ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 3 июня 2015 г.

В Свердловской области хотят признать экстремистскими священные хадисы Пророка Мухаммада, мир ему

В Свердловской области хотят признать экстремистскими священные хадисы Пророка Мухаммада, мир ему




В городе Первоуральске Свердловской области в настоящее время идет судебный процесс по признанию сборника хадисов, изложенных в книге «Избранные хадисы» экстремистской. Книга издана «Центром инновационных технологий» в 2003 году, в г. Казань, состоит из 639 страниц.
В основу иска о запрете положено Заключение специалиста №12 от 14 января 2014 г. криминалистической лаборатории экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области старшего эксперта-лингвиста Мочаловой С.А.
В результате проведенного лингвистического исследования экспертом-лингвистом Мочаловой С.А. было дано заключение специалиста о том, что в хадисах Пророка Мухаммада, изложенных в книге шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», содержится информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам.
12 мая 2014 года, по приглашению заинтересованной  стороны в лице Местной религиозной организации мусульман «Сабр», в суде в качестве специалистов участвовали: религиовед, профессор, доктор философских наук Мезенцев С.Д. и исламский теолог, председатель комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман Азиатской части России Меражов И.З.
А также старший эксперт-лингвист криминалистической лаборатории экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области Мочалова С.А.
Адвокат Ишанов Р.М. попросил исламского теолога Меражова И.З. разъяснить суду  понятие: «Хадисы Пророка Мухаммада, мир ему, их роль и место в религии Ислам», а также дать оценку «Заключению специалиста  Мочаловой С.А.».
Ответы специалиста: исламского теолога Меражова И.З.
Хадисы предания о словах и действиях пророка Мухаммада, мир ему, затрагивающие разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мировой мусульманской общины. Хадис — изречения, одобрения, образ или действия пророка Мухаммада, сумма которых образует священную Сунну, являющуюся  авторитетным источником исламской теологии и права для всех мусульман, составляющая после Досточтимого Корана неотъемлемую основу исламского права - Шариата.
Первоисточниками исламских знаний являются: Священный Коран – Откровение Всевышнего Аллаха, и хадисы Пророка Мухаммада, мир ему. Хадисы передавались через цепь сподвижников Пророка Мухаммада и их последователей из уст в уста, дойдя до наших дней без каких-либо искажений и приписок. Хадисы, после Досточтимого Корана, являются священными источниками познания нравственных и правовых основ Ислама.
В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука – хадисоведение. Наиболее авторитетными являются шесть основных сборников хадисов – «Кутуб ас-Ситта»:
  1. «Аль-Джами ас-Сахих», автор: имам аль-Бухари (810 - 870).
  2. «Аль-Джами ас-Сахих», автор: имам Муслим (821–875).
  3. «Китаб ас-Сунан», автор: имам Абу Дауд (817–888).
  4. «Аль-Джами аль-Кабир», автор: имам ат-Тирмизи (824–892).
  5. «Ас-Сунан аль-Сугра», автор: имам ан-Насаи (829 – 915).
  6. «Китаб ас-Сунан», автор: имам ибн Маджа (824 –887).
После Священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада являются для мусульман вторым источником знаний, о религии, морали и праве. Основное место в них занимают правовые положения, разъясняющие законы, изложенные в Священном Коране. В хадисах освещается широкий спектр нравственных, социальных, коммерческих и бытовых тем, касающихся жизни мусульман и их мировоззрения. Также отражены все сферы общественной и частной жизни мусульман: от описания создания этого мира до Судного дня и Вечной жизни.
Книга Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» является сборником хадисов Пророка Мухаммада, где Кандехлави собрал хадисы из известных сборников хадисов по определенным религиозным темам, в основном из Кутуб ас-Ситта. Тут нужно понимать, что Кандехлави, ни в коем случае, не является автором текста книги. Он, всего лишь является составителем этой книги, использовавшим хадисы, собранные великими хадисоведами прошлого в вышеперечисленных священных для мусульман, сборниках хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, священные хадисы, как основные источники мусульманского богословия и права, без которых немыслимо исламское богословие, не могут подлежать светскому суду, как и запрету. К тому же в книге Кандехлави, хадисы  пророка Мухаммада, мир ему, приводятся в оригинале – на арабском языке, с указанием их первоисточника, и перевода на русский язык.
Следовательно, эксперт Мочалова С.А., давая свое заключение, о том, что в хадисах содержится информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам, подвергает осуждению и искажению священные хадисы Пророка Мухаммада, мир ему. Своевольное толкование священного наследия посланника Аллаха, мир ему, с собственной вольной трактовкой основ исламского наследия, является не допустимым вмешательством в религиозную концепцию, оскорбляющим религиозные чувства мирового сообщества мусульман, для которых слова Пророка являются священными. Запрет хадисов Пророка Мухаммада, мир ему, является запретом религии Ислам, ибо, как уже было сказано выше, хадисы на ряду с Кораном являются основой исламского богословия, без которых невозможно представить религию Ислам. Всё что связанно с личностью Пророка Мухаммада – свято для всех мусульман мира, свидетельством тому являются трагические события в мире, связанные с оскорблением Пророка, мир ему, некоторыми безответственными деятелями Западных стран.
Пророк Мухаммад, мир ему, был выбран Всевышним Аллахом Его посланником и пророком. Именно ему  было дано последнее откровение Всевышнего Аллаха – Священный Коран. Именно он   своим примером показал праведный образ жизни человека в рамках Божественного Закона.Он, в своих священных хадисах, разъяснил смысл жизни мусульманам. Его деяния и высказывания  являются священным образцом для всех мусульман, а также источниками мусульманского права и этикета – это всё записано в Священных Хадисах. Последователями Пророка Мухаммада, мир ему, стали более 1,5 миллиарда людей в мире, а в России более 20 миллионов. И все они считают хадисы посланника Аллаха, мир ему, священным преданием, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть подвержены искажению или осуждению.
О Заключении специалиста  №12 от 14 января, данное экспертом-лингвистом Мочаловой С.А.,  по фактам и выводам, к которым пришел эксперт.

О пропаганде исключительности, превосходства своей религии
В заключении эксперта – лингвиста Мочаловой С.А. производится подмена понятий: правовое понятие «пропаганды исключительности, превосходства,  либо неполноценности граждан» подменяется моральным понятием «пропаганды исключительности, превосходства своей религии и ее последователей и неполноценности других и их последователей».
В первом случае идет речь о действиях, направленных на поражение в гражданских правах или же даровании правовых привилегий людям  по признаку их отношению к религии – что запрещено законом.
Во втором же случае речь идет лишь об убежденности верующих,  что их религия  самая правильная и истинная, из чего никак не вытекает ущемление кого-либо в гражданских правах.
Любая религия признает свою религию единственно правильной, исключительной, превосходной, причем это присуще для всех религий. Эта особенность имеется и в религиозной литературе, особенно в Священных Писаниях всех религий. Трудно себе представить ситуацию, чтоб какая-то религия ставила другую религию совершеннее себя.
Представитель любой конфессии вначале убеждается в истинности и превосходности определенной религии, а после принимает и исповедует её, иначе он не принял бы и не исповедовал бы эту веру, а принял бы другую истинную и превосходную религию.
Право и свобода иметь вероубеждение об истинности, исключительности, превосходстве своей веры, само по себе не должно рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды или «пропаганда превосходства и исключительности».
Если «пропаганда превосходства и исключительности» явно направлена на возбуждение ненависти либо вражды. В частности, если имеются высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость геноцида, массовых убийств, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц, то это, безусловно, является преступлением.
Гарантированные конституционные права на «свободу иметь, соблюдать и распространять свои религиозные убеждения» и «свободу слова и мысли» дают право человеку проповедовать, убеждать, обосновывать, доказывать истинность своего вероучения. И в этом процессе обсуждение, сравнение, критика других идеологий, в рамках этики, не оскорбляя религиозные чувства и достоинство человека, не должны толковаться «пропагандой превосходства и исключительности».
В повседневной жизни многие люди хвалят то, что им близко и дорого, о чем свидетельствуют народные пословицы, например: «Всяк кулик своё болото хвалит», «всякому свое мило». Это заложено в естестве человека.
В соответствии с определением «экстремистской деятельности» преступлением должно считаться «пропаганда исключительности, превосходства» направленное на дискриминацию по признаку расы, национальное происхождение, религия или языковая принадлежность. Однако, некоторые эксперты считают «экстремизмом» любой род религиозной деятельности, включая, проповеди об истинности положений своей религии,   проведения  различий  на «мы» и «они», описание Рая и Ада,  вне зависимости от того, связано ли это с призывами к применению насилия или нет.
Провозглашение религиозного учения или миссионерская  деятельность, нацеленная на доказательство истинности и превосходства своей религии в объяснениях положений вероучения,  нравственности, морали не может считаться экстремистской, в противном случае приведет к ущемлению свободы совести и религии, свободы слова и мысли большого количества людей.
Из Заключения специалиста Мочаловой С.А.  невозможно установить причинно-следственные связи между исследованием эксперта и выводами, к которым она пришла.
Старший эксперт-лингвист криминалистической лаборатории экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области Мочалова С.А. для обоснования своих доводов о том, что в книге содержится  информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам, приводит следующие цитаты из данной книги:
Цитата 1.(Заключения специалиста Мочаловой С. А., стр. 4-5)«140. Бара бин 'Азиб (радиаллаху ’анху) рассказывает: «Мы вышли вместе с Расулюллах (салляллаху ‘алейхиуасалям) хоронить одного из ансаров. Мы дошли до могилы, которую ещё не выкопали. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уасалям), присел. И мы сели вокруг него, не шевелясь, так, как будто на наших  головах сидят птицы. В его руке была палка, которой он чертил на земле. Он поднял голову  и сказал  два или три раза: «Просите убежища у Аллаха от мучений в могиле». Затем: сказал: «И приходят к нему два ангела, усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?» И  он отвечает «Мой Господь - Аллах». Они говорят ему: «Какая твоя религия?» И он отвечает: «Моя религия - ислам». Они говорят ему: «Что это за человек, который был послан к вам? (т.е. Мухаммад (радиаллаху 'анху)». Он отвечает: «Это Посланник Аллаха, уверовал в неё, и признал её истинной». Глашатай с небес объявляет: «Мой раб сказал истину, расстелите ему райскую постель, нарядите его в райский наряд и откройте ему дверь в рай». И заходит через неё свежее дуновение и благоухания, и могила расширяется для него, насколько хватает зрения. Затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхиуа солям) упомянул про смерть неверующего. «В его тело возвращают душу. И к нему приходят два ангела, усаживают его и спрашивают: «Кто твой Господь?» Он говорит: «Ох,  я не знаю». Ангелы спрашивают его: «Какая у тебя религия?» «Ох, я не знаю», - говорит он. У него спрашивают: «Что это за человек, который был послан к вам?» «Ох, я не знаю» - говорит он. И объявляет глашатай с небес, что он солгал: «Расстелите для него огненную постель, наденьте ему огненную одежду и откройте ему дверь в ад». И заходит в неё из ада жар и горячий ветер. И могила его сжимается настолько, что рёбра входят друг в друга». (Абу Дауд).
Примечание: Высказывание ангелов «он солгал» означает, что человек не признавал Аллаха своим господом, Ислам  своей религией и Мухаммада (саляллаху алейхи уасалям) Посланником Аллаха к нему, хотя всё это есть истина» [книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», стр. 84 - 85];
Данный хадис пророка Мухаммада (мир ему) является общеизвестным хадисом, где сообщается о Загробном мире, о допросе в могиле человека ангелами, и является вопросом исламского  вероубеждения. Данный хадис входить в сборник хадисов имама Абу-Дауда, который в свою очередь входить в Кутуб ас-Ситта (Шесть наиболее известных сборников хадисов).
Каждая религия имеет свои вероубеждения о Загробном мире, атеизм отрицает его существование. Следовательно, сообщения о мучениях Ада, или наслаждениях Рая в загробном мире не могут никого оскорбить, потому, что у каждого своя вера. Хадисы о вероубежнении о загробном мире не могут быть вопросами судебного разбирательства в светском государстве.
Цитата 2.(Заключение специалиста Мочаловой С. А. Стр.6.) Абу Муса Аль-Ашари (радиаллаху 'анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен цитрусу: у него хороший запах и хороший вкус. Верующий, который не читает Коран, подобен финику: у него нет запаха, но сладкий вкус. Мунафик, который читает Коран, подобен райхану: у него приятный запах, по горький вкус. Мунафик, который не читает Коран, подобен дикой тыкве, у нее нет запаха и горький вкус». (Муслим)» [книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы». Стр. 259.
Данная цитата содержит исламский термин «мунафик». Мунафик – арабское слово,  которое означает лицемер, двуличный человек. Мунафик внешне показывает себя набожным мусульманином, хотя таковым не является. Следовательно, речь не идет о христианах, иудеях, представителях других религий или атеистах. В этом хадисе приводится метафорические сравнения Пророка Мухаммада (мир ему)  искренно верующих мусульман и лицемеров.
Вывод: нельзя толковать данный хадис как информацию, направленную на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам. Данный хадис имеется в книге имама Муслима, который входить в 6, ранее упомянутых основных сборников хадисов.
Цитата 3.(Заключения специалиста Мочаловой С.А. стр.7.) «107. Ибн-Аббас (радиаллаху 'анху) рассказывает, что когда Расулюллах (салляллаху‘алейхи уасалям) отправлял Му'аза бин Джабаля в Йемен, он сказал ему: «Истинно ты идёшь к народу обладателей Писания. Когда  придёшь, призови их к свидетельству, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и Посланник. Если они подчиняться тебе в этом, то сообщи им, что Аллах сделал для них обязательным пятикратный намаз в течение каждого дня и ночи. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах сделал для них обязательным платить закят, который следует брать с богатых и отдавать бедным из них. Если они подчинятся тебе в этом, то избегай брать их лучшее имущество. Остерегайся проклятий  обиженного,  так как между его мольбой  и Аллахом нет преграды» [книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», стр. 584]
В данном хадисе пророк Мухаммад (мир ему) сообщает о принципах  религиозного призыва, где указывается о необходимости соблюдать принципов свободы и добровольности и  «никого не обижай», который заложен в словах Пророка: «Остерегайся проклятий  обиженного,  так как между его мольбой  и Аллахом нет преграды». В Исламе имеется коранический принцип, который гласит:  «Нет принуждения в религии».
Цитата 4. (Заключение  специалиста Мочаловой С.А. стр. 7)  «344. Хурам  бин Фатик (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Расулюллах (салляллаху 'алейхи уасалям), закончив утренний намаз, встал и сказал: «Ложное свидетельство приравнено приданию Аллаху сотоварища». И он повторил это трижды. Затем он прочитал следующие Аяты: «Избегайте скверны идолов, и избегайте лживого свидетельства, будучи истинно преданным Аллаху, не придавая ему сотоварищей». (22 Хадж: 30-31). (Абу Дауд). Примечание: Другими словами ложные свидетельства такой же тяжёлый грех, как предание Аллаху’ сотоварищей. Верующие должны избегать его так же, как они оберегаются от многобожия». (Книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», стр. 487).
Данный хадис пророка Мухаммада является его разъяснением Аята (стих) Священного Корана (22 Хадж: 30-31) – сура 22  (главе) Хадж – Паломничество, Аяты 30-31.
Следовательно, эксперт – лингвист дает оценку тексту Священного Корана, тем самым выходит за рамки своей компетенции, и входит в рамки компетенции религиоведа.
Данный хадис осуждает ложное  свидетельствование, что является тяжким грехом с точки зрения религии Ислам, а также преступлением  по светским законам.
Эксперт лингвист Мочалова С.А.  подменяет  понятие «лживое» и «ложное  свидетельствование». Вместо того чтобы дать разъяснение понятию «ложное  свидетельствование», она  дает разъяснение слову ложь,  о  том, что слово «ложь»  входит в синонимический ряд слов: ложь - неправда - обман-лганье вранье (разг.) - враки (прост.) - брехня (прост.) со значением «намеренное искажение истины в словах, в каких-л. утверждениях, а также сами слова, в которых  умышленное искажение истины, фактов». Однако в тексте хадиса говорится только о «ложном  свидетельствовании». Таким образом, эксперт специалист Мочалова С.А. подменяет понятия, и делает ошибочный вывод о тексте священного хадиса.
Цитата 5.(Заключение специалиста Мочаловой С.А. Стр.9) «Абу Хурайра (радиаллаху ’анху) рассказывает, что Расулюллах (саллялпаху 'алейхи уа солям) сказал: «Верующий - наивный и великодушный, а грешник - обманщик и подлый». (Абу Дауд).
В данном случае имеет место подмена понятий «грешник» и «представитель другой религии». Грешником – может быть представитель любой религии, в том, числе и мусульманин. Следовательно, нельзя толковать данный хадис как информацию, направленную на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам.
Приведенные экспертом Мочаловой С.А. фрагменты текста из книги «Избранные хадисы» в качестве доказательства своих выводов,  не содержат информацию, направленную на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями сопряженное с призывами к насилию. Также не содержат и призывов на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам.
Таким образом, Заключения специалиста эксперта Мочаловой С.А. допущены грубые вольные толкования священных хадисов, искажающие исламское вероучение, что свидетельствует о незнании элементарных норм Исламского вероучения и предвзятом негативном отношении к представителям религии Ислам.
Неправильное понимание и применение закона о противодействии экстремистской деятельности, привело к не обоснованному признанию многочисленных исламских религиозных текстов «экстремистскими материалами» и преследованию религиозных деятелей. По данным фактам были многочисленные  обращения мусульманских религиозных деятелей к Президенту России В.В. Путину. Он во время встречи в г. Уфе  с мусульманскими духовным лидерами сказал о «необходимости создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или другого текста. Эти структуры должны быть открыты и для исламских духовных лидеров, и для экспертов в вопросах права, религиоведении, психологии, лингвистики. Российское исламское сообщество само сумеет предотвратить распространение изданий, имеющих деструктивный, экстремистский характер»(22 октября 2013 года, г. Уфа).
ДУМАЧР работает в  направлении создания религиозно-правового общественного института по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма, способного дать компетентную оценку религиозным текстам.
Множество классических исламских книг были запрещены на основании некачественных заключений специалистов. Продолжение такого курса по запрету исламских книг приведет к подрыву авторитета судебной власти и потери  доверия граждан к судебной власти и ее способности защищать конституционные права граждан.
18 мая 2015 года суд  города Первоуральска Свердловской области постановил назначить Судебную комплексную религиоведческо-психолингвистическую экспертизу по данной книге.
Автор
Источникgolosislama.com

Чубаров: Украина в Крыму обеспечивает российскую армию

Чубаров: Украина в Крыму обеспечивает российскую армию

http://replyua.net/news/krym-poluostrov/7194-chubarov-ukraina-v-krymu-obespechivaet-rossiyskuyu-armiyu.html
Чубаров: Украина в Крыму обеспечивает российскую армию
Поставляя свои товары в Крым, Украина снабжает оккупантов и террористов. По этой причине ожидать каких-либо изменений не стоит.

Об этом заявил глава Меджлиса крымскотатарского народа и нардеп ВР Рефат Чубаров. По его словам, во время общения с приехавшими из Крыма земляками прозвучал мнения, что Украине следует прекратить снабжение полуострова украинскими товарами. Многие жители аннексированной территории не одобряют массовые поставки из Украины, так как практически все товары передают военным группировкам, дислоцирующимся в Крыму, остатки перебрасывают через Керченский против в Россию. Не отслеживаются товары, использование которых возможно сразу в двух направлениях – и гражданском, и военном. Чубаров подчеркнул, что Украина призывает другие страны не вести торговлю с Крымом, не заходить в порты Крыма, не заводить партнерские отношения с предпринимателями и т.д., но сама все это делает.

По мнению нардепа, Украине следует свести к минимуму перечень поставляемых товаров, а также минимизировать их количество, иначе получается, что Украина в Крыму обеспечивает российскую армию.

МӘДРӘСӘЛӘР КӨЛЕН АКТАРСАҢ – ТАРИХ ЧЫГА

МӘДРӘСӘЛӘР КӨЛЕН АКТАРСАҢ – ТАРИХ ЧЫГА


Җаекта – "Мотыйгия", Бакчасарайда – "Зыңҗырлы", Казанда – "Мөхәммәдия", Оренбургта – "Хөсәения", Уфада – "Галия" мәдрәсәләре... Саный китсәң – бик күп алар! Бер гасыр элек кенә халкыбыз өчен белем учаклары саналган мәдрәсәләр бүген нинди хәлдә? Уфадагы "Галия", Бәйрәкәдәге "Гобәйдия" "Иж-Бубыйдагы бертуган Бубыйлар мәдрәсәләрен барлап кайткач, шуны күрдек: бер мәдрәсә урынында – чүплек, икенчесендә – ашханә, өченчесендә...
Иж-Бубый 

Әлеге уку йортын дөньяның төрле почмакларында беләләр. Аның турында мәгълүматлар Лондон, Хельсинки, Нью-Йорк архивларында, китапханәләрендә саклана, Американың Лос-Анджелес шәһәрендә яшәүче галимә Азадә-Гайшә Рорлих, Сан-Францискодан Шәмсия Апакай белән ире Салих әфәнде, Австралиядән Ләйлә һәм Сәгыйть Садрилар, Финляндиядән Гәүһәр Туганай дәвамчылары Иж-Бубый мәктәбе белән даими элемтәдә тора, бирегә берничә мәртәбә  мәдрәсә юбилейларына кайтып киткәннәр.

Иж-Бубый мәдрәсәсенең "көле" Әгерҗе районы Иж-Бубый авылында саклана. ХХ гасыр башында бертуган Гобәйдулла, Габдулла, Мөхлисә Бубыйлар нигез салган ирләр һәм кызлар мәдрәсәләре Русиядә дәрәҗәле уку йорты саналган. Габдулла Бубый биредә алдынгы уку ысуллары кертүгә, урыс телен өйрәтүгә ирешкән. Париж университетын тәмамлаган Гобәйдулла Бубый мәдрәсәдә укытучы булып эшлгән. Мөхлисә Бубый исә хатын-кызлар өчен беренче кызлар мәдрәсәсен ачып җибәргән.   Бөтенрусия мөселманнары корылтаенда Мөхлисә абыстайны Уфа мөселманнарының Үзәк Диния назәрәтенә казыя итеп сайлаганнар.

Ул тарихка беренче һәм соңгы хатын-кыз казыя буларак кереп калган.

Бертуган Бубыйларның шәкертләре бөтен дөнья буйлап таралган.  Бертуган Бубыйлар һәм Иж-Бубый мәдрәсәсе язмышы фаҗигале тәмамланган. Бу хакта тулырак мәгълүмат аласыгыз килсә, "Бертуган Бубыйлар һәм Иж-бубый мәдрәсәсе" дигән китапны укырга киңәш итәбез.

Иж-Бубыйга мәдрәсә "көлен" күрергә килгәч, күңелсез күренешкә тап булдык. 2001 елда ук, өстән фәрман килеп Мөхәммәдҗан хаҗиның (авылдагы мәчет мәдрәәләрне үз хисабына салдырган кеше) , кайчандыр мәктәп булган  зур, ике катлы йортын сүтеп атканнар. "Байның йортын кран белән бик озак җимерделәр. Бүрәнәләре – сап-сары, кирпече йомырка кушып салынган – ныклы иде әле. Материалны кем кая ташып бетерде. Йортны кран белән җимерүче исә үз җәзасын күрде: бик каты авырып, урын өстендә ята", – дип сөйләделәр авыл апалары. Җимерек йортның таш нигезе бүген дә исән: аны хәтта кран да вата алмаган! Биредә сыра шешәләре аунап ята, кыскасы, чүплек.

Авылда бертуган Бубыйлар истәлеге булырлык нәрсә  бар? Урта мәктәп Бубыйлар исемен йөртә, анда 1989 елда оешкан музей эшләп килә. Кызганыч, музейны оештыручы Рәмзия Арслан кызы Хәлиуллина белән очраша алмадык – ул вафат. Рәмзия ханым Бубыйлар тарихын өйрәнүгә ярты гомерен багышлаган, чит илләр белән элемтә булдырган шәхес.

Үзе исән чагында ул Бубыйлар яшәгән йортны реставрацияләп, анда музей ясарга теләгән. Бу йортның эчен карап чыктык. Беренче катта – почта, икенчесендә... ах иттек! Бер гасыр элек Бубыйлар иҗат иткән бүлмәләрдә бер гасырлык тузан! Түбә бер почмагыннан тишелеп, эчкә яңгыр үткән. Кыскасы, кечкенә генә татар авылын бөтен дөньяга таныткан Бубыйлар йортын күз алдында черетеп яткыралар! 

"Гобәйдия"

Ютазы районы Бәйрәкә авылындагы мәдрәсә тарихы 1700 елдан билгеле. Башкортлар аны "Атаклы Бәйрәкә мәдрәсәсе" дип атаса, безгә ул "Гобәйдия" мәдрәсәсе буларак билгеле. 429 еллык  Бәйрәкәдә 7 мәхәллә, 6 мәчет булган. Авылда берничә мәктәп эшләгән: урыс-татар мәктәбе, Габдрахман сәгъди җитәкчелегендәге кызлар мәктәбе, 1800 елда нигезләнгән Мөридләр мәктәбе, "Гобәйдия" мәдрәсәсе...

XIX гасырда "Гобәйдия" Идел буендагы эре мөселман уку йортларының берсе саналган. Биредә Габдрахман Сәгъди, бертуган Туйкиннар яшь шәкертләргә сабак биргән. Мәдрәсәдә шагыйрь Сирин, язучы С.Миңнекай белем алган. Тарихи чыганакларда монда укыган шәкертләрнең Пугачев восстаниесендә катнашулары турында хәбәрләр бар.  "Гобәйдия" шәкертләре Наполеон армиясен тар-мар итүдә дә катнашкан. Европа илләрен "гизеп" кайткач, авылларында яшәү-көнкүрештә байтак кына яңалыклар керткәннәр алар. Наполеон дигәннән, атаклы Бәйрәкә мәдрәсәсе "Гобәйдия" исемен Наполеон армиясе тар-мар ителгәч, 1812 елда йөртә башлаган. Мәдрәсәгә Гобәйдулла хәзрәт нигез салган.  "Гобәйдия" – зур уку комплексы булган. Ул 5 таш, 7 агач биналардан торган. Кызлар мәктәбе каршында укытучылар әзерли торган мәктәп эшләгән. Хәзер мәктәп ишегалдында ике генә бина калган. Кайчандыр белем учагы дөрләгән мәдрәсәдә бүген – мәктәп укучылары өчен ашханә!

Германиядә яшәп иҗат итүче композитор, милләттәшебез Суфия Гобәйдуллинаның тамырлары Бәйрәкә авылына барып тоташа. Ул – Гобәйдулла хәзрәтнең оныкчыгы.

"Галия"

Башкортстанның Уфа каласында гөрләп эшләгән "Галия" мәдрәсәсен шәһәр халкы белми булып чыкты. Урамда үтеп баручылардан күпме сорашсак та, җавап бер булды: "Беренче тапкыр ишетәбез!" Кызганыч, Аральская тукталышында, Чернышевский урамы, 5 нче йортта урнашкан, заманында бөтен мөселман дөньясына билгеле уку йорты хакында бүген күпләр ишетеп тә белми.

"Галия" мәдрәсәсен, дөресрәге аның  бинасын 2001 елда Уфа Диния назәрәте  Русия ислам университеты карамагына тапшырган. Аңарчы, меңнән күбрәк кешегә белем биргән бу мәдрәсә шәһәрнең 15 нче гимназиясе, хәрби комиссариат, 92 нче мәктәп-интернат буларак хезмәт иткән.

Әйтергә кирәк, хәзерге "Галия" – эчке ягы ремонт кичереп, төп бинасына янкорма төзелгән ике катлы заманча бина. Ишектән үтү белән безне бер сакчы каршы алды. Кемнәр булуыбыз белән кызыксынды, документларны карады. Без исә ректор Раиф Ринат улы белән күрешергә теләгебезне белдердек. Әмма ректор урынына каршыбызда икенче бер укытучы пәйда булды, "Галия" буйлап экскурсияне безгә ул үткәрде. Тик экскурсоводыбыз "Галия" тарихына кагылышлы күп кенә сорауларга җавап бирә алмады. "Кызыксындырган мәгълүматны стендлардан табыгыз", – диде. Стендларда исә бай тарих бик сай язылган... Чыганакларга карасак, "Галия" Садри Назиров, Суфиябикә Җантурина кебек меценатлар акчасына салына. Бу саваплы эштә Закир Рәмиев тә катнаша. 1908 елда нигезләнгән бу бина ул чактагы акча белән 42 мең сумга төшә! Ун ел эчендә мәдрәсә 71 мең 85 сум 25 тиен акча сарыф итә! Мәгълүм ки, "Галия" халык акчасына гына яши торган мәдрәсә була.

1920 елда ул ябылган. "Галия"не тәмамлаган шәкертләр арасында атаклы галимнәр, әдип, шагыйрь, музыкант, җәмәгать эшлеклеләре, мөгаллимнәр бар. Татарлардан –  Мәҗит Гафури, Галимҗан Ибраһимов, Шәехзадә Бабич, Хәсән Туфан, Сәйфи Кудаш, Ибраһим Башмаков, Гыйбадулла Алпаров, Солтан Габәши һ.б. Үзбәк, казах, кырым татары, кыргыз, адыгей, башкорт халкының  байтак зыялылары да биредә белем алган.

"Галия"дә бирелә торган аттестат нөсхәсеннән күренгәнчә, монда 20дән артык фән укытканнар: тәфсир, хәдис, фикъһ (юриспруденция), гарәп, урыс, татар, башкорт телләре, тарих, арифметика, алгебра, геометрия, психология, логика, химия, физика... Остазлар да гыйлемле катламнан. Әйтик, 1914 елда кертелгән музыка дәресләрен Варшава консерваториясе профессоры Вильгельм Клименц укыткан. "Студентлар" тормышы да кайнап торган: Ш.Бабич – "Парлак", казахлар "Садак" һәм "Шымытыр", чиркәс егетләре "Ләгу" исемле кулъязма журналлар нәшер иткәннәр.

Еш кына без, авыз тутырып, "татарлар фәләнгә нигез салган", "татарлар төгәнне беренче уйлап тапкан" дибез. Баксаң, болар юкка түгел икән! "Галия" шәкертләре тугандаш Азия халкын гыйлемле иткән. Мәдрәсәдә уку өчен түләнә торган 60 сумны табу өчен, укучылар каникулда Урта Азиягә кадәр барып, балалар укыткан. Шакир Мөхәммәдъяров Сәйфи Кудашка адресланган хезмәтендә бу турыда болай дип яза: "Казах сахрасы ул элек фәкыйрь шәкертләребез өчен ризык чыганагы, укыр өчен акча табу хәзинәсе булып хезмәт итте... Казах халкы безнең тамагыбызны туйдырса, без аңа, кулыбыздан килгәнчә, мәгърифәт яктылыгын өләшергә тырыштык".

Быелның октябрендә "Галия"нең ачылуына 103 ел тула! Шунысы сөендерә: "Галия"нең бинасы ташландык хәлдә ятмый. Киресенчә, рухи халәтен саклап, гыйлем бирүгә хезмәт итә. Бүген дә ул шәкертләре белән кайный, горурлана. РИУга Русиянең Сочи, Волгоград, Ростов, Пермь, Пенза, Чиләбе төбәкләреннән, Үзбәкстан, Кыргызстан илләреннән килеп, 100ләп студент белем ала. Университетның ике факультеты өч төрле белгечлек буенча эшли. Биредә урыс, татар, башкорт, гарәп, чит телләр, тарих белән бергә фәлсәфә, хокук, этнология, математика, социология, политология фәннәре дә укытыла.

Безнең буын яшьләре бик "бәхетле": тарихи архитектура һәйкәлләре булырдай мәдрәсәләрне бер-бер артлы җимергәнне күреп үсәбез.

Шул уңайдан күңелдә бер сорау да бар: без укып чыккан Казан дәүләт университеты 1-2 гасырдан нинди хәлдә булыр икән ?! Үткәнебезгә битараф булмасак иде. Үткәнен онытканның киләчәге юк диләр бит. 
Рәмилә ГАЗИЗУЛЛИНА, Гөлназ ГАЛИМҖАНОВА 
Татарстан яшьләре

СОВРЕМЕННАЯ КАЗАНЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТЮРКСКОГО МИРА

СОВРЕМЕННАЯ КАЗАНЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТЮРКСКОГО МИРА

Начну с перечисления местных культурных событий: В  татарском журнале "Безненг мирас" вышла моя статья "Торки доньа хэм доньяга караш" («Тюркский мир и мировоззрение»), в Стамбульском журнале "Туран" эта же статья вышла под другим названием "Тюркский мир и некоторые размышления о тюркском мировоззрении". На русском  у нас ее нигде не берут пока (имеются в виду газеты на бумаге). В конце мая у нас в Институте истории АН Татарстана прошла международная конференция по творчеству Юсуфа Акчуры (1876-1935), это была первая конференция в Татарстане и России о нашем великом пантюркисте. Тема конференции "Юсуф Акчура: наследие и современность". Приехало 8 профессоров-докторов из Турции, внук Юсуфа Акчуры. Нас возили в Уляновские усадьбы его предков, показали фабрики его отца. Показали их деревенскую усадьбу, где он написал свой знаменитый труд "Три вида политики". Это был своего рода Манифест тюркизма. В институте я выступил с докладом "Ю. Акчура и эпоха перемен".
      Вообще в последние годы в Казани проходило и проходит много мероприятий в русле тюркизма на официальном уровне. Например, в прошлом году Казань была объявлена столицей тюркской культуры. В том же году у нас провели всемирный конкурс тюркской эстрадной песни "Тюрковизион", который транслировался на десятки стран. В этом году в мае прошел в Казани Форум журналистов тюркского мира, где приняли резолюции о работе турецких телеканалов в Татарстане и использовании турецкого языка как языка межтюркского общения. Все журналисты одобрили эти предложения. С 1-го по 7 июня проходит фестиваль тюркских театров "Ноуруз" в Казани, где основными будут 3 казахских театра. Раньше казахи не приезжали.
       Все это освещается татарским телевидением, впрямую говорится о необходимости объединении тюркского мира в той или иной форме. Думаю, что в эти подвижки внесла свою лепту и наша Всемирная Ассамблея Тюркских Народов (ВАТН). Как говорится, капля камень точит.
       Кроме Казани, я выступил (в рамках конференции) и в Ульяновске и в средней школе деревни Зюя Башы  (где Ю. Акчура написал свой знаменитый труд) перед местной интеллигенцией. Они нас приняли как богов, сошедших с небес, гостеприимству их не было предела. За что мы все им очень благодарны. В конце мероприятия устроили нам в красивом лесу на поляне богатый стол, где была очень теплая атмосфера, я произнес тост за великий татарский народ и другие крупные и не очень крупные нации, так как в компании кроме татар сидело еще несколько русских и чуваш из местной поселковой и районной администрации. Все поддержали этот тост. Одна русская дама даже сказала, что у татар есть очень хорошая черта: это - ответственность за порученное дело и исполнительность. Этого нам, русским, не хватает, сказала она. 
       О нашей конференции у меня и у других участников брал интервью канал "ТНВ-Планета" (через спутник вещает). Это могут показать, возможно 2,3, или 4 июня в Программе "Татарлар" по этому каналу, которая начинается каждый день в 20 час - 05 мин по московскому времени, а также в этой же программе по каналу ТНВ (вещающей только на Татарстан) в 20 час. – 30 мин. (время московское) на татарском языке.
Член Координационного Совета Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН)


                                                                            Мухаметдинов Р. Ф.

Загадочный обстрел Горловки уничтожил «отведенные» танки и артиллерию террористов

Загадочный обстрел Горловки уничтожил «отведенные» танки и артиллерию террористов

В Горловке уничтожена стоянка техники террористов и батарея 120-миллиметровых минометов в одном из укрепрайонов боевиков.
Обстрел города начался около 19:30. По словам местных жителей, слышались в основном звуки исходящих залпов. «Но где-то между полуночью и часом ночи услышали, что что-то прилетело. Было насколько сильных «ба-бахов» в центре и чуть южнее. И сразу все стихло: ни входящих, ни исходящих, только техника колесила по городу», - сказал собеседник CRIME.in.UA.
Из гражданских объектов пострадали 4 дома на жилмассиве «Строитель», о чем поспешили сообщить подконтрольные боевикам издания. Взрывными волнами выбиты окна, облетела облицовка домов. Из мирного населения при этом никто не пострадал. Также взрывами перебит газопровод, в результате чего, по данным боевиков, 116 домов осталось без газа.
Террористические же объекты Горловки понесли значительный урон. Как рассказал CRIME.in.UA источник, приближенный к «комендатуре» города, в результате обстрела полностью обвалилась крыша в одном из цехов завода «Стройдеталь», где стояли танки и бронемашины террористов. «Сколько там чего было – точно не скажу, но много. Только во дворе перед цехом разворотило 3 грузовика, 1 танк и 1 БМДР. Сейчас завод оцеплен, идет разбор завалов и буксировка техники», - сообщил источник.
По его словам, также был нанесен удар по укрепрайону около старой больницы, которая находится южнее завода «Стройдетали» на 1-1,5 км. Оттуда постоянно велся огонь по позициям сил АТО у поселков Шумы и Ленинское. По данным источника, в районе старой больницы уничтожена батарея 120-миллиметровых минометов.
Также, по словам источника, были зафиксированы попадания в жилмассиве Курганка, который еще в прошлом году боевики превратили в мощный укрепрайон. Данных оттуда у нашего источника пока нет.
Читайте также:

Мечтали о России — так получайте от нее по самые гланды!!! — Фото

Мечтали о России — так получайте от нее по самые гланды!!! — Фото

http://elise.com.ua/?p=132145

Крымские мечтатели о колбасе по 2,20 и о реставрации СССР наконец достигли своей мечты. Они вернулись в прошлое, в котором все прекрасно, ведь их столица снова в Москве, и….И все! Нет ни колбасы, ни других продуктов, ведь Крым всегда снабжался продуктами с территории Украины. А если посчитать сколько нужно завезти фур через паромную переправу, чтобы накормить 2,5млн. человек? А еще сколько, чтобы обеспечить 6млн. обещанных Россией туристов,которых конечно же не будет, хотя я конечно допускаю тысяч 500 любителей испортить себе отдых.
Так вот, туристам, даже если бы они и были — просто напросто не будет чего жрать. На фотографии супермаркет «ФРЕШ» прямо возле вокзала в Евпатории. Выбора продуктов нет. 60% полок пустые, а те которые полные, забиты одинаковыми бутылочками и пачками йогуртов, чтобы создать видимость наполненности. От изобилия голова идет кругом. Мечтали о России — так получайте от нее по самые гланды!!!

Саакашвили ударил по «ДНР»

Саакашвили ударил по «ДНР»

Личность экс-президента Грузии Михаила Саакашвили является таким сильным раздражителем для Кремля, что способно вывести любого сторонника «русского мира» из состояния ступора, алкогольной интоксикации и, вероятно, даже из комы. Совершенно далекие от Украины вообще и Одессы в частности люди после назначения Михо на должность губернатора пришли в состояние кататонического возбуждения.
Испанский бык, перед которым размахивают «коммуняцким стягом» в сравнении с пророссийскими активистами в этом случае – образец уравновешенности. Так называемый виц-спикер «ДНР» Денис Пушилин пришел в состояние крайнего возбуждения, узнав о назначении Саакашвили губернатором Одесской области. «Саакашвили — это неудачник, человек который ориентирован на чуждые нам ценности, на чуждые нам страны, даже США от него уже отказались. Но он себе нашел компаньона в лице Порошенко», — сказал Пушилин журналистам. Казалось бы – какое ваше дело? На чуждые пророссийским боевикам и российским марионеткам в ДНР ориентирован не только Саакашвили – все украинцы. И еще миллиарды людей во всем мире. Не губернатором ДНР его назначили – Одесской области. Региона, который отстоял свое право не стать частью Новороссии в борьбе с вооруженными боевиками и продажными силовиками. Ваше мнение одесситов вообще не интересует, к чему этот накал эмоций? Накормите голодных в Донецкой области, выпустите инакомыслящих из подвалов, заплатите пенсии людям и прекратите убивать – вот сколько полезных дел можно сделать. Что вам до Одессы? Тем не менее, беспокойный вице-спикер парламента «ДНР» принимает все вопросы в Одессе, как глубоко личные. Он жалуется на то, что сейчас Одесская область «переживает очень нелегкий период времени, когда идет запугивание и затравливание всего инакомыслия». «Даже попытки высказать свою позицию даются очень трудно», — сказал он.
С последней фразой я, кстати, полностью согласен. Попытки высказать свою позицию пророссийским боевикам и в Донецке даются очень трудно. Особенно утром после выходных. Но Саакашвили тут совсем не при чем. Претензии лучше предъявить к собственному образованию и зеленому змию.

АВТОР: Кирилл Сазонов