчера кто мог, тот сказал, никому рот не закрывали, критика выслушивалась, записывалась, на нее ответы звучали, то есть я не скажу, что это прямо какой-то такой закрытый документ: кто достаточно активен, тот может вносить в него свои предложения. И информация о документе, наверное, прозвучит еще не раз до апреля — в апреле они ставят еще один промежуточный срок, они хотят формировать дальше текст, в июне его представить, в августе презентовать. Несколько таких точек».
Дамир Исхаков: «Остались противоречивые впечатления»
«Остались противоречивые впечатления, — поделился мнением  известный историк Дамир Исхаков. — Эскиз есть эскиз, я в его разработке не участвовал, поэтому надо спросить у тех, кто принимал участие. Эскиз был разработан под руководством Академии наук. Кто вошел в рабочую группу, не могу сказать — это тайна, никто не знает. Если меня пригласят и хорошо оплатят работу, то готов участвовать в создании стратегии. Пока никто не приглашал, но время еще есть, посмотрим».
Файзрахманов рассказал и о том, за что критиковал на совещании авторов эскиза стратегии: «Что касается моей критики, то здесь не показаны современные вызовы, которые стоят перед татарами. Все-таки эта стратегия должна быть антикризисная, достаточно много вызовов стоит перед нами и достаточно много проблем в сфере языка, самосознания, развития культуры. Нужно дать ответы на эти современные вызовы. Вопрос еще заключается в том, нужно ли целью стратегии ставить объединение всех татар. На мой взгляд, татарский народ очень разнообразный, нельзя всех загонять под один стандарт, необходимо просто разным группам татар давать разные наборы этнических маркеров. Например, молодежи подходит музыка новой волны, одежда молодежная с национальными принтами, свой контент в интернете. Более старшему поколению или селу важен другой набор этнических маркеров. От этого мы не перестаем быть татарами, просто мы по-разному воспринимаем основы своей идентичности. Всех под один знаменатель невозможно будет объединить».
Также, по мнению замглавы ВФТМ, в эскизе стратегии нет ответов на политические вызовы: «Нет слов о государственности Татарстана, федеративности, национальных правах. Будут они включены или не будут, это тоже большой вопрос». Кроме того, Файзрахманова смущает, что в развитии татар делается упор на государственные институты и официальные структуры, при этом нет ни слова о татарских сообществах, которые формируют свой интересный контент. «На мой взгляд, акцент должен быть на общественности, в том числе неформализованной, чтобы развитие татар не  превратилось  в такую казенную вещь, от которой у молодого поколения идет отторжение. То есть больше общественной инициативы и ее стимулирования. Пока, вообще, как будто бы сообществ не существует. Есть официальные зарегистрированные организации — конгресс татар, к примеру, вот и вся опора татар», — резюмирует наш эксперт.
Стратегия должна способствовать консолидации нации на основе самоидентификации и общности взглядов на прошлое, настоящее и будущее татар

«НАС НЕ КРАСИТ ТО, ЧТО ЗАТЯГИВАЕТСЯ ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИИ»

Напомним, что в сентябре прошлого года президент Татарстана Рустам Минниханов во время ежегодного послания Госсовету призвал ВКТ подготовить  «Стратегию развития татарского народа». В своем послании Минниханов затронул вопрос о том, куда и как татарам развиваться дальше как нации. «Нас не красит то, что затягивается принятие стратегии», — заявил тогда глава республики. По его словам, она должна представлять собой документ, консолидирующий нацию на основе самоидентификации и общности взглядов на прошлое, настоящее и будущее татар. Минниханов подчеркнул, что центром  ответственности в этой работе является всемирный конгресс татар, но упрек, по сути, был адресован всей элите: от аппарата президента РТ до Госсовета и национальной интеллигенции.
Ответственные лица отреагировали на слова президента немедленно: на следующий же день в исполкоме ВКТ под председательством вице-премьера и руководителя нацсовета «Милли шура» Шайхразиева состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы работы над стратегией. Мероприятие прошло за закрытыми дверями, о его содержании можно было судить по скупым строкам сообщения на сайте ВКТ: «За круглым столом собрались представители Академии наук Республики Татарстан, всемирного конгресса татар и различных государственных органов республики. На совещании обсудили ряд вопросов, касающихся разработки документа. Была   создана  рабочая группа». После этого образовалось несколько неформальных групп, которые работали над стратегией. Однако ни о составе рабочей группы по созданию стратегии, ни о конкретном ее содержании до сегодняшнего дня информации никакой не было.
Гульназ Бадретдин, 
Альфред Мухаметрахимов
business-gazeta.ru

«Маргинализация национальных меньшинств на фоне акцента на русском языке и культуре»


https://www.business-gazeta.ru/article/409552

«Маргинализация национальных меньшинств на фоне акцента на русском языке и культуре»

В Совете Европы раскритиковали языковую реформу, поддержали раздробление татар на субэтносы в ходе переписи и отругали Тыгина за цыган
Консультативный комитет рамочной конвенции по защите нацменьшинств оценил, как Россия исполняет обязательства по поддержке малых народов. В докладе, опубликованном сегодня, много места уделено Татарстану и татарам. В школах, по мнению экспертов, ликвидируется многоязычие, в переписи сибирских татар уравнивают с волжскими, а омбудсмен Сария Сабурская не получает жалоб. Зато лидеры религиозных конфессий работают образцово. В рекомендациях из Европы разбирался «БИЗНЕС Online».
В Совете Европы обвинили Россию в маргинализации нацменьшинств на фоне все большего акцента на русском языке и культуре и сокращении образования на языках народовВ Совете Европы обвинили Россию в маргинализации нацменьшинств на фоне все большего акцента на русском языке и культуре и сокращении образования на языках народовФото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НАЦМЕНЬШИНСТВ

«Маргинализация национальных меньшинств на фоне все большего акцента на русском языке и культуре, сокращение образования на языках меньшинств, а также общие ограничения основных свобод подрывают способность лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам, в полной мере осуществлять свои права», — так в пресс-релизе формулируется главный вывод опубликованного сегодня доклада консультативного комитета рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств.
В докладе анализируется исполнение Россией положений рамочной конвенции о защите нацменьшинств, которую страна ратифицировала в 1998 году. В беседе с «БИЗНЕС Online» бывший постоянный представитель России в Европейском сообществе и экс-депутат Госдумы Василий Лихачев вспоминает, как он в 1996 году вместе с Евгением Примаковым, Валентиной Матвиенко, Владимиром Лукиным, рядом других дипломатов и политиков подписывал в 1996 году учредительные документы о вступлении России в ПАСЕ. «Одним из условий было принятие международных обязательств по разным отраслям: и в области европейской конвенции 1950 года об основных правах и свободах человека, и документы, которые касаются деятельности и обеспечения прав женщин, материнства и детства, и, конечно, большой объем работы Россия в качестве обязательств приняла и проводит в сфере прав нацменьшинств», — пояснил он.
Нынешнее заключение консультативного комитета Совета Европы по итогам мониторинга ситуации в России уже четвертое. Предыдущие публиковались в 2003, 2007 и 2012 годах. «Эти доклады ориентированы на то, чтобы получить максимально полную информацию о статусе представителей отдельных национальных групп. Они призваны определить пробелы, узкие места, которые существуют в российском законодательстве, и, соответственно, исправлять энергично и законотворчество, и правоприменение в РФ в соответствии с критериями эффективного правового регулирования», — добавил Лихачев. 
Василий Лихачев: «Эти доклады ориентированы на то, чтобы получить максимально полную информацию о статусе представителей отдельных национальных групп»Василий Лихачев: «Эти доклады ориентированы на то, чтобы получить максимально полную информацию о статусе представителей отдельных национальных групп»Фото: «БИЗНЕС Online»
Выводы нынешнего доклада сделаны на основе национального отчета о выполнении Россией положений рамочной конвенции (к слову, его страна предоставила с опозданием в два года — вместо 2014 года только в 2016-м), а также информации, которую консультативный комитет получил на встречах с властями Москвы, Московской, Мурманской, Тюменской областей, Татарстана и Краснодарского края в период с 16 по 24 октября 2017 года. В частности, в Казань в октябре 2017 года наведалась группа экспертов из трех членов консультативного комитета и одного сотрудника секретариата из Страсбурга. Это Крейг Олифант из Великобритании, Петра Ротер из Словении, Эржебет Шандор-Салаи из Венгрии и Агнес фон Маравиц.
В итоге консультативный комитет пришел к выводу, что со времен третьего доклада Россия может похвастаться лишь «ограниченным набором мер» по выполнению предыдущих неотложных рекомендаций, а часть решений, принятых властями, напротив, «пошли в ущерб национальным меньшинствам».


