ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 24 мая 2017 г.

Галина Айдарова: «Ханский мавзолей, наверное, не один был. Сменилось где-то 15 ханов, где они?»


https://realnoevremya.ru/articles/65391-v-kakih-granicah-zhila-hanskaya-kazan-i-gde-nasledie-bulgar

Галина Айдарова: «Ханский мавзолей, наверное, не один был. Сменилось где-то 15 ханов, где они?»

Следы ханской Казани следует искать под Губернаторским дворцом и Воскресенско-Иерусалимским монастырем?
Галина Айдарова: «Ханский мавзолей, наверное, не один был. Сменилось где-то 15 ханов, где они?»Фото: Олег Тихонов
Захоронение двух казанских ханов состоялось 19 мая в Казанском кремле. Профессор КГАСУ Галина Айдарова в своем интервью «Реальному времени» предположила, что на территории средневековой крепости могли быть и другие ханские мавзолеи, но вот где они могли находиться, остается загадкой. Также ученый задается вопросом, где в Казани сохранились остатки булгарской архитектуры? Каким был Ханский дворец? И почему историки считают бывший Воскресенско-Иерусалимский монастырь на озере Средний Кабан загородной резиденцией казанских ханов? В каких современных границах жила вся ханская Казань? На эти и другие вопросы во второй части ее интервью «Реальному времени» на тему татарского средневековья.

Границы ханской Казани: кремль, предбулачные и забулачные посады

— Где проходили границы ханской Казани и какие объекты были в этих пределах?
— Здесь тоже есть разные трактовки этих границ. Но в основном исследователи сходятся на том, что, конечно, Казань имела несколько планировочных частей — это каменный город (крепость), внутри города — цитадель. К каменному городу примыкал деревянный острог (посад). Острога было два, предбулачный и забулачный. Граница посада проходила примерно по той территории, где сегодня улица Университетская, дальше до площади Свободы и заворачивала к Пятницкой церкви и там подходила к кремлю. В нижней части стены шли перед Булаком и за Булаком. На дорегулярном плане видны эти границы, они по застройке прослеживаются. В этих границах посад и существовал.
Есть Писцовая книга, которая относится к 1566—1568 годам. Там описаны и кремль, и посад через 14 лет после взятия Казани. Из этого можно исходить, что такая и была ханская Казань. И там упомянуто восемь объектов ханской Казани, в том числе четыре мечети, которые находились в кремле. Капитальные здания использовались под хранение оружия, ядер, пушек. О границах самого кремля тоже были разные мнения, сначала предполагали, что две трети современного кремлевского комплекса занимал кремль ханского времени, потом стали склоняться к тому, что он был в тех же приблизительно границах, как и современный Кремль.
Есть Писцовая книга, которая относится к 1566—1568 годам. Там описаны и кремль, и посад через 14 лет после взятия Казани. Из этого можно исходить, что такая и была ханская Казань

Загадочная Кураишевская слобода от курайшитов?

Но был еще третий планировочный элемент — это слободы запосадские. Была слобода Кураишева, очень загадочная. Она находилась там, где Старо-Татарская слобода была первоначально — это улица Парижской Коммуны примерно, Сенная площадь. Кураишева слобода немного заходила на южный берег Кабана, но потом была разделена улицей (Татарстан) и стала развиваться в Закабанье по берегу. Слобода называлась Кураишева, а курайшиты — это древнейший мекканский род, из которого происходил сам Пророк. Когда ислам пришел в Мекку, они, курайшиты — хранители древних святых могил и мекканского святилища, покинули ее и ушли куда-то на север. И вот у нас вдруг тут слобода Кураишева, может, перефразировали. Все это потом превратилось в Старо-Татарскую слободу. И долго, до конца ХVII века, в окрестностях Казани сохранялись татарские деревни с коренным населением — Дербышки, Ахметево, Кульмаметово и др.

Булгарская кладка северной башни Кремля: «Вот вам белокаменная ханская Казань!»

— Еще не так давно президент РТ взял под свой патронаж вопросы, связанные с сохранением историко- архитектурного наследия Казани. Помощником президента Олесей Балтусовой многое делается в этом направлении. Наследие, связанное с русско-европейской архитектурой, хорошо представлено в экскурсионных программах Казани, эпоха русского средневековья в Казанском кремле демонстрируется на достойном уровне. Наследие татарской архитектуры начинается со второй половины XVIII века, это мечети Марджани, Апанаевская. А Казань-то с X века! С этого периода существуют и традиции исламской архитектуры на восточно-европейской окраине. Это вызывает огромный интерес со стороны международной общественности. Но ответить на это пока ничем. Ну хоть что-то покажите, скажите достоверно, что вот это здание. А у нас есть целый список таких объектов, которые могут предположительно содержать эту средневековую старину. Медленно, но все равно к этому неизбежно придем, жизнь заставит!
Вот что наземное можно увидеть, и видно сразу, как это похоже на булгарскую белокаменную архитектуру, так это частично восстановленную северную башню Кремля. Так что можно предполагать, что не только деревянные стены были у Казанского кремля. Но возможно, что и южная и северная стены содержат фрагменты белокаменной кладки ханского времени. Еще один объект ханского периода — остатки подземной части здания — выявлен в министерском садике (ханский двор). Это было какое-то значительное здание, возможно, общественного назначения. Это объекты из очень немногих, про которые можно сказать: «Вот вам белокаменная ханская Казань!». Но ведь была еще и кирпичная Казань, а белокаменной Казань была с XII века.
«Ханский мавзолей, наверное, не один был. Может, еще были, потому что сменилось где-то 15 ханов, где они другие-то? Хотя не все здесь умирали. Либо их не нашли еще, либо они могли быть захоронены в мечетях». Фото panoramio.com

Сафа-Гирей похоронен под башней Сююмбеке?

— На территории Кремля хотят захоронить останки ханов. Как вы к этому относитесь и согласны ли вы, что ханский мавзолей таковым и является?
— Конечно, это лучше знать археологам и историкам. Здесь просто вопрос — те ли это ханы? То, что мавзолей находился возле ханского двора, однозначно свидетельствует о его значимости и вероятности того, что это ханские захоронения. Дело в том, что эти вопросы возникали при строительстве современной мечети «Кул Шариф». Ее построили на месте церквей, которые стояли в XVI—XVIII веках, это были две церкви Троице-Сергиева монастыря. И на этом месте стали копать и делать фундаменты для мечети «Кул Шариф». Там оказались захоронения. Никто не понял, что это за захоронения. Но в газетах было опубликовано, что они были торжественно захоронены по мусульманскому обряду. Это что оказалось? Что эти церкви были обращены в свое время из мечетей, там были рядом или в них же самих, как это бывало, захоронения. Вероятно, все же определили, что они мусульманские. Но теперь вопрос симметричный: татарская и русская культуры идут вместе, и в современной жизни — во всех отношениях. Когда был восстановлен Храм Христа Спасителя, симметрично у нас возникла возможность возвести в кремле и нашу мечеть «Кул Шариф». Не то, что воссоздать, потому что она, безусловно, не соответствует тому, какой была. Это было просто восстановление с точки зрения исторической справедливости — появилась у нас в Кремле главная республиканского уровня мечеть. Это было правильно, обоснованно. И со всех точек зрения целесообразно. Поэтому, как только останки русской царской семьи были торжественно захоронены, возможно какой-то такой же акт справедливости, с культурной точки зрения обоснованный, и у нас может иметь место. Это все вполне закономерно, я думаю.
Ханский мавзолей, наверное, не один был. Может, еще были, потому что сменилось где-то 15 ханов, где они, другие-то? Хотя не все здесь умирали. Либо их не нашли еще, либо они могли быть захоронены в мечетях. Например, в Благовещенском соборе были подземные захоронения, но их определили, как русские православные. Тогда где остальные? Если они все в одном месте захоронены, то там тоже, вероятно, сложно идентифицировать. Где кто из них, наверное, найдут возможность как-то определить. Много лет назад наш выдающийся археолог Альфред Хасанович Халиков определил, что есть захоронение возле башни Сююмбеке. Археологически были выявлены два гроба, друг в друга вставленных и богато украшенные. Он считал, что это захоронение хана Сафы-Гирея. Согласно летописным сведениям тут примерно царица и плакала над его гробом, когда ее увозили в Москву.
«Нет сомнений, что нынешний Губернаторский дворец (Совет министров) стоит на месте Ханского дворца». Фото Романа Хасаева

Ханский дворец был на месте нынешнего Губернаторского

— Как выглядел Ханский дворец, что он из себя представлял?
— Это был с градостроительной точки зрения крупный общественно-жилой комплекс. Ханский дворцовый комплекс можно сравнить с другими восточными дворцами, в частности, с дворцом Ширваншахов в Баку, где это место туристического паломничества. Они его хорошо сохранили, хорошо демонстрируют туристам. Это было несколько замкнутых дворов, типа укрепленных кварталов, которые вместе образовывали укрепленную цитадель.
Нет сомнений, что нынешний Губернаторский дворец (Совет министров) стоит на месте Ханского дворца. Ханский двор был окружен капитальными зданиями. И только через арку Сююмбике можно было проехать внутрь, а внутри было обширное дворовое пространство, но мы видим на изображениях первой половины XIX века (Э. Турнерелли,1839 г.), что в центре этого двора еще до строительства Губернаторского дворца были руины ханского времени, а именно подземной части какого-то общественного здания (ныне археологически выявлено). Сам жилой дворец Г-образной формы занимал северо-восточный угол ханского двора. За дворцом был сад.

Ханский двор: гаремы, гарнизон и великолепная библиотека Сююмбике

Ханский двор объединял в одно целое множество разных зданий: жилых, общественных, бытовых, мемориальных, культовых, бытовых, которые формировались вокруг этой внутренней площади. Тут же были и разнообразные служебно-хозяйственные помещения, связанные с бытом ханской семьи. Где-то и гаремы, и охрана должны были размещаться, и хранение припасов, и бани и конюшни. Напротив башни Сююмбике был другой двор — гарнизон ханский (позднее Пушечный двор). Рядом с ханским двором был двор сеида, где стояла мечеть Кул-Шериф (Кул-Ашраф, правильнее), предположительно на месте Благовещенского собора. Здесь же были и дом сеида, и двухэтажное медресе, и общежитие для шакирдов, архивы, и великолепная библиотека Сююмбике, которая пропала, а возможно была захвачена и перешла в библиотеку Ивана Грозного.
Кроме того, был еще один отдельный двор, где располагалось административное управление землями. Это традиция, которая перешла еще из Золотой Орды — взимание налогов. То, что потом уже русская культура унаследовала и переняла от Казанского ханства — это система развитого аппарата управления.
Вся исследовательская программа, которая раньше существовала, не была направлена на то, чтобы при археологических работах сначала задаваться вопросом о том, где должны быть остатки такого крупного столичного средневекового города. Где они?

Современные находки: остатки медресе или общежития шакирдов

— Находят ли в последние годы остатки татарской средневековой Казани? Где они могут быть?
— Они могут быть везде в исторической части города. Если не иметь такой цели, то их никогда и не найдут, потому что вся исследовательская программа, которая раньше существовала, не была направлена на то, чтобы при археологических работах сначала задаваться вопросом о том, где должны быть остатки такого крупного столичного средневекового города. Где они? Нашли более ранние слои — стену, которая идет за Благовещенским собором. Очень широкая больше метра белокаменная стена, вернее ее подземные остатки, конечно. Стена шла вплоть до северной стены Кремля, и было установлено, что она с восточной стороны огораживала ханский двор. Дальше были выявлены остатки мощных пилонов многоярусной белокаменной проездной башни (XII век), которые находились южнее Благовещенского собора.
Но это булгарский дозолотоордынский период, синхронный архитектуре Билярского городища. До архитектуры ханской Казани был еще период золотоордынский, там были свои достижения, синхронные памятникам Булгара, а затем период высокого средневековья ханской Казани. В последние годы археологическими исследованиями выявлены фрагменты кирпичной кладки южнее Благовещенского собора — то, что археологически интерпретируют как подземные остатки мечети Кул-Шериф, с чем трудно согласиться, так как по типологическим признакам это не соответствует зальному типу соборной мечети. По остаткам фундаментов — это небольшое продолговатое здание, по своей типологии больше соответствующее медресе или небольшой мечети при медресе, или архиву с библиотекой, или общежитию для шакирдов.
Уточнение атрибуции наземных объектов и подземных остатков на основе новейших технических методов диагностики поможет выявить материальные объекты архитектурного наследия татарского средневековья, на основании которых возможно будет разрабатывать туристические программы, уточнять историю и особенности культурного развития города.
«Наши инженеры из КГАСУ, которые обследовали бывший дом Михляева, удивились, насколько он составлен из разных фрагментов и по разным строительным технологиям». Фото Дмитрия Резнова

Дом Михляева и дом Харитонова с булгарскими чертами

На сегодня сохраняется дом Михляева, который относится к XVII веку, а значит, надо проверять, не содержит ли он строительные наслоения более раннего времени. В процессе реставрации были обнаружены очень разные по конструкциям части здания, окон, декора. Наши инженеры из КГАСУ, которые обследовали бывший дом Михляева, удивились, насколько он составлен из разных фрагментов и по разным строительным технологиям.
Дом Харитонова (Миславского, 4), который стоит там же, вблизи улицы Кремлевской, также старинный, много раз перестроенный, с двухэтажными подвалами. Это все описано в источниках XIX века. В эпоху Казанского ханства, как и сейчас, здесь проходила главная улица верхнего посада (острога). Здесь были мечети и жилые усадьбы — самая лучшая часть города, безусловно, здесь жили какие-то аристократы, которые могли иметь такие кирпичные дома.
— Есть ли какие-то внешние признаки того, что это могут быть здания ханского периода?
— Это, конечно, уже все перестроено, но вот этот верхний ряд на доме Михляева, можно сказать, похож на зубчики из русского узорочья. Есть в русской архитектуре такие «пояски» в виде зубчиков, но эти гораздо длиннее. Они же сталактитообразные, и это очень распространенный прием у татар, можно такие же увидеть сегодня на наших мечетях, допустим, на Апанаевской. Это излюбленный прием в татарской архитектуре, он очень часто применялся вплоть до конца XIX века. Двухэтажные дома в Биляре строили уже в X веке. Поэтому это совсем не предлог сказать: «У, как же, разве могли тогда в XVI веке строить такие большие дома?» Могли!
«Если бы вдруг оказалось, что какие-то фрагменты, нижняя часть этой башни или вся она относится к татарскому средневековью — это был бы очень важный момент для культурного равновесия, который дал бы казанцам возможность ощутить культурную прочность, культурный оптимизм». Фото Романа Хасаева

Древняя Казань у нас под ногами, но нужна программа выявления наследия татарского средневековья

— В каком состоянии башня Сююмбике сейчас, продолжается ли ее падение?
— Нет, ее зафиксировали. Она очень хорошо наблюдается. И такой большой опасности нет. Единственное, это опять раскручивается нашими экскурсоводами, мол, «падающая башня». Если бы вдруг оказалось, что какие-то фрагменты, нижняя часть этой башни или вся она относится к татарскому средневековью — это был бы очень важный момент для культурного равновесия, который дал бы казанцам возможность ощутить культурную прочность, культурный оптимизм. Не иметь ничего в пространстве города, чтобы с гордостью сказать «вот это наше древнее наследие нашей древней Казани» — это не совсем правильно. Оно есть, оно вокруг нас, оно у нас под ногами, под землей. Его надо выявлять и как-то показывать.
В том же XIX и начале XX веков были перечислены многие объекты, которые по преданию относятся к Казанскому ханству. Известно, что находили много мусульманских захоронений, надгробий с арабской вязью, в том числе на берегу озера Средний Кабан, на месте Воскресенско-Иерусалимского монастыря на так называемом «Кабанском городище» — загородной резиденции казанских сеидов и ханов. Должна быть специальная программа. Ведь не будут люди специально заниматься этим, если у них стоит другая цель. Даже когда ведутся раскопки, они ведутся с какой-то определенной целью. Когда проводятся земляные работы при строительстве городских объектов в историческим центре, там, по правилам, необходимо присутствие археолога, чтобы видеть, какие артефакты могут оказаться в земле. У нас это, конечно, в полной мере не соблюдается так строго, как требуется. Поэтому и здесь тоже надежды мало. Несколько раз были обвалы — на улице Баумана, например, или у ворот Спасской башни. При этом обнаруживались подземные кирпичные галереи, но даже они не были исследованы, так как такая задача ни перед кем ни ставилась.

Выдумки экскурсоводов о «прыгающей царице» и прочие глупости

Сегодня во всем мире растет конкуренция в индустрии туризма. В крупных столичных центрах стремятся как можно к большему раскрытию культурного наследия. Все, что возможно, любой камушек, любая причина для остановки туристического автобуса используется как ресурс развития туризма. Везут на автобусе куда-то далеко, приезжают — там просто таблички, археологические окна с черепками по стеклянным тротуаром. Если нет никакой старины — ее придумывают, как в Дубае.
Город, который имеет богатое культурное наследие — это устойчивый экономический и политический партнер, это культура, которой есть что сказать миру и, конечно, это громадные возможности для туризма, который сегодня все больше и больше превращается в первую статью дохода
Но только это надо обязательно. Во-первых, все это связано с идеями устойчивого развития, с точки зрения не только экологии окружающей среды, но и культуры. Это и охрана наследия, и его трансляция в будущее, так как город, который имеет богатое культурное наследие, — это устойчивый экономический и политический партнер, это культура, которой есть что сказать миру и, конечно, это громадные возможности для туризма, который сегодня все больше и больше превращается в первую статью дохода. Поэтому прямой смысл тем же путем идти и Казани. Туристы задают вопросы о средневековой татарской Казани. И что отвечают им экскурсоводы? «Вот с башни Сююмбике прыгнула царица» и все такие глупости. А сегодня туристы очень просвещенные, они хотят видеть какие-то достоверные объекты наследия и хорошо понимают, чем они отличаются от новоделов. У нас есть это достоверное наследие, ханская Казань вокруг нас, под нашими ногами как анонимный свидетель, но не участник жизни города.
Василя Ширшова, фото Олега Тихонова
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/65391-v-kakih-granicah-zhila-hanskaya-kazan-i-gde-nasledie-bulgar

Ринат Гареев Моему народу.

Моему народу.
Татары в беде не сдаются,
Их братство повсюду ведёт...
Герои в бою познаются
Под верным девизом: вперёд!
Ты жив мой народ – я знаю,
Ты цепи сумел разорвать!..
Просторы твои расцветают,
Где в пору и песням звучать.
Когда-то враги посягали
На веру татарской земли,
Но предки её отстояли,
А что же потомки смогли?..
Живёт ли дух нации ныне
Традиции чтит ли народ?
Кто их, сохранив, не отринет?-
Найдётся ли впредь патриот?
Мужай, мой народ мятежный!
И славы былой не забудь!..
Терпение, сила, надежда
Всегда укрепляли твой путь...
Уверенность и справедливость
Ты должен и впредь обрести!-
Под флагом своим горделиво
Тебе надо дальше идти!

Эльмир Низамов - Небесное движение

«МашаАллах», «Аллаху Акбар», «ИншаАллах», «Астагфируллах», «Субханаллах», «Субханаху ва Тааля» и другие. Что эти выражения означают и как их правильно использовать?

Тот, кто общается с мусульманами, может часто слышать такие слова: «МашаАллах», «Аллаху Акбар», «ИншаАллах», «Астагфируллах», «Субханаллах», «Субханаху ва Тааля» и другие.
Что эти выражения означают и как их правильно использовать?
«Аллаху Акбар» — дословно «Аллах Велик». Часто используется в ситуациях удивления, радости, в трудных ситуациях, или как восхваление, зикр.
"Альхамдулиллах" — «благодарение Богу», «хвала Аллаху» — молитвенное восклицание, используемое мусульманами для восхваления Всевышнего.
Изначально считалось, что фраза Альхамдулиллях должна произноситься с чувством любви, поклонения и восхищения перед Могуществом, Славой и Милосердием Творца. Однако она нередко применяется в быту в ситуациях, сходных с теми, когда русскоязычные говорят «слава Богу!».
Например, как ответ на вопрос о том, как обстоят дела (в данном случае эквивалетно «Слава Богу, хорошо»). Или как ответ на вопрос: «Ты мусульманин?» (в данном случае — «Слава Богу, мусульманин»).
Чихающий сам говорит «Альхамдулиллях» (в ответ, как эквивалент русскому «Будь здоров!», слышит «Пусть тебе будет милость Аллаха» — «ярхамукя(ки)-Ллаху»).
«МашаАллах» — дословный перевод этого выражения: «Так пожелал Аллах!». Эта фраза выражает удивление от увиденного и нежелание сглаза.
«Ин шаа Аллах» — «как пожелает Аллах», хотя дословно фраза переводится: «Как пожелал Аллах», поскольку всё предопределено Всевышним. Употребляется при намерении мусульманина на совершение какого-либо действия. «Ин шаа Аллах» сродни обещанию. Если верующий так говорит, значит, он предпримет все необходимые меры для претворения сказанного в жизнь, уповая при этом на помощь Всевышнего.
«Астагфируллах» — дословно «прошу прощения у Аллаха», иногда в значении: «Боже упаси!». То есть мусульманин ищет защиты от такого же горя, бедствия и т.п. у Аллаха. Это выражение используется и как зикр.
«Субханаллах» — дословно: «Преславен (или Пречист) Аллах». Произносится в момент удивления.
«Субханаху уа Тааля» — это выражение употребляется после произнесения имени Всевышнего. Например, «Аллах Субханаху уа Тааля» — Аллах Преславен (или Пречист) и Возвышен.
«БаракаЛлаху фикум» — обычно используется людьми, знающими арабский язык и имеющими правильное произношение. Может употребляться для связки слов, опираясь на хадис, повествующий о произнесении добрых слов людям. Фраза переводится «Пусть Аллах даст тебе баракат».
"АузубиЛлях" — «прибегаю к защите Аллаха». Произносится в случае, если мусульманин не желает чего-то плохого.

Эта статья - в первую очередь для тех, кто любит и уважает татарский язык, желает ему хорошего будущего, а в частности - для тех, кто считает себя татароязычным.


https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1261414947310963&id=100003274085805
Фото Рината Гараева.
Из инета:
Эта статья - в первую очередь для тех, кто любит и уважает татарский язык, желает ему хорошего будущего, а в частности - для тех, кто считает себя татароязычным.
Ее цель - показать, какими способами размывается наша языковая среда.
Хотелось бы сразу опровергнуть упреки в насилии и шовинизме. Это - статья о частной ежедневной языковой практике татароязычного гражданина в собственной Республике, на своей родной земле.
Существуют измерения - космополитическое, бинациональное и другие. Здесь речь пойдет именно об татарском национальном языковом измерении - о "мыслевирусах", с помощью которых татароязычных своеобразно заставляют общаться не на родном языке. Речь пойдет по большей части о городе, в частности - о татарской столице.
1. "Все равно"
Поскольку русскоязычный городской массив, на первый взгляд, больше, и, соответственно, больше обращений и общения на русском (в том числе механического - в автобусе, в магазине, в разговоре с милицией) - это "все равно", по сути, значит говорить именно по-русски.
Равнодушие по отношению к родному языку означает автоматически поддаться другим магнитам - влиянию массовости, удобству, привычкам. То есть, отказаться от своего в пользу другого. "Все равно" часто выступает "зонтиком" для многих других аргументов, среди которых "вежливее", "удобнее", "привычнее" и другие. С равнодушия к родному и начинается потеря собственной идентичности.
Фраза-антивирус здесь - "а тебе все равно, когда татарского языка не станет, потому что всем будет все равно, и на нем никто не будет общаться?"
Не будьте равнодушными - выбирайте именно родной язык как альтернативу!
2. "Вежливее"
Часто приходится слышать аргумент "вежливо общаться с человеком на том языке, на котором он обращается" или "вежливее разговаривать с человеком именно на его языке". Следует отметить, его часто употребляют выборочно - а именно в тех случаях, когда собеседник с более высоким статусом или старший по возрасту пытается склонить к разговору именно на русском.
Самый лучший мысле-антивирус здесь - контраргумент "вежливее общаться именно на татарском, а на другом - невежливо". Если собеседники понимают друг друга (а в случае с гражданами Татарстана, по моему убеждению, это очевидно), можно спокойно говорить на татарском. Требовать же от собеседника поменять его язык общения - неэтично, даже при мягком требовании "вежливости".
Иногда при разговоре с иноязычным человеком возникает ощущение "перетягивания одеяла", своеобразного психологического давления для того, чтобы собеседник перешел на язык другого человека. Не манипулируйте таким вежливым удобством - просто будьте собой! Но уважайте себя - не дайте собой манипулировать.
Уважайте друг друга взаимно - и разговаривайте с вашими собеседниками на татарском.
3. "Сколько языков знаешь, столько раз ты человек"
Такой аргумент для перехода на русский также встречается довольно часто. Имеем дело с подменой понятий: знать язык версус обязательно общаться на нем с его носителем при любых обстоятельствах.
То, что мы будем общаться на татарском, никак не помешает нам процитировать фразу из любимого советского фильма или любимого русского классика на языке оригинала. От этого мы никак не обеднеем. А практика того же русского языка на самом деле целесообразна в общении, например, с москвичами, которые на самом деле не понимают татарский - так как он для них иностранный. Вот это - наше настоящее "конкурентное" преимущество, наше бытие "больше раз человеком".
Знайте много языков - и общайтесь на татарском!
4. "Привычнее"
Привычка общаться на русском формировалась долго, продолжительно и интенсивно. Когда-то - через запрет на употребление татарского языка в определенных сферах. Сейчас - постоянный звуковой русскоязычный фон на ФМ-станциях, давление референтностей русскоязычных ВИП-персон, преимущество русскоязычных изданий в сфере, например, популярных журналов или переводов современной мировой литературы создают "привычку" общаться именно так.
"Привычка" и, возможно, нехватка терминов, приводит к тому, что в обществе дельтапланеристов лекции читаются именно на русском языке. "Привычка" приводит к тому, что, например, на телеканале ТНВ, где больше половины работников - татароязычные, рабочее общение все-таки ведется именно на русском. Речь не идет о том, что все должны немедленно заговорить по-татарски - но те, для кого татарский язык - родной, не должны испытывать потребность менять язык общения на рабочем месте.
Привычка формируется и другим способом. "На остановочке, пожалуйста", "Без сахара", "Сколько стоит", "Извините" - все это образцы городских языковых привычек, сформированных в течение десятилетий. И если употребление русскоязычными именно таких выражений - норма, то следует не бояться практиковать и свои, татарские выражения, пробовать употреблять их, даже если нет немедленных соответствий, иметь определенное положительное упрямство, повторив их несколько раз водителю или продавцу, которые уже автоматически реагируют только на русскоязычные соответствия.
Не бойтесь менять свои языковые "привычки" - разговаривайте на татарском!
5. "Удобнее"
"Удобство" часто подается как объективная реальность. В таком виде оно - тотальное, неизменное, а главное - за ним не видно субъекта, который его на самом деле создал. Такое удобство - это монопольные правила игры, за нарушением которых идет своеобразное наказание - нарушителю "неудобно".
Русскоязычное удобство возникло не просто так - его сознательно столетиями формировали. Именно поэтому на татарском в больших городах разговаривать "неудобно" - нужно несколько раз повторять те же самые фразы, переводить отдельные непонятные слова, иногда даже выслушивать шовинистические реплики типа "говорите на нормальном языке!" . Необходимо постоянно просить, а иногда даже требовать, чтобы какой-либо продукт или услугу предоставляли на татарском. Мысле-антивирусный вопрос здесь: "А почему в Татарстане татарский государственный язык - неудобный?"
Создавайте татарское удобство - говорите по-татарски!
6. "Достаточно/недостаточно"
Зачем заниматься постоянным переводом с русского, если можно читать "первый перевод" на русском (речь о французском, немецком, итальянском или японском оригинале даже не идет)?
Подмена понятий здесь такова: русского языка достаточно - значит, любой другой лишний, и необходимо пользоваться именно "достаточным" его вариантом.
Таким образом, в своеобразной конкуренции татарский проигрывает - массив той же информации на русском всегда будет большим. Каков возможный выход? Следует, во-первых, не ограничиваться только одним языком, а искать еще и, например, на английском, польском или немецком. Ведь "сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек", правильно? Следует также создавать и татароязычное пространство, чтобы и для других татароязычных не возникала проблема "нехватки".
В том случае, если татарского варианта нам банально не дают, следует требовать, чтобы наши языковые права были соблюдены. Это не означает, что русскоязычный вариант должен исчезнуть - это означает, что должен появиться татароязычный вариант, например, инструкции к стиральной машинке или пылесосу.
Сделайте татарский "достаточным" - создавайте татароязычные альтернативы, расширяйте татароязычное пространство!
7. "Нормально"
Нормальность - аналог удобства, только еще более тотальный. Быть "ненормальным" - это хуже, чем быть "неудобным". Это - самая крайняя, самая иррациональная, и, по сути, самая шовинистическая форма апелляции. Так могут обратиться в местах, где татарского "не было и быть не может".
Антивирусом здесь является фраза "а что, в Татарстане разговаривать на татарском - ненормально?"
Относитесь к тому, что общаться на родном языке - нормально! Разговаривайте по-татарски!
Итоги
Повседневное двуязычие неудобно тем, что необходимо либо постоянно прибегать к самопереводу, либо менять свой язык.Станет ли такое двуязычие для нас путем к потере нашего языка, "переходным этапом", или же нам удастся сохранить нашу идентичность в нашей же Республике, на нашей земле, в которой наш язык будет иметь надлежащее место?
Для меня национальное - это признак культурной самодостаточности человека, его возможности на равных общаться с миром. Татарское - это шанс для нас, татар, не быть людьми без собственного "я". Татарский язык - наша собственная мелодия звуков и смыслов, равный между другими мировыми языками, с таким же правом на существование и употребление, как и у других языков мира.
Путь к татарскому Татарстану никогда не будет лежать через насилие и унижение. По моему убеждению, самым важным является то, чтобы русскоязычные татары вернулись к своей материнской культуре - не из-за чувства вины, не по принуждению, не назло кому-то или чтобы кому-то понравиться, а чтобы просто найти себя - для себя и для целого мира.
Найти себя - один из самых интересных и самых тяжелых вызовов 21-го века для современного татара.

Сирия С перепуга Москва начала наступать, — эксперт

события в Сирии
http://politolog.net/analytics/s-perepuga-moskva-nachala-nastupat-ekspert/
С перепуга Москва начала наступать, — эксперт

После освобождения Коалицией 10 мая Табки от ИГИЛ ситуация на фронтах в Сирии качественно изменилась и осложнилась для Асада и Москвы. Но большинство россиян, увлеченных победобесием и парадом на Красной площади своих вояк, вернувшихся из Сирии, еще не осознали это. Россияне, как и любые бандиты, стремятся узаконить награбленное, а потому страдают “склерозом” и постоянно хотят начать историю с “чистого листа”. Пропаганда Кремля формирует массовое сознание в РФ так, будто история России началась с 9 мая 1945 г. В результате российский обыватель лезет к украинцу с пустыми россказнями о войне, которая закончилась 72 года назад, но не хочет видеть обстрелов армией РФ Авдеевки, Широкино, Песок или Попасной прямо сейчас. Россиянин гордится мифами о том, к чему он не причастен, но танец с саблями арабов и Трампа скоро вернет его в реальность.
Ближневосточный визит Трампа часть местных СМИ уже проницательно назвала прологом к арабскому или мусульманскому НАТО – системе коллективной защиты от российской экспансии в Азии. Арабский танец с саблями – это аналог танца индейцев с томагавками и Трамп исполняет оба танца очень уверенно. Трамп еще станцует и боевой гопак на руинах московской империи.
Освобождение Табки открыло прямой путь силам Коалиции по плотине с левого берега Евфрата на его правый берег и на Дамаск, что сильно обеспокоило Москву и Асада и заставило их начать, наконец, серьезные боевые действия против ИГИЛ севернее Табки. Москва боялась, что силы Коалиции двинутся на север в сторону Алеппо или на запад через пустыню к Хаме и отрежут северную группировку асадистов от южной в Дамаске. С перепуга Москва тоже начала наступать на ИГИЛ с севера и двигаться к Табке на фронте полосой в 16 км. За неделю боев к 22 мая ей удалось продвинуться максимум на 11 км, и от сил Коалиции в Табке ее теперь отделяет менее 50 км.
Но Коалиция и Трамп преподнесли московским стратегам сюрприз. Коалиция не стала двигаться в сторону Хамы или Алеппо, как боялась Москва, и дала той шанс самой здесь “дожевать” ИГИЛ – запрещенный в РФ. С 15 мая Коалиция стала наносить удары по ИГИЛ там, где их меньше всего кто-либо ожидал: в пустыне к югу от Пальмиры. Часть пустыни здесь давно контролировалась Свободной Сирийской армией (ССА) и союзными ей племенными объединениями. Они получили поддержку с приграничных баз США и Великобритании в Иордании и Ираке и начали широкое наступление по пустыне против ИГИЛ, быстро продвигаясь к Дейр-эз-Зору, куда тот собрался переносить свою “столицу” из осажденной Ракки. У ИГИЛ ко всем его печалям добавился южный фронт и грустная перспектива, что переезжать “столице” некуда.
Появление южного фронта опечалило не только ИГИЛ, но и Москву, так как выходит, что Коалиция ликвидирует ИГИЛ без всякого участия РФ, а южная часть Сирии уходит под контроль ССА. Поэтому Москва задекларировала грандиозное наступление своих войск из Пальмиры на Дейр-эз-Зор, до которого 170 км, но вместо этого начала стрелять в спину ССА, наступающую по пустыне к Дейр-эз-Зору. На юг в так называемую Сирийскую Арабскую армию (САА) Асада срочно были переброшены около тысячи бойцов Хезболлы и иранские наемники с российскими инструкторами и техникой.
В пустыне Сувайдия в районе к северу от городка Аль-Танв (Аль-Танф) между ССА и САА начались упорные  бои за трассу на Дейр-эз-Зор с участием авиации Асада, начавшей также бомбить базы ССА и на другом конце пустыни, где столкновений между асадистами и повстанцами не было минимум три года. В приграничных лагерях беженцев из Сирии на территории Ирака и Иордании, разумеется, по чистому совпадению, ИГИЛ стал совершать теракты и взрывы, несмотря на то, что до этого ничего подобного там не происходило. ИГИЛ так же начал нападения и диверсии на трассе из Ирака в Сирию, по которой Коалиция  снабжает ССА. Начал, невзирая на то, что трасса проходит по пустыне и на самой краю периферии территории, контролируемой ИГИЛ. Так Россия стала делать все возможное, чтобы спасти ИГИЛ от быстрого поражения.
Коалиции такая “война” России с ИГИЛ быстро надоела и 18 мая авиация США просто разбомбила колонну асадистов севернее Аль-Танва, надвигавшихся на ССА и мешавших той наступать на ИГИЛ. В результате были уничтожены минимум: 4 танка, одна “Шилка”, одна зенитка и 8 боевых пикапов. Летчики США проявили гуманность – на видео атаки, сделанном кем-то с земли, они бомбили только технику, но не гонялись за пехотой, разбегавшейся по пустыне.
В Кремле на уничтожение российской техники очень обиделись, и Путин 19 мая срочно созвал в Сочи в резиденции Бочаров Ручей свой Совет безопасности. Как заявил Песков, в Сочи прилетел Сергей Шойгу, Валентина Матвиенко, глава МВД Владимир Колокольцев и другие ответственные лица и дружно осудили этот авиаудар США как “нелегитимный”, но до старой риторики об “американской агрессии в Сирии” не скатились. Возможно, что кто-то так и выражался, но Песков не был уполномочен заявить об этом. В целом все было в старом советском стиле: говорим Россия – подразумеваем Путин, говорим Сирия – подразумеваем Асад. Больше всех позволил себе выругаться Лавров, так как находился на Кипре, отдельно от всех. За что ему быстро прилетела “ответка” от Маккейна, который назвал Лаврова “пропагандистом Путина”, а также “марионеткой головореза и убийцы”, имея в виду Асада.
Министр обороны США Джеймс Мэттис 20 мая анонсировал новую тактику борьбы с ИГИЛ, в подтверждение которой Дональд Трамп в этот же день участвовал в Эр-Рияде в танце саблями. Москва, чтобы последнее слово было за ней, приказала авиации РФ 19 мая бомбить западную часть пустыни Сувайдия, но в восточную часть не залетать, чтобы не встретиться с армией США, начавшей там патрулирование совместно с ССА. На это обиделась Армия свободных племен Восточной Сувайдии и объявила войну Асаду, чем тоже подключилась к танцу с саблями. 22 мая в этот танец включился и спецназ Норвегии, войдя в сирийскую пустыню. На Ближнем Востоке начинается боевой танец всех народов планеты с целью ее избавление от российского империализма и терроризма.

Нафигулла Аширов Важность мудрости в призыве!

Важность мудрости в призыве!
Зачастую многие из братьев, как правило, в основном те, кто недавно познакомился с основами религии, проявляют неоправданную жесткость и чрезмерность в доведении людям его основ.
Хотя принципы призыва, требуют от наставника проявления большого терпения, мудрости, доброты и мягкости по отношению к людям, что было присуще качеству самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многие братья не учитывают этого! Сам Всевышний, в Коране о характере своего посланника, говорит:
"لو كنت فظاً غليظ القلب لانفضوا من حولك...".
"Если бы ты был грубым и жестокосердным, то отошли бы от тебя окружающие...".
Но, пророк, мир ему и благословение Аллаха, о котором Всевышний сказал, что он являет для нас прекрасный пример, проявлял великое терпение, удивительную мягкость и доброту при исполнении своей пророческой миссии, добиваясь, по воле Аллаха, поразительных успехов!
Более того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах, важность подобного подхода в общении с людьми, связывал с качествами самого Господа миров, который проявлял Милость и Милосердие к Своим рабам, сказав об этом в одном из хадисов:
قال صلى الله عليه و سلم: "إن الله رفيق يحب الرفق، و إن الله يعطي على الرفق ما لا يعطي على العنف". (صدق الرسول عليه السلام). (حديث)
Смысл хадиса: "Истинно, Аллах мягок и добр (к своим рабам) и Он любит мягкость и доброту! Истинно, Аллах посредством доброты и мягкости дает то, что не дает посредством жестокости".
Разве эти мудрые наставления посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не должны служить нам примером и мы не должны брать это во внимание в своей деятельности?

Мәгарә турында

https://www.azatliq.org/a/28504534.html

Мәгарә турында

Платон (427–347)
Платон (427–347)

Татарчага тәрҗемә ителгән әсәрләр белән таныштыруны дәвам итеп, сезгә борынгы грек фәлсәфәчесе Платонның (Әфләтүн) "Дәүләт" (Политея) диалогыннан өзек китерәбез. Бу өзектә Платон идеализмының нигезен тәшкил иткән мәгарә символы турында бәян ителә.
– Шуннан соң, – дидем мин, – син без, кешеләрнең, табигатен мәгърифәтле һәм мәгърифәтсез булу ягыннан менә нинди халәт белән чагыштыра аласың... Кара әле: кешеләр бит, әйтерсең, мәгарә сыман бер җир асты бүлмәсендә яшиләр. Бу мәгарәнең бер башыннан икенче башына киң сызык итеп яктылык таралган. Мәгарә әһелләренең аякларына һәм муеннарына бала чакларыннан ук богау кидергәннәр, шуңа алар урыннарыннан кымшана да, күз алдында торган нәрсәләрдән башканы күрә дә алмыйлар, чөнки богаулары башларын борырга ирек бирми. Кешеләр әллә кайда, өстә янып торган учактан таралган яктылыкка аркалары белән утыралар, учак белән тоткыннар арасында өске юл үтә, ә юлны фокусчылар курчак әкияте куйганда курчакларын яшерә торган пәрдәгә охшаш чаршау белән уратып алганнар.
– Монысын мин күз алдына китердем.
– Хәзер менә уйла: бу чаршау артында торган башка кешеләр пәрдә өстеннән күренерлек итеп тотып, төрле кирәк–яраклар ташыйлар, ди. Алар әле агачтан һәм таштан ясалган төрле сыннарны, җан ияләренең сурәтләрен дә ташыйлар. Бу кешеләрнең кайберләре сөйләшә, ә башкалары дәшми, ди.
– Сәер нәрсәләр һәм сәер тоткыннарны тасвирлыйсың әле син!
– Нәкъ безнең сыман алар. Менә шулай булгач, мондый хәлдә утырган кешеләр, мәгарәнең каршы як диварына учактан төшкән шәүләләрдән башка берәр нәрсә күрәләр дип уйлыйсыңмы?
– Гомер буе башларын селкетә алмыйча утыргач, башка сурәтләрне ничек күрсеннәр инде алар?
– Ә тегендә, дивар артындагылар ташый торган әйберләр? Алар белән дә шул ук хәл түгелме соң?
– Ягъни?
– Әгәр дә тоткыннар бер–берсе белән сөйләшә алсалар, нәкъ менә күргән әйберләренә исем бирәбез дип санамаслар иде дип уйлыйсыңмы?
– Әлбәттә, шулай булыр иде.
– Алга таба карыйк. Әгәр дивар артында әйбер ташучылардан чыккан авазлар өн булып зинданга барып җитсә, аларны үтеп барган шәүләнеке түгел дип уйларлар иде микән?
– Зевс белән ант итәм, алай дип уйламыйм.
– Бу тоткыннар артта ташылган әйберләрнең шәүләләрен тулысынча хакыйкать дип кабул итерләр иде.
– Һичшиксез шулай.
– Караңгылык богауларыннан котылуларын һәм наданлык сырхавыннан дәвалануларын, башкача әйткәндә, әгәр табигый юл белән шундыйрак хәл булса, ниләр күрәчәкләрен күзәт инде хәзер.
Аларның берсен богаулардан азат итеп, кинәт кенә торып басарга, муенын борырга, йөреп алырга һәм өскә, яктылык чыккан якка карарга мәҗбүр итсәләр, ул зур газаплар кичереп кенә бу таләпләрне үтәр, элек шәүләләрен күргән әйберләргә яктыда карый да алмас. Ничек уйлыйсың, әгәр аңа элек күргән нәрсәләре бары юк–бар гына булуын, ә хәзер, чын яшәешкә якынаеп, дөреслеккә сыенгач, чын караш белән дөньяга карый алуын хәбәр итсәләр, ул нәрсә әйтер иде икән? Өстәвенә, каршында узып киткән теге яки бу әйбергә төртеп, бу нәрсә дип сорасалар һәм җавап та бирдертсәләр, нишләр икән? Бу аңа авыр булмас идемени? Хәзер күрсәткән нәрсәләрдән битәр, элек күргәннәрендә күбрәк хакыйкать бар иде димәс идемени ул?
– Әлбәттә, ул шулай уйлаячак.
– Әгәр аны теге яктылыкка туры карарга мәҗбүр итсәң, күзләре авыртмас идемени? Аңа чыдый алмыйча, күзләре авырттырмыйча карый алган нәрсәләре янына, аларны хәзер күргән нәрсәләрдән дөресрәк дип уйлап, торып чапмас идемени?
– Әйе, шулай эшләр иде.
– Әгәр аны берәрсе көчләп өскә, тау башына чыгарса, һәм кояш яктысын күрсәтмичә, аны җибәрмәсә, ул газап чикмәс идемени, мондый рәхимсезлеккә рәнҗемәс идемени? Яктыга чыккач, кояш балкышы аның күзләренә шундый көчле итеп зыян салыр иде ки, ул хәзер дөрес дип әйтелгән нәрсәләрнең берсен дә күрә алмас иде.
– Әйе, тиз генә өйрәнеп китә алмас.
– Әгәр аңа тегендә, өстә булачак бар нәрсәне дә күрәсе була икән, башта ияләшергә кирәк. Иң җиңелдән башласын: әүвәл күләгәләргә, аннары кешеләрнең һәм төрле әйберләрнең судагы шәүләләренә, ә аннары гына әйберләрнең үзләренә карарга кирәк; күктәге нәрсәләрне, һәм күкнең үзен дә көндез түгел, ә төнлә карасын, ягъни Кояшка һәм аның яктысына карамасын, йолдызларга һәм Айга баксын.
– Һичшиксез.
– Һәм ниһаять, уйлыйм мин, бу кеше хәзер инде үз асылында булган Кояшка карарлык хәлдә булып, аның үз сыйфатларын күрә алачак; хәзер ул аның судагы яки башка чит тирәлекләрдәге ялганчы шәүләсен күзәтү белән генә чикләнмәячәк.
– Әлбәттә, хәзер аның моңа мөмкинлеге булачак бит.
– Шул чакта ул ел фасыллары да, ел агышлары да Кояшка бәйле, Кояш берүзе күренеп торган бар җирләрдә һәр нәрсә белән идарә итә дип нәтиҗә чыгарыр, нәкъ менә Кояш ул һәм башка тоткыннар мәгарәдә элегрәк күргәннәрнең сәбәпчесе булган дип уйлар.
– Аңлашыла ки, шул күзәтүләреннән соң ул мондый фикергә киләчәк.
– Ничек була инде бу? Элек яшәгән урынын, андагы “хикмәт” һәм әсир иптәшләрен искә төшереп, ул халәте үзгәрүен ләззәтле хәл дип уйламасмы, һәм дусларын кызганмасмы?
– Бик тә, бик тә кызганыр.
– Әгәр дә дуслары үтеп барган әйберләрне күзәткәндә үткен күзе белән аерылып торган һәм нәрсәнең әүвәл, нәрсәнең соңрак һәм нәрсәләрнең берьюлы күренүен башкалардан яхшырак истә калдырып, киләчәктә ни буласын фараз кылган иптәшләрен бүләкләп, бер–беренә мактаулар яудырган булсалар, богаулардан азат ителгән кеше болар хакында хыялланыр идеме, әсирләрнең мактавында булган, дан–шөһрәткә ия иптәшенең язмышына кызыгыр идеме ул? Яисә инде ул, Гомер сөйләгән нәрсәне кичереп, “көнлекче сыман, басуда эшләп, ризык ялына фәкыйрь игенчегә хезмәт итәргә” һәм әсирләр сыман фикерләмәс, алар кебек яшәмәс өчен барына да түзәргә әзер булыр идеме?
– Алай яшәмәс өчен ул бар авырлыкларга да әзер булыр иде дип уйлыйм.
– Менә тагын бер нәрсә турында уйла әле: әгәр бу кеше яңадан мәгарәгә төшеп, элек утырган урынына кайтса, Кояш яктылыгыннан шулай тиз киткәнгә, аның күзләрен караңгылык чолгап алмас идеме?
– Әлбәттә.
– Әгәр аңа теге күләгәләрнең мәгънәсен аңлатырга тырышып, бу мәңгелек әсирләр белән сүз көрәштерергә туры килсә? Күзләре үткенлеген кайтарып, караңгыга ияләшкәнче – ә бит моңа күп вакыт кирәк – ул сәер, мәзәк кеше булып тоелмас идемени? Өскә менеп, күзләрен бозган дип сөйләрләр иде аның турында, димәк, өскә менәргә маташырга да кирәкми дигән нәтиҗәгә килерләр иде. Ә инде мәгарәдән чыгарыр өчен әсирләрне азат итә башлаган кешене алар үтермәс идемени?
– Ике дә уйлап тормыйча үтерерләр иде.
– Менә шулай итеп, кадерле Главкон, бу чагыштыруны әүвәл әйтелгән һәрнәрсә өчен кулланырга кирәк: күз белән күреп була торган нәрсәләр – төрмә бүлмәсе генә, ә уттан төшкән яктылык – Кояш кодрәте ул. Өскә менү һәм югарыда торган нәрсәләрне күзәтү – җанның акыл белән төшенеп була торган өлкәгә күтәрелүе. Әгәр боларны кабул итсәк, минем асыл фикеремне төшенерсең, ә инде аның хакмы, ялганмы булуын бер Алла гына белә. Менә нәрсә күрәм мин: төшенеп була торган нәрсәләрдә, игелек идеясе – ул чик, һәм аны күрү бик авыр, ләкин әгәр күреп аласың икән иде, шунда ук аңлыйсың: ул – дөрес һәм күркәм булган һәр нәрсәнең сәбәбедер. Күренә торганнар өлкәсендә ул яктылыкны һәм аның хакимен барлыкка китерә, ә акыл белән төшенә торганнар өлкәсендә ул үзе хаким; хакыйкать һәм аңлау аңа бәйле. Шәхси тормышта да, җәмгыять яшәешендә дә аңлы рәвештә эш итәргә теләгән кеше шуңа карарга тиеш.
– Аңлаганым кадәренчә синең белән килешәм.
– Алайса минем белән тагын бер мәсьәләдә ризалаш инде: менә боларны төшенгәннәрнең кешеләргә хас гади эшләр белән шөгыльләнергә теләмәвенә гаҗәпләнмә; аларның җаннары югарыга омтыла бит. Әлбәттә, бу табигый, чөнки югарыда бәян иткән хәлгә туры килә.
– Әйе, бу табигый.
Борынгы грек оригиналы һәм рус теленә академик тәрҗемә нигезендә Айдар Шәйхин тәрҗемәсе

