ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 18 августа 2014 г.

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края)

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края)


http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/kamennyy-gorod-v-gornoy-stepi-drevniy-tyurko-tatarskiy-period-orskogo-kraya-24-07-2014.html
24 июля 2014 года
Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края)
     Прошли года, прошли века и времена.
     Ушли цари, ушли пророки, племена...
     Прошли века – за караваном караван,
     Пришло и вновь ушло из мира столько стран!
     О, прах и тлен дворцовых стен и крепостей!
     А под землей покрыта мглой гора костей!
     Пески взметет бураном бед, исчезнет след, –
     Так мы умрем, так мы уйдем на склоне лет.
     Скиталец тот, кто в мир пришел на краткий час.
     Взревело время, чтоб он пустился в пляс.
     Оно зажгло гнилых надежд ненужный сор, –
     И привела его дорога... на костер...
     Дэрдменд.

     «Разве бывают горы в степи?» – удивятся некоторые... Оказывается, бывают. Мне самой недавно довелось увидеть раскинувшиеся между западом и востоком Уральские горы, разделяющие оренбургские степи пополам. Эти горы берут начало на Севере, затем, постепенно превращаясь в пески и как бы совершая последний рывок в устье реки Орь, потихоньку исчезают в кипчакских степях... Величавые горы, прошедшие путь длиною в тысячи километров только для того, чтобы из мраморно-гранитных камней превратиться в мелкий песок, я уподобляю Татарской истории, Татарской судьбе... Поэтому уже несколько лет собиралась посетить Орский край, увидеть своими глазами древние сарматские курганы и обнаруженные в них находки, побывать в местах, связанных с Дэрдмендом, встретиться с нашими сородичами, проживающими в этом городе. Ведь Орский край напрямую связан с татарской историей, здесь сохранились исторические следы и наследие как древних тюрко-татар, так и наших предков, живших в XVIII – XX вв. Здесь, сплотившись, наши соплеменники проживают и по сей день...
     И вот в ноябре этого года (2013) мне посчастливилось совершить долгожданное путешествие. Предшествуя данному событию, я в течение нескольких лет подробно изучила историю, связанную с этими краями, уточнила, на что следует обратить особое внимание. Еще около 5 – 6 тысяч лет назад в этой местности жили люди, а около 2 тысяч лет назад степь заселяли тюрко-сарматские племена, которые вели оседлый образ жизни. После себя они оставили курганы, полные золота и серебра... В этих очень удобных местах, с одной стороны – защищенных бескрайней степью, с другой – высокими горами, у устья реки Оры (Ур-Ар), впадающей в Яик (Урал), находились владения Тюркского каганата, Золотой Орды, Ногайской Орды, эти государства и земли здесь испокон веков принадлежали тюрко-татарам...
     Но, к великому сожалению, ученые, изучающие историю Оренбургского края, стараются не связывать сармат с тюрками, они «проскакивают» местную древнюю историю тюрко-татарских государств и начинают татарскую историю  лишь с 1735 года, то есть с даты основания города Орска (именуемого тогда Оренбургом). Казанские историки пишут то же самое, краеведы придерживаются того же мнения, якобы причина в том, что информация об оренбургских татарах в Российских архивах появилась только с тех пор. Историю местных татарских сел (а их более 60) ученые тоже связывают лишь с серединой XVIII века, якобы все их население  составляют переселенцы из Казанской и мишарской стороны... А до этого времени якобы здесь простиралась пустая «Дикая Степь», да казахские и башкирские кочевники то там, то здесь пасли скот...
     Я не согласна с таким объяснением истории и категорически против такого рода урезываний и сокращений татарской истории. Эти степи никогда не пустовали, даже после падения Казанского и Сибирского ханств часть нации уцелела, сплотившись именно в этих степях. Когда бы сюда не переселились татары, они примкнули к своим сородичам, уже глубоко пустившим корни на Орской земле. То, что татары не зафиксированы в русских архивах, это не означает, что здесь не проживали татары. Ведь нет также никаких архивных документов, подтверждающих заселение этих степей башкирскими племенами, но историки перед ними не ставят подобных условий, и у казахов не спрашивают документов. А как только татары откроют рот о древности своей истории, от них требуют доказательств... Башкиры и казахи ничего не жалеют, чтобы доказать  факт вечности своего обитания здесь издревле.
     Вот я стою в краеведческом музее г. Орска около национальных экспонатов, здесь наблюдаю то же самое – к татарским платьям, калфакам, ичигам сделали запись: «Татары поселились на территории Оренбургского края одновременно с началом его освоения, с 1735 года». Рядом с вышитыми татарскими калфаками и ичигами разместили железные кольчуги башкирских воинов, но о времени переселения и месте, откуда прибыл этот народ, ничего не сказано, хотя большинство ученых утверждают о раздаче башкирам земель ногайских татар! Такая информация отсутствует и относительно казахов. Выходит все ограничения касаются только татар. Если мы говорим о заселении Оренбургских степей татарами только в 1735 году, то уже не можем претендовать на местную  древнюю историю и ценные находки из сармато-гуннских курганов. И не только: если мы согласимся с этой версии, тогда даже не можем утверждать, что национально-освободительная борьба, происходившая в начале  18-го века  в Оренбургских степях, была татарской, во всяком случае,  татарская кровь там лилась рекой... И сейчас для того, чтобы доказать проживание здесь татар в продолжение многих тысячелетий, то есть всегда, нам придется приложить нимало усилий. Самое тяжкое – местные татары уже и сами смирились с этим, кого ни спроси, каждый с легкостью повторяет: “Да, мы уж народ пришлый”, – и приводит в пример слова какого-либо деда или бабушки. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что подлинная история оренбургских татар с этнической точки зрения еще не изучена.
     Вот отдел древней истории в том же музее, впрочем, здесь нет места не только татарам, но и другим тюркским народам, вся история отдана каким-то мифическим племенам. Входящего в музей встречает  доска с надписью «ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ». 40 тыс. лет назад – начало 1-го тысячелетия до н.э.». При виде этого думаешь: «Ах, это же наша Великая Степь, это же наша история!», и сердце сжимается... Стоит отметить, что в окрестностях Орска были найдены древние сарматские курганы, которым более 4 – 5 тысяч лет, они обнаружены  в 1958 – 1959, 1962, 1971 – 1972 годах, изучены и оценены оренбургскими, московскими, челябинскими учеными. «В течение более тысячи лет (с VII века до н. э. и по IV век н. э.) в обширных арало-каспийских и южноуральских степях жили кочевые ираноязычные племена, родственные скифам и своим восточным и юго-восточным соседям – сакам и массагетам, – пишут они. – Древнегреческие, а вслед за ними древнеримские историки именовали их савроматами и сарматами» (С.А. Попов. Тайны Пятимаров. – Челябинск, 1982).
     Как следует из этого отрывка, древних сармат, живших в степях Южного Урала, историки называют «ираноязычные племена», а это уже восходит не к тюркским, а к персидским народам. Утверждается, что в древнем Аркаиме, находившемся недалеко отсюда,  будто бы проживали те же «индоиранцы», теперь к персам приплетают еще и древних славян. Таким образом, если верить большинству российских историков, на юге Челябинской области и в присоединенных к ней Оренбургских степях в прошлом жили прадеды персов и русских. Конечно же, это не соответствует действительности, в этих степях испокон веков жили тюркские племена, и сарматы, и скифы, и гунны придерживались тюркских традиций, в этих степях и по сей день проживают потомки тюрков, а следов персов и не видно!
     На стене отдела древней истории Орского музея надпись: «...наилучшую из стран  и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Арианам-Вайджа...» Ахура-Мазда – божество – зороастритов, которые поклонялись огню, а Арианам-Вайджа – якобы Страна Арийцев, являющихся началом человечества, она тоже «отдана иранцам. Эту таинственную страну нынче ищут и в Иране, и в Индии, и на Памире, даже на Уральских горах. Каждую древнюю реликвию, найденную в курганах, всеми правдами и неправдами связывают с индоиранцами, но им даже в голову не приходит, что те же арийцы могли быть тюркскими племенами...
     В 1958 году между Орском и поселком Новый Кумак были зарегистрированы более 50 древних курганов. «Ново-Кумакский могильник (так назвали археологи это скопление курганов) содержит погребения от 2-го тысячелетия до н. э. и до X – XIV веков н. э., – пишут историки. – Следовательно, прибрежная возвышенность левобережья Кумака была кладбищем, где оседлые и кочевые племена, жившие в окрестностях, хоронили сородичей в течение многих столетий». (А.С. Попов. Тайны…). То есть в этой местности в основном жил оседлый народ и в течение многих тысяч лет, даже в золотоордынскую эпоху и эпоху Ногайской Орды, людей хоронили здесь.

