ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

вторник, 5 августа 2014 г.

Секреты особой любви башкир к итогам переписи 1897 года.

Секреты особой любви башкир к итогам переписи 1897 года.

4 августа 2014 г. в 17:47

Башкиры, рассказывая о количестве башкир вообще и в Уфимской губернии в частности, постоянно ссылаются на итоги только одной, а именно, на итоги первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. В чем же тут секрет? Почему они ссылаются на итоги именно этой переписи? Всеимперская перепись 1897 года, как и все предыдущие (ревизские сказки) и последующие советские переписи, имела свои особенности. Одной из них было то, что программа этой переписи не содержала вопросов, определяющих национальность, а имела лишь вопрос о родном языке опрашиваемого. Так вот, по итогам данной переписи, в Уфимской губернии оказалось:

899 910 носителей башкирского,
184 817 носителей татарского,
20 957 носителей мишарского,
39 955 носителей тептярского языков.

На основании этой переписи, башкирские историки пытаются доказать правомерность присоединения Уфимской губернии к созданному Закием Валиди Башкортостану, утверждая, что башкир в Уфимской губернии было намного больше чем татар и что все эти 899 910 человек, назвавшие тогда родным языком «башкирский», были этническими башкирами и что мол, разговаривали они на башкирском языке. Так ли это на самом деле? Чтобы обсудить эту тему, поставим несколько конкретных вопросов и попробуем на них ответить.

1. Являлись ли все, назвавшие родным языком «башкирский», этническими башкирами?
2. Если нет, то почему они назвали свой язык «башкирским»?
3. Каким все же был их язык? Башкирским или татарским?

Для ответа на первый вопрос, сначала сопоставим количество назвавших родным языком башкирский и мишарский. Мишар тут всего 21 тыс., а башкир в 45 раз больше. Возможно ли такое? Мы уверены, что такого быть не могло. А можно ли это проверить? Конечно можно.
Попробуем для начала проследить за ростом количества мишар в «Башкортостане». Мишари здесь были расселены в 6 уездах и жили в 310-340 однонациональных или этнически смешанных поселениях. Рост численности татар-мишарей происходил за счет естественного прироста и переселения новых групп татар-мишарей с правобережья Волги.
В 1743-1747 гг. их насчитывалось 10 тысяч человек;
в 1782 г. их было уже 28,7тыс.(а ведь это ещё за 115 лет до переписи 1897 года);
в 1794 г.- 46, 3;
в 1833 г.- 73,6;
в 1851 г.- 105,5;
в 1879 г.- 138,9;
в 1912 г.- 150,8.
И так, за 18 лет до переписи 1897 года, мишар в крае было 139 тыс., а через 15 лет после этой переписи, стало 150 тыс. Так куда же делись 120 тыс. мишарей в 1897 году? Конечно же они были в составе тех, кто назвал родным языком «башкирский»(почему они его так назвали, обсудим позже).
Ещё в конце XVIII в. для управления башкирами была введена кантональная схема управления, просуществовавшая до реформ 60-х гг. XIX века. В 1798—1803 гг. было 11 кантонов башкир и 5 кантонов мишарей.
С 1847 по 1855 год башкиры имели 13, а мишари — 4 (в 1847 г. 5-й мишарский кантон, расположенный в Бугульминском уезде, был ликвидирован путем перечисления его жителей к соседним башкирским кантонам).
Было создано и существовало с 1798 г. по 1865 г. Башкиро-Мещерякское (называемое позднее Башкиро-Мишарским, а еще позже, уже просто Башкирским) нерегулярное войско.
По ревизии 1851 года (девятая ревизия), численность Войска составляла: Башкиро—Мещерякское войско: муж. пола: 303 803, жен. пола: 281 206, обоего пола: 595 009.В том числе:
в 13-ти Башкирских кантонах: муж. 259 976, женск. 248 233, об. пола: 508 209.
в 4-х Мещерякских кантонах: муж. 43 827, женск. 43 073, об. пола: 86 800.
Что мы тут можем сказать, какие можем сделать выводы? Во первых, мы уже знаем, что башкирские кантоны состояли не только из башкир (вспомним ликвидированный в 1847 г. 5-й мишарский кантон, с последующим перечислением его жителей к соседним башкирским кантонам). Во вторых, даже этих, уже разбавленных мишарями башкир, было всего в 5,8 раза больше чем мишарей ( а не в 45 раз, как получается в 1897 году).

Теперь сопоставим количество назвавших башкирский и тептярский языки. Тептярей тут всего 40 тыс. А башкир в 22 раза больше. Возможно ли такое? Мы уверены, что такого тоже быть не могло. А можно ли это проверить? Да, это тоже легко можно проверить.
В период с 1855 по 1863 год с присоединением к Башкирскому войску тептярей и бобылей количество кантонов дошло до 28 (без них было всего 17), а Башкиро-Мещерякское войско возросло до 832 000 душ обоего пола. И это, повторяем, в связи с присоединением к нему тептярей (без них, четыре года тому назад, было всего 595 009). Значит войско в это время, выросло за счет тептярей, примерно на 200 000 душ обоего пола. Это и не удивительно, ведь тептярей в 1858 году было уже 141 000 душ только мужского пола (то есть примерно 280 000 обоего пола). Значит и тептяр, было всего в 2,5 раза меньше чем башкир, а не в 22 раза. И по переписи 1897 года, их никак не могло быть меньше, скажем 320 000 обоего пола, раз в 1858 году их было 280 000. Так почему же в 1897 году, их оказалось (по родному языку) всего только 118 000 (по Уфимской губернии 40 000). Куда делись остальные 200 000? И здесь ответ тот же. Конечно же, они тоже никуда не делись, они тоже были в составе тех, кто назвал родным языком «башкирский» (почему они его так назвали, обсудим позже). Вот мы и ответили на первый вопрос. Среди тех, кто назвал родным языком «башкирский», около 300 000 были мишарями и тептярями. Около 100 000 татар-мишарей и около 200 000 татар-тептярей. Хотя это не только по Уфимской губернии.

Теперь ответим на второй вопрос, почему же они назвали свой язык «башкирским»? Это довольно простой вопрос, тут ничего такого, сложного нет. Во первых, все это население долгое время состояло в Башкирском войске и поэтому называлось единым названием — башкирцы, башкиры. Во вторых, у них тогда еще не было возможности осмыслить, что же такое башкирский язык, как он звучит и сравнить его со своим разговорным языком. Такая возможность у них появилась позже и об этом сейчас тоже поговорим. Это будет ответом на третий вопрос, а каким все же был их язык? Башкирским или Татарским?

Уже через 15 лет, подворная перепись 1912-1913 гг, где нашли отражение не только количество скота, размер земельного надела и посевов всех крестьянских дворов губернии, но и зафиксирована также национальная и сословная принадлежность крестьян, показала, насколько мы были правы. Количество башкир в этой переписи сократилось на 55 000, а общее количество татар, мишар и тептяр увеличилось аж на 370-380 тыс. А ведь еще не было никакого Татарстана, не было татарских школ построенных «малочисленными» татарами, для «принудительной», «агрессивной» ассимиляции «многочисленных» башкирских масс в татары и не было у российской администрации никаких интересов в преувеличении количества татар. Так что же случилось? Почему вдруг, так резко, еще только 15 лет тому назад, назвавшие своим родным языком башкирский — мишари, тептяри да и сами, как бы башкиры, начали называть себя татарами. Тут ответ таков. Начался общий подъем национального самосознания среди разных нерусских народов, в том числе и среди татар и башкир. Появилась национальная интеллигенция, многочисленная национальная литература. Татары тут были впереди всех. В отличие от бессознательного указания башкирского языка родным в 1897 году, теперь уже началось сознательное отнесение себя к конкретной нации, этносу, к конкретному народу. Завершающий этап окончательного разделения тюрков Поволжья и Приуралья на татар и башкир, их национальное самоопределение, начался после отказа юго-восточных башкир от ТАТАРСКОГО языка, несколько сот лет служившего для всех этих тюрков общим письменным, литературным языком и введения в оборот нового, уже отдельного башкирского языка. С появлением данного языка, многие татары, которые по старой сословной памяти, называли себя еще башкирами и даже многие, как бы этнические башкиры, поняли что их язык является татарским и уже только его называли родным. Таковых, в первые годы появления башкирского языка, среди всех башкир было почти 50%. В дальнейшем, уже с переходом многих татароязычных «башкир» (не находя ничего общего с башкироязычными, юго-восточными башкирами) в татарскую нацию, этот процент  постепенно упал, но и сегодня, все еще составляет около 20%.

Все это доказывает, что очень многие, назвавшие в 1897 году своим родным языком башкирский, на самом деле этническими башкирами не являлись и родным языком у них был татарский язык.
http://tatarfact.ru/?p=1671

Комментариев нет: