ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 10 марта 2016 г.

В Сирии оппозиция начала уничтожение неразорвавшихся баллистических ракет России






В Сирии оппозиция начала уничтожение неразорвавшихся баллистических ракет России

1
Российские военные и силы режима Башара Асада применили против мирного населения все виды имеющегося у них тяжелого вооружения

Представители сирийской оппозиции начали ликвидацию неразорвавшихся баллистических ракет в районе Салкин, по которому российскими вооруженными силами в феврале были нанесены ракетные удары. Об этом сообщает турецкое агентство «Анадолу».

Уничтожение снарядов осуществляют специалисты, имеющие отношение к Свободной сирийской армии (ССА).
По информации издания, незадолго до вступления в силу договоренности о временном и частичном перемирии Россия осуществляла массированные удары баллистическими ракетами дальнего радиуса действия по подконтрольным оппозиции населенным пунктам.
Так, сапер Бедир Хазел в интервью изданию сообщил, что «российские военные и силы режима Башара Асада применили против мирного населения все виды имеющегося у них тяжелого вооружения».
Представитель сирийской оппозиции также заявил о наличии десятков неразорвавшихся кассетных бомб, находящихся в жилых кварталах и представляющих огромную опасность для жителей региона.
«Россия утверждает, что ведет борьбу с терроризмом, но при этом наносит ракетные удары по жилым районам, не обращая внимания на то, что здесь проживает мирное население. В результате попадания выпущенных российскими военными баллистических ракет только в населенном пункте Селкин погибли 40 человек», - заявил Хазел.

Игорь Бакиров: "Московское метро - понеслось?"

http://www.mosyabloko.ru/blogs/ivb/160309

Игорь Бакиров: "Московское метро - понеслось?"

Ну что, друзья не успел я написать свои переживания на тему за чей счет происходит ремонт московского метро, как случилось почти невероятное….  
Пожар в релейной на станции «Новые Черемушки». Сначала как, сообщало управление Метро ничего страшного не случилось, скоро поезда поедут. Напомню, что сообщение о возгорании на станции начали поступать около 14.00 7 марта. А очевидцы тем временем сообщали, что поезда стоят в туннелях по 15-20 минут. Честно не могу ничего сказать об этом, не ездил в тот день.  И очень наделся, что к 8 марта все сделают. Однако, уже вечером 7 марта нам сообщили, что сбой они устранят 8 марта в течение дня….
И посыпались новости как из рога изобилия. Сначала, нам сообщили, что поезда от «Теплого стана» до «Октябрьской» будут следовать с увеличенным интервалом до 3-4 минут. По факту уже 8 марта интервал составлял 5-7 минут, многие действительно воспользовались обещанными автобусами «М», да и выходной день позволил избежать транспортного коллапса.  И вдруг вечером, снова сообщение на сайте, да по смс многие получили, о том, что ремонт продлится еще три дня…
теплый стан
Ограничения весьма и весьма странные. Они практически прервали работу «Бутовской» ветки в сторону станции «Новоясеневской», так было объявлено, что посадка пассажиров на станциях «Новоясеневская», «Ясенево» в строну центра осуществляться не будет!!!  Да пообещали автобусы маршрута «М», но какие странные движения…
От «Теплого стана» людей с 7.00 стали возить на «Тропарево», а жителям Новой Москвы для проезда в центр города предложили воспользоваться автобусами N734, 707К и 886, следующими до станции метро «Саларьево», но при этом явно забыли, что люди живут еще и в «Ясенево» и на «Новоясеневской». Как писали люди в социальных сетях, а на работу по шпалам?
Инфа от метро
Ну, Бог с ним, как они там думали, но уже к 8.00 «Бульвар Дмитрия Донского» (серая ветка) был забит до отказа…
Бульвар Донского
Отдельная песня про закрытые станции «Академическая» и «Шаболовская». Если до «Академической» и от нее можно добраться всеми видами транспорта, то вот «Шаболовская»…. А там между прочим много офисов различных компаний. Кстати, в социальных сетях пошла информация, что цена от «Октябрьской» до «Шаболовской» выросла до 200 рублей.
А уже в 10.30 неожиданно для всех нам сообщили, что вся ветка работает до 16.00 и потом закроется до 21.00 и только потом снова заработает, а это означает одно, начнется давка и чем она закончится не известно никому.
Пробки
Еще, из мира метро, уже сегодня, примерно в 13.40 пошла информация о задымлении на станции «Шоссе Энтузиастов», дым был виден отлично, но цитирую «ТАСС» «МОСКВА, 9 марта. /ТАСС/. Тормозные колодки заклинило у поезда на станции московского метро "Шоссе Энтузиастов", сообщили ТАСС в экстренных службах столицы.
"У поезда, прибывшего на станцию "Шоссе Энтузиастов" Калининской линии метрополитена, заклинило тормозные колодки состава. Ни возгорания, ни задымления не было", - сказал источник.
Он добавил, что на место происшествия были вызваны спасатели, однако их помощь не понадобилась.
"Эвакуация пассажиров не проводилась, состав отогнали в депо, и движение поездов осуществляется в штатном режиме", - сказал источник.
Энтузиастов
Другой источник сообщил, что дым все-таки был, но его затянуло через вентиляционную шахту….
Явно, кто-то врет, но кто…
Теперь о главном вопросе кто виноват. Виновато прежде всего руководство метрополитена, которое по всей видимости вместо эффективного поддержания работы метро, затеяло перекладку мраморной плитки на станциях метро, непонятно зачем закрывает вестибюли якобы на ремонт, хотя если присмотреться через щели ограждения не увидишь ни рабочих ни работ.
Еще один вопрос, насколько управление метрополитеном готово к таким ситуациям? И, пожалуй, последнее, что я хочу сказать и говорю уже давно.  Пока не поздно уйдете в отставку и господин Пегов и господин Собянин, не умеете не управляйте, отдыхайте на даче предварительно закупавшись в «Европейском»
Профсоюзная

Путин подписал закон об увековечении памяти жертв политических репрессий

http://www.profile.ru/rossiya/item/104680
09.03.2016 15:44

Путин подписал закон об увековечении памяти жертв политических репрессий

Президент Владимир Путин подписал закон об увековечении памяти жертв политических репрессий, сообщается на интернет-портале правовой информации.
Документ вносит поправки в законы «О реабилитации жертв политических репрессий» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов». Теперь информацию о месте захоронения жертв репрессий будут передавать в региональный орган охраны объектов культурного наследия, затем территорию включат в единый госреестр.
Согласно документу, власти будут оказывать поддержку организациям и людям, которые занимаются увековечением памяти жертв репрессий — помогать с благоустройством мест их захоронений, поиском архивных документов, созданием музейных композиций.

Организаторы "Евровидения" не нашли политики в песне Джамалы 10.03.16 / 08:27

http://avdet.org/node/17474

Организаторы "Евровидения" не нашли политики в песне Джамалы


Джамала
Песня "1944" украинской певицы крымскотатарского происхождения Джамалы прошла проверку организаторов "Евровидения-2016" и не вызвала никаких нареканий.
“Европейский вещательный союз подтвердил, что не имеет никаких претензий к песне Джамалы “1944”, которая представляет Украину. Организационная группа конкурса проверила текст и название этой композиции и не нашла в них нарушений правил конкурса, в частности каких-либо политических заявлений”, — написала певица на своей странице в Facebook, прикрепив сообщение Европейского Вещательного союза в Twitter.
Напомним, по итогам зрительского и судейского голосования Украину на «Евровидении-2016» в мае в Стокгольме будет представлять Джамала.

История хиджаба у татар

http://www.higab.ru/2015/03/tat-hijab/

История хиджаба у татар

История хиджаба у татар Хиджаб с арабского языка переводится как покрывало, то есть то, что скрывает женское тело. В соответствии с ханафитским мазхабом минимальный хиджаб должен покрывать все тело, кроме овала лица и кистей рук.
С того момента, как ислам окреп среди мусульманских народов Поволжья, покрывающая одежда стала неотъемлемым атрибутом гардероба любой женщины. Более того, до конца XIX века татарки по большей части закрывались полностью, как предписывали им это богословские книги того периода и жестко стояли на этом кадимисткие муллы. Об том свидетельствуют как религиозные книги, так и записки русских и иностранных писателей, описывавших быт татар в тот период, как например, книга доктора богословия Знаменского. Он пишет: “Как во всем магометантском мире, у татар существует до известной степени затворничество женщин. Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть, свое лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре…”.
Сперанский тоже пишет о татарках и приводит в доказательство выдержки из сочинения Фукса: “Как трудно бывает увидеть татарку, когда это даже необходимо, всего лучше можно видеть из рассказа Фукса, который пишет: “Как врач, я имел несколько случаев пользовать Татарских жен; расскажу один из них. Хозяин ввел меня из приемных комнат, чрез многие пустые комнаты до дверей их спальни; тут позвал он старуху и приказал ей проводить меня к больной, но сам не пошел туда со мною. Пришед к больной в спальню, я увидел широкие нары, покрытые богатыми коврами, и на них множество подушек. Кругом по стенам висели женские платья и богатейшие шубы. На месте стульев стояло там много больших, красиво окованных сундуков, также покрытых коврами. Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку, которая была унизана золотыми браслетами и Голландскими червонцами; а как это препятствовало мне сыскать пульс, то немалого стоило труда уговорить ее снять эти украшения. Но посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила”.
Об этом имеется свидетельство и доктора медицины А. А. Сухарева в его диссертации “Казанские татары”: “…татарки и до сего время носятъ покрывала (халаты или уже по Европейски шали), скрывающія обнаженныя части тела отъ атмосферныхъ вліяній”.
А энциклопедия о народах Российской империи пишет о татарках так: «У зажиточных людей живет и ест женский пол особливо. Когда идут женщины их по улице, то лицо занавешивают, да и дома не кажутся».
Еще одно свидетельство из подобной этнографической энциклопедии: “Татарки любят наряжаться еще в большей степени. Одежда их состоит из ситцевой или шелковой рубашки, доходящей до пят, с яркими нашивками по краям и с широкими оборками по подолу… На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры”.
Еще одна энциклопедия пишет: “Dans l’intérieur de leur maison, les femmes et les filles laissent leur visage découvert. Au dehors, elles portent sur la tète un grand voile qu’elles ramènent sur la figure quand elles sont inoccupées. Celles qui vivent dans l’aisance observent cette coutume avec plus de rigueur” (У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живет в достатке, соблюдает этот обычай более строго).
Завьялова пишет в книге «Татарский костюм»: «С первой половины XIX в. ситцевые, шелковые, парчевые платки и шали мануфактурного производства пополнили головные уборы татарских женщин. Покрывала подразделялись на два типа: нижние и верхние. Нижние («тастар», «өрпәк», «яулык») белого цвета с вышивкой надевались непосредственно на голову и плотно закрывали голову, лоб, шею. С появлением фабричных платков в начале века тастар вышел из употребления, название «яулык» было перенесено с расшитого убора на квадратный платок, способ повязывания которого (в роспуск) повторял прежнюю форму. Называли такие платки «француз яулык». На них надевали шапочку — сферическую тканевую или меховую, или закрепляли дополнительным платком, сложенным на угол, с узлом сзади. Замужние женщины, соблюдая приличия, ходили дома в нижнем покрывале; в гостях — часто не снимали верхнего. Верхние покрывала служили для выхода из дома и были ярких расцветок. По форме они представляли вытянутый прямоугольник, надеваемый на боковую кромку или квадрат, сложенные на угол. Свободно свисая с головы, они позволяли закрыть нижнюю часть лица и фигуру. Для таких верхних покрывал служили восточные шелковые ткани или парчовые фабричные платки, иногда два неразрезанных между собой«.
В конце XIX века как в арабских странах, так и в России начались западные веяния, которые не обошли стороной и татар. Джадидизм с XX века стал проводником секуляризма в татарский быт. Появились театры, балы, татарки тоже начали придерживаться более свободной формы одежды. Как пишет Рустам Батров, один из татарских историков и богословов XIX века Ш.Марджани в своей работе «Мустафад аль-ахбар» по этому поводу писал: «Сейчас, к большому сожалению, женщины начали носить калфаки, они их носят даже после того, как выйдут замуж». При этом Ш. Марджани таким женщинам ставил в пример тех, чьи «платки полностью покрывают голову», кто «на грудь одевает специальные нагрудники и всегда носит платья с длинными рукавами», ибо «такая форма одежды наиболее подходит женщинам-мусульманкам».
Не только Марджани, но и многие религиозные деятели начала XX века выступали против феминизации и оголения. Одним из “женских” вопросов того периода был вопрос посещения женщинами мечетей. Представители традиционного направления (кадимизма) запрещали женщинам посещение мечетей. Более либеральный Ризаэтдин Фахретдин, наоборот, призывал женщин ходить в мечети и обучаться, но и он, в своей книге “Җәвәмигуль-кәлим шәрхе” (208 хадис) обуславливает это посещение некоторыми моментами, среди которых упоминает и закрытость: “Посетительницы мечетей не должны походить на разукрашенных, надушенных женщин, ходящих по гостям, свадьбам и зрелищам, а должны принять вид бедняцкий, дервишский, богомольский, не смешиваться с мужчинами, сидеть в отдельных рядах, руки, лица и, в особенности, волосы, должны быть покрыты… иначе нет смысла в посещении мечетей вообще».
Журнал “Дин вә адаб” под редакцией Галимджана Баруди в 1907 году (№4) попытался дать краткий резюмированный ответ на возникшие «женские» вопросы в десяти пунктах: «1. Достигшей половой зрелости девушке неправильно показывать свое тело не являющемуся родственником мужчине, кроме лица, рук (кистей) и ног (до щиколоток). 2. Неправильно разговаривать соблазнительно и кокетливо перед мужчинами. 3. Если нет необходимости, то не запрещено держать открытым лицо, но сунна и мудрость указала на путь безопасности от вреда мужчин и их глаз. 4. Когда вероятность смуты сильна – покрыть лицо является обязанностью. Особенно, является преступлением и предательством, когда замужняя женщина, посвятившая себя через брак мужу, дает насладиться чужим глазам своим прекрасным лицом и ублажает чужой слух своим сладостными речами. Неправильно оставаться наедине с мужчиной неродственником, даже если нет разговоров друг с другом».
В последующие годы, особенно после революции, платок потерял свое религиозное положение и остался лишь в селах среди престарелых мусульманок, которые сохранили его до времен перестройки.
Подготовил Фатих Хабиб

"Азатлык" яшьләре 8нче маддәне яклап пикетка чыкты март 09, 2016 гафиулла газиз

http://www.azatliq.org/a/27600735.html
"Азатлык" яшьләре 8нче маддәне яклап пикетка чыкты март 09, 2016 гафиулла газиз


9 март Чаллыда "Азатлык" татар яшьләре берлеге әгъзасы Илмир Салих хакимият бинасы алдында ялгыз пикетка чыкты. Эшкә килүче хакимият түрәләре аңа күтәрелеп карарга базмады.
Хакимият бинасына иртән эшкә килүчеләрне беркадәр күзәтеп тә торырга туры килде. "Азатлык" татар яшьләре берлеге әгъзасы Илмир Салих күтәреп торган шигардә бернинди милли өндәмәләр дә, "татарлар" дигән сүзләр дә юк иде. Шуңа да карамастан, эшкә килүче халыкның байтак өлеше башка көннәрне шушы юлдан, Илмир Салих басып торган урыннан узган булса, бу көнне шигар күтәреп торучыны читләтеп узуны кулайрак күрделәр.
Бәлки инде Азатлык хәбәрчесенең шушында ук видеокамера урнаштыруы, фотога төшерүе хакимият кешеләрен бераз уңайсызлады кебек. Шул сәбәпле, шигарне укырга теләк белдерүче дә, аның эчтәлеге белән кызыксынырга җөрьәт итүче дә табылмады. Шундый уйлар туды, әйтерсең лә, шушы шигарне укысалар, аңа күз генә салсалар да, аларны шундук алып китеп төрмәгә ябарга мөмкиннәр. Ул кешеләрнең уй-фикерләрен белешү турында сүз булуны күз алдына да китереп булмавы шул җирдә үк ярылып ята иде. Шигар күтәреп чыгучы Илмир Салихка берничә сорау юлладык.
Эшкә килүчеләр ялгыз пикетчыны күрмәмешкә салыналар
Эшкә килүчеләр ялгыз пикетчыны күрмәмешкә салыналар
– Илмир, синең шигардә күрсәтелгән 8нче маддәнең ни хакында булуы белән бер рәсминең генә кызыксынуын күрдем. Иң беренче эш итеп шушы маддәнең ни хакында булуын бераз ачыклап китсәң иде?
– Татарстан Конституциясенең 8нче маддәсендә дәүләт телләре турында әйтелә, монда татар һәм урыс телләренең Татарстанда тигез телләр булуы белдерелә. Мин бирегә юкка гына чыкмадым. Бездә шушы ике тел дәүләт дәрәҗәсендә тигез телләр булса, мин шигарне язып та тормас идем, бирегә чыкмас та идем. Инде билгеле, бу безнең беренче генә чара түгел. “Азатлык” татар яшьләре берлеге дәүләт телләре тигезлеген таләп итеп хәрәкәтне күптән башлады. Һәр айның сигезенче көнендә шушындый таләп белән Чаллы, Казан урамнарына чыгабыз. Бу дәвамлы акция һәм аның максаты татар теле дәрәҗәсен арттыру, башка телләр югарылыгына күтәрү. Кичә, 8 мартта ял, бәйрәм көне булды. Шуңа инде әлеге шигар белән бүген чыгарга булдык.
Илмир Салих ялгыз пикетта
Илмир Салих ялгыз пикетта
– Яныңнан Чаллы хакимияте түрәләре, чиновниклары узып тора. Алар эшкә ашыккан кыяфәт ясап сине дә, шигареңне урап узалар. Алар арасында Чаллы мәгариф идарәсе җитәкчеләре дә бардыр. Яныңа килеп берәрсе хәлеңне белешмәдеме, “сиңа ни җитми соң?” димәдеме?
– Мәгариф идарәсе башлыгы әлегә күренмәде. Әмма хакимиятнең җәмәгатьчелек белән эшләү идарәсе башлыгы Рөстәм Галиуллин килеп, минем нәрсәләр таләп итүем белән кызыксынды, кайбер фикерләремне язып та алды.
– Илмир, бүген биредә кечкенә генә шигар күтәреп торуны зур эш дип яки бәләкәй эш дип саныйсыңмы?
– Бу – зур эш. Чөнки аның зурлыгы шушы шигарне ялгыз гына күтәреп тору белән билгеләнми. Әлеге акция зур бер хәрәкәтнең бер өлеше генә. Ул хакимият белән элемтә булдыру өчен дә ясала. Хакимиятләргә инде татар теле, ике теллелекне тормышка ашыруда булган кимчелекләр буенча да хатлар, мөрәҗәгатьләр юлладык һәм алга таба да юлларбыз дип ышанам. Урам чараларыннан тыш башка юнәлешләрдә дә эшчәнлек алып барырга омтылабыз.
Юлтакта янында
Юлтакта янында
Әңгәмәдән соң Илмир Салих белән безнең юллар бер якка булып чыкты. Ул юл барышында Чаллыда юл күрсәкечләренең дә, теге яки бу ширкәтнең алтакталары да урысча гына языла баруның нык артуына борчылу да белдерде. Без шундый дистәләгән юл күрсәткечләренең берсе янына тукталып фикер дә алышып алдык. Илмир Салих, урысча гына яки татарча бозып язылган кайбер элмә такта язуларын алыштыруга да ирештек, диде.
* * * *
Нәкъ шундый пикетка Казанда "Азатлык" татар яшьләре берлеге рәисе Наил Нәбиуллин чыкты.
Наил Нәбиуллин Казанда ялгыз пикетта
Наил Нәбиуллин Казанда ялгыз пикетта