     В 1971 году, во время строительных работ Орского завода тракторных прицепов, на месте этих курганов рабочие бульдозером выворотили одну очень древнюю могилу, в которой была похоронена зажиточная женщина со своим богатством. Реликвии, обнаруженные в кургане, стали открытием мирового масштаба. Здесь был найден египетский сосуд с надписью, которой 2500 лет. До этого по всему миру таких ваз насчитывалось всего пять экземпляров, так что орская стала шестой. Во втором кургане нашли золотой обруч – гривну и серебряный ритон (сосуд для совершения определенного ритуала) в форме лошадиной головы. Ученые связали их с древним Ираном и направили для хранения в музеи Москвы. По правде говоря, в самом Орске не оставили ни одной ценной реликвии, найденной в курганах. В городском музее можно увидеть лишь глиняные горшки и находки из железа… Но все же сотрудники музея постарались: они сделали копии находок и выставили их для всеобщего обозрения. Здесь можно хорошо представить и древнюю эпоху, и более позднюю русскую.
     Однако историческая связь между древней эпохой с русским периодом разорвана, то есть здесь не содержится никакой информации об эпохах Золотой Орды и Ногайской Орды, новая история кипчакских степей начинается с 1735 года. Хотя об этих эпохах края материала недостаточно не только в музее, но и в исторической литературе, но все же что-то есть. Например, первый историк Оренбургского края, основатель города Орск-Оренбург Петр Рычков пишет о проживании тюрко-татар между Волгой и Уралом еще во времена пророка Нуха, рассматривая их как продолжение скифских и сарматских племен: «Все ученые люди согласуются в том, что татарский народ, во многие места рассеявшийся, есть сущее отродие скифов, и все древние, как греческие, так и римские писатели, нынешних татар обыкновенно под именем скифов, а иногда и сарматов тут же включая, описывали, разделяя их надвое и полагая одних по ту, а других по сю сторону Имайских гор, которые у разных авторов разно описаны», – пишет он. (П.И. Рычков. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999). Следует отметить и то, что в то время Уральские горы назывались татарами Имайскими.
     Широко известный в науке и истории Абелгази Бахадур-хан в своем труде «Родословное древо тюрков», написанный в XVII веке, также высказал, что земли по берегам реки Орь были татарскими владениями. По его данным, старший сын Жучи-хана, потомка Чингисхана, Ичин подарил младшему брату Шибан-хану (Шейбани-хан) страну Ил с 15 тысячами домов и сказал: «Если по весне твоим домом будет Оргыз и Орь, летом живи в Илеке, на восточной стороне реки Урал и до самых Уральских гор». В середине XIII века в этих краях под названием Синяя Орда правили татарские ханы – потомки Чингисхана, их владения порой простирались до самой Сибири, и за эти земли постоянно возникали войны.
     В конце XIVI – начале XV вв. за эти добротные кипчакские степи проливали кровь войска золотоордынского хана Токтамыша, нугайского мурзы Идегея и самаркандского амира Аксак Тимера. Аксак Тимер при походе на Золотую Орду реку Урал перешел именно в этих местах. В знаменитом дастане «Идегей» события также разворачиваются между Идел и Уралом. Но здесь Идел отождествляют с рекой Белой, в произведении повествуется о том, что она берет начало с гор Иремель, то есть с Урала. Герой дастана Идегей, восхваляя свой родной край, говорит: «Земли между Идел (Агидел-Белой) и Яик-Уралом, реки Каргалы, Элэк (Илек), которые и поныне здесь текут, они ставят рядом с Сараем и Булгаром, называют их «цельным домом татар». Это и в самом деле было так. В эпохи Золотой Орды, Сибирского ханства и Ногайской Орды хозяевами этого края были татары. Соседние казахи ногайцев всю жизнь называли татарами. А позднее, якобы боясь проворности татар-мишарей, Орск они называли Яман-кала (Ужасный город). У города также было название Капер (Мост), так как он выполнял роль моста-переправы через Урал на месте разделения Европы и Азии. Существует и другое объяснение слова «Яман»: самая высокая гора Южного Урала называется Ямантау, она находится недалеко отсюда, также и в соседней Челябинской области сохранилось название Яман елга. Может быть, название Яман-кала (Ужасный город) присвоено этому городу казахами в память о сотнях, тысячах татарских и башкирских восставших мусульман, павших жертвами зверских пыток русских завоевателей в 1735 – 1740 гг.?
     Казахстан находится очень близко к Орску, на левой стороне Урала. В отличие от России, найденные на этой территории исторические памятники, в том числе и древние курганы, изучаются исключительно как казахские. И здесь татарам места нет. В свое время казахи и сами входили в состав великого тюрко-татарского государства и татарской нации, позднее русскими учеными стали называться киргиз-кайсаками. В связи с этим ученый Р.Г. Игнатьев, исследовавший в середине XIX века древние курганы оренбургских степей, оставил интересные заметки: «В киргизских землях Оренбургского ведомства очень много курганов, и их зовут, как и этот близ Кисене, «киргизскими могилами». Эти так называемые киргизские могилы одной формы – «кольцеобразные», и точно той же формы курганы встречаются в Оренбургской и Уфимской губерниях, но уже под именем или ногайских, Золотой Орды, или чудских могил, чудских курганов» (Р.П. Игнатьев. Древние здания в Троцком уезде Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1868).
     Да, ученые прошлых столетий эти курганы называли «киргизскими могилами», а также причисляли к ногайцам, Золотой Орде или неизвестному чудскому народу, но никогда не связывали с персами или индусами. С какой стороны ни смотри, оренбургские курганы – тюркское наследие, так как и скифо-сарматы, и гунны были тюркскими племенами, и мы, татары, тоже являемся их потомками. Что касается судьбы ногайских татар, заселявших в те времена эти бескрайние степи – в 1616 – 1634 гг. часть из них, не выдержав гнета калмыкских нашествий, подобно саранче нападающих с востока, была вынуждена перекочевать к устью Волги и на Северный Кавказ, а другая часть продолжила свое существование в кипчакских степях.
     «Хотя Ногайское государство и перестало существовать, ногайские татары остались в Предуралье и оренбургских степях, – пишут краеведы. – Свидетельством обитания их в данном районе в XVII – начале XVIII в. являются памятники материальной и духовной культуры». (Рашит Искандаров. Оренбургские татары. Казань, 2009).
     По нашему мнению, именно эти ногайские татары в XVIII веке, объединившись с потомками Кучум-хана, переселившимися в эти края из Сибири, подняли оренбургские степи против русских завоевателей. Они организовывали один поход за другим, к ним также присоединились мишаре и башкиры. В 1705 – 1755 гг., во время татарской национально-освободительной войны, между Волгой и Уралом погибла ни одна тысяча наших сородичей, были сожжены сотни деревень, тысячи мужчин сосланы в Сибирь, женщины насильно крещены и порабощены. Обо всем этом мы будем излагать в следующей главе.

     Русско-татарская эпоха Орска


     "За материнский, отцовский кров
     И тысячу жизней не жаль;
     За край, в котором родился и рос,
     Последней капли крови – не жаль".

     Дэрдменд.
     По историческим данным, Орск был основан 31 августа 1735 года, но по нашему мнению, в устье реки Орь с ее крайне благоприятными для проживания условиями задолго до русских имелись места проживания тюрко-татар. Именно поэтому русские и пришли к выводу основать Оренбург именно здесь. В 1734 году экспедиция под руководством Ивана Кирилова с этой целью пустилась в путь. Почти через год группа из 2,5 тысячи человек с оружием и вместе с попами прибывает к месту назначения. 15 августа была основана военная крепость, а 31 августа – сам город. В основании Оренбурга-Орска принимал участие и крещеный татарин, мурза, генерал-майор Кутлымухаммед Тафкилев (Алексей Иванович), в этой экспедиции он состоял помощником Кирилова. Вместе с тем на его совести мучительная смерть тысяч татар и башкир, так как, будучи доверенным лицом русских генералов, К. Тафкилев участвовал в уничтожении мусульман, даже ни слова не вымолвив в защиту своих соплеменников.
     Хоть в исторических источниках и отмечено, что город-кальга Оренбург-Орск построен по просьбе казахского хана Абельхаера, в это трудно верить, так как разумный правитель не пригласит захватчиков к своим воротам. В склонении Абельхаер-хана к этому большую роль сыграл именно Тафкилев: этот крещеный татарин выполнял роль посредника. Местное население – ногайские и сибирские татары, тептяри и мишаре, башкиры – выступили категорически против построения русского города и военной крепости на своей земле.  Восстания под историческим названием «Карасакал явы» («Война под предводительством Черной бороды») совпадают именно с периодом возведения этих русских крепостей. В начале 1740 года именно этого мишарского мурзу – потомка Кучум-хана – на белом войлеке поднимают на трон и объявляют татарским ханом этих степей. Убежденный мусульманин Султангирей-Карасакал, совершивший хадж в Мекку и Медину, с Кораном в руках поклялся освободить родную землю от русских завоевателей. С повстанческим отрядом, состоящим из 80 тысяч воинов, он освободил Сибирскую и Ногайскую дороги, татарские, тептярские, мишарские, башкирские села, находившиеся на этой территории, устраивал поджоги русских крепостей, взял в плен военных. 

