ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

вторник, 13 декабря 2016 г.

Мнение. О татарских националистах

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1101856493266810&id=100003274085805
Ринат Гараев
Мнение из просторов инета:
Пока у татар нет своего государства, и пока существует русский национализм, сами татары (особенно те, которые мусульмане или "пофигисты") не должны бороться с татарским национализмом. Мы можем быть где-то глубоко внутри себя, "выше этого", осознавать, что национализм себя изжил, но мы существуем не в идеальном мире, мы живем в конкретных условиях, и эти условия агрессивны по отношению к нам, как к исторической общности, эти условия пытаются заставить нас выкинуть на свалку свою национально-историческую память, наше культурное достояние, нашу признательность своим предкам в их борьбе за существование. Мы должны всегда помнить, что татарский национализм — это защитное явление, это защита от шовинизма большой, агрессивной, "государствообразующей" нации, требующей забыть свое национальное происхождение, стереть свое национальное лицо, вырвать и выкинуть свой национальный язык, а если, мол, не хочешь этого сделать, то "пиздуй на свою родину в Монголию" (как это говорят русские националисты татарам в Казани, Ульяновске и других поволжских городах - на территории, которые были тюрко-половецко-татарскими с незапамятных времен, а "русскими" стали только в 17 веке). Поэтому, дорогие "соотечественники", у которых "хата с краю", если не хотите, чтобы ваши детишки когда-нибудь не начали, прицепив имперки и получив благословение у "батюшки", бегать на "русские марши", орать "слава руси", "чурки вон в монголию", "запретим строительство мечетей", то перестаньте обвинять татарских националистов в бессмысленности их существования. Они, татарские националисты, просто пытаются сохранить то, что досталось им от их предков. И, наверное, предки, будь они живы, глядя на иных своих потомков, у которых детишки не брезгуют кричалками "русские вперед" и равнодушно взирающих на осквернение национального флага и даже избиение сородичей, непременно всекли бы пару раз ногайкой таким беспамятных и неблагодарных потомков.

В России сегодня отмечается день конституции. В России задерживают за чтение конституции


Конституция РФ
В России сегодня отмечается день конституции.  В России задерживают за чтение конституции Полиция задержала 15 активистов, которые вслух читали конституцию страны у здания правительства России.  Пикетчиков отвезли в полицию. В данный момент неизвестно, в чем обвиняют активистов, сообщает русская служба "Радио Свобода".  В России сегодня отмечают день конституции. В нескольких городах прошли акции в защиту основного закона. В Москве в честь праздника состоялось собрание представителей оппозиции, общественных деятелей и интеллигенции.
Больше читайте здесь: http://zn.ua/WORLD/v-moskve-za-chtenie-konstitucii-zaderzhali-15-chelovek-233034_.html

Пальмира: позор Кремля. Что делает ИГИЛ?

http://golosislama.com/news.php?id=30712

Пальмира: позор Кремля. Что делает ИГИЛ?

