ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 7 ноября 2018 г.

Президент Татарстана Рустам Минниханов поздравил жителей республики с Днем Конституции РТ

Президент Татарстана Рустам Минниханов поздравил жителей республики с Днем Конституции РТ
Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с Днем Конституции РТ
«Наша республика была одним из первых субъектов Российской Федерации, обновивших свои конституционно-уставные документы на изломе эпох, когда процесс перемен в экономическом строе и политической системе нашего общества только начался», — напомнил Рустам Минниханов.
Базовые принципы конституционного устройства Татарстана выдержали испытание временем, отметил он. Специалисты изучают Конституцию РТ, она стала примером для других регионов России.
Принятие Конституции РТ стало важным этапом в современной политической истории Татарстана, способствовало росту авторитета республики в общероссийском масштабе, подчеркнул Президент РТ. Конституция сыграла особую роль в становлении новой системы общественных отношений, которая основана на конструктивном межнациональном и межконфессиональном сотрудничестве, сохранении историко-культурного наследия, успешном развитии гражданского общества, становлении правового самосознания людей.
«Опираясь на основной закон республики, мы успешно развиваем современную экономику и социальную сферу, уверенно занимаем позиции одного из регионов-лидеров нашей страны», — сказал Рустам Минниханов.
В заключение он пожелал татарстанцам счастья, здоровья и уверенности в завтрашнем дне.

В продолжение предыдущего поста: История одного предательства. Мнение о книге Яхиной Зулейха

В продолжение предыдущего поста:
🚫 История одного предательства
Роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» наделал много шума. Автор получила уже не одну награду, премии, признание. Но и критики хватает. Причём, критика вполне обоснованная и аргументированная.
Приступая к чтению романа, я уже имел общее представление о содержании этого повествования. Но рецензий умышленно не читал, дабы не смазывать собственное представление, чтобы моё восприятие было по возможности интимным, без примеси, если можно так выразиться, синдрома навязанного суждения. Уже после я прочитал пару рецензий, где были изложены, проверены, высвечены основные фактологические недочёты в романе, несоответствия исторической действительности, парадигмальные надломы повествования и т. д.
Особенно большую работу в этом плане провела М.Хабутдинова, которая по пунктам разобрала основные ошибки Гузель Яхиной в романе. Поэтому я не буду детально останавливаться на этом, а постараюсь обозначить, в чём же идеологический пафос сюжета, что двигало Яхину при написании этого по сути клеветнического на татарскую жизнь, на традиционный национальный уклад, на Ислам романа.
Я не буду политкорректен, оговорюсь сразу, так как сам роман неполиткорректен.
Этот роман не о любви, как может показаться кому-то на первый взгляд, и не о женской судьбе. Это роман об истории одного предательства. Роман о том, как ничтожен человек, лишившийся духовного измерения и подлинных корней!
Гузель Яхина создала своё пространство, где разрывается гомогенное поле татарского мировоззрения, идентичности, ткань иероистории. Они для неё не имеют особого сакрального смысла, не звучат прекрасной мелодией в сердце. Это всё она готова демонтировать.
Роман, как пишут «молодой татарской писательницы» (только вот в чём её татарскость, чем она заслужила статус называться «татарской писательницей»? У индусов есть такое понятие «хиндутва» — индусскость, которое определяет, по каким критериям стоит считать человека индусом. Это же большая честь именоваться летописцем жизни, трагедии, переживаний, миросозерцания целого народа!), — это, конечно же, ода «безродному космополитизму» (уж, простите, за нарочитое использование терминов советской эпохи, так ведь роман тоже живописует картину тех лет).
Видимо, годы работы в пиар-агентстве Москвы наложили свой неизгладимый отпечаток на восприятии Гузель Яхиной. Она понимает все нюансы манипуляции, где и за какие рычаги нужно дёргать, какой несущий блок стоить убрать в основании коллективного бессознательного. Уж мы то знаем, как тамошние умельцы орудуют технологией чёрного пиара. «Очернить? Пожалуйста! Только заплатите вон в то окошечко!»
Долгие годы интеллектуального кружения в московско-либеральных кругах, где идейными попутчиками выступали всевозможные феминистки со смещённой оптикой восприятия — это тот ресурс и опыт, который Гузель Яхина перенесла в замысел романа.
Многие промоутеры Гузель Яхиной, даже не читавшие самого романа, полны восторга и восхищения: «Это прорыв, это про татар». В чём прорыв? В изящном навете на татарский традиционный уклад? Почему десятки блестящих романов талантливых татарских писателей не были столь восторженно встречены «знающей» публикой и властьимущими? Отчего такой непонятный интерес к Зулейхе? Не потому ли, что она вывернула историю наизнанку и выставила татар в неприглядном свете?
Роман готовы перевести на двадцать четыре языка мира. Одномоментно. С трудом верится в такое единовременное желание представителей двадцати четырёх национальностей рассказать своим соплеменникам о Зулейхе. Я не верю в такой «энтузиазм масс». За этим романом стоит чья-то мощная спина.
Роман, бесспорно, имеет идеологический окрас. Не в смысле того, что он ругает «красных в пользу белых» или наоборот. Гузель Яхина наносит точечные удары по узловым символам татарского народа. И это самое важное! Если убрать сюжетную надстройку романа, то перед нами ледяным торосом предстанет идеологический исполин, который с циничной и холодной расчётливостью выполняет своё дело по ментальному демонтажу символических и психосоматических основ татарского народа. Это своего рода роман Кочетова «Чего же ты хочешь?». Только написан более грамотно, тонко, местами провокативно и демонстративно шокирующе.
Конечно, она не пыталась показать лагерную жизнь людей 30-х годов прошлого века. И вряд ли при всём её таланте у неё бы это получилось. Для этого надо быть в этом, окунуть голову в холодной поток ужасного бытия ГУЛАГов. Это удалось Варламу Шаламову, человеку, который провёл в ужасных сталинских лагерях 20 лет, но так и не был сломлен. Его «Колымские рассказы» это голая фактология зверств режима, которая заставляет стучать сердце в ритме тех, кто стал жертвой преступлений «Вождя всех народов». И ты понимаешь: это правда, мучительно-горькая, изматывающая душевные силы правда, а вот «Зулейха открывает глаза» — это неправда. И неправда не только потому, что там много несоответствий, ошибок, что сам сюжет ломанный, негладкий, а потому, что ты уже знаешь априори, изначально, ещё до того, как увидел цитату Улицкой на обложке книги «Мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду», что Яхина не может быть той, кто способен описывать драму татарского народа. Потому что это она не принадлежит к его культурно-духовному кругу.
Можно предположить, что через образ Зулейхи Яхина психологически оправдывает саму себя. Зулейха родилась татаркой, но так ей и не стала по-настоящему. Её образ соткан из сплошных противоречий, сомнений, разных лоскутов, содранных из плесневелых и заскорузлых одежд. Она, конечно же, не может рассуждать в идеологических терминах либерального мировосприятия о необходимости свободы, любви — она же «забитая селянка! Но её внутренние импульсы — это такие волевые позывы, отсылающие нас к французским энциклопедистам, для которых человек и природа и есть основные силовые линии мироздания. Через наивное язычество Зулейхи Яхина и пытается продать нам эту мысль. Её Зулейха стихийная космополитка, но зажатая тисками национальной ретроградной традиции, семьи, религии. Муж Муртаза — тиран, безмолвный символ инерции.
Тут мы подходим к первому персонажу. Муртаза — это, без сомнения, на пару с его матерью, которую Зулейха издевательски называет Упыриха (столетняя слепая женщина), указание на сам татарский народ: патриархальный, могучий, но для женского восприятия грубый, замкнутый, находящий утешение лишь у матери своей. Тут Яхина наносит ещё один ощутимый удар по символам. Два столпа любого традиционного общества: мать-хранительница уклада и муж-воин-добытчик — предельно унижены Яхиной. Это делается сознательно, она их намеренно высмеивает, «опускает». Такая ненависть к патриархально-суровому принципу встречается у либерально-консюмеристской публики, которая не понимает, что есть вертикаль, а не только горизонт.
Муртаза, несмотря на свою монументальность и грозный вид, лишь, по сути, маменькин сынок. Мальчик-с-пальчик, от которого Зулейха понесла четыре раза, и все родившиеся на свет девочки умерли в самом младенчестве. То есть Муртаза «неправильный» он не может зачать наследника мужчину, продолжателя рода. Впрочем, в итоге он родит наследника, но так и не узнает об этом. Наследника Юзуфа, который, по замыслу Яхиной, олицетворяет полную противоположность его отца — тонкий, отзывчивый, склонный к прекрасному, творчеству. Муртаза укоренённый в почве, Юзуф же — рождён вдали от родины, лишён связующей нити с корневищем, да и не рефлексирует на этот счёт. Он мечтает уехать, его ничто не связывает с магнетизмом почвы, и в итоге он устремляется в Ленинград.
Муртазу убивает чекист Игнатов, который становится впоследствии возлюбленным Зулейхи. Нет в книге сильных переживаний «безутешной вдовы». Да, умер, её осмысление этого факта — лишь сожаление об утрате привычного.
Игнатов со своими подчинёнными конвоирует татарских кулаков в Казань. И тут автор вводит в ткань сюжета один эпизод. По пути колонна арестованных останавливается в одном селе, где их для ночёвки размещают в мечети. И там этот самый Игнатов начинает совокупляться со своей сослуживицей Настасьей прямо в мечети… Для чего Яхина заостряет внимание на этом? Чтобы показать Игнатова полной антитезой Муртазе, который «не пропускал ни одном джумы»? Или чтобы ещё более отвратить читателя от этого чекиста, для которого нет ничего святого? Но тогда отвращение должна вызывать и сама Зулейха, прыгнувшая к этому извергу в кровать. Но нет, Яхина старательно обеляет её образ, рисуя её очень благовоспитанной, стесняющейся чужого мужского взгляда.
Игнатов типичный представитель того озлобленного поколения, которое прорвалось к власти, не гнушаясь ни чем для утверждения своего видения мира. Именно они сделали возможным массовой террор 30-х годов. Они были церберами режима, покорно и услужливо выполняя их преступные приказы. Иван Игнатов развратник-убийца — вот кого полюбила «кроткая Зулейха».
Важный эпизод связан с родами Зулейхи, которые принимает «коллега» по несчастью — Лейбе. Он, как нам сообщает Яхина, немец, профессор Казанского университета, светила науки, который был теоретиком медицины и практикующим хирургом, но его всегда увлекала гинекология (не будем здесь развивать тему фрейдизма, оставим для специалистов этот аспект). Лейбе страдает много лет необъяснимой болезнью. Он погружён в эскапизм, в вымышленный мир, его голову покрывает некий пузырь, который защищает его от суровой действительности внешнего мира. Он живёт в своём мире грёз, где всегда солнце и праздник. И вот он принимает роды, и эта слизь на голове мешает ему, противится тому, чтобы он вытащил из утробы Зулейхи новую жизнь. В итоге он делает волевое решение, и раз и навсегда отбрасывает этот кокон эскапизма со своих плеч.
Тут Яхина использует достаточно простой приём: Юзуф выступает как обновитель, как пульсирующий акт освобождения не только для Зулейхи, но и для больного Лейбе, долго мучившегося от непонятного состояния, то ли психологического, то ли физиологического. В какой-то момент кажется, что Яхина сорвётся в аллегоризм, в Евангелические сказания о Иисусе, который общался с людьми в яслях… Да и подобранная пара Юзуф-Зулейха тоже должны указывать подсознанию об известной притче о двух влюбленных — Юсуфе (пророке) и Зулейхе. Должны придать двум персонажам книги сакрально-святой ареол носителей образа чистой, божественной любви, переливающейся эфиром благодати через все мыслимые границы и преграды. Юзуф — это пророк обновления, утверждающий своим появлением новую эпоху.
Поселение, куда ссылают кулаков и прочий идеологически вредный элемент, это своеобразный полигон человечества, покинутый остров, где уживаются представители разных народов: чуваши, мари, татары, русские, северные народности, немцы, но нет, что удивительно, евреев! (может, цензоры не захотели, чтобы евреи присутствовали в этой фабрике по выращиванию нового Человека, евреи-то никогда не откажутся от своей национальной и религиозной идентичности). И вот в этой природной среде (вспомним вновь Руссо) вырастает новый человек — Юзуф, всечеловек, который интегрирует в себе все ипостаси универсального индивидуума: он знает французский (брал уроки у одной экзальтированной дамы интеллигентки), прекрасно рисует (учителем выступает один художник-арестант), знает азы медицины (обучен Лейбе), освоил охотничье, рыболовное дело. Короче, парень, лишённый опёки биологического отца Муртазы (который, это очевидно читается меж строк, ничего подобного бы сыну дать не мог, деревня, одним словом), вбирает в себя всё лучшее, что составляет матрицу «прекрасного». Намёк на то, что разорвав пуповину, связывающую его с национальным наследием предков, он обрёл подлинный смысл, узрел настоящее небо, смог реализовать в себе весь потенциал, который заложен в таком всечеловеке, лишённого предрассудков религии, национальности, традиции, патриархальности.
Юзуф не расспрашивает мать о своём биологическом отце, гены которого он носит, не интересуется о своей национальной и религиозной принадлежности. Французский язык важнее и нужнее татарского, искусство важнее веры.
Апофеозом романа становится карьерный крах Игнатова, которого увольняют из органов, но оставляют в поселении. Юзуф решает уехать в Ленинград и поступить там в академию художеств. Зулейха бросается к Игнатову с просьбой помочь. Тот после недолгих раздумий, пока он ещё комендант лагеря и офицер НКВД, сжигает его метрику и выводит на бланке новую: «Иосиф Игнатов, 1930 года рождения. Мать Зулейха Валиева, крестьянка. Отец: Иван Игнатов, красноармеец»…
И вот уже не Юзуф, а Иосиф Игнатов на лодке уплывает по Ангаре в даль, оставив мать и нового «отца» друг с другом. Новый человек уплывает в новый светлый мир.
Таков итог долгого пути трансформации Юзуфа, который в итоге берёт новое ФИО — убийцы своего отца.
Это история одного большого предательства. История, которая разворачивается на глазах у нас, живущих сегодня в это смутно-испорченное время, народа, принимающего собственного убийцу за отца родного…
Это история космополитов-манкуртов, это идеологическая мантра для тех, кто бредит либеральным мифом о всечеловеке. О дереве без корней.
Это история об энтропии духа народа.
Это история о том, что уже происходит с нами.
Это история — напоминание всем тем, кто стоит крепко вопреки давлению циничного времени.
Руслан АЙСИН

ЧП на митинге в Хакасии — задержанных отбивали у ОМОНа

  • 07 ноября 2018 16:45 
  • Просмотров: 1204
ЧП на митинге в Хакасии — задержанных отбивали у ОМОНаСтоп-кадр 19rus.info
Стали известны некоторые подробности задержания на митинге в Абакане помощника депутата Госдумы Афонина Алексея Мурата. Как и ожидалось, на митинге в Хакасии не обошлось без провокаций.
Как передает с места событий корреспондент 19rus.info, когда митинг уже близился к завершению, к полицейским, дежурившим на мероприятии, подошла корреспондента красноярской «Примы», некая Кольт (кстати, что она тут делает?). Дамочка-"провокаторша" стала утверждать, что представитель штаба Валентина Коновалова разбил ей камеру. Об этом же говорил и ее оператор. Странно, но в целой толпе не нашлось свидетелей инцидента.
Когда полиция попыталась задержать предполагаемого нарушителя, толпа начала его отбивать. Сотрудники ОМОН Росгвардии стали хвататься за табельное оружие (на стоп-кадре видео с места событий - именно этот момент). Тогда переговорщиком выступил саратовский депутат Бондаренко.
В результате была достигнута договоренность, кровавой стычки удалось избежать.

Резолюция митинга, посвященного Дню Конституции Татарстана( на татарском и русском языках)



         Татарстан Конституциясе көненә багышланган халык җыенының
Резолюциясе
Казан ш.                                                                                6 ноябрь 2018 ел

                    Бөек бәйрәм белән cезне, хөрмәтле милләтәшләр!

            Моннан 26 ел элек, 1992 елның 6 ноябрендә  Татарстан  Югары Шурасы Татарстан Конституциясен  кабул итте. Безнең дәүләтнең Төп Кануны   1990елның 30 августында  кабул ителгән “Татарстан дәүләт суверенитеты турында Декларация” һәм 1992 елның 21 мартында үткәрелгән референдум нигезендә  кабул ителде. 21 мартта  “Сез Татарстан республикасы суверен дәүләт, халыкара хокук субъекты, Русия Федерациясе һәм башка республика, дәүләтләр белән мөнәcәбәтләрен тигез хокуклы шартнамә нигезендә коруы белән килешәсезме?” дигән сорауга Татарстан  халкының 62% якыны “әйе” дип җавап бирде. 1992 елда кабул ителгән Конституция  халыкнын ихтиярын чагылдыра, шуна күрә аның төп нигезләмәләрен халык үзегенә үзгәртә ала. Әмма ләкин 2000-2005 елларда Татарстан дәүләтенә каршы жинаять оештырылды.  Татарстан халкыннан сорамыйча,  Конституциягә  шундый  күп үзгәрешләр кертелде ки, бу  хәлне  “Татарстан дәүләтен юк итү” дип бәяләргә була.
      Татарстан дәүләтен юк иткәндә кая иде соң безнең Дәүләт Шурасы депутатлары? Нигә хакимият халыкка мөрәҗәгать итмәде, нигә Конституцияне үзгәртү турында референдум үткәрү тәкъдиме белән чыкмады?  Татарcтан халкы  Конституциядәге үзгәрешләр аркасында дәүләтсез, җирсез, милексез калды. 2002 елда “яңа редакция” дигән булып яңа, “туры китерелгән”  Конституция кабул иттеләр. Анда “суверен дәүләт- халыкара хокук субъекты ” юк, «җир һәм аның байлыклары -бөтен халык милке” дигән маддә юкка чыгарылган, “Татарстан кануннары аның териториясендә өстенлеккә ия” дигән маддә юк һәм башкалар, һәм башкалар... Татарстан дәүләтеннән исеме генә калды.       
2018 елның 4 августында  Рәсәй Президенты  “ Мәгариф турында” канунга, 11 һәм 14 маддәләргә үзгәрешләр кертү турында” № 317- ФЗ  Канунга кул куйды.     Бу Конституциягә, халык ихтыяҗларына   каршы килә торган канун  демократия һәм федерализм нигезләрен боза, РФ Конституциясенең 1,5, 68, 72 маддәләрен боза. Шулай ук  Татарстан Конституциясенең 8 маддәсе бозыла. Бу маддәдә ап-чык язылган:“Татарстан Республикасында дәүләт телләре – тигез хокуклы татар һәм рус телләре”.
          Республикаларның дәүләт телләрен “ирекле сайлау” белән укыту аларның дәүләт дәрәҗәсен юк итүгә китерә. Татар теле “ирекле” рәвештә укытылырга тиеш түгел, ул дәүләт теле буларак укытылырга тиеш.  № 317- ФЗ  канунын Рәсәй халыкларының дәүләтчелегенә һөҗүм дип, бәялибез.                                                                                                                                                    Бу канунның сәяси мәгънәсе бик зур. Канун Татарстан Конституциясенең 8 маддәсен юкка чыгара. Шуның белән  Татарстан дәүләтчелеген юк итә.
 Бу канун 2004 елның 16 ноябрендә кабул ителгән № 16-П  РФ Конституция Мәхкамәсенең Карарына каршы килә.  Карар Татарстанда татар һәм рус телләре бертигез күләмдә укытуны канунлы дип, раслады.    РФ Конституция мәхкамәсенең Карары барлык Рәсәй республикаларында үтәлергә

тиеш.  21.07.1994 елгы “Конституция Мәхкамәсе турында”   канун нигезендә: “ Конституция мәхкамәсенең карары дәгъваланмый һәм һичшиксез үтәлергә тиеш”.                                                                                                                                                                           
      Бу канун  Рәсәй 2001 елда кул куйган “Региональ телләрнең һәм азчылыклар телләренең Европа Хартиясен ”  тупас рәвештә боза.                                                                                                                  Бу канун көчләп ассимиляция сәясәтен алып бара һәм “Төп халыкларның хокуклары турында БМО Декларациясен” боза.                                               
       9 октябрьдә Рәсәй халыкларының телләре өчен көрәшүче, Татарстан Конституциясен яклаучы Павел Шмаков Рәсәй югары Мәхкамәсенә дәгъва белән мөрәҗәгать итте. Ул Федераль мәгариф стандартларының мәҗбүри өлкәсенә республикаларның дәүләт телләрен кертүне тәкьдим итте. Әмма Югары Мәхкамә бу дәгъваны кире какты. Шуның белән Рәсәй хакимиятенең көчләп ассимиляция алып баруын раслады.

      Татарстан дәүләте, татар милләте, татар мәгарифе, теле упкын алдында торган хәлдә   таләп итәбез:
1.     1992 елда кабул ителгән Татарстан Конституциясен  кире кайтарырга!
2.      Татарстаннан сайланган  Госдума депутатлары Конституциягә, халык ихтияҗларына   каршы килә торган № 317 – ФЗ канун өчен бердәм тавыш бирделәр, шулай итеп татар телен, татар дәүләтчелеген яклый алмадылар, халык алдында үзләренең бурычларын үтәмәделәр. Шуңа күрә бу  “ялган депутатлар” Госдумадан китергә тиеш һәм яңа сайлаулар үткәрелергә тиеш!
3.      Татарстан Дәүләт Шурасы  Татарстан Конституциясен яклаучы, дәүләтчелекне яклаучы, татар телен яклаучы мөстакыйль сәяси оешма буларак эшләми, үзенең бурычын үтәми. Шуңа күрә депутатларга  Татарстан Конституциясенең 88 маддәсенә таянып  Дәүләт Шурасын  үз-үзен таркату турында карар кабул итергә  һәм чираттан тыш сайлаулар билгеләргә тәкъдим итәбез.  Татарстан халкы ирекле сайлауларда үзенең чын вәкилләрен, Татарстан Конституциясен яклаучыларны, дәүләтчелек өчен, татар теле өчен көрәшчеләрне сайласын! Алар Конституциянең 8 маддәсен тормышка ашырырлар!                                                                                                  4. РФ Президентынннан һәм  Госдумадан-  РФ республикаларында дәүләт телләре мәҗбүри укытылырга тиеш!
5.РФ Мәгариф министры Васильевадан таләп итәбез: Федераль мәгариф стандартларының  мәҗбүри өлкәсенә республикаларның дәүләт телләрен кертергә!
6. Татарстан федератив Шартнамәне имзаламаган дәүләт буларак, үзенең мөстакыйль мәгариф системасын булдыруны таләп итәбез.
7.Татарстан Конституциясен яклаучы татар  каһарманы Павел Шмаковка теләктәшлек белдерәбез!     

6 ноябрь 2018 ел                                                     Халык җыенында кабул ителде.



      
      Резолюция митинга, посвященного Дню Конституции Татарстана

г. Казань                                                                                            6 ноября 2018г.
                   
  С великим праздником вас, уважаемые татарстанцы!

        26 лет тому назад, 6 ноября 1992 года, Верховный Совет РТ принял  Конституцию Республики Татарстан. Основной Закон нашего государства был принят на основании Декларации о государственном суверенитете  Татарстана от 30 августа 1992 года и результатов референдума о государственном статусе Татарстана  21 марта 1992 года. 21 марта  на вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» ответило   положительно 61,4%  граждан   республики, принявших участие в голосовании. Конституция Татарстана 1992 года выражает волю народа, поэтому изменить её основные положения может только сам народ. Но в 2000-2005 годах в Татарстане произошел «тихий» государственный переворот.  Не спрашивая  мнения народа Татарстана, под предлогом «приведения в соответствие» в Конституцию РТ были внесены такие изменения, которые
 привели к уничтожению Конституции РТ  1992 года и государственности Татарстана.
   Как в «демократическом федеративном правовом государстве» ( Конституция РФ, ст. 1)  можно проводить «приведение в соответствие»?! Ведь
федеративное устройство предполагает объединение
 государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. После «приведения в соответствие» Россия превратилась в унитарное государство, в империю.
       После «приведения в соответствие» народ Татарстана лишился государственности, земли, собственности. В Из Конституции  Республики Татарстан были изъяты основополагающие статьи: «Республика Татарстан – суверенное  демократическое государство», «Земля, ее недра, являются общенародным достоянием», «Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории».  От государства Татарстан осталось только название.
      4 августа  2018 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
         Этот антиконституционный, антинародный закон  нарушает принципы демократии и федерализма. Мы считаем, что закон грубо нарушает преамбулу  Конституции РФ о «общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов», статьи 1, 5,68, 72. Закон также грубо нарушает  статьи Конституций республик РФ о государственных языках республик.  Изучение государственных языков «по свободному выбору» означает фактическую отмену государственного статуса  языка.  Татарский язык не может преподаваться «по свободному выбору», он должен преподаваться как государственный язык. Мы расцениваем этот закон как покушение на государственность коренных народов  РФ.
        Этот Федеральный закон    317-ФЗ от 3.08. 2018 несет очень глубокие политические последствия. Фактически закон отменяет статью 8 Конституции РТ: “ Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки”  Это, в свою очередь, означает отмену государственного статуса республики.                                                                                                                   Этот закон нарушает статью 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство», то есть  ведет к изменению конституционного строя.   Закон, уничтожающий государственность коренных народов, может быть принят только в  унитарном государстве.
       Закон противоречит  Постановлению Конституционного суда РФ от 16 ноября 2004 года № 16-П: «1. Признать … нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан вобщеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции Российской Федерации».  Это Постановление должно исполняться на всей территории РФ. Напоминаем депутатам Госдумы РФ и Совета Федерации, что согласно Федеральному Конституционному Закону от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О конституционном суде РФ», статья  79:  «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию» 
       Этот закон грубо нарушает  основные положения «Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств», которую Российская Федерация подписала в 2001 году.
      Этот закон  является инструментом политики насильственной ассимиляции, что запрещено  «Декларацией ООН о правах коренных народов» 2007 года. 

         Мы, участники митинга, требуем:
1.     Вернуть Конституцию РТ 1992 года!
2.     Выражаем недоверие депутатам Госдумы от Татарстана! Они проголосовали за антиконституционный, антинародный Федеральный Закон № 317-ФЗ от 3.08.2018, не сумели защитить государственность Татарстана, татарский язык.
3.     Госсовет Татарстана не имеет политической воли, чтобы защищать Конституцию Татарстана, государственность Татарстана, конституционные права татарского народа, татарское образование и татарский язык. Уже много лет он не является политическим органом, «парламентом  Республики Татарстан»( Конституция РТ, ст. 67), а всего лишь послушным исполнителем указаний из Москвы. Мы выражаем недоверие Госсовету Татарстана и требуем его немедленного самороспуска согласно ст. 88 Конституции РТ!
4.     Требуем от министра просвещения Васильевой: ввести в обязательную область ФГОС государственные языки республик РФ!
5.     От Президента РФ и Госдумы РФ – вернуть обязательное преподавание государственных языков республик РФ.
6.     Выражаем поддержку защитнику Конституции РТ Павлу Шмакову!
Принято  единогласно на митинге  6.11.2018                                                

«Хузур ТВ» начал вещать в Республике Башкортостан, Нижегородской и Оренбургской областях Подробнее: https://islam-today.ru/novosti/2018/11/07/huzur-tv-nacal-vesat-v-respublike-baskortostan-nizegorodskoj-i-orenburgskoj-oblastih/?fbclid=IwAR3JUNEhdQAZL4R8B8Bf-t6oDkB6K8smb4ePKjKggFDB4KVar7HlTOK3VL8


«Хузур ТВ» начал вещать в Республике Башкортостан, Нижегородской и Оренбургской областях
https://islam-today.ru/novosti/2018/11/07/huzur-tv-nacal-vesat-v-respublike-baskortostan-nizegorodskoj-i-orenburgskoj-oblastih/?fbclid=IwAR3JUNEhdQAZL4R8B8Bf-t6oDkB6K8smb4ePKjKggFDB4KVar7HlTOK3VL8

«Хузур ТВ» заключил договор с телекоммуникационным оператором АО «Уфанет»

Первый мусульманский телеканал в России «Хузур ТВ» заключил договор с телекоммуникационным оператором АО «Уфанет» и с 1 ноября 2018 года программы «Хузур ТВ» на кабельном телевидении могут смотреть зрители в Нижегородской, Оренбургской областях и в Башкортостане. Для того, чтобы просматривать необходимо подключиться к базовому пакету вещания IP TV «Уфанет». Каналы IP TV «Уфанет» можно просматривать в приложении «Ufanet TV» на Smart телевизорах, планшетах, мобильных устройствах, а также посредством телевизионной IP приставки. Компания АО «Уфанет» является крупным интернет-провайдером и телевизионным кабельным оператором в г.Уфа и одним из лидеров в Республике Башкортостан. Располагает широкой клиентской базой, включающей физических лиц, корпоративных клиентов. Напомним, что «Хузур ТВ» начал работу 1 марта 2018 г. Канал вещает на русском и татарском языках. На 01.10.18 охват аудитории составил 500 000 домохозяйств по Республике Татарстан и более 40 000 000 зрителей в интернет-пространстве. За 9 месяцев работы телеканала «Хузур ТВ» было запущено 1616 выпусков программ общей продолжительностью более 500 часов. Islam-today

"Власти Татарстана свою Конституцию не уважают"

https://www.idelreal.org/a/29585682.html

"Власти Татарстана свою Конституцию не уважают"


День Конституции Татарстана татарские активисты отметили сегодня митингом-концертом в парке имени Карима Тинчурина. Чиновники запретили акцию в центре города, а власти республики вовсе отказались от массовых гуляний. Участники сегодняшнего митинга, отвечая на вопрос журналиста "Idel.Реалии", сделали вывод, что руководство Татарстана безразлично относится к Конституции РТ.
"Принятие Конституции Татарстана стало важной вехой в современной политической истории республики, заложило правовые предпосылки ее развития и роста авторитета в общероссийском масштабе", — говорится в обращении президента Татарстана Рустама Минниханова по случаю Дня Конституции Татарстана.
На официальном сайте Госсовета республики вовсе нет ни одной публикации, посвященной 26-летию основного закона Татарстана. День Конституции республики отметили сегодня лишь татарские активисты. Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) планировал провести митинг-концерт в центре Казани, однако местные чиновники запретили акцию. В исполкоме татарстанской столицы заявили, что на заявленных организаторами площадках "Минздрав Татарстана запланировал проведение профилактических медицинских мероприятий". Власти предложили перенести акцию в парке имени Карима Тинчурина. Организаторы согласились, но вместе с тем подали в суд на исполком, добиваясь проведения митинга в центре столицы. Вахитовский районный суд Казани призналпредложение чиновников законным.
"Действия противников проведения праздника в центре Казани не поддаются никакому логическому объяснению. Думают, что если татары толерантный, добродушный народ, то с ними можно поступать как угодно, они потерпят. Но у татар тоже есть чувство национального достоинства. Мы гордимся государством Татарстан, Конституцией РТ, флагом РТ! И мы имеем право праздновать главный государственный праздник в центре столицы Татарстана! Это право дано нам Конституцией!" — с таким заявлением выступило руководство ВТОЦ после проигранного суда. Сегодня в парке имени Карима Тинчурина собрались чуть больше ста человек. Некоторые держали в руках плакаты: "Борьба за татарский язык — это борьба за государственность", "Требуем вернуть Конституцию РТ 1992 года!", "Депутаты Госдумы РФ от Татарстана предали интересы республики и его народа!", "Президент Путин! Государственный язык республики преподается только в обязательном порядке!", "Министр просвещения Васильева! Требуем ввести государственные языки республики РФ в ФГОС как обязательный предмет!", "Требуем отменить антиконституционный, антинародный федеральный закон о преподавании государственных языков республик!", "Предавший язык и родину предаст".
На митинге некоторые участники выступали с политическими речами, а другие пели и читали стихи на татарском языке. Изредка в парке доносилось "Азатлык!" (Свобода — перевод с татарского языка). В толпе активисты Союза татарской молодежи "Азатлык" раздавали ленточки в цветах флага Татарстана.
Корреспондент "Idel.Реалии" задал некоторым участникам митинга следующий вопрос: "Как, на ваш взгляд, власти Татарстана относятся к Конституции республики?"
Галишан Нуриахмет, заместитель председателя президиума Всетатарского общественного центра:
— Власти Татарстана свою Конституцию совершенно не видят. Первая, принятая в 1992 году Конституция РТ была, действительно, демократическая — все было нормально. Но потом по приказу из Москвы — без референдума — на сто процентов изменили Конституцию. Сейчас власти Татарстана работают вопреки и российской, и татарстанской Конституции. Москва за всю свою историю никогда не выполняла мировые договоры и соглашения — и сейчас происходит то же самое. Москва не выполняет свою же Конституцию. Власти Татарстана свою Конституцию не уважают, они боятся и являются наместниками колониальной империи.
Власти Татарстана свою Конституцию совершенно не видят
Фаузия Байрамова, татарская писательница, основатель партии национальной независимости "Иттифак":
— Я бы сказала, что власти Татарстана никак не относятся к Конституции РТ. Им безразлично, есть Конституция или нет. Они и без Конституции живут припеваючи. Конституция — это основа государственности республики Татарстан. Для меня и Конституция, и Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР, и итоги референдума очень важны. Наши руководители никогда не считали Татарстан государством, они заявили, что вечно с Россией, никогда не планировали ни выход, ни изоляцию. Они были, есть и остаются вассалами империи. Руководителей Татарстана как личностей невозможно отделить от России, от русского народа. Они не хотят выпячивать, что когда-то была Конституция.
Павел Шмаков, директор казанской школы "СОлНЦе":
— Я убежден, что власти Татарстана уважают Конституцию РТ. Более того — я думаю, что они любят Конституцию Татарстана. Но, к сожалению, даже власти республики боятся Россию, боятся того, что будут большие ссоры между татарами и русскими, и в итоге им не удастся удержаться на этом месте. Боятся, что их спокойная жизнь будет нарушена. К громадному сожалению, у людей появился страх — в моем детстве этого не было. Мы праздновали и 1 мая, и 7 ноября — мы все праздновали и не боялись.
Я убежден, что власти Татарстана уважают Конституцию республики
Расик Залялов, пенсионер:
— На мой взгляд, они относятся не то, что плохо… Еще хуже можно придумать слово. Вчера в газете вышло поздравление Рустама Минниханова с Днем Конституции. Там ошибочно написано, что отмечается 25-летие, тогда как сегодня Конституции Татарстана — 26 лет. Кроме того, в городе нет плакатов "С Днем Конституции Татарстана". Вчера по телевидению, в газетах, СМИ об этом ничего не говорили — никакой информации. И сегодня то же самое — народ приходит и стоит за железным забором, каждого проверяют, как будто здесь собрались какие-то преступники. И нет ни одного государственного деятеля, руководителя, депутата, который бы выступил перед народом.
Даже власти республики боятся Россию
Назиря Сайфутдинова:
— Власти Татарстана положительно относятся к Конституции Татарстана.
Гульфания Залялова, общественный деятель:
— Власти Татарстана никак не относятся к Конституции республики, потому что и народ, и власти — колонизованные. Как скажет Путин, Москва, так они и сделают. Когда Путин посещает мусульманские страны, он обязательно берет с собой Минниханова. Как будто у нас мусульмане в России не обижены, как будто они живут так, как хотят. То ваххабитов придумают, то экстремистов, то "Хизб ут-Тахрир", то игиловцев. Всегда можно что-то найти, но причин на это нет. Власти Татарстана где-то, наверное, отпраздновали День Конституции — в закрытом помещении. А вот так, как здесь, никто ничего не проводит и не организовывает. Мы просили провести митинг в центре города, а нам опять дали парк Тинчурина — это такое унижение моего народа. Я не знаю, как выйти из этого положения. Я живу и переживаю.
Зуфар Сафин, певец:
— Некоторые статьи Конституции Татарстана не работают: например, мы, получается, сейчас не изучаем родной язык в школах. Мы находимся в республике, а родной язык не изучаем. Я этого не понимаю! Мы за это сегодня и пришли — мы должны требовать соблюдения своих прав. Они же прекрасно это понимают. Москва что-то против не говорит, но в то же время и возможности не дает. Конституция Татарстана исполняется для галочки.
Власти Татарстана относятся к собственной Конституции как к бумаге (которая де-факто есть), с которой приходится мириться
Наиль Набиуллин, активист Союза татарской молодежи "Азатлык":
— Власти Татарстана относятся к собственной Конституции как к бумаге (которая де-факто есть), с которой приходится мириться. Не было бы ее, для них было бы, наверное, совсем прекрасно. Но они вынуждены мириться с Конституцией Татарстана — она принята парламентом, от этого никуда не денешься. Своими формальными поздравлениями они и ограничиваются. Никаких официальных мероприятий по случаю Дня Конституции мы в Татарстане не видим — это очень печально. Они воспринимают Конституцию Татарстана как некий тяжкий груз, от которого не отвертеться.
***
В резолюции митинга сказано, что в 2000-2005 годах в Татарстане произошел "тихий государственный переворот", в результате которого в Конституцию Татарстана "были внесены такие изменения, которые привели к уничтожению Конституции РТ 1992 года и государственности Татарстана". "Народ лишился государственности, земли, собственности. Из Конституции РТ были изъяты основополагающие статьи: "Республика Татарстан — суверенное демократическое государство", "Земля, ее недра являются общенародным достоянием", "Законы РТ обладают верховенством на всей ее территории". От государства Татарстан осталось только название", — говорится в резолюции сегодняшней акции.
Участники митинга потребовали "вернуть Конституцию РТ 1992 года", выразили недоверие депутатам Госдумы от Татарстана, которые "не сумели защитить государственность республики и татарский язык", а также предложили "немедленно" распустить Госсовет РТ. Кроме того, в резолюции участники акции потребовали от министра просвещения России Ольги Васильевой "вернуть обязательное преподавание государственных языков республики РФ".
Накануне Дня Конституции "Idel.Реалии" провели опрос на улицах Казани. Прохожим были заданы вопросы, работает ли Конституция Татарстана и чувствуют ли татарстанцы заботу государства.
вадим мещеряков
MeshcheriakovV-FL@rferl.org