ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 22 мая 2017 г.

Фәүзия Бәйрәмова 95 процент татарларны ярдәмгә мохтаҗ дип саный

http://tatar-inform.tatar/news/2017/05/21/140919/?tb

Фәүзия Бәйрәмова 95 процент татарларны ярдәмгә мохтаҗ дип саный

Фәүзия Бәйрәмова 95 процент татарларны ярдәмгә мохтаҗ дип саный
Безнең шулкадәр иркен вакытыбыз, әмма татарның 5 проценты гына дин тота, диде язучы.
“Секциянең темасы ул әле гаять зур, ачылмаган тема. Моны бер утырышта гына ачып та бетереп булмаячак. Мәсәлән, Япониядә милләтнең холкын өйрәнә торган институтлар эшли", - дип белдерде Фәүзия Бәйрәмова чыгышында.
"Милли үзенчәлек ул - милли холык дигән сүз. Холкың нинди - тормышың да шундый. Безнең милләт империяләр тоткан халык буларак, составында әллә кемнәр бар. Мәҗүсиләр дә, фин-угор халыклары да бар, чувашлар, марилар татар булып киткән. Бу халыклар Ислам диненә үзләренең гореф-гадәтләрен алып киләләр. Мин тарихчы һәм язучы буларак, Ислам динендә булмаган әйберләр гореф-гадәтләрдән килеп чыкканын анализладым. Ул карга боткалары, буразнада йомыркалар тәгәрәтү, җирдән әллә нәрсәләр сорау мәҗүсилектән килә дигән фикергә килдем”, - ди ул.
Фәүзия Бәйрәмова 95 процент татарларны ярдәмгә мохтаҗ дип саный. “Бүген безнең милләт юллар чатында тора. Безнең милләт кая бара? Милләтнең 5 проценты гына 5 вакыт намаз тота. Безнең шулкадәр иркен вакытларыбыз. Безне утыртмыйлар, кыйнамыйлар. Безнең 95% быз намазсыз. Динсез диеп әйтергә телем әйләнми. Алар Аллаһка ышаналар. Димәк, 1 фаразны үтиләр. Без аларны кисеп атабызмы? Юк, алар безнең кызгануга, ярдәмгә мохтаҗ милләттәшләребез. Әмма, без аларны кызгансак та, ул күпчелек татарлар, безне кызганып тормыйлар. Бу 80-90 процентлы милләт безне үз артыннан ияртеп китмәкче була”, - дип белдерде язучы.
Язучы әйтүенчә, биш вакыт намаз тотмаучыларга диннең төрле вариантлары тәкъдим ителә. Бу хакта Фәүзия Бәйрәмова: “Бу күпчелек татарларга динне төрлечә тоттырып карадык. Евроислам керде, әмма безнең татар аны аңламады һәм кабул итмәде. Татар милләтчеләре, татар галимнәре татар дине дигән әйберне күтәреп чыктылар. Татар дине нинди була соң ул? Калфак, чалбар киеп йөрүме? Беркем аңлата алмады. Мәскәү үзенекен тәкъдим итте. Аракы эчеп, дуңгыз итен кимереп, мин Аллаһка ышанам дип йөрсә, "Вот татар молодец" дип әйткән булыр иделәр микән? Динне Коръән, сөннәт буенча тотарга кирәк” – диде ул.

Трамп подписал сделку с Саудовской Аравией на 110 миллиардов долларов

https://www.opentown.org/news/153578/

Трамп подписал сделку с Саудовской Аравией на 110 миллиардов долларов

  •  55      0
  • источник: rg.ru
Соглашение на поставку Саудовской Аравии вооружения на 110 миллиардов долларов, а также оборонные контракты на 350 миллиардов долларов на ближайшие десять лет подписал в ходе визита в Эр-Рияд президент США Дональд Трамп, передает телеканал CBSNews.
Сделка предусматривает усиление военных возможностей Саудовской Аравии и партнеров в Персидском заливе для борьбы с ДАИШ (арабское название запрещенной в России группировки "Исламское государство"). Будут поставляться, в том числе, боевая авиация, танки, корабли, а также системы противоракетной обороны. Это позволит создать новые рабочие места в военно-промышленном комплексе США, сообщили в Белом доме .
Кроме того, предусматривается подписание дополнительных соглашений на миллиарды долларов между частными американскими и саудовскими компаниями. Это позволит Эр-Рияду модернизировать экономику и снизить зависимость от цен на энергоносители.
Договоренности означают укрепления сотрудничества между США и Саудовской Аравией и углубление противостояния с Ираном. По некоторым данным, президент Трамп готов поддержать создание "арабского НАТО" с целью снижения влияния Тегерана в регионе, утверждал советник Белого дома по экономике Гэри Гон.

Орхан Джемаль о Гейдаре Джемале: «В жизни он был крутой пацан!»

https://realnoevremya.ru/articles/65918-maksim-shevchenko-sravnil-geydara-dzhemalya-s-sokratom

Орхан Джемаль о Гейдаре Джемале: «В жизни он был крутой пацан!»

Возвращение Сократа: в Казани прошел второй в России вечер памяти известного исламского философа, поэта и политолога
Орхан Джемаль о Гейдаре Джемале: «В жизни он был крутой пацан!»Фото: Олег Тихонов
Учителем, интеллектуальным предводителем, политическим вождем, гигантом философской мысли и просто «крутым, веселым пацаном» — таким остался в сердцах близких, учеников и почитателей Гейдар Джемаль. В Казани прошел второй в России вечер его памяти. Поговорить о наследии известного российского философа собрались более сотни людей. Гостям показали фильм о Джемале, его последнее интервью и рассказали о книгах, которые готовятся к изданию. На мероприятии побывал корреспондент «Реального времени».

На вопрос: шиит он или суннит, Гейдар отвечал: «Я мусульманин»

Казанский вечер памяти Гейдара Джемаля — второй после московского в марте. Так же, как и тогда, приехали сподвижники и почитатели философа из разных регионов России и зарубежья.
Прошло почти полгода со смерти Джемаля (5 декабря 2016 года, — примред.), но боль утраты у многих еще сильна. Во время просмотра его выступлений, просто вспоминая о нем со сцены, многие не могли сдержать слез.
О Гейдаре говорили его сын, журналист и политолог Орхан Джемаль, друг и телеведущий Максим Шевченко, главред журнала «Поистине» и ученик Руслан Айсин и другие последователи философа. В течение вечера читали стихи поэта, обсуждали его философские идеи, отвечали на вопросы о нем из зала.
— Могила его уже поросла травой, я там был недавно. Но голос его все звучит в ушах, и даже глаза закрывать не надо, он как будто стоит живой, — открыл вечер памяти Максим Шевченко.
Гостям показали фильм о Джемале
Еще больше это ощущение усилил фильм Надежды Кеворковой: в одном из фрагментов в интервью с Познером на вопрос: «Если бы вы могли выбрать, когда бы вы хотели родиться?» Джемаль отвечает: «В 19 веке», а на вопрос: «С кем бы вы хотели встретиться в своей жизни» — ответил: «С пророком Мухаммадом».
Сын философа Орхан Джемаль поблагодарил гостей и рассказал о своем отношении к Гейдару Джемалю. Тот был для него не просто отцом, но и «учителем, интеллектуальным предводителем, политическим вождем». Марсель Сабиров, председатель Ассоциации предпринимателей-мусульман России, задал вопрос: какого течения в исламе все-таки придерживался его родитель? Орхан напомнил, что его отец был сторонником объединения мусульман на единой платформе.
— На вопрос: шиит он или суннит, Гейдар отвечал: «Я мусульманин». А вот идея, что мы делимся на то или на это, — вредная идея, которую необходимо преодолевать, — ответил сын. — Если же говорить о его происхождении, то он азербайджанец, происходит из семьи, где предыдущие поколения были ортодоксальными шиитами.
Максим Шевченко также добавил, что вопрос — шиит или суннит — в отношении Гейдара не имеет того контекста, в котором он задается в современном мире:
— Потому что в современном мире это означает — за Иран ты или не за Иран, или за Турцию, условно говоря. Для Гейдара так вопрос вообще не стоял. Он рассматривал умму, пространство мусульман как единое целое, в котором, естественно, есть внутренние конфликты и разногласия.
Максим Шевченко добавил, что вопрос — шиит или суннит — в отношении Гейдара не имеет того контекста, в котором он задается в современном мире

«В жизни он был крутой пацан!»

Рустам Батров попросил Орхана более детально раскрыть личность отца, рассказав, каким он был в быту. По словам того, внешний мир знал Гейдара, возможно, как единственного современного русскоговорящего философа-мусульманина.
— Но был зазор между этой интеллектуальной глыбой и реальным Гейдаром, потому что в жизни он был крутой пацан! Очень храбрый, у него был трезвый, беспощадный взгляд, граничащий с цинизмом. Мог не щадить чувств, при этом был либерален. Иногда я говорил: «Не согласен, но если ты дашь команду, я подчинюсь, выполню твой приказ». На что он говорил: «Приказ — это не мой метод, ты должен согласиться и сделать то, в чем не согласен», — рассмешил зал Орхан.
По его словам, отец одновременно был веселым, бесстрашным, сентиментальным и мягким. На вопрос: почему Гейдар в последние годы своей деятельности исчез с телеэкранов, последовал ответ, что телевидение нынче поменялось. Гости также спрашивали: какими языками владел Джемаль. Оказалось, что философ хорошо говорил на шести языках: английском, французском, немецком, персидском, арабском (хотя сам считал, что знает его плохо), азербайджанском и монгольском. «У него был большой интерес к филологии, он с любовью относился к языкам», — отметил Джемаль-младший.
Тимур Шангареев, руководитель информационно-аналитического центра «Новое прочтение», сравнил Гейдара с «гигантом», который держит нас, «карликов», на своих плечах. Посетовал, что сейчас Джемаля мало читают, хотя «каждое его слово на вес золота».
Динмухамед Миржакып из Казахстана, в чьем доме прошли последние дни философа, рассказал, что Джемаль сыграл в его жизни основополагающую роль в формировании критического мышления и исламского взгляда.
По словам Орхана Джемаля, отец одновременно был веселым, бесстрашным, сентиментальным и мягким
— И вообще, до меня очень обоснованно и подробно было доведено, чем является то послание, с которым приходили наши пророки единобожия. В моем сердце был открыт принцип понимания, — отметил друг Джемаля.
Динмухамед также рассказал о книге, посвященной своему учителю, которую готовит к изданию. Это сборник его статей и выступлений «Политическая философия», который выйдет до конца года.

Одни мусульмане не хуже других и последнее интервью Джемаля

Казанский архитектор Фарида Забирова поинтересовалась отношением Гейдара к суфизму, почему он его критиковал. Последователи философа ответили, что подобного рода критика могла быть применена к очень многим толкам в исламе, что не делает этих мусульман хуже других:
— Суфии, с точки зрения Гейдара, точно такие же мусульмане, основной удар его антисуфийской критики был связан с политической критикой современного российского суфизма, который отказался от собственной мусульманской субъектности и стал рассматривать себя как некий государственный придаток, — пояснил Орхан Джемаль.
Был вопрос: почему труды Гейдара написаны таким сложным языком, не каждый его осилит. Сын поэта признал это и рассказал, что вначале и сам столкнулся с этими трудностями, но эта «огромная, мучительная, интеллектуальная работа» стоит того, чтобы ее осилить.
Ученик Гейдара и колумнист «Реального времени» Руслан Айсин вспомнил, как познакомился с ним в 2004 году и под впечатлением сочинил стихотворение, но не стал его зачитывать. Вместо него прочел строки учителя.
Руслан Айсин: «Можно рассматривать разные грани его таланта, его монументальной личности, но я хотел бы сказать о всем понятной, не философской его стороне — поэтической. Чтобы человек понял его через поэзию»
— Гейдар Джахидович — человек, которого трудно объять. Он как ночь, которую не ухватишь. Что такое ночь — это не отсутствие света, да? Ночь — это ночь сама по себе. Поэтому можно рассматривать разные грани его таланта, его монументальной личности, но я хотел бы сказать о всем понятной, не философской его стороне — поэтической. Чтобы человек понял его через поэзию. Поэт в России больше, чем поэт, в Татарстане — тем более, — отметил Айсин.
Гостям также представили последнее интервью с Джемалем, записанное казахскими кинематографистами за неделю до его кончины. Видно было, что Гейдару тяжело дается это выступление (последние дни поэт боролся с тяжелой болезнью).
— На территории СНГ существует три больших центра силы: это, конечно, Средняя Азия, Кавказ и третьим центром является Поволжье, тоже очень мощный комплекс, который фактически объемлет коренное население большой России. Потому что это уже коренное население неразрывно связано с судьбами татарского народа. Вот эти три точки, центры силы, они определяют процессы, которые идут на территории бывшего Советского Союза, — поведал последнее послание миру философ, полностью показать интервью авторы обещают позднее, когда смонтируют фильм.
Максим Шевченко, завершая вечер, вспомнил, как познакомился с Гейдаром Джемалем в 1995 году, и тот «все перевернул в его жизни». По его словам, Джемаль не укладывается в категорию исламских философов или других, и вообще не укладывается в категорию философа.
— Гейдар — это человек сократического плана. Такие люди рождаются раз в тысячелетия. Так же, как Сократ, он беседовал с людьми. Большинство трудов Гейдара — это беседы, которые он надиктовывал, — отметил Шевченко.
По его словам, Джемаль, как и Сократ, задавал вопросы, которые меняли людей. И теперь главное, что эти вопросы зажгли в каждом внутреннее обязательство — не прожить свою жизнь напрасно после встречи с учителем.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/65918-maksim-shevchenko-sravnil-geydara-dzhemalya-s-sokratom

Последнее сражение, или Кто завоевал Сибирь? Исторический очерк.

 

Последнее сражение,

или

Кто завоевал Сибирь?

Исторический очерк.

В данной статье речь пойдет о последнем большом сражении за Сибирь Кучем хана с русским войском, также остановимся и на вопросе о том, кто завоевал Сибирь. Это кровавое событие произошло 20 августа 1598 года в Барабинской степи, где река Ирмень впадает в Обь. Во всех официальных документах, энциклопедиях эта дата указывается как “время присоединения” Сибири к России. То есть для России большой победой и покорением Сибири считается не время вторжения разбойника Ермака в Сибирь в 1582 году, а уничтожение русской регулярной армией войска Кучем хана через 15 лет после этого события. Безусловно, оставшиеся здесь сыновья и внуки Кучем хана и после этого еще долго воевали за Сибирь, но с исчезновением великого правителя с арены борьбы, татарское государство под названием Сибирское ханство прекратило свое существование.
Но почему же последнее сражение произошло в столь отдаленных Барабинских степях, когда Сибирь уже была почти целиком завоевана русскими? Ведь Приирменье расположено за многие тысячи километров от превратившейся в центральные военные базы русских Тобольска иТары! Или же к этому времени русские еще не успели добраться до Барабинских степей? И Кучем хан до сих пор удерживал восточную сторону своего государства, раскинутых до Алтайских гор? И участвовал ли сам Кучем хан в этом последнем сражении, и как сложилась его дальнейшая судьба?
История ставит перед нами множество вопросов, и разные ученые отвечают на них по-разному. И у меня, как у человека, посвятившего долгие годы изучению данной темы, на эти вопросы имеются свои ответы. Многое стало ясно особенно после посещения места впадения Ирмени в Обь в Ордынском районе Новосибирской области, где произошло последнее сражение Кучем хана с русской регулярной армией. Правда, пишут, что часть места сражения осталась под Обским водохранилищем, но если сегодня русские казаки на лесной поляне в устье Ирмени установили закладной камень в честь победы над Кучем ханом, значит, они признают эту землю местом последнего сражения. Закладной камень установлен 20 августа 1998 года новосибирскими русскими казаками по случаю 400-летия присоединения Сибири к России, на котором выгравированы следующие слова:
 
