ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 24 марта 2016 г.

Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Азиатской части России Объявляет условия на ХАДЖ 2016 г.

Централизованная религиозная организация
Духовное управление мусульман Азиатской части России

Объявляет условия на ХАДЖ 2016 г.


Программа «ЭКОНОМ»
 Стоимость: 1800 долларов США
В стоимость входят:
- Оформление визы
- Авиа перелет -  Москва-Амман-Москва (Амман-Джидда-Амман на комфортабельном автобусе)
- Страховка
- Сопровождение опытными руководителями
- Предоставление автобуса на пятикратные молитвы в хараме
- Проживание в гостинице на расстоянии 3,5 км от Харама в г. Мекка.
- Завтрак и ужин в гостинице в Мекке.
Программа «СТАНДАРТ»
Стоимость: 2500 долларов США
В стоимость входят:
- Оформление визы
- Авиа перелет -  Москва-Медина-Москва.
- Трансфер ( аэропорт-отель-аэропорт)
- Страховка
- Сопровождение опытными руководителями
- Предоставление автобуса на пятикратные молитвы в хараме
- Проживание в гостинице на расстоянии 3,5 км от Харама в г. Мекка.
- Завтрак и ужин в гостинице в Мекке.

Перечень необходимых документов:
1.      Заграничный паспорт нового образца (срок действия не менее 6 месяцев до окончания).
2.      2 матовые цветные фотографии 3х4, на белом фоне (женщинам в платке).
3.      Справка о прививках международного образца (от менингита и дефтирии).
4.      Для супругов свидетельство о браке + паспорт РФ с печатью ЗАГС,  для сестер и дочерей - св-во о рождении). 
5.      Для неэтнических мусульман: свидетельство о принятии Ислама. 
6.      Для женщин до 45 лет: документ(ы), подтверждающий(е) степень родства с сопровождающим махрам (супругам необходимо предоставить свидетельство о браке, все документы - свидетельства о браке, свидетельства о рождении - принимаются только оригиналы)
По всем вопросам обращаться в Московский офис ДУМАЧР
Тел. 8495612075, факс. 84956122685,
e-mailmuslims-russia@mail.ru
Контактное лицо Дамир Сахадов, моб. +7-926-896-32-80

Донецком 21 марта, когда после подрыва фугаса пострадала колонна российской техники



http://zvamynews.blogspot.ru/2016/03/blog-post_907.html?m=1
Донецком 21 марта, когда после подрыва фугаса пострадала колонна российской техники


Блог Олега Ярчука опубликовал подробности того, что случилось под Донецком 21 марта, когда после подрыва фугаса пострадала колонна российской техники. По уточненным данным, погибли 83 военнослужащих 46-ой Грозненской отдельной бригады оперативного назначения ВВ МВД РФ. Причем такие потери стали следствием халатности руководства подразделения.

Личный состав подразделения перевозили в 4-х тентованных машинах. Кроме них, в колонне следовал броневик и две машины с боекомплектами для артиллерии. Бронеавтомобиль располагал системой радиоэлектронного противодействия радиоуправляемым фугасам. За час до следования колонны по этой дороге ехал и.о. командира подразделений 46-й оброн, и ничего подозрительного не обнаружил, при этом сам он якобы не давал согласия, чтобы вместе с бойцами везли снаряды.
о оценке россиян, мощность фугаса составляла 30-35 кг в тротиловом эквиваленте. При этом он еще дополнительно был оснащен металлическими шариками, которые увеличили поражающее воздействие. Так вот, после взрыва и детонации уцелел лишь броневик, находившийся впереди колонны. Взрывной волной его выбросило в кювет. Видимо, кому-то из уцелевших удалось отправить сообщение о нападении, пока выстрелом из гранатомета и эта техника не была уничтожена.

Учитывая количество погибших и явные промахи руководства подразделения, россияне стараются не допустить разглашения этого факта. При этом и.о. командира бригады задержан сотрудниками ФСБ. А и.о. начальника штаба, который находился в колонне, погиб.

Фейковый расстрел: кто стоит за роликом об уничтожении Корана

http://www.bbc.com/russian/society/2016/03/160315_smj_trolls_make_haram_video

Фейковый расстрел: кто стоит за роликом об уничтожении Корана

  • 23 марта 2016

Image copyrightMayaese Johnson YouTube
Image captionЛицо стрелка из провокационного видео можно разглядеть, только разбив ролик на кадры

Видео с расстрелом Корана мужчиной, одетым как американский солдат,появилось в интернете в сентябре 2015 года и наделало немало шума: его даже раскритиковал в своем "Инстаграме" руководитель информационного отдела Совета безопасности Чечни Заур Цицаев.
Как удалось выяснить Русской службе Би-би-си, этот ролик, скорее всего, был создан на знаменитой "фабрике интернет-троллей" в Петербурге.
Люди, снабжающие агрессивными проправительственными комментариями все популярные интернет-площадки и уже пытавшиеся своими роликами о якобы произошедшем взрыве на химическом заводе в Луизиане посеять панику среди мирного населения США, положили на алтарь гибридной войны реальный экземпляр священной книги мусульман.

Снято!

Лунный пейзаж; в руках чернокожего мужчины в камуфляже со звездно-полосатой нашивкой российский полуавтоматический карабин "Сайга-410К".
- Я собираюсь расстрелять это [нецензурная брань]! - говорит он по-английски и метит в большую книгу, прислоненную к булыжнику, в 20 шагах.

Image copyrightYouTube
Image captionПанорама видео, полученная с помощью фоторедактора. Возможно, оно было снято в песчаном карьере

Раздается три выстрела. Мужчина подходит к мишени и перебирает страницы, словно пропущенные через уничтожитель бумаг. Арабская вязь и золоченое тиснение книги позволяют думать, что мишенью был Коран.
По законам шариата, стрелок может быть приговорен к смертной казни.

Вброс

Ролик с таким содержанием был опубликован на YouTube 3 сентября 2015 года и в тот же день - на американском интернет-форуме владельцев стрелкового оружия.
Автор второй публикации derr86 зарегистрировался на форуме всего десятью днями ранее.
Он написал, что собирался было пополнить свою коллекцию оружия "Сайгой", но его приятель из морской пехоты скинул это видео в доказательство того, что ижевский карабин проигрывает американским аналогам из-за слишком сильной отдачи и проблем с затвором.
Кроме двух реплик derr86, в этой теме на форуме всего четыре сообщения. Американские фанаты оружия "Сайгу" также не пожаловали.
В этих публикациях Коран вообще не упоминался, и дальнейшего хождения по англоязычному интернету ролик не получил. derr86 ушел на форуме в спячку.

Реквизит

Тест на форуме был пройден успешно: американцы не заметили, что мужчина на видео одет в камуфляж Propper BDU Desert, списанный их армией еще в начале текущего десятилетия.
Его, кстати, сравнительно дешево можно купить в российском "Военторге".


Вместо боевой каски на нем - шлем для тренировок и экстремального спорта Ops-Core FAST Base Jump, доступный, в свою очередь, в интернет-магазинах ( 12).
Разгрузочный жилет вместо бронежилета и арафатка Mil-Tec, также из "Военторга", демонстрируют мастерство конспирации авторов видео.
Голос героя, похоже, был изменен для придания большей "афроамериканскости". А вот шаблонные ругательства и языковые ошибки на компьютере не исправишь.
Владелец аккаунта на YouTube, где было опубликовано видео, как написано на привязанной к нему странице в Google+, работает в московской школе № 58.
Зовут его якобы Mayaese Johnson. Имени Мэяеси не существует ни в одном языке. При этом на Google+ около пятидесяти его носителей, многие из которых по странному стечению обстоятельств также работают в московских школах. Страницы у них пустые, созданы, видимо, чтобы лайкать видео на YouTube.
То немногое, что соответствует описанию на видео, - это "Сайга" и Коран. Книгу с таким же узором, страницы которой выглядят в точности как изгрызенные пулями, но черного цвета, до недавних пор можно было купить в интернете за 650 рублей.

Петербургский след

11 сентября 2015 года, в годовщину террористических атак на США, несколько изображений из видео появились в анонимном твиттер-аккаунтеComradZampolit, а затем в аккаунте "Вестник Петербурга" (33 и 82 тыс. читателей соответственно).
Они первыми бездоказательно заявили, что уничтожен именно Коран, а не, скажем, "Сказки 1001 ночи", и что это якобы активно обсуждается в США.


