ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 7 июля 2016 г.

Переводчица Корана: «Нигде женщина не имеет столько прав, сколько в исламе»

http://www.aif.ru/society/religion/1011401

Переводчица Корана: «Нигде женщина не имеет столько прав, сколько в исламе»

Статья из газеты: АиФ №44 30/10/2013
На прошлой неделе случился очередной теракт в Волгограде. А несколькими днями раньше двое террористов подорвались на собственной бомбе в Кабардино-Балкарии. «АиФ» узнал, почему мусульмане так легко расстаются с жизнью и поощряет ли их в этом ислам.
«Человек, который совершил убийство невинной души, даже одной-единственной, никогда не почувствует запах рая. «И не убий ты душу, что Господом твоим освящена была». Так написано в Коране», — уверена Валерия Порохова, переводчица Корана на русский язык, с 2000 г. президент международного фонда «Межконфессиональное согласие и стабильность».

Убей неверного в себе

Екатерина Бычкова, «АиФ»: Почему же террористы во всём мире прикрываются исламом? Откуда-то ведь взялось понятие «исламский терроризм»... 
Валерия Порохова: Все мировые религии названы именами их явителей: буддизм, зороастризм, иудаизм, христианство. Единственная религия, которая уже в названии несёт чётко сформулированный смысл это ислам. Толковый арабо-арабский словарь (а равно англо-английский, франко-французский и т.п.) дают словарное значение этого слова: мир, спокойствие, безопасность, умеренность исключительно во всем. И когда масс-медия говорят об исламском терроризме, исламском экстремизме, они должны понимать, что при переводе кальки «исламский» на любой иностранный язык, в частности, на русский язык, мы получаем: «мирный; безопасный терроризм; умеренный экстремизм», что, безусловно, становится филологическим вздором, бессмыслицей и красноречиво свидетельствует об удивительной безграмотности и невежественности международных СМИ. В том же словаре мы находим одно-единственное значение слова «мусульманин»: человек, уверовавший в Бога или, просто — верующий.
Пророк Мухаммад сказал: «Как только мусульманин совершает убийство одной единственной невинной души, он перестает быть мусульманином и никогда не почувствует запах Рая». И здесь мне бы хотелось добавить: убийца равно перестает быть и иудеем, и христианином. Убийца должен быть привлечен к суду. В этой связи важно подчеркнуть, что когда СМИ называют террориста «мусульманином или шахидом» они, с одной стороны, дискредитируют эти два слова, которые чрезвычайно значимы для каждого мусульманина, с другой же — чтят и славят этого террориста в глазах его сообщников и их семей.
— Но не будете же вы отрицать, что есть в Коране и такие понятия, как «джихад» — «священная война с неверными»?
— У очень многих исламских философов «убей неверного» толкуется только одним образом — «неверного в себе». Того неверного, который внутри тебя. Словом, джихад — победа над собой, психологическая категория.
Пересмотр понятия «джихад», перевод его из плоскости личного усердия человека в плоскость вооружённой борьбы с неверными, в том числе, с мусульманами, не разделяющими их взгляды, утверждает несвойственное исламу право на неповиновение, бунт, смуту (фитна). Утверждает правомерность фитны, хотя в Коране декларируется, что «фитна  хуже смерти». 
С учетом того, что исполнители терактов — выходцы из мусульманских стран, они реально угрожают и мусульманам, и Исламу в целом.
— «Коль они вас не поймут, вам мира не предложат и не удержат рук от вас, хватайте их и убивайте...». 
— Начало этого коранического стиха такое: «Сражайся за Господние дела лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенного грань не преступай, если враг твой прекратил войну, оружие сложи». И дальше: «В религии нет принуждения, зовите к Богу мудростью и красотой вещания, убеждайте несогласных мягкостью речей. А коль они вас не поймут, скажите «салам алейкум» и уходите». И только после этого процитированные вами слова. Когда мира не предлагают и опускаются до рукоприкладства, нужно защищаться. Но не нападать!
Фото: www.globallookpress.com
— Исламисты, придерживающиеся радикальных взглядов, с вами бы не согласились. Я имею в виду ваххабитов…
—  Миссия шейха Мухаммеда Абдул Ваххаба в конце XVIII в. была жёстко ограничена той территорией, тем национальным менталитетом и тем временем: арабы уже отошли от коранического ислама, предались соблазнам и разврату. Ваххаб пришёл, чтобы вернуть их на правильный путь, то есть на Господню стезю. Идеология была прекрасна, но стратегия — отвратительная и кровопролитная. Она себя исчерпала.
Импортирование этой отжившей религиозной доктрины успешно лишь в тех странах, где цивилизационный уровень чрезвычайно низкий. Им кажется, что они борются против неверных, а на самом деле — за разницу в уровне жизни. Необходимо уметь отделять религию от политических решений. 
Кстати, неправомерное увязывание религии человека с геополитическими и финансово-экономическими интересами властных структур, попытки навязать верующим людям ответственность за безответственное поведение их «единоверцев», увязывание поведенческой линии человека, исповедующего нормативы своей религии, с кровавой стратегией террористов «от религии» могут стать идеологическим инструментом межцивилизационного противостояния и запустить механизм глобальной межрелигиозной конфронтации.
— Откуда же берутся «невесты Аллаха» — шахидки, которых на смерть благословляют, возможно, самодеятельные духовные наставники?
— Шейхи и муллы, говорящие о «девочках в раю», — это вовсе не мусульмане, и проповедуют они не совсем или совсем не то, что является истинным исламом. Что касается слов Мухаммеда о недопущении терроризма в исламе, то эти слова рассыпаны по многим хадисам (рассказам или преданиям). Вот одно из них: «Поистине, тот, кто убил себя (преднамеренно), будет наказан огнём, в котором он поселится навсегда»... 
Правоверные — это не только мусульмане. К людям христианской и иудейской конфессий в Коране обращение, как к высокоуважаемым людям, которым было послано Писание. И Всевышний говорит: «Я оставляю монастыри и церкви, синагоги и мечети, где имя Бога поминается сполна».

У кого больше прав? 

— Принято считать, что женщины в исламе не имеют прав. И четвёртой женой станет, и, если захочет развестись, не получит ничего, и даже в мечети не может находиться рядом с мужчиной... 
— Это мнение — стереотип, порождённый, опять же, полнейшим невежеством. Нигде женщина не имеет столько прав, сколько в исламе. Когда она с ног до головы рядится в одежды чёрного цвета, знайте, что цвет этот никакого отношения к Корану не имеет. Всевышний говорит: «Я вам дал полную гамму красок, которую вы должны использовать». И «рядитесь в украшения и самые нарядные одежды»...
Кстати, арабы всё больше придерживаются четвёртой суры Корана: «Если чувствуете вы, что справедливости вы к ним не соблюдёте, берите в жёны лишь одну». Здесь речь идёт об имущественном равенстве. Возможность полигамии предусмотрена в исключительных случаях. Например, если женщина не может родить детей, если возникает психологическая или сексуальная несовместимость с мужем. Он продолжает семейную жизнь с первой и берёт вторую жену. Но процент подобных браков в странах Востока чрезвычайно низок. А в таких странах, где женщины более эмансипированы, как Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, за редким исключением многожёнство практически отсутствует.
И ещё один интересный факт. Когда женщина из арабской семьи выходит на работу, то вся её зарплата идёт ей в карман, минуя семейный бюджет. Получается, что женщина-мусульманка гораздо более полноправна, нежели христианка...
Если же говорить о разных помещениях в мечетях, то так устроено потому, что когда женщина совершает суджут (земные поклоны во время молитв), то поднимает попочку, а мужчина не должен видеть её в такой позе. Вот и всё. Кстати, во многих мечетях женские половины устланы коврами или имеют полы с подогревом.
— Но почему женщины всё равно носят хиджаб? 
— Думаю, причина в климате. Были мы с мужем в Эмиратах, ехали в машине из Дубая в Абу-Даби 156 км по абсолютно пустынной степи. Машина закупорена так, что представить нельзя. А у нас песок в носу, в глазах, в складках одежды. Как он туда попадает? Вот поэтому они и закрываются тканью полностью. Но это не единственная причина. Моя подруга в Сирии говорит: «Лера, посмотри, какая у меня кожа — настоящий шёлк!». Я же неделю похожу открытой — и увядаю... 
Коран предписывает лишь следующее: «Набрасывайте шаль на голову и разрез груди». И, конечно, стоит скрывать сексуальные красоты, избегая прозрачных и обтягивающих одежд. Но ещё задолго до Корана христиане всегда прикрывали голову. Подтверждения тому находим в российской классической живописи, где все русские девушки-христианки в кокошниках, с плотно закрытой головой.  
— Ваша версия Писания называется «Перевод смыслов». Потому что в трактовке некоторых понятий всё же возможны варианты?
— Коран звучит на арабском языке, который существенно отличается от современного разговорного арабского. Это порой приводит к невольному искажению смысла слов, как и уровень культуры толкователей. А между тем считается, что переводчик Вечной Книги должен быть специалистом в десятках наук. Наверное, поэтому самые известные учёные не рисковали доказывать идентичность оригинала и своего перевода. Знаменитый переводчик Корана на английский язык учёный-арабист Мармадьюк Пикталлназвал свой вариант «почти буквальным». Наш востоковед Игнатий Крачковскийвовсе запретил печатать свою работу под названием «Коран». Вот и моя — «Перевод смыслов». 
Когда я начала свои исследования, то обнаружила, что существуют 106 переводов Корана на английский язык, чуть меньше ста — на французский и немецкий. А на русском языке есть лишь девять (!). В России же 22-миллионная мусульманская диаспора и 60-миллионная русскоговорящая мусульманская община в бывшем СССР! Я решила перевести Коран на русский, чтобы русскоязычные читатели получили иные представления о вере в Бога и познакомились с уникальным по красоте стихосложением Корана. Для этого просидела за письменным столом в Дамаске 12 лет. 
— Почему в Сирии? 
— Так ещё в 1975-м вышла замуж за Мухаммеда (выпускника факультета шариата Дамасского университета, который в то время был студентом, а потом аспирантом МИСИ. — Ред.). Так что, если бы не он, читать Коран мне бы даже в голову не пришло. Мы — потомственные дворяне из Царского Села. Были очень близки к императору и крещены в Царскосельском Екатерининском соборе — там же, где и четыре дочери Николая II. В советское время папу (полунемца-полуангличанина) расстреляли, я родилась в ссылке в Коми. В Москву мы с мамой вернулись в хрущёвскую оттепель... Когда Мухаммед сделал предложение, я ему наотрез отказала. Но он взял академический отпуск в институте и выстоял его у меня в подъезде в Сивцевом Вражке... А когда уже после свадьбы речь заходила о религии, что было достаточно редко, я всегда говорила одно и то же: «Солнышко, вот у тебя — своё, а у меня — своё». Так продолжалось лет десять...
Когда же я впервые прочла Коран на английском языке, то была восхищена им. Вот как Лев Толстой сказал: «Прошу считать меня правоверным магометанином». Так и я могу сказать: «Прошу считать меня правоверной мусульманкой». А вы знаете, что, будучи отлучённым от Церкви, великий писатель был похоронен по-мусульмански?
А Кейт Мор (лауреат Нобелевской премии по медицине из Канады, автор учебника по эмбриологии, по которому учатся врачи во всех медицинских университетах мира. — Ред.) однажды мне признался, что если б прочитал Коран 20 лет назад, то и открытие своё сделал бы на 20 лет раньше. И это сказал католик! В Коране говорится, что «человек рождается из смеси и растёт в трёх средах и трёх тьмах». Относительно недавно было установлено учёными-медиками, что стенки женской матки состоят из трех видов ткани... 
А океанолог Жак Ив Кусто (кстати, он исповедовал ислам) видел под водой косяки рыб, которые как будто натыкаются на невидимую стену, разворачиваются и отправляются в обратном направлении — туда, от куда пришли. Объяснение также нашёл в Коране, где сказано, что есть естественные преграды в воде, стоящие на разделе «сладкой и солёной воды».
Когда вы начнёте с пониманием читать Коран, то будете ошеломлены его соответствию научному знанию. Как-то после четырехчасовой лекции в Российской академии наук в зале встал 70-летний почтенный академик и сказал: «Если это Коран, то я мусульманин». 
Досье
Валерия Порохова выпускница Московского государственного педагогического института иностранных языков (ныне Московский лингвистический университет), имеет диплом философского факультета МГУ при Доме ученых. Профессор 4-х международных университетов, академик Российской академии естественных наук. Награждена Духовным управлением мусульман Центрально-Европейского региона России медалью «За духовное единение» (1998), РАЕН - Почетным знаком академии «За заслуги в развитии науки» (2000), Международным межакадемическим союзом при ООН - орденом «Звезды Вернадского» первой степени (2000) и удостоена высшей награды исламского мира «Хранитель Священного Корана».

«Путина уберут», а Россия исчезнет — российский аналитик

http://elise.com.ua/?p=198145

«Путина уберут», а Россия исчезнет — российский аналитик


Современную Российскую Федерацию ждет распад, поскольку она является «случайным объединением» разных территорий и разных народов, имеющих разные интересы и цели.
Такое мнение в комментарии «Обозревателю» высказал российский публицист, блогер, аналитик Владимир Голышев.
«Я уверен, что никакой революции в России не может быть ввиду отсутствия России как таковой. Россия является случайным объединением очень разных территорий. На этих разных территориях живут самые разные люди, у них очень разные интересы. То, что их объединили в одно государство и то, что все они смотрят на Москву как на центр этого государства – это случайность и нелепость», — заявил он.
«Эта нелепость через какой-то срок будет приведена в соответствие с реальностью. Люди будут жить каждый в своем регионе сам по себе, и сами будут определять параметры своей жизни и свое будущее», — убежден аналитик.
Голышев подчеркнул: Российской Федерация грозит не революция, а распад – наподобие распада Российской империи. «Наиболее вероятный сценарий у нас – это просто повторение событий столетней давности, а именно: нам долго будут морочить голову «государем-батюшкой» Путиным, потом в какой-то момент элиты его уберут, считая, что он помеха и что без него будет лучше. А когда они уберут нашего портативного самодержца, не найдется центра силы, центра принятия решений, который был бы способен хотя бы его заменить», — спрогнозировал Голышев.

Татарстаннар җиләк җыя, әмма чиләкләре күз ачып йомганчы тулмый

Татарстаннар җиләк җыя, әмма чиләкләре күз ачып йомганчы тулмый



Җәйге җиләк чорын татарстаннар вакытында файдаланып калырга ашыга. Республиканың кайсы гына шәһәр яны, район яки авылына юл тотма, болын-урманнарда җиләк җыючыларны очратырга мөмкин. Азатлык хәбәрчесе Биектау районы Шигале авылы болынындагы җиләкчеләр белән сөйләшеп кайтты.
Республикада җәйге ялларын җиләк чорына махсус туры китереп алучылар бар икән. Быел бигрәк тә чит илгә китмичә районда, авылда ял итүчеләр шактый. Кайберәүләр гаиләгә, балаларга дип җыйса, икенчеләре җиләк җыеп, табигатьгә чыгып тәм таба, өченчеләре яшәр өчен, акча кирәк дип җыеп сату итә. Татарстанның Биектау районы Шигале авылы янында күп кешеләргә билгеле болыннарда без барып күргән, аралашкан җиләкчеләр үзләре, гаиләләре өчен җыюларын әйтте.
Атна уртасында әле азрак булса, ял көннәрендә монда килүче машиналар саны дистәгә тула диде безгә әңгәмәдәшләребез. Араларында күрше авыл кешеләре дә, казаннар да бар. Җиләкчеләрнең күпчелеген хатын-кызлар тәшкил итә, ир-атлар да бу эштән читтә калмаган.
“Кичә җыйганын кайнаттык, бүгенгесен туңдырырга уйладык. Җиләк җыярга теләгән кешегә җиләк табып була. Без инде соңга калганбыз дип килгән идек, бар икән әле. Дөрес инде пешеп, көеп утыра, яңгырлар аз яуды бит”, диде Казаннан килүче Алсу ханым. Ул Шигале болынына беренче тапкыр аяк баскан, бу урын турында туганнарыннан ишетеп килгән. Җиләк җыеп арган кешеләр сары, зәңгәр мәтрүшкә җыя, бу болыннарда алар да үсә икән.
“Быел җиләк күп түгел. Карап торышка гына күп күренә, җыя башласаң - вак. Шәле якларында күп дип әйтәләр аны. Сатуга түгел, үзебез, балаларыбыз өчен җыябыз. Җыйганыннан кайнатма ясыйбыз”, диде җиләкче Әлфия ханым.
"Җиләкне изеп, шикәр комы белән бутап катырсаң, әйбәт була. Бу болында инде күп түгел, җыйганнар, ваклары гына калган. Ә бит халык арасында йөргәндә ишетәсең, “Бер чиләк җыеп кайтканнар, җиләк күп”, дип сөйлиләр дә, безнең дә алар кебек күпләп җиләк җыясы килә башлый. Кеше бит Габдулла Тукай шикелле, “Күз ачып йомганчы, һичшиксез, җыярсың бер чиләк”, дип сөйли. Чынлыкта алай түгел шул. Берничә сәгать буе бер чиләкне җыярга кирәк. Сатып алсаң да бәяле, бер литры 200 сум, чиләге 1000 сум дип әйттеләр”, ди Хәтирә ханым.
Шигале авылы болыннарыннан кайткач, таныш-белешләрдән дә җиләк җыючылар турында мәгълүматлар тупладык. Мәсәлән, чыннан да Мамадыш районы авылларында да болын тулы җиләкче булган икән. Алар җыеп Казан белән Чаллыны тоташтыручы олы юл кырыенда сату иткәннәр. Авылдагы күпчелек кеше җиләк өлгерүгә иртәнге биштән болынга, урманга йөри башлаган. Бала-чагалар да, хәтта өлкән яшьтәге әби-бабайлар да бу эштән читтә калмаган. Иң яшь җиләк җыючыларга 6-7 яшь, иң олыларына 70-75 яшь булган. Мамадышларның күбесе җиләкне сату өчен җыя. Кеше әйтүенә караганда, җиләк шактый гына керем дә китергән. Каен җиләгенең литры 400 сумнар тирәсе булса, җир җиләген 100-200 сумнан сатканнар.
Азатлык та җиләк сатучыларны күреп, бәяләрне белергә дип Казанның Чех базарына барды. Мари Иленнән килгән Галина ханым инде җир җиләген сатып бетергән иде, бер литры 200 сум диде. Үзе өлкән яшьтә булса да, яшәргә акча кирәк дип кура җиләге, карлыган, җир җиләге, каен җиләге сата. Балалары, оныклары җыярга булышкан. Тырышабыз инде, яшәргә акча кирәк бит ди ул. Галина ханым белдергәнчә, җыю бер мәшәкать булса, Казанга килеп, базарда урын табып сата алу икенчесе. Монда аларны урын бирмичә, штрафлар түләтеп, куркытып та җәфалыйлар икән.

Проиграли с позором. О резолюции ОБСЕ по Крыму

http://replyua.net/news/politika-v-mire/33131-proigrali-s-pozorom-o-rezolyucii-obse-po-krymu.html
Проиграли с позором. О резолюции ОБСЕ по Крыму
Проиграли с позором. О резолюции ОБСЕ по Крыму
Российской делегации не понравилось, что игра пошла не по их правилам. Ведь несмотря на то, что россияне просили не голосовать за резолюцию подготовленную Украиной относительно Крыма, решение однозначное - осуждение действий России по аннексии Крыма.

Как передаёт "Сегодня", Российская делегация с позором ушла из зала Парламентской ассамблеи ОБСЕ, по причине принятия резолюций по оккупированным территориям Крыма, Абхазии, Южной Осетии. Европейский выбор - мирный путь решения всех конфликтов, что в очередной раз доказала Украина. Ведь резолюция принята и она осуждает все действия России.

Более того, Россию осудили, требовали от неё прекращения военных действий против Украины и освободить аннексированный Крым. И Даже выход Россиян не спас - решение на стороне правды. Помимо действий против Украины, осуждались действия внутри Крыма, а именно грубое нарушение всех прав и свобод человека, соблюдение которых являются основой для Европы.

Поздравление Шейха Равиля Гайнутдина с праздником Ид аль Фитр (Ураза Байрам)

УРАЗА БАЙРАМ поздравление НДП ВАТАН



Уважаемые мусульмане Ас Салам-алейкум! НДП Ватан искренне поздравляет всех мусульман с наступлением праздника УРАЗА БАЙРАМ! Всех благ Вам и процветания, дорогие мусульмане. Да будет крепким и сильным наш Иман.  Верить в Аллаха умом и душой. Ведь сила ислама это крепкий Иман и сила духа. Да прибудет с нами поддержка Аллаха! Амин.
ЦКС НДП Ватан ndp.vatan@gmail.com askerbey@gmail.com 5 июля 2016 года

Джемилев: крымским татарам нужна автономия только в составе Украины

Джемилев: крымским татарам нужна автономия только в составе Украины

Мустафа Джемилев
Национальный лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев считает, что крымским татарам нужна автономия только в составе Украины. Так он прокомментировал вопрос о восстановлении национально-территориальной автономии крымскотатарского народа, который стоит в повестке дня заседания Меджлиса в Геническе 4-5 июля.
По словам Мустафы Джемилева, этот вопрос нуждается в существенной доработке, поскольку изначально постановление Курултая содержало неточности, передаёт корреспондент Крым.Реалии.
«С моей точки зрения на Курултае 29 марта была сделана одна небольшая ошибка. Говоря о том, что народ будет, как и в прошлые годы, стремиться к восстановлению своей национально-территориальной автономии, не было чётко указано, где именно, в каком конкретно государстве, и это дало почву для разного рода спекуляций. Надо было указать, как и в прошлые годы, как мы и заявляли изначально, что мы добиваемся восстановления своей национально-территориальной автономии в составе именно украинского государства», - подчеркнул Джемилев.
Также лидер крымскотатарского народа отметил, что на заседании будут рассмотрены вопросы защиты прав крымских татар в период оккупации Крыма, с подключением правозащитных организаций.
На повестке дня заседания Меджлиса крымскотатарского народа, которое проходит в Геническе при участии Мустафы Джемилева, стоят пять вопросов, сообщает корреспондент Крым.Реалии.
В том числе - о ходе выполнения Постановления Курултая крымскотатарского народа VI созыва от 29 марта 2014 года «О реализации крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической территории – в Крыму»; о Всемирном Конгрессе крымских татар, о дате проведения и вопросах повестки очередной сессии Курултая крымскотатарского народа, о создании рабочей группы Меджлиса крымскотатарского народа.
Как сообщает с места события корреспондент Крым.Реалии, в заседании принимают участие 25 членов Меджлиса из тридцати двух. В частности, отсутствуют «вице-спикер» крымского парламента Ремзи Ильясов, муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, Абдураман Эгиз, Тейфук Гафаров, Садых Табах и Кадыр Османов.
Известно, что Садых Табах не принимает участия в заседании Меджлиса по уважительной причине - из-за болезни матери. Аблаев и Эгиз - из-за болезни. Остальные отсутствуют по неизвестным причинам.
Заседания Меджлиса крымскотатарского народа проходит в одном из отелей Геническа Херсонской области. Место проведения мероприятия не раскрывают из соображений безопасности, охрану обеспечивают сотрудники Управления Государственной службы охраны и СБУ.

Җәйге татар аланнары: кайсы бушка, кайсы акчага

Җәйге татар аланнары: кайсы бушка, кайсы акчага

"Сәләт" аланы. 2013 ел
Җәй челләсендә кемдер авылда ята, кемдер аланнарда ял итә. Республика бюджетыннан ел саен балаларның җәйге ялын оештыру өчен саллы акчалар бүленә. Азатлык Татарстанда татар балаларына җәйге ял ничек оештырлагын, күпмегә төшкәнен белеште.
Татар мохитендә балаларын ял иттерәм диючеләр татар аланнары юк дип зарлана алмый. Аларны республика хөкүмәте дә, төрле дәүләт оешмалары белән яшьләр хәрәкәтләре дә, татар балаларын үзгә, әмма милли мохиттә тәрбиялисе килгән энтузиастлар да оештыра. Бәяләр дә төрлечә. Кемдер финанслау җитәрлек түгел ди, кемдер татар балаларын хәләл ризык белән тукландыру проблемы бар ди .
"Хәләл кирәк дисәк, шунда ук бәяне арттыралар"
“Идел” яшьләр үзәге уздырган җәйге аланнар өчәү. “Милләтебез хәзинәләре”нең беренче аланы 1-9 июньдә узды. Анда Русия төбәкләреннән 60 бала ял итте. Хәзергә киләсе аланга әзерлек бара. 29 июль-11 августта узачак “Милләтебез хәзинәләре”нә 180 татар баласы киләчәк. “Идел” яшьләр үзәге урыннар юк, барысы да алдан хәл ителде ди. Финанслау кимемәгән, әмма артмаган да.
Ләйсән Сафина
Ләйсән Сафина
“Кызганыч ки, урыннар чикле. Болай да быел ике нәүбәт (смена) оештырабыз. Июль азагында башланачак “Милләтебез хәзинәләре”нә Русиянең 20 төбәгеннән, Казакъстаннан да киләләр. Татарстан балаларына да урын табылды. Биредә татарча мохит. Татар телен өйрәнү дәресләре уза, тарих, дин, татар халык ашлары, җыр һәм бию, DJ остаханәләре оештырылачак. Казанга сәяхәтләр, көн саен кичке мәдәни чаралар булачак, “Татар егете”, “Татар кызы”, “Танцпол йолдызы” бәйгеләре дә каралган.
Безнең аланнарның көннәрен, балалар санын да киметмәделәр. Финасналауны да кисмәделәр. Әмма чыгымнар күп, бөтен әйбер кыйммәтләнде бит. Дәүләттән “Лето” програмы нигезендә акча бүленә, алар алан уза торган туристик, ял итү базаларына турыдан-туры бирелә.
14 көнлек алан чынында җан башына 16 мең сумга төшә. Балаларның ата-аналары исә юлламаны 8300 сумга сатып ала. Аның 3920 сумы турыдан-туры “Волга” яшьләр үзәгенә бирелә, ә 4 меңе – “Идел” яшьләр үзәгенә. Болар транспорт, экскурсияләр, типография чыгымнарын каплауга тотыла. Калган өлеше дәүләт казнасыннан түләнә.
Аланнар кайда гына узмасын, ашау хәләл. “Волга”да андый проблем юк. Каядыр башка урында уздырып, ашауны хәләлне сорасак, бездән акчаны каера башлыйлар. Югыйсә хәләл итне Автсралиядән дә алып кайтмыйлар, Казанда аңа кытлык юк. Аланнарда хәләл туклану куелырга тиеш, мәктәпләргә кертелде бит. Татар аланнары күп бит, ә аларга барысына да хәләл кирәк.
Бер уйласаң, чыгымнар азрак булырга тиеш, “Волга” яшьләр үзәге хөкүмәтнеке, аны “Татнефть” татар яшьләренә бүләк итте. Әмма Татарстан хөкүмәтенең җәйге яллар турында карарында юллама бәясенең 15-50 процентын ата-аналарның түләве тәшкил итә дип язылган. Элек ул 15 процент кына иде. Узган ел ул кинәт кенә күтәрелде. Әмма ата-аналардан яңадан акча җыймадык”, дип сөйләде Азатлыкка Ләйсән Сафина.
Татар яшьләре көннәре исә 11-17 июльдә та узачак. Бу 21нче тапкыр уза торган чара. 150 кешегә җиде көнлек програм әзерләнгән. Бу чарада катнашыр өчен 3500 сум акча түләргә кирәк.
Хөкүмәт читтәге балаларны бушлай ял иттерә
Татарстан Мәгариф һәм фән министрлыгы да ел саен татар балалары өчен җәйге аланнар уздыра. Биредә Русия төбәкләреннән килүче милләттәшләребезгә өстенлек бирелә. Быел җәй дәвамында 2 меңнән артык бала ял итәчәк. Министрлыкның төбәкләр белән хезмәттәшлек бүлеге мөдиреГөлия Мусина әйтүенчә, аланнарда ял итү барысы да бушка. Аланнарга акча Татарстанның “Лето” һәм телләр үстерү дәүләт програмнары нигезендә бүленеп бирелә.
“Бүләк” аланы. Бу алан Актанышта өч нәүбәт дәвамында уздырыла. Беренчесе 1-18 июньдә узды, хәзер икенчесендә балалар мәш килә. Өченчесе 16 июль-2 августта узачак.
“Әлеге вакытта 200 бала ял итә. Алар Русиянең 31 төбәгеннән, Кыргызстан, Төрекмәнстан, Казакъстаннан да килгәннәр. Аланнарның төп максаты татар теленә өйрәтү. Татар телле мохиттә моны башкару җиңел. Дәресләрне КФУ укытучылары оештыра. Моннан тыш балалар өчен җыр-бию, тарих осханәләре оештырыла”, дип сөйләде Азатлыкка Гөлия Мусина.
“Агыйдел” аланы. Анысы да Актанышта 10-23 августта уза. Аның үзенчәлеге проектлар эшчәнлегенә нигезләнә. Бирегә эләгүчеләр башта Агыйдел.рф сайтына теркәлеп, проектларын тәкъдим итә, сайлап алынган бәхетлеләр аланга эләгә. Проектлар физика, робототехника, нанотехнологияләр, әдәбият белән телгә дә бәйле булырга мөмкин. Бу алан да ике нәүбәттә уза. Биредә барлыгы 400 бала ял итәчәк.
“Дуслык” аланы. Бу аланда Русиянең 26 төбәгеннән 235 татар баласы ял итәчәк. Ул Казаннан ерак булмаган “Костер” ял итү базасында уза. Бу алан да татар теленә багышланган. Башкалага якын булгач, биредә Казанга сәяхәтләр күп оештырыла. Аның узу вакыты – 21 июнь-8 июль.
"Болгар. Туган тел" аланы. 2016 ел
"Болгар. Туган тел" аланы. 2016 ел
“Болгар. Туган тел” аланы 17-23 июньдә узды. Биредә Татарстан белән Русия төбәкләреннән 850 татар бала катанашты. Бу – Болгарда узган чатыр аланы.
“Без – Тукай оныклары” аланы Кырлайда 4-10 июльдә уза. Монда күбрәк иҗат белән илһамланган 150 татар баласы ял итә.
“Татарстан Мәгариф һәм фән министрлыгы оештырган төрле җәйге аланнарда барлыгы 2070 бала ял итәчәк. Былтыр 1700 баланың күңелен күрдек. Киләсе елга 2500 балага оештырырга ниятлибез. Финанслауга килгәндә, “Лето” програмы аркылы һәр балага 699 сум тиешле. 2070 бала килә икән, хөкүмәттән якынча 1 млн 500 мең сум бүленә. “Болгар. Туган тел” белән “Без –Тукай оныклары” аланнары бюджеты 8,5 млн сум. “Дуслык” аланы 2,5 млн сумга, “Агыйдел” белән “Бүләк”аланнары 4,8 млн сумга төшә”, дип хәбәр итте Гөлия Мусина.
Ашауга килгәндә, Актанышта узган аланнарда ашау тулысынча хәләл, әмма башкаларында ничек булганын Мусина өздереп әйтә алмады.
"Балалар өчен аланның милли рухта булуын телибез"
"Шаяннар һәм тапкырлар" аланы. 2013 ел
"Шаяннар һәм тапкырлар" аланы. 2013 ел
“Шаяннар һәм тапкырлар клубы” аланы быел Казаннан ерак булмаган Озерный бистәсенең “Пионер” базасында 13-30 августта уза. Бу алан 120 баланы каршы алырга әзер. Узган елларда төбәк балалары да “ШТК” аланында ял итсә, быел Татарстан балалары белән генә чикләнәләр. Оештыручылар моны ял итүчеләргә юл чыгымнарын күтәрү авырга төшүе белән аңлатты. Шуны әйтергә кирәк: аны оештыручылар – төрле уку йортларында белем алучы студентлар. Балалар өчен татарча "Шаяннар һәм тапкырлар" уеннарын үзара акчалар җыеп оештыралар. Җәй көнне дә аларны күз уңыннан югалтмыйча аларны татар мохитендә яшәтер өчен тырышлык салалар.
“Безнең аланга 10нчы сыйныфка кадәр яшьтәге балалар килә. Җәйге яллары мили рухта узуларын телибез. Без мәгърифәтчелеккә басым ясыйбыз. Төрле чараларны да кызыклы ясыйбыз, күңелләрендә сеңеп калсын өчен. “ШТК” аланында тулысынча татар телле мохит”, дип сөйләде аланны оештыручыАлина Әкрамова.
Биш тапкыр туклану каралган, ашау хәләл. Ял итү бәясе – 7500 сум.
Керәшен татарларына да аерым алан бар
“Айбагыр” аланы Мамадыш районында, Чулман елгасы буенда “Кама” ял итү базасында 18-24 июльдә узачак.
"Айбагыр" аланында ял итүче балалар
"Айбагыр" аланында ял итүче балалар
Алан керәшен татар балалары өчен тәгаенләнгән. Аланда ял итүчеләр – 10-16 яшьтәге иҗат белән шөгыльләнүче 75 керәшен татар баласы. Алар өчен ял кызыклы оештыру тәҗрибәле әйдаманнар җилкәсендә, дип хәбәр итә “Туганайлар” газеты мөхәррире Людмила Белоусова. Юллама бәясен исә алар әйтмәде.
"Сәләт" уздырган 20 аланда 3 мең бала ял итә
“Сәләт” хәрәкәтенең аланнары җәй дәвамында Татарстан буйлап эшли. Саба районында “Байлар Сабасы”, Спасста “Болгар”, Буада “Гайрәт”, Лаешта “Раушан”, “Эшмәкәр” белән “Шәхес”, Әтнәдә “Рухият”, Биектауда “Иске Казан”, Алексеевскида “Биләр каласы”, “Санак”, “Осталар бистәсе”, “Имәнкәй”, Бөгелмә, Чаллы, Азнакайда һәм башка җирләрдә дә аланнар оештырыла. Чуашстанның Батыр районында “Батыр”, Башкортостанның Туймазы районында “Кандракүл” аланнары эшли.
Барлыгы – 20 алан. Алар дүрт нәүбәткә бүленә. “Сәләт” клубы президенты Айгөл Габрахманова Азатлыка җәй дәвамында 3 меңгә якын балага кызыклы ял оештырыла дип әйтте. “Сәләт” аланнарына эләгергә теләүчеләргә әлегә мөмкинлекләр бар, өченче нәүбәткә ял итәргә теләүчеләр исемлеге төзелә.
"Сәләт" форумы. 2013 ел
"Сәләт" форумы. 2013 ел
Президент Рөстәм Миңнеханов “Сәләт”кә Биләрдә яңа база бүләк итте. Биредә “Фәнсар” уку-укыту үзәге урнашты. Дүрт нәүбәт дәвамында балалар ял да итә дә, укый да. Шушында ук елдагыча "Сәләт" фестивале дә үтәчәк. Анысы 9-14 июльдә уза.
Өченче нәүбәттә биредә “Санак” аланы оештырыла. Моңа кадәр ул Лаеш районындагы “Йолдызлы” аланында булды.
Быел яңа аланнар барлыкка килде, шуларның берсе –“Осталар бистәсе”. Биредә кул эшләнмәләре белән мавыгучыларны тупладык. Беренче тапкыр “Сәләт” аланы Чаллыда уза. Тагын бер яңалык – август аенда узачак "Иске Казан" фестивале.
Безнең иң зур байлык ул – балалар турында мәгълүмат базасы, анда 4 меңгә якын бала теркәлгән. Кем кайда тели, кайсы аланга бара – бер сайтта башкарыла. Бер бала җәй дәвамында берничә аланда ял итә ала.
“Сәләт”нең бер аланында 40 бала да булырга мөмкин, иң зур аланда 220 бала туплана. Бәяләр дә төрлечә. Бу ял итү вакытына да, ял итү базасы шартларына да, әзерләнгән програмга да бәйле. Мәсәлән, районнарда узган аланнардагы чыгымнарның күп өлешен район хакимияте үз өстенә ала. Шуңа күрә андагы юлламалар да 2500 сум була. “Йолдызлы” базасында узучы аланнар кыйммәтрәк, мәсәлән, “Фәнсар”ның бәясе –14 мең сум”, диде Габдрахманова.
Оештыручылар өченче нәүбәткә эләгергә теләгәннәрнең selet.biz сайтына кереп теркәлү узып күңеленә хуш килгән аланны сайлый алуын белдерде.

Гиркин (Стрелков) как Крым присоединяли к РФ. Видео захвата Крыма