ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Конец "алмазного короля". Арестованы родственники друга Путина и Трампа

https://www.svoboda.org/a/29589879.html?fbclid=IwAR0t-CZJZSqZdrUu9ct5okEGP7d9DmDXzqmVpYEbCQ46cXEgC0GuOnO8G20

Конец "алмазного короля". Арестованы родственники друга Путина и Трампа

Владимир Путин, Лев Леваев и Дональд Трамп, коллаж

Владимир Путин, Лев Леваев и Дональд Трамп, коллаж

В Израиле в понедельник были задержаны и арестованы на неделю шестеро подозреваемых в контрабанде алмазов на сумму более 80 миллионов долларов. Уголовное дело о контрабанде, как выяснилось, уже год расследуют израильская полиция и налоговые органы. Во вторник суд города Ришон ле Цион разрешил к публикации их имена. В числе арестованных оказались Звулон Леваев, сын израильского миллиардера советского происхождения Льва (Леви) Леваева, его брат Моше Леваев, а также три сотрудника принадлежащей Леваеву фирмы LLD Diamonds. Лев Леваев – выходец из СССР, один из самых богатых людей Израиля и владелец множества активов в России и по всему миру, сделавший состояние на добыче, торговле и огранке алмазов. Имя Леваева, которого часто называют "алмазным королем", фигурировало и в нескольких публикациях о связях Дональда Трампа с Россией, а принадлежащая ему фирма – в "деле Магнитского".

Курьеры в кипах

В среду, 7 ноября, задержания подозреваемых по этому делу продолжились. Полицейские пришли еще к трем сотрудникам LLD Diamonds, у всех задержанных были проведены обыски. Помимо этого, были арестованы израильские активы Льва Леваева на сумму в несколько миллионов долларов: его вилла и алмазы, найденные в офисах LLD Diamonds в здании Алмазной биржи под Тель-Авивом.
Согласно официально опубликованным подозрениям, израильский гражданин, сотрудник одного из принадлежащих Леваеву российских заводов по обработке алмазов, полгода назад попытался контрабандой ввезти в Израиль драгоценные камни стоимостью в 270 тысяч долларов. Для этого он, предположительно, воспользовался статусом "вернувшегося израильтянина" ("тошав хозер"): гражданам страны, которые уехали из нее и прожили как минимум несколько лет за границей, Израиль предоставляет ряд льгот в случае их возвращения в страну для постоянного проживания. В числе этих льгот – таможенные пошлины при ввозе личного имущества. Чемодан с алмазами, как сообщают израильские СМИ со ссылкой на неназванные источники в полиции, был конфискован таможенниками при попытке его владельца пройти через "зеленый коридор" без декларирования ввозимых вещей.
Алмазная биржа в Тель-Авиве
Алмазная биржа в Тель-Авиве
Кроме этого, полиция подозревает, что в действовавшей на протяжении 16 последних лет схеме контрабанды были задействованы учащиеся религиозных иудейских школ – ешив, также привозившие алмазы из России в Израиль – возможно, по той причине, что религиозные евреи с израильскими паспортами вызывали у таможенников меньше подозрений. Но и это еще не все: по версии расследующего это дело полицейского спецподразделения "Лахав 433" (оно известно как "израильское ФБР" и занимается расследованием самых громких дел, связанных с организованной преступностью, в том числе делом о коррупции в отношении премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху), часть ввезенных в Израиль таким образом драгоценных камней была добыта в Африке, в странах, покупка алмазов из которых запрещена международными конвенциями. Такие алмазы часто называют "кровавыми", поскольку деньги от их продажи с большой долей вероятности могут пойти на финансирование военных конфликтов. К этим конвенциям присоединилась и Россия, поэтому если подозрения израильской полиции окажутся обоснованными, это будет означать, что российская таможня по каким-то причинам пропустила через границу алмазы, ввоз которых в страну был строго запрещен.

Детство, отрочество, юность

Лев Авнерович Леваев родился в 1956 году в Ташкенте, в семье бухарских евреев. Его отец, Авнер Леваев, был последователем любавичского хасидизма, деда в 1949 году арестовали за пропаганду еврейских религиозных традиций и сослали в Сибирь на 25 лет. По одним данным, отец Леваева был заведующим государственным антикварным магазином, по другой версии – заместителем директора городского универмага. Как пишет в своей книге "Бизнес по-еврейски" израильский писатель Петр Люкимсон, отец воспитал Леваева в строгих иудейских ортодоксальных традициях, например, приучил его всегда носить кипу, за что Льву не раз доставалось от сверстников-антисемитов. Семья Леваевых была обеспеченной, но при этом вела довольно скромный образ жизни, помогая другим членам общины – в числе прочего Авнер Леваев оплачивал бухарским евреям "штраф", который эмигрировавшие в Израиль советские граждане должны были выплатить властям за полученное в СССР образование, – примерно 1000 рублей.
Хасиды в синагоге, еврейский Новый год ("Рош а Шана") в Умани, Украина
Хасиды в синагоге, еврейский Новый год ("Рош а Шана") в Умани, Украина
Свои первые деньги, пишет Люкимсон, Леваев заработал после рождения младшего брата: он сел на велосипед и начал объезжать родственников, каждый из которых давал ему рубль-другой за радостную весть. На скопленную сумму он якобы купил у знакомого своего отца, заведующего складом в магазине, импортные плащи, впоследствии перепродав их в 2-3 раза дороже. Другая легенда гласит, что Леваев на рассвете собирал бутылки в городских парках, зарабатывая таким образом от 80 до 120 рублей ежемесячно – больше, чем его учителя.
В 1968 году Авнер Леваев отправил сына в подпольную ешиву любавичских хасидов в Самарканде, где тот в свободное от занятий время продолжил зарабатывать деньги: ремонтировал и перепродавал сломанные велосипеды и мопеды, а выручку вкладывал в покупку "из-под полы" модных и дефицитных товаров, которые затем перепродавал. На его учебе это никак не сказалось – в статье 2001 года "Леваев и пустота", опубликованной на прекратившем с тех пор свое существование сайте "Общественного Фонда Азиатско-Европейских исследований", сказано, что уже в 13 лет Леваев "прославился среди евреев Ташкента умением толковать на иврите недельную главу Торы".
В этой же статье приводится не самая приятная для Леваева, но и не подтвержденная из каких-либо других источников версия того, почему его семье в 1971 году пришлось репатриироваться из СССР в Израиль. Причиной якобы стал интерес к нему и его отцу со стороны ОБХСС, Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности – из-за подозрений в спекуляции, являвшейся в Советском Союзе уголовно наказуемым деянием. Перед отъездом в Израиль Авнер Леваев купил на имевшиеся у него деньги алмазы, которые в течение нескольких лет сам и с помощью репатриировавшихся в Израиль бухарских евреев смог вывезти из страны.
Как писал в 2004 году журнал Forbes (сейчас эта публикация недоступна на сайте издания, однако ее копия сохранилась в других источниках), на покупку алмазов перед репатриацией Авнер Левиев потратил 1 млн долларов. В Израиле он смог выручить за них лишь 200 тысяч – по версии Forbes, камни оказались "невысокого качества", авторы статьи "Леваев и пустота" утверждают, что они и вовсе оказались фальшивыми.

Начать с нуля и взлететь до небес

В Израиле, как следует из тех же публикаций в СМИ, Льву Леваеву пришлось начинать карьеру с самых низов алмазного бизнеса. Он устроился гранильщиком в маленькую мастерскую, отслужил в армии, а после этого, в 1977 году, открыл уже собственное гранильное производство. По данным Forbes,взлету Леваева как бизнесмена способствовал кризис на израильском рынке алмазов в начале 80-х годов, когда многие торговцы камнями разорились. Леваеву удалось избежать этой участи, поскольку он избегал брать кредиты в банках под залог собственных запасов алмазов. Для покупки алмазного сырья Леваев ездил по всему миру – от России и ЮАР до Великобритании и Голландии. Он одним из первых начал использовать революционную по тем временам лазерную огранку алмазов, позволявшую нивелировать недостатки каждого конкретного камня. Спустя 10 лет после открытия своего завода в Израиле, в 1987-м, Леваев был одним из крупнейших производителей бриллиантов в мире и получил от крупнейшей алмазодобывающей корпорации De Beers статус "сайтхолдера" – им обладает узкий круг людей по всему миру, имеющий право покупать алмазы без посредников.
В конце 80-х, на излете существования советского режима, при Совмине СССР было создано Главное управление драгоценных металлов и алмазов ("Главалмаззолото"), которое должно было управлять добычей золота и алмазов в Союзе, а также гранильной и ювелирной промышленностью, оптовой торговлей алмазами, бриллиантами и ювелирными изделиями в СССР и за границей. По данным отраслевого информационно-аналитического агентства Rough and Polished, специализирующегося на "изучении процессов, определяющих развитие мирового рынка алмазов и бриллиантов", в 1989 году представители "Главалмаззолота" во главе с бывшим руководителем треста "Якутскалмаз" Валерием Рудаковым во время поездки в Израиль выбрали Леваева в качестве партнера для первого совместного советско-израильского предприятия по огранке алмазов. Компания получила название "Руиз Даймондс", в 1991 году, после распада СССР, Леваев стал единоличным участником проекта.
Валерий Рудаков, 2001 год. С декабря 1999 по июнь 2002 Рудаков был заместителем министра финансов России Алексея Кудрина и директором ГОХРАНа при Министерстве финансов
Валерий Рудаков, 2001 год. С декабря 1999 по июнь 2002 Рудаков был заместителем министра финансов России Алексея Кудрина и директором ГОХРАНа при Министерстве финансов
Сейчас "Руиз Даймондс" по-прежнему является одним из крупнейших гранильных предприятий в России, хотя Лев Леваев, если верить данным базы "Контур Фокус", в числе ее учредителей не числится (заметим, что биография Леваева, на которую мы ссылаемся, была удалена с сайта агентства Rough and Polished, однако ее сохраненная копия доступна в интернете).
В 1995 году бизнесмен потерял статус "сайтхолдера" De Beers – по одной из версий, причиной этого стало его участие в распродаже с помощью "серых схем" алмазов из ГОХРАНа СССР. По другой – De Beers почувствовал в Леваеве серьезного конкурента. Зато дружба с Валерием Рудаковым открыла перед ним новые возможности и двери кабинетов на самых высоких этажах власти: Леваев рассказывал Forbes, что не раз встречался с Михаилом Горбачевым, правда, как отмечает бизнесмен, обсуждали они не продажу алмазов, а открытие еврейских религиозных школ, в создание и поддержание которых по всему миру Леваев, как и его отец, вкладывал немалые деньги.
Не возникло у Леваева особых проблем и после смены власти в стране: в 1990-м, как сообщал "Коммерсант", Леваев купил Московский ювелирный завод, а в 1996 году, как пишет Rough and Polished, он стал совладельцем пермского ЗАО "Кама-Кристалл", основным сырьем для которого были алмазы с прииска "Уралалмаз". Вскоре президент России Борис Ельцин подписал указ о том, что 75% добываемого на "Уралалмазе" сырья должно подвергаться огранке по месту добычи, хотя проверка Счетной палаты в 2002 году показала, что Леваев фактически пользуется монопольным правом на покупку сырья у "Уралалмаза". Российские СМИ писали также о том, что компания Леваева "Руиз Даймондс" стала практически монопольным покупателем алмазов, добываемых совместным предприятием "АЛРОСы" и администрации Анабарского района Якутии – ОАО "Алмазы Анабара". Сообщалось и о еще одном якутском предприятии Леваева, ООО "Алми Диам", которое занималось огранкой алмазов, купленных у якутского добывающего предприятия ОАО "Нижнеленское".
Любопытно, что через Пермский край Леваев связан с другим российским бизнесменом, испытывающим в последнее время проблемы, – Дмитрием Рыболовлевым. И Рыболовлев, и Леваев тесно сотрудничали с бывшим губернатором Пермской области, а ныне вице-премьером правительства России и полномочным представителем президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым. Именно во времена губернаторства Трутнева Леваев приватизировал "Уралалмаз", кроме того, Трутнев курировал "АЛРОСу".

Африканские алмазы и война с De Beers

В 1997 году Лев Леваев купил у израильского банка "Леуми" контрольный пакет инвестиционного холдинга Africa Israel Investment Ltd, созданного еще в 1934 году инвесторами из Южной Африки на территории подмандатной Палестины. За несколько лет до этого, как говорилось в публикации на сайте "Общественного Фонда Азиатско-Европейских исследований", он уже начал вести бизнес в Африке, исторической вотчине De Beers. Первой точкой серьезного приложения усилий Леваева стала Ангола, где в 1996 году, как пишет Forbes, Леваев купил за 60 млн долларов 16% крупнейшего в стране алмазного рудника. Этот рудник лишь незадолго до сделки был отбит правительственными войсками тогдашнего президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша у повстанцев группировки УНИТА. Леваев быстро наладил связи с Душ Сантушем и вскоре получил эксклюзивное право на покупку ангольских алмазов – в то время как De Beers порой приходилось покупать камни у боевиков УНИТА, что и привело в 1998 году к введению ООН санкций на такие покупки и появлению в последующем "сертификатов Кимберли", призванных гарантировать, что деньги от продажи камней не будут идти на финансирование военных конфликтов. Алмазы, не обладающие "сертификатом Кимберли", стали называться "кровавыми". Forbes и другие СМИ сообщали также о схожих проектах Леваева в Намибии и Конго, а также в Казахстане. Кроме того, бизнес в Анголе позволил Леваеву познакомиться с другим видным репатриантом из СССР в Израиль, Аркадием Гайдамаком, который в 2009 году был заочно признан французским судом виновным в организации незаконных поставок оружия в Анголу в период с 1993 по 1998 год и приговорён к шести годам лишения свободы, а также назывался СМИ в качестве активного посредника в переговорах по списанию госдолга Анголы перед СССР. В серии документальных фильмов-расследований нидерландского телеканала Zembla утверждалось, что Леваев не брезговал и покупкой тех самых "кровавых алмазов", а многие его сделки с недвижимостью были лишь частью схемы по отмыванию средств "важных людей из России". Кроме того, авторы расследования говорили о жестоком обращении сотрудников Леваева, бывших израильских "коммандос" из Моссада, нанятых им для охраны алмазных приисков, с местными жителями и работниками. Лев Леваев все подобные обвинения с негодованием отвергает.
Многолетний президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш
Многолетний президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш

Друг Путина, Лужкова и Трампа

По данным агентства Rough and Polished, в 1998–2005 годах Леваев создал предприятия по огранке алмазов также в Индии, Китае, Армении и Украине. Занимался Леваев не только алмазами: как писала в 2005 году газета "Московские новости", на тот момент в его бизнес-империю входили десятки компаний, занимающихся строительством, недвижимостью, энергетикой, туризмом и производством одежды. В Израиле Леваев купил первый русскоязычный телеканал "Израиль плюс" (впоследствии – "9 канал"), стал крупнейшим акционером первого в стране платного шоссе №6 и владельцем сети заправочных станций. Но значительные его интересы все же были сосредоточены в России: в 2001 году он создал компанию Donkamill Holdings Limited для управления российскими активами своего инвестиционного холдинга Africa Israel. В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков называл Леваева "самым желанным инвестором" в российской столице. В 2007 Donkamill Holdings Limited была переименована в AFI Development. Первые три буквы в названии, отсылающие к африкано-израильской компании Леваева, хорошо знакомы многим москвичам: среди многочисленных проектов AFI Development был торговый центр в комплексе "Москва-Сити", который и по сей день носит название "Афимолл сити". Леваева хорошо знают и в Нью-Йорке: в октябре 2007 года он купил здесь за 525 млн долларов бывшее здание редакции газеты The New York Times. Также в США Леваеву принадлежали почти 200 мини-маркетов "7–11" в штатах Нью-Мехико и Техас.
ТРЦ "Афимолл сити"
ТРЦ "Афимолл сити"
С именем Льва Леваева, который все это время не прекращал поддерживать ортодоксальных иудеев на территории бывшего СССР (тратя на эти цели, по данным СМИ, до 30 миллионов долларов ежегодно), связывают и создание в 1999 году Федерации еврейских общин России в пику Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского. По версии Rough and Polished, это стало "серьезной услугой" администрации Кремля, который вскоре после создания ФЕОР занял Владимир Путин. Агентство предполагало, что в обмен на эту услугу российские власти дали "зеленый свет" девелоперским проектам Леваева и дали ему привилегии в торговле российскими алмазами. В окружении предпринимателя эти слухи категорически отвергали.
Впоследствии Леваев называл Путина "чудесным президентом в том, что касается свободы совести". По данным Forbes, после избрания Путина на этот пост Леваев помогал ему в организации первых встреч с крупными израильскими политиками и с лидерами американской еврейской общины.
Главный раввин России Берл Лазар (слева) и Лев Леваев
Главный раввин России Берл Лазар (слева) и Лев Леваев
Имя Льва Леваева упоминалось и в американской прессе в связи с расследованием попыток России повлиять на исход президентских выборов в США. Правда, упоминания эти не свидетельствуют о вовлеченности бизнесмена в какие-либо противозаконные действия. По данным издания Politico, в 2007 году Трамп активно искал выходы на российский рынок недвижимости. Для этого он объединил усилия с компанией Bayrock-Sapir, которую возглавляли эмигранты из СССР Тевфик Ариф, Феликс Сатер и Тамир Сапир – все они были тесно связаны с любавичским хасидизмом. В том же году Трамп организовал свадьбу дочери Сапира и ближайшего помощника Леваева, которая прошла в его шикарном поместье нынешнего американского президента Мар-а-Лаго в Палм-Бич. Спустя несколько месяцев после этой церемонии Леваев встретился с Трампом, чтобы обсудить потенциальные сделки в Москве, а затем организовал обрезание первого сына новой семейной пары. Трамп присутствовал на этой церемонии вместе со своим будущим зятем Джаредом Кушнером, который позже купил у Africa Israel Investments Леваева 5 этажей в упомянутом выше здании бывшей редакции The New York Times. Как писала летом 2017 года британская газета The Guardian, эта сделка попала в поле зрения спецпрокурора Мюллера, поскольку позднее Кушнер занял 285 млн долларов на ее рефинансирование в Deutsche Bank, "который участвовал в российских скандалах с отмыванием денег и чьи займы Трампу находятся на усиленном контроле".
Дональд Трамп и Лев Леваев: 
AFI Investments
 также была партнером компании Prevezon Holdings, владельцем которой является Денис Кацыв, сын вице-президента РЖД Петра Кацыва. В 2013 году власти США обвинили компанию в отмывании денег, за раскрытие хищения которых из российского бюджета поплатился жизнью юрист Сергей Магнитский. Обвинения были предъявлены на основании "Акта Магнитского", принятого в США годом ранее. В документах Министерства юстиции США о соглашении, в соответствии с которыми Prevezon Holdings в мае 2017 года выплатила американским властям 6 миллионов долларов в обмен на прекращение дела, компания AFI Europe, предположительно связанная с Леваевым, упоминается как должник Prevezon.

