ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 21 декабря 2015 г.

КЫШ БАБАЙ и КАР КЫЗЫ (татарские Дед Мороз и Снегурочка) официальный сайт

КЫШ БАБАЙ  и КАР КЫЗЫ  (татарские Дед Мороз и Снегурочка) 
официальный сайт http://tatar-moroz.ru/

Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы

«Путешествуй, играя в лесной сказке Кыш Бабая!»
Приглашаем Вас, совершить зимнее путешествие в «Резиденцию Кыш Бабая и Кар Кызы» (татарского Деда Мороза и его дочки), которая будет работать ежедневно с 5 декабря в Арском районе, д. Яна Кырлай.

Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы находится в еловом лесу на берегу реки Ия, в 60 километрах от города Казани в селе Яна Кырлай. Здесь не найти места скуке. Путешествие в сказку начинается с лесной таможни, где их встречает Шайтан, ведущий во владения Кыш Бабая. К дому Кыш Бабая гостям предстоит добираться по карте Шурале. По пути их ожидает масса приключений – сказки, загадки, чудеса, а также сказочные герои: Шурале — хозяин Карт (Лесной Дух), Шайтан (Черт), Убырлы Карчык (Баба Яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр (Богатырь), Алтынчеч (Златовласка), Тахир и Зухра (Ромео и Джульетта), которые развлекут путешественников многочисленными испытаниями.
Кыш бабай и Кар Кызы со своей сказочной свитой всегда рад гостям. Он встретит их в опочивальне, где стоят сказочные шептуны, в которых можно шепнуть заветное желание. Кыш Бабай подпишет праздничную свиток-грамоту со специальным штемпелем и именной печатью.
Путешествие в резиденцию Кыш Бабая и Кар Кызы в сочетании с девственной красотой природы деревни Яна Кырлай наполнит душу радостью и весельем и оставит в ней ощущение доброй сказки навсегда.

На территории Резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы есть всевозможные развлечения для взрослых и детей, горки, каток и катание на лошадях. Объекты резиденции размещаются на открытом воздухе, гармонично сливаясь с природными ландшафтами. Для Вас всегда открыты двери эконом гостиницы «Шушма», ресторан, где можно отобедать в традициях национальной татарской кухни, посетить сувенирную лавку, Ага-Базар.
Ежегодно 5 декабря Кыш Бабай по традиции приезжает в свою лесную резиденцию для открытия и посещения всех желающих в течении двух месяцев и радует гостей подарками и встречами.
Можете подать заявку на посещение резиденции Кыш Бабая прямо сейчас.
Пожалуйста, ознакомьтесь с памяткой для гостей резиденции.
Вся программа проходит на русском языке, по заказу на татарском.
Более подробную информацию можно уточнить по телфону call-центра: 260-16-40

На Лубянской площади Москвы в День ФСБ прошла акция "С днем чекиста, ублюдки!".


На Лубянской площади Москвы в День ФСБ прошла акция "С днем чекиста, ублюдки!". Группа активистов вышла к зданию спецслужбы и развернула растяжку "Свободу Павленскому, Бученкову и Дадину!". Семерых из числа демонстрантов задержали. Название пикета отсылает к одноименной акции Ивана Асташина и его товарищей, которые в 2009 году подожгли в столице окружной главк ФСБ. http://mirror574.graniru.info/…/Russ…/activism/m.247118.html

ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ на Самарской Луке

http://samtatnews.ru/2014/07/31/%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B5/

ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ на Самарской Луке

8
Писатель, кандидат исторических наук Фаузия БАЙРАМОВА: «В истории Самарской Луки трудно найти сведения о татарах, будто бы они и не имеют к этой местности совсем никакого отно­шения. Учеными не изучается ни Золотоордынский, ни Казанский период Самарской Луки… так как это — ТАТАРСКАЯ история».

20-36-1b
В Самарском крае есть удивительно красивое, своеобразное и таинственное место, называется оно Самарская Лука. Это полуостров, образованный глубоким изгибом Волги — около двухсот километров в ее среднем течении. На нем раскинулись леса и горы, бездонные озера, чистые родники, быстротечные реки, глубокие ущелья. Знаменитые Жигулевские горы тоже расположены здесь. Ученые утверждают, что полуостров и горы существовали еще в ледниковый период, добравшись до этих мест, ледник каким-то чудом остановился. Именно поэтому только здесь можно обнаружить самых диковинных животных и растения, которых нигде в мире больше не существует. Они занесены в Красную Книгу и охраняются в заповедниках. Полуостров совсем невелик: с севера на юг он протянулся на 33 километра, с запада на восток – на 60 километров, самый узкий пролив составляет 2 километра…

Население Самарской Луки не­многочисленно, на полуостро­ве всего один город и около десятка сел. Жигулевск был построен только около 60 лет назад, во время возведения Куйбышевской ГЭС. А ведь были времена, когда полуостров в бук­вальном смысле процветал! История еще помнит, как тысячу лет тому назад в этих местах величаво стояли булгарские городища, татарские города. Здесь и по­ныне сохранились места древних курга­нов и городов. Самарская Лука, объятая полноводной Волгой, хранит память о наших предках — скифских и сарматских племенах, а также тюркских гуннах, ха­зарах, булгарах, помнит она и периоды Золотой Орды, Казанского ханства, за­воевания русских, нашествие Ермака, народные восстания Степана Разина и Пугачева…
3
Изученный в некоторой степени учеными Булгарский период Самарской Луки говорит о булгарах как о совершен­но отдельном народе, не имевшим отно­шение к нынешним татарам. В истории Самарской Луки трудно найти сведения о татарах, будто бы они и не имеют к этой местности совсем никакого отно­шения. Более того, есть все основания полагать, что и добулгарский, и после-булгарский период истории Самарской Луки остается неизученным именно в связи с татарским следом. Несмотря на это, укрепилась версия о том, что в 1236 году булгары были уничтожены вслед­ствие нашествия татар, в результате чего следы обоих народов здесь теряются. Однако эта версия не имеет историче­ской подлинности, так как доподлинно известно, что после объединения с та­тарами Булгары и другие города лишь вступают в фазу своего расцвета. То же самое можно сказать и о Муромском го­родке, являвшимся тогда столицей края на Самарской Луке: в 1236 году город вовсе не пришел в упадок, как об этом сказано в некоторых статьях, а, напротив — продолжил свое существование даже в периоды Золотоордынского и Казан­ского ханств. И жили в нём… ТАТАРЫ! В поисках этой исторической правды мне в последние годы пришлось побывать в Казани, Самаре, Жигулевске, порабо­тать во многих архивах и библиотеках, ознакомиться с очень редкими и ценны­ми материалами.
2
В конце концов, я нашла, что так упорно искала: на Самарской Луке, Муромском городке даже в период Ка­занского ханства жили татары! Об этом еще в середине 18 века писал академик Иван Лепехин. 23-24 мая 1769 года при изучении руин у села Валы он писал:
«…Кем укреплено сие место, запод-линно сказать не можно. Старожилые из предания объявляют, что тут до взя­тия Казани обитали Татара, а по взятия оные место сие оставили…» (Дневные записки путешествия доктора и Ака­демии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства 1768 и 1769 году. — Санкт-Петербург, при Императорской Акаде­мии наук. 1771, стр. 337.)
Но ученые более позднего перио­да слово «татары» заменили словом «люди», в итоге получилось, что в Му­ромском городке близ села Валы наш народ проживал лишь в период Бул-гарского государства. По утверждению большинства историков, якобы после монголо-татарского нашествия в 1236 году Муромский городок был уничто­жен и больше не восстанавливался.
Почему же современные ученые оставили без внимания слова акаде­мика Лепехина о татарах, более того, слово «татары» было заменено словом «люди»? По нашему мнению, всех удов­летворяла версия об уничтожении тата­рами-монголами древних булгар и их городов. Этим утверждением историки убили двух зайцев: во-первых, татаро-монгольским племенам было поставле­но клеймо разрушителей, уничтожите­лей булгарских племен. Во-вторых, они скрыли факт господства татар на Самар­ской Луке и Муромском городке даже в период Казанского ханства. Для чего это нужно? Да потому что, если, соглашаясь с Лепехиным, писать о проживании та­тар на Самарской Луке и в Муромском городке в период Казанского ханства, то следом придется объяснять и причину их исчезновения.
Некоторые краеведы, в большей части конечно татары, всё же пишут о существовании жизни в Муромском го­родке и после 1236 года. «Разрушенный во время монгольского нашествия в се­редине 1236 года Муромский городок не прекратил существование, однако роли важного экономического и обще­ственного центра, как прежде, уже не играл», — пишут они. (Шамиль Галимов. Счастье жить на земле предков. //Самар татарлары, 2012, №1, декабрь, стр.8.). Автор, основываясь на трудах Лепехина, утверждает о проживании здесь людей (татар. — Ф.Б.) до середины 16 века. Да­лее следы татар теряются…
Руины Муромского городка изуча­ются современными учеными и сегодня, но более-менее археологически изучен­ной на сегодняшний день остается лишь одна десятая часть его территории. Остаются неизвестными места располо­жения прежней Соборной мечети и дру­гих мечетей-медресе, которых в Муром­ском городке было немало. Основная же цель нашей статьи — доказать бога­тую историю тюрко-татар на Самарской Луке, в том числе Муромском городке, и их проживание здесь до начала 17 века. Мы постараемся сделать это, основыва­ясь на трудах ученых и краеведов, рабо­тавших здесь до нас.
Изучение Самарской Луки и руин Муромского городка началось с Ивана Лепехина в середине 18 века, далее это дело продолжил Петер Паллас, в 19 веке в изучении края приложил большие уси­лия государственный и общественный деятель Владимир Поливанов. Удиви­тельно, но в трудах этих ученых слово «татары» не сокрыто. По их собствен­ным утверждениям, они наиболее до­стоверно пытались раскрыть подлинную историю Самарской Луки. Историки, работавшие после вышеназванных уче­ных, руководствовались в основном тру­дами своих предшественников, однако факты и суждения о татарах в них уже не встречаются.
В самом начале хочу внести яс­ность в географические названия. В се­редине 18 века в научной литературе не существовало терминов «Самарская Лука», «Муромский городок», «Жигулев­ские горы». Самарскую Луку называли «Остров» или «Островок». А руины Му­ромского городка изучались в связи с близлежащим селом Валы. Историки пишут, что название «Муром» связано с одноименным племенем, когда-то на­селявшим эти места. Существуют еще варианты «Мауремане», «Мурмани», «Муран». Может быть, это самоназва­ния древних буртас-мишар. А татары же Жигулевские горы называют «Уртэбэ», расположенный недалеко Царев курган — Сары Олы Тау (Большая Желтая Гора). По историческим данным, там похоро­нен великий татарский правитель Ма-маон. И у Муромского городка (ныне на татарском языке звучит «Мурмэн») есть вариант «Мэрж;эн», но и это до конца не выяснено.
Иван Лепехин древние руины у села Валы «Муромским городком» не называет, а говорит об этом в разделе «Древнее при селе Валах укрепления»: «Село Валы наименование свое имеет от древнего укрепленного места, — пи­шет он. — Оно находится верстах в трех между оным селом и селом Жигули-хою». Он побывал также в селе Касты-чи, расположенном в 20 верстах от села Печерское, и записал: «Село Кастычи весьма пространно, и живут в нем госу­дарственные крестьяне; а в старину сие место принадлежало Волжским нагор­ным Татарам. Татарские обиталища вид­ны еще и по сие время остатки, которые состоят из каменных разваливавшихся стен. Числом их только три», — пишет он. Значит, были у татар свои крепости и здесь.
Петер Паллас место древнего горо­дища близ села Валы назвал «татарским шанцом». Он обратил внимание на два курга­на близ села Севрюкова на Самарской Луке, где языческие чуваши, и выдвинул предположение о возможном захоронении там татар.
