ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 29 августа 2016 г.

Правительство предлагает потратить на развитие казачества 765 млн рублей


https://news.mail.ru/politics/26913021/?social=fb

Правительство предлагает потратить на развитие казачества 765 млн рублей

Правительство предлагает потратить 40,1 млрд руб. в период с 2017 по 2025 годы на реализацию госпрограммы национальной политики.

Средства планируется направить из федерального бюджета, Пенсионного фонда России, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования
Такие данные содержатся в проекте постановления правительства, размещенном на едином сайте нормативных правовых актов.
Программа состоит из девяти подпрограмм, цели которых — социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов, укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности, развитие этнокультурного многообразия народов России, обеспечение равенства прав и свобод и гармонизация национальных и межэтнических отношений.
В числе задач программы значатся укрепление единства российской нации и создание устойчивой системыгосударственно-общественного партнерства в сфере госполитики в отношении российского казачества.
В частности, на создание системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством планируется направить из федерального бюджета 765 млн руб. до 2025 года.
Результатом реализации этой подпрограммы должно стать увеличение численности казачьих обществ со 180 тыс. человек в 2017 году до 206 тыс. человек в 2025 году.
Также правительство рассчитывает повысить роль казачества в воспитании подрастающего поколения и нарастить количество мероприятий, проводимых при участии казачества для воспитания детей в духе патриотизма, на 18% к 2025 году.
На социально-культурную адаптацию мигрантов правительство предлагает направить 763 млн руб. На профилактику ксенофобии, религиозной и расовой нетерпимости, а также на борьбу с фальсификацией истории и попытками подорватьобщественно-политическую стабильность в России кабмин намерен выделить 4,7 млрд руб.
Меньше всего средств планируется направить на укрепление статуса русского языка. В период с 2017 года по 2025 год объем бюджетных ассигнований этой подпрограммы определен на уровне 480 млн руб.

Навальный повернулся лицом к ПАРНАСу и выборам

http://www.ng.ru/politics/2016-08-29/1_navalny.html

Навальный повернулся лицом к ПАРНАСу и выборам

Демократическая коалиция восстанавливается, но скорее всего не с Касьяновым, а с Мальцевым
политика, выборы, вячеслав мальцев, алексей навальный, демкоалиция, парнас, михаил касьянов
Лидер незарегистрированной Партии прогресса (ПП) Алексей Навальный все-таки решил поддержать на выборах Партию народной свободы (ПАРНАС) Михаила Касьянова. Ранее они оба состояли в Демкоалиции, которая развалилась по инициативе именно Навального. Но теперь он заявил, что не будет призывать к бойкоту выборов, потому что надо голосовать за ПАРНАС. Эксперты отмечают, что эти политические метания на самом деле четкое следование складывающейся конъюнктуре.
Это важное заявление Навальный сделал в эфире интернет-программы «Артподготовка» кандидата в депутаты Госдумы от ПАРНАСа Вячеслава Мальцева. По словам Навального, он по-прежнему без восторга относится к предстоящим выборам, тем более что его на них не пускают. Однако «много хороших людей идет на выборы, начиная от Вячеслава и заканчивая членами «Фонда борьбы с коррупцией», и если я буду призывать к бойкоту, то буду вредить многим хорошим людям». Таким образом, политик фактически признал, что он уже начинал призывать к мягкому бойкоту («НГ» от 08.07.16).
Навальный напомнил о прежнем заявлении ПП с призывом голосовать за демократических одномандатников, а из партий – либо за «Яблоко», либо за ПАРНАС. Оппозиционер отметил, что хорошо относится к ним обеим, но подчеркнул: «ПАРНАС – это партия, с которой я создавал политическую коалицию. Это единственная партия, которая открыто говорит все то, что я хочу, чтобы они говорили на дебатах: про Путина, про «Единую Россию». К сожалению, «Яблоко» этого не делает. Поэтому, выбирая между «Яблоком» и ПАРНАСом, – конечно, ПАРНАС».
Напомним, впрочем, что Демкоалиция весной этого года распалась именно по инициативе Навального. В конце апреля он предложил пересмотреть прежние соглашения, по которым Касьянов в праймериз не участвует, занимая первый номер автоматически. «Если лидер списка не уверен в том, что он может занять первое место на праймериз, наверное, он не очень хороший лидер списка», – заявил тогда Навальный. Критически он отзывался и о результатах этих самых праймериз: «провал, некомпетентность, неспособность решать элементарные задачи».
«НГ» задалась вопросом, а что же изменилось за четыре месяца. Ответы от сторонников Навального и руководства ПАРНАСа, однако, оказались какими-то уклончивыми.
Глава московского отделения ПП Николай Ляскин сообщил «НГ», что для него ничего не изменилось, «я как был кандидатом от ПАРНАСа, так им и являюсь, а что изменилось у Алексея, это лучше у него спросить». На вопрос, стоило ли тому вообще выходить из коалиции, Ляскин ответил и вовсе загадочно: «Я считаю, что все как делается, так и должно делаться, и все те, кто работает, получают поддержку и оппозиционную, и от избирателей». Ляскин тоже считает, что есть две партии, за которые можно проголосовать. Вот, правда, в Москве, по его мнению, ПАРНАС ведет себя более честно и открыто, чем «Яблоко», а значит, заслуживает и большей поддержки. «Яблоко» же он обозвал спойлером.
Зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин тоже говорил не слишком определенно: «Мне сложно ответить на вопрос, что изменилось. Мы говорили, что тогда Алексей допустил ошибку, но ее исправить еще не поздно, и вот он на этот путь встал». Мерзликин полагает, что скорее всего Навальный увидел активность партии и ее возросшие шансы на победу: «В этой ситуации ему настаивать на прежних ошибках, в частности, у него были намеки и на бойкот выборов, было бы неправильно». А ПАРНАСу  нецелесообразно напоминать Навальному о них, когда решается судьба страны.
Мерзликин совершенно исключил, что тремя месяцами ранее Навальный работал на третьих лиц, по его мнению, «он действовал в рамках своих представлений». «У меня есть предположение, но комментарии мои только навредят тому наметившемуся прогрессу, который мы наблюдаем. Мы находимся в процессе избирательной кампании, которая достигла своего решающего момента, и очевидно, что поддержка Навального добавит нам результат», – подчеркнул он.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский заявил «НГ», что дело не в капризах Навального. «Он ориентируется на конъюнктуру, пытаясь всякий раз найти свое место и все-таки не выпасть полностью из электоральной повестки», – пояснил эксперт. Навальный всегда действует рационально, считает Туровский, им двигают неудовлетворенные амбиции лидера оппозиционного движения: «Если ему не удалось стать лидером внутри ПАРНАСа, то он сыграл деструктивную роль в этом движении. А сейчас у него возникла потребность заявить о себе, а вариантов у него не осталось, кроме как снова апеллировать к поддержке ПАРНАСа». Туровский заметил также, что Навальный уже начинает говорить и о президентских выборах, чтобы тем самым подчеркнуть свою особую роль и политические амбиции, «этим, кстати, напоминая Явлинского». Туровский отметил, что Навальный явно начал сближаться с Мальцевым для того, чтобы формировать новый тактический альянс, дистанцируясь при этом от традиционного либерального крыла ПАРНАСа.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает, что ситуация с оппозицией в целом не изменилась. По его мнению, шансов у ПАРНАСа на выборах не прибавилось: «Но ПАРНАС и «Яблоко» получат свои проценты, а где оказывается Навальный? А если он снова сотрудничает с ПАРНАСом, то опять оказывается в игре». При этом Миронов тоже уверен, что Навальный «делает ставку на Мальцева как на одного из возможных лидеров ПАРНАСа». По мнению эксперта, Навальный хотел бы либо уравновесить Касьянова Мальцевым, либо создать группу влияния внутри ПАРНАСа, либо вообще отобрать партию у Касьянова. При этом Миронов вовсе не исключил, что при развале Демкоалиции Навальный мог работать в интересах третьих лиц, поскольку тем самым «подрубил» ПАРНАС на взлете. «Про Навального многие говорили, что он сотрудничает с Кремлем. Когда он проводит расследование, у него в руках оказывается эксклюзив, который не могут добыть никакие другие политики и организации. И действительно, его поведение было странным во время начала избирательной кампании: демократов и так мало, у них такой маленький рейтинг, конечно, надо объединяться, и вдруг неожиданно произошел раскол. Вполне допустимо сотрудничество Навального и с властью, и как минимум с корпорациями, он выступает как фигура, которая может в публичном пространстве осуществлять эффективный антипиар», – заявил эксперт.   

The New York Times: почему Москва помешала Перми стать культурной столицей

https://openrussia.org/post/view/17174/

The New York Times: почему Москва помешала Перми стать культурной столицей


Арт-объект «Счастье не за горами» в Перми

Провинциальная Пермь за несколько лет превратилась в столицу современного искусства, но это пришлось не по нраву российским властям, потому что творческая свобода делает людей менее управляемыми, пишет в The New York Times Иван Нечепуренко

Пермь — провинциальный российский город у западной границы Сибири — интересна сейчас не тем, что она собой представляет, а тем, чем она должна была стать, но так и не стала.
Сейчас в Перми должно было бы стоять роскошное новое здание оперного театра, спроектированное британским архитектором Дэвидом Чипперфилдом, великолепный музей современного искусства в реконструированном историческом здании и галерея знаменитых местных деревянных скульптур — эффектный белый куб над широко разлившейся Камой.
Центральная эспланада, о которой местные жители с гордостью говорят, что она длиннее, чем вашингтонский National Mall, была бы полна жадных до зрелищ приезжих из всех уголков России и из-за границы, которые приходят сюда ради театральных представлений на временных открытых сценах и современного стрит-арта.
Но ничего из этого не случилось.
В 2008 году Пермь стала лабораторией дерзкого социального и культурного эксперимента. Тогдашний губернатор Олег Чиркунов решил модернизировать провинциальную жизнь с помощью культурных проектов. Чиркунов, амбициозный и дальновидный политик, пригласил возглавить проект известного российского импресарио Марата Гельмана, у которого есть также опыт работы в качестве политтехнолога.
«Мы разрушили стереотип, по которому в России не может быть ничего интересного за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, — сказал Гельман, который теперь покинул Россию и живет в Черногории. — Местные жители обнаружили, что их статус изменился, и стали требовать большего. Когда в городе есть музей современного искусства, люди хотят еще и чистых улиц».
По плану, созданному Гельманом, сегодня город должен был бы соперничать с Москвой и Петербургом, которые веками были двумя центрами притяжения в художественной жизни России.
Все получилось не так. Короткий пермский ренессанс закончился в 2012 году, и с тех пор Пермь вернулась в свое прежнее состояние среднего российского промышленного города. Она выглядит как унылая смесь красивых, но потускневших и безжизненных дореволюционных зданий в центре и нагромождений серого бетона на окраинах.
Марат Гельман. Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Марат Гельман. Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Прежде чем Пермь стала попадать в заголовки новостей как мастерская современной культуры, у нее была репутация ворот Гулага, места, через которое проходили узники по пути в сибирские лагеря. В 1950-х годах, когда потоки заключенных уменьшились, в Перми наладили производство баллистических ракет, и город стал закрытым для иностранцев.
У Гельмана была грандиозная идея — преобразить Пермь, чтобы показать другим пребывающим в летаргии провинциальным российским городам, что и они имеют полное право стать живыми культурными столицами. Он надеялся, что проект даст им какую-то меру независимости в стране, где большинство регионов зависят от Москвы и потому Кремль их легко контролирует.
Гельман открыл ПЕРММ — единственный в провинциальной России музей современного искусства — и создал несколько фестивалей, которые привлекли в Пермь туристов из всей России и не только из нее.
Региональное правительство пригласило возглавить местный оперный театр российского дирижера греческого происхождения Теодора Курентзиса (точнее, Курентзис стал российским гражданином, уже работая в Пермском театре. — Открытая Россия). Сейчас он один из немногих художников, до сих пор остающихся в Перми.
«У меня были приглашения от многих ведущих оркестров в Европе, но я решил остаться в Перми, — сказал 44-летний Курентзис, одетый в узкие черные джинсы и башкирскую кожаную куртку. — Причина в том, что я верю в эту утопическую идею осуществления "плана Б" для российской культуры».
Но эта идея была не по вкусу одному человеку, чье мнение в России перевешивает все остальные, — президенту Владимиру Путину.
В 2012 году, незадолго до возвращения Путина в президентский кабинет после четырех лет на посту премьер-министра, Москва отправила Чиркунова в отставку и заменила его бюрократом Виктором Басаргиным.
Басаргин быстро распорядился избавиться от большинства вещей, созданных Гельманом. Новый региональный министр культуры Игорь Гладнев получил указание вернуть Перми ее прежний образ — серый и скучный.
В интервью Гладнев сказал, что он гордится своей работой, и назвал элитарную западную культуру «сорняком», заразившим его родной город.
«Этот сорняк буйно разросся на почве Пермского края, — сказал 55-летний бывший актер Гладнев. — За период "культурной революции" не было создано выдающихся выставок, не появилось новых уникальных исполнителей. Не было сделано ничего глубокого, яркого и духовного».
Гладневу настолько не терпелось увидеть свои уничтожающие реплики в печати, что он даже опубликовал на своем сайте интервью, которое дал The New York Times, прежде чем оно появилось в газете.
Фото: pprofessors.livejournal.com
Фото: pprofessors.livejournal.com
У культурных лидеров Перми интервью вызвало шок.
Вскоре исчезли четыре красные скульптуры, напоминавшие конструктор Lego, стоявшие на главной площади Перми. Против «Красных людей» протестовали местные консерваторы. Региональные законодатели отказывались принимать бюджет на следующий год, пока скульптуры не уберут.
Под покровом ночи небольшая группа рабочих убрала «Красных людей» с площади. Через восемь месяцев на этом месте установили стелу с изображением ордена Ленина.
«Это очень символичная замена, она сильнее любой фантазии художника, — сказала куратор проекта "Красных людей" Наиля Аллахвердиева, которая выбрала первоначальное место для них. — Символ прогресса заменили символом прошлого».
В прошлом месяце Гладнев уволил худрука местного драматического театра Бориса Мильграма, который был его предшественником на посту министра культуры, и назначил вместо него сотрудника юридической службы.
«Мы были мечтателями, — сказал Мильграм, сидя в своем кабинете, переполненном подарками и призами, среди которых и высшая театральная награда России "Золотая маска". — Мы поняли, что у нас есть уникальный шанс превратить Пермь в место, где людям хотелось бы жить, но в России всегда есть страх, что творческая свобода сделает людей трудно контролируемыми».
Увольнение Мильграма вызвало такое общественное негодование, что губернатор Басаргин вынужден был восстановить его в должности.
Сейчас Мильграм и Курентзис не хотят насовсем покидать Пермь, хотя Курентзис проводит много времени за границей, исполняя Моцарта в австрийском Зальцбурге и Вагнера в Германии.
«Мы приехали сюда не из-за хорошей архитектуры. В Париже архитектура лучше, чем в Перми, — сказал Курентзис. — Почему молодежь уезжает из провинциальных городов? Мы хотели изменить ситуацию, и мы это сделали».
Наряду с Мильграмом Курентзис — один из немногих магнитов, которые все еще привлекают в Пермь посетителей. Среди этих посетителей оказался и бывший губернатор Чиркунов, живущий теперь во Франции.
«Мы делали какие-то ошибки, но я горжусь тем, что мы сделали», — сказал Чиркунов. Он часто приезжает в Пермь, в основном, чтобы посетить оперу, которая, как он считает, лучше парижской.
«Это были лучшие годы моей жизни», — говорит он.
Оригинал статьи: Иван Нечепуренко, «Москва подавляет восстание. На этот раз художественное», The New York Times, 24 августа

Кашапов татар мәгарифен кайгыртып төрмәдән Миңнехановка мөрәҗәгать итә

http://www.azatliq.org/a/27945522.html

Кашапов татар мәгарифен кайгыртып төрмәдән Миңнехановка мөрәҗәгать итә

Рафис Кашаповның Казан мәхкәмәсендәге фотосы. 23 апрель, 2015


Чаллы Татар иҗтимагый үзәге рәисе Рафис Кашапов Татарстан президенты Рөстәм Миңнехановны республикада һәм Русия төбәкләрендә татар мәгарифен саклау өчен колачлы эш башларга чакыра.
"Илне җимерергә чакыру", "халыклар арасында дошманлык һәм нәфрәт тудыру"да гаепләнеп өч елга Коми республикасындагы төрмәгә утыртылган Рәфис Кашапов Татарстан президенты Рөстәм Миңнехановка мөрәҗәгать итте. Кашапов үзенең хатында Татарстанда һәм Русиядә татар мәгарифенең аянычлы хәлен бәян итә һәм, бөтен татар халкының лидеры буларак, Миңнехановны татарча укытуны аякка бастыру өчен халыкара оешмалар белән бергә колачлы эш башларга чакыра.
"Соңгы елларда татарларның белем алуы тагын да аяныч хәлгә килде. Мәгариф өлкәсендә оптимизация сылтавы белән йөзләгән мәктәп ябыла, урта мәктәпләр тугыз еллыкка калдырыла. Татарстанда бу хәл белән килешмәгән әти-әниләр, укытучылар, җәмәгать эшлеклеләре, хокук яклаучылар төрле оешмаларга мөрәҗәгать итә. Татарстаннан читтә яшәгән татарларның хәлләре икеләтә аяныч. Ни өчен татар балалары дәүләт дәрәҗәсендә үз телендә белем алудан, тарихыбызны, мәдәниятебезне өйрәнүдән, латин имласында язудан мәхрүм кала?", ди Кашапов.
Сез, татар халкы кайда гына яшәмәсен, аларның милли хокукларын якларга тиеш
Рәфис әфәнде фикеренчә, әгәр Миңнеханов мөрәҗәгать итсә, БМО, Европада иминлек һәм хезмәттәшлек оешмасы, Европа Берлеге парлмент ассамблеясы, Европа Кеше хокуклары шурасы да татар халкына үз мәнфәгатьләрен кайтаруда ярдәм итә алыр иде.
"Сез Татарстанның беренче президенты Миңтимер Шәймиев белән Казанның мең еллыгын, Универсиада, Йөзү дөнья чемпионатын зурдан үткәрдегез. Татар халкының хокукларын яклауда да киң колачлы эш җәелдерүегезне телим", ди Кашапов.
Ул Миңнехановны Татарстан президенты булу белән беррәттән дөньядагы 12 миллионлы татар халкының да лидеры икәнлеген ассызыклый. "Сез, Татарстан президенты, республика Конституциясенең гаранты буларак, татар халкы кайда гына яшәмәсен, аларның милли хокукларын якларга тиеш", дип белдерә Рафис әфәнде.
Чаллы Татар иҗтимагый үзәге рәисе мөрәҗәгатендә XX гасыр ахырында Иҗтимагый үзәк, "Милли Мәҗлес", "Иттифак", "Азатлык" татар яшьләре берлеге, "Ак калфак", "Татар укытучылары ассоциациясе" һәм башка иҗтимагый оешмаларның бер фронт булып татар мәктәпләре, татар институты ачу таләбе белән чыгуларын яза.
"Чыннан да Татарстанда татар гимназияләре һәм мәктәпләр ачылды. Ул елларда йөз меңнәрчә ата-ана куана-куана балаларын бу мәктәпләргә биргән иде һәм балалар үз ана телләрендә белем алды. Ата-аналар балалары мәктәп бетергәч тә югары уку йортларында укыр дип өметләнде", дип сүзен дәвам итә ул.
Кашапов башта Ухта шәһәрендәге 19нчы төрмәдә утырды
Кашапов башта Ухта шәһәрендәге 19нчы төрмәдә утырды
Рафис әфәнде үзенең мөрәҗәгатендә Русиядә милли телләрнең һәръяклап кысылуын белдерә. Үзе утырган төрмәдә татарча язарга рөхсәт итмәүләрен, әнә шунлыктан Миңнехановка мөрәҗәгатен урысча язарга мәҗбүр булуын да әйтә. Чаллы Татар иҗтимагый үзәге рәисе хәзер Микунь шәһәре төрмәсендә утыра.
Русиядә татар мәгарифенең аяныч хәлдә булуын җәмәгатьчелек тә, белгечләр дә әледән-әле белдереп килә. Узган ел Оренбур өлкәсендә генә дә Ибрай авылындагы мәктәпне башлангыч иттеләр, ә Абдрахман мәктәбе бөтенләй ябылды. Төмән өлкәсендә 1990нчы еллар башында татар теле укытылган мәктәпләр саны 118 булса, бүген 54кә генә калды. Татарстанда да оптимизация сылтавы белән татар мәктәпләре елдан-ел кими бара.
23 август Казанда узган татар теле укытучылары, мәгариф идарәләре вәкилләреҗыенында да татар мәктәпләрен саклап калырга кирәк диелде, әмма аның юллары күрсәтелмәде.
* * * *
Чаллы Татар иҗтимагый үзәге җитәкчесе Рәфис Кашапов сепаратизмга чакыру маддәсе нигезендә гаепләнеп 2015 елның сентябрендә өч елга төрмәгә утыртылган ​Татарстанда беренче кеше. Кашапов интернетта Вконтакте сайтына алты мәкалә урнаштырган иде. Ул анда кырымтатарларның хокуклары бозылу, Кырымны Русиягә кушуның кануни булмавын да белдерде. Русия президенты Владимир Путинның тышкы сәясәтен гаепләп ТИҮ вәкиле Русиянең Донецкидагы гамәлләрен фаш итте.
"Агора" хокук яклау оешмасы Русиядә сүз ирегенә басым артуга багышланган хисабында: "Кашапов бернинди көч куллануга да чакырмады, әмма соңгы 25 ел эчендә ул Татарстан хакимиятләренең милли һәм дини сәясәтен, Мәскәү белән ике арадагы мөнәсәбәтләрне тәнкыйтьләп килде", дип белдерде.

Рафаил Хәкимов: "Без суверенитет белән уйнамадык"

http://www.azatliq.org/a/27214644.html

Рафаил Хәкимов: "Без суверенитет белән уйнамадык"


Рафаил Хәкимов

Татарстан Фәннәр академиясе вице-президенты, тарих фәннәре докторы, Шиһабетдин Мәрҗани исемендәге тарих институты директоры Рафаил Хәкимовка Татарстанның мөстәкыйльлек юлына булган омтылыш еллары хакында берничә сорау белән мөрәҗәгать иттек.
– Рафаил әфәнде, Суверенлык Декларациясе кабул итүдә татар милли хәрәкәтенең өлеше гаять зур булды. Узган гасырның сиксәненче еллар азакларында оешкан БТИҮ милли хәрәкәтнең башында торды дисәк хата булмас. БТИҮ хәрәкәте өчен програм әзерләүдә КПССның Татарстан өлкә комитетының, шунда эшләүче буларак сезнең дә өлеш бар дип беләбез. Шул хакта әйтеп китсәгез иде.
– Әйе, бу програмны үзебез яздык. Аны коммунистлар язды дигән сүзләргә шуны әйтәм, заманы шундый иде. Бар коммунистлар да әшәке дип әйтергә ярамый. Күп кеше намуслы иде. Алар ышанып партиягә барды. Аллага шөкер, бүгенге көн белән чагыштырганда алар күпкә иманлырак иде. Менә хәзерге заман имамнарын тикшерергә кирәк, иманлымы алар, юкмы. Теге компартия програмы буенча барганда бар халыклар үлеп бетәргә тиеш иде бит. Ә без икенче юл белән бардык, халыкны, Татарстанны саклап кала алдык. Ул вакытта безнең төп мәсьәләләрнең берсе – шул чакта хакимият башында торган коммунистлар белән милләтчеләрне, татар халкы белән урысларны чәкештермәү иде. Аллага шөкер, иҗтимагый үзәк белән бу бурычны үти алдык. Хәзер милли хәрәкәт бетте, ул элек көчле иде дигән сүзләрне еш ишетергә туры килә. Нигә хәрәкәт бетсен, менә мин яшим бит әле. Әйе, мин милли хәрәкәт чорында да киңәшче булып эшләдем, интервьюлар да күп бирелде. Чагыштырсаң, ул фикерләрне Шәймиев тә сөйләде. Шөкер, алар тормышка да кереп киттеләр.
– 1989-90 елларда милли хәрәкәт вәкилләре дә, галимнәр дә Татарстан байлыгының 98 проценты Мәскәүгә китүе хакында борчылып сөйләделәр, чыгышлар ясадылар. Шундый саннар белән халыкның күзен дә ачтылар. Хәзер мондый мәгълүматлар юк диярлек. Икътисад юнәлешендә бүген нинди сәясәт алып барыла?
– Шартнәмәгә кул куелгач, Мәскәүгә Татарстан байлыгының 22-25 проценты китте. Ләкин шул чакта ук, вакытлар узу белән Русия кануннары буенча яшәү фаразланды.
Ул елларда шактый гына акча үзебезгә калды. Аңа зур эшләр башкарылды. Юллар да, мәктәпләр дә салдык. Акча әрәм-шәрәм ителмәде, аны ашап кына бетермәдек. Булганны ашап бетерү тиз бит ул.
Инде бүгенгә килсәк, Мәскәүгә акча күп китә. Шул ук вакытта күп кайта да. Бүген бит инде вертикаль хакимият тамырланып килә. Шуңа акчаны башта суырып алалар, аннан кире кайтаралар. Аңлашыла, әлбәттә, күпмеседер Мәскәүдә кала. Ельцин заманында ук бюджет кодексын кабул итү начар булмагандыр. Аның буенча акчаның 50%ы Мәскәүгә китә, 50%ы регионда кала иде. Ләкин ул бюджетны ахыргача тормышка ашырмадылар. Һәр елны мароторий дигән булып тоткарладылар. Әлбәттә, ничек инде Мәскәү үз кулындагы акчаны ычкындырсын. Теге елларда без регионнар белән берләшеп эшләдек. Аннан кире күренеш китте. Башкортстан да үзенчә читләште. Башкалар турында әйтеп тә торасы юк. Без ялгыз калдык. 2007 елда шартнамәгә фәкать без генә кул куйдык, башка регион булмады.
– Рафаил әфәнде, менә ут күршеләребез Башкортстанны искә алдык. 90нчы елларда алар Татарстанны күрмәмешкә салынды, артка борылды кебек...
– Каядыр көнләшү дә булгандыр, каядыр Мәскәүгә ялагайлану да булгандыр. Һаман ниндидер хәйләкәр сәясәт алып барылды. Теге чорда да “федератив шартнамә”гә кул куймаска дип сөйләшкән идек. Алар имза салырга сигез көн калып килгәндә фикерләрен үзгәрттеләр, үзләренә файда булыр дип.
Суверенитет дигәндә, без аңа ышандык. Күп кенә регионнар Татарстан суверенлык кабул итте. Без дә кабул итәбез дип шаярту юлына басты. Аны оештыруда Мәскәү дә үз ролен уйнады. “Парад суверенитетов” дигән терминны да кулланышка кертеп җибәрделәр. Монысы Татарстан башка регионнардан аерылып тормасын өчен эшләнде. Регионнарны республикалар дәрәҗәсенә күтәрү омтылышлары да булды. Шул ук вакытта безнең дәрәҗәне төшерергә омтылышлар ясалды. Түбән Новгород каласына акчаны күбрәк биреп, менә алар суверенлык кабул итмәгәч яхшырак яшиләр дигән иллюзияләр тудырырга да тырыштылар. Ләкин безнең белән андый уеннар барып чыкмады. Төп аерма шунда, без суверенитет белән уйнамадык һәм халык та шуңа ышанып, референдумда суверенлыкны яклап тавыш бирде. Бу чорда халыкта үзаң туды, үзебезгә үзебез ышандык. Аннан Мәскәү, суверен икәнсез, үз көнегезне үзегез күрегез дигәнрәк мәгънә җиткерде. Ә без алардан бернинди дә ярдәм көтмәдек. Үз башыбыз, үз көчебез белән булганча яши башладык.
– Сез туксанынчы елның августына кадәр Казан-Мәскәү юлын күп таптадыгыз. Шушы вазгыятьтә иң авыр чакларны искә алып китсәк иде.
– Ул чорларда барлык еллар да авыр булды. Ә инде 1990-1994 елларда ниндидер бербөтен авыр чорлар кичердек. Аның ничектер җиңеләйгән мәлләре дә булды. Шунысы хәтергә сеңеп калды, бу елларда халык тынычланды. Референдумнан соң да халык бердәм булуын күрсәтте. Татары да, урысы да Шәймиевне яклау юлына басты. Ул коммунистмы- юкмы, президент буларак аны таныдылар.
Мәскәү-Казан арасында да нәрсәнең тегендә китүе, нәрсәнең бездә калуы аныкланды. Чит илләр белән дә багланышлар булдырылды. Ләкин боларның берсе генә дә җиңел бармады. Бераз соңрак, 1998 елда булган дефолтны гына искә алыйк. Нык авырлыклар китерде ул. Шулай да иң авыр вакытлар 1992 елда – референдум алды вазгыяте булгандыр.
Аннан 2001 елларны искә алып китәсем килә. Шушы “вертикальләштерү” заманнары киткәч, безнең юллардагы гаишниклар таякларын уйнатып, болгап, масаеп басып тора башлаганнар иде. Мин “федерал” дип. Андыйлар да бар иде. Хәзер алар сүнде, тынды. Заманында безнең Дәүләт шурасы бик кыю, эшчән иде. Мондагы һәр чыгышны халык күзәтеп торды. Ә хәзер монда да тыныч. Хәтта артыгы белән.
* * * *
Рафаил әфәнде Хәкимов әңгәмә барышында: “Әйе, кайсыдыр юнәлешләрдә барысы да уңышлы да барып чыкмады. Кайбер хаталар да булды. Миңа калса, тел мәсьәләсендә бераз артта калдык. Мондагы кимчелекләрне мин безнең академия, шулай ук университет телчеләре белән бәйлим. Шул чорда яхшы дәреслекләр булдырылмады. Фәнгә артык кереп китеп гади халык, балалар турында оныттык. Вакытында шуны эшләп булмады. Бу үкенечле. Бу вазгыятьне үзгәртергә кирәк. Менә безнең мәктәпләрнең торышын алыйк. Татар мәктәпләре баштагы мәлне бик киңәеп киттеләр дә, аннан тагын сүрелделәр. Мондый күренешләр бар инде”, дигән фикерләрне дә әйтте.

Тайна реформы 1961 года

http://russkievesti.ru/novosti/istoriya/tajna-reformyi-1961-goda.html?_utl_t=fb

Тайна реформы 1961 года

Тайна реформы 1961 года

Денежную реформу 1961 года часто пытаются представить обычной деноминацией наподобие той, что была проведена в 1998 году. На взгляд непосвященных всё выглядело предельно просто: старые сталинские «портянки» заменили на новые хрущевские «фантики», меньшие по размерам, но более дорогие по номиналу. 
 
Находившиеся в обращении денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры. Делалось это якобы лишь «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».
Однако тогда, в шестьдесят первом, мало кто обратил внимание на одну странность: до проведения реформы доллар стоил четыре рубля, а после ее проведения курс был назначен в90 копеек. Многие наивно радовались, что рубль стал дороже доллара, но ведь если менять старые деньги на новые один к десяти, то доллар должен был стоить не 90, а лишь 40 копеек. То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 г золота. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась. 

 
 
Недаром бессменный с 1938 года глава Наркомфина а потом и министр финансов Арсений Григорьевич Зверев, не согласившись с планом реформы, ушел 16 мая 1960 года с поста главы Минфина. Ушел он сразу после того, как 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Этот уроженец села Негодяева (ныне – Тихомирово) Клинского уезда Московской губернии не мог не понимать, к чему приведет такая реформа, и не пожелал участвовать в этом деле.
 
 
Последствия этой реформы были губительными: импорт резко подорожал, и заграничные вещи, которыми советского покупателя и до этого не особо-то баловали, перешли в разряд предметов роскоши. 
Но не только от этого пострадали советские граждане. Несмотря на все заверения партии и правительства, что происходит всего лишь обмен старых денег на новые, такой же, как в предыдущем году во Франции, когда де Голль ввел в обращение новые франки, частный рынок среагировал на эту реформу по-особому: если в в госторговле цены изменились ровно в десять раз, то на рынке они изменились в среднем лишь в 4,5 раза. Рынок-то не обманешь. Так, если в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки. Подобное происходило и с другими продуктами и, особенно, с мясом – впервые после 1950 года, рыночные цены вновь намного превысили магазинные. 
К чему это привело? Да к тому, что магазинные овощи резко потеряли в качестве. Завмагам оказалось выгоднее сплавить качественный товар рыночным спекулянтам, положить полученную выручку в кассу и отчитаться о выполнении плана. Разницу же в цене между закупочной ценой спекулянта и госценой завмаги клали себе в карман. В магазинах же оставалось лишь то, от чего спекулянты сами отказывались, то есть то, что на рынке было невозможно продать. В результате почти всю магазинные продукты люди брать перестали, и стали ходить на рынок. Все были довольны: и завмаг, и спекулянт, и торговое начальство, у которого было всё нормально в отчётах, и с которым завмаги, естественно, делились. Единственным недовольным оказался народ, об интересах которого подумали в самую последнюю очередь. 
Магазинное изобилие 50-х…

 
 
… в одночасье сменилось пустыми полками.
Уход продуктов из магазина на подорожавший рынок больно ударил по благосостоянию народа. Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм. Можно было, конечно, отстояв двухчасовую очередь, приобрести дешевую магазинную картошку, которой на зарплату можно было накупить 813 кг, но в результате домой приносили одну гниль, и после очистки оставались в убытке. 
Рост цен не ограничился январским скачком, а продолжался и в последующие годы. Цены на картофель на рынках крупных городов страны в 1962 году составили 123% к уровню 1961 г., в 1963 г. — 122% к 1962 г., а в первом полугодии 1964 г. — 114% к первому полугодию 1963 г. 
Особенно тяжелым было положение в регионах. Если в Москве и Ленинграде положение в магазинах хоть как-то контролировалось, то в областных и районных центрах многие виды продуктов полностью исчезли из госторговли. 
Не спешили сдавать продукцию государству и колхозники, ведь закупочные цены тоже поменялись в соотношении 1:10, а не 100:444, как следовало бы поменять, исходя из золотого и валютного паритета. Бoльшую часть продукции они тоже стали вывозить на рынок. 
Ответом на это стало укрупнение колхозов, и массовое превращение колхозов в совхозы.Последние, в отличие от колхозов, не могли вывозить продукцию на рынок, а были обязаны всё сдавать государству. Однако вместо ожидаемого улучшения продовольственного снабжения такие меры, наоборот, привели к продовольственному кризису 1963-64 годов, в результате которого стране пришлось закупать продовольствие за границей. Одним из последствий этого кризиса и стало снятие Хрущева, вслед за которым последовали те самые косыгинские реформы. 
В 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Решение о повышении цен на мясомолочные продукты было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 31 мая 1962 года. Однако это повышение цен еще больше повысило цены на базарах. В результате тогдашние цены для тогдашних зарплат оказались запредельными. Всё это вызвало народные волнения, а в Новочеркасске даже привела к крупномасштабному восстанию, при подавлении которого было убито 24 человека. 
Всего в 1961-64 годах произошло 11 крупных народных выступлений. Для подавления восьми из них применялось огнестрельное оружие. 
Лишь в ходе косыгинских реформ базарные и магазинные цены удалось немного выровнять, а в позднебрежневские времена в некоторых местах на рынках не разрешалось поднимать цены выше определенного администрацией максимума. Нарушители лишались права торговли. 
Так было положено начало падению экономического могущества СССР, и через 30 лет после хрущёвской реформы Советский Союз прекратил своё существование. 
Почему же партия и правительство пошли на такую реформу, при которой рубль стал фактически дутым? 
Дело в том, что в послевоенный период в СССР произошел огромный рост добычи нефти — с19,436 млн т в 1945 году до 148 млн т в 1960. И именно тогда, в 1960 году, обнародуется решение о широкомасштабном экспорте нефти. «Наши братские страны давно нуждаются в нефти, а наша страна располагает ею в избытке И кому, как не нам помочь братским странам нефтью?», — писала «Пионерская правда» 13 декабря 1960 года. 

А нефть рекой потекла из страны… 
В первые послевоенные годы экспорт нефтепродуктов из СССР был незначителен; а сырая нефть до 1948 года не вывозилась вообще. В 1950 году доля нефрепродуктов в валютной выручке составляла 3,9%. Но в 1955 году эта доля поднялась до 9,6% и в дальнейшем продолжила свой рост. Однако нефть в те времена стоила довольно дёшево — 2,88 доллара за баррель (См.: Цены на нефть с 1859 года по наши дни). По курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки. Себестоимость же добычи одного барреля и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 рублей 61 копейку. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей. После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же — $2.89, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при всё той же 96-копеечной себестоимости барреля. 
Таким образом, денежная реформа 1961 года вовсе не была простой деноминацией, такой как во Франции. В отличие от французской деноминации, во время которой де Голль готовил почву для возвращения во Францию золота, украденного у французов американцами в 1942 году, хрущевская реформа принесла экономике непоправимый вред. Хитрая деноминация 1961 года принесла стране две беды — зависимость от нефтяного экспорта и хронический дефицит продовольствия, ведущий за собой коррупцию в сфере торговли. Эти две беды и стали впоследствии одними из главных факторов, погубивших в итоге Советский Союз. Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек. Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось.

Источник: anaga.ru

«Черная сотня» ислама

http://www.ng.ru/bogoslovie/2013-08-07/7_black100.html

«Черная сотня» ислама

Монархический ультраконсерватизм среди мусульман Российской империи был связан с политической конъюнктурой

история, российская империя, татары, татарстан, монархизм, черносотенцы, революция 1905 года, ислам
Галимзян Баруди в 1905 году участвовал с черносотенцами в демонстрации, а в 1917-

м на волне революции стал муфтием. Фото конца XIX века

Тема татарского монархического ультраконсерватизма, который иногда даже называют черносотенством, стала актуальной весной, в ходе выборов муфтия Татарстана. Как выяснилось, глава Духовного управления мусульман республики Камиль Самигуллин год назад, будучи еще имам-хатыбом казанской мечети, высказался на одной из конференций в том духе, что дореволюционное охранительное течение среди казанских мусульман как раз и представляло собой тот самый «традиционный ислам», который власти и духовенство требуют оберегать от радикальных исламистов. По словам Самигуллина, дореволюционные мусульмане-консерваторы поддерживали монархию не тактически, а из чувства глубокой солидарности, имеющей обоснование в религиозных догматах. Это было бы полезно действующим духовным и светским властям в России сейчас, после арабских революций на Ближнем Востоке и протестных выступлений салафитов в Казани прошлым летом. 
Верноподданная 
манифестация 
Активизация черносотенцев в России, как известно, произошла после опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года, установившего конституционную монархию. Многим сторонникам «старого режима» идея ограничения самодержавной власти, идущей от Бога, казалась абсурдной и возмутительной. Ограничение самодержавия побудило их к демонстрации поддержки монарха – в противовес митингам левых и либеральных сил, начавшимся после издания манифеста. 
Православный епископ Чистопольский Алексий (Дородницын) оставил описание демонстрации, прошедшей в центре Казани 22 октября 1905 года («Ведомости по Казанской епархии», 1905, № 43): «Взоры всех устремились к воротам Кремля, оттуда по направлению к собору двигалось необычайное шествие». «То в строгом и чинном порядке следовали представители благоразумного мусульманского населения, пришедшие заявить о своей полной солидарности с русским населением в деле проявления верноподданнических патриотических чувств! – пишет епископ. – Сначала, предводительствуемые муллами, шли попарно почтенные, убеленные сединами старцы и несли портрет государя, флаги национальных цветов и знамена с патриотическими надписями; за ними следовали солидные серьезные мужи; шествие замыкали молодые юноши с ясными радостными взорами, бросавшие сочувственные взгляды и улыбки русскому населению. На всем пути следования из Забулачной части города (татарской слободы. – «НГР») они пели своеобразным мотивом мусульманские религиозные песнопения и останавливались для краткой молитвы, а вернее, для проклятья революции, не только пред мечетями, но и пред храмами христианскими. Достигнув соборной площади, они чинно присоединились к русскому населению и с обычными почтительными восточными поклонами приветствовали представителя царской власти и собравшееся множество мирных манифестантов. Русские граждане, в свою очередь, сочувственными взглядами приветствовали такое единение с ними мусульман в проявлении преданности венценосному монарху». 
О том же событии пишет советский историк Галимджан Ибрагимов в книге «Татары в революции 1905 года» (1926): «Когда на третий день октябрьских событий в 1905 году в Казани губернатором при помощи полиции была подготовлена контрреволюционная демонстрация с царскими портретами, иконами и хоругвями, то татарские реакционеры под предводительством видного татарского духовного деятеля Галимджана Баруды (в 1917 году он был выбран муфтием) в составе 14 татарских мулл, Сайдашева и компании других монархистов присоединились к этой манифестации и совместно с русскими попами и черносотенцами обошли Казань». Имеются в виду дореволюционные мусульманские деятели Галимзян Баруди и Ахметзян Сайдашев. 
«Почтенный представитель мусульманского населения Сайдашев явился пред губернатором выразителем тех чувств, которыми было одушевлено казанское мусульманство, – это снова дореволюционный епископ Алексий (Дородницын). – В краткой, но трогательной речи на русском языке он высказал, что его единомышленники и единоверцы – непоколебимы в своей твердой преданности законному русскому государю, и никакие революционные происки не в состоянии ослабить эту преданность. Россия – их дорогое отечество; в нем они спокойно могут исповедовать свою религию, особенно со времени полного укрепления начал веротерпимости (17 апреля 1905 года), и заниматься своим честным трудом. Большего и лучшего они не желают и поэтому вполне присоединяются к молитве русских за державного монарха, от всей души радуясь тому, что снова в городе восстановлено повиновение законным, от его величества поставленным властям!» 
Аналогичные демонстрации прошли и в других мусульманских регионах. «В 20-х числах октября в противовес леворадикальным митингам прошел ряд более представительных (до 20–30 тыс. участников) патриотических манифестаций, которые с портретами членов императорской семьи и иконами, с военным оркестром и пением национального гимна прошли по улицам Уфы, – пишет историк Константин Максимов в статье «Мусульмане в монархическом движении Уфимской губернии начала XX века» (2004). – 23 октября многочисленная и многонациональная по своему составу толпа приняла верноподданническую телеграмму и среди прочих заведений по ходу шествия остановилась у дома муфтия Султанова (главы Оренбургского магометанского духовного собрания. – «НГР»), который произнес яркую патриотическую речь и упомянул о добрых отношениях между русскими и башкирами. Мусульмане кричали: «Да здравствует царь!» 
Мусульмане в рядах 
«Союза русского народа» 
В годы первой революции 1905–1907 годов отмечены случаи членства мусульман в рядах черносотенных организаций. В марте 1907 года Белебеевский и Давлекановский (Уфимской губернии) и Абдулинский (Самарской губернии) отделы «Союза русского народа» (СРН) приняли согласованное решение о приеме в свои ряды мусульман. Для них были разработаны специальные нагрудные значки организации с исламской символикой вместо обычного для «союзников» креста: «Луна обнимает двуглавого русского орла, на щите которого поставлены инициалы государя императора (если можно, то лучше государственный герб), над которым укреплена корона. На луне по-татарски сделана надпись, непременно из Корана, которая гласит о воле Аллаха, повелевающего правоверным чтить Бога, царя, которому клялись в верности, и о дружбе с народом, с которым вступили в союз. Кроме того, должна быть надпись: «Союз русского народа с мусульманами». На татарском языке было предложено печатать также уставы, воззвания и программы организации в тех местах, где в ее рядах оказалось бы много мусульман. 
Позже эта идея была одобрена на I Всероссийском съезде председателей губернских отделов СРН и других монархических организаций 15–19 июля 1907 года. «На неслучайность решения – привлечь под (свои. – «НГР») знамена мусульман – указывают и публикации в «Русском знамени» (партийная газета СРН. – «НГР»), – пишет историк Алексей Стеценко в книге «Консервативное движение в Среднем Поволжье в годы первой русской революции» (2011). – В отличие от католицизма и протестантизма, олицетворявших идеологию враждебного России Запада, ислам никогда не противопоставлялся православию. Наоборот, мусульмане назывались верными слугами русского государства. Так, в комментарии на корреспонденцию из Симбирска относительно слухов о «посягательстве правительства на мусульманскую веру» газета писала (10 февраля 1907 года. – «НГР»): «Многие европейцы считают мусульман врагами христиан. На самом деле Коран чтит Иисуса, признает догмат непорочного зачатия. Мусульмане России всегда верно служили русскому государю». Председатель Уфимского губернского отдела «Союза русского народа» Григорий Бусов заявил в январе того же года на посвященном выборам в Госдуму собрании: «СРН находится в самой тесной связи с мусульманами и считает их своими братьями» («Уфимский край» от 19.01.1907). Мусульмане вошли и в список, выдвинутый уфимским отделом СРН на думских выборах. 
Мусульманское духовенство во главе монархической татарской демонстрации. Казань, 22 октября 1905 года. Фото 1905 года
Мусульманское духовенство во главе монархической татарской демонстрации. Казань, 22 октября 1905 года.    Фото 1905 года
Главному совету организации было поручено «выработать особый знак для членов «Союза русского народа» и ходатайствовать о легализации «Устава Союза русского народа для мусульман», проект которого составил профессор Казанского университета Владислав Залесский. Последний, возглавляя отделение «Союза русского народа» в Казанской губернии, в 1908 году выступил создателем Царско-народного мусульманского общества (ЦНМО). Столичное руководство «Союза русского народа» изначально предложило другой вариант названия – «Мусульманский союз русского народа из казанских татар». Отделения этой организации, устав которой был утвержден полицией в декабре 1908 года, поначалу с успехом открывались в татарских деревнях, в том числе тех, где с введением законов о веротерпимости в 1905 году многие крестьяне вернулись из православия в ислам. Центральный совет общества имел резиденцию в деревне Карамышево Кутёминской волости Чистопольского уезда, его председателем стал глава Карамышевского отдела Хайрулла Файзуллин, «товарищами» (заместителями) председателя Совета – Срурутдин Хисамутдинов и Галям Музинов, секретарем – Шагимардан Рахметуллин, казначеем – Манят Афлятунов. 
Стоит отметить, что, согласно уставу ЦНМО, «членами Общества могли быть только природные татары», а «все должности… могли занимать только лица мусульманского вероисповедания». «Евреи в члены Общества никогда допущены быть не могут даже в том случае, если они примут мусульманство», – сообщалось далее. Это был настоящий аналог русских черносотенных организаций, задача «крепкого единения» с которыми была прописана в первом же пункте устава ЦНМО. Все это не могло не смутить либеральные круги. «В то время как мусульманская фракция в Государственной Думе братается с оппозицией, – писала 4 января 1909 года либеральная газета «Московские ведомости», – среди казанских татар… возникают совершенно противоположные течения». В апреле 1909 года печатный орган кадетской партии «Речь» обвинил членов ЦНМО в панисламистской пропаганде. Обвинения эти впоследствии не подтвердились, но чистопольский уездный исправник, видимо, «от греха подальше» закрыл в июле 1909 года отдел Общества в деревне Верхняя Татарская Майна и направил казанскому губернатору сообщение «о закрытии отдела и Совета в деревне Карамышевой и всех открытых отделов в Чистопольском уезде как не соответствующих по своей деятельности цели и интересам государства». В результате деятельность Общества была сначала приостановлена, а в январе 1910 года все его отделы были закрыты под давлением «сверху». В сентябре 1914 года казанские власти официально ликвидировали ЦНМО. 
Дело не в богословии 
Впрочем, имело ли все это отношение к противостоянию кадимистов и джадидов – сторонников образования в медресе по старому или новому образцу? Современные публицисты пытаются связать эти явления – богословское и политическое, утверждая, что верноподданные чувства переполняли исключительно кадимистов, а джадиды симпатизировали революционерам. Упомянутые выше лидеры монархической мусульманской демонстрации 22 октября 1905 года в Казани – самые что ни на есть джадиды. Муфтий Галимзян Баруди был создателем первого и крупнейшего дореволюционного татарского джадидского медресе «Мухаммадия», крупный коммерсант Ахметзян Сайдашев, которого за влияние называли «татарским губернатором Казани», «являлся ведущим финансистом джадидского образования в Казани и губернии» («Время и деньги» (Казань) от 14.11.2003).
В 1906 году оба этих деятеля вошли в центральный комитет партии «Иттифак аль-Муслимин» («Союз мусульман»), призвавшей к поддержке на думских выборах либералов из Конституционно-демократической партии (кадеты). К черносотенству и охранительству этих деятелей отнести сложно, хотя время от времени их «заносило» и в правый лагерь. В фонде Казанского губернского жандармского управления (Национальный архив Республики Татарстан) хранится доклад казанскому губернатору от 25 октября 1912 года о том, что накануне думских выборов «Мухамедзян Сайдашев склонял более или менее влиятельных мусульман к блоку с правыми». «У него даже было намерение в будущем образовать всероссийское общество правых мусульман, – отмечал начальник Казанского губернского жандармского управления полковник Калинин. – Таким путем, по мнению Сайдашева, мусульманам удастся получить даже некоторые привилегии». Ранее в жандармском докладе от 23 сентября 1912 года сообщалось, что Сайдашев пытается «воздействовать на (татарскую. – «НГР») массу так, чтобы она не проявляла себя левее октябристского духа, шла бы рука об руку с правительством». «По осуществлении этого, – объясняли жандармы «поправение» татарского политика, – по мнению Сайдашева, российские мусульмане займут у правительства такое же привилегированное место, какое занимают албанцы в Турции». Возможно, что и его с Баруди участие в монархической демонстрации в 1905 году было продиктовано не столько личными политическими убеждениями, сколько желанием в нужный момент продемонстрировать верноподданнические чувства. 
В качестве политического проекта кадимистов, богословского течения, действительно близкого по духу к монархическому верноподанничеству, можно упомянуть попытку создания в 1913–1914 годах Всероссийского мусульманского народного союза «Сират аль-Мустаким» («Прямой путь»). Подателями заявки в ноябре 1913 года о создании союза стали ахун (глава городской общины мусульман) Санкт-Петербурга и Петербургского военного округа Мухаммед Баязитов, ахун Троицка (этот город был известен как духовный центр мусульман Урала) Ахмад-хаджи Рахманкулов, коммерсанты Фатых Байрашев и Хабибулла Ялышев. «В основу устава («Сират аль-Мустаким». – «НГР») легли аналогичные документы черносотенных организаций «Союз Михаила Архангела» и «Союз русского народа», – сообщает современное издание «Ислам в Санкт-Петербурге». Такого же мнения придерживались в 1914 году представители мусульманской фракции Государственной Думы и ряд представителей духовенства, заявившие со страниц уфимской газеты «Тормыш» («Жизнь»): «Партия «Сират аль-Мустаким», с точки зрения своей цели и духа, копия черносотенных русских партий». В свою очередь, Фатых Байрашев писал 9 ноября 1913 года, объясняя цель создания нового союза: «Такое направление (вольнодумные партии, заражающие модной болезнью освободительного движения) не только не нравилось консервативному, составляющему главное ядро мусульман, но шло вразрез с их духовными и материальными интересами. К сожалению, образовать достаточно сильную оппозицию новому направлению эти благонадежные деятели благодаря своей малокультурности не смогли». Эту задачу должен был выполнить новый правый Всероссийский мусульманский союз. 
Однако правительственное Совещание по мусульманским делам, обсуждая 16 мая 1914 года поданный на регистрацию устав «Сират аль-Мустаким», пришло к выводу, что «при крайней широте его (союза. – «НГР») задач, обнимающих жизнь мусульман чуть ли не во всех ее проявлениях (цели религиозные, просветительные, благотворительные), проектируемый союз явится могучим орудием объединения мусульман, притом без различия их национальности, и в конечном результате может повести к укреплению сепаратизма». В 1915 году Мухаммед Баязитов занял пост главы Оренбургского магометанского духовного собрания, но продержался на нем недолго – до Февральской революции, когда подчиненное ему духовенство сместило муфтия с поста и даже поместило под арест, обвиняя в сотрудничестве с царской охранкой. Вскоре отделились мусульмане Татарии, выбравшие себе в муфтии уже упоминавшегося выше видного джадида Галимзяна Баруди. Того самого Баруди, который в 1905 году, когда самодержавие было еще крепко, посчитал нужным продемонстрировать свою верность монархии на упоминавшейся выше демонстрации. 
На этом, по сути, закончилась история кадимистов и мусульманских монархистов, одновременно с закатом русского черносотенства.