     Последние войны татар за свободу шли именно между Волгой и Уралом, в оренбургских степях, во имя свободы нации в жертву были принесены тысячи жизней. Против Султангирей хан-Карасакала империя направила войско в сотню тысячу воинов, началось безжалостное, беспощадное уничтожение, сожжение, убийство местного населения. Только 25 августа 1740 года в этих степях русскими генералами было казнено 6 тысяч татар-башкир. Поскольку наше повествование об истории Орска, мы не можем оставить в стороне кровавые события, произошедшие здесь, так как они напрямую связаны с трагической судьбой татар.
     В книге «Казанские тюрки» историка Габделбари Баттал-Таймаса – уроженца этих мест, вынужденного позднее бежать в Турцию, это событие описано довольно подробно. Но из-за сильного влияния Заки Валиди всех повстанцев-татар Габделбари Баттал называет башкирами, а это не соответствует исторической действительности. Следует внести ясность еще в одно обстоятельство – при определении места трагедии 25 августа 1740 года ученые разделились на две группы. Одни утверждали, что она произошла возле города, именуемого в те годы Оренбургом, ныне – Орском. Другие, принимая во внимание развитие событий в находящейся отсюда в 300 километрах Сакмарской крепости, данные события связали с нынешним Оренбургом. Обе стороны по-своему правы – кровопролитие 25 августа 1740 года началось около нынешнего Орска и продолжилось в Сакмарской крепости, которая находилась недалеко от современного Оренбурга. А теперь приведем отрывок из труда Габделбари Баттала о трагедии Оренбурга-Орска:
     «После полного подавления восстания около 5 тысяч выживших повстанцев вместе с семьями были сосланы в Оренбург (ныне Орск). Их остановили в 12 верстах от города и взяли под стражу. 25 августа 1740 года у возвышенности, отдаленной от города на 6 верст, перед огромной толпой народа была организована «политическая площадь» для преступников «восстания Карасакала». Вначале был прочитан указ, а затем приведены в исполнение следующие наказания: главные помощники Карасакала тептяр Кантура, башкиры Юныс сын Исмагила, Жиянгул сын Усаки, Карабаш, Якуп сын Касима посажены на железные колья, воткнутые в каменные столбы. Одиннадцать человек, в том числе и семь есаулов Карасакала, казнены повешением за ребра. 85 человек повешены на веревке, 21 человеку отрубили головы и прицепили на вехи. Один из предводителей восстания Алан Жиянгул покончил с собой перед самой отправкой в Оренбург. Но и его бездыханное тело подвергли наказанию: голову трупа отрубили и тоже прицепили на вехи...» (Габделбари Баттал. Казанские тюрки. Казань, 1996). Эта книга была напечатана в Турции сначала в 1925, затем в 1964 году.
     Этими зверскими действиями, совершенными против мусульман возле Оренбурга-Орска, руководил русский генерал Василий Урусов. Потом наказания продолжились в Сакмарской крепости, в окрестностях нынешнего Оренбурга. Здесь уже зверствовал полковник Пальчиков: он повесил 50 человек, 150 мусульманам отрубил головы, и, как пишет Габделбари Баттал, «жен и детей казненных отдал русским». 300 татарам и башкирам отрезали уши и носы. Пусть у мусульман, павших за веру, нацию и свободу, место будет в раю! Мы не вправе забывать их. Думаю, в память о зверски убиенных татарах и башкирах 25 августа 1740 года необходимо совершать молитвы, этот день отмечать как День памяти и на месте их казни установить мемориальный камень с надписью. Не в силах вынести зверства завоевателей, восстания под предводительством Батырши и Пугачева тоже вспыхнули именно в этих местах, здесь же были подавлены. У истоков этих войн тоже стоят оренбургские татары...
     Несмотря на то что русские взялись за дело основательно, построили множество зданий и церквей, назвав город в устье реки Орь Оренбургом, ему не удалось стать столицей губернии. В 1741 году центр был переведен в место под названием Красная Гора, а уже в 1744 году началось строительство нынешнего Оренбурга, и он был объявлен столицей губернии. В прежнем Оренбурге осталась стоять Орская пограничная крепость.
     Где бы я ни была, что бы ни изучала, всюду ищу данные о татарах, и здесь получилось так же. Но в отделе  «Оренбургская-Орская крепость XVIII – 1-я половина XIX вв.» Орского краеведческого музея информации о татарах не было, хотя с первой же оренбургской экспедицией сюда из Казани и Уфы прибыли татары, мишаре, тептяри, также в это время в Орском крае находились еще ногайцы, казахи, башкиры. По данным периодической печати прошлых столетий, сразу по открытии Орской крепости здесь возникло и мусульманское кладбище. А в 1887 году глава города отдал приказ о его закрытии, это породило огромное недовольство у местных мусульман (Оренбургский листок. Оренбург, 18 сентября 1887 г.).
     Хотя в музее отсутствуют экспонаты того периода, в труде прежнего директора музея Татьяны Черкас «Хронограф города» я обнаружила достаточно информации о татарах. Скажем, по ее записям получается, что в XIX веке большинство жителей Орска составляли татары!
     «28 октября 1803 г. население Орской крепости составляло всего 547 человек. Мужчин – 283, женщин – 264. Всего дворов – 100, из них: отставных солдат – 30 дворов; казаков – 5 дворов; татар – 65 дворов. – Из плана генерального межевания Орской крепости. Научный архив ОИКМ, N3/1156» (Черкас Т.Г. Хронограф города. Орск, 2005).
     Обратите внимание – в начале XIX века 65 домохозяйств Орска принадлежало татарам. Ни русские, ни казахи, ни казаки, ни башкиры, а татары составляли большинство этого города-крепости! Не с небес же они спустились, а были коренными татарами, пустившими свои корни именно здесь! Скорее всего, в эти расчеты дети не включены, потому что на каждый дом приходится по пять с половиной человека, получается, кроме родителей, самое большее, еще трое детей. А ведь в те времена семьи татар были большими: вместе с родителями, бабушками и дедушками, детьми в каждой насчитывалось по меньшей мере человек десять, бывало и пятнадцать! Чем же занимались эти татары? Конечно же, строили город, торговали, охраняли границу, держали скот, участвовали в добыче полезных ископаемых. К сожалению, у нас очень мало информации о духовно-культурной и религиозной жизни орских татар в середине XVIII – в начале и середине XIX вв., эта тема до сих пор специально не изучена, но все же в местной печати кое-что можно найти.
     «В плане Орской крепости 1742 года обозначен дом ханского сына и мечеть, – пишут историки, имея в виду казахского хана Абелхаера. – Господствующими были православное и мусульманское вероисповедания… Первые мечети на пограничной линии начали строиться с 1744 года, а в 1785 году указанием оренбургского генерал-губернатора разрешалось брать мулл из казанских татар и давать им большие денежные вознаграждения» (Т. Черкас. Мусульмане Орска в XIX – начале XX века // Орские известия (вкладыш «Туган тел»), 28 января 2003 г.).
     Выплата муллам заработной платы началась с приходом на престол Екатерины II, после подавления Пугачевского восстания и образования Оренбургского духовного управления мусульман. Необходимо помнить и то, что орские татары сражались на стороне Пугачева, поэтому, чтобы они снова не восстали, Екатерина II была вынуждена предоставить им немного свободы вероисповедания. (Попов С.А. Рукопись. ОИКМ, инв. N29/115а.). По имеющимся у нас данным, в Орске в 1870 году уже проживало около 2 тысяч мусульман, большинство из них были татарами. В то время население Орска составляло 5558 человек, следовательно, половину из них составляли мусульмане-татары (Отчеты Оренбургского губернского статистического комитета за 1870 г. Оренбург, 1871.).
     А уже по итогам переписи населения 1897 года, численность татар превышает более 3 тысяч человек. «По результатам первой всероссийской переписи 1897 года, в Орске проживали 2035 мужчин и 2238 женщин магометанского вероисповедения, – пишут краеведы. – Из них татар – 3035 человек, башкир – 724 человека. Среди грамотных были 98 татар, 1 башкир, 1 чуваш». (Т. Черкас. Мусульмане Орска…). В это время в Орске проживало 14 тысяч человек, как видите, около 5 тысяч из них были мусульманами.
     Хоть Орску и не довелось выполнять роль столицы, но близость к границе, развитие торговли со Средней Азией, обнаружение в степях залежей золота, богатство окрестных гор полезными ископаемыми способствовали активной жизни города, иногда Орск мог даже соперничать с Оренбургом. Следует отметить, что в разные годы в Орске побывали всемирно известные и российские ученые, историки, этнографы, биологи, ученые-специалисты по изучению гор и что именно через этот город они попадали на Восток, а в этом им помогали татары, владевшие несколькими иностранными языками.
     В Орске побывали оставившие основательные труды об этом крае отец и сын Рычковы, известный шведский ученый И.П. Фальк, известные немецкие ученые А. Гумбольдт, Х. Эренберг, Г. Розе, геологи Г. Гельмерсен, Э. Гофман, всемирно известный ботаник, норвежец Х. Лессинг, лексикограф, этнограф В. Даль, археолог П. Свиньин, историк Р. Игнатьев, а также ученый-путешественник Г. Карелин, поэт В. Жуковский, художник В. Верещагин, цесаревичи – будущие императоры Александр II и Николай II, министр Воронцов-Дашков. В Орске жила и творила писательница, дочь крещеного татарина Николая Лидия Сейфуллина.
     По российскому обычаю, свободомыслящих людей отправляли в ссылку на окраину империи, в том числе и в Орск. Побывавшие здесь известные заключенные – украинский писатель Тарас Шевченко, сочинивший здесь около 20 произведений; поляк Ян Виткевич в Орской ссылке провел 8 лет, позднее прославился как востоковед, стал первым послом России в Афганистане; польские борцы за национальную независимость Адам Сузин и Томаш Зан и др.
     Таким образом, в XIX веке Орск полностью встал на ноги и прославился в мире. В этом была велика и роль просвещенных и умелых татарских торговцев. Известно о существовании в 1886 году в Орске одной мечети и одного медресе (Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года. – С.Пб., 1871). А уже в 1897 году здесь было 3 мечети, в 1900 году построили Соборную мечеть, в 1909 году возвели пятую мечеть.

                             Фаузия Байрамова,
     писатель, кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)

Безгә Хрущев килгән иде Риман Гыйлемханов/

Безгә Хрущев килгән иде 

9 август иртәсендә Азнакайның үзәк урамында гадәти булмаган җанлылык иде. Ленин һәйкәле янында автобуслар, полиция, “ашыгыч ярдәм” машиналары тора, ветераннар җыелган, велосипедларга атланган яшь-җилкенчәк ары-бире йөреп тора. Алар арасында район башлыгы Марсель Шәйдуллин, хакимият хезмәткәрләре күренә. Барысы да спорт киеменнән.


4-3
Хрущев машинаның ачык тәрәзәсеннән кул болгап китте” (1964 нче елгы фото)

Иртәнге сәгать 9 тулды һәм район җитәкчесе Марсель Зөфәр улы: “Әйдәгез, егетләр! Миннән калмагыз!” – дип велосипедта кузгалып китте. Аңа яшьләр, ветераннар утырган автобус, башка машиналар иярде. Колонна Азнакай урамнарын урап Хрущев урманына таба юл алды. СССР дигән олы ил башлыгы Никита Сергеевич Хрущевның Азнакайга килүенә 50 ел тулуны билгеләп үтү әнә шулай башланып китте. Мин колоннаны каршы алырга дип алданрак, турыдан элдерттем. Хрущев урманы мәшһүр Чатыр Тау итәгеннән уч төбендәгедәй күренеп тора. Никита Сергеевич әнә шул урманда тамак ялгарга туктаган.

Урман башында ук “Хрущев урманы”, “Хрущевский лес” дигән язулар тора һәм Азнакайда бу тарихи урынны белмәгән кеше юк. Чөнки  район җитәкчелеге тарихи хәтергә бик сак карый. Моннан 50 ел булып узган вакыйгалар да телдән-телгә күчеп халык хәтерендә саклана...

Урман аланында Хрущевны күргән өлкән буын кешеләре һәм укучылар җыелган иде. Укучылар пионер киеменнән. Монысы да тарихи хәтерне яңартуның бер чагылышы иде. Азнакай хакимияте башлыгы М.Шәйдуллин иң әүвәл веломарафонда катнашучыларга бүләкләр тапшырды, аларны Физкультурачылар көне белән котлады (спорт бәйрәме бер көн алдан Азнакайның үзен­дә узган иде).
4-1 
Укучыларның пионер киеменнән булуы да тарихи хәтерне яңарту иде 

Велосипедчылар Хрущев урманына кадәрге 17 чак­рым араны “эх” тә итмичә уздылар дип авыз тутырып әйтә алам. Чөнки машинада килү­челәрдән әллә ни соңга калмадылар. Һәм, ни гаҗәп, йөзлә­рен­дә йончу-талчыгу галә­мәт­ләре дә сизелми иде. Инде мин, район башлыгы моннан 50 ел элек булган тарихи вакыйганы ничек бәяләр икән, дип көттем. Хрущев килгәндә Марсель әфәнде әле тумаган да булган, ә аның тел төбе мондыйрак иде: илдә нинди генә вакыйгалар булмасын, ил белән кем генә идарә итмәсен, бу – тарих, бу – хәтер. Үткәннәргә күсәк күтәрергә ярамый, бәлки, гыйбрәт алырга кирәк. “Азнакаебыз Хрущев килгәндә иң гөрләгән район булган, бүген дә аның данын төшермик!” – диде ул. Моннан ярты гасыр элек туган җирдә тырышып эшләгән ветераннарга рәхмәт белдерде, ә яшьләрне тарих белән горурланырга чакырды. Шунысы кызык: яхшымы ул, яманмы, азнакайлылар һәр вакыйга турында шаярту кушып, күңелле итеп сөйләргә яраталар.

Нефтьче абзый Әсгать Садриев та мәзәксыман бер хәлне искә төшерде. “Орленок” пионер лагере янында печәнлеге булган моның. Чапкан печәнен алып кайтырга дип килсә, бер генә кибән дә калмаган. Тавыш куптарган бу. Бактың исә, аның печәнен Хрущев туктыйсы урынга келәм астына җәяргә алып киткән булганнар. Печәннән колак кагуның файдасы да булган, кыш буена мал ашатырлык вика биргәннәр үзенә. Әсгать абзый үзе чапкан печән өстендә Хрущев утыруы турында бүген дә елмаеп, горурланып сөйли. Әнә шундый вакыйгалар аша тарих, шәхесләр җанлана. Арттырып-шыттырып сөйләнсәләр дә, хакыйкатькә якын алар.

Өлкән буын хәтерлидер: Никита Сергеевич кукуруз белән дә тарихка кереп калды. Безнең татарда да “Үсә кукурузларым” дигән җыр чыгып, аны бер генә концертта да җырламый калмыйлар иде һәм кукуруз турындагы җыр Хрущевка мәдхия булып та яңгырый иде әле. Яшь вакытта без дә: “Үсә кукурузларым, сөям ферма кызларын...” – дип җырлап, авыл урамнарын урый идек. Менә шул кукуруз белән бәйле бер мәзәк хәлне дә искә төшерделәр. Хрущевны гадәт буенча чәкчәк белән каршы алганнар. Әмма ил башлыгының кәефе киткән ди. Кукуруз орлыкларына охшаган чәкчәк бирүне ул: “Мә, кукурузыңны үзең аша”, – дип әйтергә телиләр дип кабул иткән, имеш. Чәкчәкне татарның милли ашы икәнен, алай гына да түгел, кукуруз да чәкчәк кебек үк татлы, дигән сүзләр кыстырып аңлат­каннан соң Хрущев тынычланган, ди. Кем шулай аңлат­кандыр – анысы әһәмиятле түгел, әмма 1964 нче елларда Никита Сер­геевичның абруе төшә башлавы дөрес.

Бу җитәкчегә бер төрле генә бәя биреп булмый. Заманында Тымытык авылында колхоз председателе булган, Рос­сиянең һәм Татарстанның атказанган авыл хуҗалыгы хезмәт­кәре Рудис Сәләхов болай сөйләде: “1961 елны әни колхоз эшеннән кайтты да идән уртасына басып бии башлады, кулында – акча, 30 сум иде бугай. “Менә, балалар, Хрущев абыегыз хезмәт хакы түләтә башлады, таякка эшләүләр бетте”, – диде. Әйе, зур шатлык булган бу. Инде кукурузга килсәк, Хрущевтан көләргә ярамый. Әгәр бу культураны икмәсәк, күпләп мал асрап булмас иде. Ул заманда, мәсәлән, Кәкре Елга авылында – 5,5 мең, Тымытыкта 3,5 мең баш терлек бар иде. Кукуруз хәзер дә кирәк.

1964 елны мин Кәкре Елгада агроном идем. Хрущев киләсен ишеткәч, таң тишегеннән торып велосипедка утырдым да Азнакайга киттем. Көне буе көттек. Төш авышкач кына килде, машинаның ачык тәрәзәсеннән кул болгап китте. Урамнар тулы халык иде”.