«РОЛЬ ВТОРОГО (ИЛИ ТРЕТЬЕГО) ОФИЦИАЛЬНОГО ЯЗЫКА, ПОХОЖЕ, УМЕНЬШАЕТСЯ»

Наибольшую обеспокоенность у европейских экспертов вызвали изменения в системе образования, когда «упор делался на русский язык и русскую культуру, в то время как языки и культуры нацменьшинств оставались на обочине». Это, естественно, связано с той дискуссией, которая развернулась по языковому вопросу после слов Владимира Путина о недопустимости «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является». «БИЗНЕС Online» подробно описывал все перипетии конфликта. «Консультативный комитет в целом обеспокоен растущим доминированием русского языка в различной обстановке при одновременном отсутствии эффективной поддержки языков национальных меньшинств… В последние годы роль второго (или третьего) официального языка, похоже, уменьшается даже в республиках, где титульная этническая группа является большинством», — говорится в докладе.
Две статьи рамочной конвенции касаются непосредственно родных языков народов. «Сложилось впечатление, что на практике использование языков меньшинств сокращается и лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, как представляется, ограничиваются использованием своих языков в частной сфере и в связи с культурной деятельностью», — указывается в документе. При этом все те решения, которые были приняты после отмены обязательного изучения госязыков республик, по мнению комитета, будут негативно влиять на использование этих языков. При том, что они и без того утрачивают свою роль даже в повседневной жизни. Причины этого эксперты видят в том числе в растущем количестве смешанных браков, мобильности населеения, урбанизации и в том, что «русскому языку придается огромное значение». «Эти выводы были подтверждены теми же собеседниками, которые в ходе посещения консультативного комитета указали, что родители хотят для своих детей лучшего, а это значит, что им необходимо уметь говорить по-русски», — поясняется в отчете.
Так что России рекомендуют поощрять использование различных языков в общественных местах и СМИ. «Для носителей языков меньшинств важно не только изучение языка большинства, но и изучение большинством их языков», — настаивают авторы.
Наконец, интересная деталь: в комитете пришли к выводу, что из всех мест, где они побывали, только в Татарстане при общении с властями можно использовать язык, отличающийся от русского.
Как негативный тренд в докладе представлен ЕГЭ, который можно сдать только на русском языке независимо от того, на каком языке шло обучениеКак негативный тренд в докладе представлен ЕГЭ, который можно сдать только на русском языке независимо от того, на каком языке шло обучениеФото: «БИЗНЕС Online»

«МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ПРЕДПОЧИТАЮТ, ЧТОБЫ ИХ ДЕТИ ИЗУЧАЛИ ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ВМЕСТО ЯЗЫКОВ НАЦМЕНЬШИНСТВ»

Две статьи рамочной конвенции — 10 и 14 — целиком касаются прав нацменьшинств на свой язык, его изучения и обучения на нем. Так что в отчете комитета Совета Европы подробно анализируются успехи (а в данном случае, скорее, провалы) России на этом поприще. С одной стороны, эксперты признают, что в России по-прежнему есть возможности изучения языков меньшинств и обучения на данных языках. «Но ситуация разнится от языка к языку и между субъектами РФ», — отмечается в тексте. Если официальные языки республик еще используются для преподавания там, где значительно количество представителей этого народа, то в других местах преподавание идет во внеурочное время, а в детсадах и вовсе эти языки используются крайне редко. «Для повышения уровня владения представителями меньшинств своим языком как дополнительной ценностью необходимо обеспечить непрерывность доступа к преподаванию и изучению языков меньшинств на всех уровнях системы образования, начиная с дошкольного и вплоть до высшего образования. Дошкольное образование вместе со средним ― это тот уровень, где часто наблюдаются недостатки в преподавании языка меньшинств», — настаивают в комитете, одновременно сожалея о том, что преподавание на языках народов и их изучение сокращается.
Отметим, что тональность отчета, написанного в 2002 году, была совсем иной. Тогда эксперты приветствовали то, что некоторые регионы наряду с русским ввели в качестве государственных языки титульных наций. И в то же время в документе осторожно надеялись, что федеральная целевая программа по «усилению роли русского языка в образовании», рассчитанная на 2002–2005 годы, все-таки не будет мешать «дальнейшему увеличению объема и улучшения качества преподавания на языках нацменьшинств и их изучения».
Что ж, теперь, спустя почти два десятилетия, авторы нынешнего доклада с прискорбием сообщают, что даже со времен предыдущей версии отчета количество языков нацменьшинств в системе образования снизилось с 33 до 24. Помимо этого, сократилось число школ на языках нацменьшинств, количество часов, отводимых на изучение этих языков, и в конце концов изменился их статус — «с обязательного до дополнительного или внеурочного».
Как негативный тренд в докладе представлен ЕГЭ, который можно сдать только на русском языке независимо от того, на каком языке шло обучение. «Весьма сложная обязательная учебная программа и выпускные экзамены в значительной степени побудили школы и родителей сосредоточить внимание на основных предметах, что в свою очередь снижает спрос на преподавание и изучение языков меньшинств. Консультативный комитет отмечает, что выпускные экзамены в средней школе или вступительные экзамены в университеты, проводимые только на официальном языке, могут действительно препятствовать изучению языков меньшинств на самом высоком уровне, что может отрицательно сказаться на потребности и функциональности этих языков в общественной жизни», — подчеркивают эксперты.
Справедливости ради заметим, что еще в третьем отчете указывалось, что интерес родителей к обучению детей на языках народов России снижается. «Оказывается, что многие родители предпочитают, чтобы их дети изучали другие предметы вместо языков нацменьшинств», — удивлялись тогда в комитете Совета Европы, одновременно с этим сожалея, что в 2009 году исчезла возможность сдавать экзамены на языках народов России. «Вероятно, это снизит у родителей и учеников охоту к получению образования на языках меньшинств», — предвидели эксперты.
Что касается принятого в прошлом году законопроекта о добровольности изучения родных языков, в Совете Европы его сочли слишком поспешным и охарактеризовали как «снижающий статус языков нацменьшинств». «Следует уделить больше времени рассмотрению решения, которое учитывало бы как необходимость достаточного количества часов русского языка, так и желание властей республик развивать определенный уровень двуязычия населения. Консультативный комитет хотел бы вновь заявить о своей поддержке разработки моделей двуязычного или многоязычного обучения на русском языке и языках меньшинств в рамках обязательной школьной программы», — полагают авторы доклада.
В идеале, по их мнению, надо принять «двойные усредненные подходы», когда языки большинства и меньшинств представлены в равных пропорциях. «Двуязычное или многоязычное образование, открытое для учащихся из всех языковых групп, включая меньшинства и большинство, может, помимо значительных познавательных преимуществ для отдельных лиц, способствовать межкультурному пониманию и сотрудничеству», — делают вывод эксперты комитета. Поэтому в качестве рекомендаций призывают власти совместно с нацменьшинствами разработать стратегию, поощряющую использование языков народов в образовании, начиная с детсада и заканчивая вузами, с использованием современных дву- и многоязычных подходов.
Российская сторона не устает повторять, что кириллический алфавит «традиционно и обоснованно» на протяжении десятилетий используется в письменностях народов страныРоссийская сторона отмечает, что кириллический алфавит «традиционно и обоснованно» на протяжении десятилетий используется в письменностях народов страныФото: «БИЗНЕС Online»

«МНОГИЕ ПИСЬМЕННОСТИ БЫЛИ ИЗНАЧАЛЬНО СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ КИРИЛЛИЦЫ»

Еще с начала 2000-х европейские эксперты всячески настаивают, что и выбор алфавита — это также право народов, которым Россия, согласно выводам доклада, чинит препятствия, обязывая использовать только кириллицу. Об этом эксперты писали как в первом своем докладе по России, так и в нынешнем. «Консультативный комитет напоминает, что алфавит является неотъемлемой частью языка и государства не должны проводить различия между этими двумя понятиями и создавать отдельные правила. Он вновь напоминает, что выбор алфавита связан со свободой выбора своего языка, закрепленной в статье 10», — настаивают в документе.
Между тем российская сторона не устает повторять, что кириллический алфавит «традиционно и обоснованно» на протяжении десятилетий используется в письменностях народов страны. «Многие письменности были изначально созданы на основе кириллицы. Кириллический алфавит состоит из 33 букв и позволяет с использованием различных буквенных сочетаний обозначать на письме все необходимые звуки, используемые в языках народов России. При этом целесообразность изменений, предусматривающих исключения для использования кириллического алфавита, с позиции развития языков требует дополнительных научных обоснований», — указывается в правительственном отчете.
Впрочем, европейские эксперты тут же указывают, что и топографические надписи могут делаться не только на русском, но и других языках, в том числе с использованием латиницы. В этом направлении, видимо, преуспел только Татарстан, во всяком случае только его опыт упоминается в отчете. «Во время посещения Татарстана консультативный комитет мог, например, наблюдать, что татарский язык с его кириллицей используется повсеместно наряду с русским в официальных надписях на общественных зданиях, в названиях улиц и в прочих надписях из сферы культуры, в то время как, например, в частных торговых надписях татарский используется менее последовательно», — говорится в тексте.
Валерий Тишков: «Надо уходить от практики обязательного указания национальности только по одному из родителей, а родного языка как языка, соответствующего национальности»Валерий Тишков: «Надо уходить от практики обязательного указания национальности только по одному из родителей, а родного языка как языка, соответствующего национальности»Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

РАЗРЕШИТЬ ДВОЙНУЮ ЭТНИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Впрочем, 57-страничный доклад консультативного комитета отнюдь не сводится лишь к критике российских властей в области языковой политики. Проанализированы и другие аспекты. Отметим, что в докладе эксперты за основу берут стратегию, принятую в 2012 году и, скорее всего, не учитывали поправки, внесенные в конце 2018 года.
Возникли у комитета Совета Европы претензии и к переписи населения в России. С одной стороны, страну хвалят за то, что в опросный лист в 2010 году был включен пункт об этнической принадлежности, который носит факультативный характер, не принуждая граждан относить себя к какой-либо национальности. С другой стороны, указывается, что не все нацменьшинства остались довольны итогом переписи, в результате которой получилось 145 этнических групп и 48 подгрупп. Так, например, сибирские татары из Тюменской области хотели бы видеть себя отдельной национальностью, а не подгруппой волжских татар. «В этой связи консультативный комитет обеспокоен полученной им информацией о том, что в ходе переписи 2010 года лицам, идентифицировавшим себя как „сибирские татары“, интервьюеры рекомендовали как свою этническую принадлежность указывать „татарин“, а не „сибирский татарин“», — указано в отчете. Та же самая ситуация, по данным комитета, с попытками объединить носителей мокшанского и эрзянского языков в категорию «мордва».
Также консультативный совет одобрил включение в перепись вопросов не только про знание русского языка, но и отдельный пункт о родном языке, которого не было, к примеру, в переписи 2002 года. Так что респонденты могли указывать до двух родных языков. При этом эксперты сожалеют, что нельзя было выбрать несколько этнических принадлежностей, что позволило бы «лучше отразить богатый многокультурный и многоязычный характер населения», а также лучше бы отражало фактическую самоидентификацию. Поэтому, естественно, в Совете Европы призвали власти к переписи 2020 года дать возможность декларировать более одной этнической принадлежности.
По сути, это прямое одобрение идеи, высказанной научным руководителем Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Валерия Тишкова в конце октября прошлого года на совете при президенте РФ по межнациональным отношениям. «Надо уходить от практики обязательного указания национальности только по одному из родителей, а родного языка как языка, соответствующего национальности», — призывал он тогда.
Любопытно, что в 2002 году консультативный совет поощрял решение российских властей убрать из паспортов графу «национальность», принятое еще в 1997 году, и поторапливал со сроками окончания реформы, поскольку выполнение условий рамочной конвенции как раз и подразумевало исключение этих сведений. При этом эксперты демонстрировали осведомленность, что для части населения страны эта графа имела важное значение, а ее упразднение вызвало беспокойство. Так что в 2001 году федеральный центр и регионы договорились о специальном вкладыше в паспорт на языке титульной нации и указание этнической принадлежности в свидетельствах о рождении. Между тем в Совете Европы и тогда настаивали, что эта графа должна быть факультативной и вообще должна быть возможность ее изменения или вовсе упразднения.
Игорь Баринов: «Федеральное агентство уделяет большое внимание предотвращению межэтнических и межрелигиозных конфликтов, поощрению патриотизма и национального единства»Игорь Баринов: «Федеральное агентство уделяет большое внимание предотвращению межэтнических и межрелигиозных конфликтов, поощрению патриотизма и национального единства»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОМБУДСМЕН В ТАТАРСТАНЕ НЕ ПОЛУЧИЛ НИ ОДНОЙ ЖАЛОБЫ, СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКОВ»