Трамп показал сионистам - их время ушло

https://golosislama.com/news.php?id=31933
Трамп показал сионситам - их время ушло


Топовые израильские (Гаарец) и американские (The Washington post) СМИ оценили итоги визита нового президента США Дональда Трампа в Израиль как весьма неутешительные для ультранационалистического руководства последнего.
Особенно обидно в этой связи для него, в частности, лично для Биньямина Нетаньяху, то, что именно на приход Трампа в Белый дом, а также на его зятя-иудея Кушнира и обращенную в иудаизм дочь Иванку сионистами возлагались беспрецедентные надежды. И были основания - во время своей предвыборной кампании Трамп критиковал демократов за предательство Израиля и обещал поддержать самую воинствующую политику сионистов, включая строительство еврейских поселений в Палестине и признание Иерусалима единой и неделимой столицей Еврейского государства.
Однако после прихода Трампа к власти как говорится сейчас в таких случаях, "что-то пошло не так". Об обещании перенести посольство США в Иерусалим Трамп позабыл сразу же. А в ходе своего визита к Стене Плача, даже не взял с собой Нетаньяху, чтобы не дать таким образом понять, что признает весь Иерусалим израильским.
Трамп также встретился в ходе своего визита с партнерами из Палестинской администрации и призвал обе стороны к миру. Больше того, некоторые русскоязычные израильские СМИ и вовсе распространили сведения о том, что в кулуарах Трамп был недоволен неуступчивостью Нетаньяху, который не хочет идти навстречу арабскому миру, протягивающему ему руку.
Судя по кадрам встреч и рукопожатий Трампа с Нетаньяху, в это легко можно поверить - в отличие от недавней встречи с королем Саудовской Аравии, на которой он пребывал в добром расположении духа, в этот раз американский лидер выглядел зажатым и задумчивым. Так что, где он себя чувствовал с друзьями, а где не очень, это большой вопрос...
О чем все это говорит? В предыдущие годы, когда у власти в США были демократы во главе с Обамой, мы не раз писали о той публичной и жесткой критике, которая звучала из Белого дома в адрес воинствующего сионизма, олицетворяемого Нетаньяху. Но сионисты рассчитывали на то, что это было всего лишь предательством и злой волей демократов, тогда как с приходом во власть их искренних друзей республиканцев, и в особенности Трампа, все изменится.
Однако кульбит Трампа (скорее всего вынужденный) наглядно показал - время, когда непримиримые сионисты могли рассчитывать на безоговорочную поддержку своей политики каким бы то ни было правительством Америки, осталось в прошлом. Не только демократы, но и республиканцы вынуждены считаться с геополитическими и геокономическими значимостью и потенциалом Исламского мира, в котором у Америки есть жизненно важные интересы.
И так как реализовать эти интересы, действуя только "кнутом" - запугиванием, принуждением и унижением, уже нереально, придется использовать и "пряник" - идти Исламскому миру на встречу по каким-то чувствительным для него вопросам. А если это будет вынуждена делать Америка, тем более, это будет вынужден делать и Израиль.
АВТОР: ИКРАМУТДИН ХАН