Бу урында тагын бер кызык сөйлим әле. Азнакайда Митрәй Асиясе (Митрәй – авыл исеме) дигән хатын яшәгән. Таяк бол­гый-болгый урам буйлап яңалык­лар хәбәр итеп, йә кемнедер сүгеп йөрергә яраткан ул. Хрущев килгән көнне дә урамдагы халыкны күреп: “Әй, юләрләр, нишләп басып торасыз, кибеткә йөгерегез! Анда бөтен нәрсәне чыгарганнар!” – дип кычкыра башлаган бу. Чыннан да, ул көнне кибет киштәләре муллыктан сыгылып торган дип сөйлиләр. Сыгылмый, Хрущев хәтле Хрущев килсен дә...
4-2 
Район башлыгы: “Әйдәгез, егетләр, миннән калмагыз!”– дип велосипедта кузгалып китте 

Шунысын да әйтим әле: мондый дәрәҗәдәге кеше киләсен баштарак сер итеп саклаганнар. Заманында Тымытыкта мәктәп директоры булган һәм шул ук вакытта партком секретаре вазыйфасын башкарган Гәрәй абый Миннегалиев сөйләвенчә, ул елны август башында ук Азнакайга обкомнан бер төркем кеше килгән. “Атна-ун көн буе басуларда йөр­деләр, кайда  нәрсәләр эшләргә кирәк икәнен әйттеләр. Хрущев киләсен хәтта райком секретарьлары да белмәде. Соңгы минутта гына хәбәр иттеләр”, – диде ул. Әй, шуннан олы кунакны каршылау өчен мәш килү башлана да инде. Тымытыкта да булган Никита Сергеевич. “Авыл башыннан күпергә хәтле юл буйлап ике яклап халык тезелгән иде”, – дип искә алды Гәрәй абый.

Хрущев, әлбәттә, иң беренче чиратта кукуруз басуларын караган һәм, азнакайлыларның бераз шыттыруынча, “3-4 метрлы” кукурузларны күреп хәйран калган. Аннан соң: “Менә бу хезмәт ичмасам”, – дип куйган ди. 
Хрущевның урман аланында нәрсәләр ашаганы турында бүген дә бәхәсләшәләр. Берәүләр әйтү­енчә, бөтен ризыкны Мәс­кәүдән үз поварлары алып кил­гән. Икен­челәр исә  бездә пешкән өчпочмак, тутырган тавык ашаган, бер рюмка тотып та куйган дип сөйли. Тутырган тавыкка кагылышлысы, мөгаен, дөрес­тер. Хрущевның андый ризык ашаганы булмаган. “Кем әзерләде моны?” – дип тә сораган. Баксаң, тутырган тавыкны атаклы аш-су остасы, инде мәрхүм Юныс Әх­мәтҗанов махсус пешереп Казаннан җибәргән булган. Әйтүлә­ренчә, китәр алдыннан ул Хрущевка ике тавык бүләк иткән.

Урман аланында Россиянең атказанган, Татарстанның халык артисты Әзһәр Шакиров белән очраштым. Азнакайга, абыйсы янына кайткан булган икән. Җаны түзмәгән, Хрущев урманына килгән. Халык алдында чыгыш та ясады. Соңыннан икәү гәпләшеп алдык. “Җитәкчелеккә килгән елларны Никита Сергеевич авыл хуҗалыгына бик зур игътибар бирде, авыл үсеше өчен шартлар тудырды.

Әмма соңрак хаталар җибәрә башлады. Совхозлар тө­зетеп крәс­тиянне эшче рәтенә куйды. Дөрес, колхозчыларга акчалата хезмәт хакы түләтә башлавы әйбәт, әмма авылда милекчеләр сыйныфын бетерде. Күпләп мал асрарга ярамый иде, янәсе, халык итне колхоз-совхоздан сатып алсын. Умарталарга, алмагачларга хәтле салым салды. Бәлки, бу халыкта ризасызлык тудыру өчен Хрущевның көндәшләре тарафыннан эшлән­гәндер”, – диде ул.

Әмма Хрущевның Татарстанга, аерым алганда, Азнакайга килүен Әзһәр абый зур тарихи вакыйга дип бәяләде һәм сүз ахырында: “Ил башлыгы татар­ның уңган-булганлыгын, ничек яшәвен Азнакай аша белде”, – дип куйды. 
Шөкер, татарның күркәм сый­фатлары бу төбәк халкында бүген дә саклана. Туган җирне ярату, ил тарихын хөрмәт итү кебек сыйфатлар да – шул җөм­ләдән.
(“Ватаным Татарстан”,   /№ 119, 16.08.2014/)

ПРОВАЙДЕР «РОСТЕЛЕКОМ» ЗАБЛОКИРОВАЛ ДОСТУП К САЙТУ «ПРАВДА БЕСЛАНА»

ПРОВАЙДЕР «РОСТЕЛЕКОМ» ЗАБЛОКИРОВАЛ ДОСТУП К САЙТУ «ПРАВДА БЕСЛАНА»

17 августа 2014 | 22:03
Его главный редактор Марина Литвинович в интервью «Эху Москвы» отметила, что портал не значится в реестре запрещенных сайтов. Блокировку Литвинович связывает с информационной кампанией «Помни Беслан», которая посвящена десятилетию захвата школы.

Литвинович добавила, что за год это уже второй случай безосновательной блокировки сайта. Теперь она намерена подать на Ростелеком в суд.

Факты, указывающие на близкородственную связь или даже на идентичность татар и кыпчаков.

Факты, указывающие на близкородственную связь или даже на идентичность татар и кыпчаков.

https://www.facebook.com/notes/329389337228894/
В истории очень много фактов, указывающих на близкородственную связь или на некотором этапе истории, даже на идентичность татар и кыпчаков. В этой записи мы хотим вам некоторые из них перечислить.
Самым ранним документом, в котором мы видим татар и кыпчаков вместе и в котором кыпчаки названы родственниками татар, является труд Гардизи «Зайн-ал Ахбар», где он приводит легенду, отражающую образование государственного объединения кимаков. В ней повествуется о том, что «начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река… После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад… увидев их, рабыня вышла и сказала: «Эр тущ» — т.е. «остановитесь» (дословно «мужи слезте с коней». — Прим. А.Р.), отсюда река получила название Иртыш… Когда снег растаял… они послали одного человека в татарский лагерь… тот, пришедший туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор… все они направились к Иртышу… собралось 750 человек…они… образовали 7 племен, по имени 7 человек…»

Так образовалось государство кимаков. Кумеков Б.Е. относит образование ядра кимаков в списке, данном Гардизи, к периоду не раньше 840 года — времени падения Второго уйгурского каганата, считая племя Ими уйгурским племенем «eyabor», причисляя к уйгурам также татар и баяндуров, но есть мнение, что этот союз племен образовался именно в период после падения Второго тюркского каганата, то есть в середине восьмого века. 

По легенде мотив покушения на старшего брата вполне соотносится с попыткой сиров Куту возглавить тюркский каганат, а враги опустошившие страну и вынудившие ее обитателей бежать на запад к Иртышу, не кто иные, как басмылы, карлуки и уйгуры. Возможно, это отголоски событий гибели еще Сирского каганата. Мятеж младшего Бо-чура, бегство порядка 70 тысяч семей на Иртыш. Гибель государства. Имя главного героя легенды — Шад, — безусловно является титулом наследного принца или главы одного из крыльев каганата.

Но так или иначе, образуется союз племен и в этот союз входят племена ранее считавшиеся родственниками татар, в их числе и сами татары с кыпчаками и во главе этого союза стоит Шад(что означает принц), сын начальника татар.

В дальнейшем, во времена широкой экспансии уже кыпчаков на запад, татары кочуют рядом с кыпчаками как родственники. Знаток кыпчаков Абу Хайан названию сильнейшего кыпчакского племени Токсоба дает толкование как «племя, вышедшее из кыпчакских татар». Тем более что прибывшие в Египет во времена правления мамлюкской династии султана Бейбарса татарские эмиры являлись коренными жителями Дешт-и Кыпчака.

Ибн-Халдун оставил следующее сообщение: «Ход рассказа… указывает на то, что племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из ТАТАР» (Тизенгаузен, 1884, стр. 541— 532).

Г. Тизенгаузен публикует пространный отрывок из сочинения Ан-Нувайри о «старинном соперничестве» между кыпчакскими племенами токсоба и дурут, которое завершилось переходом токсобичей на сторону татар пришедших с ханом Бату и разгромом дурутов (Тизенгаузен, 1887, стр. 541). Западные татары-токсобичи, с помощью восточных татар пришедших с Батыем решили этот вопрос раз и навсегда. Дуруты, во главе с Котяном вынуждены были переселиться в Венгрию, но и там им спокойной жизни уже не было. А потомки татар-токсобичей живут в сегодняшних татарах и башкирах и сегодня. Считающие себя татарами, кыпчаки ельдяки, разговаривают на своем родном татарском языке, помнят свой оран токсоба и кыпчакскую тамгу куш алиф. Также у степных башкир племени кыпсак, по сегодняшний день сохранился оран — токсоба.

В.В. Бартольд со ссылкой на Джузджани приводит сообщение, датированное 615/1218 — 1219 гг., о некоем Кадыр-хане, сыне татарина Юсуфа. Благодаря исследованию С.М. Ахинджанова выясняется, что этим «татарским» ханом был правитель Сыгнакского, т.е. Туркестанского владения кипчаков (столица – г. Отрар) из йемеков (кимаков) племени каи (оно же именовалось «уран»), вышедшей из «области Югур», т.е. уйгуров, именно среди которых в Восточном Туркестане, как известно, в IX — XI вв. локализовывалась многочисленная группа татар. В свете этих данных совершенно иное звучание приобретает известный пассаж Ибн Халдуна (XIV в.) о том, что «Племя Дурут из кипчаков, а племя Токсоба из татар». Тут, кроме прочего, надо учесть, что племя токсоба со значением «девятиплеменные» являлось в среде кипчаков одним из элитарных, а его наименование – «тугыз» ~ токс (з), лежащее в основе данного этнонима, совпадает по значению с названием известного еще в период Тюркского каганата татарского племенного объединения «тугыз татар». Еще можно обратить внимание на название г. Тухчина, упоминающегося в 1184 г. на территории Волжской Булгарии недалеко от Биляра («Великого города»), также имеющего, скорее всего, отношение к этому же этнониму (тухч = токс = тукз + ин).

По предположению Э.Н. Наджипа татарами называли себя некоторые группы кыпчаков. Историки сообщают, что во времена правления султана Бейбарса (1259-1277) в Египет прибыло значительное количество татарских эмиров, носивших явно тюркские имена; некоторые из этих эмиров были уличены в тайном заговоре и в связи с монголами; все жены Бейбарса были татарками. Прибывшие в Египет во времена Бейбарса татарские эмиры являлись коренными жителями кыпчакских степей. Следовательно, племена, называвшиеся татарами, жили в Дешт-и Кыпчаке и до прихода монголов на эту территорию.
[Наджип Э.П. Очерк историко-культурной обстановки в XIV-XV вв. - С.86]

Стихи хорасанского поэта Хаким Кушкеки Ка*ани:
«О храбрые тюрки, умеющие владеть мечом,
По сравнению с (победившими вас) Каи, Татарами и Кушанами,
Вы воспитывались в достатке в Хорасане,
Под сенью (сельджукидского) государства.»

Под названием Каи подразумевается одноименное огузское племя. В составе балхских огузов были, по-видимому, и татары, имевшие восточно-тюркское происхождение, а также кочевники, называемые по старой местной традиции «кушанами».
[Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII в.в. - М: Наука, 1991 - С.198 (303)]

Эпиграфические памятники свидетельствуют также о том, что в XII-XIII веках на территории Армении жили кыпчаки, которые приняли армяно-григорианство. Они основали там селение Хпчах, построили в 1206 году монастырь Хпчахаванк “Кыпчакский монастырь” Это один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Армении. Все это было за 30 лет до прихода Бату. И что интересно, они признавали родным (бизим тилимиз “наш язык”) кыпчакский язык, а не армянский, хотя сами себя и называли эрмени — армянами и название этого хыпчах тили “кыпчакский язык” в памятниках религиозного содержания обозначали термином «татарча» по-татарски, на татарском языке.

Слово «татарча», как слово означающее родной язык, встречается и в «Кодекс Куманикус», известном письменном памятнике куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.)

Ко всему этому можно добавить, что в  труде Фесслера (Dr. J. A. Fesler: Die Geschichte der Ungarn und ihrer Landsassen (teil 1, c. 193), напечатанном в Лейпциге в 1815 году говорится: «название «татары» впервые встречается в русских летописях под 1154 годом. Под этим названием там понимаются половцы (т. е. генуэзские плавцы), которые вскоре составили один народ вместе с татарами»

Все это доказывает, что большая часть западных, да и восточных кыпчаков были татарами, их называли татарами, они разговаривали на татарском (не монгольском) языке и все это было задолго до прихода сюда Бату.

СПАСИТЕ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И САНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ

СПАСИТЕ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И САНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ

http://www.change.org/ru/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%8B?share_id=LrtpLXERBp&utm_campaign=friend_inviter_chat&utm_medium=facebook&utm_source=share_petition&utm_term=permissions_dialog_true
СПАСИТЕ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И САНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ

Градостроительный совет Московской области одобрил многоэтажный город на 60000 (ШЕСТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ) человек площадью 3000000 (ТРИ МИЛЛИОНА) кв.м. сразу за Архангельским, в ближней панораме из усадьбы (!), на полях между Новой Ригой и Ильинкой, в долине Москвы-реки, в самой заповедной зоне Западного Подмосковья, откуда в Москву поступает питьевая вода и свежий воздух! (Место: между дер. Глухово, с. Ильинское, пос. Ильинское-Усово и дер. Александровка Красногорского района Московской области).
Застройщик ГК «Мортон» - тот самый, что прямо сейчас сливает неочищенные канализационные стоки в р. Пехорка в Балашихе, проложив канализацию по памятникам археологии. Называется проект «МортонГрад Ильинское-Усово». ГК «Мортон» прислал проект для вынесения на публичные слушания и дальнейшего утверждения, притом у него пока даже отсутствует утвержденное задание на проектирование на территории поселения! Разрешение на разработку проекта планировки выдано администрацией Красногорского района 10 июля 2014 года, когда эти полномочия по Градкодексу принадлежат администрации сельского поселения Ильинское (Статья о «превышении должностых полномочий»).
КАНАЛИЗАЦИЯ. Центральной канализации в сельском поселении Ильинское нет. Коридоров для прокладки коллектора и подключения к московским сетям нет. «Мортон» предлагает строить КНС и локальные очистные сооружения, а далее все это сливать в реку Липка – приток первого порядка Москва-реки, в самую жесткую санитарную зону, в 1 пояс ЗСО Рублевского водозабора! ПОТОК, ПУСТЬ И ПРОШЕДШИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОЧИСТКУ, НО ФЕКАЛЬНЫХ ВОД ОБЪЕМОМ 30 ТЫСЯЧ КУБ.М. ЕЖЕДНЕВНО В МОСКВА-РЕКУ, ВЫШЕ РУБЛЕВСКОГО И ЗАПАДНОГО ВОДОЗАБОРОВ!!! Режим первого и второго поясов ЗСО источников питьевого водоснабжения Москвы (а стройка попадает во второй пояс) в принципе запрещает сброс любых сточных вод на рельеф!
ТРАНСПОРТ. Заезд по Ильинке и Новой Риги, пока только через усадьбу Архангельское и населенные пункты, отдельный выезд на Ригу не согласован. Застройщик заявил о строительстве легкого метро, но кроме примитивной схемки, нарисованный от руки (с линией прямо по жилым домам, лесным кваталам и строящимся торговым центрам), никакого конкретного проекта предъявить не может. Коридора для прохождения туда ветки пока просто нет. Тем не менее, станция легкого метро в Глухово уже демонстрируется на Строительной неделе Московской области. То есть предстоит полный, полнейший транспортный коллапс, по сравнению с которым нынешняя ситуация покажется просто раем.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ. Требуется минимальный объем – 30 тыс. куб.м. Нынешний максимальный объем главной в Ильинском ВЗУ-15 – 1,5 тыс. куб.м, а после реконструкции планируется – 5. То есть это строительство еще нескольких ВЗУ на крошечной территории, причем на вершине моренной возвышенности. Так что прощайте последние родники, и вода в скважинах. Из колодцев вода в Глухово ушла, как только построили «Рублевское предместье» на 10 тысяч человек.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Внятного проекта электроснабжения нет, в Красногорске мощностей нет, коридора для прокладки электролинии в Москву нет. И так – все! Даже земля у «Мортона» - и та в краткосрочной аренде на 11 месяцев! Мы уже не говорим о других очевидных вещах, таких как градостроительные нормативы, экологические требования и сохранность объектов культурного наследия: - нормативы градпроектирования МО запрещают строительство выше 4 этажей на территории сельских поселений! - проект противоречит СТП Московскй области и проекту генплана сельского поселения Ильинское! - количество мест в детсадах по проекту в 4 раза меньше нормативного, в школах - в два раза! - все эти дома вылезут этажей на десять в ближнюю панораму Архангельского, раскрывающуюся со смотровой площадки усадьбы! - строительство будет идти на территории заказника Верхняя Москва-река, проектируемой ООПТ «Природно-исторический ландшафт Архангельское-Ильинское» и проектируемого нацпарка "Московия"! - многоэтажное строительство будет идти в главном коридоре, по которому поступает свежий воздух в Москву! - такую нагрузку просто не выдержит экосистема долины Москва-реки, Лохин остров и все прилегающие заповедные зоны полностью деградируют.
Просим Прокуратуру выяснить:
1. Как разрешение на разработку проекта планировки выдано администрацией Красногорского района 10 июля 2014 года, когда эти полномочия по Градкодексу принадлежат администрации сельского поселения Ильинское?
2. Как мог быть одобрен и вынесен на обсуждение этот «виртуальный» проект?
3. Просим разобраться и привлечь к ответственности виновных - за санитарную и экологическую катастрофу в Москве и МО, которой неминуемо обернется «проект» - «застройщиков» и их сообщников!
P.S. Статья Градостроительный совет Московской области убивает экологию Рублёвки от 7 АВГУСТА 2014 в газете «На Рублевке» -http://narublevke.com/articles/Gradostroitelnyj-sovet-Moskovskoj-oblasti-ubivaet-ekologiju-Rublevki?fb_action_ids=695889727145773&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=[809786012374855]&action_type_map=["og.recommends"]&action_ref_map=[]
Кому:
Прокуратуру Московской области, ГСП-6, 107996, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5
Генеральную прокуратуру Российской Федерации, 125993, ГСП-3, Россия, Москва ул. Б. Дмитровка, 15а 
СПАСИТЕ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И САНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ
С уважением,
[Ваше имя]

Движение за федерализацию России: Распад неизбежен

Движение за федерализацию России: Распад неизбежен


http://elise.com.ua/?p=31859

17 августа в некоторых городах России имели место одиночные пикеты или небольшие демонстрации с требованием федерализации. Естественно, это требование было лишь лукавым троллингом власти, так как по конституции, Россия уже сейчас является федерацией (хотя на самом деле это унитарная страна, империя). Конечно же, в Кремле тоже понимают, что никакая федерализация в России невозможна и что участники пикетов на самом деле добиваются распада России.
Федерация, в отличие от империи — это сугубо добровольный союз. А это значит, что его могут создать только независимые страны. Внутри России нет независимых стран и поэтому создавать федерацию некому. Регионы полностью подчинены центру и, по этой причине, не имеют возможности свободно решать свою судьбу.
Естественно, любые требования передачи некоторых полномочий из центра в регионы (даже под лозунгом «федерализации») воспринимаются центром очень болезненно, как попытка расчленить империю. И поэтому, жёстко караются. Сегодня нет угрозы массовых выступлений с подобными требованиями и поэтому наказания за участие в таких пикетах, как правило, не слишком жестокие.
Гораздо страшнее для центральной власти ситуация, когда центр сравнительно слаб ввиду внутренних конфликтов, а руководители регионов пользуются этим для расширения своих властных полномочий, как это случилось во время «парада суверенитетов» в начале 1990ых годов.
Если не считать Чечню, Татарстан пошёл дальше всех регионов в этом направлении. В 1992 году мне довелось встретиться с интереснейшим человеком — австралийцем татарского происхождения, успешным предпринимателем Рустамом Садри. Оказалось, что тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев уполномочил его — ни много, ни мало — организовать посольство Татарстана в Австралии, что он и сделал, купив на свои деньги помещение и собрав вокруг себя группу единомышленников. Он стал, по существу, послом Татарстана в этой стране. Позже, после заключения двустороннего договора между Казанью и Москвой по разграничению полномочий в 1994 году, статус этого учреждения был понижен до уровня торгового представительства Татарстана.
Примерно такие же «посольские» учреждения создавались Татарстаном и в некоторых других странах. Кроме того, Казань планировала введение татарстанского гражданства и своего паспорта (после двустороннего договора, вместо введения татарстанских паспортов, решили просто сделать специальный вкладыш в российский паспорт на татарском и русском языках).
Аналогичные меры предпринимались в области экономики — начиная от протекционистских мер против соседних регионов до попыток открытия таможен на границах Татарстана. Были даже разговоры о введении своей валюты, но для начала ограничились вводом в обращение специальных купонов, действительных лишь на территории республики. За Татарстаном подтягивались и другие регионы и республики.
Короче, движение Татарстана в сторону независимости происходило постепенно, шаг за шагом, без резких движений, способных спугнуть местного русскоязычного обывателя. Символически значимыми событиями были лишь Декларация о Суверенитете в 1990 году и референдум о суверенитете в 1992 году. Кроме этих актов, не было ни провозглашения независимости, ни обращений в ООН, ни резких выпадов против Кремля. Даже русские названия улиц в Казани не переименовывали. Наоборот, Шаймиев постоянно говорил о необходимости сохранения территориального единства России, с искренним радушием принимал президента Ельцина в Казани, не давал радикальным татарским националистам перехватить инициативу и даже старался вытеснить их из политической арены.
Непонятно даже, хотел ли Шаймиев настоящей независимости. Внутрироссийская ситуация сама заставляла регионы решать многие вопросы самостоятельно. Россия в то нестабильное время постепенно распадалась и администрации Ельцина пришлось приложить немало усилий, чтобы замедлить этот процесс. Лишь после рассстрела парламента удалось консолидировать власть в Кремле и, таким образом, притормозить процесс «суверенизации.» Однако, только с приходом Путина во власть Кремлю удалось не только остановить, но и повернуть этот процесс вспять.
На самом деле, конечно, объективно существующие центробежные силы были лишь исскуственно «заморожены» — частично с помощью силы, частично с помощью конституционно-юридических механизмов, частично с помощью массированного использования гос. пропаганды. То есть, эти центробежные силы никуда не делись. Они рано или поздно снова придут в движение.
Исходя из исторического опыта, можно предположить, что распад России в будущем будет происходить примерно также, как в начале 90ых: без резких шагов, без ярких символических жестов со стороны регионов, без провозглашения независимости, без резких вызовов Москве. Всё, что требуется для начала «ползучей децентрализации» — это хотя бы временное ослабление центральной власти вследствие какого-либо внутреннего конфликта, например, попытки переворота. При этом, регионы наверняка будут клясться в лояльности Кремлю, одновременно строя скоростные шоссе в сторону Китая или Финляндии и ведя переговоры о прекращении выплаты федеральных налогов.
В любом случае, распад России неизбежен, так как её территориальная монолитность неразрывно связана с диктатурой. Только диктатура может насильно удержать все российские регионы вместе и предотвратить распад страны, но диктатуры исторически обречены на исчезновение, так как противоречат неизбежному прогрессу общества
17 августа в некоторых городах России имели место одиночные пикеты или небольшие демонстрации с требованием федерализации. Естественно, это требование было лишь лукавым троллингом власти, так как по конституции, Россия уже сейчас является федерацией (хотя на самом деле это унитарная страна, империя). Конечно же, в Кремле тоже понимают, что никакая федерализация в России невозможна и что участники пикетов на самом деле добиваются распада России.
Федерация, в отличие от империи — это сугубо добровольный союз. А это значит, что его могут создать только независимые страны. Внутри России нет независимых стран и поэтому создавать федерацию некому. Регионы полностью подчинены центру и, по этой причине, не имеют возможности свободно решать свою судьбу.
Естественно, любые требования передачи некоторых полномочий из центра в регионы (даже под лозунгом «федерализации») воспринимаются центром очень болезненно, как попытка расчленить империю. И поэтому, жёстко караются. Сегодня нет угрозы массовых выступлений с подобными требованиями и поэтому наказания за участие в таких пикетах, как правило, не слишком жестокие.
Гораздо страшнее для центральной власти ситуация, когда центр сравнительно слаб ввиду внутренних конфликтов, а руководители регионов пользуются этим для расширения своих властных полномочий, как это случилось во время «парада суверенитетов» в начале 1990ых годов.
Если не считать Чечню, Татарстан пошёл дальше всех регионов в этом направлении. В 1992 году мне довелось встретиться с интереснейшим человеком — австралийцем татарского происхождения, успешным предпринимателем Рустамом Садри. Оказалось, что тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев уполномочил его — ни много, ни мало — организовать посольство Татарстана в Австралии, что он и сделал, купив на свои деньги помещение и собрав вокруг себя группу единомышленников. Он стал, по существу, послом Татарстана в этой стране. Позже, после заключения двустороннего договора между Казанью и Москвой по разграничению полномочий в 1994 году, статус этого учреждения был понижен до уровня торгового представительства Татарстана.
Примерно такие же «посольские» учреждения создавались Татарстаном и в некоторых других странах. Кроме того, Казань планировала введение татарстанского гражданства и своего паспорта (после двустороннего договора, вместо введения татарстанских паспортов, решили просто сделать специальный вкладыш в российский паспорт на татарском и русском языках).
Аналогичные меры предпринимались в области экономики — начиная от протекционистских мер против соседних регионов до попыток открытия таможен на границах Татарстана. Были даже разговоры о введении своей валюты, но для начала ограничились вводом в обращение специальных купонов, действительных лишь на территории республики. За Татарстаном подтягивались и другие регионы и республики.
Короче, движение Татарстана в сторону независимости происходило постепенно, шаг за шагом, без резких движений, способных спугнуть местного русскоязычного обывателя. Символически значимыми событиями были лишь Декларация о Суверенитете в 1990 году и референдум о суверенитете в 1992 году. Кроме этих актов, не было ни провозглашения независимости, ни обращений в ООН, ни резких выпадов против Кремля. Даже русские названия улиц в Казани не переименовывали. Наоборот, Шаймиев постоянно говорил о необходимости сохранения территориального единства России, с искренним радушием принимал президента Ельцина в Казани, не давал радикальным татарским националистам перехватить инициативу и даже старался вытеснить их из политической арены.
Непонятно даже, хотел ли Шаймиев настоящей независимости. Внутрироссийская ситуация сама заставляла регионы решать многие вопросы самостоятельно. Россия в то нестабильное время постепенно распадалась и администрации Ельцина пришлось приложить немало усилий, чтобы замедлить этот процесс. Лишь после рассстрела парламента удалось консолидировать власть в Кремле и, таким образом, притормозить процесс «суверенизации.» Однако, только с приходом Путина во власть Кремлю удалось не только остановить, но и повернуть этот процесс вспять.
На самом деле, конечно, объективно существующие центробежные силы были лишь исскуственно «заморожены» — частично с помощью силы, частично с помощью конституционно-юридических механизмов, частично с помощью массированного использования гос. пропаганды. То есть, эти центробежные силы никуда не делись. Они рано или поздно снова придут в движение.
Исходя из исторического опыта, можно предположить, что распад России в будущем будет происходить примерно также, как в начале 90ых: без резких шагов, без ярких символических жестов со стороны регионов, без провозглашения независимости, без резких вызовов Москве. Всё, что требуется для начала «ползучей децентрализации» — это хотя бы временное ослабление центральной власти вследствие какого-либо внутреннего конфликта, например, попытки переворота. При этом, регионы наверняка будут клясться в лояльности Кремлю, одновременно строя скоростные шоссе в сторону Китая или Финляндии и ведя переговоры о прекращении выплаты федеральных налогов.
В любом случае, распад России неизбежен, так как её территориальная монолитность неразрывно связана с диктатурой. Только диктатура может насильно удержать все российские регионы вместе и предотвратить распад страны, но диктатуры исторически обречены на исчезновение, так как противоречат неизбежному прогрессу общества. Пишет САБІРЖАН БАДРЕТДІНОВ

