ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

суббота, 3 августа 2013 г.

Госдума готовится к роспуску: «клоуны» уже поняли, что от них хотят избавиться

Госдума готовится к роспуску: «клоуны» уже поняли, что от них хотят избавиться

Но Кремль еще колеблется и присматривается к региональным выборам. Это будет смотр претендентов от оппозиции

Аналитики заявляют о начале новой эпохи Вячеслава Володина, который делает ставку на политику, а не на исключительно политтехнологии
Аналитики заявляют о начале новой эпохи Вячеслава Володина, который делает ставку на политику, а не на исключительно политтехнологии
В Кремле готовится грандиозная премьера спектакля по пьесе «драматурга» Володина. По сравнению с ней мэрские выборы в Москве покажутся постановкой провинциального театра. Вся политическая тусовка только и говорит о досрочных выборах в Госдуму, которые могут случиться уже в сентябре следующего года. В Администрации президента одна за другой идут консультации: просчитываются риски, оценивается готовность общества. Ярые сторонники концепции кардинального оживления политических процессов уверяют, что это единственный способ закрепить легитимность режима, договориться, наконец, с протестным электоратом и предъявить Западу новую демократическую политику. Противники-реакционеры предупреждают об опасности еще больше раскачать лодку и полностью потерять контроль над ситуацией. Но аналитики уже все просчитали и делают ставки на новые силы, которые смогут попасть в парламент. О составе новой думы и о том, кто будет ее архитектором, — читайте в материале «URA.Ru».
Накануне в «Независимой газете» появилась статья главного редактора издания Константина Ремчукова, в которой он по пунктам излагает свой взгляд на политические процессы в России. В частности, он напоминает, о том, что до сих продолжается сбор подписей за роспуск нижней палаты парламента, который начался по инициативе ряда депутатов. И это несмотря на встречу думских единороссов с тогда еще президентом РФ Дмитрием Медведевым, на которой глава страны назвал инициативу оппозиционных депутатов неуместной. «Сбор подписей продолжается. Кому-то нужно» — делает вывод Ремчуков.
Как рассказывает «URA.RU» один из депутатов единороссов при условиях анонимности, в кулуарах парламента перед летним отпуском тоже такие разговоры велись. «Вся деятельность парламента в этом году сводилась к какой-то бесконечной внутренней войне. Фракции публиковали компромат друг на друга, рылись друг у друга в кошельках — такая грязная и неприятная атмосфера была создана. Мы занимались не тем, вместо законотворчества — бесконечный политический пиар со стороны разных конкурирующих партийных сил. Вот мы принимали при этом действительно серьезные, важные законопроекты. Но разве это кого-то интересовало? Информационная блокада: законы, наподобие инициативы о запрете пропаганды гомосексуализма, публикация личных счетов парламентариев — все это просто перекрыло реальную деятельность Думы. Весь этот год мы были клоунами на цирковой арене. И я не удивлюсь, если от нас решат избавиться для того, чтобы сменить политическую повестку на те вопросы, которые действительно касаются общества» — откровенничает депутат.
По одному из сценариев, которые приводит Константин Ремчуков, Дума ставит вопрос о недоверии правительству, но правительство спрашивает Думу о доверии к себе. И тогда, в случае недоверия в течение семи дней президент может либо Думу распустить, либо правительство отправить в отставку. «Новые думские выборы вполне могут пройти при такой же свободе доступа претендентов к избирателям, как и московские, решая при этом задачу легитимности законодательной власти и снимая тем самым претензии и лозунги Болотной. После этого отставка правительства Медведева будет выглядеть технической. Он сможет заняться объединением судов, а на его место встанет кто-то из ближайшего кадрового круга президента» — предполагает кардинальное изменение политической конфигурации власти Ремчуков.
При этом политтехнолог, работающий на Администрацию президента, рассказывает «URA.RU», что на такие смелые шаги почти невозможно пойти в существующих общественно-политических реалиях. «Вот Навального пустили на выборы. По сути, это была проверка на его адекватность: но он демонстрирует совершенно несистемное и неправовое поведение. Это только в рамках Москвы. Представляете, что будет происходить сейчас на думской избирательной кампании, которая охватит всю страну?» — объясняет риски собеседник агентства. Он оговаривается, что вокруг АП действительно " есть такие советчики, которые уверяют, что досрочные выборы Думы все расставят по своим местам, протестное политическое меньшинство получит свои небольшие проценты и будет периодически устраивать в парламенте цирк. А протестный электорат успокоится, понимая, что его интересы представлены в Думе. «Но, на мой взгляд, это приведет к взрывоопасной ситуации» — поясняет политтехнолог.
Другие эксперты полагают, что, прежде всего, даже не оппозиция, а сам Кремль заинтересован в досрочном роспуске Думе. Одной из причин называется необратимый распад «Единой России» как политической партии и ее неспособность эффективно функционировать в Государственной Думе.
«Нет ощущения, что Кремль продолжает сейчас рассматривать „Единую Россию“ в качестве перспективного для себя политического партийного проекта, — утверждает политолог, шеф-редактор „Русского Журнала“ Александр Морозов. — Поэтому досрочный роспуск Думы был бы удобен для всех. И для Кремля, и для общества и для самой так называемой партии власти».
На вопрос о том, что же тогда будет с партией власти, если роспуск Госудмы все-таки состоится, политолог заметил, что эта тема пока обсуждается. «Там борются две тенденции — одна, чтобы „Единую Россию“ сохранить, вторая — чтобы ее закрыть и сделать ставку на „Народный фронт“, который при этом может оставаться движением. Но именно с его помощью предлагают формировать новую партию. Путин ведь бросил „Единую Россию“ на три года, она расползлась, она сейчас предоставлена самой себе, в ней возникли какие-то внутренние фракции. И там сейчас никто не чувствуют свою принадлежность к осмысленной политической системе. Плюс к этому ситуация с „Народным Фронтом“ в регионах. В Кремле, конечно, пытаются объяснить, что две эти политические силы не противоречат друг другу. Но если учесть региональную политику, а не Москву, то в регионах такие вещи плохо совмещаются. Губернаторы не понимают, как это две структуры власти. Зачем? Конечно, если Кремль требует, то все как-то выкручиваются, придумывают что-то, раскладывают яйца в две корзины, а не в одну, но в принципе возникла сложная ситуация для всех. И ее пора решать» — дает свой политический расклад Александр Морозов.
В своей статье главный редактор «Независимой газеты» заявляет также о начале новой политической эпохи Вячеслава Володина. Константин Ремчуков утверждает, что участие Алексея Навального в выборах в Москве — это как раз результат реализации нового электорального курса, разработанного первым замглавы Администрации президента.
«Суть его сводится к отказу от курса Владислава Суркова, закончившегося Болотной площадью и проспектом Сахарова. Суть подхода Суркова к политике основывалась на политтехнологиях запрета, снятия с регистрации, недопущения до выборов оппонентов Кремля и критиков власти. Приоритет Володина звучит так: преимущественно политика, а не исключительно политтехнологии» — пишет Ремчуков.
Если исходить из этих политических координат, то досрочные выборы в Госдуму — вполне себе масштабная площадка для реализации такого курса. По принципу: пустить всех — получится зайти не у многих. Политолог Александр Морозов рассказывает, что вопрос о том, что делать с протестным электоратом действительно обсуждается не только в политическом сообществе, но и в Администрации президента: " На президентских выборах в Москве этот электорат дал 20% в пользу Прохорова и в Петербурге — 15% — это очень большой сегмент. Он с 2003 года не представлен в Государственном парламенте, с тех пор как оттуда вылетела партия «СПС». То есть городской образованный средний класс, который связан с глобальной экономикой, глобальной культурой, который стал путешествовать — он не представлен в Госдуме. И тут требуется большое политическое решение. До выборов в Госдуму очень далеко и встает вопрос о том, что досрочные выборы были бы удачным выходом. С одной стороны, Кремль смог бы перестроить свою собственную партию, а с другой стороны пустил бы в нижнюю палату и проблемный электорат«.
По прогнозам Александра Морозова, если верить в новый курс Володина, то Кремль должен исходить из следующей схемы: есть Прохоров со своим электоратом, Навальный, который левее Прохорова и есть русские националисты, которые тоже должны войти в парламент. «Можно предположить, что националисты получили бы меньше, чем Рогозин в 2003 году: 5%-7% — у них была бы фракция из 20 человек. Прохоров, наверное, получил бы 7%-8%, если брать всю страну, хотя в крупных городах у него было бы значительно больше поддержки. Какие-то проценты получил бы и Навальный» — описывает эксперт политическую структуру нового парламента.
Но не все политологи согласны с необходимостью и целесообразностью роспуска Госдумы при существующей политической повестке. Николай Новичков, доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, еще в 2012 году описывал на Slon.ru причины, по которым тогда нужно было проводить досрочные выборы в парламент. Он написал, что важным итогом новых выборов депутатов Государственной думы должно быть формирование правительства парламентского большинства.
«Перевыборы и правительство парламентского большинства точно обеспечат повышение авторитета власти, в первую очередь, конечно, на международной арене, но не только: внутри страны возрастет уровень доверия к власти, например, со стороны бизнеса» — указывал Новичков на одну из важных причин необходимости перевыборов.
Но когда сегодня «URA.Ru» обратилось к нему за комментариями, он пояснил, что тогда досрочные выборы были интересны с точки зрения обновления политического пространства: «Сейчас же это обновление происходит естественным путем, в том числе и через выборы губернаторов. И в сентябре станет понятно, в какой стадии находится наша политическая система. После этого можно будет что-то прогнозировать. Нужны будут досрочные выборы или нет. Понятно, кому не нужны досрочные выборы: политическим партиям, которые заседают в Государственной Думе. Но их никто не спрашивает. Понятно, что есть люди, которые недовольны сложившейся политической системой. К тому же отсутствие федеральных выборов сейчас понижает статус непредставленной в парламенте оппозиции, поскольку заставляет ее идти на крайне затратные региональные выборы и, по сути, лишает эту оппозицию серьезной трибуны. Но я думаю, что новые политические силы должны проявить себя на региональном уровне, доказать, что они чего-то стоят. Это, в любом случае, полезно. Тогда станет ясно, на кого можно менять нынешние партии, сидящие сегодня в Госдуме» — поясняет эксперт.
С большим скепсисом к возможности проведения досрочных выборов в парламент отнёсся политолог Дмитрий Орешкин: «Это вымыслы. С точки зрения Кремля, Дума прекрасно себя ведет. Все решения, которые надо, она выполняет. А то, что какой-то там электорат недоволен, их совершенно не волнует. Эти люди работают в рамках своего политического пространства, и в этом политическом пространстве недовольный электорат находится на 5 или на 10 месте. А все остальные довольны. Элиты чувствуют себя нормально» — уверен он.
На вопрос, стоит ли перед властью задача легитимизировать свой режим, Дмитрий Орешкин указывает только на Собянина: " Какая-то часть режима, обитающая в Москве в лице господина Собянина, возможно заинтересована. А вся остальная часть режима полностью контролирует ситуацию, ничего не хочет менять и прекрасно себя чувствует. Если и будут какие-то обстоятельства, которые вынудят Кремль на этот шаг, то, во всяком случае, никак не связанные с электоральными настроениями. Если они почувствуют, что деньги кончились или начались силовые конфликты, тогда возможно«.
По информации «URA.Ru», в Кремле сейчас действительно очень внимательно следят за ходом избирательных кампаний во всех регионах, где представлена реальная оппозиция. И если Администрация президента и не решится на такой радикальный шаг, как досрочные выборы в Госдуму, то, во всяком случае, планы перекроить партийное и политическое пространство в Кремле действительно вынашиваются. И осенние выборы — это, по сути, смотр претендентов.
Айсель Герейханова © «URA.Ru»

Мустафа Джемилев: «...Откуда же взять для всех стран столько Махатм Ганди или Мартинов Лютеров Кингов? Нам надо научиться ценить друг друга»

Мустафа Джемилев: «...Откуда же взять для всех стран столько Махатм Ганди или Мартинов Лютеров Кингов? Нам надо научиться ценить друг друга»


 О положении и перспективах Украины в международном сообществе, о политической ситуации в стране, кризисе управления и парламентаризма «День» говорит с народным депутатом Украины Мустафой ДЖЕМИЛЕВЫМ.
— Если говорить об Украине как о части Европы, то, по-вашему, какие перспективы отношений нашей страны и Евросоюза?
— Во время своих многочисленных встреч в Германии, Польше, Чехии, Литве, с аккредитованными в Украине дипломатами стран — членов Евросоюза, с Еврокомиссаром по вопросам расширения Штефаном Фюле, я имел возможность убедиться, что все искренне желают видеть Украину в Евросоюзе. Но одной доброй воли стран Евросоюза явно недостаточно, многое зависит и от самой Украины.
Украина имеет довольно большой как экономический, так и интеллектуальный потенциал. Украина нуждается в Евросоюзе для дальнейшего своего развития, безопасности и сохранения своей независимости, так же, как и Евросоюз нуждается в Украине, поскольку благодаря ей может значительно увеличить свою мощь. Но у Евросоюза есть определенные принципы и стандарты, которых должны придерживаться все его члены. Пока мы этих стандартов не достигли. Основные наши беды — это ужасающая коррупция, особенно в правоохранительных и судебных органах, так называемое избирательное правосудие, проблемы с правами человека, пытки в тюрьмах и следственных изоляторах, высокая смертность в местах лишения свободы... Дай Бог, чтобы удалось в ноябре этого года в Вильнюсе подписать Соглашение об ассоциированном членстве.
— А какие, по-вашему, перспективы ЕврАзЭС? Таможенного союза?
— Принципиальное различие между Евросоюзом и ЕврАзЭСом в том, что если в первый трудно попасть, то во второй стараются загнать, используя различные экономические и политические рычаги, а попав, как Казахстану, оттуда трудно выйти. Основные доводы тех, кто считает, что Украине следует двигаться в сторону Таможенного Союза, как известно, сводятся к тому, что производимые у нас товары не будут выдерживать конкуренции продукции западных стран. А то, что ведь в любом случае необходимо трудиться над повышением конкурентоспособности своих товаров и нельзя постоянно рассчитывать на вкусы непритязательного потребителя, в расчет не принимается. Есть также вполне реальные опасения, что если не вступим в Таможенный союз, то Россия снова резко повысит цену на газ, будет создавать всевозможные барьеры прохождению украинских товаров в тройку входящих в этот союз стран, товарооборот с которыми составляет 40% всего товарооборота Украины, и т.п. Помнится, когда в преддверии распада СССР Литва провозгласила свою независимость, то Москва, уже не имевшая возможности вводить туда свои войска, угрожала Литве полной энергетической блокадой. Литовцы в то время даже не подумали о том, чтобы менять свою свободу на газ и электричество. Они стали готовить «буржуйки», чтобы пережить эту блокаду. Надеюсь, у Украины хватит здравого смысла подумать о долгосрочных своих интересах и не поддаваться никакому шантажу. Полагаю, что место Украины в европейском содружестве народов.
— Как вы оцениваете причины обострения внутренних отношений и ситуацию в Турции, какие перспективы ее развития вы могли бы прогнозировать? Насколько они будут влиять на отношения с Украиной (пока не затрагивая Крыма и крымских татар)?
— Думаю, что событиям, связанным с «Гези-парк» в Стамбуле, наши средства информации придали гораздо больше внимания и значения, чем они того стоили. Такого рода события — возмущения групп людей по тому или иному случаю, демонстрации, акции протеста, стычки с полицией происходят во многих странах мира и довольно часто. И уж совсем неуместно было сравнивать эти события с арабской весной. Можно согласиться с тем, что полиция реагировала не совсем адекватно и довольно жестко, что привело к человеческим жертвам. Это признали и высшие власти страны. Полагаю, что будет проведено тщательное расследование, и виновные в смерти людей будут привлечены к ответственности. Но события в «Гези-парк» были одновременно поводом для оппозиционных, преимущественно левых сил, чтобы попытаться отправить Реджепа Тайипа Эрдогана в отставку. Их очень раздражает, что партия Эрдогана на всех последних выборах получает абсолютное большинство голосов, а посему имеет возможность формировать однопартийное правительство, и уже более 10 лет безраздельно находится у власти. Но характерно, что это не годы застоя, а активного развития и экономики и социальной сферы, а потому широкая поддержка этой партии является естественным явлением в демократической стране. Но оппозиции ведь тоже хочется «порулить»! Это нормально. Однако при этом нет оснований говорить о кризисе власти. Уверен, что произошедшие события ни в коей мере не отразятся на взаимоотношениях с Украиной, с которой Турция поддерживает очень дружественные отношения, а объем товарооборота между нашими странами неуклонно движется к намеченной отметке в 20 миллиардов долларов в год.
— Все острее становится ситуация и внутри Украины: с одной стороны, улучшения не получилось, народ живет все тяжелее, власть ничего не делает для снижения растущего напряжения в обществе, более того — разрабатывает опору на силу и укрепляет силовые структуры. В то же время аналитики говорят, что в Украине нет эффективной оппозиции и лидеров, которые могли бы сменить власть и повести страну более эффективным путем и улучшить состояние народа. Как выйти из этого тупикового пути? Как может развиваться внутриполитическая ситуация дальше?
— Говорить об Украине как о «полицейском государстве», может быть, пока преждевременно, но, к сожалению, тенденция такая есть. В настоящее время в органах внутренних дел числится уже 357 тысяч сотрудников, то есть в среднем около 780 сотрудников на 100 тысяч человек населения. Это более чем в два раза выше среднемирового уровня, составляющего, по данным ООН, около 300 сотрудников внутренних дел на тысячу человек. То, что милиция у нас зачастую оказывается не на стороне тех, кого следует защищать, а на противоположной стороне, зависит ведь не от самих милиционеров, а от тех, кто ими командует. И не милиционерам же рассуждать о том, правильные решения вынесли суды или нет. Поэтому все зависит от того, кто принимает политические решения и дает команды.
