ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 16 апреля 2014 г.

Вопрос Президенту РФ В.В. Путину на 16 апреля 2014 года Москва (вопрос передан через сайт)

Уважаемый господин Президент позвольте мне задать Вам вопрос. РФ многонациональная страна, на территории которой проживают коренные народы и состоит из земель коренных народов. Однако их языки не имеют государственной поддержки из Федерального бюджета. Сейчас 21 век  а жить старыми имперскими понятиями уже не возможно. имперская модель погубит РФ. Необходимо предоставит каждому языку коренного народа РФ статус государственного языка РФ. При том,что язык коренного народы был бы обязательным для изучения его носителем а другим по их желанию А русский язык был бы и языком межнационального общения. И гос поддержку из Федерального бюджета на развития языков коренных народов, пропорционально количеству носителей языка. С уважением, Аскер Бикбаев

ПОЛОЖЕНИЕ ΙII Межрегионального фестиваля - конкурса детского танцевального творчества тюркских народов “Шома бас” (“Легко танцуя”)

                                                                                                                                                                                                                     
«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                
Министр культуры, печати                       
и по делам национальностей                       
Республики Марий Эл                                 
_____________М.З. Васютин                     
               
«______» __________ 2014 г.                                         

ПОЛОЖЕНИЕ
ΙII  Межрегионального фестиваля - конкурса  детского танцевального  творчества тюркских народов  “Шома бас” (“Легко танцуя”)

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ:
      -    Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий
           Эл
-          Государственное автономное учреждение культуры  Республики Марий Эл «Республиканский центр татарской культуры»;
-          Региональная национально - культурная автономия татар Республики Марий Эл;
СОУЧРЕДИТЕЛИ:
-          Государственное учреждение Республики Татарстан  «Молодежный центр «Идель»»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:
-          АУ  РМЭ «Марий Эл радио»;
-          ОАО ТРК «Новый век – Яна гасыр»;
-          Редакции газет «Татарстан яшьлэре», «Безнен гэжит»;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-   поиск и реализация художественного потенциала талантливых,   
     самобытных коллективов;
-   привитие любви и интереса к национальным, традиционным истокам, к    
    музыкальному и танцевальному  наследию  народов;
 - предоставление возможности всем желающим проявить себя в творчестве;
-          развитие и укрепление профессиональных и культурных связей между творческими коллективами;
-          привлечение внимания общественности к проблемам детского самодеятельного творчества;
-          содействие в развитии перспективных творческих коллективов и исполнителей.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ:
 конкурс проводится в 2 тура.
1 тур:
- отборочные туры в районах и в городах  РМЭ; и регионов РФ
2 тур – заключительный, гала – концерт победителей.   в здании ГАУК РМЭ  «Республиканский центр татарской культуры» по ул. Мира, 28,  19 апреля 2014 года
Начало отборочного тура в 10.00. Начало гала – концерта в 17.00. Заявки принимаются до 10 апреля (включительно).
УЧАСТНИКИ  КОНКУРСА:
-          хореография: танцевальные  коллективы  и сольные  исполнители;
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Конкурс проводится по следующим  возрастным категориям:
-            младшая с 7 до 12 лет,  средняя с 13 до 17 лет
коллективы  не более 15 человек
-           коллективы, дуэты, сольные исполнители представляют на  конкурс 2 танца:
-          1 танец – татарский танец;
-          2 танец – танец народов мира;
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЖЮРИ:
-   уровень исполнительского мастерства коллективов, исполнителей;
-          драматургия танцевальных номеров, оригинальность, раскрытие образа;
-          культура исполнения, артистичность;
-          соответствие репертуара исполнительским возможностям детей, их возрастным особенностям;
-          сценический имидж, культура костюма.
ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ  КОНКУРСА:
 По итогам конкурса жюри определяет победителей в каждой номинации и присуждает звания Лауреатов и дипломантов конкурса с вручением дипломов и памятных призов. Оргкомитет имеет право на свое усмотрение учреждать поощрительные призы и дипломы руководителям творческих коллективов. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ:
       Конкурс проводится за счет средств организаторов.
      Для участников регистрационный взнос составляет:
      Солист – 200 рублей
      Дуэт – 300 рублей
      Коллектив 500  рублей.
Командировочные расходы участников (проезд, суточные) осуществляются за счет направляющей стороны.
Для участия в  конкурсе необходимо выслать в адрес оргкомитета заполненную заявку (прилагается), заверенную руководителем организации.
Контактный телефон/факс:  (8362) 64 - 67 – 90
e-mail: tatcentr12@yandex.ru
Адрес:
424005,
Республика Марий Эл,
г. Йошкар – Ола,
ул. Мира, д.28


ОРГКОМИТЕТ.


ЗАЯВКА

На участие в Республиканском конкурсе народного танца «Шома бас» (Легко танцуя)


1. Название коллектива  __________________________________________
2.Руководитель _________________________________________________

3.     Название танца, __________________________________________
________________________________________________________________

4.     Музыкальное сопровождение
     (мини - диск, диск)_____________________________________________

                                                    Список участников ансамбля

ФИО
Дата рождения
Полных лет






















Руководитель коллектива: ______________    /_______________________/

Руководитель организации: _____________   /_______________________/


М.П.                                                 

ОСНОВЫ ТЮРКСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ПРОЕКТ) TÜRK HALKLARI DÜNYA GÖRÜŞÜ İLKELERİ (TASLAK)


Экс-Председатель Ассамблеи Тюркских Народов , Член Координационного Совета
Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов
                                                  (ВАТН), канд. историч. наук
                                                  Мухаметдинов Р. Ф. (Татарстан)


            ОСНОВЫ ТЮРКСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ПРОЕКТ)
 
                                        ВВЕДЕНИЕ       

        Мировоззрение – очень широкое понятие. В нашем случае мы понимаем под ним предельно обобщенно излагаемую систему взглядов на объективный мир, место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности, к обществу, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
        В своем социальном спектре мировоззрение может быть основой и идеологии.
        Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, народа или нации.
        Общетюркское мировоззрение, которое бы консолидировало и солидаризировало тюркские народы, не может быть чисто религиозным, тем более построено на базе ценностей какой-либо одной религии, так как в тюркском мире есть несколько конфессий: ислам, христианство, буддизм, иудаизм, а также языческие верования. Кроме этого есть большие массы населения, ориентирующиеся на светский образ жизни. Ни в одном тюркском государстве ни одна религия не является государственной. Везде провозглашена свобода совести.
        Объединяющее нас, тюрков, мировоззрение состоит из тех взглядов и ценностей, которые своими корнями восходят к исконно тюркским представлениям о природе, человеке и мире, и которые сформировались задолго до появления мировых религий.
        Конечно, эти древнетюркские представления тоже не обходились без божеств, но информацию о них тюркам давали не конкретные личности-пророки (Авраам, Будда, Иисус Христос, Мухаммед), а наши предки приходили к понятию бога путем умозрительного истолкования природы, рассматриваемой в ее целостности.
        Подобное мировоззрение по своей сути было ближе не к религии, а к философии природы (натурфилософии). Фактически философия природы была первой исторической формой философии.
        В силу выше изложенного наше тюркское мировоззрение должно носить светский и национальный характер, опирающийся с одной стороны на наши древние корни, а с другой стороны – на фундамент современной науки и философии.
 
                1, О ДРЕВНОСТИ ТЮРКОВ И ИХ КУЛЬТУРЫ
 
        Отправной точкой мировоззрения тюрков должен быть факт осознания ими себя как одного из самых древних народов на Земле. Это подтверждается тем, что тюркская лексика присутствует в шумерском (Азия), этрусском (Европа), индейских (Америка) и в индо-европейских языках. В разные языки проникли не только слова, но и элементы грамматики прототюркского языка (В Америку из Азии люди проникали в период с 30 000 до 14 000 лет до н.э.).
 
  2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА, МАТЕРИИ, ТЮРКСКАЯ КОСМОГОНИЯ
 
        Как лингвистические, так и мифологические материалы тюркской культуры картину возникновения мира сводят к следующему: Первовещество представляло собой хаос (смесь) из воды и воздуха. Затем из этого хаоса получились отдельно вода (земля) и небо (воздух, солнце) и таким образом был создан мир.
        Это соответствует тюркской мифологии, согласно которой первоначально мир существовал в форме яйца. Вероятно, желток означал «солнце и небо», а белок – «воды океана». Это первовещество – хаос из неба (воздуха) и воды назывался у тюрков «йер-су» (земля-вода) или «тенгиз/тенгир» (море) или «бутюн» (всё, все), а у шумеров – «абсу».
        То есть. по представлениям наших предков мир возник из некой универсальной единицы, состоявшей из некоего однородного вещества, а именно из воды (Н 2 О). Вода же возникла сама по себе. В этом процессе не присутствовали ни демиург, ни бог. Нас не должно смущать, что «хаос» состоял из воды и воздуха. Дело в том, что воздух тюрки представляли в виде той же воды, только в виде водяного пара. На это указывает татарский глагол «суламак» (дышать), а слово «кук» (небо образовалось от слова «суг» (вода). В тюркских языках возможен переход «с» в «х», а затем в «к». Таким образом вода разделилась на воду и воздух.
        Это древнетюркское представление о начале мира из универсальной единицы, состоящей из однородного вещества (воды) полностью подтверждается самыми последними открытиями в астрофизике.
        Сейчас считается, что изначально Вселенная представляла из себя один единственный атом, после чего произошел его взрыв, который мы называем Большим Взрывом, в результате которого появились газы, затем звезды и галактики. Сначала вещество Вселенной было однородным, оно состояло лишь из водорода (Н), но затем появляется гелий и другие химические элементы.
        Так что у наших предков были вполне адекватные представления о возникновении мира и материи.
        Интересно, что первый древнегреческий философ Фалес считал, что первоэлементом всех вещей является вода. Известно, что он ездил в Египет и учился у тамошних ученых, те в свою очередь многое переняли от шумер. Шумеры же были народом, или образовавшимся от слияния двух народов, одним из которых были прототюрки, или прототюрки оказали огромное культурное влияние на соседний народ.
        Результат этого слияния можно увидеть в следующих языковых и философских материалах. Одними из синонимов тюркского слова «суг/сув» (вода) были слова «(б)ат» - сравните тюркск. «батмак» (тонуть), «пар», «буз» (лед). Которое из них древней, трудно сказать. Например, в татарских сказках большие водные пространства называются «ат» (из «бат»). Возможно, отсюда возникли слова «Атыл» (Волга) и Атлантика. Из этого же куста произрастает слово «бар» (наличие чего-либо) и «ма» (понятие какого-либо действия или результата действия, то есть нечто). Например, «гелмек» (прийти), а «гелме» - приход, понятие прихода. «Язмак» - писать, а «язма» - надпись.
        С тюркским «ма» связано шумерское философско-религиозное слово МЕ, которое означало «понятие», данное богом. Например, МЕ «власть правителя» - то есть, слово, обозначающее МЕ (понятие) «власть правителя». Например, были МЕ «корона», МЕ «храм» и т. д. Всего этих МЕ у шумер было сто восемь (1). Это тюркское «ма» проникло и в русский язык в словах «письмо», «резьба» и других из этого ряда.
        Понятие «ма(ат)» («ат» здесь - просто грамматический показатель женского рода) , означавшее в Древнем Египте «божественная истина» или «космический миропорядок», является основополагающим для теологической доктрины власти фараонов. Фараон был стражем, оберегающим страну от сил хаоса (2).
        Тюркское «ма» имело множество значений: «(б)ат» – вода, «нэмэ» – нечто, вещь, «язмады» - не написал (частица отрицания «ма»), «Язды мы?» - Написал ли он? (вопросительная частица «мы»).
        Эти же функции, связанные с пониманием воды как первоосновы бытия, мы наблюдаем и в индо-европейских языках. Например, в нем. языке:
Wasser (вода) – etwas (что-то) – was? (что?). То же самое можно наблюдать в семитских языках. Например, в арабском языке: ма (вода) – ма (что-то) – ма (нет, не) – ма? (Что за…? Какой?).
 
                        3. ТЮРКСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
 
        Как мы указывали уже ранее, у тюрков понятия «небо, воздух, солнце, бог» были неразрывно связаны с понятием «вода». Отсюда одно из древних названий солнца «бал, бай». Об этом говорят и глаголы «балкты» - сияло (о солнце), «байыды» - закатилось (о солнце), «батты» - село (о солнце). Здесь мы видим, что корень «ба (ма)» одновременно выражает и наличие и отсутствие солнца.
        Из тюркского слова «тук» ( в древности «солнце, бог»), также связанного с понятием «вода» (тук – суг – сув) возникли такие диаметрально противоположные друг другу понятия как «йок» (отсутствие чего-либо) и «чок» (в огузских языках «обилие чего-либо»). Это говорит о том, что наши далекие предки-прототюрки понимали, что каждый предмет или явление внутренне противоречиво и содержит в себе две противоположные тенденции. Например, солнце, если оно умеренно греет, может способствовать обильному урожаю («ма» - наличие чего-либо, «чок» - обилие чего-либо), а если оно будет испепеляющим, то урожай сгорит («ма» - отрицание, «йок» - отсутствие наличия чего-либо). Они видели борьбу этих двух начал во многих явлениях, которая и являлась источником существования и развития самого этого явления.
        Возьмем, например, понятие «власть». В ней есть два начала: крайне слабая власть, граничащая с ее отсутствием и деспотическая власть. Только во взаимодействии этих двух начал существует нормальная власть или власть как таковая. На этот случай у татар есть поговорка: «Юаш булсанг, басарлар, усал булсанг, асарлар, уртада булсанг, ил башы итэрлэр» (Если будешь мягкотелым, тебя придавят, если будешь злым (деспотичным) – повесят, а если будешь придерживаться середины – сделают главой государства). Это говорит о том, что наши предки понимали диалектику вещей и их противоречивость.
        В новейшее время эта диалектика была открыта и для остального мира в виде знаменитой Диалектики Гегеля в немецкой философии. Согласно диалектику Гегелю, в живой природе «все вещи противоречивы в самих себе»; «противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью» (3).
         