Закат империи

Тем не менее, как говорит в интервью Радио Свобода главный редактор израильского издания "Детали" Эмиль Шлеймович, дело о контрабанде алмазов людьми Леваева стоит связывать не с политикой, а с рутинной работой местных правоохранительных органов по наведению порядка в этой крайне непрозрачной отрасли. Сейчас от былого состояния Леваева, которое сильно подкосил сначала мировой финансовый кризис 2008 года, а затем и кризис в России после начала российско-украинской войны и введения санкций, осталась в лучшем случае половина (при сильно выросших долгах перед российскими банками, которые AFI Investments пытается реструктурировать). Чистый убыток AFI Development в 2017 году вырос более чем в 2,5 раза – с 20,7 млн долларов в 2015-м до 55,7 млн. Выручка ТРЦ "Афимолл сити", который считается флагманским проектом компании, снизилась на 12%.
"Forbes в 2018 году оценивает его состояние в миллиард, но мы привыкли к тому, что оценки Forbes бывают довольно часто занижены. Вообще, говорят, что алмазный бизнес – это давно уже не самая большая часть его империи, он потихоньку начал от него отходить. Расцвет алмазного бизнеса пришелся на 90-е годы, тогда Леваев действительно был одним из пяти крупнейших диаманторов, человеком, который оказался в состоянии бросить вызов синдикату De Beers. Но дело в том, что, во-первых, сама бриллиантовая отрасль в Израиле в последнее время переживает спад, и спад значительный. Израиль на этом поле теснит Дубай, теснит Индия, исключительно из-за более благоприятного налогового климата. И даже Бельгия: в свое время Израиль перехватил у Антверпена право называться главной Алмазной биржей мира именно потому, что в нем были созданы более льготные налоговые условия. Сейчас в Израиле эти условия ужесточаются, в Бельгии, наоборот, пересмотрели свою ошибку, в результате экспорт бриллиантов из Израиля падает, причем падает достаточно серьезно. Что касается самого Леваева, то у него тоже все последнее время неприятности. Во-первых, из алмазного бизнеса он потихоньку уходит, оставляя его, по всей видимости, семье. В Израиле у него очень серьезные активы – это финансовая компании, это девелопмент, и это, конечно, строительный бизнес. На пике компания Africa Israel, которая в свое время была им куплена, стоила порядка 28 миллиардов шекелей, по тогдашнему курсу это примерно 6,5 миллиардов долларов. Но в последнее время финансовая структура Леваева, которая выстраивалась на протяжении многих лет через эмиссии, через частичные продажи акций и так далее, "посыпалась".
В последнее время финансовая структура Леваева "посыпалась"
В 2008 году у Леваева на фоне финансового кризиса образовался огромный долг в размере примерно 8 миллиардов шекелей, то есть около 2 миллиардов долларов. Он очень активно занимался его реструктуризацией, активно его погашал и, если я не ошибаюсь, довел объемы долга в итоге до 3 миллиардов шекелей, то есть меньше 1 миллиарда долларов. Но затем начался еще и экономический кризис в России, который подкосил его компанию AFI Development, помешал очередному распределению дивидендов, и там снова возникли проблемы, из которых он уже долго не может вылезти. В последнее время в Израиле были публикации о том, что, скорее всего, Леваев вообще уйдет из Africa Israel, свернет весь этот бизнес, но мы не знаем его дальнейших планов на жизнь – может быть, он вообще предпочтет от всего отказаться и спокойно себе жить дальше в Великобритании (в Лондон из Израиля Леваев переехал в 2007 году, сейчас, по неподтвержденным данным, он постоянно проживает в России. – Прим. РС). Потому что уже понятно, что и ему, и всей семье денег хватит".
Алмазная биржа в Тель-Авиве
Алмазная биржа в Тель-Авиве
По словам Эмиля Шлеймовича, Леваев вряд ли приедет в Израиль, чтобы дать показания по делу о контрабанде алмазов: "Полиция хочет пригласить его для участия в этом расследовании. Оно ведется группой "Лахав 433" – это Управление по борьбе с организованной преступностью, которое в Израиле ведет самые крупные дела против самых высокопоставленных и влиятельных людей, в том числе против премьер-министра. Насколько я понимаю, Леваев пока возвращаться не собирается. Люди, которые более-менее посвящены в то, как там разворачиваются события, говорят: с чрезвычайно высокой долей вероятности, если он только прилетит в Израиль, то будет задержан уже в аэропорту".
Шлеймович отмечает, что дело Леваева – не первое в своем роде для Израиля. "До сих пор Леваев справлялся с финансовыми трудностями и выходил из них более удачно, чем другие бизнесмены. Скажем, такие как Нохи Данкнер, который был осужден за мошенничество, Элиэзер Фишман, который обанкротился и подставил под удар очень много своих инвесторов. В Израиле дело о контрабанде алмазов не воспринимается ни как какой-то "наезд", не связывается ни с какими политическими нюансами, он вообще не шибко участвовал в последнее время в израильской политической жизни. Когда-то он владел местным русскоязычным каналом, но я так понимаю, что он был рад от него избавиться, когда появился покупатель. Дело о контрабанде, как я могу предполагать, возникло просто в рамках постоянно ведущейся в последнее время работы следственных органов по разоблачению незаконных действий на Алмазной бирже. За этот рынок очень сильно взялись, и Леваев просто стал очередным в этом ряду.
За этот рынок очень сильно взялись, и Леваев просто стал очередным в этом ряду
Для Управления по борьбе с оргпреступностью в Израиле абсолютно нет разницы, кто стоит за нарушителем. Наоборот, если лицо покрупнее, то и шуму, соответственно, будет побольше. Сейчас добыли информацию на него, а до этого добывали на кого-то другого. Особенно они активизировались после того, как в 2015 году разразился скандал вокруг швейцарского банка HSBC, в котором, как выяснилось, израильтяне держали незадекларированные средства. Налоговая инспекция предложила амнистию, а потом начала выискивать израильтян, которые таким образом прячут деньги от налогообложения".
Возможно, говорит Эмиль Шлеймович, в число перевозчиков алмазов из России в Израиль полиция внедрила своего информатора – что и позволило вычислить и арестовать курьера в аэропорту Бен-Гурион:
"Можно предположить, что были какие-то внедренные агенты, потому что, как правило, наши таможенники просто так людей не останавливают и случайно алмазы на сотни тысяч долларов не находят. Есть еще один интересный нюанс: было заявление полиции, в котором говорится о шести задержанных, и полиция говорит, что к этому бизнесу (а там все – контрабанда, подделка документов и так далее) причастны пять из них, а не все шестеро. То есть, может быть, все-таки речь идет о каком-нибудь внедренном информаторе".
По словам Эмиля Шлеймовича, в скором времени можно ожидать новых задержаний по делу о контрабанде алмазов в Израиль – публичная часть этой истории только начинает развиваться. В компании Леваева LLD Diamonds в понедельник сообщили, что ничего не знают о расследовании контрабанды алмазов в Израиль и "действуют в соответствии с нормами, тщательно соблюдая все законы". На момент этой публикации Радио Свобода не получило ответа на письменные запросы в американский и израильский офисы LLD Diamonds с просьбой прокомментировать арест подозреваемых в контрабанде и подтвердить или опровергнуть наличие в их числе брата и одного из сыновей Льва Леваева. В случае если предприниматель или его представители захотят высказать свою точку зрения на происходящее, Радио Свобода готово в любой момент предоставить им такую возможность.
16x9 Image 
Марк Крутов
Facebook krutovmark

В Москве прошли переговоры о мире в Афганистане. В них приняло участие движение “Талибан”

https://www.svoboda.org/a/29593086.html?fbclid=IwAR2haemTvyHlOHFWxTvesRLJEjgL1UqyIcitApx1Oyx0QExbqqOlaSluuX0

В Москве прошли переговоры о мире в Афганистане. В них приняло участие движение “Талибан”

Глава МИД Сергей Лавров и глава делегации талибов в Москве Мохаммад Аббас Станакзай

Глава МИД Сергей Лавров и глава делегации талибов в Москве Мохаммад Аббас Станакзай

Запрещенная в России как террористическая организация “Талибан” впервые приняла участие в переговорах в Москве об урегулировании ситуации в Афганистане. Встреча прошла в рамках Московского формата консультаций о мире в стране. Поможет ли Москва прекратить войну в республике?

Не только Россия приглашает "Талибан" принять участие в переговорах
  • Радикальное движение "Талибан" удерживало власть в Афганистане с 1996 по 2001 год, пока не было свергнуто при участии войск международной коалиции. Однако окончательно победить движение так и не удалось. Обстановка в Афганистане накалилась в последние годы – за 2017 год ВВС США утроили число бомбовых ударов по позициям боевиков на территории страны, однако в республике постоянно происходят теракты и вылазки радикальных исламистов.
  • Согласно исследованию BBC, “Талибан” активно действует на 70% территории Афганистана. Талибы уверены: как только США и НАТО выведут военных из Афганистана, они снова смогут вернуть себе власть в Кабуле. Поэтому подключить представителей движения к мирному процессу на словах готовы и представители законной власти Афганистана, и США.
Представители “Талибана" впервые приехали в Москву
  • В 2003 году Верховный суд России запретил “Талибан” как террористическую организацию на территории России. Притом что движение никогда не действовало на территории страны. В августе российская газета “Аргументы недели” опубликовала материал, что решение о запрете может быть пересмотрено – экспертное сообщество восприняло публикацию как часть переговоров с “Талибаном” о приглашении их к диалогу.
  • Представители движения должны были принять участие в переговорах в Москве в сентябре, однако они были отменены по просьбе президента Афганистана. В списке участников конференции в Москве в итоге не было делегатов от администрации президента и от правительства. Республику представляли бывший руководитель переходной администрации страны и президент Хамид Карзай и представители Высшего совета мира. Они передали представителям “Талибана” приглашение принять участие в переговорах о мире.
“Талибан” объявил, что переговоры о мире можно вести только с США
  • Однако “Талибан” продолжает настаивать, что считает центральную власть Афганистана нелегитимной. Глава делегации талибов на консультациях в Москве Мохаммад Аббас Станакзай заявил, что будет вести разговор о мире только с США. А встреча в Москве не была посвящена прямым переговорам. “Наше главное требование – вывод иностранных войск”, – подчеркнул Станакзай.
Экспертные оценки итогов встречи расходятся: часть представителей экспертного сообщества считает, что московский формат переговоров не способен решить проблему. С другой стороны, усадить талибов за стол переговоров при участии России уже может расцениваться как большой успех, считают эксперты.

В Москве пройдет детский татарский фестиваль «Балафест»

http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/v-moskve-proydet-detskiy-tatarskiy-festival-balafest/?_utl_t=wh

В Москве пройдет детский татарский фестиваль «Балафест»



В Москве пройдет детский татарский фестиваль «Балафест»

Мероприятие пройдет 18 ноября в Татарском культурном центре. Миссия фестиваля — поддержание национальной гордости в современных московских татарских семьях, погружение детей в татарскую культуру, знакомство с историей, языком, кухней, традициями татар.
Программа рассчитана на детей от трех лет. Дети допускаются только с родителем. В программе фестиваля ожидается концерт с участием Саиды Мухаметзяновой, выставка художественных работ детей и выставка портретов известных татарских деятелей, театрализованная постановка, анимация и игры с героями татарской сказки, мастер-классы. Лекции и показ татарских мультфильмов.

Скандал с татарским языком в Татарстане

ӘГДӘС ХӨСӘИН улы БОРҺАНОВ ВАФАТ БУЛДЫ


http://www.mtss.ru/?page=burganvf

ӘГДӘС ХӨСӘИН улы БОРҺАНОВ
ВАФАТ БУЛДЫ

Похороны состоятся в Казани, предположительно на Арском кладбище.
Прощание в Москве: в субботу, 10 ноября в 12-45 по адресу: Госпитальная площадь, д.2, кор.27, 29-я больница, ст.м. "Бауманская, "Авиамоторная" 

Агдас Бургановв

17.10.1920 - 08.11.2018

Сегодня, 8 ноября 2018, мы потеряли нашего старейшего друга и наставника, "человека свободного" АГДАСА ХУСАИНОВИЧА БУРГАНОВА. Человек неиссякаемого трудолюбия, громадной воли и оптимизма он всегда был примером для нас. Будучи признанным ученым, совмещая научный труд с преподавательской работой в одном из престижнейших вузов столицы - РГГУ, Агдас абый находил время быть в курсе общественных проблем татар Москвы и принимать в них активнейшее участие. Именно с этой стороны он более всего знаком многим татарам-москвичам.
Агдас Бурганов прожил большую и непростую жизнь. В юности окончил зооветеринарный техникум. Потом участвовал в Великой Отечественной войне, где прошел путь от рядового до майора. Рассказывал, как с риском для жизни спасал документы из горящего здания. После войны учеба на юридическом факультете, аспирантура. Защитил кандидатскую. Написал докторскую диссертацию, по-своему переосмыслив историю Октябрьской революции. По этой причине диссертацию не утверждали, а автор в течение 23-х лет упорно отстаивал свою правоту. И победил! Это, конечно, серьезно затормозило научную карьеру ученого, однако не помешало впоследствии во всей полноте раскрыть свой творческий потенциал, отраженный в сотнях статей и монографиях, и получить заслуженное признание в научном мире - стать почетным академиком АН Татарстана. В преклонном возрасте освоил компьютер и интернет. Компьютер стал настоящим подспорьем в научной деятельности. Как же он быстро писал свои труды, с пушкинской легкостью излагая сложные проблемы! В последнее время активно пользовался электронной почтой, рассылая наработанное, обмениваясь письмами с многочисленными адресатами по всему миру.
А.Бурганов стоял у истоков татарского общественного движения в Москве, был в числе основателей Общества татарской культуры "Туган Тел". Для нас, простых смертных, далеких от его науки, Агдас Хусаинович всегда был доступен, с ним можно было встретиться и обсудить любую волнующую тему. При этом разницы в возрасте и в положении не ощущалось, ибо этот человек был не сноб, молод душой, открыт для всех. Горячо любил татарскую культуру во всех ее проявлениях. К тому же блестящий оратор, поражающий слушателей глубиной мысли и не лишенный чувства юмора. Он охотно принимал участие на проводимых татарской общественностью конференциях, презентациях, круглых столах, встречах с молодежью, а вот праздных тусовок сторонился. При этом не боялся открыто выражать свое мнение, мог сказать правду в лицо и не прятался за чужими спинами. За это его многие любили, а некоторые побаивались.
Несмотря на старческие недуги, Агдас абый старался не пропускать важных встреч. Можно представить как непросто было ему выбираться из дома, подниматься по высоким ступеням..., но он стойко выполнял свой общественный долг. Совсем недавно, летом этого года он нашел силы выступить на Круглом столе против возмутившей народы России законодательной инициативы, изменившей порядок обучения родным языкам в школах. Видно, как ему тяжело было дышать и говорить, но все же резко высказался старый боец о недостатках национальной политики и призвал нас объединяться во имя защиты интересов народов.
98-летний юбилей старейшины московских татар, пришлось, увы, отмечать в больнице с переломом шейки бедра, но и в этом тяжком положении он до конца надеялся закончить работу над книгой, которую готовил к своему столетию. Книга вчерне уже была написана, оставалось внести последние штрихи и издать. Не успел...
Ушел, пожалуй, один из столпов, татарской общины в Москве, благодаря которому удавалось сохранять высокий интеллектуальный потенциал нашего бытия. Вряд ли кто сможет стать на его место. Это невосполнимая потеря для всех нас! Скорбим и будем помнить!
Выражаем соболезнования родным и близким.

ИЛЛӘХИ ӘГДӘС АБЫЙНЫҢ
РУХЫ ШАТ БУЛСЫН! 
АМИН!

Татарстан: У главреда газеты "Звезда Поволжья" ампутировали ступню

https://www.idelreal.org/a/29590379.html?fbclid=IwAR1vZSH46omoOYSCyJu33yIQIagcZL5X7gxZNTHm-txtI9IlqOEYuSfLfAs

Татарстан: У главреда газеты "Звезда Поволжья" ампутировали ступню

Рашит Ахметов


У журналиста, владельца и главного редактора газеты "Звезда Поволжья" Рашита Ахметова началась гангрена.
Операцию Ахметову сделали 10 октября. Несмотря на проблемы со здоровьем, журналист продолжает выпуск газеты, один из номеров ему пришлось верстать, находясь в больнице.
Из больницы Ахметова выписали 25 октября. "Нога заживает с трудом. У меня диабет. С сердцем тоже проблемы. Неизвестно, что будет завтра, поэтому если вдруг что-то случится, считайте меня демократом", — сообщил Рашит Ахметов корреспонденту Азатлык. По информации Татаро-башкирской службы Радио Свобода, Ахметов нуждается в материальной помощи, хотя сам он об этом напрямую не говорит.
Газету "Звезда Поволжья" Ахметов утвердил в начале 2000-х годов. Издание позиционирует себя как "независимая общественно-политическая газета" и выходит под девизом "за правду и Родину".

Атнер Хузангай: "Чувашский народ должен стать нормальным субъектом международного права"

https://www.idelreal.org/a/29583308.html?fbclid=IwAR2GKYCjOfA8FG43tc4S7opjUvOh42xVtQVCTQTC9kEukkBZ_Xyr5bOdB-I

Атнер Хузангай: "Чувашский народ должен стать нормальным субъектом международного права"

Атнер Хузангай

В октябре известному в Поволжье востоковеду-филологу, политику и публицисту, почетному президенту Чувашского национального конгресса Атнеру Хузангаю исполнилось 70 лет. В честь юбиляра Национальная библиотека республики организовала круглый стол "Чувашская филология как культурно-духовная целостность: реальность или иллюзия?". Мероприятие, на котором собрались представители чувашской интеллигенции, превратилось в площадку для обсуждения острых вопросов национально-культурного возрождения.
После юбилейного собрания "Idel.Реалии" встретились с Атнером Хузангаем и поговорили с ним о первоочередных проблемах чувашской нации. Разговор коснулся, конечно же, будущего чувашского языка, существования народа в условиях унитарной власти и перспективах взаимодействия с общественной платформой "Свободный Идель-Урал".
— Атнер Петрович, почему вы не приняли участия в публичном обсуждении законопроекта о добровольном изучении родных языков? Ваше мнение как высококвалифицированного лингвиста и первого президента ЧНК не осталось бы без внимания.
Торговля, сфера обслуживания, государственная служба, здравоохранение — здесь необходимо знание двух государственных языков
— Почему я должен высказываться? В свое время уже всё было сказано — в законе Чувашской Республики "О языках Чувашской Республики", который я готовил и которым мы до сих пор пользуемся. Правда, позже его обкорнали. Убрали то, что для нас было принципиально важным: квалификационные требования к представителям некоторых профессий, имеющих отношение к чувашскому языку. Это торговля, сфера обслуживания, государственная служба, здравоохранение — здесь необходимо знание двух государственных языков. Если мы хотим, чтобы чувашский язык был жив, нужна чувашеязычная среда.
Но законы всё не решают. Я, наивный человек, когда был депутатом, думал, что мы сможем защитить юридически родной язык. Будет так, что для того, чтобы нормально жить и зарабатывать в Чувашии, нужно будет знать два языка — русский и чувашский. Но у нас же как: "закон, что дышло..." Можно его и не исполнять.
И вернуть это сейчас уже невозможно. Наоборот, если при приёме на работу требовать от человека знания чувашского языка, начинают говорить о дискриминации по языковому критерию. Хотя в Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств подчёркивается, что поощрение малых языков не означает "дискриминационное действие против носителей более распространенных языков" (статья 7, пункт 2).
Выучить русский язык в Чувашии не проблема, проблема — выучить в Чувашии чувашский
Россия до сих пор не ратифицировала этот документ. Поэтому выучить русский язык в Чувашии не проблема, проблема — выучить в Чувашии чувашский.
— Поправки, связанные с добровольным изучением родных языков, в федеральный закон об образовании приняты. Какими последствиями для чувашей это обернётся? Обязательно отрицательными?
— Ничего не изменится. Кто хочет учить язык, будет его учить, кто не хочет — не будет. Насильственно ситуацию не изменишь. Наверное, есть родители, которые не хотят, чтобы их дети учили чувашский язык в школе, и это есть показатель уровня их национального самосознания.
Чистокровные чувашки, родились и живут в Чувашии — до сих пор не понимают, зачем их внукам чувашский
Для развития любого организма должна быть почва: одни родители её создают, другие нет, и это их проблемы. На самом деле, они многое теряют при таком отношении к языку. У моей мамы (народной артистки СССР Веры Кузьминой — "Idel.Реалии") племянницы — чистокровные чувашки, родились и живут в Чувашии — до сих пор не понимают, зачем их внукам чувашский. Старая песня! Сильно переживаю, но не знаю, что с этим делать.
И всё же язык не умрёт никогда — независимо от того, что сказал Путин. Не имеет права умирать. Да, эксперты ЮНЕСКО внесли чувашский в Атлас исчезающих языков, но, по крайней мере, 100 лет у нашего языка ещё есть. На земле 6 тысяч языков, и умирает в неделю примерно один язык. Но это языки очень маленьких этносов, а чувашей 1,5 миллиона.
Мой папа (народный поэт Чувашии Педэр Хузангай — "Idel.Реалии") в своё время говорил: останется 100 тысяч настоящих чувашей — хватит. А остальные, которые считают, что им не нужен чувашский, пусть уйдут, может, это и к лучшему. Время, отпущенное историей, у нас есть. Не пропадём. — Разве правильно перекладывать решение языкового вопроса на семью? Государство для чего?
Язык не умрёт никогда — независимо от того, что сказал Путин
— То, что Путин заявил в Йошкар-Оле в 2017 году на заседании Совета по межнациональным отношениям, в принципе противоречит всем связанным с языком законам, которые существовали на то время в государстве. И в Законе об образовании, и в Законе о языках народов Российской Федерации речь идёт о равноправии всех языков народов страны.
Согласно Закону об образовании государственные языки республик должны преподаваться в обязательном порядке, это не избирательный предмет. А теперь получается, сделаны привилегии в пользу одного языка — русского. Но в Европейской хартии о региональных языках или языках меньшинств наоборот сказано, что надо оказывать приоритет языкам малых народов (части II, III Европейской хартии).
Русский язык защищён со всех сторон, все федеральные средства массовой информации на русском языке, все школы. В помощи нуждаются нерусские языки.
— Зачем же тогда президент России притесняет нерусские языки?
По крайней мере, 100 лет у нашего языка ещё есть
— Потому что у нас сейчас возрождается модель государства, реализуемая в XIX веке. Вспомните знаменитую формулу графа Уварова, министра просвещения в царской России: "Самодержавие, православие, народность". Народность у нас только одна — русские, а мы все потихоньку снова становимся инородцами. Православие у нас полугосударственная религия. Признаки самодержавия или автократии тоже есть — в стране всё решает один человек.
Не знаю, почему, но в России целенаправленно строится модель унитарного государства, хотя официально, по Конституции, мы федерация и каждый субъект должен иметь свои права. Фактически ни у одного субъекта федерации своих прав нет. Что сверху сказали, то и делают. Спустили сверху директиву Путина проверить в школах добровольность изучения языков (для нас это очень болезненный вопрос), все под козырек, всё на местах исполнили, хотя это даже не закон был, а всего лишь распоряжение. — Не может ли языковая ситуация стать импульсом к возникновению межнациональных конфликтов в Чувашии?
— Думаю, чувашские люди уже ко всему привыкли. Они существуют независимо от того, что будет или не будет в государстве. Что происходит в верхах, чувашам, по-моему, всё равно. Мы уже давно привыкли жить независимо от государства.
Ситуация в Чувашии зависит от национального самосознания и самоидентичности чувашей. Надеюсь, что процентов 60 из них (статистики, конечно, у меня нет) нормально относятся к своему языку, культуре, духовному наследию, и они не скажут, что мой сын или внук не будут изучать родной язык в школе. Процентов 40, наверное, скажут, что чувашский им не нужен.
— Вы раньше говорили, что чувашам надо знать три языка — чувашский, русский, английский. И теперь так считаете?
Если ты знаешь чувашский — приедешь хоть в Уэльс, хоть в Ирландию, знанием этого языка уже удивишь людей
— Лучше четыре или пять. Плюс китайский, французский тоже не помешает. Но родной (материнский) — на первом месте. То, что ты будешь знать английский язык, этим в мире никого не удивишь. Есть тысячи людей, которые знают его лучше, чем ты. Но вот если ты знаешь чувашский — приедешь хоть в Уэльс, хоть в Ирландию, знанием этого языка уже удивишь людей.
Чувашский язык — самое главное наше национальное достояние. Вышивка, хмель, пиво — материальны, наша духовная драгоценность — это язык. В мире им интересовались начиная с XVIII века, потому что он непохож ни на какие другие языки.
Единственное, чем мы, чуваши, известны миру — это своим языком. Язык уникален сам по себе, по происхождению и структуре. Если ты будешь читать и писать на чувашском, думать о нём — ты будешь интересен. Мой папа, когда приезжал в Москву, старался говорить только по-чувашски, как иностранец.
— Если не через школу, то как ещё можно внедрять чувашский язык в повседневность?
— В Чебоксарах фактически нет чувашеязычной среды, нет престижа чувашского языка. В среде молодёжи язык нужно внедрять хотя бы через музыку. Нужно создавать национальный рок, чувашский рэп, как у удмуртов, татар и мари. Набившие оскомину "поп-çăлтăрсем" уже никому не интересны — сейчас совсем другая музыкальная культура существует.
Через рекламу, которой в республике вообще нет на чувашском языке. Нет ни визуальной, ни звуковой, ни текстовой чувашской рекламы. Чувашские продукты рекламируются, но не на чувашском языке.
Культурные мероприятия большого формата (агадуи, фольклорные фестивали, рок- и джазовые концерты) должны проходить в Чувашии полностью на чувашском, а не только с парой ритуальных фраз и приветствий. Хорошо, что хотя бы наш глава более-менее может говорить на чувашском довольно долго.
— Действительно, приезжие говорят, что в Чебоксарах не слышно чувашского языка.
Нужно создавать национальный рок, чувашский рэп, как у удмуртов, татар и мари
— У нас странная ситуация: есть ограниченные среды, где говорят только на чувашском (национальный конгресс, национально-культурные общества), и среды, где говорят только по-русски. Эти две среды отграничены друг от друга совсем. Но это ненормально, они должны как-то пересекаться, стыковаться.
Например, чувашских писателей на русский язык никто не переводит, за исключением переводчиков Зои Романовой и Аристарха Дмитриева. Русскоязычные писатели в Чувашии живут как бы отдельно, чувашские писатели отдельно, а должно быть между ними взаимодействие. Разные сферы в области культуры — русская и чувашская. В Русский драмтеатр в Чебоксарах чуваши не ходят, русские не ходят в Чувашский драмтеатр. Это ненормально, чтобы в одной республике культура распадалась на параллельные миры. Во времена моего детства и юности такого не было, была единая культурная жизнь.
У нас с женой есть знакомые русские семьи, которые живут в Чебоксарах уже много лет, здесь родились их дети, но для них чувашской культуры не существует вообще, они ничего о ней не знают. Это даже не пренебрежение к чувашам, у них просто другие сферы интересов и потребностей. Но так быть не должно.
Если бы я эмигрировал, скажем, в Эстонию, я бы для начала выучил эстонский язык на бытовом уровне, разузнал бы об их истории и культуре. Поехал бы в Марий Эл — тоже первым делом взялся бы за марийский язык, за их историю и культуру. Это же интересно узнать, с кем ты живешь рядом! Когда побывал на родине жены в Бурятии — тоже много чего узнал про бурят, их язык и культуру, познакомился с бурятскими поэтами и художниками, написал про них заметки, начал знакомиться с бурятским языком.
— А почему русским в Чувашии чувашская культура не интересна?
Это ненормально, чтобы в одной республике культура распадалась на параллельные миры
— У нас почти нет сейчас людей, которые порождали бы новые тексты на чувашском языке, интересные молодёжи. Если они появятся, будет скандал, шум, который привлечёт внимание. Например, в 1990-х годах такие рассказы и пьесы писал Борис Чиндыков — это были новые слова.
Язык не просто средство, от него должны исходить новые смыслы. Порождать их должны писатели, поэты, литераторы. Чтобы рождались новые явления, нужна среда. Такой среды у нас сейчас нет, каждый сам по себе. Вот вышла новая книга, провели её презентацию, и на другой день про неё все забыли. Ни одной рецензии нет. Литературного процесса нет. Да и журнал на чувашском языке один только остался — "Тăван Атăл".
— Что вы скажете про общественную платформу "Свободный Идель-Урал", которая предлагает добиваться реализации государственного суверенитета татар, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей, эрзян, мокшан? Это подходит чувашам?
— Все республики Российской Федерации приняли Декларации о суверенитете в 1990 году с разными формулировками и до конца 1990-х пытались в разной степени их реализовывать. Наверное, в лучшей степени это получилось в Татарстане, Башкортостане, в других республиках не очень получилось. Но это остаётся проектом на будущее, потому что само федеративное устройство России предполагает, что её субъекты (республики, области, края) имеют свой суверенитет, свои права, в том числе в отношении языка. Будем бороться. Всё время приходится бороться.
Поддержат ли чуваши проект "Свободный Идель-Урал"? Чуваши сами всегда инициировали подобные вопросы. У Чувашского национального конгресса в своё время были неплохие контакты с такими организациями, как "Мари Ушем", "Удмурт Кенеш", "Масторава", "Эрзянь Мастор", Всетатарский общественный центр, Башкирский центр "Урал". Мы всегда говорили, что надо проявлять солидарность. Императив "За вашу и нашу свободу!" никто не отменял. Посмотрим, что будет сейчас.
— Как в этой ситуации может проявить себя нынешний ЧНК?
— ЧНК может в каком-то смысле повлиять на общественное мнение, но своей позиции он вряд ли выскажет открыто. Может, такой позиции у него и нет, к сожалению.
Раньше мы в конгрессе по любому важному для нации вопросу делали заявления, выступления — сейчас этого, конечно, не будет. ЧНК теперь — другая структура. Это центр для объединения разных чувашей по линии культурно-развлекательно-просветительских мероприятий. По острым моментам высказываться он не может.
— Жалко, что чуваши упустили такой мощный проект, как ЧНК.
— Время другое. Общая ситуация изменилась. "Вихри враждебные веют над нами..." Любое высказывание чревато обвинением в экстремизме. Обвинение в экстремизме настолько обтекаемо, что можно по любому поводу человека преследовать, засадить.
Обвинение в экстремизме настолько обтекаемо, что можно по любому поводу человека преследовать, засадить
Но межнациональные и языковые проблемы, конечно, существуют. Есть разные мнения людей по этому поводу, которые по-разному могут истолковываться, но они есть, могут быть высказаны и должны обсуждаться. Должна быть дискуссия. Не может приниматься решение, касающееся языков многих народов Российской Федерации (их в стране порядка 150), без обсуждения!
Есть такая каталонская пословица: "Народ без языка — человек без сердца". Получается, что теперь многие российские народы лишают их сердца. Пусть, мол, ваши языки лучше находятся в чулане, в лучшем случае дома.
— Вам исполнилось 70 — солидная дата. Всё успели сделать? Нет никаких сожалений?
— Знаю, что очень многое не сделано. У меня в сознании целая груда дел, которые я не успел сделать. Сейчас буду делать, сколько успею.
Дома четыре архива лежат — папин, мамин, мой собственный и Геннадия Айги. В папином архиве много интересного осталось. Вышло шесть томов собрания его сочинений, сейчас готовлю седьмой том, куда войдут некоторые его неопубликованные переводы, например перевод на чувашский статьи Николая Телешова "Типшар", очерков Никифора Охотникова. Войдёт много стихов-посвящений, которыми папа подписывал книги в подарок.
В следующем году должен выйти четвертый том собрания сочинений Геннадия Айги, который я готовлю, — проза, интервью, статьи. У мамы в ноябре будет юбилей — 95 лет, её театральный архив достоин публикации. У меня самого накопились рукописи. Что с ними будет?!
— Знающие Педэра Хузангая люди говорят, что имя отца вы держали достойно. Что считаете личным достижением на поприще национально-культурного движения?
— Мне повезло, что я вернулся в Чувашию (это был 1978 год), когда уже чувствовалось веяние нового времени, хотелось перемен. Не хочу сказать, что я оказался героем, но мне пришлось озвучивать на разных уровнях лозунги возрождения нации — когда был депутатом, кандидатом в президенты Чувашской Республики, президентом Чувашского национального конгресса. Мне кажется, это было хорошее время — мы смогли расставить точки.
Есть идеи, которые не умирают никогда. Их надо вовремя сформулировать, огласить, и тогда они становятся основой национального движения. Тогда мы эти идеи оглашали открыто, потому что было время "разгула демократии", можно было говорить в принципе всё, высказывались разные точки зрения, был диалог, дискуссия. И это нормально, так и должно было быть.
Сейчас время немного другое — не для дискуссий. Кроме того, нет политических возможностей. Но зёрна, которые были посеяны тогда, обязательно дадут всходы. Так всегда бывает. Они не умирают. Я процитирую стихотворение Владислава Ходасевича "Путём зерна", где он, по сути, говорит о том же самом:
Сверкает золотом к его руке зерно,
Но в землю чёрную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрёт и прорастёт.
Так и душа моя идёт путём зерна:
Сойдя во мрак, умрёт — и оживёт она.
И ты, моя страна, и ты, её народ,
Умрёшь и оживёшь (...)
Очень мудрый вывод в последней строке: "Всему живущему идти путём зерна".
— О каких вечных идеях-зёрнах вы говорите?
Теперь многие российские народы лишают их сердца. Пусть, мол, ваши языки лучше находятся в чулане, в лучшем случае дома.
— Чувашский народ должен стать нормальным субъектом международного права. Это не означает, что Чувашская Республика будет независимым государством (это вряд ли возможно), но свои идеи, свое мировоззрение чуваши должны сформулировать на уровне международных стандартов. Пока у нас этого нет, но к этому надо стремиться.
Мы должны стать субъектом со своим пока ещё не умершим языком и культурой. Не аборигенным этносом со странноватыми обычаями, а нормальным цивилизованным народом, который имеет давнюю культуру, письменность, литературу, живопись, музыку, театр, кино. Это всё у нас есть, но надо уметь их представить миру, войти в мировое культурное пространство разными достойными способами.
Нам нужно выставлять новые стандарты, и даже не российские, а мировые. Ориентироваться на Европейскую хартию о региональных языках и языках меньшинств, а не только на российские законы и законы Чувашской Республики, которые давно обрезаны и урезаны.
К сожалению, уровень мышления у чувашей остаётся провинциальным — "ял шухăшлавĕ", как говорится. Надо от этого уходить. В своё время Чувашский национальный конгресс вышел на уровень Организации непредставленных народов и наций (UNPO), мы заявляли о чувашских интересах на международной арене — вплоть до комиссии ООН по правам человека. Сейчас это всё затихло, затухло, к сожалению. Но это необходимая работа.
Надо выводить чувашей из тени русских и татар на сцену европейской истории
Такая работа довольно длительная, постоянная, она не даёт быстрых результатов, но об этом всё время надо говорить, потому что мало кто в мире знает о чувашах, есть ли они вообще. В новой книге "Чуваши: народ в тени истории" (2016) австрийский историк Андреас Каппелер так и пишет: надо выводить чувашей из тени русских и татар на сцену европейской истории. Для иностранных авторов чуваши всегда были загадочным, таинственным народом, который вызывает исследовательский интерес. Но из-за того, что он был задавлен махиной Российской империи, так и остаётся в тени вплоть до начала XXI века.
Справка
Атнер Петрович Хузангай — чувашский российский востоковед-филолог, литературный критик, публицист, один из лидеров чувашского национально-культурного движения. Родился 8 октября 1948 года в Чебоксарах. Выпускник восточного факультета Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова по специальности "арабская филология" и аспирантуры Института востоковедения Академии наук СССР. Кандидат филологических наук, доцент.
Проходил стажировку в качестве военного переводчика в Арабской Республике Египет (1970–1971). Работал профессором кафедр чувашского языка и тюркологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, заведующим отдела языкознания Чувашского государственного института гуманитарных наук. Специалист по социолингвистике, ономастике, проблемам перевода, поэтической функции языка. Автор около 500 публикаций, член Союза писателей России.
Атнер Хузангай — один из инициаторов создания национально-культурных общественных организаций в республике и Урало-Поволжском регионе. Первый президент Чувашского национального конгресса (1992–1997), первый вице-председатель Генеральной Ассамблеи Организации непредставленных народов и наций (1997–2002). Кандидат в президенты Чувашской Республики в 1991 и 1993 годах.
Депутат Верховного Совета Чувашской Республики и председатель постоянной Комиссии по культуре, развитию языка и межнациональных отношений (1990–1994). При активном участии Хузангая разработаны и приняты "Декларация о государственном суверенитете Чувашской Республики", Закон Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике", законодательные акты о государственных символах Чувашской Республики, а также законы о президенте Чувашской Республики, выборах президента Чувашской Республики и др.
Лауреат премий Союза журналистов Латвии, журнала "Дружба народов", Комсомола Чувашии имени Михаила Сеспеля. Одна из последних наград — Международная отметина имени Давида Бурлюка.