ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 28 апреля 2014 г.

Титан: После гибели Земли

Преследование В последние два месяца Следственным комитетом РФ (СК) по г. Набережные Челны против писателя, историка и общественного деятеля Фаузии Байрамовой

Преследование

Молитва которая исполняет желания Потрясающее открытие психологов: Технология исполнения желанийУспех-psychology.ru Вы - ученый не старше 35 лет? Льготная ипотека «Молодые ученые». Федеральный ипотечный стандарт АИЖК.ahml.ru 
27 апреля 2014 года
Преследование
      В последние два месяца Следственным комитетом РФ (СК) по г. Набережные Челны против писателя, историка и общественного деятеля Фаузии Байрамовой открыто два уголовных дела (29 января и 1 апреля). Ее преследуют по ст. 282 УК РФ за публикации в Интернете своего мнения по защите национальных интересов татар. За последние два месяца в Набережных Челнах дважды состоялся суд по представлению СК с ходатайством о заключении Фаузии Байрамовой под домашний арест (10 февраля и 7 - 8 апреля). В обоих случаях суд отказал.
     5 марта в квартире Фаузии Байрамовой производили обыск. Правоохранительные органы изъяли ее рабочий компьютер с электронным архивом, состоящим из научных трудов, многочисленных литературных произведений и фотографий. До настоящего времени этот компьютер не вернули. 19 марта 2014 г. СК предпринял ограничение ее передвижения подпиской о невыезде. Она теперь без разрешения следователя не может выезжать за пределы Набережных Челнов. Следствие по уголовному делу, возбужденному против Фаузии Байрамовой, продолжается. Ее регулярно вызывают на допросы.
     Фаузию Байрамову преследуют за активную гражданскую позицию, за слова, высказанные в защиту мусульман, за участие в общественных мероприятиях, за точку зрения в вопросах Украины и Крыма. Правоохранительные органы хотят ее отстранить от активной деятельности и изолировать от общественности еще до вынесения судебного решения. 4 апреля следователь повел Байрамову в суд с целью добиться ее ареста до суда, но этого не случилось. Благодаря милосердию Аллаха, правовому решению судей, активной поддержке татар-мусульман Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Заинска не смогли заключить Фаузию Байрамову и под домашний арест. Однако со стороны правоохранительных органов продолжаются вмешательство в ее личную жизнь, попытки остановить ее борьбу за справедливость.
     Фаузия Байрамова, которая перенесла длительную политическую голодовку за независимость Татарстана, будучи депутатом Верховного Совета, участвовала в принятии Декларации о государственном суверенитете Татарстана, Конституции Республики Татарстан, в проведении референдума о суверенитете Татарстана, которая стояла у истоков таких общественных организаций, как «Татарский общественный центр», партия «Иттифак», Милли меджлис, которая изучила наше историческое наследие, побывав во многих местах компактного проживания татар, и написала более сорока книг, защитила кандидатскую диссертацию и пишет докторскую, сегодня жестоко преследуется российскими правоохранительными органами.
     К сожалению, ни Союз писателей Татарстана, несмотря на то что она состоит его членом с 1986 года, ни Всемирный конгресс татар, членом исполнительного комитета которого она состоит с 2002 года, ни руководство республики не протянули ей руку поддержки, оставшись равнодушными к ее судьбе.
     Ф. Байрамова в 2010 году по этой статье уже была осуждена на один год условно. Судя по словам следователя, сказанным им по ходу судебного заседания 7 апреля, возможно, следует ожидать в этот раз 4-летнего тюремного срока. Ее преследуют и собираются осудить ее за то, что она защищает права татарского народа, защищает мусульман, которых притесняют, борется за восстановление государственности, за то, что у нее есть свои независимые справедливые мнение и позиция по каждому вопросу. Переживший и многое видавший татарский народ не должен допустить такого. Хочется, чтобы народ защищал ее так же, как она защищает свой ​​народ. Иначе, как и в 37-е годы, преследования и репрессии, начатые с Фаузии Байрамовой, могут постучать в дверь каждого ...
     Татары, не будем равнодушными к судьбе своих соплеменников - научимся беречь и защищать друг друга!
     Пресс-центр Милли меджлиса татарского Народа.

О движении «панисламизма» Полковник Бабич, Начальник Оренбургского губернского жандармского управления. 6 февраля 1911 г № 153. Б. г. Оренбург.


О движении «панисламизма»


                                           Г-у ОРЕНБУРГСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ
                                                 Сов. Секретно. Лично.
                         ПРИ семъ имею Честь    препроводить
                       Вашему Превосходительству для сведения копию,
                      составленной мною справки о развивающемся среди
                     мусульманского населения «панисламизма».
                                                Полковник Бабич,
                    Начальник Оренбургского губернского жандармского управления.
                                            6 февраля 1911 г.
                                 № 153. Б. г. Оренбург.
             СПРАВКА. № 1.

