ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 9 января 2019 г.

Fauziya Bayramova · Татарстан Республикасы Президент аппараты җитәкчесе САФАРОВ ӘСГАТЬ ӘХМӘТ улына Ачык хат

Татарстан Республикасы Президент аппараты
җитәкчесе САФАРОВ ӘСГАТЬ ӘХМӘТ улына
Ачык хат
Хөрмәтле Әсгать әфәнде!
Сезгә тагы пенсияләр хакында язарга мәҗбүрмен. Билгеле булганча, бары тик Татарстанда гына гонорар алучы пенсионер язучы-журналистлар “эшләүче пенсионерлар” (работающие пенсионеры) дип санала һәм аларның пенсияләре арттырылмый. Быел да шулай булды, гыйнвар өчен миңа узган елгы күләмдә - 13 858 сум 87 тиен пенсия китерделәр. Пенсия артмауның сәбәбе – ел барышында газета-журналлардан алынган берничә мең гонорар. Ул гонорарларны алганда безгә газета-журнал бухгалтерияләрендә “вакытлыча заказ үтәү” килешүенә кул куйдыралар, һәрхәлдә, бернинди заказ үтәү юк, вакытлыча эшләү дә юк, бары тик авторның үз ихтыяры белән язган мәкаләләре яки әдәби әсәрләре генә бар. Шуңа кул куймасаң, гонорар бирелми. Кабатлап әйтәм, бу бары тик “Татмедиа” системасы булган Татарстанда гына шушы хәл, ягъни, ялган килешүләргә куллар куя-куя, без үзебезнең соңгы гонорар акчаларына шушы монстрны тотабыз, дигән сүз!
Минем хезмәт кенәгәсендә 1998 елда соңгы мөһер тора, Татарстан китап нәшриятыннан үз теләгем белән эштән китү турында тамга. Шуннан бирле мин бер җирдә дә эшләмим, бары тик иҗат кына итәм (профессиональ язучы). 2005 елда 40 еллык эш стажым белән лаеклы ялга чыктым, Хезмәт ветераны. 1990-1995 елларда Татарстан Югары Советы депутаты, әмма ул хезмәтләр пенсиямдә чагылыш тапмады. Бүгенге көндә 48 китап авторы, Гаяз Исхакый һәм Һади Атласи бүләге иясе. Үзем ун ел буе редактор булып эшләгән Татарстан китап нәшриятында соңгы китабым 2011 елда чыкты, хәзер китапларымны үзем - китап сатып чыгарам. Минем сездән беркайчан да берни теләнеп-соранып йөргәнем юк, сезне борчучылар болай да күп, әмма пенсия акчасы – ул минем хәләл, гомер буе казганып тапкан бердәнбере керемем! Һәм аңа беркем дә кул тыгарга тиеш түгел! Югыйсә, бу акча татар түрәләренең бер утырып ашавына да җитми бит, ә мин аңа ай буе яшәргә тиеш. Әле Казанга барлык милли һәм фәнни чараларга да үз хисабыма йөрим.
Хөрмәтле Әсгать әфәнде!
Бу хатны сезгә үзем өчен генә түгел, шул хәлдә калган башка пенсионер язучы-журналистларны да күздә тотып язам. Үзгәртегез “Татмедиа”дагы бу тәртипсезлекне, гонорар алган өчен “эшләүче пенсионер” булып исәпләнү туктатылсын иде! Без болай да Татарстан хакына, милләт хакына күп нәрсәләрне тышка чыгармыйбыз, дәшмибез, әмма КЕШЕ ХАКЫ дигән нәрсә дә бар бит әле! Ә аның өчен бу дөньяда гына түгел, теге дөньяда да соралачак – шуны онытмаска кирәк! Бу мәсьәләне гадел хәл итәрсез, дигән өмет белән:
Фәүзия Бәйрәмова,
язучы, тарих фәннәре кандидаты.
2019 ел, 9 гыйнвар.

О ПОНИМАНИИ ИСЛАМА.


