ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

вторник, 21 марта 2017 г.

Заммуфтия Татарстана сосредоточился на «педофилии в исламе»

https://www.islamnews.ru/news-522185.html

Заммуфтия Татарстана сосредоточился на «педофилии в исламе»

Заммуфтия Татарстана сосредоточился на «педофилии в исламе»
Заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров, ранее попытавшийся дискредитировать традиционный ханафитский мазхаб, вновь оказался в центре громкого скандала.
На этот раз имам опубликовал на своей странице в Facebook исламофобскую статью под кричащим заголовком «Педофилия в исламе», чем вызвал недоумение и осуждение как со стороны своих подписчиков, так и мусульманской общественности в целом.
Репост скандальной статьи Батров сопроводил вопросом: «Фейк или правда?».
Автор статьи попытался доказать, что ислам якобы проповедует сексуальные отношения с маленькими детьми. Для пущей убедительности горе-журналист опубликовал известную фотографию, сделанную в секторе Газа.
На снимке запечатлены нарядно одетые молодые мужчины, каждый из которых держит за руку маленькую девочку в белоснежном платье.
Как рассказал ИА IslamNews палестинский политолог Омар Абу Карим, данный снимок был сделан несколько лет назад на групповой свадьбе в Газе. Однако девочки, изображенные на фото, вовсе не невесты, а маленькие родственницы женихов. С тех пор исламофобы активно используют данное фото, чтобы опорочить религию мусульман.
Многие пользователи Facebook задались вопросом, с какой целью заммуфтия Татарстана сделал данный пост. Ренат Хабибуллин прокомментировал запись имама цитатой: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал» Муслим 1/10.
Глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов ранее осудил попытки внести внутримусульманский раскол посредством «дискредитации мазхабов». До этого первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров опубликовал ряд статей, где подверг сомнению положения традиционного ханафитского мазхаба, который, по его словам, входит в противоречие с учением основателя мазхаба – Абу Ханифы.

Догада булыйк: Казан ханнары кайчан җирләнер?

http://intertat.ru/tt/mohim-temalar-tt/item/65251-dogada-bulyiyk-kazan-hannaryi-kaychan-%D2%97irl%D3%99ner?.html

Догада булыйк: Казан ханнары кайчан җирләнер?

Догада булыйк: Казан ханнары кайчан җирләнер?

Соңгы вакытта Казан ханнары күмелгән мавзолейга кагылышлы кызыклы язмалар газета-журнал битләрендә еш күренә башлады. Бу төрбәләрдә чыннан да ханнар ятамы? Кайсы ханнар? Нишләп һаман да аларның җәсәде, элекке урыннарына күмелмичә, Кремльдәге археология фонды саклаулыгында тузан җыеп ята?


Хан сөякләре

 
Экскаватор чүмечендәге сер

1977 елның җәендә профессор Альфред Хәсән улы Халиков Казан Кремлендә, Сөембикә манарасының көньяк-көнбатыш өлешендә казу эшләре алып барганда ниндидер борынгы таш корылма хәрабәләренә тап була. Тикшеренү барышында археологлар әлеге корылманың Казан ханнары күмелгән төрбә булуын ачыклый. Берничә кабер тулысынча казып чыгарыла.

Узган ел Татарстан Фәннәр академиясенең Археология институты галиме, антрополог Илгизәр Газимҗанов үзенең бер чыгышында: «Халиков тапкан төрбәләрнең ханнарныкы икәнлеген исбатларга кирәк әле, мин үзем, мәсәлән, моңа шикләнәм», – дигәнрәк фикер әйтә. Әлеге шикләрне бетерү өчен, имеш, яңа фәнни ысуллар кулланып, кыйммәткә төшә торган генетик тикшеренүләр үткәрергә кирәк. Әмма кирәк микән? Биредә ханнар мавзолее булганлыгын исбатлау өчен элегрәк тупланган материаллар да җитәрлек кебек.



Баштан ук бер мәсьәләгә ачыклык кертик. Ханнар мавзолееның җир өстендәге өлеше XVII гасырда җимерелүе мәгълүм. Ә безне кызыксындыра торган объект – борынгы таш корылма хәрабәләре – бик начар сакланганнар. Алар алдан планлаштырылган археологик казулар вакытында түгел, ә очраклы рәвештә, канализация торбалары өчен траншея казыганда экскаватор чүмече астыннан килеп чыга. А.Халиков бөтенләй диярлек җимерелеп беткән корылмаларның ханлык чорында тупланган культура катламында ятуларына игътибар итә. Әлеге корылмаларны чистартканда дүрт каберлек ачыла (алар шулай ук начар сакланганнар). Димәк, биредә ниндидер зират булган. Хан сарае һәм Хан мәчете белән янәшәдә генә нинди зират булырга мөмкин? Әлбәттә, ханнарныкы. Мәрхүмнәрнең сөякләре берсе эченә икенчесе кертеп куелган ике катлы агач табутларда ята. Табутларны яхшы сыйфатлы күн һәм ефәк материя белән тышлаганнар, көмеш кадаклар һәм фигуралы калайлар белән матур итеп бизәгәннәр. Алар төрбә идәне астына, тирәнлеге ике метрга җитәрлек итеп казылган каберләргә башларын кыйблага каратып урнаштырылганнар. Мәетне күмгәннән соң, кабер өстенә кисек пирамида рәвешендәге таш корылма торгызылган. Төрбәләрнең идәнен чистартканда искиткеч матур бизәкле һәм язулы (кызганыч, алар инде укырлык булмый) каберташ кисәкләре табылган.

Ханнарда безнең каннар

Шулай итеп, таш төрбәләрдә күмелгән кешеләрнең Казан ханнары булуы 1977 елгы казу эшләре вакытында ук ачыклана. Әмма бу Казан ханнары турында сүз дә әйтергә ярамаган чор була. Галим бу хакта 20 ел дәшмичә йөри, 90 нчы елларда, илдә яңача тормыш башлангач кына матбугатта язып чыга.

Ә инде күренекле археолог Фаяз Хуҗин тарафыннан 2004–2005 елларда үткәрелгән казулар әлеге нәтиҗәләрне тагын бер кат раслый һәм бераз төгәллек тә кертә. Мәсәлән, ханнарыбыз сөякләре, А.Халиков уйлаганча, аерым төрбәләрдә (мавзолейларда) түгел, ә буе 18, киңлеге 6 метрдан аз гына артык булган турыпочмак рәвешендәге бер бина эчендә урнашкан. Стенасының сакланып калган биеклеге бер метр чамасы. Шул мавзолей бинасы эчендә рәт-рәт булып ханнарның каберләре урнашкан. Аларның дүртесе (шул исәптән берсе XVIII гасырга караган балалар каберлеге, христиан руханилары әйтүенчә, янәшәдәге чиркәү зиратының бу ягына чукындырылмыйча вафат булган яңа туган сабыйларны аерым күмгәннәр), алда әйтелгәнчә, 1977 елда, өчесе 2004–2005 елларда казып өйрәнелә. А.Халиков тарафыннан ачылган каберләрдәге скелетларның бары тик икесе генә яхшы сакланган була. Алар антропологлар тарафыннан җентекләп тикшерелә. Ф.Хуҗин төркеме исә каберләрне бөтенләй ачмый, урыннарын гына билгели.



Кайсы ханнар күмелгән соң сөякләре яхшы сакланган ике таш төрбәдә? А.Халиков берсендә Олуг Мөхәммәд яисә аның улы Мәхмүт, икенчесендә Сафагәрәй ята, дип фаразлаган була. Яңа фактлар белән расланамы алар?


Урыс елъязмаларында һәм фәндә билгеле башка тарихи чыганакларда Олуг Мөхәммәднең Казанга килүе һәм аны сугышып алуы турында бернинди мәгълүмат та юк. Ә менә Воскресение һәм Никон елъязмаларында, Олуг Мөхәммәднең олы улы Мәхмүт 1445 елда Казанны алды, аның идарәчесе Либейны (Алимбәкне) үтереп, үзе патшалык итә башлады, дип ачыктан-ачык язылган. Икенче тарихи караш буенча, Казан әле 1438 елда ук Олуг Мөхәммәт кулына төшкән булса, аны яңадан сугышып алу нигә кирәк булган? Шунысы хак: 1445 елда инде әллә кайчаннан бирле яшәп килүче Казан патшалыгына тәхеткә Алтын Урда ханнары нәселеннән чыккан идарәче килә. Әнә шулай оешкан Казан ханлыгы 1552 елга кадәр яши.

Шушы вакыт аралыгында тәхеттә 13 хан утыра. Шуларның 6 сы Казанда җирләнә.

Менә алар: Мәхмүт, Хәлил, Ибраһим, Мөхәммәд Әмин, Җангали һәм Сафагәрәй. 1977 елда табылган һәм антропологлар тарафыннан өйрәнелгән ике кабердә шуларның кайсысы ята?


Мөхәммәд Әмин (сулда) һәм Мәхмүт ханнар
 
Каберләрнең иң борынгысы, профессор А.Х.Халиков фикеренчә, XV гасыр уртасына, икенчесе исә XVI гасырның беренче яртысына карый.

Антропологлар баш һәм скелет сөякләрен төрле ысуллар белән тикшереп, төрбәдә күмелгән ханнарның яшьләрен, буйларын, яшәү рәвешләрен, дөньялыкта нинди авырулар белән авырып, нинди авырудан үлгән булуларын ачыклыйлар. Аларның әйтүе буенча, беренче төрбәдә күмелгән кешегә 30–40 яшь чамасы. Икенче төрбәдә күмелгәне өлкәнрәк, 50 яшьтән дә ким түгел. Йөзләренең антропологик типлары буенча, икесе дә монголоидлар, яшьрәк чакта күчмә тормыш белән яшәгәннәр, профессиональ сугышчылар, җайдаклар. Үзара бик якын туганлык мөнәсәбәтләрендә торганнар. Өлкәнрәк яшьтәгесе озак авырудан соң вафат булган. Остеохондроз, сөяк туберкулезы һәм тагын әллә нинди авыру билгеләре аның аяк сөякләрендә тирән эз калдырган.



Әлеге нәтиҗәләрне язма чыганакларда сакланып калган мәгълүматлар белән чагыштырып карыйк.

Беренче төрбәдә А.Х.Халиковның йә Олуг Мөхәммәт хан, йә булмаса аның улы Мәхмүт күмелгән булуы мөмкин дигән фаразын китергән идек. Әмма кабердә һич тә Олуг Мөхәммәд түгел, ди Фаяз Хуҗин. Аныңча, әлеге ханның кайда үлгәнен һәм күмелгәнен тәгаен генә берәү дә әйтә алмый (әмма һич тә Казанда түгел). Аннан соң, мәгълүматларга караганда, Олуг Мөхәммәткә үлгәндә инде 50 яшьләр чамасы булган. Ә беренче төрбәдәге ханга 35–40 яшь кенә.

Төрбә Мәхмүт ханнан соң тәхетне яулаган улы Хәлилнеке дә түгел. Аны тәхеткә 1460 еллар башында утырталар, 1467 елда инде ул үлә. Әгәр дә Хәлилне 17–18 яшьләрендә өйләндергәннәр дип фаразласак, аның туган елы 1440 еллар башына туры килә. Димәк, Хәлил хан бик яшьли дөнья куйган булып чыга, аңа әле 30 да тулмаган була (яшьлегенә ишарәләп, кайбер чыганаклар аны «Халилек» дип атыйлар).

Мәхмүт ханның кече улы Ибраһим Казан тәхетендә 11 ел утыра. Ул 1478 (1479) елда вафат булган. Беренче каберлекнең төзелү вакыты элегрәк булган дип әйттек. Димәк, аның «иясе» Ибраһим хан була алмый. Безгә беренче кабердә Мәхмүт хан күмелгән булырга тиеш, дигән фикергә киләсе генә кала. Төрбә үзе дә нәкъ менә Мәхмүт хан идарә иткән чорда,1445-1460 елларда төзелгән.



Алтын Урда ханнарының бер вәкиле буларак, Мәхмүт хан тәхеткә 1445 елда менә. Аңа кадәр, шул ук 1445 тә Суздаль янындагы сугышта Мәскәүнең бөек кенәзе Василий II гаскәрләрен тар-мар итә. Рус чыганакларында беренче Казан патшасы буларак искә алына. Мәхмүт ханның Казанда хакимлек итә башлавы татар тарихында олы вакыйга булып тора. Казан ханлыгының тәмам оешып бетүе, халыкара мәйданда урын алуы, танылуы нәкъ менә аның исеме белән бәйләнгән. Мәхмүт хан Мәскәү кенәзлеге эшләренә катнашмау сәясәтен алып бара.

Хәзер инде XVI йөзнең беренче яртысына караган кабернең кемнеке булуын ачыкларга тырышыйк.

Профессор А.Х.Халиков, бу кабердә, һичшиксез, Казанның соңгы ханнарыннан берсе, 1549 елда вафат булган Сафа-Гәрәй күмелгән, дип яза. Әлеге фикерне ул ханның ниндидер мәҗлестән кайткач, мунчада башына комган төшеп үлгән, дигән тарихи фактка нигезләп айтә, чөнки кабердәге баш сөяге тишелгән була. Аның дәлилләре ышандырмый, ди археолог Фаяз ага Хуҗин, икенче кабердә күмелгән ханның үлгәндә 45–50 яшьләрдә булуын әйтә. Антропологлар да баш сөягенең хан үлгәннән соң, кабер җимерелгәндә таш төшеп янчелгәнлеген ачыклыйлар, тикшеренү нәтиҗәләре буенча, скелет сөягендә күзәтелгән кайбер патологик билгеләр кешеләрдә 50 яшьтән соң гына барлыкка киләләр икән. Сафа-Гәрәйгә исә үлгәндә әле 40 яшь тә тулмаган була.

Шулай итеп, икенче кабердә XVI гасырның беренче яртысында Казан дәүләте белән идарә иткән ике ханның берсе – йә Җангали, йә Мөхәммәт Әмин генә  ятарга мөмкин.

Җангали хан 1516 елда туган һәм Казан тәхетенә 16 яше тулар-тулмас борын утыртылган. 17 яшендә аны нугай морзасы Йосыфның кызы Сөембикәгә өйләндерәләр. 1535 елның 25 сентябрендә үтерелә. Бу вакытта аңа әле 19 яшь кенә була.

Соравыбызга җавап табу өчен атаклы дәүләт эшлеклесе, әсәрләре халык арасында абруй казанган (һәм кайберләре безнең көннәргә кадәр килеп җиткән) күренекле шагыйрь һәм язучы Мөхәммәд Әмин хан шәхесенә генә мөрәҗәгать итәсе кала.

Тарихи чыганакларда күрсәтелгәнчә, 1478 елда, Ибраһим хан үлеменнән соң өлкән улы Илһамны тәхеткә утырткач, икенче улын, 10 яшьлек Мөхәммәт Әминне Мәскәүгә озаталар. Ул анда олуг кенәз Иван III сараенда тәрбияләнә. 1487 елда, Казан каласы урыслар тарафыннан яулап алынганнан соң, тәхеткә нәкъ менә Мөхәммәд Әминне тәгаенлиләр. Урыс илендә тәрбияләнгәч, сүз тыңлаучан булыр, дип уйлаганнардыр инде. Казанда Мәскәү протектораты урнаша. Чыннан да, 1487–1496 елларны эченә алган идарә итү чорында Мөхәммәд Әмин үзен дөрестән дә бик тәүфыйклы, урысларның чын дусты итеп күрсәтә. Әмма  соңыннан, хан тәхетенә икенче тапкыр утыргач, ул Мәскәү контроленнән чыга, сәясәтен кискен үзгәртеп, мөстәкыйль идарә итү юлына баса. Күп еллар үткәч, Мөхәммәд Әминнең шушы «хыянәтен» искә алып, «Казан тарихы» авторы аның авыруын  Аллаһ тарафыннан җибәрелгән гадел җәза дип бәяли. Мөхәммәт Әмин, чыннан да, озак һәм каты авырый. Өч ел буе урын өстендә ята, аяклары, тәннәре сызлый, йөрерлек хәле дә булмый (антропологлар куйган диагноз: остеохондроз, сөяк туберкулезы, бизгәк авыруы һ.б.). 1518 елда 50 яшен тутырган Мөхәммәт Әмин фани дөнья белән хушлаша.



 
Тагын күпме көтәсе?

Күргәнегезчә, галимнәр Казан Кремлендә күмелгән алты хан каберен күрсәтә алалар, шуларның икесе –  мәгълүм. Кайчан да булса калганнары да ачыкланыр. Иң мөһиме –  ханнар зираты табылды. Анда кемнәр күмелгәнен беләбез – исемнәре матур итеп эшләнгән таш стелага уеп язылган.

Табылдыкларның кайсы чорга караганлыгына һәм кемнеке булуына ачыклык кертелгәннән соң, Диния нәзарәтенең Аксакаллар шурасы аларны ислам кануннарына туры китереп җирләү тәкъдиме белән Татарстан җитәкчеләренә чыккан. Шура рәисе Айрат хәзрәт Әюпов: «Татарстан Президенты Рөстәм Миңнеханов та, Дәүләт Советы киңәшчесе Минтимер Шәймиев тә безгә моны рөхсәт иттеләр, инде хәзер без бу эшләрнең нинди хәлдә, нинди күләмдә үткәрелүен тикшерәбез. Табылдыкларны җирләү өчен мавзолейны төзеп бетерергә вакыт та кирәк иде бит. Сез барып карагыз әле ул мавзолейны, нинди матур, күркәм ул. Казан Кремле эченә урнашкан, аны бөтен халык, килгән туристлар карый торган булачак. Табылдыкларны җирләүнең төгәл көне әлегә билгеле түгел, әмма ул быел башкарылачак», – дип белдерде.

Ә менә «Казан Кремле» дәүләт музей-тыюлыгының баш архитекторы Рөстәм Зәбиров тарихи табылдыкларның дәүләт комиссиясе төзелгәч кенә җирләнәчәген әйтте. «Дәүләт реестрына теркәлгәч, аларны ашык-пошык күмеп тә, саклаулыкларга да яшереп булмый. Алар бит эт сөякләре түгел. Борынгы дәүләтебез белән идарә иткән абруйлы җитәкчеләрнең затлы сөякләре. Барысын да бөртекләп тикшерү, ачыклау фарыз», – диде тыюлыкның баш архитекторы.

Шунысы да мәгълүм булсын: Рөстәм Мөхәммәт улы  ике мәрмәр саркофагта Мәхмүт хан белән Мөхәммәт Әмин ханның сөякләре сакланачак төрбә-склепның проект авторы да. Склеп өстенә төрбәне югарыдан карау өчен кечкенә генә пыяла гөмбәз урнаштырылган. Мәрмәр саркофаг өстенә бизәкләр уелган. Оста аларны янәшәдәге борынгы ханнар төрбәсендә табылган кабер ташы кисәкләрендәге бизәкләрдән күчереп ясаган. Әлеге төрбә өсте дә аның бөтен зурлыгындагы гөмбәз сыман пыяла белән ябылган. Үзәгендәге кечкенә квадрат чыгынтыда «Казан ханнары төрбәсе» дигән язу күзгә ташлана.

Ш.Мәрҗани исемендәге тарих институты директоры Рафаэль Хәкимов барлык табылдыкларның инде күптәннән тикшерү узуын, Мәскәү белгечләренең баш сөякләрен профессор М.Герасимов алымы буенча өйрәнүләрен әйтә. “Барлык эшләрнең фәнни өлеше безнең белгечләр тарафыннан да, Мәскәү галимнәре ягыннан да җитәрлек башкарылды, болар – сөякләр анализы, аларның йөзләрен торгызу. Хәтта азык рационнарына кадәр ачыкладылар. Тагын да тикшерүнең мәгънәсен күрмим”, – ди ул.

ТР Фәннәр академиясенең Археология институты директоры Айрат Ситдыйков, үз чиратында, Казан ханнары калдыкларының хәзерге көнгә кадәр җиргә кайтарылмавында бернинди хәвеф күрми. Аның сүзләренә караганда, кайбер табылдыклар музей саклаулыгы шартларында гасырлар буе яталар. Әлегә тынычлыгын җуйган халыкка ханнарыбызны җирләү турындагы дәүләт карарын гына көтәсе бар.

Дәрван КАШЛАК. Михаил ЗАХАРОВ фотолары

Сирийские ополченцы прорвали осаду и приблизились к кварталам Дамаска

http://yenicag.ru/sirijskie-opolchentsy-prorvali-osadu-i-priblizilis-k-kvartalam-damaska/

Сирийские ополченцы прорвали осаду и приблизились к кварталам Дамаска


Сегодня на рассвете объединенные силы сирийской оппозиции перешли в контрнаступление вблизи Дамаска
Как передает Yenicag.Ru со ссылкой на арабские СМИ, группировка «Фейлак Эр-Рахман» начала операцию в районе Кобар. К операции присоединились сразу несколько оппозиционных организаций. Ополченцы атаковали позиции сирийской армии и «хезболы». По данным армия Асада в ожесточенном бою потеряла 7 танков.
В результате операции оппозиционеры приблизились к городским районам Дамаска, освободив несколько стратегически важных пунктов. По информации ополченцы взяли под контроль электростанцию, текстильную фабрику и крупный гараж с техникой.
В связи с операцией группировка «Ахрар аш-Шам» тоже распространила заявление. В Заявлении говорится:
«Сегодня на рассвете моджахеды перешли в наступление и уничтожили десятки солдат Асада и иранских боевиков. Операция продолжится до тех пор, пока весь район не будет освобожден от асадитов».
По данным официальных сирийских источников неподалеку от дворца Асада упала ракета, выпушенная ополченцами. Также сообщается, что в бою был убит командир шиитской группировки «Лива Хусейн» Эмджет Абу Каррар.
Yenicag.Ru

Депортация народов Татарстана: больше 30 тысяч раскулаченных татар и русских выслали на стройку Магнитки

https://realnoevremya.ru/articles/57992-uchastie-raskulachennyh-tatarstancev-v-stroitelstve-magnitki

Депортация народов Татарстана: больше 30 тысяч раскулаченных татар и русских выслали на стройку Магнитки

Как Сталин построил в степях Челябинской области вторую Татарскую республику. Часть 1: первостроители комбината, «телячий» транспорт и золото кулаков
Депортация народов Татарстана: больше 30 тысяч раскулаченных татар и русских выслали на стройку Магнитки
В дискуссию о сталинских репрессиях, которую вызвала опубликованная в «Реальном времени» рецензия на книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», включился также заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаил Черепанов. Сегодня о таком явлении 20—30-х годов прошлого века как раскулачивание решил высказаться руководитель Магнитогорского филиала Института истории им. Ш. Марджани Салават Ахметзянов. Татары ввиду исторический перипетий оказались разбросанными по всему миру. В Магнитогорске они оказались в эпоху сталинской индустриализации, которая совпала с временами раскулачивания. Во многом благодаря невероятным стараниям уроженцев Татарстана в Челябинской области вырос металлургический гигант и современный промышленный город. О том, как ТАССР поставляла рабочую силу для великой стройки, о раскулаченных татарах и эксперименте на этническую устойчивость, южноуральский историк рассказал в интервью корреспонденту нашей интернет-газеты.

«Зулейха у Гузель Яхиной  просто какая-то отщепенка»

— Салават Харисович, какое общее количество репрессированных выходцев из Татарстана оказалось на строительстве Магнитогорска?
— Из всех спецпереселенцев, которые были в Магнитогорске, две трети были из Татарстана. А общее количество спецпереселенцев на 1 октября 1931 года (максимальная точка, выявленная мной) составило порядка 42,5 тысячи. То есть 31—32 тысячи человек прибыли из Татарстана. Этот слой репрессированных, раскулаченных отражал общую раскладку в республике. По переписи 1926 года общее количество русских в Татарстане было 45%, татар — 45%. Так и здесь где-то 45% было татар-мусульман. По моим подсчетам, татар-мусульман было 13—14 тысяч. Еще к ним можно добавить 800—900 крещеных татар. Ситуация интересна несколькими аспектами. Во-первых, из Татарстана изъяли наиболее этнически сильную часть населения, наиболее трудоспособную. Все люди, приехавшие сюда, поголовно закончили мектебы, многие закончили медресе. И в Магнитогорске насчитывалось сотни мулл, нужно понимать, что далеко не все были указными (указных было всего несколько). Просто они были муллы в своих деревнях, одновременно исполняя крестьянские функции. Было много религиозно подкованных людей. Во-вторых, здесь произошло соединение татар из самых разных районов. Нет ни одного района Татарстана, откуда бы не прислали ни одну семью. Абсолютно все районы, города Татарстана были представлены.
Но раскулаченные — это еще не все. Сюда приехали из деревень тысячи татар-добровольцев. В моей книге («Раскулаченные — первостроители Магнитогорска». — прим. ред.) есть фотография — ожидание первого паровоза. У меня спрашивают: «Что там за транспарант со странными надписями?». Это не странная надпись, это арабица, там написано: «Привет трудящимся татарам». Более того, летом 1929 года там был проведен ряд татаро-башкирских собраний. Еще во времена моего детства сильных различий между татарами и башкирами не проводилось. Татары и башкиры вполне дружно жили. Это не первый случай в истории, когда татары что-то строили вдалеке от дома. Тот же Петербург строился за счет ссыльных татар. Но об этом часто умалчивают как в Татарстане, так и в других регионах. Из Татарстана практически изымают целый район, при этом мощнейший: 30 с лишним тысяч человек изъято в 1930 году. И об этом никто не пишет. И в Магнитогорске об этом до сих пор никто не говорил, кроме татар. Идет какая-то мифологизация истории. С момента начала строительства города прошло 80 с лишним лет, а нам говорят про сплошных добровольцев, комсомольцев, коммунистов. И никаких памятников раскулаченным татарам нет. Сейчас мы добились, что один памятник уже поставили, пробиваем эту идею дальше…
Встреча первого паровоза на Магнитострое 30.06.1929 г.
Кроме того, меня очень удивила книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» и восторг вокруг нее. Мне как-то звонит Фаузия Байрамова и говорит: «Салават, ты читал «Зулейху»? Все не то». Ну я прочел, поскольку я занимаюсь тем периодом, особенно татарами. Для меня эта книга показалась оскорбительной. Для меня Зулейха — той же поры, что и моя бабушка. Изображать так моих бабушек непозволительно. Я рос среди таких женщин, их знал сотни. И таких, как описывается Зулейха, не было. Она просто какая-то отщепенка. Я всегда с восхищением смотрел на наших женщин, их можно было на куски резать, но чтобы сменить свою веру, потерять свою этничность, отказаться от своего языка — ни за что, лучше смерть! Поверьте мне, у них была принципиальность, завязанная на исламе, традициях. Этничность татарская держалась большей частью на женщинах. Даже ислам на них держался, он был домашний. Если б я читал эту книгу, не зная истории, наверное, нормально бы воспринял ее. По сути, это политизация и русификация: как здорово быть русским, получать окно в цивилизацию. Плохо, что мы утратили татарское образование.
С одной стороны, я рос в Магнитогорске, с другой, в громадной татарской деревне, поскольку на левом берегу (реки Урал. –прим. ред.) жили татары в самых разных поселках. Но мы все друг друга знали, между собой общались. Этничность была максимальная: носили соответствующую одежду, кухня была татарская, сказки, песни — все национальное. И разговаривали мы только на татарском языке. Я даже поначалу в школе испытывал некоторые трудности с русским языком, поскольку у татар нет мужского или женского рода. Моего младшего брата в четыре года привели в детский сад, он вообще не знал по-русски. И не было у татар межнациональных браков. Была очень мощная среда, в том числе и в религиозном плане. Постепенно мы все менялись, наша этничность растворялась, как сахар в горячем чае. Тем не менее, это все у нас остается.

