ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 10 июля 2013 г.

Мать Маржанова: "Они умеют только убивать"

Мать Маржанова: "Они умеют только убивать"

Мать зарезанного в Пугачеве десантника Руслана Маржанова на митинге заявила, что ее сына убили ножом в спину, и сделали это профессиональные убийцы.

"Мой сын служил в армии. Чеченские дети в армии не служат. Моего сына убили профессионально, исподтишка, в спину, профессиональным убийцей. Они умеют только убивать, больше ничего они не умеют. И ни власти, ни наша Конституция не могут сделать ничего, чтобы они стали россиянами. Пусть они идут к себе домой, пусть защищают свою родину там", — заявила женщина.   
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/video/2013/07/09/1150265.html

ЧАСТНОЕ ПРАВО У ДРЕВНИХ ТЮРКОВ

http://www.oguz-news.net/?p=496


Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани
Садр
и Максуди Арсал
Тюркская история и право
КНИГА V.
ГЛАВА I. ЧАСТНОЕ ПРАВО У ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
§ 105. Классовая структура древнетюркских государств
Как уже указывалось ранее, в тюркских государствах было три основных класса: беи, свободные тюрки и пленники (рабы).
За исключением небольшой группы, принадлежавшей к ханской династии, титул «бей»- не передавался по наследству. Любой житель тюркских государств мог получить этот титул за заслуги на государственной службе.
В тюркских государствах не было класса (исключая правящую династию), представители которого обладали бы наследственными привилегиями.
Тарханство. Однако в древнетюркских государствах были люди, которым предоставлялся пожизненно ряд привилегий. Они назывались «тарханами». Наука нe располагает точными сведениями о сущности и границах прав и привилегий тарханов. В то же время в исторических источниках есть сообщения о привилегиях тарханов в Монгольском государстве, структура правления в котором была заимствована у тюрков. Эти привилегии таковы: 1) тархан освобожден от любого рода налогов и принудительных работ (барщины); 2) он имеет право получать определенную долю военной и охотничьей добычи; 3) тархан обладает правом аудиенци и у хана, не спрашивая каждый раз специального разрешения для этого; 4) за исключением особо тяжких преступлений, проступки тархана прощались девять раз; 5) во время торжественных церемоний и торжеств тархан занимает почетное место и ему преподносят бокал с вином (814).
Служители культа. Кроме тарханов, в тюркских государствах некоторые привилегии и с правом пожизненного пользования ими предоставлялись служителям культа (священникам).
В тюркских государствах не существовало «государственной религии», исповедовать которую было бы обязано все население. Для них типичным был принцип свободы вероисповедания. Тюрки ранее других народов поняли значение веротерпимости. Население южно-уйгурских ханств исповедовало буддизм, зороастризм, несторианство и манихеизм. Все адепты этих религий и религиозных течений пользовались полной свободой в отправлении обрядов.
Яса Чингиз-хана предписывала «уважать любую религию, не отдавая ни одной из них предпочтения» (815).
Принцип почитания религий и религиозной жизни в тюркских государствах проявлялся также в освобождении служителей культа от налогов. В одной из статей Ясы Чингиз-хана (816) говорилось: «Каждый храм должен почитаться. Все религиозные предводители должны освобождаться от любых форм налога и обязанностей». Чингиз-хан в соответствии с тюркскими принципами уважения религии и религиозных деятелей запрети л облагать данью и налогами любого из потомков рода Али бин Абу Талиба (817). В тюркских государствах от налоговых обязанностей были освобождены не только служители культа, но и целые религиозные общин ы, которые не платили налога с зеЧши, им принадлежавшей.
Среди документов, сохранившихся от древнеуйгурского периода, есть и ферман, выданный, очевидно, христианской тюркской общине (818) Бильге Тенгри Элик-ханом (819). Документ освобождает общину от налога на земельные участки и виноградники, а ее отдельных членов от всех налоговых обязанностей. Он свидетельствует, что в уйгурских ханствах свободой от уплаты налогов пользовались не только отдельные служители культа, но и религиозные общины (общества). Впрочем, за исключением этих привилегий, большинство населения тюркских государств имело равные права.
Рабство у тюрков. В то же время у тюрков, как и у всех других народов в древний и средневековый период, существовал институт рабства. Необходимо отметить, что торе (законы) тюрков, касающиеся рабов, были гораздо мягче, гуманней, чем римское законодательство о рабстве. Среди документов, сохранившихся со времен южно-уйгурских ханств, есть немало, касающихся института рабства. В одном из них (820) говорится, что женщина по имени Кутлуг продается за 150 кусков ткани (полотна) из хлопка. Другой документ (821) повествует также о женщине по имени Тулат, за которую было заплачено 100 кусков полотна. Наконец, в третьем документе (822) сообщается о женщине-рабыне, проданной за 47 серебряных «сатыров» (823), то есть серебряных монет.
Во всех этих договорах купли-продажи употребляются одинаковые выражения и формулы, утверждающие окончательный характер торговой операции и переход собственности в руки другого лица. Почти все документы свидетельствуют о том, что рабы продавались на срок «тысяча лет, десять тысяч дней». Эта формула означала, что право собственности того, кто ее приобрел, переходило также к его детям и внукам, т.е. было наследственным. Это положение распространялось и наземельную собственность.
Рабы у древн их тюрков назывались по-разному. Рабы-мужчины обозначались словом «кул», в отношении рабынь употреблялись термины «кюнг» и «карабаш». В частности, орхонские надписи содержат только слово «кюнг», в староуйгурских документах используются оба термина.
Выше мы привели в качестве примера один из древнеуйгурских документов, касающихся положения рабов. В? нем сообщается, что по причине женитьбы раба-кузнеца, принадлежащего тюрку по имени Отуз, и рабыни-ткачихи, являющейся собственностью Тоин-Чука, они получили освобождение от рабства (824).

Исходя из сообщений исторических источников, народной тюркской литературы и староуйгурских документов, мы можем свести представления древних тюрков об институте рабства и принципы использования в нем права к следующим пунктам:

1. Право собственности хозяина в отношении раба в принципе является абсолютные.
2.  В древнетюркском обществе по мере его культурного развития отношение к рабам становилось все более мягким и гуманным (825).
3. Правовые нормы древних уйгур в отношении рабов не так суровы, как это имел о место в римском праве.
4. Раб имеет право женитьбы, естественно, с разрешения своего хозяина;
5. Раб имеет право обращаться в суд (826).

Рабство у тюрков, в отличие от староиндийского института каса, не было правовым состоянием, не подлежащим пересмотру и упразднению.

6. Раб мог стать свободным человеком. Объявление раба свободным могло быть как безусловным, так и обставленным определенными условиями. Например, в документах, о которых говорилось выше, Отуз и Тоин-Чок освободили своих рабов с условием исполнения ими обязанностей, носивших название «берт».
7. У тюрков ребенок, рожденный от хозяина (свободного человека) и его рабыни, имел право наследования части отцовского имущества.
Очевидно, что в древнеуйгурском обществе институт рабства не получил сильного развития. Об этом, в частности, свидетельствует то, что в одном из обнаруженных документов цена рабыни равняется ста кускам (827), во втором — 150 кускам полотна (828) и в третьем — 47 «сатырам» (денежная единица) (829).
Если учесть, что приблизительно в тот же период стоимость одной лош ади оценивалась в три аршина шелковой ткани (830), то при соотно-шении «1 кусок полотна = 3 аршинам шелка» цена раба оказывалась в 100-150 раз выше цены коня.
Заложничество. Среди документов, сохранившихся от древнеуйгур-ского периода, есть один заслуживающий особого внимания (831). В нем (по содержанию это — договорное обязательство) тюрк по имени Кедире дает своего сына Булмуша в качестве заложника (тутуг) человеку по имени Камбукту за двадцать пять «сатыров» и передает ему права опекунства над сыном. В договоре указываются следующие условия: 1) в период за-ложничества Булмуш будет находиться в подчинении у Камбукту; 2) Кам-букту не обязан обеспечивать Булмуша одеждой и обувью; 3) Камбукту долэкен кормить и поить Булмуша в период его работы на хозяина; 4) если с разрешения Камбукту Булмуш будет работать на другого хозяина, то в этом случае он не обязан обеспечивать его едой и питьем.
Радлов считал, что правовое положение заложника, зафиксированное в далном документе, характеризуется термином «полурабское» (Hörigkeit). Мы не являемся сторонниками такого подхода. По нашему мнению, документ не свидетельствует о том, что у уйгуров существовал правовой институт «заложничества», близкий по своему содержанию к рабству. Булмуш не был продан за 25 сатыров в качестве «полураба». Он лишь передан как заложник («тутуг») за цену в 25 сатыров. В древнетюркском языке слово «тутуг» не означает «раб». Тутуг — это заложник (832). До того как отец Булмуша не вернет Камбукту означенную сумму, тот будет находиться в подчинении у последнего. Только в том случае, если отец (или сам Булмуш) вернут Камбукту деньги, Булмуш перестанет быть заложником. То есть Булмуш не продан ни в рабство, ни в «полурабство».
В уйгурских документах, в которых говорится об окончательной и безусловной передаче собственности от одного лица к другому, используется фраза «на тысячу лет, десять тысяч дней». Эта формула подразумевает, что раб продается тому или иному лицу пожизненно и его права на этого раба распространяются также и на будущих детей раба. Она тождественна выражению: «С условием пожизненного владения и перехода рабского состояния и на детей раба». В договоре, заключенном между Кедире и Камбукту такая формула в отношении Булмуша отсутствует.
На практике , заложник действительно имеет статус «полураба». Однако у тюрков заложничество не являлось правовым институтом, подобно тому как это имело место в Европе (serf) и в Древнем Риме (cliens). Оно было лишь временным состоянием, обусловливавшимся положением заложника. Рассматриваемый документ показывает, что у древних уйгуров существовало не «полурабство», а способ оставления (передачи) человека под залог.
Статус заложника у тюрков отдаленно напоминает положение человека, которое в период, предшествовавший римскому праву, называлось «Manus injectio» . Однако положение заложника вовсе не хуже «Manus injectio». Заложник (тутуг)-это свободный человек.
Различия в п равовом статусе раба и заложника можно свести к следующим основным пунктам: 1) рабство пожизненно, а заложничество имеет временный, условный характер; 2) раба кормит хозяин, а опекун обеспечивает заложника едой и питьем только в период действия соответствующего договора; 3) раб в полном смысле этого слова является собственностью его владельца. Он может его продать. Заложник же не может быть продан (833).

§ 106. Семья у тюрков

Семья в тюр»кском обществе была патриархальной, основанной на авторитете отца- Такой она являлась еще в доисторический период, когда только формировался тюркский язык. Об этом свидетельствует тот факт, что основой, благодаря которой образовалось большинство терминов родства у тюрков, является семья, основанная на главенстве отца. Само понятие «семья» выражалось такими словами, как «аркагюн» (834) и «теркюн» (835).
Ниже следуют основные термины родства у древних тюрков.
Ата, кан - отец (Pater)         Йезне — муж сестры, зять
Ана, ör — мать (Mater)               Йенге — жена старшего брата
Огул — сын (Filius)                    Каин ата — тесть; свекор
Кыз — дочь (Filia)                     Каин ана — теща; свекровь
Aгa, эджи — старший брат
Каин ага — старший брат мужа или жены
Сингиль — младшая сестра       Каин ини — младший брат мужа
Абага — дядя (со стороны отца)
Тагай — дядя (со стороны матери) или жены
Апушка, эр — муж, супруг
Катын — жена, супруга                      Балдыз — свояченица
Аты — племянник (племянница)         Каин сингиль — золовка
Келин — невестка, сноха                     Кюдегю, кюбек — зять
В одном из самых архаичных тюркских диалектов — чувашском, насчитывается более 60 слов для выражения различных степеней родственных отношений (836).
Все эти термины указывают на патриархальный характер древне-тюркской семьи. Если есть народ, у которого отсутствуют какие-либо следы матриархальной семьи, то это — тюрки. Вызывает удивление то обстоятельство, что значительное число европейских и русских ученых пытаются обнаружить признаки матриархата в истории тюрков. Это может происходить только по той причине, что ученые представляют тюрков, как некие первобытные племена, примитивную расу.
Тот факт, что для выражения всех степеней родства у тюрков существовали специальные названия, говорит о сильно развитых у них родственных чувствах. Отсутствие в древнетюркском языке слова для обозначения многоженства свидетельствует, что у тюрков в период формирования языка не существовало такого обычая. В тюркском языке нет даже слов для выражения таких понятий, как «проститутка» и «незаконнорожденный». Слова, обозначающие эти понятия, взяты тюрками из персидского языка Все это говорит в пользу того, что институт семьи у древних тюрков был прочным, а женщины — очень целомудренными и честными.
Я уже говорил, что термины родства в тюркском языке доказывают наличие патриархальной структуры тюркской семьи еще в доисторические времена. В этой связи особенно важным является существование отдельных терминов для обозначения дяди со стороны отца («абага») и дяди со стороны матери («тагай»). Хорошо известно, что в языке народов, переживши х эпоху матриархата, нет специального слова, обозначающего дядю по отцовской линии. В большинстве европейских языков один и тот же термин используется как для обозначения брата отца, так и для брата матери.
Таким же образом, тюркское слово «келин» означает, что невеста (жена) приходит в дом мужа (от глагола «килмек» — приходить).
В матриархальной семье, построенной на власти матери, муж приходит в клан свое й жены.
Женитьба у тюрков. У тюрков семья создается в результате церемонии женитьбы (бракосочетания).
У тюрков запрещен брак между близкими кровными родственниками.
Возраст для женитьбы точно не определен.
Отцы семейства могут женить (или выдать замуж) своих детей либо детей, взятых в опекунство, уже в малом возрасте. Однако до начала совместной жизни дети, конечно же, должны достичь совершеннолетия. Одним из важных условий брака является согласие на него отца, матери и самих брачующихся.
Отцы (либо опекуны) всегда принимают в расчет сердечные привязанности сыновей. Они редко препятствуют женитьбе сына на любимой девушке (837).
Другое важноe условие брака — это обязанность жениха или его родных (родителей) выплатить отцу невесты определенное количество имущества (богатства). Такой выкуп называется «калым» (калын). Калым — это не’«цена» невесты. Брак не рассматривается как операция купли-продажи. Смысл выплаты калыма заключается лишь в участии в затратах на воспитаниe невесты с детского возраста.
Материальное содержание, количество и особенности калыма менялись в зависимости от того, к какому племени или слою населения относились брачующиеся, какой собственностью они обладали. Калым б ыл разным в разные периоды.
Калым мог состоять как из нескольких голов скота (838), так и из сотен лошадей, тысяч овец (839).

Обряды и этапы бракосочетания у древних тюрков были следующими:

1. Отец жениха или любой человек, назначенный женихом, отправлялся в дом родителей невесты и, произнеся определенные фразы, просил отдать ее в жены.
2. В случае, если отец невесты давал положительный ответ, устанавливался размер калыма и условия его передачи.
3. Если и в этом вопросе стороны приходили к согласию, считалось, что молодые обручены.
4. В период после обручения до свадьбы жених часто навещал невесту, но происходило это только в дневное время.
5. Свадьба устраивалась только после того, как калым выплачивался полностью.
6. Калым мог передаваться и по частям.
Если обрученная невеста в период пребывания в родительском доме умирала, не успев войти с женихом в отношения физической близости, то в таком случае калым не выплачивался. Уже переданная часть калыма возвращалась.
В случае, если молодые уже вступили в половую связь, но невеста умерла до свадьбы, жених выплачивал половину калыма.
Обрученный жених, выплативший весь калым, но отказавшийся от невесты до свадьбы, не мог требовать возвращения калыма.
Если сторона невесты беспричинно отказывалась выдать ее замуж, то она обязана была в этом случае вернуть калым.
7. Сторона невесты могла отказаться от женитьбы при условии возврата уже выплаченной части калыма.
8. Если обрученный юноша в период перед свадьбой надолго исчезал, то его невеста, не возвращая калыма, могла выйти замуж за другого.
9. В случае, если новобрачный был одним из старших сыновей, отец строил для него жилище и выделял часть своего имущества. Происхождение тюркского глагола «evlenmek» (жениться) связано именно с этим обычаем («ev» по-тюркски — дом). Брак, супружество у тюрков означало в том числе и владение домом, собственным очагом.
Если женился младший сын, то для него жилище не строилось, так как он считался наследником родительского дома. Наследование младшим сыном отцовского дома — это обычай, общий для всех тюркских народов.
10. Свадьба устраивалась после полной выплаты калыма. Основное действие свадьбы — званый пир («той»).
11. Сначала свадебное застолье проводилось в доме отца невесты.
12. В начале свадьбы отец и мать невесты обращались к ней со свадебным словом. Содержание свадебных речей не менялось. Оно сводилось к утешению невесты по поводу того, что она покидает родительский дом, к традиционным пожеланием счастья и практическим советам.
13.  Женитьба не считалась религиозным обрядом (соглашением). Супружество основывалось на взаимном согласии новобрачных и их родителей, выплате калыма и свадебном торжестве.
14.  Вместе с тем мы видим, что на каждом этапе истории тюрки просили благословение у служителей культа, которые освящали чисто светский обряд свадьбы (840).
15. После свадебного пира невесту привозили в дом жениха.
16. Когда невеста покидала родительское жилище, отец торжественно передавал ее жениху. Родители давали дочери последние житейские наставления.
17. Как требовал обычай, невеста в свой первый приезд в дом мужа прятала лицо под покрывалом.
18. Это покрывало снималось с головы молодой жены только после того, как близкие родственники жениха раздадут подарки.
19. Жена также обычно привозила в дом мужа определенное количество имущества. На языке среднеазиатских тюрков оно называлось «кошанты». Однако «кошанты» не было важным условием бракосочетания, как калым.
Хотя у тюрков не было слова для выражения понятия «полигамия», они в дальнейшем приняли институт многоженства.
Законы тюрков позволяют мужчине иметь несколько жен. Одна из них считается главной. Таковой обычно бывает жена, старшая по возрасту или происходящая из благородной семьи. Главная жена — хозяйка дома. Остальные жены относятся к ней с уважением и почтением.
Левират у тюрков. Согласно сообщениям китайских источников, после смерти отца один из его сыновей должен был жениться на мачехе, младший брат — на вдове умершего старшего брата, племянники — на вдове дяди по отцовской линии. Это считалось своего рода правовой обязанностью (841). Хотя сведения китайских источников, касающихся женитьбы сыновей на мачехе и сомнительны, их остальные сообщения соответствуют истине. Обычай женитьбы младших братьев на вдовах старших братьев существует в обычном праве не только тюрков, но и многих других народов. В истории права подобный обычай получил название «левират».
Общественным основанием левирата у тюрков была необходимость в защите вдов и их материальной опеке.
Проблема супружеской верности. В семье муж и жена обязаны сохранять друг другу верность. Древние тюрки хорошо понимали, что верность супругов обеспечивает здоровье и семьи и общества. В обычном праве древних тюрков проблеме супружеской верности придавалось большое значение. Прелюбодеяние, совершенное женатым человеком, каралось смертной казнью. За эту провинность полагалось одинаковое наказание в тюркском праве VI в., в Ясе Чингиза и в законах казахского хана Тевке (842). Впрочем, применять такое наказание в древнетюркском обществе приходилось очень редко. Особенно это касается тюркских женщин, нравственность которых признавалась всеми соседними народами.
Иранский автор Гардизи в своем знаменитом произведении «Зайн ал-Ахбар» в разделе о тюрках-карлуках пишет, что тюркские женщины отличались высокой степенью нравственности и целомудрия (843).
Рождение ребенка. Ребенок, рождавшийся в результате торжественного бракосочетания, считался законным наследником. Имя ребенку давал отец.

Развод и его причины. В тюркском праве отводилось место и такому явлению, как развод.

Женщина имела право требовать развода на основании следующих причин:

1) если супруг скверно к ней относился;
2) если супруг вступал в недозволенную связь с другой женщиной;
3) если у супруга наступало половое бессилие.
Для того чтобы мужчина мог развестись с женой, особых условий не требовалось. Однако обычен был развод в случае измены жены.
Если расторжение брака происходило по вине мужа, он не мог требовать возвращения калыма. Однако, если причиной развода была провинность супруги, калым возвращался супругу.

§ 107. Действительное и правовое положение тюркской женщины

В тюркском обществе женщины не были угнетены и лишены прав. Их роль в общественной и религиозной жизни (исключая занятия ими государственных и военных должностей) была весьма существенной. В доме женщина считалась полновластной хозяйкой. В военное время все обязанности по обеспечению дома, семьи запасами продуктов и одеждой ложились на женщин. Такое положение, обусловленное обстоятельствами войны, имело продолжение и в мирное время. Считалось, что занятие домашними делами — это обязанность женщин. Как бы ответом на это мужчины-тюрки относились к ним очень мягко и благожелательно. Следы такой традиции и сегодня наблюдаются у алтайских тюрков и у других тюркских народов (844).
Отметим, что древнетюркская женщина не избегала мужчин, не пряталась от них в женской половине дома. Женский фактор был очень важным в общественной и семейной жизни древних тюрков. Женщины не только принимали участие в религиозных обрядах, но даже руководили ими (845). Обычно положение жена^н у того или иного народа во многом определялось статусом жен правителей этого народа. Во время приемов тюркскими ханами зарубежных послов их жены непременно находились рядом с ними. Мы знаем, что женщины принимали участие в церемонии приема китайского посла южноуйгурским ханом Арсланом (846). Также известно, что жены хана Золотой Орды Узбека во время болыжюй придворной церемонии стояли по правую и левую стороны от хана (847).