Что касается оппозиции и их лидеров — имеем то, что имеем. В конце концов, лидеров делает лидерами само общество. Но если общество вместо выполнения тех решений, которые принимают лидеры, занимается в основном только поиском каких-то изъянов в этих лидерах, то ничего толкового, конечно, не получится. Да и откуда же взять для всех стран столько Махатм Ганди или Мартинов Лютеров Кингов? Впрочем, и Махатму Ганди, о котором Альберт Эйнштейн говорил «Пройдут годы, и люди не будут верить, что на этой земле жил столь святой человек», убили свои же земляки, потому что он тоже кому-то был не по вкусу. Для многих в нашей стране сейчас бесспорно, что покойный Вячеслав Черновол был одним из самых блестящих и честнейших политических лидеров, который за независимость и свободу своего народа лучшие свои годы провел в советских тюрьмах, лагерях и ссылках. А теперь вспомним, сколько гадостей было написано и сказано в его адрес при жизни. Я это к тому, что нам в первую очередь надо научиться ценить друг друга, отбросить мелкие амбиции, толкотню за лидерство, а постараться во всех ситуациях поступать и жить по совести. Тогда и тупиков не будет.
— Нынешняя Верховная Рада оказалась самой недееспособной из всех предыдущих созывов — и по работе, и по качеству законопроектов. Каковы перспективы украинского парламентаризма?
— Много вопросов в Верховной Раде не было рассмотрено в течение последней сессии из-за блокирования оппозицией трибуны парламента. Но на то были серьезные причины. Провластное большинство должно согласиться с тем, что нельзя руководствоваться принципом «нас большинство, и мы протолкнем любое угодное нам решение количеством своих голосов». Нужно максимально стремиться к консенсусу. Согласен, что парламент у нас далеко не идеальный, но уверен, что без него было бы еще хуже. В том смысле, что мы быстрее бы катились к авторитаризму и тоталитаризму.
— Каковы перспективы проведения Международного форума по проблеме Крыма? Когда он может состояться, какими могут быть его результаты?
— Этим вопросом занимаемся уже около трех лет и, можно сказать, с нашей стороны сделано для проведения форума очень много. Пожалуй, даже все, что необходимо. Получена поддержка дипломатов практически всех стран и международных организаций, аккредитованных в Украине, Евросоюза, а также видных государственных деятелей США, Канады, европейских стран, куда мы специально выезжали. Созданные ОБСЕ специальные исследовательские группы изучили все аспекты крымскотатарской проблемы и предоставили свои обширные доклады, в которых наряду с изложением сути проблем предлагаются и пути их решения. То есть, составлены «дорожные карты» по решению проблем, как правовых, так и культурных, социальных, образовательных, проблем возвращения на свою родину и обустройства также и тех, кто еще вынужден оставаться на местах ссылки. Предусматривается также необходимость создания специального международного фонда на решение этих проблем. Но со стороны руководства Украины пока нет четкого ответа, согласна ли она участвовать в этом форуме. В последнем письме главы Администрации Президента Украины от 11 июня 2013 года, полученном нами в ответ на запрос Комитета Верховной Рады Украины по правам человека и межнациональных отношений, указано, что запрос на изучение направлен в Кабмин. Есть также информация о том, что к идее международного форума негативно относятся наши спецслужбы, которые полагают, что с помощью международного форума мы вознамерились «оказать давление на Украину и способствовать вмешательству западных стран во внутренние дела нашего государства». Интересная получается ситуация. Наши чиновники и высшие руководители на всех международных встречах, где затрагивается крымскотатарская проблематика, по поводу нерешенности многих проблем без устали ссылаются на то, что Украина с этой проблемой, унаследованной от советского режима, осталась «один на один», а когда столь солидные международные организации, как Евросоюз, ОБСЕ, структуры ООН, протягивают руку помощи, рука повисает в воздухе. Такая позиция, конечно, не сможет помочь ничему — ни решению проблем крымских татар, ни престижу Украины.
— В этом году в Украине отмечается 60-летие Норильского восстания, в котором принимали участие 20 тысяч политзаключенных 80 национальностей, и 70% из них были украинцы. Редакция газеты «День» — среди инициаторов этих мероприятий. В Украине живет большое количество людей, которые в свое время боролись с коммунистическим режимом за свою Родину — это и ветераны ОУН-УПА, и бывшие репрессированные, и крымские татары. Все они не ощущают благодарности от той страны Украины, в борьбе за которую фактически отдали свою жизнь. Почему так происходит?
— Как-то в английском журнале Index в 70-х годах я читал, что, согласно сведениям «Эмнисти Интернейшнл», свыше 40% процентов политзаключенных в СССР составляют украинцы. Это было примерно вдвое больше процента численности украинцев в населении страны. Поэтому не удивительно, что и в Норильске тоже их было большинство. Восстание в этом лагере было самым массовым — участвовало около 30 тысяч человек, самым продолжительным во всей истории советского ГУЛАГа и, к чести его руководителей, пожалуй, наиболее ненасильственным, цивилизованным, сравнительно малокровным (погибло всего около 150 заключенных) из всех советских лагерных бунтов и восстаний. Восставшие продемонстрировали, что даже в адских условиях советских истребительных лагерей можно как-то сопротивляться произволу и добиваться определенных успехов. К сожалению, об этом событии в Украине мало кто знает, хотя считается, что именно с этого восстания началось постепенное раскрепощение советской империи.
Примерно в те же дни 60-летие Норильского восстания заключенных отмечали и в Литве, поскольку в восстании участвовала и около трех тысяч литовцев. Но там отмечали этот юбилей не как в Украине, а на совершенно ином уровне — в здании Сейма, с участием видных государственных деятелей страны.
Украина, похоже, относится к числу стран, где менее всего ценят ветеранов движений за свободу и независимость своей страны. А произошло это изначально по той причине, что после обретения Украиной независимости у власти оказались не те, кто боролся за эту независимость, а представители той политической партии, которая подавляла эту борьбу. Помню, пару лет назад у нас в Комитете по правам человека рассматривалась предлагаемая одним депутатом поправка к закону о реабилитации жертв политических репрессий, где предусматривалось небольшое повышение пособий для бывших политических узников. Было представлено к законопроекту и заключение Главной экспертной службы парламента, суть которого сводилась к тому, что проект следует то ли отправить на доработку, то ли вообще отклонить из-за бюджетного дефицита. Я тогда высказался в том смысле, что тут, видимо, дело в дефиците совести, а не денег. Говорить о каких-то компенсационных цифрах в гривнах или долларах я затрудняюсь, да и некорректно это — не ради каких-то денежных компенсаций или должностей эти люди ставили на карту свою свободу и жизнь. Но однозначно то, что если верные сыны и дочери народа доживают в свою жизнь в нужде и нищете — это позор для страны.

