ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 21 июня 2017 г.

БРЕХУН. Блогеры разоблачили вопиющую брехню Путина про русские вертолеты, «бомбящих ИГ»

БРЕХУН. Блогеры разоблачили вопиющую брехню Путина про русские вертолеты, «бомбящих ИГ»

БРЕХУН. Блогеры разоблачили вопиющую брехню Путина про русские вертолеты, «бомбящих ИГ»
Кадры бомбежки ИГ в Сирии, которые Путин показывал журналисту Оливеру Стоуну в третьей части пропагандистского фильма "Интервью с Путиным", взяты из американского видео 2013 года, снятого в Афганистане.
Авторами этой находки стали украинские блогеры Артур Налбандян и Федор Панасенко, опубликовавший сообщение об этом на своей странице в Facebook.
"Видео, хоть и замыленное, весьма бодрое, сопровождается напряженным радиообменом и показывает отличную оснащенность российских вертолетов - фабрика "Березка" явно научилась делать отличные тепловизоры. Пожизненный президент видео комментирует, чтобы непонятливым штатским было понятнее, как же круты ВКС и как же опасен противный ИГИЛ*", - прокомментировал Панасенко кадры из фильма Стоуна. В полной версии третьей части фильма, выложенной на YouTube, это место начинается на 48-й минуте 38-й секунде.
Оригинал ролика, показанного Путиным Стоуну со словами "Вот работа нашей авиации, они бегут с оружием", - это, как установили блогеры, видео бомбежки американским вертолетом Apache талибов в Афганистане.
О результатах изысканий украинских блогеров сообщается также в Twitter исследовательской группы CIT, смонтировавшей видео.
CIT отмечает, что оригинал был опубликован в 2013 году "задолго до российской операции в Сирии и даже войны в Донбассе". Оригинал видео бомбежки в Афганистане был опубликован на сайте Military.com.
При этом на американское видео, показанное Путиным под видом российского, наложены переговоры пилотов на русском языке. Но и тут Путин соврал. На само деле это радиопереговоры украинских пилотов, которые участвовали в боевых действиях под Донецком.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

Имам отсудит компенсацию за включение в «черный список»


http://ansar.ru/sobcor/imam-otsudit-kompensaciyu-za-vklyuchenie-v-chernyj-spisok

Имам отсудит компенсацию за включение в «черный список»

Мусульманский лидер из США, которому запретили въезд в страну его гражданства, смог благополучно вернуться в штат Юта.
Напомним, что имам Юссуф Авадир Абди, настоятель мечети в городе Солт-Лейк-Сити, выезжал в Кению с целью забрать жену и пятерых детей в США. Однако при посадке на самолет в кенийском аэропорту имама отозвали в сторону и сообщили, что его на борт не пустят - Соединенные Штаты отказываются впустить его в страну, несмотря на то, что Абди является гражданином США с 2010 года.
С помощью адвокатов имаму удалось разобраться с абсурдной ситуацией и вернуться в Соединенные Штаты. Юрист Джим Макконки обратился в федеральную прокуратуру, которая вмешалась и восстановила справедливость, сообщает ABC News.
Мусульманского лидера, пользующегося уважением не только единоверцев, но и других конфессий Юты, в аэропорту встречало почти 100 родственников, знакомых и прихожан.
Теперь имам Абди намерен подать в суд на силовые структуры и добиться компенсации ущерба, понесенного им от невозможности своевременно вылететь в США.

Воспоминания первого председателя исполкома Всемирного конгресса татар Индуса Тагирова

https://realnoevremya.ru/articles/68484-memuary-predsedatelya-ispolkoma-vsemirnogo-kongressa-tatar

Записки «главного татарина»: встречи в сквере, корни Аяцкова и ельцинские наказы

Воспоминания первого председателя исполкома Всемирного конгресса татар Индуса Тагирова
Записки «главного татарина»: встречи в сквере, корни Аяцкова и ельцинские наказыФото: Роман Хасаев
Ровно 25 лет назад 19 июня начал работу первый съезд Всемирного конгресса татар, 20 июня работа продолжалась по секциям. Первый председатель исполкома ВКТ Индус Тагиров делится с читателями «Реального времени» воспоминаниями. Публикуем первую часть з мемуаров под названием «Чистосердечные воспоминания первого председателя Всемирного конгресса татар».

Первые шаги исполкома ВКТ

Много было в истории нашего народа и республики исторических событий, выдающихся личностей. Но никогда не было опыта создания структуры, объединяющий татар, столь разбросанных по регионам и странам, в их тесной взаимосвязи с органами власти по месту проживания и с гуманитарными учреждениями Татарстана. О своем взгляде на деятельность международной организации татар всего мира в первые годы ее становления я никогда не писал и не говорил.
Проработав в качестве председателя исполкома Всемирного конгресса татар 10 лет, я отошел от дел и старался остыть, несколько дистанцироваться от этой непростой организации. Как историк и общественный деятель понимаю, насколько важна каждая деталь, как поучителен каждый факт консолидации общественных сил, особенно для понимания обстоятельств выживания татарского народа, играющего весьма важную роль в России и во всей Евразии.
19 июня с. г. исполняется 25 лет со дня открытия первого съезда Всемирного конгресса татар, а это серьезный повод для воспоминаний и приведения в порядок фактов и документов, а также мыслей об этой международной организации.
29 августа 2002 года после III съезда ВКТ я покинул прекрасное здание на площади Свободы, которое досталось нам в результате немалых усилий и после долгих хождений. И с тех пор больше никогда, ни разу туда не заглядывал. На то были свои причины.
И только в 2012 году, накануне V съезда Конгресса, когда стало понятно, что пройденный путь и действующие лица требуют осмысления, что опыт поколений все-таки необходим, постепенно начал возвращаться к этой теме. И то очень медленно, не форсируя события. Но откладывать было нельзя, так как никто другой этого не расскажет, если это не сделают сами участники исторических событий. Тем более есть о чем говорить и что вспоминать.
29 августа 2002 года, после III съезда ВКТ я покинул прекрасное здание на площади Свободы, которое досталось нам в результате немалых усилий и после долгих хождений