§ 108. Собственность у тюрков

Уже в очень древний период часть тюрков занималась земледелием. Как указывалось выше (848), все названия сельскохозяйственных орудий и зерновых культур — чисто тюркские. Одним из следствий занятия земледелием было то, что земледельцы получили монопольное право пользования полями и нивами, т.е. право собственности на них. Вначале это право п ри-надлежало всему роду. Из родового права далее выделилось семейное право, и, таким образом, глава семьи стал собственником полей (849).
Во все периоды тюркской истории тюрки обладали правом на движимую и недвижимую (участки земли, здания) собственность. Они всегда владели домом и землей (850).
Ранее мы уже отмечали, что в тюркском языке слово «тарыглак» (возделывание поля, нива) было равнозначно слову «тарыма», а глагол «та-рымак» означал заниматься земледелием (§5).
Если основным богатством (собственностью) тюрков-земледельцев были небольшие земельные участки, то состоянием тюрков-кочевников были стада. Вот почему тюрки называли скот словом «тавар». В древнетюрксжом языке это слово имело только один смысл — «имущество, богатство» (851). «Тавар» на наречжии анатолийских турок звучит как «давар» (852).
У древних тюрков место хранения «тавара» называлось «таварлиг». Кроме этого, для: выражения понятия «богатство, состояние» использовалось слово «ad (ed)». В документах, сохранившихся от древних уйгуров, оно иногда фигурирует в связи со словом «тавар», «ad-tavar» (853).
Вообще, среди древнеуйгурских документов немало таких, которые имеют отношениe к сфере землевладения. Из документов следует, что у тюрков Китайского Туркестана, называемых древними уйгурами, существовал институт недвижимой собственности и что представления уйгурских тюрков о собственности не отличались от таковых, имевших место у других цивилизованных народов. Например, в одном из документов (№ 15) тюрок по имени Тюлек-Темур продает как свою законную собственность разного размера земельные участки, расположенные в разных местах, монаху Толмушу за 20 ястуков (ястук — бумажная денежная единица). Эта сделка была оформлена документально в присутствии свидетелей.
Из документов, связанных с куплей-продажей земли, можно выделить и те, что связаны со сдачей в аренду виноградников (854). Уже само слово «аренда» подразумевает здесь наличие земельной собственности.
Подобно тому как это было у других цивилизованных народов, у древних уйгуров земля могла быть отдаваема под заклад (ипотека). Так, например, по документу № 32 человек по имени Тасык отдает принадлежащий ему виноградник («борлук») некоему Туры, с тем чтобы тот выплатил его долги, так как сам Тасык был не в состоянии это сделать. В документе указывается, кому и что должен Тасык. Закладная сделка осуществляется на следующих условиях: Тасык в течение трех лет должен возместить Туры стоимость долга, который тот выплатит за него. В этом случае Туры должен вернуть Тасыку виноградник. Однако, если Тасык не выполнит этого условия, виноградник перейдет в руки Туры и станет его законной собственностью.
Среди документов древних уйгуров есть и договор о совместной работе на паевых началах. Согласно ему, тюрок по имени Эльчи, желающий заниматься возделыванием земли, но не имеющий ее, обрабатывает поле «сык», принадлежащее некоему Каемты. Условия договора таковы: половину семян, необходимых для сева, предоставляет хозяин поля, половину Эльчи. Будущий урожай также будет поровну. Все расходы, связанные с обработкой земли, стороны также берут на себя поровну. Однако только Эльчи занимается возделыванием поля. Это — типичный договор на паях. Одна сторона предоставляет собственность, другая — является рабочей силой. Собственность принадлежит Каемты, а трудится Эльчи. Этот договор также основан на признании прав собственности (§22, документ 28).
Помимо документов, представленных выше в §22, среди сохранившихся древнеуйгурских документов есть и другие, связанные с отношениями собственности. В одном из них (855) говорится о том, что два тюрка с именами Осмиш Тогрул и Тогель продают своему дяде со стороны отца Эничюку участки земли (размер указан) в местечке Некто за 170 штук полотна. После сообщения о том, что Эничюк передал, а Ос-миш Тогрул и Тогель приняли полотно, в документе следует такое предложение: «Пусть-Эничюк с сегодняшнего дня будет свободно распоряжаться этой землей в течение тысячи лет, десяти тысяч лет. Если поже-лает, то он будет -сам пользоваться этой землей, если пожелает, передаст ее другому» (856). Это выражение означает, что право собственно сти есть право польз ования ею без временного ограничения. На основании таких документов мы приходим к выводу, что у оседлых тюрков, занимавшихся земледелием, право пользования недвижимой собственностью твердо устанавливалось еще в древний период.
Представления древних тюрков об институте собственности не отличается от таковых, закрепленных в современных правовых системах, и сводится к следующим основным пунктам:
1) право собственности — это право пользования и потребления без ограничения во времени;
2) владелец собственности может сам пользоваться ею, может ее продать и сдать в аренду, отдать под заклад или пользоваться ею на равных началах с пайщиком (издольщиком);
3) так как право собственности является абсолютным правом, не имеющим ограничения во времени, то после смерти владельца его собственность переходит к наследнику.

§ 109. Наследование и наследство у тюрков

Так же как и у других цивилизованных народов, в древнем тюрке ком обществе было два способа наследования: наследование по закону (successio abintesta) и наследование по завещанию (hereditas testamentaria). Кто же является наследником согласно тюркскому обычному праву?
1. В принцип: e все дети имеют долю в наследстве родителей, однако: 1) сыновья, которые при жизни отца получили от него часть состояния и стали жить отдельно, не получают затем долю наследства; 2) дочери, вышедшие замуж и увезшие с собой в дом мужа некоторое количество имущества (придано е), не получали никакого наследства.
2.  Вдова после смерти мужа получает 1/4 часть имущества. Кроме того, до дележа наследства она получает разницу (если таковая была) между приданьпм и калымом. В случае отсутствия сыновей наследниками являются деды. Также при отсутствии наследников-мужчин вышедшие замуж дочери получают свою долю наследства.
Отцовский дом наследует самый младший сын. Остающийся в доме отца и являющийся наследником всего его состояния сын обязан обеспечить пропитание матери (или мачехи) и еще не вышедших замуж сестер, а также подготовить для них приданое. Когда сестры выходят замуж, то и калым, уплаченный их женихами, достается младшему сыну. В некоторых племенах доля в наследстве жен и дочерей закреплена соответственно как 1/5 и 1/10 (857).
Наследование по завещанию. Кроме законного наследования существовал и способ наследования на основании завещания. Это доказывается тем, что среди древнеуйгурских документов есть несколько завещаний (858). Одно из них приводилось нами в §22 (документ № 78). Согласно этому документу, один тяжело заболевший тюрок оставил завещание, включавшее следующие основные пункты:
1. После выделения из наследства части, причитающейся хану, это наследство, состоящее из земельных участков, остается сыну.
2. Подчеркивается, что сводным братьям, которые, возможно, станут претендовать на часть наследства, никакой доли не полагается.
3. При отсутствии прав на наследство их претензии в расчет не принимаются.
4. В случае претензий на наследство без правовых оснований они (сводные братья) будут принуждены отдать в ханское войско один ястук золота, в конное войско — один ястук серебра, в казну хана — один ястук золота и одного коня.
5. Для исполнения завещания назначаются специальные лица-исполнители.
6. Завещатель передает завещание на хранение своему доверенному лицу по имени Кет-Кара.
7. Завещание написано в присутствии свидетелей.
Этот документ очень важен как с точки зрения права, так и с точки зрения истории общего развития тюркской цивилизации. Исходя из содержания завещания, можно сделать следующие выводы.
1. У тюрков Восточного Туркестана кроме наследования по закону существовал и способ наследования по завещанию. Как известно, наличие в той или иной системе права такого элемента, как составление завещания, говорит о высокой степени развития этой системы. В Древней Греции способ завещания появился только после Солона. Древние франки вообще не знали такого способа наследования. Франки говорили, что только Бог может создать наследника (859). У древних германцев тоже не было наследования по завещанию (860).
2.  В уйгурском государстве хан располагал пешим и конным войском.
3.  Ханская внутренняя казна отделялась от государственной казны.
4.  В Уйгурском государстве были золотые и серебряные деньги, называвшиеся «ястук» и «сатыр».
5.  Государствo взимало налог с наследства.
6. У уйгуров понятие «земельная собственность» прочно закрепилась. Были созданы названия для земельных участков и мер их измерения. Одно из таких названий — «тара». Из других документов мы знае м и такие термины, как «сын» и «кури».
Существованиe в доисламском тюркском государстве двух ханских войск, конного и пешего, разделение ханской и государственной казны, установление налога с наследства, наличие способа наследования по завещанию — все это говорит о высоком уровне развития этого государства.
Если бы от доисламских уйгуров не осталось никаких других документов, кроме рассмотренного выше, то и он был бы достаточен для признания очень высокой степени культурного и правового развития уйгуров.
Именно благодаря высокоразвитым и цивилизованным уйгурам, передавшим монголам структуру собственнических отношений, эти варвары смогли построить государство и управлять им.

§110. Усыновление

У древних тюрков существовал институт приемных детей. Усыновленного мальчик: а называли «тутунчу» (861).

Исходя из содержания, древнетюркских преданий, сказок и правовых документов, можно составить вполне четкое представление об институте приемнь>1х детей у древних тюрков. Обычно усыновление происходило на основе письменного договора, заключавшегося между лицом, усыновляющим мальчика и его настоящим отцом. В договоре подробно описывалиссь условия содержания мальчика в доме приемного отца, его права и обязанности. В случаях, которые не были предусмотрены соглашением, в силу вступали нормы обычного права.
Среди древнеуйгурских документов есть один, в котором обусловливается усыновление мальчика по имени Турмуш неким Сутпаком (862).
В соответствии с условиями, перечисленными ниже, положение мальчика в доме приемного отца выглядит так же, как если бы он был родным сыном Сутпака.
1. Приемный сын живет в доме юридического отца и полностью обеспечивается всем необходимым для жизни.
2. Он обязан выполнять работу, порученную ему приемным отцом.
3. Он обязан до конца жизни приемного отца сохранять ему верность и преданность.
4. Даже в случае, если приемный отец женится и у него появятся собственные дети, статус усыновленного не изменится.
5.  Приемный сын получает долю наследства приемного отца.
6. Приемный отец обязан воспитывать усыновленного.
7. В процессе воспитания приемный отец может вести себя иногда также строго, как это делал бы настоящий отец.
8. Однако он отвечает за свои действия в отношении приемного сына, которые противоречат правовым обычаям.
9. В случае, если будет установлено, что приемный отец обращается с приемышем плохо и не обеспечивает его едой и питьем, тот вправе покинуть дом и уйти куда пожелает.

§ 111. Договоры и соглашения у древних тюрков

В тюркском языке было несколько слов, выражающих понятие «договор, соглашение», в частности, такие, как «бачиг» (863) и «биджгас» (864).
Выше мы рассказывали о способах заключения договоров гуннами. В то же время мы не располагаем подробными сведениями о том, как это делалось у собственно «тюрков» (то есть племен под этим этнонимом) в государствах, которые они создали в VI-VIII вв. Мы можем предполагать, что и у них при заключении важных договоров обычным было произнесение клятвы.
У южных уйгуров соглашения обязательно оформлялись письменно. В них прежде всего указывалась дата заключения соглашения. Даты проставлялись в соответствии с двенадцатигодовым животным циклом, например, следующим образом: «двадцатый день четвертого месяца года Барса» (865) или «восемнадцатый день второго месяца года Курицы» (866).
Далее писались имена людей, заключивших договор, указывались его предмет и цель.. В договоре особо отмечались санкции, которые могли быть применены в отношении одного из договаривающихся в случае, если он не выполнял договорных обязательств.
В соглашениях, касающихся взятия в долг, указываются имена должника и взаимодавца, качественные и количественные характеристики долга, проценты, время и условие возврата. Во многих документах такого рода указывалось то лицо, которое должно было выплатить долг в случае смерти должника.
В конце текстов договоров указывались имена свидетелей и лиц, писавших текст документа. Обязательны были подписи договаривающихся лиц или их печати.
Все тексты южноуйгурских договоров содержат одинаковые юридические термины.
То, что все правовые сделки у уйгуров подтверждались письменными документами, и в них регулярно использовались одни и те же юридические термины, говорит о высокой степени развития у них правовой культуры.
Народы, цивилизация которых развита слабо, заключали договоры и соглашения только в устной форме. В Римском государстве в начальный период довольно долго применялась только эта форма (stipulatîo). Письменные документы появились гораздо позже. Также и в Древней Греции письменная форма составления соглашений была принята только в период расцвета Афинского полиса (867).

