ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 27 апреля 2015 г.

Круглый стол "Функционирование татарского языка как государственного и сегодняшнее состояние системы национального образования"

Круглый стол

"Функционирование татарского языка как государственного и сегодняшнее состояние системы национального образования"
РЕЗОЛЮЦИЯ
г.Казан                                                                                                                                                                             22.04.2015 г.
          Участники круглого стола "Функционирование татарского языка как государственного и сегодняшнее состояние системы национального образования" выражают свою обеспокоенность за будущее татарской нации в связи с нерешенностью основополагающих проблем в сфере образования и государственного строительства.  Прошло 23 года, как был принят Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" N 1560-XII от  8 июля 1992 года. Для реализации положений закона была принята 10-летняя «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, развитию и изучению языков народов Республики Татарстан» (срок действия: 1994-2004). Программа более детально определяла мероприятия, необходимые для реализации закона о языках, в частности, определение объема работ, способы и механизмы их реализации, обеспечение материальными ресурсами, кадрами и т.д. и т.п. В 2004 году на смену старой государственной программе была принята новая, призванная реализовывать положения закона о языках до 2014 года.  Это «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы»
                Однако, на данный момент можно сказать, что введение режима двуязычия осталось только на уровне законодательном и реального двуязычия в государственном управлении в Татарстане не сложилось. Несмотря на существование «Закона о языках» и на его основе принятых программ развития и внедрения  татарского языка на республиканском и муниципальных уровнях, в работе органов государственной власти, в учреждениях доминирует русский язык. Как и прежде, почти все делопроизводство, официальная переписка, судопроизводство, работа Государственного совета, правительственных органов идет на русском языке. Указы, постановления и законы обсуждаются и принимаются на русском языке, после чего следует перевод принятых нормативных актов на татарский язык. Таким образом, даже в верхних эшелонах республиканской  власти руководителями разных уровней татарский язык не используется и игнорируется во всех сферах деятельности, в том числе при встрече иностранных делегаций и при приеме наших делегаций официально приглашенных в зарубежные страны. Последнее является ярким свидетельством полного отсутствия какого-либо статуса у татарского языка.

Важнейший институт власти и стабильности в обществе,- суды всех инстанций. Там также татарский язык не используется, т.к. все делопроизводство идет на русском языке, а в судебных органах не предусмотрены штатные переводчики. При этих обстоятельствах суды с правовой точки зрения не могут быть полноценной ветвью власти. Есть еще и  морально-правовая сторона этого вопроса, когда суд выступает конечной инстанцией и, решая судьбы людей, выносит приговоры в их родных республиках на не родном для них языке. В нашей республике имеется немало примеров, когда отсутствие татароязычного судопроизводства осложняет судебный процесс и приводят к разного рода трудностям, которые испытывают исключительно татароязычные граждане. Судебное разбирательство, проводящееся исключительно на русском языке, - яркий пример не только ущемления прав, но и фактически, дискриминации всех нерусских народов РФ.
                Причины нерешенности наболевших проблем в сфере двуязычия и государственного статуса татарского языка, по мнению участников круглого стола, видны невооруженным глазом и лежат на поверхности. Они понятны для анализа и доступны для решения при наличии политической воли у руководства РТ.
                Первостепенный важнейший аспект, призванный  решить наболевшие проблемы развития и становления татарского  языка, - это комплексная реформа системы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшей школой, включая магистратуру и аспирантуру. Ниже приводятся еще несколько стратегически важных аспектов, игнорирование которых, стало причиной того, что закон о языках не работает, а госпрограмма была дискредитирована. Сама госпрограмма на сегодняшний день является только декларацией о намерениях. Но все пункты госпрограммы актуальны, жизненно необходимы и ее реализация могла бы быть первым шагом к становлению татарского языка как государственного.
 В завершение своей работы «Круглый стол» считает необходимым отметить  следующее:
                1. Участники круглого стола выслушали доклады и обсудили современное состояние татарского языка в свете принятых законов, постановлений, программ и других документов, которые были инициированы и приняты как на государственном, так и на уровне крупных общественных республиканских и всемирных организаций. Реально оценивая обстановку по рассматриваемому вопросу, вынуждены констатировать об их, практически стопроцентном, неисполнении, а в некоторых случаях и полного провала программ и проектов, которые должны были служить развитию татарского языка и национального образования.
              2.  Требуем от Государственной Думы РФ срочной ратификации «Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств».
              3. Требуем от Министерства образования и науки РФ разрешить сдачу ЕГЭ на татарском языке и прием в вузы по результатам этих экзаменов.
                4. Для обеспечения перспектив и востребованности татарского языка необходимо незамедлительно возобновить организационные мероприятия по созданию Татарского национального университета, начать формировать его материально-техническую базу и в бюджетах разных уровней предусмотреть статьи расхода на его становление и развитие.
                Это, без преувеличения, судьбоносный для татарской нации вопрос. Нынешним руководителям республики необходимо наверстывать упущенное и приложить все  усилия для исправления ситуации. Дополнительно к своим возможностям и республиканским ресурсам лоббировать открытие татарского университета на федеральном уровне, а учитывая колоссальный  вклад РТ в бюджет страны, добиваться и возврата средств на его частичное финансирование.
              5. Создать рабочую группу « Татарский Университет» из представителей вузов и общественных организаций.
                6.До создания и функционирования Татарского университета в каждом ВУЗе РТ открыть татарские группы на востребованных факультетах.
                7. Родители татары должны видеть перспективу поступления своих детей в ВУЗы или зарубежные учебные заведения. Необходимо создать заинтересованность у этих родителей отдавать детей в татарские школы. Одно из решений, которое предлагается еще с 90-х годов, было и остается  открытие элитных школ с татарским языком обучения (на первом этапе наподобие школ  с русским языком обучения). Главное условие: они должны быть татаро-английские и с третьим языком по выбору, также должны иметь современную спортивную базу с бассейном и кружки по интересам. 
                8. В Законе "О государственных языках..." согласно ст.6  предусмотрено финансирование Государственной программы по сохранению языков. Госсовету РТ и Счетной палате РТ потребовать отчет о расходовании этих средств. Судя по тому, что Государственная программа 2004-2013 г.г. провалена, за два десятилетия накопилось много долгов моральных и материальных перед татарским языком и национальным образованием.
                «Круглый стол» вынужден отметить, что причину неисполнения вышеуказанного закона он видит в бездействия госструктур, а точнее сказать в безынициативности, а то и преступной халатности должностных лиц в деле реализации и воплощения в жизнь государственной программы, а также не требовательность и отсутствие заинтересованности первых лиц республики.  Кроме бюрократической составляющей этой крайне неудачной языковой политики, имеется проблема в самом законе о языках. Практически все статьи закона являются слишком мягкими и не устанавливают обязательности использования татарского языка, также как и не определяет административных мер по нарушению положений закона. Формулировка текста статей закона не дает четкого ответа на вопрос обязательно ли использование татарского языка в работе государственных учреждений и органов власти или его использование просто разрешается.
                Считаем необходимым провести ревизию закона о языках и ужесточить все статьи в части обязательности их исполнения и прописать ответственность должностных лиц за нарушения статей закона.
                9. На сессии Госсовета РТ организовать специальные слушания по реализации закона о языках и госпрограммы с приглашением всего состава Кабинета Министров РТ и Президента РТ. Для мобилизации общественности и татарских общественных организаций, с такой же повесткой дня созвать внеочередной съезд Всемирного конгресса татар.        

  Верно:       Председатель Всетатарского общественного  центра                                  Ф.В. Закиев


В Советский районный суд г. Казани Ходатайство об изменении меры пресечения Рафису Кашапову

                                                                                    В Советский районный суд г. Казани
                             Ходатайство об изменении меры пресечения Рафису Кашапову


                Мы знаем  Кашапова Рафиса Рафаиловича больше 20 лет.  Рафис Кашапов – неутомимый борец за права татарского народа,  за сохранение татарского языка, образования, культуры. Еще в 90-е годы он организовал бесплатные поездки в Булгар, древнюю столицу Волжской Булгарии. При его помощи изданы книги по татарской истории.  Одна из последних его инициатив- проведение в 2013 году Всероссиийского конкурса по составлению родословных ”Кто я и откуда мои корни?”.    
            Кашапов известный общественный деятель, законопослушный гражданин, примерный семьянин, воспитал двух замечательных детей. Он не собирается скрываться от следствия, не собирается  заниматься преступной деятельностью, никак не может воспрепятствовать производству по уголовному делу. Ему 56 лет, он тяжело болен, у него на иждивении тяжело больная жена и двое детей.   
            На основании изложенного ходатайствуем перед судом о замене Кашапову Р. Р. меры пресечения на не связанную с лишением свободы.    

        Тагиров Индус Ризакович           
академик Академии Наук РТ, профессор,   Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан.
                                                                           
        Cафиуллин Фандас Шакирович 
         полковник в отставке, депутат Государственной Думы РФ(1999-2003), Государственного Совета РТ(1990- 1999).
       
         Зялалов Абдуллазян Абдулкалырович 
          доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки  Республики Татарстан, лауреат Государственной премии.
        
         Шакиров Азгар Шафикович 
         народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреат Государственной премии.
      
  18 апреля 2015 г.