Остановись, русский человек!
Склони голову и почти светлую память великих предков своих – славных воинов – русичей. 20 августа 1598 года отважные казаки под предводительством Андрея Матвеевича Воейкова, совершив дерзкий бросок с Иртыша на Обь, в устье р. Ирмень, окончательно разгромили войска Хана Кучума. Именно здесь, на полях Ирменского сражения, было довершено великое дело казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Вечная слава русским казакам – первопроходцам Сибири!
Сей закладной камень установлен благодарными потомками в ознаменование 400-летнего юбилея великой победы русского воинства. 20 августа 1998 года».
И вот я стою на земле, где произошло это бойня -резня…
С одной стороны течет полноводная река Ирмень, вокруг шумит смешанный лес…
После проливных дождей земля превратилась в болото, даже под солнцем нет покоя от мошкары…
И 418 лет назад было так и сегодня так же…
Темные леса, лесо-степи, многоводные реки, на холмах у берегов красовались татарские города и села...
Земли Сибирского ханства были необъятными и простирались между двумя великими океанами... Земли былы огромные, а народу – мало, кроме сибирских татар, здесь, особенно в северных владениях, проживали финно-угорские племена, на юге - тюркские народы. Так было тысячелетиями... И никто не думал, что эти огромные земли могут быть когда-то завоеваны чужими племенами. До той эпохи смута, споры за раздел территории, государства, трона происходили между самими тюрками, они временами воевали между собой, иногда вели захватнические войны. Но, как бы там ни было, эти столкновения происходили между родственно-язычными и единоверцами, татары-уйгуры-ногайцы-киргиз-кайсаки, узбеки и казахи сменяли друг друга на степном троне... За этими бесконечными междоусобицами с востока наблюдали чин-китайцы, с запада – русские, и каждый ждал своего часа...
В Сибири русские встречались и до Ермака, но они прибывали туда не с войной, а торговлей. Никто не осмеливался приходить на Родину Чингисхана с войной. Однако в середине XVI века, после падения Казани и Астрахани, когда русские с захватническими войнами приблизились к Уралу, недолеко оставалось и до Сибирских ворот. Правда, напуганный событиями в Казани, Сибирский бек Ядегер, еще в 1555 году выразил повиновение Ивану Грозному, начал платить ему ясак, он пошел на этот шаг и от нежелания уступить трон Шейбанидам. Но сибирские татары восстали против этого позорного соглашения, в итоге на Сибирский трон сел потомок рода Чингисхана – Кучем хан. Таким образом, Сибирские ворота, оглашенные как в русских руках, перед ними снова были закрыты, стало очевидным, что эту страну и ее неуступчивых татар можно покорить только войной.
Первый раз в Сибирь против татар войной приходят разбойник Ермак и его около тысячи казаков-головорезов с огнестрельным оружием, это произошло осенью 1582 года. Существуют и версии, что за Ермаком стоял сам Иван Грозный, или идти на Сибирь против татар его подстрекали уральские помещики Строгоновы. Возможно и в этих словах есть правда, однако Ермак находился в конфликте и с Иваном Грозным, и со Строгоновыми, ему было некуда приткнуться, он направился в Сибирь с расчетом на смерть или на победу. Но Ермак не смог завоевать Сибирь, он лишь побывал в ее столице Искере, и то оставленной Кучем ханом временно, чтобы избежать гибели своего народа.
В Сибири Ермак пребывал всего лишь около трех лет, чтобы выжить, он грабил окрестные села и города, убивал, насильно крестил народ. Между тем он через своих казаков в Москву, Ивану Грозному отправил лживую весть: “Сибирь завоевал, Сибирь твоя !”. Это произошло весной 1583 года. Поверив этой вести, Иван IV отправил свое войско на помощь Ермаку, к ним присоединилось и православное церковное духовенство. Войсковая группа около 500 человек под руководством князя Семеона Болхонского и воеводы Глухова прибыла в Сибирь, к ним присоединились и сотни казаков Строгоновых. Это было первое регулярное войско, посланное Москвой против Сибирского ханства, однако большинство воинов и духовенство, оказавшись в окружении в городах Искер и Карача, в ту же зиму погибло от голода, об этом есть свидетельство и в русских летописях. А Ермак нашел свою смерть в августе 1585 года в устье реки Вагай, во время поиска путей для бегства из Сибири водным путем он был обнаружен воинами Кучем хана, преследовавшими его, и был уничтожен. Оставшиеся в Искере русские военные, получив тревожную весть, погрузились в лодки и убежали из Сибири водным путем. 15 августа 1585 года Кучем хан вновь воссел в Искере, в дальнешем сам стал править Сибирским ханством. По причине того,что весть о смерти Ермака еще не дошла до Москвы, из столицы в Сибирь ему на помощь были направлены тысячи русских военных и казаков под руководством воеводы Ивана Мансурова. Однако татары не пустили их в Сибирь, русские были вынуждены перезимовать в северных улусах. Услышавший об этом Кучем хан, направив туда своих воинов, прогнал русские войска из Сибири, это событие произошло весной 1586 года.
Если разбойник Ермак, напавший на Сибирь нашел тут свою смерть, малочисленное царское войско и казаки отсюда убежали, а Кучем хан снова воссел в своей столице, тогда каким же образом Сибирь перешла в руки русских? Вот это - самый тяжелый и душераздирающий вопрос. И ему надо дать ответ. Конечно, Сибирь завоевал не Ермак, завоевало регуляное войско Московии (России), однако Ермак остается наводчиком, показавшим путь в Сибирь. Поверив его бахвальству, Иван Грозный объявил Cибирь своим владением, стал отправлять туда войско за войском. В это время тюркским племенам надо было, объединившись, посоветовавшись, оказать против русских сильное сопротивление, а они, пользуясь случаем, вновь начали мстить друг другу. Казахский хан Таваккал направил сюда большое войско с целью посадить на трон тайбугида Сайтака, отбив Искер у сибирских татар, это произошло в 1586 году. Кучем хан в это время находился в краях Тара, Бараба, оставшийся в Искере его старший сын Али султан, послушавшись отца, не стал поднимать оружие против тюрко-мусульманских сородичей, сдал им столицу без боя. Но Сайтак там не смог долго сидеть - в 1588 году он вместе с везирами и воинами попал русским в плен, Искер снова оказался в руках у русских.
Каким же образом русские вновь появились здесь, ведь Кучем хан их прогнал отсюда? Дело в том, что, когда до Москвы дошли вести о смерти Ермака и побеге русских военных из Сибири, здесь начали строить новые планы завоевания Сибири и претворять его в жизнь. В начале 1586 года в Москве, сколотив войско из трех сот человек, снова направили в Сибирь под руководством Данилы Чулкова, воеводами были назначены Василий Сукин и Иван Мясной. В то время, когда в Сибири тайбугид Сайтак воевал против Кучем хана, в Сибирь прибыло новое войско русских, которое на побережье реки Тура, на месте древней татарской столицы Чимги-Тура, воздвигло свою крепость. Вероятно, русские решили не тратить силы на сражения с татарами, думали, окружив их своими крепостями-городами, сосредоточить здесь всю военную мощь. Так и сделали.
Таким образом, в течение одного года в Сибири возникли три вида силы, три вида власти – Кучем хан, которому принадлежала большая часть Сибири, тайбугид Сайтак, правивший Искером и прилегающими к нему городищами и селами, также русское войско, пустившее корни в Чимги-Туре. Каждый из них собирал ясак в своих владениях, заставлял местное население присягнуть себе в верности. Поскольку русские военные, ушедшие в Сибирь, обратно не вернулись, а обосновались у берегов Туры, Москва направило еще войско им в помощь. Данила Чулков, правивший в Чимги-Туре, в 1587 году захватил Тобольск и разместил там свое войско. Потом в Искер, находящийся на расстоянии вытянутой руки, он добрался быстро, как уже писалось выше, в начале 1588 года выбил оттуда Сайтака, взяв в плен всех их, отправил в Москву. Таким образом, центр Сибирского ханства Искер,Тубыл (Тобольск) и нынешние Тюменские земли перешли к русским. Правда, Кучем хан несколько раз предпринимал нападения с целю взять эти города, однако, татарские луки и стрелы уже не могли одолеть русское войско, воруженное до зубов огнестрельным оружием, пищалями и пушками, в случае возникновения опасности запирающееся в крепостях и острогах, построенных ими.
