ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 30 октября 2014 г.

Что получила Россия взамен Крыма в 1954 году

Что получила Россия взамен Крыма в 1954 году

http://uainfo.org/blognews/295891-chto-poluchila-rossiya-vzamen-kryma-v-1954-godu.html

Самое интересное из событий марта-2014 состоит в том, что к истории передачи  Крыма в состав Украинской ССР Никита Хрущев, которому приписывают этот подарок якобы с барского плеча Киеву, на самом деле  официально не имеет никакого отношения. Дело в том, что событие происходило 19 февраля 1954 года, в канун 300-летия Переяславской Рады. А к этому времени Н. Хрущев еще самолично ничего не решал, хотя и был первым секретарем КПСС с сентября 1953-го.

Крым же  передавал Украине Г. Маленков, а подписывал указ Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов.

Есть еще одна очень важная деталь, о которой почему-то все сегодня стыдливо умалчивают. Что взамен Крыма от Украины в Российскую Федерацию тогда же (протокол Президиума ЦК КПСС №49 от 25 января 1954 г.) передали Таганрог и приграничные к нему земли, по территории равные площади полуострова в Черном море. К этому нужно было бы добавить, что Киев получил взамен богатых черноземных районов засушливую солончаковатую степь, без воды, какого-либо намека на орошение, без электричества и энергоресурсов.  Но сегодня вряд ли кто берет это в расчет. Выгодно говорить, что Н. Хрущев будто бы расщедрился чуть ли не под пьяную лавочку. Но все ведь обстояло совсем не так.

По этому поводу влиятельная американская газета The Washington Post вчера опубликовала статью своего журналиста Гленна Кесслера. В ней, в частности, говорится: Путин прав, говоря о том, что причины для передачи Крыма в состав Украинской ССР до конца не ясны, однако утверждение о том, что они нарушали «конституционные нормы» - софизм. В 1954 году Хрущев еще не обладал всей полнотой власти и был вынужден получить одобрение партийной верхушки. 5 февраля 1954 года с инициативой передать Крым выступил Президиум Верховного Совета РСФСР. 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ, который 26 апреля того же года был утвержден Верховным Советом СССР.

Газета пишет и о других  существенных странностях, неточностях, искажениях действительности при захвате Россией и присоединения к своим территориям Крыма. В том числе, что касается якобы наличия в Киеве националистов, неонацистов, русофобов и антисемитов, которых кроме господина В. Путина почему-то никто не видал. По утверждению В. Путина, будто бы именно эти силы совершили в столице Украины переворот.

«У каждого свое представление о государственном перевороте, но, говоря о терроре и убийствах в ходе беспорядков, Путин, сам того не желая, описывает действия поддержанного Россией правительства Крыма», - подчеркивает автор. Президент также явно преувеличивает роль ультраправых, националистических сил. При этом явно искажает международное право, игнорирует Конституцию Украины, закрывает глаза на то, что так называемый референдум проводился в спешке, без наблюдателей ОБСЕ, прессы, под дулами пулеметов.

Гленн Кесслер разработал свою систему оценки правдивости заявлений политиков. Он измеряет ее в «Пиноккио» (как известно, нос у героя сказки Карло Коллоди удлинялся всякий раз, когда он лгал). У американского журналиста «один Пиноккио» означает легкое искажение правды, «четыре Пиноккио» - явную ложь.

Как вы думаете, сколько «Пиноккио» поставил американский журналист хозяину Кремля? Думаю, вы догадались - максимальное количество. И, видимо, заслужено.

Электронный адрес этой статьи я сбросил своему киевскому другу, профессору университета, он хорошо владеет английским. «Пусть почитает…» - подумал. Через пару часов вместо отклика на публикацию я получил удивительный ответ. Вот он:

«Если ты будешь писать что-то об этой публикации о Пиноккио в «ЭХО Москвы, заверстай туда  и мои слова к россиянам.

Когда, друзья, вам было плохо, мы всегда сочувствовали вам. Плакали вместе с вами, когда у вас был Норд-Ост, когда случилась трагедия Беслана. Плакали вместе  с вами, когда у вас рушились дома, когда взрывали метро и трамваи. И объявляли даже в Украине минуты молчания, когда случались у вас подобные трагедии.

Когда у нас случилась беда, когда мы поднялись на борьбу против коррупционеров, воров и казнокрадов, и в нас стали гибнуть люди, вы откровенно насмехались… Задорнов называл нас еврохохлами, отдельные известные политики обругивали наших активистов майданунами, бандеровцами, фашистами. Так вот знаете, почему мы не хотим в Таежный союз в обнимку с Россией, а изо всех сил рвемся в Евросоюз? Потому, что когда гибли наши люди, ваш Жириновский кричал, что пришлет патронов… В это время Европа помогала гуманитарной помощью. В то время, когда Медведев требовал от Януковича не быть тряпкой, применять к протестующим силу, призывал: «надо душить Майдан!», Польша в это время своими самолетами вывозила к себе на лечение наших раненных…

А когда мы победили своего внутреннего врага, вы ударили нам в спину, захватили Крым, отчего весь мир содрогнулся, согнали под наши границы армады танков и другой бронетехники, захватили наш флот. От этого нам больно. И разве, скажите, так делают братья?» Мне добавить к этому нечего. Только замечу, что сегодня Украина в Брюсселе наконец-то подпишет договор об ассоциации с ЕС. Я счастлив от того, что не ошибся в прогнозе по этому поводу. 23 ноября 2013 года, когда на этом интеграционном пути нашей страны Янукович и Азаров, казалось, уже навсегда поставили крест,  на интернет ресурсе радиостанции «ЭХО Москвы» я разместил свой пост, который назывался «Украина будет силой прорываться в Евросоюз». Как надежду на светлое будущее нашего народа.

Все так оно и случилось… При чем, даже, кажется, мы  уже прорвались…

Мир не без добрых людей… Особенно это остро чувствуешь тогда, когда в дружбе изменяют братья и самые близкие соседи…


Олександр Горобець

ИГЪТИБАР! ПЕРЕПОСТ СОРЫЙБЫЗ! 6 ноябрь. 13.00. Казан. Бауман урамы, сәгать янында ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ КОНСТИТУЦИЯСЕ КӨНЕ УҢАЕННАН БӘЙРӘМ КОНЦЕРТ-МИТИНГ БУЛАЧАК!!!

ИГЪТИБАР! ПЕРЕПОСТ СОРЫЙБЫЗ!
6 ноябрь. 13.00. Казан. Бауман урамы, сәгать янында ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ КОНСТИТУЦИЯСЕ КӨНЕ УҢАЕННАН БӘЙРӘМ КОНЦЕРТ-МИТИНГ БУЛАЧАК!!!


Nail Nabiulla
Концертта: Әзһәр Шакиров, Мингол Галиев, Гөлзада Сафиуллина һәм башка җырчылар, милли хәрәкәт лидерлары: Фәүзия Бәйрамова, Раиф Галиев, Наил Нәбиуллин, Рәфис Кашапов һәм башка шәхесләр чыгыш ясаячак.
Татарстан Конституциясе көненә багышланган концерт-митингның төп чыгышлары һәм шигарьләре, Татарстанда Президент вазифасын саклап калу белән бәйле булачак.
"Татарстанда президент вазифасын бетерүгә юл куймабыз!"
Игътибар: Митинг-концертка Казан хәкимиятеннән рөхсәт бар!
Барлык милләттәшләребезне бәйрәм концерт-митингына чакырып калабыз!!!
Әлеге мәгълүматны таратуда ярдәм сорыйбыз!
---------------------------------------------------------
Чараны татар милли хәрәкәте оешмалары: "Азатлык" Татар Яшьләре Берлеге һәм Татар Иҗтимагый Үзәге оештыра.

Тюркская письменность... под открытым небом

Тюркская письменность... под открытым небом

http://www.turkist.org/2014/10/bolgar.html
На фото: музей-заповедник Болгар
В Татарстане в музее под открытым небом создают экспозицию тюрко-татарской письменности.

Музей Булгарской цивилизации, расположенный на территории заповедника Болгар (юг Татарстана), пополнится новой экспозицией - тюрко-татарской письменности под открытым небом.

Она включит в свой состав шесть разделов, которые будут посвящены древнетюркской письменности, письменности и письменным памятникам периода Волжской Булгарии и Золотой Орды, письменности и памятникам Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского и Касимовского ханств, а также тюрко-татарской письменности и письменным памятникам XVIII - начала XX веков.

Проект экспозиции сегодня в Казани был представлен директором Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана Рафаэлем Хакимовым. По его словам, все представленные в экспозиции материалы будут сопровождаться описанием на татарском, английском, арабском и русском языках, сообщает агентство "Татар-информ".

"История письменности хорошо изучена, но, несмотря на это, подобного музея пока нет нигде", - отметил Хакимов. 

ЭКС-ЛИДЕР ТАТАРСТАНСКИХ СПРАВОРОССОВ СНЯЛ ФИЛЬМ О ТАТАРСКОЙ ЖИЗНИ СТОЛИЦЫ РОССИИ

ЭКС-ЛИДЕР ТАТАРСТАНСКИХ СПРАВОРОССОВ СНЯЛ ФИЛЬМ О ТАТАРСКОЙ ЖИЗНИ СТОЛИЦЫ РОССИИ
Москву основал вовсе не Юрий Долгорукий. А Кремль — это копия уничтоженной в 1552 году в Казани мечети «Кул-Шариф». Суворов, Кутузов и Карамзин имели татарские корни. Об этом и многом другом председатель президиума Российской национально-культурной автономии татар столицы Фарит Фарисов снял собственный фильм «Тайны татар Москвы». Он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему и когда решился на такой шаг, а также о своем видении взаимоотношений русских и татар.
Фарит Фарисов на премьерном показе фильма
Фарит Фарисов на премьерном показе фильма
«НЕ ИСКАЛ СЕБЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ НА ЗАПАДЕ, ДРУЗЕЙ — НА ВОСТОКЕ»
Экс-лидер татарстанских справороссов, а ныне председатель президиума Российской национально-культурной автономии татар столицы Фарит Фарисов снял фильм «Тайны татар Москвы» — первую серию трилогии «Тайны татарского народа». Фильм повествует о том, какую роль играли, играют и будут играть татары в жизни Первопрестольной.
По признаниям автора, идея фильма вынашивалась не одно десятилетие. «Нужно было стать тем, кем я стал, для того, чтобы замахнуться и сделать такой фильм, — рассказал Фарисов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Впервые национальная тема затронула меня до глубины души еще в школе. Тогда на уроке в 7 классе учитель назвал монголо-татарское иго идентичным фашизму. Это меня очень сильно возмутило». После этого он начал усиленно изучать историю, ходить в библиотеку. «Там я познакомился с выдающимся своим учителем — Алексеевым Всеволодом Александровичем, 1891 года рождения, который жил на улице Светлая. Он знал около 6 языков, был дворянского происхождения, петербуржец. В Казань попал после того, как в блокаду перевозили завод в Дербышки. Он видел Ленина, разговаривал со Сталиным. Он был великий человек. Он меня научил очень многим вещам, он научил меня истории и самое главное — научил читать между строк любую информацию», — вспоминает Фарисов.
Между строк фильма, надеется он, зритель прочтет то, что каждый житель России должен знать, что страна состоит более чем из 100 национальностей. «Одна из них — татары — вторая государствообразующая нация, и она тесно связана с русскими. Если кто-то не понимает, то должен знать, что русские без татар не выдержат, и татары без русских не выживут, поэтому предопределено им жить рядом, вместе. Я закладывал именно эту цель, чтобы каждый понимал, не искал себе благополучия на Западе, друзей — на Востоке. Никому мы не нужны, кроме самих себя, кроме друг друга», — настаивает автор.

СОВЕТНИК И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА
Между тем, вызывает любопытство сама фигура новоиспеченного кинематографиста. В Татарстане его имя впервые громко прозвучало в 2011 году, когда Фарисов несколько неожиданно встал у руля республиканского отделения «Справедливой России», параллельно являясь на тот момент советником главы Совета Федерации РФ и лидера партии Сергея Миронова. Оказалось, что у московского предпринимателя была вполне себе занимательная биография. Еще в 2000 году в очень неспокойные времена он был советником президента Чечни Ахмада Кадырова. Тогда Фарисов являлся еще и.о. руководителя территориального управления министерства имущественных отношений по Чеченской Республике. Представлял интересы Чечни в Москве, восстанавливал документацию с целью обеспечения работы представительства министерства госимущества России в Чечне, проводил подготовку к референдуму по выборам президента Чечни, готовил выборы президента республики. Кроме того, позднее Фарисов стал председателем попечительского комитета совета муфтиев России, и предпринимателя называли человеком, близким к муфтию Равилю Гайнутдину.
Правда, работа непосредственно в Татарстане у него не заладилась, а «Справедливую Россию» пришлось покинуть на фоне довольно громкого скандала. Однако наш герой не отчаялся и продолжил пытаться влиять на определенные процессы, связанные с республикой, из столицы РФ, оказавшись в центре борьбы за ведущие посты в татарской автономии Москвы. В результате этим летом с поста председателя был «свергнут» писатель Ринат Мухамадиев, а сам Фарисов стал главой президиума, который в результате принятых изменений в устав организации превратился в его главный орган, где собственно сам новый председатель татарской автономии Анвер Хусаинов занимает положение, схожее с положением английской королевы.
C Ахмадом Кадыровым
C Ахмадом Кадыровым
Интересно, что, по данным наших источников, избрание Фарисова «главным татарином» Москвы было большим сюрпризом для Казани, где тогда делали ставку на Назифа Мириханова, бывшего полпреда Татарстана в столице. Но он проиграл выборы, несмотря на оказанную ему поддержку. Поэтому к Фарисову есть несколько настороженное отношение в Татарстане, особенно с учетом его скандального эсеровского опыта в республике. Но, как видим, все это не мешает ему развивать бурную деятельность.
«НАС ПРОГРАММИРОВАЛИ, А НЕ УЧИЛИ»
Сам же фильм автора, обладающего некоторым ореолом загадочности, ориентирован на широкую аудиторию и затрагивает общественно значимые, а порой и философские темы. «Мне не нравится слово «толерантность». Что это такое? Это терпение. Я не собираюсь терпеть русских, я их люблю, люблю каждой клеткой своего тела, — рассуждает Фарисов. — Самый главный посыл тем же татарам — чтобы они не ассимилировались, а интегрировались в общество, не теряя своих качеств. Русские должны понимать, что именно наш российский традиционный ислам, который, в общем, принесли наши татары, — это спасение, которое должно обеспечить победу в борьбе с экстремизмом. Больше никаких лекарств нет. Идеология всегда побеждала силу, идеология всегда побеждала деньги. Это доказывает история».
Именно история становится ключевой в фильме «Тайны татар Москвы». С самых первых слов Фарисов, казалось бы, перечеркивает известное всем со школьной скамьи утверждение о том, кто же основал Москву. «В России существует ошибочное мнение, что Москву основал Юрий Долгорукий. Историки об этом знают. Задолго до присоединения к Ростово-Суздальскому княжеству Москвы здесь существовало поместье Ивана Стефановича Кучки — этнического татарина по происхождению», — рассказывает Фарисов в фильме. Оказывается, владения Кучки находились на пересечении многих важных военных, торговых дорог и водных путей. В фильме предполагается, что именно это и стало причиной казни боярина Кучки Юрием Долгоруким и последующим основанием на этом месте крепости. Приводится и другая версия — князю понравилась жена боярина. Уже после казни Кучки Долгорукий повелел сделать там «древян град».
«Я не опровергаю, я просто преподношу то, что нас программировали, а не учили. Вы поднимите источники, никто даже не оспаривает, что не Юрий Долгорукий основал Москву. До этого здесь жили люди», — заявил в беседе с нашим корреспондентом Фарисов.
«МОСКВА ОБЯЗАНА СВОИМ ВЕЛИЧИЕМ ХАНАМ»
И сейчас в столице есть много мест, связанных с татарами. О них и рассказывается в фильме «Тайны татар Москвы». Например, сердце России — Кремль. Фарисов утверждает, что только с татарского, тюркского языков можно объяснить происхождение слова «кремль» — кырым — сооружение, строение, крепость. Впрочем, все-таки это довольно спорно, филологи до сих пор не сошлись в едином мнении и рассматривают другие версии. Фарисов настаивает, что каждый татарин должен знать важную деталь о Храме Василия Блаженного на Красной площади. «Нигде в мире нет больше христианского храма, где бы его украшали 9 разных куполов. Как минимум 5 академиков, бесчисленное множество докторов и кандидатов наук сошлись в одном мнении, что это точная копия мечети «Кул Шариф», разрушенной после взятия Казани в 1552 году», — утверждается в фильме.

Рядом с храмом находится всем известный памятник гражданину Минину и князю Пожарскому — героям Смутного времени, которые «спасли Россию от разорения и иностранной интервенции». «Мало кто знает, но это исторический факт — гражданин Минин по происхождению был татарин», — напоминает Фарисов. Тогда в ополчении было много нижегородских и касимовских татар, более того, есть информация, что и князь Пожарский имел татарские корни по матери, которая вышла из рода Беклемишевых. В честь другого представителя этого рода названа одна из угловых башен Кремля — Беклемишевская.
Фарисов заостряет внимание на значении монгольского нашествия в истории России. В подтверждение приводит слова известного историка Николая Карамзина: «Москва обязана своим величием ханам», — и последовательно доказывает эту мысль. Так, еще Александр Невский призывал: «Крепи оборону на Западе и ищи друзей на Востоке». Тогда как на Западе свирепствовала инквизиция, именно в степи, указывает Фарисов, всегда была свобода вероисповедания, а Чингисхан завещал: «Люди разной веры должны жить в мире, и тогда мы вновь станем братьями». Кроме того, Александр Невский называл Батыя батей, а тот считал его пасынком. Именно сын Невского Даниил стал первым московским князем. «Благодаря татарам, благодаря Золотой Орде не Владимир, не Тверь, не Рязань, не Великий Новгород, а именно Москва стала столицей Российского государства», — делается вывод в фильме.
«МЫ НЕ ИЩЕМ В РУССКОМ ТАТАРИНА»
Более того, участие татарских ханов, мурз, беков и простых людей в создании Российского государства Фарисов доказывает, приводя в пример фамилии, которые имели татарские, тюркские корни — Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Бекетовы, Воронцовы, Годуновы, Карамзины, Кутузовы, Лопухины, Мещерские, Мстиславские, Сабуровы, Салтыковы, Суворовы, Тимирязевы, Тургеневы, Тютчевы, Уваровы, Урусовы, Ушаковы, Шаховские, Шереметьевы, Юсуповы и другие. «Татарские роды дали России огромное количество гениальной интеллигенции и видных общественно-политических деятелей», — заявляет он.

Однако не стоит думать, что автор фильма хочет во что бы то ни стало «записать» известных личностей в татары. «Мы не ищем в русском татарина. Но они не должны забывать своих предков. Если человек не будет знать истоков своей национальности, он просто будет американцем. Там нет нации. Я такого не хочу. Хочу, чтобы мои дети и внуки знали и гордились», — пояснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Далее автор фильма проводит зрителей по знаковым для татар местам Москвы: это и мечети, и Дом Асадуллаева, и памятники Габдулле Тукаю, Мусе Джалилю, генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву. А завершается фильм проникновенным стихотворением в исполнении Фарисова:
У каждого народа свой герой.
Он всех сильней, он всех мудрей на свете.
Зачем же так бессмысленно порой
Мы сравниваем Муромца с Батыром?
Нет, не князья — крестьянские сыны
В лихие дни тревоги и печали,
Сев на коней, за честь своей страны
Они мечи из ножен вынимали.
Горела степь, красна была вода,
Звенели стрелы, в грудь входя упруго.
Не их вина, скорее, их беда,
Что шли они войною друг на друга.
Не сравнивай, не важно, кто какой.
Зазря батыров обижать не нужно,
Иначе могут в ярости слепой
По камню бросить в нашу дружбу.
У каждого народа свой герой.
Он всех сильней. Он всех мудрей на свете.
Плечом к плечу стоят Батыр с Ильей
Одной земли, одной Отчизны дети.
«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ»
Пока о следующих сериях Фарисов предпочитает молчать, как и о спонсорах. «Должна быть определенная интрига», — лишь коротко отметил он. По времени — тоже секрет. «Это как в политике: погоду предсказывают одни, а делают ее совсем другие», — ушел от ответа на вопрос Фарисов. Однако он все-таки рассказал, что программа фильмов запланирована на ближайшие четыре года. Впрочем, первая серия, как оказалось, была готова еще в декабре прошлого года, однако было решено фильм переснять. По заверениям Фарисова, пересъемки не касались содержательной части, исправляли только технические моменты. «Смысловая часть не была тронута совсем, подача изменена», — пояснил он.

Как уже говорилось, фильм рассчитан на широкую аудиторию. Пробные показы прошли еще до выхода финального варианта во многих регионах. «Результат, к сожалению, плачевный. У нас у общества больное состояние, — с сожалением определил Фарисов. — Я бы хотел все субъекты федерации попросить приехать в Татарстан и посмотреть, как живут люди, какое у них отношение. Им еще до толерантного отношения работать и работать. Я во многих местах был шокирован». Впрочем, порадовали казанские зрители, на фестивале мусульманского кино фильм восприняли тепло, высокую оценку он получил также в среде татарской интеллигенции в Москве. Фильмом даже заинтересовались иностранные компании.
«Каждый должен знать свою историю. Кто не знает историю, у того не будет будущего. Посыл в фильме таков: татары — это не те, у кого предки татары, татары — это те, у кого внуки татары. Русские — не те, у кого предки русские, а тот, у кого внуки русские», — сделал вывод Фарисов.
Автор: Елена Колебакина
Фото: vk.com, islamnews.ru

ОБЩЕСТВО "ИРĔКЛĔХ" ПОТРЕБОВАЛО ПРИНЯТЬ КОНСТИТУЦИЮ НА ЧУВАШСКОМ ЯЗЫКЕ

ОБЩЕСТВО "ИРĔКЛĔХ" ПОТРЕБОВАЛО ПРИНЯТЬ КОНСТИТУЦИЮ НА ЧУВАШСКОМ ЯЗЫКЕ
http://www.irekle.org/news/i1963.html
Общество "Ирĕклĕх" потребовало принять Конституцию на чувашском языке

Общество национально-культурного возрождения "Ирĕклĕх" обратилось к властям Чувашии с просьбой принять новую Конституцию республики, в том числе на чувашском языке. Соответствующее письмо на чувашском языке, копия которого имеется в распоряжении "Ирĕклĕ Сăмах", было направлено 28 октября главе Чувашии Михаилу Игнатьеву и председателю Госсовета Юрию Попову.
В письме подчеркивается, что его авторы исходят из "важности равноправия народов и межнационального мира" в Чувашии: "В государствах, построенных на демократических принципах и соблюдающих права коренных народов, рабочие документы и законы принимаются на всех государственных языках". В Чувашии, напоминают активисты, таковыми являются чувашский и русский.
"К сожалению, 30 ноября 2000 года, когда была принята новая Конституция республики, юридическую силу придали только ее версии на русском языке", - говорится в обращении. Тем самым, по мнению "Ирĕклĕх", был грубо нарушен региональный закон "О языках", предусматривающий языковое равноправие. Хотя у Конституции есть чувашский перевод, никакой юридической силы он не имеет.
Активисты считают, что в сложившейся ситуации Конституция не способна защищать права чувашеязычного населения республики. В связи с этим "Ирĕклĕх" просит "приостановить действие Конституции Чувашии и в соответствии с законами РФ и ЧР принять новую Конституцию, придав ее версии на чувашском языке юридическую силу". В случае отказа выполнить это требование активисты оставляют за собой право обратиться за решением вопроса в Конституционный суд РФ.
Как пояснил нашему изданию председатель "Ирĕклĕх" Дмитрий Степанов, в настоящее время в Чувашии "на высшем уровне установлена дискриминация одного из государственных языков". "Сейчас Конституция на чувашском - это всего лишь перевод, вольная трактовка. Люди, предпочитающие использовать чувашский язык, не могут пользоваться ею как законом, потому что она таковым не является", - сказал Степанов.