ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 3 июля 2016 г.

Амди Гирайбай - YAS TATARLARGA

Путин все же подписал закон «Об отторжении российских территорий» Федеральном законе от 31.12.2014 № 519-

http://www.daokedao.ru/2015/01/22/putin-vse-zhe-podpisal-zakon-ob-ottorzhenii-rossijskih-territorij/

Путин все же подписал закон «Об отторжении российских территорий»

ottor
Пока россияне радуются обретению Крыма и тратят свои деньги и силы на улучшение крымского образа жизни, а на Украине многие мечтают о присоединении к России, президент РФ подписал очень важный закон, который может иметь самые тяжелые последствия…
Как обычно, «под шумок Нового Года», правящий режим пропихнул очень важный закон, который получит самые тяжкие последствия. Речь в законе идёт об учреждении на Дальнем Востоке специальных «территорий опережающего развития» (ТОР), в которых будет ограничено действие российского законодательства, отменено местное самоуправление, и которые могут быть переданы иностранцам «в длительную аренду».
Для понимания масштабности задуманного, отметим, что ради него изменили следующие Кодексы Российской Федерации: гражданский, градостроительный, трудовой, земельный, лесной; так же федеральные законы: о законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях «и другие законодательные акты Российской Федерации.
Сам Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» очень длинный, приведём лишь краткий анализ двух статей:
Статья 17. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития — предусматривает: льготные арендные ставки (п. 2), приоритетное подключение к инфраструктурам (п.5), освобождение от уплаты таможенных сборов (п.7), освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога (п.8).
Т.е. бюджету России практически ничего не достаётся (особенно, с учётом дополнений, которые мы указали ниже).
В Статье 18 очень закамуфлированно, по отношению к первоначальному (правительственному) варианту закона (см. ст.20), написано, что «особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Трудовым Кодексом РФ». Т.е. на первый взгляд «все нормально». Однако, при этом в Федеральном законе от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»», установлено, что:
«…
1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
2) разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдаётся без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а так же выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством…»
Т.е. первоначальный правительственный вариант просто «размазали» по двум законам, чтобы без дотошной проверки были невозможно докопаться до смысла (sic!).
Статья 28.
Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд.

2. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании.
Таким образом, на территории РФ фактически упраздняется право собственности, земля и имущество будут изъяты у российских владельцев «для создания и развития объектов инфраструктуры», — на территориях, на которых будут проживать иностранцы в любых количествах и на протяжении длительного времени.
На самом деле, мы с самого начала (с апреля 2012 года) следим за этим выведенным из-под российских законов образованием, по сути – «государством в государстве». Его руководителем пророчили первого вице-премьера И.ШуваловаЗадачей этого образования со штабом во Владивостоке, изначально являлось «привлечение инвестиций в освоении территории Сибири и Дальнего Востока и эффективное использование природных ресурсов». А переходящие в её ведение 16 субъектов, составляющие 60% территории России, выводятся из-под федеральных законово недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве.Осуществлять свою деятельность этот лимитроф будет «без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур права пользования недрами и лесными ресурсами на участках, необходимых для реализации инвестпроектов».Кроме того, мы знаем, что передать «новому государству» планируют крупнейшее в России золоторудное месторождение Сухой Лог, железорудные месторождения Удоронгское и Нижнеангарское, а также нефтяное Лодочное.
Предположим, что «все это делается на благо России». Ведь нам постоянно внушают, что у нас всё равно нет и, видимо, не будет денег на развитие нашего Дальнего Востока. Поскольку мы все откладываем деньги «на черный день»  — в «подушку безопасности» в США (которые нам её никогда не вернут, а свои деньги мы напечатать «не можем», и то, что при этом мы являемся рекордсменами по падению курса среди экономик выше $100 млрд., никого не волнует).
Кстати, тем самым Владимир Владимирович осуществит мечту самой самой отъявленной либеральной тусовки, мечтающей от «отделении Дальнего Востока, Сибири» и т.д. Как этооткровенно заявляли граждане Быков-Зильбертруд, Венедиктов, Альбац и пр. сволочь, которую в интернете азартно и по праву пинают «верные поклонники Великой Кормчего Путина». Кого им пинать сейчас? Себя или предмет своего обожания? Воистину, «не сотвори себе кумира»…
Не сложно догадаться, что эти территории выделяются под «наших китайских партнеров». Предполагается, что к нам приедут китайцы, и сами за свои деньги разовьют нам наши земли. А мы ещё и получим со всего этого налоги в казну.
Поскольку мы реалисты, и давно следим за ситуацией, то понимаем, во что это на самом деле превратиться — в хищническое разбазаривание наших полезных ископаемых, наших ресурсов — на благо соседней страны. Нам же останется выжженная и испоганенная земля – как ее уже оставляли китайские фермеры, варварски эксплуатировавшие арендованные поля.
Все, что должно было бы стать собственностью наших потомков, уйдёт на усиление Китая (Кореи и др.), которые заплатят нам какие-то отчисления.
Какие и за что?
На этот вопрос очень сложно ответить, поскольку ТОРы, согласно ещё одного, третьего (!) Федерального Закона 380-ФЗ получили нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, нулевую ставку налога на прибыль, льготную ставку отчислений на обязательное социальное страхование. При этом в соответствии с рядом исключений, созданная схема фактически подменяет собой органы российской власти, — когда федеральные, региональные органы власти и местное самоуправлении ограничены в правах надзора за ТОРами.
По публикациям 2012 года мы знаем, что единственным контрольным органом должна была остаться Счетная палата, но проверки могли осуществляться только при непосредственном указании президента. В дальнейшем все её лицензии планировалось передать в уставный капитал участников проекта – тем, кого назначит его руководство. Полномочий у такой компании много, и список может быть расширен. С учётом полной безотчетности и бесконтрольности режима кремлевских иудо-олигархов, не сложно понять, во что превратиться всё это «предприятие»…
В том же 2012 году мы говорили, что за свой следующий срок мультимиллиардер Путин будет готов расплатиться Сибирью.
После того, как весной 2014 Путин откровенно струсил освободить всю Украину, а сейчас подло сдает и Новороссию, совершенно очевидно, что тонко чувствовавший запах слабого правителя  Запад — как подраненную жертву чует загоняющий её хищник — продолжит давить слабого до последнего.
Поэтому расплачиваться Путин начал уже сейчас. И не за будущий, а за текущий срок. Платить будет Китаю, но не только. Не будучи готовым к изменению систему, а главное, не доверяя народу и самоуправлению, «хитрый» Путин будет заманивать все транснациональные корпорации, рассчитывая, что это даст ему лично и его режиму «безопасность». Как это пытался делать солнцеликий диктатор — полковник Кадаффи, — который тоже считал себя хитрым, умным и сильным… 
Вы помните, как его резали, и что случилось потом с несчастной Ливией?
Думаете, это далеко, а у нас будет все иначе?
Но за последний год все мы видели, что случилось уже с несчастной Украиной при ее слабом, жадном, трусливом и подлом руководстве. И оценивая содержание подписанного Путиным закона, понимаем, что, по сути, идея у него та же, что и у подписанного В. Януковичем соглашения с Shell и Chevron, согласно которому, государство обязалось изымать собственность своих граждан, по первому указанию «иностранных инвесторов». Чем это закончилось – известно.
Причем, изначально преданное своим «много обещавшим представителем» подавляющее большинство жителей Юго-Востока молчало, считая, что «все само рассосётся» и им «удастся отсидеться». Поэтому в очередной раз вспоминается фраза — «Все самые страшные преступления совершаются при молчаливом безучастии большинства».
Но когда же мы скажем своим иудо-компрадорским паразитам «Баста!»?

Уйгурские мусульмане взывают о помощи


http://www.ansar.ru/sobcor/ujgurskie-musulmane-vzyvayut-o-pomoshhi

Уйгурские мусульмане взывают о помощи


Проживающие в эмиграции уйгурские правозащитники осудили правительство Китая за притеснение мусульман и Ислама и призвали международное сообщество вмешаться в бедственное положение религиозного меньшинства.
«К сожалению, мир продолжает хранить молчание», - заявил вице-президент Всемирного уйгурского конгресса Сейит Тумтюрк, цитирует News Fulton County.
Уйгурский лидер осудил правительственные репрессии в священный для мусульман месяц Рамадан, когда власти запретили верующим из числа членов компартии поститься и участвовать в религиозных мероприятиях.
По словам Тумтюрка, Синьцзян – единственный в мире регион с мусульманским большинством, в котором людям запрещают держать уразу.
«В прошлом году было то же самое. Около 3000 уйгуров было убито в первый день Рамадана, когда они вышли на улицы протестовать против запрета на пост, - сказал он. - Китай осуществляет политику систематической ассимиляции уже 66 лет, с тех пор, как захватил Восточный Туркестан».
Стоит отметить, что ранее на этой неделе Международный союз мусульманских ученых выступил с осуждением запрета на пост в Рамадан в Синьцзяне и призвал страну уважать ислам.


Мирфатых Закиев о татарском народе, его истории и языке


http://www.business-gazeta.ru/article/315697

Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа»

О чем забывают историки КФУ и института им. Марджани, как Гумер Усманов поддерживал ТОЦ и о чем спорят татарские и башкирские лингвисты
Какое имя на самом деле должен носить второй по численности этнос России? И почему неверна теория о происхождении современных татар от татаро-монголов? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал 87-летний именитый академик Мирфатых Закиев — один из лучших знатоков татарского языка.
Мирфатых Закиев: «Татар ругают и на западе и на востоке. Это и нас задевает. Такую идею смогли внушить и Шаймиеву»Мирфатых Закиев: «Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею смогли внушить и Шаймиеву»Фото: Оксана Черкасова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЮРКОЛОГИЯ СФОРМИРОВАЛАСЬ НА ОСНОВЕ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА
— Мирфатых Закиевич, вы являетесь крупнейшим знатоком татарского языка, вместе с тем глубоко изучаете историю народа. Существует устойчивое мнение, что прародиной всех тюркских народов является Алтай. Вы один из немногих, кто с этим категорически не согласен.
— У меня в настоящее время есть около 40 монографий. И большая часть их посвящена не языку, а истории. Хоть и начинал я работу как языковед, но ведь история языка тесно переплетена с историей народа. У меня все материалы о том, что наш народ не какой-то там пришлый, а сформировался здесь. После этого я вступил в спор с историками.Сейчас в «БИЗНЕС Online» активно дискутируют ученые из КФУ и Института истории имени Марджани. Но обе стороны не понимают один важный вопрос. Есть такая вещь, как евроцентризм или европоцентризм. Что это такое? Европейские ученые, начиная с XVIII века, считают, что вся Европа и наиболее плодородные земли Азии изначально были заселены европейцами. А остальные живущие сейчас народы сформировались позднее как отсталые кочевые племена. После того как они перестали обеспечивать себе пропитание, начали грабить европейцев и располагаться на этих землях. Якобы наши предки еще в III - IV веках нашей эры сформировались на Алтае, а позже в VII - VIII веках осели на территории, на которых сейчас живут тюркские народы. Это бездоказательное, ошибочное мнение.
— Европоцентризм — это лишь одна из научных гипотез, или она преследует какие-то иные цели?
— Я придерживаюсь теории, которую высказал ученый Сергей Артановский, исследовавший феномен европоцентризма и сделавший вывод, что это суть стремление европейцев завоевать хоть бы в историческом плане больше территорий, а потом претендовать на те территории, где сейчас живут тюрки, угро-финны и т. д. Якобы Европа должна быть землей коренного народа.
На основе европоцентризма сформировалась и современная тюркология, русская тюркология. К сожалению, наши ученые взяли ее за основу. Они также говорят, что наш народ сформировался на Алтае и заселился сюда несколько позже. На самом деле есть исследования геологов. Они брали из древних костей ДНК и сравнивали с современными. Оказалось, что результаты совпадают. Не только нас, но и наших соседей мари, мордву и других также пытались подвести под теорию европоцентризма, но они быстро опровергли это. За пределами СССР в Финляндии у них есть родственные народы. И они тогда доказали, что финно-угорские народы являются коренными жителями этих земель. Наши же отстают.
— Почему, ведь в Казани традиционно сильная историческая школа?
— Артановский правильно пишет, что европоцентризм надо преодолеть и приступить к изучению всех народов, которые с древнейших времен общались друг с другом, жили вместе. Изучать в языковом отношении, в археологическом плане, в экологическом плане. Все это надо изучать заново. Я с этим полностью согласен, и для меня было странным, что ни университетские историки, ни сотрудники исторического института Рафаэля Хакимова даже не упомянули нигде, что все исторические взгляды историков-тюркологов формировались на основании взглядов европоцентристов. Похоже, они об этом даже не слышали. Надо все это пересмотреть. Надо пересмотреть экологию народов, экологию национальных меньшинств. Такие разделы сейчас появились. Они предлагают принимать меры для развития и сохранения и национальных меньшинств, и национального большинства.
— Вы хотите сказать, что ведущие историки Татарстана не знают таких элементарных вещей?
— Когда я работал директором ИЯЛИ (Институт языка, литературы и искусства им. Ибрагимова — прим. ред.), то приложил много усилий для развития института, увеличил историческое отделение. В результате Институт истории имени Марджани отделился от нас, стал самостоятельной структурой. И там отдельные личности, например, Дамир Исхаков, Марсель Ахметзянов выдвинули теорию, что мы являемся потомками великих завоевателей Золотой Орды. Якобы отделились от татаро-монголов. Они там выпустили много томов по истории татар, книга хорошая, но вот первый том основан на европоцентризме...
«Для меня было странным, что ни университетские историки, ни из исторического института Рафаэля Хакимова даже не упомянули, что все исторические взгляды историков-тюркологов формировались на основании взглядов евроцентристов»«Для меня было странным, что ни университетские историки, ни из исторического института Рафаэля Хакимова даже не упомянули, что все исторические взгляды историков-тюркологов формировались на основании взглядов евроцентристов»
«НАШ НАРОД СФОРМИРОВАЛСЯ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДВУХ ДИАЛЕКТОВ»
— Итак, гипотеза о происхождении современных татар от татаро-монголов неверна. Тогда кто мы?
— Наш народ сформировался из представителей двух диалектов. Первый — это булгары. Если посмотреть, то сейчас на этих землях везде живут мишаре. И второй диалект — это кусан (белые суны). Кусанская империя была сформирована намного раньше Булгарской. Волжско-Камский регион, Среднюю Азию, Афганистан и север Индии они берут в свои руки и строят большую империю. В русской истории ее называют Кушанской империей. Хоть русские и называют ее кушан, сам народ называл себя кусан или казан.
Например, у Ферганы в начале нашей эры был построен город как место отдыха для руководителей империи. До сих пор называется Казан, около этого города течет река Казансай. Как и у нас, Казань — город, и Казанка -— река. Казань еще за тысячи лет до булгар была сформирована. Надо было включить это в книгу про историю татар. Но не включили. Я их в свои исторические книги включил, но на них смотрят как на книги о языке. А я из языкознания перехожу в историю.
-— То есть булгары и кусаны или казанцы — два разных народа?
-— Булгары и казанцы — это два разных народа. Когда русские брали Казань, булгары или мишаре не считали себя одним народом с казанцами. Мишаре помогли взять Казань, а после этого в Москву отправили двух представителей булгар и кусанов. Да, языки похожи, отличия несущественные.
Но слово «татары» пришло к нам позже, после объединения булгар и казанцев. Так стали называть все нерусские народы. После Великой Октябрьской социалистической революции все так называемые татары стали отказываться от этого слова и возвращать свои древние названия. Название «татары» до революции было свойственно больше азербайджанцам. Это все есть в произведениях Лермонтова, Толстого, если не русский, значит, татарин.
Петр I начинает создавать академию и приглашает в нее немецких ученых. Хоть они и немцы, но евреи по происхождению. И они начинают называть все народы, кроме русского, татарами. И в Европе так же начинают называть. Намного позже Страленберг, который изучал Сибирь, писал, что у народа, называемого «татары», есть 32 языка. Эту мысль он начинает продвигать, но европоцентристская теория сохраняется. Приведу пример. Около Сахалина есть Татарский пролив. Там живет народ ороч. Их раньше тоже называли татарами. Поэтому и пролив так называется.
— Почему тогда наши ученые твердо придерживаются именно «татарской» гипотезы?
— Институт истории имени Марджани много делает для науки — молодцы, я их когда-то с этой целью и отделил от ИЯЛИ. Но они считают, что мы идем от татаро-монголов. Мы, дескать, всех можем подчинить. Это была инициатива отдельных личностей. Их цель — показать татаро-монголов великими победителями. Они ведь и Китай завоевали. Если мы идем от них, то и мы победители. Этим можно завоевать авторитет. Но этим не завоюешь авторитет. Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею они смогли внушить и Шаймиеву, но потом Минтимер Шарипович отказался от этого.
— То есть европоцентристы буквально навязали татарам их название?
— Это подняли в основном англосаксы, которые занимались изучением Китая. Они нашли там тартар, наши же перевели это слово как «татар». Это неправильно. Тартары, по их мнению, народы которые отстали от всех народов, кочевники, неразвитый народ, это люди ада, если буквально перевести. Это слово китайцы применяли в отношении кочевников. Там о наших татарах нет ни одного слова. Там севернее Китая жили кочевники. Я писал об этом много, но мои труды не считаются историческими. Так как я пишу на основе языковых данных, историки не обращают внимания на меня. Когда-нибудь они поймут эту проблему.
Мы — народ, образованный объединением казанских и булгарских племен. Основу составляют кусаны или кушаны, белые суны. После завоевания Афганистана они там остались и до сих пор называют себя белыми сунами — это схуны, гунны. То есть мы есть белые гунны. Был академик Алексей Окладников — историк, писал, что впервые американские индейцы перешли на материк с севера, там, где Берингов пролив. Тогда пролива не было. Перешли и сейчас живут как американские индейцы. В их языке много тюркизмов. Откуда они взялись? Следовательно, 20 - 30 тысяч лет назад материк был заселен евразийцами. Даже американцы сами, испанцы в основном, находят по 200 - 300 - 400 тюркских слов в языках коренных народов США. Первым это Абрар Каримуллин начал изучать, потом я пошел по его стопам. На основании этого появилась книга, переведенная впоследствии на 27 языков.
— И как же нам, татарам, было бы правильно себя называть?
— С исторической точки зрения надо писать или мишаре, или казан-кусан. Это название народа — белые суны. Первое название Казани в русских летописях дается как Кусян. Ку — это тюркское «белолицые», сян — это суны. Сейчас мишаре стесняются названия «татар». Название «татары» препятствует развитию татарского народа. Почему? Возьмите историю восточных народов, западных народов. Везде они считают татар отсталым народом. И дети приходят из школы и говорят: не хочу быть татарином.
— А какой тогда общий язык должен быть — кусаномишарский?
— У нас до революции, еще в XIX веке, когда жил Каюм Насыри, то после него был литературный язык, схожий с турецким. Он был общим и для нас, и для азербайджанцев, киргизов, казахов. Этот язык был понятен для всех. Но потом Ататюрк начал избавлять язык от арабизмов, персидских слов. В это время наш язык и отделился от общетюркского. Поэтому мы сейчас турецкий плохо понимаем. Сейчас вернуть будет трудно. Использовать общий язык сейчас, я думаю, будет невозможно.
В 1931 году на XVI съезде Сталин сказал, что всем национальностям дали равные возможности, сейчас же надо cтроить единый советский народ с общим языкомВ 1931 году на XVI съезде Сталин сказал, что всем национальностям дали равные возможности, сейчас же надо cтроить единый советский народ с общим языком
«Я СЧИТАЮ, ЧТО МЫ С БАШКИРАМИ ЕДИНЫЙ НАРОД, ПРОСТО СЛОВА ПО-ДРУГОМУ ПРОИЗНОСИМ»
— С сожалением приходится констатировать, что в современной России происходит исчезновение языков малых народов. Что это: нежелание самих носителей языка сохранить для потомков родную речь или целенаправленная политика властей?
— Это и то и другое, идут естественные процессы. Русский язык ведь сейчас вытесняет другие. Этот процесс начал Иосиф Сталин. В 1931 году на XVI съезде он сказал, что всем национальностям дали равные возможности, сейчас же надо cтроить единый советский народ с общим языком. Хоть и не говорилось, что это будет русский, но ведь понятно было, о чем идет речь. Но началась война, возникла необходимость в малочисленных народах. Начали с ними заигрывать, и Сталин не смог уничтожить народы.
После этого пришла эпоха Горбачева, который выдвинул тезис о развитии языков народов, проживающих в СССР. В 1985 году подняли вопрос о сохранении языков. Но потом все стало исчезать, и в 2009 году был принят закон об образовании, в котором прописана обязательность русского языка, и начиналась политика по уничтожению национальных языков. Идет такая политика русификации. При Сталине, когда говорили, что после объединения народов будет один общий язык, это хоть скрывали, сейчас — нет. Постановление об обязательности русского языка подорвало национальную школу. И обучение на национальных языках уменьшилось в разы. Я сам автор учебников за 8, 9, 10 класс по татарскому языку. Начал этим заниматься с 1965 года, если раньше в 1960 годы выходило по 60 тысяч учебников, то сейчас около 7 тысяч.
— Неужели все так плохо?
— Об этом говорить трудно. Если мы не приложим усилия, не будем бороться за сохранение татарского народа, не будем заниматься развитием языка, наш народ может постепенно превратиться в русский. Но успокаивает одно. Хоть на протяжении столетий и проводилась такая политика, наш народ выжил. У нас ведь сейчас не только государственные органы, но и общественные организации занимаются этим вопросом. Не думаю, что татарский язык так быстро исчезнет. За пределами Татарстана также ведется работа. Я часто смотрю по телевизору программу «Татарлар», там можно увидеть, как обеспокоенные люди создают свои национальные организации. Эту работу ведут не государственные организации, а представители самого народа. Кроме этого, есть еще и религиозные организации. Но некоторое недопонимание есть. Скажем, недавно презентовали Библию на татарском языке. Когда я был директором ИЯЛИ, мы занимались проверкой текстов, которые перевели московские татары. В то же время нет официального перевода Корана на татарский язык. Почему? Потому что существует такая теория, что награда от Всевышнего за чтение Корана будет, только если его читать на арабском языке. Поэтому наш язык в исламе не развивается. А вот у кряшен не так! Они христианскую религию изучают по Библии, переведенной еще Ильминским. Христианство они исповедуют по-татарски. А это можно сказать расширение использования татарского языка.
— Татарский язык сейчас широко представлен на радио, телевидении, в интернете. Многие лингвисты, языковеды любят покритиковать СМИ. Говорят, что татарский там далек от литературного, дикторы неправильно произносят те или иные слова. Вы как считаете?
— Мы учим людей, что это предложение можно так написать, можно эдак. Критики же хотят внедрить такие формы, которые им самим нравятся. Но язык ведь должен развиваться. Такие ограничения нельзя вводить. Я так думаю. Пусть используют различные варианты. Я считаю, что наш язык в СМИ — на телевидении, радио — неплохой. Его правильно используют. Просто надо определиться с терминологией. Я сам не участвую в таких дискуссиях. Вот говорят, что применяют диалектные слова, но ведь это наш язык. С этим вообще интересно. Я считаю, что мы с башкирами единый народ, просто слова по-другому произносим. У нас на востоке республики есть такая особенность. Я, например, родился в Ютазинском районе. Там не говорят «Ютазы», а «Жутады». Как бы по-башкирски. Так вот лингвисты из Башкортостана приезжают к нам для изучения, как они говорят, диалекта башкирского языка. А наши диалектологи ездят по деревням Башкортостана, говорят, что изучают татар.
«Гумер Усманов (справа) позвонил мне и сказал, что я все правильно сделал. То есть руководство республики, публично осуждая, тайно поддерживало процессы возрождения татарского народа»«Гумер Усманов (справа) позвонил мне и сказал, что я все правильно сделал. То есть руководство республики, публично осуждая, тайно поддерживало процессы возрождения татарского народа»
«НЕ БЫЛ ТАБЕЕВ ПРОТИВНИКОМ ТАТАРСКОГО!»
— Вы занимались сохранением языка и будучи председателем Верховного Совета ТАССР. Как сочеталась научная и политическая деятельность, не трудно было совмещать?
— Да, я был там два срока, с 1980 по 1990 годы. Тогда и начались процессы возрождения. Появилась возможность открытия Академии наук РТ. Минтимер Шаймиев и другие начали поднимать вопрос о том, что нам надо брать права союзных республик. Объявление суверенитета стало подъемом для всех нас. Появились новые газеты, люди стали помогать живущим за пределами Татарстана.
Я, например, в сохранении татарского общественного центра принимал участие. Им не разрешали открыть счет. Так как он, по тогдашним законам, должен был принадлежать только официальным организациям. Первый председатель ТОЦ Марат Мулюков обратился ко мне, и я от имени ИЯЛИ помог ему отрыть счет. За это меня на пленуме обкома раскритиковали. Говорили, мол, Закиев помог открыть ТОЦ счет, помогает этой националистической организации. Но потом первый секретарь Гумер Усманов позвонил мне и сказал, что это постановление они вынесли для Москвы, но ты все правильно сделал. То есть руководство республики, публично осуждая, тайно поддерживало процессы возрождения татарского народа.
— А с Фикрятом Табеевым вы тоже вместе работали?
-— Нет, но я с ним вместе учился. Сейчас много говорят о том, что он боролся с татарским языком, это неправда. Я знаю, что он всей душой был за сохранение всего татарского. В те времена у него был Мурзагид Фатхеевич Валеев — секретарь по пропаганде. Они вместе провели большую работу. У Табеева татарский был несовершенен, но он старался глубже изучать язык. Приходилось ведь в основном говорить по-русски. Но на своем касимовском диалекте он хорошо разговаривал. Нет, не был Табеев противником татарского! После возвращения из Афганистана он был первым заместителем премьер-министра РСФСР, я часто навещал его, заходил в кабинет. Он все время поднимал вопросы сохранения татарского языка.
«Из-за того, что я не член союза писателей мне министерство культуры не может выделить деньги , не смотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения»«Из-за того, что я не член союза писателей, мне министерство культуры не может выделить деньги несмотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения»Фото: Оксана Черкасова
СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА — НЕРЕАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
— В перестроечные времена впервые был поднят вопрос о создании татарского национального университета. Как вы считаете, это реальный проект?
— Я считаю, это нереальный проект. Когда я возглавлял педагогический институт, он два раза становился лучшим в России. Один раз вышел на всесоюзный уровень. Проблемы учителей не было. Сейчас слышу, опять возникла проблема учителей. Выпускники университета особо не стремятся идти в школу. Поэтому сейчас есть люди, которые выступают за возрождение педуниверситета. Говорят, что если не восстановим, то останемся без учителей. В Башкортостане ликвидировав пединститут, создали университет в 1957 году. Я как раз ездил туда читать лекцию. Он назывался тогда Башкирский университет имени 40-летия Октября. После того как ликвидировали педагогический институт, прошло 8 лет, и не стало учителей. Заново открыли пединститут. Сейчас Башкирский педагогический университет один из крупнейших в России.
— Вы сами не скучаете по преподавательской аудитории?
— Я даже в моем солидном возрасте продолжаю преподавать, в КФУ в магистратуре. Сейчас идут бурные дискуссии касательно обучения там татарскому языку. Раньше в университете на отделении истории было татароведение. Там и преподаватели филфака давали уроки. Из-за того, что татарские уроки прекратились, из-за этого поднялся шум. Я думаю, что это не совсем правильно прекращать обучать татарскому языку людей, изучающих татарскую историю. Но, как я знаю, руководство вуза предпринимает шаги по сохранению татарского направления в КФУ. Я не участвую в спорах, посмотрим, что получится.
А вообще, я не сижу без работы. У меня есть 1200 опубликованных научных работ. Говорят, что если у кого-то есть 500 работ, то мы этого человека хвалим. Есть еще более 40 монографий. Больше половины из них посвящены истории. Хотелось бы к 90-летию опубликовать многотомник. Я собрал 8 томов, сейчас занимаюсь их подготовкой. Из-за того, что я не член союза писателей, мне министерство культуры не может выделить деньги несмотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения. Я обратился к Минниханову, и Рустам Нургалиевич дал распоряжение о выпуске к 90-летию сборника. Но тут вмешалась татарская зависть. В самой академии мне говорят, что и одного тома хватит. Как туда уместить 1200 работ? Но ничего, я не унываю, надеюсь, что мечта воплотится в жизнь.
Мирфатых Закиевич Закиев родился 14 августа 1928 года в деревне Зайпы Ютазинского (ныне Бавлинский) района Татарской АССР. Действительный член Академии наук Республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ, академик-секретарь татарстанского отделения Международной тюркской академии, член турецкого лингвистического общества, почетный член президиума международного центра тюркологии Евразийского национального университета им. Гумилева (Казахстан), почетный профессор Татарского государственного педагогического университета. Почетный доктор Башкирского государственного университета, председатель Верховного Совета Татарской АССР (1980 - 1990).
Автор многочисленных исследований по татарскому и тюркскому языкознанию, истории татар и других тюркских народов. Возглавлял важнейшие языковые комиссии в республике, писал школьные и вузовские учебники по татарскому языку. Монография «Синтаксический строй татарского языка» (1963), за которую ему была присвоена докторская степень, является одним из лучших исследований по тюркскому синтаксису. В работах по этногенезу тюркских народов оспаривает преемственность между булгарским и чувашским языками.
Заслуженный деятель науки ТАССР (1970), заслуженный деятель науки РСФСР (1976). Лауреат Госу­дарственной премии Республики Татарстан (1994).
1946 - 1951 — учеба в Казанском государственном университете
1960 - 1965 — завкафедрой татарского языка КГУ.
1965 - 1967 — проректор по науке Казанского государственного педагогического института.
1967 - 1986 — ректор Казанского педагогического института.
1968 - 1986 — завкафедрой татарского языкознания Казанского педагогического института.
1986 - 1996 — директор Института языка, литературы и истории КНЦ РАН (с 1992 года — АН РТ).
1996 - 2000 — директор Института языка, литературы и искусства АН РТ.
1992 - 2002 — академик-секретарь отделения гуманитарных наук АН РТ.
C 1986 года — заведующий отделом языкознания, с 2007 года — отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ.
Женат, имеет двоих сыновей, четырех внуков и трех правнуков



Подробнее на «БИЗНЕС Online»:http://www.business-gazeta.ru/article/315697

Подробнее на «БИЗНЕС Online»:http://www.business-gazeta.ru/article/315697

Подробнее на «БИЗНЕС Online»:http://www.business-gazeta.ru/article/315697