«Создание конгресса инициировалось серьезными и думающими людьми»

Тогда, в начале 90-х годов прошлого века, не так-то просто было окунуться в противоречивые процессы обновления общества и государственного строительства, в разгоряченный татарский мир, который тогда не всегда четко представлял свои возможности и права, пути выживания в регионах и странах, формы взаимодействия с Татарстаном и с гуманитарной инфраструктурой татар мира.
Всюду наши соплеменники требовали справедливости и свободы, которых им никогда не хватало. Создавались всевозможные общества и организации, многие из них назывались «Туган тел» — «Родной язык». В Москве такое общество было организовано Рифкатом Галимовым и Нуром Гариповым.
Инициаторами создания общества «Туган тел» в Самаре выступили Фаик Фарукшин, Илгиз Колючев, Азат Надиров, Шамиль Багаутдинов, Рафик Шафигуллин, Шамил Ахмеров, Марат Сафин, Вагыйз Кадыров, Шамил Ягудин, АхметАбдрафиков, Нурислам Ахмеров. Равиль Ягудин и другие.
По их инициативе активистка общества Халида Габдулзяновна Дашкина открыла школу «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка.
При телерадиокомпании Самарской области Шамилем Багаутдиновым, Аминой Шамсутдиновой было организовано вещание на татарском языке. Там же под редакцией Рафката Аглиуллина стала выходить газета «Бердәмлек».
Вскоре подобные организации появились во многих регионах и населенных пунктах страны. Все они в качестве своей основной задачи определили возрождение языка, традиций и обычаев татарского народа. Повсюду проводились собрания, конференции татар, которые принимали решение об организации татарских классов, школ, открытии радиопрограмм и об издании газеты.
Но в самом начале общенародного подъема в гуще событий находился инициатор национальных проектов — Татарский общественный центр, возглавляемый доцентом кафедры истории партии Маратом Мулюковым. Его сегодня уже нет среди нас. Очень рано ушел из жизни этот светлый и неравнодушный ко всем сферам народной жизни человек. На его долю выпали сложные, требующие больших нервов события. Думаю, его сердце не выдержало выпадов и ран, наносимых ему с разных сторон. Однако он вошел в историю как один лучших борцов за свободу татарского народа и процветание родной республики, действовавших в труднейший период перестройки государственной машины и общественной жизни.
Конгресс появился именно в такое время. Его создание инициировалось серьезными и думающими людьми. Волей судеб я оказался во главе исполкома Всемирного конгресса татар, который был избран на съезде 19 июня 1992 года. Тогда не было принято никакого документа, положения или устава, определяющего механизм работы общетатарской организации, в которую могли входить практически все образованные татарские центры и культурно-просветительские общества. Только на втором съезде, состоявшемся в 1997 году, мы утвердили Устав ВКТ, который зарегистрировали в марте 1998 года в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Выступление президента РТ Минтимера Шаймиева на I Всемирном конгрессе татар. 1992 г. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Несущие опоры сплочения

Задача заключалась в том, чтобы восстановить, в ряде направлений создать структуры развития единого татарского мира. С тем, чтобы каждый татарин, где бы он ни проживал, мог чувствовать себя составной частью своего народа. Предстояло проведение многоплановой работы по возрождению родного языка, национальных традиций и обычаев, которые к тому времени были близки к стадии полного исчезновения.
Ситуация требовала создания путей проникновения в регионы проживания татар. И не только СССР и России, но и в зарубежных странах, в которых действуют самые различные законы, нормы и уклад жизни. Людей нужно было сплачивать вокруг национальных проблем татарского населения. Предстояло также привлечь к их решению органы власти на местах.
Нам важно было создать режим диалога между властью и местными татарами. Приходилось его создавать шаг за шагом, стараясь не допустить каких-либо промахов, постепенно устанавливая контакты с властными органами регионов России и бывших советских республик.
Этому процессу было придано определенное ускорение после принятия нашего Конгресса в Межпарламентскую ассамблею государств-участников Содружества независимых государств в качестве наблюдателя. Это произошло 10 апреля 1998 года в 15 часов 30 минут, на заседании Ассамблеи в Таврическом дворце Петербурга. Оно проводилось специально по нашему вопросу. Большую роль в приеме конгресса татар в Ассамблею стран СНГ в качестве наблюдателя сыграл постоянный представитель Татарстана в Санкт-Петербурге мой земляк Шамиль Ахметшин.
Он уроженец села Старое Иштиряково нынешнего Лениногорского района. Шамиль Камилевич проявил себя как активный инициатор возрождения татарской жизни в «культурной» столице России. Формы и методы работы петербуржцев, особенно их опыт взаимодействия с местной администрацией, мы всегда ставили в пример другим регионам.
Исполком Конгресса состоял из 25 человек. В его бюро входили мои заместители — журналист Римзиль Валеев, один из организаторов и руководителей общества «Ватан» по связям с соотечественниками за рубежом, Роза Туфетулова, редактор журнала «Сююмбике» и руководитель женской организации «Ак калфак», Разил Валеев — председатель комиссии по вопросам культуры и национальных проблем Верховного совета республики. А также известный литературовед, руководитель фонда «Мирас» Флюн Мусин.
Зампреды исполкома доктор филологических наук председатель фонда «Мирас» Флюн Мусин, Римзиль Валеев, Музип Низамиев

«Аппарат располагался в небольшой комнате размером 15 квадратных метров»

В костяк исполнительного комитета входили также министр образования Василь Гайфуллин, а в последствии его преемник Фарис Харисов, министр культуры Марсель Таишев, министр печати и средств массовой информации Ислам Ахметзянов, генеральный директор ГТРК Ильгиз Хайруллин, а потом его преемник Ильшат Аминов, президент Академии наук Татарстана Мансур Хасанович Хасанов, директор института языка, литературы и истории Академии наук Мирфатых Закиевич Закиев.
Аппарат исполкома состоял из четырех-пяти человек. В их числе его руководитель, директор фонда Конгресса Лиля Сахаповна Нарбекова, журналист Римзиль Валеев, историк Таэмина Ахметовна Биктимирова, бухгалтер и секретарь-машинистка Люция Гимадиева.
Несколько позднее в аппарате начали работать бывший заместитель министра культуры республики Музип Тазиевич Низамиев и Ильдар Мингалиев. Работники аппарата и члены бюро были прекрасные и ответственные, по-настоящему преданные своему делу люди. Если мы так быстро и оперативно установили контакты с местами, создали там свои отделения — это во многом их заслуга.
Аппарат располагался в небольшой комнате размером 15 квадратных метров на пятом этаже здания кабинета министров. Многие наши встречи с посетителями, особенно с молодежью, проходили в сквере напротив оперного театра. Только накануне второго съезда в августе 1997 года мы переселились в здание, где ныне располагается аппарат Конгресса. На организацию работы Конгресса тогда в год выделялось 1,5 миллиона рублей. Даже с учетом инфляции и индексации это несопоставимо с финансированием нынешних проектов ВКТ. Нефть тогда стоила на грани убыточности, экономическая ситуация нелегкая, время было бедное.
Разумеется, невозможно пересказать всю нашу деятельность за первые 10 лет. Скажу только, что это была многогранная работа с частыми выездами на места и организацией там ряда крупных мероприятий. В номере журнала «Чын Мирас», посвященном Конгрессу, помещен дневник его работы. В нем обозначены 80 крупных мероприятий первого десятилетия деятельности организации. А текущие деловые мероприятия происходили ежедневно в здании исполкома и в других местах.
Одной из эффективных форм нашей работы стало проведение выездных заседаний бюро исполкома. Первое из них прошло в Нижнекамске. Следующее заседание состоялось в Екатеринбурге. Затем они были проведены в Москве, Петербурге, Саратове, Ульяновске, Астрахани, Перми, Тюмени и в других регионах проживания татар. Всего 28 выездных заседаний за начальный этап работы.
Целью этих заседаний являлось не только изучение и обобщение татарской жизни на местах, что само собой разумелось. Задача заключалась в том, чтобы свести вместе для диалога местные власти и организации. С тем, чтобы обозначить проблемы татарской жизни и определить меры их реализации. В ходе этих встреч, кои во многих случаях приобретали форму научно-практических конференций, заключались соглашения между министерствами культуры, образования, руководителей средств массовой информации Татарстана и соответствующих органов власти регионов компактного проживания татар. Во многих случаях в этих мероприятиях принимали участие руководители местных администраций.
Мечеть «Таубе» в Астрахани. Фото astinform.ru

Театру здание не вернули, а мечеть построили

Однажды после переговоров с М.Ш. Шаймиевым президент России Б.Н. Ельцин дал региональным органам власти 17 заданий по решению татарских проблем (Поручение Президента РФ от 8 июня 1994 года №730). Мы, по мере возможности, старались отслеживать их выполнение. Приходилось бывать во многих местах. С этой целью дошли даже до большинства регионов компактного проживания татар, где вместе с местными руководителями проверили по пунктам выполнение этих поручений.
По части невыполненных пунктов поручения президента Российской Федерации мы добивались гарантий их реализации. В большинстве случаев они выполнялись. Однако были и не реализованные обещания. Так, не было выполнено обещание астраханского губернатора Анатолия Петровича Гужвина вернуть татарскому театру его прежнее здание. К сожалению, Гужвин ушел в мир иной, не успев выполнить своего обещания. Зато была построена мечеть «Таубе», на стене которой уже после смерти А.П. Гужвина установлена доска, свидетельствующая, что мечеть построена при содействии президента Татарстана Минтимера Шаймиева и губернатора Анатолия Гужвина.
Работая в регионах, мы исходили из того, что, не повернув местные органы власти к татарским проблемам, невозможно добиться сколь-либо серьезных успехов в развитии национальных школ, языка и культуры. Могу сказать с удовлетворением, что в основном перемены тогда удавалось.
Во время пребывания на местах устанавливались дружеские связи с органами местной власти. Мы поддерживали постоянный контакт со многими губернаторами областей и президентами республик. Это во многом облегчало работу наших местных организаций.
Не могу не дать характеристики некоторых первых лиц, с которыми приходилось решать многие вопросы татарской жизни на местах.

О губернаторах, оставивших добрую память

Специально выделяю этот сюжет, ибо было бы неправильно не дать оценку руководителям тех регионов, где сделали немало для оживления татарской жизни, и с которыми мы были очень близки и находились в дружеских отношениях. Сразу же оговорюсь, смогу назвать только некоторых из них, ибо всех региональных лидеров охватить невозможно в одном изложении. Здесь нет омского губернатора Леонида Полежаева, астраханского Анатолия Гужвина, руководителя Удмуртии Валентина Тубылова, затем сменившего его на этом посту Александра Волкова, пермского губернатора Юрия Трутнева и некоторых других лиц, с которыми и их администрациями мы имели постоянные контакты. Думаю, что они не останутся в обиде на нас. Постараюсь более подробно рассказать только о тех, кто наиболее ярко и четко врезался в памяти.
Итак, губернатор Саратовской области Дмитрий Федорович Аяцков. Это очень интересный человек. Несомненно, не только талантлив, но и по-своему хитер. Слова «хороший» или «плохой» мало подходят к политикам. Они бывают разными. По отношению к ним применяются другие критерии. Об Аяцкове иногда говорили, что он переменчивый и держит нос по ветру. При этом имеют в виду и то, что он в свое время возглавлял областное отделение движения «Наш дом — Россия», а сейчас активист «Единой России». Думаю, что без определенного таланта и хитрости ни один губернатор не в состоянии удержаться в своем кресле. Ибо приходится решать не только вопросы внутреннего развития, но и отстаивать свои права перед федеральным центром и различными политическими кругами. А это не так просто.
Аяцков же одним из первых в России начал аграрные преобразования, развернул значительную внешнеэкономическую деятельность. Установил прочные связи с Украиной и Азербайджаном. Он, как и екатеринбургский Эдуард Россель, убежденный сторонник единства и целостности России. Однако в первую очередь отстаивал интересы своей области, ее населения. Выступал за максимальную экономическую самостоятельность области.
«Аяцков же одним из первых в России начал аграрные преобразования, развернул значительную внешнеэкономическую деятельность. Установил прочные связи с Украиной и Азербайджаном. Он, как и екатеринбургский Эдуард Россель, убежденный сторонник единства и целостности России. Однако в первую очередь отстаивал интересы своей области, его населения». Фото rusila.su
Его наши татары шутя, называли Дамиром Фатыховичем. И это ему нравилось. Поговаривают даже, что его предки были татарами, и фамилия губернатора происходит от слова «аятчы», т. е. мусульманского духовного лица, в мечетях громогласно читающего аяты из Корана. Сам Дмитрий Федорович категорически отмежевывался от такого рода предположений. Но, тем не менее, по праздникам часто бывал в мечетях, способствовал проведению национальных мероприятий. Сохранилось немало его фотографий, в которых он изображен в тюбетейке. Татары, в свою очередь, рассчитывали на его помощь и поддержку в решении вопросов татарской культуры, народного образования. И она оказывалась.
В 1998 году на встрече с татарской общественностью Аяцков сказал, что год удался урожайным и потому часть доходов от урожая пойдет на развитие татарской гимназии, в помещении которой происходила эта встреча. В основном он одержал свое слово. Гимназия получила еще один этаж в доме, где она размещена. Это в 2002 году позволило председателю национально-культурной автономии татар области Камилю Аблязову оборудовать и подарить гимназии в честь ее десятилетия прекрасный спортзал.
Татарская общественность работает в согласии и взаимопонимании с губернатором. Не случайно уже более десяти лет подряд в области при активной поддержке областной и городской администрации проводятся дни татарской культуры. Сабантуи не только стали традиционными. Главный из них в областном центре называется губернаторским, ибо проходит под эгидой губернатора.
Благодаря этому этот главный татарский праздник проходит как общенародный праздник. В 2001 году на нем присутствовала женщина — посол Аргентины в Российской Федерации.
Не могу пройти и мимо одного факта, связанного с празднованием 600-летия татарского города Укек, располагавшегося у самой Волги под Саратовым. Ученые во главе с профессором Ф.А. Рашитовым провели конференцию, посвященную этому событию. На ней из Казани с докладом кроме меня выступил и профессор А.Г. Мухаммадиев. После конференции состоялась закладка памятника на месте этого города. При огромном стечении народа состоялся митинг. Айдар Файзрахманов спел песню «Идел-йорт» по дастану «Идегей». При этом я наблюдал за Аяцковым: песня произвела на него огромное впечатление. Не берусь утверждать, однако возможно, что при этом проснулись его какие-то гены.
Ему нравилась политика Татарстана в этой области. И прямо говорил, что во многом следует его примеру. Интересно, что он руководствовался принципом «боишься — не делай, делаешь — не бойся», восприняв его у Шаймиева. Не знаю, когда и в какой форме было доведено Шаймиевым до него это изречение Чингиз-хана, но ясно одно, что оно пришлось ему по душе. Аяцков был настолько склонен копировать Татарстан, что даже хотел построить зал наподобие нашего концертного зала. Но лучше и больше. Пока еще зала нет. Но хорошо уже то, что он был подвержен повторению хорошего примера.
Мне с ним приходилось встречаться несколько раз. С первого же раза у нас установились доверительные отношения. Помню, когда он приехал с визитом в Казань, во время встречи с официальными лицами, окинув зал правительства, где она проходила, произнес: а где же мой друг? Увидев меня, стоявшего несколько в стороне, подошел, обнял…
При очередной встрече у него в губернаторском кабинете вручил мне альбом «Два века губернии» и сказал: «В любое время добро пожаловать в нашу губернию. Вы всегда желанный гость!».
Не скрою, ему нравятся слова «губерния» и «губернатор». Хорошо это или плохо, он одним из своих политических авторитетов прошлого считает П.А. Столыпина, некогда бывшего губернатором Саратова. Не всегда критичен к деятельности этого, несомненно, выдающегося российского политика.
Памятник на месте города Укек. Фото sarlynx.livejournal.com
Известно, что Столыпину благоволит и В.В. Путин. По его инициативе был составлен даже план мероприятий, посвященных дате его трагической гибели в 1911 году. В него была включена и соответствующая конференция в Саратове. Она прошла в академии государственной службы, ректором которой ныне является Д.Ф. Аяцков. Поскольку конференция была правительственной, было предложено, чтобы там присутствовал и представитель президента Татарстана. Разумеется, хорошо знающий политическую биографию Столыпина и способный выступить на конференции. Хотя к тому времени я не был ни представителем администрации, ни депутатом Государственного Совета, выбор пал на меня.
И мы снова встретились с Дмитрием Федоровичем. Он обрадовался, как в прежние времена обнял меня и представил своим помощникам: «Это личный друг Шаймиева!» Хотя это и не так, мне неудобно было возразить ему. Конференция прошла великолепно. Было и мое выступление. Я был награжден специально отчеканенной медалью Столыпина.
Нет, не кумир мне Столыпин, ибо он один из главных организаторов гонений на татар в годы своего премьерства. Мне приходилось неоднократно писать об этом. Поэтому на конференции мне пришлось говорить о делах этого человека в весьма дипломатичной форме, акцентируя внимание на его аграрной реформе.
Мы расстались с Дмитрием Федоровичем так же тепло, как и в прошлые времена.
Индус Тагиров
Справка
Индус Ризакович Тагиров (тат. Индус Ризак улы Таhиров; род. 24 мая 1936) — советский и российский историк и общественный деятель, академик Академии наук Республики Татарстан (с 1995 года).
Работал в Казанском университете после его окончания в 1963 году. С 1966 года — ассистент кафедры отечественной истории, в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию «Установление Советской власти в Казани (о своеобразии борьбы за победу пролетарской революции на местах)». С 1975 года — доцент. В 1979 году защитил докторскую диссертацию «Революционная борьба и национально-освободительные движения в Поволжье и на Урале (март 1917 — март 1918 гг.)». С 1980 года — профессор, в 1980—1995 годах декан исторического факультета КГУ (ныне Институт истории КФУ). С 1983 — заведующий кафедрой истории СССР (с 1992 года переименована в кафедру современной отечественной истории), в 2009—2012 годах — заведующий кафедрой отечественной истории. С 1994 года — председатель специализированного совета при Казанском университете по защите кандидатских и докторских диссертаций. Подготовил 3 докторов и 30 кандидатов наук.
Основные научные исследования касаются истории революционных и национальных движений в России, национально-государственного строительства в Татарстане.