СПРАВКА  «Дня»
Известный украинский политик, один из руководителей крымскотатарского национального движения Мустафа Джемилев в мае 1944 года в шестимесячном возрасте вместе со всем крымскотатарским народом был депортирован из Крыма с родителями в Узбекистан. С 1960-х годов принимает участие в крымскотатарском национальном движении, которое начал с основания Союза крымскотатарской молодежи в Ташкенте. За участие в борьбе за установление демократии в СССР и за возвращение крымских татар на родину был 7 раз судим, провел в заключении в целом 15 лет за «распространение взглядов, которые порочат советский строй». В 1969 году в Москве стал одним из основателей Инициативной группы защиты прав человека в СССР. 27 июня 1975 года академик Андрей Сахаров обратился с открытым письмом к Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, к организации «Международная амнистия», лидерам мусульманских народов, международной общественности с просьбой объединить усилия в борьбе за освобождение Мустафы Джемилева. В 1975-1976 годах Мустафа Джемилев объявил голодовку в Омской тюрьме, которая продолжалась 303 дня. 6 ноября 1975 участники международного и советского правозащитного движения Андрей Григоренко и другие обратились через газету «Русская Мысль» (США) в защиту Джемилева. В 1983 году он основал нелегальный «Информационный бюллетень инициативной группы крымских татар им. Мусы Мамута», в котором был редактором. В течение 1987—1989 годов Мустафа Джемилев был руководителем Центральной инициативной группы национального движения крымских татар. С 1989 по 1991 год председательствовал во вновь созданной Организации крымскотатарского национального движения. Освобожден из ссылки уже во время перестройки. В 1989 году вернулся с семьей в Крым. В июне 1991 года избран председателем Меджлиса крымскотатарского народа.
Фото:  Леньяры Абибулаевой
Автор
Источникqtmm.org

Рабовладельцы в погонах

Рабовладельцы в погонах



Рабовладельцы  в погонах
Фото: vk.com

Рассказ о двух удивительных днях в Дагестане
На дворе XXI век, а рабство, отмененное Авраамом Линкольном еще 150 лет назад, увы, продолжает существовать в более завуалированных формах.   Молодежное движение «Альтернатива», занимающееся проблемой похищений людей на Кавказе и рабством, вызволяло очередного человека из рабства. «Кавказская политика» публикует эту печальную историю похищения человека «работодателями» с кирпичного завода Дагестана.
Звонит мне парень из Нижнего Новгорода и рассказывает, что его брат, по имени Роман, пропал 10 дней назад и только что вышел с ним на связь, и рассказал, что он оказался на кирпичном заводе в Дагестане. 
Ситуация для меня в принципе уже обычная, быстро собираем стандартную группу для освобождения.
Через 20 минут после первого звонка мне снова перезванивает брат пропавшего и говорит, что его брат просит выслать ему 30 тысяч рублей, тут я обрадовался и подумал, что тут этому «работодателю» точно не отвертеться, поскольку поймаем его с поличным. 
Приезжаем в условленное похитителем место город Махачкала улица Абубакарова 18 (центральная почта) и ждем пока придет Роман со своим вымогателем, подождали 2 часа и вот они входят на почту.
Мы их блокируем и когда вымогатель понимает, что попался, он достаёт удостоверение сотрудника полиции, с таким видом, что типа он купил разрешение на вымогательство и не понимает, почему к нему вообще кто-то подошел.
Роман, у которого просили деньги за свободу, оказался очень запуган и повторял одну заученную фразу, что никто ничего у него не вымогал он сам решил дать деньги за хорошее отношение к нему на кирпичном заводе, где он работал всего по 13 часов и ему давали ходить в душ и ел он 3 раза в день, в общем, курорт да и только. 
Естественно Роман после того, как мы забрали его на нашу перевалочную базу, постепенно начал рассказывать о том что с ним произошло. В Москве, пока ждал своего поезда в Нижний Новгород, выпил пива с неизвестными на площади трех вокзалов, после этого уже мало, что помнит… 
Писать заявление в местную полицию он все же не стал по причине того, что его похититель действительно сотрудник полиции… 
Тогда я на следующий день встретился с пресс-секретарем МВД Дагестана по имени Фатима, которая после услышанной истории об оборотне в погонах, подрабатывающем торговлей людьми, который, кстати, ездит на белой Audi Q7 (с номерами 555 по-моему), повела себя очень странно, сказала, что я заслан в Дагестан какими-то силами сверху, в разговоре она то намекала, что мы засланы от Кремля, то от Госдепа США…
Говорила в таком духе, что русские рабы сами виноваты, что их сюда везут, а я тут своими россказнями приехал портить репутацию славной республики Дагестан!
То, что Дагестан - это все еще территория Российской федерации, она, видимо, позабыла или просто не в курсе. Изворачивалась всеми способами, чтобы не говорить о том, что сотрудника полиции поймали на месте преступления, она сказала:«Нет заявления - нет преступления!»
И вообще, все это мои домыслы, что все СМИ работают на меня и ничего не пишут о славной работе полиции Дагестана.
Позднее журналисты Комсомольской Правды от неё ждали неделю комментарий по этому случаю, но она постоянно откладывала встречу или не брала телефон.
Это могут подтвердить журналисты Александр Коц и Дмитрий Стешин.
А теперь к моим «домыслам» прикладываю видео о том, как мы вызволяли Романа из рук оборотня в погонах.
P.S. О наличии машины премиум класса у сотрудника полиции пресс-секретарь МВД Дагестана Фатина объяснила, что наверное он взял её в кредит на 50 лет!)
Видео задержания г. Махачкала ул. Абубакара 18 (Почта России) Источникkavpolit.com


Культура поведения человека: мусульманина и христианина. Первый извиняется, второй говорит, «имел я вас всех».

Культура поведения человека: мусульманина и христианина. Первый извиняется, второй говорит, «имел я вас всех».

1 августа 2013 г. была приглашена на ифтар в Дом Асадуллаева. На подъеме по эскалатору на 5-7 ступенек вверху стоял совсем парнишка, худой и маленького росточка, но с густой бородой и бакенбардами. Поняла, что мусульманин. Перед сходом с эскалатора парнишка смачно (и с силой, как обыкновенно делают на улице многие мужчины) выплюнул на ступеньку эскалатора, будто весь день копил слюну. Что меня повергло в шок.

До Третьяковской оказались в одном вагоне. Я не знаю, кто этот парнишка был по национальности, но оказалось – мусульманин, как он сказал «альхамдулиля». Подсела к нему и спросила, почему он допускает такое безобразие? На чистом русском языке был до дикости ответ: «У меня в зубе кариес». Потом подумал и сказал: «У меня целых три зуба страдают кариесом». Потом: «Извините, я больше не буду». Альхамдулиля и наглое вранье у этого мужчины-говнюка, видимо, нормальные вещи.

Вышли к выходу к эскалатору на подъем на Третьяковской. Теперь уже он подошел ко мне, пожилой женщине и говорит: «А вы знаете, что снятие женщиной хиджаба – самый большой грех на свете». Как хотелось мне сказать этой сопляку: «Закрой свой рот и больше никогда его не открывай». Но он понял с моего взгляда, сказав: «Понял, хорошо»,- и пошел своей дорогой.

Большинство мужчин, вышедших из своих деревенских домов привольных равнинных и горских – отвратительные для меня существа. Теперь посмотрим на поведение христианина в подобной ситуации.

На чистой улице проспекта Мира , в районе домов 44 (в общем, втом районе) навстречу, вижу, идет по середине тротуара мужчина, армянин. Не доходя метров 15 до меня, он раскрывает большое мороженое, а толстую и такую же большую бумагу от мороженого просто бросает себе и в будущем мне под ноги на тротуар. Сровнявшись вместе с этим армянином, попросила его поднять обертку и выбросить в неподалеку расположенную мусорную корзину.

И что? Эта христианская мразь набросилась на меня с сильнейшим своим армянским акцентом отборнейшим матом на русском языке. Идущий за мной пожилой интеллигентный мужчина попробовал сделать негромко, но жестко армянину замечание о гнусном его поведении, но христианин продолжать орать «имел я вас всех».

ПРОСЬБА ПРОЧИТАТЬ ЭТОТ ТЕКСТ СПОКОЙНО

ПРОСЬБА ПРОЧИТАТЬ ЭТОТ ТЕКСТ СПОКОЙНО

01 августа 2013, 18:11 Борис Немцов
политик, сопредседатель РПР-ПАРНАС, член движения "Солидарность"http://echo.msk.ru/blog/nemtsov_boris/1127410-echo/
Делать вид, что межнациональные конфликты это выдумка, все это бытовуха и несчастные случаи могут либо власти, не понимающие как себя вести, либо упертые идеалисты. Конфликт налицо - это и истории с изнасилованными казаками, и Пугачев, и Маги с Матвеевского рынка и многие другие. Проблема межнационального конфликта существует и это надо признать.

Я согласен со многим, что написано в статье Юрия, кроме выводов. Итак, причина роста межнациональной напряженности в том, что:

- кавказцы (в первую очередь, чеченцы) чувствуют себя победителями последних войн, и Россия платит им контрибуцию, которая выражается в виде многомиллиардных дотаций, субвенций, программ типа «Развитие курортов Северного Кавказа», фактически бесплатного газа и коммунальных услуг.

- менталитет кавказцев и их сплоченность радикально отличается от русского поведения. Культ силы для джигитов абсолютен, а для русских существует лишь в фильмах про бандитов и ментов. Это совсем не значит, что кавказцы плохие, а русские хорошие, это лишь значит, что мы разные. И отрицать это невозможно.

- власть (от Кремля до полиции) занимает проститутскую позицию. С одной стороны, она зависит от Кавказа - Кремль от них получает 100% поддержку на выборах, а менты - дань на рынках, с другой - она боится гнева российских городов (Пугачев, Ставрополь, Москва) и роста русского национализма. В итоге, никакой политики нет. То цветочки на могилу убитого фаната принесет Путин, то выпустит на свободу убийцу-чемпиона мира по боям без правил.

Юрий на этом основании делает вывод, что раз жизнь вместе не получается, надо разводиться и Кавказ отделить. С этим я категорически не согласен. Получим русский Сектор Газа и русскую Палестину на Кавказе. Вот и все.

Простого и, главное, быстрого решения кавказского вопроса нет. Это первое. Второе. Кавказцы уважают силу и деньги. Значит надо быть сильнее и богаче.
Чтобы быть богаче, надо уйти от сырьевой экономики, сделать ставку на малый и средний бизнес, на развитие частной инициативы, сократить бюрократию и избавиться от жуликов и воров во власти.

Чтобы быть сильнее надо остановить вымирание народа, больше денег тратить на здравоохранение, помощь детям, семьям. Бороться с алкоголизмом, особенно водочным, поддерживать массовый спорт (а не только Зенит и Динамо с Локомотивом). России как воздух нужна контрактная профессиональная армия о чем мы миллион раз говорили. И полная реформа полиции. С нынешними полицаями Россия никогда сильной не станет. Сильная нация гораздо терпимей и гуманней слабеющей и вымирающей. Это и есть долгое и мучительное решение межнационального вопроса. Не изменим демографическую ситуацию, не изменим ситуацию в здравоохранении и спорте, в армии и полиции, Кавказ придется отделять с ужасными последствиями для всех.

Закату-ль-фитр. Основные нормы

Закату-ль-фитр. Основные нормы



Многие мусульмане находятся в неведении о закату-ль-фитр – «очистительном налоге разговения», обязательном для всех мусульман, который выплачивается по окончании месяца Рамадан. Мы хотели бы изложить его основные положения.

Мудрость предписания 

В день Иду-ль-фитр верующие совершают праздничную молитву, поздравляют друг друга, посещают и принимают гостей. Однако не у каждого есть возможность накрыть праздничный стол. В день всеобщей радости это не должно печалить бедняков и неимущих. Передаётся, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предписал раздавать пожертвование (фитр) как очищение постящихся от сказанных ими праздных слов и непристойностей и пропитание для бедняков» (Абу Дауд, Ибн Маджа). Также передаётся со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «повелевал раздавать это пожертвование до того, как люди отправятся на праздничный намаз» (Аль-БухариМуслим). В другой версии этого хадиса, цепочка передатчиков которой является слабой, говорится: «…избавьте их тем самым от блужданий в этот день» (Ад-Даракутни, Ибн Адийя).
Таким образом, закату-ль-фитр призван избавить неимущих от просьб в день праздника, доставить им радость в день радости мусульман и очистить недостатки постившихся («Мавсуату-ль-фикхийя», 23/336).

Кто выплачивает закату-ль-фитр 

Закату-ль-фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, имеющий на это возможность, то есть владеющий имуществом сверх необходимого пропитания для себя и тех, кто находится на его иждивении, на праздничные день и ночь. В противном случае эта обязанность с него снимается. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «обязал выплачивать закату-ль-фитр в размере одного са фиников или ячменя за каждого мусульманина: свободного и раба, мужчины и женщины, взрослого и ребёнка» (Аль-Бухари, Муслим).
Мусульманин обязан выплачивать закату-ль-фитр за себя и тех, кто находится на его попечении, как, например, родители, жена, дети. Однако он не обязан выплачивать его за совершеннолетнего сына, способного работать, а также за родственников, попечителем которых он не является. Более того, без их разрешения и поручительства такая выплата не будет действительной. Если же у мусульманина нет возможности выплатитьзакату-ль-фитр за всех, кто находится на его попечении, то его обязательство распространяется в такой последовательности: сначала он платит за себя, затем за жену, затем за несовершеннолетних детей, затем за отца, затем за мать, затем за совершеннолетних детей, не способных работать («Фикху-ль-манхаджи», 1/229).

Чем и сколько 

Закату-ль-фитр выплачивается в виде одного са (по объёму один са составляет приблизительно три литра («Фикху-ль-манхаджи», 1/230), относительно пшеницы 2,8 килограммов) продуктов, которые являются основными в соответствующем регионе. Это может быть рис, гречка, фасоль и т. д. Нельзя выплачивать закату-ль-фитр сахаром, солью и всем, что не является непосредственно продуктами питания. Также нельзя выплачивать закату-ль-фитр продуктами питания, которые не являются основными, что зависит от региона выплаты. Передаётся, что Абу Саид аль-Худри говорил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы выплачивали закату-ль-фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, творогом и финиками» (Аль-Бухари).
Согласно мнению большинства учёных, выплачивать закату-ль-фитр деньгами нельзя, так как на это нет никаких доказательств, а прямой смысл текстов хадисов указывает на то, что закату-ль-фитр выплачивается именно основными продуктами питания. Однако, по мнению имама Абу Ханифы, закату-ль-фитр можно выплатить и деньгами («Мавсуату-ль-фикхийя, 23/343).

Когда 

Согласно мнению большинства учёных, обязанность выплаты закату-ль-фитр накладывается на мусульман с заходом солнца последнего дня Рамадана. Закату-ль-фитр следует выплатить до праздничной молитвы. Так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «повелевал выплачивать (закату-ль-фитр) до того, как люди отправятся на праздничную молитву» (Аль-Бухари).
Несмотря на это, по мнению большинства учёных, откладывание выплаты закату-ль-фитр после праздничного намаза до конца дня является лишь нежелательным. Также, по единогласному мнению учёных, обязанность выплаты не спадает с того, кто не выплатил её своевременно («Мавсуату-льфикхийя», 23/341).
По мнению маликитов и ханбалитов, выплата закату-ль-фитр допустима за день или два до праздника. Передаётся, что так поступал Ибн Умар. По мнению шафиитов и ханафитов, выплата закату-ль-фитр допустима в течение всего месяца Рамадан.
Некоторые учёные считают, что промежуток времени выплаты ограничивается восходом солнца в день праздника и праздничной молитвой. Ибн Аббас сказал: «Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после молитвы, то это будет всего лишь обычной милостыней» (Абу Дауд,Ибн Маджа).

Кому

Учёные разошлись в том, кому выплачивается закату-ль-фитр. По мнению большинства правоведов, он выплачивается тем же восьми категориям, которым выплачивается закат (один из столпов ислама). «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).
Ибн Таймийя, как и маликиты, считает, что закату-ль-фитр предназначается только нищим и беднякам. По мнению шафиитов, он предназначается перечисленным в аяте восьми категориям или наличествующим из них.
Закату-ль-фитр должен распределяться там, где застал конец Рамадана закатоплательщик.
Автор
Источникislamcivil.ru

«Спросишь с муфтия — окажешься пособником ваххабитов»

«Спросишь с муфтия — окажешься пособником ваххабитов»

Мусульмане Прикамья конфликтуют уже почти год, а власть не торопится вмешаться, опасаясь проклятий

