ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

пятница, 3 апреля 2015 г.

Бонапарт в Египте в 1798-1801 годах: как французы вводили «мультикультурализм» 30.03.2015

Бонапарт в Египте в 1798-1801 годах: как французы вводили «мультикультурализм»

30.03.2015
http://ttolk.ru/?p=23356

В 1798 году Бонапарт легко завоевал Египет. Перед ним стала другая задача: как править египтянами? Он придумал интересную систему: сделал вид, что сам принял мусульманство (некоторые офицеры и впрямь это сделали), а его солдаты – посланцы Мухаммеда.
Поход Наполеона в Египет в 1798-1801 годы был самой лёгкой его кампанией. Он встретил совершенно отсталые армии мамлюков и османов, которые не могли оказывать сопротивление. Достаточно упомянуть одну из самых значительных его битв за кампанию – при городе Гелиополисе в мае 1800 года. В ней 10,5 тысяч французов смогли победить 60-тысячную армию османов, при этом полностью её уничтожив (в живых остались считанные сотни турецкой армии). Потери французов в этой битве составили около 600 человек, таким образом соотношение потерь было 1:100.
Завоевав Египет, перед Наполеоном стала неразрешимая, как тогда казалось, проблема: как горстка французов (около 11-12 тысяч военных и 2-3 тысяч гражданских) смогла бы удерживать почти 2,5-миллионный Египет. Французам ничего не оставалось делать, как на ходу импровизировать.
Но для начала стоит показать, что представлял Египет той поры. Французы делили его население по степени цивилизованности (в порядке убывания): мамлюки, турки (среди них особенно выделялись янычары – как самая цивилизованная часть османов), египетские христиане (а также евреи и греки), мусульмане Магриба, египетские мусульмане, бедуины. Последние две группы часто вообще подвергались сомнению, люди ли они? Очень часто их французы сравнивали с обезьянами. Генерал Бельяр писал, что «англичане, несомненно, истребили бы этих дикарей; но мы, республиканцы, вынуждены мириться с ними».
В целом всех жителей Египта французы считали отставшими в развитии из-за духа рабства и деспотизма. Как писал Наполеон в отчёте Директории, население Египта «привыкло быть либо тиранами, либо их жертвами». Офицер Бернуае изумлялся тому, как египтяне так быстро покорились оккупантам: «Мы были удивлены, что нация столь многочисленная смогла так быстро подчиниться иностранному господству. Это проистекает из образа правления, основанного на деспотизме. Представители такого правления не знаю других законов, кроме своих капризов».
Офицер Лакуе писал своему дяде: «Жители, униженные рабством, опустились до состояния дикарей и сохранили от прежней цивилизации только суеверия и религиозную нетерпимость.
Офицер Буае описал следующий образ египтянина: « Он с трубкой во рту просиживает задницу возле своих дверей на скамейке или перед домом какого-либо вельможи. И так они проводят весь день, не слишком беспокоясь о своей семье и детях». Участники экспедиции подчёркивают и крайнюю невежественность туземцев. Брикар отмечал, что большинство людей не знают, сколько им лет.
Поначалу французы решили вводить в Египте европейские нормы и правила. И поняли, что они здесь не работают. Более того, эти нормы способны взорвать Египет. Вот лишь один пример. В Египте была традиция кровной мести. Родители убийцы платят родителям убитого деньги, после чего последние прекращают преследование убийцы. Генерал Мену, став главнокомандующим в Египте, решил упразднить эту практику, как противоречившую «законам божественным и человеческим». Однако эта мера имела обратный эффект: египтяне, которые отныне не могли договориться о выкупе убийцы, стали мстить и убивать в ответ. Страна стала погружаться в хаос насилия.
После этого Мену приходит к выводу, что «опасно слишком резко ущемлять предубеждение народа, над которым мы собираемся властвовать». С этих пор (с начала 1799 года) французы начинают приспосабливаться под египетские обычаи. Так, за преступления они стали карать по местным обычаям, а не по французским законам: за малейшую провинность – рубить головы. К концу 1800 года в полумиллионном Каире ежедневно отрубали головы 5-6 людям. Ещё одной формой казни стала посадка на кол. После этого египтяне поняли, что с французами надо считаться.
Французы не стали отменять рабовладение. Более того, они сами становятся рабовладельцами, успокаивая себя тем, что положение местных невольников отличается от их положения в США. Жоффруа Сент-Илер пишет, что в Египте положение раба скорее было похоже на усыновление: «два моих невольника называют меня отцом».
С самого начала командование призывало солдат уважать мусульманские обычаи египтян. Мену пишет, что «мусульманство – наилучший способ держать этих дикарей и фанатиков в узде». Уже после первого месяца завоевания страны Бонапарт приказал печатать прокламации на арабском языке, в которых заверял египтян в самых лучших намерениях: «Я больше, чем мамлюки, поклоняюсь Богу всевышнему и почитаю пророка и его великий Коран». Офицер Жобер писал по этому поводу своему другу: «Вы, парижане, будете смеяться над этой магометанской прокламацией главнокомандующего. Это – настоящий цирк, но она произвела большой эффект».
Офицер Буае в письме описывает историю, как его отряд пришёл в одну из египетских деревень. К ним вышел шейх и стал гневаться, «какое право имеют христиане захватывать страну, которая принадлежит Великому Султану». На это командир отряда ответил: «Это произошло по воле Бога и его Пророка Магомета, которые нас сюда привели». После этого шейх спросил, поставил ли король Франции султана в известность о подобном действии? Буае заверил его, что король договорился с султаном. После этого шейх упал на колени перед командиром отряда и признал себя рабом французского короля (никакого короля к тому времени во Франции не было – БТ).
Вийер дю Терраж пишет, что французы быстро прознали, что зелёный цвет является для мусульман священным – «он положен только потомкам Магомета» – и стали пользоваться этим. «Командир отряда надевал зелёный плащ, и жители деревень падали перед ним ниц, признавая власть французов, как потомков Магомета», – отмечал он.
Поскольку французы столкнулись с восстанием Махди (в исламе провозвестник конца света, аналог Мессии), они решили использовать в своём управлении Египтом и этого «персонажа». По свидетельству Жоллуа, в декабре 1798 года на заседании Института Египта Бонапарт объявил себя Махди. Шейхи дивана искренне верили ему: «Бонапарт уверял, что отказался от Троицы, чтобы исповедовать только веру в Единство, проповедуемое Магометом». Кроме того, обращение генерала Мену и ряда офицеров в ислам, обещание Бонапарта построить в Каире мечеть, способную соперничать со Святой Софией в Стамбуле и его религиозная политика обеспечили дружеское расположение египтян.
Чуть сложнее было с мамлюками, которые были не слишком религиозны. Но их французы привлекали в туземные войска, выдавая их лидерам офицерские звания и украшенные серебром мушкеты (поскольку те были падки до украшений).
Правление французов в Египте продолжалось около трёх лет, а потому, к сожалению, их первый «мульткультурный» эксперимент (мирного сожительства европейцев и мусульман) закончился на начальной стадии. Летом 1801 года 16-тысячный корпус англичан подступил к Каиру. Им противостояли только 9 тысяч французов. Битва при канопе, несмотря на почти двукратный перевес британцев, завершилась вничью (обе стороны потеряли по 2 тысячи убитых, при этом был смертельно ранен английский главнокомандующий, генерал Аберкромби). Но судьба французов в Египте была предрешена.
(Цитаты: Французский ежегодник, том 2, 2014, Елена Прусская «Образ востока в дневниках и письмах участников египетского похода 1798-1801». ИВИ РАН)
+++
Ещё в Блоге Толкователя о французском империализме в XIX веке:
Уже во второй половине XIX века Франция даровала своим африканским колониям свободы, которых та же Россия не имела ещё в начале ХХ века – избирательное право, равенство при образовании, бесплатная медицинская помощь. Дальнейшее цивилизаторство французов там сдержали тропические болезни.
***
Вторжение Наполеона в России в 1812 году было вынужденной мерой – иначе наступление в противоположном направлении начал бы Александр I. Наполеон планировал разбить Россию за два года, в 1812-м ограничившись зимовкой на линии Рига-Смоленск. Изменив этому плану, Наполеона добили русские просторы, бездорожье и плохой климат.
+++
Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:
Яндекс-кошелёк - 410011161317866
Киви – 9166313201
Skrill – ppryanikov@yandex.ru
PayPal - pretiosa@mail.ru
Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