Как перед взятием Казани в кратчайищие сроки на реке Свияге соорудили русскую крепость, в Сибири повторилось то же самое. На протяжении нескольких лет русские военные построили десятки укреплений - крепостей у берегов рек Иртыш и Обь, защищая их пищалями и пушками. В 1590 году – на берегу реки Лозьва городище Лозьва, в 1592-1593 на реке Тауды – город Пелым, в 1593 году – на месте вогульского городища Сургут на северном улусе - одноименная русская крепость, в том же году у реки Сосьва – городок-острог Березов, в 1594 году знаменитый городок Тара - возле реки Иртыш, в том же году – в нижнем течении Оби крепость Обдорск, в 1596 году – у берегов той же Оби крепость Кет, в 1596-1597 годы у берегов реки Кет - город Нарым... Нападения на татар русские военные осуществляли именно с этих крепостей-острогов – завоевывали татарские города и села, подчиняя себе, в погоне за ханским войском через темные леса, бездонные болота они добрались до Барабинских степей.
В полном завоевании Сибири роль вышеназванных военных крепостей была очень большой, среди них особое место занимают Тобольский военный гарнизон и Тарский острог. Оба городища, бывшие в прошлом татарскими, после завоевания русскими там были построены военные форпосты для дальнешего завоевания всей Сибири. “1593-1594 гг. “...итти города ставить вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить, и соль устроить” (Наказ царя и Великого князя Федора Иоановича князю Андрею Елецкому со товарищами, отправленными в Сибирь для построения города на реке Таре) . (Анатолий Юрьев. Тара: годы, события, люди. – Омск, 2005, стр.8.)
Именованный русскими Тарой этот город до русских являлся одним из станов Кучем хана и назывался Ялым-Тура. Как свидетельствуют исторические источники, московский царь издал указ об основании нового русского городища у реки Тары, а его построили у Иртыша, т.е. заняли уже существующий город, оставшийся от татар, построив там крепость-укрепление. В завоевании восточной части Сибири, Барабинских степей главную роль играл именно Тарский военный гарнизон.
Да, Тарская крепость в течении XVII в. с честью выдержала экзамен на зрелость, - пишут об этом местные краеведы. – Разгром Кучума Тарским отрядом сыграл большую политическую роль в Российском государстве. Далеко не каждый город Российской державы смог получить такую оценку, какую дал Таре знаменитый российский историк Николай Михайлович Карамзин в своей “Истории Государства Российского”: “Град Тарский служил неодолимой твердыней от всяких бывших кучумовских гнусников”. (Анатолий Юрьев, указанный труд, 4 стр.).
Да, и после завоевания города русскими, бои за него продолжались долго, даже в 1626 году сыновья и внуки Кучем хана вели жестокие бои за возврат Тарска. (РГАДА. Ф. 214. Кн. II. Л. 324-330; Тарская мозаика. – Омск, 1994, стр.11.). Да, город Тара занимает особое место как в судьбе Кучем хана, в истории татарского народа, даже в судьбе России. Да, в поздравлении Президента России Бориса Ельцина, посвященном 400-летнему юбилею Тары (Омская область), содержатся следующие строки:
«Дорогие тарчане! От всей души поздравляю вас с замечательным юбилеем вашего старинного города Тары. Сама история предначертала ему роль одного из старейших поселений огромного региона. Долгие годы Тара была форпостом русских владений в Сибири. Велико его значение в освоении восточных территорий Российской державы». (Анатолий Юрьев, указанный труд, 5 стр.)
И последнее большое сражение за Сибирь осуществили русские военные, сосредоточенные именно в Таре, они, пройдя тысячи километров, преследуя Кучем хана, разгромили его войско в Барабинских степях. Впрочем, и до этого воинам Кучем хана приходилось, встречаясь, сражаться с русскими войсками. Следует отметить и то, что в ту эпоху границы российского государства в Сибири проходили по реке Омь, а Барабинские степи являлись владениями Кучем хана. Конечно, Кучем хан в это время тоже не отсиживался только в Барабинских степях, он несколько раз предпринимал попытки завладеть Тобольской крепостью, в 1590 году шли кровопролитные бои за Тобольск. С целью возвращения татарских улусов и возрождения государства, Кучем хан также вел войну между Тобольском и Тарой, в Прииртышье, однако одолеть огнестрельное оружие русских ему так и не удалось. Правда, Кучем хану из Москвы несколько раз поступили письма-обращения предложением сдаться, дабы “дни старчества провести в заслуженном плену”, но Кучем хан им отвечал: “Я не отдал своей страны по своей воле, и свободу по воле своей не отдам”. Таким образом, война до конца была неизбежна, в Москве хорошо понимали, что лишь устранив Кучем хана, можно будет покорить Сибирь полностью. Для уточнения места нахождения Кучем хана и его войска из Тары в Барабинские степи отправили сыщиков. В декабре 1594 года они, поймав рыбаков татар на озере и, подвергнув их жестоким пыткам, заставили назвать место нахождения Кучем хана.
1594 год. Декабрь. Тарский воевода князь Андрей Елецкий отправляет вверх по Иртышу отряд в 90 чел. из тобольских, тюменских и пелымских казаков и тобольских татар во главе с Григорием Ясырем, итог похода – 28 чел. пленных аялинских татар и благополучное возвращение в град Тарский”, пишут местные краеведы. (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.)
Уже в начале 1595 года конный отряд из 276 воинов во главе с русским воеводой Борисом Доможировым, вторглось в Барабинские степи. По полученной информации от пленных татарских рыбаков они точно знали, куда следовать, в течение недели добрались до зимнего стана Кучем хана Кара-Атау. Русское войско совершило атаку на татар неожиданно, ночью, для того, чтобы перекрыть беженцам пути выхода из города, подожгли его со всех сторон, а выбегавших из своих домов людей сражали из огнестрельного оружия. Татарские воины до последнего человека сражались против русских, но силы были неравны, огнестрельное оружие уничтожило их довольно быстро. В этом сражении русским не удалось пленить Кучем хана и его старшего сына Али султана, а знаменитые Мамык и Саиткул мурзы, так же Илгулай и Кулкильде с сыновьями и еще шестьдесят татар попали в плен. Остальных уничтожили на месте, со стороны русских обошлось без потерь.
1595 год. Зима. Тарский воевода князь Андрей Елецкий организовал отряд из 276 чел. во главе с письменным головой Борисом Доможировым. После взятия Черного городка и большего количества пленных он возвратился в Тару, не потеряв ни одного человека.” (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.)
Но воевода Борис Доможиров не удовлетворился исходом битвы, так как не смог пленить Кучем хана и его сына Али султана, более того, после этой битвы они сами совершали нападения на русские крепости, даже предприняли попытку осады город Тару. Русские, боясь остаться в татарском окружении посреди лесо-степи, обратились за помощью в Тобольск. Тобольский воевода Ростовский срочно в помощ русскому войску в Таре направил 239 солдат и большое количество оружия. Таким образом, весной 1595 года царское войско из 500 человек пустилось преследовать по степи Кучем хана. Они не только преследовали Кучем хана, а поставили перед собой цель покорить все татарские села, встречающиеся на пути и обложить их ясаком. Народ оказывал сильное сопротивление этому действию, в итоге, улусы Чангула, Лугай, Килем, Лиуба, Тораш были уничтожены русскими, а население истреблено. После страшной резни, которое царское войско устроило с населением в городе Тунус, жители остальных татарских сел Сибири ужаснулись, население улусов Тораш, Кирпек, выйдя на встречу русским воеводам, выразили согласие покориться Московии (России).
1595 год. Весна. Весной против Кучума был организован последний поход отрядом в количестве 483 чел. во главе с письменным головой Борисом Доможировым. Но цели поход не достиг, препятствием послужило таяние снегов, вскрытие рек. В Тару все вернулись целыми и невредимыми». (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.)