Запрещенная в России организация ИГИЛ провела несанкционированную c властями России акцию - молниеносное взятие Пальмиры. Да-да, той самой, где уже отыграл с концертом путинский виолончелист Ролдугин и выступление в которой  дирижера Гергиева было призвано распиарить на весь мир единственную ощутимую победу России (Алеппо пока все же не взят) за год нахождения в Сирии российских ВКС.
Теперь мыльный пузырь путинских триумфов лопнул так же, как и был надут. Кремлевские "стратехи", не просчитав последствий, бросили все силы на штурм Алеппо. Как следствие - пропустили чувствительный удар. При этом, как отмечает российский милитаристский эксперт А.Несмиян, в отличие от кремлевских показушников игиловцы не стали проводить в Пальмире концертов (хотя и анонсировали театрализованное шоу с пленными асадитами в главных ролях...), а предпочли погнать дальше своих врагов так далеко, как глаза глядят. 
Теперь путинцы уже эвакуируют авиабазу Т-4, потому что игиловцы подошли к ней на опасное расстояние и перспективы ее удержание в Кремле, видимо, оценивают как не очень радужные. Если дело пойдет так и дальше, игиловцы могут захватить не только Карьятейн, но и дойти до Хомса, учитывая оголение асадитских сил в этом районе. 
Так что же произошло? То, что это военно-политический позор путинской России, очевидно. Что же касается Асада, то надо сказать, что кроме все той же, имевшей исключительно имиджевое значение Пальмиры, прецедентов серьезных столкновений с ИГИЛ у него не было. Игиловцы стабильно выдерживали негласное перемирие с асадитами в разгар всех основных сражений последних с повстанцами, хотя обратное не верно - повстанцам в ходе таких сражений они били в спину сплошь и рядом, благодаря чему и захватили у них немало территорий.
Кроме того, удара ИГИЛ по Пальмире могли не ожидать просто потому, что объективно никакой военно-стратегической необходимости в нем для них не было. Турки и ССА наступают на Аль-Баб, "курды" и их союзники из СДС (Сирийских Демократических Сил) разворачивают наступление на Ракку, а разношерстная коалиция багдадской армии, Пешмерги при поддержке Западной авиации штурмует Мосул. Штурм пока идет не очень, но очевидно, что он будет продолжен.
В этот момент ИГИЛ совершает бросок на ничего не решающую для него Пальмиру. Но зачем? Одна из причин может быть в том, что ИГИЛ, который теснят с трех сторон, тоже нужен свой имиджевый успех для поддержания боевого духа сторонников, уже не говоря о том, что бонус в виде захваченных оружейных трофеев им тоже не помешает.
Другая возможная причина выглядит несколько конспирологически. Учитывая то, что следующий и, возможно, решающий этап войны в Сирии, как мы ранее прогнозировали, будет войной за раздел наследия ИГИЛ, кто-то подталкивает игиловцев к борьбе в первую очередь с асадитами и, таким образом, нейтрализации их возможностей в части захвата игиловских земель. При этом и турецкий "Щит Евфрата", и курдский "Гнев Евфрата", которые идут согласованно с Западом, продолжают свое наступление на позиции ИГИЛ. Тогда как Асаду теперь приходится от них обороняться.
Объективно такое развитие событий на руку и повстанцам в южном Алеппо. Если им и не удастся отбить Алеппо, что все же нельзя исключать, то сил на развитие своего наступления уже на Идлиб у асадитов теперь определенно не хватит.
Таким образом, с конспирологией или без, но кто бы ни подтолкнул ИГИЛ к этой переориентации на Пальмиру в условиях наступления на них со всех сторон, такой их шаг - неприятный сюрприз для Асада и приятный для всех его противников без исключения: повстанцев в южном Алеппо, протурецких сил в северном Алеппо и т.н. "курдов".
Разумеется, сейчас российско-иранско-асадитский союз бросит все силы, чтобы вернуть себе Пальмиру, что неизбежно ослабит их возможности на других фронтах. Интересный вопрос заключается в том, приедут ли Гергиев с Ролдугиным отмечать повторное взятие Пальмиры? И сколько раз оно будет происходить еще?
АВТОР: ИКРАМУТДИН ХАН

Бои за Пальмиру-попытка оттянуть внимание от геноцида в Алеппо


https://ayyamru.wordpress.com/2016/12/11/%D0%B1%D0%BE%D0%B8-%D0%B7%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC/

Бои за Пальмиру-попытка оттянуть внимание от геноцида в Алеппо

ИГИЛ оказал Кремлю очередную услугу, а то правозащитники российский МИД уже достали.
В субботу ИГИЛ неожиданно атаковала позиции войск Асада  в городе Пальмира.

Пальмира (она же Тадмур в арабской версии) — древний город, расположен в центральной Сирии, окружен пустыней и богатыми природным газом территориями.
ИГИЛ удалось войти в северо-западные районы города, однако уже в воскресенье подоспели подкрепления войскам Асада, прибыла российская авиация.
По последним сообщениям боевики ИГИЛ были вытеснены из города.

Русские рапортуют о том, что их самолеты нанесли 64 удара по ИГИЛ и устранили угрозу.
Amaq news agency, рупор ИГИЛ, заявлял, что боевикам удалось захватить пальмирскую крепость близ руин древней части города.

Напомним, ИГИЛ взяли Пальмиру в мае 2015.
В марте 2016 в ходе широко аннонсированного наступления силы Асада при помощи российских и иранских военных заняли город.
Тогда шла речь о заулисных договоренностях и передаче города в обмен на оружие для ИГИЛ.
На фоне явного отсутствия успехов 7-месячной военной операции Кремль и Асад тогда очень нуждались в военных приобретениях.
Занятие Пальмиры привлекло массу внимания и дало политические очки Асаду и Кремлю.




Нынешний военный переполох вокруг Пальмиры может означать две вещи:


а) ИГИЛ решила перейти в наступление, пока русские заняты добиванием блокадного Алеппо, что и будет подаваться как официальная версия.
б) ИГИЛ в очередной раз привлечена для создания медиа-шумихи и переориентации новостных потоков.
Кремль возьмется доказывать всем, что активно воюет против ИГИЛ, а массовые убийства авиацией гражданских в Алеппо есть необходимые побочные эффекты.



Теперь мировые СМИ срочно займутся темой боев за древнюю Пальмиру, столь дорогую списку мирового наследия ЮНЕСКО,
вместо того, чтобы передавать информацию о продолжающейся бойне мирного,
пока еще живого населения блокадного Алеппо.
В Алеппо кстати жертвами воскресних утренних авиабомбардировок стали 20 жителей, двести ранены (это только за утро).
Перефразируя известное:»Камни Пальмиры дороже людей в Алеппо — камни-то
древние, а людей бабы еще нарожают».
руины древней Пальмиры
руины древней Пальмиры
спасатели достают мальчика из-под завалов после авиаудара. Алеппо, район Баб Нейраб
спасатели достают мальчика из-под завалов после авиаудара. Алеппо, район Баб Нейраб

Айдар Хәлим: «1991 елдан бирле юньле-рәтле гонорар алганым юк, ә бит татарның иң танылган язучысымын, диләр»


http://shahrikazan.com/tt/2015-01-22-08-47-32/2016-09-27-07-39-14/item/18795-aydar-h%D3%99lim-ni-%D3%A9chen-1991-eldan-birle-yunle-r%D3%99tle-gonorar-alganyim-yuk-%D3%99-bit-tatarnyi%D2%A3-i%D2%A3-tanyilgan-yazuchyisyimyin-dil%D3%99r.html

Айдар Хәлим: «1991 елдан бирле юньле-рәтле гонорар алганым юк, ә бит татарның иң танылган язучысымын, диләр»

Айдар Хәлим: «1991 елдан бирле юньле-рәтле гонорар алганым юк, ә бит татарның иң танылган язучысымын, диләр»
1.
– Бүгенге әдәбият торышын ничек бәялисез? Кайберәүләр, укыр­лык әсәр юк бүген татар әдәбиятында, дип зарланырга ярата. Сезнеңчә ничек?
 – Әдәбият торышы – җәмгыять торышының көзгедәге чагылышы. Бүгенге әдәбият турында «әдәбият» дип авыз тутырып әйтеп булмый. Ул иҗат мәнфәгатьләреннән югары куелган тенденцияләр колына әверелдерелде. Әдәбият кеше тәрбиясенең төп факторларының берсе булудан махсус рәвештә читләштерелде. Социология фәне моны өйрәнми, ул бездә, татарда, юк та. Эш шунда ки, 2000 елларда безнең ил җәмәгатьчелеге ялгыш юлдан алып кереп кителде. Бер милләтне икенче милләт белән ызгыштыру сәясәте рәсми ныгыну алды. Милләтләр буенча министрлык урынына спорт буенча министрлык оешты. Әгәр моңа кадәр гасырлар буе, хәтта иң караңгы дәверләрдә дә, караңгылыкны яктылык, мәгърифәт аша җиңәргә хыялланса һәм тырышса, бу җәмгыятебез безнең күз алдында караңгылыкны караңгылык, наданлык, мәгърифәтсезлек, китапсызлык һ.б. аша каплап, әдәпсез итү юлына басты. Бу – Рәсәйдә әле без ачмаган, ачасыбыз булган конвергенция күренеше иде. Хакимият тарафыннан ул якындагы утыз елга исәпләнгән. Без әле бу процессның уртасында, шуңа күрә кайбер иҗтимагый күренешләрне ихтыяри көч белән «ашыктыралар». Мәсәлән, мәктәпләрне, китапханәләрне ябуны. Әгәр татар соңгы 20 елда югалткан мәктәбен аякка бастырмаса, әдәбиятсыз, димәк, әдәпсез калачак. Шушы конвергенция аркасында язучының булган да, булмаган да, әдәбиятның булган да, булмаган да, китапның булган да, булмаган да, укучының булган да, булмаган да, мәктәпнең булган да, булмаган да, китапханәнең булган да, булмаган да чоры-аралыгы барлыкка килде. Моны чиксез дәвам итәргә мөмкин булыр иде. Ул илдә кавемнәрнең, мәдәниятләрнең кыргый буталышы белән тәмамланачак. Укучы беткәч, китап бетә, китап беткәч, язучы бетә. Язучы беткәч, әдәбият бетә. Әлбәттә, ул бездә, шул исәптән татарда, язучы беткән дигән сүз түгел. Әмма аларның язучы буларак ялтырап торганнарының бу дөньяга карашы да казыкларга киерелгән ат карашы хәлендә киеренке. Укучының зәвыгы түбәнәйде. Язучының зәвыгы түбәнәйде. Укырлык әсәр бар, әмма моннан утыз ел элеккеге чор белән чагыштырганда, күп тапкыр­га сирәк.

2.
– Заман белән бергә язучы да, аның җәмгыятьтә тоткан урыны да үзгәрә. Бүген язучы нинди булырга тиеш дип уйлыйсыз, аның миссиясе нәрсәдән тора?
– Язучы заман белән үзгәрә икән, димәк, ул язучы түгел. Язу­чының миссиясе – заманны үзгәртү, һәрхәлдә, шуңа омтылу. Язу­чы ул язучылар берлеге әгъзасы булу түгел, ә ЧЫН ӘСӘР язу.  Язучыдан «Син ничә китап яздың?» дип түгел, «син ХАК­ЛЫК һәм ХАЛЫК ТАНЫГАН нинди әсәр яздың?»  дип сорарга кирәк. Язучы шәхес булырга тиеш. Көрәшче булырга тиеш. Әсәреңдәге идеал ул син үзең булырга тиеш.

3.
– «Язучы шулай булырга тиеш», «язучының бурычы шул» кебегрәк сүзләр еш яңгырый. Ә менә «язучының хәле ничек?» дигәне бик ишетелми. Язучы бүген нинди хәлдә?
– Язучыга, хезмәте өчен, яхшы, алтын бәрабәренә түләнергә тиеш. Түләнмәгән язучының бәһасе юк. Шуңа күрә аның хәлен сорамыйлар. Халыкның язучы хәлен сорарлык хәле юк. Ул, мескен, йөгенгән. Хәлсез. Ни өчен Рәсәйдә 40-50 мең кеше юлларда каршы полосага чыгып һәлак була? Чөнки ул әдәпсез. Мәктәпсез, мәктәбе булса, анда – әдәбиятсыз. Мәктәптә әдәбият укытмаган милләтнең киләчәге юк.

4.
– Язучы хезмәтенә рәсми статус бирүгә ничек карыйсыз, аны нинди юллар белән җайга салып була?
– Язучыга нинди рәсми статус? Аңа түләргә, алтын белән түләргә кирәк.


5.
– «Хәзерге заман укучысы» дигәнрәк сүзне бик еш кулланалар. Бу төшенчәне сез ничек күзаллыйсыз? Кем ул бүгенге заман укучысы, нинди ул? Гомумән, укучылар да заманга карап үзгәрәме, аерыламы?
– Кызганыч, без бүген татарның кичәге укучылар корпусын, кичәге китапханәчеләрен югалттык. Элегрәк кешенең китап укыйсы килә, тик укый белми, хәреф танымый иде, хәзер укый белә, тик укырга теләми. Караңгылык илһамчыларына яхшы заманнар килде: алар интернет белән кап­ланып, халыкны надан ясый. Хөкүмәт моны күрмәмешкә салыша. Бүгенге заман укучысы укымый. Аны шул китаптан биздерү юлы белән ишәк ясыйлар. Чын укучы заман белән үзгәрми. Ул зәвыгын гына саклый. Үстерә. Рухи-рухани ләззәт дигән нәрсә декрет белән килми.

6.
– Язучының иҗади үсешендә әдәби тәнкыйтьнең роле бар дип уйлыйсызмы? Әдәби тәнкыйть бүген нинди хәлдә һәм аның үсеше өчен нәрсәләр эшләргә мөмкин?
– Әдәби тәнкыйтьтән башка әдәбият була алмый. Тәнкыйть, эчкерсез, изге тәнкыйть – әдәби эстетиканың нигезе. Бүген зур мәгънәсендә тәнкыйть юк. Юбилярларга язылган комплиментар язмаларны чын дәрәҗәсендә тәнкыйть дип булмый. Әмма бездә, татар әдәбиятында, таза тәнкыйтьнең Рифат Сверигин, Әлфәт Закирҗанов, Муса Мөлеков һәм башка шундый вәкилләре бар әле. Татарның тулы куәтле башлангыч, урта, югары белем бирүче мәктәбе булмый торып, әдәби тәнкыйтьнең аякка басуы бик шикле. Шуңа күрә, исән каласыбыз килсә, өч татарга мәктәп! Дүрт татарга мәктәп!

7.
– Әсәрләрне тарату, китап сәүдәсе. Бу өлкәдә сез нәрсәләр үзгәрүен теләр идегез? Әллә ул шушы хәлендә дә бик уңышлы эшлиме?
– Китап сәүдәсе дә махсус юкка чыгарылды. Сәүдә – әдәбият укып ӘДӘПЛЕ булуны тәэмин итү юлындагы хәлиткеч чараларның берсе. Кызык бит. Барлык төр сату чәчәк ата, китап сату гына юкка чыгарылды, чөнки ул караңгылык аша халыкны надан итүгә хезмәт итә. Нишләргә? Татар халык җырындагыча, кая карасаң да юк.

