ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 8 августа 2018 г.

На воре горит шапка – а что горит на убийце?

https://echo.msk.ru/blog/dgudkov/2255118-echo/#.W2rE46H6k2c.twitter
На воре горит шапка – а что горит на убийце?
АВТОРДмитрий Гудковполитик

Вчера вечером «неизвестные» взломали фейсбук адвоката Михаила Ходорковского Елены Липцер и выложили там пост якобы от ее имени – с обвинением в том, что он «пренебрег их жизнями», послал на смерть и т.д. Последствия взлома вскоре были удалены, но он дал нам новое – и довольное весомое – доказательство того, то Джемаля, Расторгуева и Радченко в Африке убили вовсе не «10 человек в тюрбанах».
Доказательство выглядит так: первым о посте Липцер (не о взломе) рассказало «Федеральное агентство новостей», ФАН – МИ-«помойка», принадлежащая Евгению Пригожину – тому самому Пригожину, который является организаторов ЧВК Вагнера, деятельность которого и отправились расследовать в Африку убитые журналисты.
В ветке «Яндекс.Новостей» ФАН отметилось материалом в 22.49. Вслед за ним с интервалом в 10 минут подтянулись и другие помойки пригожинского «интернет-холдинга» троллей: «Политика сегодня», «Экономика сегодня», iReactor и т.д. Все ходы записаны
Зачем бы Пригожину нужно было так «переводить стрелки», если бы он не был причастен?
Почему бы МИДу, который рассказывает нам об «обыкновенном грабеже», не признать, что убитые журналисты интересовались в Африке действиями российских военных, даже не уточняя их статус?
Все это напоминает мне голосование в ООН по международному трибуналу в связи с атакой на Боинг над Донбассом. Кто был против него – чья единственная рука поднялась вверх? – Чуркин, Россия.
На воре горит шапка – а что горит на убийце?

Михаил Саакашвили: Грузия пыталась предотвратить войну с Россией десять лет назад

https://echo.msk.ru/news/2255170-echo.html?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter

Михаил Саакашвили: Грузия пыталась предотвратить войну с Россией десять лет назад

Грузия пыталась предотвратить войну с Россией десять лет назад, — сказал в эфире «Эха Москвы» бывший глава страны. Для этого было сделано всё возможное, отметил Михаил Саакашвили.
Также по словам политика движение российских войск на Тбилиси остановили только требования Соединенных Штатов Америки.
В свою очередь спецпредставитель президента России Сергей Иванов заявил «Коммерсанту», что в США неофициально признали Михаила Саакашвили виновником войны 2008-го года. Как утверждает Иванов, Госдепартамент уверял Россию, что Саакашвили не перейдет красную черту в Южной Осетии. При этом он подчеркнул, что российский Генштаб еще в 2007-м году разработал секретный план на случай полномасштабной войны с Грузией.

В Москве простились с Орханом Джемалем

http://www.ansar.ru/society/v-moskve-prostilis-s-orhanom-dzhemalem

В Москве простились с Орханом Джемалем


    

Сегодня в Московской Соборной мечети состоялось прощание с погибшим в Центральноафриканской республике российским журналистом Орханом Джемалем.
Сотни людей собрались во дворе главного мусульманского храма страны, чтобы отдать дань памяти Джемалю и совершить джаназа-намаз (заупокойную молитву). С журналистом простились его родственники, друзья, коллеги. Среди участников мероприятия были общественные деятели, имамы и муфтии.
«Орхан всегда приходил на помощь, приходил на зов тех, кому угрожала опасность. Орхан был одним из благороднейших людей, которых я знал… Мы провожаем сегодня воина, мужчину, поэта и журналиста», — сказал друг погибшего, журналист Максим Шевченко, сообщает РИА Новости.
Говоря о своем отце, младший сын Орхана Мансур отметил, что он был очень хорошим человеком. «Таких людей редко можно где встретить. Если бы таких людей было хотя бы чуть-чуть больше в мире, то мир был бы намного лучше... Я постараюсь стать таким же, как мой отец», - сказал Мансур Джемаль на прощании, сообщает ТАСС. Его слова завершились мощным такбиром собравшихся.
«Орхан жил как герой и умер как герой. Он был достойным сыном Ислама», - сказал политолог Руслан Айсин.
Глава ДУМ Азиатской части России, муфтий Нафигулла-хазрат Аширов отметил, что Орхан Джемаль умер на пути Аллаха. Он также пожелал, чтобы Орхан стал примером для каждого.
В свою очередь политолог и исламовед Руслан Курбанов напомнил, почему мусульмане любили Орхана. По мнению Курбанова, два качества Джемаля - мужество и аскетизм - напоминали людям о величайших героях мусульманской общины. «Он был бескорыстным и мужественным бойцом», - заявил он на церемонии прощания.
Последним слово взял председатель Совета муфтиев России и ДУМ РФ Равиль-хазрат Гайнутдин. «Орхан жил для народа, во благо народа и во имя справедливости», - сказал Гайнутдин в своем выступлении.
После этого были прочитаны аяты Священного Корана и вознесены дуа за Орхана Джемаля. Затем собравшиеся совершили джаназа-намаз под руководством Гайнутдина.
Тело Джемаля под громкий такбир погрузили в автобус. После этого похоронная процессия направилась на Хованское кладбище, где будет погребен погибший российский журналист.
Напомним, сегодня также простились с режиссером Александром Расторгуевым и оператором Кириллом Радченко, также погибшими вместе с Джемалем в ЦАР.

На языковую политику государств можно пожаловаться в ООН

https://www.idelreal.org/a/29392012.html

На языковую политику государств можно пожаловаться в ООН

Алексей Цыкарёв, член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов

Алексей Цыкарёв, член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов

2019 год объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом языков коренных народов мира. Корреспондент "Idel.Реалии" побеседовал с членом международной руководящей группы по реализации данного проекта, а также членом Экспертного механизама ООН по правам коренных народов мира Алексеем Цыкаревым о критериях статуса коренного народа, возможностях доведения до структур ООН информации о проблемах народов, новых планах международной организации в данном направлении. — Что ООН подразумевает под коренными народами? И относятся ли народы России к ним?
— Во-первых, следует отметить, что нет единственного верного определения понятия "коренные народы", которое использовалось бы в международной практике. Но есть определенные критерии, которые вытекают из международно-правовых документов, таких как Декларация ООН о правах коренных народов или Конвенция №169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" и другие инструменты. Среди критериев можно отметить наличие тесной связи народа со своей землей, появление данного народа на определенной территории раньше формирования границ национальных государств, наличие своего отличного от других языка и культуры, традиционных видов деятельности и так далее. Одним из ключевых является самоидентификация в качестве коренного народа. В соответствии с этими критериями, многие народы России относятся к разряду коренных. Это не только коренные малочисленные народы, которых выделяет российское законодательство как отдельную, наиболее уязвимую группу, которая нуждается в поддержке государства, но также и другие, более многочисленные народы, такие как, например, карелы, якуты и т.д. Многие народы, которые не вошли в число коренных малочисленных народов России, с точки зрения международных стандартов обладают теми же характеристиками и претендуют на то, чтобы к ним относились как к коренным.
— А народы региона Идель-Урал в лице татар, башкир, марийцев, удмуртов и других входят в эту категорию?
— Тут вопрос самоидентификации. Скажем, если само движение татарского народа отвечает выше перечисленным критериям и позиционирует себя как коренной народ, ссылается на международные стандарты, например, в своей деятельности, то нет никаких причин отрицать это. Тем более, что многие народы Поволжья, такие как удмурты, мордва или марийцы не раз подчеркивали, что они являются коренными народами. В этом плане, я думаю, тюркские народы региона имеют те же характеристики.
— Какие мероприятия планируются проводить в рамках года коренных народов? Будут ли мероприятия по России? Или ограничатся только мероприятиями в рамках ООН?
— Генеральная Ассамблея ООН просила ЮНЕСКО возглавить процесс на глобальном уровне. Под руководством ЮНЕСКО была создана международная руководящая группа, куда вошли представители государств и коренных народов, и учреждений ООН. Также был разработан глобальный план действий, который включает как крупные мероприятия, как Открытие года языков, которое состоится в Париже в январе, онлайн-кампания в поддержку языков коренных народов, большая конференция в формате заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Слушания по языковым правам коренных народов будут также проходит в Совете ООН по правам человека в Женеве. То есть на глобальном уровне будет большое количество мероприятий разных масштабов. Будут также мероприятия в киберпространстве, выставки, конкурсы, исследования, фестивали. Будут использованы разные площадки ООН. С другой стороны, планируются и региональные мероприятия. Например, Мексика планирует провести у себя мероприятия, связанные с Латинской Америкой и Карибским бассейном. В сентябре в Китае пройдет мероприятие для азиатского региона.
Другой пласт мероприятий — национальные мероприятия (на уровне государств), локальные мероприятия или субнациональный уровень. Например, регионы Российской Федерации. Резолюция Совета ООН по правам человека, которая была принята в сентябре, призывает государства формировать свои национальные планы мероприятий в соответствии с духом международного плана мероприятий и резолюции Генассамблеи. В России уже создан оргкомитет по поручению правительства. Уже есть проект плана мероприятий и прошло первое заседание Оргкомитета. Я думаю, распорядительный документ должен быть подписан премьер-министром в ближайшее время. Федеральное агентство по делам национальностей запросило информацию и точку зрения из всех регионов о планируемых мероприятиях в рамках международного года. На основании предложений субъектов РФ будет сформирован окончательный федеральный план действий.
Проект плана на сегодняшний момент выглядит внушительным, он включает не только мероприятия коренных малочисленных народов, но и национально-культурных автономий и оргнаизаций других народов страны. Поэтому в план мероприятий еще будут вноситься изменения, чтобы сделать его более компактным, более отвечающим усилиям на международном уровне. 9 августа этого года ЮНЕСКО презентует сайт Международного года коренных народов. И все желающие, в том числе неправительственные организации, правительства и власти регионов могут подавать через этот сайт информацию о своих мероприятиях, которые они хотят провести под эгидой международного года. Они также могут запросить партнерства с ЮНЕСКО и получить логотип международного года языков коренных народов, чтобы сопроводить свои мероприятия этим логотипом. В принципе, многие российские мероприятия могут войти в этот международный план мероприятий, если будут поданы соответствующие заявки через сайт.
— Что дает участие в этих проектах коренным народам?
— Конечно, прежде всего, это дает внимание со стороны мировой общественности. Например, ЮНЕСКО планирует обновить свой Атлас языков, провести исследование о состоянии языков, сбора данных, направленных на поддержку всемирного атласа языков. Это такой онлайн-ресурс по документированию и поощрению разнообразия по всему миру. Данные предыдущего атласа устарели и сегодня ЮНЕСКО планирует актуализировать информацию. Для этого создан новый вопросник, который будет распространен среди научно-исследовательских организаций. То есть участие в мероприятиях — это привлечение внимания к проблематике. Конечно, когда на уровне Генассамблеи принимается такое решение, то к нему будет приковано внимание прессы, крупных мировых СМИ. Обсуждается идея привлечения так называемых послов доброй воли из числа известных людей, звезд мирового уровня. Они будут через свои медиа-ресурсы помогать, продвигать тему коренных языков среди населения. Так планируется решить проблему отсутствия информации у населения мира о проблемах языков коренных народов. Во-вторых, международный год является шансом для государств и коренных народов обсудить, какие конкретные меры нужно предпринять, чтобы улучшить положение языков коренных народов. Это возможность на национальном уровне принять новые законодательные и практические меры. В некоторых случаях — это возможность решить проблемы, которые копились годами.
— Сейчас довольно сложная ситуация с региональными языками в России. Наверняка, вы знаете и о принятом законе о языках народов России. По этой ситуации в ООН проводится мониторинг?
— Дело в том, что у механизмов ООН по правам коренных народов, нет мандата проводить мониторинг. Есть мандат Спецдокладчика по правам коренных народов. Вот он как раз собирает такую информацию. Он доводит свою позицию до сведения определенных государств. Есть мандаты договорных органов и процедура универсального периодического обзора. Они предполагают регулярные отчеты государств и мониторинг проводимых изменений в их политике, а также сбор жалоб и информации о нарушениях международных обязательств государств. В рамках этих процедур представители гражданского общества имеют право подавать альтернативные доклады и, таким образом, рассказывать о ситуации, как они ее видят. С учетом этих докладов, официальной позиции подотчетного государства и собранных независимых данные и мнений экспертов государству выносятся предложения и рекомендации, как исправить эту ситуацию. И через определенный период времени, в рамках нового периодического отчета, происходит анализ исполнения вынесенных ранее рекомендаций.
— А альтернативные доклады могут быть на русском языке?
— Да, конечно. Ведь русский является одним из официальных языков ООН. Конечно, когда это делается на английском языке, это лучше и быстрее работает. Несмотря на то, что официальных языков шесть, технически секретариат работает на английском и французском. Поэтому это с практической точки зрения более удобно. Я также думаю, что исследования, которые будут проводиться в связи с обновлением международного атласа языков мира, как раз и внесут вклад в мониторинг языковой ситуации. Какие-то языки могут быть исключены из этого атласа в связи с тем, что они утратили статус "уязвимого", либо наоборот уже вымерли. А другие языки могут обновить свой статус, свой уровень жизнеспособности: уязвимые языки, языки в опасности, языки, находящиеся в серьезной опасности и т.д.
— Структуры ООН, которые занимаются проблематикой коренных народов, предполагают содействие неправительственным организациям в части грантов на образовательные или языковые проекты?
— С этим все немного сложно. Даже бюджет самого Международного года языков коренных народов мира проходящего под патронажем ЮНЕСКО имеет мизерный бюджет. Средств фактически нет. ЮНЕСКО приходится искать спонсоров, вести работу с правительствами, чтобы они вносили какие-то дополнительные финансовые вклады. Поэтому я не думаю, что у ЮНЕСКО будет возможность финансировать проекты НКО. С другой стороны, в самом начале, когда мы приступили к разработке идеи международного года, возникла идея создания фонда поддержки языков коренных народов мира, который управлялся бы самими коренными народами, не правительствами. Я думаю, если эта идея претворится в жизнь, она была бы востребована, потому что нужны такие фонды, которые будут финансировать разные проекты особенно на локальном уровне, то есть на уровне местных языковых активистов. Кстати, одна из идей международного года — это поддержать — и в плане мероприятий это зафиксировано — местных активистов, активистов муниципального уровеня. Есть даже идея учредить премию для местных языковых активистов, которые внесли наибольший вклад в дело популяризации и сохранения родных языков.
— Есть какие-то конкретные примеры народов, которые своим активным участием в механизме ООН по коренным народам сумели сделать свою проблему достоянием широкой общественности?
— Многие народы привлекли внимание к своим проблемам. Прежде всего те, кто приезжают на мероприятия. Это, конечно, не все коренные народы мира. Есть народы активно участвующие, есть менее активные. Очень много слышно о проблемах языков народов Северной Америки. Например, чероки, ючи или яки и другие. Один из наиболее известных активистов, который участвует в мероприятиях — Великий вождь Эдвард Джон из Канады. Он выступает за языковые права канадских коренных народов. Ведь они пострадали от таких явлений как школы-интернаты и политики ассимиляции, за которую премьер-министр Трюдо недавно приносил извинения перед коренными народами. Это наиболее известные примеры.
Конечно, звучат опасения и за языки народов России. Я недавно вернулся из Женевы, где принимал участие в 11-ой сессии экспертного механизма по правам коренных народов. Там были выступления, связанные с новым законопроектом о добровольном преподавании родных языков. Это были выступления из Республики Саха (Якутия), были выступления и из Поволжья. Звучала тревога и опасения, что этот закон потенциально может сильно ослабить институциональные позиции языков коренных народов, особенно в системе образования. Две страны, которые взяли лидерство в движении языкового года — это Австралия и Эквадор. Даже в этих странах огромное количество проблем. Австралию критиковали на международном уровне за отсутствие внятной языковой политики по отношению к коренным народам. Проблемы остаются, не следует думать, что этот год все исправит, но начать разговор нужно. Более того, есть идея, которую поддерживают некоторые государства, о том, чтобы по окончании этого года объявить о Десятилетии языков коренных народов мира, чтобы продолжить начатый разговор и реализовать больше мероприятий.
— Когда планируется следующее крупное мероприятие международного оргкомитета?
— Как раз в эти дни проходит заседание международной руководящей группы, которая рассматривает вопрос доработки плана мероприятий, дизайна упомянутого сайта, использование логотипа в информкампаниях. Что касается российского оргкомитета, как только он окончательно будет сформирован, я надеюсь, в ближайшие месяцы пройдет очередное заседание с целью уже более конкретного обсуждения основных мероприятий.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Глава Магаданской области Сергей Носов высказался по поводу пенсионной реформы

https://www.gosrf.ru/news/37175/

Глава Магаданской области Сергей Носов высказался по поводу пенсионной реформы

И.о. губернатора Магаданской области Сергей Носов на встрече с правительством региона высказался по поводу пенсионной реформы. Об этом сообщает официальный портал Магаданской области



Моя личная позиция - пенсионная реформа должна учитывать особенности проживания в условиях Крайнего Севера. И в масштабах страны, что касается пенсионной системы, я буду отстаивать, в первую очередь, защиту интересов жителей, пенсионеров Магаданской области. Считаю, что сохранение пенсионных гарантий поможет улучшить демографическую ситуацию в нашем регионе, обеспечить трудовыми ресурсами его развитие. Поэтому я поручил подготовить отзыв на проект федерального закона, учитывающий специфику области и предусматривающий исключение норм повышения пенсионного возраста для жителей районов Крайнего Севера, то есть для жителей Магаданской области.

— Сергей Носов, и.о. губернатора Магаданской области

Носов, пока что, оказался первым и единственный главой региона, высказавшим такую позицию. Интересно, что буквально накануне, руководство «Единой России» исключило из рядов партии руководителя ярославского отделения Михаила Боровицкого. Причиной стало обращение региональной Думы в ФС РФ с критикой пенсионной реформы.
Сергей Носов занимает в руководстве «Единой России» высокое положение (входит в Высший Совет), однако и по Боровицкому решение принималось на уровне руководителя партии Андрея Турчака.
Возможно, если к Носову присоединятся и другие губернаторы, это заставит ЕР пересмотреть свою позицию. Пока что единороссам запрещено критиковать инициативу правительства.

В Москве простились с убитыми в Африке журналистами


https://www.kommersant.ru/doc/3707620

«Таких людей очень немного, но они еще тут водятся»

В Москве простились с убитыми в Африке журналистами

Во вторник, 7 августа, в столице прошли похороны документалиста Александра Расторгуева, репортера Орхана Джемаля и фотографа Кирилла Радченко, убитых в Африке, где они расследовали деятельность ЧВК «Вагнер». Александра Расторгуева проводили аплодисментами; коллеги переживали, что он, лучший документалист страны, так и не получил при жизни широкого признания. Друзья Орхана Джемаля спорили, каким он был — «большим ребенком» или «настоящим львом». Близкие Кирилла Радченко отмечали его искренний патриотизм и стремление восстановить справедливость в стране и мире.

Что известно об убитых в ЦАР российских журналистах

«При жизни Саша не получил и сотой доли такого внимания к своему творчеству»
Маленький Столешников переулок уже за час до церемонии был перекрыт длинной стеной телекамер. Операторы десятков каналов выстроились четким строем, расставили камеры на высоких треногах — как будто прицелились в двери небольшого, совсем не пышного храма Космы и Дамиана. Люди, которые шли по переулку, сжимая в руках четные цветы, смотрели на съемочные бригады с удивлением и каким-то презрением. Накануне организаторы похорон Александра Расторгуева попросили СМИ воздержаться от видеосъемок, но дело было даже не в этом.
Рядом с храмом стояла не узнанная тележурналистами Любовь Аркус — режиссер, основатель журнала «Сеанс», подруга Александра Расторгуева. Она плакала и курила одну сигарету за другой. Люди с цветами подходили к ней, обнимали, пытались как-то утешить, но потом начинали плакать вместе с ней. Наконец, кто-то из телевизионщиков заметил режиссера и пошел к ней с камерой, следом потянулись остальные. Окруженная нацеленными объективами, Любовь Аркус горько произнесла:
— Я смотрю на эти камеры и думаю, что при жизни Саша не получил и сотой доли такого внимания к своему творчеству.
Вот о чем думали друзья режиссера, пришедшие на отпевание. Вот почему они так смотрели на людей с микрофонами, украшенными логотипами федеральных телеканалов.
А Любовь Аркус занималась тем же, что и всегда,— просвещала зрителей. На этот раз телевизионных.
— Все критики называли его русским гением. Мы писали о нем в нашем журнале, лучшие режиссеры восхищались его творчеством. А что толку, если он в итоге был безработным человеком. Русский гениальный документальный режиссер, плоть от плоти своей страны, сын своего Дона, своего Ростова. И никому он был не нужен, кроме тех, кто его любил.
Она немного помолчала и продолжила:
— Правда, надо сказать, что любили его много людей. Он имел такой дар — любить и вызывать любовь. Фильмы его абсолютно гениальны. Я утверждаю это как эксперт, черт возьми. Вот все, что я могу сказать.
— Почему он был безработным? – спросил кто-то из-за стены телекамер.
— Потому что он был никому не нужен,— повторила Любовь Аркус.— Потому что он был неформатным. Потому что он был неудобным. Потому что он был бескомпромиссным. Потому что был радикальным. Потому что для него смысл был важнее, чем карьера. Таких людей очень немного, но они еще тут водятся. И теперь надо подумать о тех, кто жив. Чтобы такого внимания не было, чтобы к ним было другое внимание.
Режиссер хотела выговориться и поэтому отвечала на еще даже не заданные вопросы:
— Он не был диссидентом, ничего такого. Это его не волновало. У него с Богом были разговоры, а не с властью, понимаете? Поэтому он ни тем был не нужен, ни другим. Никому.
— Журнал, о котором вы сказали, это что за журнал? — опять задали ей странный вопрос.
— Да какая разница,— ответила она, и подразумевалось, конечно, «какая вам-то разница». Но все-таки уточнила:
— Это журнал «Сеанс», ему 30 лет, его читают профессионалы и студенты. А они и так понимали значение его творчества…
— Вы представитесь? — перебил кто-то.
Все-таки Любовь Юрьевна Аркус оказалась очень терпеливой женщиной. Она представилась.
— Как вам реакция властей? Ну боль, утрата. Это чувствуется или нет? — спросил мужчина хорошо поставленным голосом.
— Они не знали, кто это. И даже те, кто его посылал туда, не знали, кто это,— не выдержала госпожа Аркус.— Они дают интервью и говорят, что он был опытным в таких вопросах…А он ведь не был таким. Он никогда не занимался расследованиями. Он был про другое вообще. Он был про женщин, про детей, про людей. Про то, как жить больно, про то, как жить хочется, и про все это сразу. Он был про это. Какой реакции вы хотите? Они не знали, кто это. И не хотели знать, конечно же.
Чуть поодаль с совершенно серым лицом стоял Павел Костомаров — режиссер, оператор, который снял вместе с Александром Расторгуевым несколько фильмов. Его спутница курила и презрительно смотрела, как телевизионщики допрашивают Любовь Аркус.
— Как они на нее навалились, посмотри,— произнесла она.
— Ты ведь тоже снимала плачущих людей,— попробовал успокоить ее Павел Костомаров.
— Снимала, да. Но я спрашивала разрешения.
— Ну, у них такая работа, ничего такого в этом нет. Они под юбку не лезут, в лицо не тычут… И вообще в Ростове тысячи людей сейчас в аду настоящем, они все хотели бы попрощаться с Сашей. Пусть они в новостях хотя бы увидят прощание. И мать его не верит, что сюда вообще люди придут.
А храм был заполнен плачущими людьми.
Прощание с режиссером Александром Расторгуевым в ритуальном зале Троекуровского кладбища

Прощание с режиссером Александром Расторгуевым в ритуальном зале Троекуровского кладбища

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
— Человек ответствен за дар жизни, у него есть обязанность хранить и возделывать этот дар. Использовать этот дар разумно,— говорил им священник.— В числе прочих слов о счастье человека в Библии говорится: «Блаженны алчущие правды». И вот эта строчка прежде всего мне приходит на сердце в связи с сегодняшним печальным днем прощания. Потому что он, как всякий журналист, искал этой правды. Удачно — неудачно, успешно — неуспешно, но судя по его фильмам — искренне. И нам всем важно искать этой правды в жизни, исследовать эту правду. Только тогда мы действительно получаем то, к чему в этой жизни призваны.
Когда священник закончил отпевание, к гробу режиссера выстроилась длинная очередь для прощания. Среди пришедших попрощаться был журналист, телеведущий Леонид Парфенов. «Его вклад в искусство исключительный, такого больше нет. Послание, которое при жизни Александра не было увидено страной,— сказал он на улице корреспонденту “Ъ”.— Его "Дикий, дикий пляж" — это огромный документ о том, как мы живем, что мы за страна, что мы за общество. Какой он — венец творения, нынешний русский человек». Господин Парфенов говорил медленно и тихо, тщательно подбирая слова. «Это не было страной увидено. Но это все равно остается самым убийственным документом. По этому фильму можно судить о нашем времени, — сказал он. — И с точки зрения ремесла даже — какое высокое качество работы! Не знаю, у кого еще такое есть».
Продюсер, участник Pussy Riot Петр Верзилов неожиданно признался “Ъ”, что собирался лететь в Африку вместе с Александром Расторгуевым:
— Где-то месяц назад Саша рассказал, что они с Центром управления расследованиями обсуждают такую поездку. Что есть такое вот расследование, которое они собираются делать про ЧВК «Вагнера», что он собирается лететь туда. Причем не были еще известны другие участники, ни Орхана, ни Кирилла в этом проекте еще не было. Он тогда общался с разными людьми, искал тех, кто мог бы поехать. Ну и я сам вызвался быть частью этой экспедиции — не как участник расследования, а так, самостоятельно. Я уже занимался визами, билетами, а потом мы провели акцию на чемпионате мира и попали под арест. Это единственное, что мне помешало улететь. Иначе я совершенно точно сейчас был бы с ними...
Забывшись, Петр Верзилов начал говорить по обыкновению громко. В толпе стали оглядываться, и он снова понизил голос:
— Саша, безусловно, один из лучших, если не лучший русский документалист. Мы всегда дружили, но в последний год стали особенно близки — вместе делали художественно-документальный проект, фильм по мотивам расследования «Медиазоны» про человека с отрезанной головой. Мы ездили зимой в Апшеронск с актерами «Гоголь-центра», отсняли уже половину материала и собирались доделывать проект, когда он вернется из Африки. Теперь я обязательно его доведу до конца, в память о Саше.
Гроб с режиссером вынесли из храма под аплодисменты, которые не смолкали несколько минут. Проходящие по переулку иностранцы удивленно остановились возле ряда телекамер.
— Что здесь происходит? — спросил один по-английски.
— Кажется, здесь снимают кино,— ответил его спутник.
Александр Расторгуев родился в 1971 году в Ростове-на-Дону. Учился на филфаке Ростовского государственного университета и в Госакадемиии театрального искусства (Санкт-Петебруг). Жил и работал в Ростове-на-Дону. После первого документального фильма «Чистый четверг» о войне и повседневной жизни в Чечне был со скандалом уволен с местного телевидения. Режиссер снял более 15 документальных фильмов, самый известный — «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», многочасовой эпос про отдыхающих на пляже. В соавторстве с Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым снял в 2013 году фильм «Срок» про российских оппозиционеров. Получил ряд премий российских и международных кинофестивалей. Первый раз его фильмы были показаны по российскому телевидению только после его смерти.
«Простой народ видел в Орхане бескорыстного мужественного бойца»
Незадолго до начала траурной церемонии вся территория Московской соборной мечети в Олимпийском проезде была заполнена людьми — попрощаться с Орханом Джемалем пришли сотни людей. Через дорогу от мечети стояли три полицейских автобуса, еще несколько сотрудников дежурили у входа, возле установленных металлоискателей. Правоверные мусульмане смотрели на металлические конструкции с удивлением — обычно вход в мечеть свободный.
На траурную церемонию в мусульманский храм пришли не только единоверцы трагически погибшего журналиста, но и его друзья не из числа мусульман. Главный редактор The New Times Евгения Альбац и известная журналистка Надежда Кеворкова были одеты, как и требуют правила пребывания в мечети, в длинные до пят платья и с покрытой головой. Был, конечно, и известный публицист Максим Шевченко, близкий друг покойного. Все пришедшие подходили выразить соболезнования вдове Орахана Джемаля, журналистке «Новой газеты» Ирине Гордиенко и их сыну-подростку Мансуру.
К 13 часам в мечеть доставили тело покойного. Надо пояснить, что мусульман хоронят не в гробах, поэтому и тело Орхана, как правоверного мусульманина, после процедуры ритуального омовения завернули в белый саван и вынесли ко входу в мечеть в закрытом ящике. Перед совершением дуа — молитвы — о покойном высказались несколько его близких друзей. Дольше всех говорил господин Шевченко — он назвал Орхана «героическим человеком, вся жизнь которого была борьбой ради достижения справедливости».
Церемония прощания с Орханом Джемалем прошла в Соборной мечети

Церемония прощания с Орханом Джемалем прошла в Соборной мечети

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ
Президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов честно отметил, что господин Джемаль был противоречивым человеком, но при этом незаурядной личностью: «При том, что он был такой бунтарь, сорвиголова — он всегда был против несправедливости, жлобства. Но при этом он был большим ребенком и романтиком».
Тут господин Шевченко снова взял слово, чтобы поспорить с этим утверждением: «Орхан ребенком не был. Он был лев, он был настоящий лев, который бросал правду в лицо угнетателям, палачам и насильникам, не боялся смотреть им в глаза. Он шел в тюрьмы, шел в казематы. Он шел к тем, кто угнетал и расправлялся с людьми. Ребенок так не поступает. Так поступает только тот, кто ощущает в своем сердце огонь правды и огонь истины».
— Я хотел бы высказаться о том, почему мусульмане любили Орхана и почему столько людей пришли сегодня с ним проститься,— начал журналист, друг погибшего Руслан Курбанов.— Мусульмане его любили, несмотря на все ошибки. Все любили в Орхане мужество и аскетизм. Окруженный огромным количеством сытых мусульманских лидеров, простой народ видел в Орхане бескорыстного мужественного бойца, отрекшегося от благ этого мира.
Выступавшие с гордостью напомнили, что 3 августа заупокойная молитва по Орхану Джемалю была прочитана в иерусалимской мечети Аль-Акса — третьей по значимости в исламе. В святой для всех правоверных мечети был вывешен баннер с фотографией Джемаля и надписью: «Погибший российский журналист Орхан Джемаль был активным защитником Палестины и всего исламского мира».
Проститься с журналистом пришли люди разных национальностей, и практически каждый заострял на этом внимание: «Посмотрите, сколько людей он объединил здесь — а сколько он объединил в России и во всем мире».
Несколько слов об отце сказал и Мансур: «Таких людей редко можно где встретить. Если бы таких людей было хотя бы чуть-чуть больше в мире, то мир был бы намного лучше. Я постараюсь стать таким же, как мой отец».
Выступил и один из друзей покойного Вардан Варданян, который отметил, что им, азербайджанцу и армянину, ничего не мешало крепко дружить: «Я потерял самого близкого друга, я очень жалею, что так редко удавалось в последнее время с ним общаться». А один из религиозных деятелей заявил, что каждый присутствующий на церемонии хотел бы «умереть так, как умер Орхан». После этих слов присутствующие стали несколько минут кричали «Аллах акбар» — «Аллах велик».
Погребальную молитву — Джаназа-намаз — совершил глава Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин. Завершив обряд, он приобнял Мансура и похлопал его по спине. Тело покойного под многоголосое «Аллах акбар» погрузили в микроавтобус и отвезли для захоронения на мусульманской части Хованского кладбища. На улице стал накрапывать легкий дождик. Один из мусульман произнес, глядя на небо: «Это хороший знак, он говорит о милости Аллаха к усопшему».
Орхан Джемаль родился в 1966 году в Москве, окончил Московский геологоразведочный институт. Сын известного исламского деятеля Гейдара Джемаля. С 1995 года работал в изданиях «Вечерняя Москва», «Вечерний курьер», «Независимая газета», «Версия», «Новая газета», также был обозревателем журнала «Русский Newsweek». Орхан Джемаль работал специальным корреспондентом на Северном Кавказе, в Южной Осетии, Афганистане, Ираке, Ливане, Сирии, Саудовской Аравии. Автор книги «Война. Хроника пяти дней» о российско-грузино-осетинском военном конфликте августа 2008 года, награжден медалью «За принуждение к миру 2008». В 2011 году получил тяжелое ранение в Ливии, где освещал ход гражданской войны.
«Кирилл был патриотом, ему не надо было для этого размахивать флагом»
Церемония прощания с оператором Кириллом Радченко проходила в судебно-медицинском морге «Царицыно». Родственники попросили СМИ не вести съемку, и на отпевании присутствовали только близкие, друзья и коллеги — около ста человек. Это особо отметил священник, пытаясь утешить собравшихся: «Дело в том, что длина жизни определяется не количеством лет, а тем подвигом, что человек нес, что он сделал для мира, родины и семьи. Этому человеку можно просто позавидовать — он сделал больше за свою жизнь, чем некоторые за 90 лет. Они жили как трава, и умерли как трава — о них никто не вспомнит. А сегодня полный зал народу».
Прощание с Кириллом Радченко в московском судебно-медицинском морге №1 в Царицыно

Прощание с Кириллом Радченко в московском судебно-медицинском морге №1 в Царицыно

Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Журналиста похоронили на Булатниковском кладбище. Друзья и коллеги повторяли слова о том, что всем необходимо обязательно закончить работу над проектами, в которых он принимал участие и «которые были для него так важны».
— Мы знали Кирилла как наблюдатели на выборах, с которыми он ездил в Чечню,— начала прощальную речь молодая девушка.— Он был верным товарищем, человеком, который всегда был рядом и готов был помочь. Спасибо родителям: он был достойным сыном для них и для нашей родины.
— Да, Кирилл был патриотом, ему не надо было для этого размахивать флагом,— согласился с девушкой отец погибшего.— Он хотел, чтобы в нашей стране люди соблюдали право, и он стоял за это жестко. Можно было его отговаривать ехать в горячую точку, но он отвечал, что если такое происходит в мире, то он должен этому противостоять.
После этих слов два молодых человека, которые с каменными лицами простояли всю церемонию, отошли от темно-коричневого гроба вниз по склону холма — они сели на траву и уставились в одну точку, периодически вытирая слезы носовыми платками.
— Это был совершенно неординарный человек,— продолжил отец.— Месяцев восемь назад он мне сказал: «Я как-то неожиданно ощутил себя гражданином, поэтому я не могу все это терпеть. И буду бороться».
Кирилл Радченко умер в 33 года — на этом сделал акцент один из мужчин: «Это возраст Христа. Самое главное, что в нем было от него,— желание справедливости и готовность помогать людям». Все закивали.
— Кирыч, как ты всегда говорил? — продолжил мужчина.— Но пасаран! Мы прорвемся. Спи спокойно.
Кирилл Радченко родился в 1985 году в Москве. Окончил колледж художественных ремесел №59, где учился на киномеханика. Работал оператором, ассистентом фотографа и киномехаником, участвовал в съемках российского интернет-сериала «Район тьмы». Вместе с Александром Расторгуевым снял документальный фильм «Выбирая Россию/Electing Russia» о российской политической жизни. С 2016 года работал видеооператором, монтажером и фотографом в информационном агентстве ANNA-News, специализирующемся на репортажах из горячих точек, снимал в Сирии и на Донбассе.
Напомним, режиссер Александр Расторгуев, оператор Кирилл Радченко и журналист Орхан Джемаль были убиты 30 июля в Центральноафриканской Республике (ЦАР). Они приехали в ЦАР в рамках совместного проекта с онлайн-ресурсом «Центр управления расследованиями» снимать документальный фильм о незарегистрированной российской частной военной компании, известной под названием «Вагнер». Точные подробности трагедии до сих пор неизвестны — с уверенностью можно утверждать лишь, что съемочная группа по какой-то причине отклонилась от намеченного ранее маршрута и направилась в другую часть страны. Одни местные СМИ утверждают, что журналисты попали в засаду и были убиты ради ограбления — другие сообщают, что членов съемочной группы похитили, допрашивали, а затем убили. Выдвигаются предположения, что к убийству могут быть причастны боевики одной из банд расколовшегося мусульманского повстанческого движения «Селека». Впрочем, другие африканские СМИ утверждают, что журналистов могли убить члены прохристианской группировки «Антибалака». Российские СМИ также выдвигают предположения, что к убийству могут быть причастны сотрудники ЧВК «Вагнер», которые опасались расследования журналистов.
В ЦУР заверяют, что вопросы безопасности и маршруты передвижения россиян обсуждались с одним из сотрудников миссии ООН в ЦАР, он же порекомендовал съемочной группе водителя. Однако руководитель информцентра ООН в Москве Владимир Кузнецов заявлял “Ъ”, что сотрудники миссии ООН в ЦАР «ни водителя, ни транспортного средства российским журналистам не предоставляли». Следственный комитет России возбудил уголовное дело об убийстве (ст. 105 УК РФ).
Александр Черных, Анна Васильева, Муса Мурадов