ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 11 февраля 2015 г.

Известный татарский писатель и поэт Айдар Халим на встрече с читателями в Москве. Атаклы татар әдип Әйдәр (Айдар) Хәлим Мәскәүдә укучылары белән очрашуда. 8.02.2015.

Царь Петр Первый никогда не был русским

Царь Петр Первый никогда не был русским


Царь Петр Первый никогда не был русским

Арчил второй и Ираклий первый
Существует достаточно интересная история о том, что когда писатель Алексей Николаевич Толстой работал над своим романом Петр Первый, столкнулся с достаточно необычным фактом, повествующим о том, что самый великий из российских монархов, гордость фамилии Романовых не имеет никакого отношения ни к фамилии, ни к национальности русский вообще!
Сей факт чрезвычайно взволновал писателя, и он, пользуясь своим знакомством с другим великим диктатором, да и памятуя судьбу других, неосторожных писателей,  решил обратиться к нему за советом, тем более что информация была как бы достаточно близка вождю.
Информация была достаточно провокационна и неоднозначна, Алексей Николаевич принес Сталину документ, а именно некое письмо, которые явно свидетельствовали о том, что Петр I, по своему происхождению вовсе не русский, как считалось ранее, а грузин!
Что примечательно, Сталин столь необычному инциденту нисколько не удивился, более того после ознакомления с документами попросил Толстого сей факт утаить дабы не давать ему возможности стать публичным, аргументировав свое желание достаточно просто:
"Оставим им хоть одного "русского", которыми они могут гордится!"
Порекомендовав также документ доставшийся Толстому уничтожить.
Поступок, казалось бы, странный, если вспомнить что Йосиф Виссарионович и сам был по происхождению грузином.
Но если разобраться, то абсолютно логичный с точки зрения позиции вождя народов, так как известно, что Сталин считал себя русским! А как иначе он бы назвал себя вождем русского народа?
Информация после этой встречи казалось бы навсегда должна была быть похоронена, но не в обиду Алексею Николаевичу, а он как и любой писатель был человеком крайне общительным, была поведана узкому кругу знакомых, а там уже по принципу снежного кома была разнесена подобно вирусу, по всем умам интеллигенции того времени.
Алексей Михайлович
Что же это было за письмо, которое должно было исчезнуть?
Наиболее вероятно речь идет о письме Дарьи Арчиловны Багратион-Мухранской, дочери царя Имеретинского Арчила второго, своей двоюродной сестре дочери мингрельского князя Дадиани.
В письме речь идет о неком пророчестве услышанном ею от грузинской царицы:
“Моя мать мне рассказала о некоем Матвееве, видавшем вещий сон в котором к нему явился святой Георгий Победоносец и сказал ему: Ты избран, сообщить царю о том, что в Московии должно родится "ЦАРЬ ЦАРЕЙ", который сделает ее великой империей. Родиться ему положено от пришлого православного царя Иверского из того колена Давидова, что и Богородица. И дочери Кирилла Нарышкина, чистой сердцем. Ослушавшись сего веления - быть великому мору. Воля бога воля и есть”.
Пророчество недвусмысленно намекало на острую необходимость данного поступка, но реально послужить подобному повороту событий могла и другая проблема.
Наталья Нарышкина
Начало конца фамилии Романовых
Чтобы разобраться в причинах такого письменного воззвания, необходимо обратиться к истории и вспомнить, что московское царство в то время представляло из себя царство без царя и исполняющий обязанности  царя монарх Алексей Михайлович не справлялся с возложенной на него ролью.
Фактически страной управлял погрязший в дворцовых интригах, мошенник и авантюрист князь Милославский.
Алексей Михайлович был человек слабый и тщедушный, окружали его люди в основном церковные, к мнению которых он и прислушивался. Одним из таких был Артамон Сергеевич Матвеев, который, будучи человеком не простым, умел оказать на царя необходимое давление, дабы сподвигнуть его на  поступки, на которые царь готов не был. По сути Матвеев своими подсказками руководил царем, будучи этаким прототипом “Распутина” при дворе.
План Матвеева был прост: необходимо было помочь царю избавиться от родства с Милославскими, и возвести на трон “своего” наследника...
Так в марте 1669 года после родов жена царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична Милославская скончалась.
После чего  именно Матвеев сосватал  Алексею Михайловичу княжну крымско-татарскую Наталью Кирилловну Нарышкину, дочь крымско-татарского мурзы Исмаила Нарыша, который в то время проживал в Москве и для удобства носил вполне удобное для произношения местной знали имя Кирилл.
Оставалось решить вопрос с наследником, так как дети, рожденные от первой жены, были такими же хилыми, как и сам царь, и вряд ли по мнению Матвеева представляли угрозу.
Другими словами, как только  царя женили на княжне Нарышкиной, встал вопрос о наследнике, а так как на тот момент царь был тяжко болен и физически слаб, да и дети у него получались хиленькие, было принято решение найти ему замену, вот тут то и попался заговорщикам под руку грузинский князь…
Кто же отец Петра?
Теории на самом деле две, в отцах у Петра прописаны два великих грузинских князя из рода Багратионы, это:
Арчи́л II (груз. არჩილი II, 1647—1713) — царь Имеретии (1661—1663, 1678—1679, 1690—1691, 1695—1696, 1698) и Кахетии (1664—1675), поэт-лирик, старший сын царя Картли Вахтанга V. Один из основателей грузинской колонии в Москве.
Ираклий I (груз. ერეკლე I, Назарали-Хан; 1637 или 1642 — 1709) — царь Картли (1688—1703), царь Кахетии (1703—1709). Сын царевича Давида (1612—1648) и Елены Диасамидзе (ум. 1695), внук царя Картли и Кахетии Теймураза I.
И по сути проведя небольшое расследование я вынужден склониться, что отцом мог стать именно Ираклий, аргументом чему послужил факто того что именно Ираклий перебывал во время подходящее для зачатия царя в Москве, в то время как Арчил переехал в Москву лишь в 1681 году.
Царевич Ираклий был известен в России под более удобным для местного люда именем Николай и отчеством Давыдович. Ираклий был приближенным царя Алексея Михайловича и даже при венчании царя и татарской княжны был назначен тысяцким, то бишь, главным распорядителем брачных торжеств.
Справедливо отметить, что в обязанности тысяцкого входило также и стать крестным отцом венчающейся пары. Но волею судеб, грузинский царевич помог царю московскому не только с выбором имени для первенца то и с зачатием оного.
На крестинах будущего императора, в 1672 году, Ираклий выполнил свой долг и нарек младенца Петром, а в 1674 году, покинул Россию заняв престол княжества Кахетия, правда, для достижения данного титула ему пришлось принять мусульманство.
Версия вторая, сомнительная
По второй версии, отцом будущего самодержца, в 1671 году стал,  уже несколько месяцев гостивший при дворе, бежавший от давления Персии, царь имеретинский Арчил II. Которого практически заставили посетить спальню княжны под давлением убеждения в том что по божественному проведению его участие необходимо ив крайне богоугодном деле, а именно зачатия «ТОГО КОГО ЖДАЛИ».
Возможно именно сон практически святого человека Матвеева, заставил благороднейшего православного царя войти к молодой царевне.
Про родство Петра с Арчилом может свидетельствовать факт того, что его официальный наследник грузинского монарха, князь Александр, стал первым генералом российской армии грузинского происхождения, служил с Петром в потешных полках, и собственно погиб за императора в шведском плену.
А другие дети Арчила: Матвей, Давид и сестра Дарья (Дарджен) получили от Петра такие преференции как земли в России, и были им всячески обласканы.
В частности известен факт того что Петр поехал отмечать свою победу в село Всехсвятское, район нынешнего Сокола, к своей сестре Дарье!
Также с этим периодом в жизни страны связана и волна массовой миграции в Москву грузинской элиты.
Как доказательство родства грузинского царя Арчила II и Петра I приводят также факт запечетленный в письме монарха, российской царевне Нарышкиной, в котором он пишет:
“Как поживает наш шалунишка?”
Хотя наш шалунишка, можно сказать и про царевича Николая, и про Петра, как про представителя рода Багратионы.
В пользу второй версии говорит и факт того что Петр I был удивительно схож с имеретинским царем Арчилом II.
Оба были поистине гигантского, для того времени, роста, с идентичными чертами лица и характерами, хотя эта же версия может быть использована как и доказательство первой, так как грузинские князья находились в прямом родстве.
Софья
Все знали и все молчали
О родстве царя похоже в то время знали все.
Так царевна Софья писала князю Голицыну:
“Нельзя отдавать власть басурманину!”
Мать Петра, Наталья Нарышкина, тоже страшно боялась того что натворила, и неоднократно заявляла:
“Царем он быть не может!”
Да и сам царь, в тот момент, когда за него сватали грузинскую княжну, заявил во всеуслышанье:
“Я на однофамильцах не женюсь!”
Петр первый
Визуальное сходство, других доказательств не надо
Это надо видеть. Вспомните из истории, ни один московский царь не отличался ни ростом ни славянской внешностью, но Петр:
Согласно историческим документам, Петр I был достаточно высоким, даже по нынешним мерам, так как его рост достигал двух метров, но что странно, обувь он при этом носил 38 размера, а размер его одежды был 48! Но, тем не менее, именно эти особенности он унаследовал от своих грузинских родственников, так как это описание с точностью подходило к роду Багратионы. Петр был чистым европейцем!
Но не суть, даже не визуально, а по характеру Петр определенно, ни коим образом, не относился к роду Романовых, он по всем своим повадкам был настоящим кавказцем.
Да он унаследовал немыслимую жестокость московских царей, но эта особенность могла достаться ему и по материнской линии, так как, весь род их был больше татарским чем славянским, а ведь именно эта черта дала ему возможность превратить осколок орды в европейское государство.
На прилагаемой выше картинке вы сможете убедиться насколько похожи: отец, отмеченный на картинке цифарми 2 и 5, и сын, к которому относятся остальные изображения.
Вывод
Петр I был не русским, но россиянином, ибо несмотря на свое не совсем правильное происхождение был все же царской крови, но ни к роду Романовых ни тем более к Рюрикам не восходил.
Возможно, именно не ордынское происхождение и сделало его реформатором и реально императором, превратившим уездное ордынское княжество Московия в Российскую империю, пускай при этом ему пришлось позаимствовать историю одной из оккупированных территорий, но об этом мы расскажем в следующей истории.

Что будет если Россия действительно решит воевать с США – пояснение для 84%

http://obozrevatel.com/blogs/43128-chto-budet-esli-rossiya-dejstvitelno-

reshit-voevat-s-ssha-poyasnenie-dlya-84.htm

Что будет если Россия действительно решит воевать с США – пояснение для 84%

Виктор Шевчук

Журналист


Абсолютно дурацкое утверждение любителей ПутинТВ о том что "в действительности мы воюем не с Украиной, мы воюем с США" по крайней мере вызывает если не ступор, то желание покрутить у виска. Истории про "радиоактивный пепел" и "легион НАТО" рисуют лично у меня в голове алкаша с гранатой в руках за столом в ресторане на чужом празднике.
Первая реакция американцев на утверждение "в Украине мы воюем с США" наверно, это возможность подавиться гамбургером. Странно, подумает он, мы простили СССР полностью весь Ленд-Лиз, оказали безвозмездной финансовой помощи с 1993 по 2013 более 20 млрд. долларов, строим и развиваем какие-то совместные проекты. Вся Россия сидит на американских "айфонах", меняет в обменниках американские доллары и ездит на "фордах", а оказывается "Россия воюет с США"…
Однако давайте поможем 84% во "встающей с колен" и приоткроем завесу тумана. Ну, а если вдруг действительно Россия решится "воевать с США" на Украине, что подразумевает объявление войны, что тогда будет? ну, помимо уничтожения экономики России еще до начала военных действий? К сожалению ничего тогда не будет на территории России. Да и России не будет. Не будет и двух-трех нормальных поколений россиян. А может не будет их никогда.
Итак – первый вариант, это неядерное противостояние. Допустим противник использует только свой тактический арсенал оружия, без атомных боеприпасов. Для этого вернемся немного назад – 1990 год, "Буря в пустыне". Армия коалиции (около 400 000) против армии Ирака (650 000). На тот момент армия Ирака была оснащена не хуже армии СССР, поскольку получала все самое современное оружие в обмен на нефтедоллары. В результате двухнедельных боев армия Ирака была полностью разбита, а потери составили по оценке экспертов порядка 100 000 военнослужащих. Была фактически уничтожена структура ПВО Ирака, потеряно более половины всей авиации и бронетанковой техники. Потери войск США составили… 298 погибших, из которых только 147 погибли от огня противника. Был уничтожен даже личный бункер Саддама Хуссейна специальными бетонобойными бомбами. Была проведена беспрецедентная в истории военных кампаний переброска армии по воздуху с одного континента на другой.
Война 2003 года была еще более плачевной. Армия Хуссейна просто перестала существовать, а также и вся авиация и бронетехника. Потери армии США составили 183 военнослужащих за весь период. Иракская армия за 21 день потеряла 847 танков и 777 БТР и БМП и 10 000 военнослужащих убитыми.
Перенеся кальку американский кампаний на 2014 год несложно заметить, что современная Россия это Ирак 1990 года. И 1 200 000 боеспособных российских военных с военной техникой образца прошлого века вряд ли могут представлять серьезную угрозу армии США не считая НАТО. Дело в том, что по отдельным видам вооружений, таким как беспилотные аппараты или высокоточное оружие с применением технологии "стелс" армия США имеет просто тотальное превосходство. Например ракета AGM-158 JASSM имеет дальность полета до 1000 км., является малозаметной с точностью попадания в цель порядка 5 метров. Всего таких ракет на вооружении армии США около 5000.  Для уничтожения всей инфрастуктуры ПВО/ПРО в московской области достаточно 500-600 таких ракет. Или противотанковая AGM-114 Hellfire , которых армия США имеет на вооружении около 60 000 – втрое больше чем имеется бронетехники в российской армии, в том числе и на складах.
JASSM_mockup_0048
Но может Россия имеет современные самолеты и вертолеты, возразят путинофилы? Увы, имеет, но примерно в 10 раз меньше, чем армия США. Также как и флот. Еще в 1982 году во время знаменитых учений флот США имитировал высадку крупного десанта на побережье Дальнего Востока СССР. Как оказалось, американцам настолько удалось ввести в заблуждение красную армию, что корабли "агрессивного НАТО" оказались фактически в зоне возможного десантирования незамеченными – СССР прошляпил целый американский флот. Что там сейчас делается, можно судить по фотографиям заброшенных военных баз.
Если быть более точным, по прогнозам военных аналитиков, тактическая война между Россией и США закончится в течение двух недель совершенно не в пользу России. При этом военные коммуникации и инфраструктура "встающей с колен" будут разрушены на десятилетие.
Ну хорошо, соглашается 84%, но ведь есть еще и "радиоактивный пепел". Окей, отвечает "дядя Сэм", погнали. При наличии ядерного паритета реальную угрозу США представляют только баллистические ракеты морского базирования. Грунтовые комплексы "Тополь" в настоящий момент находятся под постоянным спутниковым контролем, а система разведения боевых элементов американских ракет "Трайдент" позволяет попадать такой ракетой с точностью до 100 метров, что ставит крест на всех "тополях" в течение 15 минут с момента объявления войны. Такой же крест она ставит и на комплексах шахтного базирования. Почему? Потому что подлетное время ракеты "Трайдент" меньше чем цепочка принятия решений в Кремле о нанесении ядерного удара. (тестовая работа блока разведения ракеты "Трайдент-2″, точность КВО 70 метров)
О подводных лодках можно говорить или ничего (давайте пропустим легенду о подлодке "Тайфун" в Гибралтаре – уже одну такую утопили на Бермудских островах), или совсем ничего. Системы глубинной разведки подводных лодок ВМС США лучше на порядок чем у России, и они постоянно контролируют перемещение всех "Акул" и "Дельфинов." В случае принятия решения, 80% атомного подводного флота России даже не успеет всплыть.
А что же до остального? Да все просто – 32 крейсера, оснащенные ракетами SM-3, способны перехватить все типы движущихся целей в ближайшем космосе. Всего около 670 ракет, которые перехватят баллистические ракеты противника до момента включения их блоков разведения.
Видимо Киселев ошибся, что есть две страны, которые могут превратить противника в "радиоактивный пепел". Такая страна на сегодня одна, и это США. Увы, но при любом раскладе реальная, а не "телевизионная" война России с США закончится в течение двух недель полным исчезновением России как государства.

Наступление на Новоазовск продолжается, боевики бегут, оккупанты просят помощи

Наступление на Новоазовск продолжается, боевики бегут, оккупанты просят помощи

http://crime.in.ua/node/8368

Силы АТО продолжают наступление в районе Мариуполя, тесня врага и смещая фронт в сторону Новоазовска.
Об этом сообщает пресс-служба поска особого назначения «Азов».
«Продолжается бой за Саханку. Под контродем Широкине, Коминтреново, Павлополь. Смещаем вражеский фронт от Мариуполя, убираем угрозу обстрелов города», - сказано в сообщении.
В Азове также сообщили, что боевики остреляли из «Градов» Коминтерново, есть раненые среди мирного населения.
Тем не менее, наступление продолжается, украинские бойцы теснят оккупантов, которые уже просят подмоги.
«Мариупольское ОН. Р-н н.п. Широкино Подразделения 1140-о гвардейского артиллерийского полка 76-й ДШД в составе 2 огневых взводов, атакованы подразделениями ВСУ. Подразделения ополчения несанкционированно отошли. Потери л\с и техники уточняются. Просим срочного переброса сил и средств», - сообщил данные перехвата донесений российских оккупантов блогер Олег Ярчук.
Ранее сообщалось, что сегодня утром полк особого назначения «Азов» начал наступательную операцию в сторону Новоазовска и освободил три населенных пункта.
Читайте также:

Юрий Долгорукий не является основателем Москвы

Юрий Долгорукий не является основателем Москвы

http://fakeoff.org/history/yuriy-dolgorukiy-ne-yavlyaetsya-osnovatelem-moskvy

Традиционно многие считают, что Москву основал в 1147 году князь суздальский Юрий Долгорукий. Ему даже памятник установили в 1954 году на нынешней Тверской, а тогда еще Советской площади. Князь изображен богатырем верхом на коне.
Но, вопреки устоявшемуся мнению, Юрий Долгорукий не является основателем Москвы. Во-первых, исторических документов, которые подтверждают данный факт, нет. Многие историки основываются на «Повесть временных лет», но ведь это не исторический документ и в нем во время тщательных исследований уже было найдено много несоответствий.
Кроме того, основателем Москвы Долгорукого объявил российский историк Василий Никитич Татищев, который родился в 1686 году, то есть, уже спустя 650 лет после того, как была основана Москва. На что именно опирался Татищев, когда выдвигал данную гипотезу, пока остается загадкой. Кроме того, тот же Василий Никитич Татищев описывал Юрия Долгорукого в своих трудах и его описание как-то совсем не клеится с представлением о мудром правителе и основателе городов.
Татищев писал: «сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».
Исходя их этого, многие историки подумывают, что князь Юрий получил прозвище Долгорукий не за длинные руки в физическом плане, и не за умение прибирать к рукам земли соседей, а просто за алчность. Если же согласно тому же Татищеву, Юрий Долгорукий ничем не занимался, а только все скидывал на вельмож, то значит он не занимался государственными делами, а за него это делали другие.
Кроме того, если следовать переписям населения, которые проводились в Золотой Орде, то Москва была основана не в 1147 году, а значительно позже. Первая перепись населения в Золотой Орде прошла в 1237-1238 годах, а вторая в 1254-1259 годах и в обеих документах нет абсолютно никаких сведений о Москве. Появилась она только в третьей золото-ордынской переписи, которая проводилась в 1272 году. Так что, именно этот год и стоит считать началом основания Москвы.
Причем, есть даже версии историков, что Москву заложили монголо-татары и это изначально был один из многих их улусов.

Мәскәүдә ана телебез турында кызыклы китаплар тәкъдим ителде

Мәскәүдә ана телебез турында кызыклы китаплар тәкъдим ителде

7 февральдә Мәскәүнең татар мәдәни үзәгендә Нәсим Сәхәпов, Нурмөхәммәт Хөсәенов һәм Мөхәммәт Миначевның туган телебезгә кагылышлы китаплары тәкъдим ителде. 8 февральдә үткән чара язучы Айдар Хәлим иҗатына багышланды.


Айдар Хәлим (у), Мөхәммәт Миначев, Нәсим Сәхәпов һәм Нурмөхәммәт Хөсәенов очрашу барышында
Айдар Хәлим (у), Мөхәммәт Миначев, Нәсим Сәхәпов һәм Нурмөхәммәт Хөсәенов очрашу барышында
Очрашуда Татарстаннан танылган язучы Айдар Хәлим, язучы, инженер-химик Нәсим Сәхәпов, Башкортстанның Бәләбәй шәһәреннән татар гимназиясе мөдире, зур күләмле фәнни эшен нәшер иткән Нурмөхәммәт Хисамов һәм “Мишәрләрнең топонимик сүзлеге” китабы авторы, "Ватан" фиркасе җитәкчесе Мөхәммәт Миначев катнашты. Очрашуны да ул оештырган иде.
Алдан хәбәр ителгәнчә, ике көнгә билгеләнгән ул очрашуларда язучы Фәүзия Бәйрәмова да катнашырга тиеш иде. Ләкин Мөхәммәт әфәнденең әйтүенә караганда, Фәүзия ханым шартлы сак астында торуы сәбәпле, аңа Мәскәүгә килергә рөхсәт бирмәгәннәр. "Бирегә түгел, Сабага әнисе янына да кайта алмый ул", диде Мөхәммәт әфәнде.
Чарада һәр галим үз китабын тәкъдим итеп, аның язылу тарихы турында сөйләп, китаптагы кайбер фикерләрен дә тыңлаучылар игътибарына җиткерде. Китап тәкъдим итүчеләр төрлесе төрле тарафтан булуга карамастан, Нәсим Сәхәпов –  Чаллыдан, Нурмөхәммәт Хөсәенов – Бәләбәйдән, Мөхәммәт Миначев – Мәскәүдән, аларның китапларын бер тема берләштерә дисәк, һич ялгыш булмас. Ул –  татар теле темасы.
Мөхәммәт Миначевның китабы Түбән Новгород өлкәсендәге җирле атамаларны анализлауга багышлаган. Автор күп атамаларның төрки атамалар булуына дәлилләр китергән. Топонимика – атамалар, ул телнең генә түгел, халыкның да күрсәткече булып тора, дигән фикерне куәтләп, Миначев Түбән Новгород өлкәсендәге атамаларның мишәр халкыныкы булуына басым ясап, бу халыкның борын-борынгыдан бу җирләрдә яшәвен исбат итәргә омтылган. Китапның кереш сүзендә аның фәнни эшчәнлегенә галимнәр үз фикерләрен әйтсәләр дә, Мөхәммәт әфәнде, "бу китапка төпле фикер әйтердәй галимнәр тапмадым, алар барысы да без бу фәннән белгечләр түгел дип әйтәләр. Казанда да, Мәскәүдә дә Тарих институтларына мөрәҗәгать итеп карадым, ләкин беркем дә китабыма тулы бәя бирергә алынмады", дип зарланды.
Нәсим Сәхапов (с) һәм Нурмөхәммәт ХөсәеновНәсим Сәхапов (с) һәм Нурмөхәммәт Хөсәенов
"Мишәрләр тарихы татарлар тарихына караганда да борынгырак икәнлеккә мин бу китабымны язганда инандым. Ул тарих Нух заманнарына кадәр барып җитә, ә татарларныкы XII гасырдан гына башлана. Мин галим булмасам да, бу тема белән кырык елдан артык шөгыльләнәм, шуңа күрә бу китабымны фәнни эш дип атарга нигезем бар. Хәтта “Барбарос” сүзе дә татар сүзе дип, “бар-бар, уз” дигәнне аңлата. Без тел белгечләре түгел, ләкин үзебезнең тарих, телебез тарихы белән чын күңелдән шөгыльләнәбез. Татар темасына кагылган әсәрләргә урыслар рецензия язарга теләмиләр. Ә бит Түбән Новгород шәһәре электән Ибраһим кала дип аталган. Ләкин урыслар аны ишетергә дә теләми", диде Мөхәммәт әфәнде.
Шуңа охшаш фикерне “Этруск һәм итальян телләрендә төрки тамырлар”китабының авторы Нәсим Сәхәпов та белдерде. "Лингвистлар белән табиблар үз өлкәсенә башкаларны кертмәскә тырышалар. Ләкин шундый шәхесләр бар бит. Алар тел белгечләре дә түгел, ләкин аларның эшләре бик нык игътибарга лаек" дип ул язучы, шагыйрь Олжас Сөләймановның “Аз и Я” әсәрен һәм Мурат Аджиның тарихка багышланган әсәрләрен атады. "Алар тарихчы да, тел белгечләре дә түгел, ләкин аларның әсәрләрендә ачышлар бик күп", диде Нәсим әфәнде.
Ләкин аның “инфаркт” сүзендә дә төрки нигез ята, үлем бу кешегә “фарт” килгән, тиз үлгәнне белдерә дигән сүзләреннән соң очрашуга килүчеләр сагаеп калдылар. Инглиз теленнән тәрҗемәче булып эшләүче, очрашуга килгән Рафаэль Исланов Нәсим Сәхәповның итальян телен белмәвен дә аңлап алгач, “Юкны сөйләмәгез, һәр телнең төбендә санскрит ята, сез надан кешеләр!” дип кычкырды.
Нурмөхәммәт ХөсәеновНурмөхәммәт Хөсәенов
Бәхәсләр булса да, халык очрашудан китәргә ашыкмады. Бигрәк тә Нурмөхәммәт Хөсәеновны игътибар белән тыңладылар. "Аның аңлатмалары мантыйкка туры килә", диделәр. Вак хәрефләр белән язылган 635 биттән торган китапка бик күп мәгълүмат тупланган. “Рус теленең төрки нигезләре сүзлеге” Уфада 2012 елда ук нәшер ителгән булган. Сүзлек бик кызыклы язылган. Рус сүзләренең ясалышында татар нигезе булганлыкны автор гаҗәеп аңлаешлы итеп күрсәткән. Бу китап инде бишенче басма булып чыкты.
"Без алга таба герман-роман телләре нигезендә дә төрки нигез булганлыкны аңлата торган сүзлек өстендә эшлибез. Төрки телләрне өйрәнүдә күп көч керткән алман галимнәренә һәйкәл куярга кирәк", диде Нурмөхәммәт әфәнде. Ул шулай ук "Америка индеецларының Алтай-Саян якларыннан күчеп киткән милләтләр булуына да исбатлау бар" дип галим Әбрар Кәлимуллин тикшерүләрен искә алды. "Ләкин безне бу өлкәгә кертмәскә тырышалар. Чөнки алар “Башта сүз булган, ул сүз Алланыкы булган, сез монда тыгылырга тиеш түгел дип белдерәләр. Нигә минем китап турында язмыйсыз? дип сорагач, сез бит моның белән генә тукталып калмаячаксыз, безне мәсхәрә итәчәксез дип әйтәләр. Хәтта алман галимнәре дә “Мы все немного турки” - “Без аз булса да төрекләр” дип яза. Ләкин алман теленең асылын белү өчен гарәп телен белергә кирәк", дип саный Нурмөхәммәт әфәнде. 
“Нигә бу эшкә алындыгыз, сез бит мәктәп мөдире, тарих укытучысы, эшегез болай да баштан ашкан, сезнең проблемалар болай да күп”, дигән сорауга Нурмөхәммәт әфәнде: “Үлгәч тәмугта янмас өчен язам бу китапларны. Аллаһы тәгалә әйтер, без сиңа гыйлем бирдек, ә син шуны дөрес кулланмадың дияр”, дип җавап бирде. Казанда бу китапка карата уңай фикерләр әйтелгән язмалар басылып чыккан. Хәтта бу эшне тулы бер институт эшләү мөмкинлеге булган хезмәткә тиңләгәннәр.
Язучы Айдар ХәлимЯзучы Айдар Хәлим
Ике көнгә билгеләнгән бу очрашуларның беренче көне галимнәрнең үз китапларын тәкъдим итүгә багышланса, якшәмбе көнге очрашу тулысы белән Айдар Хәлим иҗатына багышланган иде. Ул укучылар игътибарына күптән түгел дөнья күргән берничә китабын тәкъдим итте. Алар арасында бик күләмле "Милләт хатлары", "Безнең кызлар" исемендәге шагыйрьнең мәхәббәт шигырьләре тупланган китабы һәм балалар өчен язылган "Тал баласы Талхаветдин" китабы тәкъдим ителде.
Очрашуда Мәскәү татарлары өчен кызыклы булган тагы бер тема турында әйтәсе килә. Ул оешмадан аерым чыгыш ясаучылар булмаса да, “Болгар” оешмасы Мәскәүдә әле һаман да эшләп килә икән. Шул оешма җитәкчесе урынбасары Нурәхмәт Якупов: "Без элекке вакытлардагы кебек Измайлов паркында атна саен татарлар җыела торган урынны яңадан торгызу турында эшчәнлек алып барабыз. Парк җитәкчесе белән сөйләшүләр булды. Алар каршы түгел, бары тик татар оешмалары җитәкчеләреннән имзалар гына таләп итәләр. Барлык оешмалар бик теләп катнаша, киләсе җәйгә Измайлов паркында атна саен яшьләр җыелышып, уеннар, көрәшләр, җыр-биюле татар концертлары уздырырга урын булачак дип өметләнәбез", диде.

Выступление Айдара Халима 7 - 8 февраля на Круглом Столе в Доме Асадуллаева

Истоки ассимиляции

Чăваш национализăмлă журналĕ

February 4th, 2015, 10:13 pm

Истоки ассимиляции

Рассуждая об истоках ассимиляции и ключевых причинах потери языка на одном из испытательных подземных полигонов нашей редакции, у нас появилось дискуссионное мнение на этот счет.
Говоря о проблемах сокращения численности народов, люди логично приходят к проблеме русификации, которая, в свою очередь, упирается в потерю языка. Но на этом цепочка не заканчивается. Потеря языка – это всегда сознательный отказ людей от его использования. Сам же отказ, в свою очередь, это конечный, ставший уже видимым невооруженным глазом, логичный результат предшествовавших ему, внешне менее заметных но не менее важных, сложных внутренних процессов в человеке, которые принято называть потерей национального самосознания, которое приводит в итоге, собственно, к потере языка. То есть, логика такова: отказ от родного языка - это следствие, причина - потеря самосознания.
Однако, многие национальные движения нерусских народов зациклены лишь на борьбе за языковое возрождение, считая, что этот вопрос можно решить без работы с первоисточником проблемы, либо считая первоисточником саму же потерю языка. В таких случаях передача языка превращается в главную цель, и даже самоцель.
Многими принято считать, что воспитание ребенка на родном языке автоматически прививает ему и национальную идентичность, в дальнейшем обезопасывая от принятия какой либо чужой. Тогда, в общем то становится не понятным, почему деревенские чуваши(чуашскоязычные) переехав в город, в среду доминирования русского языка, или, например, женившись на русской, с удавьим спокойствием отказываются от чувашского - переходят на русский язык сами, и разговаривают на нем с детьми, хотя при этом они воспитывались на чувашском, росли в чувашскоязычной среде. Не говоря уже о появлении у них какого либо желания бороться за его социальные функции и права, а порой наблюдается и способствование обратному. Это проблема довольно известная. Оказалось, что одного знания языка недостаточно, нужно еще кое что. Поразительная легкость, с которой они отказываются от использования и передачи родного языка объясняется тем, что в них нет самосознания. Знание языка есть, а самосознания нет.
Основополагающая роль самосознания довольно ощутимая– в России, все нерусские народы находятся под влиянием одной национальной политики, культурного и языкового влияния(в общем), но при этом ассимиляция, потеря численности, происходит у всех в разной степени(можно сравнить марийцев и тувинцев или кабардинцев с коми), потому что политика одна, а самосознание, все таки, у всех разное.
Высокая языковая преемственность наблюдается у народов с высоким национальным самосознанием которые можно разделить на два типа.
Первый тип – народы с традиционным укладом. К примеру, азербайджанец, переехав в чужой русский  город, где нет абсолютно ничего на азербайджанском языке, и нет никакой необходимости знать азербайджанский, тем не менее не перестанет говорить на нем с семьей и соплеменниками. Потому что язык для него, это не просто язык, для него он воплощение истории нации, ее традиций, ее самой и себя как ее части, как продолжателя рода, и он понимает свой долг в его сохранении. То есть, он обладает не просто голым знанием языка, но и любовью к нему, и стремлением сохранить его. Почему дети условного азербайджанца тоже не забудут азербайджанский и будут учить ему своих детей? Наверняка не просто потому что их родители обучили их азербайджанскому, а потому что кроме языка, они дали им самосознание – воспитание, традиции, культуру(практически каждый кавказец знает своих предков минимум до седьмого колена, а следовательно и историю народа, и школьное образование тут не причем). Им объясняется в обязательном порядке, что их история велика, дается гордость за свой народ, и понимание, почему им нельзя забывать свой язык и отказываться от своей национальности, и что с ними будет, если они забудут и откажутся. Поэтому, сохранение национальной культуры и идентичности воспринимается ими даже как миссия. Отказ же от родного языка и воспитание на русском, воспринимается как отказ от истории, традиций и самой нации. Поэтому очевидно, что и их особенность говорить на азербайджанском и передавать его потомкам в любой точке земли, обусловлено не чем иным, как высоким уровнем национального самосознания.
У нас, например, нет такого. Это понимание не прививают своим детям чувашские отцы и матери, да и все те народы, которые считаются уже «полурусскими» - финно-угорские народы и т.д. История чувашского народа не передается из уст в уста(если передается, то «глазами соседа»), традиции выброшены в прошлое, нет миссианского отношения к самосохранению, есть лишь голое знание языка, и естественно, нет и гордости. Разумеется, имеются и исключения, как и среди кавказских народов, но мы говорим о массовых тенденциях. Поэтому, переезжая в любой город с доминированием русского языка, будь то Чебоксары или Севастополь, его ничто не удерживает от полного ассимилирования. Место, где это понимание должно находиться, занято либо «россиянством» либо «батыревством». Этим объясняется и то, почему чуваш так слабо, или вообще не беспокоят проблемы чувашского народа, ущемление его национальных прав и достоинства(они огромны). Никто не вложил в них самосознание, ни государство (вкладывает, но чужое), ни родители.
Второй тип светский. Один из таких успешных национальных проектов это украинцы. На момент обретения суверенитета, языковая ситуация в Украине была примерно аналогична нашей. Сейчас же, она чуть ли не противоположна нашей. С того момента по сегодняшний день, происходила трансформация украинского общества, и решающую роль в этом процессе сыграла работа над самосознанием. Загляните в учебники истории, по которым украинцы учились последние двадцать с лишним лет. Ничего общего с тем, что предлагают нам одобренные московскими наследниками Ильминского учебники чувашской истории вы не найдете. Их литература писалась не столько с целью просвещения, сколько с целью национального строительства(как в общем то и в любом нормальном государстве). Основополагающую роль преподавания истории и конструирования национальных мифов в становлении украинского национального самосознания и украинской нации признают и русские националисты. То есть, все это время там шла всеобъемлющая кропотливая работа по национальному возрождению, и выросло целое поколение молодых людей, с выработавшимся принципиально иным мировоззрением и отношением ко всему украинскому – к языку, к истории, к самим себе. Также важно то, что в итоге выработалось четкое противопоставление себя другим нациям, что дает ясное понимание и обоснование необходимости языкового возрождения. Не будь идейной составляющей в украинском нацбилдинге, а одни лишь языковые реформы, они бы врятли прижились, и о национальном возрождении можно было бы только мечтать. И по сути, творившие революцию украинцы – это выросшее на подобной литературе и мифотворчестве поколение.
В языке должна быть заложена какая то начинка, какое то содержание. Без работы над самосознанием, у людей не будет полноценного принятия языка. Есть инструмент, и есть пользующийся этим инструментом. Язык это инструмент, самосознание определяет работу или не работу этого инструмента. Предположим, нужно покрасить ржавый кузов, но сколько ты не крась его сразу краской, она постоянно будет спадать, потому что не будет благоприятной поверхности для того чтобы она там задержалась, закрепилась. Сначала поверхность нужно зачистить от ржавчины, покрыть грунтовкой, и только после этого краска сядет надежно, не соскочит сама собой на следующий день, и устоит в неблагоприятных условиях. Также и для языка необходима благоприятная поверхность для прорастания, иначе он «отскочит», иначе сознание ребенка да и его родителей все также будет носить из стороны в сторону окружающая обстановка, мода, они по прежнему останутся целиком зависимыми и ведомыми общероссийским мейнстримом, в котором русский будет по прежнему, всегда нужнее и престижнее, а следовательно и выбор будет все также падать на него. В ином случае, банальная вылазка за пределы чувашскоязычной среды, будь то переезд в русскоязычный город, или очередное сокращение языковых функций, тут же отбросят все усилия к исходной точке - произойдет отказ от языка и идентичности в том же поколении. Самосознание же является иммунитетом ко всему вышеперечисленному.
Нужна не просто работа над языком, а всеобъемлющее национальное строительство. Как и в украинском случае(да и в любом другом успешном), чтобы "краска села", возрождение должно быть общенациональным, и борьба должна быть не просто за использование языка, а за комплексную, общенациональную трансформацию, за восстановление внутреннего стержня, основанная на взывании к национальному самосознанию.
К примеру, литература о пользе билингвизма- это совершенно другой метод, интеллектуальный, который как правило способен увлечь лишь единицы. Эти книги и аргументы в них, основаны на принципе убеждения в пользе двуязычного воспитания – более гибкое мышление, облегчение в обучении других языков и т.п. Все это конечно нужно и полезно, но не имеет ничего общего с национальным самосознанием. Оно, в свою очередь, предполагает совершенно иной подход – преподавание истори, общенациональные мероприятия и т.д., все то, что управляет массами, что способно пробудить национальное сознание, вызвать эмоцию, гордость за свой народ. И обучающий чеченца чеченец или украинца украинец абсолютно не руководствуются аргументами о пользе билингвизма. Чеченец учит чеченца потому что он чеченец, украинец украинца потому что он украинец, и им по большому счету все равно на наличие или отсутствие плюсов двуязычного воспитания, степени престижности русского и т.п. У них есть другие, более веские аргументы, и свой, внутринациональный мейнстрим, поэтому они не напрягаются.
В России нужно приложить слоновьи усилия для того, чтобы оставаться нерусским. И перенос русской психологии, отношения к традициям, на чувашский или любой нерусский народ недопустим. Русским нет необходимости объяснять детям важность языка, традиций и т.д., им достаточно лишь передать потомству язык. Во первых, потому что все остальное за них это в любом случае сделает государство, а во вторых, потому что все социальные сферы русифицированы. По определению понятно, что ребенок не забудет русский, и они живут самотеком. Если чуваши будут жить таким же самотеком(как сейчас), то потеряют все. Нам не достаточно одного только языкового воспитания, течение идет против нас, и чтобы хотя бы только остаться на месте, необходимо делать много больше чем делают русские.
Стирание чувашского и прививка русского самосознания проходила и проходит со времен установления над чувашским народом российско-имперской власти. Веками проводилась умелая политика ментального подстраивания, стирания того, что сейчас мы можем наблюдать в кавказских народах. В итоге получена лояльная, лишенная самосознания и готовая умирать ради приобщения к величию «старшего брата» народность, которую слабо беспокоят свои национальные проблемы, и годы существования которой в таком темпе сочтены.
Грустно. И чтобы как то преодолеть эту глубокую проблему, нельзя забывать о работе с ее первопричиной.