О ПОНИМАНИИ ИСЛАМА.
Наверно все видели танцующих суфиев. Или, как вариант, сидящих, но неистово трясущих головами в разные стороны. Принято считать, что это - так называемое состояние "фана" - растворения в Боге, полном отрыве от реальности и неосознании ничего, кроме Его присутствия и величия. Если учесть, что это действительно так, то это должны быть люди крайней степени праведности и богобоязненности, ибо только такой человек может настолько сильно почувствовать близость Бога, что перестает чувствовать окружающий мир. Но не суть.
Другой полюс. Человек "все по сунне". Категорический отказ от любых нововведений, сверяние каждого своего шага с достоверным хадисом, все его речи, реальные и виртуальные, полны слов "Сказал Аллах, сказал Его посланник", и цитат от самых авторитетных ученых уммы. Слушаешь такого человека и начинаешь думать, что вот она оказывается какая - религиозность на пути праведных предков.
Или тарикатизм. Большое количество зикров, дополнительного поклонения, работа над искренностью, акцент на праздновании мавлида, как проявление любви к пророку. Все это прекрасно. Я не лезу во внутренний мир ни одной из этих категорий людей, а просто говорю как сам это вижу со стороны Каждая из сторон имеет свои доводы и считает себя очень правой.
Причем, что интересно, если выслушать каждую из сторон по-отдельности, то можно сделать о них вывод, как об очень переживающих за ислам людях, стремящихся к довольству Аллаха, любящих Аллаха и Его посланника, мир ему. Пусть будет так, я им верю. И они в это верят. Но не суть.
А суть вот в чем. Конечным итогом любых практик, правил и мазхабов должно быть только претворение в своей жизни принципов Корана и сунны. Есть Коран, на него есть известные толкования, которые в основных вопросах не противоречат друг другу. Основные постулаты сунны связанные с этикой и братством тоже известны. Соответственно, чем больше человек изучает Коран и сунну, чем более внутри него есть стремление к применению их законов в жизни ... тем больше человек должен проникаться любовью и переживанием за братьев-мусульман независимо от их взглядов.
То есть если человек в тарикате, и делает акцент на зикре и дополнительном поклонении это ДОЛЖНО толкать его к переживанию за других, если человек "антибидаатчик" это ДОЛЖНО толкать его к любви и переживаю за братьев. И если кто-то, неважно из какого он лагеря, переживает и заботиться только о своей группе, то, извините, я не вижу толка в его вирдах и борьбе за чистоту ислама.
И если к кому-то подошли с вопросом по фикху, а он знает ответ, но не стал отвлекаться от своего зикра, а просто проигнорировал (что я видел лично), то задумайтесь, есть ли в этом зикре благо? Или если человек в борьбе за чистоту ислама смотрит на братьев, которые по его мнению вводят плохие новшества, с высока и с презрением, то, скорее всего, сердце этого человека нуждается в очищении больше, чем ислам этих "заблудших".

Российский герб «двуглавый орел»: откуда он?


https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1930921043687251&set=a.287300838049288&type=3&eid=ARA2bcBzKuIya88WcQ0kEzfO_uGeJwwXkVE_rElis-H-TE5U6-anWe5zS02tENEZH_NZtoXWFd_3Kktu

Российский герб «двуглавый орел»: откуда он?
Двуглавый орел вначале был на печати Великого князя Москвы.
Когда Москва выбирала символы государственности, разумеется, Иоанн III держал в руках "татарскую валюту".
В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока вначале 1500 года не прекратила существование. 
Возможно, великий князь Московский хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим татарским ханствам, образовавшимся после распада Орды.
Снимок - акча (тәнкә) Золотой Орды.
Полумесяц и крест, именно единение - Восток и Запад, толерантность, одна из причин, которая погубила Орду.


Нет описания фото.