Вторжение русских войск в Барабинские степи было высоко оценено Москвой, русский царь направил воеводам Тары много золотых монет и им в помощь - большое войско. «Победа Бориса Доможирова и его спутников, реальная и ощутимая, благосклонно воспринимается на Москве, - пишут историки. – Царь Федор Иоанович, грамотой от 26 июня 1595 года, выразил свое одобрение и пожаловал Борису Доможирову и сотникам стрелецким и литве и казакам наше жалованье за их службу золотые и деньги.” (Архив ЛОРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 15. Л. 161. об.; Тарская мозаика. – Омск, 1994, стр.9.) 16 августа 1596 года воеводе Тары русский царь послал похвальный ярлык, в котором выразил благодарность всем, кто воевал против Кучем хана, и обещал помогать им и в будущем.
“...Ввиду того, чтобы Кучем царь и ногайцы не вступили в город и не смогли нанести вред, каждую весть следует тщательно проверять, - такое распоряжение дал российский царь. – Ежели найдутся улусы, не подчиняющиеся нашей воле, вы приложите все усилия для их завоевания и повиновения”. Таким образом, перед русским войском была поставлена цель полного завоевания Сибири.
В 1596-1597 годы – за Сибирь, уже за Барабинские степи между Кучем ханом и русским войском были большие сражения. В 1596 году Кучем хан разгромил калмыков у озера Ик, а в 1597 году он отвоевал у русских Лугуйские улусы берегах рек Омь и Терень, расположенных по среднему течению Иртыша. В том же году, собрав войско из местного населения, Кучем хан совершил нападение на Тару. Несмотря на то, что ему не удалось отвоевать город, все же проживающие в окресности татары, освободившись из подчинения русских, стали служить своему хану. Испугавшись успехами Кучем хана, русские вновь обратились за помощью в Москву.
Русский царь, убежденный в невозможности победить Кучем хана войной, вновь встал на путь хитрости и коварства - посылал ему письма от себя лично и от имени находящихся в московском плену сыновей и родственников хана. Якобы, Сибирь уже давно у русских, а Кучем хан воюет с ними зря, если бы он стал другом Москвы, по своей воле нанимался на службу им, будто бы Кучем хан и его дети зажили бы благополучно. “...Несмотря на твои прежние поступки и неповиновение, мы приглашаем тебя, царь Кучум, вместе с сыновьями и призываем служить нам! Ты будешь перед нашими глазами, как другим ханам и ханзаде, выплачивали бы жалование! Ежели возжелаешь остаться в Сибирском юрте, будешь там ханом и, подчинившись нам, будешь получать соответствующую оплату” – пишет русский царь.
Кучем хан, конечно, не верил этим словам и продолжал борьбу за свое государство Сибирь, родную землю, язык и веру . По словам чудом спасшихся из русского плена ногай-татар, сибирских мурз в Московии держали только для войны, при возникновении столкновения с кем- либо посылали на смерть именно этих татар. Кучем хану было известно и об использовании этих пленных татар для войны против мусульман. При повиновении русским и хана, и его потомков ждала та же трагическая участь, а народ – рабство. Кучем хан думает о возвращени Тобольска и Тары, мечтает выгнать русских из Сибири, ждет поддержки в этом деле от других тюркских племен. Однако ни киргиз-кайсак-казах-узбеки, ни Турция, являвшийся центром халифата, не пришли на помощь утопающим в крови сибирским татарам и Кучем хану, сражающемуся в одиночестве со злом среди лесов и степей. В это время ему было уже 80 лет, хан наполовину ослеп, но с оружием в руках продолжал бороться против своего врага. Рядом с ним были преданные воины, сыновья и внуки.
В 1598 году российский престол занял новый царь – Борис Годунов, и он дал приказ уничтожить Кучем хана. Этот приказ Бориса Годунова 1 августа дошел до Тары, а уже 4 августа царское войско вышло в последний поход против Кучем хана. Проводив предварительную разведку в степи, выяснили местонахождение Кучем хана и и конное тысячное войско во главе с воеводой Андреем Воейковым помчалось к озеру Уба. Часть войска состояло из военных, часть из казаков а часть состояла из наемных татар-башкир. Но они у озера Уба не смогли найти Кучем хана, пытая местное население старались выявить местонахождение хана, некоторые говорили, может он находиться у Карасу, а другие указывали в начале реки Обь. После двух недель безуспешного скитания по лесам и степям, отряд начал поиск Кучем хана, разделившись на две группы. Войско Воейкова по дороге поймал воинов Кучем хана, избивая и истязая их, выбили необходимую себе информацию. Летний стан хана вместе с большой семьей, потомками, дворецкими должен находиться у огромного подобного морю озера Чан. Но в действительности семья Кучем хана располагалась дальше пути нескольких дней от озера Чан, которое русское конное войско проскакало и встало перед рассветом перед ханским станом...
1598 год. 20 августа. Тарский отряд в количестве 1000 чел. (700 русских и 300 татар) под руководством второго воеводы Андрея Воейкова выступил в поход, который сыграл решающую роль в разгроме хана Кучума. Отряд разгромил хана Кучума на реке Ирмени (левый приток Оби). Так тарский отряд положил конец разрушительным набегам Кучума», - пишут местные историки. (Анатолий Юрьев, указанный труд, 9 стр.)
Хотя местный историк написал об этом так легко, событие последнего сражения завершилось трагически и для народа, и для семиьи Кучем хана. Поэтому хотим остановиться отдельно и подробнее на этих событиях. В начале хочется подчеркнуть, что в истории информация об Ирменском сражении очень скудна и противоречива. Начнем с русских летописей. Вот в наших руках летопись под названием “Румянцевский летописец”, составленная в XVII веке. В ней имеется краткая инфомация о последнем сражении за Сибирь:
Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромное богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял…» (Летописи Сибирские. – Новосибирск, 1991, стр.25.)
Конечно, в этой летописи нет особой новости и информации, но в примечании к абзацу “Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить”, содержится довольно полная информация: ”Кучум с небольшими отрядами неоднократно нападал на селения вокруг Тобольска, причем жертвами его набегов чаще всего становились татары, платившие русским ясак. После одного из таких нападений в 1591 г. воевода В.В.Кольцов-Масальский, сменивший Д.Чулкова на тобольском воеводстве, снарядил за Кучумом погоню. Кучум был настигнут 1 августа на р. Ишиме, у озера Чиликуль; в этом бою отряд Кучума был разгромлен, взяты в плен царевич Аблегирим и две жены Кучума, а оставшиеся в живых бежали. Но и после этого Кучум продолжал нападать на жителей различных селений; необходимостью обороны от этих набегов, в частности, было вызвано строительство Тары. Этот город стал отправным пунктом целой серии походов против Кучума – в 1594, 1595, 1597 гг. В походе, начавшемся из Тары 9 мая 1598 г. под началом воеводы князя Ивана Масальского, отряд Кучума был полностью разгромлен 20 августа на р. Оби – в бою пали 6 князей, 10 мурз, 150 воинов; 100 человек утонуло в Оби, 50 взята в плен. Кроме того, в плен были взяты сыновья Кучума царевичи Шаим, Асманак, Бибадша, Кумыш, Молла (в возрасте от 5 до 20 лет), восемь цариц – жен Кучума, жены старших сыновей Кучума, восемь царевен – его дочерей. Есть свидетельства о гибели в этой битве самого Кучума.” (Летописи Сибирские ..., стр.33-34.)
Это примечание к книге написала Е.И.Дергачова-Скоп, но не указала источник информации. Разумеется, Кучем хан не грабил татарские села, как написано в ней, а напрямую нападал на Тобольск и Тару, стремился прогнать русских из Сибири и восстановить свое государство. Начало Тарского похода против Кучем хана в разных источниках указана по-разному - кто-то пишет 9 мая, кто-то указывает начало августа. Так же руководителями военной операции одни называют Ивана Масальского, а другие - воеводу Андрея Воейкова. Одни источники пишут, что в летнем стане Кучем хана было 200 человек, а в вышеприведенном примечании приводится цифра более трехсот. И самое главное – в вышеуказанном примечании автор пишет о смерти Кучем хана в этом сражении, но доказательств не приводит. К вопросу об участии или неучастии Кучем хана на этом сражении мы еще вернемся, а сейчас обратимся к другим источникам.
«По указу царя Бориса Федоровича, в Сибири, из Тарского города ходиша воеводы за царем Кучумом и нашли на станах его, побиша и взяша у него осемь цариц, да три царевича и многой полон. Царь же Кучум утече со не многими людьми, цариц же и царевичев послаша в Москву.» (Сибирский летописец. – Тобольские губернские ведомости. 1892. № 10. 7 марта; Тарская мозаика…, стр.9.)
И здесь информации не много, но проясняется то, что при нападении русского войска Кучем хан там был, но, сказано, успел скрыться с немногочисленными людьми. Якобы восемь жен и трое сыновей Кучем хана были схвачены и отправлены в Москву. Этим сведениям тоже не очень вериться, здесь не сводятся концы с концами. И Г.Ф.Миллер, долгое время изучавший историю Сибири, в этом вопросе тоже недалеко ушел от русских летописей – материал скуден и противоречив.
… Бутурлином (воевода. – Ф.Б.) и князем Мосальским был получен царский указ собрать достаточное количество людей и всеми силами напасть на хана там, где он будет найден. Для этого в Тобольске и Таре поспешно вооружили 700 русских и 300 татар, с которыми князь Мосальский 9 мая 7106 (1598) г. выступил из Тары в поход. Точно не известны ни место, где русские встретили хана, ни время, когда именно он потерпел поражение. Большая продолжительность похода дает основание думать, что он был совершен куда-то далеко от Тары. Конец же этого дела был следующий: русские напали на хана в его становище, убили множество татар, взяли в плен шесть его жен с тремя сыновьями и двумя дочерьми и много знатных и простых татар, захватили все имущество ханского становища и весь скот и вернулись благополучно 23 августа в Тару, причем со стороны русских не было потеряно ни одного человека... Несмотря на успех описанного похода, победа была еще неполная, потому что не захватили самого хана и других его сыновей.” (Г.Ф.Миллер. История Сибири. Том I. – Москва, 1999, стр.292.)
Противоречия у Миллера – он отмечает, что последнее сражение началось 9 мая, а у других эта дата начало августа. По Миллеру – русским войском руководил Мосальский, у других – воевода Воейков. Откуда автор взял данные о трехстах татарах в составе русского войска, шедших войной против Кучем хана – тоже неизвестно, это количество очень много и сомнительно. Еще более удивляет незнание Миллером точного места и времени сражения. Его описание: «Кучем хана поймать не смогли» свидетельствуют об участии Кучем хана в этом сражении, однако оставшемся живым. В то же время, в том же труде он поместил Грамоту русского царя Михаила Федоровича, врученную 23 февраля 1623 года тюменским воеводам, в ней указано о назначении Гаврилы Иванова атаманом тюменских конных казаков. Как видно из царской Грамоты, именно этот Гаврила Иванов рассказал автору о своем завоевании Сибири, о войне против Кучем хана.
… И как с Ермаком Сибирь взяли, и Кучюма царя с курени збили, а царство Сибирское нам взяли, и мурз и татар разорили, и он де был посылан с Ондреем с Воейковым на нашу службу на тово же Кучюма царя, и божиею де милостию и нашим счастием тово царя Кучюма на Оби реке погромили и его убили, и жены его и дети взяли». (Г.Ф.Миллер, указанный труд, 447 стр.)
По словам этого казачьего атамана и по повторению его русским царем, Кучем хан был убит в сражении у реки Обь. Но если бы был убит Великий Хан, было бы его тело, а русские воеводы, сильно радуясь, сообщили бы об этом, куда нужно! Некоторые русские историки опровергают эту версию. “15 августа 1598 года новый отряд русских и татар тарского воеводы Андрея Воейкова после долгих поисков и блуждений встретился с войсками Кучума в Барабинской степи, - пишут они. – Долго длился бой, «царь Сибири» с ближними людьми бежал, чтобы вскоре погибнуть при неясных обстоятельствах. … Удалось избежать гибели и плена нескольким сыновьям Кучума, возобновившим борьбу с российскими людьми через несколько лет в союзе с калмыцкими тайшами». (Тарская мозаика…, стр.9.)
Доктор исторических наук Габделбар Файзрахманов, основательно изучивший историю Сибири, это событие оценивает несколько иначе. Он сообщает о выходе отряда Воейкова из Тары в начале августа, о составе отряда из 600 казаков и татар. По сведениям шпионов, сначала Кучем хан с семьей находился у озера Ик, затем перебрался ближе к реке Обь, вместе с ним было 500 приближенных и 50 бухарских торговцев. Как уже было сказано, 20 августа на рассвете, русское войско открыло огонь по спящим людям стана Кучем хана. Войлочные юрты быстро загорелись, а выбегавщих из них людей русские расстреливали в упор из ружей. Это была не война, а бойня, вооруженных лишь луком и стрелами татарских мужчин, выбегающих женщин, стариков и детей в одних легких одеждах расстрелу. Людей, прыгавших в воду, расстреливали в воде, убежавших в лес достигали пули и там...
На рассвете 20 августа 1598 г. Воейков с частью своих войск напал на Кучума, - пишет историк Габделбар Файзрахманов. – Началось ожесточенное сражение. Слабая вооруженность воинов Кучума привела к его поражению. Потери Кучума были огромны. Погибли его брат Алтын, сын Канай, 2 сына царевича Али, 6 беков, 10 мурз, 5 атаманов, 150 воинов, 100 человек при попытке переплыть Обь были расстреляны русскими. 5 человек из пленных были расстреляны или повешены. Была пленена большая часть семейства Кучума, в т.ч. 5 его сыновей – Асманак, Шаим, Бипадишах, Мулла, Кумуш. Были также взяты в плен 6 (по другим источникам 8) жен Кучума, 8 дочерей, пленены жены его сыновей и другие близкие”. (Габдельбар Файзрахманов. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века. – Казань, 2002, стр. 207.)
Габдельбар Файзрахманов взял эти сведения из “Сборника Исторических актов”, опубликованного в 1841 году в Санкт-Петербурге. (АИ. Т. II. – СПб., 1841. – С. 401, 402. - № 130.) Эти сведения значительно отличаются от остальных, показывают, что среди татар погибших было намного больше, точнее, кроме части семьи Кучем хана, находившиеся в стане все татары были уничтожены. А где же в это время находился сам Кучем хан? По некоторым сведениям, он в этом сражении погиб, был тяжело ранен, или спасся бегством, или же вообще его здесь не было, разные источники показывают по-разному. Габдельбар Файзрахманов пишет, что Кучем хан спасса бегством.
Кучуму, как всегда, удалось бежать. С ним были сын Али и некоторые из близких. Погоня Воейкова за Кучумом не дала результатов. Воейков пытался дипломатическим путем сломать Кучума и отправил к нему специального посла. Отправленному Воейковым послу Талмухамеду Кучум ответил отказом на примирение с царем». (Габдельбар Файзрахманов, указанный труд, 207 стр.)
Эти сведения автора тоже основаны на Исторических актах. Как видно, Кучем хан и на сей раз остался жив, возможно, даже не участвовал, так как есть и такие сведения. В своем историческом романе “Кучем хан” (Казань, 2007, 2011) я тоже написала, что Кучем хан не участвовал в этом сражени, а в степи собирал войско против русских – и такая версия довольно распространена. Отрывок из книги:
“... К вечеру кровавая битва уже закончилась, многие были убиты, кому было суждено попасть в плен – были пленены, теперь осталось лишь ждать Кучем хана с челобитной. Так как среди плененных и погибших было много его родственников, по мнению воеводы Воейкова, хан теперь остался в степи один.
Всех пленных привели на площадь, построили перед русским князем , Воейков с помощью переводчика приступил к выяснению их личности. Тулмухаммеда саида, считавшегося самым авторитетным из оставшихся в живых татар, вывели в центр площади, заставили назвать каждого члена семьи, внеся их в список. Выяснилось, что среди погибших было триста семьдесят воинов Кучем хана, двое внуков, пятеро воспитателей (аталык) детей ханского рода, шестнадцать мурз, а тридцать человек из ханского рода оказалось в плену.
Это кто такие! – закричал Воейков, посмотрев на стоящих в строю юношей в дорогой одежде.
Сыновья Кучем хана, - ответил Тулмухаммед саид. – Старшие Асманак и Шаим, младшие Бипатша, Молла, Комеш.
Оказывается в наши сети попали благородные птички! – воскликнул воевода. – Раз так, Кучем приползет к нам ползком! А эти женщины кто?
Жены и невестки Кучем хана, - сказал Тулмухаммед саид. - Солтаным бике со своей дочерью Толынбике, Саедиджан бике с дочерьми Дюрерпадишах, Матур и Караджан, Шапшан и Кобыл ханумы, а также жена Джан-Даулета, снохи Актолым с дочерью Гульсафат, Аксоерек с дочерью Акханым, , Шоглали с дочерью Асыфсолтан... Среди них также дочь Кучем хана Кумыс, супруга Али султана Ханзадэ и сын Хансояр, супруга второго сына Кучем хана Каная – Данай и их дочь Наурузбике...