 4. СОЛНЕЧНАЯ ГОРА «ДАГ(ТАУ)» КАК ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ БЫТИЯ
 
        После разделения водного хаоса на небо (солнце) и воду (землю) гора или одинокое высокое дерево стали у тюрков элементом, связующим небо и землю. Особенно почитались горы. Отдельным горам давались имена типа Хан-Тенгри, Казбек, Эльбрус и т. д. Горы были священными. По-тюркски гора называется «даг/тау».
        Это слово первоначально было звукоподражательным и могло, например, означать стук дятла по дереву «тук-тук». Затем это слово стало означать саму эту птицу. В татарском языке «дятел» - тукран. В некоторых индейских языках – «тукан».
        Также этот астральный символ «так/тау» мог произойти от слова «урдак» (тюркск. «утка»), корень которого можно наблюдать и в индо-европейских языках: duck (англ. «утка»), рус. «утка». Дело в том, что в мифологии многих тюркских народов фигурирует золотая или белая утка, которая является олицетворением солнца. Затем, благодаря ассоциативному мышлению наших предков, название птицы, летающей высоко в небе, перешло на солнце, которое стало называться «тук». У древних тюрок был и бог под этим названием. А конусовидная гора как олицетворение солнца также получила название «так/таг/тау»
        Интересно, что у этрусков был бог по имени «Таг», а у древних греков верховный вождь именовался Тагом. У индейцев Центральной Америки верховный вождь назывался «Кон тики» - дословно «сын (тик) солнца (кон)».
        Вероятно, древнегреческий  «Теос» (бог), римский «Деус» (бог) и иранский «Дев/Див» (бог) также связаны с тюркским «тау». Примечательно, что «бог» в языке индейцев Майя обозначается словом «Тео».
        Тюрки на вершинах гор хоронили своих вождей, там же они совершали жертвоприношения и устраивали пиры и ритуальные песнопения. Отсюда возникли такие слова из корня «таг/тау» как «туй (пир), тук (сытый), суймак (зарезать животное), такмак (песня, воспевающая бога «Тук»), сукмак (тропа - это слово говорит о том, что гора была олицетворением пути, то есть, тропы для познания бога Тук, для познания Неба).        
        Позднее, когда тюрки стали жить в степях, на равнинах вдали от гор, они для захоронений и для религиозных ритуалов создавали искусственные горы-курганы. Гора (курган) была путем общения с богом, путем познания неба, мироздания, законов Вселенной, бытия. Это был тюркский метод познания мира.
        Отсюда, скорее всего, ведет свое происхождение китайское философское понятие «дао» (даосизм). «Дао» - по-китайски «путь, дорога». Кратко «дао» - это закон развития бытия, который ни от чего и ни от кого не зависит, Он вне времени и пространства. Познать Дао – значит, постигнуть закон природы и умение соответствовать ему. Соответствовать Дао – это значит, жить в гармонии с природой и миром.
        Затем японцы переняли у китайцев эту философию и назвали ее на японский лад «синто» ( отсюда «синтоизм») - буквально «путь богов» где «син» - бог, а «то» ( из кит. «дао») – путь.
  
                5. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
 
        Если мы обратимся к мировоззрению тюрков в отношении социума, их взглядов на то, каким должно быть общество, какова роль человека в нем, как человек должен относиться к природе и т. д., то мы заметим одну их особенность, отличающую их от других народов.
        Если некоторые народы объявили себя рабами Бога, а другие позволили сделать себя рабами своих вождей, то тюрки никогда не закабаляли своих соплеменников. Они считали себя сынами Неба (Солнца, Вселенной, а в конечном счете его Величества Природы), поэтому у них было всегда трепетное отношение к природе, они старались жить в гармонии с ней. Взять хотя бы ту же Ясу (Закон) Чингиз-хана, там за многие, даже за незначительные поступки, наносящие ущерб природе, полагалась смертная казнь. Чистота природы была возведена тюрками в культ. Они не считали себя царями природы, а считали себя ее органической частью.
        Экологическая проблема и в наши дни считается одной из самых актуальных и является предметом озабоченности мирового сообщества. Отсюда этот аспект тюркского мировоззрения является современным и актуальным не только для тюрок, он носит универсальный характер.
 
                            6. ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ
 
        С принципом благоговения перед природой у тюрок связан обычай любования природой, эстетического наслаждения ее красотами. В наши дни отголоском этого является японский обычай любования цветением сакуры (японской вишни) и искусство экибаны (составления букетов цветов). Дело в том, что японцы являются дальними родственниками тюрков по происхождению. Языки тюрков, монгол, маньчжуров, корейцев, японцев входят в единую алтайскую языковую семью. У тюрков же это любование природой, на мой взгляд, сохранилось лишь в поэзии, в которой природе уделяется довольно много места.
 
         7. ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
 
        Следующей особенностью мировоззрения тюрок является их любовь к Родине. Об этом говорят Орхоно-Енисейские надписи. Йер-Су(б) (тюркск. «Земля-Вода») в понимании тюрок составляет единое целое, как синоним понятия «родина». Свою любовь к родине, родной земле древние тюрки довели до культа. Божеством серединного, наземного мира считался «Удук Йер-Су(б)» (Святая Земля-Вода). Этот культ был связан с поклонением горам, озерам, рекам. Почитание предков, Родина, как и любовь к ней, - ключевое понятие в политических представлениях тюрок. О почитании предков говорит и то, что тюрки поминают усопшего на 3-й, 7-й, 40-й день и через год после его смерти. В общем плане все эти обычаи способствовали патриотизму и знанию своей истории, особенно древней истории.
        В наше время это тем более важно, потому что до недавнего времени в европоцентристской исторической науке тюрков представляли молодым варварским, исключительно кочевым народом. В последние годы этот стереотип немного пошатнулся, но нам еще предстоит много поработать, чтобы он был окончательно развенчан.
        Уже наступила пора признать прототюрок народом, который сформировался задолго до образования первой цивилизации на Земле – Шумерской цивилизации. Он сам участвовал в формировании шумер как народа. Об этом говорят богатые языковые материалы. Эта история не должна быть только уделом узкого круга ученых, эту нашу древнейшую историю должен знать каждый тюркский школьник, где бы он ни жил.
        В этом будет заключаться наше современное следование древнему тюркскому принципу почитания предков и любви к Родине.
 
  8. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ТЮРКСКИЙ ПУТЬ
                     ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
 
        Тюркские мировоззренческие представления о структуре государства, о взаимоотношениях элиты и народа, о социальной справедливости уходят в глубину веков. Уже в эпоху Тюркских каганатов (
VI-VII вв.) были оставлены эпитафии на камнях, по которым можно судить о принципах жизни общества того времени. На самом верху власти находился каган, власть которого передавалась по наследству, но эта передача утверждалась на курултае (съезде) беков (князей). Если после кагана не оставались наследники, то каган избирался из беков. Ниже беков был «будун» (простой народ). Рабы у тюрок были, но это в основном – пленники из инородцев.
        Главными задачами кагана были: 1. Защищать и расширять государство, 2. Обеспечивать экономическое благополучие государства и народа, 3. Укреплять величие государства и умножать его славу.
        Главными качествами кагана должны были быть: 1. Мудрость, 2. Мужественность, 3. Прямота.
        Для подданных главными качествами должны были быть: 1. Послушание, 2. Исполнительность, 3. Дисциплина во всех делах и походах, организованных каганом и элитой.
        Но каган не мог управлять волюнтаристски, не советуясь с беками и не осуществляя свое правление в русле «Торе» (комплекса традиций предков). Если он нарушал эти правила, его могли сместить на курултае и выбрать другого кагана.
        Надо признать, что во многом такая структура тюркского общества дожила до наших дней. Только сейчас беки называются депутатами или министрами, каганы – президентами и т. д. термины новые, а суть – та же самая.
        Социальное расслоение уже тогда присутствовало в обществе. В Каганате, например, были семьи, которые имели по 100 000 овец и 10 000 лошадей. Но социальные лифты тоже хорошо работали. Например, титул «бек» (князь) не давался пожизненно и по наследству не передавался. Этот титул надо было заслужить участием в войнах или умелой работой в системе государственного управления. В экономической сфере так же можно было преуспеть, благодаря личным способностям. Например, описывается случай, когда некий мальчик-сирота, начав в молодости службу у кагана, уже к 30-ти годам обладал табуном в 10 000 лошадей и дослужился до больших чинов.
        Для мировоззрения тюркской элиты, особенно кагана, было свойственно осознание своей ответственности перед народом за его благосостояние и судьбу. Говоря нашим языком, каганат стремились сделать в какой-то степени социально ориентированным государством.
        Вот как говорит каган, старший брат Кюль-тегина, о своем отношении к народу (Из текста памятника в честь Кюль-Тегина): «Я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел без дела днем. С моим братом Кюль-Тегином и с двумя шадами я участвовал в сражениях до полного изнеможения. Я поднял к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ».
        Тот исторический факт, что тюрко-монгольские народы сумели создать в свое время крупнейшие в мире государства: Гуннскую империю, Тюркский Каганат, Монголо-тюркскую империю Чингиз-хана, говорит о том, что кроме военных преимуществ в их обществе наличествовала определенная социальная справедливость и работали социальные лифты.
        Исходя из вышеизложенного, принцип социальной справедливости и в наши дни очень актуален для тюрок, и он должен быть в арсенале их мировоззрения и идеологии.
        Думается, что ни тоталитарный социализм с его механистической уравниловкой, ни олигархический капитализм с его монополизмом на все не были приняты и не воспринимаются тюркским менталитетом, поэтому для нас, тюрок, более приемлемым было бы развитие в русле народного капитализма.
        Одна из моделей народного капитализма представлена казахским академиком, председателем Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН) Ерментаем Султанмуратом в его книге «Трансформация мира» (Алматы, 2002 г.). Она представляет собой двухфакторную рыночную модель экономики, в которой все работники предприятия через владение его акциями одновременно являются и его собственниками. Теперь мы называем эту модель тюркским путем общественного развития.
        Во многом, опираясь на эту модель, президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута идея «Общества всеобщего труда».
        В этом же направлении, но с сильнейшей философской базой, написано много трудов выдающимся татарским и российским ученым, академиком, специалистом в области философии собственности и межнациональных отношений Бургановым Агдасом Хусаиновичем. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что только обладая собственностью, человек будет свободен и самодостаточен, а конкуренция свободных собственников будет источником саморазвития общества. Он утверждает, что не капитализм олигархов-монополистов, а общество широкого слоя собственников, конкурирующих друг с другом, станет залогом развития и процветания народа.
        У него разработана своя концепция по выводу России из тупика, а также предложена национальная идея для Татарстана (См. Бурганов А.Х. Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2004.).
        Таким образом, подытожим вкратце, к чему же в основном сводится тюркское мировоззрение. В сфере онтологии (знании о бытии), согласно тюркскому мировоззрению:
 1. Все наличное бытие возникло из одного источника (хаоса).
 2. Этот источник (хаос) состоял из однородного вещества – воды.
 3. Все вещи и явления содержат в себе внутренние противоречия, которые
     являются органичными для них и являются основой их внутреннего изме-
     нения и развития.
         В социальной сфере:
 4. Бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с ней.
 5. Получение эстетического наслаждения от созерцания природы, воспева-
     ние ее.
 6. Почитание предков, любовь к Родине, гордость за свою историю.
 7. Социальная справедливость, Ответственность элиты за народ и государ-
     ство.
  
                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Вышеизложенные основы тюркского мировоззрения формировались в течение тысячелетий и уходят своими корнями в доисторическое прошлое тюрков, они глубоко оригинальны и пронизывают национальный менталитет наших народов. В то же время они вполне современны, актуальны и для современного тюркского общества, они прекрасно вписываются и в систему общечеловеческих ценностей.
        Надеюсь, что в тюркских государствах путем углубления и расширения этих мировоззренческих основ, путем обогащения их местным материалом, они будут использованы при создании учебников национальной истории, учебников по обществоведению и концепций национальных идеологий.
 
                       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 1. Гудава Тенгиз. До и после Библии. Глава 2., Шумер/МЕ,
     www.netslova.ru/gudava/sumer/gl2.html - 27.03.2014).  
 2. Рол Дэвид. Генезис цивилизации., М.: Издательство ЭКСМО, 2003, с.
     353).
 3. Гегель Г. Соч. в 14 тт., т. 5., с. 520, М.-Л., 1937 г.

                                                      Türk Halkları Dünya Asamblesi
                                               Koordinasyon Kurulu Üyesi
                                               Tarih Doktorası Rafael Muhametdinov
                                                     (Tataristan)

       TÜRK HALKLARI DÜNYA GÖRÜŞÜ İLKELERİ (TASLAK)

                                                    GİRİŞ

Dünya görüşü gayet geniş bir kavramdır. Bu takdirde o, son derece genellenmiş şekilde ifade edilen nesnel dünyaya ilişkin görüş sistemi, onun [nesnel dünyanın] üzerinde insanın yeri, insanın çevredeki gerçekliğe, topluma karşı tavrı, inançları, ülküleri, değer yönemleri anlamina gelir.
Sosyal yanıyla dünya görüşü bir idioloji için de temel olabilir.
Dünya görüşü gelişimi, yalnız kişiliğin değil, aynı zamanda belirli bir sosyal grubun, halk, milletin olgunluğu göstergesidir.
Türk halklarını pekileştirebilecek ve aralarındaki dayanışmayı sağlayabilecek olan umumi Türk dünya görüşünün, sadece dini olması mümkün değildir, hele belirli bir din değerlerine istina etmesi mümkün değildir, çünkü Türk halkları dünyasında birkaç din mevcuttur, Islam, Hıristiyanlık, Budizm, Musevilik ve paganizm inançları. Ayrıca, laik yaşam tarzına yönelen halk yığynları vardır. Türk ülkelerin hiçbirinde resmi devlet dini yoktur. Hepsinde vicdan özgürlüğü ilan edilmiştir.
Biz Türk halklarını birleştiren dünya görüşü, dünya dinleri ortaya çıkmadan çok önce biçimlenmiş kökleri ile asıl Türk doğa, insan ve dünya telakkilerine kadar uzanan görüş ve değerlerden oluşur.
Elbette, bu Ön Türk telakkilerı tanrısız değildiler, ancak Türkler, onlarla ilgili bilgileri belirli peygamber kişilerden (İbrahim, Buda, İsa, Muhammed) almadılar, atalarımız tanrı kavramını doğayı sezgı ıle ve bütünsel olarak yorumlayarak öğrenmişlerdir.
Benzeri dünya görüşü esasında dine değil, doğa felsefesine daha yakındı. Fiilen doğa felsefesi ilk tarihsel felsefe biçimiydi.
Bu söylenenlerden dolayı biz Türk halklarının dünya görüşü bir taraftan eskiçağ köklerimize, diğer taraftan ise – çağdaş bilim ve felsefe temeline dayanan, laik ve ulusal mizaçlı olmalıdır.

1.  TÜRK HALKLARI'NIN VE KÜLTÜRLERİNİN ESKİLİĞİ

Türk halkları dünya görüşünün hareket noktası Dünya'nın en eski uluslardan olduğumuz kabul edilmesi olmalıdır. Bunu, Türk kelime hazinesinin Sümer (Asya), Etrüsk (Avrupa), Kızılderili (Amerika) ve Hint-Avrupa dillerinde mevcut olduğu ispatlar. Prototürk dilindeki kelimeler ve hatta bazı gramer elemanları farklı dillere geçmiştir (insanlarAsya’dan Amerika’ya M.Ö. 30 000 ve M.Ö. 14 000 arasındaki dönem içinde geçmişlerdir).

2.  DÜNYA VE MADDENİN OLUŞMASI, TÜRK KOZMOGONİSİ

Türk kültürünün gerek dilbilimı, gerekse mitolojik malzemeleri, dünya oluşumunun manzarasını böylece anlatabilir: İlkel madde hava ve su kaosuydu (karışımıydı). Sonra bu kaostan su (yer) ve gök (hava, güneş) ayrılmış, böylece dünya oluşmuştur.
Bu, dünya ilk önce yumurta şeklinde tasvir eden Türk mitolojisine uygundur. Muhtemelen, yumurtanın sarısı güneş ve göğü, akı ise okyanus sularını ifade etmiştir. Bu ilkel maddeye – gök (hava) ve su kaosuna- Türkler "yer-su"ya da "tengiz/tengir" (deniz) ya da "butün" (tüm, bütün), Sümerler ise "absu"demişlerdir.
Yani atalarımız dünyanın homojen bir maddeden, yani sudan (H2O) oluşan bir evrensel birimden meydana geldiğini düşünmüşler. Su ise kendinden ortaya çıkmış. Bu oluşmaya ne demiurgos ne de tanrı katılmıştır. "Kaosun'' su ve havadan oluşmuş olması bizi yanıltmamalı. Söyle ki, Türk halkları havayı aynı suyun, su buharı şeklinde bir görüntüsü olarak hayal etmişlerdir. Bunu tatar fiili "sulamak" (nefes almak) gösterir, "kuk/kük"(gök) kelimesi ise "sug"(su) kelimesinden kaynaklanıyor. Türk dillerinde "s"- ''h" geçişi, daha sonra da "h"-"k" geçişleri mümkündür. Böylelikle su, hava ve suya ayrılmıştır.
Dünyanın homojen bir maddeden (sudan) ortaya çıkmasına dair eski Türk telakkisi son astrofizik buluşlar ile tam olarak kanıtlanır.
Günümüzdeki düşünce şöyle ki, Evren ilk önce tek bir atomdan oluşmuş olup, sonra Büyük Patlama dediğimiz bir patlayla gazlar, sonra da yıldızlar ve galaksiler oluştmuştur. Evren maddesi önceleri bir tek hidrojenden (H) oluşuyor olup homojendi, ama sonra helyum ve başka kimyasal elementler ortaya çıktı.
Şöyle ki, atalarımızın dünya ve maddenin oluşumuna dair telakkileri gayet mantıklıydı.
Şu ilginç ki, ilk antik Yunan filozofu Thales tüm nesnelerin ilksel elementinin su olduğunu düşünmüştü. Bilindiği gibi Thales Mısır'a gidip orada Sümer’den pek çok şey öğrenen bilim adamlarından öğrenim görmüş. Sümerler ise, ya birisi prototürkler olan iki halkın kaynaşmadan oluşmuş bir halktır, ya da prototürkler komşu halklarına büyük etki yapmışlardır.
Bu kaynaşma sonucunu aşağıdaki dil ve felsere malzemelerde görebiliriz. Türk dillerine ait olan ''sug/suv'' (su) kelimesinin anlamdaşları "(b)at" (Türk dillerine ait "batmak" kelimesi ile karşılaştırın), "par"(buhar), "buz" kelimeleriydi. Hangisinin daha eski olduğu bilinmez. Mesela, Tatar masallarında büyük su alanlarına "at" ("bat" tan olma) denir. Muhtemelen, böylece "Atıl" (Volga) ve Atlantik kelimeleri ortaya çıkmıştır. Aynı kaynaktan "bar" (birşeyin varlığı) ve "ma" (bir eylem ya da bir eylemin sonucunu ifade eder, yani bir şey oluşuyor. Mesela, "gelmek" - "gelme”, yani “gelme” kavramı. "Yazmak" – "yazma".
Türk "ma'' sözcüğüne tanrı tarafından verilen ve "bir anlam" manasını ifade eden Sümer felsefi ve dini ME kelimesi bağlıdır. Mesela, "hükümdar iktidarı" MEsi, yani, "hükümdar iktidarı" anlamını ifade eden kelime. Mesela, "tac" MEsi, "tapınak" MEsi v. b. vardı. Bu ME’lerden Sümerce’de toplam yüzsekiz vardı (1).Türk dillerine ait olan bu "ma" Rus dilinin “pismo” (mektup), “rezba” (oyma) ve benzeri kelimelerine geçmiştir.
Eski Mısır'da "ilahi hakikat" veya "uzaysal dünya düzeni"ni ifade eden "Ma(at)" ("at" yalnız dişil gramer göstergesidir) kelimesi, "firavun iktidarı" teolojik dokntrinin temel telakkisidir. Firavun, ülkesini kaos gücünden savunan bir muhafızıydı (2).
Türk dillerine ait olan "ma" sözcüğünün pek çok anlamı vardı: " (b)at" -su, ''neme'' - bir şey, nesne, "yazmadı"(olumsuzluk eki), "yazdı ? " - (soru eki).
Suyun varlık temeli olduğunu gösteren “ma/va” sözcüğünün görevlerini biz Hint-Avrupa dillerinde de görebiliriz. Mesela, Almanca’da - Wasser (su) - etwas (bir şey) – was? (ne?). Aynı olayı Sâmi dillerde görebiliriz. Mesela, Arapça’da: ma (su) – ma (bir şey) - ma (hayır) - ma? (Nasıl…? Hangi?).