"Вестник Петербурга" активно публикует ссылки на газету "Невские новости", которая, исходя изстатьи петербургского издания "ЗАКС.Ру" ислива "Анонимного интернационала", была создана людьми, близкими к команде бизнесмена Евгения Пригожина, - как публичный проект к непубличной "фабрике троллей". Евгений Пригожин на запрос Би-би-си не ответил.
Через полчаса паблик "Политика сегодня" в соцсети "ВКонтакте" (45 тыс. подписчиков) и одноименное сообщество в Facebook (26 тыс. подписчиков) опубликовали уже само видео.
Ресурс известен тем, что его участники временами дословно воспроизводят инструкции по написанию постов в блогах и форумах, которые спускаются троллям.
Например, по инструкции, которая утекла в сеть благодаря Людмиле Савчук, работавшей на фабрике под прикрытием в начале 2015 года, в убийстве оппозиционера Бориса Немцова троллям следует винить украинские власти.
Вот лишь одна из фраз, которую "Политика сегодня" напрямую взяла изтемника: "Это [убийство] явная провокация, направленная на всплеск недовольства представителей оппозиции, которые начнут призывы к митингам и шествиям с целью свержения власти".

Такое не прощают

14 сентября первым среди СМИ на видео обратило внимание интернет-издание "Народные новости", официально зарегистрированное в "логове троллей" на улице Савушкина, 55 в Петербурге.
"Такое поведение американских солдат, пожалуй, не понравилось бы президенту Чеченской Республики Рамзану Кадырову", - утверждает издание в своей заметке без подписи.

Image copyrightAndrey Soshnikov
Image captionВход в "фабрику троллей" в начале 2015 года, когда там работала Людмила Савчук

Соратник Кадырова Заур Цицаев у себя в "Инстаграме" заявил, что "такие вещи в Исламе не прощают".
Также видео распространялось на традиционных для троллей площадках -MaxparkDirty.ru"ЯПлакалъ". Писали о нем такие СМИ, как"Политонлайн.Ру""Кавполит"ижевская "Комсомольская правда". Не прошло оно мимо мусульман в Сирии ( 12).

Идентификация фейка

По словам источника Русской службы Би-би-си на улице Савушкина, 55, тролли используют арендованные виртуальные сервера, которые, среди прочего, позволяют им прикрываться иногородними IP (уникальный адрес компьютера в сети) для написания постов на форумах.
В распоряжении Би-би-си есть список нескольких таких IP-адресов. По некоторым из них можно обнаружить следы активности троллей. Так, первый адрес из списка использовался для публикации видео с Кораном всаратовском "Клубе элитных пользователей", одном из десятков форумов, где видео продвигалось.
Русской службе Би-би-си также удалось найти человека, похожего на героя видео. Его фото было опубликовано в "Инстаграме" c геотегом Савушкина, 55. Геотег был позже удален, но к тому моменту уже автоматически заархивирован сервисами по мониторингу соцсетей.

Image copyrightBBC Geofeedia Instagram
Image captionАрхив сервиса по мониторингу соцсетей с геотегом (слева), изображение возможного героя видео (справа)

Судя по всему, мужчина с африканскими корнями дружит с девушкой, которая работает на "фабрике троллей". У нее в "Инстаграме" множество фото "с производства". Сам же мужчина работает барменом.
Добиться комментария у него не удалось.

Чувства верующих

"Религиозный фактор всегда использовался в информационных войнах, - комментирует исламский проповедник и бывший заключенный американской тюрьмы в Гуантанамо Айрат Вахитов. - Не могу судить о подлинности видео. Но когда скандально известный американский пастор [Терри Джонс] сжег Коран, это спровоцировало целую серию суицидальных атак на американцев в Афганистане. Религиозные чувства, я считаю, должны быть защищены в цивилизованных странах законом, хотя бы также как святость Холокоста, как минимум".
Главный редактор сайта "Голос ислама" Дмитрий Черноморченко не видит ничего удивительного в том, что видео могло быть снято на Савушкина, 55.
"Российская пропагандистская машина навязывает нам ощущение, что весь западный мир против любых традиционных ценностей", - отмечает эксперт.
По его словам, "если акцентировать внимание на мусульманах, то все так называемые российские исламские СМИ набиты новостями о притеснениях мусульман в Европе и США, о слежках спецслужб за ними и нетерпимости местных жителей к их общинам, но, по сути, выковыриваются либо из ряда вон выходящие случаи, исключения, либо вообще сочиняются фейки как это видео с расстрелом Корана. Зато о наших мусульманах, против которых сотнями, если уже не тысячами, фабрикуются уголовные дела, которых сажают на нереальные сроки за чтение книг и разговоры о религии на собственной кухне, которых пытают, похищают, убивают, наши СМИ просто молчат".

Image copyrightYouTube SUNNASHOP
Image captionРасстрелянная книга похожа на Коран, изданный в Египте. В интернет-магазинах он представлен в разных цветах и размерах

Ранее New York Times Magazine уличил петербургских троллей в информационных атаках на округ Сент-Мэри в штате Луизиана. В сентябре 2014 года из-за фальшивых сообщений и видео о катастрофе на химическом комбинате в штате сложилась напряженная обстановка

Азат Ахунов Ислам или язычество?

https://www.facebook.com/notes/%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82-%D0%B0%D1%85%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2/%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/1140337735998957

Ислам или язычество? 

АЗАТ АХУНОВ·
23 МАРТА 2016 Г. Ахунов А. Ислам или язычество? // Идель, 2007. - №5. – С.30-33.


В последнее время на страницах татар­ской прессы развернулась нешуточная дискуссия. Где корни татарского народа - в язычестве или исламе? Вот вокруг чего идут ожесточенные споры. В нашей республике сформировалась группа татарских поклонников язычества, которая ратует за возврат к древним доисламским истокам и традициям и отвергает исламский период в истории татарского народа. Сами себя они назы­вают «тәңречелэр» (дословно: «тенгристы»). Одним из ее лидеров является Рафаэль Безертдинов, который на стра­ницах своих книг, а также на страницах газеты «язычников» «Безнең юл» («Наш путь») проповедует древние, давно забы­тые ценности. Об этом же шла речь и на страницах «Ватаным Татарстан». Дискуссию можно свести к двум авторам. За язычество выступил журналист Ильфак Шигапов, а против него - известная писательница Фаузия Байрамова. В одном из последних номеров газеты эту тему рассматривает один из лидеров национального татарского движения Ульяновска Айрат Ибрагим. Судя по всему, он склоняется в сторону Безертдинова и его группы. «Как можно обойтись без празднования Сабантуя, Науруза, Нардугана, Джиена и др.?», - задает он вопрос в своей статье. То есть праздников сугубо национальных, идущих из языческого прошло­го татарского народа. Он пишет, что исламская рели­гия не соответствует тому природному циклу и тем природным условиям, которые сложились на Средней Волге. По мнению Айрата Ибрагима, Луна практически не влияет на жизнь местного населения и, наоборот, роль солнца невероятно велика. Поэтому нельзя жить по лунному календарю, что больше подходит для жителей экватора. «Зимой мы держим пост - 7, а летом - 17 часов, а мусульманские праздники кочуют по всему календарю, что не являет­ся нормальным для нас», - пишет он. В качестве примера того, что среди мусульманских деятелей якобы нет четкой позиции по проблеме отношения ислама, язычества и по взаимоотношени­ям с другими религиями, он еще раз напоминает историю с муфтием Талгатом Таджутдином, который в конце 1980-х годов хотел поместить на Челнинской мечети «Тауба» полумесяц, крест и иудейскую шестико­нечную звезду. «Свидетелем аналогичной ситуации я был в селе Медяны Горьковской области, когда там открыва­лась мечеть, построенная Фаизом Гильмановым», - пишет автор статьи. По его словам, он сам слышал, как Талгат Таджутдин расхваливал строителей мечети за то, что они поместили на ней кресты в виде оконных рам. И теперь, по мнению муфтия, не хватает только еврейской звезды. В заключении Айрат Ибрагим приводит историю, слу­чившуюся некоторое время тому назад в деревне Иске Кызылсу Старомайнинского района Ульяновской обла­сти. Местный имам засыпал экскаватором «ручей Ханифы», который местные татары считали «святым» и даже развешивали на ветках возле ручья полотенца. «И какой вред может быть от полотенец? Разве кому-то будет плохо, если люди после омовения в ручье будут вытираться этими полотенцами? Главный враг ислама - это не полотенца, а алкоголизм, наркомания, половая распущенность», - утверждает Айрат Ибрагим. В итоге все вернулось на круги своя, и это правильно, считает автор статьи. Таких «святых ручьев» немало и в Татарстане. К ним приезжают не только татары, но и русские, чуваши, марийцы, которые оставляют свои подарки (вешают на ветви деревьев цветные лоскутки, полотенца). Считается, что вода из такого источника является целебной и излечивает от многих болезней. Кстати, поддержанием этих и других «народных» источников в надлежащем порядке занимается «Татнефть», работа ведется по специальной программе. Где правда? И есть ли она вообще? Помнится, несколько лет тому назад, когда война с ваххабизмом существовала только в планах, ряд мусульманских деятелей Татарстана выступил против исконно татар­ских обычаев: посещения кладбищ, поминок, раздачи садаки - милостыни, а также против Сабантуя, «хаджа» в Булгар и т.д. «В исламе нет наций», - гово­рили они. Формально они были правы. Существуют канонические мусульманские правила, я бы даже ска­зал, догматы, которые «не предусматривают» ни Сабантуя, ни Джиена, ни тем более Нардугана. Хорошо, допустим, Сабантуй реанимировали в совет­ское время, чтобы отвлечь народ от религиозных праздников. Ну, а как быть с неискоренимым поверьем, что существуют духи леса, ручья, реки? Буквально на днях татарское телевидение передало сюжет из Кукморского района. В мусульманской деревне возрождают древний обычай, известный в фольклоре как «арапа». В чем он заключается? Дети ходят по домам с ведрами и собирают крупу. При этом они декламируют «әрәпә такмагы» («стишки арапы»). После чего на возвышенном месте из соб­ранной крупы в больших котлах варят кашу («әрәпә боткасы»). Варкой праздничной каши и ее раздачей занимаются женщины. Они разливают ее в большие деревянные блюдца («агач коштабак») и раздают детям деревянные ложки. Остатки каши относят домой, чтоб ее могли отведать взрослые, а также одинокие старики и дети-сироты. Часть каши оста­вляется на поле для птиц: «карга боткасы булсын» («чтоб это была грачиная каша»). Конечно, это язычество в чистом виде, которое с исламом никак не состыковывается. Но обряд-то безо­бидный. А корман у татар-кряшен? Жертвоприношение рыбы, курицы, мелкого и крупного рогатого скота, чтобы умилостивить «небесного царя», распоряжающе­гося судьбами людей и скота, который, по представле­нию кряшен, волен послать болезни и мор. Поэтому корман совершается в целях «сохранения жизни и здо­ровья жителей и домашних животных». При жертвоприношениях необходимо было строго соблюдать, чтобы жертвенные животные были определенного цвета, в частности белого. Наблюдавший этот ритуал еще в XIX веке миссионер М. А. Машанов писал, что еще недавно этот обычай бытовал и среди татар- мусульман и, возможно даже, перешел к крещеным татарам от них. Да мало ли еще чего осталось от давнего языческо­го прошлого. К примеру, у татар и, вообще, у тюрков существует поверье в так называемые гаеб-ирэннэр (покровители людей и животных, буквально - «неви­димые существа мужского пола»). Всего их 366 (по другому варианту - 40). Если у человека возникнет потребность в решении какой-либо проблемы, он может пойти в определенное место (например, к пещере или склепу, кладбищенскому мавзолею) и попросить гаеб-ирэннэр помочь ему. Как правило, перед просьбой необходимо совершить намаз, состоящий из двух ракаатов. В татарской книге по астрологии «Йолдыз-наме» (XVII век) приводятся имена гаеб-ирэннэр (Котб, Имамат, Рокаба и др.). Интересно, что эти имена, помимо того, что имеют арабские, а не тюркские корни, несут явную суфий­скую нагрузку. К примеру, имя «Котб» («Полюс») означает высокий уровень в постижении Истины, постижении Аллаха. В памятнике татарской литерату­ры VIII века «Исмәгыйль-ага сәяхэтнамәсе» («Путешествие Исмагила-ага») рассказывается об одном шакирде, который, не зная, как выучить урок, пошел к мазару (место, где погребены мусульман­ские святые), совершил два ракаата намаза и стал ждать развития событий. К нему подошел белоборо­дый старик и стал расспрашивать о его проблеме, а потом сказал: «Иди домой!». Шакирд ответил: «Как я пойду, ведь я не выучил урок». На что старик вновь ответил: «Иди, выучишь!». И в самом деле, когда шакирд вернулся в медресе, то удивил всех своими глубокими знаниями. Например, на просьбу учителя дать объяснение слову «Ал-хамд-у ли-л-Лахи» («Слава Аллаху») он дал семь толкований каждой его буквы. Это поверье распространялось изустно в среде самых простых людей и со временем превратилось в народное. В данном случае мы видим, как это языче­ское доисламское поверье наполнилось мусульман­ским содержанием. Как известно, ислам категорически запрещает все языческое - вера в разных богов считается грубей­шим грехом. В период, когда исламская религия окончательно проникла во все сферы жизни предков татар (примерно конец X века), возникла необходи­мость пересмотра старых легенд и поверий, посколь­ку они противоречили новым мусульманскими реали­ям. Даже само название гаеб-ирэннэр - сложносо­ставное и состоит из арабского слова и старотюрк­ского, что уже говорит само за себя. Можно поменять религию и даже язык, но обычаи и привычки изменить очень трудно, особенно, когда они уже слились с менталитетом народа. Эти поверья, видимо, возни­кли среди древних тюрков в то время, когда они еще были беззащитны перед природной стихией и поэто­му поклонялись различным силам природы. В мусульманском варианте керемети (святые места в лесу у язычников) сменили могилы святых, вместо языческих ритуалов люди стали совершать два ракаата намаза, многочисленных богов и духов сме­нил один Всемогущий Аллах. В исламе запрещено поклонение каким бы то ни было могилам, памятникам,картинам за исключени­ем Каабы в Мекке. На этом, кстати, акцентировал свое внимание еще татарский историк и богослов Риза Фахрутдин (1859-1936). В своем ставшем клас­сическим труде «Джавами‘ ал-кәлим шәрхе» («Пояснения к всевозможным изречениям», Оренбург, 1917) он писал: «Обращения с просьбами к покойникам и посещение с этой целью их могил - запрещенное шариатом действие. Поэтому нет ника­кой необходимости совершать дальние путешествия, чтобы поклониться могилам каких-то святых». Т.А.Иваницкий в казанском журнале «Деятель» (1896, №1) объяснял склонность мусульман к поклонению различным святым следующим образом: «Почитание святых в мусульманстве возникло вопреки учению Корана, на почве естественных стремлений народа: вера в святых есть вера общенародная. Человек верит, что люди благочестивые, нравственно-совер­шенные сближаются с Богом и находятся в общении с Ним, особенно в загробной жизни. Таких людей он называет «праведниками», «святыми» и считает их ходатаями пред Творцом за грешников». Обрядовая сторона ислама очень проста, поэтому для большей важности, загадочности каких-то «святых» действий за неимением других вариантов были заимствованы действия из обязательных предписаний шариата, «приправленные» различными нововведениями, что категорически запрещается догматическими предпи­саниями исламской религии. Все эти обычаи покло­нения могилам святых пришли к татарам вместе с суфизмом, в котором отношение к подобным вещам более чем терпимое. Как известно, сам суфизм про­ник в Поволжье вместе с исламом, то есть в IX-X веках. В настоящее время, наряду с возобновлением у татар интереса к исламу, возник также интерес к суфизму и к различным сопутствующим ему обрядам. Например, только в одной Астраханской области в наши дни действует около тридцати могил святых, которые стали объектом паломничества не только татар, но и многочисленных выходцев с Кавказа. Среди могил есть и погребение Баба-Туклеса - даль­него предка хана Идегея. Сейчас в тех краях ведется большая работа по обустройству могил, строительству поверх их куполов и шатров и гостиниц для паломников. Такие «святые места» существуют и в Татарстане, например в Балтасинском районе, где возле села Смаел есть могила святого, огороженная железными решетками с сохранившимися древними надмогильными камнями. Да... Впору вместо «справочника атеиста» писать «справочник ваххабита», где бы разоблачались все эти «пережитки прошлого»! Говоря об обычаях и традициях, присущих отдель­ным нациям и народам, мы часто употребляем выра­жение «сидит в крови», подразумевая тем самым, что эти традиции настолько прочно вошли в быт и жизнь этих народов, что уже практически невозможно опре­делить - возникли они изначально по мере развития и совершенствования рода человеческого или были восприняты этносами извне с новой религией, с новой культурой или технологией. Все это имеет самое прямое отношение к поволжским татарам. Многие сугубо мусульманские обычаи и обряды для татар стали настолько естественны, привычны и обы­денны, что уже никто не задумывается об их истоках - их считают народными. А ведь когда-то их не было! Предки татар, как и все тюрки, были язычниками и поклонялись своим многочисленным богам, хотя и отдавали предпочтение верховному божеству - Тенгри («Богу неба»), благодаря этому в какой-то мере были предрасположены к единобожию. В 1989 году в Поволжье праздновали 1100-летие проникновения ислама в этот регион по мусульман­скому летоисчислению. Но речь идет об официаль­ном принятии ислама, или об официально утверж­денной дате принятия ислама, хотя известно, что мусульманская религия проникла в эти края задолго до 922 года. Считается, что ислам в этот регион про­ник через Среднюю Азию, а 922 год стал, по сути, лишь констатацией факта «де юре». Может возникнуть вопрос: почему булгары приняли именно ислам, а не какую-либо другую религию? Дело в том, что с исламом часть протобулгарских племен познакомилась еще в конце VII - начале VIII веков, когда после распада Великой Булгарии Кубрата они начали передвижение в сторону Средней Волги. Тесные контакты с мусульманами-хазарами заложили основу для формирования мусульманской ментальности будущих волжских булгар. Что касается жителей Волжской Булгарии времен Алмуша, то они, будучи в основной своей массе представителями городской, цивилизованной культуры, не могли под­пасть под влияние соседей-язычников, которые нахо­дились на нижней ступеньке культурного развития. Ближайшими соседями по уровню равнозначной цивилизованности являлись среднеазиаты (хорей- змийцы и саманиды) - следовательно, волжские бул­гары могли наиболее тесно контактировать именно с ними. Исламизация Поволжья была интересна не сред- неазиатам и даже не арабам, а самим поволжским булгарам и другим народам этого региона. Они выбрали то, что было интересно им самим, и вышеу­помянутое посольство, прибывшее из Багдада, поя­вилось здесь лишь после письменного приглашения местных булгарских правителей. Естественно, что булгары и их прямые потомки - современные поволжские татары - как тогда, так и сейчас не могли принять того, что им было невыгодно. И поэтому строили свою политику лишь в интересах своего соб­ственного народа, а не в интересах каких-то абстрак­тных для них тогда понятий: «общая исламская умма» и др. Но вернемся к нашим делам. Валиулла Якупов - первый заместитель муфтия РТ - полагает, что тен- гристы - это «инициаторы, в основном потерпевшие фиаско лидеры националистического общественного движения татар. В результате неудачи идеи быстрого создания независимого татарского государства часть руководства национальным движением, попав в положение полководцев без армии, обиделась на народ и на религию, выдвигая странную аргумента­цию, как будто ислам виноват в рабской психологии татар и нежелании бороться за независимость, а не их личная бездарность, неумение организовать дело...». Для Фаузии Байрамовой - женщины-трибуна - нет никакого секрета. «За спиной татарстанских «язычни­ков» стоят спецорганы», - заявляет она. По ее мне­нию, ислам не борется против наций, а борется про­тив тех, кто свою нацию ставит выше Аллаха. «Расцвет татарской государственности произошел после принятия ислама», - пишет Фаузия Байрамова. Для тенгристов же на первом месте они сами. «Для них не существует исламской и христианской рели­гий, Корана и Библии, поскольку там нет упоминаний о героическом прошлом татарского народа. Один из главных недостатков ислама, как и других мировых религий, сторонники тенгрианства видят в том, что он строится и функционирует на принципе подчинения. По их мнению, этот принцип в политическом плане является отнюдь не безвредным, поскольку ислам (как и христианство) столетиями использовался богатыми как орудие подчинения простого народа» - пишет исследователь тенгрианства казанский ученый Рафаэль Мухамметдинов. Сколько людей - столько мнений. А истина? Она всегда где-то посередине и у каждого из нас есть своя правда. Все мы разные и надо учиться воспри­нимать людей такими, какие они есть со всеми их достоинствами и недостатками. Будем милосердны­ми, будем терпимыми друг к другу! Азат АХУНОВ