Талибы отменили переговоры с США в Катаре

https://golosislama.com/news.php?id=35710&fbclid=IwAR2qGCye49eZkw-UxB2PyjIiIICFEN0Q14dgZ6OQ1PLBdMxmpac2J8Ahm5w
Талибы отменили переговоры с США в Катаре



Афганские талибы отменили мирные переговоры с официальными лицами из США в Катаре на этой неделе после разногласий по поводу повестки дня встречи, что подтвердили представители движения во вторник.
Двухдневные переговоры должны были начаться в среду в столице Катара, Дохе. Талибан отверг участие афганских правительственных чиновников в обсуждениях.
Талибы отклонили многочисленные просьбы региональных держав разрешить афганским официальным лицам принять участие в переговорах, настаивая на том, что США являются их главным противником в 17-летней войне, а Кабул - «марионеточным» режимом.
Талибан, крупнейшая вооруженная группировка Афганистана, которая была отстранена от власти в результате вторжения под руководством США в 2001 году, на этой неделе отменил свою встречу с официальными лицами США в Саудовской Аравии. Это было сделано после того, как Эр-Рияд настаивал на поддержке правительства Афганистана, поддерживаемого Западом.
Переговоры станут четвертыми в серии между лидерами талибов и специальным посланником США Залмаем Халилзадом.
«После взаимных консультаций мы собираемся встретиться с официальными лицами США в Дохе в среду. Встреча продолжится в течение двух дней - среда и четверг», - заявил высокопоставленный член делегации талибов на условиях анонимности.
Официальные лица Пакистана и Ирана заявили, что пытаются убедить талибов встретиться с лидерами кабульского правительства Афганистана.
Другой высокопоставленный лидер талибов подтвердил встречу в Катаре и сказал, что ни одна другая страна не будет вовлечена.
Напомним, что по просьбе США в 2013 году в Дохе был создан офис талибов для содействия мирным переговорам.
Но офис закрыли после того, как на талибов оказали давление из-за того, что они подняли над офисом свой флаг, флаг Исламского эмирата Афганистан.
В итоге тогдашний президент Афганистана Хамид Карзай прекратил все попытки мирных переговоров, заявив, что офис в Дохе представляет собой неофициальное посольство для правительства в изгнании.
С тех пор флаг был снят, а офис оставался пустым без каких-либо официальных сообщений о возможном открытии.
Сейчас переговоры с талибами ведутся в других районах Дохи.
АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ

Исламофобы оправдывают гонения властями Мьянмы против Рохинджа некой террористической угрозой