Но   ученым, наиболее досконально изучившим Самарскую Луку и связанную с ней татарскую исто­рию, несомненно, является археолог и краевед Владимир Николаевич Поли­ванов. В 1900 году был опубликован его труд «Археологическая карта Симбир­ской губернии», в которой содержится подробное описание мест древних горо­дищ, пристанищ, курганов, рвов, пещер, а также ценных находок, найденных в Симбирском, Сенгилском, Сызрань-ском, Буинском, Алатырском, Ардат-ском и Курмышском уездах. Именно он вводит в обиход название «Муромский городок», относя его местам близ Волги, что создает впечатление о существова­нии здесь целых двух древних городов. Поливанов, как и Лепехин, отмечал, что в древнем городке близ сел Валы и Жигули в период Казанского ханства проживали татары: «Местные старожи­лы по преданию передают, что на этом месте, около сел Жигулихи и Валов, до взятия Казани жили татары, которые по­сле падения Казанского царства куда-то ушли», — пишет он.
Эти сведения для нас чрезвычайно важны, так как булгаро-монголо-татар-ская битва за Муромский городок все эти годы оставалась в центре внимания русско-татарских (булгарских) истори­ков, а версия о том, что жизнь после этой битвы в этих краях остановилась до последнего времени оставалась основ­ной. «В 1236 году Муромский городок на Самарской Луке разделил трагиче­скую участь других городов Волжской Булгарии, — пишут они. — Он был полно­стью разрушен и сожжен войсками Бату-хана… Вместе с древним булгарским городом были стерты с лица земли и все окрестные села. После этой траге­дии Муромский городок уже не возро­дился. Чудом уцелевшая часть местного населения покинула Самарскую Луку и расселилась в других местах». (Дмитрий Сташенков. Трагедия древнего города // Наследие Волжских булгар. — Казань-Са­мара, 2013, стр.136-137.).
Археолог Анна Кочкина, долгие годы ведущая раскопки в Муромском город­ке, утверждает то же самое. «Со времен монгольского нашествия в районе Му­ромского городища никто не жил», — пи­шет она. (Наследие Волжских булгар…, стр.137.). Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что все эти ученые и историки, знакомые с вышеупомянуты­ми трудами Лепехина и Поливанова, ни при каких обстоятельствах не хотят признавать факт проживания здесь ТАТАР в период Казанского ханства и, напротив, -всячески культивируют теорию об опу­стошении и исчезновении города с их приходом. Почему так? Вопрос остается открытым.
При изучении научных материалов о Муромском городке я обнаружила еще одну нестыковку. Так, В. Поливанов пишет о существовании близ села Валы одного древнего городища, а недалеко от Волги — другого, под названием Му­ромский городок. «Село Валы получило свое название от древнего укреплен­ного места, которое находится между названным селом и селом Жегулихою, — пишет он. — В северо-восточной сто­роне от села Валов тянутся Яблонные волжские горы, параллельно с которы­ми идет глубокий буерак. К этому буера­ку примыкает городок четырехугольной формы, длиною 200 сажен и шириною около 100 сажен. Городок окружен с се­веро-западной и юго-восточной сторо­ны тоже оврагами, а с южной стороны, обращенной к селу Валы, — тремя высо­кими валами с глубокими рвами. Из них средний вал всех выше. Валы проведе­ны не по прямой линии, а полукругом. Овраги, с которыми соединяются валы, продолжаются далее до Волги верст на десять, где и оканчиваются также город­ком, названным местными жителями «Муромским». Этот городок расположен недалеко от Волги на одной из Яблоно­вых гор».
По утверждению Поливанова, близ Валов находилось место одного древ­него городища, а другой город распо­лагался на берегу Волги и назывался он «Муромский городок». Выходит, руины у села Валы, изучаемые учеными под тем же названием-«Муромский», являются руинами совсем другого городища. Так следует ли искать настоящий «Муром­ский» у берегов Волги? Возможно ли, что Муранское захоронение или остатки города Междуреченска в былые време­на назывались «Муромским городком»?
В этом труде Поливанов описал историческое местонахождение многих сел Самарской Луки. Ученый подробно остановился на могильнике села Му-ранка, расположенного на берегу реки Уса. По приказу Императорской Архео­логической комиссии он сам руководил этими археологическими раскопками. Часть 700 могил, относящихся к 14 веку, то есть к Золотоордынскому периоду, принадлежат мусульманам-татарам. В могиле, где был похоронен всадник с конем, нашли татарские монеты. В других погребениях также обнаружили много татарских монет. В 1889 году не­далеко от Муранского могильника был обнаружен надмогильный камень с арабской надписью. По мнению автора, некогда на этом месте стоял городище площадью в 70 десятин.
«На поверхности этой площади встречается немало черепков глиняной обожженной посуды с рисунками, же­лезной гари, прясел, кусков кирпича, — пишет Поливанов. — В большом числе попадаются также татарские монеты XIV века. Здесь на середине острова на­ходилось небольшое каменное здание неопределенного назначения, с камен­ным полом и такими же из дикаря сте­нами, плотно сложенными на извести». Поливанов пишет и об обнаруженном квадратном «татарском кирпиче» как из Сарая, и о минарете мечети, которая, по словам местного населения, еще не­давно стояла здесь. «За селом Подгоры в долине, называемой «Мордовская по­ляна», есть признаки городка, имеюще­го в окружности 160 сажень, — пишет он. — В этом городке в 1895 году было най­дено 120 татарских золотоордынских серебряных монет XIII и XIV веков». Из­учая горы и пещеры у села Переволок, Поливанов называет найденные здесь древние руины Татарским городищем. «В переписных и межевых книгах по Самарскому уезду 1672 года описанное укрепленное место называлось Татар­ским городищем», — пишет он.
Поливанов также побывал в селе Кастычи и описал древнюю татарскую кре­пость. «Среди села Старых Костычей на площади, где ныне стоит церковь, вид­ны следы бывшего здесь некогда татар­ского каменнаго укрепления, — пишет он. — В старину место это принадлежало волжским нагорным татарам.» Полива­нов также сообщает, что совсем недале­ко от этого села расположен и татарский могильник.
Основываясь на трудах ученых про­шлого века, современные краеведы пи­шут и о нахождении на Самарской Луке летних станов Золотоордынских ханов. «Некоторые исследователи (например, М.Иванин, 1875) указывают, что здесь была летняя ставка ханов Золотой Орды, «паслись бесчисленные стада, и кочева­ло множество народу», — пишут они. (И. Павлович, О. Ратник. Тайны и легенды волжских подземелий. — Самара, 2003). Здесь речь идет о труде М.И. Иванина «О состоянии военного искусства у сред­неазиатских народов при Тамерлане», напечатанном в 1875 году.
Как мы видим, ученые 18-19 вв. в освещении истории татар на Самарской Луке своим пристрастием в суждениях и сокрытием нежелательного очевидного тогда ещё не славились. Ведь тогда ещё история писалась такой, какой она была и ещё не «было принято» называть «та­тар» «булгарами». В 20 же веке, особен­но в советский период, тема истории татар на Самарской Луке сделалась не актуальной, а ворошащее прошлое сло­во «татары» повсеместно и преднаме­ренно заменилось на «булгар». И, хотя, исторических и археологических памят­ников Булгарской и Золотоордынской эпох здесь поровну — по 50 на обоих, недостаточную изученность татарской истории на Самарской Луке современ­ные ученые объясняют тем что, эти ме­ста около двух веков оставались забро­шенными:
Новая история Самарской Луки для «новоиспеченных» историков начинает­ся приблизительно с середины 16 века — т.е. с падения Казанского ханства и связанного с этим переселения на полу­остров русских. В этой «новой» истории татар просто нет, история начинается булгарами и заканчивается русскими, огромнейший же пласт посередине -татарская история полуострова просто отсутствует, что, конечно же, неверно.
