ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

пятница, 17 ноября 2017 г.

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК И СУДЬБА РОССИИ



                       ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК И СУДЬБА РОССИИ
 
        Влияние татарского языка и культуры на Русь и Россию в прежние времена было огромно, это даже видно по количеству тюркизмов в русском языке и количеству дворянства из татар в элите России. В более поздний период было определенное влияние русской культуры, а через русский язык и мировой культуры на татарское общество. Это и сейчас два взаимозависимых элемента на просторах Евразии. У проблемы татарского языка, судя из названия статьи, есть внешний фактор и внутренний фактор. Поговорим сначала о внешнем факторе.

     У нас, оказывается, в языковом строительстве политики нет!

        Мне показалось, что теперешняя дискуссия на страницах печати о проблемах татарского языка в Татарстане ведется в очень узких рамках, полностью лишена какого-либо историко-политического контекста. Власти республики сразу же попытались наложить табу на некоторые темы, например, на связь языка и политики. Прозвучали такие фразы как «Не политизируйте проблему языка!». Но разве не существует языковой политики у России, у Татарстана?  Сразу вспомнились идеологические штампы советских времен типа «В СССР секса нет». Сейчас пытаются внушить населению, что «В языковом строительстве политики нет».
        С моей точки зрения вопрос татарского языка  - это в стратегическом смысле именно политический вопрос. В.И. Ленин бы сказал, это – архи политический вопрос. Попытаюсь продемонстрировать это.
        Известно, что по конституции РФ национальные республики в составе Федерации являются государствами, и они могут устанавливать свои государственные языки. По конституции Татарстана татарский язык объявлен государственным, и является наряду с русским обязательным предметом для преподавания во всех русскоязычных школах республики.
        Вопреки этому, президент РФ несколько месяцев назад на Совещании в Йошкар-Оле заявил, что обучение государственному языку республики для школьников, для которых этот язык не является родным, должно быть добровольным. Таким образом, получилось полное игнорирование положений двух конституций. Подобное заявление, во-первых, подрывает государственный статус республиканских языков, во-вторых, подрывает статус республик как государств, составляющих РФ. Ведь язык является очень важным определителем как республиканской, так и национальной идентичности. Тут политика в чистом виде.
        Ясно, что это была реакция президента на определенные жалобы родителей русскоязычных школьников. Но эту проблему можно было и нужно было, я считаю, решить, не нарушая статей сразу двух конституций.
        Чтобы понять подобные позиции, необходимо, хотя бы вкратце посмотреть на развитие массового русского сознания за последние сто лет.

                             Итог 100 лет пути России

               Сто лет назад Россия была русской феодальной империей с колониями. Затем в феврале 1917 года была попытка перехода к буржуазности. Решили развивать империю под белым буржуазным флагом. Но перехода к капитализму не последовало, как не последовало его даже в 1991 году и до сегодняшних дней. Но нерусские народы уже были сыты по горло колониализмом, и империя стала разваливаться по швам.
      Тогда коммунисты, почувствовав это, пообещали всем нерусским народам равноправную федерацию (типа СССР). Таким образом, русские коммунисты перехватили инициативу у буржуазии. В Гражданской же войне белые проиграли красным, так как белые воевали под лозунгом восстановления единой и неделимой империи.
        Затем, кроме десяти лет (1917-1927гг.), периода, когда руководство КПСС заигрывало с националами в «равноправие народов», российская империя разбухала под красным флагом.
            В 1991 году красная империя рухнула, союзные республики получили независимость, но остались республики внутри России. Им оставалось только надеяться, что в условиях демократии они будут жить в действительно федеральном государстве под названием Россия. Но этого не случилось. Де-юре Россия была провозглашена федерацией, а де-факто она стала унитарным государством.
      После хаоса и бандитского «капитализма» 90-х годов, который ассоциировался у населения с либерализмом (хотя, ничего общего он с либерализмом не имел, а имел место просто грабеж в условиях бардака), вместе с Путиным В.В, пришел определенный порядок и тучные годы для населения за счет дорогой нефти. Олигархи были поставлены под контроль, власть во многом контролировалась ФСБ и губернаторами, лично преданными президенту и им поставленными в регионах.
       
«Самодержавие, православие, народность» в век смартфонов и айфонов.

        Что касается национальной идеи России, которую никак не могут сформулировать на государственном официальном уровне, то де-факто Россией проводится политика на базе идеологии  Николая I. (1830 г.) «Самодержавие, православие, народность». Эту идеологию предложил царю тогдашний министр народного просвещения граф Уваров.
      Сейчас у президента РФ реальной власти больше чем было у Николая II. Царь, например, не мог действовать вопреки конституции России. Характерны высказывания некоторых русских деятелей о президенте РФ как фактически о некоем царе в решении вопроса о языках в республиках. Например, его пресс-секретарь Д. Песков сказал, что решение республиканских языковых вопросов находится в ведении республики Татарстан, но президент РФ уже сказал свое слово! Тут явный намек на то, чтобы власти РТ не зацикливались на конституциях, а следовали распоряжениям «царя». Ему же вторит сотрудница высокого ранга из Министерства образования РФ Ольга Артеменко: «Как можно что-то обсуждать, когда есть прямое распоряжение президента РФ?». Им поддакивает снизу председатель Общества русской культуры из Казани: «Что вы, татары, уперлись в конституции, законы, все это бесполезно. Делайте, что велит Путин В.В. и все!». Это мне напоминает русскую присказку «Барин вот приедет, барин нас рассудит!». Чисто феодальный менталитет. И это не какие-то низы русского общества, а – верхи! Есть еще известное высказывание одного московского политического деятеля «Путин – это Россия. Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России!». Так что, можно сказать, что принцип «самодержавие» уже в общественном мнении почти сформировался.
       О православии как об одном из столпов идеологии нет особой надобности рассуждать. Православие уже преподается в русских регионах, хотя в России религия отделена от государства.
        Принципу «народности» будет аналогом «единая российская нация». Некоторые знаковые русские интеллигенты, типа Н. Михалкова, уже предложили все национальности называть «русскими», только с прилагательными. Типа татарские русские, чувашские русские, чеченские русские. Видимо, товарищ проговорился о перспективных планах «российской нации».
        По сути, создана неофеодальная империя, укрепляющая себя в трех направлениях. Во-первых, увеличение территории государства. Во-вторых, укрепление армии и флота. В третьих, стремление к ликвидации в РФ национальных республик и превращение России в союз географическо-территориальных образований.
        Недаром, ведь, глава государства считает, что в свое время деление государства СССР на национально-территориальные республики было миной замедленного действия и привело к катастрофе. Значит, по этой логике и теперешние национальные республики в России должны быть ликвидированы.
       И вот в двухтысячных годах вопреки федеральной конституции власти РФ стали открыто издавать распоряжения и законы, ущемляющие права нерусских языков, ведущие к их ассимиляции и к их исчезновению с арены истории. Правящие круги сейчас пытаются решить национальный вопрос путем языковой и культурной ассимиляции нерусских народов, чтобы они исчезли вообще с карты истории. Как говорится, нет народов – нет проблем.
      Главной причиной развала как царской (1917 г.), так и коммунистической  империй ( 1991 г.) была нерешенность национального вопроса. Российская власть, вместо того, чтобы сделать выводы из истории и создать истинную Федерацию в России, пошла старым путем – путем создания унитарного государства.
      А ведь стоит посмотреть лишь на Швейцарскую конфедерацию, где все народы уже около 600 лет живут свободно и равноправно, и никто не хочет покидать эту конфедерацию. Может российским властям поехать туда и перенять тамошний опыт, в том числе и языковой, чем опять наступать на старые грабли.     

              Провозглашать, но не делать!

        Теперь поговорим о внутреннем факторе нашей проблемы с татарским языком. Да, совершенно верно, что нужны новые методики, новые учебники и талантливые учителя татарского языка. 25 прошедших лет почему этого не делалось? Думаю, все это будет сделано. Снижение количества часов на татарский язык с 5-ти до 2-х – это нарушение равноправия языков. Это я расцениваю как жертву со стороны татарского руководства для достижения компромисса с Москвой. Но компромисса со стороны Москвы, думаю, не будет. «Царь» ведь уже сказал свое слово. Следующим словом будет, я думаю, слово о ликвидации республик.
        Главным, чтобы наш язык выжил и развивался, является не все выше перечисленное, а главная мотивация для изучения татарского языка - это обязательная необходимость знания татарского языка (наряду с русским) для того чтобы жить, работать в разных сферах производства и бизнеса, делать карьеру в государственных органах. При приеме на государственные должности требовать от поступающих на работу путем экзамена знания двух гос. языков. Для работников, использующих в работе оба языка, платить надбавки к зарплате. В 1992 году была принята языковая программа на 10 лет. В 2002 году двуязычие должно было вступить в жизнь, и оно должно было использоваться на рабочих местах, согласно конкретным законам и правоприменительным актам о языках. Но ничего этого не было сделано за 25 лет. Даже парламент, состоящий на 70 % из татар, и который сам и провозгласил государственность татарского языка, за 25 лет не ввел татарского языка в свою работу. Его спикер Фарит Мухаметшин за все эти годы ввел в свою работу лишь два татарских слова «Хормэтле депутатлар!», что означает «Дорогие депутаты!». Поистине титаническая работа по введению татарского языка в жизнь. Два слова – за 25 лет!
        Я с одной стороны понимаю русских родителей, которые говорят: «Зачем моему ребенку учить татарский, который в жизни и на работе нигде не требуется». Они как бы говорят татарам: «Сделайте ваш язык живым и функционирующим и везде востребованным, тогда моя позиция может и изменится». Но 25 лет внедрение татарского языка нигде не осуществляли, надбавки массово не платили. Но зато за баснословные деньги Татарстан приобретал из-за заграницы футболистов и хоккеистов. Себя чиновники тоже не забывали. И никто, ведь, из правящей элиты не объяснил народу, почему бездействовали 25 лет. Это было связано с внутренним или внешним фактором? Тайна сия пока велика! Видимо, узнаем эту правду через 100 лет, как про Ленина и Троцкого. А пока эти умники говорят нам: «Не политизируйте языковой вопрос!». А народ им должен сказать: «Ответьте за свою преступную бездеятельность за 25 лет, которая привела татарский язык к катастрофе!».
        Чтобы показать, что главная мотивация для изучения языка – это его необходимость в реальной жизни и работе, хочу привести небольшую, но поучительную аналогию. Например, руководство какой-то страны решило, чтобы все граждане сдали на водительские права, и открыло для этого 10000 автошкол. Но никто не захотел учиться в них, потому что цена на автомобили была не ниже миллиона долларов, дорог для автомашин никаких не построено, бензозаправок нигде нет, автосервиса нет, на всех грунтовых дорогах стоят знаки, запрещающие въезд на машинах. Вот и с татарским языком то же самое. Заходишь в какое-нибудь госучреждение или в магазин, часто люди, работающие там не знают татарского языка, и некоторые из них плевать хотели на татарстанскую конституцию, потому что нет массы конкретных законов и распоряжений, регулирующих этот вопрос. А просто ссылкой на конституцию этот вопрос не решить.
        Все это не так просто, но можно. Я верю, что татары это не сборище бездарей, лентяев, безвольных людей или коррупционнеров. Мы – талантливый и трудолюбивый народ, претерпевший все невзгоды, начиная с 1552 года, и дальше, думаю, будем бороться за свои права.
        Чтобы решить этот запущенный вопрос с татарским языком, необходимо, чтобы наша правящая элита вместе с народом приняла и осуществила следующие решения:
1. Создать Министерство по практическому внедрению татарского языка в
    республике. Оно должно быть под патронажем президента РТ.
2. Создать научно-исследовательский институт по координации создания
    терминологии в разных отраслях, необходимых словарей, учебников на
    татарском языке, а также по изучению зарубежного опыта по внедрению
    двуязычия в разных странах.
3. Создать Национальный Татарский университет. (Региональные ВУЗы
    создавать российский закон не запрещает)
4. Создать Татарский педагогический университет.
5. Создать хотя бы один нормальный канал телевидения, работающий только
    на татарском языке.
6. Создать минимум в каждом районном центре РТ и в каждом районе Казани
     образцово-показательную престижную среднюю школу с татарским
     языком обучения, со спортзалом, футбольным полем, бассейном и
      конференц-залом.
        Это – просто пока минимум, который мы должны осуществить. Да, все это - не легко. Будут и административные препятствия сверху, и финансовые затруднения. Народ может только через выборы, демократию влиять на работу руководителей в этой сфере. Вот, если бы наша элита с такой же прытью как на хоккей и футбол, навалилась и на спасение татарского языка, было бы просто здорово. Для этого должен пройти очистительный ветер, и внутренний фактор заработает в полную силу.
                                                                        Рафаэль Мухаметдинов    
                г. Казань, газ. «Звезда Поволжья», № 43 (866), 16 ноября 2017 г.


       
 
         

300 тысяч штрафа за цитату Путина: как наказывают крымских активистов

https://ru.krymr.com/a/28708417.html

300 тысяч штрафа за цитату Путина: как наказывают крымских активистов





Штрафы стали одним из методов борьбы с инакомыслием в аннексированном Крыму, заявляют правозащитники. Одним из последних таких случаев стал приговор для жительницы Бахчисарайского района Заремы – за публикацию в соцсети ее обязали выплатить штраф. Об этом рассказали 26 августа на совещании объединения «Крымская солидарность».
«Признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 282 ч. 1 УК РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей с рассрочкой выплаты штрафа равными частями сроком на 1 год», – говорится в приговоре Бахчисарайского районного суда.​
По словам Заремы, в соцсети она лишь процитировала слова президента России Владимира Путина. «Я разместила пост, приведя слова президента, что русские войска будут стоять за женщинами и детьми, и написав, что мусульмане никогда бы не поставили впереди женщин и детей», – рассказала Зарема.
Кто-то отмечает вас в своей публикации – а потом к вам приходят ребята в форме
Нариман Джелял
Активист крымскотатарского национального движения Нариман Джелял, принимавший участие в совещании, призвал всех быть очень внимательными к информации в соцсети.
«Очень внимательно следите за своими страничками. Могут быть подставы – когда кто-то отмечает вас в своей публикации, и она появляется и на вашей страничке. А потом приходят ребята в форме и обвиняют, что вы распространяете какую-то непозволительную информацию», – отметил Джелял.
Мать Заремы говорит, что вначале они решили не предавать огласке этот случай, но вскоре поняли, что своими силами не смогут выйти из сложившейся ситуации.
Ответили, что «вы никто и прав у вас никаких нет»
Мать Заремы
«Когда проводили обыск у нас, я спросила, есть ли у нас какие-то права. Мне ответили, что «вы никто и прав у вас никаких нет, мы будем осматривать ваше жилище, так как ваш ребенок поступает нехорошо по отношению к русскоязычному населению». Стали обыскивать дом, ничего не нашли. Изъяли компьютеры и все остальное. После этого сказали, что будет закрытый суд. Зареме сообщили, что если не хочешь огласки этого случая, то соглашайся на закрытый суд, порекомендовали подумать о семье. Она согласилась на закрытый суд. В итоге на суд никого не пустили, ей предъявили обвинение. Если бы не адвокат, то штраф был бы не 300, а 500 тысяч рублей», – рассказала на совещании мать Заремы.
Помимо обыска и суда, Зарема подверглась и другому давлению со стороны силовиков.
Зарему склоняли к сотрудничеству, пугая сроком до 10 лет. Дочь отказалась
Мать Заремы
«После обыска Зарему забрали – она отсидела двое суток. Эти два дня для нас были такими, что никому не пожелаю, даже врагу. После того, как ее отпустили, к нам в дом снова приехали. Сказали, что «мы вам друзья, не враги. Вы должны подписать все, что мы вам скажем, если не подпишите эти бумаги, то все обернется против вас». Стали задавать разные вопросы, старались унизить крымских татар. Потом вызывали в отделение. Там опять задавали вопросы – как относитесь к крымскотатарским лидерам и тому подобное. Сказали, что у нас может быть все еще гораздо хуже. Зарему склоняли к сотрудничеству, пугая сроком до 10 лет. Дочь отказалась», – сообщила мать девушки.
Хочется всем сказать, чтоб не боялись – мы все равно должны стоять на своем, мы все равно победим!
Зарема
После суда девушка столкнулась с новой проблемой. По ее словам, ее внесли в российский «список террористов и экстремистов». И теперь со своей зарплатной карточки она может снять не более 10 тысяч рублей в месяц, а для оплаты штрафа ей нужно 25 тысяч рублей каждый месяц. Приставы якобы сообщили, что если она будет выплачивать ежемесячно менее 25 тысяч, то они будут ходатайствовать об изменении меры наказания.
Деньги на оплату штрафа Заремы общественники выделят из средств, собранных в рамках благотворительной акции «Крымский марафон».
«Сегодня, завтра, послезавтра к любому могут ворваться в дом, как это было у нас. Бьют по одной из самых сложных сторон – финансовой. В моем случае штраф настолько велик, что, работая в бюджетной сфере, я оплатить его попросту не могу. Хочется поблагодарить общественников, которые помогли с адвокатом, помогли морально, помогли справиться материально. Хочется всем сказать, чтоб не боялись – мы все равно должны стоять на своем, мы все равно победим!» – сказала Зарема.

