ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 20 июня 2018 г.

Никто из Татарстана не проголосовал против добровольного изучения национальных языков

https://www.idelreal.org/a/29304929.html

Никто из Татарстана не проголосовал против добровольного изучения национальных языков


Ильдар Гильмутдинов

Ильдар Гильмутдинов

11 из 16 депутатов Госдумы от Татарстана поддержали добровольное изучение языков. Только один парламентарий от республики воздержался. Ещё четверо за думский законопроект не голосовали.
11 из 16 депутатов Госдумы, которые избирались от Татарстана, поддержали сегодня в первом чтении законопроект о добровольном изучении национальных языков.
В частности, поправки в ФЗ "Об образовании" поддержали Ирек Богуславский, Мурад Гадыльшин, Ильдар Гильмутдинов, Альфия Когогина, Фатих Сибагатуллин, Александр Сидякин, Айрат Фаррахов, Ринат Хайров, Айрат Хайруллин, Равиль Хуснулин, Валентин Чайка.
Никто из татарстанских депутатов против проекта не голосовал. Лишь Иршат Минкин воздержался. Ещё четверо депутатов от республики не приняли участие в голосовании (не нажали ни одну из трёх кнопок), Это Марат Бариев, Ирек Зиннуров, Ольга Павлова и Юрий Синельщиков. Отметим, что Синельщиков представляет КПРФ. Все остальные депутаты избирались от "Единой России".
Три депутата голосовали против. Но они представляют другие регионы. Это коммунисты Ризван Курбанов (Севастополь, Калининградская область, Республика Крым, Дагестан) и Валентин Шурчанов (Мордовия, Чувашия, Марий Эл). Против также голосовал не входящий ни в одну из фракций Рифат Шайхутдинов (Башкортостан).
Напомним, сегодня депутаты Государственной Думы проголосовали за принятие поправок в закон об образовании. В проекте закрепляется добровольность изучения государственных языков республик России. Парламентарии пообещали, что ко второму чтению законопроект будет доработан —​ языки народов России намерены закрепить в обязательной части Федерального государственного образовательного стандарта.

Умер Ильдус Амирханов: аристократ по крови и духу


Умер Ильдус Амирханов: аристократ по крови и духу
https://tatpolit.com/lichnost/umer-ilydus-amirhanov-aristokrat-po.html#hcq=hV08vVq


Ушёл в мир иной человек, который сыграл в моей жизни большую роль, мой первый учитель — Ильдус Амирханов. Ильдус Амирханов (1941-2018) Амирхановы — род в татарском мире известный, знатный. В числе самых именитых его представителей сеийд, последний имам Казанского ханства Кул-Шариф и классик татарской литературы Фатих Амирхан, который приходился двоюродным дядей покойному Ильдусу Усмановичу. Тут-то начинаешь понимать, что уникальность вещь не случайная. Это сложный процесс формирования человеческого материала, сотканного из благородства предков, генетической памяти, живых примеров для подражания. Данное сочетание даёт на выходе таких цельных и стальных волей людей, аристократов не только по крови, но и по духу. Идейные люди на своих плечах несут этот мир. А мир жесток. А человек должен бороться и сопротивляться его несправедливости и исправлять ошибки общества. В этом и закаляется настоящий дух, в этом огне выковывается титан Человека с большой буквы. Только в сложных перипетиях и познаётся личность. Ильдус Амирханов был именно таким. Подлинным. Благородным. Интеллигентным. Честным и бескорыстным. Он понял главное назначение жизни — служение Всевышнему и своему народу, так как считал, что несёт ответственность за его духовное состояние. На свежей могиле Ильдуса Амирханова. 18.06.2018. Фото - Айсин Р. Ильдус ага видел, что народ лишённый духовных корней, веры — зачахнет, канет в небытие, потонет в вязком иле материализма. Поэтому он бросил научную карьеру в Москве в 70-х годах и приехал в Татарстан поднимать национальную систему образования, работал директором школы. Тогда для многих это казалось безумством, а он не обращал внимания на это и работал, пробивался через равнодушие людей и бюрократические редуты системы. Потом он понял, что системе надо противопоставить другую систему, вот почему он взялся за разработку самостоятельной, самодостаточной модели национальной жизни — махалли. Она была основой жизни татар до революции 1917 года, она позволила нации сохранить свою национальную инфраструктуру. Амирхановы приложили немалый труд в возведении этого здания. Помимо махалли должна быть национальная система образования, начиная с рождения ребёнка и заканчивая университетом. Образование должно быть духовно-светским считал он, оно должно быть универсальным, включающим в себя все аспекты религиозного (не схоластного, а креационного) и современного просвещения. В основе её он видел главный постулат — креационная модель, доказывающая происхождение всего от одного Создателя. Доказать креационную концепцию миропроисхождения — Амирханов считал целью своей жизни. Он не только теоретизировал, ему удалось отчасти реализовать этот проект — открыть духовно-светский университет имени Кул-Шарифа. Сколько сил и личных средств он вложил, чтобы воплотить его в жизнь, сколько бездушных чиновничьих кабинетов обошёл — известно одному Богу. Ильдус Амирханов действовал вопреки. Он верил в своё дело. Знал, что оно даст плоды рано или поздно. Великим людям всегда не просто в этом равнодушном и просроченном мире
Деятельно Ильдус Усманович принимал участие в общественной жизни, хотя это отнимало у него много душевных сил. Несмотря на внешнюю мягкость и интеллигентность, он не сворачивал с намеченного пути. Пытался донести слово правды. Другие бы бросили бесцельные попытки, а он даже не думал об этом. Сдаются посредственные, но не великие. Я помню, как он говорил, что радикалы, а его так называли конформисты и критики, и есть те, кто делает историю. Коперник был радикалом, ранние катакомбные христиане были радикалами, коммунисты первые были радикалами. По сути это те, кто принципиально отстаивает свои воззрения, идеи. А их противники называют их радикалами. Удобный ярлык, конечно. Но в конечном итоге — радикалы оказываются правыми. Потому что они преобразовывают мир, несмотря на сопротивление большинства, которое всё просвещённое называет радикальным или разрушительным. Правда же не может объять всех, она открывается единицам… Ильдус Амирханов был большой личностью, и конечно, короткий очерк не способен ни в коей мере восполнить пробел и поведать миру о его масштабе. Но Всевышний знает. И это определяющее. Он свою миссию выполнил. Пост сдал, но вот, кто заменит его на этом поприще, есть ли сейчас среди нас такие глыбы?… Я лично полон сомнений на этот счёт. Нам будет трудно без вашего духовного наставничества, Ильдус ага. И целому народу тоже, хотя многие этого не понимают! Руслан Айсин

"Национальной идеей не может быть идея сделать всех русскими"

https://www.idelreal.org/a/29294858.html

"Национальной идеей не может быть идея сделать всех русскими"





Законопроект о добровольном изучении языков негативно восприняла общественность национальных республик. Его принятие повлияет на сферу национальных образования и культуры. Особенность Марий Эл: в республике уже происходят необратимые изменения в самовосприятии титульной национальности. Республика всё больше становится лишённым национальных признаков регионом. Общественные организации и парламент Марий Эл сохраняют молчание. Накануне рассмотрения законопроекта в Госдуме (19 июня —​ ред.) доктор юридических наук Геннадий Королёв и режиссёр Василий Пектеев поделились с "Idel. Реалии" мнениями о поправках в российский закон об образовании.

Геннадий Королёв, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук (Нижний Новгород):

— Культура любой нации, народа определяется тем, забыт или не забыт язык, которым владеет тот или иной народ. Язык забыли — нет культуры. Нужно учить с детского садика детей на марийском языке, если мы не хотим потерять марийскую культуру и идентичность.
Власть не может гарантировать моё право, право моих детей свободно владеть родным языком
Чтобы так было, нужна возможность выбора. Хотят мои дети изучать родной язык, или нет? А если не хотят? Что вы можете предложить — я имею ввиду власть. Вы можете их научить? У вас есть учебники на марийском языке? Есть преподаватели, учителя, которые бы могли научить моего ребёнка на марийском языке? Не только родному языку, математике, химии на марийском языке. Нет. Власть не может гарантировать моё право, право моих детей свободно владеть родным языком.
Поправки к закону об образовании ничего не дадут, нет почвы, основы. Допустим, я хочу факультативно изучать марийский язык. Хорошо. Вы мне можете предоставить учебники на марийском языке по математике, биологии? Не можете. Можете найти мне преподавателя, который бы преподавал мне, к примеру, историю на марийском языке? У вас нет таких преподавателей. У вас в школах нет классов, где преподавали бы на марийском языке. Как вы планируете преподавать на родном языке факультативно? Можно закрепить в законе, но эта норма будет мертва, если не подвести материальную базу, не заложить в бюджет республики деньги, которые идут на издание учебников.

Василий Пектеев, режиссёр Марийского национального театра им. М. Шкетана (Йошкар-Ола):

— Ситуация с изучением марийского языка в республике, к сожалению, удручающая. Мы в этом году в президентской школе-интернате открываем театральный класс. Мы провели экзамены, приходят из районов — Моркинского, Сернурского, дети, родители которых марийцы, они кое-как говорят по-марийски. Эти районы всегда были хранителями литературного марийского языка.
Ни одного русского не может быть в этих деревнях, а занятия в садиках и школах — на русском
Оказалось, что в республике нет единого норматива. В Моркинском районе многие руководители, шовинистически настроенные против марийского языка, приняли норматив, по которому нужно разрешение родителей на его углублённое изучение. Как госязык, марийский учат час в неделю. Дети сдают на экзамене знание слов марийского языка, если знаешь несколько обозначительных слов, значит тебе поставят "четвёрку" или "пятёрку", ты переходишь в другой класс. В то же время в некоторых школах в республике есть изучение родного языка. Тогда занятия проходят три часа в неделю. Эти дети разговаривают нормально на марийском, они могут строить предложения.
Василий Пектеев
Василий Пектеев

В марийских деревнях сейчас занятия в детских садиках проходят на русском. Это отчасти из-за недальновидности, пассивности родителей. Ни одного русского не может быть в этих деревнях, а занятия в садиках и школах — на русском. Мне кажется, что национальная политика на уровне властей региона никак не регламентируется. Я бывал во многих национальных регионах России, работал в соседней Чувашской республике. В Чувашии в детских садах дети (причём, не только чуваши по национальности, но и русские, татары) учат чувашские песни, стихи на чувашском. Существует телеканал, который вещает только или преимущественно на чувашском языке. То, как представлен родной язык в Чувашии, я не говорю уже о Татарстане — это нормально. То, что происходит в Марий Эл — эта политика начала активно проводиться при Маркелове (Леонид Маркелов возглавлял Марий Эл с 2000 до 2017 года), потому, что он просто ненавидел марийцев, всё это целенаправленно происходило.
Например, до него названия населённых пунктов в республике писались на двух языках, на марийском и русском. Сейчас все названия только на русском. Вы заходите в любую школу в марийской деревне — ни одного ребёнка, для которого руссский язык — родной. Но вся информация в школе, начиная с "Добро пожаловать" на входе и все надписи внутри, всё на русском языке. А это марийская деревня, марийская школа. У нас ещё до выступления Путина (в июле 2017 года на заседании совета по межнациональным отношениям, проходившем в Йошкар-Оле, президент России сказал: "Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского") в марийских школах эта практика изучения как государственного языка начала применяться. Некоторые школы отказались вообще от марийского языка, это было ещё 15 лет назад. Мне кажется, это нездоровая обстановка: многие марийцы хотели бы, чтобы их дети изучали марийский язык с садика. Если этого нет, в душах многих родителей зреет скрытое недовольство. Это всегда предпосылка будущих конфликтов.
Все финны с первого класса изучают шведский язык. Это нормально воспринимается
Можно привести в качестве примера Финляндию, я там часто был, ездил с театральными постановками. Шведов в этой стране всего шесть процентов, это национальное меньшинство. Но все финны с первого класса изучают шведский язык. Это нормально воспринимается. Люди, когда знают несколько языков, им от этого не становится хуже. Они от этого становятся умнее. И всё это называется толерантность. Они и себя уважают, и окружающих. Говорят, что нужна национальная идея в нашей стране. Национальной идеей не может быть, чтобы все стали русскими. Мне кажется, чтобы у нас в республике и вообще, в России, было уважительное общение между людьми, нужно вспомнить полное название нашей страны: Российская Федерация, федеративное государство. Хорошо, если наши руководители это поймут и будут создавать все условия для людей разных национальностей сохранять свой язык, свою культуру — и не только по праздникам.
Депутаты — русские, они боятся, как бы и их не заставили учить марийский язык
Я не знаю, можно ли сосчитать на пальцах одной руки депутатов, представителей народа мари в Государственном собрании республики. Они молчат, бояться. Привыкли при Маркелове сидеть, "поджав хвосты". Им это совершенно неинтересно. Им интересно, как долго они там будут сидеть и получать свои депутатские привилегии. Депутаты — русские, они, конечно, против того, чтобы в марийских школах учили марийский язык. И они боятся, как бы и их не заставили учить марийский язык. Они категорически против, они даже понимать не хотят. Так у нас получается, что Марий Эл — уже и не национальная республика, она так просто называется. Что это одна из областей, регион. Мы — двенадцатый регион. У нас нет национального телевидения, есть российское телевидение "12 регион" (с апреля 2018 года этот телеканал поменял название на "МЭТР" — "Марий Эл Телерадио"). Поэтому, неудивительно, что наши депутаты так себя ведут. Люди, которые приехали возглавлять нашу республику, кроме одного Васютина (Михаил Васютин — первый заместитель председателя правительства Марий Эл) опять ни кого из марийцев нет. Есть люди, которые никогда не работали в национальных регионах. Они, может быть хорошие управленцы, но они из русской среды, работавшие в русских областях. Никогда не сталкивались с проблемами национальной республики. А человека, который бы им объяснил тонкости, нет. Люди из марийцев, которые вращаются около правительства — они привыкли больше выполнять указания сверху, чем когда-нибудь иметь свою точку зрения. Это совершенно безынициативные, очень хорошие исполнители. Как говорят, командные люди. Не дай бог, они что-то лишнее скажут — их потом уволят, или в "чёрный список" занесут. От этих людей я ничего не жду.
Народ наш неорганизованный, каждый занят своими делами. Сейчас люди заняты вопросами выживания. Поэтому всё так тлеет — тишь да гладь, божья благодать. Для руководителей самое важное — чтобы проблем не было. А если у нас всё тихо, значит всё хорошо.

дмитрий любимов

Борьба за федерализм: почему Татарстан оказался один в поле

https://www.idelreal.org/a/29273292.html

Борьба за федерализм: почему Татарстан оказался один в поле

Архивное фото

Татарстан в очередной раз оказался один на один с Москвой, борясь за федеративные основы российского государства. В республиках Поволжья тихо наблюдают, а где-то и вовсе предпринимают шаги, идущие вразрез с интересами национальных регионов, действуя в унисон с Москвой. Напомним, среди инициаторов законопроекта о выведении родных языков (кроме русского) в разряд факультатива есть депутаты, представляющие национальные регионы Поволжья. "Idel.Реалии" проанализировали, что привело Татарстан к одиночеству в этой многолетней борьбе. Масштабное наступление на федерализм в России продолжается уже второе десятилетие, но за это время татарстанская политическая элита не предприняла шагов для отражения будущих атак Москвы, предпочитая действовать по ситуации. Речь в том числе — и о давлении в бюджетной политике. Даже Алексей Навальный признавал, что наблюдается "тренд наездов Кремля на богатые регионы и изъятие у них денег". Однако федеральный центр действовал комплексно, закручивая гайки не только в бюджетной, но и в политической сфере. При этом Татарстан не отвечал последовательно. Это можно заметить по зигзагам в языковом вопросе. Власти республики то сдавали язык, то боролись за него — у наблюдателя могло создаться впечатление, что у официальной Казани и вовсе нет четкой позиции. Но это не единственный недостаток властей республики.
С ЛОББИ ПЯТИ РЕГИОНОВ НИКТО НЕ РАБОТАЛ
Среди общественников и политиков, выступивших против упомянутого законопроекта, нет никого из регионов, где татары составляют значительную долю населения. Похоже, татарские общины вне Татарстана оказались неспособны лоббировать свои интересы в своих же регионах. Не слышно о какой-либо реакции на законопроект в Тюменской, Челябинской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской областях, хотя в этих регионах татар больше, чем представителей целых этнических групп в России.
Например, в Тюменской области проживают около 240 тыс. татар, это больше, чем всех балкарцев и ногайцев России вместе взятых. А в Челябинской области чуть менее 200 тыс. татар, эта цифра соизмерима с количеством калмыков России.
В Конституции республики предусмотрена возможность поддержки татар вне Татарстана. Вероятно, дело как раз в том, что Татарстан не очень старался работать со своими общинами, чтобы предотвратить ситуацию одиночного противостояния Москве. Хотя понятно было, что в стране все идет в направлении сужения полномочий регионов. Одним из первых звонков стала отмена позиции президента в республиках России. Татарстан смог отстоять себе президента, но в одиночку республика вряд ли протянет долго. К тому же уже в самом Татарстане есть те, кто призывает ликвидировать позицию президента и основной закон республики.
Инициативу по ликвидации должности президента впервые высказали главы кавказских республик. Один за другим они и поддержали ее, тем самым обеспечили широкую публичную поддержку шагу, который явно упраздняет даже признаки федерализма. Следующей мерой стала отмена прямых выборов глав многих субъектов, прежде всего республик. Затем — отмена выборов мэров городов. Вертикаль власти укреплялась довольно стремительно. Но Татарстан либо занимал оборонительную позицию в одних вопросах, защищаяисключительно себя (хотя было очевидно, что спустя время официальной Казани скажут что-то в духе "а вы особенные?"), либо своими руками блокировал "низовые" инициативы в других — как это произошло, например, с попыткой вернуть прямые выборы мэров городов через татарстанский Госсовет .
Но республиканская элита еще может что-то изменить. По мнению американского эксперта Пола Гобла пока еще не поздно наверстать упущенное.
— Казани следует использовать свое влияние на татарские сообщества вне Татарстана, при этом не забывать об осторожности. Ведь очевидно, что Москва будет противостоять этому, используя региональные элиты субъектов, где проживают татары. Поэтому татарстанскому руководству необходимо стараться воздействовать не только на татарские сообщества, но и на региональные элиты этих субъектов, — считает эксперт.
ОБЩЕСТВЕНННИКИ ИСПРАВЛЯЮТ ОШИБКИ ВЛАСТЕЙ
В мае в Москве прошел круглый стол, организованный татарстанскими общественниками. Он собрал представителей самых разных национальностей и из самых разных регионов, в том числе — из республик. Работа по подготовке велась нескольких недель. По сути татарские общественники второпях попытались сделать то, чем должны были заниматься татарстанские чиновники на протяжении минимум последних десяти лет. Но даже этих усилий общественников оказалось достаточно для того, чтобы важность вопроса осознали те регионы, в которых якобы языковой вопрос не стоит остро.
Один за другим представители различных организаций народов России осудили и потребовали от Госдумы России снять с повестки дня вопрос. Как признавались в аппарате российского парламента, пока перевес обращений по поводу данного законопроекта за теми, кто против принятия этого закона. Очевидно, что это заставит задуматься Москву, ведь актуализировавшийся сразу в разных республиках вопрос, может привести к непредсказуемым последствиям. Но сил татарских общественников явно не хватит, чтобы в процесс включились и другие субъекты, а не только национальные республики. Скорее всего, исход битвы решит умелое использование татарстанской политической элитой не только татарских сообществ в других регионах, но и своих связей среди коллег в последних.
Полагаться на несистемную оппозицию Татарстану в этом вопросе вряд ли получится. Ведь Алексей Навальный по сути поддержал подход Кремля к языковому вопросу. Он считает, что принуждения к изучению государственных языков не должно быть. Речь, конечно, не о русском, а о татарском, башкирском, чувашском и других языках. Но есть вопросы, в которых политическая элита Татарстана могла бы сотрудничать с оппонентами федеральной власти. Например, в противодействии упомянутой выше бюджетной политике. Ведь резкие высказывания Рустама Минниханова о поборах Москвы и выступление Алексея Навального о наезде Кремля на богатые регионы вполне созвучны.
рамазан алпаут