Неверно и то, что Самарская Лука якобы пустовала целых два столетия в ожида­нии заселения русскими. Жизнь на полу­острове продолжалась всегда. И если в период Казанского ханства татары здесь процветали, строя целые городища, что отмечено как у Лепехина, так и у Поли­ванова, то даже с падением Казанского ханства народ отсюда никуда сразу не исчез.
Другим краеведом, написавшим в 1930-1950 гг. весьма популярные в народе книги о Самарской Луке стал М.А. Емельянов. В наших руках две его научно-популярные книги — «Жигули и кругосветка (Куйбышев, 1938) и «Са­марская Лука и Жигули» (Куйбышев, 1955). Особого внимания заслуживает описание им жизни на Самарской Луке после завоевания полуострова русски­ми. Пытаясь обойти стороной татаро-булгарскую историю изучаемого им края, М. А. Емельянов в самом начале своего исследования пытается пойти другой тропою, которая при описании самого Муромского городка всё же вы­водит его на татаро-булгарский след. «Раскопки, произведенные в 1929 году, показали, что городок этот относится к типу булгарских городов XIII века», — пи­шет он.
В обеих своих книгах М. А. Емелья­нов указывает на существование неког­да в центре Муромского городка крем­ля, говорит о существовании здесь как каменных зданий, а также глиняных и деревянных построек. «Муромский го­родок погиб около 700 лет назад, при движении татар на запад, разоривших до основания булгарское царство», -пишет он. Неужели М. А. Емельянов со­всем не был знаком с трудами Лепехина и Поливанова, которые писали о прожи­вании татар на этой территории ещё в период Казанского ханства?!
Возникновение села Валы автор связывает с монахами. «С 1660 года Са­марская Лука переходит во владения монастыря Саввы Сторожевского, по­сле чего начинается усиленная коло­низация ее, — пишет он. — …Основания Валов связано с периодом пребывания на Самарском Луке монахов Саввин­ского монастыря, которые здесь имели свою вотчину». Опираясь на данные Усольской летописи, М. А. Емельянов делает заключение, что село Валы ос­новали люди, прибывшие со стороны Малыкла, но, по нашему мнению, к их приходу здесь уже проживали татары — переселенцы из Муромского город­ка. Древнее городище близ чувашского села Кармалы, которое нынче известно больше как Кармалинское городище, М. А. Емельянов относит к булгарскому периоду и приводит его старинное на­звание — «Хуладу».
Из труда М.А. Емельянова можно почерпнуть достаточно информации о жизни на Самарской Луке после заво­евания полуострова русскими. Так, мы узнаем, что уже в 1557 году сюда был направлен отряд атамана Ляпуна Фи­лимонова, якобы таким образом Иван Грозный пытался обезопасить здеш­них ногайцев! Этому, однако, не верит и сам автор: «Конечно, русскому царю хотелось не столько оберегать ногаев, сколько закрепить за собою захвачен­ные в Поволжье земли, — пишет он. — В 1614 году сюда был отправлен отряд в 500 стрельцов, с наказом построить укрепленный пункт в том месте, «где переволочатся с Волги на Усу-реку».
На месте нынешнего города Жигулевска раньше было расположено село Моркваши. В трудах Палласа оно упо­минается как Маркауш. По мнению уче­ных, этот населенный пункт тоже имеет корни булгарской эпохи, а наименова­ние Моркваши оно получило еще в 17 веке. «По преданиям, Моркваши осно­ваны булгарами еще в XIII веке, — пишет Емельянов. — Исторические данные под­тверждают, что село Моркваши извест­но под этим названием с XVII века».
В первой книге М.А. Емельянова имеются записи о существовании на Самарской Луке Ханского оврага и про­бивающегося из него Ханского источни­ка. Выходит, здесь также жили и ханы? Во второй его книге также содержится информация, касающаяся истории та­тар. Автор отмечает, что ещё в 9 веке Самарская Лука полностью принадле­жит древним булгарам: «В I Х- XIII веках Самарская Лука входила в Болгарское царство, что подтверждается открытием археологической экспедиции под руко­водством профессора В.В. Гольмстен в 1923, 1928 и 1929 годах остатков ряда поселений, относящихся к этому перио­ду: на Лысой горе — у села Морквашей; на Белой горе — у села Подгор; на горе Ош Панда Нерь — у села Шелехмети».
Емельянов пытается дать объясне­ние происхождению названия «Муром­ский городок», связывая его с русским мифическим героем Ильей Муромцем. «В период Болгарского царства самым крупным центральным поселением на Самарской Луке был Муромский горо­док, — пишет он. — … Легенда, рассказы­ваемая местным населением о том, что русский богатырь Илья Муромец в бит­вах уничтожил здесь целый татарский город, видимо, и послужила основани­ем к наименованию городка».
Если читатель обратил внимание -речь идет об уничтожении русским бо­гатырем ТАТАРСКОГО города, и ни о бул­гарах, и ни монголах речи нет! Следует полагать, что в основе данного факта может скрываться и истина, иначе в на­родном фольклоре бы ей не ужиться …
М.А. Емельянов подробно останав­ливается на описании Муромского го­родка:
«Площадь городка по окружности была около восьми километров, — На плане он имел форму овала, длинная ось которого превышала три киломе­тра… В центре городка находилась крепость- кремль с внутренним валом. Во время своего рассвета городок имел каменные здания довольно сложной архитектуры, постройки общественного значения». Далее автор подробно пере­числяет местные находки, сообщает о том, что городское население вело до­бротную оседлую жизнь. И, конечно же, причиной разрушения этой счастливой жизни он называет … татар-монгол. «Случилось это в 1236 году, — пишет он. — Огромные орды татаро-монгольских племен под предводительством внука Чингисхана Батыя двигались из Азии в Европу. На своем пути они опустошали земли, грабили и сжигали города и села. Мужчин уничтожали, женщин и детей забирали в плен. Это было страшное нашествие. Все Болгарское царство под­верглось разорению и опустошению. После разгрома Болгарии татаро-мон­голы напали на Русь. Образовали в Вос­точной Европе так называемую Золотую Орду. Двести сорок лет длилось нена­вистное татаро-монгольское иго».
45
Именно такая лживая история о татарах преподается и изучается по­всюду: тысячу лет назад на Самарской Луке жили булгары, но с пришествием и завоеванием этих земель дикими тата­ро-монголами и сами булгары, и их го­рода были стерты с лица земли вместе со всей их тысячелетней историей. Но у любого, мало-мальски рассуждающего человека должен возникнуть вопрос: кем же тогда являются проживающие сегодня в Самарском крае татары — не­ужели более поздними переселенца­ми? Но ведь они утверждают, что яв­ляются потомками древних булгар. А раз потомки — значит, булгары тогда не исчезли, а сохранились и продолжили свое существование но уже как «тата­ры»… Как бы там ни было, говорить об этом с татарами, называющими себя булгарами, и, тем более с русскими -бесполезно, так как и те, и другие нена­видят исторических татаро-монгол про­сто по определению… Именно поэтому Золотоордынский и Казанский период истории Самарской Луки и Муромского городка остается искусственно не изуча­емым, а татаро-монгольские завоева­ния и исторические татары везде здесь упоминаются лишь в негативном свете.
М.А. Емельянов при описании села Валы, что близ руин Муромского город­ка ссылается на результаты самых по­следних исследований. В частности, он обращается к книге Д. Н. Садовникова, выпущенной в 1872 году: «В своих путе­вых очерках 1872 года «Жигули и Усолье на Волги» Д.Н.Садовников так описыва­ет эти места: «Окружность татарского укрепления, лежащего вправо от боль­шой дороги (если ехать из Валов в Жи-гулиху) — в несколько верст… В народе прежними обитателями слывут и татары и разбойники…»