8.
– «Язучы һәрвакыт укучылары белән аралашырга тиеш» дигән сүз бар. Сез моңа ничек карыйсыз? Укучыларыгыз белән аралашып торасызмы? Аның өчен нинди мөмкинлекләрне файдаланырга кирәк?
– Тере язучы ничек итеп укучысы белән аралашмаска тиеш?

9.
– Яхшырак язу өчен язучыга нинди шартлар тудырырга кирәк дип уйлыйсыз?
– Яхшырак язу өчен нинди шартлар? Яхшы түләргә кирәк. Мин, мәсәлән, 1991 елдан бирле юньле-рәтле гонорар алганым юк. Ә бит татарның иң танылган язучысымын, диләр.


10.
– Соңгы вакытта нинди әсәр язасыз? Бу әсәр нәрсә хакында? Аны кайдан табып укырга мөмкин (булачак)?
– Соңгы вакытта зур әсәр язмыйм. Мин «Өч аяклы ат» повестен, «Татар вакыты» романын, өч томлык «Хунвейбин» роман-эпопеям белән татарда, татарда гына түгел, кешелек масштабында игътибарга лаек әсәрләр яздым дип уйлыйм. Иманым камил, татар милләте «Хунвейбин»ны укымый торып, рухи-рухани яктан аякка баса алмаячак. Мин әлегә милләтемнең, аеруча аның камил холык­лы язучыларының, үзләренә хас тар көнчелекне җиңеп,  шушы китапны укуын, үзләштерүен, милли көрәшкә  кулланма итеп файдалануын телим.

Рафаэль Хакимов: «Что произойдет, если татары полностью перейдут на русский язык?»

16.05.2015

Рафаэль Хакимов: «Что произойдет, если татары полностью перейдут на русский язык?»

Свою идентичность татарский этнос определяет не по языку и не по религии, а по происхождению
Общероссийская идентичность, несмотря на старания СМИ, остается лоскутным и противоречивым сознанием, указывает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Она состоит из осколков разных эпох и народов, там смешаны монархизм, анархизм, сталинизм с православием, нет генерализующей идеи. Кое-кто надеется, что все народы сами собой сольются в великой российской нации, но в реальности, по мнению автора «БИЗНЕС Online», народы ищут иного — укрепления своей идентичности.
До революции ученые не только не отвергали название «татары», они даже предпочитали более широкий термин «тюрко-татары», поскольку целый ряд народов был тесно связан по языку и культуре с татарами (фото: geo-politica.info)
ЛЮДИ ЖИВУТ ВЕСЬМА ПРИЗЕМЛЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.