Это хорошо! – произнес воевода Воейков, протирая руки. – Значит, Кучем хан приползет за ними до самой Москвы!
А эти, - продолжил Тулмухаммед саид, - мурзы и беки – Динмухаммед мурза со своей сестрой Ляляй тутаем, Байтирек мурза с супругой, Тука, Исанкилде, Караяулы мурзы и дети зятя Кучем хана, то есть внуки...
Чтение списка пленных продолжалось довольно долго, каждого человека зафиксировали соответственно чину и возрасту. Считавшиеся не нужными Москве, были повешены или зарезаны. Последним к кровавой плахе подвели Тулмухаммед саида.
Я могу приказать сейчас же отрубить тебе голову на этой плахе! – сказал воевода Воейков, заставив его встать перед собой на колени. – Но пока не стану этого делать! Получается, ты ханский саид, то есть, по-нашему архиерей, поп. Даю тебе пять дней, найдешь в степи Кучем хана и передашь ему наши слова. Если он по своей воле подчинится русскому царю и станет служить его величеству Борису Годунову, у него сохранится своя жизнь и жизнь семьи!” (Фаузия Байрамова. Кучем хан. – Казань, 2011, 270-271 стр.)
Разумеется, и в сюжете этого произведения, и в жизни Кучем хан на колени перед русским царем не вставал. Согласно историческим сведениям , татарские воины предприняли попытку нападения на город Тару, где находилась в плену ханская семья, но освободить их не смогли, в сентябре ханскую семью отправили в Москву. Там их ожидали жизнь в неволе, крещение и русификация... А оставшиеся в Сибири потомки Кучем хана еще на течение 200-лет вели борьбу против завоевателей, стояли во главе всех татаро-башкирских восстаний на Волге-Урале, и выжили как народ на родной земле.
А теперь обратимся к судьбе самого Кучем хана. Многие краеведы Новосибирской области и на последнее сражение, и на судьбу Кучем хана дают другую оценку. По их мнению, Кучем хан участвовал в этом сражении, был сильно ранен, его воины на лодке переправили хана в татарское городище на правом берегу Оби. То есть, летний стан Кучем хана и посевные площади располагались на левом берегу, последнее сражение произошло там же, а на правом берегу, на месте нынешнего Новосибирска, находилось зимнее городище татар. Историки изучили это место, зафиксировали его, сейчас оно называется Чатское городище. Чаты – одна из ветвей тех же сибирских татар, название данное учеными. В прошлые века этот чатский город называлось “Чертовое городище”, так как для русских подобное историческое место татар воспринималось городом чертей, и назвали соответственно. В путеводитель 1912 года город внесен именно под таким названием. А в эпоху татар эта крепость была известна как Цаттыр, то есть, “Чатлар”, а сам город назывался Мочигу.
Легенда о крепости Цаттыр. Еще одно наиболее известное древнее поселение находится в центре Новосибирска. Памятник этот тоже многослойный и история его тоже печальна. Поселение принадлежало чатским татарам, союзникам и кыштымам теленгетов. Чаты пришли на берега рек Обь и Чаус из разгромленного Сибирского ханства в конце XVI века. На высоком обрыве реки Каменки, на территории будущего Новосибирска (200-300 метров юго-западнее станции метро «Октябрьская») чаты поставили крепость Цаттыр, известную нам как «Чертово городище». По легенде именно здесь нашел свое последнее прибежище престарелый Кучум - последний сибирский хан. После ухода чатских татар здесь продолжали жить их потомки. На картах конца XIX века еще присутствует тюркское название этого поселения – Мочигуhttp://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-russko-teleutskaya-voyna. Автор - Голодаев Константин Артемович.)
Как пишет автор, последним пристанищем Кучем хана стал именно город Чат-Цаттыр-Мочигу, стало быть, русские не имели возможности близко подойти к нему. Другой автор пишет, что Кучем хан в этом сражении был тяжело ранен и вернулся в Чатское городище: “Побоище длилось недолго: к полудню татары потерпели сокрушительное поражение. Тех, кто вырвался из окружения, догнали уже у деревни Чемы, там, где сейчас расположена ОбьГЭС. Сам Кучум в разгар боя сумел ускользнуть и зализывал свои раны в селении чатских татар – Чертовом городище, то есть на том месте, где теперь стоят Белый Чум – Областной совет депутатов и Внешторгбанк.” (Александр Денисенко. Аргонавты Сибирской земли // Анатолий Садыров. Во славу Россеи... – Новосибирск, 2011, стр.240.)
Существуют сведения об участии кучем хана в этом сражении и о его отступлении, затем побеге на лодке, об этом зафиксировано в разделе “История Новосибирской области” сайта “Новосибирский краеведческий портал”: “На самой границе современной Новосибирской области (там, где сейчас проходит автотрасса, уходящая в бор, за которым начинается территория Алтайского края), в районе поселка Кирза, атаман Воейков напал на войско Кучума, стоявшее лагерем, и практически уничтожил его. Кучум в окружении отряда телохранителей бежал, но преследователи настигли его на том месте, где сейчас Новосибирская ГЭС. Произошло решающее сражение, которое закрепило продвижение русских на Восток и окончательно сломило сопротивление Сибирского ханства. Охрана Кучума, прикрывая отход хозяина, полегла в неравной сече, а сам престарелый хан (Кучуму было за 70) смог уйти на лодке вниз по Оби с несколькими приближенными [К сожалению, место, где происходило знаменитое сражение, ныне находится на дне Обского моря] “ (http://kraeved.ngonb.ru/node/1736).
По мнению краеведов Новосибирской области, Кучем хан в последнем сражении участвовал, получил тяжелое ранение, воины на лодке переправили его на правое берег Оби - в татарскую крепость. Возможно, это соответствует действительности, если бы он погиб в поле боя, существовала бы об этой событии официальная информация. Раз Воейков отправил Тулмухаммеда саида для передачи Кучем хану своего ультиматума (а этот факт зафиксирован), следовательно, он выжил и находился на недосягаемом для русских месте. Как когда-то Ермак, хвастаясь, донес Ивану Грозному “Я покорил Сибирь, Сибирь наша!”, рапорт Воейкова Борису Годунову “Мы разгромили Кучем хана!” тоже оказалось несколько преждевременным – складывается такое мнение. Потому что Кучем хан в это время еще был жив. Сначала сам, позднее его сыновья неоднократно нападали на русских , но сражение 1598 года вошло в историю как последнее.
Победа на Оби, несмотря на то, что Кучум потерял все свое богатство, почти всю семью и воинов, для русских была неполной, так как они не смогли покорить самого хана Кучума и его сыновей, - пишет историк Габдельбар Файзрахманов. – Начиная с 1582 г., русские в течении 16 лет вели войну против Кучума, но не смогли захватить его, а у Кучума хватило сил и воли почти два десятилетия воевать против захватчиков. После сражения на Оби Кучум продолжал оказывать сопротивление русским в степях Тобола и около Уральских гор, причинив им много бед.” (Габдельбар Файзрахманов, указанный труд, 207 стр.)
Как пишут историки, после обской битвы Кучем хан оказывается у берегов озера Зайсан, его замечали также у Тары и Тобольска. Об обстоятельствах смерти Кучем хана точно не известно, раньше русские, с целью принизить Кучем хана, писали, что он, “скитаясь по степи, умер как шакал”, писали, “что его забили до смерти калмыки или ногайцаы, даже башкиры”. Судя по историческим легендам татарского народа, Кучем хан героически погиб в поле боя, сражаясь за свою землю и страну. И люди признают в нем настоящего героя, и в память татарского народа Кучем хан вошел как героическая личность. Место захоронения Кучем хана до сих пор остается тайной, однако в народе по этому поводу бытуют различные мнения. Одно из преданий гласит, что и после завоевания Тобольска русскими, хан часто бывал в его окрестностях, а однажды захворал. По пути в Яла-Туру он скончался и похоронили его в Золотой гриве, в окрестности села Тубыл-Тура.
…А похоронили его на той стороне Тобола, на высоком холме, носящем название Алтын кыр (Золотая грива). Один старик рассказывал нам, что долгое время родственники Кучума приезжали раз в три года на поминки к нему на могилу, и он сам водил их туда». (Тобольский хронограф. – Омск, 1993, стр.40.)
В моем историческом романе «Кучем хан» он похоронен тоже на Золотой гриве, так как в художественном произведении автор имеет право выбрать вариант, близкий к своей идее. Существуют и другие версии относительно могилы Кучем хана. Скажем, казахский писатель Мурат Абдиров писал о его возможном захоронении у слободы Варна Челябинской области, между озерами Большая и Малая Кесене, у мавзолея под названием “Башня Тамерлана” (Мурат Абдиров. Хан Кучум: известный и неизвестный. – Алматы, 1996, стр.133). Он сообщает, что там могут находиться родовое захоронение сибирских ханов Шайбанидов. Мурат Абдиров пишет о получении данной информации у других ученых Казахстана. (Новожилов Г. Архитектурные памятники Казахстана. – Алма-Ата, 1968, стр.11-14; Токтабаев Ахмет. Кесене мазары. – Казакъ әдәбияты, 1988, декабрь.)
Летом 2010 года и я была на этом месте. Хотя мавзолей XIV века не имеет связи с Аксак Тимуром, но известно о глубокой древности этих мест. Более того, известно, что это специальное место - некрополь древних скифо-сарматских правителей. Поэтому здесь до сих пор встречаются каменные мавзолеи, пирамиды-курганы, захоронения с золотом и серебром. Чтобы не быть голословной, приведу мнение доктора исторических наук Г. Здановича:
Трудно найти человека в Челябинской области, который бы не видел или не был наслышен о “Башне Кисене”. Однако мало кто знает, что мавзолей построен на древнем погребальном поле. Тот участок ковыльной степи, что сохранился вокруг “Кисене”, служил кладбищем для многих поколений людей в течение почти четырех тысяч лет – от начала II тыс. до н.э. до XVII-XVIII вв. н.э.” (Г.Зданович. “Сохраним для потомков”, ”Челябинский рабочий”, 1982, №93, 7 августа.)
Как видно из этой записи, мавзолей Тамерлан – Кисене стоит на четырехтысячи летних древних захоронениях. Автор пишет об их принадлежности к бронзовому веку, скифо-сарматскому периоду, называя эти могильники-курганы пирамидами, он отмечает о наличии здесь каменных статуй и связывает все это с тюркской эпохой. Поэтому вполне возможно, что здесь похоронены ханы Золотой Орды, в том числе династии Шайбанидов и потомок этой династии Кучем хан.
Ходят слухи, что тело хана покоится в крепости Чатского городища – на месте центра современного Новосибирска. На это место татарские активисты области установили памятный камень, который стоит и поныне, но историческую надпись кто-то сорвал и зеленой краской написали: “Зеленым – зеленая смерть!” На месте, где когда-то располагалась крепость-укрепление и городище чатских татар, где Кучем хан залечивал свои раны, сегодня возвышается трехголовый крылатый дракон высотой около десяти метров. Внизу, между его ногами, сидит уродливый карлик, похожий на Кучем хана и на Кащея Бессмертного, а рядом лежит открытый сундук с золотыми и серебряными драгоценностями... На кольце карлика выгравирована большая буква “К”... И трехголовый дракон, и карлик можно понять как намек на татар. В добавок, под соусом “Первопроходцы Сибири” намереваются воздвигнуть памятник Ермаку, якобы именно он проложил дорогу в Сибирь...
Да, историю пишут победители, и пишут ее в свою пользу. С историей Сибири то же самое - в ней нет места героям-татарам, в захватнической войне русских они изображаются лишь как фон. Как ни жаль, но сибирские татары не смогли подготовить своих специалистов, способных написать свою историю, а казанские историки не смогли пройти дальше Тюмени-Тобольска. Хотя только в той же в Новосибирской области столько нераскрытой татарской истории, спрятанных под землю тайн, ушедшее под воду национальное наследие... Сказали, что здесь среди темных лесов, сохранились каменные тюрко-татарские пирамиды-курганы, они расположены около древних татарских городов и сел. Кто придет и изучит, чьим наследием будет признана эта древняя история, или придут китайцы и напишут все это как свою историю?
В начале статьи был поставлен вопрос “Кто завоевал Сибирь?”. Конечно, не головорез Ермак, он здесь нашел свою смерть. Сибирь звоевала Московская-Российская регулярная армиия с помощью огнестрельного оружия в течение десятков лет. То есть это была война не между Ермаком и Кучем ханом, а между двумя государствами – Московией и Сибирским ханством. И этой войне до сих пор не поставлена точка, так как Кучем хан не сдался врагу по своей воле, между странами не заключен мирный договор, формально они находятся в состоянии войны. И эта война не последняя, необъявленная война за Сибирь, нынче ведется китайцами, они претендуют на эти земли, здешнюю древнюю историю они пишут как свою. Поневоле вспоминается китайская пословица “Когда дерутся два льва, заяц достается лисице”. Ограбленная, израненная и превратившаяся в каторгу Сибирь, и русские, отнявшие у татар страну, земли, язык, веру, жизни отнажды могут сами оказаться в положении Кучем хана и повторить судьбу сибирских татар. Тогда уже статью “Последнее сражение, или кто завоевал Сибирь?” будут писать русские ученые, чудом оставшиеся в живых после китайского нашествия...
... Вот я в Сибири, на лесной поляне, стою на месте последнего сражения...
Хотя местные историки и пишут, что место сражения осталось под Обским водохранилищем, но это не соответствует действительности, иначе русские казаки Новосибирска здесь не установили бы памятный камень. Скорее всего, ложная весть распространена для того, чтобы другие не посещали это место. И татары никогда здесь не бывали, и не поминали своих усопших, ожидающих от нас молитвы... А ведь эти земли для сибирских татар, подобное месту трагической судьбы Казани! Мы оказались первыми татарами, нашедших среди болот это историческое место. Мударрис Абакиров из мечети “Ихлас” Новосибирска прочитал суру “Ясин” из Корана, совершив намаз нафел, мы помолились за души наших предков, погибших защищая страну, свою землю, веру и народа... Пусть их души будут спокойны, место - в раю!
Как уже было сказано, 20 августа 1998 года в честь победы над татарами на Ирменьском лугу, русские казаки Новосибирска установили здесь памятный камень. Эта кровопролитная война-резня была оценена как "Великая победа русских воинов". Резня спавшего народа перед рассветом, оказывается, здесь считается большой победой… По описанию Миллера, в этом сражении со стороны русских не было ни одного убитого, следовательно, спящих татар подожгли и расстреливали в упор из ружей …
Я рассказала об этом в Новосибирске, Казани и Тобольска религиозным деятелям и представителям национальных общественных организаций. Далее, мы пришли к единому мнению организовать и провести в ближайшее время, особенно к 420-летию Ирменьского сражения, День памяти сибирских татар, совершить молитву за усопших и установить здесь свой памятный камень. И на научно-практической конференции, прошедшей 5 августа 2016 года в Тобольске, об этом была принята специальная резолюция, там было написано “Провести «Хәтер-көн» (День поминовения) с чтением молитв 20 августа 2018 г. у впадения р. Иримень в Обь”. То есть отныне для сибирских татар 20 августа будет Днем памяти погибших за свое государство, за родную землю и веру. Мы живы, поскольку жива Память, и великая история народа, ее неисчислимые трагедии навечно закодированы в клетки нашей крови...
Фаузия Байрамова,
писатель, кандидат исторических наук.
2016 год, 23 августа.
Использованная литература:
Абдиров Мурат. Хан Кучум: известный и неизвестный. – Алматы, 1996.
АИ. Т. II. – СПб., 1841. – С. 401, 402. - № 130.
Архив ЛОРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 15. Л. 161. об.
Бәйрәмова Фәүзия. Күчем хан. Тарихи роман. – Казан, 2011.
Бәйрәмова Фәүзия. Ачылмаган татар тарихы. – Казан, 2011.
Бәйрәмова Фәүзия. Туран иле. – Казан, 2008.
Денисенко Александр. Аргонавты Сибирской земли // Анатолий Садыров. Во славу Россеи... – Новосибирск, 2011.
Зданович Г. Сохраним для потомков // Челябинский рабочий, 1982, №93, 7 августа.
Летописи Сибирские. – Новосибирск, 1991.
Миллер Г.Ф. История Сибири. Том I. – Москва, 1999.
Новосибирский краеведческий портал. http://kraeved.ngonb.ru/node/1736.
РГАДА. Ф. 214. Кн. II. Л. 324-330.
Сибирский летописец. – Тобольские губернские ведомости.. 1892. № 10. 7 марта.
Тарская мозаика. – Омск, 1994.
Тобольский хронограф. – Омск, 1993.
Файзрахманов Габдельбар. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века. – Казань, 2002.
Юрьев Анатолий. Тара: годы, события, люди. – Омск, 2005.