ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 4 мая 2017 г.

Как жили мы борясь - Не бойся я с тобой

В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей

http://m.islam-today.ru/novosti/2017/05/02/v-kazani-poctili-pamat-vydausihsa-tatarskih-religioznyh-deatelej/

В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей

День памяти на Ново-Татарском кладбище.
День памяти на Ново-Татарском кладбище.
Сегодня в Казани на Ново-Татарском кладбище по инициативе Духовного управления мусульман РТ и Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама прошел традиционный День памяти наставников.
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
В месте, где покоятся более полусотни татарских религиозных деятелей, просветителей и ученых, почтить их память собрались представители мусульманского духовенства и татарской интеллигенции, органов власти, депутаты, родственники, студенты, шакирды, журналисты, в том числе муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, муфтий города Москвы и председатель ДУМ Чувашской Республики Альбир Крганов, председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев и другие.
Все они во главе с муфтием РТ прочли дуа у могил Миркасыма Усманова, Туфана Миннуллина, Шигабуддина Марджани, Галимджана Баруди, Закарии Минвалеева, Габдулхака Саматов, Ахматзакит Сафиуллина и др.
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
- Татарских религиозных деятелей знают и чтят далеко за пределами Татарстана и России, их именами называют мечети, публикуют их труды, - отметил в разговоре с журналистами Камиль хазрат Самигуллин. – Наш долг – передать их наследие молодому поколению татарстанцев. Великая причина, по которой мы собрались здесь сегодня, еще раз напоминает нам об этом, формирует в обществе правильные авторитеты и ориентиры, дает возможность услышать уникальные воспоминания из жизни и деятельности наших наставников от их учеников, коллег и родственников.
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
День памяти наставников продолжился чтением Корана в медресе имени 1000-летия принятии ислама, произнесением мунаджатов и коллективным обедом.
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
Традиция читать дуа у могил выдающихся татарских просветителей и ученых существует с 2005 года. Первыми на могилы известных проповедников стали приходить студенты и преподаватели Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама.
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей
В Казани почтили память выдающихся татарских религиозных деятелей

100 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ МУСУЛЬМАНСКОМУ СЪЕЗДУ.

https://www.facebook.com/gayar.iskander/posts/1325469047548945

100 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ МУСУЛЬМАНСКОМУ СЪЕЗДУ.


Но вспомнили ли об этом в Региональной татарской автономии Москвы, а также председатель Федеральной автономии татар Ирек Гильмутдинов, занимающие это здание? А также духовные лидеры мусульман?
Из Википедии:
Всероссийский съезд мусульман состоялся 1—11 мая 1917 года в Доме Асадуллаева в Москве. Помещение для проведения съезда предоставил сын Асадулаева. Данный съезд был своего рода продолжением четырёх Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905—1906 и 1914 годах. Разница в нумерации связана с тем, что после Октябрьской революции 1917 года было принято решение с 1917 года заново начать нумерацию съездов. Инициатором проведения съезда стала мусульманская фракция Государственной думы IV созыва. Решение о созыве съезда было принято в марте 1917 года на совещании в Санкт-Петербурге.
Москва. Май 1917 года.В Москве проходит I Всероссийский мусульманский съезд. Важнейший его момент – выборы в Духовное собрание. Муфтием Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири избран имам Пятой казанской соборной мечети Галимджан Баруди. Баруди удалось опередить четырех кандидатов, среди которых были такие авторитные люди, как С. Максуди, Х. Габяши, М. Бигиев и Г. Буби. Муфтий впервые не назначен императором, а избран на свободных выборах. Членами Духовного собрания стали Абдулла Сулейманов – имам Нижегородской мечети, Кашшафетдин Тарджиманов – имам мечети Ново-Татарской слободы города Казани, Худжатул-Хаким Махмудов – имам города Тургая той же области, Салихджан Урманов – член Духовного собрания и. Гумар-Карашев – имам казахской Букеевской орды. Наконец, одним из казыев Духовного собрания стала Мухлиса-Ханум Бобинская – впервые в истории мирового мусульманства одну из высших духовных должностей мусульман заняла женщина (это произошло в то время, когда в мусульманских странах даже посещение мечетей для женщин было запрещено!). Вместе с ней казыями Духовного собрания избраны Салихжан Урманов, Кашшафутдин Тарджиманов и Габдулла Сулейманов, представляющие джадидидов. Участвовало в работе съезда свыше 900 человек, около 800 делегатов представляли организации и политические партии разного толка – от консервативных до радикальных. Исключение составили те, которые примкнули к большевикам. На съезде присутствовали корреспонденты ведущих газет Москвы и Петрограда, английские и американские журналисты. Съезд открылся чтением аята, стиха из Корана и вступительной речью ученого-богослова М. Биги из Петрограда. Президиум съезда: Ибрагим Ахтямов (Уфа), И. Алкин, А. Цаликов, С. Якубова (Казань). М. Биги, мулла X. Габаши (Казанская губерния), X. Досмухамедов (Уральская область), Г. Исхаки (Москва), Ф. Карими (Оренбург), Дж. Саидахметов (Крым), А. Топчибашев (Баку), У. Ходжаев (Туркестан). От имени Временного правительства с приветствием к съезду обратился глава Департамента инославных и иноверных исповеданий Министерства внутренних дел С. А. Котляревский, подчеркнувший, что решение вопросов о внутреннем государственном устройстве России относится к компетенции Учредительного Собрания, что Россия должна оставаться единой. Муфтий Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири имам Пятой казанской соборной мечети Галимджан Баруди с участниками Всероссийского съезда мусульман 1917 г. Для работы на съезде были созданы девять секций: по внутреннему государственному устройству России, по рабочему вопросу, аграрному вопросу, женскому вопросу, по подготовке к выборам в Учредительное Собрание, по военному вопросу, религиозному вопросу, просвещению, местному управлению. По докладу Цаликова об отношении к войне съезд единогласно принял 4 мая резолюцию, в которой выражался протест против империалистической политики, приветствовались обращение Петроградского Совета РСД к трудящимся всего мира и заявление Временного правительства от 27 марта о целях войны, говорилось, что мусульмане выступают за мир, без аннексий и контрибуций, считают необходимым защищать Россию во имя борьбы за свободу. После доклада Г. Терегулова (Уфа) было решено (по предложениям преподавателя медресе в Уфе З. Кадыри, от имени секции просвещения), что начальная школа является всеобщей, обязательной и бесплатной с преподаванием русского. Заслушав доклады бывшего члена 1-й Государственной Думы С. Алкина (Казань) и имама К. Тарджемани (Казань), съезд решил (6 мая) реорганизовать Оренбургское магометанское Духовное и избрать временное Духовное управление. 11 мая состоялись выборы Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири (для большинства мусульман бывшей Российской империи). 292 голосами против 257 главой Духовного управления (муфтием) был избран ученый-богослов Г. Баруди (Казань). Окончательное решение аграрного вопроса откладывалось до Учредительного Собрания, до того времени следовало придерживаться решений, принятых Всероссийским крестьянским съездом. 10 мая башкирские делегаты заявили, что разрешение аграрного вопроса в Уфимской губернии оставляют открытым до созыва Всебашкирского съезда в Оренбурге. Делегаты Туркестана также заявили, что решения по аграрному вопросу не распространяются на Туркестан и районы проживания киргизов (казахов). По женскому вопросу после докладов И. Туктаровой (Казань), Ф. Кулахметовой (Казань) и М. Биги съезд постановил, что мусульманки и в политических и в гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами, которым запрещается многоженство. По рабочему вопросу после докладов М. Ходжиева (Ходжент) и Терегулова принята резолюция представителя рабочих Н. Мухтарова (Казань); введение 8-часового рабочего дня, пенсионного обеспечения за счет работодателя, инспекции по соблюдению рабочего законодательства и условий труда рабочих, запрещения труда детей и подростков до 16-летнего возраста, женского труда на вредных работах, штрафов и т. д. По докладам полковника И. Галиева и товарища председателя Казанского гарнизонного мусульманского комитета А. Монасыпова был поставлен вопрос об отмене воинской повинности; армия, до тех пор пока она существует, должна строиться по национальному признаку. По докладу Исхаки и выступлениям Г. Ибрагимова (Уфа), Валиди и других решено на выборах в Учредительное Собрание создать блок мусульман, допустимы соглашения с политическими партиями других народов, которые находятся не правее трудовиков. 11 мая принята резолюция по докладу Исхаки об образовании Всероссийского Центрального мусульманского Совета (Милли Шуро) – «Совет российских мусульман» – для руководства и координации действиями мусульман страны; в Милли Шуро (местонахождение – Москва) от мусульман Внутренней России и Сибири, Туркестана и Крыма (делегаты от Кавказа и литовских татар отложили выборы своих представителей до возвращения домой) были избраны 30 членов во главе с Цаликовым, из них избрали Исполнительный комитет (местонахождение – Петроград), состав которого менялся. В разное время в него входили: С. Мамлеев (Уфа), А.-З. Валиди (представлял Туркестан), Д. Досмухамедов (Уральская область), Г. Исхаки (Москва), И. Леманов (Крым). Ш. Мухамедьяров (Петроград), В. Таначев [Казань, представитель Букеевской орды (Астраханская губерния)], Ф. Хан-Хойский (Баку), У. Ходжаев (Ташкент), А. Цаликов (Петроград), И. Шагиахметов (Туркестан), З. Шамиль (Петроград, представитель Кавказа); председатель – Исхаки.

Мнение о Программе Интернациональной Партии России

Я ознакомился с ее Программой http://ipr.com.ru/programmanews.html, но то что в ней предлагается этого не достаточно. Пункт о включении букв из национальных алфавитов в русский алфавит чтобы было удобно при делопроизводстве это хорошо, но унификация нац алфавитов это настораживает. Евразийство имеет множественные толкования. В ее программе нет пункта чтобы все коренные народы страны стали государство образующими в РФ, нет пункта чтобы все языки коренных народов страны сделать государственными языками РФ. При этом их изучение было бы обязательным лишь для их носителей а другим по желанию. А русский язык остался бы и языком меж национального общения. И принятия ФЗ о финансировании гос языков РФ из Федерального бюджета пропорционально количеству носителей языка. В ихней Программе сделаны некоторые послабления в сторону коренных народов страны. Но при этом говорится о общей Родине. Или вот еще пункт из ее Программы -" ИПР считает необходимым решительно бороться за единство россиян, как необходимое условие выживания страны в ответ на внешние и внутренние угрозы. Реализация данного принципа потребует создание благоприятного климата во взаимоотношениях человека и общества путем ликвидации мифических барьеров между людьми и народами, устранения исторических перекосов, дезинформации, отмены решений, препятствующих позитивному осознанию и восприятию одной из главных идей страны: «Россия – общий дом» - основной составляющей российского патриотизма, с базовым принципом: родная земля-культура-язык-история." Нет нм слова о соблюдении прав коренных народов закрепленных нормами Международного права, Нет в ней ни слова как будут сохраняться и развиваться языки коренных народов. В заключении хочу сказать что да она лучше чем программа других партий РФ, но это лишь первый этап, но дальше ИПР идти не хочет. Небольшое послабление имперской модели развития, придания ей некоторого лоска и все. Почему бы не сменить название страны на например Евразийско-Азиатский Союз или Конфедерация, Федерация. Страна должна формироваться по национальному принципу, как федерация равных коренных народов. Совет Федерации должен быть двух палатным Совет территорий и Совет коренных народов. Нет смысла тратить силы и время на то,что не даст нового импульса в развитии страны, т.е ее коренных народов и равном соблюдении прав человека и коренных народов. С уважением, Аскер Бикбаев Заместитель Председателя НДП Ватан 4мая 2017 года

ЮНЕСКО приняла резолюцию против оккупации Иерусалима



http://www.ansar.ru/sobcor/yunesko-prinyala-rezolyuciyu-protiv-okkupacii-ierusalima

