ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

суббота, 17 декабря 2016 г.

Обама назвал Россию слабой страной

https://lenta.ru/news/2016/12/17/obama2/

Обама назвал Россию слабой страной

Президент США Барак Обама назвал Россию слабой страной. Такое заявление он сделал на последней в уходящем году пресс-конференции, передает РИА Новости.
По мнению Обамы, Россия «меньше» и «слабее», чем Соединенные Штаты, а ее экономика «не производит ничего», что хотели бы купить другие страны, — «кроме нефти, газа и оружия».
Говоря об отношениях между Вашингтоном и Москвой, Обама констатировал, что они стали хуже. «Мы уже имеем огромное количество санкций против России. Отношения между нами и Россией ухудшились, к сожалению, в последние годы», — сказал глава Белого дома.
17 ноября Обама назвал Россию военной супердержавой, имеющей «влияние в регионе и мире». При этом он добавил, что его «принцип по отношению к России не изменился с первого дня президентства».
Официальный представитель российского МИД Мария Захарова, комментируя эти слова, напомнила, что ранее он называл Россию региональной державой.
Позже, на саммите АТЭС в Перу, Обама заявил, что Россия имеет серьезную военную силу, но решением гуманитарных проблем в мире занимаются США.

ДУМ Москвы жестко высказалось по ситуации в Мьянме

http://www.islamnews.ru/news-513980.html

ДУМ Москвы жестко высказалось по ситуации в Мьянме

ДУМ Москвы жестко высказалось по ситуации в Мьянме
Мусульмане Мьянмы вынуждены бежать с родной земли, спасаясь от насилия со стороны религиозных фанатиков
Духовное Управление мусульман Москвы планирует провести пикет возле посольства Мьянмы в поддержку мусульманского населения этой страны, которое подвергается страшным репрессиям и стоит на грани истребления, сообщил глава муфтията Ильдар Аляутдинов.
Духовное Управление мусульман Москвы планирует провести пикет возле посольства Мьянмы в поддержку мусульманского населения этой страны, которое подвергается страшным репрессиям и стоит на грани истребления, сообщил глава муфтията Ильдар Аляутдинов. Кроме того, в пятницу, 15 декабря, в мечетях и общинах Москвы будут возноситься молитвы в поддержку «наших братьев и сестер по вере, находящихся в тяжелом положении» в Мьянме, отметил священнослужитель.
Он посетовал, что СМИ должным образом не освещают «факты угнетенного положения мусульман-рохинджа», в отношении которых применяются «бесчеловечные по своей сути изуверства».
«В течение нескольких лет вынуждены были покинуть штат (Ракхайн — ред.) десятки тысяч человек, разрушены или сожжены жилища мусульман и мечети. Мировое сообщество до сих пор не выражает жесткую позицию относительно данных событий, когда требуется немедленно пресечь творящееся бесчинство», — говорится в заявлении муфтия, размещенном на сайте религиозной организации.
В муфтияте потребовали от руководства Мьянмы встать на защиту мирного мусульманского населения, напомнив, что убийство человека считается страшным грехом в любой традиционной религии.
«Мы с ужасом наблюдаем массовое угнетение мусульман и требуем, чтобы на защиту жителей Мьянмы встало их государство, на территории которого традиционно проживает мусульманская умма», — заявил Аляутдинов.
«Духовное управление мусульман не может оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере и готово выступить с акцией протеста против притеснения мусульман Мьянмы. Направлена заявка о проведении пикета возле Посольства Мьянмы. В ближайшую пятницу в мечетях и общинах Москвы будут вознесены молитвы в поддержку наших братьев и сестер по вере, находящихся в тяжелом положении», — добавил глава ДУМ Москвы.

Камил Әбләзов: "Казаннан, ТНВдан татарны урысча бердәмлеккә өндәү – сәер күренеш"

http://www.azatliq.org/a/28174436.html

Камил Әбләзов: "Казаннан, ТНВдан татарны урысча бердәмлеккә өндәү – сәер күренеш"




Сарытау эшмәкәре Камил Әбләзов әдәби тел саклансын дип хыялланырга кирәкми, киләчәктә ипилек-чәйлек булса да сөйләшә алсак та хәерле ди. Аның фикеренчә, ТНВ телевидениесе Татарстанның милли идеологиясеннән дә, заманнан да артта кала.
Сарытаудагы татар гимназиясе өлкәдәге иң яхшы уку йортларының берсе булып санала. Ул татар "олигархы" Камил Әбләзов ачкан һәм багып торган мәктәп. Төбәктә мәчетләр төзү, милли бәйрәмнәр оештыру, татар тарихын өйрәнү эшләре дә аның ярдәме белән башкарыла. Соңгы елларда эшмәкәр Уфада да еш була, ул анда да үз бизнесын җәелдерә.
Камил Әбләзов журналистлар белән артык аралашмый, бик сирәк интервью бирә. Азатлыкка искәрмә ясап, ул татар эшмәкәрләренең нинди бизнес белән акча эшли алуларын, үз ягыннан ни өчен Татарстанга инвестицияләр кертергә ашыкмавын, ТНВга ачулы булуын, Башкортстанның элекке президенты Мортаза Рәхимовны ни өчен мактарга кирәклеген сөйләде.
– Камил әфәнде, узган атнада Татарстанда “Эшлекле партнерлар” җыены узды. Казан татар эшмәкәрләрен берничә ел дәвамында җыя, утырышлар бер-берсен алаштырып тора, форумның Татарстанга, Татарстанның төбәкләрдән килгән эшмәкәрләргә ярдәме зур дип сөйлиләр. Бу очрашулардан файда күрәсезме? Шушы җыен ярдәме белән тормышка ашкан нинди проектларны атап була?
– Файдалы, нишләп файдасыз булсын ди алар? Без тарихи сәбәпләр аркасында төрле җирдә яшибез. Татарстан – таяну, җыелышу, очрашу урыны. Бизнес контактлар әллә ни күп тә булмастыр, әмма бу милли иделогия өчен мөһим. Бер-ике фермерчы Татарстанда эшли башлады. Зур проектлар юк, ясый алмадык. Әмма эш анда түгел. Эшмәкәрләр – инициативалы кешеләр.
Татар эшмәкәре ул үзендә нидер эшли, тырыша. Әмма Казанга килеп ул үзенең ялгыз түгеллеген аңлый. Курган өлкәсендә маташып йөргәндә синең кебек Ринатлар, Равилләр, Ришатлар Русия буйлап нидер эшләгәнен күрү, белү, алар белән танышу да сөенечле күренеш. Зур проектларның вакыты узды.
– Татарлар хәләл ит индустриясен үз кулына алырга тиеш дигән фикерләр яңгырый иде…
– Монополия оештырырга кирәкме? Минемчә, кирәкми. Урысларның хәләл өлкәсендә эшлиселәре, табыш аласылары килә икән, рәхим итсеннәр.
– Татарстан президенты төрле илләргә, төбәкләрдә йөри, инвесторлар эзли. Сез – эре эшмәкәр, Татарстанга инвестиция кертергә җыенасызмы?
– Кайда, ниләр эшләргә мөмкинлеген белмим әлегә. Уйларбыз. Бәлки яшьләр барлыкка килер.
– Бу җыенда Рөстәм Миңнеханов эшмәкәрләр мәдрәсәләр ачуда, Сабантуйлар оештыруда матди ярдәм күрсәтүдә активрак булырга тиеш дип әйтте. Эшмәкәрләр моңа әзерме, капиталлары җитәрлекме?
Мәскәүдә, Уфада татар мәктәпләрен ача алмадылар. Югыйсә берсе дә комачауламады
– Бу эштә активлык та, акчалы булу да кирәк. Зур акчадан да, азыннан да файда була. Кеше үзенең максатын ничек күрә бит? Мәктәпләр ачу хәзер бик авыр, мәгариф татарның кулында түгел, ул дәүләтнеке.
Әйе, Сарытауда көчләрне берләштереп татар гимназиясен оештырдык. Ул уңышлы эшли, Алла кушса, киләсе елда балалар санын 500 кешегә кадәр җиткерергә ниятлибез. Әмма бу уңышны барысы да кабатлый алмый, төрле җирдә шартлар төрле. Шул ук Мәскәүне алыйк, Сарытауга караганда анда татар балалары саны күбрәк, әмма уңышлы эшләп китә алмады. Уфаларны алыйк, 1,5 млн татар бар, ә татар гимназиясе берәү генә. Шулай ук мәктәпләрне ача алмадылар. Кем комачаулады? Берсе дә комачауламады. Тырышлык кына кирәк иде…
Бездә бервакыт галимнәр активлашты. Мәктәп кирәк дидек. Бер мизгелдә акча, көч, акыл кушылды. Эшләргә ярдәм итәргә атлыгып та торучы, комачаулаучы да юк. Булышмыйлар икән, ярар, бигайбә. Яшисең, сакланасың килә икән, хәрәкәт итәсең.
– Ә башка төбәкләр ни өчен мондый уңышка ирешә алмады?
– Кызык сорау. Белмим, әллә бу шундый яшәү гадәтеме икән соң? Төрле милләт, дин кешеләре арасында эреп юкка чыкмау теләге зурдыр татарда. Сарытауда бу хис көчлерәк булып чыккандыр, бәлки. 1970 елларга кадәр бездә нәсел элемтәләре нык булганга, бер-беребезгә терәк булганга, авылда нигез нык булганга исән калдык. Кешеләр бер-берсен белә иде. Сарытау, Самар, Волгоград – бер чылбыр. Югары белемле кешеләр заманасы җитте, аларның кыйммәте артты. Урыс телендә матур сөйләшмәгән кеше югары вазифалар турында хыяллана алмый иде. Тел белән шөгыльләнү булмады, тарихны туракладылар. Монда патша сәясәте йогынтысы да зур булды. Русия Фәннәр академиясе дә болгатты. Шул ук татарның атамасы белән дә күпме уйнау булды бит! Болгар, кыпчак, татар, мөселман – бер этноска әллә нинди атамалар бар иде. Әмма әкренләп чын юлга чыгып барабыз. Болгарлар татар дингезенең бер кыйпылчыгы кына икәнен аңлый башладылар.
Яшьләрдә нигез булмаса, нигә миңа ана теле, нигә дин кирәк дип йөрерләр иде. Ник мин бу җирлектә тудым, кем мин дигән сорау һәрберебездә утыра бит. Без – милли җанлы милләт. Шуның аркасында сакландык та.
– Сез берничә ел элек конгресста чыгыш ясаганда 50 еллык милләт үсеше стратегиясен булдырырга кирәк дидегез. Колак салучы булдымы?
– Бу юнәлештә эш кузгалды, азмы-күпме ниндидер уңышлар да бар бит. Берләшү идеясе юк дип әйтеп булмый. Ярар, Казан татар телендә булса да Татарстан китаплар чыгара. Мин Татарстанның фән һәм мәгариф министры Энгел Фәттаховның эшчәнлеген югары бәялим. Төбәкләрдә яшәүче татар балалары Татарстанга килә, татарстаннар төбәкләргә бара. Бу – бик мөһим програм. Балалар бер-берсен күреп, танышып үсә. Татарлар үзара тату, бер-берсенә якын, терәк булуларын аңлап үсә. Сарытау балалары Азнакай, яраткан Актаныш районына килә, анда шундый ук татарлар яшәгәнен, татар ризыкларын ашаганын, татар телендә сөйләшүләрен күрә. Бер үк йөзләр.
ТНВда бер-ике тапшыру бардыр, калганнары – буш куык
Татарстан бу юнәлештә дөрес бердәм идеология алып бара. Ә менә Татарстан телевидениесе эшчәнлеге аңлашылмый. Заманнан артта кала ул. Бер-ике тапшыру бардыр, калганнары – буш куык. Бу – без, ә менә алар – явызлар, безне кысалар дигән позиция кирәкми. Сүз ул турыда бармый. Менә мин телевизор кабызам да, минем Русия, дөньяда барган вакыйгаларны татар телендә карыйсым килә. Ник ТНВ Алтай, Һималайлар турында, фәнни ачышлар, сәясәт турында татарча сөйләми? Бүген ТНВ көч таләп итмәгән ниндидер җиңелчә тапшырулар белән тулды. Әйе, ниндидер норматив актлар бардыр, ниндидер таләпләр куеладыр, әмма син аның башлыгы икән (сүз ТНВ башлыгы Илшат Әминов турында бара – ред.), чарасын эзлә, тап! Синең каналыңны караучы Әләзән яки Алтата авылында утыра. Аның саф татар телендә канал карыйсы килә, сыйфатлы тапшырулар тели. Тамашачы моңа ничек ирешәләр дип уйламый, аңа бу кызык түгел. Телевидение, интернет –​ аудитория белән идарә итәрлек төп коралларның берсе. Аны да эшләрләр, рәткә китерерләр дип уйлыйм.
– Глобальләшү чорында татарлар артта кала, татар теле бетә, без оттырабыз. Тел үсешен тәэмин итәр өчен, милли үзаңны үстерү өчен тагын нинди юллар бар?
Татарча математика, физиканы укырлык итеп татар телен саклап калып булмас
– Тел турында сорау – иң авыры. Бу, чыннан да, зур проблем. Ярар, башлангыч мәктәптә укыйлар, ди, әмма аннары БДИ тапшырасы бар, югары укы йортына керергә кирәк. Кешеләр саф татар телендә укып аннары нишли? Бу төбәкләрдәге генә түгел, Татарстанда да кискен торган проблем. Нишләргә? Телне ипилек-чәйлек белү дә җитәчәкме? Әллә фән кешеләре генә сөйләшә торган, терминлы, әдәби телне сакларгамы? Нинди максатлар куябыз бит.
Татарча математика, физика укырлык итеп татар телен саклап калып булмас кебек. Әмма көнкүрештә сакланыр ул. Без барыбыз да урысчаны яхшы беләбез, әмма татар телен дә өйрәнеп була. Балаларым Казанга татар теле олимпиадасына килә, катнаша. Татарлар – талантлы милләт. Менә татар җырчылары меңнән артык, диләр. Алар телне сакларга ярдәм итә, читтәге татарларга да бу зур этәргеч булып тора. Алар татарча өйрәнергә өндиләр. Шул ук вакытта Татарстанда утырып Илшат Әминев экраннан урысча милли бердәмлеккә чакыра. Бу – минем өчен сәер күренеш.
Тарихны, гадәтләребезне өйрәнергә була. Бәйрәмннәрне оештырабыз, тырышучылар динне тота, монда да авырлык юк. Әмма телнең сакланышы белән төгәл рецепт юк.
– Ә үзегез өйдә балалар белән нинди телдә сөйләшәсез?
– Бәләкәй улым белән орыша-орыша татарча сөйләшәбез, ул мине, мин аны өйрәтәм. Кызым татар гимназиясендә белем ала, татарча укый. Зур улыма, барыбыздан аермалы буларак, зуррак бәхет елмайды – ул Казан татар кызына өйләнде. Хәзер ул улымны өйрәтә.
Бездә меңләгән еллар дәвамында сакланган генетик хәтер яши. Син дә менә татарча сөйләшәсең, ягъни генетик матералны тормышка ашырасың. Бүген татар галимнәре АКШта эшли, тарихын казый, кемдер космонавт булырга хыяллана. Бу – потенциал гына. Аллаһы тәгалә безгә төрле өлкәдә үзебезне сынап карарга мөмкинлек бирде. Әкрен генә ашыкмыйча эшлибез. Бу процесстан төшеп каларга ярамый, тырышкан кеше яшәп калачак… Кем өлгерми, шул таралыр.
– Татарга өлгерми калу курыкынчы яныймы?
– Юк, артта калмаячакбыз. Татарлар ябышкак халык. Менә корыч кебек без...
– Русиядә "россиян милләте" дигән төшенчә ешрак яңгырый, канун булдырырга кирәк диләр, мәктәпләрдә православ динен кертү турында янә сөйләшә башладылар. Сарытауда бу мәсьәлә ничек хәл ителә?
– Русия хакимиятенең үз юлы, үз максаты. Аларга кешеләрне ничектер берләштерергә кирәк. Без үзебез берләшәбез, без дә шушы җәмгыять кешеләре. Безнең гимназиядә басым сизелми. Берничә ел элек борынгы Үкәк шәһәре турында фәнни конференция уздырдык. Хакимият каршы килмәде. Әмма без үзебезнең сүзне әйттек, борынгылыгыбызны күрсәттек. Бәлки аның белән хакимият тә кызыксыныр, Татарстан да археологик казу эшләрен башлар дип өметләнәбез. Әкрен генә үз эшебезне эшлибез.
– Сез соңгы елларда Уфада эшлисез, аерым татар оешмалары сезнең канат астында хәрәкәт итә башлады. Уфада эшләүнең үзенчәлекләре нинди? Ул үзенә күрә проблемлы төбәк.
– Анда бернинди дә проблем юк. Милли республикада җәмгыять тә төрле була. Әйе, иҗтимагый ошемалар бик күп. Кеше күп булганда бердәмлекне табу авыррак. Халык татарча сөйләшә, аларны максатсыз яшиләр дип әйтеп булмый. Әкрен генә милләтләр үз мәнфәгатьләрендә хәрәкәт итәрләр дип уйлыйм.
– Уфа татарлары Казан ягыннан, монда Татарстан хакимияте дә, татар конгрессы да керә, игътибар аз дип зарлана. Мөнәсәбәтләр тагын да тыгызрак булсын өчен нишләргә?
– Үзең тырышмыйсың икән, нинди конгресс булаша алсын ди? Татарстан ничек анда идарә итсен ди? Мин моны аңламыйм. Үзең тырыш! Анда бит 1,5 млн татар яши. Уртак фикергә килегез! Кайчан да булса анда да лидер барлыкка килер дип уйлыйм. Хәзер анда әйдәп баручы юк. Яшьләр арасында фикерли торган дипломат үсеп чыгачак.
– Уфада быел төбәк тарихын өйрәнүчеләр җыены узды. Сез аны ничек бәялисез? Бу эштә ни өчен татар конгрессы катнамашмый калды?
– Ничек кенә булмасын без ул җыенны уздырдык һәм ул югары дәрәҗәдә үтте. Киләсе елга да шул ук вакытка тагын да зуррак җыен уздырачакбыз, Алла кушса. Һәр елны уздырырга дигән карарга килдек. Җыентык чыгарычакбыз. Академик институтлар да чыгара алмаслык эшләр булачак, тагын да китаплар чыгарачакбыз.
Кайсы гына татар авылын алма, музей бар, халык хәтере тирән
Татар кешесе үзе яшәгән урында авыл булсынмы ул, районмы, республика тарихын өйрәнергә тырыша. Бу – безне башкалардан аерып торган сыйфат. Кайсы гына татар авылын алма, музей бар, халык хәтере тирән. Әби-бабайлар саклый, алар сөйләгән сүзләр балаларның берсендә дә генә булса да сеңеп калачак. Бу – генетика. Гаилә, авыл архивында калырга тиеш. Нәсел шәҗәрәләре безнең өчен бик мөһим, кыйммәтле ядкарьләр.
– Мортаза Рәхимов вакытында татар төбәк тарихын өйрәнүчеләрнең мондый җыеннарын уздырып булмас иде...
– Ялгышасыз. Килешмим бу фикер белән. Гаеп атулар күп булды, каршылыклар чиктән ашты. Сез атта, без дилбегәдә дип сөйләгәндә Мортаза Рәхимов кына түгел, башкалар да читкә этәреләчәк. Рәхимов үз вакытында татар конгрессы җитәкчесе Ринат Закиров белән очрашты. Рәхимов чорында татар газеталары эшләде, татар театры төзелеп бетте. Моны танырга кирәк. Үзеңне ничек куясың бит. Шуннан чыгып синең белән дә эш йөртәчәкләр.
Хәзер дә шундый ук вазгыять. Телисең икән, эшлисең. Аптырыйм, менә без Мәрьям Солтанованың истәлегенә такта куйдык, берсе дә кулга сукмады, пикетка чыкмады. Ник моны моңарчы эшләмәделәр? Югыйсә берсе дә каршы килми...
Камил Әбләзов – "Нарат-К" директорлар шурасы рәисе (урман, агач эшкәртү тармагы), Сарытау өлкәсе губернаторы киңәшчесе, Татарстанның Сарытауда сәүдә вәкиле, Сарытауның татар милли-мәдәни мохтарияте рәисе.

