ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Группа ученых обратилась к Минниханову с просьбой защитить уволенного историка Дамира Исхакова

https://www.business-gazeta.ru/news/368544

Группа ученых обратилась к Минниханову с просьбой защитить уволенного историка Дамира Исхакова

Ученые-татары из Башкортостана написали открытое письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Деятели науки обеспокоены судьбой главного научного сотрудника отдела этнологических исследований Института истории им. Марджани Дамира Исхакова, с которым не продлили трудовой договор.
Дамир ИсхаковФото: «БИЗНЕС Online»
65-летний доктор исторических наук объяснил свое увольнение непростыми отношениями с директором института Рафаэлем Хакимовым. В послании, адресованном Минниханову, башкортостанские ученые заявляют, что «с удивлением» восприняли данную новость.
«Для татарских ученых Башкортостана полной неожиданностью стало известие об увольнении Дамира Мавлявеевича из Института истории им. Марджани Академии наук Республики Татарстан, в котором он трудился с самого дня основания и посвятил ему практически всю свою сознательную жизнь. Нам непонятна позиция руководства Института истории и лично его директора Р. С. Хакимова, уволившего человека, который так много сделал и еще сможет сделать для татарского народа», — говорится в письме.
Научные работники обратились к Минниханову с просьбой разобраться с ситуацией: «От имени 1,5 миллиона татарского народа просим вас разобраться в сложившейся ситуации в Институте истории АН РТ и принять участие в определении судьбы выдающегося ученого Д. М. Исхакова. Хотелось бы верить, что Институт истории им. Марджани всегда останется центром татарской исторической мысли со своими давними традициями».
Свою подпись под обращением поставили 10 докторов и один кандидат наук.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/368544

Айдар Халим: «Татарская литература шатается, как верблюд в степи»


https://www.business-gazeta.ru/article/368475

Айдар Халим: «Татарская литература шатается, как верблюд в степи»

Известный писатель о том, что Путин поднял страну с колен, а татары начало XXI века «проспали»
«Нам не хватает тех элементов, которые делают народ народом. Многого не хватает — особенно мужества. Зато много мелочности», — считает известный татарский писатель Айдар Халим. В интервью «БИЗНЕС Online», которое автор более 72 книг дал перед своим днем рождения (1 января), он рассуждает о том, есть ли будущее у татарского языка и литературы, каково место татар в современной России и почему он не может читать роман «Зулейха открывает глаза».
Айдар ХалимАйдар ХалимФото: «БИЗНЕС Online»
«Я БОЯЛСЯ, ЧТО КТО-ТО ПРОЧИТАЕТ МОИ СТИХИ»
— Айдар абый, какая ваша книга для вас главная?
— Я как-то об этом не задумывался, потому что искра, звезда, какой бы она ни была, — она есть звезда, она есть искра. В маленькой книжечке может быть очень большой смысл. Можно, наверное, делить книги на главные и неглавные. Но у меня лично главных книг нет. Может, я ее не написал. Я мечтаю об этом. Но книги, которые достойны внимания народа, достойны своего автора, у меня есть. И немало. Однажды начали считать число моих книг — досчитали до 72. Это разные книги, большие, маленькие, но это все книги. Натуральные книги. Они отвечают на вопросы «Кто?», «Где?», «Как?».
В общем-то я доволен своей судьбой. Хотя в других державах, где более «открыты люки», можно было бы по-другому строить жизнь — по-другому жить, по-другому писать. Но я человек от земли, я родился здесь. Мой отец погиб сразу на фронте — один канал уже отрезан. Мать умерла рано — второй канал отрезан. От голода умер брат....
Я никогда не думал стать писателем. Писал стихи, маленькие заметки, но писателем стать не мечтал. Более того, я стеснялся, что кто-то прочитает мои стихи. Мне казалось, люди знают, что я ночью совершил большое преступление — написал стихотворение. Я буквально молил Аллаха, чтобы никто об этом не узнал. В молодости я был очень уязвим.
— Какой период для себя и для татарской литературы вы считаете лучшим в творчестве?
— Самый хороший период для развития татарской литературы — конец XIX века, начало XX века, до 1910–1915 годов. Это был период ренессанса нашего народа в целом, литература была важной частью этого процесса. Я сейчас удивляюсь масштабу тех событий — возможно, ни один другой народ в России не переживал такого мощного обновления во всех сферах своей жизни. Если бы не произошла революция 1917 года, то мы были бы маяком для многих народов, но, к сожалению, большую часть ХХ века мы проиграли. И осознавать это очень тяжело.
Что касается меня, то в молодости я писал много стихов, рассказов... Но доволен ли я ими? В какой-то мере доволен. Мы жили в тяжелые времена. В такое время, после войны, писать так — это было само по себе похвально. То время трудно представить современному человеку. Кушать было нечего, одеваться не во что. Тогда я делал первые шаги в творчестве.
Наши времена были очень изменчивы: то метель, то оттепель. Лично для меня самым лучшим периодом для творчества в Советском Союзе был период с 1964-го по 80-е годы.
— Имеете в виду, что импульс дала хрущевская оттепель?
— Я ведь и сам в творческом плане — дитя оттепели, хотя в свое время не понимал этого, но это именно так. В основе были идеи того времени. Именно благодаря им я позже, уже в 80-е и 90-е, смог создать свои лучшие книги: рассказы и романы я написал именно в тот период. Многие из этих произведений были на грани публицистики и прозы. Даже в самые лирические произведения, стихотворения у меня обязательно вкрадывается элемент публицистики. У меня сам по себе мыслительный процесс публицистический.
— У вас есть произведение «Хунвейбин». Его сюжет тоже из жизни? Больше похоже на какую фантасмагорию.
— Это тоже из жизни! Я рассказал о том, как татарин из США, не знающий русского языка, приехал в Татарстан, чтобы разыскать следы своих родственников, которые были раскулачены в 30-е годы. Он находит своего племянника, который, как выясняется, стал наркоманом. Племянник бьет нашего героя гвоздодером по голове и крадет у него из кармана полторы тысячи долларов. Наш американский татарин попадает на полгода в больницу. Потом начинается суд, а главный герой владеет только английским и татарским, причем это язык конца XIX века, который его собеседники до конца не понимают. Суд заходит в тупик, потому что не может найти адвокатов, судей и прокуроров, которые бы могли вести процесс на татарском языке. А на оплату услуг переводчиков у суда нет средств. Этот сюжет из жизни, это реальные события!
— По вашей книге «Оч аяклы ат» («Трехногая лошадь») был снят фильм, который был представлен на фестивале мусульманского кино. Как вы относитесь к его экранизации?
— Конечно, невозможно в рамках фильма полностью воспроизвести все, что было в книге и в реальности. А это тоже история из жизни. 1948 год, деревенский мальчик Кабир вместе с хромой кобылой отправляется в далекую деревню, чтобы спасти свою маму, которую обвиняют в убийстве колхозной лошади и хотят посадить в тюрьму. Правда же в том, что на лошадь напал волк, но она осталась жива. И Кабир хочет доказать невиновность своей мамы, вернув лошадь колхозу. Фильм получился отличный. Я глубоко благодарен режиссеру Нурание Замалиевой за ее работу.
«ЭТО УНИЗИТЕЛЬНЫЕ СПАЗМЫ НАШЕГО ГОРЛА»
— Что вы думаете о современной татарской литературе?
— Татарской литературой, поэзией и вообще всеми жанрами, говоря откровенно, я недоволен. Это не говорит о том, что у нас нет литературы. Мы имеем литературу — она у нас хорошая, даже богатая, но она у нас одномерная, шатающаяся, как верблюд в степи. Наша литература не то что слабая — ее проблема в том, что она легко поддается сиюминутным веяниям. Ей не хватает достоинства и гордости, в ней стало много мелочности, бытописательства. Это меня убивает. Напишите коротко и ясно! Но нет, мы пишем много надуманного, взятого не из жизни, поэтому человек открывает книгу, начинает читать и бросает.
Я не думаю, что я во всем прав, но считаю, что татарская литература — это великолепная литература, хотя и в прошлом. Это литература с богатейшим языком. И самое главное — это литература с будущим. Нам не хватает совести, гордости, знаний. Нам не хватает мужества. Мы, татары, особенно литераторы, часто занимаемся чем-нибудь и как-нибудь. Жалко, что многие молодые татарские авторы не хотят или не умеют глубоко вникать в суть явлений. И их произведения часто оставляют желать лучшего. Татарская литература сейчас нуждается в капитальном ремонте.
.
Фото: «БИЗНЕС Online»
— На днях в «Фейсбуке» разгорелась дискуссия, в ходе которой бывший заместитель муфтия РТ Рустам Батров заявил, что все стóящее татары сейчас пишут на русском языке. В качестве примера участниками дискуссии приводятся роман «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной и «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина...
— Нет, с этим я абсолютно не согласен. Продолжает выходить и хорошая литература на татарском языке. Хороших татарских писателей, возможно, не так много, но они есть. Например, молодые авторы Марат Кабиров, Рустем Галимуллин и другие.
К сожалению, те, кто пишет на русском, делают это в первую очередь потому, что не знают своего языка — либо совсем, либо знают на уровне, не позволяющем писать по-татарски. Хотят ли они его знать — вот в чем вопрос. Почему они не хотят его знать — вот что я хочу понять. Вот бывает же: два чеченца стоят и между собой говорят на чеченском, а два татарина рядом с ними говорят на русском.
У нас нет гордости, это какие-то унизительные спазмы нашего горла. Никак мы не можем с этим бороться, поэтому и в школах, и в детсадах идут по такому пути. Мы не смогли поставить язык во главу угла воспитания.
В итоге получаем такие произведения, как «Зулейха открывает глаза». Я не могу это читать. Сама историческая канва произведения, знание предмета — все это ложь. Настоящий татарин, который знает татарский, воспитан на татарском языке, не может воспринимать эту книгу. Я раза три пытался, говорил себе: «Обязательно прочту на этот раз....» Ну невозможно! Я не говорю, что книга плохая или хорошая, речь о том, какое отношение она имеет к татарской литературе и насколько она правдива. Я встречаю людей, которые очень хвалят ее. У меня есть один хороший знакомый, который говорит, что это отличая книга, а татары этого не могут понять. Но я, в свою очередь, не могу понять его.
— В последнее годы ваше имя связывали со скандальной историей, возникшей после вашего выступления на митинге в День памяти защитников Казани в 2014 году. Вас обвиняли в разжигании межнациональной розни. Чем закончилось уголовное дело?
— Следствие тянулось два года, были обыски в шесть утра, многочисленные допросы и экспертизы. В октябре уголовное дело было закрыто, мне выдали документ о его прекращении ввиду отсутствия состава преступления. Я думаю, это все попытка нейтрализовать таких, как я.
(После выхода публикации прокуратура РТ опровергла эту информацию: в действительности уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение межнациональной розни»), прекращено судом по нереабилитирующему основанию, предусмотренному ст. 28 УПК РФ, — в связи с деятельным раскаянием. В судебном заседании факт и наказуемость преступного поведения Халимова Б. Н. установлена в полном объеме совокупностью собранных следствием доказательств. Вину в содеянном он полностью признал и чистосердечно раскаялся, что, собственно, и стало основанием для прекращения судом уголовного дела по указанному основанию. К нереабилитирующим основаниям законом отнесены те основания к прекращению уголовного дела и уголовного преследования, при которых факты и наказуемость преступного поведения определенных лиц имеются, однако в силу специального указания уголовного либо процессуального закона исключается возможность привлечения их к уголовной ответственности. К ним относятся: истечение сроков давности, деятельное раскаяние, примирение потерпевшего с обвиняемым и некоторые другие основания, которые не исключают виновность лица в совершении преступления, — прим. ред.)
.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЭТИ 15 ЛЕТ МЫ ПРОСПАЛИ»
— В начале нулевых мы с вами говорили в интервью о том, сбудется ли прогноз Гаяза Исхаки об исчезновении татар через 200 лет. С того момента прошло 15 лет. Что изменилось? Прогноз сбывается?
— Эти 15 лет мы проспали, конечно. Это точно. Татарский народ свое общественное развитие проспал. Мы не поняли, что это такое — самостоятельность, которую мы тогда получили. Честно говоря, когда в начале 90-х я приехал в Челны из Уфы, чтобы возглавить журнал «Аргамак», я и тогда не верил, что татары встанут на ноги. К сожалению, нам не хватает тех элементов, которые делают народ народом. Многого не хватает — особенно мужества. Зато много мелочности, чрезмерной осторожности. Не надо думать, что я хаю свой народ, просто стараюсь мыслить как можно объективнее.
Но, думаю, мы назад не пойдем. Сейчас народ немного опомнится — все последние события вокруг статуса Татарстана, преподавания языка в школах этому будут сильно способствовать. Придет и ощущение духа — относительно новое и не сразу. Религия немного активизируется. Татары придут в себя. Будущее татарского народа — это его развитие, связанное обязательно с его прошлым, с тюркским миром, с языком.
 Как вы видите место Татарстана и татар в России?
— Татарстан — самодостаточная республика с трудолюбивым, инициативным народом. Но нам нужно дать волшебный пинок, потому что мы, как и русские, долго запрягаем, но потом быстро едем. Татары так просто не исчезнут, у нашего народа есть будущее. Главное, что нам для этого нужно, — максимально говорить на своем языке, даже если слабы его знания, и быть жестче к самим себе в этом плане.
Россия — счастливая страна. Это действительно так. Нет другой страны, у которой было бы столько разнообразных богатств, народов, столько всего того, чем могла бы любая страна гордиться. И то, что мы сейчас Путина хвалим... мы правильно его хвалим, он поднял страну с колен, вывел на новую ступень. И это именно потому, что Россия — такая уникальная страна.

Чего нам не хватает в России, так это искренней, трудолюбивой, постоянной и честной работы. Это касается всех: от министра до рабочего. И поэтому я каждому человеку в России поставил бы задачу быть лучшим, чистым и честным. Мне думается, не одними лозунгами и призывами делается страна. Если Россия хочет быть по-настоящему здоровой, толковой, богатой, то она должна никогда не врать, трудиться и влюбиться в мир как в себя
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/368475

КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ "ТАТАРЫ"

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1981802525419490&id=100007692854171



В средневековых письменных источниках европейцы, русичи, иранцы назвали татарами всех жителей Золотой Орды. Татарский язык был государственным языком Золотой Орды. Центральные территории Золотой Орды - это татарские территории, там татары живут до сих пор. Сегодняшний татарский народ - это прямые потомки основного населения Золотой Орды.
КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ "ТАТАРЫ"
Древние татары - Тохары.
На рисунке - Фреска из буддийского монастыря в Безеклике.
Современный татарский этнос сформировался на территории Центральной Евразии из народов и племён, проживавших от Европы до Китая.
Современными иследованиями подтверждено, что не менее 2000 лет до новой эры в Центральной Евразии, где был наиболее благоприятный тёплый климат, растянувшись на пространство от Европы до Китая проживал цивилизованный народ тохары с развитой культурой, архитектурой, ремёслами, торговлей, известный своей воинской доблестью, искусным строительством, с жаждой к знаниям и освоению новых территорий, который проложил Великий торговый (Шёлковый) путь и построил вдоль него поселения. Созданная тохарами культура включала крупные города, центры образования и искусств, пирамиды, астрономические сооружения, крепости и посты вдоль всего Шёлкового пути. В III веке до новой эры тохары основали государство Тохаристан. К началу VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств и подчинялся тюркам. В начале XIII века Тохаристан вошёл в состав Золотой Орды, где тохар называли татарами. Тюрки до сих пор называют эти земли Татаристан.
В V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии получило известость воинственное влиятельное племя Тата, из которого происходили родом многие военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда», а принадлежащих к этому племени называли татан, татар, тартар. «Тата» на старинных языках некоторых народов Центральной Азии означает "тянуть тетиву".
Воины, торговцы, путешественники, летописцы, бродячие музыканты, поэты и артисты способствовали распространению этнонима татары, который затем укоренился в языках и литературе народов Евразии.
Самое старое письменное упоминание татар встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар». В X-XII веках этноним татары широко употреблялся в Китае, в Северной и Центральной Азии.
Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство от Северного Китая до Восточного Туркестана.
В ХIII веке персидский учёный Рашид ад-Дин упоминает шесть татарских государств. Затем XIII веке Батый завоевал и объединил всех татар в одно государство "Золотая Орда" и целый ряд татарских ханств. В азиатских государствах вклад татар в государственное строительство признан очень значительным.
У древних греков слово "Тартар" означало бездна, ад, царство холода и тьмы, которое находится на Севере. В XIII веке, после нашествия с востока армии Батыя, жители Европы, знакомые с греческой культурой стали мифологизировать события, и воспринимать войско Батыя, состоящее из "татар" - как народ, вышедший из ада "Тартара". Затем у народов Европы татары стали названием всех народов, живущих на востоке за границами христианской Европы. В Средние века на картах Европы Татарией (Tartaria) называлась вся "территория татар", которая начиналась сразу с границы Московии.
В средневековых письменных источниках европейцы, русичи, иранцы назвали татарами всех жителей Золотой Орды. Татарский язык был государственным языком Золотой Орды. Центральные территории Золотой Орды - это татарские территории, там татары живут до сих пор. Сегодняшний татарский народ - это прямые потомки основного населения Золотой Орды.
Вплоть до XVIII века Европейские историки назвали татарами все восточные народы от Волги до Китая: «Татария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Татария. Татары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Татарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Татарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-западе от Китая». (Энциклопедия «Британика», Том 3, Эдинбург, 1771г., с. 887).
Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили татары - орочи и удэгейцы, как считал Лаперуз, который и дал название проливу в 18 веке.
В XVI веке на территории Золотой Орды начало экcпансию Московское царство, и к концу XVIII века все основные места проживания татар вошли в Российскую империю. В Московии, затем и в Российской империи до ХХ века все тюркоязычные народы так же именовались татары.
В XX веке на территории Российской империи после переворота 1917 года была провозглашена Российская республика, затем СССР, который вдобавок аннексировал все исконные территории проживания татар в Средней Азии. Кровавые события первой половины ХХ века - 1-я мировая война, чудовищные преступления большевистско-коммунистического режима, 2-я мировая война, преступная политика властей СССР, особенно до 1956 года - привели к демографической катастрофе для всего татарского народа, две трети всех татар погибли. В 1991 году СССР распался и образовалась Российская Федерация, включившая в себя основные места проживания татар. Большие исконные территории татар оказались в получивших независимость странах Средней Азии. Но именно с конца ХХ века началось возрождение национальной культуры татарского народа.
С начала ХХ века этнологи считают, что этноним татары укоренился благодаря сочетанию тюркско-персидских слов "тат" - гора, скала, и "ар" - человек, мужчина, житель.

За «недонос» осудили уже пятого студента-медика

https://golosislama.com/news.php?id=33533
За «недонос» осудили уже пятого студента-медика



Суд в Астрахани осудил студента Астраханского медуниверситета за «недонос» на своего знакомого.  Айдемару Ахаеву присудили штраф в размере 90 тыс. рублей по статье 205.6 УК РФ (несообщение о преступлении), который был установлен в рамках поправок «пакета Яровой» по ужесточению законодательства. По мнению суда, он общался с однокурсником, который уехал воевать в рядах террористов.
Отмечается, что Ахаев – это уже пятый студент Астраханского медуниверситета, осужденный по данной статье.
Ранее, в сентябре этого года суд в Астрахани уже вынес четырем студентам аналогичные приговоры.
Напомним, самый первый в России приговор за «недонос» был вынесен в Астрахани в феврале этого года. Астраханец Улугбек Гафуров был приговорен к штрафу в 70 тыс. рублей.
АВТОР: НУРУЛЬ ИМАН