ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 3 апреля 2013 г.

Степная Атлантида или История ичкинских татар


Степная Атлантида

by Fauziya Bayramova (Заметки) on 2 апреля 2013 г. в 22:00
                 Степная Атлантида
                           или
                  История ичкинских татар
       … Я люблю путешествовать, потому что во время путешествий встречаешься с новыми и удивительными людьми, в музеях и архивах знакомишься с неизвестными до сих пор документами о татарах, узнаешь новые факты и сведения о судьбе своего народа. Некоторые регионы просто насыщены историей, так как образовались и расположены на исторических землях древних татар, такие места хочется посещать снова и снова. К таким местам лично я  отнесла бы регион Сибири, Курганскую, Челябинскую и Оренбургскую области. Наши вечные лесостепи и земли, где возникли первые тюрко-татарские государства, это древний край Атиллы, Чингисхана и гунно-татарских воинов, откуда они отправлялись в свои великие походы. Зауралье, Сибирь, Туран, таинственная Скифия – это степная Атлантида исчезающая на наших глазах … Это наша история, это наша родина, колыбель нашего народа. К моему большому счастью, я побывала почти в каждом городе, в каждой деревне этого края, где живут мои сородичи – татары. Написала много научно-популярных трудов о древней истории и сегодняшней судьбе моего народа, романы и повести – это цель моей жизни и я буду ее продолжать и преследовать.
      Моя последняя поездка была в Курганскую область, это был мой пятый сюда приезд. Здесь я побывала во многих деревнях и городах, поработала в музеях и архивах, повстречалась с местными учеными и краеведами и накопила огромный материал. Несмотря на множество татарских деревень и сел, посещенных мною, я ещё никогда не бывала в таком древнем, как Эчкен-Ичкино. Село это, находящееся в Шадринском районе Курганской области, в 2005 году официально отметило 450–летие. На празднике были губернатор области, большая делегация из Татарстана, была и я. Ещё тогда, обратив внимание на возвышающиеся вокруг  курганы и обнаружив рядом с селом место древнего городища, я стала изучать историю села Эчкен заново. Несмотря на это, я уже тогда выступила перед сельчанами в клубе и на Сабантуе, уверив их, что: «Селу не менее 2000 лет, об этом свидетельствуют древние курганы и места древних городищ, однако это ещё  нужно до конца изучать и доказать».
     С тех пор прошло 6 лет, за это время я побывала в Курганском университете, где познакомилась с местными историками, побывала в областном краеведческом музее, где ознакомилась с найденными в селе Эчкен-Ичкино древними экспонатами. Побывала в научно–практическом центре по охране исторических памятников, где увидела снятую с космоса карту села Эчкен с её прежними очертаниями. Помимо этого я изучила хранящиеся в архивах города Шадринска и других городах материалы, связанные с историей села, провела множество бесед с его жителями, ознакомилась с отдельными трудами об истории села Эчкен. В результате этого я написала объемный исторический труд «Скифы или искитские татары», который увидел свет в моей книге «Золотая Орда – Золотая земля моя». (Казань, 2006 г., 126-176 стр.)
       После этого я побывала в селе Эчкен-Ичкино ещё несколько раз, последний раз - этим летом. Изучая жизненный путь выдающегося ученого-богослова прошлого века, защитника интересов татарского народа Габдрашита Ибрахимова, я также приехала в  Эчкен, ведь из ичкинских татар была его мать. Этому в моей книге «Земля Турана» был посвящен отдельный исторический очерк. (Казань, 2008г., 279-334 стр.) Но в этот раз я приехала в Эчкен по приглашению жителя села, лидера татар Курганской области - Ахмадуллы Хабибуллина. Ахмадулла эфэнде давно горел мечтой выпустить об ичкинских татарах книгу, но такая нелегкая работа одному ему казалась не под силу, именно поэтому он обратился ко мне за помощью, и я согласилась.
     Сразу же хочется сказать вот что: ни на карте, ни в официальных документах, села Эчкен вы не найдете, т.к. с 1964 года село переименовано в Юлдус. Кому и зачем понадобилось это переименование точно не известно, но само название   Ичкино надежно пристало к соседнему - русскому селу, а тысячелетняя история ичкинских татар едва не исчезла вместе с названием самого села. Вопрос о возвращении селу его истинного названия на самых разных уровнях был поднят и Ахмадуллой Хабибуллиным, но, увы, безрезультатно. Я же, исторической правды нарушать не стану вовсе, и буду везде писать Эчкен, иншаллах. Впрочем, сами жители села, слово Эчкен на местном диалекте произносят как Эцкен, а этот этноним, своими корнями уходит ещё глубже в историю, ведь исседонами даже называли Сибирских скифов европейские ученые, а искитами – турки.
   “Судя по записям Ибн Фадлана, в составе сакалибов Средней Волги были болгары, баранджары, суары, суасы, эскилы (скифы), хазары и другие племена», - пишет Мирфатих Закиев. (М.З.Закиев История татарского народа. – Казань, 2008, стр. 359) Из этого становится очевидным идентичное происхождение ичкинско-скифских слов и наименований. Эскел-эцкен-скиф – однокоренные слова и обозначают наименование одного народа. А живший в прошлом веке известный ученый Мурат Рамзи и вовсе связывает этот этноним с жителями Ичкина-Эчкен  напрямую: «Марджани не упоминает о жителях Эсгила ни слова. Осмелюсь, тем не менее, озвучить свое мнение – проживающие сегодня в окрестностях городка Челябинска ичкинцы, являются прямыми потомками эсгильцев». (Полезные сведения о Казани, Булгаре и татарских правителях. Оренбург, издательство «Вакыт», 1908 год. 1том.)
                 По мнению некоторых ученых, село Эчкен основано беглыми татарами, которые здесь оказались после взятия Казани; некоторые историю села связывают только с татарскими казаками, которые в 18 веке были посланы сюда для защиты южных границ России. В этих фактах есть правда, но полной справедливой правды нет. Да, за Уралом в Эчкен татары и после падения Казани прибывали, и в 17-18 веках прибывшие татары здесь находили свою вторую малую родину. Кто бы, когда бы ни оказывался в Эчкене, он был среди своих сородичей, которые были коренными жителями этого древнего села, которые с древнейших времен жили здесь. Говоря о самом селе Эчкен, следует сказать, что существовало оно ещё задолго до 16 века и падения Казанского ханства: село это входило в состав Сибирского ханства, Золотой Орды, Тюркских каганатов, а его древние корни уходят глубоко в скифо-гунский период. Чтобы мои слова были чем-то аргументированными, перейду к историческим фактам.
     В моих руках карта археологических памятников Курганской области, в которую помимо прочего занесены исторические памятники села Эчкен. (Археологическая карта Курганской области. – Курган, 1993, стр.248-249.) На археологической карте обозначены обнаруженные на территории села Ичкино-Юлдус места одного городища и трех стоянок. Обследованы они были в 1912 году Ю.П.Аргентовским, в 1958 году К.В.Сальниковым, в 1979 году Н.А.Крутских и в 1986 году Н.Б.Виноградовым. По мнению этих ученых, найденные исторические памятники (предметы) относятся к железному периоду, а некоторые из них к неолиту, то есть им не менее 5-3 тысяч лет. Сегодня здесь шумит сосновый лес, стоят новые дома сельских жителей.
        15 июня 2005 года, находясь в научно-практическом центре города Курган, мне были показаны снимки, снятого с космоса села Эчкен. Нужно сказать, на снимках, снятых с космоса, рядом с селом видно пять древних курганов. На сегодняшний день, из видных на снимке пяти, на поверхности земли стоит лишь два кургана, ещё три, как известно, во времена Советской власти сровняли и превратили в колхозное поле. Тогда, при земельных работах было найдено множество ценных предметов, посмотреть на которые приходили жители села и ученые из Кургана. В 1973 году, при очередных земельных работах, на месте разрушенного в 1967 году скифского кургана были найдены серебряный кувшин и поднос, которые, несмотря на некоторую деформацию, просто изумляли своей красотой и изяществом. Кувшин был сдан в Шадринский краеведческий музей. Спустя полвека в поисках скифского кувшина, я отправилась в Шадринск, но увидеть древней ценности мне так и не довелось… Вместо серебряного кувшина работники музея показали мне его фотографии и статьи о нем, напечатанные в московских журналах. Куда же делся сам скифский кувшин, потерян он или кому-то продан - неизвестно. Работники пытались уверить меня, что кувшин, будто бы, находится в хранилищах музея, но такой древний и ценный экспонат должен бы был находиться на самом почетном месте музея! Рисунок серебряного кувшина отображает сцену из охоты знатной особы, под копытом его коня виден поверженный лев, там же барсы, кабаны и косули. На помощь знати спешат его воины, все - одеты по-тюркски, на короне господина красуется полумесяц.
        В 2003 году ученые Курганского государственного университета нашли близ села Эчкен-Ичкино ещё один скифский предмет – это акинаки - 60 сантиметровый кинжал. Точно такой же кинжал-акинаки находится в Курганском музее по изучению родного края. Самыми древними же экспонатами музея, являются останки мамонта и голова носорога. Они, оказывается, также были найдены на берегу реки Эчкен в 1949 году, им не менее 30 миллионов лет… В Курганской области есть населенный пункт Ташково (Ташлы), по мнению ученых, в нем 10 тысяч лет тому назад жили первые люди. Ташкова находится недалеко от села Эчкен. Также здесь имеются места городищ с тюрко-татарскими названиями Аллакул, Илат, Сабин, Алабуга, Шикай, где жили самые древние люди. Как мы уже говорили, само село Эчкен окружено древними скифскими курганами. Ученый 18 века И.П.Фальк в своих записях говорит, что недалеко от реки Исеть рядом с селом Эчкен имеется 40 скифских курганов. Действительно, эти курганы были разграблены русскими казаками, сравнены с землею, золотые и серебряные предметы были присвоены. То, что оставалось от грабителей, везли в Петербург Петру I. На сегодняшний день эти скифские сокровища из разграбленных курганов татарских деревень хранятся в выставочной кунсткамере Эрмитажа.
      Жители села передали мне кусочек серебряной тарелки, найденной из скифского кургана. Я его показала Казанским ученым, но к данной древней находке отнеслись по-разному: кто-то его связывает с персами, кто-то старался найти следы тюрков. На этой серебряной тарелке изображены рука, натягивающая тетиву лука, и небольшая часть вида охоты. Наверное, тарелка и серебряный кувшин составляли одну пару, а раздробленные части остались разбросанными по полю. И сейчас древние вещи находят на посевных полях, в садах и огородах жителей село Эчкен. Ищут такие вещи и Курганские ученые, но эти находки никак не связывают с селом Эчкен и татарами. Если бы нашли даже человеческий череп с надписью «Татарин», и это не отнесли бы к татарским корням. Скажут: «Да, это голова татарина, но она к вам никакого отношения не имеет, эти были другие татары…»
      И сегодня в этих краях существует множество древних курганов, их тысячи. Многие из них находятся рядом с татарскими селами и селами, превратившимися в русские после насильственного крещения. Соседом села Эчкен является русская деревня Могилево, она находится среди десяток разрушенных, разграбленных курганов-могил. Татары эти курганы называют «мугалай» или «корган», потому что для них эти курганы – могильники. Если у каждой деревни возникало столько курганов-могильников, то можно сказать, что здесь люди жили с древнейших времен и вели оседлый образ жизни. Столица Курганской области город Курган именовался «Царев Курган», «Царево городище», коренными жителями этого городища были татары. В прошлые века эту истину и сами русские признавали, и вот какие записи они оставили:
    «Около 1663 года русскими, водворившимися уже прочным хозяйством в Сибири, основана была на отдаленном юге слобода Царево Городище, получившая название свое от стоявшего здесь в древности татарского Царево Городища». (Тобольская губерния накануне 300-летия годовщины завоевания Сибири. –Тобольск,1881.)Значит, уже до прихода русских в этом городе жили татарские падишахи-цари, и здесь находилась  ихняя  столица, и эти цари   были похоронены в очень больших курганах. Какой же нации были эти падишахи и их народ? Конечно же, они были тюрки – древние скифы, гунны, кыпчаки и их продолжателями были храбрые татары.
     Мы веками живем на земле своих предков, говорим на их языке и у нас своя древняя история – но мы никак не можем быть хозяевами своей истории. Нам не дают даже могил своих предков, этих древних курганов никто уже не связывает с тюрко-татарами, наши ученые их не изучают, везде нас хотят уверить, что мы здесь диаспора, то есть, пришли народ… Впрочем, по отношению к ичкинским татарам так не скажешь, они интересуются своей историей, то, что есть, хранят, по крошечкам собирают материалы об истории своего села и края. Когда-то входившие в состав татарских государств ичкинские татары, после захвата русскими их земель, были введены в Сибирскую, Пермскую и Оренбургскую губернии, а в советское время входили то в Уральскую, то в Челябинскую, то в Курганскую области, поэтому и архивные материалы о селе и об ичкинских татар были разбросаны по этим городам.   Ахмадулла эфэнде Хабибуллин годами занимался поиском и сбором этих материалов.
     В Курганской области проживает 22 тыс. татар, более 1000 из них в селе Эчкен. До Октябрьской революции в селе Эчкен проживало около 3000 татар, в свое время село напоминало небольшой городок. В то время в селе Эчкен были мечеть-медресе, казенная (министерская) школа; население занимался земледелием, скотоводством, охотоводством и рыболовством, также торговлей; несет военную службу. Еще в то время село Эчкен являлось волостным центром, по вторникам здесь проводились базарные дни. Всему сказанному надо добавить, есть такие сведения, что эчкенцы являются основателями не только своего села, но и 15 деревень и сел в других местах – это большие татарские деревни и села в Шадринском, в Альменевском, в Сафакулевском районах Курганской области и в Коншакском районе Челябинской области. Для живущих в этих населенных пунктах татар общими являются «эчкенский говор», религиозно- национальные обряды и обычаи, традиции, быт и продукты питания. Надо сказать, что село Эчкен многие века было центром просвещения, озаряющим светом знаний свой край, что многие выходцы из этого села оставили глубокий след в истории. Ичкинский татарин Габдельнасир Сабитов, проживший до 95 лет, в своей жизни перевел 250 томов книг, о нем писал еще Ризаддин Фахреддин. Ичкинский татарин Фазыл Тынкачев в начале 19 века русским царем был отправлен к турецкому султану для заключения договора, потом  он ездил послом к Бухарскому эмиру; его отец сотник Ибрахим в 1767 году был приглашен царицей Екатериной в Москву для участия в работе «Уложенной комиссии». Ичкинский татарин Амир Морат помог видному ученому тюркологу И.И.Гиганову составить русско – татарский словарь. Автор знаменитых поэм «Тахир и Зухра», «Буз егет» Ахмет Уразаев-Кормаши тоже ичкинский татар.  Все это само показывает, что село Эчкен и ичкинские татары – народ с очень древними корнями, с богатым наследием, просвещенное и с прочными традициями.
    Село Эчкен и сегодня крепко стоит на ногах. В 2003 году в области открылась первая и единственная большая каменная мечеть, ее построили на деньги хажи Хабибуллина Ахмадуллы. В селе есть двухэтажная средняя школа, там преподается татарский язык, литература и история, этим святым делом занимается   Тимургали эфэнде Галимов. В селе Эчкен имеется большой дом культуры и библиотека, работает музей. В село проведен газ, дороги асфальтированы, многие из них выполнены под руководством депутата Шадринского районного совета, заместителя  председателя Всемирного конгресса татар по Курганской области, фермера Ахмадуллы Хабибуллина, пусть ему будет Божья благодать! Последние годы он сильно стал интересоваться историей татар, собрал из разных архивов огромный материал о родном крае. Его самая большая мечта – выпустить книгу об ичкинских татарах. Я верю, без всякого сомнения, такая книга увидит свет, иншаллах! Я сама тоже решила оказать посильную помощь добродушному эчкенскому народу,  за  Уральскими горами, на земле древних скифо- гунно- тюрко- татарских землях живущим сородичам.
     Хочу сказать и то, что еще до меня историю села Эчкен и ичкинских татар изучали и об этом писали ученые. Их не так уж много, но есть, хотя история ичкинских татар отдельной книгой не появилась, но в трудах ученых о них оставлено очень много интересных и важных сведений. В этих краях в свое время исследовательской работой занимались историки Миллер, Рычков, Паллас; из своих татарских ученых Мохаммат Махдиев, Флюн Мусин, Фарит Юсупов, Марсель Ахматжанов и другие, – они изучали язык, народное творчество, надгробные камни ичкинских татар. Но, к сожалению, изучавшего историю этих краев со всех сторон и глубоко и написавшего серьезный исторический труд ученого не было. Поэтому   Ахмадулла эфэнде Хабибуллин по этой причине и с просьбой об этом обратился ко мне, я согласилась. Этот древний край, являвшийся исторической колыбелью нации, Атлантида степей, страна курганов-пирамид; земля, пропитанная кровью татар; сородичи и татарские деревни, живущие как последние Могиканы, - чтоб все это не исчезло бесследно, от нас им нужна помощь. Не откладывая на завтра, сегодня же!
     До сих пор, когда писали о татарских деревнях, древней истории выделяли несколько страниц книги, основное внимание обращали к последним векам, особенно к событиям послеоктябрьского периода. Учеными языковедами и литературоведами написанные книги или целиком посвящались то только языку (диалекту), или только фольклору (народному творчеству), или только эпитафии (надгробным надписям) татар той или иной местности. Это тоже хорошо, но без истории нет нации; без полного описания древней истории края, не может быть полноценного исторического труда. Поэтому, когда мы работали над этой книгой, на первое место выдвинули историю края, в этом направлении вели поиски. Эта книга не только об одном селе Эчкен, а о древней истории сородичей, живущих в этом краю, история татар, об ичкинских-эчкенских татарах. Книга состоит из таких глав: «История ичкинских татар древних и средних веков», «История ичкинских татар в составе Российской империи», «История ичкинских татар последних веков». По отношению к колыбели нации, к истории Курганского края с глубокими корнями и истории татар, этот труд будет совершенно новым взглядом и справедливой оценкой. Книга «Степная Атлантида или история ичкинских татар» уже написана и скоро выйдет в свет на двух языках, иншаллах!
 Фаузия Байрамова, писатель, кандидат исторических наук.



                    



Эчкен авылы мәчете...
Эчкен авылы күренеше...
Эчкен авылы янындагы скиф курганыннан табылган көмеш кувшин.
Эчкен урманнары...
Әхмздулла Хәбибуллин.
Тарихчы Фәүзия Бәйрәмова Курган шәһәрендә, крайны өйрәнү музеенда, бу тирәдән табылган һун казаны янында... (2005 ел, июнь.)
Эчкен мәктәбендә укучылар белән очрашу... 2008 ел, февраль ае.
Эчкен Сабантуендаһәм авылның 450 еллыгында... 2005 ел, июнь.
Эчкен мәктәбендә...
Эчкен авылы зыялылары - уңнан беренче - Әхмәдулла Хәбибуллин, китапханәче Гөлли Галимова, тарихчы Фәүзия Бәйрәмова һәм укытучы, милли эшләрне башлап йөрүче Тимергали Галимов.
Эчкен - урман-дала...
Эчкен суы...

Гарәп Әмирлекләрендә рестораннар тотучы Исмә­гыйль Шәнгәрәев өчпочмак ашарга Дубайга чакыра

http://matbugat.ru/news/?id=7654



Гарәп Әмирлекләрендә рестораннар тотучы Исмә­гыйль Шәнгәрәев өчпочмак ашарга Дубайга чакыра

Соңгы вакытларда татар теле, татар халкының язмышы турында күп сөйлибез. Кемдер төшенкелеккә бирелеп, киләчәктә ни көтә икән безне дип чаң суга. Ә менә мин татар теленең дә, татар халкының да якты киләчәге бар, дип өздереп әйтә алам! Һәрхәлдә, милләте өчен янып-көеп йөрүче Исмә­гыйль Каләметдин улы Шәнгәрәев кебек шәхесләребез бул­ганда.
Исмәгыйль әфәнде инде менә 7 ел Берләшкән Гарәп Әмирлекләрендә яши. Моның белән беркемне дә шаккатырып булмый, билгеле. Бу ил икътисады, куркынычсызлыгы, бизнес өчен уңай шартлары белән күп­ләрне үзенә җәлеп итә. Әмма Исмәгыйль Шән­гәрәев чит илдә дә татар телендә аралашып яши, башка милләт  вәкил­ләрен дә татар халык ашлары белән таныштыра. Ул – рестораннар челтәре хуҗасы. Бүген Шарджа әмирлегендә – ике, ә Аджман әмирлегендә бер рестораны эшли. Киләсе елда Дубайда да татар халык ашларын авыз итеп булачак. Ә әлегә татар ризыгын татып карар өчен башка әмирлекләрдә яшәүчеләр дә Шарджа белән Аджманга килә. Чәк-чәк, өчпочмак, бавырсак кебек милли ашларыбызны җирле халык инде яратып өлгергән. Россия, БДБ илләреннән кунаклар да еш килә бу рестораннарга. Диварларны «Кол Шәриф» мәчете, Сөембикә манарасы, Казаныбызның төрле поч­макларын сурәтләгән картиналар бизәп тора. Исмәгыйль әфәнде туган илен бик сагынса да, тарихи ватанына еш кайта  алмый. Шуңа күрә дә Бер­ләшкән Гарәп Әмирлекләрендә Казанның бер кисәген булдырган ул.

«Егет кешегә җитмеш төрле һөнәр дә аз», – диләр Исмәгыйль әфәнде кебек кешеләр турында. Нинди генә эшкә тотынса да, булдыра! Күчемсез милек, кунакханәләр, рестораннар челтәре, туристлык агентлыгы – бизнесының кайбер юнәлешләре генә. Исмәгыйль Шәнгәрәев 2013 елда Бер­ләшкән Гарәп Әмирлекләрендә Сабан туе үткәрергә ниятли. Бу бәйрәмгә Җир шарының барлык почмакларыннан татарлар килер дип ышана. Сүз уңаеннан, Исмәгыйль әфәнде чит илләрдә яшәүче татарларда  кунакта еш була.

Милләттәшебез, нинди генә эшкә алынса да, уңышка ирешә торган кеше. Сә­бәбе нидә дисезме? Миңа калса, гаиләсендә бәхетле булган кешенең генә кулыннан бар эш тә килә. Хәләл җефете Мәрьям аңа ун бала: 7 ул, 3 кыз бүләк итә. Һәрберсенә чын татар исемнәрен кушканнар.  Балалары да әтиләреннән үрнәк алып үсә. 18 яшен тутырган улы Җәлил Шарджа Америка университетында «Маркетинг һәм менеджмент» буенча белем ала. Туган телен камилләштерер өчен, Казан федераль университетының татар филологиясе бүлегенә читтән торып укырга кергән. Бәхетле әти булудан тыш, Исмәгыйль әфәнде әле бәхетле дәү әти дә! Аның биш оныгы бар. Алар да татар мохитендә тәрбияләнеп үсә! «Россиядә әбиләр оныкларына русча сөйләшмә, татарча сөйләш дип әйтсәләр, биредә, Берләшкән Гарәп Әмирлекләрендә, инглизчә сөйләшмәгез, туган телегездә аралашыгыз», – дип балаларга кабатлап торабыз, ди милләттәшебез. Чит илдә яшәүче татарлар, якташлар турында «ТНВ-Планета» каналы тапшыруларын кызыксынып карыйлар алар.

Берләшкән Гарәп Әмирлекләре Татарстаннан ерак булса да, анда да татарлар күп яши. Һәрхәлдә, милләт­тәшебез Исмәгыйль әфәнде: «Көн саен татарлар белән күрешеп, аралашып яшибез», – ди. Моннан тыш әлеге ил белән танышырга килүчеләр арасында да татарлар күп икән. Уфа, Казан, Оренбургтан күпләп ки­ләләр. Бүген Исмәгыйль Шәнгәрәев барлык татарларны берләштерүче клуб ачып җибәрергә ниятли. «Намаз белән башланган эш хәерле була», – диләр. Шуңа күрә Исмәгыйль Шәнгәрәевнең һәр теләгенең дә тормышка ашуына бер шигем дә юк. Лилия ШӘЙДУЛЛИНА 
Шәһри Казан 
№ |

ШГЛ_Иркутск, Б.Е. Немцов 31 марта 2013г




1 сессия семинара "Современное гражданское общество в России - анализ ситуации. Сопротивление и сотрудничество в предлагаемых условиях" в рамках Школы гражданских лидеров-Иркутск. 31 марта 2013 года.

Казанга Төркия парламенты вәкилләре килде


Казанга Төркия парламенты вәкилләре килде

2 апрельдә Казанга Төркия парламенты төркеме килде. Парламент рәисе урынбасары Мерал Акшәнәр җитәкләгән төркемне башта Татарстан президенты Рөстәм Миңнеханов кабул итте. Соңнан кунаклар Татарстан парламенты вәкилләре белән очрашты




Ике республика парламенты вәкилләре очрашуында Татарстан парламенты рәисе Фәрит Мөхәммәтшин башта кунакларны Татарстандагы сәяси партияләр, парламент эшчәнлеге белән таныштырып үтте. 

Мерал Акшәнәр исә Казанга килгәч үзләрен үз өйләренә кайткан кебек хис итүләрен әйтеп, Төркия белән Татарстан арасындагы җылы мөнәсәбәтләрнең алга таба да шушылай дәвам итәчәгенә ышануын белдерде.

“Төркия өчен Татарстан һәм татарлар бик якын. Чөнки Төркия республикасы корылган вакытта яңа оешмаларны барлыкка китерүдә һәм хәтта хәзерге  төрек теленең барлыка килүендә Казаннан Төркиягә килгән Садри Максуди, Йосыф Акчура кебек татар зыялылары бик зур ярдәм итте. Элегрәк республикалар арасында мөнәсәбәтләр хәзерге кебек үк якын булмаса да, без сезне һәрвакыт исебездә тоттык”, дип белдерде ул.

Ике делегация вәкилләре үзара сөйләшүне тәмамлагач Акшәнәр белән Мөхәммәтшин журналистлар белән очрашты.

Энергетическое будущее наинается сегоня А в РФ?


Пока Россия паразитирует на нефти и газе своих колоний и в нос не дует о завтрашнем дне, США завершают очередную энергетическую революцию. Я уже здесь писал от дешевом сланцевом газе, который теперь полностью удовлетворяет нужды страны. Метод его извлечения также применяется для добычи нефти. На основе этих достижений специалисты писали, что США станут энергетически независимой страной через 10-15 лет. Оказывается, американские специалисты решили ускорить эти сроки. Сегодня они начали применять улучшенную технологию добычи т.н. остаточной нефти, которая после извлечения некоторой части месторождения считается не подлежащей к добыче, поскольку она прочно связана с горными породами. Порой до 60 процентов разведанной нефти остается навсегда под землей. Указанная технология основана на закачивании в пласты углекислого газа. Этот газ под давлением и температурой ниже критических (т.е. когда он не может быть сжижжен) переходит в т.н. флюидное состояние - т.е. не газ, не жидкость. При таких условиях он проникает во все поры камней, песка и пр. составляющих пласт и растворяет в себе или сжижает остаточную нефть, после чего ее становится возможной выкачивать из недра пласта. Таким образом, давно заброшенные скважины в штате Техас, в Дакоте и др. штатах, могут резко повысить добычу нефти в стране до уровня, когда ей уже не будет нужна импортная нефть. Специалисты утверждают, что США прямо плавают на нефти. А это, в свою очередь, приведет к коренным изменениям во внешней политике США. Вместо того,чтобы тратить свои силы на охрану путей нефтяных потоков из стран Ближнего Востока, они могут перейти на поддержку и распространение демократических идей по всему миру.
Сейчас в США наблюдается новый нефтяной бум на основе указанной технологии. Интересно то, что одним из основных промотров ее является внук бывшего президента США Ф. Д. Рузвельта. Заодно решается проблема секвестрирования диоксида углерода электростанций, которые пока его выбрасывают в атмоферу в огромных количествах.
Кого более подробно интересует оригинал статьи, на основе которой я здесь сочинил свой постинг, прошу см.http://www.bloomberg.com/news/2013-04-02/republican-born-roosevelt-digs-deep-for-texas-oil-found-with-co2.html?cmpid=yhoo

Полицейские предотвратили массовые беспорядки в Ульяновской области


Полицейские предотвратили массовые беспорядки в Ульяновской области



  

В Ульяновской области задержаны более двадцати молодых людей, предположительно собиравшиеся устроить массовые беспорядки.
 
О том, что у села Красный Яр собралась группа агрессивно настроенных молодых людей, полиции стало известно 28 марта.
Оперативники выехали на место событий и задержали подозреваемых. При обыске в машинах задержанных обнаружили арматуру, камни, осколки кирпичей, биты, молотки, топоры, хоккейные клюшки, ножи, мачете, травматический пистолет «Оса», газовый пистолет и два травматических пистолета без разрешительных документов, сообщается на сайте областного ГУ МВД.
Кроме того, судя по оперативной съемке, у молодых людей изъяли маску Гая Фокса, пишет Lenta.ru.
Подоплека событий пока неизвестна. Сообщается лишь, что версия национального конфликта исключена: все задержанные являются славянами.
Молодых людей доставили в участок с целью дактилоскопирования и установления личностей. Сейчас их проверяют на причастность к различным преступлениям.
Источникwordyou.ru

Римзиль Валеев: «Трудно изжить «рабское» мышление советского журналиста»


Римзиль Валеев: «Трудно изжить «рабское» мышление советского журналиста»

31.03.2013 http://www.business-gazeta.ru/article/77749/
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ БЛОГЕРЫ ВЫЗЫВАЮТ ПРЕЗРЕНИЕ ЛЮДЕЙ?

Почему довольно неприличными кажутся модные слова «блогер» и «колумнист»? Отчего на слова «свобода слова» следует отзыв: «Не смешите меня»? Как живется русским в нашей республике? Об этом известный журналист и общественный деятель, активный интернет-пользователь и блогер Римзиль Валеев пишет в своей статье, подготовленной специально для газеты «БИЗНЕС 
Online».

460-2.jpg

НЕЛЮБИМЫЕ СЛОВА
Мне не нравятся модные слова «блогер» и «колумнист». Они мне кажутся какими-то неприличными. Даже ежедневное упоминание во всех информационных каналах не превратило эти слова в простые и человечные понятия. Они не вызывают положительных эмоций. Представьте себе, как девушка заявляет подруге или матери о том, что она влюблена в блогера. Или кто-то цитирует гениальную мысль колумниста, хотя, конечно же, удачные мысли интернет-философов могут повергать в восторг их поклонников.
Некоторые блогеры вызывают презрение людей своими неправдоподобными гнусными суждениями и грязными сплетнями. Иногда их даже сажают за это в тюрьму, если блогер в экстазе неуместной откровенности забывает о 282 статье УК РФ или других преступлениях, предусмотренных законом...
Понимайте меня, как хотите. Если я консервативный, старорежимный тип, то все равно со мной надо считаться. Потому что на свете немало таких, как я, «не блогеров», а также тех, кто и вовсе не открывает (я к ним не отношусь) два-три раза в день свою электронную почту, ЖЖ или социальную сеть. Всех в овраг не выбросишь. Трудимся, налоги платим, внуков воспитываем и все такое. Блогером себя не осознаю, хотя частенько пишу на страницах глобальной сети. Некоторые даже обращаются ко мне за советами по этой части, хотя по данной специальности никогда не учился и даже инструктаж не проходил, о чем ничуть не жалею. 
О НЕЙ, О НЕДОСТУПНОЙ СЕСТРЕ ТАЛАНТА
Пользователи интернета частенько кроют меня почем зря, иногда подвергая жестокой обструкции, как и принято в стихии анонимного виртуального Гайд-парка. Но ничего с собой поделать не могу, даже если хочу быть отвязным и безбашенным писакой, который от всей души размазывает по виртуальному забору все, что накопилось внутри, у меня это не получается. Прямо беда: не могу настолько расковаться и выражаться коротким словом, воспринимаемом как признак одаренности.
Может быть, краткость и сестра таланта, но эта особа для меня почти недоступна. Почти все члены союза писателей, и даже граф Лев Толстой или Оноре де Бальзак, не могли уложить свои наблюдения в два-три абзаца. Так что же, запретить их, что ли? Или книги сжигать?
Вообще-то, я пытаюсь исправиться. Вот хочу сказать что-то очень важное, сугубо личное, но при этом общественно актуальное, изложив это кратко – в 30 - 40 строк. Чтобы не отвлекать попусту людей. Безбрежный океан глобальной сети так насыщен короткими яркими сенсационными новостями, 15-секундными видеоприколами, эротичными телками, лихими сплетнями, что мои публицистические суждения с майонезом аналитики и кетчупом реалистичности не выдерживают конкуренции.
Есть еще сугубо техническая причина. Опять же, как читать 10-страничную статью, сгорбившись над монитором? Ведь большинство еще не освоило изобретенный мной метод чтения больших материалов с экрана планшетного компьютера, лучше IPad 2, лежа, давая отдохнуть отекающим ногам и уставшему позвоночнику.
Понимаю, что надо экономить время читателя и зрителя, и полагается врезать самое главное в первой же фразе и отвалить, уступая очередь другим новостям. Пока ничего не изобрел такого, чем мог бы очаровать сестру таланта.
СВОБОДА СЛОВА? НЕ СМЕШИТЕ МЕНЯ…
Правильно догадались! Трудно изжить «рабское» мышление советского журналиста, чувство «главлита» (так называлась цензура), когда душит внутренний цензор - совесть. И тогда потенциальный вольный блогер начинает бормотать, аккуратно подбирая слова. Если по капельке выдавливать из себя раба, на избавление от цистерны неразбавленного рабского чувства уйдет не один год. Значит, надо уступать место под солнцем новой породе людей, которые не читали труды Ленина о партийной литературе и программные документы партии большевиков? Это тоже вряд ли даст результат. Потому что сейчас тоже плодятся директивные документы и партийные программы, инструкции учредителей и вертикали власти. Московский начальник по фамилии Волин(!) недавно толково объяснил татарстанским медийщикам и студентам журфака МГУ: готовьтесь писать так, как прикажет хозяин.
Я тоже не очень большой сторонник увлечения экзальтированным понятием «свобода слова». Она, эта свобода, доступна политически и профессионально подготовленным людям. А по жизни этим магическим термином частенько пользуются не очень успешные маргиналы, компенсируя недостаток профессиональных навыков и политической культуры, превращая свободу самовыражения в сугубо правозащитный инструмент. Впрочем, это тоже не возбраняется.
ПОЧЕМУ Я НЕСВОБОДЕН?
Как и многие из вас, я тоже не очень-то свободен. Не могу забыть об уголовном кодексе, где говорится о клевете, разжигании розни, содействии терроризму и так далее. Трудно забыть суровый облик главного редактора, учредителя издания, у которых есть свои принципы и требования, планка качества. А другие еще крепче повязаны сотнями цепей. Как забудешь о товарищах, которые тебе платят зарплату? А ведь они и уволить могут. Просто так, беспричинно, скажут: формат не тот, стиль не подходит. И до свидания. Знаю немало коллег, которые на всякий случай не трогают наиболее сильных и крутых хозяев жизни, не обязательно законопослушных, которые при необходимости могут подключить и силовиков в погонах, и «законников», и «смотрящих», и бандитов с чисто конкретными понятиями. Иногда срабатывают блат, семейно-личные контакты, благополучие детей и внуков, трудоустройство снохи, просьба очаровательной знакомой с загадочными глазами, требование друзей по субботней бане или рыбалке. Или имидж и обязательства издания, рекламодателей… Одноклассники, друзья детства могут обнаружиться в любое время. Что там остается от свободы слова? Только не говорите мне о принципиальности, господа журналюги, заодно с ними чиновники, милиционеры с прокурорами. 
Давно заметил: наиболее смелыми поборниками истины и справедливости становятся пенсионеры, которым почти нечего терять. В частности, военные пенсионеры, у которых и возраст не больно преклонный, а пенсия приличная, к тому же куча нереализованных идей, которые не нашли выхода, пока товарищ носил мундир и китель. Иногда подстегивает шанс на новую карьеру в штатской политической жизни. Не случайно их много среди лидеров общественных и национальных движений.
Я так думаю, все же именно блогерство и анонимное участие в интернет-форумах дает определенную свободу – пиши, что хочешь, как хочешь, ни редактор, ни судья с милицией тебя не контролируют. Пользуйся и пиши, но чтобы было кратко, свежо, честно и оригинально. Забудь насчет объективности, что у правды всегда как минимум две стороны. Тем более, если одна из сторон хоть разок в месяц наливает чечевичную похлебку. Ты лепи одну, свою позицию, не боясь перегнуть. С противной стороны другие блогеры дополнят. А публика сама разберется, не дураки же нас читают.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА БЛОГЕРСТВА
Уф… Решил попробовать кусочек блогерской воли на вкус. Не могу абстрагироваться от необходимости говорить правду или выражаться с учетом двух противоположных мнений. Поэтому, возможно, сразу настоящего блога и абсолютно вольной птицы из меня не получится. Есть зависимость от фактов, которые надо бы предъявить. Ох, как тяжело установить правду и добиться признания ее истинности. И все же, попробую выразить то, что хочется сказать. Может быть, не утруждая себя доказательствами, как и положено блогерам. А без уверенности в правоте не складываются в ряд слова, не находятся подлежащее и сказуемое. И хотелось бы, подобно настоящему художнику или поэту, просто так изрекать правду, да не суждено, видать. Итак…
РУССКИМ НЕТ ХОДУ В ТАТАРСТАНЕ? ЭТО СМОТРЯ КАКИМ…
В последнее время на некоторых казанских сайтах стали появляться восклицания о каком-то националистическом угаре, беспределе, но без указания на факты и адреса. А что, если кому-то не нравится соседство мечети Кул Шариф и Благовещенского собора, и хочется подзаработать на своей нетерпимости и мнительности? И на неосведомленности некоторых земляков.
Старый друг недавно заявил, что с его русско-украинской фамилией никаких перспектив в Татарстане нет ни у него, ни у его детей. Лучше при случае свалить. Мол, чтобы продвинуться по службе, сделать карьеру, надо быть татарином. Я очень удивился. Оказывается, у меня привилегированная национальность! Вот уж не догадывался.
А так я обычный житель Казани. В приватизации крупной собственности не участвовал, богатств не накопил, в теплых местах с большой зарплатой не работал. Кое-чего своими мозгами и трудом заработал и не мечтаю о дворцах и банковских счетах. Дети и внуки тоже пойдут по тому же пути – будут пролетариями умственного труда. Если удастся вырасти до высочайшего уровня квалификации, значит, будет достойное вознаграждение за эффективную работу и высокий класс, если получится. И национальность тут ни при чем. А вот социальная ступенька, капиталы, принадлежность к богатой и сильной семье или клану может вознести на Олимп или одарить привилегиями одних, других кинуть в яму безнадеги. Но это другое дело! Там полный интернационал, и бедняки, и богачи объединяются не по национальному признаку, а по классовому. Если уж случаются совсем резкий перебор и немыслимые контрасты, тогда происходит бунт, революция, жестокая и беспощадная. На то и государство существует, чтобы немыслимых перекосов не было.
Словом, такими железными аргументами откачал я старого друга от подозрения насчет национальной обреченности, - пускай не ищет счастья на стороне. Хотя он сам когда-то со стороны приехал и прижился.
А тут еще одна знакомая повторяет мне ту же сказку насчет того, как тяжело быть русским в Татарстане. Прошу конкретных доказательств. Их нет, конечно. Есть только предчувствие, мелкие наблюдения, подозрительность – вон в Прибалтике зажимают, ну и у нас тоже, мол, запросто могут.
Тут не обошлось без большой политики. Помните, Владимир Путин в Казанском кремле в 2002 году на встрече с делегатами конгресса татар сказал экспромтом насчет татар Башкирии, русских в Татарстане, чеченцев в Москве? С тех пор кое у кого крыша поехала от подозрений, будто их тут обижают. Между тем президент страны это сказал в ходе дискуссии, чтобы с помощью обобщений объяснить, почему некоторые татары испытывают дискомфорт, проживая в соседней республике. Для того, чтобы объяснить, что в инонациональной среде всегда приходится адаптироваться и терпеть, воспринимая другую культуру, привыкая к ней. В этом смысле я тоже солидарен с Путиным. А вы о чем подумали? Что русским по улицам Кремлевской или Баумана не дают пройти? Что надо спасаться, находить новые факты дискриминации?
По давно опробованной методике я выложил перед друзьями справочник ведомств и крупных предприятий и показал, что руководители КАМАЗа, Нижнекамского гиганта, Арбитражного и Конституционного судов, МВД, ФСБ, крупнейших банков (не всех), авиационного и вертолетного и многих других предприятий, НИИ, частных гигантов типа завода «Элекон» и других успешных фирм - отнюдь не татары. И это меня ничуть не расстраивает. Я не подозрительный и не жду подлянки по национальному признаку, хотя сразу увижу больного «на эту ногу», если встретится.
ТАТАРЫ ЗАКАЛЕНЫ УСЛОВИЯМИ ИНОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Татары чаще встречаются там, где выручает сельское происхождение, труд с детского возраста, настырность и гуманитарная пассионарность, закаленные в условиях инонациональной среды, включая крупные города, такие, как Набережные Челны, Казань, не говоря уже о российских регионах. А русские чаще попадаются в крупной индустрии, там, где много техники, приборов, в юриспруденции и бизнес-структурах, хотя в эти сферы татары, в том числе и выходцы из села, тоже втягиваются. Русские гораздо чаще отправляются в Москву (как Николай Никифоров или Олег Морозов) или в Питер, в любой российский регион и даже за границу, потому что у них меньше привязка к родному району, селу – везде своя страна, свои люди, язык и привычный уклад жизни. Этого не скажешь о татарах или чувашах, потому-то в этнических селениях острее безработица, так как мало кто хочет покидать родной переулок.
И еще: многие господа чиновники с татарскими фамилиями так далеки от национально-гуманитарного самосознания, что принципиально сторонятся языка и культуры предков, и для татарской нации почти никакой ценности не представляют, и, увы, наверное, ничего хорошего соплеменникам не сделают. И гордиться ими татары вряд ли будут. Но по статистике будут числиться татарами. Кстати, таких, добровольно сменивших этническую идентификацию, становится все больше.
А еще есть смешанные семьи, где не поймешь, русские они или татары, а может евреи или украинцы. Зато есть настоящие русские люди, чья душа вместила и татарскую культуру, – это композиторы В.Виноградов, А.Ключарев, художница С.Кузьминых (выдвинута на Госпремию им. Тукая – надо дать!). Могу привести огромный список больших и не очень крупных деятелей, породнившихся с татарским миром и ничуть не жалеющих об этом. Есть братья Демидовы, включая действующих председателей Счетной палаты РТ и Конституционного суда. Хочу спросить у наиболее ретивых и обиженных татар: "Есть претензии к Алексею Ивановичу Демидову как к человеку и руководителю, а так же к его братьям?" И татары, и русские уважают, и православные довольны – вон какая красивая церковь в Алексеевском районе сияет.
А что, фамилии Демидов, Богачев, Бусыгин, Когогин, Федотов, Морозов (хоккеист Алексей и политик Олег), не звучат в Татарстане так же естественно, как летний дождь и шум троллейбуса в весеннюю ночь? Совсем не так, как Иван Грозный или Аркадий Столыпин, не правда ли? А императрица Екатерина II так авторитетна среди татар, что ее до сих пор называют ее «эби патша». А ведь уже два с половиной века прошло с тех времен, когда царица разрешила строить мечети в Казани…
460-1.jpg
Лена Анисимова - русская девушка, выучившая татарский язык в школе, окончившая татарский факультет, преподающая татарский язык и продолжающая образование в аспирантуре
РУССКАЯ ДЕВУШКА – ЛЕНА АНИСИМОВА
Среди моих знакомых немало интересных, ярких людей русской и других национальностей, которые знают или хотя бы понимают язык, культуру населения, с которым соседствуют. Сегодня я пишу не о них, а об их антиподах, которые могли бы последовать их примеру. Особо хочу сказать о Лене Анисимовой, русской девушке из Казани, выучившей татарский язык в школе, окончившей татарский факультет, преподающей татарский язык в школе, продолжающей образование в аспирантуре по тому же татарскому языку. И в Челнах, и в других городах есть такие примеры. Я жду, когда таких людей выдвинут в руководители школ, роно и гуно, предприятий, районов и городов, в министры и вице-премьеры. Давно уже жду! Пора!
Знаю, опять меня будут песочить насчет многотемья и ухода в сторону. Прямо слово лишнее не скажи. И опять же объем превышает блогерские лимиты. Поэтому пускаю в ход последний, главный козырь. А что, если недугом национальной мнительности заболеют татары Казани и Татарстана? Большинство из них - выходцы села, и в городе часто ощущают себя неуютно. На предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, на рынках, в банках говорят только по-русски.
Спасибо, в больницах и в некоторых школах на приветствие могут ответить по-татарски. Но в типичном продуктовом магазине о том, что означает «икмәк», «сөт» не догадываются. Даже в тех случаях, когда за прилавком стоят продавщицы с татарскими фамилиями. Потому что они в школе или в семье переняли чье-то глупое мнение, мол, татарский язык не так уж нужен, и после этого на уроке татарского ковырялись в мобильнике.
Результат плачевный. Человек без знания языка местного населения менее конкурентоспособен, как во время конкурса на желанную должность, так и на всевозможных выборах. Не может он сказать три слова по радио и телевизору на языке аудитории. А если на собрании или юбилейном банкете кто-то выступит на непонятном языке, «интернационалист» чувствует себя идиотом. Газеты, журналы, спектакли на «ненужном» языке так же изолируют от текущей жизни молодого человека, возможно, весьма перспективного, способного стать большим руководителем или политиком. И вообще ученые говорят, что освоивший хотя бы один дополнительный язык очень легко постигает и другие языки. Академик Роберт Нигматуллин недавно заявил с высокой трибуны, что использование и изучение разных языков служит профилактикой болезни Альцгеймера! А может, уже это случилось? И кое-кто из-за своей лени тихо, медленно втягивается в недуг беспамятства? Алла сакласын! Да пусть побережет нас бог от любых хворей! Особенно от страшнейшей социально-психической болезни, которая называется «национальная подозрительность» или «этническая мнительность».
СПЕШИТЕ УЧИТЬ ЯЗЫК СОСЕДЕЙ
Многие все равно не боятся, например, болезни Альцгеймера. Есть татарские или смешанные семьи, где дети и родители никогда не ходили на татарский спектакль, где татарский канал телевизора никогда не включается. И такие люди считаются интернационалистами! А я, выходит, националист, раз на своем языке пишу и говорю.
Как же так получается? Я, выросший в татарской семье, в татарской деревне, окончивший татарский факультет (и не только его), пишущий и говорящий преимущественно на родном языке, выступаю и пишу, когда надо, на русском языке, чему очень рад. Могу не очень лихо изъясняться на языках тюркской группы, а также на немецком и английском языках, пусть даже коряво. И все равно меня могут отнести к националистам. И главное, несмотря на мою «титульную» национальность, меня никто на работу не зовет, привилегии не дает. Обидно! А интернационалист, толерантный гражданин – это значит мой товарищ, сосед, родственник, который, прожив в Казани немало лет, ни знает и трех слов по-татарски. То есть на языке, который является родным для 500 тысяч человек в городе и еще для 2 миллионов в республике. Кстати, показательно, что коммерсанты почти никогда не заказывают рекламу на татарском языке, доступном 52 процентам покупателей. Потому что они тоже интернационалисты? Странный для коммерсантов бизнес-проект…
Что скажете на такие аргументы? Кажется, опять настоящий блог не получился. Хотел сказать свою субъективную правду, а все равно получается общественная, с доказательствами. Ну и ладно, если я не блогер, так нормальный журналист, с которого можно спросить за вранье. Но этого (вранья) еще я себе не позволял. А ошибки всегда можно исправить. И вам тоже. 
Римзиль Валеев


Репрессии мусульман в исправительной колонии №6


Репрессии мусульман в исправительной колонии №6

http://nusra.info/index.php/news/1634-repressii-musulman-v-ispravitelnoj-kolonii-6

Мусульмане, содержащиеся в ФКУ ИК-6, подвергаются регулярным издевательствам со стороны сотрудников колонии. А именно: начальник колонии Вахаванец Анатолий Николаевич; начальник отдела безопасности Давудов Шамиль Алибекович; начальник оперативной части Алик Зурабович; сотрудники отдела безопасности Ковалев Александр Владимирович и Латипов Арсен Магомедович; сотрудники оперативной части Бережнов Анатолий Николаевич, Довлатов Руслан Михайлович и Станислав Владимирович.
Так, недавно начальник колонии и начальник мед. части зашли в спальную секции, где группа мусульман в тот момент совершала молитву, и начали прямо в обуви ходить по молитвенному ковру, тем самым оскорбляя религиозные чувства верующих. На просьбу осужденных мусульман прекратить нарушения их прав, ответили агрессией, выражаясь нецензурно. Во время молитвы начальник толкал тех мусульман, которые еще не завершили свою молитву, говоря, что они должны прекратить молиться и повернуться лицом к начальнику, как только он заходит.
В связи с тем, что четверо мусульман, совершающих молитву, не выполнили веление начальника колонии, их посадили в изолятор. После этого группа мусульман собрались и пошла в сторону штаба, обращаясь с просьбой об освобождении несправедливо водворенных в ШИЗО. На эту просьбу начальник колонии отреагировал неоднозначно, он начал кричать, ругаться нецензурно, угрожал ОМОНом и тем, что вывезет осужденных в Сибирь.
Буквально через два дня начались карательные операции против мусульман: их начали по одному водворять в ШИЗО, стали постоянно проводить обыскные мероприятия, обыски сопровождались беспрестанной нецензурной бранью. После каждого обыскного мероприятия одного-двух мусульман водворяли в штрафной изолятор.
Сегодня мусульмане данной колонии не имеют возможности совершать обязательную коллективную молитву, в связи с запретом начальника. Также он отказал верующим в предоставлении молельной комнаты, отводя при этом только один час в неделю для молитвы.
22 марта в ШИЗО был сильно избит мусульманин только  за то, что попросил носить коротко стриженую бороду, не смотря на то, что данный пункт предусмотрен в уставе внутреннего распорядка колонии. Также в помощь себе начальник колонии привозит в колонию сотрудников правоохранительных органов, которые всячески угрожают физической расправой.
Подобные зверства в колониях в отношении мусульман слышны со всех концов России. Сплоченность верующих и количественный их рост вызывает беспокойство у администраций учреждений.   Образ жизни мусульман идет в противоречии с установленными блатными устоями колоний,  что не позволяет управлению, посредством авторитетов среди осужденных, регулировать отношения между мусульманами и остальными заключенными.
Поэтому они используют репрессивные методы в отношении мусульман, как сотрудниками ФСИНа,  так и руками заключенных.

Рабит Батулла 75 яшен билгеләде


Рабит Батулла 75 яшен билгеләде

1 апрель көнне Камал театрында язучы, драматург, актер, режиссер, тәрҗемәче Рабит Батулланың 75 яшьлегенә багышланган юбилей кичәсе узды. Чарада Батулланың дуслары, туганнары, иҗатташ дуслары катнашты.


18 мусульман уволили за намаз на рабочем месте


18 мусульман уволили за намаз на рабочем месте




Мусульманская правозащитная организация подала в федеральный суд США иск о защите интересов 18 мусульман, уволенных за совершение молитвы на рабочем месте.
«Они даже не хотели обсуждать создание условий для этого», - комментирует в интервью TheColumbusDispatch директор по правовым вопросам отделения Совета по американо-исламским отношениям (CAIR) в Огайо Дженнифер Нимер.
Exel Inc., дочерняя компания Deutsche Post DHL, отклонила просьбы сотрудников внести изменения в график перерывов, чтобы они могли своевременно совершать молитвы. Очевидно, что предоставить мусульманам условия для совершения молитвы для работодателя не составляло труда, ведь обязательная часть намаза занимает считанные минуты.
По словам Нимер, складские рабочие сомалийского происхождения во время рабочего дня должны были молиться дважды. Предыдущее начальство не возражало против этого, однако новое руководство решило отказать мусульманам и уволило их.
Мусульманская правозащитная организация обратилась в суд и комиссию по равным возможностям занятости, обвинив компанию в дискриминацию по религиозному признаку.
Однако топ-менеджмент Exel утверждает, что «предпринимает огромные усилия, чтобы понять и создать условия для соблюдения религиозной практики сотрудников». Такое заявление звучит особенно абсурдно с учетом того, что компания уже давно известна негативным отношением к мусульманам, особенно выходцам из Сомали.
Источникansar.ru

Зәки Зәйнуллин: "Ахыргача көрәшәчәкмен"


Зәки Зәйнуллин: "Ахыргача көрәшәчәкмен"

Җәмәгать эшлеклесе Зәки Зәйнуллин аңа карата барган эзәрлекләүләр сәбәпле Татарстан баш прокурорына протест язган. Узган атна аның өендә тентү узган иде.


Зәки Зәйнуллин
Зәки Зәйнуллин

Зәки Зәйнуллинның “Звезда Поволжья” газетасында басылган "Русия татар күзлегеннән" дип аталган мәкаләсе сәбәпле басманың баш мөхәррире Рәшит Әхмәтов өендә тентү узганын инде язган идек. Шул ук көнне Зәки Зәйнуллинның да өендә тентү була.
“Биш кеше килделәр. Ике пүнәтәй һәм өч хезмәткәр. Ике сәгать ярым тентеделәр. “Мин риза түгел” дип каршы килеп караган идем мине тыңламыйлар да. Үзләрендә тентү ясар өчен бернинди прокурор кәгазе юк иде. “Ни сәбәпле тентү уздырасыз?” дигәч берни аңлатмыйлар, өлкән тикшерүченең йөкләмәсе барын гына әйттеләр һәм "тикшерүче барысын да аңлатыр диделәр”. Берсе миннән бәдрәфне сорады. “Әгәр анда корал яки наркотик табылуы турында әйтсәгез, мин физик көч кулланачакмын. Бу бәдрәф хәйләләре турында күп ишеткәнем барлыгын әйттем. Миннән бөтен "Звезда Поволжья" газеталарын, аннары берничә кулъязмаларны алдылар.

Шуннан күптән түгел ике операция кичерүем һәм үземне начар хис итәм дигән сүзләремә карамастан, мине Җиңү проспекты ягына тикшерүчегә алып киттеләр”, ди Зәйнуллин.

Анда тикшерүче Игорь Золотов Зәйнуллинга милләтара нәфрәт тудыруын әйткән. Ягъни “Русия татар күзлегеннән” мәкаләсенең 14нче бүлегендә урыс хатын-кызын мыскыл иткән сүзләр барлыгын белдергән.

“14 бүлектән  торган мәкаләнең нәкъ үндүртенче пунктына бәйләнәләр. Алар урыс хатын-кызын мыскыл итәсез, диләр. Мәкаләдә «Русская женщина слаба на передок» диелгән, әмма ул бит әле җилбәзәк дигәнне аңлатмый.  “Бу минем Русия турындагы уйларым, ә уйлаудан мине беркем дә тыя алмый. Монда бернинди җинаять эше юк. Мин сезнең сорауларга җавап бирмим һәм сорау алуга килмәячәкмен”, дидем. Нәрсәгә бәйләнергә белмиләр”, ди Зәйнуллин.

Ул тикшерүчедә ярты сәгать булуын әйтте. Кире кайтыр өчен 40 минутлап машина көтәргә кушсалар да, Зәйнуллин җәяү кайтып киткән.

Икенче көнне ул Татарстан баш прокуроры Кафил Әмировка бу уңайдан протест-гариза язган.

Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову письмо от известных татарских деятелей

Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову 

Уважаемый Рустам Нургалиевич!
В последнее годы в Татарстане представители местных спецслужб активизировали свою «деятельность», запустив конвейер судебных преследований. В частности, это выражается в преследовании мусульман во всех городах республики, а также общественных деятелей и журналистов. Эти преследования наталкивают на мысль об их спланированном заказном характере и наличии коллективного дирижера из московского Кремля. У республиканской общественности не вызывает сомнения, что уголовные дела против граждан Татарстана сшиты белыми нитками и явно сфабрикованы, причем весьма непрофессионально. 
Возбуждая уголовные дела по статье 282, сначала судили председателя Набережночелнинского отделения ТОЦ Рафиса Кашапова, имама мечети «Аль-Ихлас» Рустама Сафина. Потом эту же статью применили на редакторе газеты “Чаллы яшьләре” (Челнинская молодежь) Дамире Шайхутдинове, а также на редакторе газеты “Азатлык” (Свобода) Талгате Ахмадишине и председателе Милли Меджлиса татарского народа Фаузие Байрамовой, позже журналистке татарстанского телеканала "ТНВ" Эльмире Исрафиловой, в прошлом году по этой же статье был осужден Зиннур Аглиуллин. 
И так, в Татарстане возбуждено очередное уголовное дело по ст.282 ч.1 УК РФ против полковника в отставке, Заки Зайнуллина, одного из конструкторов ракеты «Тополь-М», общественного деятеля, члена Союза писателей Республики Татарстан, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени Мифтахетдина Акмуллы, лауреата премии имени Гаяза Исхаки и лауреата премии имени Хади Атласи, имени Илдара Юзеева... 
27 марта 2013 года в городе Казань в редакции газеты «Звезда Поволжья» и у автора газеты Рашита Ахметова, также у экс - председателя Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Заки Зайнуллина был проведен обыск сотрудниками Центра по противодействию экстремизму. Одной из причин обыска стала публикация статьи доктора технических наук Заки Зайнуллина «Россия глазами татарина». В ходе обыска в издательстве были изъяты все экземпляры газеты, 17 августа и 6 сентября 2012 года, в которых была опубликована его статья. 
В Татарстане, действительно, заработал судебный конвейер, у больного журналиста Рашита Ахметова провели обыск, и после этого многие задают вопрос – «почему Россия занимает 147 место из 168 по степени свободы прессы», о чем это говорит? 
Вся мощь правоохранительных органов - Управления ФСБ по РТ, Следственного Управления по РТ СК РФ - была направлена не против коррупционеров, а против татарского национального движения, в частности, в отношении национального лидера татар Закия Зайнуллина и независимого журналиста, правозащитника Рашита Ахметова. 
80 летний пенсионер Заки Зайнуллин и Рашит Ахметов каждый день ходят по больницам, неужели эти люди способны быть угрозами для общества?
Руководство России, силовые структуры должны задуматься об этих проблемах и о их решении:
«Россия занимает место в мире: 
1 место в мире по потреблению героина, 1 место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей, 
1 место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков, 1 место в мире по объемам торговли людьми, 1 место в мире по объёму продаж крепкого алкоголя, 1 место в мире по числу курящих детей
1 место в мире по темпам прироста ВИЧ инфицированных, 
1 место в мире по количеству ДТП, 2 место в мире по числу журналистов, убитых за последние десять лет, 
2 место в мире по количеству заключенных на 1000 человек, 3 место по числу беженцев, 3 место в мире по распространению детской порнографии.»

Мы обращаемся к Вам, Рустам Нургалиевич, как к гаранту конституции, и как Президенту Республики Татарстан, основываясь на вышеперечисленных фактах, мы, лидеры татарских общественно - политических демократических организаций Набережных Челнов, Нижнекамска и Елабуги (Алабуга) считаем, что:
- возбуждение уголовного дела по данной статье в отношении Заки Зайнуллина является ничем иным, как актом политической репрессии;
- этот акт политической репрессии направлен не только против З. Зайнуллина, но и против всей демократической оппозиции в Татарстане.
- мы можем полностью не разделять политических убеждений З. Зайнуллина, но мы не находим в статье «Россия глазами татарина» никаких признаков состава преступления.
Нас беспокоит как сам факт уголовного преследования, так и то, что проводимые в его рамках оперативно-розыскные мероприятия используются органами следствия в качестве прямого давления на татарскую оппозицию.
Мы требуем прекращения уголовного дела в отношении Закия Зайнуллина за отсутствием состава преступления.
Мы также призываем граждан Татарстана, политические партии, общественные объединения выступить вместе с нами в защиту Заки Зайнуллина и Рашита Ахметова. 

Известный татарский поэт, драматург и публицист - Айдар Халим, Н. Челны.
Председатель набережночелнинского отделения СТМ "Азатлык" - Ильмир Салих, Н. Челны.
Председатель Милли Междлиса татарского народа - Фаузия Байрамова, Н. Челны.
Председатель Шуры аксакалов (Совета старейшин) - Азат Аглиуллин, Н. Челны.
Зам. председателя НЧО ТОЦ - Гамиль Камалетдинов, Н. Челны.
Председатель общества «Сарман» - Дамир Шайхразиев, Н. Челны.
Председатель нижнекамского отделения СТМ "Азатлык" – Ильнур Галиев, Нижнекамск.
Сопредседатель ТОЦ города Нижнекамска – Ильдар Сайфуллин, Нижнекамск.
Председатель партии «Иттифак» - Равиль Салахов, Нижнекамск.
Председатель Шуры аксакалов Елабуги (Совета старейшин) – Раиф Галиев, Елабуга.
Председатель ТОЦ Елабуги Рафик Махмутов, Елабуга.
http://tatar-centr.blogspot.ru/2013/04/blog-post_2.html