https://www.facebook.com/groups/146550952214287/permalink/916487061887335/


Одной из трагедий народа рохинджа, гонимого властями Мьянмы, является тот факт, что бирманские власти, а вместе с ними и исламофобы всего мира, подписавшиеся к Мьянме бесплатными пропагандистами, делают все возможное, чтобы оправдать свое насилие некой «террористической угрозой», которая исходит, якобы, от рохинджа.
Разумеется, сделать это очень легко, потому что нет ничего проще сегодня, чем убивать и насиловать мусульман, оправдывая это борьбой с исламским экстремизмом. В итоге, у людей, не знакомых с ситуацией в Мьянме, складывается впечатление, что т.н. «Армией спасения рохинджа Аракана», которая совершила нападения на полицейские блокпосты в 2017 году, это какое-то страшное исламистское террористическое движение, терроризирующее мирную буддистскую страну.
Между тем, факты таковы — Мьянма уже очень долгие годы находится в состоянии перманентной гражданской войны, практически со дня получения независимости. И «Армия спасения рохинджа Аракана» это лишь маленькая группа отчаявшихся от угнетения молодых рохинджа, уровень насилия которой не идет ни в какое сравнение с тем, что творят в Мьянме правительственные войска, а также партизанские группы всех возможных фракций.
Мы не будем обсуждать другие провинции Мьянмы, где периодически то вспыхивают то затухают кровавые конфликты с различными группами. Возьмем лишь многострадальный Аракан (Ракхайн), место, где по утверждению бирманских властей, существует опасность исламского терроризма.
«Армия Аракана» - немусульманская сепаратистская группа, за последние месяцы убила намного больше полицейских и военных, чем мусульманская «Армия спасения рохинджа Аракана». Согласно New York Times только в первой половине 2016 года они убили по меньшей мере 300 солдат. Тем не менее, лишь АСРА (ARSA) признана террористической организацией, и широко распиарена именно в этом качестве. И если действия АСРА оправдывают драконовские спецоперации против рохинджа, то в случае Армии Аракана...ну, достаточно сказать, что тесть лидера организации (опять же, согласно NYT) является спикером региональной ассамблеи Аракана.
На прошлой неделе в пятницу боевики Армии Аракана (АА), состоящей из буддистов, убили 13 полицейских и ранили еще 9 в результате нападений на четыре блокпоста. Представитель повстанцев Кхине Тху Ха сообщил агентству AFP, что боевики АА захватили семь трупов «врагов» и взяли в плен 14 сотрудников сил безопасности во время своих рейдов. Позже он сообщил Reuters, что повстанцы освободили по меньшей мере 12 пленных силовиков.
Кхине Ту Кха заявляет, что эти нападения стали ответом на военное наступление Мьянмы на АА в последние недели, которое также было направлено против гражданских лиц.
В прошлом месяце бирманские военные объявили о четырехмесячном прекращении боевых действий на севере и северо-востоке страны, чтобы начать мирные переговоры с многочисленными вооруженными группами, борющимися за этническую автономию, но это объявление исключало Аракан.
АА считает, что бирманская армия использует перемирие в других местах, только чтобы сосредоточить усилия на Аракане.
Эскалация насилия происходит на фоне серии нападений и убийств в последние недели в северной части Аракана. Неизвестные убили полицейского, в то время как два этнических ракхайнца были найдены с перерезанным горлом, что побудило армию, по словам ее представителей, начать «локальные операции».
Уже вышесказанного хватит, чтобы понять, что Аракан, да и Мьянма вообще, это далеко не оазис спокойствия, который баламутят ни с того ни с сего какие-то «исламские террористы». Это место полное насилия, и абсолютное большинство этого насилия не имеет никакого отношения к АСРА.
Однако, из буддистских сепаратистов, требующих большей автономии или независимости для Аракана, гораздо сложнее сделать пугало для всего мира, чем из из группки мусульман рохинджа, даже несмотря на то, что эти буддисты гораздо лучше организованы и вооружены, а в результате их насилия погибает гораздо больше людей. К тому же, отношение этих сепаратистов к мусульманам ничуть не лучше, чем отношение властей Мьянмы, а возможно даже хуже, ведь на них по сути не оказывается никакого давления со стороны международного сообщества.
А что же рохинджа в такой ситуации? Те мусульмане, которые зажаты сейчас на ничейной земле на границе с Бангладеш (потому что боятся возвращаться домой и не хотят жить в лагерях в Бангладеш), находятся в панике. Боевые действия между бирманской армией и АА еще не дошли до них, но они уже очень близко, и в целом, ситуация очень напряженная.
Солдаты Мьянмы на прошлой неделе разбили лагеря безопасности и бункеры вдоль границы. Некоторые из укреплений непосредственно примыкают к пограничному забору, проходящему вдоль ручья и с видом на хижины, воздвигнутые примерно 4500 перемещенными рохинджа, живущими на узкой полосе земли.
Лидер общины беженцев Нур Алам говорит, что после наступления темноты по другую сторону границы часто можно услышать выстрелы.
«Каждую ночь это приближается. Пограничники Мьянмы установили около 10 новых постов возле нашего лагеря. Это очень пугает», - сказал он AFP.
Между тем Организация Объединенных Наций заявила в среду, что она "глубоко обеспокоена" ситуацией в этом районе.
Кнут Остби, который является координатором-резидентом ООН, призвал «все стороны обеспечить защиту всех гражданских лиц» и уважать права человека.
Представитель Бангладеш также сказал, что они знают о напряженности на границе.
«Мы поговорим с соответствующими властями, чтобы обсудить, что делать», - сказал местный администратор Камаль Хоссейн.
В любом случае, надежды на мирное возвращение в Аракан у 750 000 мусульман рохинджа практически нет.

Конец "шиханской эпопеи". Расклад и последствия

https://www.idelreal.org/a/29662635.html

Конец "шиханской эпопеи". Расклад и последствия




Момент истины в судьбе шиханов, наконец, настал. Врио главы Башкортостана Радий Хабиров дал согласие на разработку одного из шиханов — Куштау — Башкирской содовой компании.
Справедливости ради, конечно, стоит сказать, что Радий Хабиров был в данном случае скорее статистом, т.к. окончательное решение по разработке вовсе не в его компетенции. К тому же официально дали добро пока только на дополнительную разведку с возможностью последующей разработки, а не на саму разработку как таковую. Но это все частности, т.к. если отбросить всю бюрократическую шелуху, то понятно, что решение уже, в принципе, принято.
Куштау — это не компромисс и даже не решение проблемы, а лишь оттягивание её в лучшем случае на пару десятков лет
Сразу оговоримся, что иного исхода ожидать вовсе не приходилось. Не могло так случиться, что мощнейшая сырьевая компания страны, сыгравшая весьма важную роль в неожиданной отставке Рустэма Хамитова, просто так сдастся. Предыдущий глава республики клялся, что пока он руководитель, шиханы не сдаст. И слово он свое, к его чести, сдержал. И когда он это говорил, то имелись в виду все три горы: Торатау, Юрактау и Куштау. Но Куштау была самым слабым звеном в этой цепи, т.к. она единственная из трех сохранившихся шиханов, которая не обладает статусом памятника природы. А как известно, где тонко — там и рвётся.
Казалось бы, долгая эпопея с шиханами, наконец, закончилась. Но ряд моментов позволяют говорить, что это лишь многоточие. Многие скрытые стороны этой истории стали активно проявляться только сейчас, последствия решения этого весьма болезненного вопроса мы еще неоднократно ощутим.
Провластные СМИ и ангажированные блогеры поспешили объявить это "победой" и необходимым компромиссом. Но компромисс ли это? Во-первых, проводившиеся до этого разведки на Куштау показали, что запасов известняка, пригодного для производства соды, там не так много, и хватит его максимум лет на двадцать. А потом, видимо, опять начнется мучительный поиск нового источника. Во-вторых, разработка Куштау принесет массу экологических издержек. К примеру, она потребует вырубки лесных массивов вокруг шихана, являющихся защитными лесами Стерлитамака, где экологическая ситуация из-за химического производства и так далека от идеала. Конечно, усиленно предлагавшееся при прежней администрации Белого Дома Гумеровское месторождение было тоже не идеальным вариантом, т.к. его разработка безвозвратно уничтожила бы Гумеровское ущелье — прекрасный уголок природы. Но, по крайней мере, известняка там хватило бы на многие десятилетия вперед. Т.е. данный вариант, как минимум, был бы не временным решением, как Куштау. Самым оптимальным вариантом была разработка территорий к северу и к югу от Гумеровского ущелья, где, по экспертным заключениям геологов, подходящего для соды известняка в огромном количестве, да и территории эти малонаселенные. Но в этом случае расходы на транспортировку не устраивают руководство "Соды", поэтому этот вариант, как видим, теперь вообще не рассматривают. Так что Куштау — это не компромисс и даже не решение проблемы, а лишь оттягивание её в лучшем случае на пару десятков лет.
Хамитовской "оттепели" пришел конец, а значит, с несогласными с генеральной линией "либеральничать" не будут
Общественность и журналистское сообщество, пристально следившее за эпопеей вокруг шиханов, больше всего возмутило то, что переговоры по Куштау прошли в закрытом режиме и об их результатах сообщили лишь по факту. Т.е. мнение граждан, общества вообще не бралось в расчет. Такой вот смачный плевок общественному мнению. К тому же, быстрое согласие и (практически на грани фола) довольно грубый ответ Врио главы РБ показывают крайнюю болезненность этого вопроса, резко контрастируя с той линией, которой придерживался предыдущий глава Башкортостана Рустэм Хамитов. И дело здесь вовсе не в попытке Радия Фаритовича показать себя эдаким крутым мачо на фоне интеллигента-очкарика Хамитова. Это скорее публичная демонстрация того, что новый глава Белого Дома в критические моменты не будет проявлять гибкость и учитывать общественное мнение.
И назначение экс-министра образования Гульназ Шафиковой ректором Института развития образования — несмотря на жесткий протест работников этого учреждения — говорит о многом. Этот подход во многом скопирован со стиля управления Владимира Путина — никогда не прогибаться и не принимать решения под давлением. И это не просто разница в человеческом характере двух чиновников — это скорее разница в эпохах. Радий Хабиров формировался в эпоху рахимовской авторитарной системы, а приход Рустэма Хамитова в публичную сферу прошел через бурные перестроечные годы, с их свободой дискуссий и открытыми честными выборами, которые не могли не наложить свой отпечаток. Вместе с тем спич Радия Хабирова можно воспринимать как сигнал не только защитникам шиханов, но и всему гражданскому сообществу республики — хамитовской "оттепели" пришел конец, а значит, с несогласными с генеральной линией "либеральничать" не будут. Один из федеральных анонимных Telegram-каналов заговорил о том, что "Сода", якобы, сильно недовольна этим решением и в отместку поддержит одного из соперников Радия Хабирова на будущих на выборах главы региона в 2019 году. Такая трактовка больше всего напоминает отвлекающий информационный шум, чтобы продемонстрировать, что переговоры между сторонами шли в жестком формате и никакой капитуляции перед требованиями "Соды", на самом деле, не было. Т.е. эти слухи опять-таки как вода на мельницу Врио главы Башкортостана — попытка изобразить его как якобы жесткого переговорщика, отстаивающего интересы республики.
Если бы решение объявили сразу же в октябре, то это слишком ярко высветило бы лоббистскую роль "Соды" в отставке Хамитова и назначении Хабирова
В этой истории удивляет только одно — почему после того, как Радий Хабиров громогласно заявил о взятой им паузе, вопрос о шиханах разрешили так быстро? Ведь, в принципе, целесообразнее было тянуть с этим вопросом до выборов. Но, видимо, условием лоббистов "Соды" было максимально быстрое решение вопроса, чтобы не оставлять возможность для обсуждения его во время выборного процесса. Как сказал сам Радий Хабиров, "жвачки не было". А если бы решение объявили сразу же в октябре, то это слишком ярко высветило бы лоббистскую роль "Соды" в отставке Хамитова и назначении Хабирова, что тоже совершенно не нужно было никому.
В этой истории был и забавный момент, когда многие из защитников шиханов, в буквальном смысле слова, плясавшие на радостях от отставки Рустэма Хамитова и назначения Радия Хабирова, первоначально возмущенно пошумев в соцсетях, внезапно куда-то исчезли. Более того, всевозможные общественные организации, как и их акции в защиту шиханов, в некоторых СМИ задним числом стыдливо переписываются в защиту только Торатау и Юрактау. Это, по сути, тихий слив движения защиты шиханов, с попыткой сохранить лицо новой региональной власти, которая при такой картине мира вроде как полностью поддержала требования общественности.
Несмотря на всем известную принципиальную позицию прежнего главы республики, далеко не секрет, что большинство защитников шиханов из числа башкирских общественников открыто ненавидели Рустэма Хамитова из-за его небашкирского происхождения. И трудно сказать, что для них было важнее — сохранение шиханов или его отставка. Поэтому и неудивительно, каким тихим был голос их протеста. Мы даже услышали одобрения тех же самых защитников, когда назначенный из Москвы Врио главы согласился отдать одну из гор.
В любом случае, если в ближайшее время некогда раскрученное движение защитников шиханов быстро сольётся, это станет еще одним подтверждением того, что защита уникальных памятников природы, коими безусловно являются шиханы, была для многих из них лишь манипуляцией и политическим инструментарием.
Ильнар Гарифуллин
политолог, кандидат исторических наук

Конец "хамитовской оттепели". Будут ли "хабировские заморозки"?