ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 28 апреля 2016 г.

Назвать новую станцию метро «Сююмбике» в честь легендарной татарской царицы (а также тоннелепроходческого комплекса) или «Биляр» в честь столицы Волжской Булгарии предлагает Всетатарский общественный центр


Фарит Закиев
Назвать новую станцию метро «Сююмбике» в честь легендарной татарской царицы (а также тоннелепроходческого комплекса) или «Биляр» в честь столицы Волжской Булгарии предлагает Всетатарский общественный центр. Сегодня его представители вышли в пикет в сквере Тинчурина. И это уже не первая попытка добиться «исторического» имени для казанских станций метро, однако все предыдущие закончились неудачей. В ситуации разбирался «Казанский репортер».
На улице приятная весенняя погода, и сквер Тинчурина в такое время – вполне неплохое место для того, чтобы посидеть на солнышке и встретиться с друзьями. В 16.00 здесь довольно людно, и свободных скамеек почти нет. Родители приводят сюда детей, подростки назначают около фонтана встречи, местные жители спешат через сквер домой. Словом, в сквере Тинчурина сегодня есть общественность, внимание которой можно привлечь с помощью пикета. С десяток пожилых мужчин из Всетатарского общественного центра собираются у входа в сквер и разбирают плакаты.
Их требования заключаются в следующем: отменить постановление горисполкома, согласно которому новую станцию метро, последнюю на первой ветке, назовут «Дубравная», присвоить ей название «Сююмбике» или «Биляр», организовать общественные слушания по поводу наименования. Как указано в открытом письме, которое Всетатарский общественный центр адресовал президенту РТ Рустаму Минниханову, тот факт, «что среди 11 станций метро только две татарских и нет ни одного татарского исторического названия – грубейшее нарушение статьи 8 Конституции РТ», говорящей о равноправии русского и татарского языков. (Уточним: сейчас в Казани 10 действующих станций, из них по-татарски названа лишь одна, «Яшьлек» – ред.). Кроме того, говорится в письме, при выборе названия никоим образом не учитывали мнение общественности.
– Мы ожидали, что будут общественные слушания или публичное голосование, – рассказывает председатель Всетатарского общественного центра Фарит Закиев корреспонденту «Казанского репортера». – Но исполком просто принял постановление, поступил недемократично. А ведь вопрос очень серьезный, название метро – это на века, и это не может решать один человек.
В МУП «Казметрострой» корреспонденту «Казанского репортера» сообщили, что выбор названия для станций находится в компетенции исполкома города, а мнение населения выясняли с помощью электронного голосования. Закиев, в свою очередь, заявил, что никакого голосования не проводили и даже не объявляли. «Казанскому репортеру» также не удалось обнаружить в интернете информацию о голосовании и его результатах, а пресс-служба мэрии на запрос редакции пока не ответила.
На выбор названия, очевидно, повлиял и тот факт, что в районе станции есть еще несколько объектов с названием «Дубравная». В их числе лыжная база, жилой комплекс и, наконец, сама дубовая роща, с которой все и пошло. У Всетатарского общественного центра также есть обосновнаие для своих предложений.
– Эта станция находится на древней дороге в столицу Волжской Булгарии, Биляр, – объясняет Закиев. – А «Сююмбике» – в честь древней царицы, это название мы пытаемся использовать еще с начала строительства метро.
– А еще так же называется тоннелепроходческий комплекс, который тоннель делал! – добавляет один из участников собрания. – И поэтому так можно станцию назвать.
– «Сююмбике» во многих стройках участвовала, – сомневается другой участник пикета. – По такой логике можно все станции так назвать…
Пришедшие в сквер казанцы задерживаются, чтобы прочитать надписи на плакатах. Хотя текст на них написан как по-татарски, так и по-русски, некоторые прохожие просят перевести: ведь на плакатах нет прямого призыва назвать «Дубравную» другим именем, есть призыв отменить некое постановление, что за постановление – понятно не всем.
Две пожилые женщины, ставшие свидетельницами пикета пожилых мужчин, усмехаются: «Вот им делать нечего!». Большинство прохожих также реагируют на требования пикетчиков скептически. «Как назвали, так назвали, чего теперь менять», – пожимает плечами посетительница сквера Айгуль. С ней соглашается стоящий рядом мужчина, добавляя, что главное – чтобы построили вовремя.
– «Сююмбике» – больше для центра подходит, – делится мнением один из группы подростков. – А «Биляр», вроде, ничего так вариант. Да и «Дубравная» тоже хорошо звучит.
Отметим, что история со станцией «Дубравная» – не первая попытка добиться исторических татарских имен для станций метро. При строительстве «Авиастроительной», «Северного вокзала» и «Яшьлек» представители Всетатарского общественного центра обращались в комиссию по топонимике сами и через представителей фракции КПРФ в Казгордуме, а также выходили в пикеты, ни много ни мало, пять раз. Однако повлиять на выбор названия им в итоге не удалось. Делать прогнозы о том, насколько успешен будет новый виток манифестации, Закиев пока остерегается.
– Будем бороться, – заявляет он. – Не знаю пока, каковы шансы. Все будет зависеть от позиции мэра, а на нее мы можем повлиять своей настойчивостью.
Если пикет не произведет эффекта, следующим шагом станет сбор подписей за проведение общественных слушаний, заявляет Закиев. Подписей нужно будет всего 500, так что история с наименованием новой станции пока еще далека от завершения.
Александр Артемьев.

В Совфеде озвучили возможные варианты укрупнения регионов Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/571f874b9a7947ae34148d56


В Совфеде озвучили возможные варианты укрупнения регионов

Подробнее на РБК:

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/571f874b9a7947ae34148d56


Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Брянской области Сергей Калашников озвучил возможные варианты укрупнения регионов, о чем ранее говорила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Об этом он заявил в беседе с агентством «Новости Федерации».

По мнению сенатора, серьезного укрупнения требуют территории Центрального федерального округа. Он пояснил, что там расположены регионы с однотипной схемой хозяйствования, и при этом регионы дополняют друг друга распределением производительных сил.

«При этом они находятся в разных юрисдикциях, то есть субъекты разные, что, я считаю, не способствует концентрации экономических усилий данных территорий», — сказал он, пояснив, что с этой точки зрения возможно объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей в один регион. «Также можно рассмотреть вопрос слияния Липецкой, Воронежской и, может быть, Рязанской областей», — добавил Калашников.

По словам члена Совфеда, также возможно объединение национальных республик Поволжья (Чувашии, Мордовии, Марий Эл и др.) в административный субъект, не имеющий национальной окраски. «Это мог бы стать мощный, экономически развитый регион», — добавил он.

Калашников отметил, также единый конгломерат образуют Пермский край и Свердловская область. Туда же могла бы войти и Томская область, говорит он.

«На Дальнем Востоке тоже имеет смысл укрупнить территории: Еврейскую автономную область, Амурскую область следует объединить с Хабаровским краем, поскольку у них один тип хозяйствования», — сказал сенатор, отметив, что также можно подумать о присоединении к ним Владивостока.

«Главное, люди должны понять: речь не идет об ущемлении чьего-либо национального достоинства, речь идет о создании мощного экономического «кулака» на определенной территории. Экономическая интеграция в условиях кризиса становится крайне актуальной», — заключил он.

Несколько дней назад, 24 апреля, Валентина Матвиенко заявила, что считает, что пришло время укрупнить ряд регионов. «Есть субъекты Федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы», — сказала она, не уточнив, о каких регионах идет речь. 

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/571f874b9a7947ae34148d56

Москвичи вступились за крымских татар и пообещали Путину Гаагу (ВИДЕО)

http://15minut.org/news/159288-moskvichi-vstupilis-za-krymskih-tatar-i-poobeschali-putinu-gaagu-video

Москвичи вступились за крымских татар и пообещали Путину Гаагу (ВИДЕО)

Группа московских активистов вышла на пикет в поддержку крымских татар с флагом коренного народа Крыма и украинской символикой. Россияне записали видеообращение, в котором попросили считать себя крымскими татарами и высказали уверенность, что оккупанты полуострова предстанут перед Гаагским трибуналом.
Видеоролик разместила на своей странице в Facebook Вера Лаврешина.
Стоя с плакатом «Руки прочь от крымских татар!», гражданские активисты напомнили о репрессиях в отношении крымчан и высказали свою солидарность коренному населению Крыма:
«Мы, собравшиеся здесь, просим считать себя крымскими татарами. Требуем прекратить этот произвол. В нынешних условиях, когда господин Бастрыкин угрожает признавать экстремистами тех, кто высказывает свое мнение, мы хотим сказать, что совершенно не боимся этих угроз. Крым – это Украина! Донецк − это Украина! Луганск – это Украина! «Русня», убирай танки! Свободу политзаключенным! Свободу узникам 26 февраля! Руки прочь от Меджлиса!».
«Мы уверенны, что те, кто виновен в аннексии и оккупации Крыма, все эти господа начиная с Путина, предстанут перед Гаагским трибуналом как военные преступники», − заявили активисты.
В пикете приняли участие:
Вера Лаврешина, Александр Ференец, Михаил Удимов, Людмила Пудрик, Станислав Белянский, Елена Романова, Феликс Шведовский, Семен Берсенев.
Как сообщал сайт «15 минут», «прокурор» Крыма Наталья Поклонская опубликовала текст решения так называемого Верховного Суда Республики Крым от 26 апреля 2016 года о запрете деятельности Меджлиса. На официальной странице Натальи Поклонской в Facebook появилась публикация о том, что Меджлис крымскотатарского народа «признан экстремистской организацией и его деятельность запрещена на территории Российской Федерации».


ЧТО-ТО ГОТОВИТСЯ: НАТО НАЧАЛО СРОЧНУЮ ПЕРЕДИСЛОКАЦИЮ ВОЙСК

http://newsonline24.com.ua/chto-to-gotovitsya-nato-nachalo-srochnuyu-peredislokaciyu-vojsk?_utl_t=fb

ЧТО-ТО ГОТОВИТСЯ: НАТО НАЧАЛО СРОЧНУЮ ПЕРЕДИСЛОКАЦИЮ ВОЙСК

Абрамс
Из различных источников сейчас идет поток информации, который можно расценивать как общее обострение международной обстановки. Даже если отбросить политическую составляющую большей части этих событий, то они не становятся менее значимыми. В первую очередь, обращают внимание довольно крупные перемещения военной техники. Причем, именно в эти дни происходят беспрецедентные передислокации вооружений и техники, принадлежащей Западной коалиции. В первую очередь речь идет о переброске авиации. Еще в прошлом году, всеобщее внимание было привлечено к перебазированию 12 самолетов F-22 в Германию и Польшу. Речь шла не о временном мероприятии, связанном с учениями, а именно перебазирование на длительной основе. Каждый самолет, стоимостью в $350-400 млн., требует соответствующую инфраструктуру и оборудование. До этого, самолеты постоянно базировались исключительно на территории США. Постоянное присутствие даже небольшого количества этих самолетов, стоит расценивать как элемент стратегии «проекции силы». Не имея соперников, этот самолет гарантированно обеспечивает полное превосходство в воздухе, а место новой дислокации указывает на то, о каком именно воздухе идет речь.
В разгар сирийской бойни, которую устроила российская авиация, F-22 появились на авиабазах Саудовской Аравии, но там они были эпизодически, для выполнения миссий в небе Сирии. Вчера поступило сообщение о том, что на базу ВВС Румынии имени Михаила Когэлничану, расположенную на побережье Черного Моря, США уже перебросили пару F-22 и сколько всего там будет этих самолетов – не известно. Кроме того, в регион переброшено приличное количество тяжелых F-15, предыдущего поколения, но что самое интересное, в Европу уже перебрасываются штурмовики А-10, которые были созданы для уничтожения бронетехники. К этому можно прибавить ускоренное развертывание наземных элементов ПРО в тех же Польше и Румынии, а также – постепенный возврат американской бронетехники и артиллерии. Уже известно о прибытии в Великобританию бомбардировочной авиации США. В прессе постоянно идут сообщения об эсминцах ВМФ США, которые меняя друг друга, находятся то в Черном, то в Балтийском, морях.Все это стало реакцией на масштабные передислокации российских войск, которые в течение 2014-15 годов, перебрасывались с Кавказа и Сибири к Украинским границам и вообще, в Южный и Западный военные округа. В итоге, началось военное вторжение РФ в Украину, а позже —  в Сирию. Совсем недавно разразилась очередная эскалация Карабахского конфликта. Читатели сообщают, что россияне прямо сейчас усиливают свою военно-морскую группировку в Каспийском море. Это – явный намек Азербайджану.В свою очередь, Турция проводит собственные перегруппировки войск, в невиданных до того масштабах. Турецкий флот вошел в состояние готовности перекрытия черноморских проливов. Анкара это может сделать в случае агрессии, либо угрозы агрессии, в отношении нее. Это значит, что Турция уже сейчас испытывает угрозу, но пока не формализовала свои права, предусмотренные конвенцией Монтрё. Флот готов и только ждет команды. Но и сухопутные войска тоже движутся, выполняя самые масштабные маневры за свою историю. Прямо сейчас продолжается наращивание ударной группировки в районе г. Килис, который находится в трех десятках километров от сирийского Алеппо. Вчера и сегодня были замечены колонны тягачей, перевозящих к границе бронетехнику. Турецкая авиация уже рассредоточена по приграничным аэродромам, освободив место на авиабазе Инджирлик для самолетов союзников. Известно, что там уже базируются самолеты стран Залива и Германии, а также, там находятся около десятка F-15 ВВС США. Прямо сейчас в Турции разворачиваются американские артиллерийские комплексы залпового огня и дополнительные средства ПВО. Такого сосредоточение сил и средств ведения войны, Турция еще не видела.Несколько меньший размах движения вооруженных сил, но для себя – в беспрецедентных масштабах, демонстрируют арабские страны Персидского залива. На северной границе Саудовской Аравии собрана мощная ударная группировка наземных сил, которую здесь еще никто и никогда не видел.
Если собрать все это вместе, то станет отчетливо понятна тенденция сползания мира к большой драке. Причем, по времени и характеру, а также по географии военных действий видно, что зачинщиком всех этих мероприятий и во всех упомянутых выше очагах военных действий, является Россия. Именно она втягивает мировое сообщество в режим большой войны. Что характерно, турки, арабы и даже украинцы, оказались более готовыми к такому развороту событий, чем старая, ожиревшая Европа. Когда агрессивные замыслы Кремля стали озвучиваться прямо и без прикрас, то стал понятен истинный вес Германии и  Франции – нынешних лидеров Евросоюза и европейской части НАТО. Они сами не могут выполнить  союзнических обязательств в отношение стран Балтии или той же Польши, мало того, они и себя защитить не способны. Именно по этой причине мы и наблюдаем масштабную переброску именно американских войск в Европу.
Как оказалось, самыми вменяемыми и мотивированными членами НАТО и ЕС, оказались Польша и Румыния, а как член НАТО – Турция. Здесь есть полное понимание характера угрозы и способа противодействия этой угрозе. Лет через 10, когда все закончится и можно будет спокойно рассуждать о нынешних событиях, Оланд и Меркель станут образцом самой позорной политики современности. Именно их подозрительная мягкость стала причиной того, что Путин посчитал возможным зайти так далеко. По большому счету, эти два персонажа, а также Штайнмайеры и прочие деятели, должны сидеть на одной скамье подсудимых вместе с Путиным, Лавровым, Шойгу и другими, как пособники. В любом случае, управа на РФ уже есть, но позор со своих стран французам и немцам будет очень трудно смыть.

Юлай Шамильоглу: «Для меня как для татарина из диаспоры закрытие татароведения в КФУ — это просто скандал»

http://m.realnoevremya.ru/today/29797

Юлай Шамильоглу: «Для меня как для татарина из диаспоры закрытие татароведения в КФУ — это просто скандал»

Юлай Шамильоглу: «Для меня как для татарина из диаспоры закрытие татароведения в КФУ — это просто скандал»
В понедельник в Казани прошла международная конференция, посвященная Габдулле Тукаю. Почетным гостем форума стал Юлай Шамильоглу – видный историк-тюрколог из США, профессор Висконсинского университета, потомок татарских эмигрантов. Специально для «Реального времени» он в своем интервью высказал довольно любопытные заявления: о том, кто может стать национальным героем татар, стоит ли башкир считать отдельной нацией и как поэма «Киса-и Юсуф» оказалась турецкого происхождения.

Альтернатива Тукаю

— К личности Габдуллы Тукая существуют разные подходы. В советское время для каждого народа создавались образы своих героев. Например, для башкир это был Салават Юлаев, для татар – Тукай. Остался ли сейчас налет мифологизированности в отношении поэта? И нужно ли отходить от подобных советских лекал?
— Во-первых, я не могу сказать, что владею советской литературой по поводу Тукая. До революции, при его жизни весь тюркский мир уже признавал, что он великий поэт – это факт, не новость советского периода. Но что потом добавили, я уже не знаю. Если Тукай стал национальным героем для целого народа, этот процесс начался до советского периода. Он был героем для диаспор в Китае, Турции. Кто-то говорит, что он был буржуазным или антибуржуазным… Не думаю, что были ошибки или фальсификации советской науки. Но его надо было как-то видеть и преподносить.
— Есть ли у татар какие-нибудь альтернативные фигуры, кого можно было бы назвать национальным героем татарской нации, как Габдулла Тукай?
— Как интеллектуал, могу сказать, что для меня Шигабеддин Марджани – герой как отец концепции татарской нации. Но это сложный вопрос. Он был героем для многих интеллектуалов, даже в диаспоре. Есть воспоминания моего дяди, они, кстати, опубликованы, он жил в Китае. Даже там знали, какой Марджани великий человек. Но что они могли читать у него? Большинство его трудов написаны на арабском языке. У него есть двухтомное произведение «Мустафад аль-ахбар» [«Кладезь сведений», – пер. ред.]. Но язык у этого труда непростой, в нем намешано много арабского и персидского. Такое произведение не может служить каким-то путем в плане языка.
Каждый татарин, воспитанный как татарин, знакомый с поэмами Тукая с детства, для него писатель – что-то чудесное. Он вызывает великие эмоции у каждого татарина 
Но у Тукая простой, изящный язык. Я не могу выразить это словами, только сердцем, эмоциями. Каждый татарин, воспитанный как татарин, знакомый с поэмами Тукая с детства, для него писатель – что-то чудесное. Он вызывает великие эмоции у каждого татарина. Как это происходит, я точно не понимаю.
Что касается Салавата Юлаева, он был героем конца XVIII столетия. История его жизни была описана советской историографией как история народного героя. Но в то же время нельзя забывать, что он был и религиозной фигурой. Он принимал участие и возглавлял народно-религиозное восстание против Русской империи.
— Своего рода джихад?
— Джихад – очень сложный термин. Не хочу сказать, что это был джихад, тем более, что восстание было задолго до кавказских войн. Может быть, это было просто религиозное восстание против империи. История, которая рассказывалась в советский период, вероятно, была совершенно иной.

Башкиры – это татары?

— Раз затронули тему башкир, задам такой вопрос. Как внутри Татарстана, так и вне его высказываются мысли, что башкиры и татары, по сути, один народ. Как вы считаете, это разные народы? И стоит ли объединяться?
— Для меня татары и башкиры – один народ. Но есть разные пути к нации. Я так понимаю, башкиры и казахи учились в татарских медресе, но позже они захотели образование на своих языках, в своих медресе. Может быть, из-за Заки Валиди-Тогана произошло разделение.
У казахов, например, как было. Там однажды сказали: «Почему мы должны учить татарский язык? Почему у нас нет своего литературного языка?» Они сказали, что народ без языка – это не народ. Могу сказать про казахов – это не тот же самый, что татарский народ.
С башкирским и татарским народами все иначе. Я, как историк, изучал родоплеменной состав Золотой Орды и ханств. Племенной состав башкирского и татарского народов совпадает на 70-90%. Кроме того, есть такое правило: если есть враг у двух народов, а между ними проблем нет, то это не два народа. Я бы сказал, что это как муж и жена. Есть разводы, не спорю. У меня есть знакомые люди в Стамбуле – семья Махмут Айтен-Уралы, которые встретили там моего отца и мою мать. Сказать, что они другой культуры, это башкиры, а те татары, другой народ, я не могу. Башкиры – это было сословие. В какой-то момент такие люди, как Заки Валиди и другие, сказали, что башкиры не такие, хотели владеть своей республикой, подробностей не знаю. С того момента начали говорить: «Мы не одна нация».
Племенной состав башкирского и татарского народов совпадает на 70-90%. Кроме того, есть такое правило: если есть враг у двух народов, а между ними проблем нет, то это не два народа 
Концепция нации началась с Французской революции. Это результат современности. Это то, что мы имеем, мы родные, члены одного общества, у нас общая история, священная территория и так далее. Если люди думают, что они – другая нация, это прежде всего результат стремления интеллектуалов, которые пишут идеологические трактаты, истории.
Что делать, если у тебя возникло такое чувство: мы с тобой не одной нации?.. Это как плохой брак: мы были вместе с тобой, а теперь я тебя не люблю, не хочу быть с тобой. Это как Индия, Пакистан и Бангладеш. Потом они все друг от друга отделились, хотя это была одна страна. Вся Великобритания может быть одной страной, но у шотландцев появилось желание на собственную нацию, государство.
Башкиры и татары – то же самое. Ну не хотим, так не хотим. Но сказать, что большая разница между народами, мы не имеем общей культуры – это фальсификация. Как тюрколог, я знаю, что есть переход от западных диалектов татарского языка до башкирского. Все так смешанно. Нет четкой границы, где можно разделить. Это не два языка. Есть несколько фонетических и фонологических различий, по правилам, это диалекты, наречия. «Су» или «hыу» («вода» — пер. ред.) – какая разница?
Китайский язык можно разделить на восемь отдельных языков, но никто не делит китайцев на восемь.

Булгарцы vs. золотоордынцы

— К этногенезу татар имеются разные подходы – золотоордынский и булгарский. Я так понимаю, вы сторонник золотоордынской теории происхождения.
— Нет. Я только имею свой взгляд на это. Но я не принимаю участия в этом идиотском, дурацком споре между булгарцами и золотоордынцами. Мои взгляды ближе к золотоордынцам, но по другим причинам. Второе образование я получал в Венгрии как аспирант. Я специально изучал чувашский, булгарский языки, историю тюркских языков, владею арабским языком, могу читать булгарские тексты. Большинство булгарских надписей принадлежат к сегодняшней группе, к которой принадлежит чувашский язык. Есть общетюркские кипчакские надписи тоже. Булгарский язык – это огуpский язык.
Произведение «Киса-и Юсуф» Кул Гали не было произведением Волжской Булгарии. Это было произведение Анатолии 
Я не говорю, как Марджани, что у нас есть предки-булгары, была Золотая Орда, потом Казанское ханство, потом Российская империя, а теперь мы сегодня татары. Это теория. Каждая теория имеет свое сопротивление, внутренний конфликт. Да, тут жили булгары, они были мусульманами, и мы мусульмане. Чуваши никогда не были мусульманами. При этом язык Волжской Булгарии не был праязыком чувашей. Они как двоюродные братья, не то же самое.
Я занимаюсь и историей чумы. Большинство населения Среднего Поволжья умерло от эпидемий. Начиная с 1358 года уже нет надписей на волжско-булгарском языке, огурском диалекте. Значит, есть какой-то перерыв. Потом есть более строгий процесс кипчакизации Среднего Поволжья.
Произведение «Киса-и Юсуф» Кул Гали не было произведением Волжской Булгарии. Это было произведение Анатолии.
— Анатолия? При чем здесь Турция?
— Да, XIII столетие – начало исламско-тюркского литературного языка того региона, периода. Язык этого произведения прежде всего похож на огузский, староогузский. Есть влияние хорезмского языка. Сказать, что это произведение Волжской Булгарии, — для тюрколога это абсурд. Может быть, кто-нибудь из Анатолии путешествовал в Волжскую Булгарию, там написал это произведение. Но язык этот не Волжской Булгарии. В Булгарии есть огурские надписи. А это прежде всего произведение Анатолии. Оно не стало популярным в XVII-XVIII столетиях. Но самая древняя рукопись – XVIII века. Там в последнем параграфе сказано, что оно написано в 1234 году. Есть много рукописей XVIII века. Это не проблема для меня. Много произведений, в том числе суфийских, стали популярны именно в это время.
В войне булгарцев и золотоордынцев я не принимаю участие, наблюдаю со стороны. Может быть, я не прав. Но я изучал диалекты тюркских языков, хронологию произведений, влияние чумы.
Здесь, в Казани, такая престижная история в области тюркологии!.. Я не могу себе представить развитие тюркологии без Казани. Для меня как тюрколога это очень печальная новость. Как для татарина из диаспоры — это просто скандал. 

Кризис тюркологии

— Юлай-эфенде, сейчас над какой темой работаете?
— Над многими. Недавно читал лекции по Золотой Орде, исламу и суфизму в Золотой Орде; по средневековой истории татарской и тюркской литературы, истории огурских и кипчакских языков в Восточной Европе, истории татарских надгробных надписей. В четверг я выступаю по истории чумы в Золотой Орде. Только что вышла статья по истории климата и территории Золотой Орды. Сейчас я готовлю статью для Астаны к концу мая о кризисе тюркологии в мире, поскольку уменьшается количество таких центров в Европе и Америке. Даже здесь закрывается, вы знаете. В Венгрии я выступал с лекцией об истории татарского мавлида – поэмы в честь дня рождения пророка Мухаммада.
— Вы затронули вопрос ликвидации кафедры татароведения и тюркологии Казанского университета. Как сообщают, ее оптимизируют, растворяя среди других кафедр. Ваше отношение к такому решению руководства КФУ?
— Есть два выражения, которые я слышал в Казахстане, а потом и в России: «оптимизация» и «импакт-фактор». Для меня это тоже стало актуально в жизни. 27 лет назад я начал работать в университете Висконсина. Тогда я начал работать на кафедре славянских языков, до этого работал на кафедре алтайских языков Индианского университета. Потом я принимал участие в основании новой кафедры азиатских языков и культур. Сейчас мою кафедру разделяют на две. Одна часть объединяется с кафедрой языков Восточной Азии, и будет новая кафедра азиатских языков и культур. Но Средней Азии, Юго-Восточной Азии там не будет. Я буду на новой кафедре германских, славянских и скандинавских языков – объединяют три кафедры. Я буду без своей программы, у меня была своя программа по тюркологии. У меня от этого настроение не улучшилось. Ну, ладно, у нас закрылась тюркология. Если она живет в Казахстане, Турции и Татарстане, то такой проблемы нет. Но здесь закрывается – этого я не понимаю. То, что есть сокращения, много людей, кто работает по тюркской филологии, теряют свою работу, больше нет кафедры такой в Татарстане.
Мы принимали участие в основании Назарбаевского университета в Казахстане. Сейчас речь идет о возможности устроить кафедру тюркологии и казахских учений. Там есть казахский язык, но чтобы был более высокий, академический уровень, они добавляют тюркологию. А здесь закрывают. Здесь, в Казани, такая престижная история в области тюркологии!.. Я не могу себе представить развитие тюркологии без Казани. Для меня как тюрколога это очень печальная новость. Как для татарина из диаспоры — это просто скандал. Я не знаю, что с этим можно делать, но мне это очень не нравится.
Есть новая волна после распада СССР. Есть люди, которые приехали на работу в США. Наверное, в каждом крупном городе есть татарин 

Татаро-американцы

— А вообще, большая ли татарская диаспора в США?
— Точно не знаю. Когда я был секретарем Татарского общества в 70-80-х годах, приблизительно было 155 семей в Нью-Йорке и примерно столько же в Сан-Франциско. Одно-два поколения уже умерли, но есть их дети, внуки тех людей, которых я знал. Я должен сказать, что уже 33 года не живу в Нью-Йорке. Я работал в Индиане 6 лет и 27 лет в Висконсине. Я их мало вижу, мало знаю. Но есть новая волна после распада СССР. Есть люди, которые приехали на работу в США. Наверное, в каждом крупном городе есть татарин. Кроме меня, в Мадисоне есть молодая женщина-микробиолог, которая вышла замуж за американца. Наверное, в каждом университете есть лаборант или физик, химик, инженер, математик, работающий над проектом, но сколько, я не знаю. Но в Нью-Йорке я видел тех, кто вышел из СССР, говорят по-татарски, принимают участие в мероприятиях Татарского общества. Но есть вторая волна людей, которые считают себя татарами, но не говорят по-татарски. Есть ли у таких русифицированных татар отдельное общество, я не знаю.
— То есть вы уже не поддерживаете отношений с соплеменниками как татароязычными, так и обрусевшими?
— У меня есть родственники в Нью-Йорке. Но да Висконсина, где я живу, 1,5 тыс. км. Я редко бываю в Нью-Йорке.

Россия решила, что США — это враг или соперник

— Хотелось бы кое-что у вас узнать как у американца. Наверное, вы тоже видели новости про события в Донбассе, про присоединение Крыма. Изменилось ли отношение к России у простого жителя США за последние два года?
— У нас сейчас идет избирательная кампания. Наверное, кто-то из республиканцев или Хиллари Клинтон заявляют, что надо быть строже с Россией. Обама хотел снова начать выстраивать отношения, нажимая на какие-то кнопки, но это не удалось. Но Россия решила, что ее стратегическим партнером должен быть Китай и что Соединенные Штаты – это враг или соперник. Но это глупо.
— В России, странах бывшего Советского Союза часто бываете?
— Бываю. Хотелось бы получить многоразовую визу, чтобы легче было сюда приезжать и участвовать в конференциях. Я буду здесь в июне. В конце сентября или начале октября будет юбилей Академии наук, хотелось бы принять участие.
Часто бываю в Казахстане, куда приглашали как иностранного руководителя для PhD в Евразийском университете, потом в «Аль-Фараби» в Алма-Ате, мы принимаем участие в развитии Назарбаевского университета. Я им посоветовал, что надо устраивать факультет или школу гуманитарных и социальных наук. И это существует. Это новый англоязычный университет по международным стандартам.
Тимур Рахматуллин
Справка
Юлай Шамильоглу (Uli Schamiloglu) – американский тюрколог, историк; профессор Университета Висконсина (Мадисон).
  • Родился в Нью-Йорке (США) в 1958 году в семье татарских эмигрантов. Его отец родом из Чекмагушевского района Башкирии, мать – из Пензенской области.
  • Окончил Колумбийский университет (кафедра языков Среднего и Ближнего Востока). Получил степень PhD по истории.
  • Учился в университете Сегеда (Венгрия) на кафедре алтаистики.
  • С 1983 по 1989 работал в Индианском университете.
  • С 1989 – ассистент, доцент и профессор Висконсинского университета.

СЕГОДНЯ ПОКИНУЛ ЭТОТ БРЕННЫЙ МИР ОЧЕНЬ ДОСТОЙНЫЙ, СКРОМНЫЙ И С КРАСИВЫМ НРАВОМ ВЕРУЮЩЕГО АБДУЛ-БАРИ ХАЗРАТ МУСЛИМОВ.




СЕГОДНЯ ПОКИНУЛ ЭТОТ БРЕННЫЙ МИР ОЧЕНЬ ДОСТОЙНЫЙ, СКРОМНЫЙ И С КРАСИВЫМ НРАВОМ ВЕРУЮЩЕГО АБДУЛ-БАРИ ХАЗРАТ МУСЛИМОВ.
ДЛЯ ВСЕХ НАС, ЭТО БОЛЬШАЯ УТРАТА... МОИ ИСКРЕННИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ АБДУЛ-БАРИ ХАЗРАТА...ВОИСТИНУ, МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ АЛЛАХУ И К НЕМУ ВЕРНЕМСЯ! 
Абдул-Барий хазрат родился 30 января 1977 г. в д. Юлдашево Мелеузовского района Республики Башкортостан. В 1994 г. окончил республиканскую гимназию-интернат № 2 в г. Ишимбай. После окончания учебы поступил в исламское медресе «Нур аль-Ислам» в г. Октябрьский Республики Башкортостан (окончил в 1996 г.), с 1996 по 2000 г. учился в высшем медресе «Дар аль-Хадис аль-Хайрийа» в г. Мекке, Саудовская Аравия. В 2006 г. окончил факультет филологии Башкирского государственного университета.