ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Ревизия дореволюционных медересе: от отсутствия преподавателей и учебной литературы до нехватки мечетей

http://islam-portal.ru/novosti/104/4488/
Ревизия дореволюционных медересе: от отсутствия преподавателей и учебной литературы до нехватки мечетей

Ревизия дореволюционных медересе: от отсутствия преподавателей и учебной литературы до нехватки мечетей

Система образования у российских мусульман в исторической перспективе (по материалам дневников, путевых заметок и других аналитических материалов Абдурашида казыя Ибрагимова)
В данной статье рассматривается уровень развития исламского образования 100 лет назад. Представлен взгляд на медресе крупнейших городов России известного татарского общественного деятеля и публициста Абдурашида Умеровича Ибрагимова, отраженный на страницах газет «Баянульхак» и «Шарке рус».
Главной целью реформирования образовательной системы России сегодня является повышение эффективности преподавания. Технологическое обновление образовательного процесса – это облегчение процесса передачи знаний и обучение практическим навыкам. Процесс «технологизации» образовательного процесса тесно связан с гибкостью и, следовательно, с ориентированностью на реформы и мобильностью сознания, которое должно стать открытым к новому, креативным, смелым.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-ИСЛАМСКИ ИЛИ ЕВРОПЕЙСКИЙ МОДЕРН
В начале XX века реформирование медресе происходило в общеобразовательном режиме. Только советская власть окончательно отделила религию от школы.  Сегодня мы живем в этом «реформированном» (некоторые говорят «модернизированном») советской властью обществе. Сферы религиозного и общего образования разделены. По-видимому, «джадидизм» успешно выполнил свою миссию… Модернизация «по-исламски» удалась!
Отделение исламской сферы от светской – это стандартная процедура, привнесенная европейским «модерном». Этот вариант «разграничения полномочий» сегодня практически не имеет успешной альтернативы. Светское или духовное – вот варианты, которые где бы то ни было предлагает современное реформированное образование! Эта альтернатива зачастую ассоциируется с новым и старым, рационалистичным и схоластическим, применимым на практике и неприменимым, обязательной подготовкой и знанием «для себя».
Решение проблем в виде секуляризации и «советизации» образования, на наш взгляд, привело к консервации «схоластического» сознания и мышления, так как советские школы и вузы стали готовить высокообразованных теоретиков! Советская школа и советский тип человека характеризуются гармоничным развитием личности (вспомним классическое гимназическое образование России периода империи), разносторонностью, но неприменимостью знаний в реальной плоскости, либо оторванностью от повседневной бытовой сферы (не в этом ли заключался кризис «советской системы»?!). Для личностного развития нужен индивидуальный опыт, мировоззрение и линия поведения. После октябрьской революции модернизация произошла – общество стало продуцировать «общественно значимые» технические инновации, но от «источников» инноваций подавляющая часть советского «этноса» оказалась отделена. Пропасть между теорией и практикой заложена в «подкорку» мозга современного россиянина. Глобальная экономика оказалась не лучше социалистической системы: человек работает там, где удобнее. В случае с Россией – это ретэйлерская деятельность или сфера услуг, не требующая профессионализма, уникальности, качества производства и т. п.
Проблема «теоретичности», неприменимости знаний еще более остро стояла перед татарским образованием в начале XX века. Что значит практическая направленность медресе, изначально являющегося исключительно религиозным учреждением? В данном материале представлен взгляд авторитетного аналитика и знатока исламского мира Абдурашида Ибрагимова.
Проблема медресе, по его мнению, заключалась в отсутствии личностей и «системы производства» личностей, образующих известный «замкнутый круг». Роль личности в сфере исламского образования, наверное, не отличается от роли учителя вообще. Для успеха системы образования необходима мотивация, причем не в виде увеличения благосостояния преподавателя, а в виде самого по себе взаимного интереса по передаче и получению знаний у учителя и ученика, чувства необходимости и пользы от процесса, формирования истинной религиозности (в общем образовании – «нахождение себя»).
К началу XX века профессия, должность имама, так же как и сегодня, привлекала немногих. Для успешной карьеры вне прихода требовались ещё более развитые личностные качества. Таким образом, главным критерием развитого подростка является «осознанное» существование, понимание текущей жизни и своего места в ней.
Предоставляли ли возможность дореволюционные российские медресе получать истинное знание об исламе и помогали ли человеку найти свою дорогу в «бренном мире»?
Абдурашид Ибрагимов исследовал медресе КазаниПермиУфыОмскаТомскаСамары,ЧелябинскаТроицкаПетропавловска и других городов дореволюционной России с целью выявления проблем образования и предложения пути решения (являясь казыем ОМДС в 1892-94 гг., он занимался именно этими проблемами).
ШАКИРДЫ МЕДРЕСЕ: ЗАДИРЫ-ХУЛИГАНЫ И БЕСТОЛОЧИ-СУФИИ  
Считается, что Ибрагимов был джадидом. Однако, одновременно с этим, он был строгим практиком, выступал против идеологизации «джадидизма», считал, что, наряду с разделением в среде имамов, появилось разделение между шакирдами на «задир-хулиганов» и «бестолочей-суфиев» («Баянульхак», 1908, №369):
«Если была бы третья группа, то она точно принесла бы пользу…».
Суть повышения эффективности образования в то время понимали лишь единицы! До самого реформирования (ислах), по мнению Ибрагимова, необходимо четко, категорично отделить медресе от мектебов.
Школы (начальные, средние, подготовительные и высшие) должны давать общее образование подросткам. Медресе же дает высшие религиозные знания, фикх (“Баянульхак”, 1908, № 360). Главной проблемой обоих видов образовательных учреждений было отсутствие средств и подготовленных кадров. Ибрагимов говорит, что из русских гимназий выходят образованные люди, но от них не услышишь слова “миллятем” (“мой народ”). Медресе же преподавание “космографии” не требуется. Пока отсутствуют причины для реформ (люди и деньги), не стоит даже заикаться о реформе мусульманских религиозных учебных заведений! Ибрагимов видит решение вышеописанного “замкнутого круга” в “диалектическом” формате. Он пишет, что европейцы писали о турках как о “неплохих ребятах”, но всю нацию сравнивали с “дикой ордой”. То же самое, по мнению ибрагимова, можно сказать и о татарах. Необходимо сначала сложиться как единая общность. Лишь потом из нее выйдут выдающиеся личности. Для примера он рассматривает медресе “Хусаиния”.
ОРЕНБУРГ: ОТСУТСТВИЕ ХОРОШИХ МУГАЛЛИМОВ
Посетив это медресе в конце XIX века вместе с ее основателем Гани баем, он был глубоко тронут ответами шакирдов на вопрос о сути «джадидизма»[1]Через полтора десятилетия, по мнению аналитика, оно перестало служить народу, стало заниматься “кумовством”. 

Хусания.jpg
В № 395 газеты “Баянульхак” он подробно описывает положение дел в одном из богатейших медресе. Почему уволили влиятельного Гусмана эфенди и Абдуллу Файзи? Почему об этом не слышно в печати? Почему шейху Мухаммеду Мураду платят огромные средства (1600 рублей), а другим нет? Почему в составе попечителей и администрации нет ни одного, связанного с образованием, и претендуют на их место бывшие полицейские? Почему не берут в управляющие опытного Ибрагима Терегулова? Конечно, за 20 лет деятельности не было ни одного нарекания от правительства, так будет и дальше… Однако взятие на работу хороших мугаллимов не испортит этот показатель:
«Хотя бы из-за рубежа, как раньше… Только это спасет ваш авторитет, держите ответ за потраченные средства! Студенты медресе протестовали против отсутствия хороших мугаллимов. Отставки директора требовали также из-за этого».
ПЕРМЬ: ОТСУТСТВИЕ ОБЩЕГО СПИСКА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 1904 г. Ибрагимов совершает осмотр волжско-камских медресе. Пермский мулла Фазыл Хыялетдиновсказал, что проблема в отсутствии общей практики. Все медресе, по его мнению, должны «венчаться» Университетом (Дар аль-мугаллимин) («Шарке рус», 1904, №230). Имам пожаловался на отсутствие общего списка учебной литературы, одобренной Духовным Собранием, для медресе: «Каждое медресе само выбирает эти книги». Эта проблема была глубже проанализирована Ибрагимовым в середине 1909 года в статье «Национализм и трайбализм» («Миллият ва каумият»). Он пишет, что в 1822 г. сибирские имамы впервые озаботились несоответствием преподаваемых в медресе предметов и учебников требованиям, предъявляемым Духовным Собранием для сдачи экзаменов на духовные должности.
Одновременно с поднятием этой проблемы и дальнейшими шагами ее решения Рашид казый «отдает должное» известным книгам «Ахырзаман» и «Бадавам», считая, что в свое время именно они не позволили татарской нации исчезнуть. Основными авторами предполагаемых общих пособий он видитЗакира Кадыйри (выпускника «аль-Азхара») и Абдуллу Буби. Ф. Хыялетдинов также считает братьев Буби образцом «нового метода», так как они способны сформировать список пособий, по которым можно учиться во всех медресе и в этом достигли совершенства. 
Мухаммадия.jpg
Медресе "Мухаммадия" Казани в наши дни 
Разговор с муллой Ф. Хыялетдиновым зашел и о казанской мечети «Мухаммадия». Ибрагимов считал, что образование там дается хорошее, только есть проблема с финансированием («мухиммат лязима»). Однако, по мнению Рашида казыя, это действует только на руку воспитанию шакирдов – богатство развращает! Мулла Фазыл говорил, что в «Мухаммадии» насильно навязывается суфизм. Ибрагимов оппонировал, утверждая, что между студентами и суфизмом огромное расстояние. («Шарке рус», 1904, № 232).
ТРОИЦК: СЛУЧАЙНЫЕ ШАКИРДЫ
После этого наш «ревизор» поехал в Троицк, где заметил, что шакирды четко разделяются на две группы: «случайных» и «серьёзных». 
Троицк.jpg
Медресе Троицка 
Местное медресе содержалось за счёт Габдельвали Яушева. Здесь есть хорошие преподаватели. Применяются оригинальные техники (например, открытие «сундука мыслей» («фикер сандыгы»)) («Шарке рус», 1904, №245).
САМАРА: МЕДРЕСЕ НЕ ГОТОВЫ ПРЕПОДАВАТЬ СВЕТСКИЕ НАУКИ
В 1908 году Рашид казый писал, что от мектебов и медресе хорошее воспитание пока ждать рано, эту функцию должны выполнять семьи (“Баянульхак”, 1908, № 354). Долгая беседа состоялась с самарским имамом. Он четко заявил, что медресе не готовы преподавать общеобразовательные предметы (математику, искусство...) поскольку нет компетентных преподавателей (“Баянульхак”, 1908, №358). 

Самара Нур.jpg
Медресе "Нур" Самары в наши дни 
Имам говорит, что предоставленная свобода избрания преподавателя шакирдами окончательно сломает систему образования. Затем жалуется на отсутствие в Самаре богатых купцов – из-за этого махалля сводит концы с концами, тем не менее им удается вести обучение 10-20 прихожан. В ответ Ибрагимов обвиняет имама в отсутствии полезных проповедей:
“Если бы народ получал от проповедей пользу, то не надо было бы жить в ожидании богатых мусульман” (“Баянульхак”, 1908, № 363).
Пока же вместо постройки хорошего медресе в Самаре на средства губернатора строится вторая мечеть.
УФА: БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ШАКИРДОВ
Следующим пунктом назначения становится Уфа. В путевом разговоре Ибрагимов узнал, что медресе«Галия» пользуется успехом только у молодежи (“Баянульхак”, 1908, № 377).
Прибыв в Уфу, он сначала направился в медресе “Усмания”, построенную ахуном Хайруллой Усмановым:
“Двадцать лет назад огромное трехэтажное здание медресе трудно было даже представить в Уфе”.
Однако, зайдя внутрь, он расстроился: в конце сентября он обнаружил здесь лишь 20 студентов. Остальные, по словам одного из них, придут после Рамазана! Вся атмосфера заведения говорила о брошенности, неуютности, отсутствии присмотра. Рядом со зданием медресе Рашид казый обнаружил особняк Духовного Собрания:
“Возможно, когда казыи станут давать уроки по-соседству, здесь жизнь зашевелится...”.
Следующим объектом стало медресе “Галия”. Оно располагалось по соседству с домом Салимгерея Джантюрина. Зайдя в гости к известному купцу, он познакомился с преподавателями медресе –Ахмедом НуриевымАбдуллой Шиноси, господами Хатмуллой и Закарией, а также с директором медресе “Галия” Зыёй эфенди. В это время у входа в медресе двести шакирдов ждали начала экзамена. Ибрагимов подумал, что для такого большого количества студентов площади мечети могут быть недостаточны. 
Уфа.jpg
Медресе "Галия" - ныне здание Российского исламского университета ЦДУМ РФ 
Главными содержателями этого медресе были Садретдин НазыровСалимгарей и Суфия Джантюрины. Наш «экзаменатор» подумал, что, если муфтий будет поддерживать медресе «Усмания», а Садретдин Назыров – медресе «Галия», то оба они заслужат уважение не только полутора миллионов мусульман Уфимской губернии, но и всех российских единоверцев («Баянульхак», 1908, № 379).
ЧЕЛЯБИНСК: МНОГО МУСУЛЬМАН, МАЛО МЕДРЕСЕ
Сразу после приятных уфимских впечатлений, Ибрагимов рассчитывал подкрепить их в Челябинске.
Челябинские медресе (при «Ак-мечети») и библиотека (открывшаяся в 1906 г.) содержались за счет средств купца и депутата З. Г. Галеева. Побывав здесь в 1904 г. он заявил, что хутбы местного имама были скучными. Он писал, что они могут развить у шакирдов пренебрежение к мечети:
«А ведь им самим предстоит стать имамами…» («Шарке рус», 1904, № 231).
Через 4 года медресе и библиотека оставили хорошее впечатление. Однако недостатки остались:
«В-целом в районе Челябинска много мусульман, но мало медресе» («Баянульхак», 1908, №381).
КЫЗЫЛ ЯР (ПЕТРОПАВЛОВСК): ОТСУТСТВИЕ МУГАЛЛИМА
После Челябинска наш герой едет в Петропавловск (Кызыл Яр). Здесь самым «сердобольным» благотворителем оказался Мухаметжан хаджи Давлеткильдеев. Он построил мечеть, мектеб и медресе. В другой школе, содержащейся купцами Тюменевым и Мурадовым, также обучается 70-80 мусульман. Они же содержат школу для девочек.
Недалеко от них Нурмухаммед Забиров также построил большое медресе. Однако оно оказалось закрытым, поскольку не был найден мугаллим:
«Однако вины Нурмухаммеда эфенди в этом нет! Проблема в имаме – все условия для обучения были созданы! (Беребез хәйрат кылса, икенчебез гайбәт кыла. Гөлямабызның гыйлемнән, байларыбызның дәүләтеннән файдаланырга хәлебез килми.) (“Баянульхак”, 1908, №384).
СИБИРЬ: РАЗДОР МУСУЛЬМАН
Вернувшись в родную Сибирь, Ибрагимов предлагает бедным слоям мусульман Казанской губернии переехать сюда, так как здесь не было проблем с землей и пустовали  брошенные мухаджирами дома и мечети (“Баянульхак”, 1908, №359). К этому времени приезжие мусульмане уже составляли основную массу единоверцев крупных сибирских городов. Большой пользы от них для ислама наш путешественник не заметил.
Первым пунктом назначения была родина – Омский край. В самом городе было два медресе. Одно из них своими размерами напоминало Университет:
“Однако, как зайдешь, плакать захочется! Через окна протекает вода и т.д.”
В недалеко расположенном Томскеодном из любимых городов нашего писателя, в основном жили переселенцы из Пензы, Саратова, Тамбова и т. д. Надежду же внушали лишь местные бухарцы и барабинцы. В самом городе мусульмане разделились на три партии. Ахун построил мечеть и медресе, но не смог завоевать авторитет мусульман, а потому не получал достаточного содержания от прихожан, а шакирды его медресе еле сводили концы с концами. Из-за раздора здесь возвели три начальные школы. Двести детей получают начальное образование и только 5-6 – среднее. («Баянульхак», 1908, №385). 
Красная мечеть Томск.jpg
Красная мечеть Томска 
В ста километрах от Томска находится деревня исламизированных телеутов Кышлау (Зимник), где «форма» ислама соответствовала своему содержанию. Здесь он заметил любопытный симбиоз между религией местных и энергией пришлых мусульман («Баянульхак», 1908, №392).
Двумя другими школами Томска были школы Шаги Сайдашева и Карима Хамидова. В первой школе три мугаллима давали уроки 120 шакирдам, предоставляя практически бесплатные образовательные услуги бедным мусульманам. Во второй – шесть мугаллимов обучало 70 студентов. Условия последней были отличные, однако знания студентов были очень низкими: один из подопечных вместо «амид» написал «уммет». Это была вина мугаллимов, их «преступление» («Баянульхак», 1908, №394).
ВЫПУСКНИКИ МЕДРЕСЕ – ФИЛОСОФЫ И ДИПЛОМАТЫ
В середине 1909 года Ибрагимов пишет, что после окончания «Мухаммадии» и «Усмании» молодые люди смогут стать и философами, и дипломатами, а, если параллельно закончат и татарскую школу, то неизученных областей вообще не останется! Он пишет, что из-за «полной умственной ликвидации» у бабаев шакирды должны искать альтернативные учебные заведения. Однако  «в наших медресе кроме «никаха-талака» ничему не учат, в русских школах нет нашего «национального» («миллият-каумият»), а в Европу и Турцию поехать сложно, и большого смысла от этого также не будет». Во всей России только уфимская “Галия” и вятская “Бубия” соответствовали своему статусу и внушали казыю надежду на будущее! Пока же люди, которые должны об этом заботиться, являются паразитами, подобно управляющим “Хусаинией”.

Бубый.jpg
Медресе "Иж-Буби" (Вятская Бубыя) 
Прослеживая эволюцию медресе, наш автор пишет, что двадцать, тридцать, сорок лет назад в Казани, Кышкарах, Тюмене, Альмене, у казахов[2] были кое-какие медресе, были кое-какие мударрисы. Общепризнанной объективной причиной упадка считалось отсутствие средств – мударрис «существовал», но не было денег даже на содержание мечети. Сейчас же ситуация изменилась. Богатые мусульмане построили прекрасные медресе не только в городах, но и некоторых деревнях, обеспечили зарплатой преподавателей. Однако там, где мугаллимы не работали, постоянно происходили брожение, жалобы, доносы:
«Заботясь о самообеспечении, некоторые стали «материалистами». Мугаллимы начали торговлю – трехкопеечную книгу продают за 15 копеек. Если же обучение станет платным, то только один из ста татар окажется грамотным». Сегодня насущной необходимостью является поиск и содержание добросовестного мугаллима! («Баянульхак», 1908, № 382)
Итак, Абдурашид Ибрагимов сформулировал очень отчетливое понимание «модернизации» и «реформы» медресе. Рассматривая проблемы каждого медресе в индивидуальном порядке, он заботился об их реальной службе исламу и мусульманам России. Суть «ревизских сказок», контрольных вопросов нашего героя заключалась в привнесении инновационных технологий и форм применения их (компетенций). Он хотел, чтобы процесс преподавания приводил к формированию некоего определенного и применимого содержания. Такую эволюцию прошёл и сам джадидизм как «реформаторская волна» – от метода к системе, сознанию, «духу». Для этого, естественно, оказались необходимы некоторые условия образования, «основные фонды» (здания, книги). Однако вплоть до сегодняшнего дня главной нерешенной проблемой остается личностный, «человеческий» фактор.  
Пророческая миссия ислама закончена. Если пророку было ниспослано божественное послание, то нам, мусульманам, не обладающим этим механизмом, возможно его понять только с помощью размышления. Мышление и жизненный опыт являются единственными способами увеличения и применения знаний и навыков. Индивидуальный подход к образованию позволит на начальных стадиях выявлять склонности и способности учащихся для их эффективного использования после получения диплома.
Сегодняшняя «вспомогательная» роль исламского образования может послужить во благо, поскольку в медресе и Российском исламском университете поступают сформировавшиеся как личности студенты, сознательный выбор которых – приоритет получения знаний. 
Д.Р. ГИЛЬМУТДИНОВ,
Центр Исламоведческих Исследований АН РТ, Казань

Исламский портал

Конституция православия

Конституция православия

28 ноября 2013 года
Депутат Госдумы Елена Мизулина осчастливила блогосферу очередной инициативой — на этот раз поборница нравственности предлагает вписать в Конституцию РФ слова о том, что православие — основа национальной и культурной самобытности России. «Фонтанка» выяснила, к каким последствиям может привести фиксация этого, казалось бы, очевидного факта в преамбуле к Основному Закону страны.
На очередном заседании Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей, прошедшем 22 ноября в Москве, поддержали предложение депутата от «Справедливой России» Елены Мизулиной о внесении в преамбулу Конституции РФ мысли о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России.
«А заодно отменить и статью Конституции, в которой говорится, что Россия — светское государство, — говорит ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталья Евдокимова. — Иначе противоречие в Конституции получается. Я, конечно, шучу, но все идет к тому. Наши православные, или псевдоправославные, правители, по-моему, прямым путем движутся к изменению Конституции именно в этой части. И что тогда с мусульманами делать, буддистами, иудеями? И так напряженность возрастает, а они подливают масла в огонь. Это может привести к конфликтам на межконфессиональном уровне. И даже то, что эти слова могут появиться в преамбуле, а не в основном тексте Конституции, имеет решающее значение. В преамбуле к закону о незаконно репрессированных гражданах были слова о том, что государство признает свою вину за репрессии, а потом эти слова исчезли из преамбулы. И дух закона изменился».
Председатель Исламского комитета России теолог Гейдар Джемаль считает, что предложение Елены Мизулиной — лишь попытка «залатать» то, что надо составлять заново. «Нынешняя Конституция составлена либералами, которые хотели просто узаконить военный переворот, путч Ельцина против Верховного Совета, — говорит Гейдар Джемаль. — Они на коленке состряпали эту Конституцию, принятую с масштабными нарушениями. И эта Конституция отражает либеральный менталитет, и если на нее накладывать заплаты в евразийской традиционалистской стилистике, это будет химера с головой орла и телом льва. Эту Конституцию нельзя корректировать, надо полностью отменить и принимать заново другую». Кроме того, теолог считает, что предложенный депутатом тезис неверен по существу. «Может быть, во времена Романовых православие и было основой национальной идентичности, но с тех пор прошло по меньшей мере 90 лет советских и постсоветских поколений, — говорит Гейдар Джемаль. — Они были основаны на формировании иной матрицы советской общности, которая, в свою очередь оказалась разбита. В результате сегодня нельзя сказать, что православие является основой какой-либо идентичности. Основой идентичности является принадлежность к более-менее определенному политическому пространству. Не к прошлому, которого никто не знает. Единственная реальность — это политическое пространство от Балтики до Сахалина, и сегодня это тот минимум, который составляет основу нашей идентичности. Потому что остальное будет лицемерием или враньем. Ни советское, ни царское прошлое не является действенным фактором здесь и теперь. Прошлое не может быть основой идентичности как некая историческая травма. Но при этом, принадлежа к одному политическому пространству, мы можем являться атеистами или скептиками, мусульманами, христианами — и надо понимать, никонианское православие имеется в виду или старообрядчество. Политическое пространство является общим знаменателем для всех людей, живущих здесь: татар, чеченцев, якутов и так далее, судьба этого пространства является вместе с тем и их судьбой. А все мизулинские тезисы — отмороженная мифология». Теолог пояснил, что под «политическим пространством» подразумевается единая территория, у которой есть общая судьба и которая выступает как некий самобытный субъект в отношении к остальному миру.
«Понятно, что православие является основным держателем российской культурной традиции, — говорит, в свою очередь, настоятель Санкт-Петербургского дацана буддистской традиционной Сангхи России Буда Бадмаев. — Но у российской культурной традиции есть и много других аспектов. И можно сказать, что были и языческие какие-то вещи, и многое другое. Но, тем не менее, на сегодняшний день православие является основополагающим аспектом культуры. Думаю, другие крупные религии, такие как ислам, имеют право на равное отношение к ним. И они могут этот вопрос поднимать и развивать некий аспект противоречия. Что касается нас, буддистов, нас не очень много, и мы на главенствующую роль в этом плане не претендуем. У буддистов как раз во главу угла ставится понимание, ясность ума и знание. Мы понимаем, почему на сегодняшний день такой вопрос актуален, понимаем, что идет защита интересов культуры и российской идентичности. Так или иначе, через какое-то время этот вопрос, если перестанет быть актуален, может даже быть убран из Конституции».
Протодиакон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев к идее Елены Мизулиной отнесся без симпатии. «В современной среде последствия внесения такой идеи в Конституцию будут негативными для церкви, посыплются обвинения, что мы чего-то хотим, — говорит Андрей Кураев. — Преамбула любого закона не имеет правовой силы, это декларация о мотивах действий законодателей. Чтобы принять решение о внесении изменений в Конституцию, нужно конституционное большинство в Государственной Думе и Совете Федерации, а в них присутствуют люди разных религиозных взглядов и других идеологических представлений. В законодательстве о свободе совести и вероисповедании нечто подобное уже сказано, и не очень понятно, для чего это дублировать. А от госпожи Мизулиной хотелось бы не таких законодательных новелл, а более внятной позиции в области защиты интересов традиционных семей. Недавно аппарат Госдумы заблокировал законопроект, который предлагал техническую меру для сокращения числа абортов в России — запрещал делать аборты врачам без высшего медицинского образования. Но даже эту новеллу Госдума не приняла, и представителей религиозных организаций не позвали на ее обсуждение. Слова и преамбула — это одно, а реальность — совершенно другое».
В пресс-службе Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга отметили, что на данный момент оснований для комментариев нет: «Когда примут — тогда и будем говорить, а предлагать можно что угодно».
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков отмечает, что в предложении Елены Мизулиной нет ничего сверхъестественного — с точки зрения международного опыта. «В конституции ФРГ в первой же фразе есть слова об ответственности немецкого народа перед богом, в конституции Болгарии указано восточно-православное вероисповедание как традиционная религия, есть это и в Боливии, про исламские государства и говорить нечего, — говорит Леонид Поляков. — Образец демократии — Великобритания, и там королева является главой англиканской церкви в Англии и пресвитерианской в Шотландии. И сочетание светскости и религии никого не удивляет. Сама инициатива не должна порождать некий общественный скандал, как происходит сейчас в блогах. Другой вопрос — о разумности предложения с точки зрения политики. То, что православие является основой нашей культурной самобытности — самоочевидный факт. Любой человек, знающий историю, понимает, что без православия ни Руси, ни даже Советского Союза не получилось бы. Но самоочевидный факт записать в качестве некоего закона — значит признать, что сейчас это не так. Закон — это всегда некое непрямое насилие, принуждение. И из лучших побуждений мы идем по не совсем верному пути. Вот в единый учебник истории России эта линия должна быть заложена как базовая. Что же касается политических последствий в стране, в которой межконфессиональный мир держится и конфликтов на межконфессиональной почве нет… такая инициатива в виде конституционной поправки может разбудить, что называется, спящую собаку. Мы видим, как такие конфликты разгораются из-за пустяков, публикация в заштатной шведской газетенке карикатур на пророка вызывает погромы в нескольких государствах и гибель людей. Я бы предложил придерживаться нынешней преамбулы. А то, что действительный статус и историческая роль православия должна быть поставлена в поле внимания учителей истории и отмечена в культурной политике, — безусловно».
Депутат петербургского парламента Виталий Милонов отмечает, что внесение изменений в Конституцию РФ — процесс сложный, длительный и требующий общественного обсуждения. «Мы живем в демократическом государстве, где любые предложения могут высказываться, если они не содержат призыва всем черным, белым или рыжим морду бить, — говорит депутат. — А изменения Конституции, с учетом природы ее возникновения, могут быть приняты только путем всенародного референдума. Если будет собрано необходимое количество подписей, то это предложение можно обсуждать. Но если нарисовать себе на лбу крест — христианином не становишься. Если назвать Россию христианским государством — нельзя так просто назваться, нужно им быть. Процентов 70 — 80 населения называют себя православными, но сколько человек реально согласятся не поощрять аборты и абсолютную вседозволенность в публичном пространстве? Называться и быть — разные вещи. И к чести депутата Елены Мизулиной — она участвует в разработке нескольких инициатив, направленных против абортов. Нужно поддержать запрет абортов хотя бы за государственный счет. Мое личное мнение: Россия должна быть православным государством. Но при принятии важных решений Госдума не советуется с церковью».
Напомним, что последние изменения в Конституцию РФ вносились в 2008 году. Изменения от 30 декабря 2008 года обязали правительство Российской Федерации представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Тогда же срок полномочий президента Российской Федерации был увеличен с четырех до шести лет, а срок полномочий Государственной Думы — с четырех до пяти лет.

Венера Галеева, «Фонтанка. ру»

Дагалы йорт — догалы йорт

Источник:tugarakuen@gmail.com
Дагалы йорт — догалы йорт

Татар эшмәкәрләренең Бөтендөнья татар конгрессы тарафыннан Россия күләмендә оештырылган җыенында үзен чын татармын дип таныштырган Башкортстан вәкиле Хәсән Идиятуллин башкорт токымлы атлар үрчетү тәҗрибәсе белән уртак­лашып, әлеге атларның Швейцариядә үткәрелгән халыкара ярминкәдә катнашуларын бәян иткәч, зал көчле алкышларга күмелде. «Кара син, борынга чиертеп ята лабаса ут күршеләребез!» дигән уй чагылып үтте залдагылар йөзендә. Шулчак трибунага какча гына гәүдәле, әмма бөркеттәй үткен карашлы ир уртасы күтәрелде. «Минем кулымда 1854 елда нәшер ителгән «Самарские губернские вести» газетасы, — дип сүз башлады ул. — Менә биредә, күрше Бөгелмә базарына меңнәрчә татар токымлы атларны сату өчен китерәләр, дигән хәбәр басылган. Хәзер исә бу токым тәмам юкка чыгып бара... Гомер бакый көнкүрешебезнең аерылгысыз тармагы булган атчылыкны бөтенләй оныттык бит. Мин татар атын дөньяга кайтару хыялы белән янып, шушы хыялны тормышка ашырырга талпынучыларның берсе булам...»
 Әлеге зур җыенга Татарстанның Бөгелмә районы, Карабаш эшчеләр бистәсеннән килгән, бүгенге көндә атлар үрчетү белән шөгыльләнүче эшмәкәр Фәрит Мәсәбих улы Нәбиуллинның тәэсирле чыгышы берәүне дә битараф калдырмагандыр. Мине дә җыеннан соң атналар, айлар буена уйланып йөрергә мәҗбүр итте ул чыгыш. Шуңа да, Татарстанның көньяк-көнчыгыш төбәгенә юлым төшүгә, форсатны ычкындырмыйча, Фәрит Нәбиуллинның утарына сугылып чыгарга ният иттем.
...Карабашка барып төшкәч, ат утарының күрше Лениногорск районы территориясендә икәнлеге ачыкланды. Бөтен дикъкатемне туплап, бер генә күренешне дә күздән ычкындырмаска тырышып карап барам. Бер якта иксез-чиксез тоелган дала. Ул Оренбургка кадәр барып тоташа икән. Икенче якта тау тезмәләре. Менә еракта тезелеп киткән корылмалар пәйда булды. Мөгаен, Нәбиуллинның ат торакларыдыр. Ул арада ике тау арасында утлап йөрүче ат көтүе дә күзгә ташланды. Ике тау арасында ат көтүе. Җайдаклы көтүчесе дәү эт иярткән.
 ...Ат көче белән башкарылган эшләр тулысынча механикалаштырылган заманда яшибез. Миңа калса, бүген ат үрчетергә алынган кеше кечкенәдән үк үз йортында ат кешнәвен ишетеп, аның колынын тәрбияләп үстергән кеше булырга тиештер кебек. Яисә атны аерылгысыз юлдаш иткән татар тарихы белән «җенләнгән», нәсел тамыры төбенә төшеп, әллә ниткән ачышлар ясаучы булырга тиештер ул... Баксаң, Фәрит әфәндедә тегесе дә, бусы да бар икән.
— Нәсел җепләребез Ризаэтдин Фәхретдин, Софья Гобәйдуллиналарга барып тоташкан. Әтием ягыннан бик күп туганнарыбыз — дин әһелләре. Алар Ютазы районының Бәйрәкә, Баулы районының Кызылъяр, Башкортстанның Туй­мазы районы Иске Турай авылларында, Ярмәкәйдә мулла булганнар, — дип сөйли ул горурланып. — Туганыбыз Гобәйдулла хәзрәт үз заманында Бәйрәкә авылында Казандагы «Мөхәммәдия» мәдрәсәсеннән кала икенче урында торган «Гобәйдия» мәдрәсәсен төзеткән кеше. Күптән түгел Баулы районының Кызылъяр авылында яшәүче туганнарыбызны таптык. Аларда иске гарәп язуындагы нәсел шәҗәрәбез сакланган. Исебез китте, ерак бабаларыбызның тамырлары заманында Чыңгыз хан белән аралашып яшәгән Майкы би нәселенә барып тоташа икән. Бу шәҗәрәләрне яхшы ук өйрәнгән галимебез Марсель Әхмәтҗанов белән бүген дә аралашып яшибез. Инде атларны яратуга килгәндә, Лениногорск шәһәрендә тусам да, балачагым Карабашта, әби белән бабай янында узды минем. Бөек Ватан сугышында кавалерист булган бабай бөтен гомерен атлар янында үткәрә иде. Үзе белән мине дә ияртеп алып бара. Атларга су эчертү, ат арбасында йоклау – болар балачакның иң кадерле мизгелләре...
Шулай булгач, тормышында нефтьче-геофизик профессиясе сайлаган Фәрит Нәбиуллинның (аларның нәселе Бөгелмә шәһәрендәге данлыклы «Татнефтегеофизика» оешмасында иң зур динас­тияне тәшкил итә икән), ышанычлы бизнесы була торып, дәүләт югарылыгында инкарь ителгән эш­­­кә — ат үрчетүгә алынуына гаҗәпләнергә кирәкмидер. Атлар белән ул ныклап моннан биш ел чамасы элек кызыксына башлый. Тарихи китапларны актара, уйлана, эзләнә. Татар аты турында шактый мәгълүмат табуга ирешә. Теләсә нинди шартларга яраклаша алучы, хәтта кышкы яланда да тояклары белән үзенә азык таба алучы токым буларак тасвирлана татар аты. Ул үзенең холкы белән дә аерылып тора: сабыр, ипле. Хәтта колыннары да зәмһәрир салкыннарда булсын, кызу җәйләрдә булсын, үзләрен тыныч тота. Чөнки татар аты холкы далада сынала, аларны дала шулай тәрбияли. Әнә тарихчы М. Худяков «Татарлар ат буенча зур белгечләр булып исәпләнәләр, алар барысы да оста чабышчылар. Татар атлары белән, гомумән, башкалар ярыша алмый», дип язып калдырган. Икенче бер тарихчы В. Трепавлов үзенең Нугай урдасына багышланган хезмәтләрендә язганча, Россия патшаларының ат абзарларында затлы нәселле гарәп атлары белән бергә татар атлары да аерым урын алып торган. Электән үк Бөгелмәдән Богырыслан аша Оренбургка таба юл яткан. Көзге ярминкәләр вакытында Бөгелмә белән Богырыслан арасында ат чабышлары оештырылган. Атның бәясе 3 тәңкә торса, чабышта беренче килүчегә 60 (!) тәңкә акчалата бүләк бирелгән. «Кая ул атлар? Ни өчен данлы үткәне булган халыкның бүген үз аты юк?» дигән сорауга җавап эзләп гаҗиз була Фәрит әфәнде. Татар атын эзләп Алтайга, Тувага, Казахстанга кадәр барып җитә.
Алай да, юлындагы иң беренче каршылык итеп үз җирендә — Карабашта җир кишәрлеге ала алмауны саный ул. Карабашлылар белән аңлаша алмагач, Фәрит әфәнде күрше Лениногорск районы башлыгы Рәгать Хөсәеновка мөрәҗәгать итә. Акыллы җитәкче үзе каршысында максатчан, какшамас рухлы ир-ат басып торганны дөрес аңлый: Фәрит Нәбиуллинга 400 гектар чәчүлек, 600 гектар көтүлек җире бүлеп бирә. Түбәләре череп, ташландык хәлдә яткан буш фермаларны шатланып тапшыра. Фермер аларны тиз арада терлек тотарлык хәлгә китерә.
Бүгенге көндә инде фермер карамагында атларның саны 100 башка җиткән. Араларында тәбәнәгрәк буйлы, тыгыз тәнле, куе яллы, сыртларына буйлы сызык төшкән атлар да күренә. Фермер аларның чын татар атлары токымыннан икәнлегенә шикләнми. Әмма шушы урында икенче, бик авыр һәм җитди каршылык килә дә баса: бүгенге көндә «татар аты» дигән токым беркайда да, беркем тарафыннан да рәсми рәвештә танылмаган, таныклык алмаган... Галимнәр исә, берсен-берсе узышып, дөнья тарихында мәңге җуелмас эз калдырган татар аты бүген калмаган дип дәлилләргә тырыша... Теләсә нинди атның токымын бары тик Бөтенроссия фәнни-тикшеренү институты гына раслый ала, аңа кадәр барып җиткәнче никадәрле эшләр башкарасы, күпме вакыт сарыф итәсе — монысын күз алдына китерүе дә кыен.
Яшерен-батырын түгел, Татарстанда атчылык өлкәсендәге хәлләр бик мөшкел бит. Әнә 1990 елда 78 мең баш ат исәпләнсә, 20 ел эчендә ул 17 меңгә кала. Коточкыч хәл! Югыйсә, шушы чорда атчылыкны үстерү, саклау буенча дәүләт югарылыгында берничә зур киңәшмә дә үткәрелә. 2000 елда «Республикада атчылыкны үстерү турында» программасы кабул ителә, фонд оештырыла. Әмма 2011 елга атлар исәбе 20 мең башка кими. Авыл хуҗалыгы һәм азык-төлек министрлыгы белгечләре әйтүенчә, бер ел эчендә биш мең башка кадәр ат бернинди контрольсез-нисез сугымга җибәрелә. Нәсел эшенең начар куе­луы, селекциянең бөтенләй булмавы нәтиҗәсендә 100 атка нибары 35 колын алына.
 — Кайчандыр Бөгелмә районында 56 мең ат булган. Хәзер исә 200 башка җитә микән, – дип авыр сулап куя фермер. — Үткән ел президентыбыз Рөстәм Миңнеханов башлангычында узган, атчылык тармагын үстерү буенча 2020 елга кадәр берничә юнәлештәге программа проекты әзерләүгә багышланган киңәшмә канатлар куйгандай иткән иде. «Атчылык — халкыбыз тормышының аерылгысыз өлеше. Аны һич бетерергә ярамый», — дигән иде илбашы. Тик, кызганычка каршы, минем кебекләрдә зур өметләр уяткан бу документның бүгенге көнгә кадәр кабул ителгәне юк. Аның нигезендә программаны тормышка ашыру өчен 2,5 миллиард сум акча да каралган булган. Хәзер аның финанслау өлеше дә 950 миллион сумга кадәр киселде. Ат сөючеләр анысы өчен дә бик шат булыр иде, тик ул һаман сүздә генә кала бирә. Моңа кадәр бу тармакка нибары 30 миллион сум акча бүленә иде. Ул да, нигездә, ат заводларына гына тәти. Терлекчелектәге кебек, субсидияләр, дотацияләр бүлеп тә шатландырмыйлар атчыларны. Ә бит Швейцариядә, мәсәлән, ат сатып алган кеше 10 елга төрле салымнардан азат ителә...
Фәрит Нәбиуллин исә ат асраганы өчен дәүләткә меңнәр белән салым түләргә мәҗбүр. Ә атлар тотуга башка бизнесыннан кергән акчаның  ай саен 100 мең сумнан артыгын сарыф итә. Югыйсә, атчылыкка дәүләт күләмендә мөнәсәбәт үзгәрсә, ул табышлы тармакка әверелеп китәргә дә бик мөмкин ләбаса. Әнә, Франция бюджетының 4 процент табышын тотализатордан кергән акча тәшкил итә. Җанны тырнаган тагын бер әйберне әйтеп үтми мөмкин түгел. Республикабызда спортка гаять зур игътибар бирелә. «Рубин», «Ак Барс» командаларына, миллион долларлар чыгарып салу бәрабәренә, чит ил уенчылары чакырыла. Аларны данлап чаралар үткәрелә. Шул ук вакытта дәрәҗәле ярышларда җиңү яулаган атларыбызны һәм алар белән эш итүче спортчыларыбызны хәтта республика спорт һәм яшьләр эшләре министрлыгы үткәргән бәйрәмнәрдә дә күргән юк...
Фәрит әфәнде татар токымлы атлар үрчетүне кымыз ясау, казылык җитештерү, ат спортын үстерү, атлы туризм оештыру белән бергә бәйләп алып барырга хыяллана. Белүебезчә, аттан аерылгысыз татар гомер-гомергә кымыз ясау белән шөгыльләнгән. Аны нигездә туберкулез белән авыручылар өчен кулланганнар. Фәрит әфәнде әйтүенчә, атның тәүге колын китергәннән соң савылган сөте хәтта онкология белән авыручыларга да дәва булып тора икән. Бер бия елга 2000 килограммга кадәр сөт бирергә сәләтле. Кымызчылык белән әлегә Азнакай районының «Авангард» хуҗалыгында, шулай ук Ютазы районында шөгыльләнәләр. Татарстанда бер елга якынча
56 центнер эчемлек җитештерелә. Фәрит Нә­би­уллин хуҗалыгында бүгенге көндә 25 савым бия бар.
— Экологиянең начараюы күп кенә авырулар килеп чыгуга сәбәп булды. Күпме кеше үпкә авыруларыннан җәфа чигә. Мәсәлән, мин ун ел элек Башкортстандагы санаторийда һәркемгә кымыз тәкъдим итүләрен күреп шаккаттым. Ишетүемчә, аларда хәзер «һәр санаторийда кымыз булырга тиеш» дигән катгый таләп куелган. Хәтта Мари Эл республикасында да кымыз дәва буларак киң кулланыла. Бездә исә әлеге файдалы эчемлекне бер генә шифаханәдә дә күрә алмыйсың.
 Фәрит Нәбиуллин башка төбәкләрдә кымызчылык белән шөгыльләнүче милләттәшләребез белән тыгыз элемтәдә тора.
– Чиләбедә яшәүче бер танышым, кымыз ясап, аны Мәскәү шәһәренә кадәр илтеп сата. Шулай ук Оренбург, Самара, Омск өлкәләрендә дә кымыз җитештерү белән ныклап шөгыльләнүче татарлар бар. Ни кызганыч, Татарстанда әлегә кадәр кымызга ГОСТ, ТУ таләпләренә җавап бирелә торган тамга булдырылмаган. Ә бит шунсыз дөнья базарына юл ябык. Әлеге дә баягы Башкортстан «башкорт кымызы», «башкорт балы», «башкорт курае» белән дан тота. Россия Бөтендөнья сәүдә оешмасына кереп яткан бу чорда татар атын, татар кымызын һәм башкаларны үз брендыбызга әйләндерсәк, начар булыр идемени?!
Татарның милләтпәрвәр заты буларак, Фәрит әнә шундый гамьнәр белән яна. Татар тарихын өйрәнә, иҗтимагый эшләр белән шөгыльләнергә дә вакыт таба.
— Мине Карабаш тарихы күптәннән кызыксындыра иде. 2000 нче еллар башында галимнәр чакырып, казу эшләре оештырдык. Күп кенә кызыклы материаллар таптык. Археологик казу эшләрендә катнашкан улым Самад, шуннан тарих белән мавыгып китеп, КФУның тарих факультетына укырга керде.
 2004, 2007 елларда Фәрит Нәбиуллин тырышлыгы белән Карабаш авылы тарихына багышланган фәнни конференцияләр узды.
 Татар балаларының бу җирлектәге «Сәләт» лагере дә аның тырышлыгы, ярдәме белән эшләп килә. Җәүдәт Сөләйман белән дуслык нәтиҗәсендә оештырылган лагерьга башта Карабаш балалары гына йөрсә, хәзер инде биредә бөтен тирә-якта яшәүче балалар рәхәтләнеп туган телдә аралаша, милли тәрбия алып ял итә. «Бөгелмә Сәләт аланы»ның быел Гран-при алуы Фәрит әфәнде өчен зур горурлык ул.
Әңгәмәбез янә татар аты темасына әйләнеп кайта. Борчулы уйланулар шул ук Башкортстандагы вазгыятьне искә төшерергә мәҗбүр итә. Әйе, аларның бүгенге көндә «башкорт аты» дип танылган үз токымнары бар. Башкортстанның Авыл хуҗалыгы министрлыгында атчылык тармагы белән шөгыльләнүче махсус бүлек эшли. (Татарстанда исә бер штат та каралмаган.) Фәнни-тикшеренү институтында галимнәре башкорт токымын тагын да камилләштерү юнәлешен­дә эшлиләр. Бүгенге көндә Башкортстанда
96 мең баш ат исәпләнә. Ә бит, уйлап караганда, Башкортстанның күп өлешен татар җирләре һәм татар халкы тәшкил итә. Барыбызга да мәгълүм, Бөек Ватан сугышының иң кызган чорында — 1942 елда — И. Сталин фәрманы белән башкорт кавалерия дивизиясе оештырыла. Аның командиры итеп татар егете — ул вакытта СССР Генераль штабының Кытайдагы хәрби вәкиле булып эшләгән Миңнегали Шәйморатов билгеләнә. 1942 елның июлендә дивизия тулы составта фронтка озатыла.
Башкортлар китте сугышка,
Озатып калды чал Урал,
Ат уйнатып алдан бара
Шәйморатов генерал, —
дигән җыр да туа. Шик юк ки, башкорт кавалерия дивизиясенең күп өлешен үз атлары белән фронтка киткән татар егетләре тәшкил итә. Аларны дивизиягә бик зурлап озаталар. Мәсәлән, Башкортстанның Илеш районы төбәген өйрәнүче Мирсәгыйт Сафиуллин сөйләвенчә, кечкенә генә Үрнәк авылында 18 яше тулган 18 татар егете белән, ямьле июль иртәсендә сабантуй ясап, ат чабыштырып саубуллашалар. Туган якларга шуларның нибары өчесе генә исән кайта... Сугышны Германиядә тәмамлаган дивизиянең 90 сугышчысына Советлар Союзы Герое исеме бирелә. Шулай итеп, Берлин урамнарында башкорт-татар атларының да тояк эзләре ялтырап кала.
Без үткәндәге атлы тарихыбызның данлы сәхифәләрен еш актарабыз. Хәлиткеч яу-орышларда курку белмәс яугирләребезгә җиңү яулашкан татар аты бүген дәрәҗәле чабышларда баш килүче карендәшләре (тува, казах, хакас... атлары) сафына баса алырмы? Каршылыкларны җиңә-җиңә Татарстан туфрагында үскән татар токымлы атны булдыру, үрчетү өчен үз-үзен аямаган Фәрит Нәбиуллин кебекләрнең изге эше үзебездә үк яклау тапмаса, аларның канатлары сынмасмы?
Әлегә Фәрит әфәнде төшенкелеккә бирелми:

Бераздан кабат Карабашка кайтсагыз, мондагы тирә-якны танымассыз әле, — ди ул. — Киләчәктә, Алла боерса, фермаларны төзекләндереп бетереп, эшчеләргә бурадан йорт салып, татар миче чыгарырга җыенабыз. Авыл яшьләре да атлар белән елдан-ел күбрәк кызыксына. Улым һәм дүрт кызым да: «Әти, әйдә атлар янына барыйк!» – дип кенә торалар. Хатыным Света белән балаларыбызны милли рухлы итеп, гореф-гадәтләребезгә нигезләнеп үстерергә тырышабыз. Бер яшьлек Әминәмнән кала, балаларым барысы да атта йөри белә. Дусларымның балалары да атларга тартыла. Кеше тамак өчен генә яшәми бит. Аңа рухи азык та кирәк. Ат янына килеп, ялыннан сыйпадың исә, күңелне әйтеп бетергесез рәхәт хис биләп ала. Төшенкелек юкка чыга. Аннары, «Дагалы йорт — догалы йорт», дигәннәр борынгылар. «Аты юкның юлы юк», дип тә әйткәннәр. Минемчә, халкыбыз өчен атны югалту — җырын, моңын, милли үзаңын югалтуга тиң ул. Шуны истән чыгармаска иде.