ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 18 августа 2014 г.

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края)

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края)


http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/kamennyy-gorod-v-gornoy-stepi-drevniy-tyurko-tatarskiy-period-orskogo-kraya-24-07-2014.html
24 июля 2014 года
Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края)
     Прошли года, прошли века и времена.
     Ушли цари, ушли пророки, племена...
     Прошли века – за караваном караван,
     Пришло и вновь ушло из мира столько стран!
     О, прах и тлен дворцовых стен и крепостей!
     А под землей покрыта мглой гора костей!
     Пески взметет бураном бед, исчезнет след, –
     Так мы умрем, так мы уйдем на склоне лет.
     Скиталец тот, кто в мир пришел на краткий час.
     Взревело время, чтоб он пустился в пляс.
     Оно зажгло гнилых надежд ненужный сор, –
     И привела его дорога... на костер...
     Дэрдменд.

     «Разве бывают горы в степи?» – удивятся некоторые... Оказывается, бывают. Мне самой недавно довелось увидеть раскинувшиеся между западом и востоком Уральские горы, разделяющие оренбургские степи пополам. Эти горы берут начало на Севере, затем, постепенно превращаясь в пески и как бы совершая последний рывок в устье реки Орь, потихоньку исчезают в кипчакских степях... Величавые горы, прошедшие путь длиною в тысячи километров только для того, чтобы из мраморно-гранитных камней превратиться в мелкий песок, я уподобляю Татарской истории, Татарской судьбе... Поэтому уже несколько лет собиралась посетить Орский край, увидеть своими глазами древние сарматские курганы и обнаруженные в них находки, побывать в местах, связанных с Дэрдмендом, встретиться с нашими сородичами, проживающими в этом городе. Ведь Орский край напрямую связан с татарской историей, здесь сохранились исторические следы и наследие как древних тюрко-татар, так и наших предков, живших в XVIII – XX вв. Здесь, сплотившись, наши соплеменники проживают и по сей день...
     И вот в ноябре этого года (2013) мне посчастливилось совершить долгожданное путешествие. Предшествуя данному событию, я в течение нескольких лет подробно изучила историю, связанную с этими краями, уточнила, на что следует обратить особое внимание. Еще около 5 – 6 тысяч лет назад в этой местности жили люди, а около 2 тысяч лет назад степь заселяли тюрко-сарматские племена, которые вели оседлый образ жизни. После себя они оставили курганы, полные золота и серебра... В этих очень удобных местах, с одной стороны – защищенных бескрайней степью, с другой – высокими горами, у устья реки Оры (Ур-Ар), впадающей в Яик (Урал), находились владения Тюркского каганата, Золотой Орды, Ногайской Орды, эти государства и земли здесь испокон веков принадлежали тюрко-татарам...
     Но, к великому сожалению, ученые, изучающие историю Оренбургского края, стараются не связывать сармат с тюрками, они «проскакивают» местную древнюю историю тюрко-татарских государств и начинают татарскую историю  лишь с 1735 года, то есть с даты основания города Орска (именуемого тогда Оренбургом). Казанские историки пишут то же самое, краеведы придерживаются того же мнения, якобы причина в том, что информация об оренбургских татарах в Российских архивах появилась только с тех пор. Историю местных татарских сел (а их более 60) ученые тоже связывают лишь с серединой XVIII века, якобы все их население  составляют переселенцы из Казанской и мишарской стороны... А до этого времени якобы здесь простиралась пустая «Дикая Степь», да казахские и башкирские кочевники то там, то здесь пасли скот...
     Я не согласна с таким объяснением истории и категорически против такого рода урезываний и сокращений татарской истории. Эти степи никогда не пустовали, даже после падения Казанского и Сибирского ханств часть нации уцелела, сплотившись именно в этих степях. Когда бы сюда не переселились татары, они примкнули к своим сородичам, уже глубоко пустившим корни на Орской земле. То, что татары не зафиксированы в русских архивах, это не означает, что здесь не проживали татары. Ведь нет также никаких архивных документов, подтверждающих заселение этих степей башкирскими племенами, но историки перед ними не ставят подобных условий, и у казахов не спрашивают документов. А как только татары откроют рот о древности своей истории, от них требуют доказательств... Башкиры и казахи ничего не жалеют, чтобы доказать  факт вечности своего обитания здесь издревле.