«При таком величии и мощи почему же Золотая Орда распалась?»

https://www.business-gazeta.ru/article/332126

«При таком величии и мощи почему же Золотая Орда распалась?»

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 14-я
«Татарские активисты отмечали в 2012 году 700-летие принятия в Золотой Орде ислама в качестве государственной религии», — вспоминает директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. В очередных фрагментах из своей новой работы он обращается к историческим сюжетам многовековой давности.
Узбек-хана и его мечеть в КрымуУзбек-хан и его мечеть в Крыму
ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ УЗБЕК-ХАНА
«В действительности Бог на стороне самых больших банковских счетов».
Адам Смит
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332126

Татарские активисты отмечали в 2012 году 700-летие принятия в Золотой Орде ислама в качестве государственной религии. На время правления Узбека приходится расцвет Золотой Орды, оно ознаменовалось строительством многочисленных монументальных культовых сооружений. Многие видят в этом позитивную роль ислама. Внешне все так, трудно отрицать успехи, но в те же годы были заложены проблемы, затормозившие развитие государственности и экономики. Виной тому был шариат.
Узбек-хану взойти на трон помогли хорезмийская мусульманская группировка и духовенство. Взамен он объявил ислам официальной религией. Ему на тот момент было 30 лет, о нем писали, что он «отличался умом, красивой внешностью и фигурой». Тогда многие мурзы отказались принять ислам, ссылаясь на традиции Чингизхана: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясак) Чингис-хана и перейдем в веру арабов?» Узбек-хан казнил их, кое-кто бежал в Москву. Православных исламская революция не коснулась.
Подавив выступления знати, Узбек в течение почти 30 лет правил страной жестко, удерживая знать от бунтов. Несомненно, происламская политика Узбека имела, кроме идеологической направленности, еще одну цель — подорвать влияние кочевой аристократии.
Торговля и безопасные торговые пути во многом определяли рост экономики Золотой Орды. Торговля мусульман отличалась от европейской. Границы мусульманских государств были настолько изменчивы, что население должно было стараться устраивать свою культурную и экономическую жизнь независимо от этих перемен. В силу этой причины возникли торговые товарищества — уртаки, связанные между собой кредитными и другими обязательствами. По выдаваемому уртаком в одном месте документу можно было получить деньги в другом городе, даже другого государства. Кроме того, институт купеческого компаньонства зачастую связывал ханов и купцов. Ханы, таким образом, входили в долю купеческих компаний, поэтому были лично заинтересованы в получении высоких доходов от торговли, в силу этого они старались развивать города как базы караванной торговли. Купеческие компании не раз ссужали представителей администрации деньгами, демонстрируя лояльность властям.
Ко времени правления Узбека появились развитые города, высокая профессиональная культура, наука, совершенная по тем временам финансовая система, развитое земледелие, средства коммуникации, сравнимые по масштабу с морскими путями Средиземноморья, значительные объемы торговых операций и т. д. За счет торговли с Ордой разбогатели Генуя и Венеция, имевшие свои кварталы (нечто вроде свободных экономических зон) по всему побережью Крыма и Причерноморья. Все это способствовало зарождению капиталистических отношений в Генуе и Венеции, но не в Золотой Орде.
Почему капитализм не появился в Орде при наличии всех предпосылок, вплоть до вексельного обращения и бумажных денег? Чего же не было в Орде из того, что появилось в Генуе и Венеции? Это — возможность получения займа. Кредит был необходимостью для земледельческих экономик, подверженных катастрофам и повторяющимся случайностям погоды. С ускорением денежной экономики, у которой никогда не хватало золотой или серебряной монеты для функционирования, стало неизбежным признание за «осуждаемым» ростовщичеством права действовать в открытую.
В Европе борьбу с ростовщическим заемом вела церковь со всей суровостью — нераскаявшегося ростовщика не допускали к причастию, и он не мог быть погребен в освященной земле. Схоластику преодолели, признав, что процент-де становился законным, когда для заимодавца возникал либо риск (damnum emergens), либо невозможность получить прибыль (lucrum cessans). В эпоху, когда экономическая жизнь стала стремительно развиваться, пытаться погоню за прибылью запретить схоластической болтовней было пустым делом. Экономический подъем во многом проистекал из большей легкости получения займа, а, следовательно, из большей дешевизны денег, что стало отличительным признаком капитализма.
Банк Сан-Джоржо 1407 год. ГенуяБанк Сан-Джоржо – как иногда утверждается, первый в мире — был учрежден объединением менял в Генуе в 1407 году и помещался в средневековом палаццо Сан-Джорджо
Папа Римский под давлением экономических кругов разрешил открывать банки нехристианам, поэтому за дело взялись иудеи. В ряде стран юга, а позже севера Европы произошла трансформация ментальности, но многие страны как христианского, так и мусульманского мира находились под давлением канонического запрещения взимания процента.
Для Золотой Орды не были присущи те политические и идейные свободы, которые утвердились в Генуе и Венеции, а потому богословская мысль придерживалась жестких норм шариата, запрещавших взимание процента. Останься Золотая Орда в рамках Великой Ясы Чингизхана, капитализм непременно пришел бы к нам уже в ХIV веке одновременно с Генуей и Венецией. Шариат на долгие годы стал тормозом трансформации татар в новые экономические и политические отношения. Так мы и застряли в Долгом Средневековье.
«Кто не знает памяти предков, тот не почувствует вкуса жизни».
Татарская пословица
Распад Золотой ОрдыРаспад Золотой Орды
«ВЕЛИКАЯ ЗАМЯТНЯ»
«На свете есть великое множество людей, воображающих, что они наделены талантом править, только по той причине, что они стоят у власти».
Наполеон Бонапарт
При таком величии и мощи почему же Золотая Орда распалась? Нам важно знать не только взлеты государств, но также их падения.
Ученые называют разные причины. Самая невероятная — это борьба русских с татарами, чего не было в помине. Ивану III приписывают честь отделения от Орды, что не соответствует действительности. Он выступил против хана Большой Орды Ахмата как самозванца, но вовсе не воевал с Золотой Ордой и не расшатывал ее устои. Василий Ключевский пишет: «Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях, особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском же содействии, свалилось с плеч ордынское иго». На самом деле русские княжества были гораздо лояльнее, нежели некоторые татарские беки, вроде Идегея или Мамая.
Другая версия распада Орды — это чума, которая опустошила многочисленные города, в силу чего прекратилась торговля. История, по словам знаменитого французского историка Жак Ле Гоффа, делится на время до чумы и после, на время процветания и время кризиса, время уверенности и время сомнений.
Еще одна причина ослабления Орды — нашествие Тамерлана, который превратил поволжские города в руины. Конечно, если бы Орда не была уже ослаблена, она не сдалась бы на милость Тамерлана. В Орде уже шли политические разборки, и у Тамерлана появились свои сторонники среди золотоордынской элиты. Одним из них был Идегей. Он антигерой эпохи «Великой замятни» (Смуты).
Идегей и ТамерланИдегей и Тамерлан
Старые порядки подтачивались задолго до Идегея. Законы Чингизхана во многом определили успехи Монгольской империи, но со временем в разных частях Евразии они подвергались корректировке в соответствии с особенностями страны. Это коснулось не только Китая, Персии или Центральной Азии, но и Золотой Орды. Государственное устройство Улуса Джучи чем дальше, тем больше отходило от характера степных империй. Оседлая цивилизация стала доминирующей. Волга и другие реки начали играть не меньшую роль, чем караванные пути азиатской части или Крыма. Причем значительная доля пшеницы в экспорте неуклонно усиливала роль земледельческой культуры. Урбанизация вела к росту ремесленников, торговцев. Менялись ценности и нормы поведения.
...Роль степных улусов, прежде всего Ногайской Орды, кочевых узбеков, а затем и казахов, всегда была значительной в Золотой Орде, но кочевая цивилизация неумолимо уходила в прошлое
Роль степных улусов, прежде всего Ногайской Орды, кочевых узбеков, а затем и казахов, всегда была значительной в Золотой Орде, но кочевая цивилизация неумолимо уходила в прошлое. Не только шариат занял место нравственного кодекса Чингизхана, но и доблесть степных воинов оказалась во многом забытой. Эпоха «рыцарства» багатуров заканчивалась. Все это имело далеко идущие последствия — на политической арене столкнулись интересы талантливых полководцев и политических лидеров с наследственным правом чингизидов. Среди наиболее ярких личностей мы видим Ногая, Мамая, Идегея, практически расставлявших по своему усмотрению ханов, но не имевших права на престол.
Ногай хитростью посадил ханом Тохту и отдал дочь свою за него. Он вел иностранные дела, поддерживая отношения с мамлюками Египта и Византией, женился на дочери Мануэля VIII Палеолога.
Еще более заметной фигурой был Мамай, который в русских летописях появляется в связи с заговором против Тимур-Хаджи в 1361 году, хотя много раньше Ибн-Халдун называет его «одним из старших эмиров Бердибека». Мамай был талантливым полководцем и опытным политическим интриганом. Его возвышению способствовала женитьба на дочери хана Бердибека и он, таким образом, стал ханским зятем (гургеном) и вместе с тем получил большие права, кроме одного — права на трон. Он жаждал трона настолько, что даже начал чеканить монету с титулом «Мамай — царь правосудный» и также, как Ногай или Идегей, правил через своих ставленников — чингизидов.
...Барабинские татары – часть сибирских татар, коренное тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша
О Идегее говорили, что «султаны при нем носили только имя, но не имели никакого значения». Все три выдающиеся личности были представителями Великой Степи. Именно там сохранялась доблесть воинов и политических мужей. Государственная система не могла выработать механизма естественной инкорпорации амбициозных лидеров в структуру верховной власти, а потому раздиралась противоречием между династическим принципом, выдвигавшим слабых ханов и реальной властью эмиров, беклерибеков, беков. Одновременно внутри клана чингизидов, которых становилось с каждым годом все больше и больше, разгорались трения в связи с претензиями на власть. Нужны были политические реформы. Их требовала торговля и финансовая система, развитая культура. Золотая Орда вплотную подошла к этапу политических преобразований, но метаморфозы не произошло. Орда вступила в стадию застоя, а затем и Смуты.
Идегей — жертва обстоятельств. Почему народ воспринимает его как эпического героя? В дастане «Идегей» нет обычного восхваления главного героя. Напротив, слышно явное осуждение:
Ты, Идегей, — свет моих глаз,
Почему же в богатый Сарай,
Почему же к вратам дворца,
Ты привел Тимира-Хромца,
Чтобы он разрушил наш край?
Идегей стал жертвой обстоятельств, т.е. принципа престолонаследия, который уже не обеспечивал благополучия страны. Бунтарь Идегей стал жертвой обстоятельств, но не символом трансформации общественных отношений. Он всего лишь герой бунта, но не новых представлений в организации государства и общества. Золотая Орда ослабла и перешла в стадию полураспада.
Относительная самостоятельность регионов Орды постепенно приводит к складыванию обособленных этнических групп татар. Ногайцы получают самоназвание по имени бека Ногая. Фанатичные мусульмане Золотой Орды в ХIV веке приняли новое имя — «узбеки» — в честь хана Узбека. В некоторых источниках Улус Джучи в ХIV веке называли «Узбеково государство», «Узбекский улус», «Узбекистан».
В Средней Азии под узбеками имели в виду кочевников восточного «Дешт-и-Кипчака» во главе с шейбанидами. Это территория Западной Сибири (Сибирское ханство). Исфахани об этом в начале ХVI веке писал следующее: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты... Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангыты [ногайцы]...» В узбекском союзе еще при жизни Абуль-хайра стало складываться ядро будущих казахов, ушедших в степь. Порой в исторических летописях их называют узбеки-казахи. Лишь в XVI веке внук Абуль-хайра Шейбани-хан покорил государство тимуридов, захватив Самарканд, Бухару и распространил имя «узбек» на среднеазиатских тюрок. Тогда и начинают складываться различия между татарами, узбеками и казахами.
Оставшихся в Сибири татар со временем стали называть «сибирские татары».
«Хромая ворона улетает раньше других».
Татарская пословица
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332126