Не удовлетворены в Совете Европы работой федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), результаты деятельности которого «пока неоднозначны». В документе утверждается, что на этот орган взвалили слишком много задач, но при этом не обеспечили достаточными ресурсами, да и в конце концов у ведомства Игоря Баринова попросту недостаточно опыта по защите нацменьшинств. «Федеральное агентство, как представляется, уделяет большое внимание предотвращению межэтнических и межрелигиозных конфликтов, поощрению патриотизма и национального единства. Как представляется, языковые, культурные права и права на участие лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, до сих пор считаются второстепенными», — утверждается в документе.
Недорабатывает, по мнению авторов доклада, и уполномоченный по правам человека в РФ. Омбудсмены в регионах, по информации комитета, как правило, проблем с правами меньшинств и межэтническими отношениями не видят, утверждая, что получают мало жалоб. При этом представители народов жаловались заграничным экспертам на то, что в канцелярии уполномоченных по правам человека им сразу отказали, опасаясь конфликта с региональными властями. Досталось и непосредственно Сарие Сабурской. «Наблюдая за тем, как в течение 2017 года в Республике Татарстан стали возникать языковые вопросы, консультативный комитет с удивлением узнал в ходе своего посещения, что омбудсмен там не получил ни одной жалобы, связанной с использованием языков», — обескуражены в Совете Европы.
По ст. 5 рамочной конвенции по защите прав нацменьшинств, которая предусматривает создание условий по развитию культуры, европейские эксперты вновь обнаружили недоработки. По их мнению, с одной стороны, российские власти продолжают оказывать помощь, например, создавая дома нацкультур, которыми организации народов и национальные культурные автономии могут бесплатно пользоваться для организации языковых курсов, танцевальных классов и прочих мероприятий (те самые Дома дружбы народов в Татарстане). При этом некоторые собеседники консультативного комитета, напротив, заявили, что подобные центры «чрезмерно подчеркивают позитивные аспекты», но избегают потенциально конфликтных и политических вопросов.
Однако сами центры жаловались, что не получают базового финансирования, поэтому свою деятельность ведут на частные пожертвования, а суммы региональных и местных субсидий не стоят усилий по преодолению административного барьера. Более того, новый закон об «иностранных агентах» и вовсе затруднил для таких организаций получение помощи из-за рубежа. «Консультативный комитет призывает власти усилить поддержку и упростить доступ к финансовым средствам, в том числе путем обеспечения устойчивого финансирования сохранения и развития культуры меньшинств. Необходимо оказывать поддержку современным проявлениям культуры. Следует выделять отдельные финансовые средства на проекты, касающиеся культуры меньшинств с тем, чтобы организациям национальных меньшинств не приходилось конкурировать с другими организациями в рамках „национальной политики“», — рекомендуют в докладе.


РОМА-ЦЫГАНЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ОНИ НЕ НУЖНЫ В ТАТАРСТАНЕ

Ситуацию с мигрантами, по мнению экспертов Совета Европы, также стоит улучшить. С одной стороны, радует то, что власти пытаются хоть как-то защищать трудовых мигрантов от дискриминации. Так, например, создание евразийского экономического союза формально уравняло в правах мигрантов из Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, а вот для прибывающих из Узбекистана и Таджикистана даются «значительно более слабые социальные гарантии». При этом в некоторых регионах, таких как Москва и Татарстан, национальные культурные автономии узбеков и других народов оказывают юридическую помощь соотечественникам.
Однако республика успела засветиться по этому направлению в негативном ключе, когда представители консультативного комитета обнаружили систематические преследования рома-цыган в Зеленодольском районе РТ. «Комитет был проинформирован о регулярных полицейских рейдах, беспричинных проверках удостоверений личности, а также о факте того, как рома-цыганские женщины со своими детьми по нескольку часов задерживались в полицейских участках для установления личности. Представители местного населения рома-цыган воспринимают это как сигнал к тому, что они не нужны в Татарстане», — возмущены в Совете Европы. По их мнению, такая политика началась в 2013 году, когда главой администрации был избран Александр Тыгин, который «неоднократно публиковал заявления против рома-цыган». «БИЗНЕС Online» рассказывал о конфликте зеленодольского главы и диаспоры цыган из поселка Айша.
Первый осужденный в РФ за неоднократное нарушение правил проведения митингов Ильдар Дадин (в центре)Первый осужденный в РФ за неоднократное нарушение правил проведения митингов Ильдар Дадин (в центре)Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

«СОЗДАЛИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ КЛИМАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Также в докладе сожалеют, что в России приняли законы, ограничивающие права на свободу мирных собраний и объединений, так как они «создали неблагоприятный климат для развития гражданского общества». Отдельно упоминается случай в Башкортостане, когда власти препятствовали демонстрациям в защиту родных языков, когда были задержаны четыре активиста. Сюда же европейские эксперты записали преследование Ильдара Дадина, дело которого разворачивалось после задержания на Манежной площади на митинге в поддержку Алексея и Олега Навальных. «В 2015 году оппозиционный активист татарской национальности был первым осужденным за участие в мирных демонстрациях по статье 212.1 Уголовного кодекса, которая криминализирует нарушения правил проведения общественных собраний», — огорчены в Совете Европы.
Со свободой выражения мнений в России тоже проблемы. Так, консультативный комитет пришел к выводу, что происходит ее дальнейшее ограничение. Причем получается, что власти явно переусердствовали с предотвращением пропаганды ненависти в интернете, ополчившись на соцсети и мессенджеры. Так, в докладе указано, что принятые еще в 2013 году поправки разрешают блокировать сайты без решения суда, так что в реестр попал ряд «несоответствующих записей», что «несоразмерно ограничивает свободу выражения мнений». Также комитет обращает внимание, что изменения в ст. 280 УК РФ о запрете сепаратизма расширяют сферу применения и позволяют криминализировать «публичные онлайн-звонки, нарушающие территориальную целостность РФ». В документе приводится пример Рафиса Кашапова, который получил 3 года лишения свободы и двухлетний запрет пользоваться соцсетями. «Ему были предъявлены обвинения в „публичных призывах к разрушению территориальной целостности России“ и „разжигании ненависти к российским властям как социальной группе“ за четыре статьи, которыми он поделился в интернете в 2014 году, осуждая действия России в Крыму», — поясняют авторы доклада.
Вспомнили эксперты также случаи ущемления прав в Чечне. Например, то, что женщин, работающих в госсекторе республики, вне зависимости от вероисповедания заставляют носить хиджаб, что, как указано в отчете, нарушает ст. 28 Конституции РФ. Но при этом в документе указывается на преференции для русской православной церкви в России, однако тут авторы отмечают положительный пример Татарстана. «Консультативный комитет был впечатлен конструктивной ролью местных религиозных лидеров в межконфессиональной сфере и в межэтнических отношениях», — указано в документе.
В то же время в Совете Европы озабочены тем, что во многих городах России у мусульман возникают трудности при получении разрешения на строительство мечетей. В той же Москве, где проживают до 2 млн мусульман, всего пять мечетей, дефицит их также отмечен в Краснодарском крае. И очень огорчены в комитете тем, что при публичных протестах против мечетей мусульман изображают в качестве «криминальных мигрантов» и «радикально настроенных элементов».
Впрочем, эта тема появляется в отчетах комитета не впервые. В двух предыдущих докладах европейские эксперты также «сожалели», что мусульмане и представители других религий сталкиваются со сложностями не только по получению разрешения на строительство объектов культа, но и в вопросах реституции. К слову, в последнем правительственном отчете России на этот счет лишь указывается, что «продолжается процесс» по передаче религиозным организациям культовых сооружений, тема же получения разрешения на строительство новых объектов просто не комментируется.
Впрочем, как заверил наше издание Лихачев, все эти рекомендации консультативного комитета по факту не носят строго обязательного характера. «Рекомендации необязательны, носят факультативный характер. Но в знак уважения той или иной стороной принятых обязательств было бы крайне желательно показывать позитив, достигнутый тем или иным субъектом той или иной страны», — добавил Лихачев.