Рәфис Кашапов: "Иректән мәхрүм итү урыннарында концлагерь шартлары тудырылган"

https://www.azatliq.org/a/28564891.html

Рәфис Кашапов: "Иректән мәхрүм итү урыннарында концлагерь шартлары тудырылган"



Милләтпәрвәр Рәфис Кашаповны төрмә хастаханәсенә килгән тикшерү комиссиясе белән очраштырмас өчен көне буе ябык машинада тотканнар. Кашапов аның янында булган адвокатка үз шикаятьләрен җиткергән.
Татар милләтпәрвәре Рәфис Кашапов күптән түгел Коми республикасы Микунь төрмәсеннән Ухта шәһәрендәге 19нчы санлы колониягә күчерелгән. Узган атна аның янында адвокат Руслан Гарифуллин булып кайтты. Аның сүзләренчә, Кашапов язган хатларының ияләренә барып җитмәвенә зарланган. Узган ел аңа Микунь колониясендә татарча хат язуны тыйганнар иде. Имеш, колониянең тәрҗемәче тоту өчен акчасы юк икән. Гарифуллин моны хокук бозу дип саный. "Ул бит гарәп яки төрек түгел, ә үз туган телендә яза", ди адвокат.
Аның әйтүенчә, ел дәвамында Кашапов җибәргән 16 хат тиешле җиргә барып җитмәгән. Хатлар нигездә ЕПКТ (единое помещение камерного типа) шартларында канун бозулар турындагы эчтәлекле булган. Мисал өчен, аның үзен 31нче колониянең ЕПКТсында идәндә яткан өчен 13 тәүлеккә штраф изоляторга (ШИЗО) утыртканнар. ЕПКТ тәртибе нигезендә тоткыннарга иртәнге алтыдан кичке тугызга кадәр утыру яки яту тыелган. Ягъни төп таләп – аякта булу. Ятакларны иртәдән кичкә кадәр дивар кырыена илтеп йозак белән эләктереп куялар. Кашапов башындагы кан басымы белән чирләү сәбәпле, идәнгә ятарга мәҗбүр булуын әйткән, әмма моңа колак салмыйча аны ШИЗОга утыртканнар.
Үлә калсам, үлемемдә ФСБ хезмәткәрләрен, Җәзаларны үтәтү идарәсен, кануннар үтәлешен тикшерү прокуратурасын гаепләргә
Күптән түгел Гарифуллин: “Адвокат буларак Кашапов миңа әгәр үлә калса, бу үлемендә ФСБ хезмәткәрләрен, Коми республикасының Җәзаларны үтәтү федераль хезмәте идарәсе (УФСИН), Коминың кануннар үтәлешен тикшерү прокуратурасын гаепләргә” дип белдерү ясады дигән иде. Кашапов үз кулы белән язган белдерүендә Коми республикасының Җәзаларны үтәтү федераль хезмәте идарәсе хезмәткәре Владислав Эйсмондның үзенә карата әйтелгән сүзләрен китерә. “Тоткынның үлеме җинаятьчелекка каршы көрәшнең бер төре дип әйтте”, дигән ул. Кашапов Эйсмонд һәм аның бергә Җәзаларны үтәтү федераль хезмәте идарәсендә эшләүче Юрий Амосов, Василий Садрисов тарафыннан иректән мәхрүм итү урыннарында чып-чын концлагерь шартлары тудырылуын яза.
Кашаповның адвокатка биргән хаты
Кашаповның адвокатка биргән хаты
Эйсмонд әлеге сүзләрне гыйнварда әйтсә дә, Кашапов бу белдерүнең хәзер дә актуаль булып калуы турында яза.
Кашаповның адвокатка биргән белдерүе
Кашаповның адвокатка биргән белдерүе
Кашапов мөмкин булган саен колониядә тоткыннарның хокук бозылуын җәмәгатьчелеккә җиткереп торырга тырыша, шикаятьләр яза.
Март аенда Ухта шәһәрендә 18нче төрмә хастаханәсендә ятканда андагы хезмәткәр ашказанын чистартуга дип аңа ике кап порошок биргән. Икенче көнне аңа Европа җайланмасында тикшерү узу өчен шәһәр хастаханәсенә алып барабыз, ашказанын чистарту шуңа кирәк дип аңлатканнар.
Төрмә хастаханәсендәге башбаштаклыкларны комиссиягә җиткерүемнән куркып мине алардан качырдылар
"Мине чыннан да шәһәргә алып киттеләр. Әмма бернинди хастаханәгә алып бармадылар, ә иртәдән кичкә кадәр тоткыннар ташый торган машинада тоттылар. Кич белән кире төрмә хастаханәсенә кайтканнан соң, башка тоткыннар Мәскәүдән махсус комиссия килүен әйттеләр. Алар шикаять язучы тоткыннар белән сөйләшкәннәр. Шулай итеп, хастаханәдәге башбаштаклыкларны комиссиягә җиткерүемнән куркып мине алардан качырдылар.
Хастаханәдә исә тоткыннарга карата булган битарафлыкка күз йомалар. Хәтта инвалид калучылар һәм үлүчеләр дә булырга мөмкин. Мисал өчен, 22 март көнне иртән миңа күп итеп кызыл һәм сары төстәге дарулар бирделәр. Мин аларны берешәрне генә эчтем, калганнарын бәдрәфкә ташладым. Шул көнне Мәскәүдән ФСБ вәкилләре килде, алар миңа төрле сораулар бирде. Ул көнне мин үземне бик начар хис иттем", дип сөйләгән Гарифуллинга Рәфис Кашапов һәм адвокаттан матбугат чараларына мөрәҗәгать җиткерүен сораган:
"Ирекне чикләү урыннарында минем өчен төп бурыч булып кешеләрне рухландыру максаты, катлаулы социаль һәм сәяси шартларда аларның рухларын күтәрү тора. Шул ук вакытта тоткыннарның хокукларын яклау өчен ватандашлар җәмгыятен активрак гамәлләр кылырга чакырам.
Ватандашлар! Сәясәт вәкилләре, куәт структуралары һәм сәяси режимга якын журналистларның ялганлавын туктатырга вакыт. Без, җәмәгатьчелек әһелләре Русия халкына карата булган тупас хокук бозуларны чикләргә тиеш. Сәяси режимны тәнкыйтькә тотарга гына түгел, ә фикер иреге өчен җәзага тартылучы буларак та үзебезне лаеклы шәхес итеп күрсәтергә тиешбез.
Күптән түгел Чаллы шәһәр мәхкәмәсе Татар иҗтимагый үзәген экстремистик оешма дип таныды. Бу инде хакимият структураларының минем һәм минем тарафдарларның сәяси-иҗтимагый эшчәнлегенә төптән балта чабарга теләвен аңлата. Рәсми рәвештә белдерәм, мин Бөтентатар иҗтимагый үзәге корылтае тарафыннан сайланган һәм шул сәбәпле хәтта ирекне чикләү урыннарында да иҗтимагый-сәяси эшчәнлегемне алып бара алам.
Миңа карата төрле проблемнар тудыралар. Туганнарым белән озак вакытлы очрашуларга рөхсәт итмиләр. Хакимиятнең колониядән минем мәетемне озатырга яки исән килеш чыгарырга теләвен белсәм дә, нинди генә хәл булуга карамастан үз хокукларымны даулаячакмын. Мин фикер иреге өчен көрәшергә тиеш. 2014 елның мартына кадәр минем фикерем җинаять саналмады. Мин Русия сәяси режимын тәнкыйтьләгән өчен хөкем ителдем. Шул ук вакытта халыкара җәмәгатьчелек Русиянең сәяси режимын һәм халыкара сәясәтен гаепләп чыкты.
Хәзерге вакытта мин иректән мәхрүм итү урыннарында ашказаны чире, түбән гемоглобиннан интегәм. Элегрәк алган баш мие җәрәхәте сәбәпле хәзер кан басымы борчый" диелә Кашапов мөрәҗәгатендә.
Кашапов үзе тоткыннарның рухларын нык тотуны максат итеп куюын әйтсә дә, татар милләтпәрвәренең рухын нык тоту өчен тырышып аңа хат язучылар да бар. Алар Кашаповка гына түгел, ә күп кенә сәяси тотканнырга яза. Хәтта Facebookта "Сказки для политзаключенных" дигән төркем дә бар. Әмма соңгы вакытта ФСБ инде тоткыннарга хат язучыларга да яный башлаган.
* * *
Рәфис Кашапов сепаратизмга чакыру маддәсе нигезендә гаепләнеп, 2015 елның сентябрендә өч елга иректән мәхрүм итү җәзасы алды. Ул интернетка чыгарган мәкаләләрендә кырымтатарларның хокуклары бозылуын, Кырымны аннексияләүне хөкем итте, Русия президенты Владимир Путинның тышкы сәясәтен гаепләп, Русиянең Донбасстагы гамәлләренә каршы чыкты.
Русиянең "Мемориал" кеше хокукларын яклау оешмасы Рәфис Кашаповны сәяси тоткыннар исемлегенә керткән иде.

РАХИМ ИТЕГЕЗ! Международный фестиваль историко-культурного наследия сибирских татар "Искер-жыен"

Отображается файл "Наследие буклет_2017_01.jpg"

Отображается файл "Наследие буклет_2017_02.jpg"



Региональная татарская общественная организация «Наследие» по Тюменской области
 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Приглашаем Вас принять участие в работе XI Всероссийской научно-практической конференции «Историческая судьба Искера», которая состоится в рамках Юбилейного X Международного фестиваля историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен».  
Дата проведения конференции: 21 июля 2017 года.
Регистрация участников с 9.30 до 10.00 ч.
Начало работы конференции10.00 ч.
Место проведения: Тюменская область, город Тобольск, улица Семена Ремезова, 24, 5 этаж, большой зал заседаний Тобольской городской Думы.

К обсуждению предлагаются следующие темы:
-       сибирские татары и их роль в современной жизни;
-       исследования священных мест сибирских татар. Пути и перспективы установления порядка границ территории выявленных объектов культурного наследия сибирских татар (астана, мавзолеев шейхов, городищ);
-       пути и перспективы строительства инфраструктуры вокруг Искера;
-       проблема сохранения родного языка сибирских татар в современных условиях;
-       механизмы реализации региональной политики в области национальной культуры;
-       проблемы получения статуса коренных народов Западной Сибири и включения в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
-       сохранение среды обитания и традиционного образа жизни сибирских татар Заболотья;
-       изучение и популяризация языкового, исторического, этнографического и археологического наследия сибирских татар;
-       методика преподавания языка и литературы сибирских татар в школьной практике;
-       проблемы изучения средневековой истории Западной Сибири;
-       пути сохранения и увековечивания исторических памятников сибирских татар; включение городища Искер в Целевые программы развития Западной Сибири и в сферу туристических маршрутов;
-       перспективы использования историко-культурного наследия сибирских татар в туристическом потенциале г. Тобольска и Западной Сибири;
-       национальная культура и глобализационные процессы: сохранение этничности.

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА ИСКЕРА»
Фамилия, имя, отчество


Страна, город


Название доклада


Ученая степень, ученое звание, почетное звание

Представляемая организация / учреждение


Должность (полностью)


Почтовый адрес
(с указанием индекса)

Контактные телефоны:
- служебный телефон (факс) / домашний (с указанием кода города);
- мобильный телефон

E-mail




Ø 
Заявку на участие в конференции и электронный вариант статьи в объеме до 25 тысяч знаков просим направлять до 11 июля 2017 года по электронной почте, на адрес: rtoo-nasledie@mail.ru .
Ø  Контактные телефоны:
+7 (905) 858-98-60, +7 (904) 873-76-24, +7 (982) 920-02-03
Ø  Группа фестиваля «Искер-җыен» в социальной сети "Вконтакте": https://vk.com/isker_tob .
Ø  Регламент: доклады – 15 минут, сообщения – 10 минут.
Ø  По итогам конференции будет издан сборник материалов.


Прошу известить о проведении конференции
всех заинтересованных лиц!

С уважением,
Председатель Совета РТОО «Наследие» по Тюменской области
  Луиза Алимчановна Шамсутдинова











П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении X Международного фестиваля историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен»

I. Общие положения

1.1. Учредителем и организатором X Международного фестиваля историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен»  является Региональная татарская общественная организация «Наследие» по Тюменской области при содействии:

·        Министерства культуры Республики Татарстан
·        Всемирного конгресса татар
·        Тюменской областной Думы
·        Администрации города Тобольска
·        Индивидуального предпринимателя Д.Т. Ибрагимова

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения и подведение итогов X Международного фестиваля историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен» (далее – Фестиваль).

II. Основные цели и задачи Фестиваля

2.1. Основными целями и задачами Фестиваля являются:
- возрождение национальных традиций и сохранение культуры сибирских татар;
- содействие развитию и пропаганде национальных, культурных традиций татар, популяризация их самобытного национального литературного, музыкального, хореографического искусства;
- раскрытие художественных способностей детей и взрослых;
- сближение, духовное взаимообогащение, установление тесных контактов, преемственность поколений, дружба между народами и дальнейшее развитие многонациональной культуры.

III. Сроки, место и условия проведения Фестиваля

3.1. Фестиваль проводится с 21 по 23 июля 2017 года. Место проведения: Тюменская область, город Тобольск; Тобольский район.
3.2. Программа фестиваля:

21  июля   2017 г. – XI Всероссийская научно-практическая конференция «Историческая судьба Искера» (большой зал заседаний Тобольской городской Думы, ул. Семена Ремезова, стр. 24, 5 этаж);

22  июля  2017 г. – торжественное открытие X Международного фестиваля историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен», конкурсные выступления участников во всех номинациях (Тюменская область, 19 километр автодороги «Тобольск–Байгара» Тобольского района, историко-мемориальный комплекс «Искер»;

23 июля 2017 г. – ГАЛА-КОНЦЕРТ лауреатов и гостей X Международного фестиваля историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен» (Дом культуры «Синтез» – город Тобольск, 6 микрорайон, стр. 52).

3.3. В Фестивале могут принять участие: национально-культурные автономии, национально-культурные центры, общественные организации и фонды, учреждения культуры, образования, предприятия и учреждения народных художественных промыслов, народные умельцы, фольклорные коллективы и солисты, туристические агентства, средства массовой информации, научно-исследовательские центры и институты, профессиональные и самодеятельные художественные коллективы и исполнители, представители органов государственной власти и местного самоуправления, делегаты представительных органов, учащиеся общеобразовательных школ, студенты средних и высших учебных заведений, а также  все интересующиеся историей и культурой татарского народа.

IV. Порядок проведения Фестиваля

4.1. Возрастные категории:
·        младшая возрастная категория – до 16 лет;
·        средняя возрастная категория – от 17 до 30 лет;
·        старшая возрастная категория – от 31 года.
4.2. Возрастная группа ансамблей определяется по среднему возрасту участников.
4.3. Фестиваль проводится по следующим номинациям:

Вокал (соло, ансамбль);
Инструментальное исполнительство (соло, ансамбль);
Хореография (соло, ансамбль);
Художественное слово (сольное и ансамблевое чтение);
Декоративно-прикладное творчество (ткачество, вязание, вышивание, резьба и роспись по дереву, работа с бисером, глиной, рисование и прочее). В номинации «Декоративно-прикладное творчество» количество представленных на конкурс экспонатов не ограничено (все работы должны быть подписаны Ф.И.О, учреждение, город.
__________________________________________________________________
Спортивные состязания (национальная борьба «көрәш», поднятие гири);
Лучшее национальное подворье;
Лучшая национальная кухня.

4.4. В фестивале принимают участие солисты и творческие коллективы. Программы участников фестиваля могут включать: народные сочинения (фольклор), произведения композиторов-классиков, современных авторов.
4.5. Техническое оснащение
- Участники всех номинаций вправе исполнять конкурсные произведения с живым музыкальным сопровождением или иметь с собой минусовые фонограммы, записанные на USB носителе (флеш-карте).
4.6. В каждой номинации может быть представлено не более 2-х номеров. Допускается участие конкурсантов в нескольких номинациях.
4.7. Выступления участников оцениваются по следующим критериям:

- техника исполнения, музыкальность, артистичность;
- чистота интонирования и качества звучания, красота тембра и сила голоса;
- соответствие репертуара исполнительским возможностям и возрастной категории исполнителя;
- выразительность интонирования.

-  яркая осмысленная игра, выразительная динамика;
- владение исполнительской техникой и звуковедением;
-  раскрытие художественного содержания произведения.

Критерии оценок для участников номинации «Хореография»:
- исполнительское мастерство, техника исполнения движений, композиционное построение номера;
- соответствие репертуара возрастным особенностям исполнителей;
-   сценичность (пластика, костюм, реквизит, культура исполнения);
-   артистизм, раскрытие художественного образа.
- исполнительское мастерство: индивидуальность, эмоциональность, артистич-ность, дикция;
-  глубина проникновения в образную систему и структуру текста;
-  грамотная речь;
-  замысел, художественное решение номера (произведения).
4.8. Оргкомитет имеет право на запись, трансляцию и распространение выступлений участников на конкурсе и в заключительном концерте.
4.9. Замена репертуара после подачи заявки запрещена!

V. Жюри фестиваля

5.1. К работе в жюри привлекаются квалифицированные специалисты области культуры и искусства, журналисты, общественные деятели.
5.2. Жюри оценивает конкурсантов по десятибалльной системе.
5.3. Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежит.
5.4. Жюри имеет право:
•    учредить специальные призы и поощрительные дипломы по согласованию с Оргкомитетом;
•    присуждать не все премии и дипломы Лауреата;
•    делить призовые места между участниками.

VI. Награждение победителей и участников Фестиваля

6.1. Награждение проводится по номинациям с вручением дипломов, благодарственных писем, памятных призов и знаков.
6.2. Присуждаются звания: Гран-при; Лауреат Ι, ΙΙ, ΙΙΙ степени; Участник фестиваля.
6.3. Все Лауреаты награждаются ценными подарками. Отдельно будет присужден приз зрительских симпатий.
6.4. Государственные и общественные организации, фирмы и частные лица, по согласованию с Оргкомитетом фестиваля, могут учредить и другие специальные призы, которые присуждаются в соответствии с их положениями.

VII. Финансовые условия участия в Фестивале

7.1.     Все расходы, связанные с пребыванием, питанием, а также дорожные расходы берет на себя  направляющая сторона.






ü  Заявки принимаются до 11 июля 2017 года
ü  Адрес оргкомитета: Тюменская область, город Тобольск,
улица Розы Люксембург, стр. 10/5
 РТОО «Наследие» по Тюменской области
ü  Контактные телефоны:
+7 (904) 873-76-24, +7 (982) 920-02-03 – Луиза Алимчановна Шамсутдинова;
+7 (912) 921-78-81 – Алсу Чанахутдиновна Мухамедьярова;
+7 (912) 385-49-19 – Андрей Юрьевич Засорин.
ü  E-mail: rtoo-nasledie@mail.ru
ü  Группа фестиваля «Искер-җыен» в социальной сети "ВКонтакте": https://vk.com/isker_tob


Во избежание недоразумений просим строго соблюдать указанные выше сроки подачи заявок.



ЖЕЛАЕМ  УЧАСТНИКАМ  УДАЧИ!

 Приложение № 1
к Положению о проведении
                                                                                                 Международного фестиваля
историко-культурного наследия
сибирских татар «Искер-җыен»


Заявка на участие в X Международном фестивале историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен»
  
НОМИНАЦИЯ


ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ (согласно положению)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ КОНКУРСАНТА/
НАЗВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
(для коллективов)

ФИО (ПОЛНОСТЬЮ) РУКОВОДИТЕЛЯ

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ДОМАШНИЙ АДРЕС, ТЕЛЕФОН, E-MAIL)

НАПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (полное название, адрес, телефон, e-mail, ФИО руководителя)


РЕПЕРТУАР (НЕ БОЛЕЕ 2-х НОМЕРОВ)

Название

Хронометраж
Технические требования
1.




2.




                                  



Приложение № 2

ЗАЯВКА
на участие в номинации «Лучшее национальное подворье»
в X Международном фестивале историко-культурного наследия
сибирских татар «Искер-җыен»


1. Край (область) ___________________________________________________
2. Муниципальное образование _______________________________________
3. Населенный пункт ________________________________________________
4. Направляющая организация ________________________________________
4. Название коллектива ______________________________________________
5. ФИО руководителя  _______________________________________________
6. Количество участников в подворье __________________________________
7. Контактный телефон руководителя делегации  ________________________
8. Наименования национальных блюд на конкурс в номинации «Лучшая национальная кухня» (с указанием ФИО всех изготовителей блюд) __________________________________________________________________

ЗАЯВКА
на участие в номинации «Декоративно-прикладное творчество»
в X Международном фестивале историко-культурного наследия
сибирских татар «Искер-җыен»

1. Край (область)____________________________________________________
2. Муниципальное образование _______________________________________
3. Населенный пункт ________________________________________________
4. Название коллектива или ФИО отдельного мастера ____________________
5. Учреждение, где базируется коллектив (мастер) _______________________
6. Количественный состав, возрастная категория коллектива (мастера) ______
7.Техника исполнения _______________________________________________
8. ФИО руководителя  _______________________________________________
9. Домашний адрес  _________________________________________________
10. Контактный телефон, e-mail _______________________________________

Приложение № 3

ЗАЯВКА
на участие в национальной борьбе «көрәш» , поднятие гири
на X Международном фестивале историко-культурного наследия
сибирских татар «Искер-җыен»

№ п/п
ФИО (полностью)
Дата рождения
Место жительства, адрес, контактные телефоны
Весовая категория