01.08.2013 00:39
В 2012 году Мухаммедгали Хузин уже был в центре раскола Всероссийского муфтията
В 2012 году Мухаммедгали Хузин уже был в центре раскола Всероссийского муфтията
В крупнейшем татарском районе Прикамья под предводительством муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузина произошел силовой захват мечети. Немощных местных жителей Барды, поддерживающих имама Марата Музафарова, приехавшие с муфтием крепкие мужчины вытолкали из храма взашей. За ними из мечети выгнали и самого настоятеля, без которого незваный высокопоставленный гость назначил на должность бардымской мечети «своего» человека. Мусульмане Бардымского района в шоке и собираются массово перейти под юрисдикцию пока малочисленного на территории Прикамья Центрального духовного управления мусульман России. В чем суть «мусульманского» конфликта и что будет, если исход все же произойдет, — в материале «URA.Ru».
Конфликт разгорается с начала 2013 года. Он начался с того, что ряд имамов Прикамья написали открытое обращение к губернатору Виктору Басаргину, в котором говорилось о «полной моральной и нравственной деградации муфтия», о его провокационных заявлениях, нарушающих мир и согласие в мусульманской умме. Авторы послания просили главу региона помочь им сохранить краевое Духовное управление мусульман от раскола и провести съезд имамов, на котором, по логике, должны разрешиться все конфликтные вопросы.
Причиной всех своих бед «бунтовщики» считали муфтия Мухаммедгали Хузина, а в качестве основной претензии к нему называли его финансовую нечистоплотность. В письме приводились и некоторые примеры. В частности, речь шла о неподобающем образе жизни: личном автомобиле «LEXUS» за 5 млн. рублей, о яхте и снегоходах, а также о другой нескромной светской роскоши. В то же самое время, жаловались мирскому начальнику сотрудники муфтията, имамы мечетей уже по восемь месяцев не получали и без того мизерную зарплату, не превышающую 1300 рублей. «Говорят, что к финансовой отчетности муфтия есть претензии и у краевых властей, но отдельные чиновники опасаются обвинений со стороны муфтия Хузина в пособничестве ваххабизму, которыми он бросается в любой конфликтной ситуации без всяких на то оснований», — объясняет осторожность чиновников собеседник «URA.Ru».
Тем временем со стороны муфтия, не получившего реакции от властей, начались репрессии. «На веки вечные» были лишены звания и уволены авторы обращения имамы-мухтасибы: кунгурский Габдурафит Габдурахимов и уинский Ильгиз Якупов. Те в ответ вместе со своими сторонниками перешли под юрисдикцию ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман). В конце июля очередь дошла до тех, кто просто поддержал противников муфтия. В их числе оказался и бардымский имам-мухтасиб Марат-хазрат Музафаров, занимавший заметное место в краевой мусульманской общине.
Надо отметить, что сегодня в Пермском крае проживает более 200 тысяч мусульман, из которых половина — в Перми. Уместно отметить, что основную массу мусульман Пермского края составляют коренные тюркские народы Прикамья — башкиры (40 тыс. человек) и татары (136 тыс. человек). До 70% татаро-башкирского населения края компактно проживают как раз в Куединском, Уинском, Чернушинском, Октябрьском и Бардымском районах. В последнем мусульманство исповедуют 95 % жителей. Поэтому совершенно очевидно, что потеря контроля на бардымским мухтасибатом для муфтия Хузина могла быть сильным ударом по репутации и авторитету. Более того, в этом случае изменилась бы и расстановка сил между параллельно действующими в Прикамье духовными управленческими структурами.
Помимо Централизованного религиозного управления мусульман Пермского края (ЦРУМПК) ведут деятельность Духовное управление мусульман Пермского края (ДУМ ПК) и Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ). Духовное управление мусульман Пермского края возглавляет муфтий Мухаммедгали Хузин и является самым многочисленным по количеству прихожан и первичных организаций.
Однако сменить муфтия по уставу непросто. В главном документе ДУМ ПК прописано, что более-менее значимые решения «внизу» могут быть приняты только с одобрения самого муфтия. Поэтому ликвидировать первичную организацию или переизбрать неугодного имама (как это было сделано желающим укрепиться Хузиным в Барде) прихожане сами не могут без воли духовного начальства.
В связи с этим бунтовщиками был разработан другой вариант разрыва отношений с пермским муфтием. Из первичной организации выходят все мусульмане, оставляя ячейку абсолютно пустой, также массово они тут же вступают в другую ячейку, которая переходит под «флаг» параллельной мусульманской структуры. В результате муфтий Хузин, по замыслу авторов стратегии, остается с большим количеством первичных организаций-пустышек.
Впрочем, этот вариант они планируют реализовать в том случае, если в августе не получится внести изменения в устав и убрать вышеупомянутый абсолютно авторитарный пункт. Именно для этого, чтобы внести изменения в устав, имамы и обращаются к руководству края. Съезд имамов должен состояться в августе, однако надежды на то, что произойдут корректировки документа, как утверждают «URA.Ru» источники, мало. Пока же ситуация в среде мусульман Пермского края грозит перейти в силовые конфликты и явно требует вмешательства со стороны властей региона.
Марат Хатибов © «URA.Ru»

Тысячу лет вместе и порознь

Тысячу лет вместе и порознь



История расцвета,

упадка и притеснения

ислама в российском государстве

 

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

В статье «Ислам на задворках России» для «Русской Планеты» я описал то плачевное положение, которое занимает ислам в современной России. Является ли оно следствием случайного стечения обстоятельств «здесь и сейчас», как иногда пытаются представить наивные российские мусульмане? В таком случае нынешняя государственная исламофобия обычно списывается на «недальновидную политику», «происки врагов ислама и России», «третью силу, стремящуюся столкнуть русских с мусульманами» и т.п.
Мой ответ однозначен – нет. Политика государственной исламофобии является абсолютно закономерной и обуславливается всей историей российско-исламских отношений и самим историческим генезисом российской государственности. И осознать это необходимо, прежде всего, тем, кто хочет перевернуть эту страницу российско-исламского антагонизма и обеспечить стране мир со второй по значимости для нее религией и ее последователями – миллионами коренных российских граждан.
Почему? Давайте представим, было бы возможно решение «негритянского» (афро-американского) вопроса в США, если бы официальная установка государства и общества заключалась в том, что отношение к афро-американцам в США изначально и на протяжении всей истории строилось на принципах терпимости, гуманизма, добрососедства и покровительства? Бесспорно, такая постановка вопроса делала бы невозможной не только решение проблемы черных в США, но и само начало диалога между борцами за права афро-американцев с государством и окружающим обществом. Ибо, чтобы начался такой диалог, в 1960-70 годах надо было признать: у американо-негритянских отношений тяжелое и негативное прошлое и настоящее, и если американское общество хочет изменить это в будущем, с обеих сторон требуется предпринять серьезные усилия.
Я утверждаю – и попытаюсь тезисно обосновать это в данной статье – что история российско-исламских отношений, то есть отношений России с ее собственным Исламом и мусульманами, не менее негативна, чем прошлое американо-негритянских отношений. Отсюда и соответствующие проблемы в наши дни, которые мы никогда не сумеем решить, если не обратимся к их историческим корням и не определим их источник и причины. Но вместо этого ложь о том, что последователям Ислама живется вольготно в современной России пытаются прикрыть другой ложью, что российское государство де всегда было терпимо по отношению к своей традиционной религии – Исламу и что на протяжении всей его истории мусульмане без всяких проблем жили бок о бок с православными.
Естественно, это не так. Напротив, на протяжении всей своей истории российское государство вело и ведет непрекращающуюся борьбу с исламом на своей территории в формах от откровенного геноцида до «мягкой» дискриминации.

Русь и Россия

Однако в самом начале этого краткого экскурса в историю, надо сделать оговорку о том, что речь идет не о Руси и русских, а именно о российской государственной истории, так как это нетождественные явления. Историческое российское государство происходит из Московии, власть в которой на определенном этапе была захвачена внешними силами, одержимыми борьбой с исламом. Но при этом история русских как народа не сводится только к России и включает в себя и замалчиваемую историю альтернативных русских государств (Новгородской республики и других разгромленных княжеств), не имевших антагонизма с исламом, и историю сотен тысяч русских людей, нашедших приют от религиозных гонений именно в Османском халифате (булавинцы, липоване, некрасовцы, молокане и т.п.), и историю совместной борьбы православных русских и тюрок-мусульман против государственного гнета (восстание Пугачева - Юлаева), и совместную борьбу против большевистской тирании под эгидой Комитета Освобождения Народов России (КОНР).
Изначальная Русь, которую принято называть Киевской, также не была антагонистом исламского мира. Это была молодая, амбициозная, варварская варяго-славянская империя, стремительно осваивающая перспективную геополитическую нишу Балто-Черноморского региона («путь из варяг в греки»), тесня из нее конкурентов. Мусульмане не были врагами руссов, имея с ними нейтральные, основанные главным образом на торговом обмене отношения. Напротив, основным врагом для амбициозной державы молодых северных варваров была православная Византия, Восточно-Римская империя, которая для них была тем же, чем Рим или Западно-Римская империя для германских варваров.
На Западе противостояние варваров с дряхлеющим Римом закончилось тем, что германцы, завоевав его, создали на его месте Священную Римскую империю германской нации. Присвоив себе римское культурное наследие, облучившись им, они в итоге из варваров превратились в культурное ядро будущей западной, романо-германской цивилизации. У руссов так же был лидер, способный стать Оттоном Востока – амбициозный князь Святослав, названный Карамзиным «Александром Македонским нашей древности». В 965 году он разгромил главного геополитического антагониста Руси – Хазарский каганат (кстати, врага и исламского мира), раздвинул границы Руси до Кавказа на Востоке и вынашивал амбициозные планы дойти до Адриатики на Западе, объединив под своей властью славян. На пути, естественно, стояла Византия, для которой эти земли были зоной жизненных имперских интересов, что привело к русско-византийской войне 970-971 годов, по возвращении с которой Святослав был убит союзниками греков – печенегами.
скиз к картине Владимира Киреева «Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом», 2011 год. Фото: alternative-view.info
Эскиз к картине Владимира Киреева «Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом», 2011 год.