ЮНЕСКО приняла резолюцию против оккупации Иерусалима


Исполнительный совет ЮНЕСКО принял резолюцию, осуждающую действия Израиля в оккупированном Иерусалиме и секторе Газа, что было поприветствовано палестинскими лидерами как «победа международного права».
Резолюция характеризует Иерусалим как оккупированный город и признает суверенитет Израиля над ним «не имеющим законной силы». Документ поддержали 22 государства, как сообщил представитель ЮНЕСКО, тогда как против проголосовали США, Германия, Италия и еще 7 стран, сообщает Al Jazeera.
Палестинский министр иностранных дел Рияд Малки поприветствовал исход голосования и заявил, что мир предпочел «занять сторону правых перед лицом израильской несправедливости и оккупации».
«Мы будем защищать наше наследие и культуру, наше прошлое и наше будущее», - отметил Малки.
Инициаторами резолюции стали Алжир, Египет, Ливан, Марокко, Оман, Катар и Судан.
Стоит отметить, что Палестина является членом ЮНЕСКО с 2011 года.

Меркель: Мы хотим, чтобы Украина получила доступ к своей государственной границе


http://gordonua.com/news/war/merkel-my-hotim-chtoby-ukraina-poluchila-dostup-k-svoey-gosudarstvennoy-granice-186232.html

Меркель: Мы хотим, чтобы Украина получила доступ к своей государственной границе

На совместной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что реализация политической части Минских соглашений невозможна без прекращения огня и передачи Украине контроля над ее государственной границей. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в рамках Минских договоренностей Украина должна получить доступ к государственной границе, после чего станет возможной реализация политической части соглашения. Об этом она заявила на совместной пресс-конференции с президентом России в Сочи, передает корреспондент "ГОРДОН".

"Мы хотим, чтобы Украина получила доступ к своей государственной границе, это тоже часть Минских договоренностей, а затем уже – обеспечить политическое решение, которое направлено на проведение местных выборов. Мы этого еще не добились, но это не значит, что нужно забыть о существующем соглашении", – заявила она.
Канцлер Германии подчеркнула, что проблемы Минских соглашений не в их содержании, а в их выполнении.
"У меня убедительная просьба к российскому президенту обеспечить перемирие. Потому что только тогда мы имеем предпосылки для решения других проблем, в том числе и статуса этого региона", – подытожила она.
Минские соглашения, регламентирующие разрешение конфликта на Донбассе, были подписаны в феврале 2015 года. Они предусматривают прекращение огня, отвод тяжелой техники от линии соприкосновения, освобождение всех заложников, а также восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины в Донецкой и Луганской областях.

Отдадим Крым — вот тогда заживём! Явлинский предложил решить крымский вопрос ради выползания из бедности

http://31videos.ru/?p=5049

Отдадим Крым — вот тогда заживём! Явлинский предложил решить крымский вопрос ради выползания из бедности

Лидер «Яблока» заявил, что при отмене санкций Россия сможет на 30% увеличить пенсии
Основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский в очередной раз призвал созвать международную конференцию по Крыму, чтобы затем выйти на повторный «легитимный референдум». Таким образом, отмечает Явлинский, Запад сможет снять санкции с России и российский бюджет получит такие дополнительные доходы, которые позволят на 30% увеличить пенсии и в три раза поднять среднюю зарплату врачей.
фото: Лилия Шарловская
Григорий Явлинский.
На сайте Григория Явлинского появились его высказывания относительно крымского вопроса. Политик пишет, что во Франции, где готовятся к президентским выборам, один из серьезных кандидатов Франсуа Фийон предложил провести международную конференцию по Крыму. Явлинский напомнил, что он выступал с подобными предложениями еще в 2014 году.
По его словам, в Кремле не хотят признавать, что «была допущена грубая ошибка, которая уже загнала Россию в изоляцию, превратила в мишень для санкций».
Явлинский напомнил, что Россия сама передала эту территорию соседу и затем более двух десятилетий на основе подписанных международных договоров считала безусловно территорией Украины. Политик также напомнил известное интервью президента России Владимира Путина от 2008 года, в котором он говорит, что Крым не является спорной территорией и что там не было конфликта, наподобие конфликта Южной Осетии и Грузии и что Россия давно признала границы сегодняшней (того времени — ред.) Украины.
Также Явлинский отметил, что новые границы России признали только 10 из 193 стран-членов ООН и что такая страна, как Россия, не может существовать без международно признанных границ.
«И эту проблему, как и проблему санкций, надо решать. Решение, в котором заинтересованы все, а прежде всего Россия и Украина, — это организация и проведение в Крыму легитимного референдума под полным международным контролем», — отмечает Явлинский. Он добавил, что для организации такого референдума и требуется созыв международной конференции по Крыму с участием всех заинтересованных сторон. «Решения конференции станут обязательными как для Москвы, так и для Киева», — подчеркивает лидер «Яблока».
Следом Явлинский привел данные, что за период действия санкций с 2014 по 2017 годы потери России составят около «$170 млрд, или более 9,5 трлн рублей». Политик пишет, что если санкции будут отменены, то Россия сможет «увеличить примерно на 30% пенсии всем пенсионерам, на 78,7% — консолидированный бюджет здравоохранения и на столько же консолидированный бюджет образования. А еще можно в три раза увеличить среднюю зарплату всех российских врачей».
«Пора прекратить сползать в бедность. Пора возвращаться в поле международного права и Конституции Российской Федерации. Пора исправлять политические ошибки», — говорит Явлинский.
Источник: mk.ru

Али Бардакоглу о проблемах современного восприятия фикха


http://e-minbar.com/islamic-anthology/ali-bardakoglu-o-problemah-sovremennogo-vospriyatiya-fikha

Али Бардакоглу о проблемах современного восприятия фикха

Каждый из нас испытывает на себе влияние внешних факторов, но мы, как и наши предшественники, зачастую недооцениваем ту эмоционально окрашенную среду, влиянию которой мы подвержены. Современное восприятие фикха тоже является продуктом нынешней эпохи, но в наше время совсем не просто понять, как и при каких условиях мы пришли в такое состояние? Что стало произошло под влиянием изменившихся условий, а что досталось нам в наследство? Конечно, мы можем охарактеризовать наше нынешнее положение, не задаваясь такими вопросами и сосредоточившись на самих себе, но этого будет недостаточно. Реальность же такова, что мусульманские общества и страны прошли через многочисленные испытания, прежде чем вступили в нынешнее столетие.
За последние два века мусульманские страны значительно отстали в сфере науки и технологий. Турция не находилась под колониальным гнетом, но большинство других мусульманских стран пережили его. История борьбы за независимость и создания национальных государств, разногласия, доставшиеся в наследство от колониального прошлого, восторженное или, наоборот, критическое восприятие востоковедческого подхода к религиозным наукам, тоталитарные и полутоталитарные режимы, определяющие внутреннюю политику стран, оппозиционные движения, движения сопротивления и попытки увязать всё это с религией, исламисты и их борьба внутри своих стран и другие факторы оказали глубокое воздействие на содержание религиозных наук. В частности, опыт в области фикха, накопленный в прошлом, стал без обсуждения применяться к современной правовой системе; его преподносили под новыми заголовками и использовали в полемике.
Фикх оказался важнее почти всех наших потребностей, утверждений и представлений, связанных с земной жизнью. Хотим построить государство — обращаемся к фикху, нужно наладить отношения с соседями — фикх в помощь, нужно выстроить политическую систему — снова прибегаем к фикху. Вдобавок ко всему менталитету нашего народа не присуща инициативность, он довольно пассивен, и многие живут по принципу “все вокруг происходит по воле свыше или по приказу от вышестоящих”. Поэтому фикху была отведена роль наставника, который всегда объяснит, что нужно делать. Говоря другими словами, начиная с прошлого столетия мусульмане стали возлагать на фикх слишком много, опираясь в своей борьбе и полемике только на него. В итоге пострадавшими оказались не те, кто поступал так, а сам фикх. Одни люди сменяли других, а ответственность, возложенная на фикх, росла и росла. Для того чтобы справиться с ней, фикх нуждался в обновлении, но не смог и просто не мог обновиться. Это не могло произойти в одночасье.
Как результат, мы вступили в новую эпоху, лишившись ощутимой доли уверенности в собственных силах. Часть общества возложила всю ответственность за случившееся на религию, другая, напротив, принялась искать утерянное в религии, связав с ней все свои чаяния. Два диаметрально противоположных лагеря начали чуждаться друг друга, хотя логика обоих подходов была одинаковой. К примеру, во времена, когда автор учился в школе с религиозным уклоном, ислам преподносился как «третий путь», альтернативный капитализму и социализму, как идеология, способная превзойти эти две системы. Наше поколение выросло на этом убеждении, отголоски которого сохраняются по сей день, и в те времена мы были рады ему, потому что, опираясь на ислам, мы смело бросали вызов любому мировому гегемону. Во всей этой суматохе и формировалось нынешнее восприятие фикха.
Однако в том виде, в каком мы унаследовали его из прошлого, фикх был неспособен выдержать такую ношу. Наверняка, если бы развитие фикха протекало в естественном гуманитарном русле, то проблема была бы решена сама собой. Ведь в этом и заключается основное предназначение фикха. Но этого не случилось, и мы, стараясь защитить фикх, стали чаще делать ударение на его религиозную сущность. Отождествление фикха с религией и шариатом в свою очередь привело к тому, что по причине фикха нападки на ислам и шариат стали ещё сильнее. Две диаметрально противоположные позиции питали и сдерживали друг друга. Порой проблемы пытались решить, преподнося фикх в таком масштабе, будто он способен дать ответы на все вопросы и предложения на индивидуальном, общественном и даже международном уровне. Но оба подхода были в одинаковой степени тупиковыми.
Проникновение фикха, имеющего главным образом практическое предназначение, в сферу вероучения и акцент на его религиозном характере тоже были тактикой, обусловленной сложившимся положением. Ведь чем сильнее фикх и религия переплетены друг с другом, тем меньше вероятность возражений со стороны верующих. Мы фактически сказали сомневающимся: «Брат, разве ты не мусульманин? Если ты веришь в религию, то обязан верить и тому, что фикх способен разрешить проблемы современности и справиться с этой задачей. В конечном итоге это же вопрос веры. Религия ниспослана Аллахом, и фикх — это шариат Аллаха, а шариат способен разрешить все проблемы в обществе. Фикх справится с этой задачей не только в XXI веке, но и в глобальном масштабе до самого Судного дня».
Таким образом, религия, шариат и фикх были настолько переплетены между собой, что как бы оказались связанными общей судьбой. К примеру, в теологических факультетах Турции фикх стал преподаваться как мусульманское право. Мы с удовлетворением восприняли такой переход от фикха к мусульманскому праву, потому что право, принятое нами и призванное решать определенные задачи, становилось исламским, ниспосланным Аллахом правом и превращалось некую «систему», реальное выражение и рациональность которой уже не представляли для людей особого значения. Не было надобности обновлять его, и людям оставалось только повиноваться и послушно следовать ему как праву, которое установил Аллах. Как мы принимаем, скажем, существование ангелов, так же нам полагалось принять правильность и легитимность положений фикха-права.
Между тем известно, что фикх — это не догма. Если бы это было так, то он стал бы частью вероучения. В основах религиозных убеждений Аллах определил для нас то, во что мы должны верить. Религия же состоит из вероучения и шариата. Вероучение складывается из того, во что мы должны верить, а шариат и фикх — хотя это не одно и то же — регулируют наши поступки.
Таким образом, в современную эпоху фикх стал символизировать гневливость, консерватизм и реакционность нашей религиозности; на него возлагались надежды, он использовался в полемике, и, как следствие, фикх потерял свой естественный гуманитарный характер и стал восприниматься и преподноситься главным образом как идеологическая наука. В таком виде фикх стал навевать тоску и печаль. И хотя для категоричных сторонников традиции и традиционных религиозных знаний такое положение вещей на первый взгляд казалось успокоительным и обнадеживающим, по мере усиления воздействия внешнего мира и появления новых потребностей, диктуемых естественным ходом жизни, ситуация стала складываться не в пользу традиционной религиозной науки. Такая неблагоприятная обстановка все больше проявляет себя в последнее время. На нынешнем этапе частое упоминание и подчеркивание религиозной природы фикха, наряду с поводом для полемики вокруг сущности вопроса, является в еще большей степени попыткой наспех обеспечить легитимность учению с сильно подорванной, в виду отсутствия социальной почвы, основой для восприятия и вывести его за пределы сферы рационального обсуждения. Однако этот метод, бросающий тень на гуманитарную направленность фикха и переносящий его в идеологическую плоскость путём упразднения его рациональности и естественной легитимности, повышает риск искажения восприятия религии обществом и расхождения взглядов в отношении религии.
Вытеснение фикха в область вероучения является несправедливостью по отношению к самому фикху. Это не прибавляет ему авторитета, а, наоборот, лишает его прочной основы, замораживает и превращает в догму. Впрочем, так оно и произошло. В результате мусульмане, как политики, так и богословы, стали разрываться между двумя мирами. В условиях такой двойственности фикх стал олицетворением прошлого, ностальгии и даже религиозной приверженности. Мусульмане стали строить свою жизнь на основе рациональных принципов, но в то же время уверовали в фикх как в систему идеалов и чаяний, существующую в ином мире. При этом вера в фикх зачастую превращалась в мерило религиозности или даже в тест на религиозность. Говоря другими словами, позаимствовав представления о фикхе из мира чаяний, мусульмане стали использовать его для измерения степени набожности друг друга. В результате, даже когда между собой мы обсуждали, насколько то или иное правило классического фикха применимо в сегодняшнем мире, прилюдно мы продолжали убеждать друг друга в том, что это необходимо, и оценивали друг друга по этой убежденности. Примеров тому можно привести много, и каждый из них может стать поводом для горячего религиозного диспута. Побитие камнями за прелюбодеяние, смертная казнь за вероотступничество, запрет на рост при продуктовом бартере, право попечителя на сочетание подопечной браком по принуждению или в несовершеннолетнем возрасте, эксклюзивное право мужчины на развод могут стать поводом для таких дискуссий. И хотя обсуждение этих вопросов признается нужным, отсутствие каких-либо серьезных шагов в этом направлении почему-то объясняется внешним давлением или обеспокоенностью, что звучит не очень убедительно. Получается, что мы еще не уверены в том, что в реальной жизни есть ответы на все эти вопросы. Или мы будем и дальше объяснять это просто слабой верой? В сочинениях по мусульманскому праву или фикху, написанных за последнее время, в том числе в арабском мире, присутствуют все эти чаяния, представления и ожидания, но практически нет видения того, каким должен быть фикх в XXI веке.
Атмосфера протестов и возражений, в которой вырастают сегодняшние ученые в области фикха, основательно повлияла и на язык самого фикха. По этой причине преподавание фикха и создание законоведческих трудов на современном этапе не отделились от попыток решительно уберечь фикх от всего нового и защитить его от критических нападок. Такое душевное состояние, а именно — соперничество факихов в том, кто из них ближе к фикху, и рефлекторные попытки уберечь фикх от всяческих нападок и критики, очень похоже на то, когда пациенту перерезают жизненно важный сосуд и подключают его к аппарату искусственного жизнеобеспечения в реанимационной палате. В том, что в нынешних условиях фикх оказался загнанным в угол и вытесненным на периферию, значимую роль сыграли и внешние факторы, но это не повод закрывать глаза на перечисленные выше внутренние причины. А богословы почему-то предпочитают концентрироваться именно на внешних факторах, пренебрегая той сферой, за которую они в прямом ответе.
«Бескомпромиссное» приятие классического фикха на мыслительном уровне в сочетании со стремлением идти в ногу с «велениями времени», на первый взгляд, позволяет нам пребывать в уверенности, что задача выполнена. Но в такой ситуации фикх оказывается не более чем «частью истории права мусульманских обществ», в то время как сами мусульмане всё больше секуляризуются. Восхваляя фикх и осыпая проклятиями секулярность, богословы остаются частью этого процесса. В такой неразберихе стремление сконцентрировать внимание на некоторых внешних проявлениях религии является ничем иным, как услугой безболезненному переходу к секулярному устройству.
Перевод с турецкого
Из книги İslam ışığında müslümanlığımızla yüzleşme