Югары мәхкәмә сигез балалы гаиләдән балаларын алу карарын гамәлдә калдырды


 https://www.azatliq.org/a/28858053.html

Югары мәхкәмә сигез балалы гаиләдән балаларын алу карарын гамәлдә калдырды

 

Балалар гаиләдән вакытлыча алыначак. Асрама (опека) бүлеге мөдире ата-ананы балаларга тиешле тәрбия бирмәүдә гаепләде. Ана кеше исә мондый гаепләүнең бөтен сәбәп пикетка чыгу дип саный.
16 ноябрь Татарстан Югары мәхкәмәсе сигез бала анасы Илсөяр Вәлиевага карата элегрәк чыгарган карарны гамәлдә калдырды. 26 сентябрь Казанның Совет районы мәхкәмәсе балаларны гаиләдән вакытлыча алырга дип карар иткән иде.
Ирина Смирнова бәяләмәсе
Ирина Смирнова бәяләмәсе
Мәхкәмәдә Совет районы асрама бүлеге мөдире Ирина Смирнова әлеге гаилә ата-анасы балаларына тиешле тәрбия бирми, үз матди хәлләрен яхшырту өчен бернинди чаралар күрми дип белдерде. Ул ата-анага карарат башка күп кенә тәнкыйтьләр дә яудырды.
Элегрәк Илсөяр Вәлиева Татарстан президенты Рөстәм Миңнеханов белән очрашырга таләп итеп пикетларга чыккан өчен шундый хәлгә калуын әйткән иде.
Беренче тапкыр пикетка чыкканда Вәлиева хакимият вәкилләре белән күрешеп сөйләшә ала. Президент ярдәмчесе Ләйлә Фазлыева аны үз янына чакыра.
Ирина Смирнова бәяләмәсе
Ирина Смирнова бәяләмәсе
"Президент киңәшчеләре 2017 ел өчен үз хисап кенәгәмне ачып алып килергә куштылар, гариза язылды, мөһер сугылды. Мин инде матди ярдәм булыр дип ышандым. Аннан соң фатир турында әйттем, ләкин алар берни дә белмибез диделәр. Ул көнне җыелышлары булды һәм Рөстәм Нургали улы күрмәсен өченме, миңа тиз генә хисап картасы ясап бирделәр, ике көннән хәбәр итәрбез иделәр. Фатир бирүче булмады, югыйсә мөһер суктылар, гариза язылды, ризалык бирделәр. Шуннан мин шәхсән Рөстәм әфәндегә кереп сорау бирергә булдым. Ләйлә Фазлыева, "Юк, ярамый", дип кертмәде. Шуннан уйлап торды да, миңа ак кәгазь бирде. Бурычларыңны каплар өчен күпме акча кирәк, яз диде. Мин, тулаем сумманы яздым да, аңа кәгазьне аңа бирдем. Ике көннән шалтыратырбыз диде дә, оныттылар", дип искә ала Илсөяр Вәлиева.
Илсөяр һәм Сәид Вәлиевлар бергә алты бала үстерәләр. Күп балалы ананың ике олы баласы инде үз гаиләләрен корган. Ата-ана аз акчалы эштә эшлиләр, айлык керемнәре 15 меңнән артмый икән. Балаларга күбрәк игътибар бирү теләге белән җәен ханым алты мең алып эшләгән урыныннан – Республика клиник психиатрия хастаханәсеннән киткән.