Значит, ещё в конце 19 века, когда Садовников работал над этой книгой, древние руины близ села Валы назы­вали «татарским укреплением», а от­носительно того, что и раньше здесь жили именно татары, никто тогда не со­мневался. Однако в советский период стала всячески продвигаться булгарская версия истории Самарской Луки, что вы­черкнуло татар из доброй истории горо­дища навсегда…
В свое время написала статью о Царевом кургане. Большинство ученых связывают его историю с булгарской и татарской историей, однако мало кто пытается хоть как-то докопаться до ис­тины. Сегодня же этот исторический памятник превратился в место покло­нения русских: на вершине кургана се­годня — крест, у подножья — часовня, и ничем татарским здесь нынче даже не пахнет. Я неоднократно убеждалась в чуждости и ненужности здесь татар­ской истории. И сами татары ведут себя странно: прикрываясь булгарским зна­менем, пытаются принизить прошлое своих исторических предков. Учеными не изучается ни Золотоордынский, ни Казанский период Самарской Луки… так как это — ТАТАРСКАЯ история. И ос­новная версия истории здесь такова: булгарские города и самих булгар унич­тожили татаро-монгольские нашествия. Что касается потомков булгар — татар, живших здесь до самого падения Казан­ского ханства — их места в истории никто даже и не отслеживает.
6
Жизнь в Самарском крае, на Самар­ской Луке в частности и во всем По­волжье в общем, находилась на пике своего расцвета именно в Золотоордынскую эпоху, а в период Казанского ханства продолжала свое процветаю­щее существование. А с середины XVI века начинается новый этап в истории Среднего Поволжья — в составе Русского государства». Татары и татарская жизнь на Самарской Луке процветали вплоть до самого взятия последних татарских государств в Поволжье — Казанского и Астраханского ханств и последовавшего за этим нашествием русских!
Следует отметить также и то, что Самарская Лука и Муромский городок, нашими казанскими учеными и столич­ными булгаристами специально не из­учаются, представляя и для тех, и для других исключительно теоретический интерес. Земля древнего городища сегодня принадлежит национально­му парку «Самарская Лука», а также близлежащим селам, что, тем не ме­нее, не мешает «черным копателям» вести здесь свои исследования и свой бизнес. Правда, самарские археологи тоже ведут раскопки, но и они не могут противостоять давлению и нападкам извне.
Жигулевский городской краеведче­ский музей вышел с инициативой о соз­дании на территории исторического Му­ромского городка музея под открытым небом. Научно-практический семинар «Музей под открытом небом на терри­тории «Муромского городка», в котором я тоже участвовала, прошел 9 июня 2013 года в здании краеведческого музея г. Жигулевска. Также присутствовали и выступили: кандидат исторических наук, заведующая археологическим отделом Самарского областного музея, археолог, более 20 лет ведущая раскопки на месте Муромского городка и написавшая на эту тему десятки научных трудов Анна Кочкина (Самара); директор краевед­ческого музея г. Жигулевска Светлана Игошина; представитель Жигулевского городского округа, исполняющий обя­занности заведующего отделом культу­ры, наш соотечественник Марат Расулев; кандидат биологических наук, прези­дент организации «Парквей», оказыва­ющей помощь национальным паркам Юрий Рощевскии (Тольятти); кандидат исторических наук, доцент Российского государственного университета туризма и сервиса Михаил Кржижевский (Сама­ра); председатель историко-культурного фонда «Булгарское наследие», извест­ный бизнесмен Гумер Батыршин (Са­мара); президент татарского общества «Туган тел» Самарской области, доктор экономических наук, профессор, банкир Ильяс Шакуров (Самара); председатель татарской национально-культурной ав­тономии г. Тольятти, предприниматель Рауф Кирасиров; председатель татар­ской национально-культурной автоно­мии г. Жигулевск Ирек Шарафутдинов и другие.
В своем выступлении я высказа­ла пожелание, чтобы на эту тему было написано как можно больше художе­ственных произведений и научно-попу­лярных трудов, дабы народ лучше знал свою древнюю историю.
7
Выступающие на семинаре совер­шенно не коснулись татарской темы, но обойти булгар все же не смогли. К теме мусульманства все подошли крайне осторожно. Выступая, Юрий Рощевскии призвал к созданию в Муромском го­родке музея под открытым небом без причинения урона природному ланд­шафту и окружающей среде. Он также озвучил одну достойную вни мания мысль, но, к сожа лению, не стал её раз вивать. Историк Анна Кочкина сетовала на отсутствие на Самар­ской Луке системы исторических запо­ведников, выразила крайнее недоволь­ство «черными копа­телями», подчеркнув незащищенность и особую уязвимость этих мест. Анна Кочкина добавила, что на сегодня в Са­марской области нет ни одного специа­листа, способного работать по тематике Волжской Булгарии.
Бизнесмены и общественные дея­тели Гумер Батыршин и Ильяс Шакуров выразили готовность оказать проекту Муромского городка материальную поддержку, а также организацию гран­тов для желающих вести здесь исследо­вания. Одним из обязательных условий для соискателя гранта должна быть бул­га ро-татарская тематика его исследова­ний, мусульманские признаки в которых должны находить свое самое прямое отражение. Далее татарская обществен­ность Самары сделала обращение к руководству Татарстана, институту исто­рии им. Ш. Марджани, а также к мест­ным руководителям оказать содействие при создании проекта Муромского го­родка. Подтверждая их слова, историк Михаил Кржижевский высказался о необходимости обращения внимания к этническому туризму. После показа презентации на тему «Музеи под откры­тым небом», директор музея Светлана Игошина обратилась к татарам: «Ваше стремление к глубокому изучению сво­ей истории, бережное отношение к ней достойны восхищения».
Затем участники семинара и гости посетили место Муромского городка, расположенного недалеко от Жигулев­ска. Разговор продолжился и здесь, а закончился он традиционным пловом с чаем.
…На Самарской Луке я жила на рас­положенных чуть поодаль от Жигулев­ска Яблоновых горах, у Илгизы апа Фат-хетдиновой. Верующая мусульманка, совершающая намаз, она очень госте­приимно и тепло приняла меня, пусть Аллах вознаградит ее за это! Из окон с пятого этажа открывается пре­красный вид на горы, а там липы в цвету, день и ночь щебечут птицы. Невыразимая перво­зданная красота, чи­стота, блаженство. По словам местных жителей, здесь, над Волгой, летом можно наблюдать удивитель­ное явление — мираж. Оказывается, это-отраже­ние белокаменного городища, расположенного на зеленом острове и окруженного горами… Круглый город окружен белыми каменными стенами, в центре города — роскошные дворцы и Соборная мечеть, возвышающаяся до небес. Город целиком в минаретах со сверкающими полумесяцами… Кача­ясь на волнах миража, они рассыпают по голубой глади Волги свои изумруд­ные лучи. На окраине города располо­жились высокие каменные дома, но они пусты, там никто не живет, город мертв…
Этот безымянный, безлюдный, без­дыханный город — булгаро-татарский Муромский городок, который из исто­рического превратился в город-мираж, город-призрак.
Это величавое и жутковатое явле­ние, появившееся над Волгой, у Самар­ской Луки, — мираж, призрак великой истории татар.
Но эта история — наше прошлое, наша жизнь. И она займет свое достой­ное место в истории будущего, Иншаллах! И мы, татары, ради этого сделаем все!
Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель, кандидат исторических наук.

Вести о скорой кончине аятоллы Хаменеи вызовут беспорядки в Иране

http://golosislama.com/news.php?id=28668

Вести о скорой кончине аятоллы Хаменеи вызовут беспорядки в Иране



Али Акбар Хашеми Рафсанджани - председатель  Совета по целесообразности при парламенте Ирана объявил о начале работы комиссии по назначению кандидатов на пост «Вали аль-Факих» - духовного правителя Ирана. Напомним, что уже 26 лет этот пост до сегодняшнего дня бессменно занимал Али Хаменеи. Высший правитель Ирана в возрасте 76 лет тяжело болен, и возможно лежит на смертном одре.  Не здоровится также второму по влиянию человеку в Иране – командующему Корпусом Стражей Исламской Революции (КСИР) Касиму Сулеймани, получившему серьёзные ранения в боях под Алеппо в Сирии. Именно эти два человека в Иране разрабатывали планы по шиитско-сефевидской экспансии на Ближнем Востоке. Первый – аятолла Хаменеи, наделён поистине неограниченными фараонскими полномочиями в стране, разрабатывал стратегический план по расширению шиитской империи, второй – Касим Сулеймани, воплощал эти планы в жизнь в Сирии, Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне, Пакистане и т.п. Основная битва с суннитами за влияние в регионе разыгралась, как известно в Сирии.
Иран ежегодно расходует на военную кампанию в Сирии десятки миллиардов долларов, но взамен, пока получает только гробы своих солдат. Иран увяз в сирийском капкане, не имея возможности победить суннитское сопротивление военным путём. Все эти факторы сложились воедино, и как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на американских чиновников, Иран начал выводить свои элитные части из Сирии. Под сирийским небом иранцам могли прийтись не по вкусу: междоусобные бойни между ними и асадовцами за влияние среди военных, «дружественные» бомбовые удары российских «космонавтов», а также огромные потери, которые шиитский интернационал несёт в боях с суннитскими муджахидами. И ещё – в самом Иране почти не осталось элитных подразделений, почти все в командировках заграницей. И по возвращению на родину, спецназовцам возможно придётся воевать уже с иранскими повстанцами внутри страны. Народ по горло сыт мистическим режимом жрецов-аятолл и жаждет реформ. Да и на юге страны в арабских и суннитских регионах давно неспокойно.
Сам пост "Вали аль-Факих" в Иране почти полностью заточен под Али Хаменеи, и его кончина в любом случае повлияет на внутриполитический уклад страны, даже если режим не откажется от имперских амбиций на Ближнем Востоке.
Автор

Российские мусульмане в Турции: против Москвы, но не в ИГИЛ

http://golosislama.com/news.php?id=28671

Российские мусульмане в Турции: против Москвы, но не в ИГИЛ




В Турции постепенно расширяется община российских мусульман, покинувших Россию по причине давления со стороны властей.
"Сейчас из России мусульмане не уезжают, а эвакуируются. Притесняются все группы, все направления ислама. Людей очень много переехало", - говорит главный редактор сайта "Голос Ислама" Дмитрий Черноморченко, переехавший в Стамбул в 2012 году.
ФСБ, в свою очередь, подозревает некоторых из уехавших мусульман в причастности к экстремизму и терроризму.
Однако было бы чрезвычайным упрощением приравнять всех мусульман, уехавших в Турцию из-за проблем с российскими властями, к сторонникам запрещенной в России группировки "Исламское государство". Так кто же эти люди?

Переезд или эвакуация?

Российские мусульмане, эмигрирующие в Турцию, называют себя "мухаджирами". В переводе с арабского это значит "переселенец".
"Абсолютно на каждом шагу [российские] полицейские, увидев мой паспорт, спрашивали меня, не мусульманин ли я. Иногда приходилось отшучиваться, что у меня борода, потому что я геолог. У геологов же всегда бороды", - поясняет Черноморченко.
Павла Окружко внесли в так называемый "действующий список террористов" Росфинмониторинга без решения суда
С ним согласен и мусульманин Павел Окружко, переехавший из России в Турцию в 2012 году. Весной 2015 года на него было заведено уголовное дело об участии в незаконном вооруженном формировании на территории Сирии.
"Окружко П.А. обвиняется в том, что он с июля 2013 года по настоящее время, действуя умышленно из религиозных убеждений, осознавая преступный характер своих действий, участвует на территории Сирийской Арабской Республики в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства", - говорится в ответе УФСБ по Ставрополью на запрос семьи Окружко.
Суда еще не было, однако Павел уже включен в перечень действующих террористов и экстремистов на сайте Росфинмониторинга, у него заблокированы все банковские счета.
Окружко говорит, что не ожидал таких действий от российских властей, поэтому документов, подтверждающих его невиновность, у него не так много.
Павел признает, что ненадолго ездил в Сирию в 2002 году на курсы арабского языка, а затем вернулся в Россию. По словам Павла, то, что сейчас он постоянно живет в Турции и “ни в какую Сирию не ездил”, могут подтвердить соседи и учителя в школе, где учится его дочь. Мы спросили Павла, как, по его мнению, живется русским, принявшим ислам.
“К русским мусульманам особое отношение. И российские СМИ это раздувают сейчас. Часто пишут, что русские могут принять ислам и стать радикалами, кого-то взрывать. Не исключено это. Среди любой нации есть радикалы. Но из большой массы русских, принимающих ислам, радикалами становятся единицы", - добавляет он.
Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований ИЭА РАН Ахмет Ярлыкапов называет частями одного процесса переезд с целью осесть и жить мирной жизнью и переезд для участия в войне.
"Основная цель "мухаджиров" - жить в мусульманской стране. Кто-то этой идеальной моделью считает Турцию, кто-то Египет периода Мурси, а кто-то ту часть Сирии, которую контролируют оппозиционные Башару Асаду силы. Даже те люди, которые сейчас воюют в Сирии – они едут туда жить, основывают поселения. У них стремление жить в мусульманской стране совпало с желанием воевать за нее", - говорит эксперт.
По оценкам экспертов, лояльных Кремлю, общее число российских мусульман, выезжающих для вступления в ряды ИГ, может достигать 7000 человек.
Но в стамбульском Институте российских исследований к таким цифрам относятся скептически.
“Сегодня всех интересует число россиян, которые едут из Турции в Сирию, чтобы примкнуть к боевикам. Мы постоянно слышим какие-то якобы достаточно точные цифры, но у меня есть сомнения в их достоверности”, - замечает Гумер Исаев.

“Готовы применить боевой опыт”

Некоторые "мухаджиры", иммигрировав в Турцию, продолжают высказываться на русскоязычных исламских сайтах, заниматься правозащитными вопросами и выступать на конференциях.
"Помимо помощи "мухаджирам", у нас есть плотные контакты с украинскими коллегами, которые, как известно сдерживают российскую империалистическую машину самым непосредственным образом", - говорит правозащитник и мусульманский активист Салман Север

По данным турецких властей, 99 россиян были задержаны в 2015 году при попытке вступить в ряды ИГ
О деталях взаимодействия между "мусульманской Турцией, российскими "мухаджирами" и украинскими комбатантами" Салман предпочел умолчать.
В начале 2000-х он был одним из лидеров русскоязычной мусульманской общины Петербурга, достаточно известным блогером, а также принимал участие в мероприятиях оппозиции.
В августе 2013 спецназ задержал его по обвинению в оправдании терроризма. Эксперты усмотрели нарушение закона в статье "Ислам и приморские партизаны", которую Салман разместил в интернете в 2011 году.
Однако суд не удовлетворил ходатайство об аресте Салмана, и он поспешил уехать из России. Его объявили в международный розыск, и Турция дала активисту политическое убежище.
По словам Салмана, из чувства благодарности к приютившей их Анкаре немало российских мухаджиров готовы взять в руки оружие.
"Генеральное настроение мухаджиров сейчас – мы готовы защищать Турцию от России. Многие, получившие боевой опыт в других местах, готовы его использовать его для поддержки Эрдогана и наших братьев, например, сирийских туркменов", - отмечает Салман.

Что говорит статистика?

Точное число российских мусульман, уехавших в Турцию, назвать не может никто.
Органам статистики крайне сложно выделить их из общего миграционного потока. Специалисты говорят о нескольких тысячах переехавших по религиозным мотивам. Сами мусульмане – о десятках тысяч.
Специалисты считают, что число российских мусульман, переезжающих в Турцию, будет только расти
По данным Росстата, в 2014 году из России в Турцию на постоянное место жительство выбыло 2327 человек – это на 55% больше, чем в 2013. При этом в начале 2000-х число выезжающих не превышало 300 человек в год.
Резкий скачок наметился лишь в 2012 году, когда из России в Турцию, по данным Росстата, уехало сразу 1037 человек. Это почти в пять раз больше, чем годом ранее.
При этом в официальную статистику не попадают те, кто не уведомил ФМС о своем "выбытии".
Зачастую люди заезжают в Турцию как туристы, а затем получают разрешение на проживание для иностранцев. Разрешение выдается на срок до 1 года с возможностью продления.
Среди переехавших мусульман можно встретить и татар, и башкир, и представителей народов Кавказа, и русских. И "мухаджиры" считают, что процесс только набирает обороты.
"В России запрещены многие джамааты (религиозные общины, движение – прим. Би-би-си), хотя они не имеют отношения ни к ИГИЛ, ни к богословской платформе, на которой зиждется ИГИЛ. Силовики продолжают закручивать гайки, зажимают любую исламскую активность, выкашивают недовольство. А значит поток мухаджиров усилится", - считает Салман Север.

Автор
Источникbbc.com

Рәшит Әхмәтов: "Татарстанга президентлык турында референдум уздырырга кирәк"

http://www.azatliq.org/content/article/27433569.html

татарстан

Рәшит Әхмәтов: "Татарстанга президентлык турында референдум уздырырга кирәк"

Сәяси күзәтүче һәм журналист Рәшит Әхмәтов Русия президенты Владимир Путинның Татарстанда президент атамасының язмышы турында әйткән сүзләрен ничек аңлаган?


 Рәшит Әхмәтов


Татарстан президенты атамасын үзгәртү-үзгәртмәү мәсьәләсе турында сорауга 17 декабрь узган матбугат очрашуында Владимир Путин моны республика халкы үзе хәл итәргә тиешдип әйтте. Русия думасы кабул иткән канунга күрә Татарстанда президент атамасы 2016 елның 1 гыйнварыннан гамәлдән чыгарга тиеш. Татарстан Дәүләт шурасы депутатлары Мәскәү республикага карата хәерхаһлы булыр дип өметләнә, әмма федераль үзәктә бу хакта төрле сценарий булу ихтималын кире какмый. Чираттагы сессия 23 декабрьгә билгеләнгән. Сәяси күзәтүче һәм журналист Рәшит Әхмәтов бу утырышта катнашачак. Дәүләт шурасы референдум турында карар кабул итәргә тиеш, дип саный ул.  
– Путин үз җавабында вазгыятьтән читләшә, төгәл генә җавап бирми, әмма сүзен "Татарстан халкы үзе хәл итсен" дип тәмамлый. Узган ел Селигердабу хакта ул шундый ук җавап биргән иде инде. Бу гына да түгел, якынча бер ай чамасы элек Татарстан президенты Мәскәүдә журналистлар белән очрашуда, "үз мөддәтемне, билгеле булганча, биш елга сайладылар, президент буларак тәмамлаячакмын", дигән иде. Мондый белдерүдән соң 1 гыйнвардан президент булудан туктау аның абруен югалту булачак. Путинның бу вазифаны бетерергә чакырган шовинистик көчләрне котыртырга теләге юк, күрәсең. Әйе, ул илдә бер президент булырга тиеш, дип әйтте, әмма принцип мәсьәләсе икән – Татарстан халкы үзе хәл итсен дигәнрәк бер әйбер өстәде.
23 декабрьгә Дәүләт шурасы сессиясе билгеләнгән. Анда мин дә чыгыш ясарга җыенам. Бу хәлдән чыгу өчен иң яхшы чара – референдум булыр иде (президент атамасы турында – ред.). 13 сентябрь президент сайлауда халыкның 94% Миңнехановка тавыш биргәнен беләбез. Бу референдумның да уңышлы булачагына шикләнмим. Мондый референдумның файдасы булыр иде.
Бүгенге көндә капма-каршы эчтәлектәге ике канун бар, берсе 2016 елның 1 гыйнварыннан (Татарстанда) президент вазифасы бетә дигән федераль канун һәм вәкаләтләрне бүлешү килешүе. Килешүдә республика белән кем идарә итәчәге республиканың үзендә хәл ителә диелгән. Шовинистик даирәләргә истерия күтәрергә һәм озакка сузылачак ыгы-зыгы тудырырга сәбәп бирмәс өчен, Дәүләт шурасына 23 декабрь көнне референдум уздыру турында карар кабул итү бик урынлы булыр иде.
– "Кавказ халыклары өчен дә милли хисләр бик четерекле, әмма хәтта Чечня да "юк" дип әйтте..." Путинның бу сүзләрен ничек аңларга?
– ...һәм бу чечен халкы кабул иткән карар, дип тә өстәде ул. Татарстан халкы нәрсә дип әйтер – мәсьәлә ачык кала. Чечня шулай хәл иткән, Татарстан халкы башка төрле хәл итәргә мөмкин. Мөһим бер әйберне исегезгә төшерәм. Русиянең ислам дәүләтләре белән мөнәсәбәтләре өчен Миңнеханов җаваплы. Губернатор булып калса, шуңа таба барабыз бит инде – республиканы бетерүгә таба, губернатор вазифасында чит илләр белән сөйләшүләр алып бару бик сәер булыр иде. Казан үз өстенә башкала функцияләрен ала бара –​ монда ислам банклары турында сөйләшәләр. Русия композиторлар берлеге итепРәшит Кәлимуллин сайланганнан соң композиторлар арасында берлекнең баш фатирын Казанга күчерик дигән сүз булды. Алар үзләре Миңнеханов белән эшләү җиңелрәк булачак ди. Шостакович, Свиридов, Родион Щедрин эшләгән берлек бит ул.
Татарстанга референдум кирәк. Мин бу хакта 23 декабрь Дәүләт шурасында чыгыш ясарга җыенам.Татарстанның тулай җитештерү күләме 2-3 триллионга җитә, зур булмаган аерым дәүләт кадәр эшлибез без. Шундый республика башлыгын вак муниципалитет җитәкчесенә әйләндерергә телиләр. Республика президенты вазифасын бетерү бөтен татар халкына хөрмәтсезлек һәм гаделсезлек булыр иде.

Путин: "Татарстан президентын ничек атауны республика халкы үзе хәл итсен"


http://www.azatliq.org/content/article/27433185.html

татарстан

Путин: "Татарстан президентын ничек атауны республика халкы үзе хәл итсен"

Татарстан президенты атамасын үзгәртү-үзгәртмәү мәсьәләсе турында сорауга Путин моны республика халкы үзе хәл итәргә тиеш дип әйтте.
Путин матбугат очрашуында. 17 декабрь 2015

Русия президенты Владимир Путин 17 декабрьдә үзенең 11нче тапкыр узган матбугат очрашуында "Бизнес Online" журналистының Татарстан президенты атамасы турындагы соравына җавап биреп, урыс мәкален китерүдән башлады.
"Татарстан президент атамасы турында үзе хәл итсен"
“Чүлмәк дип атасагыз атагыз, тик мичкә генә куймагыз, диләр. Бу - Татарстан эше. Мин бу ниндидер милли хисләргә кагыла дип уйламыйм. Кавказ халыклары өчен дә милли хисләр бик четерекле, әмма хәтта Чечня да "юк" дип әйтте икән... Бу Чечня халкының ихтыяры иде һәм без Татартстан халкы фикеренә дә ихтирам белән караячакбыз. Шуңа сез моны үзегез хәл итегез, яме”, диде ул.
Узган ел Селигер очрашуында бу хакта сорау биргән Казан егете Тимур Вишневскийга Путин шундый ук җавап кайтарган иде.
Русия думасы кабул иткән канунга күрә Татарстанда президент атамасы 2016 елның гыйнварыннан гамәлдән чыгарга тиеш.

Казандагы пикетта президент атамасын һәм Айдар Хәлимне якладылар

http://www.azatliq.org/content/article/27438267.html

татарстан

Казандагы пикетта президент атамасын һәм Айдар Хәлимне якладылар

19 декабрьдә Казан үзәгеннән шактый читтә, елга портына бару юлында кала торган Кәрим Тинчурин урамы тукталышы кырында пикет үтте. Анда катнашкан егермеләп кеше Татарстанда президент атамасын һәм Айдар Хәлимне яклап чыгыш ясады.



Пикет таләпләре белән 60-70ләп казанлы һәм Казан кунагы танышкандыр. Пикет барышында БТИҮ рәисе Фәрит Зәкиевка мөрәҗәгать иттек.
– Фәрит әфәнде, Татарстан президенты атамасын яклап менә беркадәр халык таләпләр белән урамга чыкты. Сез шушы чара өчен җаваплы кешеләрнең берсе. Ничек уйлыйсыз, әлеге чараның бераз булса да файдасы булырмы?
–Файдасы әлбәттә булыр. Чөнки президент Путин 2014 елның сентябрендә үк бу мәсьәләне Татарстан халкы үзе хәл итәргә тиеш дипбелдерде. Быелның 17 декабрендә шушы ук сүзләрен кабатлады. Әмма безнең парламент чын парламент була алуын күрсәтә алмады. Шушы елдан артык вакыт эчендә нинди дә булса карар кабул итәргә сәләтле булмады, кабул итмәде. Менә алга таба нинди эшләр майтарырлар, нинди гамәлләр кылырлар, карарбыз инде.
– Казанда булсын, Чаллы яки башка шәһәрләрдә узган сәясиме, иҗтимагыймы чараларда, урамнарга каршылык чараларына чыгарга рөхсәт алган кешеләр янында соңгы елларда төрле дәрәҗәдәге депутатлар гомумән күренми башлады. Сәбәбе нидә икән?
– Дөресен әйткәндә, Татарстан парламенты инде ул чын парламент түгел. Ул – сәяси мәет. Чөнки алда әйтелгән мәсьәлә буенча минем бер депутаттан бер сүз, бер фикер ишеткәнем юк. Ә бит президент атамасына һөҗүм 2010 елда ук башланды. Шушы биш ел эчендә парламентта бер кыймылдау да булмады. Татарстан депутатларының атама буенча төрле мөмкинлекләре бар иде. Шуларның берсе Татарстанда референдум уздыру турында карар кабул итү булгандыр. Путин сүзләренә нигезләнеп, парламентның үз карарын кабул итү мөмкинлеге дә бар иде. Бу да эшләнмәде. Татарстанда президент атамасын саклауда хокукый нигез салынмады. Алдагы утырышларында парламент моны күтәрерме? Сүзен әйтерме? Яки хәзерге кебек иҗтимагый-сәяси тормыш үз юнәлеше белән, парламент үз тормышы белән яшәп ятармы?
– Бар иде заманалар, Татарстан парламенты каршында пикетлар, митинглар уздырылды. Менә бүген күренгәнчә, сәяси чаралар өчен бирелә торган урыннар үзәктән ераклаша бара шикелле?
– Шушы чараны уздыру буенча язылган кырыктан артык гаризабызга тыю алдык, рөхсәт бирелмәде. Явыз Иван кайчандыр Казандагы татарны Болакның теге ягына куып чыгарган. Әмма болар Грозныйдан да катырак кыланалар. Безгә Камал театры янында пикет уздырырга рөхсәт юк. Ә Камал ягы Болакның татар ягында. Хәзер инде гел Казанның кырына кудылар.
Пикетка чыгуыбызның тагын бер сәбәбе бар. Без биредә язучы, җәмәгать эшлеклесе Айдар Хәлимне дә якларга чыктык. Аңа карата ачылган җинаять эшен канунсыз, нигезсез дип белдерәбез. Янәсе ул 2014 елдагы урам җыенында нәрсәдер әйткән. Аның ни әйткәнен дә белмибез. Чөнки аның тексты беркайда да юк. Ә менә бер ел вакыт узгач җинаять эшләре ачу бик сәер тоела. Кеше нәрсәнедер бозган икән, аны вакытында әйтергә, күрсәтергә кирәк. Бер елдан соң эш ачалар. Ул нахакка эзәрлекләнә һәм бу эш кичекмәстән туктатылырга да тиеш.
Шушында ук БТИҮ рәисе урынбасары Галишан Нуриәхмәт фикерләрен дә белештек.
– Галишан әфәнде, бу чара нинди дә булса нәтиҗә бирерме?
– Мин бүген урамга чыгуның файдасы зур булыр дип әйтә алмыйм. Ләкин Татарстанда әлегә халыкның ватандашлык оешмаларын үтереп бетермәделәр. Без әле һаман да бар. Чөнки БТИҮгә булган даими һөҗүмнәр ул Татарстан халкының җәмәгать оешмаларын юкка чыгару максаты белән оештырыла. Без каршылык чаралары уздырырга ничәләр тапкыр гаризалар язабыз. Ә алар нинди генә сәбәпләр табып, анда ярамый, монда ярамый дип каршылыклар куялар.
Безгә рөхсәт алганда “монда буш түгел, тегендә дә буш түгел” дип җавап бирәләр. Теге атнада гына Татарстан Конституция мәхкәмәсенә мөрәҗәгать иткән идек. “Ни өчен Татарстан башкаласы Казанда пикетлар да, митинглар да уздырырга рөхсәт ителми?” дигән сорау белән. Без менә мондыйрак җавап алдык:”Канунны камилләштерергә мөмкин. Ләкин әлегә бу канун Конституциягә туры килә.” Менә бу юнәлештә Татарстан Конституциясе инде Русия Конституциясенә каршы килә. Русиянекендә, 31 маддәдә “ватандашларның урам йөрешләре, митинглар, пикетлар уздырырга хокукы бар” диелгән. Ә безнекендә төрлечә киртәләр куелган.
БТИҮ президиумы әгъзасы Ринат Нургали дә сәяси-иҗтимагый чаралар уздыруга урыннар бирмәүне Вахитов районы мәхкәмәсенә шикаять итүләрен әйтте. Ләкин: “Шикаятегез татар телендә язылган, урысчага тәрҗемә итегез”, дигән җавап алганнар. Шушы күренеш уңаеннан милли хәрәкәт вәкилләре хәзер Вахитов районы мәхкәмәсен Татарстан Югары мәхкәмәсенә шикаять итәргә булганнар.
Отображается файл "P1040645.JPG"
Отображается файл "P1040645.JPG"