Зинаида Гиппиус
Очень смешно слушать и смотреть передачи, в которых доказывают, что татары не татары, а, например, булгары или кряшены, что это имя, мол, нам навязали захватчики-монголы, а в ХIХ веке подхватили национальные идеологи типа Марджани, что будто бы мы всегда назывались по местности, например, мишари из Мещерской земли, или башкиры из башкирских территорий, или мусульманами и т.д. и т.п. Идеологическая машина, работающая по указке Сталина, дает сбои: татары остались татарами. Почему-то вокруг этнонимов других народов не существует таких споров, привязались именно к татарам.
Кстати, до революции весьма солидные русские и иностранные ученые не только не отвергали название «татары», они даже предпочитали более широкий термин «тюрко-татары», поскольку целый ряд народов был настолько тесно связан по языку и культуре с татарами, что их трудно было различать. Выдающиеся лингвисты знали всего лишь два диалекта: огузский и кыпчакский, а в последнем различали наречия, такие как татарский, казахский, узбекский, уйгурский и т.д. или говоры типа башкирского, ногайского и т.д. Это впоследствии советская историография накрутила мифы о татаро-монгольском нашествии, о якобы младописьменных тюркских народах, обретших свою профессиональную культуру благодаря социализму, сочинили множество языков. На поверку эти культуры оказались несравненно древнее русской, украинской и даже белорусской.
Древние летописцы прекрасно знали, кто такие татары: и китайские, и азиатские, и европейские, и русские. Думать, что весь мир ошибался и только наследники сталинской исторической науки правы — верх самомнения. Нелепо думать, что народ принял навязанное ему самоназвание. Об этом писать скучно, гораздо интереснее другой вопрос: насколько идентичность устойчива и каким она подвергается провокациям со стороны современных рыночных, во многом американизированных ценностей.
Российские СМИ старательно нагружают молодежь зарядом патриотизма, но одновременно монетаристская политика, рыночные отношения действуют гораздо эффективнее — они обещают успех, деньги, машину, дом. Если ты сумел показать свои таланты и добрался до Москвы, то перед тобой открывается возможность уехать дальше в Европу или даже в США. Существует понятие «американский образ жизни», который всем хорошо известен, хотя может быть и неприятен. Мы можем его ругать, но все слышали об «американской мечте». А каков же на этом фоне российский образ жизни? Это непростой вопрос. Может, это поездка за мечтой на крутой Lada Kalina по российским таежным дорогам? Или поиск родственников, знакомых, через кого можно пробиться на госслужбу и «наладить» жизнь? Не спорю, успехи в космосе вдохновляют население страны, все любят напевать знаменитые строки «И на Марсе будут яблони цвести…» Однако люди живут весьма приземленными интересами. Сколько денег тратится на разного рода стратегические центры, якобы выстраивающие российскую идеологию, но они пока реализовали только собственную мечту — неплохо пристроились…
С ТАТАРАМИ ЛУЧШЕ БОРОТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ САМИХ ЖЕ ТАТАР
Общероссийская идентичность, несмотря на старания СМИ, остается лоскутным и противоречивым сознанием. Она состоит из осколков разных эпох и народов, там смешаны монархизм, анархизм, сталинизм с православием, там нет генерализующей ИДЕИ. Кое-кто надеется, что все народы сами собой сольются в великой российской нации, но в реальности народы ищут иного — укрепления своей идентичности. У татар за последние годы гордость за республику, за свой народ резко выросла, однако, что скрывать, язык забывается, отношение к культуре стало весьма поверхностным. А что произойдет, если татары полностью перейдут на русский язык? Исчезнет ли в таком случае народ? Или татары приспособятся наподобие евреев к основному языку общения с минимальным знанием родного. Еврейская идентичность, возможно, пострадала от перехода на язык страны проживания, но народ не исчез, даже, наоборот, продемонстрировал великие способности всему миру. Понятно и без социологических исследований, что с потерей родного языка татары не теряют свою идентичность. Порой у русскоязычных татар даже обостряются национальные чувства. Потеря языка не ведет автоматически к этнической ассимиляции, хотя лишает людей тех ценностей, которые содержатся в родной речи.
Евреям сохранить свою нацию помогает иудаизм, чего не скажешь об исламе у татар. Исторически татары умели подстраивать религию (ислам или православие) под свои интересы. Если религия помогала в жизни, народ ее терпел, мешала — выбрасывал, как гнилой товар. В последнее время появились такие течения в исламе, которые отвергают национальность, они поставили себе цель превратить татар в чистых мусульман, а потому пропагандируют чужую одежду — начинается именно с этого. Надел якобы мусульманскую одежду (каковой в природе не существует) и вроде стал правоверным, а главное сделал шаг к отказу от национальности. Затем идет требование изучения арабского языка, затем вводят запрет на поклонение могилам родителей, наконец, пропагандируют нормы ханафитского мазхаба взамен светских законов. Я встречал татарок, укутанных с ног до головы в какие-то тряпки, презирающих татарский язык, но старательно изучающих арабский. Какой продукт нам выдают дремучие медресе арабских стран? Ведь исламская система обучения не изменилась со времен Средневековья и она приспособлена под уровень знаний и мораль тех шакирдов, кто не может поступить в нормальные университеты и специальные учебные заведения, да и трудиться не желает.
В своей карьере татары не могут положиться на сородичей, как евреи, всегда поддерживающие своих не только на словах, но и на деле. Для татар характерно обратное — зависть за успехи товарищей толкает их на самые неожиданные и даже мерзкие шаги. Это не конкуренция, как может показаться на первый взгляд. Это зависть в своей первичной наготе. Сталин это хорошо знал и пояснял партийцам, что с татарами лучше всего бороться с помощью самих же татар. Нетерпимость татар друг к другу связана не только с рабским прошлым, но и с отсутствием больших национальных целей, объединяющих различные интересы вокруг общих задач. Когда интересы мелкие, то и отношения мельчают. Материальное обогащение, чем активно занялись татары, не может быть такой целью, скорее, оно ведет к этническому нигилизму и нездоровой конкуренции. Пока что сабантуй остается единственным объединителем, но это первичное, исходное в этнической культуре, а вовсе не высокая ИДЕЯ. Значит, татары и дальше будут грызть друг друга. Страшно вспомнить, как Институт истории им. Марджани два с лишним года боролся за выживание, сколько родных татар ученых (особенно химиков и филологов), депутатов требовали ликвидации института, хотя другого научного учреждения по изучению татарской истории нет. Татары были готовы остаться без истории, но лишь бы кто-то не сделал прорывные открытия в той сфере, которая непосредственно связана с идентичностью.
Идентичность формируется в семье, школе и окружающей среде (фото: islam.ru)
РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЧЕЛОВЕК ВСПОМИНАЕТ О СВОЕМ ПРОИСХОЖДЕНИИ
«Есть только две бесконечные вещи: 
Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен»

Альберт Эйнштейн
Карьерный рост, успехи в жизни далеко не всегда имеют ясно выраженный этнический аспект, если, конечно, это не сфера искусства и литературы. В науке нет этнических признаков. Даже татарской историей в значительной степени занимаются русские и иностранцы, что абсолютно правильно. Можно по-разному служить своей нации. Например, Рудольф Нуриев волею судьбы был оторван от своего народа, но во всем мире его называли «летающим татарином». Такие люди становятся национальными символами и лучше любого лингвиста служат укреплению идентичности.
Идентичность формируется в семье, школе и окружающей среде. Пока воспитывают бабушки и дедушки, можно не волноваться за этническую привязанность. Проблемы начинаются с детского садика и продолжаются в школе. В системе образования уже не одно столетие идет борьба с татарской культурой. В царское время был запрет на открытие татарских светских школ, в советское время была идеология слияния наций, а в демократической России нерусские школы закрывают без всякой идеологии.
Существует определенное преувеличение роли семьи в деле воспитания. Мы всегда интересуемся, из какой семьи человек родом, любим разные поговорки типа «яблоко от яблони недалеко падает» и т.д. Но, оказывается, реальное влияние окружения не меньшее, а порой даже более значительное, нежели семьи. Как только молодое поколение подрастает, его начинает волновать ближайший круг друзей. Если в детстве не заложены крепкие моральные принципы, то внешняя среда начинает играть доминирующую роль. Превалирование значения окружающей среды над семьей вполне объяснимо, ведь молодежь, определившаяся в своих отношениях с родителями и родственниками, затем стремится утвердиться в обществе. Вступая во взрослую жизнь, молодой человек пытается добиться успеха и начинается это в ближайшем окружении. Отсюда стремление самоутвердиться в кругу друзей, начинается погоня за лидерством, появляется командный дух. Влияние среды может привести к проблемам с семьей, что выражается в феномене «отцов и детей».
Интересен, конечно, такой вопрос: что такое успех по-российски, если ты не русский? Мешает ли твоя фамилия добиваться высот? Может, лучше забыть свой язык и свою национальность, ругать татар и твои старания будут отмечены? Это во многом связано с нравственными принципами, заложенными семьей и школой, и чувством гордости за свою нацию. Можно прикинуться русским и сделать успешную карьеру в России, но это не значит, что таким способом можно добиться душевного спокойствия. Рано или поздно человек вспоминает о своем происхождении.
МАРКЕРЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
«Успех всегда был великим лжецом»
Фридрих Ницше
Свою идентичность татары определяют не по языку и не по религии, а по происхождению, причем происхождение существенно не только в плане татарского самосознания, а по той местности, откуда вышли родители. Этническая и земляческая идентичности не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга. Некоторые народы (например, казахи) помнят свой род, другие (например, узбеки) — территорию (Фергана, Бухара, Хорезм), а для татар важна та деревня, откуда родом предки до седьмого колена. Выяснить свои корни и означает для татарина быть татарином.
Один из маркеров идентичности — это круг общения и количество межэтнических браков. Тут татары отличаются как высоким процентом смешанных браков, так и межэтнической дружбой, работой в полиэтничных коллективах, даже уличные группировки в Казани в свое время были интернациональными. Этого нельзя ставить в вину татарам, ведь одна из наших характерных национальных черт — открытость культуры, что является громадным преимуществом. Именно благодаря открытости татары в ХIХ веке быстро вошли в капиталистические отношения и стали конкурировать с русскими, открытость позволила в ХХ веке татарам по образованности и культуре стать вровень с развитыми нациями. Альтернатива открытости — резервация. Однако у открытости есть своя оборотная сторона — смешанные браки, в которых ассимиляция в сторону доминирующей нации и языка происходит быстрее, чем в мононациональных семьях. В этой ситуации для сохранения татарской или двойной идентичности существенно полноценное двуязычие.
Вопрос идентичности не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, у каждого человека существует целый комплекс идентичностей: этническая, религиозная, гражданская, региональная, наконец, космополитическая. А еще могут сформироваться частные, корпоративные идентичности. Человек выполняет множество ролей в жизни, и оказывается в системе разнообразных отношений, он вынужден подчиняться каким-то коллективным правилам, не всегда совпадающим с его предпочтениями. Авторитаризм нам навязывает свои стереотипы, противоречащие нашей природе, в результате жизнь оказывается собранной из разных осколков интересов, предубеждений, моральных и корпоративных норм, религиозных ритуалов и гражданских обязанностей. Эти «осколки» не собраны под единым началом, нет общегражданских ценностей, а навязываемый патриотизм содержит в себе заряд конфликтогенности. Скоро пройдут победные праздничные дни, и вновь восторжествует идейная опустошенность. Российская общественная мысль оскудела, она призывает к материальному обогащению и конкуренции, похожей на поедание друг друга. Общество шарахается от коммунизма к либерализму, от прозападной политики к сталинизму. Русская культура, всегда выполнявшая притягательную роль для народов страны и вызывавшая уважение во всем мире, выродилась в детективные блокбастеры. После «золотого» и «серебряного» века вдруг наступил период полного провала. Впрочем, в татарской литературе происходит то же самое. В стране отсутствует общая идеология, а потому остается полагаться на республику.
В Татарстане сумели использовать открытость русской и татарской культур для формирования региональной идентичности. Основу этой терпимости заложила идея суверенитета, которая была провозглашена от имени всего многонационального народа. Конечно, шовинистам не по нутру межэтническая терпимость, а потому они ополчились на суверенитет Татарстана и даже запретили упоминать его решениями Конституционного суда России. Было бы грустно, если бы что-то зависело от потерявшего всякий авторитет Конституционного суда. Терпимость и взаимопонимание — это бесценный капитал татарстанского сообщества, фактор инвестиционной привлекательности, гарантия благополучия, надежда на лучшее будущее наших детей и внуков. При этом региональная идентичность не отменяет ни этнической, ни гражданской идентичностей. Это особая тема.
О! из глуши моих родных степей
Я слышу вас, далекие народы,—
И что-то бьется тут, в груди моей,
На каждый звук торжественной свободы.
Мне с юга моря синяя волна
Лелеет слух внезапным колыханьем...
Роскошных снов ленивая страна —
И ты полна вновь юным ожиданьем!
Что ж? Начинай! Уж гордый Рейн восстал,
От долгих грез очнулся тих, но страшен,
Упрямо воли жаждущий вассал
Грозит остаткам феодальных башен.
На Западе каким-то новым днем,
Из хаоса корыстей величаво,
Как разум светлое, восходит право,
И нет застав, земля всем общий дом.
Как волхв, хочу с Востока в путь суровый
Идти и я, дабы вещать о том,
Что видел я, как мир родился новый!

И ты, о Русь! моя страна родная,
Которую люблю за то, что тут
Знал сердцу светлых несколько минут,
Еще за то, что, вместе изнывая,
С тобою я и плакал и страдал,
И цепью нас одною рок связал,—
И ты под свод дряхлеющего зданья,
В глуши трудясь, подкапываешь взрыв?
Что скажешь миру ты? Какой призыв?
Не знаю я! Но все твои страданья
И весь твой труд готов делить с тобой,
И верю, что пробьюсь — как наш народ родной
В терпении и с твердостию многой
На новый свет неведомой дорогой!

Николай Огарев. Упование. 1848 год

Нардуган Приглашаем к диалогу о татарском народе его будущем. 26 декабря 2016г Дом Асадуллаева

Нардуган Приглашаем к диалогу о татарском народе его будущем. 26 декабря 2016г Дом Асадуллаева
Хормэтле Дуслар Исянмесез! Мы приглашаем Вас принять участие в праздничном вечере по случаю наступления древнего татарского праздника Нардуган. Начало 26 декабря 2016 года в 17 часов в комнате 213 в Доме Асадуллаева г Москва, Малый Татарский переулок дом 8. Культурная программа вечера в прилагаемом файле Нардуган Программа Вечера. Мы  предлагаем всем, для кого будущее татарского народа не пустой звук, собраться и обсудить его.
Почему, мы татары должны следовать чьей то «генеральной линии», делать то, что  велено, дружить по указке из Кремля? А что, разве у татарского народа не должно быть собственное мнение, собственная позиция по вопросам и событиям происходящие в РФ и мире, о своем будущем, о исламе? Ведь Аллах создал народы разными и свободными. А значит у каждого народа свой путь развития, а не один для всех, основанный на позиции одной политической партии или группы лиц. Или мы не правы и Вы думаете иначе? Давайте, наконец вместе обсудим эти важные вопросы. Ведь за нас наше благополучное будущее ни кто создавать не будет, мы творцы своего будущего и ни кто другой. Приходите к нам 26 декабря в Дом Асадуллаева аудитория 213, в не принужденной обстановке за чашечкой чая мы могли бы обсудить и поговорить. Ждём Вас. РАХИМ ИТЕГЕЗ!

ЦКС НДП Ватан ndp.vatan@gmail.com askerbey@gmail.com rmx77@gmail.com 13 декабря 2016 года Москва