Раскулаченные горожане

— Какие сословия представляли эти репрессированные люди — строители Магнитки? Раскулачивали, наверное, зажиточных крестьян?
— Раскулачивание коснулось всех. Бо́льшая часть была весьма средним крестьянством. Наиболее богатая часть крестьянства была «подчищена» в 29—30-м году. Социальный состав был довольно пестрым. Было немного бывших помещиков. Все старались минимизировать свой социальный статус, скрыть, что они муллы. У татар-мусульман нет же какого-то сана священника. Были 300—400 мулл. Среди стариков было очень много знающих Коран. Мои деды закончили мектебы и медресе, знали Коран наизусть, бабушка тоже была образованной. Кроме крестьян, кого только не раскулачили. Какой-то процент был из городов — из Чистополя, Казани.
Завод начали строить в 1929 году. Первоначально надеялись, что это все будет на добровольной основе, однако не получилось. Но условия были тяжелыми, «степь да степь кругом», города еще нет. Первые несколько лет были невыносимыми: продуваемые палатки, холодные бараки. По мнению ряда историков, с 1929 по 1933 годы через Магнитогорск прошли не менее миллиона человек: приезжали-уезжали. Поднимать завод и город исключительно за счет вольных не получалось, рук не хватало. А завод надо было срочно запускать, решили работать по методу крепостного права. Поэтому возводили за счет раскулаченных. На пленуме ЦК было решено, что надо строить магнитогорский завод. Подобные вещи сопровождались секретными решениями, и была разнарядка именно на Татарстан. Каждый регион страны отвечал за обеспечение чего-то. Татарстан должен был обеспечить людскими ресурсами Магнитогорск. Казалось бы, Башкирия находится рядом, а оттуда отправляли очень мало людей. Почему? Во-первых, легко бежать. Во-вторых, у Башкирии были другие задачи. Там по всей республике создавали закрытые колхозы. Кроме того, их посылали на строительство Кузнецкого комбината. Я внимательно анализировал списки раскулаченных в Татарстане, очень много ушло в Магнитогорск.
«Лапотные» крестьянки на строительстве батарей Коксохима. 1931 г.
— Откуда в городах кулаки? Это же сельское явление.
— Задание было такое: надо кого-нибудь раскулачить, вот раскулачивали в городах. Основание могло быть любым: у тебя есть какое-то ремесленное дело, мастерская. Так что раскулачивание — это не совсем чисто крестьянская тема. Что касается богатой части крестьянства, то значительная часть кулаков вовремя ушла в города. Иногда кого-то за день предупреждали, что завтра придут вас раскулачивать, и люди успевали быстро собраться и убежать в город.
Кроме того, люди массово закапывали золото. По тем временам любой крестьянин старался иметь какие-то запасы. А в чем можно было хранить? В валюте нереально. Только в золоте. Ценились николаевские червонцы, вот их старались запрятать, потому что так можно было спастись от голода. Очень многие после десяти лет пребывания в спецпоселках после войны возвращались, пытались откопать это все. Бо́льшая часть ничего не находила, потому что селяне тоже копали, догадываясь, что раскулаченные могли что-то припрятать. Редко кому из вернувшихся удавалось что-то откопать. Кому-то странным образом удавалось довезти это все до Магнитогорска, и так они лучше держались.

Татар-таун металлургического гиганта

— Салават Харисович, получается, в Магнитогорске оказался такой маленький Татарстан?
— На татарах был проведен очень мощный эксперимент в плане их этнической устойчивости. Люди другой этнической принадлежности — мордва, кряшены, удмурты — очень быстро обрусели: буквально во втором поколении от них ничего практически не осталось. Татары как-то до сих пор держатся, они проявили максимальную этническую устойчивость. Магнитогорск был интересной площадкой, где провели этот эксперимент. Это было воспроизводство маленького Татарстана. Я не знаю другого примера, где взяли бы такой срез абсолютно со всех городов и деревень республики с разными казанскими, мишарскими говорами.
Работая здесь, я обратил внимание, что среди татар очень высоко число долгожителей. Здешних татар пропустили через несколько фильтров. Кулаками становились генетически сильные люди, способные с утра до вечера вкалывать. Таковыми являлись их жены, дети. Только в составе большой семьи можно было как-то подняться, сколотить деньги. Эти крестьянская закладка и сила очень помогали татарам выживать. Здесь крестьяне, чтобы выжить, сажали где-то картошку, а для этого надо было шагать по 10—20 км, до работы надо было много идти. Общественного транспорта не было, вот и приходилось много шагать. Вся семья работала. Кто-то шел отоваривать продуктовые карточки, кто-то добывал топливо. В условиях дружной крестьянской семьи было можно выживать. Второй фильтр — ужасные условия первых лет в этих поселках. Нужно быть устойчивыми к инфекциям. В бараках кишели мыши, крысы, клопы, вши. При такой скученности инфекции неизбежны. Потом испытания голодом, холодом, при этом выживали наиболее генетически сильные. Поэтому сейчас стариков, которым по 90 и более лет, достаточно. Самое большое количество погибло от голода и холода. С 1931 по 1936 годы из 42,5 тысячи погибли где-то 10,5 тысячи человек.
Один из поселков 1930-х годов на фоне доменных печей
— Получается, каждый четвертый. А поезда, в которых отправляли раскулаченных, были приспособлены для транспортировки людей или это были вагоны-«скотовозки»?
— Это были т. н. «телячьи» вагоны. Такие составы и отправляли. Плюсом было то, что это было лето. Естественно, было душно. Обеспеченность питанием минимальна. В этих поездах энное количество людей умирало, энное убегало. С самого первого момента количество спецпереселенцев было в подвижном варианте в сторону уменьшения. В первую очередь умирали дети и старики в массовом порядке. В составе раскулаченных было несколько столетних старух. Был один старик, его привезли в 109 лет, он был 1822 года рождения.
— Зачем стариков туда возили? Для прагматичной советской власти подобное было нерационально.
— Потому что бюрократическая машина работает. Потом через какое-то время, видя, что старики умирают, к тому же на них нужно выделять какие-то карточки, питание, начали их просто обратно отсылать. В 31 году привезли, а в 32 году в отдельной графе уже ставили запись «Отправлен на родину». Отправляли домой стариков, женщин с детьми, оставшихся без мужей. У многих связь с деревней сохранялась, почта-то работала. Но с территории поселка сами, без разрешения, не могли выходить, а уехать тем более.
Продолжение следует
Тимур Рахматуллин, фото из книги С.Ахметзянова "Раскулаченные – первостроители Магнитогорска
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/57992-uchastie-raskulachennyh-tatarstancev-v-stroitelstve-magnitki

Референдум остается в силе


http://etatar.ru/top/42558

Референдум остается в силе


20 лет назад состоялся референдум о государственном статусе Татарстана. Корреспондент радио «Азатлык» вспоминает, как это было. «еТатар» предлагает перевод материала.
21 марта исполнилось 20 лет с проведения референдума о государственном статусе Татарстана. В истории республики это событие стоит особняком. Правительство однако не склонно вспоминать такие исторические даты. В день 20-летия герба республики о государственном символе Татарстана также никто не говорил.
Проведение референдума стало важнейшим шагом на пути определения статуса республики. Вопрос звучал так: «Хотели бы вы, чтобы Республика Татарстан являлась субъектом международного права, суверенным государством, обладающим правом установления отношений с Российской Федерацией и другими республиками и государствами на основе равноправных договоров?». В референдуме приняло участие 81,7% татарстанцев. «Да» ответили 61,4%. Больше всех положительных ответов дали жители города Азнакаево (95,8%), меньше всех — бугульминцы (32,5%). В Казани этот показатель составил 46,8%. Актаныш и Апастово стали районами, максимально проголосовавшими за новый статус: 99,6% и 95,3% соответственно.
Несмотря на то, что со стороны Москвы давление было огромным, народ республики твердо высказался за самостоятельность Татарстана. В голосовании приняли участие многочисленные международные наблюдатели, которые подтвердили, что референдум прошел честно. Однако эти результаты Москва не признает до сих пор.

«ПРОТИВ РЕФЕРЕНДУМА ВЫСТУПАЛИ ТАТАРЫ»

Общественный деятель, а в то время депутат Государственного Совета Татарстана Фандас Сафиуллин вспоминает, что вопрос референдума подняли не татары, а русские. “Идея проведения реферндума принадлежит сторонникам Москвы и центра, её предложил Вахтан Михайлов. Он критиковал суверенитет, говоря, что во время принятия декларации мнение народа республики учтено не было. Москва стремилась ликвидировать суверенитет, проведя референдум. Мы согласились на этот шаг, т.к. хотели укрепить Декларацию. Мы не сомневались, что большинство населения выскажется «за». Но на следующий же день Москва поменяла свою позицию на 180 градусов, началась атака. День и ночь говорили о том, что «всё это приведет к развалу России», что «начнется война». Борис Ельцин принял решение референдум не проводить, избирательные участки не открывать. Тогда Шаймиев не сдал своих позиций, он твердо стоял на своем», — рассказывает Фандас әфәнде.
По его мнению, результаты референдума дали возможность защитить Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, принять Конституцию республики.
В отличие от Фандаса Сафиуллина Фаузия Байрамова считает, что «татары вполне могли проиграть этот референдум». Она вспоминает, что несмотря на сильную атаку со стороны Москвы против государственности Татарстана, руководство республики, её окружение стояли плечом к плечу с народом Татарстана, защищая статус республики.
“Русские, поддавшись провокациям Москвы, надеялись на то, что татары проиграют референдум. Они были просто уверены в этом. Нужно признать, что татары выступили против этой идеи. Мы и в самом деле могли проиграть, т.к. за Москвой стояла огромная сила. Но руководство республики всё же приняло решение провести референдум. Это решение было принято Верховным Советом 20 февраля. Дата была назначена на 21 марта. Ну, что можно было успеть сделать за месяц?!
Русские изо всех сил старались доказать, что они «останутся в составе России». Москва денно и ночно твердила, что в Татарстане начнется война, запугивала население, угрожала вводом войск. Татарстан заполонили московские листовки. Распространялась ложная информация, порочащая татар и республику. Ночами в поездах и автомобилями завозились тонны плакатов. Среди них запомнился один: на дереве под названием «Россия» я и покойный Марат Мулюков сидим на ветке под названием «Татарстан» и пытаемся её отпилить. Каких только карикатур не было! Но и татарские националисты не сидели сложа руки. ​​Самое интересное, что тогда среди татар не было деления на независимых и привязанных к государственной кормушке. На нашей стороне было и руководство республики. Наши лидеры тогда постоянно твердили, что «мы объявим Татарстан самостоятельной республикой, докажем это, проведя референдум». Нас пытались остановить до последней минуты, но мы твердо стояли на своем. Все татарские писатели, словно на последней битве, вели разъяснительную работу. На радио и телевидении была полная свобода слова — мы смогли обратиться к нашему народу. Ездили из города в город, ходили из дома в дом, объясняли, не ленились. Во время референдума на каждом участке были наши люди, работали наблюдателями. Каждый голос был на вес золота, борьба шла за каждого человека. И в результате мы победили».

