ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 2 апреля 2018 г.

Израильские силовики расстреляли мирную акцию в Газе, 15 погибших (ВИДЕО)

https://www.islamnews.ru/news-izrailskievoennyerasstreljalimirnujuakcijuvgaze15pogibshih-video/

Израильские силовики расстреляли мирную акцию в Газе, 15 погибших (ВИДЕО) 
30 марта, 21:57 
Израильские силовики расстреляли мирную акцию в Газе, 15 погибших (ВИДЕО)
Не менее 15 палестинцев погибли и около 1000 пострадали в результате столкновений с израильскими военными вдоль границы сектора Газа, сообщает палестинский Минздрав. Силовики открыли огонь по участникам Марша возвращения – грандиозной мирной акции протеста, приуроченной ко Дню палестинской Земли. Среди убитых в пятницу оказался палестинский фермер, работавший на своем земельном участке у границы с Израилем. В связи с огромным числом раненых медики призвали граждан сдавать кровь. Ситуация усугубляется тем, что в городе Хан-Юнис на юге анклава местные больницы уже переполнены и не в состоянии принимать новых пострадавших. Тем временем, в Москву прибыла делегация палестинского движения ХАМАС, ставшего одним из инициаторов мирной акции в Газе. Ранее стало известно, что военное командование Израиля стянуло к границе с Газой значительные силы. В частности, здесь находится около сотни снайперов.

https://www.youtube.com/watch?v=rgFV9rKf85E

"Ирекле Идел-Урал" хәрәкәте читтәге милләтәшләрне Русия хакимиятләренә үткен сораулар бирергә чакырды

https://www.azatliq.org/a/29131502.html

"Ирекле Идел-Урал" хәрәкәте читтәге милләтәшләрне Русия хакимиятләренә үткен сораулар бирергә чакырды

"Ирекле Идел-Урал" хәрәкәте җитәкчеләре

"Ирекле Идел-Урал" хәрәкәте чит илләрә яшәүче татар, башкорт, удмурт, чуаш, эрзә һәм мукшыларны үз республикалары хакимиятләренә үткен сораулар бирергә чакыды. Сез генә дөреслекне сөйли аласыз ди оешма вәкилләре.
"Сез Путин Русиясеннән читтә яшисез, сезгә дөреслекне кычкырып әйтү мөмкинлеге бирелгән. Идел-Урал республикаларында яшәүче ватандашлар әйтә алмаганны сез әйтә аласыз. Сез милли хакимиятләргә үткен сораулар да бирә аласыз", диелә мөрәҗәгатьтә.
Анда шулай ук Удмуртия, Мари Иле, Башкортстан, Мордовия, Татарстан, Чуашстан җитәкчелегең еш кына чит илләргә йөрүе искә алына. "Йөрсеннәр, алга киткән һәм ирекле дәүләтләрнең ничек яшәвен күрсеннәр, бу яхшы. Ләкин без, эмигрантлар, мондый очрашуларга битараф калабыз. Шунысы начар", дип яза "Ирекле Идел-Урал" вәкилләре.
Алар милли республикалар җитәкчелегенә берничә сорау бирергә чакыра:
Ни өчен табигый байлыклардан кергән акчаны елдан ел күбрәк итеп Мәскәү үзенә тартып ала? Ни өчен Идел-Урал республикаларына үз акчаларына җәйгән табыннан калдыклар гына кала?
Ни өчен республикаларның дәүләт телләренә басым дәвам итә. Мәктәпләрдә дәүләт телләре мәҗбүри укытылсын өчен безнең хакимиятләр ниләр эшләгән?
Ни өчен Казан җитәкчелеге татар телендә тулы белем бирерлек бер университет та төзи алмый, ә кешеләрнең ишек төпләрендә чүп яндыру корылмасы төзергә тели?
Башкортстан җитәкчелеге республиканың суверенитетын һәм икътисади ирекләрен саклап калыр өчен ниләр эшли? Башкорт телен үстерер өчен, яшьләрне Путин патриотлары түгел, Башкорстан патриотлары итеп тәрбияләр өчен соңгы елларда берәр нәрсә эшләнгәнме?
Ни өчен Мари Иле башлыгы мари милләтеннән була алмый? Ни өчен республика уңышка ирешә алмаган Бердәм Русия фиркасе әгъзалары өчен сынау полигонына әйләнде?
Удмуртия башлыгы Александр Бречалов республика хөкүмәте утырышларын инглиз телендә алып барырга әзер. Ә удмурт телендәге җыелышлар дөньяның кайсы илендә алып барылачак?
Ни өчен мәктәп укытучылары Чуашстаннан китә. Безнең балаларны кем укытачак?
Эрзя һәм мукшы телен Таллин университетларында укыталар, ни өчен үзебезнең республикаларда туган телләргә урын юк? Ни өчен Финляндиядәге берничә мең кешедән торган саам милләтенең хокуклары эрзә һәм мукшыларның үз республикаларындагы хокукларыннан күбрәк?
Мөрәҗәгать авторлары бу сорауларны чит илләрдәге очрашуларда, матбугат очрашуларында, алай да булмаса, пикетларда бирергә чакыра. Күптән түгел Татарстан президенты Рөстәм Миңнеханов Женевага баргач, Швейцария татарлары татар телен Google Translate системына кертү мәсьәләсен карауны сорады. Миңнеханов шунда ук республиканың элемтә министрына бу эш белән шөгыльләнергә кушты. Ә бит Татарстанда бер төркем активистлар татар телен Google Translate-ка кертү эшен берничә елүк элек үк башлаган, дәүләт оешмаларына да ярдәм сорап мөрәҗәгать иткән иде. Ләкин ул вакытта аларга җавап булмады.
"Ирекле Идел-Урал" хәрәкәте турында 21 март Киевның "Главком" матбугат үзәгендә "Русиянең асаба халыкларын нәрсә көтә" дип аталган матбугат очрашуында игълан ителде

Мәскәү татар мәктәбендә татарлар азчылыкта

https://www.azatliq.org/a/29138619.html

Мәскәү татар мәктәбендә татарлар азчылыкта




Татар мәктәбе дип аталып йөртелгән, атнасына бер генә сәгатъ булса да татар теле укытыла торган мәктәп Мәскәүдә бердәнбер. Әмма дистәләрчә мең татар яшәгән шәһәрдә балаларын бу мәктәптә укытучы татарлар кими бара.
Ул Муса Җәлил исемен йөрткән 1186нче санлы мәктәп. Беренче уку елларын ташландык балалар бакчасы бинасында башлаган, укытучылар тарафыннан күпме хезмәт кергән, инде 20 еллык тарихы булган мәктәпнең хәзер бик матур үз бинасы бар. Ләкин мәктәпнең инде "татар этномәдәни юнәлештә укыта һәм тәрбия бирә" дигән рәсми статусы инде төшереп калдырылган. Шулай да, ничә ел инде мәктәпләрдә оптимизация дип аталган гомумиләштерү сәясәте баруга карамастан, татар мәктәбе әлегә беркемгә дә кушылмый, үз тормышын үзе алып бара. Акча бүлеп бирү балалар исәбеннән булганга, мәктәпкә балаларны, татар балаларын күбрәк җыярга тырышалар. Әмма татар балалары саны бик артмый икән.
Шушы көннәрдә мәктәптә әти-әниләр өчен, укучыларны җәлеп итү һәм мәктәп белән таныштыру максатыннан, ачык ишекләр көне уздырылды.
Азатлык мәктәп мөдире, Татарстанның атказанган артисткасы Роза Хабибуллина белән әңгәмә корды.
Роза Хабибуллина
Роза Хабибуллина
– Без инде бу уку елында ачык ишекләр көнен, мәктәп, укытучылар белән таныштыруны икенче тапкыр оештырдык. Күптөрле игъланнар да бирдек , белдерүләр дә тараттык. Килүчеләр бик күп булды, ләкин татарлардан килүче булмады! Мәскәүнең татар халкы шул тикле битараф! Без әлбәттә үзәктә түгел, ерак районда урнашкан. Шул ягын уйлыйлардырмы, ләкин бер генә татар кешесе дә баласын җитәкләп килмәде.
– Мәктәпнең хәле ничек соң бүгенге көндә. Балалар саны җитәрлекме? Мәктәп үз үзен тәэмин итәрлек хәлдәме?
– Беләсез инде, мәктәпне икътисади яктан тәэмин итү балалар санына бәйле. Шул акчалар мәктәп мәшәкатъләренә дә тотыла, укытучыларның эш хакларына да, уку әсбаплары алырга да шул исәптән бирелә акча. Хаттә медицина хезмәте, балаларны тукландыру да шул баш исәбеннән бүлеп бирелгән акчага карый. Мәктәп бюджеты шуннан тора. Балалар саны күп булса, акча да күп була, аз булса, акча да аз була. Шуңа безне кушарга да кыстап карадылар. Ләкин без, йөзебезне югалтудан куркып, башка мәктәпләргә кушылудан баш тартып торабыз. Ул ата-аналар комитетына да бәйле. Безне мәҗбүри эшләтүчеләр юк бу тарафтан.
Мәктәптә балалар бар, саны җитәрлек. Балалар саны аз, әлбәттә. Башка мәктәпләрдә өчәр мең бала укый. Ә бездә 441 бала гына. Аерма бар инде. Мине борчыганы – татарлар саны кими бара. Хәзер мәктәптә татарлар бары 30 процент кына калды. Әле берничә ел элек кенә яртысы татар иде. Менә мин монда Мәскәүнең Җәмигъ мәчете мисалын китерәсем килә. Ул мәчетне дә татарлар төзегән. Гомер гомергә татар мәчете булып саналган. Ә анда хәзер татарлар йөрми. Йөрмәүчеләр үзләренчә сәбәп табып, анда безнең халык юк, Урта Азия дә, Кавказ халкы, шуңа йөрмибез диләр. Кем гаепле соң аңа? Татар үзе гаепле! Мәчеттәге бушлыкны татар үзе оештырды. Бушлык беркайчан да буш тормый ул, ни белән булса да тула.
Бездә хәзер таҗик, үзбәк, кыргыз, азәрбайҗан балалары укый
Менә хәзер мәчетләрдә дә татар урыннарын башка милләтләр алып бетерде. Мәктәп белән дә шул хәл. "Безгә мәктәп кирәк! Мәскәүнең һәр районында мәктәп булырга тиеш!" дип кычкыралар җыелышларда. Ә менә бердәнбер татар мәктәбенә балаларын китерүче юк. Менә мәчеттәге кебек бездә дә бушлык барлыкка килде. Шул бушлыкка башка милләт килеп тулды. Бездә хәзер таҗик, үзбәк, кыргыз, азәрбайҗан балалары укый. Алар рәхәтләнәләр безнең мәктәптә. Чөнки укытучыларыбызның күбесе татар. Балалар урысча аңламый торса, аңлатып бирәләр. Без бит башка милләт балаларын ничек укытырга беләбез. Алар рәхмәт әйтә-әйтә безнең мәктәпкә йөриләр.
Әлбәттә, татарлар аз булса да, бар. Хәтта Мәскәү өлкәсеннән балаларын китереп укытучылар да бар. Әнә безнең Рушан хәзрәт Аббәсов, өч баласын да безнең мәктәптә укытыр өчен, башка райондагы фатирын сатып, мәктәпкә якын өйдән яңа фатир сатып алды. Ләкин алар гына барыбер аз. Безгә татарлар кирәк! Шундый мөмкинлекләр бар. Мәктәбебез бар. Укытучыларыбыз бар, матди нигезебез бар. Мәктәпнең татар китапханәсе, музее бар. Әгәр дә алга таба мәктәпне ябып куйсалар, Алла сакласын дип әйтәм инде, мәктәбебез юк дип елап йөриячәкләр. Булганның кадерен белми татар.
– Татар теленә һөҗүмнәр туктамый бит инде. Сезнең мәктәпкә шаукымы кагылдымы әле соңгы хәлләрнең?
– Алай без сизмәдек. Ничек укытылды, шулай укытыла. Ул инде безнең укыту програмына кергән. Ә менә Русия буйлап барган прокурор тикшерүләре безгә дә килгән иде. Алар бездә урыс теленең сәгатъ саны кимемәгәнме дип тикшерделәр. Татар телен укыту бездә урыс теле дәресләренә бәйле түгел. Бездә татар теле беренче сыйныфтан дүртенчегә кадәр мәҗбүри. Ә инде бишенчедән башлап проект эшчәнлеге дигән програм бар. Татар теленнән укучылар укытучылар белән төрле проектлар эшли. Татар мәдәнияте, татар әдәбияты, тарихка бәйле рәвештә эшли алалар. Без, әлбәттә, этно-мәдәни компонентны барлык дәресләрдә кертүне сорыйбыз укытучылардан. Тарих, географиядән дә.
– Татар теле дәресе атнага бер генә мәртәбә керә. Ә менә мәктәптә татарлыкны тәрбияләгән нинди чаралар бар соң? Балаларга татар телен тагын ничек бирү мөмкинлекләрен табасыз?
– Безнең татар әкиятләре нигезендә спектакльләр куя торган "Әкият" дип аталган студиябез бар. Безнең татарча җыр, бию, нәфис сүз түгәрәкләре эшләп килә. Өлкән сыйныфтагы балалар белән татар тарихын өйрәнү проектлары алып барабыз. Теләгән кеше мәктәптә татар теле, әдәбияты, мәдәнияте, тарихы, фольклор, гореф-гадәтләр турында күп төрле белемнәр ала ала.
Мәктәп укучылары
Мәктәп укучылары
– Мәктәпнең исемендә "этно-мәдәни юнәлештә" дигән сүзләр инде юк. Хәзер андый исем Мәскәүдә бер мәктәптә дә калмаган. Шуның өстенә, милли мәктәпләр дә оптимизация нәтиҗәсендә башкалар белән йотылып бетте. Сез үз җаегыз белән мөскәкыйль булып калган бердәнбер мәктәптер, ахры. Менә бу түгәрәкләр эшләүгә карарга мәгариф җитәкчеләре тыюлар куймыймы?
– Юк. Хәкимият ягыннан бернинди дә проблем юк. Ничек эшлибез, шулай эшлибез. Менә татарлар гына күбрәк булсын инде. Югалтмаска иде шушы мәктәбебезне. Күпме авырлыклар белән ачылган мәктәп бит ул.
– Роза ханым, әйтә аласызмы. Укытучыларның уртача хезмәт хакы күпме?
– Бездә уртача 79 мең санала. Укытучының эш хакы 69 меңнән ким булмаска тиеш. Бу инде бер фәннән укыта торган укытучының хезмәт хакы. Өстәмә белем бирә торган укытучыларга күбрәк тә булырга мөмкин. Шуннан да төшерергә ярамый. Бу югарыдан килгән таләп нигезендә бирелә торган хезмәт хакы. Төшерсәк, шелтә белдерәчәкләр. Шуңа күрә авыр безгә.
– Киләсе елга балалар җыю башландымы?
– Башланды. Беренчегә бер сыйныфлык бала бар инде. Безгә күпчелек бала августта килә. Гадәттә ике беренче сыйныф була. Быел да шулай булыр дип уйлыйм. Күрше мәктәпләрдә беренче сыйныфка бик күп бала килә торгандыр, берничә мәктәп кушылган булгач. Ләкин без бит һәр баланы исеме белән беләбез. Ничек яши ул, нинди тойгылар белән йөри ул мәктәпкә – барысын да беләбез. Әз бала булу безнең өчен бик әйбәт ул.

****
Әле мәктәп бинасы булганчы, татар сыйныфлары ун ел дәвамында Мәскәүнең төрле мәктәпләрендә эшләп килделәр. Краснопресня районында милли телләр өчен аерым мәктәп эшләде утыз ел элек. Ул мәктәптә 19 милли телдәге сыйныфлар бар иде. Шул вакытларда татар сыйныфлары булмаса, бәлки бу мәктәп тә булмаган булыр иде. Мәктәпне оештыручыларны да искә алсаң, фәннәр докторы Урал Шәрипов, фәннәр кандидаты Гөлсем Галимова, татар теле укытучысы Венера Хәбибуллина, фәннәр докторы Фирдәвес Җәгъфәров – алар башлады Мәскәүдә татар мәктәбен.

Руслан Айсин: «Крым сыграл немалую роль в продаже Аляски США в XIX веке»


https://www.business-gazeta.ru/article/377405
Руслан Айсин: «Крым сыграл немалую роль в продаже Аляски США в XIX веке»
Дружба России и США обычно приводит к продаже собственных территорий при молчаливом согласии населения
На этой неделе случилась очередная годовщина продажи Аляски, и на фоне нынешней уже никем не скрываемой идущей холодной войны между РФ и США события полуторавековой давности начинают играть новыми красками, считает политолог Руслан Айсин. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он вспоминает о причинах и условиях знаменитой сделки по купле-продажи, объясняет, почему российское общество вяло отреагировало на то событие, а Александру II нынешние патриоты не припоминают «торговлю родной землей».
На этой неделе случилась очередная годовщина продажи АляскиНа этой неделе случилась очередная годовщина продажи АляскиФото: Lance King / Stringer / gettyimages.com
«ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВЕРИТ В МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ, ЧЕМ В СТРОГОСТЬ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОВ»
История — это история войн, революций, завоеваний и поражений. Все остальные сферы, окружающие существование человечества, крутятся вокруг них как свободные радикалы по орбите ядра. Это больше волнует людей, будоражит их спящие большую часть времени умы. Что поделать, так устроен простой человек, далекий от понимания сути вещей.
Человек больше верит в мифы и легенды, чем в строгость объективных фактов. Примерно так складывается ситуация и с продажей Российской империей США Аляски и группы Алеутских остров 30 марта 1867 года. Большинство, подкрепив свое убеждение словами из песни группы «Любэ», считает, что столь недальновидный поступок предприняла Екатерина II. «Эх, корона Российской империи... Екатерина, ты была неправа», вводил в историческое заблуждение постсоветские массы любимый певец Владимира Путина Николай Расторгуев. Это сейчас наши отношения с Соединенными Штатами находятся в нижней точке. 150 лет назад Российская империя активно поддерживала заокеанскую державу в ее стремлении отцепиться от домогательств Британской короны. Североамериканские территории были одним из оплотов антибританской борьбы. Российская же корона делала все, чтобы утереть нос Лондону.
Вашингтон к тому времени успешно реализовывал доктрину Джеймса Монро от 1823 года. Она заключалась в собирании земель, принадлежащих европейским державам, под началом молодого американского государства. Первой крупной сделкой еще до принятия доктрины являлась Луизианская покупка — приобретение французской колонии в Северной Америке (2 100 тыс. кв. км обжитой и освоенной территории) у императора Франции Наполеона I Бонапарта в 1803 году. Средства были выплачены не самые большие для этих земель — $15 млн золотом. Цена одного гектара составила каких-то 7 центов! Сейчас на этих территориях расположены штаты Миссури, Арканзас, Айова, Канзас, Оклахома, Небраска и значительные территории ряда других штатов современных США... А бывшие земли Мексики, которые сейчас составляют территорию всех южных штатов Америки, и того были присоединены бесплатно. То есть продажа земель США была ко времени ухода Аляски под юрисдикцию Вашингтона нормальным явлением.
«ТОГДАШНИЕ БИЗНЕСМЕНЫ БЫЛИ НЕ МЕНЕЕ СПЛОЧЕНЫ, ЧЕМ НЫНЕШНИЕ АКУЛы»
Официально факт открытия Аляски датируется 1741 годом капитаном А. Чириковым. Конечно же, это не означает, что к тому моменту она была terra incognita. Россия первой зафиксировала свое намерение, обозначала там свое присутствие, но неохотно вкладывалась в эти северные суровые земли, заселенные эскимосами и алеутами. Большая империя требовала огромных вложений. Они расходовались, как и сейчас, неэффективно. Воровство и нецелевое использование денег, выделенных на инфраструктурные проекты, были и остаются бичом России той эпохи и России сегодняшней. Поэтому императорский двор пошел на то, чтобы доверить тему освоения Аляски купцам, которые активно скупали пушнину у местного населения и реализовали их на мировых рынках. Они же создали ряд прибрежных поселений. Этим интерес к новой земле и ограничивался.
Тогдашние бизнесмены были не менее сплочены, чем нынешние акулы. Сибирские купцы, которые осваивали Аляску, оформили в Санкт-Петербурге документы и создали Российско-американскую компанию с монопольными правами на полезные ископаемые и промысловую добычу в Аляске. В конце ХX века этот же путь повторят ныне здравствующие олигархи, прибрав к своим рукам богатые недра распавшейся страны. Главными источниками дохода купцов на территории Аляски были добыча угля, промысел морского котика и лед. Лед самый обычный, поставляемый в США, — спрос на него был устойчив и постоянен, так как холодильные механизмы изобрели только в XX веке. Вот так вот уже тогда наши предприниматели научились продавать снег.
По факту этими землями ведала семибанкирщина того времени, которая платила казне какие-то пошлины. И стороны были довольны таким сотрудничеством. Но ровно до того периода, пока там не нашли месторождения самородного золота. Геолог Владимир Обручев, к примеру, утверждал, что только в период до 1917 года американцы добыли там драгоценного металла на $200 миллионов. По тем временам это баснословная сумма.
Заселение шло вяло. Даже в ажиотажные и лучшие годы русское население Аляски не дотягивало до тысячи человек. Следует еще сказать, что боестолкновения на Дальнем Востоке в период Крымской войны показали незащищенность восточных земель империи и в особенности Аляски. При правящем дворе стали множиться разговоры о том, что геополитический противник России, Британия, захватит эти земли, поэтому от них надо избавиться. Постепенно шла колонизация британскими контрабандистами территории Русской Америки в начале 1860-х. У России не было ресурсов, да и политической воли, чтобы отстаивать свои заморские владения. Нужно было оклематься после поражения в Крымской войне, поднимать Сибирь, проводить реформы...
«НИКТО ОСОБО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НЕ ГОРЕВАЛ И НЕ ПРИЧИТАЛ НА ЭТОТ СЧЕТ»
Считается, что инициатива продажи Аляски Вашингтону принадлежала брату императора, великому князю Константину Романову, занимавшему пост главы Морского штаба России. Он обосновал необходимость продажи тем, что Аляска является серьезной обузой, найденное там золото неизменно привлечет внимание Лондона, который начнет оспаривать принадлежность этих земель России и развяжет войну. Великий князь лишь довел ходившие до этого разговоры до уха императора и придал им респектабельности и веса. Продать Аляску американцам, заклятым врагам британцев, — лучший выход из положения, убедил он главу государства.
В итоге североамериканские земли российской империи были проданы за $7,2 млн заокеанским друзьям, что эквивалентно современным $110 миллионам. Даже бразильский футболист Неймар стоит сегодня в два раза дороже.
Никто особо в Санкт-Петербурге не горевал и не причитал на этот счет. Не было массовых осуждений предательских действий императора, патриотические возмущения не сотрясали Сенатскую площадь и богемные салоны двух столиц в клубах табачного дыма не вздыхали тоскливо. Страна жила осмыслением отмены крепостного права, поражения в Крымской войне и новых масштабных предложений императора о реформе государственной системы. Цезарь прав всегда, его решения вне критики. Как, впрочем, и сейчас в России.
До сих пор находятся отдельные деятели, которые заявляют о некоторых нарушениях при передаче Аляски в распоряжение Вашингтона, о необходимости пересмотра факта купли/продажи и т. д. Особенно сейчас, в период обострения отношений с США, их голос часто слышен с экранов федеральных ТV и респектабельных изданий.
Пересмотр итогов исторических отношений — сфера тонкая и взрывоопасная. У каждой стороны свои аргументы, своя историческая правда. Где здесь объективная правда — сказать сложно, так как есть особый угол исторической оценки каждой из сторон.
Крым сыграл немалую роль в продаже Аляски США в XIX веке, а в середине века, есть такая версия, Иосиф Сталин собирался создать на базе Крыма на деньги американцев и еврейской диаспоры государственное образование евреев. Проект назывался «Крымская Калифорния», но он так и не увидел свет.
В новом веке Крым вновь стал причиной исторического крюка, изменившего не только внешнеполитический курс России, но и поменявший всю парадигму международной архитектуры межгосударственных отношений. Крымом кончился постялтинский (опять-таки крымский) мир и начался новый. А про продавшего имперские земли Аляски Александра II вспоминают только в контексте освобождения крестьянства, а вот Михаила Горбачева за этот же шаг проклинают.
Руслан Айсин

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/377405

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/377405

Открытое письмо башкирскому народу

https://www.facebook.com/notes/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB-free-idel-ural/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83/226926301197270/
Открытое письмо башкирскому народу
 СВОБОДНЫЙ ИДЕЛЬ-УРАЛ / FREE IDEL-URAL·31 МАРТА 2018 Г. 

Уважаемые башкиры! Пишу Вам это письмо со всей искренностью, от всей души! К этому обращению меня побудили вопиющие нарушения властями России прав коренных народов, в частности башкир, чьи права попираются по признакам национальной, языковой и религиозной принадлежности. Всем понятно – такова политика Москвы. У наших народов дав­ным-дав­но от­ня­ли сво­бо­ду, на сотни лет изоли­ро­ва­ли от все­го ми­ра, унич­то­жи­ли до седь­мо­го ко­ле­на всех, кто мог да­же помыслить о со­про­тив­ле­нии завоевателям. Но мы еще помним штурм Казани войсками Ивана Грозного, когда в 1552 году, после героической 41-дневной обороны, в ходе ожесточенного боя, пала столица Казанского ханства. 180-тысячной московской армии героически противостояла 30-тысячная армия хана Едигера, в которую входили татары, башкиры, ногайцы, удмурты, эрзя, мокша, чуваши и марийцы. В тяжелые годы наши предки смогли сплотиться в борьбе за свои права. Мы, представители народов Поволжья и Урала, помним башкирского национального героя Салавата Юлаева, одного из руководителей Крестьянской войны в 1773-1775 годах, который стал символом борьбы с московским деспотизмом. Тогда, в далеком прошлом, мы смогли выстоять! Но сможем ли мы сберечь наши народы сегодня? Сможем, если вместе будем бороться за наши права! Если искренне будем помогать друг другу. Если отбросим обиды и претензии. В противном случае, Москва проглотит и переварит наши народы по одному. Процесс уже запущен! Что мы предлагаем башкирам? Каким мы видим Идель-Урал? Мы боремся за обретение реального, а не бутафорского суверенитета республик Марий Эл, Удмуртия, Эрзяно-Мокшания (Мордовия), Башкортостан, Чувашия и Татарстан. Мы видим Идель-Урал, как интеграционное объединение демократических правовых государств, где Башкортостан будет равным среди равных - республика с собственной столицей, правительством, президентом, парламентом. Зачем же нужен Идель-Урал? Для того, чтобы вместе достичь общей цели – обрести и защитить нашу свободу! “Свободный Идель-Урал” открыт для каждого, кто готов действовать и брать на себя ответственность за судьбу своего народа, своей республики. Верю и знаю, что рядом с нами станут гордые башкиры – наши братья и соратники, патриоты своей родины – Башкортостана! Призываю общественные и политические организации башкирского народа присоединиться к движению “Свободный Идель-Урал”! От чистого сердца, желаю всем нам стать не свидетелями смерти своих народов, а гордыми творцами их будущего! Это будущее – свободные республики Идель-Урала! За вашу и нашу свободу! С уважением, Член Президиума ВТОЦ, соучредитель общественного движения "Свободный Идель-Урал" – Рафис Кашапов. 📷