ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Военное, политическое и экономическое устройство «Исламского государства» сегодня

http://golosislama.com/news.php?id=27995

Военное, политическое и экономическое устройство «Исламского государства» сегодня


Крупнейший город Ирака с населением в два миллиона жителей Мосул был взят повстанческой армией, которой руководил бывший эмиссар «Аль-Каиды» и бывший заключенный лагеря для военнопленных в США Абу Бакра аль-Багдади, двадцать девятого июня 2014 года.  В этот же день группировки, объединившихся в «Исламское государство Ирака и Леванта» или в ИГИЛ, был провозглашен Исламский халифат.
Деятельность «Исламского государства» была запрещена на территории России Верховным судом в декабре того же года – ИГИЛ был признан международной террористической организацией.
На сегодняшний день ИГИЛ контролирует территорию на сто тысяч квадратных километров с населением (по данным довоенной статистики) в восемь миллионов человек – это равняется половине Белоруссии.
Как свидетельствует Питер Барту, специалист по Ближнему Востоку из Калифорнийского университета в Беркли, ИГ нельзя назвать просто террористической организацией, ему скорее подходит определение движения за самоопределение, ищущего возможность создать суннитское государство в Западном Ираке и Восточной Сирии.
Целый ряд специалистов считает, что у этого движения есть ряд признаков полноценного государства: по Конвенции Монтевидео от 1933 года о правах и обязанностях государств, чтобы признать территорию государством, она должна иметь постоянное население, определенную территорию, а также правительство и иметь возможность выстраивать отношения с прочими странами.
Все эти признаки у «Исламского государства» есть, в том числе и способность выстраивать отношения с прочими странами, поскольку состояние войны тоже подпадает под определение отношений. Так считает Джи-И Макколлоу, в прошлом военный, проходивший службу в американской контрразведке в Центральной Азии и Ираке. С этой точки зрения ИГ сравнимо с режимом ХАМАС, который захватил власть в 2006 году в Секторе Газа, или с режимом Талибана в Афганистане в период 1996–2001 годов.
У аль-Багдади есть абсолютная власть, он является амиром аль-муминин и халифом, то есть повелителем правоверных, то есть объединяет функции религиозного, военного и политического лидера и играет во всех вопросах роль верховного арбитра.  В «Исламском государстве» сформирована централизованная система контроля над территориями, занятыми ИГ, то есть она выполняет функции государственного управления.

В ИГ выстроена репрессивная жесткая система криминальной и религиозной полиции. Кроме того, соратниками аль-Багдади создана разветвленная сеть шариатских институтов, выстроена система начального образования и судебная власть. Оказывает «Исламское государство» и так называемые «мусульманские услуги»: распределяет гуманитарную помощь, организует работу пекарен, а также предприятий электро и водоснабжения и ЖКХ.
Как поясняет Айман Джавад аль-Тамими,  научный сотрудник американского Ближневосточного форума, за осуществление каждой из перечисленных функций в ИГ отвечает диван, то есть отдельное управление. После провозглашения халифата эти управления составляют связную систему государственного управления, а ведь до этого имели место лишь локальные администрации.
Первоначально территории разделили на шестнадцать провинций-вилийятов, границы которых совпадали в первоначальном варианте с границами существующих провинций, при этом некоторые вилийяты больше номинально относятся к ИГ, поскольку контроля над ними ИГ не имеет. Однако, как признал бывший чиновник из правительства Асада, «Исламское государство»  контролирует практически половину территории страны. Возглавляет валийят губернатор, при котором есть местные отделения каждого из центральных диванов.
Сейчас сотни тысяч людей покинули зону, находящуюся под контролем боевиков ИГ, однако, под их властью остаются крупные города Сирии Эль-Баб, Пальмира и Ракка, а также крупные города Ирака Эр-Рамади, Фаллуджа и Мосул.
Как свидетельствует бывший чиновник из сирийского правительства, не все, кто живет на территории, подконтрольной ИГ, поддерживает режим «Исламского государства», однако Дамаску нечего предложить людям, несогласным с ИГ. А на возвращение ситуации 2010 года эти люди также не согласны.
Основой государства в халифате является религия: ей подчинено все в «Исламском государстве». При захвате новых территорий боевики в первую очередь начинают деятельность именно проповедническую – раздают памфлеты, устраивают конкурсы чтецов Корана и религиозные церемонии.  Кроме того, на этих территориях основываются религиозные образовательные и центры дауа, Институты шариата. Эти центры  пользуются популярностью у местного населения тем, что с жалобой на несправедливость в них может обратиться каждый в отсутствие центральной власти.
Наряду с официальной судебной властью, которая продолжала свою деятельность в той или иной мере, были основаны в 2013 году исламские суды, собственная шариатская юриспруденция ИГ.
Позиции «Исламского государства» в провинциях  Дейр-эз-Зор, Идлиб, Хама и в Латакии были утрачены в течение прошлого года, но в провинциях Алеппо, Эль-Хасака и Ракка их власть была усилена. По мнению аль-Тамими, надо рассматривать такую перекройку позиций не как поражение «Исламского государства», а как смену фокуса «стратегии на контроль над протяженной территорией и основных оплотов».
После того, как власть ИГ была сконцентрирована, «Исламское государство» приступило к «исправлению нравов», запретив в феврале прошлого года в Манбидже совместное обучение девочек и мальчиков, а в Эль-Бабе  весной прошлого года работу магазинов и торговых предприятий во время намаза.  Наказания худуд, предписанные в исламе, к которым относятся и отрубание рук за воровство, были введены в апреле прошлого года. В июне в ИГ запретили распитие спиртного, употребление наркотиков и табака.
Следит за «предотвращением порока» и «распространением добродетели» полиция «Аль-Хисба», которая осуществляет регулярное патрулирование центров городов. В декабре прошлого года в ИГ был опубликован уголовный кодекс, который основан на нормах Корана.
Как считают американские исследователи Сэмюэл Рейнольдс и Чарльз Кэрис,  еще одним ключевым элементом строительства системы управления в ИГ можно считать образование.  По словам бывшего члена правительства Сирии, десять лет назад в Сирии родились дети, которые уже и не знают такой страны, как Сирия, поскольку их родиной уже является «Исламское государство». Поскольку в Сирии религии не была подчинена вся образовательная система, «Исламское государство» после прихода к власти закрыло все школы, вузы и детские сады, а преподавателей отправили на переподготовку.
По прошлогоднему описанию  британского издания The Telegraph, «Исламское государство» запретило в школах Мосула такие предметы, как национальную историю, теорию эволюции, музыку и  литературу, поскольку национальные границы не признаются истинным исламским государством. Среди точных наук для преподавания были выбраны только те, которые не противоречат религиозному учению.
Что касается экономики «Исламского государства», то она соответствует типичной картине  государственного образования  - бюджет государства строится на доходах от нефтяных производств, внешней торговле, экспроприаций и конфискаций имущества принадлежащего врагам ИГ.
Так же, по версии западных аналитиков, поддерживает финансовую самодостаточность «Исламского государства» приток валюты из стран Персидского залива от  его сторонников. Денежные средства, поступавшие на начальном этапе из этого региона, сыграли серьезную роль в становлении «Исламского государства».
До восьми миллионов долларов в месяц составляют налоги с населения. Кроме того, большую часть дохода приносил захват активов иракского и сирийского государства, а также торговля конфискованными и экспроприированными «языческими» предметами искусства. К примеру, после налета на Центробанк в Мосуле, казна «Исламского государства» пополнилась на десятки миллионов долларов.
Как свидетельствую выкладки  аль-Тамими, который работал с документами финансового дивана ИГ по провинции Дейр-эз-Зор, попавшими в его распоряжение,  в декабре-январе текущего года 44,7% поступлений в бюджет пришло из конфискаций, 23,7% - налоговые поступления,  а доходы от продажи электричества составили 3,9%. Серьезным источником доходов ИГ является контрабанда природного газа и нефти, которые составляют 27,7% бюджета.
На ноябрь прошлого года триста пятьдесят нефтяных скважин работало в Ираке, и 60% нефтяных месторождений Сирии контролировало «Исламское государство», сохраняя за собой нефтеперерабатывающий завод в Байджи, крупнейший в Ираке, вплоть до марта текущего года. ИГ поставляло топливо в Курдистан, Иорданию и Турцию, в которую перегоняли нефть по четырёмстам пятидесяти нелегальным нефтепроводам.
По мнению Луайя аль-Хатиба, эксперта филиала Брукингсовского института в Дохе, при ценах в $100 за баррель «Исламское государство» сбывало нефть по $25–60 за баррель. Мэтью Левитт, коллега Богхардт, выступая на слушаниях в палате представителей конгресса США, оценил доход группировки на сентябрь прошлого года в три миллиона долларов  в день, когда общая стоимость подконтрольных активов составляла $1,3–2 миллиарда. В результате халифат стал «самой хорошо обеспеченной группировкой в мире».
Впрочем, аль-Тамими считает, что реальный совокупный доход «Исламского государства» составлял 5–10% от суммы, названной Левиттом.
Социальная политика ИГ была, учитывая постоянный приток нефтедолларов, относительно эффективна: в учреждениях «Исламского государства» массово выдавалась гуманитарная помощь, преимущественно в захваченных недавно районах, устанавливались заниженные цены на продукты там, где ИГ имело стабильный контроль. Как свидетельствуют Рейнольдс и  Кэрис, «Исламское государство» стало в Ракке главным поставщиком наличной валюты, пшеницы, масла, начало собственное производство бензина и хлеба.
Таким образом, можно признать устойчивым режим «Исламского государства»: качество жизни в подконтрольных ему сирийских районах не ухудшилось драматически, в Ираке, конечно, ситуация немного иная. Впрочем, как считает Барту, сама история гражданской войны работает на сохранение халифата: суннитские восточные районы Сирии Дамаску вновь подчиняться не собираются, а Западный Ирак не пойдет в подчинение Багдаду, поскольку оно составляет шиитское большинство. Кроме того, у ИГ есть жесткий аппарат безопасности, что также является фактором стабильности халифата.
П мнению Барту, военную и социальную опору «Исламского государства» составляют бывшие функционеры иракской партии БААС и офицеры времен Саддама Хусейна, религиозно вдохновленные сторонники, добровольцы-боевики из-за рубежа и суннитские общины и племена, проживающие на подконтрольных ИГ территориях.
Как заявляет Анатолий Несмеян,  эксперт по сирийскому конфликту и  политолог, на сегодняшний день количество боевиков, которые противостоят режиму Башара Асада, насчитывает сто двадцать тысяч человек. Именно поэтому, комментируя начало российской военной кампании в Сирии, он отметил, что необходимо поразить тысячи целей, чтобы как-то повлиять на ход боевых действий, поскольку боевики не являются армией в широком смысле – у них нет централизованного снабжения, соответственно нет крупных баз, складов, пунктов управления, уничтожив которые, можно «насолить» противнику сразу на большой территории.
Коалицией, возглавляемой США,  за четыреста двадцать дней военной кампании было нанесено более семи тысяч ударов в Сирии и Ираке, и это гораздо больше, чем сделала российская авиация.
Как оценивает Soufan group, американская неправительственная организация в области безопасности, за «Исламское государство» воюет больше двадцати тысяч иностранцев, в том числе пять тысяч тунисцев, две с лишним тысячи саудовцев, две тысячи иорданцев, а также выходцы из России, преимущественно более полутора тысяч чеченцев.
Местное население было недовольно поначалу наплывом иностранцев, но в Ракку и другие города перебрались и семьи добровольцев, и это воспринималось нормально среди местного населения, у экспертов есть все основания полагать, что со временем они полностью интегрируются. Поскольку глобальный халифат задуман для того, чтобы культурные и этнические границы между людей со временем стереть, то данная ситуация вполне укладывается в его видение.
Источникgolosislama.com

FAUZIYA BAYRAMOVA·10 ОКТЯБРЯ 2015 Г. КЕМ УЛ - ЕРМАК?

https://www.facebook.com/notes/fauziya-bayramova/%D0%BA%D0%B5%D0%BC-%D1%83%D0%BB-%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA/927025460717712 

КЕМ УЛ - ЕРМАК? FAUZIYA BAYRAMOVA·10 ОКТЯБРЯ 2015 Г.

Кем ул – Ермак? 

 Менә инде дүрт гасырдан артык бәхәсләр бара – кем ул Ермак – урыс тарихчылары язганча, Себерне яулап алучы милли каһарманмы, татарлар искә алганча, Себергә кылыч һәм тәре күтәреп килүче башкисәр юлбасармы? Соңгы елларда әле аны татар булган икән, дип тә яза башладылар, моны хәтта үзебезнең татар тарихчылары да сөйләп йөри. Башта ук шуны әйтәсем килә, казак атаманы Ермакның Себерне басып алуы да, “татарлыгы” да – чеп-чи ялган, сәяси максатларны күздә тотып уйлап чыгарылган уйдырма, боларга алга таба тукталырмын әле. Ермакның Себергә яу чабу вакыты да төрле чыганкларда төрлечә күрсәтелгән. Элеккеге тарихи язмаларда бу дата 1581 елның 1 сентябре, дип билгеләнсә, соңгы елларда 1582 елның 1 сентябре, дип күрсәтелә. Эш шунда, әле 1582 елның җәендә Ермакның үз башкисәрләре белән Иделдә көймә кәрваннарын талап йөрүе турында хәбәрләр табыла, шуннан чыгып, ул Себергә шул елның көзендә генә һөҗүм иткән, дип фаразлана. Шул сәбәпле, Ермакның үлем датасы да төрле чыганакларда төрлечә күрсәтелгән. Кайбер тарихчылар язуынча, ул 1584 елның 5-6 августында, кайберләре язуынча – 1585 елның 5-6 августында, Вагай елгасының Иртышка коя торган тамагында Күчем хан яугирләре тарафыннан үтерелә. Ермак... Кем соң ул – эт кушаматы кебек кыска атамалы казак атаманы? Кемдер аны нәселе Суздаль шәһәреннән чыккан фәкыйрь кеше баласы, ди, имеш, аның бабасы да башкисәр казакларга хезмәт иткән, шуның өчен төрмәгә утыртылган. Имеш, аның балалары Родион белән Тимофей Уралга, Строгоновлар биләмәләренә качкан, Тимофей Алениннан менә шушы Василий-Ермак туган. Имеш, ул башта хуҗаларына тугры хезмәт итсә дә, аннан юлбасарлыкка кереп киткән, кеше талап яши башлаган, егерме ел шушы явыз юлда йөргән... Ермакны Архангель якларыннан, Дон буйларыннан булган, дип әйтүчеләр дә бар, әмма аның соңгы гомере Идел-Уралда җирле халыкларны талап үтә, ә ерак Себердә исә ул үзенең үлемен таба. Шунысын да әйтергә кирәк, әле Себергә яу чапканчы ук, Идел буенда оештырган канлы суешлары өчен, Ермак Иван – IV тарафыннан үлем җәзасына хөкем ителә. Бу хәл 1577 елда була, шул елның җәендә Ермак һәм аның юлбасарлары Идел елгасында фарсыларга баручы илчелекне талый, илче Карамышев Семен Константиновичны үтерә, урыс патшасының фарсы шаһына җибәргән бөтен байлыгын үзләштерә. Идел елгасының урта һәм түбән өлешендә шушы Ермак бандитлары хуҗа була, алар Самарская Лукада оялап, су юлы буйлап үткән-барганны үтереп, талап яталар. Явыз Иван бу хәлләргә чик куярга була, ул Ермакны читтән торып үлем җәзасына хөкем итә, бу банданы тар-мар итәргә үзенең стольнигы Иван Мурашкинны җибәрә, бу хәл 1577 елның 1 октябрендә була. Патша гаскәре белән казаклар бандасы арасында көчле бәрелешләрдә ике яктан да шактый кеше үлә, әмма Ермак Явыз, берничә мең башкисәре белән, Кама-Җаек буйларына качып котыла. 1580 елның җәендә Ермак җитәкчелегендәге казаклар бандасы Нугай Урдасының башкаласы булган Сарайчык шәһәрен җир белән тигезлиләр, барлык халыкны кырып салалар, татар-нугайларның бар байлыгын үзләре белән алып китәләр. Комсызлыкта Ермак һәм аның шакаллары шул хәлгә барып җитә ки, байлык эзләп хәтта борынгы мөселман каберлекләрен дә актарып ташлыйлар, мәетләрне тентүдән дә чирканып тормыйлар. Нугай бәге Ырыс морза алар өстеннән урыс патшасына шикаять бирсә дә, Явыз Иванның кулы Ермакка җитми, бәлки ул бу банданың анда җирле халыкларны талап йөрүе белән астан гына килешкәндер дә... Әйе, урыс патшасына Ермакның Иделдә юлбасарлык итүенә караганда, Җаек-Себердә җирле халыкларны кырып-бетереп йөрүе кулайрак булгандыр, шуңа күрә ул аларның Строгоновларга хезмәт итүләренә дә күз йома. Әмма тора-бара башбирмәс ертлач Ермак һәм Строгоновлар арасында да каршылыклар чыга башлый, һәм алар Ермак бандасын Себергә этеп диярлек чыгаралар, ягъни, шул рәвешле алардан котылалар. Шулай итеп, кеше талап һәм үтереп көн күрүче Ермак һәм аның бандасына Идел-Уралда көн калмый, алар “Я – пан, я- пропал!” дигән уй белән, Себер өстенә ыргылалар... Барлык рус һәм совет энциклопедияләрендә диярлек Себер ханлыгын яулап алучы итеп казак атаманы Ермак күрсәтелә, рус тарихчылары да дүрт гасыр буе шуны исбатлап яздылар, соңгы елларда исә бу турыда фильмнар төшерелде, Себердә һәм Россиянең башка урыннарында аңа һәйкәлләр куелды. Әмма тарихтан билгеле булганча, Ермак ул вакытта Себерне ала алмый, бары тик ханлыкның башкаласы Искәрне генә кулга төшерә һәм якын-тирәдәге кала-салаларны талый. Себер капкасы булган Япанча морза каласын ул ут төртеп яндыра, әмма бер генә әсир дә ала алмый – татарлар үлгәнче сугышалар. Су юлы өстендәге Бабасан, Карача, Әтикә өчен дә канлы сугышлар була, татарлар һәм җирле остяк-вогуллар соңгы тамчы каннарына кадәр урыс явына каршы торалар. Ханлыкның башкаласы Искәрне Күчем хан халкы һәм гаскәре белән үзе калдырып чыга, шәһәрне саклап калу өчен ул шушы адымга барырга мәҗбүр була, бу – 1582 елның 26 октябре була. Ермак үзе басып алган себер татарлары шәһәрләрендә, вогул-остякларның калаларында аларга карата тиңе булмаган рәхимсезлек күрсәтә. Ул җирле халыкларның исән калган өлешен баш өсләрендә кылыч тотып, көчләп чукындыра, Пайыш каласында чукынырга теләмәгән мулланы ат койрыгына тагып өздерә, татарларны утлы тимер өстендә тота, бозлы суларга куып кертеп, юк итә... Халык үлсә-үлә, әмма чукынмый, Ермак ягына чыкмый. Ермак Себердә нибары 3 ел була, шуның ике кышын Искәрдә чолганышта үткәрә, татарлар аларга тын алырга да ирек бирмиләр. Беренче кышта ук Искәрдә чолганышта калып, Ермакның ачлыктан күп кешесе кырыла, үлеп бетә. Көзен Мәскәүдән килеп кушылган мең кешелек гаскәр һәм чиркәү чирүе аның хәлен җиңеләйтәсе урында, алдагы салкын кышта тагы чолганышта һәм азыксыз калып, бөтенләе белән үлеп-кырылып бетә, аларның үлемендә Ермакның да гаебе зур була. Искәр һәм Карача шәһәләрендә чолганышта калган урыс гаскәре, христиан руханилары шул хәтле хәлгә килеп җитәләр ки, алар хәтта ачлыктан бер-берләренең мәетләрен ашый башлыйлар, бу хакта Себер елъямалары хәбәр итә. 1585 елның җәендә исә Ермак бөтен көчен куеп Себердән чыгып качарга омтыла, ул елга юлы белән көнбатышка да, төньякка да ыргылып карый, әмма аны татарлар бер яктан да чыгармыйлар. Ермак гаскәре белән Искәрдән ерак түгел үлемен таба, бу хәл 1585 елның бишенче августыннан алтысына каршы төндә була... Вагай тамагындагы утрауда Ермак белән Күчем хан гаскәре арасында соңгы сугыш була, ике яктан да күп кеше үлә, ерткыч Ермак та, Себердән чыгып кача алмыйча, су төбенә китә. Аның өстендә “Себерне алу” шатлыгыннан Явыз Иван бүләк итеп җибәргән тимер көбәләр була, алар Ермакны үзләре белән аска өстериләр... Искәрне саклап калган воевода Иван Глухов һәм казаклар 1585 елның 15 августында шәһәргә ут төртеп, аннан чыгып качалар, Обь һәм Печора елгалары аша Рәсәйгә кайтып егылалар. Күчем хан исә вакытлы гына калдырып торган башкаласына яңадан кайта һәм ханлык белән идарә итә башлый. Ермак үтерелгәч тә, Күчем хан әле 15 ел буе кулына кылыч тотып, урыс гаскәренә каршы сугыша, аның исеме бары тик 1601 елларда гына елъязмаларда күренми башлый. Күчем хан нәселе аннан соң да әле 200 ел буе Уралда һәм Себердә урысларга каршы көрәш алып баралар, тарихтагы “Карасакал яулары”, татар-башкорт фетнәләре, хәтта Пугачев күтәрелеше дә аларның эше. Нәтиҗә ясап әйткәндә, Себерне бернинди Ермак та басып алмган, ә ул үлгәннән соң егерме ел дәвамында Рәсәйнең регуляр армиясе сугышып-яулап алган. Озакка сузылган бу сугыш Ермак белән Күчем хан арасындагы сугыш түгел, ә бәлки ике дәүләт – Московия-Рәсәй белән Себер ханлыгы арасындагы сугыш була. Рәсәй өчен бу яулап алу сугышлары булса, Себер ханлыгы өчен милли-азатлык көрәше булып тора. Себер ханлыгы Рәсәй белән бернинди килешүләргә дә бармый, аның бүгенге көнгә хәтле Мәскәү белән солых төзегәне юк, халыкара нормалар буенча, ул әле дә Рәсәй белән сугыш хәлендә исәпләнә. Ә инде вакыты-вакыты белән Ермакны “татарлыкка” чыгарулар – мәкерле ният белән уйлап чыгарылган ялган, имеш, монда урыс-татар сугышы булмаган, ике дәүләт көрәшмәгән, ә татарлар үзара хакимият бүлешкәннәр икән... Шуңа охшаш тагы бер уйдырма бар – имеш, Ермак үлгәч, аның мәетен татарлар зурлап Пайыш тирәсендә күмгәннәр һәм изгеләштергәннәр. Бу да чеп-чи ялган, ничек инде илеңә кылыч белән килгән, көчләп чукындырган, аскан-кискән бер юлбасарны изгеләштерергә була?! Татар халкы өчен Ермак бернинди дә батыр түгел, ә башкисәр һәм юлбасар. Ул Себергә талау һәм үтерү нияте белән килгән һәм шул кара эшен эшләгән дә. Һәм үлемен дә татарлар кулыннан Себердә тапкан. Ә Күчем хан исә татарлар өчен милли каһарман, азатлык көрәшчесе һәм җиһангир ир – Себернең Алтын ханы булып кала бирә. Фәүзия Бәйрәмова, язучы, тарих фәннәре кандидаты. 2015 ел, 30 сентябрь.

Крым В Жигулиной Роще сносят самострои – территорию оцепил ОМОН

http://qha.com.ua/ru/obschestvo/v-jigulinoi-rosche-snosyat-samostroi-territoriyu-otsepil-omon/149321/

В Жигулиной Роще сносят самострои – территорию оцепил ОМОН



Всю территорию Жигулиной Рощи оцепил ОМОН. Тех, кто жил там, вывели за пределы массива, владельцев времянок и домов не пускают к своему имуществу.
СИМФЕРОПОЛЬ/АКЪМЕСДЖИТ (QHA) -
Сегодня, 10 октября, в массиве Жигулина Роща (возле торгового центра «Меганом») под Симферополем начали сносить самострои.
Как сообщила информагентству QHA активистка «поляны протеста», ранним утром в массив зашли трактора и другая строительная техника. Уже снесли две группы самостроев.
Всю территорию Жигулиной Рощи оцепил ОМОН. Тех, кто жил там, вывели за пределы массива, владельцев времянок и домов не пускают к своему имуществу.
Людям приходится просто ждать. Говорят, сносят не только времянки – разрушили дом. Пока подтверждения данной информации нет.
- Времянки сносят. Но во времянках же диваны, телевизоры, газовые плиты, мы же там жили! У меня муж там умер 15 апреля. Там балон газовый во времянке стоит. Сыну говорю: «скажи им, что там балон, ты его вытащещь и выйдешь», он отвечает, что они (силовики, - ред.) не пускают, - отмечает жительница массива.
 – Не знаю, уже всю меня трясет, сил нет. Плачу уже сколько времени. 10 лет жизни на смарку, - говорит женщина.  
Напомним, крымские власти заявляли, что собрались сносить целый микрорайон в Жигулиной Роще.  Дома двоих жителей массива Сулеймана и Арсена уже «сравняли с землей» экскаватором. 
Жигулина Роща – это известная «поляна протеста». Здесь в 2005 году люди, которые больше не могли ждать от властей гарантированного законом кусочка земли, разбили «палаточные городки». Отметим, что это интернациональная «поляна протеста», около половины претендентов на эту землю – славяне, другая половина – крымские татары.
Постепенно здесь начали строиться дома, и на сегодняшний день возведено около ста строений, которые практически можно назвать капитальными. 17 домов уже полностью построены и покрыты крышей – там проживают семьи с детьми.  Кроме того, участники «поляны протеста» построили здесь на свои средства мечеть, она действует. В целом, на участки в Жигулиной Роще претендует 391 человек.
В течение 10 лет жители массива добивались, чтобы их участки узаконили, писали заявления, обращались в разные инстанции. Однако в итоге выяснилось, что территорию массива отдали бизнесменам в аренду для ведения коммерческой деятельности. А жилищную проблему людей крымские власти собрались «решить» сносом их домов.  
QHA

Союз мусульманских ученых IUMS осуждает вмешательство России в сирийский конфликт


http://golosislama.com/news.php?id=27990


Союз мусульманских ученых IUMS осуждает вмешательство 

России в сирийский конфликт




IUMS (Международный союз мусульманских ученых) выступил с призывом к исламским и арабским странам остановить российское военное вторжение в Сирию.
Впервые удары были нанесены российской военной авиацией по сирийской территории на прошедшей неделе. По утверждениям Москвы, российские самолеты удары наносят исключительно по позициям террористов «Исламского государства»  и группировок, связанных с ним. Однако, страны Запада, а также их союзники на Ближнем Востоке считают, что российская авиация бомбит, в том числе,  и вооруженные формирования умеренной оппозиции, выступающей против Асада.
Международный союз мусульманских ученых выступил с призывом к Лиге арабских государств, Организации исламского сотрудничества и всему международному сообществу способствовать созданию бесполетной зоны, чтобы защитить сирийский народ.
Союз, который  возглавляет известный ученый-мусульманин, египтянин Юсуф аль-Карадави, призывает поддерживать умеренную оппозицию Асада, а также противостоять агрессии России против Сирии, поскольку в результате это приводит к гибели гражданского населения.
IUMS заявляет, что выхода из вооруженного конфликта, который продолжается уже много лет, не найти без отставки Башара Асада.
По статистике ООН, четырехлетний конфликт, начавшийся с волны восстаний в ближневосточном регионе, который уже назвали «арабской весной», привел к гибели уже двухсот пятидесяти тысяч человек.
Источникgolosislama.com

Алла Пугачева "Святая ложь"



http://glavred.info/kultura/v-rossii-zapretili-video-vystupleniya-ally-pugachevoy-na-novoy-volne-s-pesney-svyataya-lozh-339560.html
Видеозапись с выступлением российской певицы Аллы Пугачевой на "Новой волне 2015"исчезла из Сети.
Так. в срочном порядке видео удалили с официального аккаунта телеканала "Россия 24".
Причиной тому является актуальность песни "Святая ложь", которую телезрители трактовали как "плевок в лицо Путину", отмечают Подробности.
Более того, вместе с выступлением Пугачевой из официального канала "России" на YouTube были уничтожены все видео с "Новой волны 2015".
Отметим также, что уничтожение неугодных Кремлю файлов из Интернета считается в России нормой. Более того, с января 2016 года в России вступает в силу закон о "праве на забвение" в Интернете. Официально он называется "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Закон предусматривает, что поисковики по требованию гражданина обязаны удалить из поисковой выдачи ссылки с информацией, которую посчитают "утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя", а также с данными, нарушающими другие законы.

татар дөньясы Маттео Бенусси: "Казанда татар теленә гашыйк булдым"

http://www.azatliq.org/content/article/27297070.html

татар дөньясы

Маттео Бенусси: "Казанда татар теленә гашыйк булдым"

Татар теле белән кызыксыну дөньяның төрле почмакларында арта бара. Азатлык татар телен өйрәнгән һәм өйрәнә торган чит ил вәкилләре белән таныштыруын дәвам итә.

Маттео Бенусси

Татарстанда кайбер әти-әниләр, балага татар телен укыту кирәкми дигән фикер белән йөргәндә, чит ил кешеләрендә татар теле белән кызыксыну арта бара, Тукай теленең матурлыгын, аһәңлеген сизеп төрле сәбәп белән аны үзләштерәләр. Бүгенге әңгәмәдәшебез – Кэмбридж университеты аспиранты, итальян егете Маттео Бенусси.
 – Үзегез турында сөйләп китсәгезче, Маттео әфәнде? 
– Мин Төньяк Италиянең Тревизо дигән кечкенә шәһәрендә тудым. Ул тыныч, матур шәһәр, провинциядә урнашкан, Венециядән 30 км ераклыкта. Гаиләмдә әти-әнием, апам да бар.
КэмбридждаКэмбриджда
Өйдә һәрвакыт күп китап була иде. Кызыксынучан һәм хыялланучан булып үстем. Белемгә шул тартты да инде. Венециядәге сәнгать-гуманитар гимназияне бетергәч, социаль антропология факультетына кердем. Иҗтимагый процесслар, төрле культуралар белән кызыксына башладым. Укуны тәмамлагач, Кэмбриджка аспирантурага укып кердем.
 –Татар телен ни өчен өйрәнергә булдыгыз?
 – Минем беренче фәнни проектым – Чернобыль һәләкате иде. Тикшеренүне башкарыр өчен Мәскәүдә рус телен укыдым. 2010 елда Русиядә укыганда турист буларак Казанга барган идем, анда татар мәдәнияте белән таныштым, татар телен ишеттем һәм шунда ук аңа гашыйк булдым. Татарлар турында күбрәк мәгълүмат эзли башладым, бу тема турында яңа проект язарга карар кылдым.
Татар телен өйрәнергә булдым. Ләкин Италиядә татар теле курсларын таба алмадым, шуңа күрә аның урынына төрек теле өйрәнә башладым. Аннары Кэмбриджта, татар дустым белән татар теленең нигезләрен укыдым. Ә җитди өйрәнү быел гына Казанда башланды.
 – Ислам тарихы белән дә кызыксынасыз икән?
Маттео һәвәскәр театрда уйныйМаттео һәвәскәр театрда уйный
 – Беренчедән, Русиядәге мөселман халыклары хакында Европада мәгълүмат чагыштырмача аз. Кызганычка, Италиядә кешеләрнең күбесе татарлар турында гомумән белми, кайбер борынгы риваятьләрдән тыш. Икенчедән, Европада мөселманнар күбәя бара. Бүгенге көндә, диниара һәм милләтара диалог бик кирәк. Бер-берсен белү һәм аңлау кирәк. Социаль галим буларак, мин бу диалогка ярдәм итәргә тиешле. Өченчедән, минем ислам белән кызыксыну күптән булган иде, мөселман дусларым бар, алар белән күп аралашам һәм шәрыкка сәяхәт итәм.
 – Татар телен ничек өйрәнәсез? Тагын нинди телләр беләсез?
– Башта интернет ресурслар кулланган идем. Казанга күчеп килкәч, мин РИУдагы “Без татарлар” курсларына йөри башладым. Аннары КФУда да татар теле дәресләренә йөрдем.
Минем шәхси репетиторым да бар, төгәлрәк әйткәндә, якын дустым. Сүз уңаеннан, дусларым да бик нык ярдәм итәләр. Кайбер иптәшләрем мине татар телендә генә сөйләшергә мәҗбүр итәләр. Берничә кеше белән без “тел алмашуы” процессында катнашабыз: мин аларга инглиз теле белән ярдәм итәм, алар миңа татар теле белән ярдәм итәләр.
Экспедиция барышындаЭкспедиция барышында
Мин Кэмбридж университетында аспирантурада укыйм. КФУда стажер буларак укыйм. Быел минем төп максат - этнографик материалларны җыю. Этнография жаргонында бу “кыр эше” дип атала.
Татар телен өйрәнү бик авыр. Мин полиглот түгел, телләр өчен махсус сәләтем юк. Мин телләр белән көрәшергә мәҗбүрмен. Шуңа карамастан, яңа телләр өйрәнергә бик яратам.
Телләр – бик файдалы һәм кыйммәтле корал. Татар теле аеруча – ул бик файдалы, аның аша башка төрки телләр аңларга мөмкин һәм өстәвенә гарәп һәм фарси телләренә дә ачкыч булып тора.
Татар халык музыкасы – искиткеч. Шамаилләр дә бик матур халык сәнгать формасы. Күн кул эше да миңа бик ошый. Татар шигъриятен һәм театрны бик яратам. Гомумән, минемчә, татарлар аеруча сәләтле, чыдам һәм эшлекле халык.
Казан – феноменаль шәһәр: монда борынгы мәчетләр, манаралар һәм чиркәүләр, хәзерге архитектура, парклар һәм күлләр синтезы. Ләкин Татарстанның иң уникаль урыны – Болгар. Анда әйтеп бетергесез атмосфера. Тарихның тирәнлеген хис итергә мөмкин. Идел елгасы да – гаҗәеп матур.

СМИ: Турция сбила российский самолет над Сирией

http://obozrevatel.com/abroad/47951-smi-turtsiya-sbila-rossijskij-samolet-nad-siriej.htm

СМИ: Турция сбила российский самолет над Сирией


СМИ сообщили о возможном уничтожении в небе над сирийским городом Хурайтан российского истребителя МиГ-29. 
В частности, британское издание Еxpress.co.uk пишет об очевидцах, которые якобы стали свидетелями падения с неба истребителя ВВС России и кружащие неподалеку от него турецкие самолеты. 
Так, отмечается, что три истребителя ВВС Турции якобы направились на перехват российского боевого самолета после очередного нарушения им воздушного пространства.
В то же время эту информацию пока не подтвердили в оборонных ведомствах обеих стран.