Поздравления с началом поста

Поздравления с началом поста

by Гейдар Джемаль (Заметки) on 9 июля 2013 г

Би-сми-Лляхи-р-рахмани-р-рахим! Поздравляю мусульман с началом поста. Рамадан в этом году начинается в политически трудное время. В Египте, возможно, начинается гражданская война. Соединённые Штаты ещё раз доказали, что легко обыгрывают наивных как новорожденные котята пушистых мусульманских политиков. Мурси проявил себя как полный неадекват, «признав» ХАМАС «террористической» организацией. Он хотел угодить США и «Израилю». Реально известно, что списки ихванов на аресты передала египетской армии Сьюзан Райс. Согласно американского требованию, уже арестовано 300 руководящих ихванов, а по второму списку должны быть арестованы 7000 мурсистов в госаппарате. Армия не случайно расстреливает ихванов в канун поста. Их расчёт: мусульмане в Рамадан оставят беспредел безнаказанным. Однако джихад имеет преимущество перед намазом и постом. У ихванов есть данный Аллахом (свят Он и велик) шанс поучиться политическому Исламу в боях с проамериканскими харбиями и либеральной шпаной. В противном случае ихванов придётся полностью заменить новыми политическими джамаатами, чтобы от этой старой партии мусульманствующих инженеров следа не осталось! Ещё раз поздравляю всех. К Аллаху (свят Он и велик) мы прибегаем и на Него полагаемся!

Дети не выдерживают уроки секспросвета

Дети не выдерживают уроки секспросвета




Либералы растляют наших детей с большим энтузиазмом

Принуждение детей к занятиям мастурбацией, сексом с младых ногтей является очень серьёзной диверсией против человеческой расы. Растление приводит к замедлению и остановке взросления каждой конкретной жертвы и общества в целом...
С уроков секспросвета в Европе детей увозят на скорой
Урок «секспросвета» закончился самым неожиданным образом, никто не мог предсказать такой плачевный итог. Зато родители пострадавших малышей крайне возмущены подобными «просветительскими» уроками. Такими темпами «гей-европе» придётся убрать растлевающую образовательную программу в школах, т.к., оказывается, детская психика просто не в состоянии выдержать наглядное изучение всех сторон половой жизни человека.
Около десяти подростков-шестиклассников были госпитализированы в ходе урока обязательного «секспросвещения» в школе города Боркен в Германии. Один из детей потерял сознание прямо на уроке по обязательному половому просвещению, остальные оказались в предобморочном состоянии. Шестиклассник гимназии при выполнении задания учителя по схематическому разрезу полового органа, упал в обморок. Другие его одноклассники тоже побледнели и почти задыхались. «Это был страшный момент», – заявила директор этой гимназии. Учительница секспросвещения испугалась и вызвала скорую помощь. В общей сложности десять учеников были доставлены в больницу прямо с урока по секспросвету, сообщает пресс-служба международного общественного движения «Русские матери» со ссылкой на немецкое сетевое издание derwesten.de.
Немецкая учительница секспрсвета называет это «цепной реакцией», которую она не может объяснить. Напомним, в Германии уроки сексуального воспитания обязательны для всех школьников. Тем временем, родители кёльнских школьников возмущены преподаванием «порно» в государственных школах Германии, сообщает издание express.de. Дети в Германии в начальной школе обязаны не только изучать азы секспросвета на уроках, но и принуждаются выполнять домашние задания по этому предмету. Например, девятилетние школьники в Кельнской школе обязаны сдать экзамен на «оргазм». В статье сообщается, что растление немецких детей введено в школьный курс обучения с 1998 года. Кроме того, специальными распоряжениями Минобра в земле Северный Рейн-Вестфалия родители принуждаются к совместному выполнению с детьми домашних заданий по секспросвету.
Жуткий фильм с русским переводом про секспросвет в Швейцарии, присланный нашей единомышленницей из Германии. Некоторые «психологи» считают, что детям полезно даже на уроках смотреть порнографию. Ребёнок у них – это сексуальное существо. Приводятся выдержки из «Стандартов сексуального воспитания в Европе». Этот документ уже переведён на русский. В фильме проводится анализ, почему происходит сексуализация детей, обсуждается роль Альфреда Кинси, ставшего «отцом» секспросвета, о том, как этот «отец» собирал материал для своих исследований, являясь мазохистом и любителем сексуальных экспериментов, включая секс с детьми. Его жертва, маленькая девочка, теперь старушка, рассказывает, как происходил «эксперимент».
Автор
Источникru-an.info

«Братья-мусульмане» встали на защиту церкви

«Братья-мусульмане» встали на защиту церкви


«Братья-мусульмане» встали на защиту церкви
Во время прохождения демонстрации в поддержку президента Мухаммеда Мурси в египетском городе Асьют члены местного отделения организации “Братья-мусульмане” встали живым щитом возле местной коптской церкви, сообщает Egypt Window c целью не допустить возможных инцидентов вокруг христианской святыни.

Местные “братья-мусульмане” поясняют, что эти их действия основываются на морально-нравственных предписаниях ислама по отношению к иноверцам.
Между тем, негативная реакция на происшедшее возле штаб-квартиры Республиканской гвардии в Каире возрастает. Так, улемы аль-Азхара публично потребовали отдать под суд главнокомандующего египетской армией ас-Сиси.
Источникislamnews.ru

Партия “Нур” прекращает контакты с властями Египта

Партия “Нур” прекращает контакты с властями Египта



Партия “Нур” прекращает контакты с властями Египта
Египетская политическая партия “Нур” , имеющая репутацию “салафитской”, заявила, что выходит из переговоров с нынешними властями Египта после того, как армия расстреляла демонстрацию протеста, в результате чего было убито 42 человека. Об этом сообщает Ahram OnLine.

“Мы не можем молчать после резни, устроенной сегодня утром республиканской гвардией”. – написал на своей странице в Facebook официальный представитель партии Надер Бакар – Мы пытались избежать кровопролития, но кровь пролилась. Поэтому мы хотели бы объявить о том, что прекращаем всякие переговоры с новыми властями”.

Партия “Нур” – одна из политических сил, присоединившихся к “дорожной карте”, оглашенной командующим Вооруженными силами Египта генералом Абдель Фаттахом ас-Сиси после того, как в минувшую среду был смещен президент Египта Мухаммед Мурси.
Источникislamnews.ru

Истинная причина недовольства политикой Мурси

Истинная причина недовольства политикой Мурси

http://golosislama.ru/news.php?id=18079


"Местный нищесброд очень радуется,что мурси убрали - теперь они могут продавать спокойно наркотики и жить лучше." - сообщил один из Александрийских студентов из России в ходе личной переписки.
Сегодня интернет разрывается от статей всяческих аналитиков и политологов самых разных мастей о причинах провала политики Мурси и недовольства им египетского народа. Пишут и о подорожавшем хлебе, и о том, что Мухаммад Мурси не успел вывести страну из глубокого экономичесого кризиса (всего-то за год правления!), и о какой-то мифической исламизации страны.
Но в чем же заключается эта исламизация? Нет, Мурси не издавал никаких законов, дающих мусульманам какие-то исключительные права, не принуждал никого ходить в хиджабах, или, тем более - принимать ислам. Исламизация, видимо, заключается в свободе вероисповедания (при Мубараке мусульмане-египтяне не могли даже спокойной отращивать бороду - это внегласно было исключительным правом приезжих), в попытке Мурси убрать с улиц наркотики и проституцию, а также на пальцах объяснить людям, что мусор надо выкидывать в мусорные баки, а не из окна на головы прохожим.
Все студенты домой уехали... Остались единицы... В каире говорят неспокойно, джахили и кафиры воюют против мусульман... Всякие подлянки им делают... Местный нищесброд очень радуется, что Мурси убрали - теперь они могут продавать спокойно наркотики и жить лучше.. Тут месяц назад всех "тук-тукистов" вылавливали в полицию - они все почти нетрезвые были и в таком состоянии возили людей... Последнее время начали останавливать машины с молодыми девушками сзади, где спереди сидели парни, проверяли их на трезвость и порядочность... Это народу не понравилось и пошли против Мурси...

Для справки - кто такие "тук-тукисты"? Это водители небольших транспортных средств, называемых "тук-тук", используемых в качестве такси преимущественно в бедных районах. Водители тук-туков, в своем большинстве - молодые люди, употребляющие наркотики и не просто громко, а невозможно громко слушающие отвратительные песни египетских размалеваных кафиров из огромных дешевых китайский колонок, установленных в салоне этого "чуда". В городах нередки случаи сексуального домогательства и грабежей со стороны этих самых "тук-тукистов".
Вот оно - лицо "египетской молодежи", которая по заявлению практически всех "обозревателей" последних событий в Египте является "основной движущей силой революции".
Фото: sunna-2012
Автор
Источникgolosislama.ru

Бәтентатар иҗтимагый үзәгенең Президиумы Зәки Зайнуллинга- 80 яшь

                                          Зәки Зайнуллинга- 80 яшь


       10 июльдә  бөек милләтпәрвәр, татар дәүләтен торгызу өчен ялкынлы көрәшче, күренекле татар язучысы, Башкортостан республикасының  Акмулла исемендәге Дәүләт бүләге лауреаты, Гаяз Исхакый исемендәге бүләк лауреаты, Һади Атласи исемендәге бүләк лауреаты, Илдар Юзеев исемендәге бүләк лауреаты, техник фәннәр докторы,полковник Зәки Лотфулла улы Зәйнуллинга  80 яшь тула.
        Зәки Зәйнуллин 80-нче елларда Рига шәһәрендә “Идел” исемле Татар мәдәни  оешмасын оештыра. Татар дәүләтен торгызу буенча эшчәнлеген 1989 елда Татарстанда дәвам итә.Мәрҗәни исемендәге иҗтимагый оешманы җитәкли.1991-1992 елларда Татар халкының Милли Мәҗлесен оештыруны башлап йәрүче була һәм бу оешмада армый- талмый эшли. Күп еллар Бөтентатар иҗтимагый үзәген җитәкли.
      Халыкка хезмәткә багышланган данлы тормыш юлында  Зәки абый үзен кыю көрәшче итеп күрсәтте, татар милләтенең һәм Татарстан дәүләтенең чын каһарманы булды.  Зәки абыйга  күпъеллык фидәкарь хезмәте өчен хөрмәт  белдерәбез һәм сәламәтлек телибез. Ул гомерен изге максатларга багышлады. Киләчәктәдә көрәш юлында калыр дип ышанабыз. Зәки абый Татарстанда һәм Идел-Уралдагына түгел, барлык төрки дәньясында танылган җәмәгать эшлеклесе.
           Зәки абый Зайнуллин күпкырлы иҗади шәхес.Үз ваытында ул танылган галим- ракетчик иде. Хәзер ул язучы һәм драматург. Аның “41-нең  арбалы хатыннары” пьесасы күп театрларда уңыш яулады. Күпсанлы әдәби әсәрләр язылган һәм нәшер ителгән. Зәки абый милли хәрәкәт тарихында тирән эз калдырган кеше. Безнең сафларда аның кебек шәхесләр булганда  дәүләтебезне торгызырбыз, татар хапкының киләчәге бар, иншалла.
                                                    Бәтентатар иҗтимагый үзәгенең Президиумы
                                                                         8.07.2013