ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 27 марта 2016 г.

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 23 декабря 2015 года [по докладу Третьего комитета (A/70/486)] 70/232. Права коренных народов

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 
23 декабря 2015 года

[по докладу Третьего комитета (A/70/486)]

    70/232. Права коренных народов


 

      Генеральная Ассамблея,
      ссылаясь на все соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи, Совета по правам человека и Экономического и Социального Совета, касающиеся прав коренных народов, подтверждая свои резолюции 65/198 от 21 декабря 2010 года, 66/142 от 19 декабря 2011 года, 67/153 от 20 декабря 2012 года, 68/149 от 18 декабря 2013 года, 69/2 от 22 сентября 2014 года и69/159 от 3 февраля 2015 года и ссылаясь на резолюции Совета по правам человека 27/13 от 25 сентября 2014 года1 и 30/4 от 1 октября 2015 года2,
      ссылаясь также на резолюцию 30/11 Совета по правам человека от 1 октября 2015 года об обзоре мандата Экспертного механизма по правам коренных народов2,
      подтверждая итоговый документ пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам», состоявшегося в Нью-Йорке 22 и 23 сентября 2014 года3, в котором главы государств и правительств, министры и представители государств-членов вновь заявили о той важной роли, которую Организация Объединенных Наций продолжает играть в деле поощрения и защиты прав коренных народов, ссылаясь на инклюзивный характер процесса подготовки к проведению этого пленарного заседания высокого уровня, в том числе всестороннее участие представителей коренных народов, а также приветствуя и подтверждая обязательства, меры и усилия государств, системы Организации Объединенных Наций, коренных народов и других действующих лиц в деле его осуществления,
      поощряя активное участие коренных народов в осуществлении итогового документа пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам», в том числе на региональном и глобальном уровнях,
      приветствуя Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года4 и подчеркивая необходимость обеспечения того, чтобы никто не был забыт, включая коренные народы, которые будут бенефициарами и участниками процесса осуществления этой повестки дня,
      подтверждая Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов5, в которой рассматриваются их индивидуальные и коллективные права,
      подчеркивая важность пропаганды и достижения целей, провозглашенных в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, в том числе на основе международного сотрудничества в поддержку национальных и региональных усилий, направленных на достижение целей Декларации, включая право сохранять и укреплять особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты коренных народов и право принимать, если они того желают, всестороннее участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства,
      ссылаясь на свое решение в итоговом документе пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам» продолжить на своей семидесятой сессии рассмотрение путей содействия участию представителей и институтов коренных народов в заседаниях соответствующих органов Организации Объединенных Наций по затрагивающим их вопросам, включая любые конкретные предложения, представленные Генеральным секретарем в этой связи,
      признавая, что насилие в отношении женщин и девочек из числа коренных народов негативно влияет на осуществление их прав человека и основных свобод и представляет собой одно из крупных препятствий для полного, равноправного и эффективного участия женщин в жизни общества, в экономике и процессе принятия политических решений,
      выражая озабоченность по поводу того, что в некоторых случаях число суицидов в общинах коренных народов, особенно среди молодых людей и детей, зачастую значительно превышает показатели по населению в целом,
      учитывая важность поощрения уважения прав детей из числа коренных народов, в частности борьбы с наихудшими формами детского труда, в соответствии с международным правом, включая соответствующие стандарты в области прав человека и обязательства по международному трудовому праву,
      учитывая также важность расширения прав и возможностей и укрепления потенциала молодежи коренных народов, в том числе их полного и эффективного участия в процессах принятия решений по затрагивающим их вопросам, включая, в соответствующих случаях, политику, программы и ресурсы, предназначающиеся для обеспечения благополучия молодых людей из числа коренных народов, в частности, в таких областях, как здравоохранение, образование, занятость и передача традиционных знаний, языков и практики, а также важность принятия мер по повышению уровня информированности относительно имеющихся у них прав и их понимания,
      признавая важность доступа к правосудию для поощрения и защиты прав коренных народов и принадлежащих к ним лиц и необходимость изучения и принятия мер по устранению препятствий на пути к правосудию, особенно для женщин, молодежи и инвалидов из числа коренных народов,
      подчеркивая обязанность транснациональных корпораций и других предприятий уважать все права человека, применимые законы и международные принципы6 и осуществлять деятельность на транспарентной основе и социально и экологически ответственным образом, а также особо отмечая необходимость воздерживаться от оказания негативного воздействия на благополучие коренных народов и принимать дальнейшие меры для обеспечения корпоративной ответственности и подотчетности, включая предотвращение, смягчение последствий и устранение нарушений прав человека,
      признавая ценность и многообразие культур и форм социальной организации коренных народов и их целостные традиционные научные знания о своих землях, природных ресурсах и окружающей среде,
      признавая также то большое значение, которое имеют для коренного населения и других жителей сельских районов традиционные неистощительные методы ведения сельского хозяйства, включая традиционные системы снабжения семенами, а также важность доступа к кредитам и другим финансовым услугам и рынкам и наличия защищенного гарантиями права на землю и возможности получать медицинскую помощь и социальные услуги, образование и профессиональную подготовку, знания и соответствующие доступные технологии, в том числе предназначенные для эффективного орошения, повторного использования очищенных сточных вод и сбора и хранения воды,
      будучи озабочена крайне неблагоприятным положением по самым разным социально-экономическим показателям, в котором обычно оказываются коренные народы, и помехами для полного осуществления ими своих прав,
      подчеркивая необходимость уделять повышенное внимание правам и особым нуждам женщин, детей, молодежи, пожилых людей и инвалидов из числа коренных народов, как это предусмотрено в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, в том числе в процессе защиты и поощрения их доступа к системе правосудия,
      напоминая о том, что в 2015 году исполнилось тридцать лет со дня создания Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренных народов,
      1. с удовлетворением отмечает работу Экспертного механизма по правам коренных народов, Постоянного форума по вопросам коренных народов и Специального докладчика Совета по правам человека по вопросу о правах коренных народов, принимает к сведению ее доклад7 и призывает все правительства положительно рассматривать ее просьбы о посещении их стран;
      2. с удовлетворением принимает к сведению доклад Генерального секретаря о прогрессе в осуществлении итогового документа пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам»8, настоятельно призывает правительства и систему Организации Объединенных Наций, в консультации и сотрудничестве с коренными народами через их представителей и институты, продолжать осуществлять, в надлежащих случаях, меры на национальном уровне, включая законодательные, политические и административные меры, для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов5 и расширения осведомленности о ней среди всех слоев общества, включая членов законодательных органов, работников судебной системы и государственных служащих, а также среди коренных народов, и предлагает международным и региональным организациям в рамках их соответствующих мандатов, национальным правозащитным организациям там, где они существуют, гражданскому обществу, включая неправительственные организации, и другим соответствующим субъектам внести свой вклад в эту деятельность;
      3. вновь подтверждает приверженность государств-членов сотрудничеству с коренными народами через их собственные представительные институты в деле разработки и осуществления, в соответствующих случаях, национальных планов действий, стратегий или иных мер для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов;
      4. подтверждает решение созвать мероприятие высокого уровня по случаю десятой годовщины принятия Декларации о правах коренных народов, которое будет проведено в ходе семьдесят первой сессии Генеральной Ассамблеи в 2017 году, провести на этом мероприятии анализ результатов, достигнутых в предыдущем десятилетии, и оценку сохраняющихся проблем, касающихся прав коренных народов, и рассмотреть также вопрос о дальнейших мерах по осуществлению Декларации, включая возможность провозглашения третьего Международного десятилетия;
      5. приветствует прогресс в осуществлении последующей деятельности по выполнению решений Всемирной конференции по коренным народам, в том числе руководящую роль Генерального секретаря и заместителя Генерального секретаря по экономическим и социальным вопросам как старшего ответственного должностного лица системы Организации Объединенных Наций в разработке, в пределах имеющихся ресурсов, в консультации и сотрудничестве с коренными народами, Межучрежденческой группой поддержки по вопросам коренных народов и государствами-членами, общесистемного плана действий для обеспечения применения согласованного подхода к достижению целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, повышении степени осведомленности о правах коренных народов и слаженности деятельности системы в этом направлении;
      6. рекомендует тем государствам, которые еще не ратифицировали Конвенцию Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 года (Конвенция № 169)9 или не присоединились к ней, рассмотреть вопрос об этом и возможность оказания содействия осуществлению Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и приветствует более широкую поддержку Декларации со стороны государств;
      7. настоятельно призывает правительства и межправительственные и неправительственные организации продолжать вносить взносы в Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренных народов и Целевой фонд по вопросам коренных народов и на деятельность Партнерства Организации Объединенных Наций в интересах коренных народов и предлагает организациям коренных народов, частным учреждениям и отдельным лицам поступать аналогичным образом;
      8. постановляет расширить мандат Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренных народов, с тем чтобы он мог оказывать помощь представителям организаций и институтов коренных народов в участии в консультативном процессе, касающемся процедурных и институциональных мер по обеспечению участия представителей и институтов коренных народов в заседаниях соответствующих органов Организации Объединенных Наций по затрагивающим их вопросам во время семидесятой и семьдесят первой сессий Генеральной Ассамблеи;
      9. постановляет также продолжать ежегодно отмечать 9 августа в Нью-Йорке, Женеве и в других отделениях Организации Объединенных Наций Международный день коренных народов, просить Генерального секретаря оказывать содействие проведению этого дня за счет имеющихся ресурсов и рекомендовать правительствам отмечать этот день на национальном уровне;
      10. призывает государства рассмотреть вопрос о включении в свои доклады, касающиеся коренных народов и женской проблематики, информации о достигнутом прогрессе и проблемах в осуществлении резолюции 49/7 Комиссии по положению женщин от 11 марта 2005 года, озаглавленной «Женщины-представительницы коренных народов: период после проведения десятилетнего обзора Пекинской декларации и Платформы действий»10, и ее резолюции 56/4 от 9 марта 2012 года, озаглавленной «Женщины, принадлежащие к коренным народам: ключевые участники борьбы за ликвидацию нищеты и голода»11;
      11. призывает также государства рассмотреть вопрос о включении в свои национальные и глобальные доклады, касающиеся коренных народов, информации о достигнутом прогрессе и проблемах в осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года4 и признает в этой связи, что потребуются качественные, доступные, своевременные и достоверные дезагрегированные данные для определения прогресса и обеспечения того, чтобы никто не был забыт;
      12. отмечает необходимость активизации усилий в сотрудничестве с коренными народами для предотвращения и ликвидации всех форм насилия и дискриминации в отношении женщин, детей, молодежи, пожилых людей и инвалидов из числа коренных народов и поддержки мер, которые обеспечат расширение их прав и возможностей и полное и эффективное участие в процессах принятия решений на всех уровнях и во всех областях и устранят препятствия для их всестороннего, равного и эффективного участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
      13. подтверждает важность реального привлечения к ответственности за насилие в отношении женщин и девочек из числа коренных народов, включая сексуальное насилие, сексуальные надругательства и эксплуатацию, а также принятия надлежащих мер по борьбе с таким насилием;
      14. подчеркивает необходимость усиления приверженности государств и организаций системы Организации Объединенных Наций включению деятельности по поощрению и защите прав коренных народов в политику и программы в области развития на национальном, региональном и международном уровнях и рекомендует им должным образом учитывать права коренных народов при достижении целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года;
      15. предлагает Экспертному механизму по правам коренных народов, Постоянному форуму по вопросам коренных народов и Специальному докладчику по вопросу о правах коренных народов должным образом рассмотреть в рамках своих мандатов вопрос о правах коренных народов в аспекте их связи с осуществлением Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года;
      16. рекомендует правительствам удвоить усилия по борьбе с наихудшими формами детского труда, как в законодательстве, так и на практике, в контексте уважения прав человека детей из числа коренных народов, в том числе, в зависимости от обстоятельств, посредством международного сотрудничества;
      17. рекомендует также государствам и подразделениям системы Организации Объединенных Наций укреплять международное сотрудничество, в том числе для устранения неблагоприятных факторов, с которыми сталкиваются коренные народы, и увеличить масштабы технического сотрудничества и финансовой помощи в этой области;
      18. рекомендует Всемирной организации здравоохранения, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим соответствующим учреждениям, фондам и программам Организации Объединенных Наций в соответствии с их мандатами проводить исследования и сбор фактических данных относительно распространенности самоубийств среди молодых людей и детей из числа коренных народов и передовых практических методов их предотвращения и рассмотреть, в случае необходимости, возможность разработки стратегий и политики, согласующихся с национальными приоритетами, в сотрудничестве с государствами-членами для борьбы с этим явлением, в том числе проводя для этого консультации с коренными народами, в частности с молодежными организациями коренных народов;
      19. просит Председателя Генеральной Ассамблеи провести в рамках имеющихся ресурсов своевременные, открытые для всех, представительные и транспарентные консультации с государствами-членами, представителями и институтами коренных народов из всех регионов мира и существующими соответствующими механизмами Организации Объединенных Наций по вопросу о возможных мерах, включая процедурные и институциональные меры и критерии отбора, необходимых для того, чтобы дать возможность представителям и институтам коренных народов участвовать в заседаниях соответствующих органов Организации Объединенных Наций по затрагивающим их вопросам, и просит также Председателя подготовить подборку мнений, высказанных во время консультаций, в том числе о передовых практических методах, используемых в рамках Организации Объединенных Наций для обеспечения участия коренных народов, которая ляжет в основу проекта текста, подлежащего окончательной доработке и принятию Ассамблеей на ее семьдесят первой сессии;
      20. постановляет продолжить рассмотрение этого вопроса на своей семьдесят первой сессии по пункту, озаглавленному «Права коренных народов», и сохранить в предварительной повестке дня подпункт, озаглавленный «Деятельность по осуществлению положений итогового документа пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названиемВсемирная конференция по коренным народам». 
82-e пленарное заседание, 
23 декабря 2015 года
15-16986 (R)*1516986*Просьба отправить на вторичную переработку
   
/2
/7
См. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, шестьдесят девятая сессия, Дополнение № 53А и исправление (A/69/53/Add.1 и Corr.2), глава IV, раздел A.
2 Там же, семидесятая сессия, Дополнение № 53А (A/70/53/Add.1), глава III.
Резолюция 69/2.
Резолюция 70/1.
Резолюция 61/295, приложение.
Включая Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении «защиты, соблюдения и средств правовой защиты» (A/HRC/17/31, приложение).
United Nations, Treaty Series, vol. 1650, No. 28383.
10 См. Официальные отчеты Экономического и Социального Совета, 2005 год, Дополнение № 7 и исправление (E/2005/27 и Corr.1), глава I, раздел D.
11 Там же, 2012 год, Дополнение № 7 и исправление (E/2012/27 и Corr.1)

Мәскәүдә борынгы башкаланың татар серләре турында сөйләштеләр

http://www.azatliq.org/a/27635251.html
Мәскәүдә борынгы башкаланың татар серләре турында сөйләштеләр



Мәскәү кирмәне картасында сарыга буялган Чудов монастыре астында Алтын Урда биләмәләре булуы ихтимал
 Мәскәү кирмәне картасында сарыга буялган Чудов монастыре астында Алтын Урда биләмәләре булуы ихтимал уртаклаш фикерләр 24 март Мәскәүнең татар мәдәни үзәгендә "Борынгы Мәскәүдә татар серләре" дигән темага сөйләшү булды. Тарихчы Дамир Хәйретдинов башкаладагы татар тарихы, татар урамнары, анда яшәгән байлар, аларның татар тормышына керткән хезмәтләре турында сөйләде. Очрашуны Мәскәү һәм Мәскәү өлкәсе татар морзалары мәҗлесе, Русиянең дворяннар җыелышы, шулай ук Мәскәү татарларының милли мәдәни мохтарияте оештырган иде. Бу темага төп чыгышны тарихи фәннәр кандидаты, Мәскәү ислам университеты ректоры
Тарихчы Дамир Хәйретдинов (с) Русия дворяннары вәкиле белән
Дамир Хәйретдинов ясады. Тарихчы Дамир Хәйретдинов (с) Русия дворяннары вәкиле белән "Бу тема үзенә бик җәлеп итә, – дип башлады ул чыгышын. – Мәскәү тарихының төпкеленә карасак, биредә татарлар бик борынгыдан яшәгәнлеге ачыклана. Ләкин алман, грузин, әрмәннәрнең тарихы бик җентекләп өйрәнелсә дә, Мәскәү белән бәйле булган татарлар тарихының серле, табышмаклы урыннары барлыгы билгеле булса да, ул һаман да өйрәнелмәгән, ачыкланмаган көе кала бирә. Бәлки бу хәл Алтын Урда заманнары белән бәйле булганга махсус тикшерелми торгандыр. Монысы беренче табышмак дип санарга кирәк. Ләкин шунысын гына әйтергә кирәк – Мәскәүдә татарлар һәрвакыт булган, тарихның билгеле булган көннәреннән үк бар, булачак. Бүгенге көндә Мәскәү кирмәне манаралары башында кызыл йолдызлар яна. Аңа кадәр ике башлы бөркет булган. Ә аңа кадәр нәрсә булган дип уйлыйсыз? – диде ул, аны тыңларга килгән тамашачыларны да кызыксындырып. – Безнең фаразларга килгәндә, иң башта Казан кирмәне манаралары башында ярымайлар булган. Явыз Иван вакытында языла башлаган тарихи елъязма, әлбәттә патша ничек теләгән, шулай язылган. Аны тулысы белән тарихи дөреслеккә туры килә дип әйтеп булмый. Аныңча булмаса, ул елъязманы гына түгел, аны язучыларны да юк итә торган булган". Дамир Хәйретдинов чыгыш барышында тарихта сакланып калган, Мәскәү кирмәнен тасвирлаган берничә миниатюраның күчермәсе белән дә таныштырды. Чынлап та ул рәсемнәрдә кирмән эчендәге манараларының кайберләрендә ярымайлар күрергә була. "1360 елгы дөнья харитасына карасак, ул вакытта Русиянең ике төрле мәдәният симбиозы буларак үскәнен күзалларга була. Петр Iгә кадәр Русиядә ике төрле герб булган. Икенче гербны патша Михаил Федоровичның туграсы дип тә әйтәләр. Ул көймә шәкелендә гарәп хәрефләре белән язылган догадан тора. Русия патшалары шәрыктан килгән, күптөрле татарлардан алынган символларны кулланганнар. Шуларның берсе – Монамах бүреге. Аны Византиядән килгән дип әйтсәләр дә, ул бүрекне патша Калитага Үзбәкхан бүләк иткән булган. Александр Невскийның баш киеме Тарихка карасак, татарлардан башка Госманлы йогынтысының булганы да күренә. Патшаларны җирләгәндә дәүләт калканын куллану - ул төрекләрдән, госманлылардан килеп чыккан гореф булган. Ул калкан хәзерге вакытта Александр Невский баш киеме белән бергә Мәскәү кирмәнендәге корал пулатында саклана.
Александр Невскийның баш киеме
 Александр Невский баш киемендә – шлемында да бисмилла, аятьләр язылган. Бүгенге көндә Мәскәү кирмәненең 14 корпусында казу, төзәтү эшләре башланачак. Ул корпусны гомумән сүтәләр дип әйтәләр. Һәм тарихчылар ул корпус астында Чудов монастыре булганына шикләнми. Ә менә Чудов монастыре кирмән эчендәге Орда ханының биләмәләре өстенә төзелгән булган. Шулай итеп, тарихчылар 14 корпусны алып атканнан соң, казылмаларда Алтын урда ханының кирмән эчендәге биләмәләре ачылыр дип көтә. Монысы да татар серләренең тагы берсе. Шулай ук кирмән дивары кысаларында табылган, укырга ярашлы каен тузына язылган грамоталарның берсендә татар Турабейның Мәскәүгә атлар алып килүе турында язылган. Бу хакта монах Игнатий шаһит булып тора дигән сүзләр дә бар. Бу тузга язылган сүзләрне Археология институты сәхифәсендә укырга мөмкин", диде Дамир Хәйретдинов. Мәскәү кирмәнендәге казылмаларда Урда ташаякларыннан ясалган әйберләр, тулы бер урам табылганы турында беркайда да язмыйлар да, сөйләмиләр дә. Сер булганы ачылгач та, ул хәлләр татар сере булып кала бирә икән. Дамир Хәйретдинов шулай ук XVI гасыр башыннан татар халкының Мәскәү җирлегендәге тормышы үз алдына, автоном рәвештә үз биләмәләрендә барганын сөйләде. Иң зур биләмәләрнең берсе Кырым ханлыгыныкы булган. Зур фетнә вакытында полякларга каршы сугышта кырым ханнарына ярдәм сорап мөрәҗәгать иткәннәр. Кырым биләмәләрендә үз мәчетләре дә, үз зиратлары да булган. Хәзер инде мәчетнең урыны да билгеле түгел. Ә инде зират өстендә Максим Горький исемендәге ял итү күңел ачу паркы ясалган. XVII гасырга кадәр зират эчендә төрбә дә булган. Дамир Хәйретдинов сөйләгән тагы бер кызыклы факт турында әйтми мөмкин түгел. Степан Разин турында без тарих китапларыннан укып беләбез. Аны җәзалап үтергәннән соң, гәүдәсен дүрт өлешкә бүлеп, хәзерге вакытта да тарихи булган Сазлык мәйданына халык күрсен дип чыгарып куйганнар. Менә шул Степан Разинның җәсәден төнлә белән татарлар урлап китеп җирләгәннәр икән. "Бер алман гравюрасында Степан Разин зур гына чалмадан сурәтләнгән, аның күтәрелештә катнашырга сорап, мәскәү татарларына язган хаты да архивта саклана", - диде Дамир Хайретдинов. Бу мәгълүматларга караганда, Степан Разинны да татар дип атарга нигез бар. Бу да тарихның тагы бер серле табышмагы. Татар зиратының язмышы шуның белән генә тәмамланмый. Ул җирләргә Екатерина IIнең фавориты булган граф Орловның күзе төшә. Ул бу җирләрне сатырга татарларны үгетли. Алар әле 15 ел буена ризалык бирмиләр. Ләкин Мәскәүдә булып үткән чума авыруыннан соң татарларга Данилов зиратында урын биргәннән соң гына, татарлар бу зиратны бирергә риза булалар. Ләкин Орлов бу зиратлы биләмәләргә хуҗа булып алганнан соң ике ай эчендә вафат була. Ул җиргә хуҗа булып алган кешеләр берсе дә озак яшәмиләр. Монысы да тагы бер серле табышмак. Калкан Дамир Хәйретднов шулай ук Мәскәү уртасына урнашкан ногай биләмәләре, Әстерхан ханлыгы биләмәләре һәм башка Алтын Урда белән бәйле булган тарихы урыннар турында сөйләде. Мәчетләр төзелешенә хәзер дә урыннар бирмәгән кебек, элек тә ул төзелешкә урын алу зур кыенлыклар белән барган. Мәчет төзелешенә ризалыкны митрополит бирә торган булган. Ләкин ул ризалык бирсә дә, күптөрле шартлар куя торган булган: "Манарасы булмасын, азан әйтелмәсен – бары тик намаз йорты гына булсын", дигән
Калкан
. Мәскәүдәге татарлар күпләп яшәгән Мәскәү елгасы аръягындагы хәзерге вакытта Тарихи мәчет дип аталган мәчетнең төзелү тарихы да бик кызыклы булган. Безгә ул мәчет төзелеше турында имеш, 1812 елгы сугыштан соң патша хөкүмәте татарларның батырлыкларын искә алып аларга мәчет төзергә рөхсәт биргән дип аңлатканнар иде. Дамир Хәйретдиновның әйтүенә караганда, патша хөкүмәтенә татарларга бернинди дә бүләк ясамаган! Мәчет төзергә ул җирләрне Бохарадан килгән бик бай кеше сатып алган. Башта намаз йорты гына төзибез дисә дә, чын мәчет итеп төзегәннәр. "Узган ел үзгәртелеп корылганнан соң сафка баскан Җәмигъ мәчетенең дә тарихы шуңа охшаш. Анда инде Мәскәү татарлары белән бергә Касыйм татарлары тырышкан. Алар 10 ел буена рөхсәт ала алмый интеккәннәр. Җирләрне алганнан соң сәүдәгәр Салих Ерзин ул мәчетне салырга ярдәм иткән.

Мәскәү мәчетләре харитасы
Мәчетне бик кыска вакытта күтәргәннәр. Шуңа күрә ул мәчет нигезсез – фунтаментсыз салынган булган", - диде Дамир әфәнде. Бары тик 1960 елда гына аны бик тирән булмаган фундамент белән ныгытканнар. Әле 1980 елда узган Мәскәү Олимпиадасына әзерлек вакытында Олимпиада комплексына комачаулый дип мәчетне гомумән җир йөзеннән юк итәргә дигән план да булган. Ләкин Мәскәү татарлары, картлар килеп, төрле мөрәҗәгатьләр язып, каршылык белдергәннән соң гына Җәмигъ мәчете сакланып калган. Хәзерге вакытта татарларны гына түгел, барлык мөселманнарны санаганда алар бер миллионнан артып китә диләр. Ләкин Мәскәүдә бары тик 4 мәчет эшләп килә. Ләкин мәчет салырга рөхсәт алу бер ике хәтта өч гасыр элек ничек авыр булган, хәзер дә шулай. Мәскәү мәчетләре харитасы Дамир Хәйретдинов шулай ук Мәскәүнең татар урамнары турында да анда яшәгән байлар турында да, аларның татар тормышына керткән хезмәтләре турында да сөйләде. Очрашу бик кызыклы, бик мәгълүматлы булды. Соңгы вакытларда андый очрашуларны Мәрҗани исемендәге фонд та оештыра башлады. Бу очрашу өчен мәдәни үзәкнең актлар залы да кеченә булган булыр иде – чөнки халык бик күп килгән иде. Ләкин зур булмаган сыйныф бүлмәсе билгеләнгәнгә күрә, килгән халык утырырга урыннар тапмый басып, бик кызыксынып тыңлады, Дамир Хәйретдиновны төрле сорауларга күмде. Кеше тарих белән кызыксына икән, димәк, аның киләчәге дә өметле.

Рафаэль Хакимов: «Рано или поздно система образования станет целиком татарстанской»

http://www.business-gazeta.ru/article/305903/

Рафаэль Хакимов: «Рано или поздно система образования станет целиком татарстанской»

НАША ЭЛИТА ВОСХВАЛЯЕТ ВСЕ РОССИЙСКОЕ И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЫЛАЕТ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ В ЛОНДОН
Любое образование должно быть национальным и только национальным. Образование на русском языке еще не означает, что оно национальное. Самое плохое образование — британское, ибо оно космополитическое, уверен вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. В Татарстане должна быть своя система образования, считает автор «БИЗНЕС Online», учитывающая общероссийские ценности, но со своим региональным акцентом, учитывающим межнациональное согласие в республике.
«Джадиды отказывались от заманчивых предложений работать в престижных университетах Европы, Египта, Османской империи ради обучения татарских детей в простых сельских медресе»
«Джадиды отказывались от заманчивых предложений работать в престижных университетах Европы, Египта, Османской империи ради обучения татарских детей в простых сельских медресе»
«ПАТРИОТИЗМ — ВЕЩЬ КОНЪЮНКТУРНАЯ»
Не вечно ничего: ни осень, ни весна,
Не верен другу друг, подруга не верна.
Спеша, вертится круг, напрасно жизнь проходит,
Безрадостна, увы, и коротка она!

Бабур
Любое образование должно быть национальным и только национальным. Образование на русском языке еще не означает, что оно национальное. Самое плохое образование — британское, ибо оно космополитическое. С тем, чтобы угодить нашим патриотам, скажу более жестко, оно — антипатриотичное.
Сегодня в России наблюдаются две тенденции. Первая: восхвалять все российское, включая образование. Вторая: по возможности посылать детей учиться в Лондон, чем занимается элита страны. Патриотизм — вещь конъюнктурная, отвлечение от серых будней простого населения, а сама элита предпочитает Запад с лучшими в мире университетами.
Получив диплом британского университета, легко можно остаться за границей. Если средства позволяют, лучше жить в Лондоне в квартале Челси или же на Майами, где круглый год лето, а если туго с деньгами, то придется ехать в Бруклин, где русская речь звучит так же часто, как и английская. Сумеешь разбогатеть, переедешь в Калифорнию — там рай на земле и под боком университеты Стэнфорда и Беркли для обучения потомства.
А если ты действительно патриот, причем в хорошем смысле, то есть любишь свою большую и малую родину, тогда должен держаться подальше от британской системы образования, окончить российский университет и затем ехать в глушь, на малую родину, чтобы просвещать детишек. Показательно в этом плане поведение реформаторов ислама — джадидов в ХIХ - начале ХХ веков. Они отказывались от заманчивых предложений работать в престижных университетах Европы, Египта, Османской империи ради обучения татарских детей в простых сельских медресе. При этом они не просто подражали тому, что видели и слышали в Сорбонне, Аль-Азгаре, Стамбуле, а адаптировали педагогический материал к местным условиям. При этом джадиды были противниками обучения шакирдов в исламских странах, в частности, в Бухаре. Такие подвижники вряд ли появятся сегодня.
Знаменитый британский социолог Карл Манхейм осуждал систему обучения Великобритании за космополитизм. Он писал: «Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для этого общества». Любопытно, что о том же самом писал Галимджан Баруди в конце ХIХ века, он считал правильным воспитывать молодежь на своей родной почве, при этом учитывать достижения Европы.
«Западное образование не дает существенных преимуществ при работе в условиях России, скорее даже дезориентирует»
БЕЗДУМНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ — ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ
Западное образование не дает существенных преимуществ при работе в условиях России, скорее, даже дезориентирует. На Западе учат уважать Конституцию страны. В России первым нарушителем основного закона является Госдума, следом идет правительство РФ и, наконец, субъекты. Татарстан числится в нарушителях, поскольку такой вердикт вынес Конституционный суд по политическим соображениям вопреки духу и букве основного закона. Там записано, что республика — это государство (ст. 5 п. 2), вот Татарстан и ведет себя, как государство в рамках, естественно, своих полномочий. На самом деле республика ничего не нарушала, а настаивала и настаивает на соблюдении Конституции страны, но кому-то законопослушность не по душе. Нравится или не нравится, но Конституцию лучше соблюдать, чем не соблюдать, иначе произвол разъедает правовое пространство, отсюда размах воровства и коррупции.
На Западе законы принимают, чтобы им следовать, в Британии некоторые законы действуют столетиями. Госдума России может до обеда принять закон в трех чтениях, а после обеда отменить. Бюджетный кодекс РФ, распределяющий налоги по принципу 50/50 (половина налогов остается в субъектах), со дня принятия еще не вступал в силу, поскольку он невыгоден для федерального бюджета и усиливает регионы-доноры (напомню, что Татарстан отчисляет 73% налогов в бюджет страны). Когда политики а-ля Жириновский утверждают, что Татарстан жирует за счет страны, они показывают непонимание элементарных вещей — доноры кормят страну, а вот субъекты-реципиенты не могут даже прокормить себя при несметных богатствах страны.
В Нью-Йорке для регистрации своей фирмы нужны четыре часа, причем это делается по интернету в заявительном порядке. В Татарстане в середине 90-х годов пытались ввести принцип одного окна, так федералы судами отбили всякую охоту покушаться на кормушку коррупционеров.
Британия гордится Адамом Смитом, разработавшим теорию свободного рынка. В России рынок свободен только для «своих». Например, цена на нефть постоянно падает, а цена на бензин устойчиво растет. Разве так ведет себя свободный рынок? Лондонская школа экономики лучшая в мире, но после обучения в ней захочется переделать Россию.
То, чему учат в Британии, не подходит для России, поскольку здесь надо уметь обходить законы, не платить налоги, работать с черным налом, откатом, обналичивать грязные деньги. Когда нам говорят: «Ученые должны научиться зарабатывать!», то это понимают как умение «распиливать» бюджетные деньги и составлять пустые отчеты, которые одобряются заказчиком. Разве этому учат в Оксфорде и Кембридже? Там требуют, чтобы ученые занимались наукой, а предприниматели — бизнесом и не путали одно с другим.
Манхейм утверждал, что «либеральное образование, неспособное увидеть социальную основу, функционирует хорошо, когда каждый, как это бывает во времена всеобщего процветания, независимо от своего характера, имеет хорошие шансы устроиться в жизни. Однако либеральное образование терпит крах, когда прекращается процветание и различные группы общества зависят исключительно от своих собственных ресурсов...» В условиях России надо учиться выживать, поскольку нет ни либеральной политики, ни либерального рынка и процветание не светит в ближайшей перспективе. Копируя западную систему, мы формируем личность, которая жаждет куда-нибудь уехать, где стабильно, предсказуемо, где есть социальные гарантии. В этом причина ее популярности. Тем же, кто собирается жить в своей стране, нужна своя система образования, не хуже западной, но пригодной для выживания в пространствах Евразии.
Бездумное увлечение западным образованием, а среди мусульман — обучением детей в исламских странах, — тупиковый путь. Ни то, ни другое не подходит для татар, как, впрочем, и для русских и других народов. Если западное образование в технических сферах или некоторых гуманитарных сферах оправдано, то в целом обучение вне собственной страны представляется нецелесообразным.
После этих слов, естественно, наши патриоты сразу подумали, что в России образование должно быть русским. Поторопились с выводами. Татары — такая же нация, как и русские. Конечно, численно поменьше и традиции не такие масштабные в части литературы, культуры, философии. Это то, что касается прошлого, а в настоящем ни русская, ни татарская, ни другие культуры не могут похвастать своими достижениями. Все культуры в кризисе. Мы теперь все братья по несчастию, без деления на старших и обделенных. Можно искусственно раздувать величие России, но гораздо полезнее на ее положение посмотреть трезвыми глазами и говорить правду.
Пора включаться в дело «троллям» — работенка появилась...
«Понять до конца внешнюю угрозу русской культуре и языку мешает численность населения, большая территория страны и патриотическая пропаганда»
«КАКАЯ ГОРДОСТЬ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ЗА ТАКОЙ ПИДЖИН?»
Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен, например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...
Мишель де Монтень
Бесспорно, русский язык остается языком межнационального общения, но он с каждым годом или даже уже теперь с каждым часом теряет свой национальный характер, он становится русско-английским пиджином. Не сказал бы, что за чистоту русского языка выступают сами русские. По моим наблюдениям, татары более уважительно относятся к классическому русскому языку. Я учился литературному стилю на рассказах Тургенева, у которого он был наиболее совершенным. Видимо, поэтому не могу ни слушать, ни читать современных журналистов и комментаторов. Причем самые безграмотные из них оказываются наиболее патриотичными. Видимо, существует между ними некая корреляция. Я это сказал не в укор патриотам, просто констатация факта, ничего личного.
Сегодня русский язык весь заполнен американизмами, в связи с чем его привлекательность сильно пошатнулась. Понять до конца внешнюю угрозу русской культуре и языку мешает численность населения, большая территория страны и патриотическая пропаганда. Глобализация уже проникла в умы и культуру. Не только разговорный язык засорен американизмами, но и в науке происходят процессы замены русских слов западными аналогами. Из-за падения общего уровня философского мышления научные понятия на русском языке стремительно теряют свою однозначность, поэтому приходится в скобках писать их английский аналог или вводить новые термины, такие как парадигма, дискурс, страта, тренд, волатильность и т. д., причем их стало так много, что легче переходить на английский язык. Какая гордость может возникнуть за такой пиджин? Патриотизм тут не поможет, он не может заменить русские философские традиции.
Разговорный русский настолько сильно насыщен, точнее сказать, засорен американизмами, что если не знать английского, то порой, трудно понять, о чем идет речь. В супермаркете на двери читаю: «Клининг». Не могу понять, что скрывается за этой дверью. Оказывается, это обычный чулан, где уборщица держит свою швабру. Теперь уборщица стала менеджером по клинингу в супермаркете. В этой последней фразе только грамматика осталась русской. Трафик, стар-бук, кастинг, экстрадиция, пролонгирование, брендинг и т. д. и т. п. Многие в интернете возмущаются засильем американизмов: «Козлы, блин!» Это уже по-русски. «Чувак! Тебе лайк».
Литературный русский язык сейчас стал для многих русских неродным. Попробуй заговори сегодня на языке Тургенева или Бунина, засмеют. А если добавить аллегорий и метафор, и вовсе возмутятся: «Говори по-нашему!» В сочинениях дети пишут: «Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык» или «Однажды Рахметов всю ночь пролежал на гвоздях острием вверх». Михаил Задорнов забавляет публику собиранием нелепых выражений, которые стали обычным языком общения. Зал дружно хохочет и продолжает говорить на этом языке, над которым только что посмеялся.
Глобализация наряду с техническими достижениями несет с собой упрощение языка общения. Немецкие ученые установили, что большинство взрослых не могут на слух запомнить предложения длиннее, чем из 13 слов. Если цепочка слов звучит дольше 6 секунд, слушатели теряют внимательность. Каждый третий взрослый забывает начало предложения уже на 11-м слове. Предложения, длиннее чем из 18 слов, способны понять и усвоить не более 15% аудитории. Многие знакомые жалуются на непонятные термины в моих статьях и емкий стиль изложения. Я еще раз прошу меня простить, ведь мне важно понять сложные явления, и для этого не подходит простой разговорный язык — статью придется разбивать на несколько упрощенных частей с продолжениями. Впрочем, никому время от времени не мешает читать с напряжением, когда, конечно, сам предмет того стоит. Потребительский подход годится в Comedy Сlub, где вульгаризмы — основной прикол и источник дохода.
«Если следовать формуле Манхейма, образование должно формировать человека в данном обществе и для этого общества
«ШАЙМИЕВ МЕНЯ ПОПРАВЛЯЛ: «НЕ КО ВРЕМЕНИ ТЫ ЭТО СКАЗАЛ!»
Русские могут казаться недалекими, нахальными или даже глупыми людьми, но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути.
Уинстон Черчилль
Что значит национальное образование? Если следовать формуле Манхейма, образование должно формировать человека в данном обществе и для этого общества. Иначе говоря, в Татарстане должна быть своя система образования, учитывающая общероссийские ценности, но со своим региональным акцентом. Причем весь смысл в этом «акценте», он и не татарский, и не русский, а учитывающий межнациональное согласие в республике. При этом татарская школа будет на татарском, русская — на русском языке, чувашская, марийская, удмуртская, мордовская школы — все с учетом своих особенностей. Я вполне осознаю, что такая точка зрения раздражает патриотов, они считают, что в России все образование должно быть исключительно российским, никаких ЕГЭ на татарском и других языках.
Однако российское образование, отрываясь от родной почвы, смотрит на Запад. Оно, конечно, русскоязычное, но Россия идет по пути внедрения либеральной системы образования, которую лучшие умы в мире критикуют за отсутствие привязки к местности. Нам не положено критиковать решения, принятые в Москве. Но кто сказал, что принятое в Москве есть истина в последней инстанции? Они что, божьи помазанники? Вообще, должен сказать, что москвичи — особая публика, хорошо знающая Европу и США и не заглядывающая в российскую глубинку. Не в Москве рождается истина.
Существует ряд причин для продолжения национальных традиций вместо перехода на модные течения либерального образования. Во-первых, проблема сохранения своего народа является политическим вопросом, а потому и тема образования всегда и всюду будет носить политический оттенок. Во-вторых, нет надежды на возникновение гомогенной глобальной общественной системы, где национальные традиции не играли бы определяющей роли. Открытые границы, общий рынок создают впечатление унификации и стандартизации социальных процессов, но на самом деле национальная или даже локальная культура будет предопределять дальнейшие пути развития народов. Это относится и к России, где народы не исчезнут, напротив, будут развиваться и укрепляться. Развитие национального образования не ведет к развалу страны, здравый смысл подсказывает обратное — оно порождает доверие к власти. В-третьих, следует учитывать, что Запад заинтересован в унификации стандартов образования как в идеологических целях, так и по практическим соображениям — им высококвалифицированных специалистов будут поставлять другие страны, причем совершенно бесплатно.
Не существует понятия универсального человека без национальности. Не существует вечных и неизменных целей и ценностей образования. Некоторые идеалы и нравственные нормы живут веками, это не отрицает значение конкретных исторических условий. Тот, кто пытается сформулировать неизменные вечные ценности, скоро поймет, что они слишком абстрактны, чтобы придать определенную конкретную форму образованию в данный момент и в данном месте. Мы вынуждены принимать во внимание конкретные исторические условия. Для Татарстана существенен именно этот момент, ведь мы не готовим детей для того, чтобы они уезжали за границу.
Сегодня в условиях вертикали власти все диктует Москва, однако это временное явление. Рано или поздно система образования станет целиком татарстанской, не просто татарской в качестве регионального компонента (татары — не какой-то аппендикс) к общероссийской системе, а именно учитывающей особенности этнического состава населения республики и ее евразийских амбиций. Может быть, я забегаю вперед в своих выводах. В таких случаях Минтимер Шаймиев меня поправлял: «Не ко времени ты это сказал!» Он прав... Однако развитые страны исходят из местных интересов — в Швейцарии образование в руках кантонов, в Австрии и Германии — это исключительные полномочия земель и т. д. Такой принцип создает общую стабильность в стране, а унификация порождает конфликты. А ведь так хочется увидеть Татарстан развитым регионом еще при моей жизни...
«Если бы мы вместо насилия и потребительства детям попытались внушить надежду и привить стремление к научным знаниям, каким бы замечательным стало тогда наше общество!
«ТАК ЧЕМУ ЖЕ МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?»
Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу.
Теодор Рузвельт
Если бы инопланетянин присмотрелся к тому, чем мы кормим детей по телеканалам, радио, в кинотеатрах, журналах, комиксах, он бы вообразил, будто наши основные ценности — убийство, насилие, суеверие, воровство, коррупция, потребительство. К сожалению, дети усваивают именно этот урок. А если бы мы вместо этого попытались внушить им надежду и привить стремление к научным знаниям, каким бы замечательным стало тогда наше общество! Но это из сферы утопии. Опять-таки сказал не ко времени...
Важно не только знать свою страну и свою республику, но уметь применять полученные знания на благо общества. «Знать» и «уметь» — это многопорядковый процесс, он не сводится к количеству знаний, а предполагает навыки ориентации в данном обществе, в конкретных условиях, достижения успеха не на словах, а на деле в рамках моральных ценностей конкретного региона. Человек право на вождение автомобиля получает не за знания, а за умение. Пожарным становится не тот, кто выучил инструкцию по пожаротушению, а тот, кто научился это делать реально. Для того чтобы играть на пианино, недостаточно знать ноты и расположение их на клавишах, нужно долго и упорно тренироваться, вплоть до выработки автоматизма исполнения. А в средней школе аттестат выдают за количество знаний, ведь тесты не предполагают проверку умения использовать знания на практике. Мы не требуем умения использовать современные технологии — ноу-хау, мы просто требуем зубрежки, учащийся поглощает информацию, которая, возможно, никогда не пригодится в жизни, или он не знает, как ей воспользоваться.
Если мы зададим человеку вопрос: «Ты умеешь водить машину?» — и он ответит нам да, то мы предположим, что он приобрел все необходимые рефлексы. Его «знания» без соответствующих рефлексов находятся на чисто словесном уровне и неэффективны для применения на практике. Мы можем «знать» о чем-то, но никогда с успехом не применять то, что мы «знаем». Так чему же мы учим детей в школе?
Мы знаем, что́ ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Ахматова. Мужество.
23 февраля 1942 года, Ташкент