Надо констатировать тот факт, что в амбициозной геополитической схватке с Византией Русь потерпела сокрушительное поражение. В этом контексте и следует воспринимать принятие ею веры византийцев – православия сыном Святослава Владимиром. Историческая проблема этого отнюдь не в вероучительных или обрядовых особенностях православия как религии. Одно дело, если бы Русь крестил севший в Царьграде русский император, и варяго-славяне присвоили бы себе византийское наследие, как это сделали германские варвары с Римом. И совсем другое дело, когда поверженная держава приняла не только религию победителя, но и фактически стала его духовной колонией: напомним, что вплоть до падения Византии у Руси не было своей самостоятельной церкви, и она в церковном отношении окормлялась греками и подчинялась им. Поэтому вопреки расхожему мифу о том, что «православие объединило разрозненные восточнославянские племена в единый русский народ», суровые факты говорят о противоположном – именно после поражения Святослава и принятия его сыном Владимиром духовной власти врага начинается процесс геополитической деконструкции Руси, так называемая «удельная раздробленность». Ее следствием и стало то, что разобщенная Русь оказалась легкой добычей монголов.

От Руси к России, от сакалиба к румам

Нельзя тезисно не пройтись и по этапу, бросающему мостик от изначальной Руси уже к историческому российскому государству – ордынскому владычеству (игу). Надо понимать ту важную вещь, что для Византии Русь была всего лишь очередным имперским трофеем, поэтому не стоит удивляться тому, что она была разменной монетой для поддержания нужных грекам отношений с монголами. Соответственно греческая церковь на Руси (именно греческая, потому что самостоятельная русская церковь появляется только после падения Византии) была оплотом не русской национально-освободительной борьбы, а напротив, владычества монголов.
Тем не менее, зрелая Орда существенно отличалась от того «бича Божьего», которым монголы прошлись по многим землям, включая – не надо это забывать – и исламский мир, для которого монгольское нашествие стало одной из величайших цивилизационных катастроф. Но когда в уже завоеванных границах ордынцы создают свою империю, ее отличительной чертой становится невмешательство во внутреннюю жизнь завоеванных народов, признание их религий и культур при условии геополитической лояльности. Русские земли в этих условиях сохраняют свою национально-духовную независимость, причем со временем среди прочих русских княжеств начинает появляться явный фаворит – Москва. Это происходит на фоне начавшегося упадка самой Орды, под эгидой которой Московия умело реализует стратегию гегемонии по отношению к другим русским княжествам, закладывая фундамент централизованного русского государства.
Надо понимать, что и на этом этапе у самой Московии как русского государства никакого антагонизма с исламом не было. Ведь, несмотря на принятие в 1313 году ислама в качестве государственной религии Ордой, она не предпринимала никаких попыток его навязывания Руси, продолжая прежнюю политику веротерпимости. У московитов не было потребности идти на форсированный разрыв с Ордой, потому что время объективно работало на них и своих целей они успешно добивались и под номинальной к тому времени властью Сарая. Однако в этот момент с Московией происходит метаморфоза, которая приводит к созданию на территории Северной Евразии принципиально нового геополитического и цивилизационного образования – исторической России.
Хотя в 1453 году Византия как государство прекратила свое существование, византийская элита еще какое-то время продолжала оставаться экстерриториальным политическим игроком. Императорская династия Палеолог нашла прибежище в Венеции, которая, как и Генуя, имела свои интересы в Северной Евразии, проводя активную дипломатическую политику в отношении под-ордынских государств. Носителями византийской идеи, естественно, оставались и многочисленные греческие церковные деятели, культуртрегеры, разбросанные по всему православному миру, включая Русь.
Софья Палеолог, реконструкция С.А Никитина. Фото: historicaldis.ru
Софья Палеолог, реконструкция С.А Никитина. Фото: historicaldis.ru


В 1472 году отпрыск византийской императорской династии София Палеолог вышла замуж за овдовевшего правителя наливающейся силой Московской державы Ивана III. Достаточно быстро стало ясно, что София пришла на Русь не просто женой. Сын от первого брака и наследник Ивана III Дмитрий оттесняется от отца, а потом загадочно умирает. Затем, по мнению Татищева, идя на конфликт с русской боярской элитой, София буквально вынуждает мужа к конфронтации с ханом Ахмедом. Ну, а прибывшие в ее свите Юрий и Дмитрий Траханиоты становятся подстрекателями удушения русской реформации, на которую был навешен ярлык «ереси жидовствующих». Таким образом, из формирующегося государства-нации в геополитической мозаике постордынской Северной Евразии Московия превращается в Третий Рим, новую площадку реваншистского византийского проекта.
Окончательная трансформация Московии в Россию происходит при Иване Грозном, внуке Софии Палеолог, который добил последние независимые русские государства – Псков и Новгород, и аннексировал три тюрко-мусульманских: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Иван Грозный устраивает погром не только геополитической архитектуры, сложившейся к тому времени в Северной Евразии (прообраза Вестфалськой системы), но и устройства русской жизни, продолжая линию своей бабки на искоренение родовой русской аристократии. В этой связи именно его мировоззрение, методы его правления и отношение к подданным опровергают тезис как о том, что Россия была многонациональным государством, так и о том, что она была русским национальным государством.
Геноцид, устроенный Россией в отношении тюрко-мусульманского населения Поволжья делает излишним развенчание мифа о «многонациональном государстве», в «братскую семью» которого якобы влились новые народы. Однако помимо борьбы Ивана Грозного с русской родовой элитой, помимо разорительной опричнины (состоявшей в значительной степени из крещенных инородцев), о том, что Россия не была и русским национальным государством, недвусмысленно свидетельствует отношение ее создателя Ивана IV к русским. Так, в беседе с английским послом Флэтчером он говорит: «русские мои все воры», а на удивление англичанина, как он так говорит о своем народе, отвечает «…ты ошибся: я не русский, предки мои германцы».
Презрительное отстранение от основного народа страны вкупе с мессианским отождествлением с римскими императорами (в переписке с первым русским политбеженцем Курбским он называет себя потомком императора Августа) являются прекрасной иллюстрацией сущности созданного государства. Нацеленное на завоевание нерусских народов Евразии, оно не было призвано служить и интересам самих русских, напротив, рассматривая их как своих слуг и орудие мессианской политики Третьего Рима. Переходя уже непосредственно к теме российско-исламских отношений, можно предварить это использованием принятой в исламском мире терминологии. Московские, а затем и петербургские цари превращают Россию из страны сакалиба, как в Исламском мире называли славян и другие северные народы, в империю румов, то есть, цивилизаторскую империю, естественно, воспринимающую ислам как своего антагониста.

Россия и ислам

Теперь, наконец, о самой истории российско-исламских отношений.
Первый этап таковых начинается с создания самого российского государства на пепелище уничтоженных им постордынских тюрко-мусульманских государств (кроме Крымского ханства). Русские евразийцы по этому поводу говорят, что, так как Россия, по сути, воссоздала границы Золотой Орды, то «свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву». Это, разумеется, не так – в Золотой Орде Русь сохраняла свою национально-территориальную самостоятельность, выплачивая дань и признавая главенство ее ханов, и уж тем более никто не посягал на православную веру русских. Россия же, завоевав постордынские государства, подвергла их население притеснению и насильственной христианизации, заселяя их земли православными колонистами.
Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года. Фото: belygorod.ru
Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года. Фото: belygorod.ru

Характеристикой этого этапа было то, что, беспощадно искореняя ислам на присоединенных окраинах, Иван Грозный и московские государи до Романовых признавали «ручной ислам» в метрополии Российского государства. Так, на службе у Москвы состояли татарские мурзы-мусульмане, в ряде городов внутренней России существовали татарские поселения (слободы), а в Рязанщине существовало даже небольшое, лояльное Москве Касимовское ханство. Описываемый этап продолжается с 1552-го до 1628 года, три четверти века.
Второй этап для мусульман России начинается с воцарения Романовых, под грамотой о призвании которых, кстати, стоят подписи трех татарских мурз, так как татары тоже принимали участие в национально-освободительном движении 1612 года. Однако вместо благодарности всего через пятнадцать лет после прихода к власти Романовы начинают выдавливать верноподданных мусульман со службы, стимулируя их к крещению: в 1628 году мусульманским мурзам запрещается иметь слуг православного вероисповедания, а в 1713 году - еще вотчины и поместья. Ликвидируется Касимовское ханство (1681 год), исчезают многочисленные татарские поселения во внутренней России (на территории нынешних Яхромы, Звенигорода, Каширы, Серпухова, Рузы и т.д.).
Данный процесс имел двойственные последствия. С одной стороны, завершается ассимиляция в русскую служивую элиту перешедших на службу к Москве тюрок, которые в итоге приняли крещение и растворились в русском населении (многочисленные Карамзины, Салтыковы, Рахманиновы, Абдуловы, Аксаковы, Аракчеевы, Апраксины, Бахметьевы, Булгарины, Бухарины, Тургеневы – всего около 200 дворянских только фамилий тюркского происхождения). С другой стороны, те мурзы, которые не поступились своей исламской верой, начинают мигрировать на отдаленные и плохо освоенные земли (главным образом, в Поволжье), уводя с собой своих крестьян или принимая новых крестьян на новых поместьях. Так как этот процесс совпал с нарастающим закрепощением крестьян в России, к татарским мурзам стало прибиваться много беглых крестьян из угро-финских народов и русских. В итоге постепенно происходит обратная ассимиляция, когда русские и угро-финские крестьяне принимали ислам, переходили на тюркскую речь и со временем становились татарами – по одной из версий, именно таким образом вокруг тюркских знатных переселенцев (мухаджиров) сформировался татарский субэтнос мишарей.
Однако попытка мусульман уцелеть хотя бы на окраинах Империи вызывает новую волну репрессий: в 1740 году создается Новокрещенская контора, под эгидой которой начинается целенаправленная христианизация инородческого, в том числе, мусульманского населения. Одновременно с этим развитие промышленности приводило к изъятию родовых земель башкир под фабрики и заводы. Естественно, регулярно вспыхивали башкирские восстания (1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755-1756), но настоящей развязкой стало массовое восстание мусульман под руководством Салавата Юлаева (1773-1775), к которому присоединились уже и лояльные ранее России мусульмане. Оно совпало с крестьянской герильей Пугачева и слилось с ней.
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе. Фото: Виктор Воног / ИТАР-ТАСС
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе. Фото: Виктор Воног, ИТАР-ТАСС

Третий этап российско-исламских отношений характеризуется смягчением отношения России к ее внутренним мусульманам под давлением, во-первых, массового общемусульманского восстания, во-вторых, Османского халифата, постоянные войны с которым вынуждали Петербург опасаться, что российские мусульмане могут выступить в роли «пятой колоны» в самый неподходящий момент. Кючук-Кайнаджирский мирный договор 1774 года фиксировал, что как Россия является гарантом прав балканских христиан Халифата, так и османский султан является халифом, то есть, своего рода заступником мусульман Империи. Указом Екатерины II в 1788 году создается Оренбургское магометанское духовное собрание, учреждение которого ознаменовало собой переход ислама в России из положения нетерпимой в статус «терпимой» религии, за последователями которой признавались ограниченные права и общинная автономия (вроде тех, что были у христиан в Халифате).
То есть, какие-то разговоры о веротерпимости Российской империи по отношению к мусульманам имеют право на существование только применительно к небольшому периоду ее истории с 1788 по 1917 год, когда у власти находились уже не природные Романовы, а германская Гольштейн-Готторпская династия. В этот момент хватка империи в отношении внутренних мусульман действительно ослабевает, что, впрочем, «компенсируется» геноцидными действиями на новоприсоединенных территориях: завоеванием Северного Кавказа (1827-1859 годы) и выживанием черкесов с Западного Кавказа (1863 год).
Тем не менее, в уже усмиренных землях положение мусульман империи в эпоху ее зрелости становится терпимым, а начавшаяся в 1905 году конституционная трансформация открывала большие возможности для гражданского пробуждения, эмансипации и интеграции российских мусульман. Мусульмане империи, объединенные религией и тюркским языковым родством (Поволжье – татары и башкиры, Северный Кавказ - кумыкский как язык межнационального общения, Южный Кавказ – тюркоязычные «кавказские татары» – азербайджанцы, Средняя Азия - Туркестан) объединяются на базе Всероссийских мусульманских съездов, создаются мусульманские партии и союзы, в Государственной думе появляется Мусульманская фракция, массово открываются мусульманские газеты, печатаются книги и т.д.
Четвертый этап – советский - обрывает это развитие и отбрасывает мусульман России-СССР к самым мрачным временам тотального искоренения Ислама. Естественно, в этот период искоренялись все религии, однако, надо отметить, что мусульмане Евразии подверглись жесткому культурно-национально-цивилизационному «форматированию». Алфавиты мусульманских народов переводятся с арабицы на кириллицу, в результате чего отрезаются от общемусульманского литературного наследия, разрушается де факто сложившееся национальное единство российских мусульман («тюрко-татар»), вместо которого целенаправленно создаются мелкие «национальные культуры», искусственные республиканские границы, разделяющие братские, с трудом отличимые народы, порождают межнациональное противостояние. В годы правления Сталина мусульманские народы Северного Кавказа и крымские татары подвергаются депортации, в ходе которой в некоторых случаях погибает до половины от их численности.
Какой же этап имеет место быть сейчас? Не будем забывать, что современная Россия остается преемником Советского Союза, и юридически, и, как это становится очевидно, все больше и больше – духовно и политически. Тот потенциал развития в сторону многообразного гражданско-правового общества вроде современной Великобритании, который существовал у зрелой Российской империи с германской династией во главе, был уничтожен в 1917 году. Вместе с тем, очевидно и то, что советский проект – исторический труп, и сегодня мы наблюдаем лишь его затянувшиеся конвульсии.
Как следствие, что от Российской империи, что от СССР нынешняя Россия взяла негатив, в том числе, по отношению к исламу. В зрелой Российской империи привилегированному положению православия все-таки соответствовала достаточно большая внутренняя автономия мусульманской общины. В СССР фактический запрет на ислам «компенсировался» равенством в этом отношении всех религий, которые одинаково подавлялись. Сегодня же Россия переживает бутафорское «возрождение православия», что роднит ее с Российской империей, но при этом ислам фактически ставится вне закона, что роднит ее с СССР. Естественно, подобное положение никак не может устроить российских мусульман, но, как мы видим из истории, оно не «с Луны свалилось».

Что дальше?

Могут ли Россия и ее мусульмане нормально жить с такой историей? Могут, но при условии, что она будет признана и ей будет дана оценка, что в подобных случаях становилось залогом для примирения между странами, народами и общностями, враждовавшими в прошлом.
Сегодня с подачи Кремля в стране и регионах вновь идут жаркие дискуссии о едином понимании истории. Но как оно возможно, если преемственность существующего российского государства историографически выводится из Советского Союза к Российской империи и Московскому царству? Как к такому государству могут относиться большинство мусульманских народов, для которых эта «историческая Россия» была агрессором и угнетателем? Официальный глава российских мусульман Равиль Гайнутдин как-то выступил со смелым предложением: «И Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, заложенные еще сподвижниками Пророка (мир ему), и даже Имамат Шамиля являются такими же учредителями с точки зрения истории и идентичности современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество».
Подобный подход ознаменовал бы собой переход к строительству Новой России, предшественниками которой помимо вышеперечисленных образований можно было бы считать и Новгород, и другие русские княжества, аннексированные Москвой, и вольные казачьи земли, и государства нерусских народов, влившихся в состав единой страны.
Однако проблема в том, что понимание России у нас остается римским, на корню отвергающим духовный и этнический плюрализм, в том числе, право на него и самих сакалиба, которые до сих пор остаются заложниками империи. Но тогда возникает вопрос: позиционируя себя как проект Рима в Евразии, не программирует ли себя Россия на повторение его судьбы
Автор
Источникansar.ru