ПОБЕДА ЗА СЧЕТ ТАТАР

«Референдум мы выиграли, в основном, за счет татарских деревень и трех городов. Нижнекамск, Набережные Челны и Альметьевск, в которых проживает и много русских, сказали «Да». Казань, Зеленодольск, Верхний Услон, Заинск, Аксубаево проголосовали против. Эта победа далась нам только благодаря татарам.
В вопросе, поставленном в референдуме, для нас есть очень важные слова. Возможность заключения Татарстаном равноправных договоров с Российской Федерацией и другими государствами уже сама по себе была огромной победой.
Результаты референдума мы прописали и в Конституции, но Москва это не признала, суд тоже не принял волеизъявление нашего народа, но оно всё равно осталось в силе.
Результаты этого референдума можно ликвидировать, только проведя другой референдум. Если Татарстан перестанет существовать как отдельный субъект, если нас объединят с другим регионом, сделают из республики область, результаты референдума потеряют свою силу. Придется всё начинать заново, а это далеко не в нашу пользу», — говорит Байрамова.
Идеолог суверенитета Татарстана Рафаэль Хакимов считает, что результаты референдума поставили точку в разногласиях Москвы и Казани, а также сгладили отношения между татарами и русскими, проживающими в Татарстане. «Проведение референдума было связано и с политикой между Казанью и Москвой, и с отношениями внутри республики. Во-первых, мы укрепили свой статус, доказали, что Декларация не была простой бумажкой. Второй важный фактор — после референдума нормализовались отношения между татарами и русскими. В Татарстане стало спокойнее, уменьшилось количество митингов, какие-то споры продолжились только на страницах печати.
Я лично, как и многие депутаты-татары, представители национальной интеллигенции, выступал против проведения референдума. Москва же поставила перед нами ультиматум: «вы не лигитимны — проведите референдум, и мы поверим».  Референдум дал большие возможности для дальнейшего отстаивания интересов республики.
Сегодня в это сложно поверить, но мы смогли построить отношения с Москвой на основе отдельных договоров. Статус Татарстана заметно повысился. После референдума и русские приняли сторону татар, когда поняли, что со стороны татар никаких претензий-то нет. И потом, в самой Москве тоже не всё было спокойно. В Татарстане было постабильнее — народ не спешил доверять Москве.
Референдум – важное политическое событие. Это большой шаг в истории. Он и сегодня остается для нас опорой, его результаты в будущем несомненно пригодятся. Все его признали, только прокурор Татарстана до сих пор выступает против него, утверждая, что он противоречит Конституции России», — рассказал Рафаэль әфәнде.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ?
В чем же заключалась основная цель референдума? За что голосовало население республики: за территориальную или экономическую независимость? Каждый на этот вопрос отвечает по-своему. Разиль Валеев, бывший в ту пору членом президиума Верховного Совета, также не может дать конкретный ответ.
Фото с сайта радио "Азатлык"
Разиль Валеев
“Против Декларации атака была сильнейшей, против нее выступали и отдельные силы внутри Татарстана. Мы должны были доказать Москве, что Декларация была принята с учетом мнения народа республики, и единственный путь сделать это был референдум. В то время мы уже работали над проектом Конституции республики. Нужно было определиться со статусом Татарстана. Не оставалось ничего другого как провести референдум. Сначала Москва велела провести его, а затем начала устраивать разные препоны, даже угрожала тем, что «в случае проведения референдума Верховный Совет будет захвачен». В те дни заседания президиума шли до трех часов ночи, мы всё спорили и обсуждали.
В референдуме речь прежде всего шла об экономической независимости, но в то же время мы стремились поднять и свой политический статус, укрепить нашу государственность”, — говорит Разиль Валеев.
Председатель Татарского общественного центра Нижнекамска Халиль Аюпов считает, что татары на референдуме проголосовали за территориальную независимость.
“Тогда говорили, что Татарстану политическая свобода ни к чему, нужно стремиться к экономической независимости. Но многие из тех, кто проголосовал «за», сказали «Да» именно независимому Татарстану — я в этом просто уверен. Жизнь показала: не обладая политической независимостью, экономически самостоятельным стать не получится. Несмотря на то, что результаты референдума были фактически прописаны в Конституции Татарстана, мы потеряли свои позиции. Нас же Москва обдирает. 90% доходов Татарстана уходит в Москву, а в 90-е годы мы сами были хозяевами своих доходов!
До сих пор нет инструмента сильнее, чем референдум, для защиты независимости. Конституцию всю искромсали, а результаты референдума никуда деть не могут.
Фото с сайта радио "Азатлык"
Халиль Аюпов
Я рад, что мне довелось быть в самой гуще событий тех лет. Считаю, что в победе татар наша заслуга большая. Провокации были и в Нижнекамске: националистов запугивали, на них клеветали, но люди были за нас. В городе жило много русских. Количество татар составляло 52%. 57% нижнекамцев сказали на референдуме «Да». Значит, и русские, и чуваши, проживающие в городе, положительно восприняли возможность самоопределения Татарстана. Они поняли, насколько важно быть независимым. 21 марта мы всей семьей пошли на референдум — это я хорошо запомнил.
Возможно, высшее руководство и сомневалось во время референдума, но простой народ верил в победу. 450 лет мы жили под давлением. Референдум стал важнейшим событием для выброса накопившейся энергии, мы смогли сказать свое слово. Если бы референдум состоялся сегодня, думаю, что результаты были бы положительными. Во-первых, количество татар увеличилось, во-вторых, люди нетатарской национальности тоже прекрасно понимают, как обстоят дела. Нереально управлять регионами, сидя в Москве».
«СИЛЬНЫЙ ТАТАРСТАН КРАЙНЕ ВАЖЕН ДЛЯ ТАТАР, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕСПУБЛИКИ»
Татары, проживающие за пределами Татарстана, также считают прошедший референдум чрезвычайно важным событием. Представитель национального движения, этносоциолог из Уфы Ильдар Габдрафиков гордится тем, что Татарстан тогда показал себя сильным регионом.
Фото с сайта радио "Азатлык"
Ильдар Габдрафиков
“Вспоминаешь те годы, а в России-то царил хаос: законы не работали, приватизация… Татарстан был внутри России, но он оставался эдаким островом стабильности. Ни один другой субъект федерации не провел референдум, как это сделал Татарстан, а татары, задав вопрос самоопределения народу республики, ответили тем самым Москве. Конечно, всё это восприняли как сепаратизм: московское телевидение, печать день и ночь говорили только об этом.
Нам, татарам, проживающим за пределами Татарстана, было важно, чтобы Татарстан выиграл, чтобы он был сильным. В первую очередь, Татарстан добился экономической независимости. Став свободным экономически, Татарстан пережил период бурного роста. Он и сегодня для всех остается примером. Декларация, референдум, принятие Конституции Татарстана — всё это большие политические шаги», — считает Ильдар әфәнде.

Рәфис Кашаповтан хат: "Унбер ай ипи урынына дару ашаттылар"

http://www.azatliq.org/a/28380392.html

Рәфис Кашаповтан хат: "Унбер ай ипи урынына дару ашаттылар"

Рәфис Кашапов хаты
Өч елга ирегеннән мәхрүм ителгән милләтпәрвәр Рәфис Кашапов төрмәдәге хәлләр турында хат юллады. Ул хәтта хастаханәдә дә аны кешеләр белән очраштырмауга зарлана.
Коми республикасында төрмәдә утыручы татар милләтпәрвәре Рәфис Кашапов февраль башларында төрмә хастаханәсенә салынган иде. Аңа кадәр Коми республикасының Микунь төрмәсендә утырганда аның янына адвокат Руслан Гарифуллин булып кайтты. "Адвокат буларак Кашапов миңа, әгәр үлә калса, бу үлемендә ФСБ хезмәткәрләрен, Коми республикасының Җәзаларны үтәтү федераль хезмәте идарәсе (УФСИН), Коминың кануннар үтәлешен тикшерү прокуратурасын гаепләргә дип рәсми белдерү ясады", диде ул вакытта Гарифуллин.
Ул Кашаповның мондый белдерү ясавын аның хәле бик начарлануы, медицина ярдәме күрсәтелмәү белән аңлатты. Бу көннәрдә Рәфис Кашаповның шул турыда хаты килеп иреште. Хатның эчтәлеген китерәбез.
Рәфис Кашапов Чаллы мәхкәмәсендә (архив фотосы)
Рәфис Кашапов Чаллы мәхкәмәсендә (архив фотосы)
Хатымны элек утырган төрмәдәге тормышыннан башлыйм. Коми республикасының Җәзаларны үтәтү идарәсе хезмәткәрләре минем Конституцион хокукларымны тупас бозып, мине аларның репрессив системасы өчен "тыңлаучан" малай итү өчен миңа карата бик рәхимсез кыланды, әмма алар кешене физик һәм рухи яктан сындырып була дип ялгышты. Мондый авыр хәлләрдә бары тик үз-үзеңне табу гына ярдәм итә ала һәм сезгә дә шуны телим...
Беркем белән дә очраштырмас өчен һава суларга да төнлә генә алып чыгалар, "шайтан" кебек
2017 елның 6 февралендә мине Микунь шәһәре ЕПКТсыннан (единое помещение камерного типа ) Ухта шәһәрендәге 18нче төрмә хастаханәсенә озаттылар. Монда мине гадәттәгечә барысыннан да аердылар, бу юлы авыру тоткыннардан. Ялгыз камерада утырам, беркем белән дә очраштырмас өчен һава суларга да төнлә генә алып чыгалар, "шайтан" кебек. Кыскасы, тынлык, әйтерсең мин Җир шарыннан аерылган бер галәм корабында. Моның өчен XXI гасырның төрмә "жандармериясе" вәкилләренә бик рәхмәтлемен!
Әле узган елларда төрмә камераларында күпкә "күңеллерәк" иде дип истә калган. Ул вакытта тараканнар, кыргаяклар, тычканнар, күселәр йөгереп йөри иде, ә үрмәкүчләр ашыкмый гына үзенә оя ясады (төрмә гадәте белән тоткыннар үрмәкүчләрне үтерми). Хәзер алар бөтенләй күренми. Мескеннәргә Русиядәге кризис хәле тәэсир иттеме икән, әллә алар чит илдә бай клиентлар таптымы икән, ә бәлкем төрле сәбәпләрдән үлеп беткәндер - ни генә әйтмә, камерада үле тынлык.
Хастаханә хезмәткәрләреннән Русия һәм дөнья хәлләре яңалыкларын сорасаң, берсе дә дәшми
Бу тынлыкка иректән бернинди хәбәр булмау да өстәлә. Хастаханә хезмәткәрләреннән Русия һәм дөнья хәлләре яңалыкларын сорасаң, берсе дә дәшми. Төрмә режимы аларга тоткыннар белән аралашуны тыя. Әлеге хәл кешеләр арасында сазлык тынлыгы булдырылуга дәлил. Шул ук вакытта табигать тарафыннан булдырылган сазлык бөтенләй башка - тынлыкны кошлар сайравы һәм кыргый хайваннар тавышлары боза.
Ухта шәһәре колониясендә һәм Микунь ЕПКТсында булганда төрмә табиблары мине бик тырышып баш мие селкенүе һәм кан басымы чиреннән "дәвалады". Ипи урынына 11 ай дәвамында бер төрле дарулар белән "тукланырга" туры килде. Нәтиҗәдә ашказаны җәрәхәте (язва) һәм түбән гемоглобин барлыкка килде.
Күптән түгел мин корчаңгы йоктырдым дип бик борчылдым, ун көн җәфаландым, ул даруларга аллергия булып чыкты
18нче хастаханәгә килгәч, табибларга беренче эш итеп әлеге авыруларны дәвалау өчен җиләк-җимеш, яшелчәләр һәм халык медицинасы кирәклеген әйттем. Алар төрмә режимы моны тыя дигән җавап кайтарды. Күптән түгел мин корчаңгы (чесотка) йоктырдым дип бик борчылдым, ун көн җәфаландым. Ә ул даруларга аллергия булып чыкты. Соңрак табиблар моның эзенә төште.
Туклану белән хәлләр шулайрак тора, иртәнге, төшке һәм кичке ашны тоткыннарга актан киенән озын буйлы, җитди, зыялы кыяфәтле егет таратып йөри. Ул ашны "кормушка" аша биргәндә кайвакыт елмаеп "тәмле булсын" дип тә өсти. Шул вакытта сиңа рәхәт булып китә, әйтерсең син төрмәдә түгел, ә ниндидер затлы ресторанда утырасың, әмма ризыкның сыйфаты һәм тәме турында ачыктан-ачык язып тормыйм, алайса ач калуым да бар...
Көлкеле тарихи вакыйга: икенче көнне үк хастаханә хезмәткәрләре миңа таушалып беткән "фронт телогрейкасы" (фуфайка) бирде. Әгәр аны фотога төшереп, "Что? Где? Когда?" тапшыруына җибәрсәң, аның "яшен" беркем дә әйтә алмас.
Күңеле белән ирекле кеше кайда гына булмасын, һәрвакыт үзен ни өчен гаделсез җәзага тартуларын белергә һәм истә тотарга тиеш
Иректән мәхрүм итү урыннарында нинди генә вазгыять булмасын, дөреслекне төрмә диварларын тишеп, төрле юл белән чагылдырып була, әмма күңеле белән ирекле кеше кайда гына булмасын, һәрвакыт үзен ни өчен гаделсез җәзага тартуларын һәм ни өчен бүләкләүләрен белергә һәм истә тотарга тиеш.
Горур "ак барс" ауга һәрвакыт берүзе генә чыга, ә мескен сарыклар һәрвакыт көтү белән йөри. Бәхеткә, без, ирекле һәм горур кешеләр аз түгел, үзләрен куркыныч астына куеп мине һәм иректән мәхрүм ителгән башкаларны рухи яклап, гаделлек өчен көрәшүчеләргә чын күңелдән рәхмәтемне җиткерәм. Сез булганда әле хакыйкать һәм гаделлек булачак.
Рәфис Кашапов сепаратизмга чакыру маддәсе нигезендә гаепләнеп, 2015 елның сентябрендә өч елга иректән мәхрүм итү җәзасы алды. Ул интернетка чыгарган мәкаләләрендә кырымтатарларның хокуклары бозылуын, Кырымны аннексияләүне хөкем итте, Русия президенты Владимир Путинның тышкы сәясәтен гаепләп, Русиянең Донбасстагы гамәлләренә каршы чыкты.
Русиянең "Мемориал" кеше хокукларын яклау оешмасы Рәфис Кашаповны сәяси тоткыннар исемлегенә керткән иде.