ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

суббота, 26 декабря 2015 г.

Глава Якутии предложил запретить выделение россиянам земель на территориях аборигенов

http://nazaccent.ru/content/18865-glava-yakutii-predlozhil-zapretit-vydelenie-rossiyanam.html

Глава Якутии предложил запретить выделение россиянам земель на территориях аборигенов

 
 24 декабря 2015 в 17:04


Глава Якутии предложил в закон о дальневосточном гектаре запретить выделение земель на территориях коренных малочисленных народов, сообщило ЯСИА 23 декабря.
Представители Якутии приняли участие в межрегиональном обсуждении законопроекта о предоставлении земельных участков на Дальнем Востоке фермерам. Глава республики Егор Борисов призвал помнить о сохранении традиционного уклада жизни представителей КМН   
"Предлагаю в рамках 2-3 чтения законопроекта установить запрет на предоставление земельных участков на территориях их исконного проживания и местах традиционного природопользования", - сказал Борисов. Он обратил внимание на проблему отсутствия полноценного доступа к современным информационным технологиям на Крайнем Севере. В связи с этим, по его словам, предоставление земельных участков должно идти исключительно при "бумажном обращении" в соответствующие органы.
В законопроекте предлагается выдавать участки площадью в 1 гектар бесплатно на пять лет всем желающим для привлечения в регион активных россиян. Представители Якутии сразу заметили, что в реестр земель под раздачу не должны попасть территории традиционного проживания коренных народов.

КАК ПРИВЕТСТВОВАЛ ГУННОВ ВЕЛИКИЙ АТИЛЛА?



КАК ПРИВЕТСТВОВАЛ ГУННОВ ВЕЛИКИЙ АТИЛЛА?

Общаясь между собой люди, как правило, начинают разговор со слов приветствия. В настоящее время принявшие христианство и несколько русифицировавшие свой язык тюрки-гагаузы приветствуют друзей словом «Здрасте!», а арабизированные в процессе исламизации узбеки – «Ассаламуалейкум!». Каковы же были истинные словарные формы приветствия древних тюрков?
Тюркоязычные гунны начали свой пассионарный марш, покоряя народ за народом от Алтая, и дошли до территории Франции и Испании, бывших западных владений Римской империи. Центром, средоточием расселения гуннских племён являлось пространство от Северного Кавказа до Волго-Камья. Гуннскими племенными подразделениями являлись и булгары, и хазары. По мнению историков, хазарский компонент наиболее полно сохранили современные кумыки, а булгарский – балкары, карачаевцы, чуваши и казанские татары. Сегодня же кумыки будут приветствовать Вас словами «Танг яхшыболсун!», чуваши - «Аван-и!», балкары и карачаевцы «Эсенмисе!», а казанские татары «Исәнмесез!».
Надо отметить, что в словах балкаров и карачаевцев в иногда выпадают последние звуки, поэтому казанско-татарская форма является наиболее древней праформой гуннского приветствия, которая звучит и сегодня на улицах тысячелетней Казани и в горах Балкарии (кумыкские же и чувашские формы приветствия узкоареальны и, можно сказать, узконациональны в настоящее время). У сибирских тюрков «Здравствуйте!» звучит в следующих вариантах: «Эзеннер!» по-кумандински, «Эзен!», «Эзянляр!» по-кызыльски, «Эзендер!» по-алтайски.
Широким фронтом – от южных балкар до северных пермских татар – мы слышим исконно гуннское (в различных диалектных вариантах) приветствие, которым приветствовал своих воинов и император гуннов Атилла: «Эсенмисе!» – «Исәнмесез!».
Любознательные читатели могут поинтересоваться: а как же на языке гуннов звучало «До свидания?». Давайте вслушаемся: может, их современные потомки сохранили это слово в активном применении. Конечно же, да! Несмотря на тысячелетия, это слово почти не изменилось: прощаясь, чуваши говорят «Сыва пул», казанские татары – «Саубул», кумыки – «Сав бол!». А у некоторых тюркоязычных племён и народов это слово употребляется и при выражении благодарности.
Великий мастер русского слова, Лев Толстой в своем литературном творчестве приводит соответствующие примеры из татарского языка:
— Алла бирды, — сказал он и выпил (Алла бирды, значит:Бог дал; это обыкновенное приветствие, употребляемое кавказцами, когда пьют
вместе.)
— Саубул (будь здоров), — сказал Ерошка, улыбаясь, и выпил свой
стакан.
На Прародине тюркских народов, Алтае, благодарность - «Быйан», а спасибо–«Быйанболсын!». У сибирских татар, встречая человека с дальнего пути, с учёбы и т. д., приветствуют так: «Тәңре ярлыкасын!». Согласно сибирскому обычаю кусайтын, входящий в дом гость должен сказать «кусайтынбулсын», на что хозяин дома отвечает «Сеснең үсегес кәйылашсын», и гость продолжает «Тәңре йарлыкасын».
Тюрки славятся своей гостеприимностью. Так, турки приветствуют входящего гостя словами «хошгельдиниз!» (незваного гостя турки именуют как «гость от Тэнгри» – «Танры мисафири»). У хакасов-кызыльцев есть и формула приглашения в гости: «Хошкелиняр!». Одно из барабинско-татарских приветствий – «Яхшыкилдең!». У тувинцев и других тюрков в древности гость, произнося приветствие, подходил к хозяину, вытянув вперёд обе руки ладонями вверх, а хозяин, если он был старше гостя, опускал на них ладони своих тоже вытянутых рук, затем оба кланялись друг другу. Если гость был заметно старше, то хозяин первым протягивал руки ладонями вверх.
Любопытно, что при подобных встречах сверстников каждый, желая продемонстрировать вежливость, старался первым протянуть обращённые ладонями вверх руки. Причём часто приветствие повторялось несколько раз и встретившиеся могли, таким образом, долго по очереди подчёркивать своё уважение друг другу.
Собирал жемчужины тюркского этикета
Айрат ГАЛИМЗЯНОВ
(Газета "Тюркский взгляд", №2, декабрь 2015. 16+).

2016 - ГОД САДРИ МАКСУДИ


2016 - ГОД САДРИ МАКСУДИ
Редакция газеты «Тюркский взгляд» приняла решение объявить 2016 год – годом великого татарского и тюркского общественного деятеля, мыслителя, ученого, политика – Садри Максуди.
Садри Максуди (Арсал) (1879-1957) – прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Происходя из татарского народа, он в молодости закончил юридический факультет (Сорбоннского университета (1906), был депутатом Государственной думы России (1907-1912), председателем парламента и правительства Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири (ноябрь 1917), профессором Сорбонны (1923-1924), юридической школы, Анкарского (1925-1943) и Стамбульского (1943-1950) университетов, депутатом турецкого
парламента (1931-1939,1950-1955).
Садри Максуди внес большой вклад в изучение тюркской истории. Из исторических трудов следует назвать прежде всего книгу «Тюркские государства Центральной Азии» (1934). Но наибольшее количество трудов С. Максуди оставил в области права и истории права. Он также создал совершенно новую отрасль науки под названием «История тюркского права».
Осознавая великие заслуги Садри Максуди перед всем тюркским миром, редакция газеты «Тюркский взгляд» намерена увековечить его путем проведения года Садри Максуди. В 2016 году редакция газеты планирует в каждом номере освещать жизнь и деятельность Садри Максуди, публиковать его труды. Кроме этого планируется проведение круглых столов, конференций посвященных Максуди, выпуск календарей, буклетов в целях распространения и популяризации личности Садри Максуди и его вклада в просвещение тюркских народов.