Анна Попова: “Шигърият – минем өчен коткару боҗрасы кебек ул”

Анна Попова: “Шигърият – минем өчен коткару боҗрасы кебек ул”
Эстрадада иң популяр җырлар аның сүзләренә язылган дисәк, ялгыш булмас, мөгаен. Гүзәл Уразова башкаруындагы “Кума мине”, Ирек Галиевнең “Аңлат хисеңне”, Лилия Хәйруллина яратып җырлаган “Бәхет сулышын тыңла” – аларның кайберләре генә. Аның сүзләренә музыканы Зөфәр Хәйретдинов, Оскар Усманов, Альфред Якшимбетов, Владимир Федоров һәм башка талантлы композиторлар яза. Юрист белгечлеген үзләштергән яшь шагыйрә эстрададагы проблемалар хакында да үз фикерен белдерде.

18-1
– Кайбер иҗатчылар, халыкка якынаю өчен җиңел җырлар язабыз, диләр. Сез­неңчә, бу дөресме, татарга җиңел җырлар кирәкме?

– Күпләр, бигрәк тә өлкәнрәк кешеләр, хәзерге җырлар элеккеге кебек түгел, мәгънәсез, дип зарланалар. Әмма шул ук кешеләр нигәдер такмак-җырларны да үз итәләр. Мәсәлән, Фирдүс Тямаевның җырлары такмакка тартым. Әмма халык ул башкарган җиңел җырларны тыңламый дип әйтә алмыйбыз бит. Шуңа күрә репертуарларына тематик, саллы җырлар белән беррәттән әнә шундый җиңел­рәкләрен дә керткән җырчы­ларның хәлен аңлыйм. Алар бит җырны тамашачысына карап сайлый. Шулай да җыр авторлары гади генә сүзләргә дә мәгънә салырга омтылырга тиеш. Сәхнә, чыннан да, мәгънәсез такмаклар урынына әйләнергә тиеш түгел.

– Радио-телевидениедә дә, төрле концерт, фестиваль­ләрдә дә еш кына җыр авторлары “онытыла”. Бу күренеш белән ничек көрәшергә икән?

– Бу проблема бик күпләрне борчый. Шәхсән үзем Шәмсия Җиһангированың шушы проблема уңаеннан ясаган чыгышын тыңладым. Җыр тексты күңел халәтенә бәйле рәвештә туа. Ә чын күңелдән язылган шигырь беркайчан да коммерция файдасына эшли алмый. Аны еш кына җырчыга бүләк итеп бирәбез. Безгә бары тик концертта җырның авторларын атау кирәк. Бу  бик мәгънәле гамәл булыр иде. Бүген иҗат әһелләре, җырчылар социаль челтәрләрдә бик актив эшли. Ләкин монда да еш кына җырчылар җырның авторларын атауны кирәк дип тапмыйлар. Ә бит текст алырга килгәндә исем-фамилиябезне беләләр. Иҗат кешесенең күңеле юктан да була. Бер-беребезне аңлап, хөрмәтләп иҗат итсәк иде.

– Бу – авторларның абруе югалу, дигән сүз бит инде. Абруйны ничек кайтарырга соң?

– Соңгы вакытта авторлык хокукларын яклау оешмасы бик актив эшли. Җырчылар да башкарыласы әсәрнең ике канаты – шигырен һәм көен иҗат итүче­ләре барлыгын аңлый башладылар кебек. Тыңлаучылар да шуны онытмасыннар иде. Бу җырны кем иҗат итте икән дип кызыксыннар иде. Тыңлаучы таләп итсә, радио-телевидение алып баручыларының да авторларны искә алуы гадәти хәлгә әйләнер иде. Соңгы вакытта “Болгар” радиосы авторларны популярлаштыра башлады. “Милли премия” тапшыру тантанасында авторлар арасында да бәйге игълан ителгән иде. Башка андый очрак булганы юк әле. Эстрада вакыйгаларын яктыртуга багышланган ТМТВ каналында, мәсәлән, титр­га җыр исемен һәм башкаручыны язалар, авторлар онытыла. ТНВ каналында авторларны да язалар.

– Бәлки мондый битарафлыкка каршы җаваплылыкка тарту юлы белән көрә­шер­гәдер? Күптән түгел танылган композитор авторлык хокук­ларын яклап судка мөрә­җәгать итте.

– Яшь авторларның иҗат юлын конфликттан башлыйсы килми. Әмма нәкъ менә яшь авторларның хокуклары ешрак бозыла да инде. Шуңа күрә юрист белгечлегемне эшкә җигеп, яшь шагыйрь, композиторлар белән очрашу уздырырга, авторлык хокукларын яклау буенча ниндидер чаралар кылырга дип уйлап торам. Бу хакта композитор Оскар Усманов белән дә сөй­ләшкәнебез бар. Ул – бик күп популяр җырларга көй язган кеше. Әмма аны да бик белеп бетер­миләр. Бу шулай ук иҗат кеше­сенең хокукларын бозу бит инде.

– Анна, сез һөнәрегез буенча юрист. Ә шигырь язу сезнең өчен нәрсә – кәсепме, хоббимы?

– Мин эшемне иҗат кешеләре белән иңгә-иң башладым. “ТАТМЕДИА” агентлыгында юрист булып эшләгән идем. Ме­нә шушы оешмада кечкенәдән килгән сәләт ничектер ачыла башлады. Беренче шигыремне биш яшем­дә язганмын. Әмма күңелгә кил­гәнен генә түгел, кәгазьгә төш­кәнен дә җыеп бармаганмын. Ә соңгы ике ел эчендә иҗат үзен­нән-үзе дөрләп китте. Шигырь­ләр­не композиторлар күреп алып, көйләр яза башлады. Шигъ­ри дөньяны ачуыма әбием белән бабама бурычлы мин. Әти-әнием студентлар булгач, балачагым авылда үткән. Кечкенә чагымда бабам әкиятләре, әбием җырлары аша сүз тәмен тоеп, белеп үстем. Шуңа күрә яшьләрнең туган телләрен онытуына, мил­лилеккә көлемсерәп карауларына борчылам. Борчылып кына дөньяны үзгәртеп булмый. Эшне үзеңнән, гаиләңнән башларга кирәк. Мин әти-әниемне татарча концерт, спектакльләргә йөртәм, яңа җырлар тыңлатам. Син бул­масаң, телне онытып бетер­гән булыр идек, ди алар. Үзем дә тел җәһәтеннән камил­ләшергә тырышам, күп укыйм, татарча аралашам. Телне бик үк белеп бетермәгән татарлар өчен гади генә сүзләр белән йөрәкләренә үтеп керергә тырышам. Шигырь язмау Ходай биргән мөм­кин­лекләрне файдаланмау булыр иде ул.

– Юриспруденция белән шигърият бер-берсенә капма-каршы дөнья бит.

– Минем медицина юлыннан китәсе килде. Табиб дусларыбыз мине еш кына хастаханәгә чакыралар иде. Бу аларның үз дөнья­ларының нечкәлекләре, авыр­лык­лары белән алдан ук таныштырулары булды. Әти белән әни бу эшне бик хуплап бетермәде. Әни беркөнне, син бит гаделлек өчен көрәшергә яратасың, бәлки сиңа юридик белем алырга кирәктер, дип куйды. Бөтен гаилә әгъзалары бергә җыелып сөйләшкәндә дә шул фикер яң­гырады. Менә шулай мин юрист һөнәрен үз­лә­ш­терергә булдым. Минем һө­нәрем коры телле, җитди. Ме­нә шушы коры дөнь­ядан арыныр өчен миңа шигърият ки­рәк­тер дә. Шигъри дөньяда ял итәм, проблемаларны онытам. Авыр чакта да шигырь язам, шатлыгым булса да... Шигърият миңа коткару боҗрасы кебек ул.
(“Ватаным Татарстан”,   /№ 119, 16.08.2014/)

Бу язманы шәхси сәхифәгезгә дә урнаштырыгыз: