ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 20 апреля 2015 г.

Неизвестная Казань. Город, который мы не увидели

Неизвестная Казань. Город, который мы не увидели

http://www.kazan.aif.ru/culture/1450211
Казань, 1934 год.
Как солдаты и суворовцы испытывали казанский цирк, что такое «обдирные» дома, почему в Казани не возвели монумент в честь Победы в Великой Отечественной войне, и какие ещё идеи казанских архитекторов так и не получили путёвку в жизнь? Об этих и других неизвестных фактах истории нашего города, о том, как он застраивался и развивался в 20 – 80-е годы, рассказывает книга «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани».
Её автор - известный архитектор Сергей Саначин, посвятил свою работу 30-летию памяти своего отца Павла Саначина автора многих знаковых объектов Казани, и 80-летию корпорации архитекторов Татарии/Татарстана.«АиФ Казань» приводит отдельные фрагменты книги, посвященные одной из главных достопримечательностей казанской архитектуры советских времён – цирку, а также идеям казанских градостроителей, которые так и остались на бумаге.

Памятник Содружества

В 20-е годы в Казани планировали соорудить огромный Памятник Содружества народов. Его предполагали воздвигнуть на обширной пойме Казанки, используя в качестве базы самый ранний в городе – столетнего возраста Памятник убиенным воинам.  Полагали, что в находящейся под памятником братской могиле погребены не только русские и, значит, «содружество» возможно.
Проект руководителя Архитектурно-художественных мастерских Ф. П. Гаврилова, выполненный совместно со студентами. Уже построены были леса, когда Наркомпрос РСФСР признал нецелесообразным переустройство выдающегося, как при том отмечено, памятника архитектуры. 

Конструктивизм 30-х

В 1932 г. был запроектирован городок мединститута в констуктивистских и постконструктивистских вариантах (архитекторы В. Сотонин, Андрей Спориус) со сносом семи зданий, включая католический костёл. Но идея так и осталась на бумаге: вместо мединститута здесь через 8 лет появилось 3-е здание КНИТУ-КАИ. Католический костёл устоял. А мединститут появился через дорогу на ул. Бутлерова.

Архитектура Казани, Саначин, проекты, Фото: АиФ-Казаньиз архива С. Саначина

Памятники Победы

Уже в 1942 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на составление проектов монументов героям Великой Отечественной войны». В этих конкурсах участвовал казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов. Он выполнил два патетических проекта для Казани. Первый – проект памятника в честь победы советских войск в Великой Отечественной войне.

Арка Победы с проектом памятника Победы Фото: АиФ-Казань. Из архива С. Саначина

«Местом для его постановки была выбрана оконечность Фёдоровского бугра (где нынче НКЦ «Казань»), которая по планировочному проекту 1939 г. являлась кульминационной в цепочке площадей: Куйбышева, Центральной (пл. Свободы) и Фёдоровский бугор. Он представлял собой архитектурную гиперболу булгаро-татарского дюрбе (мавзолея) и, таким образом, сильнее выражал память погибшим, нежели победу. Монументы героям предполагалось установить на местах героических событий, в Москве, Ленинграде, в освобождённых городах». Поскольку Казань не отвечала этим условиям, монумент не был установлен.
Вторым и тоже неосуществлённым памятником, спроектированным Гайнутдиновым, была Арка Победы – грандиозная треугольная призма… с огромной триумфальной аркой». Где именно предполагалось её установить – неизвестно.

Советский ампир и «обдирные» дома

50-е – период послевоенного неоклассицизма и советского ампира. Как и повсюду в стране, в Казани вырастают дома с башенными завершениями шпилями, обильной лепной орнаментикой.

Горняк, обдирный дом Фото: АиФ-Казаньиз архива С. Саначина

Однако после исторической речи Никиты Хрущёва в 1954 г. началась кампания по «пересмотру проектов». Около полусотни проектов пересмотрели в Казани. Где-то «излишества» убрали напрочь. Такие дома прозвали «обдирными».
А вот жилой дом по ул . Татарстан – напротив о. Кабан (1955 г. ) – пример советского ампира.

Так могла выглядеть улица Татарстан Фото: АиФ-Казаньиз архива С. Саначина

Незаконный проект

Построенный в 1965 – 67 годы цирк – единственный представитель футуризма и, пожалуй, главная достопримечательность архитектуры эпохи социализма в Казани. Лучшим по удобству называл казанский цирк Юрий Никулин. Идея диска, навеянная нимейеровскими куполом и чашей Нацконгресса в Бразилиа (построен в 1960 г. по проекту Оскара Нимейера), была предложена архитектором Муниром Хайруллиным. А посадка в сходящейся перспективе Булака круглого общественного здания определена в проекте Республиканского стадиона ещё в 1956 г. (Павел Саначин, Георгий Солдатов).

Цирк на этапе строительства Фото: АиФ-Казаньиз архива С. Саначина

Драматична история строительства цирка. По настоянию Союзгосцирка в 1963 г. было решено применить проект Ярославского цирка. Татаргражданпроект, упорно вынашивая свой вариант, вдребезги разбитый Москвой, подменил им утвержденное решение. Строители, на удивление, выполнили незаконный проект, но весь периметр диска укрепили металлическими стойками. Это был крах. Но спасло чудо. Им стал надетый на верхний железобетонный пояс конуса металлический обруч. Прогретый электричеством, он сжал диск и оторвал его на 5 см от стоек. Всё же ещё было испытание цирка живым грузом из солдат и суворовцев, кончившееся победой инженерной мысли.

70-е: синдром Дома культуры

Два последних десятилетия ещё сильнее взвинтили темпы и объемы строительства. А архитектура - как искусство - себя не находила. Взмывала вверх брусками университетских корпуcов, гостиниц, издательств. Была удобной, прочной, экономичной. Но некрасивой…
Но попытки спасти положение, вырваться из занудства жилых массивов, из решетчато-реберной архитектуры общественных зданий были.
Автор Концертного зала консерватории Мунир  Агишев  спроектировал втрое больший Концертный зал филармонии.

Такой могла быть консерватория Фото: АиФ-Казаньиз архива С. Саначина
                                                                                                                                               

Сайяр Айдаров выполнил проект столь же грандиозного здания Центральной республиканской библиотеки в перспективе парка Чёрного озера.

Проект центральной республиканской библиотеки Фото: АиФ-Казаньиз архива С. Саначина

Увы, синдром так и не родившегося Дома культуры 1930-х гг. погубил оба этих весьма претенциозных проекта – они целиком, а не в деталях, стали излишествами своего времени.
Такая же участь постигла тоже претенциозный для своего времени проект комплекса Казанского государственного педагогического института – КГПИ. В 70-е его главное здание планировали построить на бугре Профессорского переулка (архитектор Иван Галанин), на переломе ул. Куйбышева, ныне ул. Пушкина.

Азатлык комиссиясе Тукай бүләге иясен сайлый алмады

http://www.azatliq.org/content/article/26963493.html

Азатлык комиссиясе Тукай бүләге иясен сайлый алмады

Азатлык радиосының бәйсез белгечләр төркеме Тукай бүләгенә ия булырдайларны сайлап карады



26 апрельдә Казанда Шигърият бәйрәмендә Татарстанның мәдәният һәм сәнгать өлкәсендә иң мәртәбәле бүләге  Тукай бүләгенә лаек булганнар игълан ителә. Тукай бүләгенә лаекларны сайлап алучы махсус комиссия бар. Аңа түрәләр һәм Татарстандагы иҗат берлекләренең рәисләре кергән. Быелгы Тукай бүләген сигез кеше һәм иҗат төркеме дәгъвалады. Азатлыкта аларга тавыш бирү мөмкинлеге дә булдырылды.  
Азатлык радиосы Тукай бүләген дәгъвалаучылар исемлеген бәяләү, бу исемлектән абруйлы премиягә лаекларны сайлап алу өчен үз комиссиясен булдырды. Бу төркемгә биш кеше: язучы, җәмәгать эшлеклесе Фәүзия Бәйрәмова; театр тәнкыйтьчесе Нияз Игъламов; Тукай бүләге иясе, язучы Ркаил Зәйдулла; Тукай бүләге иясе, сәнгать белгече Мәхмүт Әхмәтҗанов; режиссер Илдар Ягъфәров керде.
Белгечләрнең Тукай бүләген дәгъвалаучылар арасыннан өч кешегә кадәр "лаек" дип күрсәтү мөмкинлеге бар иде. Әгәр биш белгечнең кимендә өчесе бер үк кешегә тавыш биргән булса, ул Азатлыкта Тукай бүләгенә ия дип табылган булыр иде. Бары тик ике белгеч кенә, Ркаил Зәйдулла һәм Нияз Игъламов исемлектән лаекларны атады, калганнар "лаеклар юк" дип белдерде.
Әдәбият, сәнгать, кино белгечләре әле моңа кадәр тәкъдим ителми килгән, үзләре күз алдында тоткан Тукай бүләгенә ия булырдайларны да барлады.
Нияз Игъламов, театр тәнкыйтьчесе:
Нияз ИгъламовНияз Игъламов
– Исемлектә Тукай бүләгенә лаек бердән-бер әсәр бар, ул – "Алтын Урда". Әгәр без чынлап та Тукай бүләген иң югары, иң мәртәбәле һәм чынлап та Тукай асылы белән бәйле бүләк дип фикер йөртәбез икән, бу әсәр лаекларның бердән-бере, чөнки нигезләмәдә "аеручы күренекле эшләр өчен" дип язылган. Әмма бүләкне дәгъвалаучылар исемлегендә директор (Рәүфәл Мөхәммәтҗанов) булмаска тиеш, минемчә. Аның да күрсәтелүе сәеррәк тоела миңа. Алай булганда, безнең мәрхүм Шамил Закиров (Камал театрының элекке директоры) әллә кайчан ук алган булыр иде.
Мин Җәлил театры сәхнәсендә татар әсәрләре һәм, шул исәптән, Верди, Европаның башка классикларының әсәрләре дә ешрак уйналса иде дигән теләктә калам. Безнең театр хәзер Европада күбрәк көн күрә, шуңа күрә репертуардагы бөтен спектакльләр дә Казанда сирәк уйнала. Бу татар спектакльләренә генә түгел, ә бөтен әсәрләргә дә кагыла торган проблем. Нуриев, Шаляпин фестивальләренә кереп булмый дип тә язалар. Минемчә, һәр театрның аның социаль миссиясе бар һәм ул миссия үтәлергә тиеш. Беренче чиратта ул үзенең бөтен спектакльләрен Казан һәм Татарстан тамашачысына күрсәтергә тиеш.
Камил Кәримов минем өчен Тукай бүләгенә лаеклар арасында икенче урында тора. Әгәр шушы ике дәгъвалаучыга бирсәләр, мин канәгать булыр идем. Башкаларга килсәк, Клара Булатова бик өлкән булсын, әмма мин ул лаек түгел дип әйтә алмыйм, шулай да безнең арада аның шикелле алмаган бик күпләр бар әле.
Тукай 27 яшендә китеп бара. Өлкәннәргә тел-теш тидерергә теләмим, әмма бездә бик күп яшь шагыйрь-шагыйрәләр, рәссамнар һәм режиссерлар бар. Аларны беркем дә, беркайчан да ул исемлеккә кертмәячәк. Шул уңайдан мин Татарстан язучылар берлегенә ризасызлыгымны да белдерәм. Хәзер менә икенче тапкыр инде берлекнең яңа рәисе дә бу бүләкне үзенә алмакчы була. Минемчә, бу гадел түгел. Иҗаты лаеклы булса да, рәис булгач четреклерәк мәсьәлә бу. Рәфис Корбан үзе әйбәт кеше, яхшы җитәкче, әмма Тукай бүләге ул Тукай бүләге булырга тиеш.
1958 елда бирелгән премиянең исемлеге миңа үрнәк, эталон булып тора. Анда "Җилкәнсезләр" спектакле, "Шүрәле" балеты өчен, Әхмәт Фәйзи зур романы өчен һәм башкалар.
Өлкәннәр арасында да бүләккә лаеклар бар бит, аларның берсе – зур шагыйрь Газинур Морат. Әлегә аны күрсәтүче юк, чөнки аңа 70 яшь тулмады. Бүләкне биргәндә соңгы еллар да азмы-күпме булса да театр сәнгатендә гаделлек бар дип исәплим мин. Театр сәнгате – күмәкләшеп башкарган сәнгать булгангамы, бәлки шуннандыр, әмма өздереп кенә әйтә алмыйм. Соңгы ун елда Тукай бүләген алучылар, алар, минемчә, лаеклар.
Минем күз алдыма Газинур Морат, Йолдыз Миңнуллина, Рүзәл Мөхәммәтшин – Тукай бүләгенә лаек өч шагыйрь килеп баса. Луиза Янсуар, Рәмис Әймәт тә бар. Һәм алар яшь булуга карамастан чынлап та лаеклар. Фән өлкәсендә дә лаеклар бар. Лаекларны табып була, әмма безнең сайлап алучылар, минемчә, бер яклы гына хәл итә димме? Нишләп бу кешеләр түгел, нишләп башкалар түгел, нишләп яшьләрне беркайчан да чыгармыйлар дигән сорауны куям мин аларга.
Ярый әле, Аллага шөкер, безнең балетыбыз һәм операбыз бар. Аннан яшьләрне бүләккә күрсәтеп була, чөнки аларның талантлары иртә ачыла, пенсиягә дә иртә чыгалар. 50-70кә җитмәгән язучы бу бүләкне бөтенләй дәгъвалый алмый дигән хис тә туа.
Тукай бүләге – башка милләтләр алдында татар турында ниндидер мәгълүмат бирә торган бүләк тә. Исемлек сайланганда бу ягын да онытмаска кирәк.
Фәүзия Бәйрәмова, язучы, җәмәгать эшлеклесе:
Фәүзия БәйрәмоваФәүзия Бәйрәмова
– Дөресен әйткәндә, быелгы исемлек шактый йомшак. Мин үзем Тукай бүләген алучыларга, аларның иҗатларына бик зур таләпләр куям. Болар Тукай исемен күтәрерлек иҗатлар микән дигән сорауны куйдым барсына да. Шуңа күрә исемлек йомшак дигән фикер белән генә чикләнәм, аерым-аерым кешеләргә тукталып тормыйм. Без элекке елларда Тукай бүләген бөек, зур әсәрләре өчен шәхесләр алганны күреп өйрәнгән кешеләр.
Инде кемнәр лаек булып та алмаганнар дигәннән, Айдар Хәлим белән үземне әйтеп тә тормыйм, безгә барыбер аны бирмиләр. Моны әйтүдән мәгънә юк. Халык арасында ел саен безнең икебезне алырга лаек дип сөйлиләр, сөйләү белән кала ул, шуңа күрә бу теманы куертып тормыйм.
Хакимият белән дә, язучылар белән дә бик каты каршылыкта булмаган Тукай бүләген алырга лаекларны күрәм мин. Аларны шагыйрьләр төркеме, галимнәр төркеме дип бүлеп-бүлеп тә карар идем. Галимнәр дигәннән, монда сүз әдәбият галимнәре турында бара. Әдәби үсешне күзәтеп, аңа бәя биреп бара торган зур-зур галимнәребез бар. Мәсьәлән, Хатыйп абый Миңнегулов, аннары ирле-хатынлы Зөфәр абый Рәмиев белән Резедә апа Ганиева. Алар Тукай, Исхакый томнарын әзерләделәр. Фоат абый Галимуллин да алмыйча китте. Тәлгать Нәбиуллин да шушы галимнәр исемлегенә керә ала. Галимнәр төркеме турында да уйланырга вакыт. Олы галимнәр болар, олы буын.
Аннан Тукай бүләген алырга лаеклы шагыйрьләр төркеме бар. Әйтик, Азнакайда яшәп иҗат итүче Илдус Гыйләҗев. Аның шигырьләре бик милли рухлы, татарның рухын күтәрә торган, дәүләт бәйсезлеге өчен көрәшкә рухландыра торган. Алар йөрәк ярсуы белән язылган шигырьләр. Равил Рахмани бик нечкә, Дәрдмәндләр стилендә яза торган шагыйрь. Әдәбият томлыкларын әзерләп утыра, зур галим дә. Аны да күрсәтергә вакттыр дип уйлыйм. Һәм, әлбәттә, Газинур Морат! Шигырьләре көчле, милли рухлы, үзе дә, иҗаты да икейөзле түгел. Алар белән бергә янәшә Рәниф Шәрипов килә. Ул бик күренми, әмма аның язмышы да, иҗаты да Фәнис Яруллин белән янәшә куярлык. Аның бик милли рухлы шигырьләре бар. Аны да милләткә дә, шушы Тукай бүләген бирүчеләргә дә күрсәтә башларга кирәк. Прозаиклар турында әлегә дәшмим.
Мин сәнгать өлкәсендә үзебезнең милли тарихыбызны, милли киемнәребезне, милли моңнарыбызны зур дәрәҗәдә дөньяга җиткерә алган үзебезнең җыр һәм бию ансамблен хөрмәт иттем. Аларның чыгышларында тарихны да, язмышыбызны да күрдем. Ансамбль бу бүләкне алды инде. Бу ансамбльнең озак еллар дәвамында хормейстры булып эшләгән Венера Гәрәева гел читтә калып килде. Ул җыр-моң сәнгатенә милли шәкертләр әзерләп утыра. Күпме еллар ансамбльнең хоры белән җитәкчелек итте, хәзер дә ул анда эшләп йөри, ярдәм итә, киңәшләрен бирә һәм татар әдәбиятен, татар мәдәниятен, мин татар сәнгатен бөтен нечкәлекләре белән белгән бүтән белгечләрне күрмим. Ул да инде 70-не узды, әмма хезмәте күрелмәде, бәя бирелмәде. Мин Тукай бүләген үзебезнең милли сәнгатебезне, милли тарихыбызны, милли язмышларыбызны чагылдырган оешма һәм шәхесләргә бирер идем.
Әгәр бүләкне бирүчеләр шушы шагыйрьләргә, әдәдбият галимнәренә, Венера Гәрәевага бирү турында уйлый башласалар, ул инде татар тормышына да гаделлек килә дигән сүз булыр иде. Ә хәзергә Тукай бүләге гадел бирелми. 
Ркаил Зәйдулла, Тукай бүләге иясе, язучы:
Ркаил ЗәйдуллаРкаил Зәйдулла
– Мин Клара Булатованы Тукай бүләген алырга лаек шагыйрә дип исәплим. Ул гомерен әдәбиятка багышлаган, татар әдәбиятына хезмәт иткән кеше. Татар шигъриятендә Клара Булатованың үз исеме, урыны бар һәм мәдәниятка өлеше кечкенә түгел. Быел Клара Булатованы мәдәният министрлыгы үзе тәкъдим итә, алар да аның лаек икәненә төшенгән. Клара Булатованы мәгърифәтче дип тә атарга була, ул гомере буе мәктәптә укыткан. Татар мәгарифе белән татар әдәбияты, дөресен генә әйткәндә, бер кошның ике канаты бит. Бу яктан караганда да Клара апа Тукай бүләгенә, әлбәттә, лаек.
Мин Камил Кәримовны зур прозаик дип саныйм. Тел, сюжет төзү җәһәтеннән булсын, ул, иң мөһиме, ихлас яза. Язганда як-ягына каранып, өркеп язмый, үзенең фикерен үткәреп яза торган язучы.
Саный китсәң, калган намзәтләрдән дә әдәбиятка керткән уңай якларын табарга була. Ләбиб Лерон да миңа якын кеше, Рәфис Корбанны да балалар шагыйре буларак бөтенләй юк дип әйтеп булмый. Аңа рәислек урыны гына комачаулык итә. Түрәләрнең үзләрен күрсәтүе әхлак ягыннан да килешеп бетми. Рәискә үзен тәкъдим итү җиңелрәк бит аңа. Ул Тукай бүләген бирә торган комиссия әгъзасы да.
Мин язучылар берлеге идарәсендә Фәүзия Бәйрәмованы тәкъдим иткән идем. Элекке елларда идарә әгъзасы да кемнедер тәкъдим итә ала иде. Миңа кемдер "син бит "Шигърият остаханәсе" җитәкчесе бит, ник аннан (Бәйрәмованы) тәкъдим итмәдең" дип кычкырды. Мин бит Фәүзия Бәйрәмованы түгел, ә аның "Күчемхан" дигән романын тәкъдим иттем. Ләкин дүрт-биш кешедән кала башкалар мине хупламады һәм гомумән исемлеккә керттермәделәр.
Тукай бүләге ул халык абруе казанган кешеләргә бирелергә тиеш дигәннән, иң беренче чиратта, аның әдәбиятта һәм сәнгатьтә үз сүзе, үз йөзе бармы дигән нәрсә беренче урында торырга тиеш. Үз сүзе һәм үз йөзе булган кеше әле ул халыкка танылмаган да булырга мөмкин. Нобель бүләгенә ияләрне карасак, гадәттә исемен бөтенләй ишетмәгәннәр дә була. Нобель бүләге алгач аның китапларының тиражлары артып китә, исеме дә таныла һәм аны укый да башлыйлар. Дөрес, төрле язучылар бар, әлбәттә халыкка танылганары да булырга мөмкин. Паулo Коэльо бик нык укыла торган бразил язучысы, ләкин мин аны үзем әллә ни зур язучыга санамыйм. Халык күп укый дигән сүз ул язучының бөеклеген күрсәтми.
Мәхмүт Әхмәтҗанов, Тукай бүләге иясе, сәнгать белгече:
Мәхмүт ӘхмәтҗановМәхмүт Әхмәтҗанов
 Мин быелгы исемлектән Тукай бүләгенә лаеклы кешеләрне белмим. Шәймиев үзенең 70 еллыгына җиде лауреат эшләгәч, бу бүләкне бар дип тә белмим. Минем үземнең юлымнан тайпылганым юк, теге дөньяга барганчы тугрылык юлымда калам инде.
Быелгы исемлектән... Бездә хәзер Чыңгызхан белән хәшәрәт иттереп уйныйлар. Мин операда Тукайны җырлатып маташуларына, аның биографиясен, тормышын бозып күрсәтүләренә нәфрәт белән карыйм. Инде быел Чыңгызхан заманына багышланган балетны ("Алтын Урда") тәкъдим итәләр. Анда бер генә татар көе дә юк. Шуңа күрә быелгы исемлектән лаеклылар бар дип әйтә алмыйм.
Ә инде лаек булып та ала алмый калганнарга килсәк, безнең Фәүзия Бәйрәмова һәм Айдар Хәлим бар. Алар дөреслек өчен көрәшче буларак та Тукай рухына якын кешеләр дип саныйм. Бәйрәмова – тамырына карап дөреслекне яза белә торган кеше. Аннары публицистик язмалары һәм хезмәтләре белән Айдар Хәлим дә бар безнең. Мин беренче кеше итеп Бәйрәмованы күрсәтер идем. 
Илдар Ягъфәров, режиссер:
Илдар ЯгъфәровИлдар Ягъфәров
– Бүләкләрне бирү кирәк. Бүләк бирүнең әһәмияте зур, әмма шул ук вакытта кимчелекле яклары да бар. Кешеләр Тукай бүләген алгач башка биеклеккә күтәреләбез дип уйлый. Миңа калса, җәмгыятькә файдалы һәм популяр булган әйберләрне һәрдаим эшләп тору кирәк. Безнең татар мәдәнияте хәзер үз эчендә кайнаган, кешеләр бары тик Тукай бүләге өчен, атказанган һәм халык артисты исеме алу өчен генә эшләгән кебек тоела. Татар мәдәниятендә көндәшлектә уңышка ирешү югалаган кебек.
Тукай бүләген кемнәргә бирер идегез дигәндә, мин үзем эшләгән өлкәдә бу бүләкне "Бибинур" фильмына бирер идем. Бу көчле әсәргә ничектер игътибар булмады.
Әдәбиятка килсәк, ул бөтенләй төссезләнде. Нидер языла кебек, әмма язучыларга ярдәм юк диярлек. Минем Тукай бүләген бирүче комиссия җыелгач милли мәдәниятебездән "ә кемгә бирергә соң" дип аптыраулары турында ишеткәнем бар. Хәзер бездә Камал театры һәм Тинчурин театры гына калды.
Рәссамнарны алсак, бөтенләй бәла, аларга ярдәм юк диярлек. Алар хәзер коммерсантлар кушканны гына эшләп утыра. Кино төшерүчеләргә килсәк, алар Мәскәүдә укып илһам алып кайткан кешеләр, аннан башка яши алмыйлар, әмма финанс булмаганга, егетләр үзешчән дәрәҗәдә, үзләре булдыра алган кадәр генә эшли.
Мин композиторлар дөньясыннан ерак кеше, миңа калса, анда да шул ук хәл дип беләм. Хәзер опера театры һәм симфоник музыкага гына ярдәм бар.
Данлыклы Тукай бүләген игълан итәләр, әмма татар мәдәниятендә аны бирердәйләр юк һәм исемлеккә кемнәр эләккән, шулар эченнән бирәләр.
Камал театрында куелган "Хуҗа Насретдин" әсәре Тукай бүләгенә лаек дип исәплим. Инде композиторларга килсәк, яшь композитор Радик Сәлимов бар, аны күрмәмешкә салышалар. Аның менә дигән "Җиде энҗе бөртеге" дип аталган әсәре бар. Хәзер яшьләргә дә игътибар итү кирәк.
Бүләк дигәннән, тагын бер ягына игътибар итәргә кирәк. Хәзер атказанган исемнәрне Мәскәүдән килгән актерларга бирә башладылар. Алар Казанга ярты көнгә килеп нидер җырлый һәм хөкүмәт Татарстанның атказанган сәнгать эшлеклесе йә Татарстанның халык артисты дигән исемне бирә. Бу хәл татар мәдәниятен чын күңелдән яратканнарны, аңа хезмәт иткәннәрне кимсетү булып чыга.

"Разоблачение фальсификатора и изготовленной им фальшивки неизбежно" Директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко о пользе чтения исторических документов

"Разоблачение фальсификатора и изготовленной им фальшивки неизбежно"

Директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко о пользе чтения исторических документов

http://kommersant.ru/doc/2712788


У 70-летия Победы в Великой Отечественной войне своеобразный информационный фон, связанный с дискуссией о фальсификации истории. Директор Государственного архива РФ, доктор исторических наук СЕРГЕЙ МИРОНЕНКО убеждал корреспондента газеты "Ъ" ВИКТОРА ХАМРАЕВА не смешивать исторические события с сиюминутными политическими соображениями.
— Много ли в истории войны документальных пробелов, из-за которых и возникают разные трактовки одних и тех же событий?
— Пробелов достаточно, и немало остается еще сокрытым как в Центральном архиве Министерства обороны, где хранится основная часть материалов по военным действиям времен Отечественной войны, так и в других архивах. Но за последние годы рассекречено огромное количество документов. Лично я сказал бы огромное спасибо руководству министерства за сайт "Мемориал", благодаря которому теперь стали общедоступными сведения о тех, кто погиб или пропал без вести. Знаю также, что работники архива МО в последние годы делают колоссально много, чтобы узнать, что произошло с солдатами и офицерами, судьба которых до сих пор неизвестна. В картотеке неизвестных еще недавно было 2 млн судеб.
 Это много?
— В армии США речь идет о единицах. В армиях европейских стран — по несколько десятков солдат, чья судьба до сих пор неизвестна.
— Ведь и погибших у нас было намного больше, чем у американцев с европейцами?
— Потому что о людях тогда у нас не думали вообще. Мы пытаемся сейчас помочь родственникам многих из тех неизвестных, но, к сожалению, не всегда удается это сделать.
 Но ведь работают поисковые отряды?
— Поезжайте в Псковскую область, где болота. Я ездил. Поднимаешь мох, а там кости лежат тех солдат, которые погибли, защищая родину. Поисковые отряды — это капля в море. Силами МО или нашей службы такую работу тоже не сделать. Судьбы многих не удается установить, потому что это начальный период войны, когда погибшими в боях, в окружении, в плену оказывались сотни тысяч. Их поиск — общегосударственная задача, которая не ставилась, не ставится, и не знаю, когда будет поставлена.
 Отчего же начало войны оказалось все-таки внезапным для Советской армии?
— Министерство обороны рассекретило много документов предвоенного периода. Они, в частности, опровергают версию, по которой к нападению якобы готовился Советский Союз, а Гитлер 22 июня 1941 года лишь нанес превентивный удар. Не было таких планов у советского руководства. Да и 200 германских дивизий расположились тогда у советской границы, очевидно, не из предупредительных целей. Нашей разведке о скоплении войск противника было известно. И о точной дате нападения — 22 июня — сообщали многие агенты: документы по этому поводу рассекречены. Сохранилось в архивах донесение Иосифу Сталину, которое направил ему нарком госбезопасности Всеволод Меркулов. Нарком назвал дату, сославшись на сообщение информатора — нашего агента в штабе люфтваффе. И Сталин собственноручно накладывает резолюцию: "Можете послать ваш источник к *** матери. Это не источник, а дезинформатор".
 Такими словами?
— Да. Документ рассекречен. Теперь будете считать меня национал-предателем, раз я сказал о Сталине что-то плохое?
 Почему Сталин не поверил своей разведке? Доверял пакту о ненападении?
— Он просто не мог себе представить, что Германия после поражения в Первой мировой снова решится воевать на два фронта. Так что война, думаю, была внезапной прежде всего для товарища Сталина. Лично для него она стала катастрофой. А когда 28 июня пал Минск, у Сталина наступила полная прострация.
— А это откуда известно?
— Есть журнал посетителей кремлевского кабинета Сталина, где отмечено, что нет вождя в Кремле день, нет второй, то есть 28 июня. Сталин, как это стало известно из воспоминаний Никиты Хрущева, Анастаса Микояна, а также управляющего делами Совнаркома Чадаева (потом — Государственного комитета обороны), находился на "ближней даче", но связаться с ним было невозможно. Никто не мог понять, что происходит. И тогда ближайшие соратники — Клим Ворошилов, Маленков, Булганин — решаются на совершенно чрезвычайный шаг: ехать на "ближнюю дачу", чего категорически нельзя было делать без вызова "хозяина". Сталина они нашли бледного, подавленного и услышали от него замечательные слова: "Ленин оставил нам великую державу, а мы ее просрали". Он думал, они приехали его арестовывать. Когда понял, что его зовут возглавить борьбу, приободрился. И на следующий день был создан Государственный комитет обороны.
 Как бы ни относиться к культу личности, но личность Сталина в тот момент, очевидно, укрепляла дух народный.
— Не стану спорить. Хотел бы только отметить, что люди у нас, к сожалению, не очень внимательно читают исторические документы. В знаменитом тосте "за русский народ", сказанном в 1945 году на приеме по случаю Победы, Иосиф Сталин отметит: "Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, но русский народ на это не пошел". Это были отголоски того кризиса, который он пережил в июне 1941-го. А дух народа и армии, думаю, более всего укрепило то, что отстояли Москву.
 А как же 16 октября 1941 года?
— В тот день действительно паника была чудовищной. Сняли все заградительные отряды, и москвичи уходили из города пешком. По улицам летал пепел: жгли секретные документы, ведомственные архивы. В Наркомате просвещения сожгли в спешке даже архив Надежды Крупской. На Казанском вокзале стоял поезд под парами для эвакуации правительства в Самару (тогда Куйбышев). Но Сталин остался в Москве и вел себя мужественно. Теперь будете считать меня сталинистом, раз я сказал о Сталине что-то хорошее?
 Значит, с предвоенным временем полная ясность?
— Честно говоря, споры историков будут всегда. Но проблемы — те же разговоры о фальсификациях — начинаются, когда спор выходит за рамки профессионального круга. И тогда историческое событие трактуется зачастую из сиюминутных соображений политической целесообразности. К примеру, пакт Молотова--Риббентропа — что это такое?
— Советско-германский договор о ненападении, который позволил СССР оттянуть начало войны, чтобы провести перевооружение армии.
— Таким он в обществе и воспринимался, когда подписывался в августе 1939 года. А позже, во времена перестройки, общество узнало, что вместе с пактом был подписан протокол о фактическом разделе территории Польши между Германией и Советским Союзом. СССР присоединил также три прибалтийские республики, другие территории.
 Такие были времена. Чехословакию тоже разделили без ее ведома мюнхенскими соглашениями в 1938 году.
— И что? Если "все замазаны", значит, все правы? Это не снимает вопроса, был ли тот пакт ошибкой или нет.
 По одной из версий — пакт безупречный. Если бы СССР в 1940 году не продвинулся на территорию Польши и Прибалтики, то, не исключено, Москву бомбили бы в первые же дни войны.
— Авторы этой версии упускают из виду, что, подписав договор с Германией, мы получили общую с ней границу, которой не имели до 1939 года. Латвия, Литва, Эстония, Польша — они были для нас фактически буферными государствами. Какими бы слабыми ни были у них армии, но они в случае агрессии обеспечили бы нам неделю, а то и две, и не было бы этого "внезапного нападения". Советско-германский пакт 1939 года — ошибочный, как и вся политика умиротворения агрессора, которой следовали в 1938 году и Эдуар Даладье (премьер-министр Франции.— "Ъ"), и Невилл Чемберлен (премьер-министр Великобритании.— "Ъ").
 Советский Союз умиротворял Гитлера?
— А как же? Германия создавала "армию вторжения": под штыки поставили несколько миллионов немцев. Армию надо кормить. Вот и поставлял Советский Союз в Германию зерно, мясо, молоко и прочую сельхозпродукцию. Поставляли нефть, благодаря чему Германия обеспечивала горючим танки. До 22 июня включительно из СССР шли эшелоны с редкоземельными элементами. Все это вело к эскалации войны. Пакт Молотова--Риббентропа — это стратегическая ошибка, если не сказать преступление советского руководства и лично товарища Сталина.
 Прямо-таки преступление?
— Выполняя договор, СССР укреплял армию своего врага. Создав армию, Германия стала захватывать страны Европы, наращивая свою мощь, в том числе новыми военными заводами. И самое главное: немцы к 22 июня 1941 года обрели боевой опыт. Красная армия училась воевать по ходу войны и окончательно освоилась лишь к концу 1942-го — началу 1943 года. Добавьте сюда, что в годы большого террора были перебиты чуть ли не все высшие военные кадры, имевшие опыт командования крупными соединениями. И вам будет понятно, почему к сентябрю 1941 года количество наших солдат, оказавшихся в немецком плену, сравнялось со всей довоенной регулярной армией. Еще первые месяцы войны были страшны тем, что Советская армия не отступала. Отступление — это маневр, без которого войны не бывает. Но наши войска бежали. Не все, конечно,— были те, кто сражался до последнего. И их было немало. Но темпы наступления немецких войск были ошеломляющими.
 Выходит, приказ Сталина "ни шагу назад" и заградотряды были необходимы?
— Очень сложный вопрос, на который я лично для себя ответить не могу. Конечно, нет ничего хорошего в том, чтобы выставлять перед отступающими войсками пулеметные расчеты, которые расстреливали своих же. А как остановить фронт, если он бежит в панике? В первые месяцы войны, судя по открытым данным МО, армия в бегстве бросила несколько миллионов винтовок, которые нужно было потом восполнить. Но мы не жили в то время. Я не могу взять на себя роль внешнего беспристрастного судьи.
— "Солдат не жалеть, бабы еще нарожают"?
— Эту фразу приписывают Георгию Жукову. На самом деле сказана она была в другой ситуации и другим военачальником — Климом Ворошиловым. А под Москвой свою роль, бесспорно, сыграли и Жуков, и сибирские дивизии, и мороз. Но думаю, что только этим дело не объяснить, если не прибавить к ним стойкость и самоотверженность каждого солдата и народного ополченца — то, что мы с вами называем героизмом. Но даже это понятие — "героизм", по-моему, не может сполна объяснить природу той стойкости и самопожертвования.
 "Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва"?
— Не было сказано никем таких слов.
— Может, и политрука Клочкова не было?
— Политрук Василий Клочков погиб 16 ноября 1941 года. Похоронен в братской могиле на окраине подмосковного села Нелидово. Слова, которые сегодня известны всей стране, приписали политруку сотрудники газеты "Красная Звезда", в которой и был опубликован 22 января 1942 года очерк "О 28 павших героях". "Подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора "Красной Звезды" Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого. Этот вымысел был повторен в произведениях писателей Н. Тихонова, В. Ставского, А. Бека, Н. Кузнецова, В. Липко, Светлова и других и широко популяризировался среди населения Советского Союза". Это я цитирую справку-доклад, которая была подготовлена по материалам расследования и подписана 10 мая 1948 года главным военным прокурором вооруженных сил СССР Николаем Афанасьевым.
 Почему потребовалось расследование?
— Потому что уже с 1942 года среди живых стали появляться бойцы из тех самых 28 панфиловцев, которые значились в списке похороненных. И когда появился седьмой "воскресший", то началась проверка. Материалы расследования были переданы Андрею Жданову, секретарю ЦК ВКП (б) по идеологии, и несколько десятилетий никто не знал об их существовании.
 Наверное, ничего страшного, если этого "никто не знал". Я с детства считал их героями, и мне не хочется думать по-другому.
— Мне неважно, как и чего вам хочется. Есть исторические факты, есть документы, которые их подтверждают. А всем остальным пусть занимаются психологи.
 Подвиг воинов остается подвигом, даже если журналисты приукрасили его или что-то додумали за героев.
— Не "додумали", а выдумали. И если в этом нет "ничего страшного", кого тогда считать "фальсификаторами истории": военных журналистов или военных прокуроров? Бой с немецкими танками в том районе был, как это следует из материалов расследования. Только дрался с танками весь полк, погибло более 100 человек. Но героями стали "28 панфиловцев", о героизме которых полковые командиры узнали из газетного очерка. Беда советского строя в том и заключалась, что придуманные герои были намного важнее реальных.
 Несколько лет назад в Европе ставился вопрос о том, чтобы приравнять коммунистическую идеологию к нацистской. Сейчас это сделано на Украине. Российские коммунисты и патриоты видят в этом попытку пересмотреть итоги Второй мировой, фальсифицировать нюрнбергский приговор.
— Ну зачем нам с вами вторгаться в игры политиков?
— Вопрос, вообще-то, стоял остро. Президенту пришлось даже создать специальную комиссию в 2009 году.
— И где теперь та комиссия, чем занята? Если кто и помнит о ней, то исключительно благодаря названию — "по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам РФ". Видимо, допускалось, что бывают фальсификации в пользу России. Так что давайте вернемся к профессиональному разговору.
 Вернемся к советскому строю. Гитлеровцы захватывали территорию СССР, обещая советским людям освободить их от большевистского ига. Но народ сплотился вокруг большевиков.
— Антисоветские настроения были сильны: коллективизацию и 1937 год еще никто не забыл. Потому Гитлер был уверен, что СССР не устоит. Но тот, кто приходит с миссией освободителя, ведет себя совершенно иначе с людьми на оккупированных территориях. Немцы славян не считали за людей. И потому, обнаружив колхозный строй, не стали его отменять. Система оказалась удобной: позволяла отнимать у селян все, что они вырастили, и отправлять в Германию. А потом начали людей вывозить для принудительного труда. И получили немцы антифашистское подполье, как "Молодая гвардия" в Краснодоне, и партизанскую войну.
 Но возникла и Русская освободительная армия — две дивизии под командованием генерала Красной армии Андрея Власова.
— РОА толком не повоевала по той же причине: славян, русских не считали за людей. Война уже шла к концу, когда Гиммлер предлагал Гитлеру бросить на Восточный фронт эти две дивизии. Гитлер отказался, потому что был уверен, что им доверять нельзя. Стенограмма той беседы сохранилась и скоро будет опубликована.
— Может, это естественное недоверие к предателю?
— С предательством не все так просто, как вам кажется. К тому моменту, когда его 2-я ударная армия в апреле 1942 оказалась загнанной на болота у Лисьего Носа, Андрей Власов был лучшим комдивом Красной армии. Он был награжден орденом Ленина за оборону Москвы. Это факт.
 Он не выполнил своевременно приказ об отводе войск, и его армия оказалась в окружении.
— Войска с болот можно было вывести через небольшой перешеек. А от Власова требовали выводить в первую очередь технику. Требовал Клим Ворошилов, тогда и были им сказаны эти слова — "солдат бабы нарожают". Генерал остался с солдатами в окружении, вскоре сдался в плен. А дальше произошло то, что произошло. И это тоже факт. История — безжалостная наука. Через несколько месяцев появится подготовленное по инициативе архивной службы трехтомное издание "власовского процесса", где впервые будут опубликованы подлинные протоколы допросов самого Власова, других генералов РОА, которые оставались засекреченными много лет. Почитайте, если хотите понять, чем же был русский коллаборационизм в Великую Отечественную.
 Возможно, поэтому каждого пленного тогда считали предателем?
— Не каждого. Из тех военных, кого освободили из немецких лагерей, в ГУЛАГ отправили меньше 10%. Остальных проверили, вручили оружие и отправили на фронт. Отношение к плену как предательству закладывалось с первых дней войны под общую установку — "победа или смерть". Окончательно укрепилось это отношение после того, как Сталин отказался поменять своего сына Якова, оказавшегося в немецком плену, на фельдмаршала Паулюса, взятого в плен в Сталинграде.
 Как понять, что весь тот период, который мы называем Великой Отечественной, остается для Запада неизвестной войной. В некоторых странах — к примеру, в США — считают победителями американцев.
— У историков вопроса о победителях не возникает. Для жителей США в истории Второй мировой важнее Перл-Харбор, война с Японией. А Вена сейчас готовится праздновать юбилей своего освобождения, и жители ее будут чествовать нашего маршала Федора Толбухина. "Солдатское радио" во время Великой Отечественной сообщало, что лучше всего воевать под командованием маршала Толбухина — он солдат жалел. Маршал и Вену пожалел: взял город, не разрушая, за что ему австрийцы по сей день благодарны. Правда, о военных действиях на Восточном фронте мало что известно на Западе.
 Так возможна ли фальсификация истории?
— Настоящий историк всегда докопается до истины. Тем более в нашей бюрократической стране, где один документ зарегистрирован во множестве мест. К примеру, принято какое-либо решение неким органом власти, в связи с чем оформляется документ. Он обязательно подписывается конкретным должностным лицом, документу присваивается делопроизводственный номер, его заносят в реестр, где указаны его реквизиты.
 Разве нельзя сохранить реальный номер и подпись реального начальника, но заменить содержание документа?
— Так ведь копии настоящего документа рассылаются в другие инстанции — органы власти (вышестоящие и нижестоящие), в смежные организации. Им перед отправкой присваивают исходящий номер в качестве корреспонденции. А потом тот орган власти, который получит эту корреспонденцию, присвоит документу свой входящий номер, занесет в свой реестр и т. д. Архивы и хранящиеся в них документы разоблачат любую фальшивку. В свое время сотрудники нашего архива легко разоблачили "документ" о том, что Сталин был агентом охранки. Мне самому как-то один пытливый деятель показывал копию (у фальсификаторов обычно только копии) протокола о сотрудничестве между НКВД и гестапо, который подписали Лаврентий Берия и Генрих Мюллер. И без архивов было ясно, что фальшивка. Фальсифицировать документ можно, но разоблачение фальсификатора и изготовленной им фальшивки неизбежно.

Мироненко Сергей Владимирович

Личное дело

Родился 4 марта 1951 года в Москве. В 1973 году окончил истфак МГУ, затем аспирантуру.
С 1977 года работал младшим, затем старшим научным сотрудником в Институте истории СССР Академии наук СССР. В 1991-1992 годах — заместитель директора Центра хранения современной документации. С 1992 года — директор Государственного архива РФ. С 2007 года заведует кафедрой истории России XIX — начала XX века истфака МГУ. В 2007-2009 годах вел цикл передач "Непростая история" и "Документальная история" на телеканале "Культура". Доктор исторических наук, тема диссертации — "Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в первой четверти XIX века", профессор. Автор десятков книг и научных статей.
Награжден орденом Почета "за большой вклад в сохранение документального наследия РФ", национальным орденом Франции "За заслуги". Член коллегии Федерального архивного агентства, член Геральдического совета при президенте, член редакционного совета журнала "Исторический архив".
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2712788

Можно гордиться убийцами, а можно - теми, кто отказался стрелять

Можно гордиться убийцами, а можно - теми, кто отказался стрелять

http://unitpost.com/post/16apr2015/History/3731-viktor-shenderovich
-mozhno-gorditisya-ubiycami-a-mozhno-temi-kto-otkazalsya-strelyati.html?_utl_t=fb
Про подвиг генерала Шапошникова в Новочеркасске мы узнаем только сейчас. Да и кто «мы»? В телевизоре-то, чай, не покажут...

Герой Курской дуги и многих других ключевых сражений Великой Отечественной генерал-лейтенант Матвей Шапошников. Его имя вошло в историю не потому, что он храбро сражался под Курском, и не потому, что его бригада первой форсировала Днепр. Главным его подвигом был и навсегда останется отказ расстрелять мирную демонстрацию рабочих в Новочеркасске в июне 1962 года. Несмотря на повторенное несколько раз распоряжение начальства стрелять по демонстрантам на мосту через реку Тузлов, Шапошников категорически запретил подчиненным ему танкистам и мотострелкам открывать огонь. «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками», — ответил он члену политбюро ЦК КПСС Микояну и выключил рацию.
Рабочие Новочеркасского электровозного завода вышли на демонстрацию потому, что накануне им было объявлено о снижении зарплаты на 30 процентов, одновременно радио сообщило о повышении в СССР цен на продукты тоже на 30 процентов. По пути к горкому КПСС демонстранты несли с собой плакаты с портретами Ленина и коммунистическими лозунгами. Единственным «крамольным» лозунгом был плакат «Хрущева — на колбасу!». Когда охранявшие горком автоматчики открыли по людям огонь, Шапошников пытался остановить бойню, но этими стрелками распоряжался лично командующий округом генерал Плиев, и расстрел продолжился, пока площадь не оказалась буквально заваленной трупами мужчин, женщин и детей. Это был почти полный аналог николаевского Кровавого воскресенья. Один из младших офицеров, осознав масштаб трагедии, тут же на площади застрелился.
Шапошников был уволен из армии за неподчинение приказу и исключен из КПСС, но после этого стал распространять письма с информацией о Новочеркасской трагедии по стране и миру. Благодаря ему о расстреле рабочих узнали за рубежом.
Вот лишь одна цитата из его многочисленных писем: «Для нас сейчас чрезвычайно важно, чтобы трудящиеся и производственная интеллигенция разобрались в существе политического режима, в условиях которого мы живем. Они должны понять, что мы находимся под властью худшей формы самодержавия, опирающегося на бюрократическую и военную силу». Эти слова о бойне на Дону обрекали его на долгую опалу и даже тюрьму. Шапошникова обвинили в измене родине, и только благодаря заступничеству маршала Малиновского, воевавшего с ним на Курской дуге, обвинения были сняты.
Всю жизнь генерал казнил себя за то, что не повернул оружие против убийц в военной форме и не встал на сторону рабочих. И все же в той ситуации он был единственным русским офицером, отказавшимся стрелять в собственный народ.
Генерал-лейтенант Шапошников пережил Советский Союз, был полностью реабилитирован и в свои последние годы пользовался огромным уважением коллег-офицеров и жителей Новочеркасска. Он остался в народной памяти героем-военным, который впервые в жизни отказался выполнить приказ. Тем, который не стрелял.

Под Мариуполем диверсанты разбили морпехов Балтийского флота РФ, как только те прибыли на место дислокации

Происшествия | joinfo.ua

Под Мариуполем диверсанты разбили морпехов Балтийского флота РФ, как только те прибыли на место дислокации

Согласно оперативным данным, новости из АТО говорят о том, что под Мариуполь переброшены подразделения морской пехоты балтийского флота ВС РФ. Но им уже "дали прикурить".


Блоггер Олег Ярчук, комментируя новости из АТО, сообщил, что, согласно перехваченным сегодня данным, под Мариуполь прибыла морская пехота Балтийского флота РФ, передает Joinfo.ua.
Но, не успели балтийцы сориентироваться на местности, как были атакованы "неизвестными диверсантами". В итоге – 6 морпехов погибло, 8 ранены и еще почти два десятка пропали без вести.
Никто из украинских партизан или добровольческих батальонов пока что не заявлял о подобных рейдах.

Открытое письмо Руководителю Федерального Агентства по делам национальностей господину Баринову И.В. о коренных народах РФ

Правительство РФ переслало это письмо адресату.

Открытое письмо Руководителю Федерального Агентства по делам национальностей господину Баринову И.В. о коренных народах РФ

Уважаемый Игорь Вячеславович Здравствуйте!
РФ многонациональная страна, состоящая из земель коренных народов. Поэтому мы представители одного из коренных народов страны – татары, который живет на своих землях испокон веков и происходит от гуннов, кипчаков, скифов, половцев, печенегов, хазаров, волжских булгар, посчитали нужным обратиться к Вам как Руководителю Федерального Агентства по делам национальностей с ниже следующим предложением.
  Придать татарскому языку и остальным языкам коренных народов статус государственных языков Российской Федерации, на ровне с русским. При этом русский язык будет и языком меж национального общения. Наличие у языков коренных народов страны статуса государственных языков РФ будет означать, что  каждый язык коренного народа будет обязателен для изучения лишь для представителя данного народа, а другим по их желанию. Принять Федеральный Закон о финансировании государственных языков РФ из Федерального бюджета пропорционально численности носителей языка. Подобное предложение даст возможность развития для языков коренных народов страны, в том числе и путем развития системы национального образования, СМИ, теле и радиоканалов вещающих на всю территорию РФ. Подобная практика есть например в Бельгии, где 2 государственных языка, Швейцарии 3 государственных языка, ЮАР 11 государственных языков. Это было бы справедливым по отношению к коренным народам страны.  Ведь если РФ является действительно демократическим федеративным государством, как записано в Конституции страны, то все коренные народы страны должны быть государство-образующими в РФ. Ведь Господь создал народы разными и равными и нет богоизбранных народов. Значит так и должно быть. Поэтому права человека и коренных народов должны в равной мере соблюдаться государством и быть для него приоритетным. Другого варианта развития страны по пути прогресса нет.
  Мы знаем, как умело государство может забалтывать актуальные вопросы и уходить от их решения. Но вряд ли в данный момент подобная практика будет полезной для будущего страны. Прежняя имперская модель развития изначала была губительна для страны и сильно тормозила ее развитие.  И сейчас, когда всё человечество отказывается от мешающих ее развитию по пути прогресса и демократии. И РФ не может быть исключением из этого общемирового процесса. Создать прогрессивную и сильную страну основываясь на подавлении  прав и свобод  коренных народов страны, путем навязывания одной культуры всем остальным, невозможно и губителен для ее будущего. Т.к сейчас 21 век,а не 19 и вряд ли кто то захочет быть в неравным положении. Обращаясь к Вам, мы надеемся, что наше обращение будет услышанным. Конечно, можно снова промолчать и сделать вид, что все нормально. Но именно сейчас настало время для страны, когда для ее дальнейшего развития нужны перемены в пользу демократии и прогресса.

ЦКС НДП Ватан 18 апреля 2015г ndp.vatan@gmail.com askerbey@gmail.com