3.     TÜRK DİYALEKTLİĞİ

Önce belirttiğimiz gibi, Türk halklarının gök, hava, güneş, tanrı telakkileri sıkıca "su" telakkisine bağlıdır. "Bal","bay" güneş isimleri de bundan kaynaklanmaktadır. Bunu (güneş)"balktı" -  (güneş) “parladı”, (güneş) "bayıdı" - (güneş) "battı" fiilleri de belirtir. Gördüğümüz gibi, "ba (ma)" kökü aynı zamanda güneşin varlığını ve yokluğunu ifade eder.
"Su" (tuk, sug, suv) telakkisine bağlı olan türk dillerine ait "tuk" kelimesinden "yok" (bir şeyin bulunmaması), "çok" (Oğuz dillerinde "bolluk") gibi birbirine tam karşıt telakkiler ortaya çıkmıştır. Bu, uzaktan ptototürk atalarımız her nesne veya olay içinden çelişkili olup, iki karşıt eğilim içerdiğinden farkındaydı. Mesela, güneş eğer ılımlı olarak ısı verirse bol hasataya yardımcı olabilir ("ma" - bir şeyin varlığı, "çok" - bir şeyin bolluğu), eğer fazla ısı verirse hasatayı yakar ("ma" - olumsuzluk, "yok" - bir şeyin bulunmaması). Şu fenomenın varlığının ve gelişiminin kaynağı olan bu iki ilkelerin mücadelelerini pek çok fenomenlerde farketmişler.
Örnek olarak "iktidar" telakkisini alalım.Onun iki ilkesi vardır, bulunmamasına yakın aşırı zayıf ve zorbaca iktidar. Normal ya da haddi zatında iktidar ancak bu iki ilkelerin etkileşiminde var olabilir. Bununla ilgili Tatarların böyle bir atasözü var ki, "Yuaş bulsang, basarlar, usal bulsang asarlar, urtada bulsang, il başı iterler" (Yumuşak olursan, ezerler, zalim (despot) olursan asarlar, orta olursan devlet başkanı ederler). Bu, atalarımız nesneler dialelektiğinden ve onların çelişikliğinden farkında olduklarını gösterir.
Yakınçağ tarihinde bu dialektik Alman felsefesindeki ünlü Hegel diyalektiği olarak bütün dünyaya belirli olmuştur.
Diyalektikçi Hegel dedi ki, canlı doğadadaki ''her şey başlı başına çelişkilidir", "çelişki her türlü hareket ve yaşamın köküdür, bir şey çelişkiyi içerirse o hareket eder, itkiye, etkinliğe sahip olur"(3).

4.     "DAĞ / TAU) " GÜNEŞ DAĞININ VARLIK KAVRAYIŞI OLMASI

Su kaosunun göğe ve suya (yere) ayırılmasından sonra bir dağ ya da yalnız bir ağaç, Türk halkarı için göğü ve yeri bağlayan bir etken olmuş. Dağlara özel saygı gösterilmiş. Ayrı dağlara Han-Tengri, Kazbek, Elbrus gibi isimler koyulmuş. Dağlar kutsaldı. Türkçe dillerinde dağa "dağ/tau" denir.
Bu kelime yansımaydı ve mesela, ağaçkakanın ağaça vurma "tuk-tuk" sesini ifade edebilirdi. Sonra bu kelime bu kuşun kendisini ifade etmiştir. Ağaçkakanın Tatarcası tukrandır. Kızılderili dillerin bazılarında "tukan"dır.
Aynı "tak/tau" yıldızlı simge "urdak" (Türkçe “ördek”) kelimesinden oluşmuş olabilir, onun kökünü Hint-Avrupa dillerinde de görebiliriz: duck (İngilizce ördek), Rusça "utka". Gerçek şöyle ki, Türk halkların çoğu mitolojisinde güneşi tehşis eden altin veya beyaz ördek mevcuttur. Hem atalarımızın çağrışımlı (asosyatif) düşünmeleri sayesinde yükseklerde uçan kuşun ismi güneşe geçmiş, kendisi [güneş] de "tuk" ismini almış. Eski Türklerin bu isimli bir tanrı da vardı. Güneşi tehşis eden konik dağa ise böylece "tak/tag/tau" ismi koyulmuş.
Şu ilginç ki, Etrüsklerin Tag adlı bir tanrıları vardı, antik Yunanlar ise yüksek reislerine Tag demişler. Orta Amerika Kızılderililer yüksek reislerin adı Kon Tiki’ydi, yani ''güneş (kon) oğlu (tiki)''.
Muhtemelen, antik Yunan "Teos" (tanrı), Romalı ''Deus'' (tanrı) ve İranlı “Dev/Div” da Türk "tau" kelimesi ile ilgiliydi. Dikkate değer ki, Maya dilinde de "Teo" kelimesi tanrı anlamına gelir.
Türk halkları reislerini dağlar başlarında gömmüştür, oralarda kurban sunmuşlar ve ziyafet etmişler ve âyini şarkılarını okumuşlar. Böylece "tag/tau" kökünden "tuy" (ziyafet), "tuk"(tok), "suymak" (hayvan kesmek), "takmak" (Tuk tanrısını öven şarkı), "sukmak" (yol, bu kelime dağların Tuk tanrısı, Göğü kavrama yolu anlamına gelmektedir).
Daha sonra, Türk halkları bozkırlarda, dağlar üzerindeki ovalarda yaşamaya başlarken, gömülme ve âyini törenleri için suni tepe-kurganları yaratmışlar. Tepe (kurgan) tanrı ile temas, gök, evren kanunları, varlık kavramı için bir araçtı. Bu da Türk halklarının dünya kavrayışı yöntemiydi.
Büyük ihtimalle bundan, Çin felsefe kavramı "tao" (taoizm) da kaynaklanıyor. Çince "tao" yolu ifade eder. Kısaca "tao"- hiç kimse ve hiçbir şeye bağlı olmayan varlık gelişmesi kanunu. O, zaman ve uzayın dışında durur. Tao’yu kavramak, doğa kanununu anlamak ve ona uymak demektir. Tao'ya uymak, doğa ve dünya ile uyum içinde yaşamaktır.
Sonra Japonlar bu felsefeyi benimsemişler ve ona japonca "sinto" ("sintoizm") adını koymuşlar – yani "tanrılar yolu", yani "sin" –tanrı, "to" (Çince "tao" gibi) – yol.

5.     DOĞAYA KARŞI ÖZENLİ DAVRANIŞ

Türkl halklarının toplumla ilişkileri konusundaki dünya görüşlerine baktığımızda, toplumun nasıl olması gerektiği, insanın bu toplumdaki rolü, insanın doğayla ilişkileri v.b. konulardaki görüşlerinde onları diğer toplumlardan ayıran bir özelliği fark ediyoruz.
Eğer bazı uluslar kendilerini Tanrı’larının kulları olarak ilan ettiler, ve diğer bazıları da önderlerinin bir kulu olmaya razı oldularsa, Türk halkları hiçbir zaman soydaşlarını köleleştirmediler. Kendilerini Gök’ün (güneş, evren, ve sonuç itibari ile Ulu Doğa) oğulları olarak saydılar, bu nedenle doğaya karşı her zaman saygılıydılar, onunla uyum içinde yaşamaya gayret ettiler. Örneğin, Cengiz Han’ın bir Yasu (yasa)’sını ele alacak olursak, doğaya zarar verecek en ufak hareketlere bile ölüm cezası verildiğini görürüz. Doğanın "temizliği", Türklerde bir kült haline getirilmişti. Onlar kendilerini doğanın efendisi değil, organik bir parçası olarak saydılar.
Günümüzde ekolojik sorunlar en aktüel sorunlar arasında kabul ediliyor, ve uluslar arası toplum tarafından endişeyle izleniyor. Türklerin dünya görüşü bu yönüyle, sadece Türkler için çağdaş ve aktüel olmakla kalmıyor, aynı zamanda evrensel karakter taşıyor.

6.     DOĞA ESTETİĞİ

İlkesel olarak Türklerdeki doğaya hürmet, doğayı sevme alışkanlığı, ve onun güzelliğinden zevk alma ile bağlantılıdır. Günümüzde bunun yankıları olarak Japonların Sakurı (Japon vişnesi) çiçeklerine olan sevgi gelenekleri, ve Ekibani sanatı (çiçek buketi oluşturma) görülebilir.  Gerçek şu ki, köken itibari ile, Japonlar Türk halklarının en eski akrabalarıdırlar. Türk, Moğol, Mançuryalı, Koreli ve Japonların dili, tek bir Altay dil ailesinden gelmektedir. Türklerdeki bu doğa sevgisi, bence yalnızca, doğanın pek çok yer tuttuğu şiir alanında korunmuştur.

7.     ATALARA SAYGI VE VATAN SEVGİSİ

Türk halkları dünya görüşünün bir sonraki özelliği, onların vatanlarına duydukları sevgidir. Bu konuda Orhun-Yenisey abideleri konuşur. Yеr-Su(b), Türk halklarına göre bir anlamı ifade eder, “vatan” kelimesinin eşanlamlısı diyebiliriz buna. Vatanlarına, vatan toprağına sevgilerini eski Türkler bir kült haline getirmişlerdir. Dünyanın yer üstü kısmının tanrısı, Uduk (Kutsal) Yer-Su(b) tu. Bu kült, dağ, göl, nehir tapınması ile bağlantılıydı.Atalara, anayurda saygı, onlara olan sevgi gibi, Türk halklarin politik görüşlerinde kilit bir kavramdı. Atalara saygı konusunda, Türk halklarının ölülerini 3., 7., ve 40. günlerde anmaları bir şeyler anlatır. Genelde, bütün bu gelenekler vatanseverliğe, ve tarihin, özellikle eski tarihin bilinmesine katkı sağlıyordu.
Bu, özellikle günümüzde önemlidir, çünkü yakın zamanlara kadar, Türk tarihine Avrupa-merkezci bakış açısı, Türk halkları genç, barbar ve özellikle göçebe bir kavim olarak hayal ediyordu. Son zamanlarda bu görüş her ne kadar sarsılmış da olsa, tamamen çürütülmesi için daha da çalışmamız lazım.
Prototürkleri, Dünya’daki ilk uygarlık olarak bilinen Sümer uygarlığından daha önce oluşan bir uygarlık olarak kabul etmenin zamanı gelmiştir.Türkler kendileri, Sümer uygarlığının oluşmasında yer almışlardır. Bu konuda zengin dilbilimsel malzemeler konuşmaktadır. Bu tarih sadece dar bir bilim çevresinin konusu olmamalıdır, bizim bu eski tarihimiz, her Türk öğrencisi, her nerede yaşıyor olursa olsun bilmelidir.
Bununla, eski Türklerin vatan sevgileri ve atalarına saygı ilkeleriyle ilgili araştırmamız zamanamızda da bu ilkelere doğru olmamızı saklar.

8.  SOSYAL ADALET VE TÜRK HALKLARININ TOPLUM
                       GELİŞİMİ YÖNTEMİ (YOLU)

Türk halklarının devlet yapısı, elit ve halk ilişkileri, sosyal adalet ile ilgili görüşleri eski çağlardan gelmektedir. Daha Türk kağanlıklar devrisinde (VI-VII yy.) yapılmıştır mezar taşı yazılarından o zamandaki toplum yaşamı hakkında birşeyler öğrenebiliriz. İktidarın başında kağan vardı, kağanın iktidarı miras yoluyla aktarılmıştı, ama bu aktarma "bekler" (beyler) kurultayında onaylanmış olmalıydı. Kağanın varislerı kalmamış olursa, kağan "bekler" sayısından seçilmiştir. "Bekler"den daha aşağıda "Budun"du (halk). Türklerin köleleri de vardı, ama genelde onlar yabancılardan esirlerdi.
Kağanın esas görevleri aşağıdakilerdi: 1. Devleti savunmak ve genişletmek, 2. Devlet ve halkın ekonomik refahını sağlamak, 3. Devletin azametini sağlamlaştırmak ve şanını artırmak.
Kağanın ana sıfatları şunlar olmalıydı: 1. Bilgelik, 2. Erkeklik, 3. Doğruluk.
Uyrukluların ana sıfatları şunlar olmalıydı: 1. İtaat, 2. Ödevcilik, 3.Kağan ve elit tarafından düzelten her iş ve seferlerde disiplin.
Ancak kağan volontarist olarak , "bekler"le danışmadan ve "Tore"ye (atalar adetleri kompleksi) uygunsuz olarak devleti yönetemezdi. Eğer bu kuralları bozarsa, kurultayda görevinden alınabilirdi ve diğer kağan seçilebilirdi.
Kabul edilmeli ki, Türklerin böyle bir toplum yapısı günümüze bile geldi. Fakat günümüzde "bekler"e milletvkiller ve başkanlar, kağanlara ise başbakanlar, v.b. denir, terimler yeni olsa da, esasları aynı kalmıştır.
Toplumsal tabakalaşma o zamanlarda da mevcuttu. Kağanlıkta 100 000 koyun ve 10 000 ata sahip olan aileler varmış. Ama sosyal hareketlilik vasıtaları da iyi işliyorlardı. Mesela, "bek" unvanı yaşamaca verilmemiştir ve miras yoluyla aktarılmamıştır. Bu unvan savaşlara katılma ve devlet yönetim sisteminde becerikli çalışma sayesinde kazanılırdı. Ekonomi alanında şahsi yeteneklerden dolayı başarı kazanılırdı. Mesela, bir olay biliniyor ki, yetim bir oğlan, gençliğinden kağanın hizmetinde çalışmaya başlayıp, 30 yaşına doğru 10 000 baş at süresine sahip olmuş ve yüksek unvanları kazanmıştır.
Türk eliti, özellikle de kağanın dünya görüşüne, halkın kaderi ve refahı için sorumluluk özgüydü. Yani kağanlığı toplum ihtiyaçlarına uygun bir şekline getirmeye çalışmışlardır.
Kül-Tigin'in ağabeyi halka karşı tavrı hakkında şöyle diyor ki (Kül-Tigin anıtındaki metinden alıntı): "Halkım için geceleri uykusuz geçirmiştim, gündüzün de aylaklık hiç etmedim. Kardeşim Kül-Tigin ve iki şad ile birlikte bitkimliğe kadar savaşlara katılmıştım. Az kalsın ölecek bir halkı kaldırdım, çıplak halkının giyimini sağladım, fakir halkı zangin ettim, sayısı az olan halkın sayısını çok ettim".
Türk-Moğol halkları vaktiyle Hun İmparatorluğu, Türk Kağanlığı, Cengiz Han Moğol-Türk İmparatorluğu dünyadaki en düyük devletlerden kurmuşlar. Bu, toplumlarında askerlik üstünlüklerin dışında belirgin sosyal adalet ve sosyal hareketlilik vasıtaları mevcut olduğunu gösterir.
Dolaylısıyla sosyal adalet prensibi günümüzde Türk halkları için günceldir, onların dünya görüşü ve ideolojilerinin ayrılmaz bir parçası olmalıdır.
Öyle görünüyor ki, Türk halklarının zihniyeti ne totaliter sosyalizmin mekanik eşitlemesini ne de oligarşik kapitalizmin her şeye karşı tekelciliğini kabul edemezdi. Bu yüzden biz Türk halkları için halk kapitalizmi yöntemine göre gelişme daha uygun olurdu.
Halk kapitalizmi bir örneği Kazak akademisyeni, Türk Halkları Dünya Asamblesi başkanı Yermentay Sultanmuratov‘un “Transformatsıya mira”, Almatı, 2002 (Dünya dönüşümü) kitabında gösterilmiştir. O iki faktörlü pazar modelidir, ona göre girişimin tüm işçileri aynı zamanda onun ortakları ve sahipleri olmalıdır. Şimdi bu modele Türk halkları toplum gelişimi yöntemi diyoruz.
Büyük ölçüde, bu modele dayanarak, Kazakistan Başbakanı Nursultan Nazarbayev "Genel emek toplumu" kavramıni sürmüştür.
Aynı konuda, ama güçlü bir felseri temeli uygularak, seçkin bir Tatar bilim adamı, akademisyeni, mülkiyet ve milletler arası iletişim felsefesi uzmanı Burganov Agdas Husain oğlu pek çok eserler yazmış. Bu eserlerinde ana fikir şöyle ki, insan sadece mülkiyete sahip olduğu zaman özgür ve bağımsız olabilirdir, ve özgür mülk sahiplerin rekabeti toplum gelişmesine yardımcı olabilir. O şöyle diyor ki, oligarşi tekelcilerin kapitalizmi değil, ama rekabet eden mülk sahipleri geniş tabakası toplumu, halkın gelişmesi ve refahı güvencesi olmaktadır.
Onun Rusya’yı çıkmazdan kurtarmak için tam bir konsepti vardır, hem onun tarafından Tataristan için ulusal bir fikir sürülmüş (Sm. Burganov A. H. Filosofiya i sotsiologiya sobstvennosti: russkiye i tatarskiye realiyi. 4-e izdaniye. – M., 2004;  Bk. Burganov A. H. Mülkiyet felsefesi ve sosyolojisi: Rus ve Tatar gerçekleri. 4-ncü baskı. – M. 2004).
Böylece, özetleyelim ki, Türk halklarının dünya görüşünün ilkeleri aşağıdakilerdir.
Ontoloji (varlık bilimi) açısından, Türk halklarının dünya görüşüne göre:
1.  Tüm varlık tek bir kaynaktan (kaostan) ortaya gelmiştir.
2.  Bu kaynak (kaos) homojen maddeden oluşmuştur.
3.  Tüm nesne ve olayar onların ayrılmaz parçası olan ve iç değişme ve gelişim temeli olan çelişkiyi içerir.
Sosyal açısından ise:
4.  Doğaya karşi özenli davranış, onunla uyum içinde yaşama
5.  Doğayı izlerken estetik zevk alma, ona hayranlık gösterme
6.  Atalara saygı duyma, vatanseverlik, tarihlerinden gurur duyma
7.  Sosyal adalet, elitin halk ve devlet için sorumluluk duygusu

                                               SONUÇ

Yukarıda verilen Türk dünya görüşünün temelleri binlerce yıl içinde şekillendi, ve kökleri tarih öncesi Türk halklara gider, özgündür, ve halklarımızın ulusal zihniyetine nüfuz etmiştir. Aynı zamanda onlar, tamamen çağdaş ve aktüeldir, ve çağdaş Türk halkları toplumu için ve uluslararası değerler sistemine de mükemmel bır şekilde uyumludur.
Umut ediyorum ki, Türk devletlerinde, sözünü ettiğim bu dünya görüşü, temellerinin genişletilmesi ve derinleştirilmesi, yerel malzemelerle zenginleştirilmesi yoluyla, tarih ders kitaplarının yazımında, sosyal bilimler ve ulusal ideolojiler ders kitaplarının yazımında kullanılacaktır.

                            KULLANILMIŞ EDEBIYAT

1.     Gudava Tengiz. “Do i posle Bibliyi” (İncil’den önce ve sonra), 2. bölüm, Sümer/ME,
2.     Rol David. “Genezis tsivilizatsiyi” (Uygarlık genesisi), M.: EKSMO yayınevi, 2003, sayfa 353)
3.     G. Hegel 14 ciltten eserler, cilt 5, sayfa 520, M.-L., 1937