     Вот я стою в краеведческом музее г. Орска около национальных экспонатов, здесь наблюдаю то же самое – к татарским платьям, калфакам, ичигам сделали запись: «Татары поселились на территории Оренбургского края одновременно с началом его освоения, с 1735 года». Рядом с вышитыми татарскими калфаками и ичигами разместили железные кольчуги башкирских воинов, но о времени переселения и месте, откуда прибыл этот народ, ничего не сказано, хотя большинство ученых утверждают о раздаче башкирам земель ногайских татар! Такая информация отсутствует и относительно казахов. Выходит все ограничения касаются только татар. Если мы говорим о заселении Оренбургских степей татарами только в 1735 году, то уже не можем претендовать на местную  древнюю историю и ценные находки из сармато-гуннских курганов. И не только: если мы согласимся с этой версии, тогда даже не можем утверждать, что национально-освободительная борьба, происходившая в начале  18-го века  в Оренбургских степях, была татарской, во всяком случае,  татарская кровь там лилась рекой... И сейчас для того, чтобы доказать проживание здесь татар в продолжение многих тысячелетий, то есть всегда, нам придется приложить нимало усилий. Самое тяжкое – местные татары уже и сами смирились с этим, кого ни спроси, каждый с легкостью повторяет: “Да, мы уж народ пришлый”, – и приводит в пример слова какого-либо деда или бабушки. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что подлинная история оренбургских татар с этнической точки зрения еще не изучена.
     Вот отдел древней истории в том же музее, впрочем, здесь нет места не только татарам, но и другим тюркским народам, вся история отдана каким-то мифическим племенам. Входящего в музей встречает  доска с надписью «ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ». 40 тыс. лет назад – начало 1-го тысячелетия до н.э.». При виде этого думаешь: «Ах, это же наша Великая Степь, это же наша история!», и сердце сжимается... Стоит отметить, что в окрестностях Орска были найдены древние сарматские курганы, которым более 4 – 5 тысяч лет, они обнаружены  в 1958 – 1959, 1962, 1971 – 1972 годах, изучены и оценены оренбургскими, московскими, челябинскими учеными. «В течение более тысячи лет (с VII века до н. э. и по IV век н. э.) в обширных арало-каспийских и южноуральских степях жили кочевые ираноязычные племена, родственные скифам и своим восточным и юго-восточным соседям – сакам и массагетам, – пишут они. – Древнегреческие, а вслед за ними древнеримские историки именовали их савроматами и сарматами» (С.А. Попов. Тайны Пятимаров. – Челябинск, 1982).
     Как следует из этого отрывка, древних сармат, живших в степях Южного Урала, историки называют «ираноязычные племена», а это уже восходит не к тюркским, а к персидским народам. Утверждается, что в древнем Аркаиме, находившемся недалеко отсюда,  будто бы проживали те же «индоиранцы», теперь к персам приплетают еще и древних славян. Таким образом, если верить большинству российских историков, на юге Челябинской области и в присоединенных к ней Оренбургских степях в прошлом жили прадеды персов и русских. Конечно же, это не соответствует действительности, в этих степях испокон веков жили тюркские племена, и сарматы, и скифы, и гунны придерживались тюркских традиций, в этих степях и по сей день проживают потомки тюрков, а следов персов и не видно!
     На стене отдела древней истории Орского музея надпись: «...наилучшую из стран  и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Арианам-Вайджа...» Ахура-Мазда – божество – зороастритов, которые поклонялись огню, а Арианам-Вайджа – якобы Страна Арийцев, являющихся началом человечества, она тоже «отдана иранцам. Эту таинственную страну нынче ищут и в Иране, и в Индии, и на Памире, даже на Уральских горах. Каждую древнюю реликвию, найденную в курганах, всеми правдами и неправдами связывают с индоиранцами, но им даже в голову не приходит, что те же арийцы могли быть тюркскими племенами...
     В 1958 году между Орском и поселком Новый Кумак были зарегистрированы более 50 древних курганов. «Ново-Кумакский могильник (так назвали археологи это скопление курганов) содержит погребения от 2-го тысячелетия до н. э. и до X – XIV веков н. э., – пишут историки. – Следовательно, прибрежная возвышенность левобережья Кумака была кладбищем, где оседлые и кочевые племена, жившие в окрестностях, хоронили сородичей в течение многих столетий». (А.С. Попов. Тайны…). То есть в этой местности в основном жил оседлый народ и в течение многих тысяч лет, даже в золотоордынскую эпоху и эпоху Ногайской Орды, людей хоронили здесь.

     В 1971 году, во время строительных работ Орского завода тракторных прицепов, на месте этих курганов рабочие бульдозером выворотили одну очень древнюю могилу, в которой была похоронена зажиточная женщина со своим богатством. Реликвии, обнаруженные в кургане, стали открытием мирового масштаба. Здесь был найден египетский сосуд с надписью, которой 2500 лет. До этого по всему миру таких ваз насчитывалось всего пять экземпляров, так что орская стала шестой. Во втором кургане нашли золотой обруч – гривну и серебряный ритон (сосуд для совершения определенного ритуала) в форме лошадиной головы. Ученые связали их с древним Ираном и направили для хранения в музеи Москвы. По правде говоря, в самом Орске не оставили ни одной ценной реликвии, найденной в курганах. В городском музее можно увидеть лишь глиняные горшки и находки из железа… Но все же сотрудники музея постарались: они сделали копии находок и выставили их для всеобщего обозрения. Здесь можно хорошо представить и древнюю эпоху, и более позднюю русскую.
     Однако историческая связь между древней эпохой с русским периодом разорвана, то есть здесь не содержится никакой информации об эпохах Золотой Орды и Ногайской Орды, новая история кипчакских степей начинается с 1735 года. Хотя об этих эпохах края материала недостаточно не только в музее, но и в исторической литературе, но все же что-то есть. Например, первый историк Оренбургского края, основатель города Орск-Оренбург Петр Рычков пишет о проживании тюрко-татар между Волгой и Уралом еще во времена пророка Нуха, рассматривая их как продолжение скифских и сарматских племен: «Все ученые люди согласуются в том, что татарский народ, во многие места рассеявшийся, есть сущее отродие скифов, и все древние, как греческие, так и римские писатели, нынешних татар обыкновенно под именем скифов, а иногда и сарматов тут же включая, описывали, разделяя их надвое и полагая одних по ту, а других по сю сторону Имайских гор, которые у разных авторов разно описаны», – пишет он. (П.И. Рычков. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999). Следует отметить и то, что в то время Уральские горы назывались татарами Имайскими.
     Широко известный в науке и истории Абелгази Бахадур-хан в своем труде «Родословное древо тюрков», написанный в XVII веке, также высказал, что земли по берегам реки Орь были татарскими владениями. По его данным, старший сын Жучи-хана, потомка Чингисхана, Ичин подарил младшему брату Шибан-хану (Шейбани-хан) страну Ил с 15 тысячами домов и сказал: «Если по весне твоим домом будет Оргыз и Орь, летом живи в Илеке, на восточной стороне реки Урал и до самых Уральских гор». В середине XIII века в этих краях под названием Синяя Орда правили татарские ханы – потомки Чингисхана, их владения порой простирались до самой Сибири, и за эти земли постоянно возникали войны.
     В конце XIVI – начале XV вв. за эти добротные кипчакские степи проливали кровь войска золотоордынского хана Токтамыша, нугайского мурзы Идегея и самаркандского амира Аксак Тимера. Аксак Тимер при походе на Золотую Орду реку Урал перешел именно в этих местах. В знаменитом дастане «Идегей» события также разворачиваются между Идел и Уралом. Но здесь Идел отождествляют с рекой Белой, в произведении повествуется о том, что она берет начало с гор Иремель, то есть с Урала. Герой дастана Идегей, восхваляя свой родной край, говорит: «Земли между Идел (Агидел-Белой) и Яик-Уралом, реки Каргалы, Элэк (Илек), которые и поныне здесь текут, они ставят рядом с Сараем и Булгаром, называют их «цельным домом татар». Это и в самом деле было так. В эпохи Золотой Орды, Сибирского ханства и Ногайской Орды хозяевами этого края были татары. Соседние казахи ногайцев всю жизнь называли татарами. А позднее, якобы боясь проворности татар-мишарей, Орск они называли Яман-кала (Ужасный город). У города также было название Капер (Мост), так как он выполнял роль моста-переправы через Урал на месте разделения Европы и Азии. Существует и другое объяснение слова «Яман»: самая высокая гора Южного Урала называется Ямантау, она находится недалеко отсюда, также и в соседней Челябинской области сохранилось название Яман елга. Может быть, название Яман-кала (Ужасный город) присвоено этому городу казахами в память о сотнях, тысячах татарских и башкирских восставших мусульман, павших жертвами зверских пыток русских завоевателей в 1735 – 1740 гг.?
     Казахстан находится очень близко к Орску, на левой стороне Урала. В отличие от России, найденные на этой территории исторические памятники, в том числе и древние курганы, изучаются исключительно как казахские. И здесь татарам места нет. В свое время казахи и сами входили в состав великого тюрко-татарского государства и татарской нации, позднее русскими учеными стали называться киргиз-кайсаками. В связи с этим ученый Р.Г. Игнатьев, исследовавший в середине XIX века древние курганы оренбургских степей, оставил интересные заметки: «В киргизских землях Оренбургского ведомства очень много курганов, и их зовут, как и этот близ Кисене, «киргизскими могилами». Эти так называемые киргизские могилы одной формы – «кольцеобразные», и точно той же формы курганы встречаются в Оренбургской и Уфимской губерниях, но уже под именем или ногайских, Золотой Орды, или чудских могил, чудских курганов» (Р.П. Игнатьев. Древние здания в Троцком уезде Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1868).
     Да, ученые прошлых столетий эти курганы называли «киргизскими могилами», а также причисляли к ногайцам, Золотой Орде или неизвестному чудскому народу, но никогда не связывали с персами или индусами. С какой стороны ни смотри, оренбургские курганы – тюркское наследие, так как и скифо-сарматы, и гунны были тюркскими племенами, и мы, татары, тоже являемся их потомками. Что касается судьбы ногайских татар, заселявших в те времена эти бескрайние степи – в 1616 – 1634 гг. часть из них, не выдержав гнета калмыкских нашествий, подобно саранче нападающих с востока, была вынуждена перекочевать к устью Волги и на Северный Кавказ, а другая часть продолжила свое существование в кипчакских степях.
     «Хотя Ногайское государство и перестало существовать, ногайские татары остались в Предуралье и оренбургских степях, – пишут краеведы. – Свидетельством обитания их в данном районе в XVII – начале XVIII в. являются памятники материальной и духовной культуры». (Рашит Искандаров. Оренбургские татары. Казань, 2009).
     По нашему мнению, именно эти ногайские татары в XVIII веке, объединившись с потомками Кучум-хана, переселившимися в эти края из Сибири, подняли оренбургские степи против русских завоевателей. Они организовывали один поход за другим, к ним также присоединились мишаре и башкиры. В 1705 – 1755 гг., во время татарской национально-освободительной войны, между Волгой и Уралом погибла ни одна тысяча наших сородичей, были сожжены сотни деревень, тысячи мужчин сосланы в Сибирь, женщины насильно крещены и порабощены. Обо всем этом мы будем излагать в следующей главе.

     Русско-татарская эпоха Орска


     "За материнский, отцовский кров
     И тысячу жизней не жаль;
     За край, в котором родился и рос,
     Последней капли крови – не жаль".

     Дэрдменд.
     По историческим данным, Орск был основан 31 августа 1735 года, но по нашему мнению, в устье реки Орь с ее крайне благоприятными для проживания условиями задолго до русских имелись места проживания тюрко-татар. Именно поэтому русские и пришли к выводу основать Оренбург именно здесь. В 1734 году экспедиция под руководством Ивана Кирилова с этой целью пустилась в путь. Почти через год группа из 2,5 тысячи человек с оружием и вместе с попами прибывает к месту назначения. 15 августа была основана военная крепость, а 31 августа – сам город. В основании Оренбурга-Орска принимал участие и крещеный татарин, мурза, генерал-майор Кутлымухаммед Тафкилев (Алексей Иванович), в этой экспедиции он состоял помощником Кирилова. Вместе с тем на его совести мучительная смерть тысяч татар и башкир, так как, будучи доверенным лицом русских генералов, К. Тафкилев участвовал в уничтожении мусульман, даже ни слова не вымолвив в защиту своих соплеменников.
     Хоть в исторических источниках и отмечено, что город-кальга Оренбург-Орск построен по просьбе казахского хана Абельхаера, в это трудно верить, так как разумный правитель не пригласит захватчиков к своим воротам. В склонении Абельхаер-хана к этому большую роль сыграл именно Тафкилев: этот крещеный татарин выполнял роль посредника. Местное население – ногайские и сибирские татары, тептяри и мишаре, башкиры – выступили категорически против построения русского города и военной крепости на своей земле.  Восстания под историческим названием «Карасакал явы» («Война под предводительством Черной бороды») совпадают именно с периодом возведения этих русских крепостей. В начале 1740 года именно этого мишарского мурзу – потомка Кучум-хана – на белом войлеке поднимают на трон и объявляют татарским ханом этих степей. Убежденный мусульманин Султангирей-Карасакал, совершивший хадж в Мекку и Медину, с Кораном в руках поклялся освободить родную землю от русских завоевателей. С повстанческим отрядом, состоящим из 80 тысяч воинов, он освободил Сибирскую и Ногайскую дороги, татарские, тептярские, мишарские, башкирские села, находившиеся на этой территории, устраивал поджоги русских крепостей, взял в плен военных. 

     Последние войны татар за свободу шли именно между Волгой и Уралом, в оренбургских степях, во имя свободы нации в жертву были принесены тысячи жизней. Против Султангирей хан-Карасакала империя направила войско в сотню тысячу воинов, началось безжалостное, беспощадное уничтожение, сожжение, убийство местного населения. Только 25 августа 1740 года в этих степях русскими генералами было казнено 6 тысяч татар-башкир. Поскольку наше повествование об истории Орска, мы не можем оставить в стороне кровавые события, произошедшие здесь, так как они напрямую связаны с трагической судьбой татар.
     В книге «Казанские тюрки» историка Габделбари Баттал-Таймаса – уроженца этих мест, вынужденного позднее бежать в Турцию, это событие описано довольно подробно. Но из-за сильного влияния Заки Валиди всех повстанцев-татар Габделбари Баттал называет башкирами, а это не соответствует исторической действительности. Следует внести ясность еще в одно обстоятельство – при определении места трагедии 25 августа 1740 года ученые разделились на две группы. Одни утверждали, что она произошла возле города, именуемого в те годы Оренбургом, ныне – Орском. Другие, принимая во внимание развитие событий в находящейся отсюда в 300 километрах Сакмарской крепости, данные события связали с нынешним Оренбургом. Обе стороны по-своему правы – кровопролитие 25 августа 1740 года началось около нынешнего Орска и продолжилось в Сакмарской крепости, которая находилась недалеко от современного Оренбурга. А теперь приведем отрывок из труда Габделбари Баттала о трагедии Оренбурга-Орска:
     «После полного подавления восстания около 5 тысяч выживших повстанцев вместе с семьями были сосланы в Оренбург (ныне Орск). Их остановили в 12 верстах от города и взяли под стражу. 25 августа 1740 года у возвышенности, отдаленной от города на 6 верст, перед огромной толпой народа была организована «политическая площадь» для преступников «восстания Карасакала». Вначале был прочитан указ, а затем приведены в исполнение следующие наказания: главные помощники Карасакала тептяр Кантура, башкиры Юныс сын Исмагила, Жиянгул сын Усаки, Карабаш, Якуп сын Касима посажены на железные колья, воткнутые в каменные столбы. Одиннадцать человек, в том числе и семь есаулов Карасакала, казнены повешением за ребра. 85 человек повешены на веревке, 21 человеку отрубили головы и прицепили на вехи. Один из предводителей восстания Алан Жиянгул покончил с собой перед самой отправкой в Оренбург. Но и его бездыханное тело подвергли наказанию: голову трупа отрубили и тоже прицепили на вехи...» (Габделбари Баттал. Казанские тюрки. Казань, 1996). Эта книга была напечатана в Турции сначала в 1925, затем в 1964 году.
     Этими зверскими действиями, совершенными против мусульман возле Оренбурга-Орска, руководил русский генерал Василий Урусов. Потом наказания продолжились в Сакмарской крепости, в окрестностях нынешнего Оренбурга. Здесь уже зверствовал полковник Пальчиков: он повесил 50 человек, 150 мусульманам отрубил головы, и, как пишет Габделбари Баттал, «жен и детей казненных отдал русским». 300 татарам и башкирам отрезали уши и носы. Пусть у мусульман, павших за веру, нацию и свободу, место будет в раю! Мы не вправе забывать их. Думаю, в память о зверски убиенных татарах и башкирах 25 августа 1740 года необходимо совершать молитвы, этот день отмечать как День памяти и на месте их казни установить мемориальный камень с надписью. Не в силах вынести зверства завоевателей, восстания под предводительством Батырши и Пугачева тоже вспыхнули именно в этих местах, здесь же были подавлены. У истоков этих войн тоже стоят оренбургские татары...
     Несмотря на то что русские взялись за дело основательно, построили множество зданий и церквей, назвав город в устье реки Орь Оренбургом, ему не удалось стать столицей губернии. В 1741 году центр был переведен в место под названием Красная Гора, а уже в 1744 году началось строительство нынешнего Оренбурга, и он был объявлен столицей губернии. В прежнем Оренбурге осталась стоять Орская пограничная крепость.
     Где бы я ни была, что бы ни изучала, всюду ищу данные о татарах, и здесь получилось так же. Но в отделе  «Оренбургская-Орская крепость XVIII – 1-я половина XIX вв.» Орского краеведческого музея информации о татарах не было, хотя с первой же оренбургской экспедицией сюда из Казани и Уфы прибыли татары, мишаре, тептяри, также в это время в Орском крае находились еще ногайцы, казахи, башкиры. По данным периодической печати прошлых столетий, сразу по открытии Орской крепости здесь возникло и мусульманское кладбище. А в 1887 году глава города отдал приказ о его закрытии, это породило огромное недовольство у местных мусульман (Оренбургский листок. Оренбург, 18 сентября 1887 г.).
     Хотя в музее отсутствуют экспонаты того периода, в труде прежнего директора музея Татьяны Черкас «Хронограф города» я обнаружила достаточно информации о татарах. Скажем, по ее записям получается, что в XIX веке большинство жителей Орска составляли татары!
     «28 октября 1803 г. население Орской крепости составляло всего 547 человек. Мужчин – 283, женщин – 264. Всего дворов – 100, из них: отставных солдат – 30 дворов; казаков – 5 дворов; татар – 65 дворов. – Из плана генерального межевания Орской крепости. Научный архив ОИКМ, N3/1156» (Черкас Т.Г. Хронограф города. Орск, 2005).
     Обратите внимание – в начале XIX века 65 домохозяйств Орска принадлежало татарам. Ни русские, ни казахи, ни казаки, ни башкиры, а татары составляли большинство этого города-крепости! Не с небес же они спустились, а были коренными татарами, пустившими свои корни именно здесь! Скорее всего, в эти расчеты дети не включены, потому что на каждый дом приходится по пять с половиной человека, получается, кроме родителей, самое большее, еще трое детей. А ведь в те времена семьи татар были большими: вместе с родителями, бабушками и дедушками, детьми в каждой насчитывалось по меньшей мере человек десять, бывало и пятнадцать! Чем же занимались эти татары? Конечно же, строили город, торговали, охраняли границу, держали скот, участвовали в добыче полезных ископаемых. К сожалению, у нас очень мало информации о духовно-культурной и религиозной жизни орских татар в середине XVIII – в начале и середине XIX вв., эта тема до сих пор специально не изучена, но все же в местной печати кое-что можно найти.
     «В плане Орской крепости 1742 года обозначен дом ханского сына и мечеть, – пишут историки, имея в виду казахского хана Абелхаера. – Господствующими были православное и мусульманское вероисповедания… Первые мечети на пограничной линии начали строиться с 1744 года, а в 1785 году указанием оренбургского генерал-губернатора разрешалось брать мулл из казанских татар и давать им большие денежные вознаграждения» (Т. Черкас. Мусульмане Орска в XIX – начале XX века // Орские известия (вкладыш «Туган тел»), 28 января 2003 г.).
     Выплата муллам заработной платы началась с приходом на престол Екатерины II, после подавления Пугачевского восстания и образования Оренбургского духовного управления мусульман. Необходимо помнить и то, что орские татары сражались на стороне Пугачева, поэтому, чтобы они снова не восстали, Екатерина II была вынуждена предоставить им немного свободы вероисповедания. (Попов С.А. Рукопись. ОИКМ, инв. N29/115а.). По имеющимся у нас данным, в Орске в 1870 году уже проживало около 2 тысяч мусульман, большинство из них были татарами. В то время население Орска составляло 5558 человек, следовательно, половину из них составляли мусульмане-татары (Отчеты Оренбургского губернского статистического комитета за 1870 г. Оренбург, 1871.).
     А уже по итогам переписи населения 1897 года, численность татар превышает более 3 тысяч человек. «По результатам первой всероссийской переписи 1897 года, в Орске проживали 2035 мужчин и 2238 женщин магометанского вероисповедения, – пишут краеведы. – Из них татар – 3035 человек, башкир – 724 человека. Среди грамотных были 98 татар, 1 башкир, 1 чуваш». (Т. Черкас. Мусульмане Орска…). В это время в Орске проживало 14 тысяч человек, как видите, около 5 тысяч из них были мусульманами.
     Хоть Орску и не довелось выполнять роль столицы, но близость к границе, развитие торговли со Средней Азией, обнаружение в степях залежей золота, богатство окрестных гор полезными ископаемыми способствовали активной жизни города, иногда Орск мог даже соперничать с Оренбургом. Следует отметить, что в разные годы в Орске побывали всемирно известные и российские ученые, историки, этнографы, биологи, ученые-специалисты по изучению гор и что именно через этот город они попадали на Восток, а в этом им помогали татары, владевшие несколькими иностранными языками.
     В Орске побывали оставившие основательные труды об этом крае отец и сын Рычковы, известный шведский ученый И.П. Фальк, известные немецкие ученые А. Гумбольдт, Х. Эренберг, Г. Розе, геологи Г. Гельмерсен, Э. Гофман, всемирно известный ботаник, норвежец Х. Лессинг, лексикограф, этнограф В. Даль, археолог П. Свиньин, историк Р. Игнатьев, а также ученый-путешественник Г. Карелин, поэт В. Жуковский, художник В. Верещагин, цесаревичи – будущие императоры Александр II и Николай II, министр Воронцов-Дашков. В Орске жила и творила писательница, дочь крещеного татарина Николая Лидия Сейфуллина.
     По российскому обычаю, свободомыслящих людей отправляли в ссылку на окраину империи, в том числе и в Орск. Побывавшие здесь известные заключенные – украинский писатель Тарас Шевченко, сочинивший здесь около 20 произведений; поляк Ян Виткевич в Орской ссылке провел 8 лет, позднее прославился как востоковед, стал первым послом России в Афганистане; польские борцы за национальную независимость Адам Сузин и Томаш Зан и др.
     Таким образом, в XIX веке Орск полностью встал на ноги и прославился в мире. В этом была велика и роль просвещенных и умелых татарских торговцев. Известно о существовании в 1886 году в Орске одной мечети и одного медресе (Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года. – С.Пб., 1871). А уже в 1897 году здесь было 3 мечети, в 1900 году построили Соборную мечеть, в 1909 году возвели пятую мечеть.

                             Фаузия Байрамова,
     писатель, кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)

Комментариев нет: