ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 29 августа 2018 г.

В учебниках истории России будет больше информации о татарском народе

http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/v-uchebnikah-istorii-rossii-budet-bolshe-informatsii-o-tatarskom-narode/

В учебниках истории России будет больше информации о татарском народе


В учебниках истории России будет больше информации о татарском народе. Об этом заявил заместитель директора Института международных отношений КФУ Раиль Фахрутдинов на пресс-конференции в ИА «Татар-информ», посвященной II съезду учителей истории и обществознания Татарстана.
Целью ежегодного съезда учителей истории и обществознания являются обсуждение и решение проблем, связанных с преподаванием татарской истории. Секретарь регионального отделения Российской ассоциации учителей в РТ Ильсия Фокеева обратила внимание на учебные пособия, по которым сейчас учатся в школах.
«Современные учебники истории не всегда „успевают“ за изменением системы образования. На данный момент в школах опять перешли на линейную систему: начиная с 5-го класса учащимся рассказывается история древнего мира, а затем по нарастающей до 10-го класса ученики узнают период истории до XX и начала XXI века. В 11-м классе все знания обобщаются. К сожалению, сейчас не все учебники соответствуют такой системе», — отметила Фокеева.
По словам участников съезда, регионам уделяется недостаточно внимания в истории России. Фахрутдинов рассказал о новом проекте «Обучение истории России через регионы». Стандарт, который реализуется в настоящее время, поможет включить в курс общей истории такие важные аспекты, как становление Казанского ханства и появление Тюркского каганата.
«На данный момент в общих учебниках истории уделяют недостаточно внимания регионам и различным субъектам РФ, в частности Республике Татарстан. В этом, пожалуй, заключается одна из основных проблем в современном преподавании. Специально для этого мы сейчас разрабатываем новые издания, посвященные углубленному курсу татарской истории. На данный момент уже написаны и одобрены учебники для учеников татарстанских школ с 5-го по 8-й класс», — сообщил спикер.
Дмитрий Максимов

Здесь замучены тысячи жизней в годы Сталина, в годы разлук. Тайны зон Марий Эл 30–50 годов XX века открываются...

Здесь замучены тысячи жизней в годы Сталина, в годы разлук. Тайны зон Марий Эл 30–50 годов XX века открываются...

Ух, какое увлекательное путешествие-марафон мы совершили 14 августа 2018 года вместе с корреспондентом еженедельной газеты Республики Татарстан «Мэдэни жомга»(Литературная Пятница) Хамзой Бедретдиновым, Расихом Заляловым, общественным деятелем Всетатарского Общественного центра, бывшим подполковником танковых войск и с директором народного музея ГУЛАГа и председателем Ассоциации жертв политических репрессий Республики Марий Эл Николаем Александровичем Аракчеевым.
Сперва посетили территорию музея ГУЛАГа Республики Марий Эл и увезенные экспонаты музея в здании спортзала бывшей Школы Искусств (ул. Советская, д. 20). Посетили Мендурское кладбище. Пока известно точно имена шести татар, расстрелянных на этом полигоне. Было репрессировано в Марийском крае около 50 мусульманских священнослужителей. Вскрыто там только одно захоронение, а 79 захоронений расстрелянных не вскрыто до сих пор и не оглашены списки погребенных там. Хотя Правительством Российской Федерации была утверждена концепция по увековечению памяти жертв политических репрессий. В рамках принятой концепции предполагается, в частности, создание образовательных и просветительских программ, создание условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и другим материалам, а также разработка и реализация эффективной государственной политики в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, а также деятельного патриотизма. Президентским Советом по правам человека (СПЧ) разработан законопроект в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий.
Я сам там первый раз был в Кокшамарах и Кокшайске. Искали очевидцев, а нашли самородков-краеведов. Еще попали к марийцами в Кокшамары на праздник Медовый Спас. Праздник проходил на открытом месте у красивого озера. Нас угостили медовухой, медом, чаем с душицей, кашами, салатами, солеными белыми грибами и разными кушаньями.


Кокшамарская земля дала трех великих композиторов — Ключникова-Палантая, Якова, Андрея Эшпая. И жители поселка бережно хранят память о них. Сохранился фундамент и двухслойный сруб из бревна от дома, где жил во время прохождения практики студент Марипосадского лесхтехникума будущий советский и первый чувашский космонавт Андриан Николаев.


Я сам там первый раз был в Кокшамарах и Кокшайске.
Женская зона ИТК №7 с 1939–1953 годы находится возле озера Таир, от города Йошкар-Олы 50–70 км. Все заключенные были из Татарстана, преимущественно по 58-й статье, где они жили, выемки от бараков и полуземлянок остались. Там 500–600 женщин из Татарстана были советском концлагере, много умирали от голода, холода, непосильного труда, болота, мошкара, комары, издевательства, Вохровцы и вышестоящий состав колонии, пользуясь своим положением, издевались, домогались заключенных женщин и насиловали их. Ужас! Деревья зимой и летом и в трескучие морозы. Каждому норма была семь кубометров, пилили двуручной пилой, топорами срубали, сучки обрубали и по деревянной лоханке 6–7 км толкали крючьями тяжелые бревна на реки Большая Кокшага и Волгу сплавляли. И эти бревна потом большими плотами везли буксиры в Казань для строительства домов заводов, фабрик и так далее.
Своими руками нашел в ямах вырытых «черными археологами» две подошвы от кирзовых сапог караульных, стекла от окон и осколки тарелок, куски кирпичей, многочисленные куски полуистлевших ржавых железок и так далее. Черные археологи-копатели там изрядно потрудились. Много везде ямки, металлоискателем ищут, где зазвенело, на металл копают, и так уничтожают культурный слой. Эх, археологам да и поисковым отрядам там бы потрудиться на славу. К сожалению, ни местные муниципальные и республиканские власти не взяли под законную регистрацию  и охрану этого кладбища и территории зоны. И там ничего не убирается, ни завалы поваленных деревьев, ни мусор. Могилки на кладбище без креста, без надгробий с полумесяцами, без ничего — одни только выемки на земле остались. Кроме этой на установленной лесниками — надписи около кладбища.
Самым для нас открытием завесы тайны женской зоны ИТК №7 стала встреча ночью на бензозаправке ЛУКОЙЛ на перекрестке дорог Кокшамары-Кокшайск-Чебоксары с лесничим-краеведом Петром Павловичем Васильевым. Пожалуй, самым известным в дни перед выборами главы Республики Марий Эл стало видео про открытие ФАПа в деревне Шимшурга Звениговского района о Леониде Маркелове.

                                             

Его автор — лесничий Таирского участка Кокшайского лесничества Пётр Павлович Васильев, чуваш по национальности.

                                     

Представляем вам отрывок из книги Петра Васильева «История Кокшайского лесничества»: «Однако особую известность среди местного населения приобрело место заключения в квартале 35 Кокшайского лесничества (Л/у1994). Эту местность по сегодняшний день так и именуют — Колония. Меня интересовала история этой колонии, и я обратился в архив МВД Татарстана. Из ответа явствовало, «что исправительно-трудовая колония №7 НКВД ТАССР была организована в феврале 1940 года на базе Кокшайско-Семеновского участка ИТК №2 НКВД ТАССР и ликвидирована в 1953 году. Колония занималась лесозаготовительными работами. Начальником колонии в 1944–1950 годах был Дубровин Андрей Дмитриевич. В архиве ИЦ МВД РТ статистических сведений об осужденных (количестве, статьях осуждения, труде осужденных и т. д.), схем расположения зданий и сооружений колонии и кладбища не имеется». Чтобы прояснить, где что находилось, обратился к местным жителям.


Рассказывает житель поселка Таир Анисимов А. «Я был еще маленьким и хорошо помню эту колонию, так как у меня отец там работал. Сама зона была огорожена частоколом из шести метровых бревен в диаметре 16–18 сантиметров. По углам стояло шесть сторожевых вышек, где находились часовые. Основной контингент был из Татарии. Сидели в основном женщины. Сроки были разные, у кого два года, у кого и больше. Некоторые ходили под конвоем, а некоторые ходили свободно. Работали, конечно, все в лесу. Если Колония была основной базой, то на работы вывозили и на участки. Помню, были организованы следующие участки в Семеновке, на живом мосту, на Шудугуше, в Маркитане и в Таире. Были рабочие лошади, голов 15–16, которые содержались в вырытой в земле конюшне.
У этой колонии были также участки, расположенные ближе к местам работы: «18 квартал», «40 квартал», бараки на бугре в 300 метрах к юго-востоку от деревни Семеновка, бараки в поселке Канышево, землянки на левом берегу реки Большая Кокшага, где жили расквартированные заключенные круглый год и занимались заготовкой, вывозкой и сплоткой древесины. (Курсив — Из истории сел и деревень РМЭ. Г. Йошкар-Ола. Стр. 132)
Кормили плохо. Чтобы как-то улучшить питание, конвоиры с разрешения начальства ходили на Окуневое озеро на рыбалку за линьками. Смертность среди заключенных была высокой. Помнится, в одну зиму (1947?) трупы лежали штабелями. Когда хоронили, на могилах ставили дощечки, прибитые на небольшие реечки, где указывали номер уголовного дела и через дробь еще какой-то номер. Через какое-то время, когда подали эти дощечки, на этом же месте хоронили еще раз. То есть захоронения получались в два, а то и в три слоя. Когда приезжали родные, им говорили, что их родственника отправили по этапу дальше, хотя тот уже покоился на кладбище». Случались ли побеги? Рассказывает со слов матери Малыгин Алексей Николаевич: «Заключенный не послушался окрика конвоира и побежал в сторону Таира. Дело было зимой, и снегу было много. Беглец мог бежать только по дороге. Конвоир догнал его почти в километре от колонии. Приказал остановиться. Тот не послушался. Выстрел — и человека не стало. Потом конвоир пришел в колонию и доложил, что застрелил заключенного, просил лошадь, чтобы привести. А начальство отказало, сказали: «Ты пристрелил, ты и притащи». И он на спине приволок мертвеца обратно в колонию».
Рассказывает житель села Кокшайск Сучков Алексадр Михайлович: «Мой отец работал в этой колонии охранником. С его слов, начальник колонии был злой человек и очень не любил заключенных. У него была немецкая овчарка, которая часто нападала на прохожих. Много заключенных было покусано. Однажды эта собака кинулась и на моего отца, но он не стал много раздумывать, снял карабин с плеча и пристрелил эту собаку, за что ему крепко досталось от начальника, но он получил много благодарностей от заключенных».
Что осталось от колонии? На сегодняшний день, кроме названия «колония», эти места ничем не напоминают, что именно здесь находился один из Сталинских «истребительно-трудовых лагерей» (по А. И. Солженицыну). Автором этих строк проделана определенная работа по установлению схемы расположения зданий и сооружений колонии. Место кладбища ИТК №7, где сейчас растет лес, предложено лесоустройству исключить из расчетного пользования. Работниками лесничества установлена памятная доска на месте кладбища. Установлен Памятный Знак, на котором написано — «Оглянись, незнакомый прохожий, на пески, не спеша, ты вокруг. Здесь замучены тысячи жизней в годы Сталина, в годы разлук. Нет имен, нет фамилий. Лишь только курган свою мрачную тайну хранит. Поклонись, незнакомый прохожий, праху тех, кто невинно убит» — эти нехитрые слова написаны на доске. Это все, что осталось от колонии. Если бы мы были цивилизованной нацией, можно было бы создать мемориальный комплекс в память о наших согражданах, сгнивших в этих лагерях. Но кому это нужно в стране, где каждый выживает сам по себе? Еще остались ныне малоприметные, уже зарастающие просеки — ледянки, по которым вывозился зимой лес к сплаву. Если в зимнюю пору в тишине постоять на ледянке, то можно услышать скрип полозьев, храп лошадей, натуженное дыхание арестантов — рабов, дармовых строителей коммунизма».


 
 Рамай Юлдашев. Общество татарских краеведов Республики Марий Эл.