   В последние годы среди мусульманского населения Империи, а также и заграницей, замечается явное брожение, возникшее на почве идей так называемого панисламизма. Это фанатическое движение, всемерно поддерживаемое младо-турецкими и младо-персидскими комитетами, начинает получать в России особо-сильное развитие. Главный принцип, около которого сосредоточивается панисламисткое движение и который, так сказать, составляет его душу - это объединение всего мусульманского мира в политическом и экономическом отношениях под эгидой Турции с конечной целью в будущем - образования всетюркской республики. Строго определенной программы и тактики панисламисты пока не выработали, но ближайшею их задачею является сплочение всех сознательных мусульман для политической борьбы с ныне существующим в Империи государственным строем, который является в глазах панисламистов главной препоной к национальному самоопределению магометан.
   Панисламисты у нас составляют две категории: младотатары и старотатары; первую составляет молодежь, как учителя, конторщики и приказчики, - это сравнительно немногочисленная группа, но принимает тактику наших революционеров; в 1905-6 г. ею издавались в различных городах газеты с резким политическим направлением и все они в настоящее время уже прекратили свое существование.
   Вторую категорию составляют люди, занимающие более видное общественное положение, как муллы, купцы, адвокаты и др., Они составляют тоже самое, что Партия Народной Свободы / К. Д. /. 15-го Января 1906 г. они участвовали в Петербурге на неразрешенном я-м всероссийском съезде мусульман (1-ый съезд Российских мусульман состоился в августе 1905 г в Н.Новгороде - .. Ф.Б.), где рассмотрения экономических и бытовых вопросов была выработана и программа второго будущего съезда ; на втором съезде летом 1906 г. . в Н.Новгороде, они выработали программу почти одного содержания с Кадетской и пользовались ею до 1908 г, когда на 3-м съезде, бывшем также в Н.Новгороде, эта программа была дополнена примечаниями; на этом съезде участвовали мусульмане С. Д. и С-Р.
   Издание литературы этой категории находится в хороших материальных условиях; видными деятелями являются: ред. газеты «Терджуман» / Переводчик /, изд. в Бахчасарае, бывш. чл. Оренб. Магомет. Духовн. Собрания Рахид (Рашид. Ф.Б.) Ибрагимов, сотрудником газеты Вакт - Тупчибашев и редактор этой газ. Фатих Каримов. Газета «Вакт» является центральным органом панисламистов и Ф.Каримов считается популярным работником и литератором; он получил образование в Турции, имеет большие связи с турецкими панисламистами и революционерами, он же был одним из видных деятелей на обоих съездах мусульман в Нижнем. В последнее время замечено, что он старается убедить татар обоего лагеря, т.е. консерваторов и прогрессистов, не враждовать между собой, а объединиться для общей борьбы; газ (ета) предлогает всем мусульманам серьезно отнестись к школьному вопросу, являющему жизнью или смертью для нации, она пугает смертным приговором если мусульмане будут относиться хладнокровно. Говоря о беспорядочном состоянии школьного дела, советует при каждой мечети открывать особые приходские попечительства, которые могли-бы заняться упорядочением этого дела. В Оренбурге при некоторых мечетях такие попечительства уже существуют и по мнению газеты приносять громадную пользу, т.к. принимают вакуфы, производят сборы и рационально распределяют их на каждую школу. В одном из № № в статье «О начальных школах» говорит: »приближаются черные дни нашего народа, с одной стороны правила 31 Марта входят в жизнь постепенно, захватывая наши школы / Уральск. и Тургайск. обл /, а с другой - представители ведомства Мин.Нар.Пр. . требуют введения в медресе программу о преподаванию на русском яз, в противном случае закрывают / Крым /, с третьей стороны - имамы и ишаны, фанатичные и недостойные к своему призванию, доносят властям на учителей, как на бунтовщиков и стараются закрывать медресе; вдобавок 3-я Г. Д. (Государственная Дума -. Ф.Б.), находящаяся в руках русских националистов, готовит законопроект, по которому наших детей будут воспитывать в таких школах, где отсутствуют наши религия, родной язык и национальный дух. Такая школа не даст нам ни настоящих татар, ни мусульман. Если законопроект не будет изменен в нашу пользу, то исчезновение нашей нации неизбежно. Мусульмане всей России должны восстать на защиту своих интересов, настала пора говорить громко -. Нужны ли нации ея родной язык, религия и национальная школа »   
   Центром духовной и культурной жизни русских мусульман служит «Оренбургское Магометанское Духовное Собрание», находящееся в гор. Уфе. О деятельности этого центра имеются пока еще только отрывочные сведения, но достаточно указать, что Собрание является единственным центральным органом для громадного мусульманского района, где производится испытания назначаемых духовных лиц и учителей в мусульманские школы, чтобы понять, какое огромное значение оно имеет для русских (Российских . - Ф.Б.) мусульман и какое влияние оно оказывает на отатаривание инородцев и на проведение в жизнь пантюркских и панисламистских идей при посредств своих членов, состоящих в непрерывном общении с младотурками в Константинополе (Стамбуле. - Ф.Б.). Замечу кстати, что бывший член этого Собрания Рашид Ибрагимов, в настоящее время состоит редактором одной из русофобских Константинопольских газет. Сведений о том, чему и как учат и наставляют подрастающее поколение мусульман, нет, известно лишь, что в новых школах в число предметов обучения входят турецкий яз. в качестве языка, объединяющего тюркские наречие Поволжья, история и география Турции и распространены турецкие учебники Константинопольского издания, а также, что ученикам некоторых школ присвоена форма турецких школьников. Чем дальше к юго-востоку, тем гуще завеса, скрывающая таинственную область образования мусульман. В Туркестане уже окончательно неизвестно ни количество туземных школ, ни способы обучения детей, которых однако обучается на этой окраине не менее 100 т. ежегодно и при том под руководством казанских татар, получивших соответственное воспитание в духе «мусульманского самоопределения».
   Главой этого Собрания с 1886 г. состоит Муфтий Мухамедияр Мухамед-Шарипович хаджи Султанов; происходит он из дворян дер. Мастеевой Мензелинского у., Уфимской губ., В настоящее время ему 73 года, первоначальное образование получил в 1-й Казанской гимназии, а затем в Казанском университете, служил некоторое время на военной службе и с чином Подпоручика уволен в 1866 г. Был затем мировым посредником, а после мировым судьей по Мензелинскому уезду, откуда и был избран Муфтием. Членами Собрания состоят: Ганиятулла Мусич Капкаев, Нурмухамет Бикбулатович Мамлеев - оба берут большие суммы денег с экзаменующихся на разные духовные звания, считая их за приношения, и Хасан-Гата Мухамедович Мухамедов; этот последний является центральным лицом в Собрании, в действительности - ярый защитник Пантюркизма. Год тому назад им была издана книга «История Тюркских народов», в которой он доказывает происхождение от одного рода - Тюркского племени, как Турок, так и Российских мусульман: татар, башкир, киргизов, бурят, якут и др. За эту книгу Мухамедов получил от Султана Магомета 5-го в награду золотые часы, четки из драгоценных камней и похвальный диплом.
   События последних лет весьма заметно отразились на укладе жизни мусульман. Лучшим показателем этого служит необыкновенное развитие мусульманской периодической печати за последнее пятилетие. Первая татарская «азиатская» типография была открыта в Казани в 1800 г. До 1905 г. периодическая пресса на 15-миллионное население выражалась лишь двумя газетами: бахчасарайской газетой «Терджуман» / Переводчик / и официальным органом «Туркестантская Газета». После 1905 г. число газет быстро возросло и достигало одно время до 30 названий. В настоящее время издаются лишь следующие:
. 1 - В Оренбурге:. «Вакт» / Время / с прил, «Шуро» / Совет / и «Денва-Машет» / Вера и Жизнь / (. Дин вэ мэгыйшэт - Ф.Б.); газ. Вакт. («Вакыт» -. Ф.Б.) издается на тюрко-татарском языке, непонятном для низших слоев населения, выходит официально 5000 экземл, но в действительности расходится в 10,000, рассылается по всем городам с мусульманским населением не только в России, но и в Турции; приносит ежегодно убыток в 7-8 тыс. руб. «Шуро» - это двухнедельный литературный журнал; издателями обоих состоят местные богачи братья Шакир и Закир Рамеевы; направление прогрессивного.
«Денва-Машет» - консервативная газета.
. 2 - В Казане: «Баяну-ль-хакк» / Объяснение Истины /, «Казан Мухбири» / Казанск.Вестник /, «Юлдуз» / Звезда /, «Ялт-Юльт» / Блеск / и «Татарско-Мусульманская».
3 - В Баку:. «Итти-фак» / Союз / и «Тараккы» / Прогресс /.
. 4 - В Астрахани: «Идил» / Волга /.
. 5 - В Тифлиссе: «Молла-Насрэддин», сатирич. журнал.
. 6 - В Петербурге: «Нур» / Свет /.
. 7 - В Бахчасарае: «Терджуман» / Переводчик /.
. 8 - В Уфе: «Маглюмат», офиц. орг. Магом. Дух. Собрания.
. 9 - В Самаре: «Ихтисал».
   Все эти газеты выходят от 1 до 3-х раз в неделю и читателями их являются исключительно интеллигентный городской мусульманин, т.к. печатаются они на тюрко-татарском языке, непонятном для большинства. Политическая окраска ИХ крайне разнообразно, но в общем их можно разделить на два основные группы: на консервативные, усиленно защищающие старый уклад мусульманской жизни, и нового направления, с прогрессивными взглядами, не только на вопросы семейной жизни, но и на религиозные установления. В последнее время в них много уделяется внимание мусульманской жизни в Персии и Турции, а также и школьному вопросу. Около этого последнего идет ожесточенная борьба двух партии: старометодистов «Суль-Кадим» (Ысулы-кадим. - Ф.Б.), котор. стоят за старый метод обучения и старый уклад жизни и новометодистов «Суль-Жадид» (Ысулы-җәдид), отстаивающих звуковой метод обучения, стремящихся из строго конфессионального типа мусульманской школы создать школу общеобразовательного характера. Эта - партия «младотатар», мечтающая пересоздать мусульманскую строго-религиозную жизнь на новых началах, имела одно время и свой партийный орган в Казани «Эль-Ислах» / Реформа /, прекратившийся в 1909 году. Вообще все эти газеты не разбрасываясь по международным вопросам стоят прежде всего на страже мусульманских интересов.  
   Новое учение «Суль-Жадид» нося характер вначале своего появления чисто учебно-практический и преследуя цель быстрого обучения детей грамоте почти в один год, тогда как по способу «Суль-Кадим» ребенку требовалось несколько лет, - стал проникаться, со времени перехода этого метода из Турции к нам в Россию, преимущественно в гор. Казань и Оренбург, так называемым «Туркизмом», перенося турецкие учебники и порядки; бывали случаи введения даже турецкой формы и хорового пения Турецкого гимна и песен в честь Султана и турок, а в последнее время появились даже татарские песни с призывом к самостоятельности - во имя будущего единения. Таким образом чисто практический способ обучения мусульманских детей грамот вылился уже в особое учение, носящее признаки антирусской пропаганды, с политической подкладкой, которое распространилось по всем губерниям заселенными татарами. Этим учением бесспорно проникнуты и татары Оренбургской губ, которые имеют скрытую связь с бр. Бобинскими (Бубыйлар. - Ф.Б.), преподавателями Ижбобского (Иж-Бубый. - Ф.Б.) высшего татарского училища / сел.Боби / где подготовляются на звание: муллы, мугаллимы и мугаллименки для всего заселенными татарами Прикамского края Вятской, Казанской, Пермской, Уфимской, части Тобольской, а также Самарской и Оренбургской губ.
   Разлад между молодым мусульманским поколением и старым все более обостряется. Прежние медресе и мектебе, признающие принадлежность к известному исповеданию необходимым условием нравственности, перестают уже удовлетворять передовую часть татарского общества. Потребность в общем образовании   сказывается Все Сильнее И Сильнее. Открываются библиотеки-читальни, устраиваются спектакли на татарском языке, с специально составленными для этого пьесами из быта мусульман. Особенное внимание обращается на начальную школу. Прежний примитивный буквослогательный способ обучения грамот заменяется уже звуковым. Кроме вероучения вводится и общеобразовательные предметы, как арифметика, история и география. Татарская женщина, несмотря на свое подчиненное положение, не осталось в стороне от проявившихся в мусульманстве новых веяний просветительного характера. Так в Оренбурге учительницей Багбистан Ханум открыт 2-х классный новометодный мектебе для девочек, а в Троицке женою муллы Башкатовой открыто мусульманское женское училище. На почве воспитание идут в населении, как Оренбургской губ. так и Тургайской обл., бесконечные споры и повидимому новое течение одержит верх. Все вновь возникающие мусульманские общества имеют современную политико-экономическую тенденцию. Школьные дело в Губернии поставлено довольно широко, нет почти ни одной мечети, при которой не было бы начальной школы, но гордостью мусульман является существующие при 1-ой мечети - Хусаиновское медресе; оно имеет обширный запасный капитал, простирающийся до миллиона, ежегодно в нем обучается около 300-400 чел., находится под управлением М.В. Хусаинова, дальнего родственника жертвователя. К сожалению, обучение в нем стоит не на должной высоте, обучение ведется по старому методу, русский язык и светские предметы не преподаются, преподаватели определенного жалование не получают и живут подаяниями, совсем нет высших четырех классов, указанных в уставе, за последние годы замечается большое увольнение учеников старших классов за требование улучшения преподавания и питания; большинство преподавателей, в особенности серьезных предметов, - лица сами только что со школьной скамьи. В общем деятельность этого медресе не оправдывается расходуемых на его содержание ежегодно 20-25 тыс. руб. Преподаются в нем арабский яз., Учение Пророка, законоведение, естествоведение, нравственность, Магометанское право, Толкование Корана. Подбор преподавателей - посредственный. В начале прошлого года из них обратил на себя всеобщее внимание, создав ожесточенный религиозный спор, это именно Муса Зейруллин (Ярулла. - Ф.Б.) Бигеев, преподаватель арабского языка и толкования Корана, который как на мусульманских чтениях, так и в литературе стал высказывать свой ​​взгляд на веру в том смысле, что существующие религии в одиноковой степени угодны Богу, что нет такой религии, которая была бы у Бога в загоне или на оборот в почете. Старейшие мусульмане однавосстали против религиозного новатора и приняли против него ряд решительных мер вплоть до предания его анафеме, а дирекция медресе исключила его из состава преподавателей. Бигеев довольно интересная личность, пользуется большою популярностью среди панисламистов; происходит он из мещан гор. Чембар, Пензенской губ., 32-х лет, холостой, начальное образование получил в Казанском Апанаевском медресе, а затем уехал в Турцию, где оставался долгое время, вращаясь среди вольнодумствующей части турецкой молодежи. Перед Октябрскими событиями 1905 г. он возвратился в Россию и поступил вольнослушателем в Сбп. университет. В то время в Петербурге выходила мусульманская газета, редактируемая популярным панисламистом Абдурашитом Ибрагимовым и Бигеев принял в ней близкое участие. С этого времени начинается его общественно-публицистическая деятельность среди русских (Российских. - Ф.Б.) мусульман и он начинает выступать и в роли организатора и в роли пропагандиста, участвует во всех съездах и в разных собраниях, но более всего выступает в литературе. Последние годы он несколько раз уезжал в Турцию. По убеждениям своим примыкает к новому течению в Исламе, сторонники которого толкуют Коран в пользу идеи современного парламентаризма, как это сделал Шейхуль Ислам. Бигеев однако этим не довольствуется, а идет еще дальше, утверждая, что Ислам нисколько не противоречит социализму. Проживая одно время в Казани, он пользовался большим доверием и известностью среди мусульман и по его мысли в 1909 г. возбужден был в печати вопрос об исправлении ошибок в тексте Корана, а затем созван и съезд Улемов. В Оренбург он прибыл 21-го Октября 1909 г. и в 1910 г. вскоре после удаления из медресе, выбыл в Казань. В настоящее время имеются сведения, что он весною с.г. выезжает в Константинополь на экстренный съезд панисламистов. В Константинополе давно уже существует организованная группа татар, стоящая во главе младотатарского движения специально в России и издающая в целях пропаганды своих идей еженедельный журнал «Тааруфуль-Муслимин» / к ввозу в Россию воспрещ.М.В.Д. /. Группа эта оказывает материальную помощь приезжающим из России для получения образования и задалась целью усилить прилив таких лиц в Турцию, расчитывая подготовить из них народных учителей и постепенно насадить их на учительские места и татарские школы России, где они и должны будут работать среди своих единоверцев и единоплеменников в духе панисламизма. Руководители этой группы однако не ограничиваются пропагандой своих идей пределами Турции и в последнее время решили развить панисламизм и тюркскую идею в России, для чего ими посланы сюда под видом купцов лица начитанные и преданные новым идеям для проверки среди наших мусульман теории о единстве всего мусульманского мира.
   В последнее время панисламисты усиленно заняты делом благотворительных обществ; общества эти имеют связь с такими же существующими заграницей, при чем сношение производится обыкновенно через одно какое либо лицо; общества помимо благотворительности занимаются также изданием различных книг для распространения среди инородцев, отпуском средств на постройку мечетей и медресе для отпавших, материальной поддержкой и т.п., ставя непременно в этих медресе учителями мугаллимов панисламистов.
   О деятельности наших мусульманских обществ имеются сведения за прошлый год: ... 1 - «Оренбургское» - имеет 5195 р, из которых израсходовало около 4000 р, на одну школьную нужду отпустило более 1000 р; «Илецкой-Защиты» -. Доход 658 р, расход 518 р. из которых на школу около 300 р.; . «Сеитовского посада» - доход 1995 р, расход 631, который главным образом пошел на пожертвование в национальное дело; открывает у себя библиотеку и предполагается ряд лекций по разным вопросам; в Каргале существует «мусульманское просветительское общество»; в Троицке функционирует уже давно «мусульманское благотворительное общество», председателем коего состоит Мулла Галий Ахметжанович Яушев.
   Из библиотек функционируют: в Троицке бесплатная библиотека-читальня «Няжат», заведует ею ташкенский купец Латыф Шарипович Яушев и в гор. Оренбург «Русско-татарская», существующая в 4-ой части, в доме Назарова на углу Алексеевской и Сакмарской ул., Город выдает ей ежегодное пособие в размере 180 руб.
   Существующим в гор. (Оде) шести татарским школам город выдавал ежегодно пособие по 500 р. на каждую школу, но в текущем году пособие это сократил на 100 р. на школу.
   Летом прошлого года местная мусульманская интеллигенция обращалась к Муфтию Оренбургск. Духовного Собрания М.Султанову с просьбой о созыве в Уфе съезда мусульман Оренбургской, Самарской, Уфимской губ. для разрешения экономических и других вопросов касающихся школ, но по независящим причинам съезд этот не состоялся. Тогда мусульмане воспользовавшись прибытием в г. Оренбург двух депутатов Гос. Думы, местного Дж. Байбурина и казанского С.Н. Максудова, добились разрешения администрации об открытии собрания, которое и состоялось 1-го Октября в Оренбурге в местном театре. Собралось около 1000 чел., Председательствовал чл. Духовн. Собрания Ганиятулла Мусич Капкаев, были и оба члена Г. Д. Обсуждался внесенный в Г. Д. законопроект о всеобщем обучении, согласно которому мусульманские школы подвергаются руссификации. После горячего обсуждения вопроса, постановлено обратиться к Председателю Гос. Д., В комиссию по народному образованию, к думским фракциям и к Министрам с выражением настойчивого пожелания, чтобы мусульманские школы имели родной язык, на котором должны преподаваться все предметы. Требования эти направленные по телеграфу сводятся к следующему:
1 -. Действие новых правил о частных низших учебных заведений не должны распространяться на конфессиональные мектебе.
2 -. Религия и родной язык должны обязательно преподаваться во всех училищах.
3 -. Преподавание всех предметов, за исключением русского языка, должно вестись на родном языке.
. 4 - Вопросы, относящиеся к преподаванию вероучению, родного языка, нравственно-религиозного воспитания учащихся мусульман, как то: назначение учителей мусульман, способов вероучения и родного языка, приглашение членов мусульман в училишные советы, выборы и одобрение мусульманских учебников - должны разрешаться по соглашению с мусульманским правлением.
   Газета «Вакт» не останавливаясь однако на этом поставила вопрос еще шире и в одном из № № поместила статью под заглавием «Мы не должны забыть», где указывается на хладнокровное отношение общества к мусульманским вопросам и доказывает значение революции в России, которая толкнула мусульман значительно вперед, благодаря чему появились разные общества и газеты, но масса вопросов остались не осуществимыми до сих пор, как:
1 -. Легализация партии «Иттифак».
2 -. Увеличение депутатов мусульман в Г. Д., Пропорционально числу жителей мусульман.
3 -. Реформа Духовного Собрания и расширение его прав.
4 -. Право на открытие национальных школ разного типа.
5 -. Привилегия татарского языка, т.е. применение его вместо Государственного в судах в таких губерниях, где преобладают инородцы.
6 -. Право на свободное развитие мусульман.
7 -. Издание Русско-Турецкой газеты в С.Петербурге.

  Из местных деятелей по панисламизму в Губернии известны:
__________________________________________________________
1 -. Фатых КАРИМОВ, редакт. газ. «Вакт».
2 -. Разетдин ФАХРЕДИНОВ, ред. газ. «Шуро».
3 -. Тимурша СОЛОВЬЕВ, редактор журнала «Чукич».
4 -. ТУПЧИБАШЕВ, сотрудник газ. «Вакт».
5 -. Муса БИГЕЕВ, бывш. учит. медресе Хусаинова.
6 -. Исхак АДЕЛЬГИРЕЕВ, выборн. от Оренбургск. духовенства.
7 -. Магжам ГИСМАТУЛЛИН, имам 8-ой мечети Сеитовск. посада.
8 -. ДЕИСКИЙ, чл. благ. общ. Сеитовского пос.
9 -. Мухамет ХИСАМОВ, сын купца Сеитовск. пос.
10 -. АБДУЛЗААРБАРОВ, завед. Типогр. Хусаинова-Каримова.
11 -. Багбистан ХАНУМ, начальница 2-х кл. мектебе для девочек.
12 -. Дж. БАЙБУРИН, чл. 3-ей Г. Д.
13 -. Шакир РАМЕЕВ. местн. коммерсант, золотопромышлен.
14 -. Закир РАМЕЕВ, брат предыдущего.
15 -. Гадилша МИШКИН, Предс. Оренб. благ. общ.
16 -. Загидулла ХАЗРЕТ, Мулла, чл. Оренб. бл. общ.
17 -. БАЯЗИТОВ, чл. Оренб. бл. общ.
18 -. КРУПАЧЕВ, чл. Оренб. бл. общ.
19 -. Ю. ДЕВЛИКАМОВ, чл. Оренб. бл. общ.
20 -. ХАБИБУЛЛИН, чл. Оренб. бл. общ.
21 -. Г. ДЕВЛИКАМОВ, кандид. в чл. Оренб. бл. общ.
22 -. МУЛЮКОВ, кандид. в чл. Оренб. бл. общ.
23 -. ДОНСКОЙ, Казначей Оренб. бл. общ.
24 -. АБДРАШИТОВ, Секретарь Оренб. бл. общ.
25 -. Мухамед Валей ХУСАИНОВ, имам Оренб. 1-й Соборн. мечети.

                 По ТРОИЦКОМУ:
__________________________
26 -. ТАЗЕТДИН / Рахманкулов /, журналист.
27 -. Мулла Галий ЯУШЕВ, Председ. благотворит. общ.
28 -. Латыф ЯУШЕВ, заведыв. библиотекой «Няжат».
29 -. БАШКАТОВА, Начальница учил. для девочек.
30 -. Хасанджан ГАББАСОВ, мест. купец.
31 -. Зиннатулла ХАЗРЕТ, мулла, окончивш. образов. в Турции.
32 -. Хажиахмет РАХМАНКУЛОВ, мест. ахун.
33 -. Мухамет Мухаметжанов КИНЖИН, учит. медресе 5-й мечети.
34 -. ГАНЕЙ, учит. Русско-Татарской школы.
35 -. Абдурахман РАСУЛЕВ, указной мулла при медресе.
36 -. Мухамедзян ВАЛЕЕВ, мест. коммерсант.
37 -. Гатиатулла ДЮЗЕЕВ, мест. купец.
38 -. Габдрахман АХМЕРОВ, мест. купец.
39 -. Багаутдин ШАФИГУЛЛИН, мест. купец.

                   По ЧЕЛЯБИНСКУ:
   ________________________________-
40 -. Магомет МУНИР-ГАДЫЕВ, указн. мулла и заведыв. школой.
41 -. Закир ГАЛЕЕВ, доверен. фирмы бр. Яушевых.
42 -. Мухамет Шариф КУЧУКОВ, мулла дер. Исянгилбдиной, Мухаметкул. вол.
43. Мухамеджан ГУСАМЕТДИНОВ, башкир дер. Мухаметкулевой.
44 -. Ахун КУРБАНГАЛИЕВ, дер. Мухаметкулуевой.

               По ОРЕНБУРГСКОМУ уезду:
   ___________________________________-
45 -. Сарариддин МИФТАХИДДИНОВ, ук. мулла дер. Тлеумбетовской.
46 -. Галялиддин ЖАЛЯЛЮТДИНОВ, ук. мулла дер. Мал. Тулебаевской.
47 -. Сабит КУЛСАРИН, учит. дер. Юмачузиной, Бушм-Каракипчакск. вол.
48 -. Сарваритдин САБИТОВ, имам дер. Тляумбетовой.
49 -. Габит АККУБЕКОВ, башкир дер. Кутлумбетовой.
50 -. Вафа КАМБУЛАТОВ, башк. дер. Кутлумбетовой.
51 -. Салим ГИРЕЙ, башк. дер. Кутлумбетовой.    / БАЙГУБЕТОВ. /
52 -. Сатулла НАДЕРГУЛОВ, башкир дер. Кутлембетовой.

                       По гор. ОРСКУ:
         ___________________________
53 -. Мухамед ЛАТИВ, мулла.
54 -. САРИМ. помощник муллы.
55 - .. Юлука САЛИХ Х, мулла. (Дер. Юлук -. Ф.Б.)

                      По гор. АКТЮБИНСКУ:
        ______________________________
56 -. Гумер АБДУЛБАНИЕВ, мулла.

   Насколько серьезно по своему замыслу нарождающееся среди мусульман движение свидетельствует речь произнесенная на Агафат / Мекка / / помещена в Турецком еженедельном журнале «Сираталь-Мустагим» / и касающаяся «Единения Ислама», где довольно определенно излагается между прочим: »что если бы мусульмане аккуратно посещали Мекку и там обсуждали бы ежегодно свои дела, то теперь на земле не было бы державы сильнее мусульманской ...... Вы и ваши соотечественники обязаны искренно подчиняться турецкой Конституций, а равно и Халифу пророка Магомета, святейшему из святых, ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ Султану Турецкому ......... Каждый из вас обязан, по мере возможности, жертвовать какую нибудь ДЕРЕВО в пользу Возрождения Ислама .......... В Морокко, Египте, Закаспийской обл., Туркестане, Дагестане .. ..... миллионное мусульманское население попирается иностранцами. Оно с каждым днем ​​подвергается разным несчастям и мучениям. Придет время, что оно окончательно погибнет. Ах, что за невежество и что за доверчивость ............ Если мы не образуем крепость из «объединенных мусульман» против Запада, то в будущем мы будем несчастны, мы, мусульмане, будем находиться в плену, а жены и дети наши будут подвержены унижения и позору ....... Ныне весь Ислам находится в плену у 2-3 христианских держав. Смотрите до чего довело нас это невежество и некультурность ......... Будем же самоотверженно работать в пользу религии, родины и прогресса Ислама ......... Прошу настоящее постановление распространять среди всех мусульман земного шара и призывать их к присоединению, а также делать им соответствующие указания ......... Когда же окончательно осуществится это наше постановление и будут достигнуты цели, то тогда мы, мусульмане земного шара можем присоединиться к конституционному государству Халифа, нашего пророка, святейшего из святых, ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Султана Турецкого. В виду того, что Султан Магомет Хан 5-ый есть предводитель Ислама, Халиф пророка и святейший из святых, то все мусульмане земного шара, считая Турцию центром великого Халифата, обязаны находиться под покровительством ея ..... Согласно Корана все мусульмане должны составить мусульманское войско. В настоящее время, чтобы защищать права Ислама, а также религию магометанскую, мы должны приобретать оружие новейших систем и изучать его производство, т.к. только тогда мы можем стоять против врагов. »    

     ( ПРИЛОЖЕНИЕ:. «ПРОГРАММА МУСУЛЬМАНСКОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»)
             Начальник Оренбургского Губернского Жандармского Управления
                           Б а б и ч ъ.
(ГАОО, ф.10, оп.4, ед.хр.412.)

           Искәрмә:

    Габдрәшит Ибраһимовның милли һәм сәяси эшчәнлеген өйрәнгәндә, мин Ырынбур дәүләт архивында бу хакта яңа мәгълүмат барлыгын ишеттем. 2010 елның эссе җәендә анда барып, мин бу "эш" не эзләп таптым, ул Ырынбур губерниясе жандармерия идарәсе начальнигы полковник Бабичның   губернаторга язган әләк-доносы булып чыкты.   "Совершенно секретно. Лично" дип мөһерләнгән, ике яклап шыплап язып тутырылган 13 битлек (26 ) бу белешмә "О движении" панисламизма "дип атала. Документ 1911 елның 6 февралендә, кара реакциянең иң котырган елларында, татар милләтчеләрен берәм-берәм төрмәләргә аткан елларда язылган. Дөрес, бүгенге татар галимнәре арасында миңа кадәр дә бу чыганакны файдаланучылар булгандыр, әмма мин аны кулыма алып укыганда, урыс империясенең татарларга карата бөтен нәфрәтен үземдә тойган кебек булдым. Әйе, әгәр 1914   елда Беренче бөтендөнья сугышы һәм 1917 елда февраль түнтәрелеше булмаса, Россия империясе татарларны күптән аяк астына салып таптаган булыр иде. Шушы дөнья күләмендәге глобаль вакыйгалар сәбәпле, Россия татарлар турында бераз онытып торырга мәҗбүр булды, милләт бугазындагы корыч кулларын бераз йомшартты, әмма нәкъ йөз елдан соң шушы темага яңадан әйләнеп кайтты ...
   Полковник Бабич дөньяда төрки халыкларның һәм мөселманнарның берләшә башлау куркынычы турында губернаторга хәбәр итә, Россиядә бу хәрәкәтнең башында укымышлы татарлар торганлыгын яза. Күренеп тора, ул бу теманы җентекләп өйрәнгән, татарларның милли һәм дини лидерларын да, матбугат органнарын да яхшы белә, ул 1905 елгы революциядән соң татарларның аерата активлашып китүен ассызыклый.   Шунысын да әйтергә кирәк, бу елларда милли мәгарифкә каршы берсеннән-берсе куркыныч кануннар һәм кагыйдәләр чыгарылган вакыт. Әлбәттә, татар зыялылары моңа каршы чыгалар һәм шул сәбәпле, империя өчен ышанычсыз һәм куркыныч кешеләр исемлегенә эләгәләр. 1906 елның 31 мартында Россия мәгариф министрлыгы милли мәктәпләрдә урысча укытуга күчү турында яңа кагыйдә чыгара, ә татарлар моңа буйсынмый. Һади Атласи бу хакта Ырынбурда хәтта китап та язып бастыра, шул сәбәпле, 1909 елда төрмәдә дә утырып чыга. Җирле татар матбугатында да милли мәктәп темасына язмалар булган булырга тиеш, һәм полковник Бабич шулар турында губернаторга җиткерә .
   Бу - йөз ел элек әйтелгән сүзләр, күтәрелгән проблемалар - милли мәктәп, ана теле һәм ислам дине. Империя йөз ел элек тә татарлардан шуларны тартып алырга теләгән, бүген дә шулай. Элек тә шушыларны әйткән өчен татар милләтчеләрен хөкем иткәннәр, бүген дә шулай ...   Полковник Бабичның язуынча, казан татарлары бөтен төрки-ислам дөньясын империягә каршы эшкәртәләр икән. Ул аеруча куркыныч шәхесләрне һәм матбагаларны да санап чыккан, алар - Габдрәшит Ибраһимов, Муса Бигиев, Ризаддин Фәхретдинов, Шакир һәм Закир Рәмиевлар, Фатыйх Кәрими, мөфти Мөхәммәдъяр Солтанов, Хәсән-Гата Мөхәммәтов, бертуган Бубыйлар, Латыйф Яушев, Тимерша Соловьев, Тупчибашев, Ырынбурдан , Орскидан, Троицкидан, Чиләбедән, Актүбәдән дистәләгән имамнар, журналистлар, татар байлары, исемлек шактый озын. (Шунда ук, 5-7 битләр.) Ышанычсыз газета-журналлар исемлегенә исә Ырынбурда - "Вакыт", "Шура", "Дин вә мәгыйшәт", Казанда - "Бәянел-хак", "Казан мөхбире", "Йолдыз", " Ялт-Йолт ", Бакуда -" Иттифак "," Тәррәкый ", Әстерханда -" Идел ", Тифлистә -" Молла Насретдин ", Петербургта -" Нур ", Бахчасрайда -" Тәрҗемән ", Уфада -" Мәгълүмат ", Самарада -" Ихтисал "матбагаларын кертә.   (Шунда ук, 4 бит.)
   Полковник Бабич татарларның хәйриячелек белән шөгыльләнүенә дә шик белән карый, аларны Төркия кул астында Хәлифәт төзергә җыенуда гаепли. Бүген дә татарларны шуның өчен гаеплиләр бит, йөз ел эчендә берни үзгәрмәгән! Бу белешмәдән күренгәнчә, 1910 елның 1 октябрендә Ырынбур театрында татарларның мең кешелек җыелышлары була, анда Дәүләт Думасы депутатлары, шул исәптән, Садри Максуди дә катнаша. Татарлар бу җыенда төп мәсьәлә итеп милли мәктәп проблемасын куялар һәм бөтен мөселман мәктәпләрендә укытулар ана телендә алып барылырга тиешелеген таләп итәләр ,  Дәүләт Думасына     Милли һәм Дини таләпләр белән   телеграмма   да   җибәрелә .
    Полковник Бабичның ә ләк-доносыннан күренгәнчә, Ырынбурда чыга торган "Вакыт" газетасы бу таләпләр белән генә чикләнеп калмый, сәяси мәсьәләләрне дә күтәрә. Әйтик, «Вакыт" газетасы битләрендә "Иттифак" партиясен рәсмиләштерү, Дәүләт Думасында мөселман депутатларын халык саны буенча сайлау, Диния Нәзарәтендә реформалар үткәрү һәм аның хокукларын арттыру, төрле типтагы милли мәктәпләр ачтыру, татар телен дәүләт теле дәрәҗәсендә судларда куллану, мөселманнарның ирекле үсеше, Петербургта урыс-төрек телендә газета чыгару таләпләре дә куела. Әлбәттә, бу хәл патша чиновникларын куркуга сала, төрки-мөселманнарның хак таләпләрен үтисе урында, алар татарларны эзәрлекләү юлына басалар. Губернаторны татарлар белән тагы да ныграк куркыту өчен, доносчы Бабич Төркиядә басылып чыккан "Сиратель-Мустакыйм" журналы битләреннән бер язманы мисалга китерә, анда мөселманнарны берләшергә чакыру бар. (Аның авторы Габдрәшит Ибраһимов булырга тиеш. )
   Белешмәгә өстәмә итеп, мөселман партиясенең программасы да теркәлгән, ул "Программа мусульманской конституционно-демократической партии" дип бирелгән. Безнең уебызча, бу - Габдрәшит Ибраһимов тарафыннан язылган, "Иттифак" партиясенең икенче съездында кабул ителгән программа булырга тиеш. Ул чын мәгънәсендә демократик принципларга нигезләнгән, шәхес һәм милләт хокуклары алгы планга чыгарылган. Программада партиянең бурычлары, гражданнарның хокуклары, дәүләт төзелеше, дин иреге, җирле үзидарә, хөкем эшләре, мәгариф, финанас һәм икътисад, игенчелек, эшчеләр мәсьәләсе, гаскәр, мөселманнар белән идарә эшләре   бүлекләре аерым параграф итеп бирелгән. Татар зыялыларының ул елларда ук шушындый демократик программа эшли алулары аларның сәяси яктан югары дәрәҗәдә булуларын күрсәтә.
      Полковник Бабичның бу белешмәсендә тарихи төгәлсезлекләр дә очрый. Ул Россия мөселманнарының беренче съезды 1906 елда узган, дип яза, бу дөреслеккә турын килми. Билгеле булганча, 1905 елның 15 августында,   Түбән Новгородтагы «Мәкәрҗә» ярминкәсе вакытында, Идел елгасындагы пароходта «Иттифак» партиясенең 1-нче корылтае була, 2-нче съезд 1906 елның 17-23 январында Петербургта, 3-нчесе 1906 елның 16-21 августында Түбән Новгородта үтә. Бабичның шәхесләргә биргән бәясендә дә төгәлсезлекләр бар, бигрәк тә аның Муса Бигив турында язганнары дөреслеккә туры килми. Бу әләк-белешмәдә милләтебезнең башка зыялылары турында да каралтып һәм бозып язу күренә, шулай ук атамаларның язылышында хәреф хаталары да шактый.
   Әмма шушы кимчелекләре булуга да карамастан, без моннан йөз ел элек язылган бу хезмәтне бүгенге укучыларга да тәкъдим итәргә булдык. Милләтебез зыялыларының, дәүләтсез шартларда да, тел, милли мәктәп, мәгърифәт, дин вә иман, милли мәдәният өчен ничек көрәшүләрен, аларга каршы дәүләт системасының ничек эзлекле көрәшүен бүгенгеләргә дә гыйбрәт итеп күрсәтергә булдык. Татар көрәшеп кенә исән кала алган, үз милли һәм дини хокуклары өчен көрәшсә генә, татар милләт буларак сакланып калачак, ин ша Аллаһ!
                        Фәүзия Бәйрәмова,
         язучы, тарих фәннәре кандидаты.
                    2014 ел, 27 апрель.