Правда о завоевании Сибирского ханства

Правда о завоевании Сибирского ханства

http://golosislama.com/news.php?id=26467

Доклад на Всероссийской научной конференции «Политическая и социально-экономическая история средневековых тюрко-татарских государств (XV- третья четверть XVIII в.) .»
Казань, Институт истории АН РТ им. Ш.Марджани, 20 мая 2008г.

Практически во всех советских и российских энциклопедиях завоевателем Сибири значится казачий атаман Ермак, именно это на протяжении последних четырех веков в своих трудах пытаются доказать российские историки, именно о нем как о завоевателе Сибири снимаются исторические киноленты и именно ему по всей России и Сибири ставятся памятники. Соответствует ли, однако, это действительности, и действительно ли завоевателем Сибири является Ермак или же это ложь, измышленная для «сокрытия правды»?
В «Татарском энциклопедическом словаре» говорится, что «Сибирское ханство возникло в 20-ые годы 15 века и перестало существовать после убиения в 1598 году Кучум хана в результате потери независимости и присоединения к России». (Татарский энциклопедический словарь. Казань, 2002, стр.558) Что касается самого похода Ермака на Сибирь, то некоторые историки пишут, что он начался 1 сентября 1581 года («Есиповская летопись», Миллер Г.Ф., «История Сибири», Шеглов И.В., «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири», Хади Атласи, «История Сибири» и др.), тогда как другие пишут, что он начался 1 сентября 1582 года. (Скрынников Р.Г., «Сибирская экспедиция Ермака», Габдельбар Файзрахманов «История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века» и др.) Ермак, как пишут об этом некоторые историки, был убит воинами Кучум хана на месте слияния рек Вагай и Иртыша 5-6 августа 1584 года, тогда как некоторые утверждают, что 5-6 августа 1585 года.
Как бы там ни было, Ермак провел в Сибири всего лишь 3 года своей жизни, и как и в случае со взятием Наполеоном Москвы, завоевал лишь Искер, столицу Сибири. Тогда как Кучум хан и после смерти казачьего атамана на протяжении ещё 15 лет сражался против русских войск с мечом в руках. Если быть более точными, то можно сказать, что имя Кучум хана перестает упоминаться в летописях лишь с 1601 года, а это значит, что более вероятно, что и дата его смерти не 1598, а 1601 год.
Да, желание завоевать Сибирь было у России (Московии) и до Ермака, о чем свидетельствуют и исторические документы. Так ещё в 1558 году Московский царь всея Руси Иван IV дает разрешение купцам Строгоновым на разграбление не принадлежащих ему Сибирско-Уральских земель. А 30 мая 1574 года, на основании жалованной грамоты, он передает во владение тем же купцам Строгоновым большую часть принадлежащих Кучум хану, то есть, другому государству, земель, позволив им строить там крепости, содержать вооруженную охрану, обрабатывать металл и сеять пшеницу, а также велит вынудить сибирский народ покориться и платить им дань. (Бахрушин С.В. Пути в Сибирь в XVI-XVII вв.// Бахрушин С.В. Научные труды т.III. ч.I.- М., 1955, стр.93) За это царь Иван на 20 лет освобождает Строгоновых от всех налогов и оброков! И это тогда, когда сам Кучум хан, в соответствии с заключенным договором о мире, отрывая от своего народа, ежегодно выплачивал Москве оброк в 1000 песцовых шкур! Времена, когда он писал Ивану Грозному: «Хочешь мира – будем жить мирно, хочешь воевать – будем воевать»…
Царю Ивану же Сибирь была нужна полностью и поэтому он начал готовиться к войне. И если первым этапом завоевания Сибири была Строгоновская экспансия, то Ермак стал лишь её продолжением, однако воплотить задуманное до конца смогла лишь регулярная российская армия. В 1570 годы Строгоновы становятся хозяевами 8 миллионам десятин Сибирско-Уральских земель, где строят такие крепости, как Соликамская, Конкор, Орел-Каргедан, Чусовская и, прибегая к помощи наемных казаков бандитов, совершают набеги на земли, нынче принадлежащие ханты-мансийцам, где не остается ни одного не разграбленного ими селения. Видя, что за его спиной Москва, которой взамен на мир Кучум хан платит оброки, грабит его земли, он перестает платить оброк и выступает против Строгоновых с военным походом.
Тем временем на той стороне Урала к Строгоновым присоединяются и бежавшие от царских войск, устроивших на Волге кровопролитную резню, разбойники Ермака. За нападение летом 1577 года на посольство России в Персию, убийство посла Карамышева и присвоение предназначавшихся персидскому шаху даров, Иван IV приговаривает Ермака и его головорезов к смерти. (Миллер Г.Ф. История Сибири. Москва, 1999, стр.335. Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеева с товарищами, 1582 год, ноября 16.) «А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Ногайской ордою, послов ногайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцев грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили; и им было вины свои покрытии тем, что нашу Пермскую землю оберегать, и они зделали с вами вместе по тому ж, как на Волге чинили и воровали…» (Указанный труд, там же.) То есть, царь Иван приговаривает Ермака и его казаков, если тот не станет должным образом охранять Пермскую землю, к повешению.
Узнав, однако, новость о том, что Ермак «завоевал землю сибирскую», Иван IV меняет свое мнение о Ермаке на противоположное. Об этом, похваляясь, сам Ермак писал Российскому царю следующее: «… взял Сибирское царство, победил и обратил в бегство хана Кучума, многих татар, остяков, вогулов привел к шерти быть под царскую руку и давать им ежегодно ясак». Письмо было доставлено и вручено царю Ивану атаманом Ермака Иваном Кольцо весной 1583 года. Таким образом, приговоренный не так давно к смерти Иван Кольцо и находящиеся рядом с ним атаманы в один миг перестают быть врагами государства Российского, а Ермаку вместе с шубой с плеч самого царя Ивана и с железной кольчугой, даруется новая жизнь. Помимо этого, в помощь Ермаку царь Иван посылает в Сибирь своих воевод - князя Семеона Болхонского и Ивана Глухова с 500 вооруженных солдат, отправляет вместе с ними христианских религиозных деятелей, архиереев и попов, позже к этому крестовому походу на Урале присоединяются и 300 бойцов Строгонова. (Сибирские летописи. – Спб., 1907, стр.346.)
Как нам известно из истории, в этом своем походе завоевать Сибири Ермак не смог, однако захватить столицу ханства Искер и разграбить близлежащие ему города и села он всё же сумел. В первую же зиму, оказавшийся в руках Ермака Искер, оказывается в осаде, в результате чего от голода умирают многие его жители. Прибывшие же следующей осенью из Москвы духовенство и тысяча солдат, оказываются не только не способными чем-либо помочь, но и усугубляют сложившуюся ситуацию, таким образом, оказавшийся и следующей зимой в осаде Искер начинает потихоньку вымирать, вина в чем, не в меньшей мере, лежит и на Ермаке. Оказавшиеся в Искере и Караче в осаде русские стрельцы, казаки и духовенство доходят до того, что от голода начинают есть трупы друг друга, о чем говорится и в Сибирских летописях. Летом же 1585 года, собрав все свои силы, Ермак пытается бежать из Сибири, он делает тщетные попытки прорваться через запад и север, но татары не позволяют ему этого, и в конце концов, Ермак и его армия находят свою смерть не далеко от Искера… Оставшийся же на страже Искера воевода Иван Глухов со своими казаками, 15 августа 1585 года покидают его, и подпалив город, через реки Обь и Печора возвращаются в Россию. (Сибирские летописи… стр.299.) Вернувшись в оставленный им на время город, Кучум хан вновь начинает править своим ханством.
Как мы видим, основным занятием так и не покорившего Сибири головореза Ермака стало разграбление лежащих на его пути татарских городов и сел, убиение и насильственное крещение местного населения. Не дошли его руки и до тех земель, что простирались от кыпчакских и Барабинских степей, до Северного Урала и самого Полюса, хозяевами которым на протяжении многих веков были всё те же татары. Но вслед за Ермаком в Сибирь пришла русская армия, и терять такие богатые и привольные земли они никак не хотели. Таким образом, начались долгие и кровопролитные войны. Уже осенью 1585 года из Москвы в Сибирь посылается воевода Иван Мансуров с армией, где на севере ими возводится первая русская крепость, в 1585 году в Сибирь приходят воеводы Василий Сукин, Иван Мясной и письменный голова Данила Чулков с солдатами, где на месте древнейших татарских городов Чимги-Тура и Тубыл-Тура ими возводятся города Тюмень а в 1587 году и военная крепость Тобольск. Тем временем, на севере, на месте Пелымского княжества воздвигаются такие города-крепости, как Пелым, Березов, Сургут, а в 1594 году на месте города Кучум хана Ялым-Тора, возникает город-крепость Тара. (Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1.М.-Л., 1937, стр.355.) Заложенные на берегах таких рек, как Иртыш, Тобол, Тура, Тара и Обь, издревле служивших татарам основным водным путем эти русские города, очень скоро становятся грозными военными крепостями, играя основную опорную роль в завоевании Сибири.
Следует не забывать и того, что строительство и охрана военных крепостей на сибирской земле осуществлялась регулярной российской армией силами местных плененных народов. Так, например, в начале 1594 года под предводительством князя Андрея Елецкого в Сибирь из Москвы посылается 147 пеших солдат, к которым в Казани примыкает отряд из 300 конных татар и 300 конных башкир на Урале. К этой московской армии из Лаишево и Тетюшево также присоединяются 100 пленных поляков и 50 других татар из Казани. Их командиром назначается крещеный татарин Мамлы Мальцев. Прибыв в Сибирь, это отряд становится ещё больше, к ней присоединяются ещё сотни казаков, более 100 перешедших на службу русским тобольских татар, десятки литовцев и черкесов из Тюмени, местные остяки-вогулы, общее число которых по прибытии в Тару превышает более тысячи стрельцов-солдат, половину которых составляют татаро-башкиры. (Тарская мозаика. Омск, 1994, стр.7.)
Таким вот образом, Кучум хану на протяжении нескольких десятилетий пришлось сражаться на нескольких фронтах сразу, когда с одного конца в Сибирь стекались полчища регулярной российской армии, вместе с которыми и продажные соотечественники, а с другой – за спиной, пользуясь случаем, в Искер ломились казахские султаны. Последние, очень скоро, и сами попадают в русское рабство, после того, как 16 летний казахский султан Ураз-Мухаммад, тайбугинец Сейтек и предавший Кучум хана и перешедший на службу казахам Карача-везирь, на время овладев Искерем, летом 1588 года в результате обмана попадают в плен и отправляются в Москву. (Сибирские летописи. Стр.293-294.) В то время, когда Сибирь захлебывалась в крови, казахский хан Таваккаль вместо того, чтобы помочь своим братьям тюркам-мусульманам по вере, несмотря на просьбу о помощи, отправляет 50 тысячное войско на разграбление Бухары. Таким образом и Бухара, будучи и без того в тяжелом положении, оказывается не способной помочь Сибири, не приходит на помощь и Турция, и Идель-Урал остается полыхать в огне… Никого, кто мог бы противостоять русской армии кроме Кучум хана с его немногочисленным народом не оказалось.
Несмотря на то, что на берегах сибирских рек одна за другой продолжали вырастать русские города-крепости, а русские солдаты были оснащены огнестрельным оружием и артиллерией, Кучум хан не скрывался от них в степях, а собрав войска и силы, сражался против чужаков, атакуя их города с мечом, луком и копьями в руках. Так, 23 июня 1590 года близ Тюмени происходит крупное сражение. Напав на Тобольск, Кучум хан убивает большое количество русских солдат, но, самое главное, берет в плен и выдворяет в Барабинские степи вовлекшихся в эту войну продажных татар. Вместе с ним, последовав хану, на берега Оми и Иртыша уходит и большая часть местного населения. Уже там Кучум хан нападает на улусы Сала и Куардак, и заставляет вышедшую против него царскую армии отступить. Таким образом, местный народ вновь начинает выплачивать ясак Кучум хану, а верховья Оби и Иртыша, Барабинские степи, берега рек Тара и Омь практически полностью переходят в руки Кучум хана. (Габдельбар Файзрахманов. Там же, стр. 206.)
Но это не устраивает русскую армию, ведь им как воздух был нужен приходящий от татар в виде пушнины ясак, их соляные озера, и поэтому, выйдя из своих военных крепостей, они стали преследовать Кучум хана повсюду. Одно из сражений с войсками Кучум хана происходит и в августе 1591 года, когда воевода Тобольска Кольцов-Масальский неожиданно атакует стан татар у берегов Ишима. В этом сражении погибает много татар, попадают в плен дети Кучум хана, но татарский хан не сдается и продолжает освободительную борьбу за свое государство. (Хади Атласи, История Сибири. Сююмбике. Казанское Ханство. – Казань, 1993, стр.114)
Другое кровопролитное сражение между Кучум ханом и русской царской армией произошло в 1595 году близ расположенного в верховьях Иртыша города Кара-Атау. Неожиданно атаковав стан Кучум хана, русский воевода Борис Доможиров, наносит ханской армии большой урон, и, несмотря на то, что придя в себя, татарская армия дает русской достойный отпор, в плен попадает много знатных татар. (Буцинский П. Заселение Сибири и первые её насельники. – Харьков, 1899, стр. 143-145.) Но Кучум хан выходит живым и из этого сражения, продолжив атаки на русские крепости. Вместе с ним сражаются и его сын Али и преданные ему мурзы и яугиры-воины.

В марте 1595 года воевода Тобольска Ростовский отправляет на помощь русским войскам в Таре 239 солдат и много оружия, таким образом, отряд из 500 человек пускается по следу Кучум хана и рассыпается по Барабинским степям. Каждый город и каждое село, лежащее на их пути, утопает в крови. Конная армия под предводительством воевод Доможирова и Ропозова предают такие татарские города, как Чангула, Лугай, Килем, Барма, Лиуба, Тораш и Кирпик огню, равняют с землей город Тунус, полностью истребив его жителей. Часть местного населения в ужасе заявляет о подчинении России и соглашается с выплатой ясака русским. (Хади Атласи. Там же, стр.125.)
А Кучум хан, сражаясь и отступая, доходит до верховий Оби и Иртыша, до самой Оми, после чего, оставив семью в расположенной на берегах реки Ирмен Тон-Туре, вновь возвращается на поля сражений. Да, после сражения близ Кара-Атау его покидают 300 его мурз, которые примкнув к каравану, вместе с семьями переселяются в Бухару и поселяются в районе Хивы. Этот путь был открытым и для Кучум хана, но он не оставляет родные земли, свой народ и государство. Следует иметь в виду, что тогда ему было уже 80 лет, и он был на половину слеп. Несмотря на это, он находит в себе силы поднять народ на защиту родных земель, ведет войско в бой, и в 1596 году прогоняет с берегов Ика калмыков, а в 1597 году вырывает из рук русских, расположенный в среднем течении Иртыша, на берегах рек Теряни и Омь улус Лугуй, несколько раз атакует город Тара. (Буцинский П. Там же, 143-146.)
Понимавшие, что татарский хан просто так не сдастся, русские цари неоднократно пишут Кучум хану письма, предлагая перейти к ним на службу. В 1596 году русский царь Федор Иванович пишет Кучум хану следующее: «…Несмотря на содеянное тобой и непокорность, мы зовем тебя, хан Кучум, и семью твою к себе и призываем служить нам! Будучи у нас, ты, так же, как и другие ханы и знать будешь получать у нас полагающееся тебе жалование! Ежели же пожелаешь оставаться на земле сибирской, будешь ханом там, и за покорность свою будешь получать от нас жалование!» (Абдиров М. Хан Кучум – известный и неизвестный. Алма-Ата, 1996, стр.125.) Но Кучум хан не воспринимает эти лживые обещания русских царей всерьез, ведь ему не хотелось войти в историю татарским ханом, покорившимся Москве.
Оказавшись не способным склонить Кучум хана на свою сторону, московский царь обращается к нему через находящихся у него в плену сына хана Абельхаера и его племянника Мухаммат-кула. «Загладь перед царем Великой Руси вину свою, вышли в знак искупления аманатом одного из сыновей своих, – писали они, – а за ним приезжай и сам, будешь жить славно и привольно. Великий царь дал нам земли и города, и тебе будет то же самое! А если хочешь, оставайся там, но покорись, и тогда царь сам будет платить тебе полагающееся, а ты будешь править Сибирью!» (Абдиров М., там же) Но от бежавших из Москвы татаро-нугайских яугирей Кучум хан знал, что сибирских мурз там держат лишь для того, чтобы те сражались против тюрков-мусульман. Спасти себе жизнь такой ценой Кучум хан позволить себе не мог.
«Кучум неуступчиво боролся с Ермаком; в этой борьбе он не унижал своего сана, ни своего достоинства, ни падал ниц перед покорителем, мстил ему. Сообразно духу времени, и тайно, и явно, и, наконец семнадцать лет скитаясь по степям, он, в диком величии своем, предпочел лучше пасть под ударами судьбы, но не запятнать себя добровольной передачей перед тем, кого он считал своими притеснителями и врагами…» - пишет об этом историк Небольсин. (Небольсин П.И. Покорение Сибири. СПб, 1849, стр.111.)
Самое ожесточенное сражение за Сибирь происходит 20 августа 1598 года. Напав ночью на расположившуюся на озере Чан ставку Кучум хана, воевода Андрей Воейков со своим войском убивают почти всех татар. Среди убитых оказываются 370 воинов Кучум хана, его внуки и мурзы, 30 человек из семьи хана попадают в плен. (Буцинский П.Н. Там же, стр.147.) В это время сам Кучум хан вместе со своими сыновьями Али, Кагаем, Азимом и ещё сотней воинов находились в далеких улусах, где набирали войско для готовящихся атак на Тару и её освобождения. Узнав о том, что сыновья, невестки и внуки хана в плену, воеводы отправляют к нему своего посла, предлагая сдаться. Но ответом Кучум хана стало: «Сибирь я сам не отдал, и свободу свою я по своей воле не отдам!» Таким образом, 20 августа 1598 года становится фактической датой официального присоединения Западной Сибири к России.
После этого кровопролитного сражения имя Кучум хана перестает упоминаться на страницах исторических летописей, а с 1601 года ханом Сибири начинает считаться его старший сын Али. Несмотря на то, что Кучум хан исчезает с исторической сцены, борьбу за Сибирь продолжают сначала его сын Али, а когда в плен попадает и он, другие сыновья Кучум хана - Азим, Канай, Ишим и Морат, ещё позже его внуки Аблай-Герей, Девлет-Герей, Тауке и Бука султан. Борьба за возвращение Сибири продолжается ещё два века, внуки Кучум хана в сражениях против русских в 1636 году доходят до Уфы. А у истоков и в основе того, что в официальной истории известно как «татаро-башкирские восстания» - лежит тот самый род Кучум хана. Что касается тех из его рода, кто был пленен и отправлен в Москву, то об их дальнейшей судьбе совсем ничего не известно, известно лишь, что почти все они перешли в христианство и обрусели.
Подытоживая, скажем, что завоевание русскими Сибири было осуществлено не сколько Ермаком, сколько регулярной российской армией. Растянувшаяся на многие десятилетия эта война стала войной не Ермака с Кучум ханом, а войной двух государств: России и Сибирского ханства. И если для России эта война была завоевательной, то для Сибирского ханства эта война стала народно-освободительной. Сибирское ханство никогда и до сих пор не подписывало с Россией никаких соглашений или договоров о мире, и в соответствии с международными правовыми нормами, фактически находится с Россией в состоянии войны. Поэтому, являющиеся основными наследниками Сибирского ханства сибирские татары могут: претендовать на воссоздание собственной государственности; требовать компенсации морального и материального ущерба, нанесенного им в процессе порабощения и присвоения их земель (вместе с её недрами); и обратиться к мировому сообществу и международные суды по поводу проводимой Россией политикой истребления и геноцида татарского народа. Ведь историческая правда на их стороне.
Что касается Ермака – то он для татар, а особенно для сибирских татар, никакой не герой, а разбойник и головорез. Он явился в Сибирь с целью разбоя, убийств и грабежа, чем и занимался, и погиб там же - в Сибири от рук тех же татар. Но Кучум хан, был и остается для татарского народа национальным героем, борцом за свободу и человеком легендой. Золотым ханом Сибири.
«Кучум был самым могущественным ханом Сибирского татарского государства, - пишет татарский историк Габдельбар Файзрахманов. – Он был правителем государства в течении 23 лет, самоотверженно отстаивал независимость своей земли, возглавлял борьбу против чужеземных захватчиков. Несмотря на огромные трудности и лишения, оставался патриотом своего государства и незабываемым героем в памяти народа.» (Указанный труд, стр.207-208.)
Использованная литература:
Абдиров Мурат. Хан Кучум: известный и неизвестный. – Алма-Ата, 1996.
Атласи Хади. История Сибири. Сююмбике. Казанское ханство. – Казань, 1993.
Байрамова Ф.А. Кучум хан. – Казань, 2007.
Кабдульвахитов Калиль. По следам тюменских шейхов. – Тюмень, 2005.
Миллер Г.Ф. История Сибири. – Москва, 1999.
Татарский энциклопедический словарь. – Казань. 2002.
Тарская мозаика. – Омск, 1994.
Тобольский хронограф -1,2,3,4. – Омск, Москва, Екатеринбург, 1993, 1994, 1998, 2004.
Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX века. – Казань, 2002.
Фаузия Байрамова,
Писатель, кандидат исторических наук.

Борис Миронов: «Народ, который заслужил право называться быдлом» 25.01.2015

БОРИС МИРОНОВ ОБ УКРАИНЕ И ПУТИНЕ

Насмехаясь над здравым смыслом Матвей Ганапольский

Насмехаясь над здравым смыслом

Матвей Ганапольский

http://www.echo.msk.ru/blog/ganapolsky/1522390-echo/
Похоже, что трагедия крымских татар бесконечна.
Вначале их поголовно депортировал товарищ Сталин. Депортация происходила в одну ночь — когда всех погрузили в вагоны-скотовозы, а все вещи остались в домах. Скотовозы приехали на Урал и в Пермский край, людей выкинули в поле. По разным оценкам, погибли до 40 процентов высланных — женщин, детей и стариков.
Пока народ умирал на чужбине, правозащитник Мустафа Джемилев сидел в лагерях, в общей сложности более 10 лет, требуя возвращения крымских татар на родину.
Потом, в конце 80-х, началось постепенное возвращение выживших в Крым. За депортацию никто не извинился. На голой земле пришлось всё начинать с начала. Кое-как построили жильё, провели коммуникации, что-то посеяли, организовали Меджлис — крымскотатарский парламент. Наладили неплохие контакты с украинскими властями. Те не очень помогали, но и не мешали, даже выразили сочувствие.
И вдруг Крым стал наш.
Джемилеву позвонил Путин, наговорил комплиментов, спросил, что нужно.
— Чтобы вы вывели свои войска, — ответил Джемилев.
— Я это ожидал, — сказал Путин. Он вроде не обиделся, даже пообещал, что «ни один волос отныне не упадёт с головы крымского татарина».
Но видимо, всё же, обиделся, потому что вскоре началось, причем, по полной. Пошли обыски среди активистов-татар, запрет митингов, перенос праздников с центральных площадей куда-то подальше. Дальше попытались создать марионеточную копию Межлиса.
Потом активистов стали арестовывать, а кое-кого убивать. Несколько человек бесследно исчезли. Протесты разгонялись, а протестующих называли «пятой колонной».
Видимо реализуя тезис Путина о волосах, которые не должны упасть с крымских татар, а на самом деле, вымещая злость на Джемилеве и лидере Меджлиса Чубарове, за то, что они отказались получать российские паспорта, им запретили въезд в Россию. То есть, к себе на родину, в Крым.
Однако, их голоса еще звучали по телеканалу крымских татар. Это был очень нехороший канал, ибо он сеял смуту, да и владел им бизнесмен Ленур Ислямов. Тот самый нехороший Ленур Ислямов, на деньги которого был снят фильм «Хайтарма», почти документально воспроизводящий ужас депортации.
Короче, полностью реализуя обещания Владимира Путина о неустанной заботе о крымскотатарском народе, канал закрыли. Но не только его. Вместе с ним закрыли детский канал мультиков и образовательных передач и две радиостанции — на русском и крымскотатарском языках.
Власть победила. Но она и далее будет чего-то там «неустанно». Для этой цели, будто насмехаясь над здравым смыслом, именно накануне закрытия Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Федеральном агентстве по делам национальностей», сообщает сайт Кремля.
Агентство займется «выработкой и реализацией государственной национальной политики, нормативно-правовым регулированием в сфере государственной национальной политики и осуществлением мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечением межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Так что, судя по тому, что вытворяет российская власть с крымскими татарами сейчас, это только цветочки по сравнению с тем, что будет вытворять с ними новое агентство.

В Крыму радиостанция «Лидер» прекратила вещание, в эфире – тишина

В Крыму радиостанция «Лидер» прекратила вещание, в эфире – тишина

http://ru.krymr.com/content/article/26930689.html

Митинг в поддержу телеканала АТR
Митинг в поддержу телеканала АТR

ВКрыму во вторник 31 марта, около 19:30, радиостанция «Лидер», входящая в медиахолдинг вместе с первым крымскотатарским телеканалом АТR, детским каналом Lale, прекратила вещание.
Как сообщает корреспондент Крым.Реалии, ведущая Светлана Разина в прямом эфире поблагодарила радиослушателей за внимание, после чего вещание в FM-диапазоне было отключено. В настоящее время на волне 106.6 – тишина.
Как сообщалось, 31 марта около сотни крымских татар пришли на телеканал ATR в Симферополе, чтобы поддержать национальный телеканал, где проходит день открытых дверей.
С 1 апреля ATR может прекратить вещание. Это произойдет в том случае, если телеканалу не удастся до конца текущего месяца зарегистрироваться в качестве СМИ согласно российскому законодательству.
Телекомпания несколько раз подавала документы в Роскомнадзор, но их возвращали обратно по различным причинам. Аналогичные трудности испытывают другие СМИ, входящие в медиа-холдинг ATR – детский крымскотатарский телеканал Lale, FM-радиостанции «Мейдан» и «Лидер», а также интернет-издание «15 минут».

ATR Лиля Буджурова: Мы продолжаем работать

http://ru.krymr.com/content/article/26933353.html

Лиля Буджурова: Мы продолжаем работать


Мирра Днепровская

Киев – Вместо трансляции теперь только черный экран. С 1 апреля единственный в мире крымскотатарский телеканал ATR прекратил вещание. В последнюю ночь вещания журналисты оставались на рабочих местах, чтобы словами и объятиями поддержать друг друга, а руководство телеканала заверило, что будет вновь предпринимать попытки зарегистрировать телеканал.
О сегодняшней атмосфере на телеканале и настроениях журналистов Крым.Реалии рассказала заместитель гендиректора телеканала ATRЛиля Буджурова.
– Как прошел первый день «молчания» ATR?
– Все сегодня пришли на работу, находились на рабочих местах. У нас состоялось общее собрание коллектива, на котором выступил учредитель и гендиректор телеканала. Он сказал, что мы все продолжаем работу: подчищаем свои компьютеры, убираем рабочие места и садимся сразу писать планы, чем мы будем заниматься.До понедельника людей отпустили по домам, потому что они нуждаются в отдыхе, если не в психологической реабилитации, после того стресса, который пережили. Это выходные дни, это не отпуск, не увольнение. Это просто отгулы до понедельника. В понедельник мы будем писать планы на будущее.

– Какие настроения у сотрудников телеканала?
– Если говорить о моральном состоянии коллектива, то оно гораздо лучше, чем вчера. Вчера мы все вместе следили за таймером в нашей студии, аплодировали, слушали, положа руку на сердце гимн, многие плакали… 
А сегодня все было по-рабочему, бодренько. Никаких слез, никаких сетований на жизнь. Я бы сказала, боевое настроение. Все повторяют ту фразу, что теперь мы еще сильнее.
– Что можно сказать о реакции телезрителей на закрытие телеканала?
– Все продолжается. Сегодня пришла на работу – и опять люди стояли у здания телеканала. У нас теперь постоянно день открытых дверей. Нам до сих пор пишут письма, приходят люди со словами поддержки.
– Чем будут заниматься сотрудники телеканала в ближайшее время?
– Сейчас будем работать над документальными проектами, возможно, что-то будем производить в формате информационного портала, чтобы размещать в Интернете. Мы еще не знаем, какое широкое поле перед нами открывается, но работы уже на сегодняшний день много. Мы продолжаем работать.
 – Как Вы относитесь к идее вещания с материковой части Украины?

– Сейчас на материковой Украине находятся Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев, но не по своей воле... Мы же по своей воле Крым не покинем, это для нас исключается. Мы не покинем народ, для которого работаем.

Уйгурского мусульманина посадили в тюрьму за бороду

Уйгурского мусульманина посадили в тюрьму за бороду

Уйгурский мусульманин был приговорен к 6 годам тюремного заключения судом города Кашгар в Китае за отращивание бороды, что глубоко возмутило мусульманское население Синьцзяна.
«Подобное не могло произойти ни в одной стране мира», - заявил представитель Всемирного уйгурского конгресса Дильшат Рашит от лица уйгурских мусульман, проживающих в эмиграции.
«Это неприемлемо и абсурдно. Это демонстрирует враждебное отношение Китая и кризис государственного управления»,
Китайская пресса сообщила о том, что 38-летний уйгурский носитель бороды был приговорен к лишению свободы за растительность на лице, а его супруга получила 2 года тюрьмы за ношение лицевой вуали, никаба, передает Aljazeera.
Правоохранительные органы Синьцзяна выдвинули семейной паре обвинения в «провоцировании ссор и конфликтов», что является типичной статьей, по которой мусульман в Китае приговаривают к тюрьме.
Стоит отметить, что с апреля прошлого года в Синьцзяне действует система денежных вознаграждений тем, кто донесет на своих соседей, носящих бороды.
Ранее в этом месяце официальное лицо коммунистической партии в регионе высказалось против ношения хиджаба мусульманками Синьцзяна.



Замглавы Меджлиса Умерова допрашивали 7 часов, следователи выехали на обыск в Бахчисарай

Замглавы Меджлиса Умерова допрашивали 7 часов, следователи выехали на обыск в Бахчисарай

http://ru.krymr.com/content/news/26930597.html
Ильми Умеров, архивное фото

Ильми Умеров, архивное фото

Сотрудники Следственного комитета Российской Федерации в Крыму завершили допрос заместителя главы Меджлиса крымскотатарского Ильми Умерова.
Как сообщили Крым.Реалии родные Умерова, допрос продолжался около семи часов. По их словам, следователи вызвали замглавы Меджлиса для «пары уточняющих вопросов» по «делу 26 февраля».
Сразу после окончания допроса следователи приняли решение провести обыск в доме Умерова в Бахчисарае. В настоящее время сотрудники правоохранительных органов направляются в Бахчисарай для продолжения следственных действий.
О том, что силовики выехали к дому Умерова с обыском, сообщил и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.
Ранее Ильми Умерова уже вызывали в Следственный комитет Крыма на допрос по «делу 26 февраля», он дал показания в пользу Ахтема Чийгоза.
Ахтем Чийгоз был задержан 29 января в рамках уголовного дела «по подозрению в организации и участии в массовых беспорядках». Ему избрали меру пресечения в виде содержания под стражей до 19 февраля 2015 года, затем ее продлили до 19 мая.
В рамках расследования «дела 26 февраля» правоохранители также задержали еще одного участника митинга Эскендера Кантемирова. Ему избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на 2 месяца.
26 февраля 2014 года под крымским парламентом собрались несколько тысяч сторонников крымскотатарского Меджлиса и «Русского единства». Организаторами мероприятия выступили глава Меджлиса Рефат Чубаров и лидер «Русского единства» Сергей Аксенов.